Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Незаконный оборот наркотиков
 Экспертная оценка объекта недвижимости (ЖСК "Полянка")
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Выдаем микрозаймы безработным без проверки кредитной...
 Онлайн-игра в автоматы без...
 Заочное обучение...
 Заочное обучение...
 Сочинение для ЕГЭ на тему о медицинских работниках по...
 Как оформить кредит на развитие малого...
 Для чего нужна накрутка лайков...
 Особенности местного бюджетного...
 Официальный сайт онлайн-казино русский...
 Главные достоинства Адмирал...
 Лучший азартных отдых в онлайн-казино Вулкан...
 Готовые сочинения по ЕГЭ на тему о влиянии фамилии на...
 Уникальный текст сочинения по русскому языку 11 класс. По...
 Что может...
 Куда вложить деньги? Конечно в недвижимость за...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Аграрное (земельное) право

контрольная работа

Судебный порядок защиты прав и законных интересов сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств



ПЛАН
1. Гарантии прав и интересов. Понятие правонарушения. 3
2. Общая характеристика юридических механизмов
защиты прав и интересов. 12
3. Прокурорский надзор за исполнением аграрного
законодательства. 21
4. Судебная защита прав и законных интересов. 24
5.Претензионный порядок рассмотрения споров. 26
6. Нотариальная защита прав и законных интересов. 29
ЛИТЕРАТУРА 32 1. Гарантии прав и интересов сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств. Понятие правонарушения.
Будучи юридическими лицами (кроме крестьянских хозяйств), все сельскохозяйственные коммерческие организации имеют обособленное имущество, находящееся на самостоятельном балансе, отвечают по своим обязательствам имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде.
В связи с особенностями участия в образовании имущества учредители сельскохозяйственных акционерных обществ, иных хозяйственных обществ и товариществ, производственных и потребительских кооперативов имеют обязательственные права в отношении этих предприятий, в то время как учредители государственных (муниципальных) сельскохозяйственных предприятий имеют право собственности на их имущество. Это общее традиционное положение гражданского законодательства относительно первой группы предприятий в аграрном законодательстве 1991-1994 гг. не было соблюдено.
Сельскохозяйственные коммерческие организации обладают общей гражданской правоспособностью, соответствующей целям их деятельности. Как и все другие юридические лица, они могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, включая и не названные прямо в их учредительных документах. Исключение составляют государственные и муниципальные сельскохозяйственные предприятия, которые в соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ имеют не общую, а специальную правоспособность, определенную законом. Правоспособность сельскохозяйственных коммерческих организаций возникает с момента их государственной регистрации, а прекращается в момент завершения их ликвидации. Очень важной гарантией возникновения гражданской правоспособности коммерческих организаций является запрет на отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности.
Сельскохозяйственные коммерческие организации создаются на основании установленных гражданским законодательством учредительных документов: устава - акционерные общества, кооперативы (производственные и непроизводственные, т.е. потребительские), государственные и муниципальные предприятия; учредительного договора и устава - общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью; учредительного договора - полные товарищества, товарищества на вере. Учредительные договоры заключаются всеми учредителями предприятий, а уставы утверждаются их собранием (кроме унитарных предприятий, уставы которых утверждаются учредителем - собственником государственного или муниципального имущества).
Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает обязательные требования к содержанию учредительных документов в зависимости от конкретной организационно-правовой формы юридических лиц. В качестве общих для всех юридических лиц сведений в учредительных документах определены: наименование (фирменное) предприятия, место его нахождения, порядок управления деятельностью. В учредительном договоре, кроме того, должны фиксироваться: обязанность учредителей по созданию предприятия, порядок их совместной деятельности, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности, порядок распределения между участниками прибыли и убытков, условия выхода учредителей (участников) из его состава. Важно отметить также общее правило: государственной регистрации подлежат не только первоначальные учредительные документы, но и их изменения, которые имеют силу для третьих лиц с момента государственной регистрации этих документов. (Для унитарных предприятий установлены особые правила.)
На сельскохозяйственные коммерческие организации распространяются также гражданско-правовые нормы об ответственности юридических лиц: 1) они отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом; 2) они не отвечают по обязательствам учредителя (участника) или собственника их имущества, как и последние не отвечают по обязательствам юридического лица.
Сельскохозяйственные коммерческие организации любой организационно-правовой формы независимо от того, в чьей собственности находится закрепленное за ними имущество, вправе обратиться при нарушении своих имущественных прав в суд или арбитражный суд: с виндикационным иском (о признании прав собственности или владения на спорное имущество либо об истребовании своего имущества из чужого владения (ст. 301-303 ГК РФ); с негаторным иском об устранении нарушений, препятствующих пользованию имуществом (ст. 304 ГК РФ).
Помимо данных споров сугубо экономического характера, судебные органы рассматривают также споры, возникшие в сфере управления, реализуя право предприятий обращаться к ним с заявлениями о признании актов органов государственной власти полностью или частично недействительными в случае нарушения ими имущественных прав предприятий, а также споры о возмещении причиненных в результате их действий убытков. Право на судебную защиту нарушенных имущественных прав в равной мере относится как к предприятиям-собственникам, так и к унитарным предприятиям, не являющимся таковыми (ст. 305 ГК РФ), которые имеют право на защиту своего права владения имуществом даже по отношению к собственнику этого имущества.
Система органов управления внутрихозяйственной деятельностью коммерческих предприятий и их компетенция законодательно определены дифференцирование для каждой из установленных организационно-правовых форм. Из общих правил следует отметить следующие:
1) высшим органом управления коммерческой организации (кроме полных товариществ и товариществ на вере, унитарных предприятий) является общее собрание их членов (участников);
2) общее собрание наделяется исключительной компетенцией: вопросы принятия и изменения устава, избрания органов управления, реорганизации и ликвидации юридического лица, утверждения годовых отчетов и других финансовых документов, распределения прибылей и покрытия убытков; в уставном порядке к исключительной компетенции общего собрания могут быть отнесены и иные вопросы;
3) исключительной компетенцией могут быть наделены и иные органы управления (например, совет директоров или наблюдательный совет акционерного общества);
4) вопросы, отнесенные уставом к исключительной компетенции указанных органов управления, не могут быть переданы ими на решение исполнительных органов и решаются, как правило, квалифицированным большинством (3/4 голосов), а некоторые из них - единогласно;
5) собрание правомочно при присутствии более половины членов (участников) предприятия.
Вышеизложенные общие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации дополняются его же нормами, определяющими гражданско-правовой статус отдельных организационно-правовых форм коммерческих организаций, и нормами специального, аграрного законодательства.
На сельскохозяйственные коммерческие организации распространяются также общие нормы гражданского законодательства, регулирующие порядок реорганизации юридического лица и его ликвидации. Вместе с тем для колхозов и совхозов постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" был установлен особый порядок реорганизации (преобразования) и ликвидации в связи с несостоятельностью (банкротством), который юридически действовал в начальный период аграрной реформы.
Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 1995 г. № 1081 утверждено Положение об особенностях процедур, применяемых в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, согласно которому при принятии и реализации решений о применении процедур в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций учитываются следующие особенности: необходимость сохранения земли как основного средства производства в сельском хозяйстве; специфика земельных отношений, форм собственности на землю, сезонность производства; зависимость результатов производства от природно-климатических условий; необходимость сохранения жизнедеятельности объектов социальной сферы, находящихся на балансе организации; территориальная и технологическая взаимоувязанность основного производства и производственной инфраструктуры; градообразующий и селообразующий характер организации.
Крестьянское (фермерское) хозяйство, относящееся к индивидуальным или семейным сельскохозяйственным предприятиям, известно законодательству всех стран СНГ и современному зарубежному законодательству. Несмотря на различия в построении этой организационно-правовой формы сельскохозяйственного предприятия, нельзя не отметить сходства основных начал правовой организации этого вида семейного хозяйства.
Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" 1990 г.1 рассматривает крестьянское хозяйство в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой других лиц, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и земельных участков, находящихся в их пользовании, в том числе и в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности (п. 1 ст. 1).
Крестьянское хозяйство как субъект аграрных, гражданских, земельных, финансовых правоотношений и самостоятельная организационно-правовая форма аграрного предпринимательства характеризуется следующими признаками:
во-первых, оно представляет собой сумму трех компонентов: имущественный комплекс, земельный участок и граждан, объединившихся для осуществления сельскохозяйственной и связанной с ней иной деятельностью;
во-вторых, выступает в качестве одно-субъектного формирования самостоятельно хозяйствующего субъекта и носителя прав и обязанностей;
в-третьих, субъект предпринимательской деятельности, поскольку в законе говорится о его правосубъектности, об осуществлении им определенных прав и обязанностей.
В деятельности крестьянского хозяйства преобладают не только хозяйственные задачи, связанные с осуществлением сельскохозяйственной и связанной с ней иной деятельностью, но и коммерческие задачи, направленные на получение прибыли. По этому закон наделяет крестьянское (фермерское) хозяйство всем комплексом прав и обязанностей, которые необходимы ему для осуществления частной предпринимательской деятельности.
Формой осуществления предпринимательской деятельности крестьянина выступает семейное, индивидуальное предприятие, правосубъектность которого характеризуется совокупностью прав и обязанностей в различных областях сельскохозяйственной и связанной с ней иной деятельностью. Правда, Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", утративший силу с 1 января 1995 г. в связи с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации, не предусматривал такой формы предпринимательства, как крестьянское хозяйство. Не внес ясности в решение вопроса о правовом статусе крестьянского хозяйства и Гражданский кодекс, который предусматривает применение лишь таких организационно-правовых форм предпринимательства, как хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия, и не признает такие субъекты права, как семейные и индивидуальные предприятия, если они не облечены в форму хозяйственного товарищества и общества, производственного кооператива. В связи с этим в последнее время широко распространилось мнение о том, что крестьянское хозяйство занимает промежуточное положение между организационно-правовыми формами предпринимательства, известными ранее Закону РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", а в настоящее время Гражданскому кодексу Российской Федерации, и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Если исходить из того, что крестьянское хозяйство представляет собой особую организационно-правовую форму предпринимательства, урегулированную самостоятельным законом, можно обоснованно заключить, что к организации и деятельности крестьянских хозяйств не должны применяться общие законоположения, содержащиеся в гл. IV Гражданского кодекса Российской Федерации. Ранее на основе этой исходной позиции формулировался необоснованный вывод о том, что на отношения, связанные с организацией и деятельностью крестьянских хозяйств, не распространяются нормы Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Существовала и другая точка зрения, согласно которой на крестьянское хозяйство, являющееся по экономическим и юридическим признакам индивидуальным или семейным предприятием, распространяются не только специальные нормативные акты, но и общие законы, регламентирующие предпринимательскую деятельность.
При всем, однако, различии, если не противоположности указанных позиций их объединяет тот общий момент, что обе они опираются на теорию физических и юридических лиц, и потому крайне важно применить эти институты гражданского права к потребностям аграрного предпринимательства и рынка. Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что понятие крестьянского хозяйства как особого хозяйствующего субъекта, данное в п. 1 ст. 1 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" является разновидностью общего понятия предприятия, сформулированного ранее в п. 1 ст. 4 Закона "О предприятии и предпринимательской деятельности".
И в той мере, в какой крестьянское хозяйство выступает в качестве субъекта гражданского и аграрного права, т.е. действует в качестве частного сельскохозяйственного предприятия, ему присущи все признаки, характеризующие любое частное предприятие. Действующее законодательство не содержит существенных правовых отличий в имущественном статусе крестьянского хозяйства и любого иного частного предприятия. В крестьянском хозяйстве правовой режим имущества подчиняется нормам об общей совместной собственности, хотя закон не исключает и иных вариантов закрепления имущества за гражданами-субъектами права общей долевой собственности (п. 1 ст. 257 ГК РФ).
Частное предприятие отвечает по долгам предприятия в тех пределах, которые определены Уставом предприятия. По обязательствам крестьянского хозяйства несет, однако, ответственность не крестьянское хозяйство, а его члены. Ввиду того, что имущество крестьянского хозяйства признается общей собственностью членов крестьянского хозяйства, юридическая конструкция ст. 24 Закона, в которой говорится о полной имущественной ответственности крестьянского хозяйства, является фикцией.
Особая природа крестьянского хозяйства выражается также в наделении его правами юридического лица. Такая искусственная юридическая конструкция, закрепленная п. 1. ст. 1 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г., породила массу недоразумений и споров о степени ответственности имущества крестьянского хозяйства по сделкам и правонарушениям отдельных членов крестьянского хозяйства. Одновременно она повлекла за собой ряд неблагоприятных последствий в области налогообложения крестьянского хозяйства и его членов. В современных условиях в соответствии с господствующим в теории гражданского права и практике взглядом свойство юридического лица за крестьянским хозяйством отрицается. Этот взгляд нашел отражение и в ГК РФ 1994 г., и в проекте нового Закона РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", которые не признают за такими хозяйствами статуса юридического лица.
Совпадение базовых норм отмененного Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 4) и Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. (п. 1 и 2 ст. 1) обнаружилось и в решении главного вопроса - об основных правах и обязанностях частного предприятия и крестьянского хозяйства как самостоятельного хозяйствующего субъекта, осуществляющего в качестве самостоятельного товаропроизводителя сельскохозяйственную и связанную с ней иную деятельность.
То, что Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности отказывал крестьянскому хозяйству в предоставлении статуса частного предприятия, закреплял за ним некую промежуточную правоспособность (и не предприятие, и не физическое лицо), нужно рассматривать как результат юридико-технического несовершенства действующего законодательства.
2. Общая характеристика юридических механизмов защиты прав и законных интересов сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств
Все сельскохозяйственные коммерческие организации независимо от их организационно-правовой формы являются носителями комплексной правосубъектности, так как являются участниками гражданских, земельных, трудовых, организационно-управленческих (административных), финансовых и иных правоотношений. Круг и характер этих отношений многообразен, имеет индивидуальную определенность для каждой конкретной организации, обусловленную не только его организационно-правовой формой, но и специализацией, иными особенностями отдельных видов сельскохозяйственных юридических лиц. В то же время всей указанной совокупности правоотношений, именуемых аграрными правоотношениями, свойственны специфические черты, предопределенные отраслевым характером хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, связанной с использованием земли как основного средства производства, растений и животных, т.е. природного и биологического факторов производства, подверженных постоянному влиянию часто изменяющихся погодно-климатических условий.
Сельскохозяйственные коммерческие организации осуществляют свою деятельность в целях удовлетворения материальных, духовных и иных социальных потребностей своих членов (участников) и заинтересованны поэтому в получении и возрастании экономической выгоды (валового дохода, прибыли). Их общая задача - производить и обеспечивать все население страны продовольствием в необходимом количестве и ассортименте и сырьем для перерабатывающей и легкой промышленности. Именно поэтому существует необходимость в особом государственном регулировании сельского хозяйства, воздействии на него не только в таких сферах экономических отношений, как ценообразование, кредитование, налогообложение, страхование, т.е. в тех сферах отношений, в которых должен обеспечиваться режим благоприятствования для сельскохозяйственного производства, но и в договорных гражданских правоотношениях. Договорные отношения между сельскохозяйственными товаропроизводителями и государством в сфере реализации продукции сельского хозяйства для государственных нужд традиционно регулировались специальными нормативными актами, особой разновидностью договора - договором контрактации, что налагало существенный отпечаток на правовое положение колхозов, совхозов, хозяйственных обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств. Федеральный закон "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд"2 от 2 декабря 1994 г. предусматривает в качестве основного правового документа, регулирующего данную сферу отношений, вместо традиционного договора контрактации - договоры на закупку и поставку, содержащие, однако, условия (например, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, порядок установления цен, расчетов за поставленную продукцию, авансирование, меры стимулирования и др.), несвойственные обычному гражданско-правовому договору купли-продажи. Это также ставит сельскохозяйственные коммерческие организации в особое правовое положение, отличающее их от положения всех иных коллективных товаропроизводителей как активных агентов рынка товаров.
Будучи субъектами земельно-правовых отношений, все сельскохозяйственные коммерческие организации наделены особым правовым статусом как землепользователи земель сельскохозяйственного назначения, других природных ресурсов, имеют одинаковые права и несут обязанности при использовании их как средства производства и как пространственно-территориальный базис своей хозяйственной деятельности и социальной жизни трудового коллектива и всего сельского населения, проживающего на данной территории. Граждане, занятые производством сельскохозяйственной продукции в составе отдельных видов сельскохозяйственных товаропроизводителей (колхозы, акционерные общества и др.), наделены специальными правами.
Сельскохозяйственные коммерческие организации всегда отличались своей особой правосубъектностью в сфере трудовых отношений. С учетом объективных производственных условий законодательством они наделялись правами устанавливать методом локального регулирования свой режим труда и отдыха (дифференцированно по внутрихозяйственным отраслям и участкам), нормы труда и его оплаты, премиальные и иные поощрительные системы, правила дисциплины труда, распределения конечных результатов хозяйственной деятельности по труду.
Новое трудовое законодательство изменило соотношение централизованного (законодательного) и локального регулирования в пользу последнего для всех отраслей народного хозяйства, установив множество диспозитивных норм. Но это не устранило необходимости более полного и всестороннего учета организационно-технологических особенностей сельскохозяйственного производства при регулировании трудовых отношений в данной отрасли.
Одна из специфических черт, определяющих правосубъектность всех видов сельскохозяйственных коммерческих организаций в трудовых отношениях, состоит в том, что в них широкое распространение получил арендный подряд - особая форма организации и оплаты труда, при которой значительно расширена внутрихозяйственная правосубъектность производственных подразделений.
В составе правосубъектности всех видов сельскохозяйственных коммерческих организаций важное место занимают их права и обязанности по созданию, развитию и функционированию учреждений социальной сферы на селе, строительство, оборудование, содержание различных объектов культурно-бытового и иного социального назначения (детские дошкольные учреждения, школы, клубы, столовые, медицинские пункты и пр.). Финансирование затрат, связанных с жилищно-бытовым, культурным, медицинским и иным обслуживанием всего сельского населения, традиционно осуществлялось самими сельскохозяйственными коммерческими предпринимателями с определенным участием государственного бюджета. О значении данной сферы деятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций и соответствующих обязанностей государства свидетельствует факт принятия 21 декабря 1990 г. Закона РСФСР "О социальном развитии села".3
Предписания Указа Президента РФ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" от 27 декабря 1991 г.4 и постановления Правительства РФ "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" от 29 декабря 1991 г., адресованные реорганизуемым колхозам и совхозам, о передаче по решению их трудовых коллективов на без возмездной или возмездной основе в муниципальную собственность (т.е. сельским и поселковым органам самоуправления) объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры реализовано лишь частично. Поэтому указанная сфера деятельности каждой сельскохозяйственной коммерческой организации не потеряла своего значения.
Одной из существенных черт как традиционных (колхозы, совхозы) так и новь1х организационно-правовых форм хозяйствования на селе (акционерные общества и т.п.) является органическая связь общественного" производства в них с ведением личного подсобного хозяйства их работниками (вместе с членами семьи). Это обусловливает определенные права членов трудовых коллективов и обязанность юридических лиц получать и оказывать им техническую и имущественную помощь в обработке приусадебных земельных участков, обеспечении кормами, молодняком животных и т.п. на безвозмездных или льготных условиях за счет доходов коммерческой организации. Данная сфера отношений не относится к трудовым, хотя и косвенно связана с ними.
Изложенные выше характерные для сельскохозяйственных коммерческих организаций черты их правосубъектности, особое значение локального регулирования внутрихозяйственных отношений обусловливают и соответствующее содержание уставов.
Общие требования, установленные гражданским законодательством по содержанию уставов всех организационно-правовых форм, для сельскохозяйственных коммерческих организаций недостаточны. Последние разрабатывают свои уставы более широкого содержания. Помимо обязательных положений, определенных ГК РФ, в их уставах подробно регулируются следующие вопросы: цели и задачи; земля и ее использование; имущество и его использование; производственно-хозяйственная деятельность; организация, оплата и охрана труда; социально-бытовое положение работников и другие. Это позволяет отразить в уставе наиболее важные положения, закрепленные в действующем законодательстве, а также зафиксировать те правовые решения трудового коллектива, которые продиктованы производственно-хозяйственными, экономическими и иными особенностями конкретного хозяйства и не выходят за рамки предоставленных ему прав.
Понятие "крестьянское хозяйство" законодательство связывает не только с формой сельскохозяйственного предприятия, но и с земельной собственностью, арендой сельскохозяйственных земель, земельным оборотом, организацией земельной территории. Вопрос о правовом режиме земель крестьянского хозяйства решен, в сущности, п. 1 ст. 1 Закона о крестьянском хозяйстве. Здесь говорится о таких титульных земельных правах граждан, ведущих крестьянское хозяйство, как право аренды, пожизненного наследуемого владения землей или собственности на земельный участок. Земельный участок может входить в состав недвижимого имущества крестьянского хозяйства по разным правовым основаниям: часть земли - в качестве частной собственности гражданина, которому выдано свидетельство о праве собственности на землю; другая - в качестве пожизненного наследуемого владения; третья - по договору аренды.
Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" отказался от института пожизненного наследуемого владения землей граждан. Однако Закон РФ от 23 декабря 1992 г. "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства" подтверждает значение института пожизненного наследуемого владения земельным участком, представленного ранее в ЗК 1991 г., и устанавливает правило о том, что граждане, имеющие на момент вступления этого Закона в силу земельные участки, размеры которых превышают предельно допустимые нормы, во всех случаях сохраняют право пожизненного наследуемого владения или пользования частью земельного участка, превышающей указанные нормы. С введением в действие в 1994 г. ГК РФ российский законодатель вновь подтвердил существование таких титульных земельных прав граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, как право пожизненного наследуемого владения землей граждан. Оно закреплено не только в гл. 17 ГК РФ, которая будет введена в действие после принятия нового ЗК РФ, но и в ст. 216 ГК РФ, которая к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, относит и право пожизненного наследуемого владения земельным участком. В соответствии с этим можно заключить, что несмотря на отсутствие каких бы то ни было упоминаний в действующем ЗК РФ о пожизненном наследуемом владении, крестьянское (фермерское) хозяйство как семейно-трудовое объединение лиц, его ведущих. осуществляет частную предпринимательскую деятельность либо как собственник, либо как землевладелец, либо как арендатор земельного участка.
Такие права предоставляются законодательными актами, принятыми на первом этапе земельной реформы, не крестьянскому хозяйству как одно-субъектному земледельческому хозяйству, не семье крестьянина, которая не признается субъектом права вообще и права частной собственности на землю, в частности, а гражданину, получившему свидетельство о праве собственности на землю. В соответствии с нормами п. 1 ст. 5, ст. 10-12, 26 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. и ст. 7, 57, 58- 62 ЗК РСФСР 1991 г. земельной правосубъектностью наделялся лишь глава крестьянского хозяйства, изъявивший желание создать крестьянское хозяйство и обратившийся с заявлением в соответствующие органы о предоставлении в собственность или пожизненное наследуемое владение земельного участка.
Ответ на вопрос, почему именно гражданин, изъявивший желание создать крестьянское хозяйство и обратившийся с заявлением в соответствующие органы о предоставлении ему земельного участка, признается собственником земельного участка, содержится в ст. 7 Земельного кодекса. Она предусматривает, что граждане имеют право на получение в частную собственность земельных участков для ведения крестьянского хозяйства. Если оставаться на позициях действующего законодательства, то надо признать обоснованным запрет на выдел земельного участка при выходе из состава крестьянского хозяйства, передачу в наследство земли наследникам, не являющимся членами крестьянского хозяйства (ст. 11, 26 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
Дореволюционное правовое регулирование земельно-имущественных отношений периода П.А. Столыпина также базировалось на теории личной собственности домохозяина на имущество семьи.
В основе юридических конструкций земельноправных институтов на первом этапе земельной реформы лежит право собственности на земельный участок главы крестьянского хозяйства. Закон признавал земельные участки, находящиеся в подворном владении, а также усадебные участки при общинном владении личной собственностью домохозяина.5 Таким образом, российское законодательство еще в начале XX в. отказалось от семейной собственности и коллективной формы землевладения, закрепив право личной собственности домохозяина и общей собственности в качестве основных институтов гражданского и земельного права. Все это сближало владение домохозяина с общими положениями частного гражданского права, хотя при нарушении нормальной жизни крестьянского двора, например, в случае смерти главы семьи, при семейных разделах, суды руководствовались обычным крестьянским правом.
На втором этапе земельной реформы по требованию V съезда АККОР в новый проект закона РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" были внесены изменения, относящиеся к правовому режиму фермерских земель. Эти изменения заключаются в закреплении права общей собственности на земельный участок не за главой, а за всеми членами крестьянского хозяйства, объединившимися для осуществления частнопредпринимательской деятельности в сельском хозяйстве. Аналогичное решение вопросов о земельной правосубъектности крестьянского (фермерского) хозяйства дано в ст. 267 ГК РФ, закрепившей общую собственность на землю членов крестьянского хозяйства (совместную или долевую - по договору между его членами).
Содержание трудовой правосубъектности крестьянского хозяйства определяется группой его прав и обязанностей, предоставленных крестьянскому хозяйству для организации сельскохозяйственного труда. Речь идет, прежде всего, о хозяйствах, основанных на собственном труде самого крестьянина и членов его семьи.
Однако положение о трудовом характере землевладения не может рассматриваться в качестве безусловного принципа организации труда крестьянского хозяйства. Владелец земли (собственник, арендатор), занятый частным предпринимательством на селе, как любой предприниматель, зарегистрированный в установленном порядке, может осуществлять свою деятельность с привлечением наемного труда (ст. 23, 257 ГК РФ).
Применение наемного труда в крестьянском хозяйстве имеет ряд специфических особенностей, которые закреплены ст. 22 Закона о крестьянском хозяйстве. Хозяйству разрешается использовать наемный труд в случае производственной необходимости в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Условия применения наемного труда определяются договорами крестьянского хозяйства с гражданами об использовании их труда.
Для социальной защиты лиц, работающих по договорам найма, Закон гарантирует выделение средств на оплату труда наемных работников в первоочередном порядке, устанавливает определенный уровень оплаты их труда не ниже, чем у работников соответствующих профессий государственных предприятий.
Итак, крестьянское (фермерское) хозяйство - семейно-трудовое объединение лиц, занятых частным аграрным предпринимательством и осуществляющих на принципах коммерческого расчета товарное производство, переработку, реализацию сельскохозяйственной продукции на основе собственного капитала с использованием земельных участков, переданных в частную собственность, пожизненное наследуемое владение, аренду членам данного хозяйства, с применением собственной, а в определенных пределах также наемной рабочей силы.
3. Прокурорский надзор за исполнением аграрного законодательства
Задачей современного законодательства является обеспечение постепенного перехода от социалистической системы сельскохозяйственного производства к свободной рыночной системе, глубокому реформированию политических, экономических и правовых отношений в сельском хозяйстве. Необходимо сформировать новые правовые отношения, способные обеспечить функционирование свободного рынка в АПК.
Анализируя нормы аграрного права и действующего законодательства, надо отметить значительное возрастание роли норм гражданского и земельного права в регулировании отношений сельскохозяйственной собственности и прежде всего земельной собственности, договорных отношений в таких сферах, как сбыт продукции, договоры на обслуживание сельскохозяйственного производства, кредитные и страховые отношения. Важное значение приобрели отношения в области биржевой торговли и ее новые формы - фьючерсная торговля, форвардные сделки, залоговые операции с сельскохозяйственной продукцией, организация контрактной системы. Появляются первые экспортные контракты на сельскохозяйственную продукцию непосредственно с производителями сельскохозяйственной продукции.
Среди земельных правовых норм важное значение приобретают нормы об аренде земли, залоге, по-новому регулирующие правомочия субъектов земельных отношений.
Переход к рыночной экономике в стране, определяемый программами экономических преобразований, реформа законодательной и исполнительной власти вызывают необходимость переустройства аграрного сектора на основе формирования частной собственности, развития предпринимательства, поддержку многообразных форм собственности и форм ведения сельскохозяйственного производства.
В процессе экономической реформы приняты законодательные акты, закрепившие основные направления и принципы развития рыночных отношений в аграрном секторе. Среди них важную роль играют акты о проведении земельной реформы, преобразовании существовавших социалистических сельскохозяйственных предприятий в предприятия, образуемые на принципах частной собственности, и проведении на этой основе приватизации предприятий.
В Конституции РФ и новом законодательстве нашла отражение ориентация на многообразные формы собственности и производства, свободу хозяйствования и предпринимательской деятельности, устранение государственного вмешательства в деятельность сельскохозяйственных предприятий. На первом этапе реформы предполагалось создание такой правовой базы, на основе которой должно осуществляться перераспределение земель, преобразование колхозов и совхозов в акционерные, кооперативные и другие виды предприятий, формирование крестьянских (фермерских) хозяйств, создание новых рыночных структур в сфере переработки, торговли, агросервиса.
Главным направлением преобразований в сфере АПК становится внедрение рыночных отношений во все звенья сельскохозяйственных отношений и прежде всего формирование сельскохозяйственного рынка. Для него характерно существование непосредственной связи между сельскохозяйственным производителем и потребителем его продукции без вмешательства вышестоящих управленческих и планирующих структур, свободный выбор партнеров для договорных отношений, наличие конкуренции и свободно складывающихся цен на сельскохозяйственную продукцию. Развитие рыночных отношений ведет к отходу от дотационного характера развития всего АПК, ликвидации монополизма поставщиков материальных ресурсов сельскому хозяйству, введению свободных рыночных цен на промышленную и сельскохозяйственную продукции. Важнейшей задачей правового регулирования рыночных отношений становится укрепление договорных отношений между сельскохозяйственными и иными предприятиями и организациями народного хозяйства.
4. Судебная защита прав и законных интересов сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств
Отправные, исходные начала правовой системы становятся источником права, если такая их роль закрепляется в законодательном порядке. Например, ст. 38 Статута Международного суда предусматривается: суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет... общие принципы права, признанные цивилизованными нациями.
В ст. 15 Конституции РФ говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Понятно, что такая норма, установленная в 1993 г., вызывает многочисленные дискуссии: что считать общепризнанным принципом? Кем он должен быть признан? Какова его формулировка и степень обязательности? Большинство юристов считают, что к таким принципам относятся, например, такие положения, как: "специальный закон отменяет действие общего закона" (к примеру, Закон "О сельскохозяйственной кооперации" заменяет нормы Закона "О кооперации") или "позднейшим законом отменяется более ранний" (даже если это и не указано в постановлении о его введении в действие).
Однако общие принципы права постепенно завоевывают свою нишу в российском праве. Согласно ст. 6 ГК РФ при невозможности использования аналогии закона, т. е. применения законодательства, регулирующего сходные отношения, можно определять права и обязанности сторон исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости. Правда, судебная практика постоянно сталкивается с трудностями различного понимания и толкования этих понятий различными лицами и инстанциями, что обусловливается недостаточными правовыми и моральными традициями.
5. Претензионный порядок рассмотрения споров сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств
Практика рассмотрения судами земельного законодательства при разрешении земельных споров, одной из сторон в которых является гражданин, отражена в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении законодательства о земельной реформе".6
В качестве актов применения права на территории России сохраняют свое действие также постановления Пленума Верховного Суда Союза ССР, которыми было дано толкование высшим судебным органом страны о применении в порядке гражданского судопроизводства судебной защиты имущественных прав колхозов и уставных прав колхозников. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. "О применении судами Российской Федерации постановлений Пленума Верховного Суда Союза ССР" разъяснено, что до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы бывшего Союза ССР и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда СССР, могут применяться судами в части, не противоречащей Конституции РФ, законодательству РФ, Соглашению о создании Содружества Независимых Государств.7
Обеспечению единообразного понимания и применения норм аграрного права судебными органами служит, в частности, постановление Пленума Верховного Суда СССР от 29 июня 1979 г. "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, одной из сторон в которых является колхоз или межколхозная организация" с последующими изменениями и дополнениями. Конкретизированные правила применения судами норм аграрного права содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 15 ноября 1984 г. "О дальнейшем повышении роли судов в борьбе за сохранность социалистической собственности, укрепление трудовой дисциплины на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса"8 в редакции от 29 сентября 1988 г.
Подавляющее большинство земельных и имущественных споров с участием сельскохозяйственных коммерческих организаций и предпринимателей, вытекающих из земельных и имущественных правоотношений, отнесено к ведению арбитражного суда. Споры, вытекающие из земельных правоотношений, по содержанию делятся на группы, связанные:
с предоставлением земель;
с изъятием земель для государственных и общественных нужд и прекращением прав на землю; с вопросами аренды, отчуждения и приобретения земельных участков.
К компетенции судов отнесено лишь рассмотрение земельных споров с участием граждан. Споры, вытекающие из земельных правоотношений, участниками которых выступают организации любых организационно-правовых форм, а также граждане и их объединения, самостоятельно осуществляющие предпринимательскую деятельность, в том числе ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство, подведомственны арбитражному суду.
Для обеспечения единства законности в сельском хозяйстве и улучшения рассмотрения гражданских дел, вытекающих из гражданских правоотношений, по спорам, одной из сторон в которых является сельскохозяйственное акционерное общество, товарищество, кооператив,
крестьянское (фермерское) хозяйство, важное значение имеет постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г. "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам".
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела, отнесенные к их компетенции. Подведомственность споров арбитражным судам закреплена Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", принятым Государственной Думой 5 апреля 1995 г. и одобренным Советом Федерации 12 апреля 1995 г., а также Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, принятым Государственной Думой 5 апреля 1995 г.
Суды рассматривают дела по спорам, возникающим из гражданских правоотношений либо правоотношений в сфере управления, если одной из сторон в споре является гражданин.
Юридическим критерием разграничения подведомственности дел судам и арбитражным судам признается субъектный состав и характер спорных правоотношений. Данное обстоятельство подчеркнуто в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г. № 12/12. Оно предусматривает случаи, когда подведомственность судам и арбитражным судам зависит от того, проведена ли государственная регистрация предпринимательской деятельности граждан и их объединений. Документом, подтверждающим наличие у гражданина статуса предпринимателя, является свидетельство о государственной регистрации. Из ведения арбитражных судов изъяты экономические споры граждан, не прошедших государственной регистрации. Арбитражная практика твердо придерживается правила, согласно которому суды отказывают в приеме искового заявления крестьянским хозяйствам, не представившим документы о его регистрации в установленном законом порядке.
6. Нотариальная защита прав и законных интересов сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств
Установленный законодательством правовой режим земель сельскохозяйственного назначения имеет целью не допускать выведения из сельхозоборота этих самых ценных земель; обеспечивать сохранение и увеличение их плодородия в сочетании с наиболее эффективной хозяйственной эксплуатацией.
Соответственно, в Земельном кодексе России закреплен важнейший принцип: земли, в соответствии с данными земельного кадастра признанные пригодными для нужд сельского хозяйства, предоставляются прежде всего для сельскохозяйственных целей (речь идет о предоставлении земельных участков уполномоченными на то государственными органами как в пользование, так и в собственность, в аренду, пожизненное наследуемое владение).
Для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются по согласованию с собственником земли, землевладельцем, землепользователем земельные участки несельскохозяйственного назначения или непригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой оценке.
Также установлены ограничения и на сделки с землей, предназначенной для сельскохозяйственных целей. Так, продажа земельных участков, используемых в сельскохозяйственном производстве, с изменением их целевого назначения производится по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 8 Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 9).
Ограничены и права собственников земельных долей реорганизованных сельскохозяйственных предприятий по распоряжению этими долями (подробнее об этом см. ниже).
Особо жесткие ограничения установлены законодательством для случаев изъятия сельскохозяйственных земель для государственных и муниципальных нужд. Хотя такие случаи должны быть сведены к минимуму, все же необходимость в этом иногда возникает: надо расширять, к примеру, города и поселки, и не всегда для этого находятся иные, несельскохозяйственные земли. Но законодательством четко установлены случаи, когда такое изъятие вообще не допускается или может проводиться лишь в исключительных случаях.
Изъятие сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня с целью их предоставления для несельскохозяйственных нужд допускается лишь в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств, разработкой месторождений ценных полезных ископаемых, строительством объектов культуры и истории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередачи и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. Законодательством субъектов Российской Федерации могут предусматриваться другие случаи изъятия ценных сельскохозяйственных угодий.
Отдельные участки продуктивных земель могут быть признаны особо ценными для данного региона. Это, в первую очередь, опытные поля и участки научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, земли природно-заповедного фонда, историко-культурного назначения и других особо охраняемых территорий, иные земли. Перечень таких участков устанавливается органами государственной власти краев, областей, республик и других субъектов. Изъятие таких земель вообще не допускается.
Например, Законом Московской области "Об отнесении земель сельскохозяйственного назначения к особо ценным и ценным" от 12 апреля 1995 г. к особо ценным землям сельскохозяйственного назначения, изъятие которых не допускается, отнесены:
опытные поля и участки научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, используемые в целях проведения стационарных научных опытов и испытаний, выращивания ценных видов растений, проведения селекционной работы и сортоиспытаний;
орошаемые и осушаемые земли с действующими стационарными оросительными и закрытыми осушительными системами и системами двойного регулирования.
К ценным землям сельскохозяйственного назначения в Московской области отнесены земли, обладающие потенциалом плодородия выше среднего по природно-хозяйственной зоне, и земли с кадастровой оценкой выше среднерайонной. Изъятие таких земель для несельскохозяйственных нужд производится в соответствии с действующим законодательством на основании постановления главы администрации Московской области, согласованного с органами местного самоуправления.
В любом случае при изъятии земель сельскохозяйственного назначения производится не только возмещение убытков, понесенных в результате такого изъятия собственниками или пользователями земли, но и возмещение потерь сельскохозяйственного производства в размере стоимости освоения равновеликой площади новых земель.
ЛИТЕРАТУРА
Земельное право. Учебник для вузов. С.А. Боголюбов. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 1998. - 400 с.
Аграрное право. Учебник для вузов / Под ред. Г.Е. Быстрова и проф. М.И. Козыря. 2-е изд., испр. И доп. - М.: Юристъ, 1998. - 534 с.
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
Закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1992. № 7.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда от 18 августа 1992 "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам" // Вестник Высшего арбитражного суда РФ. 1992. № 1.

1 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 26. Ст. 324; Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. № 1. Ст. 5; Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 34. Ст. 1996; 1993. № 21. Ст. 748; Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 52. Ст. 5085. 2 Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32 ст. 3 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1990. № 30. Ст. 411, № 21. Ст. 748. 4 Ведомости Съезди народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1992. № 1. Ст. 53. 5 Закон от 14 июня 1910г. "Об изменении и дополнении некоторых постановлении крестьянском землевладении". Спб., 1911. С. 3-7. 6 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1992. № 7; 1994. № 3. 7 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1992. № 7. 8 Бюллетень Верховного Суда СССР 1981. № 3; 1985. № 1: 1988. № 6. 9 СА РФ. 1993. № 44. Ст. 4191. 1 13

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Организация работы ОВД по борьбе с притоносодержанием, возникающие при этом проблемные вопросы + 2 задачи
 Этика активного общения
Ваши отзывы
Добрый день, Refbank! То, что Вы мне прислали - выше всяких похвал! Я поражена, что за 3 дня можно сделать такую работу! Все очень профессионально. В наше время трудно доверять кому бы то ни было, но это не про вас! Спасибо Вам!
Екатерина О.

Copyright © refbank.ru 2005-2021
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.