Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Разработка бизнес-плана строительства АЗС
 Операции коммерческого банка с ценными бумагами
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...
 Рассуждения о проблеме влияния окружающего шума на...
 Рассуждения по тексту Владимира Харченко о роли науки в...
 Проблема отношений человека с природой в сочинении с...
 Рассуждение по теме ограниченности...
 Описание проблемы отношения людей к природе в сочинении по...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Русский язык и культура речи

контрольная работа

Анализ фрагмента речи историка В.О. Ключевского, собственная речь



ПЛАН
Введение. 3
Анализ фрагмента речи историка В.О. Ключевского. 5
Собственная речь. 8
" Риторическое наследие Сократа " 10
Использованная литература. 14
Введение.
Столь нужное всем мыслящим людям умение убеждать и понимать дается не только трудом самовоспитания, но и специальным обучением, овладением целой системой рече-мыслительных операций, которым обучали всех культурных людей с древнейших времен. Система эта была заложена философами - риторами демократической Эллады и названа риторикой.
Риторику часто отождествляют с ораторским искусством, но это слишком узкое ее толкование. Правильнее рассматривать ее как технологию, то есть совокупность методов, средств и приемов создания любого текста, оформленного в ясном и убедительном высказывании - устном или письменном - которое выражает значимые для автора и его адресата мысли, чувства и переживания.
Именно так трактовали сущность риторики ее античные теоретики и практики. И в то же время, понимая огромную силу слова, способного и оживить и убить, они предупреждали, что овладеть этой технологией может лишь тот, кто развил свой ум размышлениями и знает предмет речи. Великий римский оратор Цицерон утверждал: "Речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета. Если же за ней не стоит содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное ее выражение представляется пустой или даже ребяческой болтовней".
Подготовив свой ум и душу для осуществления своего права на свободу слова, высказывания, укрепив свой дух в защите добра, мы можем получить тот "золотой ключик", которым открывается заветная дверца в эффективное и конструктивное языковое общение. Риторика замечательна и тем, что в процессе овладения ее законами и правилами человек говорящий и пишущий - языковая личность - постоянно совершенствует ум, развивается нравственно, избавляясь от пустословия и безответственной болтовни.
Даже при полной свободе языкового творчества следует помнить, что есть общие законы и правила создания речи, которые не изменяются ни во времени, ни в пространстве. Именно этим объясняется тот феномен, что несмотря на многовековую отдаленность современной цивилизации от античных истоков, ни законы, ни правила риторики, открытые и сформулированные еще Сократом и Аристотелем, ни набор и последовательность риторических операций, получивших развитие и закрепление в научных трактатах и образцовых речах Демосфена, Цицерона, Квинтилиана, не утратили своего значения и остаются надежным и проверенным фундаментом мировой риторической науки и практики до сегодняшнего дня.
Анализ фрагмента речи историка В.О. Ключевского.
Фрагмент речи историка В.О.Ключевского
Слово "Русь" - Княжеская дружина, служа орудием администрации в руках киевского князя, торгуя вместе с купечеством больших городов, носила вместе с ним специальное название руси. До сих пор не объяснено удовлетворительно ни историческое происхождение, ни этимологическое значение этого загадочного слова. По предположению автора древней Повести о Русской земле, первоначальное значение его было племенное: так называлось то варяжское племя, из которого вышли первые наши князья. Потом это слово получило сословное значение; русью в Х в., по Константину Багрянородному и арабским писателям, назывался высший класс русского общества, преимущественно княжеская дружина, состоявшая в большинстве из тех же варягов. Позднее Русь, или Русская земля,- выражение, впервые появляющееся в Игоревом договоре 945 г.,- получило географическое значение: так называлась преимущественно Киевская область, где гуще осаживались пришлые варяги ("поляне, яже ныне зовомая русь", по выражению Начальной летописи). Наконец, в XI-XII веках, когда Русь как племя слилась с туземными славянами, оба эти термина Русь и Русская земля, не теряя географического значения, являются со значением политическим: так стала называться вся территория, подвластная русским князьям, со всем христианским славяно-русским ее населением.
Но в Х в. от смешанного высокого класса, называвшегося русью, военного и промышленного, в значительном количестве пришлого, еще резко отличалось туземное низшее население, славянское простонародье, платившее дань Руси.
Переходим к изучению явлений, в которых обнаружилось это развитие, и прежде всего изучим факты политические, т. е. порядок княжеского владения, установившийся на Руси по смерти Ярослава.
Рассматривая композицию речи отметим:
этикетные формулы которыми пользуется историк;
так называемый зацепляющий крючок в начале речи и в ее основной части ;
высказывается основная мысль, которая в последовательности с привнесенными в нее фрагментами изначальной летописи подтверждает происхождение и географическое положение древней Руси в разные периоды отечественной истории;
логическая форма изложения выстроена уже по определенному каркасу, где оратор вначале анализирует, затем как бы синтезируя сводит речь к единому слову "Русь" Сравнивая различные исторические источники и указывая различные периоды от Х века по дошедшим памятникам Киевской области и княжества ,далее Ключевский обобщает свою мысль по изложенным фактам, с учетом исторических событий, отталкиваясь от древней "Повести о Русской земле" и опираясь на точные даты и происходившие события;
основная мысль фрагмента речи доказывается Ключевским по различным источникам и с помощью весомых аргументов, не подлежащих сомнениям варьирует в различных интерпретациях слово "Русь" имеющее не одно, а множество значений от начала Х века до конца XII века, причем, сравнивая древние памятники письменности и делая на них ссылки в своем выступлении он рассматривает Русь в различных аспектах ее значения;
B финале отрывка чувствуется синтез всего сказанного, так как оратор вначале своего выступления говорит Руси , как: о высшем классе населения, замечая в основной части выступления, что русью являлась группа князей вышедших ИЗ варягов, а в заключительной части речь Ключевского усиливает значение слова Русь, и дает ей понятие Государства ,опять - таки основывая свое выступление на дошедших до нас памятнико-литературной письменности различных авторов и летописцев, а так же на исторических фактах, где виды аргументов к существу дела дают понять публике о незыблимости авторитета к которому прибег оратор в своем выступлении;
Ключевский в своей речи опирается на выражение субъективного отношения к исторической эпохе. Риторической фигурой его речи, как уже видно из вышеизложенных фактов : при упоминании, неоднократно слова Ру сь, в различных аспектах его значения на протяжении нескольких столетий, является фигура автора.
Собственная речь.
"Человек в большом городе"
Человек в большом городе чаще всего обречен на одиночество и непонимание. Люди живут не зная даже соседей по лестничной площадке, не видят и не замечают, что происходит рядом. Они бегут по своим делам, ныряя в открытую пасть метро, забиваются в городские автобусы, толкая друг друга, наступая на ноги. Иногда, кажется, в этой немыслимой суете нет места человеческому пониманию. А стоит приехать на отдых в какой-нибудь небольшой городок, но еще удивительнее в санаторий или на турбазу, как выясняется, что тот кто купается с тобой рядом живет на той же улице, в том же городе, работает с тобой на одном этаже и уж совсем поражаешься тому, что учился с этим человеком в одной школе. Как же ты живешь, человек? Самое главное - это когда тебя понимают - написал герой фильма "Доживем до понедельника? Трудно найти родственную душу в большом городе маленькому человеку.
Давайте прислушаемся к биению сердец людей идущих рядом. Давайте заглянем в глаза человеку идущему навстречу и просто улыбнемся ему. А может быть он тоже улыбнется вам в ответ.
Современный технический прогресс достиг высочайшего уровня, но на очень низком уровне находится культура общения между людьми. И в этом не виноват упадок экономики, в этом виновата черствость человеческих душ. Бытовые проблемы захлестнули нашу страну. Думая о хлебе насущном, мы пробегаем не замечая не только одиноко скитающихся по улицам собак и кошек, но и одиноко бредущего человека, взгляд которого направлен в пустоту. Попробуем хоть раз остановиться перед одинокой личностью. Ведь мы все жители одной планеты! Л.Н. Толстой называл себя "человеком планеты", а Иосиф Бродский писал в одном из своих ранних стихов: "Лишь только пепел знает, что значат сгореть до тла!" А если мы отдадим немного тепла своей души хотя бы близким и дорогим нам людям, то мир станет теплее и светлее. Мы не просто так пришли в этот мир и каждый из нас является звеном единой природы, а если теряется хотя бы одно звено, то нарушается ритм биения сердец. В большом городе - Москве шел спектакль "...А дальше - тишина...", где на сцене стояли в финале два старика, прожившие вою жизнь вместе, на старости дет для них не нашлось места ни у одного из их многочисленных детей, когда гас свет на сцене и в полной темноте звучала фраза " а дальше тишина", то при появлении света в зале люди прятали свои лица мокрые от слез и выходя из здания театра молодые люди, даже не провожая своих любимых бежали навестить родителей. Надо помнить о близких тебе людях, чтобы живя в большом городе не быть одиноким.
Если жители не только большого города, но и маленькой планеты Земля, бегущей по своей оси во Вселенной прекратят "тянуть одеяло на себя", когда мы поймем и оценим бесценность каждой человеческой жизни, столь хрупкой и столь уязвимой, когда?...
Люди не проходите мимо человеческого одиночества, не рвите ту маленькую душевную нить, тянущуюся от одного человека к другому, почаще улыбайтесь! Может быть, тогда свет наших глаз, радость улыбок, радуга чувств, а главное вовремя сказанное доброе слово и поможет величайшему творению Господа -Человеку в большом городе !
1. " Риторическое наследие Сократа "
Великие ораторы Греции возбуждали в слушателях высокие чувства и утверждали в них те идеи и мысли, которые продвигают человека и общество к совершенствованию. Одними из самых ярких и выдающихся риториков древности были Сократ и его ученик Платон. "Откажись от бесплодного умствования, познай, кто ты есть, и стань им", "Всякое знание отдаленное от справедливости, представляется плутовством, а не мудростью"
Сократ / 469 - 399 гг до н.э./ - великий греческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки проблемных вопросов /"сократовский метод"/.В качестве примера возьмем известный диалог - "Федр". В нем Сократ и юноша Федр выясняют истину о природе любви и отношениях любящего и любимого.
Но не только на эту тему идет беседа: мудрец и его юный приятель выясняют также, как нужно размышлять и говорить о любви, и не только о ней, но и о любом другом предмете. Потому диалоги и можно рассматривать прямо как краткий "учебник риторики", "краткое руководство к красноречию". По сути дела именно в этом диалоге закладываются те основы, те традиции мысли и речи, которые до сих пор определяют облик европейской и особенно русской речемыслительной культуры.
Существенно заметить, что диалог "Горгий" - это настоящий агон, борьба противников, так и не приводящая к согласию между ними (каждая из спорящих сторон остается при своем: когда Сократ спрашивает Калликла, что тот вынес из спора, молодой аристократ упрямо отвечает: "Понял: надо угождать" - нечто прямо противоположное тезису Сократа о том, что речь должна быть правдивой и искренней, а не ублажать слушателя). Диалог "Федр", напротив, скорее дружеская беседа ученика и учителя, где оба в совместном обсуждении приходят к новому знанию - знанию о сущности и законах риторики и любви.
Если диалог "Горгий" прежде всего посвящен риторической и жизненной этике в их тесной взаимосвязи, то "Федре" на первом плане для нас - гносеология и эстетика риторики.
Рассмотрим гносеологические основания риторики, опираясь на текст диалога. Именно риторика, как очевидно из размышлений Сократа о красноречии, предлагает думающему человеку важнейшие общие познавательные модели.
Что это за модели? Это способы мыслить о любом предмете и, рассуждая, говорить о нем. Эти способы мыслить и говорить отражают основные законы человеческого познания, т. е. являются не только формами речи, но в первую очередь - формами мысли о предмете. В риторике эти способы, эти модели получили название топы, топосы (от греч. topos - место). На ментальной карте речи они образуют главные смысловые позиции. В совокупности топы, или "общие места", составляют стройную систему, называемую топикой речи.
То, что формы мысли и формы речи едины, роднит риторику и диалектику. Ведь и само слово диалектика (от dialegomai - беседую) означает прежде всего умение вести беседу, беседовать или, как мы видели находить истину в споре. Что же делает человека диалектиком? Это сочетание двух способностей.
Первая - находить общее для разных явлений (предметов), возводить частное к общему, восходить от вида к роду. При этом необходимо умение давать определения предметам речи и мысли, чтобы речь приобрела ясность.
Вот как говорит об этой способности Сократ: "...Охватив все общим взглядом, возводить к единой идее разрозненные явления, чтобы, определив каждое из них, сделать ясным предмет нашего поучения - вот первая из способностей, которые в совокупности делают человека диалектиком. Эта деятельность получила впоследствии название индукции.
Вторая же способность - это "наоборот, умение разделять все на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни один член, как дурные повара". Это умение отражает противоположный ход мысли - от общего - к частному. Он был позднее назван дедукцией.
Риторический идеал, выработанный Сократом, отраженный Платоном в диалогах, воспринятый и развитый Аристотелем в его "Риторике", можно описать как иерархию трех основных элементов: мысль - истина , благо- добро , красота-гармония.
Но этот же риторический идеал, этот же "образ прекрасной речи", который присутствует в сознании каждого мастера-творца такой речи, определяет и основы отечественной, русской словесной культуры: сравним определение риторики и ее целей у Кошанского, хвалу подлинно прекрасной речи у А. Ф. Лосева и там является та же триада, и так же понятая: мысль - добро - красота.
Интересно также, что тот удивительный "культ слова", о котором свидетельствует А. Ф. Лосев, обращаясь к истокам риторики у греков, отмечает и Василий Белов в книге "Лад", говоря о русской крестьянской культуре:
"Что значило для народной жизни слово вообще? Слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Слово порождало и объясняло жизнь, оно было для крестьянина хранителем памяти и залогом бесконечности будущего. Покажется ли удивительным при таких условиях возникновение культа слова, существующего в деревнях и в наше время? Умение хорошо, то есть образно, умно и тактично говорить в какой-то степени было Мерилом даже социально-общественного положения, причиной уважения и почтительности. Для мелких и злых людей такое умение являлось предметом зависти. Красивая, образная речь не может быть глупой речью".
Особенно заметна эта преемственность культур при обращении к анализу значения слова логос Платона:
"Самое главное - это то, что в этом термине отождествляется все мыслительное и все словесное, так что "логос" в этом смысле означает и понятие, и суждение, и умозаключение, и доказательство, и науку, с бесчисленными промежуточными значениями, а с другой стороны, и слово, и речь, язык, словесное построение и вообще все, относящееся к словесной области. На европейской почве это является единственным и замечательным отождествлением мышления и языка...". Это же единство слова и мысли видим мы и в русском риторическом идеале, восходящем к платоновской традиции.
Приведем в связи с вопросом о месте Сократа и Платона в русской культуре, в частности, в культуре словесной, мнение проф. Б. П. Вышеславцева из его речи памяти В. В. Соловьева, сказанной в Париже в 1926 г.: "Во всей мировой философии Сократ является единственным в своем роде соединением трех потенций духа: диалектического гения, поэтического таланта и мистической одаренности. В этом сочетании даров Соловьев конгениален Сократу и Платону. Более того, Платону конгениальна русская душа: тому доказательством является Достоевский с его трагическим гением, диалектическим талантом и мистическими озарениями".
Резюмируя можно сказать, что наследие великих греческих философов и риторов, выдающимся представителем которых был Сократ, по праву занимает важное место в сокровищнице мировой культуры.

Использованная литература.
Волков А.А. Основы русской риторики. М. 1996
Иванова С.Ф. Говори! М. 1997
Иванова С.Ф. Искусство диалога, или беседы о риторике. Пермь, 1992
Кохтев Н.Н. Риторика. М. 1996
Михальская А.К. Русский Сократ. М. 1996
Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М. 1991
Сопер Поль Л. Основы искусства речи. М.1992
2

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Современное состояние отдельного межотраслевого комплекса (транспортного) России. Значение межотраслевого комплекса в экономике региона (экономического района)
 Контрольная работа 07
Ваши отзывы
Здравствуйте. Огромное спасибо, мой заказ пришел. Вы меня очень выручили, в следующий раз обращусь к вам опять. Удачи.
Денис

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.