|
|
Отказ в регистрации сельхозартели, понятия субсидиарной ответственности, устав сельхозартелей и кооперативов (задачи)ПЛАН ЗАДАЧА 1 ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 3 ЗАДАЧА 2 ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 6 ЗАДАЧА 3 ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 10 Библиография ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 14 ЗАДАЧА 1 Отдел по регистрации предприятий местной Администрации отказал в регистрации сельхозартели на том основании, что содержание Устава артели, представленного на регистрацию, не соответствует требованиям действующего законодательства. В разделе Устава "Органы управления кооперативом" предусматривалось создание наблюдательного совета. Правомерен ли отказ в регистрации кооператива, если количество членов кооператива, согласно Уставу, составляло 45 человек? Можно ли обжаловать отказ регистрации кооператива? ________________ Ответ: Нет, отказ в регистрации кооператива по мотиву несоответствия его Устава требованиям действующего законодательства в указанном случае неправомерен. В статье 19 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. №193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" с изм. от 7 марта 1997 г. №47-ФЗ1 определено, что: 1. Управление кооперативом осуществляют общее собрание членов кооператива (собрание уполномоченных), правление кооператива и наблюдательный совет кооператива, создаваемый в потребительском кооперативе в обязательном порядке, в производственном кооперативе в случае, если число членов кооператива составляет не менее 50. 2. Полномочия, структура органов управления кооперативом, порядок избрания и отзыва членов правления кооператива и членов наблюдательного совета кооператива, а также порядок созыва и проведения общего собрания членов кооператива либо собрания уполномоченных устанавливаются в соответствии с настоящим Федеральным законом уставом кооператива. Эта статья называется "Структура органов управления кооперативом", и в первом пункте она содержит перечень таких органов. При этом в п. 2 данной статьи говорится, что структура органов управления кооперативом определяется в соответствии с Законом "О сельскохозяйственной кооперации" уставом конкретного кооператива. Таким образом, приводимый в статье перечень органов, которые осуществляют управление кооперативом, не является исчерпывающим; он включает лишь основные органы. Функции контрольного органа в сельскохозяйственных кооперативах исполняет наблюдательный совет. В потребительских сельскохозяйственных кооперативах он создается в обязательном порядке. Является ли формирование наблюдательного совета обязательным для производственных кооперативов с числом более 50, из текста статьи недостаточно ясно. В Законе же о производственных кооперативах (п. 1 ст. 16) зафиксировано: "В кооперативе с числом членов более пятидесяти может быть создан наблюдательный совет..." Такую формулировку следует применять и по отношению к сельскохозяйственным производственным кооперативам. В сельскохозяйственных кооперативах могут быть образованы и иные органы управления, не указанные в Законе "О сельскохозяйственной кооперации". Например, несмотря на то, что ревизионная деятельность по этому закону осуществляется ревизионными союзами, обслуживающими несколько кооперативов, сельскохозяйственный кооператив, на наш взгляд, имеет право избирать также собственную ревизионную комиссию или ревизора. Это касается в первую очередь производственных кооперативов, поскольку получилось, что мелкие производственные кооперативы (менее 50 членов), не создающие в соответствии с данным Законом наблюдательных советов, остались без собственных контрольно-ревизионных органов. Кроме того, наличие ревизионной комиссии предусматривалось Примерным уставом колхоза, поэтому такие комиссии сохранились в производственных кооперативах действующих в форме колхоза. Наконец, избрание в производственных кооперативах ревизионной комиссии (ревизора в кооперативах с числом членов менее 20 человек) предусмотрено ст.18 Закона о производственных кооперативах.2 В кооперативе 45 членов, поэтому создание наблюдательного совета действительно не является обязательным. Но, поскольку Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. №193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" не содержит требований закреплять в уставе кооператива конкретную систему органов управления и даже допускает создание иных, не упомянутых в этом Законе органов, то вывод о несоответствии представленного Устава требованиям законодательства ошибочен. Согласно п. 3 статьи 9 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. №193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" мотивированное решение об отказе в государственной регистрации кооператива выдается в случае нарушения установленного законом порядка создания кооператива или несоответствия его учредительных документов требованиям закона. Отказ в государственной регистрации, нарушение сроков или порядка государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд. В случаях нарушения сроков или порядка государственной регистрации кооператив может обжаловать действия государственного органа, осуществившего государственную регистрацию кооператива, в суд в установленном законом порядке. Отказ в регистрации кооператив может обжаловать в суде. ЗАДАЧА 2 После проведенной ревизии выяснилось, что собственного имущества сельхозартели "Восток" недостаточно для погашения ее кредиторской задолженности. Собрание кредиторов, не удовлетворивших свои требования, настаивает на погашение членами кооператива долгов предприятия за счет собственного имущества, а ассоциированными членами - пропорционально их дополнительным взносам. Правомерны ли требования кредиторов? Объясните понятия субсидиарной ответственности. ________________ Ответ: Часть 2 ст. 107 ГК РФ предусматривает, что члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. №41-ФЗ "О производственных кооперативах" в статье 8 устанавливает обязанность члена производственного кооператива нести предусмотренную настоящим Федеральным законом и уставом кооператива субсидиарную ответственность по долгам кооператива Статья 37 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. №193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" в частях 1 и 2 устанавливает, что: 1. Кооператив отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам членов кооператива, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. 2. Члены производственного кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в размере, предусмотренном уставом кооператива, но не менее чем в размере 0,5 процента обязательного пая. Согласно статье 37 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. №193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" ассоциированный член кооператива - физическое и (или) юридическое лицо, внесшее паевой взнос, по которому он получает дивиденды, но не имеющее в нем права голоса, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Таким образом, ассоциированный член является как бы неполным, присоединившимся, и поэтому на него не распространяются полностью имущественные и другие права и обязанности иных членов кооператива. В соответствии с п. 4 статьи 44 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. №193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого кооператива передается членам кооператива и распределяется между ними. При этом в первую очередь выплачивается стоимость паевых взносов ассоциированных членов. Затем членам ликвидируемого кооператива выплачивается стоимость дополнительных взносов, внесенных ими в порядке субсидиарной ответственности, и стоимость дополнительных паев. Оставшиеся денежные средства или иное имущество кооператива распределяются между членами ликвидируемого кооператива пропорционально их обязательным паям, если иное не предусмотрено уставом данного кооператива. Требования кредиторов неправомерны, поскольку в соответствии с действующим законодательством ассоциированные члены кооператива несут ответственность лишь в пределах своего пая, а ответственность членов за счет собственного имущества кооператива носит субсидиарный характер и при этом ограничена. В данном случае взыскание может быть обращено только на имущество сельхозартели "Восток", а дополнительная ответственность членов сельхозартели "Восток" ограничена в соответствии с уставом сельхозартели. Субсидиарная ответственность членов кооператива определяется Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. №193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" как ответственность, дополнительная к ответственности кооператива по его обязательствам и возникающая в случае невозможности кооператива в установленные сроки удовлетворить предъявленные ему требования кредиторов. Закон закрепляет особенности субсидиарной ответственности членов производственного кооператива: устанавливается минимальный размер (0,5% обязательного пая) субсидиарной ответственности члена производственного кооператива. Точный (но не меньше установленного) размер ответственности для членов каждого производственного кооператива утверждается общим собранием членов данного кооператива и закрепляется в его уставе. Субсидиарная ответственность имеет место тогда, когда в обязательстве участвуют два должника, один из которых является основным, а другой - дополнительным (субсидиарным). При этом субсидиарный должник несет ответственность перед кредитором дополнительно к ответственности основного должника. Такая субсидиарная ответственность может быть предусмотрена законом, иными правовыми актами или условиями обязательства. Так, в соответствии с п. 1 ст. 75 ГК участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. По договору поручительства стороны могут установить, что поручитель несет субсидиарную ответственность перед кредитором при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обязательства, обеспеченного поручительством (ст. 363 ГК). В таких случаях кредитор, до предъявления требований к субсидиарному должнику, должен предъявить требование к основному должнику. И только в том случае, если кредитор не может удовлетворить свое требование за счет основного должника, он может обратиться с этим требованием к субсидиарному должнику. В соответствии с этим право на предъявление требования к субсидиарному должнику возникает у кредитора при наличии одного из следующих условий: а) основной должник отказался удовлетворить требование кредитора; б) кредитор не получил от основного должника в разумный срок ответ на предъявленное требование (п. 1 ст. 399 ГК). Однако кредитор не вправе требовать удовлетворения своего требования от субсидиарного должника даже при наличии изложенных выше обстоятельств, если это требование может быть удовлетворено путем зачета встречного требования к основному должнику либо бесспорного взыскания средств с основного должника (п. 2 ст. 399 ГК). Обусловлено это тем, что в подобных случаях у кредитора имеется возможность без каких-либо затруднений для себя удовлетворить имеющееся у него требование без обращения к субсидиарному должнику. В случае удовлетворения требования кредитора лицом, несущим субсидиарную ответственность, последнее приобретает право регрессивного требования к основному должнику. Поэтому лицо, несущее субсидиарную ответственность, должно до удовлетворения требования, предъявленного ему кредитором, предупредить об этом основного должника, а если к такому лицу предъявлен иск, - привлечь основного должника к участию в деле. В противном случае основной должник имеет право выдвинуть против регрессного требования лица, отвечающего субсидиарно, возражения, которые он имел против кредитора (п. 3 ст.399 ГК).3 ЗАДАЧА 3 Общее собрание приняло Устав сельхозартели, в котором не включена преамбула Примерного Устава, отсутствует положение о том, что собственностью сельхозартели является имущество и средства предприятий, в уставной фонд которых данный кооператив внес вклад и стал одним из соучредителей. В Уставе сельхозартели отсутствует также норма об обязательствах сельхозартели производить отчисления в фонд социального страхования. Можно ли зарегистрировать данный устав? Соотношение Примерного Устава, Закона РФ "О сельскохозяйственной кооперации" с изм. и доп. от 18 февраля 1999 г. и Уставов отдельных колхозов (сельхозартелей)? ________________ Ответ: Согласно ст. 11 Закона РФ "О сельскохозяйственной кооперации" в части 1, устав кооператива должен содержать обязательные сведения, включающие в себя: 1) наименование кооператива; 2) место нахождения кооператива; 3) срок деятельности кооператива либо указание на бессрочный характер деятельности кооператива; 4) предмет и цели деятельности кооператива. При этом достаточно определить одно из главных направлений деятельности кооператива с указанием, что кооператив может заниматься любой деятельностью в пределах целей, для достижения которых кооператив образован; 5) порядок и условия вступления в кооператив, основания и порядок прекращения членства в кооперативе; 6) условия о размере паевых взносов членов кооператива; 7) состав и порядок внесения паевых взносов, ответственность за нарушение обязательства по их внесению; 8) размеры и условия образования неделимых фондов, если они предусмотрены; 9) условия образования и использования резервного фонда; 10) порядок распределения прибыли и убытков кооператива; 11) условия субсидиарной ответственности членов кооператива в размере не ниже установленного настоящим Федеральным законом; 12) состав и компетенцию органов управления кооперативом, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, требующим единогласного решения или принятия решения квалифицированным большинством голосов; 13) права и обязанности членов кооператива и ассоциированных членов кооператива; 14) характер и порядок личного трудового участия в деятельности производственного кооператива, ответственность за нарушение обязательства по личному трудовому участию; 15) время начала и конца финансового года; 16) порядок оценки земельных участков, земельных долей и иного имущества, вносимого в счет паевого взноса; 17) порядок публикации сведений о государственной регистрации, ликвидации и деятельности кооператива в официальном органе; 18) порядок и условия реорганизации и ликвидации кооператива; 19) фамилии, имена, отчества, даты рождения, места жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов кооператива, утвердивших устав, и членов правления кооператива. Устав кооператива может включать в себя также иные сведения, не противоречащие настоящему Федеральному закону (ч.2 ст.11). То, что в Устав сельхозартели не включена преамбула Примерного Устава, отсутствует положение о том, что собственностью сельхозартели является имущество и средства предприятий, в уставной фонд которых данный кооператив внес вклад и стал одним из соучредителей; в Уставе сельхозартели отсутствует также норма об обязательствах сельхозартели производить отчисления в фонд социального страхования не является нарушением требований закона, предъявляемых к содержанию устава кооператива. Поэтому данный устав зарегистрировать можно. Также следует отметить, что: 1) положение о том, что собственностью сельхозартели является имущество и средства предприятий, в уставной фонд которых данный кооператив внес вклад и стал одним из соучредителей, не соответствует нормам гражданского законодательства о праве собственности юридических лиц; 2) норма об обязательствах сельхозартели производить отчисления в фонд социального страхования имеет императивный характер, содержится в налоговом законодательстве и не требует воспроизведения ее в уставе кооператива. Примерный Устав колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), утверждённый Всероссийским съездом колхозников 13 февраля 1992 г., в отличие от Примерного устава сельскохозяйственной артели (принятого II всесоюзным съездом колхозников-ударников и утвержденного СНК СССР и ЦК ВКП(б) 17 февраля 1935 г.), с момента своего принятия имел лишь рекомендательный характер. Кроме того, необходимо учитывать, что законодательство, существовавшее на моменты принятия этого акта, а также Примерного Устава сельскохозяйственного производственного кооператива, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.07.1994 г. отличается от существующего. Соотношение Примерного Устава, Закона РФ "О сельскохозяйственной кооперации" с изм. и доп. от 18 февраля 1999 г. и Уставов отдельных колхозов (сельхозартелей) можно охарактеризовать следующим образом. Как и любые акты локального нормотворчества, Уставы отдельных колхозов (сельхозартелей) должны соответствовать требованиям Закона РФ "О сельскохозяйственной кооперации", при этом в содержание Уставов отдельных колхозов (сельхозартелей) могут быть включены положения Примерного Устава, не противоречащие действующему законодательству. БИБЛИОГРАФИЯ Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. №193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" с изм. от 7 марта 1997 г. №47-ФЗ, 18 февраля 1999 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 декабря 1995 г., №50, ст. 4870. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. №41-ФЗ "О производственных кооперативах" // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 мая 1996 г. №20, ст. 2321. Гражданский кодекс РФ. Части первая и вторая. - М.: Издательство "Спарк", 1996. Комментарий к Федеральному закону "О сельскохозяйственной кооперации". / Отв. pед. Е.Л. Минина. - М.: Издательская группа ИНФРА*М - НОРМА, 1997. Гражданское право. Часть I. Учебник. / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. - М.: Издательство ТЕИС, 1996. Сельскохозяйственно-кооперативное право. Учебное пособие. /Под ред. проф. В.Н. Демьяненко. Саратовская государственная академия права: редакционно-издательский отдел, Саратов, 1996. Тряпичко В.И. _____________ "___" ___________ 2002 г. 1 Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 декабря 1995 г., №50, ст. 4870, в "Российской газете" от 16 декабря 1995 г. №242. 2 Комментарий к Федеральному закону "О сельскохозяйственной кооперации". / Отв. pед. Е.Л. Минина - М.: Издательская группа ИНФРА*М - НОРМА, 1997. 3 Гражданское право. Часть I. Учебник / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. - М.: Издательство ТЕИС, 1996. С. 486-487. 4 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|