|
|
Опыт зарубежного природопользования1. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 7 СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 9 ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ В СТРАНАХ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ 11 ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ 13 НАПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА 18 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24 ВВЕДЕНИЕ В условиях безотлагательности проведения экологически ориентированной структурной перестройки экономики требуется введение природопользования в сферу формирующихся рыночных отношений. Для этого необходимо усовершенствовать общую модель управления природопользованием. Главной ее целью, как известно, является удовлетворение потребностей в тех видах продукции и услуг, которые имеют непосредственное отношение к природной среде. На основании анализа опыта эффективного природопользования, а также в странах с благоприятной экологией, можно выделить следующие важнейшие принципы экономико-экологического управления: • комплексности территориальной системы. В соответствии с данным принципом природно-ресурсный потенциал территории рассматривается как целое, что позволяет выделить природный объект в качестве главного элемента системы управления природопользованием; • первичности функции управления природопользованием. Применение этого принципа обусловливает необходимость придания субъекту природопользования хозяйственной самостоятельности; • взаимодействия. Он предопределяет создание системы управления природопользованием регулирующего типа, обеспечивающей рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, охрану и восстановление природной среды; • координационный. Его реализация требует налаживания горизонтальных взаимосвязей и взаимоотношений субъектов природопользования. Интеграция данных принципов позволяет сформировать механизм организации и управления природопользованием, отвечающий современным требованиям ориентации экономики на социальные и экологические аспекты. Такой механизм, устраняя ведомственный и поэлементный подход к использованию и охране природной среды, дублирование и параллелизм в работе различных структур, территориально расположенных в границах региона, позволяет обеспечить комплексный характер включения природно-ресурсного потенциала в хозяйственный оборот. Заметим, что любой управленческий процесс, в том числе в сфере экологического природопользования, должен обеспечивать выполнение следующих функций: планирования, организации, мотивации и контроля. Планирование экологического природопользования осуществляется поэтапно и включает в себя: постановку целей использования ресурсов; определение исходных предпосылок с учетом местных экологических особенностей; выявление альтернатив рационального потребления ресурсов; выбор оптимального варианта с соблюдением экологических требований и предполагает возможность совершенствования планов. При стратегическом планировании, а именно оно необходимо в настоящее время для налаживания экологического природопользования, необходимо сформулировать четкую многолетнюю программу и поэтапные цели, стратегию совершенствования самого планирования; установить эффективную обратную связь; определить возможности повышения степени исполнения плана; выработать всеобщую устремленность к инновациям, сокращению издержек и т.д. Исполнение стратегического плана обусловливает потребность в постоянном анализе и прогнозировании менеджерских операций по рациональному использованию и улучшению охраны природных ресурсов. Все стратегические мероприятия по улучшению экологического природообустройства и природопользования должны иметь финансовое обоснование. Организация в данном случае заключается в исполнении плана вполне конкретными структурами и хозяйствующими субъектами. А функция мотивации состоит главным образом в стимулировании рационального использования и охраны природных ресурсов, объектов. Отсюда потребность в создании экологического менеджмента в системе хозяйствующих субъектов - природопользователей. Контроль позволяет осуществлять проверки и сопоставления фактических результатов с заданными по оптимизации природопользования с соблюдением экологической безопасности. Данная функция управления обусловливает необходимость введения экологического аудита и мониторинга природопользования (о чем более подробно несколько ниже). Все перечисленные функции взаимосвязаны и способствуют принятию эффективных решений по экологическим проблемам. В условиях централизма управление использованием природных ресурсов было нацелено главным образом на показатель и недостаточно на результат, так как реализовывалась воля центра. Экологический менеджмент позволяет преодолеть этот недостаток. Он наряду с множеством других задействует и такой эффективный механизм, как консенсус, так как базируется на углублении процессов демократизации управления. При решении проблем, особенно глобальных, в условиях плюрализма мнений представителей различных регионов (отличающихся степенью экологической сложности по множеству видов используемых природных ресурсов), возрастания информационных потоков и усложнения технико-экономических процессов природопользования принцип консенсуса позволяет осуществлять многоплановые согласования при поиске и отборе оптимальных решений. Консенсус достигается путем взаимных обсуждений, консультаций и научных обоснований, а также за счет применения особых методик оптимизации выдвигаемых альтернатив. Здесь можно отметить целый арсенал специальных приемов: "мозговая атака", "синектика", "групповая работа", "конференция идей", "методы функционально-стоимостного анализа", "ринги" и т.д. Территориально-производственная система управления природопользованием включает в качестве отдельных субъектов территориальное управленческое звено (обладающее правами юридически и финансово самостоятельного органа, подотчетного в своей работе только местному органу власти и обеспечивающего проведение на своей территории единой относительно независимой от интересов министерств и ведомств экономической политики, экологизацию экономического и социального развития района) и внутрипроизводственную систему управления природопользованием первичного субъекта хозяйствования. 1. Экологическое природопользование и рыночные отношения В условиях перехода экономической системы страны от директивной к рыночной проблема правильного определения места природопользования, научного обоснования применения тех или иных механизмов и инфраструктурных компонентов к сфере природопользования имеет приоритетный характер. Представляется, что реализация в сфере природопользования рыночных отношений позволит активизировать саморегулирующие факторы воспроизводственного процесса, улучшить экологическую обстановку, нормализовать в этой сфере стоимостные отношения. При этом все природопользование независимо от форм собственности и деятельности конкретных хозяйствующих субъектов подлежит охвату механизмом платности, опосредующим отношения между собственниками природных ресурсов и природопользователями. Здесь было бы целесообразно применить целевые бюджеты природопользования - совокупность планов формирования и использования денежных средств, направляемых на расширенное воспроизводство природных ресурсов и среды в целях поддержания необходимого экологического и ресурсного баланса, обеспечивающего нормальные условия жизнедеятельности человеческого общества. В эти целевые экологические бюджеты следует объединить средства из государственного бюджета и внебюджетных фондов охраны природы. Одним из важных признаков развитой рыночной экономики является соответствующая инфраструктура. К ее элементам в сфере природопользования в частности относятся экологический маркетинг и экологический аудит. Экологический маркетинг включает комплексную деятельность, направленную на определение, прогнозирование и формирование потребительских запросов по поводу воспроизводства природных ресурсов, продвижения товаров и услуг экологического назначения от производителя к потребителю. Наиболее эффективным условием скорейшего санирования окружающей среды являются инициатива и активность промышленности, растущее самосознание граждан, развитие интернациональных связей, ведущее к научной и экономической кооперации. Здесь одним из важнейших элементов хозяйственного механизма как раз и выступает экологический менеджмент, основанный на экоаудите. Экоаудит - это систематическая, документированная и регулярно повторяемая проверка состояния экологического природопользования. За основу принимается сопоставление результатов, достигнутых предприятием, со стоящими перед ним целями. 2. Система экологического менеджмента Под экологическим менеджментом понимается организация охраны окружающей среды во всей ее совокупности (при поставке и расходе природных ресурсов, энергии и сырья, при осуществлении технологического процесса, при выпуске, сбыте и транспортировке продукции, при утилизации отходов производства всех видов от промышленных выбросов до упаковочных материалов). Использование данного механизма позволяет снизить степень воздействия на окружающую среду; выявить потенциал экономии ресурсов (сырья, всех видов энергии и воды), включения в производственный оборот отходов и снижения себестоимости продукции; обеспечить хорошую репутацию; получать более выгодные кредиты в банках; заключать договора о страховании на более выгодных условиях, т.е. улучшать свои шансы в обстановке жесткой конкуренции. Поэтому участие в системе экологического менеджмента превращается в реальную необходимость. Что нужно, чтобы принять участие в системе экологического менеджмента? Вначале производственное предприятие, добровольно и осознанно решившее принять участие в такой системе, должно составить ясное представление о действительности. Поэтому все воздействия, оказываемые им на окружающую среду, необходимо выявить, оценить и документировать. Объективная оценка должна быть дана также состоянию охраны окружающей среды. Последовательность этапов создания системы экологического менеджмента на предприятии такова. Вырабатывается программа по охране окружающей среды, формулируются конкретные цели в этой области, намечаются пути и реальные сроки их достижения. Сбор данных, их унификация и документация являются следующим этапом. Наличие квалифицированно и объективно составленной документации должно обеспечить эффективное проведение с определенной периодичностью - один раз в год - проверки состояния дел по охране окружающей среды (в чем собственно и заключается экоаудит). Такая проверка явится экспертизой соответствия фактического положения дел на предприятии требованиям, предъявляемым действующим экологическим законодательством, а также динамики процесса улучшения - поставленным целям. Результаты проверки, включая содержание программы предприятия по охране окружающей среды, данные о выбросах вредных веществ в окружающую среду, расходе сырья, энергии и воды, наличие (или отсутствие) функционирующей системы экологического менеджмента, должны публиковаться в предназначенной для общественности экологической декларации. Если все эти этапы пройдены предприятием в соответствии с экологическими требованиями, следует процедура сертифицирования. Оценку степени подготовленности к ней дает приглашенный со стороны ревизор - независимый экоаудитор, который детально перепроверяет всю систему экологического менеджмента на правильность и полноту. При положительном заключении экоаудитора предприятие получает сертификат об участии в системе экологического менеджмента. Этот документ поднимает престиж предприятия. В настоящее время существует большое количество разнообразных интернациональных программ полного или частичного финансирования проектов, предусматривающих вовлечение стран Центральной Азии в активную деятельность по созданию механизмов охраны окружающей среды, в том числе системы экологического менеджмента. Достижение относительно улучшенного состояния окружающей среды или создание функционирующей системы экологического менеджмента требует от всех предприятий, добровольно принявших участие в системе, документированных и всегда готовых к проверке доказательств того, что механизм непрерывного улучшения состояния окружающей среды приведен в действие. 3. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ В СТРАНАХ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ Экономический механизм экологического регулирования - сложная многоуровневая система отношений субъектов хозяйствования между собой и с вышестоящими органами. Экологический аудит является независимым исследованием хозяйственной деятельности предприятия для определения его воздействия на окружающую среду. Проблема совершенствования отношений по природопользованию в России и государствах бывшего СССР обусловлена экологическими трудностями экономического роста, а также ухудшением природных условий воспроизводства рабочей силы. Суть в том, что: растут затраты совокупного труда на получение элементов природной среды, используемых в производстве; происходят большие потери общественного труда в результате нерационального использования сырья, материалов, топлива, составляющих элементы природной среды; возникает необходимость выделения значительного количества совокупного труда для ликвидации негативных последствий воздействия производства на природную среду; возрастает дефицит природных условий производства. Все это ставит на повестку дня вопрос о необходимости совершенствования экономического механизма защиты окружающей среды. В условиях рынка, самостоятельности народнохозяйственных объектов различного уровня эффективность подобного механизма определяется его способностью согласовывать цели функционирования и развития двух главных звеньев территориально-производственного комплекса - предприятия и региона. Каждое из них свободно в выборе методов управления на своем уровне, но при этом должно учитывать ограничения, формируемые как другим звеном, так и внешней средой (государством, внутренним и внешним рынками). Разработка механизма, стимулирующего природоохранные мероприятия на предприятиях-загрязнителях и способствующего накоплению финансовых и материальных ресурсов в регионе, необходимых для обеспечения его социально-экономического и экологического развития, связана с решением двух задач: нужно сформировать его структуру, т.е. выделить основные элементы и их взаимосвязи, определяющие перечень прав и обязанностей предприятий и региональной системы управления, оценить наиболее рациональные уровни природоохранных нормативов, выплат, штрафов, поощрений, определяющих конкретное содержание такого механизма. 4. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ Экономический механизм экологического регулирования - сложная многоуровневая система отношений субъектов хозяйствования между собой и с вышестоящими органами. Связующим рычагом этих отношений должен стать экологический аудит (ЭА) - инструмент, включающий в себя организационно-экономические факторы защиты окружающей среды. Он позволяет выбрать оптимальный вариант природоохранных сооружений, организовать информационно-аналитический контроль за состоянием и степенью эксплуатации природоохранной техники, дать экономическую оценку намечаемых технических и технологических усовершенствований. В России ЭА - новый вид деятельности, хотя в мировой практике он применяется достаточно широко. Экологический аудит как специфический вид природоохранной деятельности был разработан в США в 70-х годах независимо друг от друга рядом крупных компаний - "Дженерал Моторс", "АРКО" и др. До 1990 г. экологические аспекты производственной деятельности в своих годовых отчетах отражали не более 10 компаний в мире. Сегодня, по данным КПМГ Болинс (шведское отделение международной сети ЭА), это осуществляют 69% корпораций, за деятельностью которых она наблюдает. Исходя из задач, особенностей составления программ и методики проведения, предлагаем следующее его определение: ЭА - независимое исследование всех аспектов хозяйственной деятельности промышленного предприятия любой формы собственности для установления размера прямого или косвенного воздействия на состояние окружающей среды. Его цель - приведение природоохранной деятельности в соответствие с требованиями законодательства и нормативных актов, оптимизация использования природных ресурсов, снижение и упорядочение энергопотребления, уменьшение отходов, предотвращение аварийных сбросов, выбросов и техногенных катастроф. Поскольку речь идет об исследовании всех аспектов хозяйственной деятельности предприятия, ЭА должен объединить и расширить программы и методики уже существующих видов аудита - производственного, финансовой деятельности, аудита на соответствие (содержание процедуры ЭА промышленных предприятий представлено на рисунке). Заключение экоаудитора будет содержать следующую информацию: • выводы о соответствии природоохранной и производственной деятельности законодательству и нормативным актам; • заключение о состоянии финансово-экономической отчетности, учета, своевременности и величине текущих экологических платежей, целенаправленности использования капитальных средств, выделенных на охрану окружающей среды; • оценку воздействия аудируемого предприятия на состояние среды, здоровье производственного персонала, экологию в регионе, данные о наличии и величине выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, производство которых ограничено или запрещено международными обязательствами государства; • результаты анализа темпов роста производства продукции и количества выбросов и сбросов загрязняющих веществ, потребления энергетических и материальных ресурсов; • результаты сравнительного анализа основных показателей природоохранной и производственной деятельности аудируемого предприятия и подобных предприятий в разных странах; • оценку потенциальной опасности аудируемого предприятия при возникновении аварийной ситуации, эффективность разработанного плана работ по ликвидации очагов аварии, наличие необходимых материально- технических средств; • заключение о профессиональной компетентности работников природоохранных служб предприятия, их обеспеченности современными техническими средствами контроля за соблюдением допустимых величин загрязнения; • информированность руководящего и производственного персонала о величине и характере загрязнения окружающей среды их предприятием, наличие материального и морального стимулирования за снижение уровня загрязнения и энерго- и материалоемкости выпускаемой продукции. На основании заключения экоаудитора решить конкретную проблему (например, уменьшить количество или концентрацию определенного загрязняющего ингредиента) можно различными, часто альтернативными методами. В зависимости от радикальности принятого решения и остроты проблемы необходимые природоохранные мероприятия могут находиться в диапазоне от организационных мер и повышения контроля за ведением технологического процесса и работой средозащитного оборудования до закрытия предприятия с его последующим перепрофилированием. Один из важных факторов, способствующих развитию ЭА в мире, представляет процедура реализации программы. В процессе проведения экоаудирования установление и наказание виновных - далеко не главная цель. Гораздо важнее для руководства компаний выявление узких мест во всех сферах деятельности объекта, оказывающих в той или иной степени негативное влияние на окружающую среду, и содействие в его уменьшении. Проведение объективного исследования невозможно без тесного сотрудничества с администрацией и производственным персоналом предприятия, т.е. без превращения его из подконтрольного в полноправного партнера, мнение и аргументация которого учитывается на всех этапах проведения ЭА. ЭА предупреждает ситуацию, когда экологические проблемы волнуют лишь руководство компании, вынужденное на свой страх и риск скрывать негативные последствия производственной деятельности до предела, за которым их сокрытие станет невозможным, а устранение повлечет судебные разбирательства и санкции. С этой целью целесообразно привлечение к решению экологических проблем конкретного предприятия научного потенциала региона, сотрудников природоохранных служб, финансовых учреждений. По данным Всемирного банка, возможное повышение стоимости проектов, связанное с проведением оценки воздействия на среду и последующим учетом экологических ограничений, окупается в среднем за 5-7 лет. Включение экологических факторов в процедуру принятия решений еще на стадии проектирования обходится в 3-4 раза дешевле последующей установки дополнительного очистного оборудования, а затраты на ликвидацию последствий от использования неэкологической технологии и оборудования оказываются в 30-35 раз выше расходов, которые потребовались бы для разработки экологически чистой технологии и применения экологически совершенного оборудования. Объективное исследование комплексного влияния экоаудируемого предприятия на состояние окружающей среды с учетом мнений всех заинтересованных сторон поможет избежать дальнейшего усугубления эколого-экономического кризиса и определиться в методах учета экологического фактора при разработке стратегии и тактики хозяйственной деятельности. Это позволит повысить производственную безопасность предприятия, а следовательно, его инвестиционную привлекательность. 5. НАПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА Круг организаций, заинтересованных в объективном и комплексном исследовании хозяйственной деятельности промышленных предприятий и ее влияния на окружающую среду, достаточно широк. Экологические проблемы актуальны для банковских институтов. Финансовый риск, напрямую связанный с риском экологическим, может возникнуть в результате крупных аварий и загрязнения среды, а также в связи с неучтенными ранее экологическими требованиями. Привлечение инвестора к гражданской или уголовной ответственности, увеличение срока реализации проекта или его удорожание, возможное банкротство предприятия - все это крайне нежелательно для финансовых учреждений. Такие действия связаны с задержкой платежей, падением курса акций кредитуемой компании, увеличением срока предоставления или объема кредитуемых средств на реализацию проекта, невозвратом кредита при банкротстве, а также обесценением залога, важнейшей составляющей которого является стоимость земельного участка инвестора. При обнаружении загрязненности земля значительно обесценивается и банки-кредиторы могут лишиться гарантий кредита. К тому же при финансировании банком экологически опасных проектов страдает его репутация. ЭА может и должен стать основой для становления и развития экологического предпринимательства, к сфере которого следует отнести следующие направления хозяйственной и социальной деятельности: разработку и внедрение ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий; производство средозащитной техники и приборов для контроля и повышения качества окружающей среды; производство экологически благоприятных потребительских товаров; использование вторичных ресурсов; использование рекреационных ресурсов; оказание экологических услуг (экологические мониторинг, аудирование, страхование, воспитание, просвещение и образование). Зарубежный опыт показывает, что при помощи экологических фирм многие предприятия решили проблемы утилизации, превратив отходы в сырье для других отраслей, нашли более эффективные методы их очистки и переработки. Ежегодно в мире такие фирмы оказывают услуги на 200-230 млрд долл., причем этот показатель имеет устойчивую тенденцию к росту (на 4-15% ежегодно в зависимости от видов предоставляемых услуг)1. Объективные результаты комплексного исследования необходимы при заключении договоров по страхованию экологического риска и ответственности производителя и потребителя, для определения экологической надежности предприятия и величины риска возникновения аварийных ситуаций. Целью создания системы обязательного и добровольного экологического страхования потенциально опасных объектов является компенсация убытка, который несут третьи лица и сам страхователь в результате аварийного загрязнения окружающей природной среды, а также стимулирование предотвращения аварий у страхователя, достигаемое за счет уменьшения издержек на проведение противоаварийных работ за счет страховщика. Уникальную возможность улучшить экологические характеристики большого числа субъектов производственной деятельности и целых секторов экономики дает приватизация. Она позволяет, в частности, разрешить противоречия, возникающие в тех случаях, когда государство одновременно выполняет функции по экологическому регулированию и выступает в качестве владельца регулируемых предприятий. Приватизационная политика наряду с такими традиционными задачами, как получение доходов от продажи предприятий, их модернизация новым владельцем, обеспечение занятости, содействие региональному экономическому развитию, поступление налоговых платежей, должна включать также совершенствование природоохранной деятельности и рациональное природопользование. Экологические аспекты необходимо адекватно отражать в законодательных и нормативных актах по приватизации и иностранным инвестициям. В условиях ускоренной приватизации, с одной стороны, возникает опасность игнорирования природоохранных проблем, с другой - установление чрезмерно строгих ограничений в интересах охраны окружающей среды может стать сдерживающим фактором для потенциальных инвесторов в случае приобретения экологически опасных предприятий. Эти проблемы в разных странах с переходной экономикой решаются по-разному. Так, Закон о структуре природоохранной деятельности от 29 июня 1990 г. предоставлял новым федеральным землям Германии возможность освобождения от ответственности за экологический ущерб, нанесенный до 1 июля 1990 г. в результате хозяйственной деятельности, после оценки интересов покупателя, общественности и состояния окружающей среды. По этому поводу было подано 69 тыс. заявок. В Польше соглашение между всеми учреждениями, участвующими в приватизационном процессе, о создании постоянной межминистерской группы по экологическим вопросам приватизации основных фондов было подписано лишь в феврале 1993 г. Причина заключалась в том, что для большого количества предприятий не нашлось покупателей из-за экологических проблем. При заключении договора о приватизации предусматривается выделение специального раздела, определяющего ответственного за состояние окружающей среды и регламентирующего соблюдение экологических требований в постприватизационный период. В Эстонии приватизационное агентство использует подход, который можно рассматривать как компромиссный между применяемыми в Германии и Польше. Разработана стандартная форма договора, согласно которой приватизационное агентство, действуя от имени Эстонской Республики, освобождает покупателя от ответственности за экологический ущерб, нанесенный третьей стороне в результате хозяйственной деятельности, а также от расходов, связанных с ликвидацией такого загрязнения, если оно будет обнаружено в течение пятилетнего периода с момента передачи собственности. Представляется, однако, что прямое использование зарубежного опыта в этой области без учета особенностей социально-экономической и экологической ситуации может лишь усугубить эколого-экономический кризис. Дело осложняется тем, что прямое введение в практику классических методов экономического механизма природопользования, характерных для развитых рыночных систем, даст недостаточный, а в некоторых случаях и обратный эффект. Так, при прямом директивном внедрении принципа "загрязнитель платит" в переходный период, когда энергетическая, нефтехимическая, металлургическая и другие загрязняющие отрасли промышленности высокомонополизированы, бремя платежей за загрязнение легко переносится на плечи потребителей. Кроме того, не только возрастет стоимость улучшения или поддержания качества окружающей среды, но и сократится производство товарной продукции, от реализации которой поступают платежи в природоохранные фонды. К тому же, по данным западных специалистов, в странах ЕС 63% расходов на борьбу с загрязнениями обеспечивает частный сектор экономики, государственный сектор тратит примерно 21%, а потребители - 16%. Учет экологического фактора при приватизации должен разрешить противоречие, заключающееся в необходимости совершенствования природоохранной деятельности при недопущении неприемлемых для будущих владельцев расходов. Поэтому пока права собственности находятся у государства, следует выяснить причины возникновения и степень экологического кризиса на каждом конкретном предприятии и решить вопрос о мере и формах ответственности всех причастных к нему. Решение вопроса о компенсации природоохранных затрат и содействие в этом должны происходить индивидуально в зависимости от масштабов предприятий, методов приватизации, экологического состояния региона, реальной и потенциальной опасности приватизируемого предприятия на основании результатов ЭА. Основным направлением стабильной деятельности предприятия в постприватизационный период является организация производства конкурентоспособной продукции и повышение ее рентабельности. Это достигается различными путями, которые условно можно классифицировать следующим образом: • структурно-управленческое реформирование предприятия с сохранением существующих на момент приватизации видов выпускаемой продукции, рынков сырья и сбыта; • обновление и расширение ассортимента продукции на основе имеющихся технологий и материалов с учетом изменения конъюнктуры рынков сбыта ("лучше не произвести, чем не продать"); • выпуск традиционного ассортимента продукции, его расширение и обновление на основе применения современных технологий, материалов, оборудования; • перепрофилирование предприятия на выпуск новой продукции. В зависимости от характера постприватизационной деятельности мы предлагаем следующие конкретные механизмы учета экологического фактора в процессе приватизации: а) создание целевого фонда для решения неотложных экологических проблем, образованного путем включения их стоимости в цену приватизируемого объекта; б) уменьшение стоимости предприятия на сумму предотвращенного ущерба (фактического и потенциального), наносимого окружающей среде. При реформировании крупных предприятий может иметь место одновременное сочетание различных методов - закрытие нерентабельных производств, прекращение выпуска отдельных видов продукции из-за отсутствия рынков сырья и сбыта и организация выпуска новых видов продукции путем создания совместных производств и т.д. Решение экологических вопросов должно идти в контексте с изменениями деятельности предприятия в постприватизационный период. Как показывают расчеты по конкретным промышленным предприятиям различных стран, реализация предложенных концептуальных подходов приведет к изменению стоимости целостного имущественного комплекса менее чем на 1%. Существенного влияния на рыночную стоимость предприятия это не окажет, а число потенциальных покупателей может расшириться за счет гарантирования решения экологических проблем и минимизации вероятности катастроф в будущем. Применение рассмотренных способов учета экологического фактора в процессе приватизации промышленных предприятий может не только содействовать улучшению экологических параметров большого числа субъектов производственной деятельности и снижению непосильной для окружающей среды техногенной нагрузки, но и общему оздоровлению экономики. Так, реализация необходимых природоохранных мероприятий с гарантированным финансированием повлечет за собой не только загрузку соответствующих подразделений конкретного предприятия, но и привлечение услуг не востребованного сегодня научно-исследовательского потенциала, размещение заказов на конкурсной основе на других специализированных предприятиях. Использование предложенных подходов будет способствовать сохранению и увеличению количества рабочих мест с гарантированной оплатой за произведенную продукцию как на специализированных предприятиях, производящих технику природоохранного назначения, так и во всех отраслях промышленности и научно-исследовательских центрах, преодолению кризиса неплатежей, своевременной уплате налогов в бюджет, установлению экономической и социальной стабильности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ГОНЧАРУК Т., СЕМЕНЕНКО Т. Эколого-экономические аспекты управления промышленными предприятиями // Международный журнал "Проблемы Теории и Практики Управления", № 1, 1999 ХУСАНОВ Т., БЕЗБОРОДОВ А., БЕЗБОРОДОВ Ю. Основы экологического менеджмента // Международный журнал "Проблемы Теории и Практики Управления", № 5, 1998 Chemical Week. - 1994. - № 2. 1 Chemical Week. - 1994. - № 2. - Р. 28-31. 2 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|