Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Технологическое проектирование индукционной канальной печи типа ИЛК-1
 Тактика осмотра места происшествия при расследовании квартирных краж
Рекомендуем
 
Новые статьи
 ЕГЭ сочинение по литературе и русскому о проблеме отношения...
 Современные камеры и стабилизаторы. Идеальный тандем для...
 Что такое...
 Проблема взыскания...
 Выбираем самую эффективную рекламу на...
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Криминология и криминалистика

курсовая работа

Характеристика преступности в России



Содержание.
Введение. 3
1. Преступность в России. 5
2. Учет закономерностей развития преступности. 15
3. Характеристика преступности в сфере экономической
деятельности. 19
Заключение. 27
Литература. 29
ВВЕДЕНИЕ
Рост преступности продолжается. В его основе лежат объективные факторы, связанные с состоянием экономики и социальной сферы. В первую очередь они проявились в корыстно-насильственной преступности, которая сегодня занимает доминирующее положение. С начала 1999 года на 14% выросли грабежи, на 9% - разбои. Преступники при их совершении действуют все более дерзко, не останавливаясь перед убийствами свидетелей и потерпевших.
В сложившейся ситуации рост преступности носит, к сожалению, закономерный характер и, по всей видимости, будет продолжаться. Чтобы переломить эту негативную тенденцию, нужны усилия всего общества, всех ветвей власти, привлечение к правоохране широких слоев населения. Сегодня многие не верят в способность сотрудников милиции, а, следовательно, государства, защитить их от противоправных посягательств. Чтобы переломить такие настроения, поставлены и решаются задачи обеспечения полной регистрации и реагирования на все заявления и сообщения граждан о преступлениях и иных правонарушениях.
Организованные преступные группы и сообщества все более явно пытались влиять на все сферы жизнедеятельности нашего государства и общества. В преступную деятельность оказалась вовлеченной значительная часть крупных хозяйствующих субъектов, руководители которых в интересах личной наживы фактически грабили и государство, и своих сограждан. Большинство из них, разумеется, не причисляют себя к преступному миру, однако материалы уголовных дел по крупным экономическим преступлениям показывают, что для достижения своих корыстных целей такие люди не останавливаются ни перед чем. Они легко прибегают к помощи уголовников, к шантажу, рэкету, заказным убийствам. В их руках сосредоточились огромные средства, украденные у народа.
Несмотря на то, что в этой работе правоохранительным органам оказывается ожесточенное сопротивление, работа по борьбе с коррупцией продолжается. За последний год уволены и привлечены к другим видам ответственности свыше 7 тыс. сотрудников органов внутренних дел.
Показательно, что свыше 60% всех преступлений раскрыто по горячим следам. В 1999 году установлено на 10% больше, чем в 1998 году, виновных в совершении преступных посягательств. Пресечена деятельность 16 тыс. лидеров и активных участников организованных преступных групп.
Сейчас изменена тактика борьбы с экономической преступностью, сосредотачивается внимание на выявлении и пресечении наиболее тяжких преступлений, совершаемых в самых доходных, а, следовательно, наиболее важных для страны отраслях экономики. Большие надежды связываем с федеральной целевой программой усиления борьбы с преступностью на 1998-2000 гг., составной частью, которой стала программа борьбы с коррупцией.
1. ПРЕСТУПНОСТЬ В РОССИИ
В 1998 году кривая регистрируемой преступности поползла вверх, хотя и не так стремительно, как это было в начале 90-х годов. Этот рост четко обозначил общую негативную тенденцию развития криминальных явлений и процессов на рубеже третьего тысячелетия. И надо сказать, что Россия на мировом фоне в этом отношении не является исключением.
Надо также четко осознавать, что очень весомый пласт криминальных проявлений статистикой не фиксируется. Ученые называют его латентной преступностью. По оценкам экспертов, она в 3-4 раза превышает регистрируемую.
Проведенные по инициативе МВД России опросы свидетельствуют, что лишь половина из пострадавших от преступных посягательств граждан, обращается за помощью в милицию; это означает, что значительная часть преступлений уходит в латентную тень, а лица, их совершившие, остаются за рамками правового воздействия. В связи с этим, рассматривается задача восстановления доверия населения в качестве первоочередной и предпринимается все возможное для ее решения.
Тем не менее, регистрируемая преступность пока остается единственным, хотя и не всегда точным, мерилом уровня криминальной пораженности общества. Поэтому характеристика криминальной ситуации в России объективно требует оперирования соответствующими статистическими показателями.
Однако прежде чем они будут названы, отметим, что формировалась эта ситуация под жестким воздействием целой совокупности факторов прежде всего социально-экономического характера, большинство которых лежит вне плоскости возможностей воздействия правоохранительных органов. Среди них ведущую роль играют сохраняющиеся последствия масштабного кризиса, который поразил экономику и социальную сферу страны. Это - инфляция, снижение уровня жизни основной массы населения, резкая поляризация граждан по уровню доходов, растущая безработица, алкоголизм, безнадзорность детей и распад семей, а также иные подобные процессы, проявления которых подпитывают преступность.
Все мы становимся свидетелями все большего распространения чуждых российским духовным идеалам и привычным нормам поведения культов, моральных и нравственных ориентиров - алчности, насилия и жестокости. Усиливается правовой нигилизм. Разрастаются этнические и религиозные конфликты, различные проявления экстремизма.
В подобных условиях увеличение общего количества зарегистрированных в стране преступлений до 2582 тыс., или на 7,7%, выглядит вполне закономерным. При этом рост массива преступных посягательств в 1998 году произошел после двух лет снижения не только под более интенсивным воздействием названных негативных факторов, но и в силу присущих процессу развития преступности закономерностей.
Что касается действительных изменений в состоянии преступности, то они могут быть выявлены только при сравнении ее параметров за длительный период. Под этим углом зрения можно отметить, что в 1998 году показатель уровня преступности был все же намного ниже соответствующих данных за 1992-1996 гг.
Особую тревогу вызывает существенно возросшая степень общественной опасности преступных посягательств. Почти на 10% увеличилось общее количество преступлений, относящихся к категориям тяжких и особо тяжких (убийства, изнасилования, разбойные нападения, умышленные причинения тяжкого вреда здоровью, отдельные виды грабежей, краж, преступных посягательств экономического характера). Их доля в структуре преступности составила 60,4%
Наиболее остро негативные тенденции проявились в так называемой насильственной преступности. В 53 субъектах Федерации участились умышленные убийства, более чем в трети регионов - случаи причинения тяжкого вреда здоровью. На четверть больше совершено похищений людей, причем этот преступный промысел получил практически повсеместное распространение, перестав быть особенностью только Москвы, Санкт-Петербурга и Северного Кавказа.
Росту числа насильственных преступлений способствовало расширение масштабов контрабандного ввоза огнестрельного оружия, его кустарного производства, хищений из воинских частей и с предприятий, производящих вооружение. Несмотря на некоторое сокращение количества преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия, как результат активной борьбы органов внутренних дел с незаконным оборотом оружия число вооруженных преступных посягательств остается достаточно высоким - свыше 18,5 тыс.
Не меньшее беспокойство вызывает динамика наиболее опасных преступных посягательств корыстной направленности. Возросло на 8,3% количество совершенных при отягчающих обстоятельствах краж, на 11,4% - вымогательств, на 10,2% - грабежей, на 12,2% - разбойных нападений
Не снижается активность организованных преступных групп и сообществ, особенно действующих в сфере экономики. Преступные элементы, опираясь на разветвленные коррумпированные связи в структурах власти федерального и регионального уровней, стремятся расширить источники незаконного обогащения, "прибрать к рукам" наиболее прибыльные сферы экономической деятельности.
Зарегистрированное по итогам прошлого года увеличение до 252,4 тыс., или на 15,3%, количества преступлений, выявленных в сфере экономики, связано не только с активизацией деятельности правоохранительных органов, но и достаточно объективно отражает общую тенденцию дальнейшего усиления криминализации финансово-хозяйственного комплекса.
Предпринимаемые правоохранительными органами меры по подрыву финансовой базы организованной преступности вызывают ожесточенное сопротивление криминальных структур. В попытках самосохранения и дальнейшего развития они пытаются влиять на политические и экономические процессы, для чего продвигают своих ставленников во власть, используя пробелы в действующем законодательстве, подкуп, шантаж и угрозы. Не останавливаются перед убийствами представителей органов власти и управления, общественных деятелей и предпринимателей. В наших условиях крайне сложно, если вообще возможно, провести четкую грань между уголовным и политическим терроризмом. В 1998 году совершен 21 террористический акт. С полным основанием к проявлениям если не политического, то уголовного террора можно отнести десятки "заказных" убийств, большую часть из 850 криминальных взрывов, прогремевших на улицах, в офисах коммерческих структур и подъездах жилых домов, которые стали причиной гибели 180 и ранения 399 человек.
Очень тревожит наркотическая ситуация в стране. Заметно расширился спрос на наркотики, к их употреблению все чаще приобщаются несовершеннолетние. Растет объем нелегального оборота наркотических и сильнодействующих средств, происходит интенсивная интеграция российских дельцов в систему международной наркоторговли. Уровень цен черного рынка уже превысил европейский, что создает условия для дальнейшей экспансии международной наркомафии на территорию России из стран СНГ и дальнего зарубежья. Количество преступлений данного вида возросло до 190 тыс., свыше трети из них (38,7%) составляют тяжкие и особо тяжкие преступные посягательства.
При снижении в 59 субъектах Федерации уровня уличной преступности остается напряженной оперативная обстановка в общественных местах многих городов и населенных пунктов. Здесь совершается каждое тринадцатое убийство, седьмое умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, шестой разбой, третий грабеж, значительное число других насильственных и имущественных преступлений, проявлений хулиганства.
В сфере повышенного криминального риска продолжают оставаться автомагистрали. На них совершено 14,8 тыс. преступлений, в том числе около 400 убийств, 1156 разбойных нападений и грабежей.
На криминальную обстановку существенное влияние оказал продолжающийся процесс высвобождения из сферы общественного производства значительного числа людей трудоспособного возраста. Именно из этой категории шло наиболее активное пополнение криминальной среды. Почти 798 тыс., или более половины от общего числа лиц, изобличенных в совершении преступлений, не имели постоянного источника дохода. На 17,3% увеличилось число женщин, совершивших преступления.
Отсутствие системы социальной реабилитации лиц с уголовным прошлым, практическая невозможность трудоустройства, отсутствие жилья - эти и другие подобные обстоятельства создают почву для роста рецидивной преступности. К уголовной ответственности за умышленные преступления вновь привлечено около 370 тыс. ранее судимых. Каждое третье раскрытое преступление совершено лицами, ранее вступавшими в конфликт с законом.
Продолжается интенсивная криминализация подростковой среды. Несовершеннолетними и с их участием совершено около 190 тыс., или каждое десятое преступление из числа раскрытых.
Пополняются ряды преступников-мигрантов. Этому способствуют сохраняющаяся "прозрачность" российских границ, недостаточно строгий контроль за соблюдением режима пребывания в стране иностранных граждан, все увеличивающиеся потоки беженцев и переселенцев из конфликтных регионов. Количество преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, увеличилось на 10,9% и достигло 30 тыс. Подавляющее большинство (87%) в этой группе правонарушителей составляют граждане СНГ.
Органы внутренних дел занимают важное место в системе правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с преступностью. По сути, они являются главным бастионом, сдерживающим нарастающий вал криминального "беспредела". Реалии сегодняшнего дня, прежде всего отсутствие необходимых объемов финансирования, потребовали от МВД России новых подходов к организации борьбы с преступностью, концентрации усилий на стратегических направлениях, сокращения расходов на содержание центрального аппарата, исключения параллельных и дублирующих звеньев в своей организационной структуре.
Понимая, что экстенсивный путь развития системы исчерпан, руководство МВД сосредоточило свое внимание на поиске внутренних резервов, укреплении подразделений, непосредственно решающих задачи борьбы с преступностью. В структуре Министерства создан ряд принципиально новых служб, сориентированных на противодействие наиболее опасным преступлениям, перевод этой работы на качественно новый технический уровень. Завершается разработка принципиально новой системы оценки оперативно-служебной деятельности, составной частью которой станет мнение населения о работе правоохранительных органов.
Залог успешного выполнения задач, стоящих перед системой МВД России, - профессионально подготовленные, преданные своему делу кадры. Продолжается работа по очищению рядов милиции от нечистоплотных сотрудников, которых, к сожалению, еще достаточно. Так, в течение 1998 года поступило и рассмотрено более 20,3 тыс. жалоб и заявлений о противоправных действиях сотрудников. В органы прокуратуры направлено 2,8 тыс. материалов, по которым возбуждено 1,3 тыс. уголовных дел. Только по материалам подразделений собственной безопасности к дисциплинарной ответственности привлечено свыше 5 тыс. человек, из них 1369 уволено из органов внутренних дел, 322 понижены в должности.1
Выявлено 384 преступления, совершенные в группах, состоящих из сотрудников органов внутренних дел, и 260 деяний, совершенных преступными группировками, в состав которых наряду с гражданскими лицами входили сотрудники органов внутренних дел.
В то же время нельзя не отметить, что подавляющее большинство сотрудников органов МВД достойно выполняют свой служебный долг. В 1998 году государственных наград удостоено свыше 6 тыс. человек, пятерым присвоено звание Героя России. Образцом мужества и самоотверженного служения Отечеству останутся в нашей памяти те, кто во имя спокойствия и безопасности своих сограждан с риском для жизни защищал законность и правопорядок. Только в прошлом году при исполнении служебных обязанностей погибло 255 сотрудников, 474 - ранено.
И хотя к деятельности МВД имеется много серьезных и обоснованных претензий, отмечу, что нам удалось не только сдержать криминальный натиск, но и повысить результативность работы на приоритетных направлениях обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью. В условиях хронического недофинансирования и сверхнормативных нагрузок установлены лица, совершившие 1,8 млн. преступных посягательств, что почти на 10% больше, чем в 1997 году. Повысилась раскрываемость умышленных убийств, причинении тяжкого вреда здоровью, разбоев, грабежей и краж.
В обеспечение возмещения причиненного преступлениями ущерба только по оконченным делам изъято похищенного имущества, добытых преступным путем денег и ценностей на сумму 3,5 млрд. рублей (+18,3%), в том числе иностранной валюты на сумму 3,1 млн. долларов США, 1,3 т золота, серебра и платины, 751 тыс. карат драгоценных камней.
Разыскано 183,4 тыс. преступников, скрывавшихся от органов дознания, следствия и суда, совершивших побег из мест лишения свободы либо уклонявшихся от отбытия иных наказаний, 50,8 тыс. без вести пропавших.
К сожалению, реалистический прогноз криминогенной обстановки в России на текущий год неблагоприятен. Двухлетний период спада криминальной активности сменяется очередным этапом роста количественных показателей преступности и повышением уровня ее общественной опасности. Суммарная величина зарегистрированных преступлений возрастет по сравнению с 1998 годом в среднем на 3,2% и составит около 2600 тыс. преступлений. При этом далеко не все они будут предметом рассмотрения в органах внутренних дел. Скрытая от правоохранительных органов, "невидимая" часть преступности обладает способностью быстро разрастаться, порождая все новые и новые жертвы, вовлекая в свои сети молодежь, разрушая сложившиеся национальные и семейные традиции.
Количество выявленных преступлений экономической направленности составит не менее 260 тыс., что примерно на 3,8% превысит уровень 1998 года; при этом количество лиц, привлеченных за совершение преступлений в сфере экономики, составит не менее 190 тыс. человек, что на 25% выше прошлогоднего показателя. Скрытые криминальные проявления в экономике как минимум в 10 раз превысят официально регистрируемые показатели.
Таким образом, если в 1997 году расширение теневого сектора экономики было официально признано в качестве одной из угроз национальным интересам России, то к концу 1999 года, если не принять упреждающих мер, следует ожидать глубоких изменений базовых основ общества.
В том случае, если органы внутренних дел не смогут найти должной поддержки со стороны населения в деле борьбы с преступностью, криминальная ситуация может стать еще более тяжелой, затрагивающей жизненно важные интересы все большего количества граждан. Поэтому именно сейчас каждый орган местного самоуправления, каждый трудовой коллектив, работающий на малом предприятии или промышленном гиганте, каждый человек должен сделать свой выбор в пользу объединения усилий общества против криминальной экспансии.
В столицах республик и областных центрах, в крупных городах и малых поселках, в селах и деревнях - везде необходимо посильное содействие граждан человеку в милицейской форме. Перед работниками ОВД ставится задача максимально быстрого реагирования на сигналы о криминальной угрозе гражданам, откуда бы эти сигналы ни поступали. Задача защиты населения от преступных посягательств прочно выходит на передний план нашей деятельности.
Министерство внутренних дел Российской Федерации и его подразделения были и остаются важнейшим инструментом государства в борьбе с преступностью. Неуклонно укрепляется блок криминальной милиции. Существенно обновляются методы оперативно-розыскной деятельности и оперативно-розыскной профилактики. Большинство криминальных сообществ и отдельных преступников испытают на себе новые, неизвестные ранее методы выявления и пресечения уголовно наказуемых деяний. При этом значительно укрепляется собственная безопасность органов внутренних дел, что затруднит проникновение в милицейские коллективы случайных и криминально ориентированных лиц.
Широкий спектр новых, более эффективных мер антикриминального содержания разработан Министерством внутренних дел для борьбы с организованной преступностью и коррупцией, защиты экономики от преступного влияния, противодействия незаконному обороту оружия и наркотиков. Значительная часть этих мер не может быть подвергнута широкому общественному обсуждению по причинам, связанным с оперативными особенностями методов, способов и приемов правоохранительной деятельности. Следует отметить, что большинство мер борьбы с организованной преступностью и коррупцией разрабатываются и будут реализованы Министерством внутренних дел совместно с ФСБ, ГТК, ФСНП России и органами прокуратуры Российской федерации. Речь идет о комплексе межведомственных мероприятий по реализации информации в отношении преступных групп и сообществ, их лидеров, активных участников, пособников и контролируемых ими хозяйствующих субъектов. При этом планируется интенсифицировать проведение специальных мероприятий, направленных на обезвреживание преступных группировок, осуществляющих давление на финансовую и народнохозяйственную сферу государственной жизни. Уже начата масштабная работа, направленная на выявление и пресечение крупномасштабных преступлений, угрожающих экономической безопасности страны, установление жесткого правоохранительного контроля в сфере финансово-кредитных отношений, экспортно-импортных операций, особенно по сырьевым ресурсам, в обороте подакцизных товаров, в оптовой торговле и иных наиболее доходных отраслях экономики.
Внедрение усовершенствованных и вновь разрабатываемых мер борьбы с преступностью будет сопровождаться реформированием и " развитием системы МВД России. Уже начата отработка новых организационных структур, осуществляется проверка на практике правильности выбранного курса. Очевидно, что без развития инициативы снизу, повышения роли и ответственности всех звеньев государственного устройства, в первую очередь - органов местного самоуправления, трудно добиться желаемых результатов от деятельности правоохранительных органов.
Министерство внутренних дел уделяет повышенное внимание каждому конструктивному предложению, позволяющему решить ту или иную задачу правоохранительной практики. У нас есть все основания надеяться, что основным итогом такой работы станут реальные сдвиги в борьбе с преступностью, которые ощутит в повседневной жизни каждый гражданин.
2. УЧЕТ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
В общем плане (при росте населения либо активизации иных факторов социально-экономического характера) преступность в большинстве стран мира в своем массиве возрастает. На фоне ее увеличения либо отдельных ее видов просматривается ускорение либо замедление темпов ее прироста.
В свою очередь и преступность способна оказывать специфическое преобразующее влияние на ту среду, в которой она функционирует, в том числе и на правоприменительную практику и деятельность органов власти и управления в процессе борьбы с нею. Это обусловливает потребность предметного исследования, как содержания самой преступности, так и закономерностей ее развития, факторов, обусловливающих ее структуру, а также эффективность самой практики борьбы с нею в России
Исследования преступности, особенно ее динамики на стыке веков в России, показывают и выявляют определенные тенденции и ее закономерности. В общем массиве преступность второй половины XIX и XX веков имеет общие и отличительные характеристики. Общим для них является то, что преступность неуклонно возрастает. Но темпы прироста ее были всегда намного ниже темпов прироста населения. Сам рост преступности сопровождался колебанием ряда ее показателей: либо увеличением темпов ее роста, либо их приостановлением, а нередко и снижением активности на короткий промежуток времени. При этом указанные фазы изменения имеют различные отрезки времени, во второй половине XIX в. она равна 9-11 годам, а в аналогичном периоде XX в. временной отрезок снизился до 7-8 лет.1
Наблюдается и зависимость роста преступности в XIX в. от темпов прироста населения. Так, с 1874 по 1894 год преступность в европейской части России возросла на 11%, в то время как прирост населения составил 13,2%. В данном случае прирост населения опережал темпы роста преступности. Во второй половине XX в. фактор прироста населения практически теряет свое активное влияние на содержание преступности (с 1992 года прирост населения в России вообще прекратился, и создалась тревожная ситуация, при которой смертность людей превалирует над рождаемостью).
Наивысшие пики роста преступности в европейской части России в XIX в. были отмечены в 1880 и 1891 годах, а резкое замедление темпов ее прироста либо снижение зафиксированы в 1874, 1883 и 1888 годах. Пики ее увеличения во второй половине XX в. в России зафиксированы в 1962, 1970, 1978, 1986, 1994 годах, а пики падения (замедления) отмечены в 1965, 1973, 1977, 1981, 1988, 1997годах. Учитывая, что фаза колебания преступности за эти годы в основном равна 8 годам, обозначу последний пик увеличения - 1994 год. Следовательно, следующий пик увеличения ее должен быть в 2002 году, что, видимо, требуется учитывать в правоприменительной практике.
За эти годы миллионный рубеж преступлений в России был преодолен в 1980 году, двухмиллионный - в 1991 году, т. е. с интервалом в 11 лет. Таким образом, можно предположить, что трехмиллионный рубеж будет пройден в 2001- 2002 годах, где общее число преступлений, по моим расчетам, составит около 3425 тыс. Данный прогнозируемый подъем возможен при условии, что объективный процесс развития преступности не будет нейтрализован активностью субъективных факторов. Роль последних, как показывает правоприменительная практика, порой существенно изменяло предполагаемые показатели. Так, по всем известным причинам необоснованно резко (искусственно) были снижены показатели преступности в России, в том числе и ее уровень на 100 тыс. населения, в 1987 и 1988 годах. Резонно в этой связи в юридической литературе выдвигаются предложения о повышении государственного контроля за борьбой с преступностью, как одного из важнейших направлений деятельности государства.
Следует учитывать, что фаза колебания преступности имеет закономерность: после года "пика увеличения" наблюдается, как правило, в течение первых трех лет замедление ее прироста (например, в 1965, 1973 гг.). Из этого правила имеются отдельные исключения, так, в 1986-1987 и 1996- 1997 годах наблюдается резкое падение прироста общего числа преступлений в более короткий (двухлетний) период времени, нежели по общей закономерности. Встречаются и некоторые иные отклонения от общего правила. Так, между базовыми пиками увеличения преступности (1978 и 1986 гг.) не наблюдалось резкого спада (замедления) ее роста. Наоборот, произошел непрерывный подъем кривой динамики преступлений. А между вершинами фазы 1986-1994 годов пик увеличения (роста) числа преступлений падает не на базовый 1994 год, а на 1993 год. Данные отклонения не вписываются в общую закономерность и требуют специального исследования и объяснения.1
Приведенные характеристики позволяют, казалось бы, утверждать, что еще долго рост преступности будет сохраняться. Но, по моему мнению, при всей российской бедности резервы для успешной борьбы с преступностью есть: общество устало от беззакония, даже многие коммерсанты готовы платить за порядок, в стране при условии уверенности в том, что их деньги будут использоваться по назначению; во всех правоохранительных органах имеется еще достаточное количество профессионалов своего дела, имеются научные разработки и рекомендации по нейтрализации преступности и ее проявлений и т.д. Главное здесь, по моему мнению, в том, что руководству страны следует повернуться лицом к усложняющейся, достигшей опасной черты проблеме. В этих целях следует, в частности, разрешить правоохранительным органам расходовать в течение пяти лет в пределах 25-30% от стоимости имущества и ценностей, изъятых у преступников и нажитых ими преступным путем.
Закономерности развития преступности в общероссийском масштабе проявляют себя и в регионах. Правда, при проведении анализа преступности в отдельных регионах Урала были выявлены некоторые отклонения от закономерностей развития динамики либо отдельных ее характеристик Чаще всего на показатели преступности и эти отклонения влияли субъективные факторы. Например, нередко пожелания "первого" лица в правоохранительной системе реализуются и в уголовной статистике. Однако на содержание и проявление объективных закономерностей развития преступности они оказывают несущественное влияние.
Знания о проявлении закономерностей развития преступности позволяют правоприменительным органам грамотно использовать их в целях нейтрализации ее болезненных для общества проявлений. В этой связи выступления отдельных руководителей исполнительной власти по поводу неэффективной работы правоохранительных органов зачастую необоснованны Увеличение числа преступлений на данном этапе развития общества - это объективная закономерность. При этом ей присуще колебание во времени. Игнорирование в любой форме объективных закономерностей развития преступности может привести к серьезным ошибкам, неправильным решениям и пагубным для общества последствиям.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Среди задач, стоящих перед российским уголовным законодательством, важное место всегда занимала охрана от преступных посягательств экономической сферы
В различные исторические периоды, в силу объективных и субъективных причин, обусловленных экономическими задачами, возникающими на определённых этапах развития экономики, в уголовном законодательстве происходили изменения, касающиеся как уголовно-наказуемых нарушений, так и условий ответственности за отдельные преступления
В этой связи уголовное законодательство, посвященное борьбе с хозяйственными преступлениями, подвергалось значительно большим изменениям, чем законодательство, направленное на борьбу с любыми другими посягательствами
Переход в экономике на новые рыночные отношения также потребовал адекватного реагирования в сфере уголовного законодательства, в том числе законодательства, регулирующего ответственность за преступления в сфере экономической деятельности. Это связано с переосмысливанием роли уголовного права в охране экономических отношений переходного к рынку периода. В связи с изменением принципов государственно-правового регулирования отношений, складывающихся в процессе осуществления хозяйственной деятельности, уголовное право призвано вести борьбу преимущественно с новыми, ранее неизвестными общественно опасными формами экономического поведения.1
Решая вопросы криминализации и декриминализации различных деяний в сфере экономической деятельности, законодатель руководствовался следующими основными положениями:
- государство в соответствии с конституционными гарантиями свободы экономической деятельности должно максимально ограничить своё вмешательство в эту деятельность,
- государство должно защитить честного предпринимателя, обеспечить реализацию провозглашённых законом гарантий его деятельности;
- государство должно бороться с криминальным, недобросовестным предпринимательством, причиняющим вред интересам граждан (потребителей), интересам других субъектов экономической деятельности (монополизм, недобросовестная конкуренция, обман кредиторов и др.) или интересам государства,
- государство должно обеспечить свои финансовые интересы
Результатом законодательного конструирования новой системы преступлений в сфере экономической деятельности явилось то, что её образуют •преимущественно неизвестные ранее отечественному уголовному законодательству составы преступлений Уголовный кодекс РФ содержит описание тридцати двух составов преступлений в сфере экономической деятельности, за редким исключением ранее отсутствующих в нашем законодательстве.
Объединяя преступления в сфере экономической деятельности в самостоятельную главу, законодатель исходил из общности видового объекта этих посягательств. Понятием видового объекта охватывается определенный круг тождественных или однородных взаимосвязанных общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности и охраняемых, как правило, единым комплексом уголовно-правовых норм, тесно взаимосвязанных и дополняющих друг друга.
В юридической литературе экономические преступления определены, как "общественно опасные деяния, посягающие на экономику, как совокупность производственных (экономических) отношений и причиняющие ей материальный ущерб".
Уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за преступления в сфере экономической деятельности, охраняют совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг.
Непосредственным объектом в этих преступлениях выступают конкретные общественные отношения, складывающиеся, но в процессе функционирования экономической деятельности и регулирующие конкретные виды такой деятельности.
Составы некоторых преступлений содержат дополнительный непосредственный объект, причинение вреда которому либо угроза причинения вреда являются условием уголовной ответственности.
Обязательным признаком большинства преступлений в сфере экономической деятельности является предмет преступления.
Например, товарный знак (ст. 180), драгоценные металлы и природные камни (ст. ст. 191,192), декларация о доходах (ст. 198).
Экономическая деятельность в период становления и реформирования рыночных отношений обширна и разнообразна. Разнообразие различных организационно-правовых форм предопределяет тесные организационные связи, выражающие зависимости одних от других. В этой связи, содержащиеся в новом УК РФ нормы об ответственности в сфере экономической деятельности ориентированы в первую очередь на защиту свободы предпринимательской деятельности, на охрану потребителя.
Отдельные преступления в сфере экономической деятельности, несмотря на определённые сходства, могут существенно отличаться одно от другого: по характеру совершаемых действий, по свойствам той конкретной экономической сферы, которой причиняется ущерб. Однако любое преступление в сфере экономической деятельности причиняет ущерб именно тем общественным отношениям, которые возникают в экономической сфере и выражают интересы развития экономики.1
Объективная сторона большинства преступлений в сфере экономической деятельности представляет собой активные действия, состоящие в нарушении общественных отношений, складывающихся в экономической деятельности (например, незаконное предпринимательство - ст. 171, незаконное использование товарного знака -ст. 180, принуждение к совершению сделки или к отказу от её совершения - ст. 174).
Некоторые преступления могут быть выполнены путём бездействия (например, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности - ст. 177, невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран - ст. 190).
Характерной особенностью конкретных объективных и субъективных признаков преступлений в сфере экономической деятельности является то, что среди них трудно выделить критерии, отражающие особенности всех или большинства указанных преступлений. Подтверждением этому служат нормы, предусматривающие уголовную ответственность за конкретные преступления, включённые в главу 22 УК. Для того чтобы констатировать оконченный состав ряда преступлений в сфере экономической деятельности, необходим обязательный признак - наступление предусмотренных законом общественно опасных последствий. Эти преступления имеют материальные составы (например, незаконное предпринимательство - ст. 171, незаконная банковская деятельность - ст. 172, лжепредпринимательство - ст. 173). Такие преступления признаются оконченными с момента наступления указанных в законе последствий в виде причинённого ущерба.
В преступлениях в сфере экономической деятельности, составы которых сконструированы по типу материальных, необходимо установить наличие причинной связи между деянием и преступным результатом.
Ряд статей имеет примечание, в котором определяется размер значительного, крупного, особо крупного ущерба. При этом законодатель в качестве критерия использует минимальный размер оплаты труда.
Всё это позволяет органам, занимающимся правоприменительной практикой, правильно квалифицировать действия виновного, единообразно применять закон по определённым категориям уголовных дел, и, что крайне важно, обеспечивать стабильность режима законности при отправлении правосудия в сфере уголовной юрисдикции1 .
Однако необходимо отметить, что законодатель не во всех статьях даёт конкретные определения размера ущерба (например, незаконная банковская деятельность - ст. 172, лжепредпринимательство - ст. 173, незаконное получение кредита - ст. 176, незаконное использование товарного знака - ст. 180, заведомо ложная реклама - ст. 182, злоупотребления при выпуске ценных бумаг (Эмиссии) - ст. 185 и др.).
Наличие оценочных категорий, непременно, создаёт определённые сложности при квалификации в процессе правоприменительной практике.
В этой связи необходимо отметить, что законодатель оставил неурегулированным один из важнейших для квалификации вопросов, всецело отдал его на усмотрение органов следствия и судов, что не создаёт надёжных гарантий его единообразного растолкования правоприменителем. Отсутствие чёткого представления оценочного признака не позволит уголовно-правовому запрету в полной мере реализовать свой превентивный потенциал.
В других случаях, для того, чтобы констатировать оконченный состав ряда преступлений в сфере экономической деятельности, не требуется наступления определённых общественно опасных последствий (например, воспрепятствование предпринимательской деятельности - ст. 169, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённого незаконным путём - ст. 174).
Эти преступления содержат формальные составы. Для признания вышеназванных преступлений оконченными достаточно установить факт совершения деяния (действия или бездействия). Особенностью объективной стороны преступлений в сфере экономической деятельности является также наличие значительного числа бланкетных диспозиций (169,170,171,172,196,197, 198, 199 УК РФ).
Для установления признаков объективной стороны составов этих преступлений необходимо обратиться к нормативным актам, относящимся к другим отраслям права: гражданскому, административному, финансовому, налоговому, земельному и др.
Не случайно в ст. 3 УК РФ закреплён один из основополагающих принципов, на котором базируется российское уголовное законодательство - принцип законности, а именно, "необходимость установления преступности деяния, а также его наказуемости и иные уголовно-правовые последствия, определяется только настоящим Кодексом". Вместе с тем, реальное наличие в действующим уголовном законе большого количества норм с бланкетными диспозициями, содержащими ссылки на различные подзаконные нормативные акты, инструкции, положения, правила, определяющие признаки составов преступления и утверждаемые не законодателем, а исполнительными органами, противоречат принципу законности. На это ни раз обращалось внимание в научной юридической литературе учёными - юристами1.
Субъективная сторона преступления в сфере экономической деятельности выражается в умышленной вине. Уголовную ответственность за неосторожные действия законодатель не допускает.
Вместе с тем некоторые авторы полагают, что "совершение некоторых преступлений возможно с двумя формами вины, когда, умышленно совершая деяние, лицо по неосторожности причиняет общественно опасные последствия, например, ч. 2 ст. 169УК"1
Ряд преступлений в сфере экономической деятельности могут совершаться только должностными лицами органов государственной власти или местного самоуправления (например, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности - ст. 169 УК, регистрация незаконных сделок с землёй - ст. 170 УК), руководителями организаций, индивидуальными предпринимателями, собственниками коммерческих организаций (например, злостное уклонение погашения кредиторской задолженности - ст. 177 УК, незаконное использование товарного знака - ст. 180 УК).
Нормы уголовного законодательства строго предусматривают дифференциацию ответственности за преступления в сфере экономической деятельности в зависимости от тяжести содеянного, с учётом смягчающих и отягчающих обстоятельств, могущих сопутствовать совершению тех или иных преступлений, личностных признаков, характеризующих виновных и потерпевших.
Многие нормы содержат квалифицированные составы преступлений. Это позволяет обеспечивать назначение наказания виновным в строгом соответствии со степенью общественной опасности совершённого преступления и личности преступника.
Дифференцированный подход к назначению наказания обеспечивается также и тем, что почти все санкции уголовно-правовых норм, предусматривающие ответственность за преступления в сфере экономической деятельности - альтернативны, многие из них допускают возможность назначать наказание, не связанное с лишением свободы: штраф; лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью; обязательные работы; исправительные работы.
В заключении хотелось бы отметить ещё одну особенность. В главу 22 "Преступления в сфере экономической деятельности" законодатель включил привилегированные уголовно-правовые нормы. Так, например, в примечании ст. 198 УК РФ "Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды" указывается, что " лицо, впервые совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьёй, а также статьями 194 или 199 настоящего кодекса, освобождаются от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причинённый ущерб". Всё это, в свою очередь, должно позитивно сказаться на экономии уголовно-правовой репрессии, а также будет способствовать дальнейшему развитию принципов гуманизма и справедливости в российском уголовном праве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственная Дума федерального Собрания Российской Федерации выражает серьезную озабоченность обострением криминогенной ситуации, усугубляющей социально-экономическое положение в стране, угрожающей ее национальной безопасности, жизни, здоровью и благополучию граждан Российской федерации.
Кризисное состояние экономики, политическая нестабильность, безработица, резкое имущественное расслоение общества, обнищание основной части населения обусловили значительный рост преступности, в том числе для ее новых, особо опасных проявлениях. Основные государственные механизмы сдерживания роста преступности оказались бездействующими или разрушенными.
В Российской Федерации не создано эффективной системы координации деятельности всех ветвей власти по предупреждению преступлений на федеральном уровне, в субъектах Российской федерации. Отсутствует концепция основ государственной политики в области борьбы с преступностью. Недостаточны роль Правительства Российской федерации в социальной профилактике правонарушений и контроль за деятельностью правоохранительных органов, входящих в структуру федеральных органов исполнительной власти.
Государственная власть, соединив усилия, должна выработать и реализовать совокупность мер по противодействию массовой физической и нравственной деградации населения страны, и особенно в сельской местности. Повальное пьянство, наркомания не только отягощают криминальную ситуацию, но и приводят к уничтожению генофонда страны.
В стране не проведены глубокие, скоординированные исследования судами, прокуратурой, МВД и Министерством юстиции практики применения в качестве наказания лишения свободы, в том числе и за неопасные преступления. Нам всем надо разобраться в причинах того, что следственные изоляторы, тюрьмы, колонии забиты до краев, и в первую очередь молодыми людьми. Насколько здесь экономно и разумно используется сама уголовно-правовая норма? Явно неоправданным и вредным оказался демонтаж системы правового просвещения и воспитания населения.
ЛИТЕРАТУРА
УК РФ.
Яцеленко Б.П. Преступления в сфере экономической деятельности. // Особенная часть. М.:, 1996.
Волженкин Б.П. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Санкт- Петербург, 1996.
Медведев А.М. Экономические преступления: понятия и система. // Государство и право, № 2, 1992.
Ляпунов Ю.И. Новый Уголовный кодекс - важный этап становления Российского правового государства. // Общая часть уголовного права. Учебное пособие. - М.: "Инфра-М", 1998.
Гаухман Л.Д. О коренной перестройке уголовного законодательства. // Укрепление законности и борьба с преступностью в условиях реформирования правового государства. - М.: 1990.
Мельников В.Е. Преступления в сфере экономической деятельности. // Уголовное право России. Особенная часть: Учебник. - М.: "Юристь", 1996.
С. Степашин "Преступность в России как она есть". / "Российская юстиция" №6, 1999.
В. Омигов "Учет закономерностей развития преступности в правоприменительной практике". / "Российская юстиция" №11, 1998.
Кузнецов А.П. "Общая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности". / "Следователь" №1, 2000.

1 С. Степашин "Преступность в России как она есть". / "Российская юстиция" №6, 1999, с. 36. 1 В. Омигов "Учет закономерностей развития преступности в правоприменительной практике". / "Российская юстиция" №11, 1998, с. 46. 1 В. Омигов "Учет закономерностей развития преступности в правоприменительной практике". / "Российская юстиция" №11, 1998, с. 46. 1 Кузнецов А.П. "Общая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности". / "Следователь" №1, 2000, с.5. 1 Кузнецов А.П. "Общая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности". / "Следователь" №1, 2000, с. 6. 1 Ляпунов Ю.И. Новый Уголовный кодекс - важный этап становления Российского государства. // Общая часть уголовного права. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 1998, с.14. 1 Гаухман Л.Д. О коренной перестройке уголовного законодательства. // Укрепление законности и борьба с преступностью в условиях реформирования правового государства. М.: 1999 с. 78-79. 1 Мельников В.Е. "Преступления в сфере экономической деятельности". / Уголовное право России. Особенная часть: Учебник. М.: "Юристь", 1996, с. 179. 25 2

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Место и роль российского парламента в системе органов государственной власти Российской Федерации
 Товародвижение и ценообразование
Ваши отзывы
tl7hig
Hello World! https://racetrack.top/go/hezwgobsmq5dinbw?hs=783d2f67c55237fa35c34194f2c0ea1b&

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.