Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Разработка экспертной поисковой системы подбора материала для учебно-аттестационного процесса
 Совершенствование организации управления предприятием (на примере ЗАО "Строймаш")
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Подскажем где и как открыть категорию...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...
 Рассуждения о проблеме влияния окружающего шума на...
 Рассуждения по тексту Владимира Харченко о роли науки в...
 Проблема отношений человека с природой в сочинении с...
 Рассуждение по теме ограниченности...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Культурология

контрольная работа

Культура латинской античности



план
ВВЕДЕНИЕ 3 1. СОЦИАЛЬНОСТЬ - ОСНОВА РИМСКОЙ КУЛЬТУРЫ 4 2. РИМСКАЯ ИНЖЕНЕРИЯ И АРХИТЕКТУРА 8 3. РИМСКОЕ ПРАВО И ОБРЯДНОСТИ. ЛЮДИ
ИМПЕРАТОРСКОГО РИМА 12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19 ЛИТЕРАТУРА 20 1.
введение
Древнеримская культура прошла сложный путь развития от культуры римской общины города-государства, впитав культурные традиции древней Греции, испытав влияние этрусской, эллинистической культур и культур народов древнего Востока. Римская культура стала питательной почвой культуры романо-германских народов Европы. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое.
Историю древнего Рима принято делить на три основных периода:
- царский (VIII - начало VI вв. до н.э.),
- республиканский (510/509 - 30/27 гг. до н.э.),
- период империи (30/27 гг. до н.э. - 476 г. н.э.).
1. социальность - основа римской культуры
В период империи римское общество достигло своего наивысшего расцвета в экономической, социальной и политической областях. На это же время приходятся крупные сдвиги в культурной жизни, главным итогом которых было создание качественно новой средиземноморской культуры, которая, развиваясь на собственно римско-италийской основе, впитала в себя достижения многочисленных народов, вошедших в состав имперского государства. В римском Средиземноморье сложились новые экономические, социальные и политические условия, в рамках которых формировались главные особенности культуры как нового исторического феномена. Одним из основных таких условий было возрастание материально-экономического потенциала общества, располагавшего ресурсами многочисленных и богатых средиземноморских регионов. Римское имперское правительство создало стабильно функционирующую экономику, хозяйственную устойчивость, снабжение общества продовольственными продуктами и ремесленными изделиями. Прибыльное имперское хозяйство обеспечивало довольно высокий уровень благосостояния не только высших, но и средних классов, оживленную торговлю в рамках громадной римской ойкумены, на основе которых была создана продуманная налоговая система. Она поставляла в государственную казну огромные материальные средства, использовавшиеся на разные, в том числе и культурные, цели.
В бедном обществе нет достаточного экономического потенциала для создания высокой культуры. Римское античное общество было богатым, видимо, самым богатым из всех древних обществ, и обеспечило хорошую материальную базу для создания и распространения новых культурных ценностей.
Римское имперское общество было одним из сложных во всем древнем мире по своей социальной структуре. Его характерной особенностью были чрезмерная гетерогенность, разнородность, сосуществование самых различных общественных укладов от почти первобытных образований, как, например, в областях Подунавья или римской Мавритании, до высокодифференцированных структур греческих полисов, эллинистических государств. Древнего Египта или классических рабовладельческих систем собственно римско-италийских областей. Вместе с тем в обществе набирает силу тенденция к внедрению зрелых рабовладельческих структур из Италии, классических полисов Греции во всех регионах Империи, процесс романизации, что приводило к известной социальной унификации Империи. Все это обусловило создание усложненной, пронизанной многочисленными противоречиями социальной суперсистемы и предопределило постоянную социальную напряженность, непрерывный поиск возможных решений проблем, т.е. создавало атмосферу, благоприятную для размышлений, экспериментов, поиска новых идей, концепций, культурных ценностей.
Подвижная динамическая структура римского средиземноморского общества не только обеспечивала благоприятные условия для создания культурных ценностей, но и формировала особый общественный слой, который должен был реализовывать эти условия. В Империи впервые в истории древних обществ появилась особая общественная прослойка, которую можно определить как античную интеллигенцию. К ней относились учителя, грамматики, риторы, странствующие философы, архитекторы, зодчие, скульпторы, поэты и писатели, жречество многочисленных религиозных культов. Для обеспечения строительства, интенсивного внедрения урбанизма и городского образа жизни, многочисленных празднеств, для повседневных нужд управления грандиозной супердержавой в обществе резко возросла потребность в особой категории людей, выполняющих интеллектуальную работу, - интеллигенции. Формируясь в недрах общества, римская интеллигенция включала в свой состав, как это ни парадоксально звучит, довольно много рабов. Любопытнейшим фактом культурной истории римского Средиземноморья является безымянный характер множества произведений архитектуры, зодчества, скульптуры, который объясняется, видимо, тем, что их создателями были рабы, авторство которых не могло признаваться юридически.
Состояние и эволюция любой культуры определяется в значительной степени тем образом жизни, который, с одной стороны, обусловливается общими социально-экономическими условиями, с другой - формирует соответствующий тип личности как основного потребителя и создателя культурных ценностей. При всем различии социального положения и духовного облика общественных слоев можно говорить о формировании некоторых общих черт образа жизни среднего римского обывателя времен империи, который в целом отличался не только от образа жизни типичного гражданина классических греческих полисов, но даже римлянина эпохи Республики.
Существенным фактором культурной жизни населения стало создание огромного Римского государства, супердержавы своего времени. Существование такого громадного, стабильного и процветающего государства рождало особое чувство гордости, силы, уверенности и всемогущества. Это чувство было достоянием не только правящих и господствующих классов, оно проникало и усваивалось в средних слоях, создавало особый духовный и психологический климат. К тому же, довольно высокий уровень экономического благосостояния этих слоев, наличие местного самоуправления, позволявшее римским гражданам реализовать свои потенции в общественной и политической деятельности, при умелой нейтрализации социального недовольства многочисленных рабов и поддержании общественного порядка в Империи, порождали благоприятную атмосферу для творчества и создания культурных ценностей. Своего рода показателем такой благоприятной атмосферы является довольно высокий уровень грамотности населения Империи (возможно, до 50%, хотя точные статистические данные неизвестны), и дело не только в элементарной грамотности, но также и в том, что интеллигенция в принципе была многоязычна, т. е. знала не только латынь, но и греческий язык, а в провинциях наряду со своим родным языком владела этими основными, так сказать, государственными языками.
Фундаментальной особенностью средиземноморской культуры времен империи был ее городской характер. В своей основе это была урбанизированная культура со всеми вытекающими отсюда последствиями. В данный период Римской империи города были в большей степени центрами цивилизованного образа жизни, чем в предшествующие периоды древней истории, да и в последующую эпоху средневековья. Римский город отличался высоким уровнем благоустройства, разнообразием культурных учреждений, интенсивностью общественной и культурной жизни. Непременной частью его было наличие нескольких театральных зданий, амфитеатров, цирков и стадионов, храмов, терм, общественных библиотек, благоустроенных, украшенных статуями и картинами площадей, на которых могли выступать бродячие проповедники или риторы, поэты или философы. Имперская городская среда создавала капризного, грамотного горожанина, который был основным потребителем культурных ценностей, что не могло не способствовать общему прогрессу культуры, утверждению цивилизованного образа жизни в целом.
Интенсивная культурная жизнь городского населения шла не только в столице, крупных италийских городах (Путеолах, Кумах, Медиолане или Сиракузах), не только в традиционных центрах классической греческой или эллинистической цивилизации, таких, как Афины, Коринф, Родос, Александрия, Антиохия, но и во вновь основанных городах западных провинций, например в Лугудуне (Лион), Арелате (Арль), Колонии Агриппина (Кельн), Виндобонне (Вена), Новом Карфагене (Картахена), Кордубе (Кордова) и многих других. Строительство городов и внедрение муниципальных порядков римско-италийского типа, были составной частью общего процесса романизации римских провинций как распространения цивилизованного образа жизни по всему пространству Империи. Политика романизации в целом благоприятствовала культурному развитию средиземноморского мира, особенно в западных провинциях. Вместе с тем центральная власть была достаточно осмотрительна и осторожна, чтобы избежать грубого и насильственного навязывания своего образа жизни провинциальному населению. Римляне учитывали местные традиции и применительно к ним меняли формы романизации, охотно заимствуя культурные достижения других народов. Подобная политика не только способствовала процессу культурного взаимодействия внутри Империи в целом, но приводила к созданию особых типов провинциальных культур, например римско-испанской, римско-галльской, римско-дунайской, римско-египетской и т. д., которые представляли собой плодотворное сочетание собственно римско-италийских и местных начал, и создавали творческое разнообразие взаимообогащаюшихся культурных потоков в рамках средиземноморской ойкумены.
И еще один новый фактор культурного развития начал свое действие в Римской империи - выработка и последовательное проведение определенной государственной политики со стороны центральной власти. В сущности, в любом, даже самом деспотическом государстве, например в Древнем Египте или древнем Китае, формируется определенная политика в области культуры, однако из всех древних обществ именно Империя стала рассматривать формирование особой политики в области культуры как одну из важных государственных задач. Эта политика принимала разные формы: основание системы общеобразовательных школ (включая школы грамматиков и риторов) во всех более или менее крупных городах Империи с оплатой работавших там преподавателей, активное строительство театральных зданий, библиотек, государственное финансирование известных культурных центров и действующих там философских или ораторских школ, например в Афинах, Родосе, Антиохии, Александрии, не говоря о столице Империи Риме. Римские императоры (и здесь пример подал основатель Империи Август) и его окружение оказывали всяческое покровительство многим поэтам, философам, юристам, медикам, ученым. Не случайно крупнейшими представителями римского стоицизма были вельможа Сенека и император Марк Аврелий. Почти все римские императоры того времени были хорошо образованными и культурными людьми, которые считали своим долгом покровительствовать развитию культуры.
2. РИМСКАЯ ИНЖЕНЕРИЯ И Архитектура
Древняя архитектура с терракотовой орнаментикой полностью царила в Риме в III в. до н. э. и только в следующем столетии начала уступать место каменным постройкам. Но храмы сооружали из мягкого вулканического туфа, так как своего мрамора в Италии II в. до н. э. еще не было: и "лунский", позднее каррарский, мрамор, и "тибуртинский" твердый известняк - травертин стали применяться повсеместно уже в эпоху Августа. Ограниченность в выборе строительного материала наложила отпечаток и на саму архитектуру. Из мягкого туфа не удавалось вытесывать длинные прочные балки, поэтому зодчим приходилось создавать арочные своды, кроме того, мягкий туф не позволял делать ярко выраженные, подчеркнутые орнаменты, как на греческих мраморных храмах, и надо было украшать постройки гипсовой пластикой.
Все это рано придало римской архитектуре иной, отличавший ее от греческой характер. Своеобразие римской архитектуры хорошо видно, например, в сооруженном Квинтом Лутацием Катулом табулярии (архивохранилище), обращенном фасадом на форум, с арками между дорическими полуколоннами, со сводчатыми покрытиями внутренних коридоров.
Начав покорять мир, римляне знакомились с все новыми способами украшения домов и храмов, в том числе с фресковой живописью. С традициями эллинистических фресок тесно связан первый римский тип живописи - так называемый помпейский, изученный по фрескам, обнаруженным археологами в раскопанных археологами провинциальных Помпеях и в других городах Кампании. Интересно, что, как и в тогдашней римской риторике, здесь сосуществовали и нередко выступали два стиля - простой, с тонким рисунком, и рядом другой, патетический, со светотенями и насыщенными цветами. Эти своеобразные "аттицизм" и "азианизм" в живописи соседствовали иногда на стенах одной и той же комнаты, как, например в вилле Фарнезина в Помпеях.
В период ранней Римской империи сложились особо благоприятные условия для подъема градостроительного искусства и архитектуры, которые достигли своего высшего в рамках античности пика. Такими условиями стали обилие материальных и людских ресурсов, особенно рабской рабочей силы, довольно мощный интеллектуальный потенциал общества, включая квалифицированных ремесленников рабского статуса, наконец, общий расцвет античного урбанизма, без которого жители Римской средиземноморской империи не представляли себе нормального образа жизни.
Совершенствование градостроительного искусства привело к разработке и воплощению в жизнь той модели города, который был большим шагом вперед по сравнению с древневосточным, классическим и эллинистическим городом. Новые римские города росли стремительно, особенно в западных провинциях Римской империи. Они строились по тщательно разработанному плану застройки с учетом наличия питьевой воды в окрестностях, климатических условий, близости путей сообщения (море, река, сухопутные дороги).
В генеральном плане застройки предусматривалось выделение основных элементов города: жилые кварталы, производственные зоны (обычно ближе к окраинам города), районы общественных площадей различного типа (торговые, прогулочные, праздничные и др.), здания общественного назначения - театры, цирки, амфитеатры, стадионы. Все элементы регулярного города были объединены вокруг двух пересекающихся под прямым углом широких центральных улиц-проспектов. Они делили весь город на четыре части, как правило, ориентированные по странам света и упирающиеся соответственно в северные, южные, восточные и западные ворота городской стены. Параллельно центральным проспектам через равные промежутки проводились узкие улицы, делившие город на прямоугольные кварталы. Под мостовыми создавалась довольно разветвленная сеть канализационных каналов, которые отводили дождевую воду и нечистоты далеко за город. Питьевая вода подводилась по акведукам или через подземные каналы из источников, нередко находившихся за многие километры от города. Так, например, для снабжения водой увеличившегося населения Рима при императоре Клавдии были построены два акведука - Клавдия и так называемый Новый. Длина акведуков составляла соответственно 68 и 87 км.
В полной мере принципы регулярного города, построенного по генеральному плану, были реализованы во вновь основанных городах. Но они реализовались, хотя и в более усеченном виде, также и в городах традиционной, более хаотичной застройки, в том числе в самом Риме, древних городах Южной Италии, Балканской Греции, Малой Азии, где следы римской перестройки обнаруживаются в настоящее время при археологических раскопках.
О сложности и разработанности римского градостроительного искусства говорит появление нескольких типов городов. Это административные и культурно-религиозные центры муниципального типа (например, Помпеи, Тускул), города ремесленно-торгового профиля (например, Арреций, Калы), лагерного типа, созданные на основе военного лагеря (например, Тимгад, Виндобонна-Вена), приморские торговые центры (Массилия, Аквилея), курортные города (Байи в Кампании). Наконец, именно в римской ойкумене возник особый тип города-гиганта с миллионным населением, далекого предшественника современного мегаполиса. Таким первым в истории мегаполисом стала столица Римской средиземноморской империи Рим.
Расцвет римского урбанизма стал мощным стимулом для развития строительного искусства и архитектуры. В области строительного искусства оно проявилось в том, что римские строители (помимо широко известных мрамора, известняка, туфа, травертина, гранита) освоили и использовали новые высококачественные строительные материалы - так называемый римский бетон и обожженный кирпич.
Большая часть зданий времен империи, особенно больших сооружений, выстроена в так называемой кирпично-бетонной технике, что придало им особую прочность и сохранило на века.
Римские строители усовершенствовали основные элементы греческой строительной техники и ордерной системы. Широко используя стоечно-балочные конструкции, основные греческие ордера, римляне внедряли новые строительные приемы - своды, купола, арки, столбы. Они охотно использовали разные типы ордерной системы - дорический, ионический, коринфский - в рамках одного сооружения, разработали смешанный, так называемый композитный ордер и создали новую конструкцию - ордерную аркаду, т. е. поставили арки на колонны и столбы. Новые строительные материалы и конструкции расширили творческие возможности римских зодчих, позволили им решать сложнейшие технические и художественные проблемы, перед которыми останавливались выдающиеся архитекторы прошлого. Одним из примеров решения сложнейшей технической и художественной задачи является строительство одного из самых совершенных в художественном отношении зданий античного мира - храма всех богов - Пантеона (нач. II в. н. э.), в котором строители смогли перекрыть куполом громадное пространство в 43,2 м. Этого не смогли повторить ни в средние века, ни в новое время вплоть до XIX в.
Важным условием бурного развития римской архитектуры было использование богатого опыта средиземноморских областей, начиная от Сирии и, кончая Британией, причем особая плодотворность такого взаимообогащения проявилась в зодчестве, строительстве и архитектуре в большей степени, чем в какой-либо другой отрасли римской культуры. Не удивительно, что наиболее выдающимися зодчими были Аполлодор из Дамаска, построивший мост через Дунай, самый совершенный римский форум Траяна, Пантеон; Гай Юлий Лацер, строитель грандиозного моста в Алькантаре (Испания), родом из Испании. И еще один интересный аспект в развитии римской архитектуры. Среди огромного количества зданий и сооружений того времени мало авторских, т. е. имена авторов которых известны, произведений. Видимо, большая часть их была построена архитекторами низкого социального статуса, скорее всего рабами, и потому имена их остались неизвестны современникам и потомкам.
Используя новые строительные приемы, конструкции и материалы, римские зодчие разработали принципиально новые типы зданий, которые пополнили сокровищницу мировой архитектуры. Среди них сложный комплекс зданий различного назначения, включающий храм, базилику, здание библиотеки, портики, статуарные группы римского форума (например, уже упоминавшегося форума Траяна).
Архитекторы разработали различные типы жилых зданий в зависимости от природных условий и плотности населения города. Однообразную застройку республиканского времени сменили блочная застройка городского квартала, отдельно стоящая городская вилла, дома террасного и атриумно-перистильного типов. Своего рода открытием римской архитектуры стало строительство многоэтажных (до 6 этажей) домов, так называемых инсул, с множеством маленьких квартирок,- далеких предшественников современного многоэтажного строительства.
Для удовлетворения культурных и духовных потребностей капризного и избалованного жителя имперского благоустроенного города были сооружены цирки, где происходили состязания колесниц и конные заезды (самый крупный в Риме - Большой цирк - имел общую длину 600 м, ширину 150 м и вмещал 60 тыс. зрителей); амфитеатры, где проходили гладиаторские бои и травля зверей (самый знаменитый - амфитеатр Флавиев Колизей, построенный в 75-80 гг., рассчитан на 50 тыс. зрителей, размеры осей 188 X 156 м); театры (например, город Помпеи при населении около 15-20 тыс. человек имел два каменных театра на 1500 и на 500 зрителей). Из других видов общественных зданий римляне разработали специальные хранилища для библиотек, архивов, особое здание для деловых встреч и судебных заседаний (базилика). Оригинальным, чисто римским архитектурным сооружением стали знаменитые термы - сложный архитектурный комплекс, включающий серию банных помещений: раздевалки, помещения с холодной, теплой и горячей водой, бассейны, портики, беседки, библиотеки, которые могли окружаться садом для прогулок. Знаменитые термы Нерона, Траяна, Каракаллы занимали несколько гектаров площади (термы Каракаллы, например, 12 га) и могли обслуживать одновременно 1,6 тыс. посетителей.
Римская средиземноморская архитектура выражала вполне определенную эстетическую концепцию, выдвигаемую обществом и имперским режимом. Господствующей эстетической концепцией было художественное выражение ключевой ценности официальной римской культуры - идеи вечности, силы и мощи Рима, римской власти, римского образа жизни. В художественном отношений римская архитектура существенно отличалась от греческой, эстетика которой была близка человеческой природе, направлена на прославление гармонической красоты и свободной личности гражданина. Монументальность, прочность и даже утилитарность римской архитектуры объясняются не только необходимостью решения чисто практических задач (например, строительство здания для многочисленных посетителей в большом городе), но и определенной эстетической ориентацией заказчика на выражение идеи силы, власти, потребления.
Римская архитектура как одно из важнейших направлений средиземноморской культуры весьма гибко и полно удовлетворяла возросшие человеческие потребности и, в свою очередь, стимулировала их рост. Римские зодчие создавали определенную художественную и материальную среду, которая органически дополняла, воплощала и формировала определенную духовную атмосферу римского средиземноморского общества.
3. римское право и обрядности. люди
императорского рима
Древнейшее римское частное право называлось по-латыни "юсцивилий" или, буквально, гражданское право, или отсюда русская калька "цивильное право", или иначе оно еще называется квилитское право. Квилитское право - это право маленького государства-города. Оно потому называется гражданским или цивильным правом, что оно в своем действии распространялось только на граждан Рима. Иностранцы ("пилигримус") под действие этого права не попадали. Источниками этого права, в первую очередь, являлись обычаи и, затем, кодификация, которая велась вече - законы двенадцати таблиц. Этому древнейшему цивильному праву противополагались две другие системы римского частного права. С одной стороны "юсцивилий", а противопоставлялось ему "юсгонорарий" или "юсфраеторий", что в переводе с латыни означает преторское право. Итак, цивильное право противопоставлялось преторскому праву. Здесь противопоставление, которое делали римские юристы, шло по источникам римского частного права. Если источниками цивильного права являлись обычаи и законы, то источником преторского права являлись эдикты преторов. Дело в том, что преторов было восемь и больше. Это была вторая по значимости должность в римском государстве после консула. Преторское право, источником которого являлись эдикты преторов, противополагалось праву цивильному. Причем на определенном этапе развития римского частного права преторское право стало представлять из себя наиболее динамично развивающуюся часть римского частного права. В какой-то период римской истории преторы стали наиболее активно развивать римское частное право. Таким образом, наблюдается взаимовлияние преторского и цивильного права. Еще больше это выразилось благодаря творчеству юристов, которые комментировали, с одной стороны, цивильное право, а с другой стороны преторское право. Такого рода работы, где совмещалось сопоставление, взаимный комментарий цивильного и преторского права, назывались "дильесы", или "совмещающий". Таково противопоставление цивильного и преторского права по источникам. Что же касается другой исторической системы римского частного права, которая называлась "юсгенциум" - "общенародный" (или для нашего времени "международный"), то это было очень неоднородное образование. Первоначально туда входили заключенные Римом договоры с иностранными державами. Помимо публично правовых вопросов, туда входили вопросы и торгового права (международной торговли). Постепенно, когда Рим становился центром международной торговли, во всяком случае, Средиземноморской торговли, появилась необходимость создать претора и по делам иностранцев. Он получил название "претор по делам пилигрима" - судейский чиновник, который разрешал споры между римскими гражданами и иностранцами или между самими иностранцами на территории Римского государства. Поскольку на пилигримов не распространялось цивильное право, а, следовательно, установленные этим правом процессуальные коды, претор вынужден был применять, с одной стороны, международные правовые нормы, заключенные Римским государством, и, с другой стороны, то, что относилось к праву, общему для всех народов. То, что было общее для всех народов, известных Риму, и было названо "юсгенциум". И вот в своем отправлении правосудия претор пользовался, прежде всего, понятием справедливости и международным правом ("юсгенциум"). При этом складывались свои определенные обыкновения, которые претор стал отражать в эдиктах. Так постепенно эдикты пилигримского претора образовали новую общность, новую правовую систему в рамках римского частного права. Поскольку это был Римский магистрат и поскольку право применялось на территории Римского государства - право это было Римское. С другой стороны оно отличалось по своим подходам, по своим идеям, которые оно в себе заключало, по тем правилам, которые содержались в эдиктах, по тем формулам исков, которые там содержались, от цивильного права очень существенно. Потому что оно приняло на себя еще одно поколение международного гражданского оборота с одной стороны, с другой стороны некоторые нормы, взятые из иностранного права. То есть претор по делам пилигримов, точнее будет сказать преторы по делам пилигримов занимались творчеством. Причем, казалось, для решения споров с иностранными гражданами на территории Рима они создавали новые, более гибкие, более удачные, чуждые присущего римскому частному праву, цивильному праву, формализма.
Римское гражданское право постепенно поглощалось международным правом, и в пике своего развития римское гражданское право стало правом международным, общим для всех граждан Римской империи.
Понятие лица и понятие о лице в древнем Риме. В древнем Риме субъектами гражданского права могли быть, как люди (физические лица), так и объединения физических лиц (в современным языке - юридические).
Существуют 2 категории:
- правоспособности;
- дееспособности.
Элементы правоспособности. Три состояния:
- состояние свободы;
- состояние гражданства;
- состояние семейно-правовое.
Отпадение или изменение этих статусов называется умаление правоспособности. Различали три степени умаления правоспособности:
- наибольшая - терял статус свободы;
- средняя - изменялся статут гражданства;
- минимальная - при изменении семейно-правового статуса.
Правоспособность в Риме слагалась из двух составляющих:
- способности вступать в сделки;
- способность вступать в брак.
Обычно считалось, что правоспособность появляется в момент рождения и прекращается в момент смерти. Исключения из этого делалось для нерожденного младенца, то есть римское право защищало нерожденного младенца. То есть раньше закон запрещал прекращение жизни зачатого, но нерожденного младенца. Это же учитывалось при разборе наследственных дел. В связи с этим возникал вопрос о том, что считать рождением и смертью.
В Риме различали естественную рождаемость и искусственную.
Искусственное рождение - ???
Естественное рождение - необходимо, чтобы выход ребенка был из утробы матери естественным или искусственным путем; чтобы младенец вышел живым (независимо от состояния, продолжительности жизни и того, как он себя проявит - движением, криком); чтобы младенец был доношен (то есть причиной его смерти не должна была стать недоношенность); он не должен был чудовищем; ребенок должен родиться от свободной женщины (этому требованию дается очень широкое толкование: то есть если она была свободна, а потом стала рабыней то ребенок будет правоспособен, так как не оговаривается время, когда женщина должна быть свободна).
Смерть тоже различалась на естественную (физическую) и смерть юридическую.
Иногда надо было решить, кто из двух лиц пережил один другого (здесь были детально разработанные правила), а иногда умер ли человек вообще (в случае его исчезновения). Последний случай в римском праве решался так: заинтересованные лица доказывали его смерть (здесь отличие от современного права, где есть срок (от 10 до 25 лет) после которого, при неполучении информации о его жизни или смерти, лицо считается умершим).
Римское право признавало правоспособность только свободных лиц. Рабы - не субъекты, а объекты права (вещи обладающие членораздельной речью). Римляне считали рабство необходимым злом.
Также римляне разделяли (с точки зрения статуса гражданства):
- римские граждане;
- другие свободные лица, но неримские граждане (латины, пилигримы).
Долгое время свободные лица не признавались правоспособными. Но в результате естественных исторических процессов стали получать некоторые права и другие лица (латины, пилигримы), а потом появились особенные категории вольноотпущенных. Вольноотпущенные получали статус того, кто их отпустил на свободу (если римский гражданин отпускал, то вольноотпущенный получал статус римского гражданина). Достаточно скоро Рим стал вступать в контакты с дальними чужеземцами, которых стали называть. Сначала, чтобы хоть как-то не уступать Риму пользовались институтом климинтека. выступал клиентом для римского гражданина, который клятвенно обещал защищать интересы клиента как свои собственные. Позднее появилось специальное должностное лицо для рассмотрения споров между иностранцами и гражданами Рима. Позже было предоставлено римское гражданство сначала всем жителем Аппеннинского полуострова, а потом и всем жителям римской империи.
С точки зрения семейно-правового статуса, различались:
- отцы семейств;
- семейно подвластные.
В Риме считали, что крепость государства зависит от крепости семьи, а крепость семьи зависит от единовластия в семье. Поэтому в семье вся власть была у отца семейства, ему давались все права в отношении всех вещей и людей в доме. Даже если сыновья были уже взрослые, то это ничего не значило, так как освобождение из-под власти отца семейства было сродни освобождению из рабства. Освобождение также происходило в случае смерти отца или в случае создания детьми своих семей. Но если ты выпадал из семьи, то по римским мировоззрениям, ты терял правоспособность. Это мировоззрение связано с культом предков. Римляне считали, что через отца семейства происходит общение с предками. Поэтому если домашние приобретали какие-то права, то эти права принадлежали отцу, а не им.
Понятие дееспособности. Дееспособность, в отличие от правоспособности, предполагает самому осуществлять свои права и обязанности.
Римляне отдавали себе отчет, что даже родившийся человек, в силу различных причин мог потерять возможность осуществления своих прав (например в силу возраста).
По возрасту различались 3 группы:
- до 7 лет - полностью недееспособны;
- мальчики от 7 до 14 и девочки от 7 до 12 - способны были совершать сделки на приобретение некоторого имущества;
- мальчики с 14 и девочки с 12 лет - время, когда возможно вступление в брак.
Но человек в возрасте 15-16 лет еще не совсем дееспособен, хотя уже правоспособен. Лицо в этом возрасте мог попросить назначить себе куратора (по-современному - попечителя). Позднее считалось, что имеющие куратора ограничивают себя в дееспособности. Куратор мог контролировать деятельность своего подвластного и давать соглашение на сделки, ведущие к уменьшению имущества.
Отличие от опеки состоит в том, что опекун давал предварительное согласие на сделку, а куратор мог дать и последующее.
Для лиц, обманывавших молодых людей было возможно сильное умаление правоспособности. А для самих молодых людей существовала возможность реституции (возврат вспять невыгодной последнему сделки).
Пол также сильно влиял на дееспособность. Женщины в публичном праве были полностью бесправны. Они не могли быть опекунами, не могли осуществлять сделки без согласия мужчины. Правда, позднее появились значительные послабления.
Здоровье лица. Например: отсутствие какого-либо органа или функции, которые могли бы повлиять на дееспособность лица (глухота, слепота, ...). Римляне столкнулись и с наличием душевных болезней. Душевнобольные люди считались совершенно недееспособными, но оговаривались моменты, когда им становилось лучше.
Мудрость в дееспособности не учитывалась, хотя позднее разрешалось ссылаться на недостаток образования. Также не дееспособными считались лица, которые были в состоянии внезапного искажения психического здоровья (пьяны, взбешены, ...), но только на период искажения.
Еще в римском праве существовало понятие ограничения дееспособности. Например: в случае расточительства лица себе во вред, его право совершать продажу ограничивали.
Вероисповедание. Римские граждане были обязаны исповедывать государственную религию, а чужеземцы и латины - любую другую, но только если она не была опасна для государства. На христиан эта терпимость не распространялась из-за того невозможности последних сказать о Зевсе, что он бог, так как это значило предать свою веру. Кроме того христиан обвиняли в противоестественных пороках, что было связано с тайной исповеди. Правда позднее был короткий момент, когда существовала терпимость и в отношении христиан, но потом, в результате того, что императоры стали христианами, начался обратный процесс гонений на язычников (но язычники не терпели поражений в правах).
Проблемы правоспособности некоторых слоев населения.
Кроме римских граждан, существовали еще и свободные римские граждане. Эти два статуса зависят от способа приобретения гражданства:
- по рождению;
- из-за отпуска на волю.
Свободными римскими гражданами считались вольноотпущенные.
Вольно рожденные римские граждане были полностью правоспособными как в публичном (участвовать в собраниях, избираться на общественные должности), так и в частном праве (составлять завещание, вступать в сделки, заключать брак).
Вольноотпущенные же не могли принимать участия в собраниях и занимать публичные должности, не могли вступать в брак со свободнорожденными. Кроме того, они имели ряд частноправовых обязанностей перед прежним господином:
- обязаны проявлять почтительность к патрону (иски на патрона невозможны);
- бесплатное оказание услуг;
- помощь, но взаимная, если один из них беден, а другой богат;
- если умирал без завещания, то наследник - патрон.
Эти обязанности отменялись в случае:
- вольноотпущенный получал присвоение (присвоение - государственный акт, после которого вольноотпущенный как бы переставал быть таковым, становился полностью правоспособным);
- в случае если патрон уступал это право 3-му лицу.
Если любое лицо попадало в плен, то считалось, что оно умирало, но если бежало из плена и возвращалось, то полностью восстанавливались в правах.
Особый статус имели латины. Они даже имели некоторые публичные права (участие в собрании), могли иммигрировать, а в случае иммиграции обратно в Рим полностью восстанавливались в своих правах. Но латины не могли, в отличие от граждан завещать.
Лицо, выдающее себя за римского гражданина, но таковым не являющееся подлежало казни.
Если рабы участвовали в восстании, то их клеймили, а если позже становились вольноотпущенными, то могли получить статус не выше пилигрима.
Рабство первоначально было патриархальным (взятие в плен) и отношение к ним было довольно мягким почти как к домашним, но позже когда основным средством добычи рабов стала покупка последних на рынке, то отношение к ним сильно ожесточилось (брак, семья, дети, ... - запрещены). Если свободная женщина вступала в связь с рабом, то могла сама стать рабыней. Наряду с этим умственные способности рабов использовались, и они могли быть капитанами кораблей и т.п., могли вступать в сделки (естественно, что только в интересах хозяина).
Хозяин же не имел права убивать раба и т.п.
Освобождение раба производилось в случаях:
- если третье лицо подтверждало что этот субъект не является рабом;
- если сам хозяин (например: на вечеринке) сообщал об этом, то есть он брал на себя ответственность поддерживать его статус свободы;
- преторный способ: если к свободному человеку предъявляли иск о том, что он раб, то претор мог дать соответствие (документ);
- физиополис - неформальное завещание (устное, перед смертью) об освобождении одно или нескольких рабов (позднее появился законодательный акт в котором такой раб получал статус латина, но был и закон, который ограничивал количество освобождаемых рабов);
- с появлением христианской религии раб мог быть освобожден и церковью;
- в случае спасения своего господина от неминуемой гибели;
- по договору с третьим лицом о выкупе раба у хозяина.
Способы умаления правоспособности:
- утрата свободы;
- утрата гражданства;
- умаление семейного статуса.
Дополнительные способы:
- если лицо свидетельствует при завещании, а потом отказывается подтвердить, то санкция - не мог оставлять завещание;
- инфатинг - опорочивание репутации лица в публичном праве (не мог быть избран на публичные должности). Применялось ввиду аморального поведения.
Не могли оставлять завещания и лица позорных профессий (актеры, проститутки)
Понятие юридического лица по римскому праву
Некоторые гражданские права могут принадлежать группе лиц. Римское право признало, что объектами права могут быть объединения лиц (С XIX века появился термин "юридическое лицо").
В древнем Риме такими объединениями были:
- государство (в лице казны);
- фиск (казна императора);
- союзы публичного права (сельские общины, городские общины или муниципалы);
- частноправовые союзы (братства, которые позднее стали клубами аристократии; коллегии (лица обслуживающие храмы));
- профессиональные объединения - ремесленники;
- при Юстиниане - репарации - учреждения, больницы, странные дома (по современному - гостиницы)
Для определения сущности юридического лица использовали прием - фикцию: права принадлежат вымышленному лицу.
Классификация прав юридических лиц:
- имело имущественные права;
- не имеет тех прав, для которых нужна сама личность: брак и т.п.;
- имеет правоспособность, но не дееспособность;
- могло иметь представителя;
- не могло совершить преступления.
заключение
Римское право определило не только практику, но и теорию. Непрерывное многовековое изучение римского права, в особенности остатков римской юридической литературы, формировало юридическое мышление Западной Европы и создавало сильный класс юристов, руководителей и деятельных помощников во всякой законодательной работе. Объединяя Европу на практике, римское право объединяло ее и в теоретических исканиях: юриспруденция французская работала все время рука об руку с юриспруденцией немецкой или итальянской, говорила с ней на одном и том же языке, искала разрешения одних и тех же проблем. Так возникала на почве римского права дружная общая работа всей европейской юриспруденции, продолжавшая работу мыслителей античного мира: факел, зажженный каким-либо римским Юлианом или Папиньяном, через бесконечную цепь сменявшихся рук дошел до современных ученых всех наций.
литература
Бартошек М. Римское право: понятия, термины, определения, Юридическая литература, М., 1984 г.
История государства и права зарубежных стран, М., 1988 г.
"Очерки по истории Римской империи" Р.Виппер, Издат. "Феникс", 1995 г.
Новицкий И.Б. Римское право, М., 1993 г.
Покровский И.А. История римского права, СПб., 1913 г.
Савельев В.А. История римского частного права, М., 1986 г.
Хвостов В.М. История римского права, 1919 г.
19 19

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Глава государства
 Взаимоотношения умственно одаренных дошкольников в группе
Ваши отзывы
Здравствуйте. Огромное спасибо, мой заказ пришел. Вы меня очень выручили, в следующий раз обращусь к вам опять. Удачи.
Денис

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.