|
|
Административное право (задачи) 9ПЛАН Задание №1 .......................................................................... 3 Задание №2 .......................................................................... 8 Задание №3 ........................................................................ 13 Задание №4 ........................................................................ 15 Библиография ..................................................................... 20 Задание №1. Гр. О. 1 ноября 1993 года по нотариально удостоверенному договору купли-продажи приобрела однокомнатную квартиру в г. Москве. 8 февраля 1995 г. паспортное управление Главного управления внутренних дел Москвы отказало ей в прописке в этом помещении, сославшись на то, что купленная гр. О. жилая площадь не освобождена и ею не уплачен городской сбор, установленный законом г. Москвы от 14 сентября 1994 г. "О сборе на компенсацию затрат городского бюджета по развитию инфраструктуры города и обеспечению социально-бытовыми условиями граждан прибывающих в г. Москву на жительство" (введен в действие постановлением Московской юродской Думой). Гр. О. обратилась в суд с жалобой на решение паспортного управления, считая, что оно нарушает ее права. Каким будет решение суда? Каков порядок регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ по действующему законодательству? В ч.1 ст.27 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В силу ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Поэтому требование о прописке, носящей разрешительный характер, противоречит Конституции, а указанные права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для достижения целей, перечисленных в ч.3 ст.55 Конституции. Ограничение конституционного права любыми способами (как ведением прямых запретов, так и установлением косвенных ограничений) в законах и иных правовых актах субъектов Российской Федерации недопустимо. Таким образом, суд должен удовлетворить жалобу гр. О. Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, принятыми постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. №7131 во исполнение требований Конституции и Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"2, прописка граждан заменена на их регистрацию по месту жительства. На основании ч. 2 ст.6 вышеуказанного Закона гр. О. как собственник жилого помещения в Москве, избравшая его местом своего жительства, должна была зарегистрироваться в органе регистрационного учета, а этот орган обязан был зарегистрировать ее не позднее трех дней со дня предъявления документов, причем это должно быть произведено независимо от того, освободилось ли купленное О. жилое помещение или нет, поскольку Федеральный закон с этим обстоятельством возможность регистрации его собственника не связывает. Требование к О. уплатить при регистрации сбор, установленный Законом города Москвы от 14 сентября 1994 г., является также неправомерным. Ст. 1-3 данного Закона предусматривают уплату сбора физическими лицами: гражданами Российской Федерации (кроме граждан, постоянно проживающих в Москве и Московской области), гражданами стран СНГ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывающими на жительство в Москву на жилую площадь, принадлежащую им на праве собственности; ставка сбора установлена в размере 5000 минимальных месячных оплат труда в соответствии с законодательством Российской Федерации, а для граждан Российской Федерации - в размере 10 процентов от этой ставки. Уплата сбора является не чем иным, как ограничением конституционного права человека, законно находящегося на территории Российской Федерации, на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, поскольку его осуществление ставится в зависимость от возможности уплаты гражданином значительной денежной суммы (по условию задачи Онищенко утверждает, что она не имеет возможности уплатить ее). Ограничение конституционного права возможно только федеральным законом и в строго определенных в ч.3 ст.55 Конституции целях. Закон, на основании которого от гр. О. требуют уплаты сбора, принят субъектом Российской Федерации и не отвечает указанным целям, поэтому не может применяться. Кроме того, закон устанавливает сбор только для лиц, проживающих за пределами Москвы и Московской области (кроме некоторых граждан, которым предоставлена льгота), и не вводит его для жителей Москвы и Московской области, т.е. он дискриминирует граждан в зависимости от их места жительства. В соответствии со ст.19 Конституции все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Ст.3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и п.20 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации устанавливает, что за регистрацию граждан по месту жительства взимается государственная пошлина в порядке и размерах, предусмотренных Законом Российской Федерации "О государственной пошлине", какие-либо иные платежи этими актами не предусмотрены. Согласно подп. "м" п.5 ст.3 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" от 9 декабря 1991 г. (в редакции Закона Российской Федерации от 17 февраля 1993 г.), за регистрацию по месту жительства государственная пошлина взимается в размере одного процента установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. В настоящее время согласно Федеральному закону от 31 декабря 1995 г. №226-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине" за регистрацию по месту жительства взимается госпошлина в размере 1 процента от минимального размера оплаты труда При таких обстоятельствах суд должен обязать паспортное управление ГУВД г. Москвы зарегистрировать гражданку О. по месту жительства с уплатой государственной пошлины в размере одного процента установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Необходимо также отметитить, что таким образом разрешено дело определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 3 января 1996 г. Закон от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (ВВС РФ, 1993, №32, ст. 1227) ознаменовал начало поэтапного упразднения института прописки. Закон направлен на ликвидацию запретительного и разрешительного режимов и устанавливает свободный режим, требующий лишь регистрационного учета граждан России. Под местом пребывания Закон понимает гостиницы, санатории, больницы, другие подобные учреждения, а также жилые помещения, не являющиеся местом жительства гражданина, где он проживает временно, например дача, садовый домик. Под местом жительства Закон понимает жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, общежитие, иные жилые помещения, в которых гражданин проживает постоянно или преимущественно в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Целью регистрационного учета в Законе определено обеспечение необходимых условий для реализации гражданами их прав и свобод, исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Граждане Российской Федерации обязываются регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства. Также в Законе закреплено правило, по которому регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации, например, основанием для ограничения права на трудоустройство. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. №713 (СЗ РФ, 1995, №30, ст. 2939) утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Вводимая система регистрации существенно отличается от системы прописки. Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать названные Правила. Контроль за соблюдением Правил должностными лицами и гражданами возлагается на органы внутренних дел. Документами, удостоверяющими личность гражданина, необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются: паспорт, свидетельство о рождении для лиц, не достигших 16-летнего возраста, заграничный паспорт для граждан, постоянно проживающих за границей, но которые временно находятся на территории России, удостоверение личности для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов); военный билет - для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или контракту; справка об освобождении из мест лишения свободы - для лиц, освободившихся из мест лишения свободы; иные выдаваемые органами внутренних дел документы, удостоверяющие личность гражданина. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 10 дней, обязаны в 3-дневный срок со дня прибытия обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, представив им необходимые документы. Регистрация осуществляется, как правило, на срок до 3 месяцев. Регистрация граждан по месту пребывания производится без их снятия с регистрационного учета по месту жительства. В Правилах установлено, что гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить необходимые документы, в том числе документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение, например ордер, договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, либо иной документ или его надлежаще заверенную копию. За регистрацию граждан по месту жительства взимается государственная пошлина в порядке и размерах, предусмотренных Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. "О государственной пошлине" (в редакции Федерального закона от 31 декабря 1995 г. - ВВС РФ, 1992, №11, ст. 521; СЗ РФ, 1996, №1, ст. 19). Правила содержат указания, касающиеся и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и жительства. Задание №2. Наукой административного права выработано несколько критериев классификации органов исполнительной власти: по территориальным масштабам деятельности, по характеру компетенции, по методу принятия решений, по порядку формирования. Дайте характеристику следующим органам исполнительной власти с точки зрения всех вышеуказанных классификационных критериев: Правительству РФ, Министерству общего и профессионального образования РФ, Государственному комитету РФ по статистике, Федеральной энергетической комиссии РФ, Федеральной авиационной службе России, Российскому космическому агентству, Правительству Саратовской области, мэрии г. Саратова, комиссии по делам несовершеннолетних при районной администрации, областному управлению внутренних дел, совету ректоров вузов г. Саратова, районному отделу внутренних дел. Используя Конституцию РФ, Федеральный закон "О Правительстве РФ", Устав (Основной закон) Саратовской области и Областной закон "О Правительстве Саратовской области", нарисуйте схему всей системы органов государственной исполнительной власти, выделив в ней структурные звенья (группы органов) по территориальным масштабам деятельности и характеру компетенции. Что может сделать государственный орган субъекта федерации в случаях принятия явно нецелесообразного решения прямым волеизъявлением граждан муниципального образования или каким-либо его должностным лицом? Может ли он отменить или приостановить это решение? С учетом территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти могут быть двух уровней: федерального и субъектов Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов. Этот признак обусловлен федеральным устройством и административно-территориальным делением Российской Федерации. На всю территорию России свою деятельность распространяют: Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют свою деятельность соответственно в пределах своей территории, то есть части территории России. Кроме того, имеются местные органы исполнительной власти. По организационно-правовым формам на федеральном уровне различаются: Правительство Российской Федерации; министерство Российской Федерации; государственный комитет Российской Федерации; федеральная комиссия России; федеральная служба России; российское агентство; федеральный надзор России; управление делами Президента. Организационно-правовыми формами исполнительной власти субъектов Федерации могут быть: правительства (совет министров); министерства; комитеты; департаменты; главные управления, управления, отделы, службы и иные органы. В зависимости от объема и характера компетенции органы исполнительной власти подразделяются на: а) органы обшей компетенции, осуществляющие руководство на подведомственной территории всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности (президентуры, правительства, администрации субъектов Федерации); б) органы отраслевой компетенции, на которые возложено руководство отдельными отраслями управления или сферами деятельности (министерство, структурное недра телепне администрации); в) органы межотраслевой компетенции, которые ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (государственный комитет, федеральная комиссия, федеральный надзор). Иногда выделяют органы смешанной компетенции, то есть сочетающие признаки органов отраслевой и межотраслевой компетенции. По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются: а) коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, то есть большинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство, государственный комитет, федеральная комиссия); б) единоначальные органы, с которых основные вопросы решаются их руководителями (министерство, администрация субъекта Федерации). Коллегиальность позволяет наиболее квалифицированно решать сложные вопросы с учетом мнения многих специалистов. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства и повышение персональной ответственности руководителей за результаты работы органа исполнительной власти. В ряде случаев сочетание этих начал может выражаться в том, что коллегии действуют в единоначальных органах. Классификация органов исполнительной власти может проводиться также по другим признакам: по порядку образования (образуемые, избираемые, назначаемые); Правительство РФ - орган федерального уровня, обшей компетенции, коллегиальный, назначаемый. Министерство общего и профессионального образования РФ, Российское космическое агентство, Федеральная авиационная служба России - орган федерального уровня, отраслевой компетенции, единоначальный, образуемый. Государственный комитет РФ по статистике - орган федерального уровня, межотраслевой компетенции, коллегиальный, образуемый. Федеральная энергетическая комиссия РФ3 - орган федерального уровня, отраслевой компетенции, коллегиальный, образуемый. Правительство Саратовской области - орган субъекта Федерации, обшей компетенции, коллегиальный, назначаемый. Мэрия г. Саратова - орган местного самоуправления, общей компетенции, единоначальный, образуемый. Комиссии по делам несовершеннолетних при районной администрации - орган местного самоуправления, отраслевой компетенции, коллегиальный, образуемый. Областному управление внутренних дел - орган субъекта Федерации, отраслевой компетенции, единоначальный, образуемый. Совет ректоров вузов г. Саратова - данное образование не следует рассматривать как орган исполнительной власти, поскольку властными полномочиями он не обладает. Районный отдел внутренних дел - орган местного самоуправления, отраслевой компетенции, единоначальный, образуемый. Объем компетенции различают общегосударственный, отраслевой, в объединении, в организации. Территориальные масштабы деятельности ограничиваются государственно-территориальным образованием, административно-территориальным образованием, особым территориальным образованием. Звено системы органов государственного управления - это такая группа органов, которая наделена единой по своему объему компетенцией и обладает единым территориальным масштабом деятельности: а) высшие и центральные органы государственного управления, б) органы управления субъектов РФ и органы местного самоуправления; в) администрация государственных предприятий, объединений, учреждений. 1. Звено системы органов государственного управления - высшие и центральные органы государственного управления. 2. Звено системы органов государственного управления - органы управления субъектов РФ и органы местного самоуправления. 3. Звено системы органов государственного управления - администрации государственных предприятий, объединений, учреждений. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления установлены в статье 5 Федерального закона от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г.)4. Анализ данного закона позволяет сделать вывод о том, что в случае принятия волеизъявлением граждан муниципального образования или каким-либо его должностным лицом решения явно нецелесообразного, однако не противоречащего законодательству и уставу муниципального образования возможны два варианта: 1. если решение принято по вопросам местного значения, то государственный орган субъекта федерации может лишь довести до сведения граждан муниципального образования или его должностных лиц свою позицию; никаких иных мер, с учетом самостоятельности местного самоуправления принять нельзя. Ни отменить, ни приостановить, ни даже протестовать или обжаловать в суде это решение по мотивам его нецелесообразности нельзя. 2. если решение принято по вопросам реализации отдельных полномочий субъекта Российской Федерации, то возможно принятие контрольно-предупредительных мер, предусмотренных законодательством данного субъекта. Задача №3. Заведующий секретариатом - помощник руководителя департамента министерства, в своем выступлении на собрании коллектива 18 июня, для иллюстрации несоблюдения работниками департамента служебной дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка, сослался на факт, что состоящая в штате секретариата и находящаяся в непосредственном подчинении помощника, референт руководителя Л. в марте трижды приходила на работу с опозданием на полтора-два часа, не давая по этому поводу убедительных объяснений, хотя всякий раз уверяла, что больше этого не повториться. Присутствующий на собрании директор департамента спросил заведующего секретариатом, почему он не представил официальных докладных записок по этим фактам. Помощник ответил, что поверил женщине из чисто человеческих побуждений. Не удовлетворившись таким ответом и не считая вопрос исчерпанным, директор департамента потребовал после собрания представить письменные объяснения по этим фактам. Прочитав их на другой день - 19 июня, издал приказ, в котором объявил строгий выговор референту Л. "за неоднократные нарушения ею дисциплины", а заведующему секретариатом выговор "за неприятие своевременных мер законного реагирования по фактам нарушения трудовой дисциплины непосредственно подчиненным работником". Дайте юридический анализ ситуации и правомерности данного приказа руководителя. В соответствии с п. 6 ст. 10 Федерального закона от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"5 государственный служащий обязан соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции... Таким образом, видно, что и референт Л., и заведующий секретариатом допустили нарушения служебной дисциплины. Однако наложение на референта Л. взыскания в виде строгого выговора "за неоднократные нарушения ею дисциплины" в данном случае является незаконным. В статье 14 Федерального закона от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение (ч. 1). Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается федеральным законом (ч. 3). Так как сейчас подобного закона не существует, то до его принятия следует руководствоваться ст.136 КЗоТ, которая регламентирует общий порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий, и Законом РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Взыскание не может быть применено позднее шести месяцев, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - двух лет со дня совершения проступка. (статья 136 КЗоТ РФ "Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий":. Днем обнаружения проступка считается дата, когда непосредственному руководителю виновного стало известно о его совершении, независимо от того, наделен ли он правом налагать дисциплинарные взыскания (п.26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г.). В нашем случае референт Л. допустила нарушения в марте и об этом сразу же стало известно её непосредственному руководителю - заведующему секретариатом. Так как к 19 июня истек месячный срок наложения взыскания, поэтому строгий выговор объявлен с нарушением закона. Причем формулировка "за неоднократные нарушения ею дисциплины" в данном случае применена неверно: ведь даже если опаздывание имело место неоднократно, ранее Л. к дисциплинарной ответственности за данные опаздания не привлекалась. Поэтому неоднократности в этом случае нет (п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г.6). Что касается заведующего секретариатом, то дисциплинарное взыскание на него наложено правомерно, так как срок наложения взыскания соблюден. Задание №4. Избранный на должность губернатора области гр. Я., ознакомившись с разработанной Институтом экономики переходного периода, программой стабилизации и восстановления экономики области, дал ей крайне негативную оценку. По договору область должна была перечислить Институту 250 тысяч рублей. Бывший глава областной администрации гр. К. эту разработку Института принял, но уплатить успел лишь 100 тысяч рублей. Новый же губернатор категорически отказался от оплаты оставшейся части долга. Имеет ли в данном случае место нарушение законности или дисциплины, какой ее конкретной разновидности. Какие способы и организационно-правовые средства воздействия на губернатора может использовать директор Института по действующему законодательству? Дайте характеристику всем способам обеспечения законности и дисциплины: контролю, надзору и контрольно-надзорной деятельности в общей системе правоохранительной деятельности государства. Раскройте взаимосвязь и соотношение понятий законность, государственная дисциплина и целесообразность. Свое обоснование поясните примерами. Здесь имеет место нарушение как законности (если законность понимать как режим (состояние) общественной и государственной жизни), так и дисциплины. Дисциплина - не просто неуклонное исполнение законов и иных нормативных актов всеми участниками управленческого процесса; это практическое соблюдение конкретными исполнителями. Поэтому дисциплина - важнейший фактор формирования организованности и согласованности действий всех субъектов административно-правового регулирования. Дисциплина бывает нескольких видов: общественная - ее правила действуют в системе общественных организаций; гражданская - правила которой реализуются без непосредственного участия государственного органа; государственная - действует в системе государственных отношений. В наше конкретном случае имеет место нарушение гражданской дисциплины. Между Институтом экономики переходного периода и областью в лице губернатора этими сторонами существуют гражданско-правовые отношения (имел место договор на выполнение научно-исследовательских работ - т.е. разработку программы стабилизации и восстановления экономики области). И, как следует из условия, приняв работу, заказчик (в лице нового губернатора Л.) отказался исполнять своё договорное обязательство - оплатить выполненную работу. Несмотря на то, что одной из сторон договора выступает орган государственной власти субъекта РФ, отношения являются гражданско-правовыми, основанными на равенстве сторон. Поэтому неисполнение договорных обязательств следует рассматривать как нарушение гражданской дисциплины. Ст. 11 ГК РФ устанавливает, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (ч. 1).Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (ч. 2). Директор Института может использовать и административный порядок защиты нарушенного права - обратиться с жалобой в прокуратуру, чтобы прокурор области принял соответствующий акт прокурорского реагирования, или же обратиться с жалобой к Президенту РФ. Но в данном случае представляется наиболее целесообразной судебная защита путём предъявления в арбитражный суд иска к Администрации области об исполнении обязательства. Действует особая система государственных органов, на которую возложена обязанность по поддержанию и укреплению законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти. Применяемые ими различные правовые и организационные формы и методы деятельности, практические приемы, операции обобщенно называются способами обеспечения законности. Это контроль и надзор. В широком смысле контроль - это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров. Контрольная деятельность государственных органов включает следующие элементы: проверка фактического выполнения нормативных и иных предписаний как с точки зрения законности, так и с точки зрения целесообразности; проверка путей средств выполнения закона и других предписаний, позволяет оценить, как достигнуты результаты; принятие мер по предотвращению и устранению выявленных нарушений, по поощрению или привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушениях законности и дисциплины. Меры могут применяться разнообразные: материально-технические, финансовые, организационные, меры дисциплинарного и административного воздействия и т.п. Проверка исполнения составляет часть, вид контроля и состоит в проверке органом или должностным лицом тех актов, которые ими самими изданы и адресованы подчиненным организациям и лицам. Различают внутриведомственный контроль - осуществляется силами и средствами каждого ведомства в рамках отрасли государственного управления, и вневедомственный - осуществляется всеми государственными органами, в деятельность, которых входит правоохранительная функция. По стадиям проведения различают предварительный контроль, цель которого состоит в предупреждении и профилактике нарушений: текущий, цель которого - выяснение состояния законности и дисциплины и оценки действий объектов контроля; последующий, цель которого - проверка реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих, органов. Выделяют также виды контроля по субъектам, его осуществляющим: судебный контроль, контроль органов представительной власти, контроль Президента РФ. Надзор как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти отличается от контроля. Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается. Различаются два вида надзора: прокурорский и административный. Надзорная деятельность, как и контрольная, является одним из способов правоохранительной деятельности (то есть по обеспечению законности и дисциплины). Но в отличие от контроля надзор содержит следующие элементы: 1) проверка исполнения закона и других предписаний и действий органа с точки зрения лишь законности; 2) в процессе контроля проверяются различные стороны деятельности подконтрольных объектов, в процессе надзора - соблюдение специальных правил на поднадзорных объектах. Отсюда, и меры, применяемые в процессе и по итогам надзора можно назвать специальными: их перечень строго ограничен в законе. И целью его является восстановление нарушенной законности. Надзор может быть нескольких видов: надзор прокуратуры (общий надзор), административный надзор, осуществляемый органами милиции, внутренними войсками и другими подразделениями системы МВД, и т. п. Правовыми формами, которыми прокурор добивается восстановления, являются: протест - приносится на противоречащий закону правовой акт в орган, издавший этот акт или в суд; должен быть рассмотрен в течение 10 дней; представление - вносится по поводу нарушений закона в деятельности той или иной организации, должно быть рассмотрено безотлагательно и в течение месяца приняты меры по устранению нарушений. О результатах рассмотрения протеста и представления незамедлительно сообщается прокурору письменной форме. Органы и должностные лица МВД также обладают значительными полномочиями при осуществлении административного надзора - применяют широкий спектр мер административного принуждения. В контрольно-надзорную деятельность входят как элементы надзора, так и элементы контроля. Так, проверка в ходе контрольно-надзорной деятельности осуществляется лишь с точки зрения законности, как в процессе надзора. А принятие мер в ходе или по результатам надзора осуществляется аналогично контролю, но меры эти являются мерами административного принуждения: мерами предупредительно-пресекательного характера и мерами административных взысканий. Этот вид деятельности осуществляется двумя большими группами органов. Во-первых, центральные органы государственного управления (ведомства): федеральный горный и промышленный надзор России, федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности; некоторые ведомства, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия наряду с другими, например. Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации. Во-вторых, государственные инспекции, которые по своему организационному статусу являются структурными подразделениями соответствующих министерств, но с полномочиями, распространяющимися на граждан и другие организации. Например: ГИБДД, Госветнадзор, Госсанэпиднадзор, Госэнергонадзор и другие (всего около тридцати). Законность является основой деятельности всех субъектов административного права. Она состоит из следующих составных частей: 1) Закон регулирует основные общественные отношения, которые, в свою очередь, определяют жизнь общества и государства. Закон является основной формой правового регулирования этих отношений. Другие формы правового регулирования должны соответствовать закону. 2) Закон должен акцентировать свое внимание на обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, а также на обеспечении нормального функционирования общества в целом, то есть закон должен иметь демократический характер. 3) Соблюдение и применение закона обеспечивает государство. Законность в сфере административно-правового регулирования имеет следующие особенности: а) субъекты административного права могут не только применять, но и создавать нормы права, количество субъектов, имеющих данные полномочия, очень велико; б) в свою очередь, количество действующих законов и основанных на них других нормативных актов еще большее. Поэтому, с одной стороны, осуществлять контроль и надзор за их исполнением очень трудно, но с другой - именно соблюдение принципа законности является главным условием слаженного взаимодействия всех субъектов административно-правового регулирования. Таким образом, законность позволяет обеспечить единообразное понимание и применение всей массы нормативных актов, издаваемых в сфере административно-правового регулирования всеми его субъектами. Важнейшей особенностью принципа законности в административном праве является проблема соотношения законности и целесообразности. Дело в том, что именно в сфере управления допустимо выбирать наиболее целесообразные пути и конкретные меры по решению поставленных задач, так как несмотря на обилие норм права в сфере административно-правового регулирования, жизнь оказывается более многообразной и возникает необходимость выбора. Однако целесообразность возможна и допустима только в рамках законности. Нельзя даже в экстремальных ситуациях руководствоваться целесообразностью вопреки закону. Это будет нарушением CT. 15 Конституции РФ, которая требует соблюдения, в первую очередь, законности. Библиография. Конституция Российской Федерации. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1996. Закон РФ от 25 июня 1993 г. №5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 12 августа 1993 г., №32, ст.1227. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - М: Юристъ, 1998. Кодекс законов труде Российской Федерации. - М.: Юристъ, 1999. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с изм. и доп. от 17 марта 1997 г., от 26 ноября 1996 г, от 22 апреля 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 августа 1995 г. №35, ст. 3506. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 1995 г., №31, ст. 2990. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г. №16 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров" // "Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации", Москва, издательство "Юридическая литература", 1994 г. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. №713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" с изм. от 14 февраля 1997 г. и от 23 апреля 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 июля 1995 г., №30, ст. 2939. Постановление Саратовской областной Думы от 5 сентября 1996 г №30-447 "О Правительстве Саратовской области"// "Саратовские вести" 10.09.96г №(1346). Овсянко Д.М.Административное право: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.А. Туманова. - М.: Юристъ, 1997. 1 Собрание законодательства Российской Федерации от 24 июля 1995 г., №30, ст. 2939. 2 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 12 августа 1993 г., №32, ст.1227. 3 Положение о Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. №960) 4 Собрание законодательства Российской Федерации от 28 августа 1995 г. №35, ст. 3506. 5 Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 1995 г., №31, ст. 2990. 6 "Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации", Москва, издательство "Юридическая литература", 1994 г. 10 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|