|
|
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, проблема управления перераспределением рентыСОДЕРЖАНИЕ 1. Опишите международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Раскройте сущность главных соглашений 3 2. Опишите проблему управления перераспределением ренты. Могут ли налоги превышать рентоотдачу природного ресурса? 8 Литература 14 1. Опишите международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Раскройте сущность главных соглашений Природоохранные проблемы не знают национальных границ. Через границы государств перебрасываются с воздушными массами десятки тысяч тонн загрязняющих веществ, в частности сернистый ангидрид - источник кислотных дождей. Трансграничные реки, т. е. реки, которые протекают по территории нескольких государств, также являются источником переброски загрязнений из одной страны в другую, Промышленная или прочая деятельность сопредельных стран в той или иной степени влияет на состояние природы: заболевания лесов, загрязнение морей и т. п. Широкое использование в промышленности и быту фреонов разрушает озоновый слой всей планеты. Вырубка лесов, нефтяное загрязнение поверхности Мирового океана и массированное сжигание органического топлива являются причиной нарушения газового баланса в атмосфере, увеличения содержания в ней углекислого газа, а в перспективе - снижения кислорода, что ведет к глобальному изменению климата и прочим отрицательным последствиям. При этом страдают не только виновники, но и все население Земли. Таким образом, экологические проблемы являются международными и требуют международного сотрудничества. Подавляющее большинство природных ресурсов, таких, как вода, полезные ископаемые, лес, тепло, осадки и др., распределены крайне неравномерно, и без взаимовыгодного обмена ими ни одна страна мира, даже самая большая и богатая, не могла бы нормально развиваться. Россия - одна из самых благополучных в этом отношений стран. Но именно в этом природном богатстве, веками позволявшем особо не задумываться над рациональным использованием природных ресурсов,- одна из причин многих сегодняшних экологических и экономических проблем. Кроме национальных ресурсов, полностью находящихся под суверенитетом той или иной страны, существуют ресурсы многонациональные, т.е. ресурсы пограничных рек, мигрирующих животных и птиц, внутренних морей и озер, на берегах которых проживают народы разных стран. Существует также целый ряд международных природных ресурсов, которые не принадлежат какой-либо конкретной стране, а являются всеобщим достоянием. Это ресурсы Мирового океана (за пределами территориальных вод), атмосферного воздуха, Антарктиды и Космоса. Особенно большое значение для человечества имеют ресурсы воздушного и водного океанов. О проблемах, связанных с загрязнением атмосферы, уже говорилось. Не менее важные проблемы возникают перед человечеством и при совместном использовании ресурсов Мирового океана, под которым понимается вся совокупность океанов и связанных с ними морей. Значение Мирового океана громадно, разнообразно и будет возрастать еще больше по мере истощения природных ресурсов суши. Он формирует климат планеты, служа источником атмосферных осадков и поглощая избыток углекислоты в атмосфере. Более 50% кислорода образуется в результате жизнедеятельности океанических растительных организмов, главным образом фитопланктона. Рыбы и другие обитатели морей (устрицы, крабы) составляют 1% потребляемого человечеством продовольствия. Океан является удобным транспортным путем, связующим различные страны и континенты. Он обеспечивает прекрасные условия для отдыха и туризма. Все шире ведется добыча многих полезных ископаемых, например нефти (Калифорния, Персидский залив и др.), серы (Мексиканский залив), золота (Аляска) со дна шельфовой зоны. Здесь же можно добывать фосфориты, каменный уголь и другие ресурсы. Со временем все больше будет возрастать значение Мирового океана как хранилища воды, используемой для санитарно-гигиенических и производственных нужд после опреснения, а также источника энергии. Приливы и отливы, разность температур на поверхности и в глубине океана в экваториальной зоне, морские течения и волны - все это неисчерпаемые источники относительно чистой энергии, хотя и дорогостоящей при нынешних технологиях. Наконец, морская вода содержит свыше 60 химических элементов. Правда, большинство из них - в очень малой концентрации, что делает пока что экономически нерентабельной их добычу, но когда эти элементы истощатся на суше, поневоле придется заниматься морскими запасами, особенно если использовать способность морских организмов к их концентрации в своих телах. Так, в водорослях скапливается железо и йод, в костях рыб - свинец, цинк и медь и т. д. В настоящее время треть добываемой во всем мире поваренной соли получается из морской воды. Из нее добывается также бром, магний. Если же ученые сумеют найти экономически приемлемые способы разработки марганцевых конкреций (минеральных образований в виде комков округлой формы, распространенных на дне океана и содержащих, кроме марганца, ряд других металлов), то угроза сырьевого голода будет отодвинута на несколько тысячелетий. Много богатств таят в себе недра Антарктиды, однако важнее сохранить ее в первозданном виде для научных исследований учеными всех стран. Не исключено, что в будущем все более широко будут использоваться не только энергетические, но и материальные ресурсы Космоса, в частности Луны, астероидов, метеоритов и др. Необходимо, однако, помнить, что все эти океанические, космические и другие широкомасштабные проекты могут быть претворены в жизнь лишь при условии решения энергетической проблемы, связанной с необходимостью предупреждения теплового кризиса и нарушения экологического равновесия в биосфере. При использовании международных ресурсов особенно важно наличие и соблюдение международных договоренностей, чтобы их совместное использование сопровождалось сотрудничеством, а не противоборством. Да и разведка, рациональная добыча и использование невозобновимых ресурсов, охрана и воспроизводство возобновимых по мере их истощения и загрязнения все больше будут превращаться из внутреннего дела каждой страны в общечеловеческую проблему обеспечения выживаемости. Так, уже сейчас мировое сообщество высказывает претензии к нашей стране из-за недостаточного с точки зрения потребности в поддержании динамического равновесия в биосфере развития заповедного дела. Кроме того, решение проблем оптимизации природопользования требует наличия высокого научного потенциала, средств на проведение экспериментов, оборудования, которыми многие страны, особенно развивающиеся, просто не располагают. Многим странам есть чему поучиться друг у друга. Так, нам может пригодиться опыт экономического воздействия на природопользователей, а развитым капиталистическим странам - наш опыт планирования и государственного руководства, так как особенности природопользования требуют разумного сочетания этих двух методов управления. Наибольшие проблемы встают при совместном использовании запасов рыбы и мигрирующих, т. е. периодически меняющих свое местонахождение, животных и птиц. Ведь для биогеоценозов не существует государственных границ. В результате возникает много проблем, когда животные, находящиеся под охраной на территории одной страны, становятся объектом промысла на территории другой. Эта проблема не только экологическая, но и экономическая, так как получается, что страна-потребитель получает дополнительную прибыль за счет того, что страна-охранитель тратит средства на охрану и отказывается от добычи ради сбережения угасающего вида. В результате возрастает и политическая напряженность в отношениях между странами. Разрешить конфликт можно принятием соответствующего двустороннего соглашения. Довольно часто возникают конфликты, вызванные браконьерством в так называемых экономических зонах тех или иных стран. Не менее важной проблемой, требующей международного сотрудничества и соответствующих договоренностей, является загрязнение, которому подвергаются абсолютно все международные и межнациональные ресурсы. Даже у пингвинов Антарктиды в печени обнаружен ДДТ - очень ядовитый и стойкий ядохимикат, почти повсеместно запрещенный к использованию. В околоземном пространстве за последние годы резко возросло количество отходов земного происхождения - контейнеров с мусором, отслуживших космических аппаратов и т.п., затрудняющих работу астрономов, связистов, метеорологов, повышающих опасность космических полетов. Космическая техника наносит значительный вред озоновому слою. По некоторым расчетам выходит, что американскому "челноку" - аппарату многоразового использования "Спейс Шаттл", работающему на твердом топливе, достаточно несколько сотен раз за 4-5 лет слетать в космос, чтобы озоновый слой полностью исчез. В этом отношении на сегодня самой экологически чистой из всех космических средств является наша ракета-носитель "Энергия", в качестве топлива использующая кислород, углеводородное топливо и водород. Она в несколько тысяч раз слабее воздействует на озоновый слой, чем "Шаттл". При недостаточно продуманном освоении Космоса возможны и такие последствия, как занесение земных микроорганизмов в планетную среду, благоприятную для существования жизни (Марс, Венера), что приведет к видоизменениям поверхностных оболочек планет и сделает невозможным для ученых всех стран дальнейшее изучение естественной природы этих планет. В результате изучения Луны и окололунного пространства с помощью американских кораблей "Аполлон" произошло загрязнение лунной атмосферы выхлопными газами. Их масса стала сопоставимой с массой лунной атмосферы (около 10 т), и по существу образовался новый атмосферный слой. Такого рода вмешательство в развитие планет может иметь самые неожиданные последствия в будущем. Весьма насущной на сегодня проблемой является проблема все возрастающего загрязнения Мирового океана нефтью, промышленными стоками, бытовыми отходами с кораблей, а также "бомбами замедленного действия" - контейнерами с радиоактивными отходами и затонувшими реакторами и боезарядами атомных подводных лодок. Наконец, существование всей биосферы зависит от того, сумеют ли люди предотвратить развязывание атомной, бактериологической, химической и экологической войн, каждая из которых может привести к необратимым экологическим изменениям. Кроме того, решение острейших природоохранных проблем требует значительных материальных средств, которые государства никак не могут выделить, хотя на военные нужды средства тратятся в громадном количестве. Эксперты считают, что половины суммы общемировых военных расходов хватило бы для восстановления нарушенного природно-ресурсного потенциала Земли. Решение всех этих проблем возможно только на путях международного сотрудничества, которое может осуществляться на двусторонней и многосторонней основе. Формами такого сотрудничества могут быть организация научных и практических встреч; создание международных организаций, координирующих совместные усилия по охране природы; заключение официальных договорив и соглашений, а также деятельность международных общественных партий и организаций (так называемых "зеленых", или "экологистов"). Самой известной из них является "Гринпис" - "Зеленый мир", с которой сотрудничают и представители общественности нашей страны. Ее главной задачей является недопущение радиоактивного загрязнения биосферы. Однако основной международной неправительственной организацией является Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), который ведет исследования и пропаганду охраны природы, издает международные Красные книги. Среди организаций, работающих на правительственном уровне, главной является Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), координирующая все виды деятельности по окружающей среде, вырабатывающая программы дальнейших совместных действий. Развитию природоохранного сотрудничества способствует проведение крупных международных форумов - Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972), день открытия которой - 5 июня - был объявлен Всемирным днем окружающей среды; Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975); Глобального форума по проблемам выживания (Москва, 1990); Конференции ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД или КОСР-92) (Рио-де-Жанейро, 1992). Важнейшими документами в международных природоохранных отношениях являются Всемирная хартия охраны природы, провозгласившая и взявшая под защиту право всех форм жизни на выживание; Конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду; Декларация по окружающей человека среде, являющаяся сводом основопблагающих принципов международного сотрудничества; Конвенция об изменении климата, Конвенция о биологическом разнообразии, Конвенция по борьбе с опустыниванием. Особое значение имеет главный документ, принятый ЮНСЕД - "Повестка дня на XXI век" - всемирный план действий в целях устойчивого развития, под которым понимается такая модель социально-экономического развития общества, при которой жизненные потребности ныне живущих людей будут удовлетворяться с учетом прав будущих поколений на жизнь в здоровой и неистощенной природной среде. Кроме того, достижение устойчивого развития невозможно без более справедливого использования ресурсов Природы, борьбы с бедностью, с одной стороны, и недопустимой роскошью, с другой. Примером соглашений между конкретными странами может служить договоренность с Финляндией и Норвегией о предоставлении ими средств нашей стране на реконструкцию предприятия "Североникель", отравляющего своими выбросами не только Кольский полуостров, но и эти страны. Экологическая проблематика все чаще выходит на первое место в международных отношениях. 2. Опишите проблему управления перераспределением ренты. Могут ли налоги превышать рентоотдачу природного ресурса? Под экономической рентой обычно понимается любой постоянный источник дохода или платеж. В обиходе, к ренте относят даже налоги и квартирную плату. Вместе с тем, существует научное понятие ренты, имеющее непосредственное отношение к природопользованию. Рента - это постоянный источник дохода, не требующий для извлечения предпринимательских усилий, и создаваемый исключительно ресурсом. Другими словами, рента - это излишек, обогащающий собственника ресурса и общество в целом через механизм перераспределения. Вторым условием образования ренты является то, что она всегда возникает при ограниченности какого-либо ресурса, регулируя через цены его потребление. Обычно, рост спроса побуждает увеличивать предложение. Но если предложение неэластично (часто совершенно неэластично), то потребитель вынужден платить за ресурс повышенную цену. Различие между равновесной и реальной ценой - и есть рента, то есть излишек, обусловленный дефицитностью предложения ресурса. Ограниченность может иметь естественное или социально-экономическое происхождение. В ряде стран существовала и кое-где существует и сейчас монопольная рента, возникающая при нежелании землевладельцев продавать земли в результате образования латифундий или иных ограничений продаж. Однако, в рыночном хозяйстве, где земля и другие ресурсы являются объектом купли-продажи, обычно имеют дело с дифференциальной рентой. Дифференциальная рента возникает в результате различий в естественной продуктивности или в местоположении сельскохозяйственных участков. Естественной основой ее образования является то, что природа не создавала свои ресурсы для непосредственно человека. Природные ресурсы сформировались в результате деятельности природы и стали ресурсами только потому, что человеческое общество по тем или иным причинам обнаружило в них потребность. Разумеется, качество (производительность) этих ресурсов различно, вследствие чего лучшие земли, например, дают больший урожай чем средние или худшие при одних и тех же затратах труда. Владелец лучших земель получает излишек, обусловленный чисто природным фактором, а не трудовым вкладом. Стоимость этого излишка и образует первую часть величины дифференциальной ренты. Вторая часть ее образуется в результате влияния местоположения участка. Так, участки, близко расположенные к рынкам сбыта аграрной продукции (городам) имеют более высокую стоимость, поскольку владение ими позволяет экономить на транспортных издержках. Более того, на близко расположенных к рынкам сбыта участках меняется специализация. Здесь производится скоропортящаяся и достаточно дорогая продукция - овощи, молоко и т.д., за счет чего извлекается дополнительный доход. Владельцы же удаленных участков обречены на производство стандарной продукции - зерна, мяса и пр. Впервые зависимость специализации сельского хозяйства от расстояния до рынка сбыта была установлена И. Тюненом в 1826 г. Упрощенная формула дифференциальной ренты (Хаггет, 1979) имеет вид: R = У(Ц - З) - УД(Т) где R - полная дифференциальная рента; У - урожайность (ц/га); Ц - рыночная цена 1 ц; З - производственные издержки на 1 ц; Д - расстояние участка от рынка (км); Т - транспортные издержки на 1 т. км. Первая часть этой формулы - У(Ц - З) - представляет собой дифренту по плодородию (производительности) участка, а вторая - УД(Т) - по его местоположению. Все величины в формуле легко определимы за исключением рыночной цены на продукцию. Если принять, что на участке производится достаточно обычная сельскохозяйственная продукция, выходящая на рынок свободной конкуренции, то есть цена ее достаточно стабильна и равновесна, то несложно определить замыкающие затраты (Ззам.) на производство данной продукции. Ззам. = Ц - Пн, где Пн - нормативная (нормальная) прибыль, сложившаяся в данной отрасли. Большинство экономистов склонно относить нормальную прибыль к затратам. Поэтому вышеприведенную формулу можно еще более упростить: R = Ззам - Зинд. где Зинд. - издержки на конкретном участке. Таким образом, совокупный доход от производства продукции на индивидуальном участке будет состоять из трех составных частей: издержек (затрат живого и овеществленного труда); нормативной прибыли, без которой вести хозяйство не имеет смысла и являющейся, по сути, частью издержек; дифференциальной ренты, являющейся излишком дохода, независящим от трудового вклада и полученным от природы. При определенном уровне цен на какую-либо аграрную продукцию всегда существуют участки с замыкающими затратами. При росте цен, на этих участках начинает извлекаться дифференциальная рента и уровень замыкающих затрат повышается, а площадь занятых под ней участков растет. Наоборот, при снижении цены на данную продукцию, уровень замыкающих затрат снижается, а площадь - сокращается. Следовательно, применительно к отдельным культурам или видам аграрного производства, предложение участков эластично, поскольку, при общей ограниченности, допускает альтернативное использование земли. Альтернативная стоимость земельных участков означает возможность их использования под разные виды сельскохозяйственного и несельскохозяйственного использования. Например, на одном и том же участке можно выращивать продовольственные (пшеница, рожь, гречиха), кормовые (кукуруза, соя, однолетние и многолетние кормовые смеси) или технические культуры (подсолнечник, лен, сахарную свеклу). Кроме того, участок земли можно отвести под поселок, завод, шоссе или нефтепровод. В каждом случае он будет приносить разный рентный доход, а, следовательно, иметь разную рыночную стоимость. Несмотря на эластичность предложения земельных участков в отношении их альтернативного использования, предложение земли в целом абсолютно неэластично. Это положение основывается на факте абсолютной ограниченности земли как в пределах планеты, так и отдельных стран, регионов и местностей. В Сибири, где пока имеется множество слабо используемых земель, это положение не кажется очевидным. Но в густонаселенных странах Европы и Азии оно проявляется во всей полноте. На рис. 1 отражена абсолютная не эластичность предложения земельных участков в виде кривой, перпендикулярной оси х. При таком положении, цена земельных участков будет определяться исключительно спросом. Чем выше спрос, тем выше цена участка и, соответственно, чем ниже спрос, тем ниже и цена. Тем самым лишний раз иллюстрируется факт того, что земля бесценна в том смысле, что цена участка может быть безмерно высока или опускаться почти до нуля. Поэтому оптимальным способом продажи земельных участков является конкурс или торг, где и выявляется реальная цена земли в данный момент. Однако этого недостаточно для реальной оценки земли. Земельный участок, прежде чем быть выставленным на конкурс, должен быть предварительно оценен, то есть должна быть произведена оценка его реальной стоимости, относительно которой рассчитываются значения выигрыша и потерь покупателя и продающего. В ряде случаев такая оценка необходима не только в интересах продажи, но и предоставления земли в обеспечение кредита, залога и в других целях. На основе оценки земли рассчитывается земельный налог и многие другие нормативы. Рис. 1. Зависимость спроса и предложения на рынке земельных участков Такая оценка производится на основе исчисления капитализированного значения ренты, являющегося суммарной величиной всех будущих рентных поступлений, которые способен принести конкретный земельный участок. Другой способ, дающий аналогичный результат, - использование для расчетов ставки ссудного процента банка. Экономическая рента (включая дифференциальную) представляет собой излишек, то есть, не заработана трудом, а создана природой. Владелец участка получает ее на правах собственника ресурса. Альтернативным ресурсом может быть капитал, то есть стоимость участка земли выраженная в денежной форме. Положив эту сумму в банк, владелец ресурса может извлекать ту же величину ренты, но уже в виде ссудного процента. Другими словами, условие равенства суммы рентных платежей с участка и суммы, полученной в виде ссудного процента банка, позволяет найти значение оценки земельного участка в денежной форме. Это соотношение может быть выражено следующей формулой: P = R / S*100%, где Р - оценка земельного участка, R - годовая величина дифференциальной ренты, S - ссудный процент банка. Исходной предпосылкой управления природными ресурсами является выделение субъекта и объекта управления. В первом приближении подразумевается, что субъект принимает, а объект исполняет управленческие решения. Но взаимоотношение их значительно сложнее. Для того чтобы принимать правильные решения, субъект должен иметь необходимую информацию об объекте, его целях, задачах, мотивах поведения, организации, системообразующих связях и пр. Более того, в гражданском обществе, которое стремиться построить Россия, объект (все граждане страны) главенствует над субъектом (центральным и региональными правительственными органами), который лишь исполняет то, что необходимо гражданам. Осуществление этого происходит через парламент - выборный орган, представляющий избирателей и издающий законы, исполнять которые и является задачей правительства. Тем самым, образуется система прямых и обратных связей между объектом и субъектом управления. Главным моментом в управлении является принятие решения. Орган, принявший управленческое решение, несет за него всю полноту ответственности. Ответственность может быть двух видов - перед вышестоящей инстанцией и перед объектом управления. Первая выстраивает линию управления, поскольку ответственность никогда не передается вниз до конца, и главный ответ перед избирателями держат органы высшего руководства. Именно поэтому они и принимают главные ("ответственные") решения. Нижестоящие организации принимают частные решения в рамках главного. Для этого они наделяются соответствующими полномочиями. Распределение полномочий в последовательности линейных инстанций зависит от степени централизации управления. Для того, чтобы принимать правильные решения, органы управления должны осознавать свою миссию. Миссия - основная цель существования любой организации, четко выражающая причины, по которым она создана. У государства гражданского общества множество миссий, в основе которых лежит безопасность граждан и справедливое решение конфликтов. Кроме того, у государства есть собственность, и оно должно правильно ею распорядиться. Важнейшей собственностью государства является природа страны и ее ресурсы. От того, как оно распоряжается этой собственностью, во многом зависит доверие людей к государству. Такая особая роль природных ресурсов проистекает из факта, что они не созданы трудом, и любой гражданин России имеет равный доступ к ним по праву рождения. Казалось бы, природа и ее ресурсы должны находиться в общественной собственности, как это было в СССР. Однако исторический опыт показывает нежизненность такого предположения. При общественной собственности становится невозможным само существование рынка природных ресурсов. Управление ими передается чиновникам, а это плохое управление по своей природе. Частная же собственность нарушает принцип социальной справедливости, лишает людей равенства, хотя эффективность использования природных ресурсов резко возрастает. На практике используются оба подхода. Так, недра в большинстве стран мира закрепляются в общественную собственность, а земля - в частную. Но право собственности не абсолютно. Использование природных ресурсов осуществляется под контролем. Например, в большинстве стран мира допускается использование земли только в соответствии с ее кадастровой оценкой, и неэффективные собственники могут быть лишены права на владение участком. Особую роль в решении конфликта играет свойство ренты перераспределяться. Собственник обязан делиться излишком, и эта обязанность регулируется законами государства. В чисто экономическом плане раздел ренты отодвигает вопрос о собственности на второй план. На первое место выдвигается сама проблема раздела и ее механизм, стимулирующий эффективность использования ресурсов. Эффективный частный собственник полезнее для общества неэффективного общественного, если перераспределяет в его пользу значительно больше средств. В известном смысле это означает уравнивание в правах, поскольку природные ресурсы как бы сдаются собственнику в аренду от общества с целью эффективного использования в интересах всех. Арендный характер собственности на природные ресурсы ярко проявляется в необходимости платить имущественные налоги. Налоги выполняют две основные функции - фискальную и стимулирующую. Фискальная функция состоит в простом наполнении государственной казны (бюджета). Стимулирующая же должна создавать мотив поведения в определенном направлении. Наиболее ярко стимулирующая функция имущественных платежей проявляется в земельном налоге. Многие скажут, что сельскохозяйственное производство сплошь нерентабельно, а его продукция и без того дорога и вводить налог - значит повышать ее и без того высокую цену. Нерентабельность аграрного производства - блеф и может возникнуть только в случае полного неумения распорядиться альтернативными возможностями использования земельных участков. В идеале, нерентабельного сельскохозяйственного производства не может быть. В отечественной практике - это следствие во многом сохранившихся командных методов использования земли. Тем не менее, земельный налог действительно повышает цену на рынках аграрной продукции. Даже в идеале, изъятие части ренты приводит к повышению цен, поскольку делает производство менее рентабельным и снижает уровень замыкающих затрат. Так обстояло дело в средневековье, когда аграрная рента была основным средством пополнения бюджета. В индустриальном обществе имеются иные источники его пополнения и земельный налог выполняет не столько фискальную, сколько стимулирующую роль. В странах Европейского Союза (ЕС) сельскохозяйственные производители получают дотации, размер которых превышает 150 млрд. евро. Однако это не значит, что аграрное производство там нерентабельно. Дотации - средство проведения социальной политики. Выплата дотаций, казалось бы, делает излишним изъятие земельного налога, "перекладывание денег из одного кармана в другой". Однако это не так. Земельный налог берется с участка, а дотации платятся за произведенную на нем продукцию. И то, и другое стимулирует его эффективное использование согласно принципу "земля должна давать отдачу". В связи с "плавающей" оценкой и ценой земля может стать предметом спекуляций. Земельный налог и дотации в значительной степени препятствуют этому. Даже если участок приобретен в собственность с целью дальнейшей перепродажи, спекулянт вынуждено приглашает арендатора и земля "работает", что и требовалось доказать. Вопрос собственности отходит на второй план. Современная система земельного кадастра в России построена на затратном принципе оценки земель и мало отражает их реальную цену. По исследованиям Осипова В.А., она завышена примерно в 10 раз, что неприемлемо для рыночных отношений. Часто создается впечатление о дешевизне земли, о том, что она "уходит за бесценок". Но чем выше земельный налог, тем ниже рентабельность и цена, а отсутствие внятной сельскохозяйственной политики и дотаций и приводит к тому, что многие земли попросту забрасываются, поскольку никто не хочет платить за участок, не приносящий рентного дохода или попросту убыточный. Объем производства продовольствия сокращается, растет его цена и социальная напряженность. Граждане тратят на продовольствие большую часть доходов, сокращая спрос на промышленную продукцию, тем самым, ставя ее в кризисное положение. Эта цена фикций, унаследованных от прошлого режима. ЛИТЕРАТУРА Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. - М.: Аспект Пресс, 2000. Осипов В.А. Природопользование: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения. Часть I. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2002. Социально-экономические проблемы управления природопользованием. Концептуальный аспект. Монография. В.А. Осипов - Тюмень, изд-во ТюмГУ, 1999, 248 с. 1 13 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|