Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Финансовый менеджмент безналичных расчетов населения через отделения Сберегательного банка РФ
 Расходы бюджета: понятие, виды и основные формы
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...
 Рассуждения о проблеме влияния окружающего шума на...
 Рассуждения по тексту Владимира Харченко о роли науки в...
 Проблема отношений человека с природой в сочинении с...
 Рассуждение по теме ограниченности...
 Описание проблемы отношения людей к природе в сочинении по...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Культурология

контрольная работа

Становление советской культуры 1917-1945 гг.



Октябрь 1917г. считается началом нового периода в истории отечественной культуры, хотя последствия политического переворота не сразу проявились в культурной жизни общества.
Отличительной особенностью советского периода истории культуры является большая роль в ее развитии партии и государства. Коммунистическая партия через систему государственных и общественных организаций направляет развитие народного образования, культурно-просветительной работы, литературы и искусства, ведет работу по идейно-политическому воспитанию трудящихся в Духе марксистско-ленинской идеологии. Государство финансирует все отрасли, культуры, заботится о расширении их материальной базы. Начиная с первой пятилетки культурное строительство планируется в масштабах всей страны. Значительное место занимают вопросы культуры в деятельности профсоюзов и комсомола.
Отделение церкви от государства и школы от церкви, широкое развертывание атеистической пропаганды среди населения способствовали освобождению культуры от влияния церкви.
За годы социалистического строительства в советском обществе утвердилась марксистско-ленинская идеология. Была ликвидирована массовая неграмотность, обеспечен высокий уровень образования всего населения. Удалось добиться крупных успехов в развитии науки, решить такие сложные задачи, как овладение атомной энергией и освоение космоса.
Несмотря на неоспоримые достижения социализма,, далеко не все его возможности были использованы для социально-экономического и культурного развития страны в полной мере. Сформировавшаяся в 30-е годы административно-командная система деформировала многие принципы социализма, тормозила процесс революционного подъема культуры и демократизации духовной жизни общества, начавшийся в первые годы Советской власти. Партийно-государственное руководство культурным строительством приняло формы грубого административного диктата. Массовые репрессии 30-х - начала 50-х годов привели к невосполнимым потерям в области культуры, отразились на нравственном состоянии общества. Нарушилась преемственность поколений отечественной интеллигенции. И в последующие десятилетия административно-командная система продолжала оказывать давление на культурную жизнь общества. Противоречия между потребностями общественного развития и методами руководства страной стали особенно остро ощущаться в период 70-х - первой половины 80-х годов.
Революционное обновление советского общества, начавшееся с апреля 1985 г., должно придать социализму характер, соответствующий целям этого строя. Освобождение от господства бюрократии, принцип плюрализма мнений, развертывание гласности открывают широкие возможности для культурного подъема.
Развитие русской культуры в годы Советской власти невозможно рассматривать вне многонациональной культуры всего советского народа. В период социалистического строительства успешно решалась задача преодоления культурного неравенства и отсталости ранее угнетенных народов. Русская культура сыграла в этом процессе значительную роль. На протяжении всего советского периода усиливалось взаимодействие культур русского и других народов страны.
Прогрессу культуры способствовало развитие средств массовой информации. Еще в начале XX в. единственным таким средством была периодическая печать, но уже с 20-х годов началось регулярное радиовещание, перед войной - телевещание. Появление технически более совершенных способов репродуцирования и звукозаписи расширило возможности распространения культурной информации. Сверхзвуковые скорости современного транспорта сократили расстояния. Все это способствовало более тесному культурному обмену между народами как внутри страны, так и в международном масштабе.
Многие процессы культурного развития страны не завершены, они продолжаются, некоторые намечены как тенденции. Это создает определенные трудности и для исследователей, и для студентов, но и представляет уникальную возможность для историка - быть свидетелем изучаемых событий.
КУЛЬТУРА В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ СИСТЕМЫ (1928-1941)
1. НОВЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
Во второй половине 20-х годов перед Советской страной встали сложные социально-экономические задачи. Необходимо было провести индустриализацию народного хозяйства, опираясь преимущественно на внутренние ресурсы, обеспечить обороноспособность в условиях капиталистического окружения. Острые внутрипартийные дискуссии о методах решения этих задач и путях социалистического строительства осложнялись борьбой за власть, которая развернулась в руководстве партией и государством после смерти В. И. Ленина.
Ситуация усугубилась хлебозаготовительным кризисом 1927-1928 гг. Для выхода из кризиса был избран путь чрезвычайных мер: отказ от нэпа, переход от экономических к преимущественно административным методам руководства народным хозяйством. Этот путь означал коренную ломку хозяйственного уклада деревни - коллективизацию сельского хозяйства, вытеснение мелких предпринимателей из всех отраслей экономики, усиление репрессивных органов. Складывалась административно-командная система с бюрократической централизацией, с жестким контролем за всеми сферами жизни общества и деятельности людей, с ограничением доступа к информации, насаждался культ личности Сталина. Отдельные коммунисты пытались бороться с деформациями социалистических принципов и нарушениями законности, но большинство членов партии, рабочих, деревенской бедноты поддержали отказ от нэпа и форсирование темпов социально-экономических преобразований. Охваченные революционным энтузиазмом люди верили, что создают самый справедливый и передовой строй на Земле, и не щадили сил во имя счастья будущих поколений. Сказывался низкий культурный уровень трудящихся, примитивные представления о социализме, отсутствие в России демократических традиций.
Изменения в политической и экономической жизни общества существенно влияли на культурную жизнь. В этот период возросла руководящая роль партийных и государственных органов в области культуры. С 1928 г. культурное строительство велось в соответствии с общегосударственными пятилетними планами. Были созданы государственные комитеты по различным отраслям культуры: Всесоюзный комитет по делам высшей школы (1936), Комитет по делам искусств (1936), Всесоюзный комитет по радиовещанию (1931). В ведении Наркомпроса остались вопросы народного просвещения.
Проведение реконструкции народного хозяйства создавало новые возможности для укрепления материальной базы культуры: все больше средств вкладывалось в культурное строительство, росли технические возможности развития и распространения культуры. Особенно выросли расходы на просвещение народов национальных окраин. Тем не менее уровень материальной обеспеченности отраслей культуры отставал от потребностей. Ускоренная индустриализация страны, огромный размах капитального строительства, нараставшая военная опасность требовали приоритетного финансирования промышленности, строительства и обороны. Вошел в практику остаточный принцип выделения средств на непроизводственную сферу.
Изменились методы руководства культурой. Если в 20-е годы наиболее сложные вопросы культурного строительства обсуждались на съездах и конференциях интеллигенции, на специальных совещаниях в ЦК партии, то в последующие десятилетия совещания и съезды работников культуры собирались все реже.
Перестали существовать многие общественные организации, получил распространение авторитарный стиль руководства наукой, литературой и искусством.
Борьба за утверждение марксистско-ленинской идеологии в сознании людей и в науке была ведущим направлением идеологической жизни общества. В конце 20-х - начале 30-х годов прошел ряд дискуссий по основным теоретическим вопросам общественных наук. В философии споры велись вокруг механистического течения, сторонники которого сводили высшие формы движения материи к механическим и физико-химическим взаимодействиям и утверждали, что законы естественных наук распространяются на все области бытия и мышления. В ходе философской дискуссии о предмете философии как науки и ее методологических принципах, развернувшейся на страницах теоретических журналов, эти идеи были подвергнуты критике.
Прошли дискуссии о закономерностях развития социалистической экономики, смены общественно-экономических формаций. Основные направления развития общественных наук были определены в постановлениях ЦК ВКП(б) "О журнале "Под знаменем марксизма" (25 января 1931 г.) и "О работе Комакадемии" (15 марта 1931 г.). Была поставлена задача преодолеть отставание науки от практики социалистического строительства, выдвигался тезис об "обострении классовой борьбы на теоретическом фронте".
В это время ужесточились требования партии к ученым-обществоведам. Те из них, кто сомневался в абсолютной правильности избранных методов социалистического строительства, предлагал сохранить принципы новой экономической политики, предупреждал об опасности форсированной коллективизации, были отстранены от дел. Судьбы многих ученых сложились трагически. Так были арестованы, а впоследствии расстреляны видные русские экономисты А. В. Чаянов и Н. Д. Кондратьев.
Что касается требования не отставать от практики, то и раньше, буквально с первых лет Советской власти, ученые откликались на запросы жизни. В годы гражданской войны велись работы по изучению Курской магнитной аномалии, недр Кольского полуострова, крупные специалисты науки и техники участвовали в разработке плана ГОЭЛРО. Экономическая наука оказала существенную помощь в разработке первого пятилетнего плана, юристы внесли свой вклад в основы советского законодательства, лингвисты - в создание письменности для народов, не имевших ее.
В 30-е годы отношение к науке становится все более утилитарным. Приоритетное развитие получили направления, связанные с нуждами практики. Научно-исследовательская работа стала планироваться в соответствии с народнохозяйственными задачами. В 1933 г. Академия наук СССР была подчинена Совнаркому, а в 1934 г. переведена из Ленинграда в Москву, что укрепило ее связи с наркоматами. Ликвидация автономии Академии наук вела к утверждению административных методов руководства наукой. Некомпетентным руководством были признаны неперспективными или даже ложными некоторые направления науки. Так, на долгие годы затормозилось развитие генетики, молекулярной биологии, кибернетики.
Утверждению марксистско-ленинской методологии в науке мешало то, что за это дело часто брались люди, не имевшие достаточного образования и подготовки. Не случайно в июне 1932 г. заведующий агитационно-пропагандистским отделом ЦК А. И. Стецкий выступил в "Правде" со статьей "Об упрощенчестве и упрощенцах", в которой критиковал вульгаризаторов марксизма, стремившихся "внедрить" диалектику в рыбное хозяйство, хирургию, сталеплавильное производство.
В начале 30-х годов начали проявляться признаки культа личности Сталина в идеологической работе. Одной из первых "ласточек" была статья К. Е. Ворошилова "Сталин и Красная Армия", опубликованная в 1929 г. к пятидесятилетнему юбилею генсека, в которой вопреки исторической правде преувеличивались его заслуги. Постепенно Сталин становился единственным и непогрешимым теоретиком, развивавшим учение Маркса и Ленина. Его взгляды оказали существенное влияние на формирование концепций советского обществоведения.
В 1939 г. на XVIII съезде партии был сделан вывод о том, что социализм в СССР в основном построен и имеются все возможности для построения коммунизма первоначально в одной стране. В документах партии конца 30-х - начала 40-х годов были определены задачи дальнейшего развития общества на этапе завершения социалистического строительства и перехода к коммунизму. Эти теоретические положения скрывали действительное состояние дел в стране, мешали советским людям осознать реальные социально-экономические и политические проблемы, стоявшие перед обществом.
На развитие науки негативно повлияли упрощенчество и догматизм в подходе к ряду сложных вопросов. Например, широкое распространение получило представление о том, что соответствие производственных отношений характеру производительных сил при социализме полностью исключает какие-либо противоречия.
Такое представление надолго задержало научную разработку проблемы противоречий при социализме, а также отразилось в теории и практике литературы и искусства, породив "теорию бесконфликтности".
Исследования в области общественных наук во многом определялись установками "Краткого курса истории ВКП(б)", который был издан под редакцией ЦК ВКП(б) при участии И. В. Сталина в 1938 г. Возведение в догму "Краткого курса", представлявшего собой, по сути, историческое оправдание сталинизма, тормозило развитие науки, негативно сказывалось в практике преподавания и пропаганды истории партии.
Наибольший вред принесла ошибочная идея о неизбежном обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, сформулированная Сталиным. Значение и последствия этой идеи выходят далеко за рамки теоретических заблуждений, так как она послужила основанием для массовых репрессий, проводившихся в 30-е годы, направленных против многих видных партийных работников, ученых, творческой интеллигенции, рабочих и крестьян.
В условиях культа личности Сталина, когда из истории вычеркивались имена и творческое наследие многих активных участников Великой Октябрьской социалистической революции, когда свободное обсуждение теоретических вопросов социалистического строительства представляло серьезную опасность для жизни, преодоление ошибок и догматизма было невозможно.
2. РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
На рубеже 20-30-х годов наметились новые тенденции в литературно-художественной жизни советского общества. Ушли в прошлое политические разногласия в среде художественной интеллигенции, большинство писателей и художников приняли новый общественный строй как исторически обусловленный и наиболее целесообразный для России. В литературе и искусстве обозначился поворот к реализму, стремление к организационному единству. В 192,5 г. была создана Федерация советских писателей, которая объединила несколько групп (ВАПП, Всероссийский союз крестьянских писателей, "Перевал", "Кузницу", ЛЕФ). Укреплялись связи между группами в изобразительном искусстве, архитектуре, музыке.
На роль центра объединительного движения и руководителя литературно-художественным процессом претендовали пролетарские организации (РАПП и др.). Они вели большую культурно-идеологическую работу в рабочей среде, способствовали выдвижению талантов, но идейно-эстетические взгляды руководителей РАПП и других пролетарских художественных организаций были ошибочными. Рапповцы переносили формы и методы внутрипартийной борьбы тех лет в художественную жизнь, крайне нетерпимо относились к писателям, которых считали непролетарскими.
Политика партии в области литературы и искусства в новых условиях была определена в постановлении ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций". Было решено ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей, "...объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем..." Такие же союзы предполагалось создать и в других видах искусства.
В конце 20-х - начале 30-х годов широко обсуждался вопрос о художественном методе советской литературы и искусства. В ходе дискуссии была выработана концепция социалистического реализма.
Крупным событием в культурной жизни страны явился I Всесоюзный съезд советских писателей, состоявшийся в августе 1934 г. в Москве. Съезд принял Устав и избрал Правление Союза. Социалистический реализм провозглашался основным методом советской литературы. В Уставе Союза советских писателей говорилось, что этот метод "...требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма". На съезде выступил А. М. Горький. На его закрытии он сказал: "В чем я вижу победу большевизма на съезде писателей? В том, что те из них, которые считались беспартийными, "колеблющимися", признали,-с искренностью, в полноте которой я не смею сомневаться, - признали большевизм единственной боевой руководящей идеей в творчестве, в живописи словом".
Ведущей темой в литературе 30-х годов стала тема революции и социалистического строительства. Неизбежный распад старого мира, приближение революции - главная идея романа М. Горького "Жизнь Клима Самгина" (1925-1936). Проблема человека в революции, его судьба - об этом эпопея М. Шолохова "Тихий Дон" (опубликована в 1928-1940 гг.). Символом героизма и нравственной чистоты стал образ Павла Корчагина - героя романа Н. Островского "Как закалялась сталь" (1934). Тема индустриального развития страны раскрывалась в произведениях Л. Леонова "Соть", М. Шагинян "Гидроцентраль", В. Катаева "Время вперед", И. Эренбурга "Не переводя дыхания". Значительное место в художественной литературе 30-х годов заняли произведения, посвященные отечественной истории и выдающимся деятелям культуры прошлого. Это "Петр Первый" А. Толстого, "Смерть Вазир-Мухтара" Ю. Тынянова, драмы М. Булгакова "Кабала святош" ("Мольер") и "Последние дни" ("Пушкин").
Блестящие образцы поэзии дали в своем творчестве А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак. В жанре сатиры успешно работали М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров. Классикой советской детской литературы стали произведения С. Маршака, А. Гайдара, К. Чуковского, Б. Житкова.
С конца 20-х годов на сценах театров утвердилась советская пьеса. Изменение репертуара, встречи с трудящимися на общественных просмотрах и обсуждениях способствовали сближению театра с жизнью. К 20-летию Великого Октября на сцене впервые был воплощен образ В. И. Ленина. В спектакле Театра им. Евг. Вахтангова "Человек с ружьем" по пьесе Н. Погодина эту роль исполнил Б. В. Щукин. Среди театральных премьер 30-х годов в историю советского театра вошли "Оптимистическая трагедия" В. Вишневского, поставленная в Камерном театре под руководством А. Я. Таирова, "Анна Каренина" - постановка В. И. Немировича-Данченко и В. Г. Сахновского в Московском художественном театре, пьесы Горького на сцене Театра им. Евг. Вахтангова, спектакли Ленинградского театра комедии, поставленные Н. П. Акимовым, "Ромео и Джульетта" в постановке А. Д. Попова в Театре революции и др. Новым явлением в культурной жизни страны было открытие детских театров. К концу 30-х годов их насчитывалось более 70 по всей стране.
В 1936 г. было учреждено звание народного артиста СССР. Первыми его были удостоены К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. И. Качалов, Б. В. Щукин, И. М. Москвин, А. В. Нежданова, А. А. Васадзе, А. А. Хорава, К. Байсеитова и др.
Значительные шаги в своем развитии сделала в 30-е годы советская кинематография. В конце 20-х годов была создана собственная база кинематографии: открыты новые оборудованные киностудии, кинотеатры, снабженные отечественными проекторами, налажен выпуск кинопленки, созданы оригинальные системы звуковой киноаппаратуры. Уже к концу 20-х годов советские немые фильмы постепенно вытесняли зарубежную кинопродукцию с экрана. Росту популярности кино способствовало появление советских звуковых фильмов, первыми из которых были в 1931 г. "Путевка в жизнь" (режиссер Н. Экк), "Одна" (режиссеры Г. Козинцев и Л. Трауберг), "Златые горы" (режиссер С. Юткевич). Лучшие советские фильмы 30-х годов рассказывали о современниках ("Семеро смелых", "Комсомольск" С. Герасимова), о событиях революции и гражданской войны ("Чапаев" С. и Г. Васильевых, "Мы из Кронштадта" Е. Дзигана, "Депутат Балтики" И. Хейфица и А. Зархи, трилогия о Максиме Г. Козинцева и Л. Трауберга). К этому же времени относятся музыкальные комедии Г. Александрова "Веселые ребята", "Цирк".
Музыкальная жизнь страны в те годы связана с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского и других, выдвинулись молодые советские дирижеры Е. Мравинский, Б. Хайкин. Были созданы музыкальные ансамбли, впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру: квартет им. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестры государственной филармонии и др. В 1932 г. был образован Союз композиторов СССР.
Процесс объединения творческих сил шел и в изобразительном искусстве. В 1931 г. возникла Российская ассоциация пролетарских художников (РАПХ), призванная объединить художественные силы страны. Однако она не сумела решить поставленные перед ней задачи, так как в ее деятельности проявились худшие стороны Пролеткульта - администрирование, вульгарный социологизм. В 1932 г. РАПХ, как и другие организации творческой интеллигенции, была распущена. Начали создаваться союзы художников, объединявшие деятелей изобразительного искусства республик и областей 2. В 1932 г. возник Союз советских архитекторов.
Образование единых творческих союзов не означало прекращения идейно-эстетической борьбы - она велась под лозунгом борьбы против формализма. В 1935-1937 гг. по инициативе ЦК партии прошла дискуссия по вопросам преодоления формализма и натурализма в литературе и искусстве. В 1936 г. в "Правде" и "Литературной газете" были опубликованы статьи с критикой формализма в творчестве некоторых литераторов, художников и композиторов. Тон критики был груб и резок. Характерны названия этих критических статей: "Сумбур вместо музыки", "Балетная фальшь", "О художниках пачкунах". Формалистическими были объявлены некоторые произведения Д. Шостаковича. Художники А. Лентулов, Д. Штеренберг и другие назывались "пачкунами со злостными намерениями". Обвинения в "формалистических вывертах" предъявлялись С. Эйзенштейну, А. Довженко, Б. Пастернаку, Н. Заболоцкому, Н. Асееву, Ю. Олеше, И. Бабелю.
Опасность формалистических тенденций в советском искусстве преувеличивалась, а борьба с формализмом по существу сводилась к травле талантливых писателей и художников. Опасность представлял не так называемый формализм, а тенденция к бесконфликтности, выросшая из ложной идеи об отсутствии противоречий при социализме. Упрощенно трактуя социалистический реализм, некоторые литературоведы, искусствоведы и критики считали, что в центре произведения должен обязательно стоять положительный герой, активный преобразователь жизни. Это привело к тому, что жанр сатиры во второй половине 30-х годов рассматривали как изживший себя. Многие темы оказались фактически под запретом.
Метод социалистического реализма, разумеется, не охватывал всех явлений художественной жизни страны в 30-е и последующие годы, тем более что он трактовался односторонне, упрощенно и на практике использовался для политического контроля за художественным процессом. Произведения, которые не имели ярко выраженной политической тенденциозности в духе предъявляемых требований к литературе и искусству, зачастую рассматривались как идеологически сомнительные. Утверждение жестких канонов художественного творчества, авторитарный стиль руководства создавали благоприятную среду для конъюнктуры и ремесленничества в литературе и искусстве. Талантливым людям в таких условиях работать было очень трудно. Многие выдающиеся произведения, созданные в те годы, дошли до читателя и зрителя не сразу. Только в 1966 г. был издан роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита", в 1986-1988 гг. увидели свет "Ювенильное море", "Котлован" и "Чевенгур" А. П. Платонова, в 1987 г. опубликован "Реквием" А. А. Ахматовой. В эти же годы стали выставляться работы П. Н. Филонова, К. С. Малевича, других мастеров русского авангарда. Неоконченной осталась картина П. Д. Корина "Русь уходящая", о величии замысла которой можно судить по эскизам. Замалчивалось творчество невинно репрессированных В. Э. Мейерхольда, Б. А. Пильняка, О. Э. Мандельштама.
Жесткий контроль распространялся и на культуру прошлого. Нельзя сказать, что отношение к дореволюционному прошлому России было абсолютно негативным. С 1934 г. в средних школах вводилось преподавание отечественной истории, восстанавливались исторические факультеты в университетах. В трагическом 1937 году широко отмечалось столетие со дня гибели А. С. Пушкина. Однако с историей общества и культуры обращались произвольно в угоду политическим и идеологическим целям сталинского руководства. Вычеркивались имена и целые историко-культурные пласты, которые не вписывались в создаваемые схемы. Практически недоступным стало русское искусство начала века, изымались из библиотек произведения русских философов-идеалистов, писателей, оказавшихся в эмиграции. Особенно пострадали памятники архитектуры. Именно в 30-е годы в Москве были уничтожены Сухарева башня, Храм Христа Спасителя, построенный на народные пожертвования в честь победы над Наполеоном, Чудов монастырь в Кремле, Красные ворота и множество других памятников, созданных талантом и трудом народа.
3. ПОДЪЕМ КУЛЬТУРНОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО УРОВНЯ НАРОДНЫХ МАСС
Переход к социалистической реконструкции народного хозяйства потребовал повышения образования и культуры трудящихся. Опережающие темпы в решении экономических и социальных задач по отношению к культурным в конце 20-х годов привели к серьезным трудностям с кадрами организаторов и руководителей производства, к нехватке специалистов, квалифицированных рабочих. Культурная отсталость отрицательно сказывалась на уровне политического руководства, особенно на местах.
Хотя за первое десятилетие Советской власти была проведена большая работа по ликвидации неграмотности, организации обучения детей школьного возраста, создана сеть культурно-просветительных учреждений, главные задачи - преодоление неграмотности, введение всеобуча - не были решены. В 1927 г. Советский Союз занимал в Европе 19-е место по уровню грамотности. Грамотность населения РСФСР была ненамного выше общесоюзной. Н. К. Крупская писала в 1928 г.: "...все, что мы до сего времени делали в области ликвидации неграмотности, было лишь своеобразной плотиной, задерживающей рост безграмотности".Преодолеть неграмотность можно было лишь введя всеобщее обязательное обучение детей.
Решающие успехи в борьбе за грамотность были достигнуты в годы первой пятилетки, когда было введено всеобщее обязательное начальное обучение детей. Подготовка к введению всеобщего начального образования началась еще в годы восстановления народного хозяйства. XV съезд партии включил эту задачу в директивы по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства как важнейшую задачу культурного фронта. 25 июля 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) "О всеобщем обязательном начальном обучении". Всеобщее обязательное начальное обучение вводилось с 1930/31 учебного года для детей 8-10 лет в объеме 4 лет; для подростков, не прошедших начального обучения, - в объеме ускоренных 1-2-годичных курсов. Для детей, получивших начальное образование (окончивших школу I ступени), в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках устанавливалось обязательное обучение в школе-семилетке.
Осуществление всеобуча поставило сложные задачи. Необходимо было укрепить материальную базу народного образования - строить новые школы, обеспечивать учеников учебниками и письменными принадлежностями. Остро не хватало педагогических кадров. Капитальные ассигнования на школу в 1929/30 году выросли более чем в 10 раз по сравнению с 1925/26 годом и в последующие годы продолжали расти. Это дало возможность в годы первой и второй пятилеток развернуть строительство новых школ (за этот период открыто почти 40 тыс. школ, из них 28,3 тыс. - в РСФСР). Была расширена подготовка педагогических кадров, в значительной степени за счет мобилизации на учебу в педвузы коммунистов и комсомольцев. Учителям и другим школьным работникам была повышена заработная плата, которая стала зависеть от образования и стажа работы. К концу 1932 г. всеобуч был в основном осуществлен: 98 % детей от 8 до 11 лет были охвачены учебой.
Преодолению неграмотности способствовал всесоюзный культпоход. Он начался по инициативе комсомольцев. В 1928 г. саратовские комсомольцы провели перепись неграмотного населения и запись добровольцев в культармию. Среди культармейцев были учителя, инженерно-технические работники, врачи, студенты, учащиеся, домохозяйки. Свою работу они выполняли бесплатно. Было немало трудностей: не хватало помещений, книг, письменных принадлежностей. Особенно сложно было наладить эту работу в деревне, где неграмотное население преобладало, а культурные силы были малочисленны.
Большую помощь деревне оказывали рабочие. В результате культпохода только в 1928/29 учебном году 28 млн. крестьян были вовлечены в занятия на пунктах ликбеза и в школах грамоты. Грамотность перестала быть привилегией зажиточной части крестьян. Тяга к знаниям трудового крестьянства отражала рост его сознания и социальной активности. Крестьяне сами помогали ликбезу: добровольно собирали средства, проводили субботники по заготовке дров для школ, предоставляли свои избы для занятий.
К концу 30-х годов тяжелое наследие царизма - массовая неграмотность - было преодолено. По данным переписи 1939 г., процент грамотных в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР 89,7%. Различия между городом и деревней, между мужчинами и женщинами по уровню грамотности сохранялись незначительные. Так, грамотность мужчин составляла 96 %, женщин - 83,9 %, городского населения - 94,9 %, сельского - 86,7 %. Вместе с тем надо иметь в виду, что в число грамотных включались люди, едва научившиеся читать и писать. Еще много неграмотных было среди населения старше 50 лет, поэтому работа по ликвидации неграмотности продолжалась и в последующие годы.
Если начальная школа в конце 20-х - начале 30-х годов стала массовой, то школа II ступени не отвечала требованиям времени по социальному составу учащихся. По данным обследований Наркомпроса восьми областей и губерний РСФСР в 1928/29 году, дети рабочих среди учащихся школ II ступени составляли 31 %. Причем эти данные относятся главным образом к младшим группам школы II ступени. Среди окончивших 9 классов доля детей рабочих не превышала 10 °/о. Большинство детей рабочих и беднейшегокрестьянства из-за недостатка средств не имели возможности получить среднее образование, в лучшем случае ограничиваясь семилеткой.
Недостаточным был уровень подготовки в школе II ступени. Желающие поступить в вуз нуждались в дополнительном обучении (как правило, еще один год). Июльский (1928 г.) и ноябрьский (1929 г.) Пленумы ЦК ВКП(б), на которых рассматривалось положение с кадрами народного хозяйства, поставили задачу улучшить систему подготовки в школе II ступени, пересмотреть программы обучения, изменить социальный состав учащихся и их материальное положение, особенно в рабочих районах. В соответствии с ленинскими идеями о связи школы с задачами социалистического строительства создавались новые типы учебных заведений - школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школы крестьянской молодежи (ШКМ).
Начиная с 1932 г. сеть школ II ступени стала быстро расти, увеличилось число детей рабочих и крестьян среди учеников. Со второй половины 30-х годов выпуски средней школы (к этому времени она была преобразована в десятилетку) стали массовыми.
В начале 30-х годов коренным образом изменилось содержание и методы обучения в школе. Основной формой организации учебного процесса стал урок, вводились строгое расписание занятий, правила внутреннего распорядка. Были переработаны школьные программы, созданы новые стабильные учебники на русском языке и языках народов СССР. В создании школьных учебников участвовали писатели, поэты, крупные ученые: С. Я. Маршак, А. Л. Барто, А. М. Панкратова, Н. И. Вавилов. Было введено преподавание всеобщей и отечественной истории, а с 1936/37 г. - Конституции СССР.
Таким образом, к середине 30-х годов в основном сложилась советская система школьного образования, воспринявшая опыт, накопленный русской дореволюционной школой, достижения педагогической науки. Большой вклад в организацию народного просвещения и развитие педагогики внесли Н. К. Крупская, А. С. Бубнов, талантливые педагоги А. С. Макаренко, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий.
Однако еще и в 30-е годы значительное число людей были малограмотными. По переписи населения 1939 г., доля лиц, имевших высшее и среднее (полное и неполное) образование, составляла в РСФСР 109 человек на 1000 в возрасте от 10 лет и старше.
В итоге молодежь, вступающая в жизнь во второй половине 30-х годов, имела образовательный минимум не ниже четырех классов. Это являлось большим достижением по сравнению с первыми годами Советской власти, когда около 60 % населения были неграмотными. Тем не менее этот уровень образования отставал от потребностей общества, что осознавалось людьми 30-х годов. Велика была их тяга к знаниям, к культуре.
В стране действовала широкая сеть различных вечерних школ, курсов, кружков, которые охватывали миллионы рабочих и колхозников. Высокая политическая активность, сознательность, инициативность в труде стимулировали стремление трудящихся к образованию и к культуре.
КУЛЬТУРА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Война с фашистской Германией потребовала перестройки всех сфер жизни Советской страны. Превращение ее в единый военный лагерь означало мобилизацию не только материальных, но и духовных сил общества. Главным направлением идеологической работы партии стало укрепление морально-политического единства советского общества, дружбы народов СССР, патриотизма, развитие политической сознательности масс. В зависимости от обстановки на фронтах, политических и военно-хозяйственных условий менялись конкретные задачи идейно-воспитательной работы. В 1941 г. основные усилия были направлены на разъяснение характера войны, целей Советского Союза в ней. В завершающий период войны велась широкая пропаганда идей пролетарского интернационализма, была усилена работа среди пополнений рабочего класса, в значительной степени состоявших из женщин и подростков.
Военное время, поставив новые идеологические задачи, потребовало перестройки учреждений культуры, форм и содержания деятельности интеллигенции. Предпочтение теперь отдавалось наиболее оперативным, мобильным, доступным и эффективным формам культурной работы, таким, как радио, кинематография, печать. По-новому использовались я театры (преобладала военная тематика на сцене), музеи, библиотеки, клубы.
Непосредственное руководство всей культурной работой осуществляли Управление пропаганды и агитации ЦК партии, Главное политическое управление Красной Армии, республиканские наркоматы просвещения, комитет по делам искусств при СНК СССР, Всесоюзный комитет по делам высшей школы (ВКДВШ), отделы культуры ВЦСПС. В годы войны был создан Отдел науки ЦК ВКП(б). Сфера культуры была предметом постоянной заботы Коммунистической партии и правительства на протяжении всех военных лет. Об этом свидетельствуют партийные и государственные решения этого периода, касающиеся идеологической работы, народного образования, печати, деятельности культурно-просветительных учреждений, т. е. всех ведущих направлений культуры. Большое внимание уделялось и материальной базе культуры. Война потребовала больших расходов и ассигнования на культуру сократились, но все же государство продолжало выделять значительные средства на ее развитие, размеры которых с 1943 г. стали увеличиваться.
С первых дней войны возросло значение средств массовой информации. Основным средством являлось радио. Сводки Информбюро передавались 18 раз в день на 70 языках народов СССР, специальные передачи были адресованы бойцам Советской Армии, партизанам, молодежи. При железнодорожных вокзалах, морских и речных пристанях, при военкоматах, госпиталях, в частях действующей армии и на предприятиях были созданы агитпункты, которые информировали о военных событиях, разъясняли текущие задачи. Был использован опыт политико-просветительной работы периода гражданской войны, в частности опыт издания плакатов "Окна РОСТА", которые стали называться "Окнами ТАСС".
Война внесла большие изменения в дело издания газет и книг. Перестали выходить более 4000 газет, в 2,5 раза сократились их тиражи, в 4 раза - тиражи книг. Для военного времени характерно издание небольших по объему брошюр, инструктивных, агитационно-пропагандистских или научно-популярных по содержанию. Однако с 1944 г. тиражи газет и книг стали расти, увеличивался объем издательской продукции. Среди книг военного времени преобладали книги о войне, видное место занимала литература по вопросам марксистско-ленинской теории (Ленинский сборник XXXIV, брошюры, написанные деятелями партии и т. п.). Издавались книги по истории страны, особенно военной истории, художественная литература.
Перестройка деятельности учреждений культуры включала эвакуацию из районов, которым угрожала оккупация. Только в Узбекскую ССР были эвакуированы 53 вуза и академических учреждения, около 300 творческих союзов и организаций. В Кустанае разместились коллекции Исторического музея, Музея Революции, наиболее ценные книги Библиотеки СССР им. В. И. Ленина, Библиотеки иностранных языков и Исторической библиотеки. В Пермь были вывезены сокровища Русского музея, Третьяковской галереи, в Свердловск - Эрмитажа. Секретариат правления Союза писателей и Литературный фонд СССР переехали в Казань, Президиум оргкомитета Союза художников СССР и Художественный фонд - в Свердловск. На базе эвакуированных киностудий "Ленфильм" и "Мосфильм" в Алма-Ате была создана центральная объединенная киностудия (ЦОКС), где работали выдающиеся советские режиссеры, С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, братья Васильевы, Ф. Эрмлер, И. Пырьев, Г. Рошаль. 80 % всех отечественных художественных фильмов в годы войны было выпущено этой студией. Уже к ноябрю 1941 г. в восточные районы страны было вывезено около 60 театров из Москвы, Ленинграда, Украины и Белоруссии. Ведущие творческие коллективы удалось сохранить.
При эвакуации академических, научно-исследовательских институтов были сохранены научные центры. Учреждения по физико-математическим и химическим наукам разместились в Казани, по геологическим наукам - на Урале, по гуманитарным - в Ташкенте и Алма-Ате.
В связи с мобилизацией в армию и эвакуацией резко сократилась численность работников науки и культуры. Но несмотря на трудности, учреждения культуры продолжали работать. В восточных районах оказались крупные силы интеллигенции. Ее знания и опыт были использованы для подготовки и повышения квалификации местных кадров.
Тематика научных исследований была перестроена и сосредоточена на трех главных направлениях: разработка военно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов. Возникли новые формы организации научной работы. Для решения каких-либо конкретных проблем создавались межотраслевые комиссии, объединявшие ученых различных специальностей. По инициативе самих научных работников образовались комитеты ученых для оказания научно-технической помощи производству.
В 1941 г. была создана Комиссия по мобилизации ресурсов Урала, распространявшая свою деятельность на Западную Сибирь и Казахстан. Комиссия объединила около 60 научных и промышленных организаций. Во главе с академиком А. А. Байковым, И. П. Бардиным, С. Г. Струмилиным и другими Комиссия обеспечила использование природных богатств обширных районов страны в нуждах фронта. Математический институт, возглавляемый президентом Академии наук Грузинской ССР Н. И. Мусхелишвили, выполнил ряд работ, имевших большое практическое значение для производства вооружения и боеприпасов. Огромную работу по излечению раненых воинов Красной Армии провели Институт физиологии и многочисленные медицинские научно-исследовательские институты. Сотрудники Института физиологии изучили влияние на организм человека взрывной волны и разработали мероприятия по защите бойцов от контузии. Советские ученые внесли весомый вклад в достижение победы над врагом. Благодаря их работе было улучшено вооружение армии, выявлены новые энергетические и сырьевые ресурсы Восточной Сибири и Крайнего Севера, около 70 % раненых возвращались в строй.
В годы войны продолжалось исследование долговременных теоретических проблем. Так, в 1943 г. в Москве была создана специальная лаборатория во главе с И. В. Курчатовым, возобновившая работы по расщеплению ядра урана.
Тематика исследований по общественным наукам также приблизилась к задачам военного времени. В исторических исследованиях большое место заняли труды о героическом прошлом нашей Родины. Широкий научный и общественный резонанс получили конференции в Московском университете, посвященные 700-летию Ледового побоища и роли русской науки в развитии мировой науки и культуры. За годы войны были открыты новые научные центры (всего около 200).
Суровые испытания войной выдержала советская система народного образования. Было разрушено 82 тыс. школьных зданий, не хватало учительских кадров, многие дети были лишены возможности учиться. С самого начала войны были приняты меры по борьбе с детской беспризорностью, по обеспечению бесперебойной работы школ. Были созданы учебные заведения нового типа - школы-интернаты, организованы вечерние школы для работающей молодежи и подростков. Благодаря мужеству советских учителей работа в школах не прекращалась в самых сложных условиях - в осажденных Одессе и Севастополе, в блокадном Ленинграде; было налажено обучение детей в ряде партизанских отрядов.
В соответствии с требованиями времени менялись содержание обучения, программы. Особое внимание уделялось воспитанию детей, старшие школьники сочетали учебу с работой в сельском хозяйстве, на предприятиях, в мастерских. Была введена военная подготовка. Знаменательным фактом явилось создание в 1943 г. Академии педагогических наук РСФСР (с 1966 г.- АПН СССР) во главе с академиком В. П. Потемкиным.
Условия военного времени определили изменения в подготовке кадров специалистов. В 1941 г. прием в вузы был сокращен на 41 % по сравнению с мирным временем, уменьшилось число вузов с 817 до 460, численность студентов сократилась в 3,5 раза, более чем в 2 раза уменьшилось количество преподавателей. Чтобы стабилизировать студенческий контингент, проводилась работа по привлечению в вузы девушек. За счет уплотнения были сокращены сроки обучения до 3-3,5 лет. В учебные программы вводились военное дело, курсы по противопожарной и противохимической защите. Основная масса студентов сочетала учебу с работой. С 1943 г. началось восстановление системы высшего образования. По мере военных успехов Советской Армии появилась возможность демобилизовать часть вузовских преподавателей, освободить от призыва студентов некоторых технических вузов. К концу войны количество высших учебных заведений и численность студентов приблизились к довоенному уровню.
Успешно шла подготовка кадров в средних специальных учебных заведениях; сроки обучения в них были короче, чем в высших, и контингент учащихся составляла молодежь допризывного возраста.
Важнейшим идейным оружием в борьбе советского народа против немецко-фашистских захватчиков стали советская литература и искусство. Более тысячи писателей и поэтов вступили в ряды действующей армии в качестве военных корреспондентов, более 150 кинооператоров находилось на передовой линии фронта и в партизанских отрядах. С самого начала войны работать фронтовым корреспондентом "Комсомольской правды" стал Аркадий Гайдар. Осенью 1941 г. он добровольно остался в тылу врага пулеметчиком в партизанском отряде. Гайдар погиб в бою как герой.
В период самых тяжелых боев под Москвой на фронте находились писатели Алексей Сурков, Евгений Петров, Александр Бек. Они были в окопах и блиндажах, беседовали с бойцами, освещали в печати боевые дела и подвиги воинов. Фронтовым корреспондентом "Красной звезды" участвовал в боях под Москвой, на Севере, под Сталинградом, на Курской дуге, в штурме Берлина и в освобождении Праги писатель К. Симонов. Военными корреспондентами работали М. Шолохов, А. Фадеев, Н. Тихонов, В. Закруткин, М. Джалиль. 10 писателей были удостоены звания Героя Советского Союза, среди них С. Борзенко, П. Верши-гора, М. Джалиль.
Писатели, поэты и журналисты своими книгами и статьями, выступлениями перед бойцами на фронте, пьесами и стихами поднимали боевой дух советских воинов.
Одним из ведущих жанров стала лирическая песня. "Землянка", "Вечер на рейде", "Соловьи", "Темная ночь" и другие песни военных лет вошли в золотой фонд советской песенной классики. События войны нашли художественное отражение в литературных произведениях тех лет. В "Ленинградской поэме" О. Берггольц и в "Пулковском меридиане" В. Инбер созданы образы защитников Ленинграда; повести К. Симонова "Дни и ночи" и В. Гроссмана "Направление главного удара" посвящены Сталинградской битве; о героизме тружеников тыла рассказывалось в произведениях М. Шагинян, Ф. Гладкова. Характерной особенностью литературы военных лет является ее обращение к образам реальных людей, а не вымышленных героев. Поэма М. Алигер "Зоя", роман А. Фадеева "Молодая гвардия", первые главы которого появились в годы войны, стали своеобразным памятником героям-комсомольцам.
Огромной популярностью пользовались поэма А. Твардовского "Василий Теркин", публицистика и стихи К. Симонова, публицистические статьи И. Эренбурга и др. В один ряд с публицистикой и гражданской лирикой по своей злободневности и идейному воздействию встали театральные премьеры военных лет, и прежде всего такие, как пьесы Л. Леонова "Нашествие", К. Симонова "Русские люди", А. Корнейчука "Фронт". Последние две пьесы печатались на страницах "Правды" рядом со сводками Совинформ-бюро.
Для культурного обслуживания фронтовиков во всех республиках создавались бригады артистов, писателей, художников и даже специальные фронтовые театры. Первым фронтовым театром был театр "Искра", сформированный из актеров Театра им. Ленинского комсомола - добровольцев народного ополчения. Затем были организованы фронтовые филиалы Малого театра и Театра им. Евг. Вахтангова, комсомольский театр ГИТИСа. За годы войны в составе театрально-концертных бригад на фронтах побывали более 40 тыс. работников искусства, включая прославленных корифеев советского театра И. Москвина, А. Тарасову, Н. Хмелева, А. Яблочкину, М. Царева, Н. Черкасова.
Практические задачи кинематографии в условиях военного времени определило специальное совещание в ЦК партии по вопросам кино в 1943 г. Особое внимание уделялось производству киножурналов и документальных фильмов. Кинодокументалисты оперативно откликались на события. В конце 1941 г. на экраны кинотеатров вышел фильм "Разгром немецких войск под Москвой" (режиссеры Л. Варламов и И. Копалин). Всего за годы войны советские кинематографисты создали почти 500 киножурналов, 34 полнометражные картины, среди которых "Секретарь райкома" (режиссер И. Пырьев), "Нашествие" (режиссер А. Роом), "Радуга" (режиссер М. Донской), "Два бойца" (режиссер Л. Луков), "Она защищает Родину" (режиссер Ф. Эрмлер).
В изобразительном искусстве самый оперативный жанр - это плакат, поэтому первыми откликнулись на военные события художники-плакатисты. Через несколько часов после объявления войны появился плакат Кукрыниксов "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!". Он был воспроизведен в газетах 103 городов страны. Громадной силой эмоционального воздействия обладала работа И. Тоидзе "Родина-мать зовет!". В картинах А. Пластова, Г. Ряжского, С. Герасимова, А. Дейнеки, Кукрыниксов нашли отражение темы военного времени.
Стихи и проза, спектакли и фильмы, песни военных лет находили горячий отклик в сердцах людей, вдохновляли их, вселяли уверенность в победе. Об этом свидетельствуют многочисленные письма писателям. С их страниц встает армия, весь советский народ. Для советских воинов и тружеников тыла, живших в тягчайших условиях, чтение, общение с искусством было подлинной необходимостью. "Я получил от вас точно какую-то награду", - писал гвардеец Шубин А. Твардовскому. "Это была не книга, письмо, письмо от близкого человека", - так писала ленинградка Абрамова Н. Тихонову. "В дни Великой Отечественной войны Вы, Алексей Николаевич, - писали бойцы с фронта А. Н. Толстому, - тоже являетесь бойцом, - и мы чувствуем, как будто Вы находитесь с нами совсем рядом, плечом касаясь каждого в строю. У Вас иное оружие, но оно так же остро, как наши штыки, как клинки наших красных конников; его огонь такой же убедительный, как огонь наших автоматов и пушек". Прав был поэт И. Уткин: "Народ, у которого есть такие писатели и читатели, должен победить и смыть то пятно из истории человечества, которое называется гитлеризмом".
В годы войны не прекращалась работа учреждений культуры. В Москве даже в самые тяжелые дни октябрьского-ноябрьского наступления немецко-фашистских войск работали музеи и библиотеки. В блокадном Ленинграде работали библиотеки и театры. Одной из ярчайших страниц культурной жизни Ленинграда была премьера героической Седьмой симфонии Д. Шостаковича, посвященной защитникам города. До сентября 1942 г. работал в осажденном Сталинграде Драматический театр.
С 1942-1943 гг. оживилось самодеятельное художественное творчество. Был проведен смотр художественной самодеятельности на фабриках и заводах, а также впервые в РСФСР - смотр сельского народного творчества. Люди, работавшие с величайшим напряжением на производстве, находили в себе силы и желание заниматься искусством.
Великая Отечественная война была суровым испытанием не только экономического и военного могущества СССР, но и духовных сил всего советского народа. Советский человек с честью вышел из этого испытания, одержав убедительную духовную победу над врагом.
За годы войны произошли заметные изменения в духовной жизни общества. Более тесным стало культурное общение наций и народностей СССР. Этому способствовали миграции населения в связи с мобилизацией и демобилизацией, эвакуацией и реэвакуацией. Укрепилось сознание единства судеб всех народов, составляющих Советское государство. Возросло влияние русской культуры, с которой ближе познакомились за годы войны представители других народов. Тесные связи национальных культур способствовали их взаимообогащению. В творчестве писателей, художников, композиторов, эвакуированных в восточные республики, появились новые темы и мотивы. Об этом свидетельствуют публикации литературных альманахов в Ташкенте, где печатались произведения А. Ахматовой, Я. Коласа, Н. Тихонова, А. Толстого.
В творчестве военных лет композиторов С. Прокофьева, Н. Мясковского, А. Александрова, эвакуированных в Нальчик, слышны мотивы народной кабардинской и балкарской музыки. Активное участие в творческой жизни Казахстана приняли народные художники СССР А. Герасимов, Б. Иогансон, С. Меркуров, В. Мухина.
Возрос общественный интерес к историческому прошлому Родины, к памятникам и достижениям отечественной культуры.
За годы войны вырос международный авторитет советской культуры, укрепились и расширились ее зарубежные связи. В сентябре 1942 г. английский писатель Дж. Пристли писал: "... в течение последнего года английский народ узнал о России больше, чем за все предшествующие 20 лет". В годы войны в ведущих английских и американских газетах публиковались статьи Л. Леонова, К. Симонова, Е. Петрова, Б. Полевого, К. Федина, М. Шолохова и других видных советских писателей. На театральных сценах этих стран шли пьесы А. Чехова, А. Грибоедова, А. Афиногенова, К. Симонова, Л. Леонова, на киноэкранах демонстрировались фильмы "Щорс", "Александр Невский", "Суворов", "Разгром немецких войск под Москвой". Большой популярностью пользовалась русская и советская музыка. В честь 25-летия Великой Октябрьской социалистической революции и в честь 25-летия Советской Армии во многих зарубежных странах прошли фестивали русской музыки, выставки советского изобразительного искусства.
Убедительным свидетельством международного признания советской науки было празднование 220-летия Академии наук СССР в июне 1945 г. На этом первом после войны международном научном конгрессе присутствовало более 120 ученых из 19 стран.
Однако война, принесшая столько горя народу нашей страны, имела и негативные последствия для развития советской культуры.
В декабре 1941 г. был создан Комитет из представителей различных учреждений и организаций культуры (АН СССР, Политуправление Рабоче-Крестьянской Красной Армии, Академия художеств СССР и др.). В задачи Комитета входили учет ущерба, причиненного фашистами, информация мировой общественности о размерах и формах вандализма фашистов в отношении культуры и искусства, а также восстановление и охрана памятников культуры в освобожденных районах. Отношение гитлеровского командования к объектам культуры нашей страны было достаточно определенно сформулировано в приказе генерала-фельдмаршала фон Рейхенау "О поведении войск на востоке", обнародованном на Нюрнбергском процессе: "Войска заинтересованы в ликвидации пожаров только тех зданий, которые должны быть использованы для стоянок воинских частей. Все остальное, являющееся символом бывшего господства большевиков, должно быть уничтожено. Никакие исторические и художественные ценности на востоке не имеют значения".
По сообщению Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, опубликованному в "Правде", всего было разрушено более 80 тыс. школ, сотни вузов и научно-исследовательских учреждений, разграблено 430 музеев из 991, находившихся на оккупированной территории, 44 тыс. дворцов культуры и библиотек. Были осквернены и разграблены дома-музеи Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, А. С. Пушкина в Михайловском, И. С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, П. И. Чайковского в Клину, Т. Г. Шевченко в Каневе. В результате боевых действий и бомбардировок пострадали древние русские города Новгород, Псков, Смоленск, Ржев, Вязьма, Киев, громадный ущерб был нанесен Ленинграду и Сталинграду. Больших средств потребовало проведение эвакуации и реэвакуации культурных ценностей.
Восстановительные работы как в отраслях народного хозяйства, так и в сфере культуры начались еще во время войны по мере освобождения оккупированных территорий. Но многие материальные потери восполнить было невозможно. Безвозвратно утраченными для отечественной культуры оказались фрески XII в. в Софийском соборе в Новгороде, уничтоженные фашистами, рукописи П. И. Чайковского, погибли в Сталинграде картины И. Е. Репина, В. А. Серова, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского.
Невосполнимы были и людские потери. Гитлеровцы проводили целенаправленную политику по уничтожению населения. Все это сказалось на развитии советской культуры после войны.

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Обращение и учет векселей
 Прокариоты и эукариоты, средства дезинфекции, пищевые токсикоинфекции, аммонификация, белки (микробиология)
Ваши отзывы
Здравствуйте. Работу получили. На первый взгляд все супер! Посмотрим, что скажет преподаватель, но думаю проблем не будет. Спасибо.
Есиповы

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.