|
|
Структура управления национальной экономикой, задачи и функции его звеньевПЛАН 1. РАЗВИТИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ В РОССИИ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 3 2. СТРУКТУРА ОТРАСЛЕВЫХ И ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ 8 3. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ 15 ЛИТЕРАТУРА 20 1. РАЗВИТИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ В РОССИИ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. В последнее время стала активно пропагандироваться идея прямого вмешательства государства в экономическую жизнь регулируемого и планируемого народного хозяйства. Однако, неоднократные попытки реализовать ее в России на практике до сих пор не привели к появлению эффективной экономики. Более того, по мнению В. May, проанализировавшего различные варианты вмешательства государства в хозяйственный процесс в 1914-1929 гг. с целью планомерного его регулирования, идея планового хозяйствования каждый раз при попытке ее воплощения в жизнь терпела поражение. Во время гражданской войны правительство А. Деникина требовало от промышленности и торговли полной регламентации их деятельности на контролируемой им территории России, что привело к увеличению бюрократического аппарата, к резкому росту цен. Отсутствие организованной налоговой системы заставило правительство Деникина выпустить в обращение большое количество денежной массы. Как следствие обесценивались деньги, дорожали товары, что породило волну спекуляции. Действия правительства лишь усиливали обострение отношений между ним и торгово-промышленными кругами: Промышленно-торгового союза (Протосоюза) и Совета съездов горнопромышленников Юга России, которые постоянно указывали правительству на бесцельность и вредность предпринимаемых им мер. Таким образом, и военная диктатура оказалась бессильной справиться с экономическими трудностями путем жесткого вмешательства в экономику. В период нэпа также была убедительно доказана бесперспективность попыток создать "регулируемый рынок" на основе господствующего положения государственной собственности в народном хозяйстве страны. Впрочем, уже и тогда лидеры СССР отдавали себе отчет в том, что не могут обойтись без частного капитала, в необходимости его использования, с определенными ограничениями. Современные сторонники эффективного регулирования экономики в качестве аргумента часто прибегают к авторитету Дж. М. Кейнса. Однако его концепция государственного регулирования разрабатывалась применительно к сложившейся рыночной экономике. К плановой же экономике отношение Кейнса было в целом негативное. Он четко разделял тоталитарную и свободную экономики. По мнению известного венгерского экономиста Я. Корнай идеи "рыночного социализма", особенно популярные сейчас в странах, переходящих от централизованно плановой к рыночной экономике, каждый раз будут обречены на неудачу, т. к. эффективный рынок не может существовать без преобладания частной собственности. Практика свидетельствует, что длительное функционирование многоукладной экономики на базе монопольного положения государственной собственности проблематично. Только в условиях частной собственности на большинство средств производства, конкурентной экономической среды и стабильного правового пространства возможно возникновение эффективно действующих, саморегулирующихся экономической и политической систем, подчиненных приоритету интересов человека. Так, опыт 20-х годов убедительно показал, что использование некоторых элементов рыночных отношений при сохранении государственно-корпоративной собственности приводит к формированию не экономического, а зависимого от административной власти бюрократического рынка. промышленные предприятия фактически становились как бы сданными в аренду их директорам, к тому же без всякого арендного договора и платы. Тогда эти тенденции не получили развития. Политико-экономическая элита была достаточно едина и монолитна, опиралась на не подвергшийся еще эрозии идеологический фундамент. В настоящее время в России большинство приватизированных предприятий находится под контролем государства и трудовых коллективов, что на практике означает концентрацию прав собственности в руках администрации предприятий и государственных чиновников. Директорам фактически переходит право распоряжения акционированными предприятиями, но без реальной ответственности за эффективность их работы, так как они во многих случаях юридически не являются собственниками. В целом процессы приватизации привели к трансформации государственно-корпоративной (номенклатурной) собственности в корпоративно-индивидуальную собственность номенклатуры. Осуществление приватизации государственных предприятий не означает, что исчезла возможность восстановления административного режима управления ими. Отраслевая ведомственность (монополизм) в условиях реформы 90-х годов порождает концерны, холдинги, финансово-промышленные группы (последние возникают и на региональном уровне). Так, только в 1992-1994 гг. было учреждено 90 холдингов. Процесс их создания продолжался и в последующие годы. Например, осенью 1995 г. был создан гигантский холдинг "Российская металлургия". Аналогичные проекты имелись в машиностроительном комплексе, нефте-химической промышленности. Современные экономические реформы характеризуются непоследовательностью, которая приводит к неоправданному увеличению их социальной цены. Усиливаются процессы дифференциации в российском обществе, что может привести к социальному конфликту, который ведет, как полагают некоторые исследователи, к провалу реформ. Ухудшение материального положения рабочих во второй половине 20-х, связанное издержками форсированных капиталовложений в промышленность, годов приводило к усилению их сопротивления социально-экономической политике партийно-государственных органов, негативного отношения к привилегированным группам советского общества, в ходе ограниченного и непоследовательного реформирования в период нэпа. Что стало одним из факторов, ускоривших свертывание реформы. Следовательно, необходимо пристальное внимание к социальному фактору при осуществлении радикальной экономической реформы. Залогом ее успеха является учет интересов различных социальных слоев, создание благоприятной среды для формирования и укрепления общественных сил, заинтересованных в радикальном реформировании, механизмов их влияния на принятие решений экономико-политического характера. Государственное регулирование экономики в целом и отдельного производства обусловливается базисными факторами, такими как господствующие отношения собственности, тип государственного устройства, зрелость рынка и рыночных отношений, общее состояние народного хозяйства, приоритеты его развития и т.д. Под такое регулирующее воздействие подпадают также государственные и муниципальные предприятия. В этом проявляется власть государства. Вместе с тем государственные и муниципальные органы наделены правом собственника, выполняют функции по управлению собственностью. Экономические отношения федеральных органов, субъекта Федерации и местного самоуправления с акционерным обществом независимо от размера вклада в его уставный капитал возникают только в связи с получением дивиденда на свою долю (акции). Других экономических обязательств, связанных с использованием внесенной доли имущества, между ними не существует. Все остальные отношения управленческие. Представители государственных и муниципальных органов наряду с другими акционерами принимают участие в управлении акционерным обществом в зависимости от веса пакета акций Важно подчеркнуть, что государство как акционер принимает участие в управлении хозяйственной деятельностью АО, но своей долей собственности (имущества), внесенной в уставный капитал, не управляет. Внесение имущества в уставный капитал АО есть последнее управленческое действие государства в отношении этой собственности. Роль государства и муниципальных органов в управлении собственностью различается в зависимости от того, передается имущество в хозяйственное ведение (траст, аренду) или в оперативное управление. Функции собственника имущества, переданного в хозяйственное ведение, и основные функции хозяйствующего субъекта (предпринимателя) не пересекаются. Следовательно, государство и органы местного самоуправления не могут вмешиваться в производственную деятельность унитарных предприятий, имущество которых передано в хозяйственное ведение (траст, аренду). Для этого у них нет экономического и правового оснований. Если государственный или муниципальный орган управляют производством, то они перестают быть собственниками-партнерами, а превращаются в посторонних администраторов. Их действия являются административными (волевыми) и противоречат рыночным экономическим и правовым отношениям. Именно таковы функции государства по управлению хозяйственной деятельностью казенного предприятия. В правовом отношении они узаконены (Гражданским кодексом, постановлениями Правительства РФ), но в экономическом - остаются волевыми. В ведущих зарубежных странах широкое распространение получили термины административное или административно-государственное управление. У американских исследователей термин: государственное администрирование. Он означает скоординированные групповые действия в государственных делах, и имеет важное значение в формировании государственной политики, является частью политического процесса. Государственное администрирование значительно отличается от администрирования в частном секторе, тесно связано с многочисленными группами, работающими в различных компаниях и общинах. Административно-государственное управление - это осуществление государственной политики через систему административных учреждений, при котором ответственность и полномочия государственных чиновников распределяются по уровням управления. Государственный менеджмент должен опираться на оценку имеющегося опыта и отслеживать результаты прошлых решений. При выборе того или иного решения необходимо учитывать: затраты на его реализацию, контроль за исполнением, наличие специалистов, наличие организаций, которые могут оказывать необходимые услуги. Функции государства: Утверждение основ законности; Поддержание сбалансированной политической обстановки, включая макроэкономическую стабильность. Инвестиции в социальное обеспечение и инфраструктуру. Поддержка незащищенных слоев населения. Защита окружающей среды. Имеют место тенденции к расширению задач и функций государственного управления, связанные с усложнение процессов общественной жизни и усиливающейся ее специализацией. Тенденция к интеграции, связанная с существованием ряда задач, которые невозможно решить силами одного государства - охрана окружающей среды, региональные конфликты, в наибольшей степени это проявляется в экономической сфере, причина - глобализация экономики. Во второй половине 19в. большинство стран мира столкнулось с проблемой кризиса системы централизованного управления, ставшей громоздкой, негибкой и дорогостоящей для налогоплательщиков. В этот период обострились противоречия между центром и периферийными образованиями. Эти противоречия были вызваны неравномерным темпом экономического и социального развития регионов и растущими потребностями и интересами различных групп населения. Выход из кризиса был найден в проведении реформ, направленных на децентрализацию управления. Общие направления децентрализации: Установление во многих странах мира (прежде всего членах ЕЭС) принципа субсидарности. В соответствии с этим принципом вышестоящим органом власти должны делигироваться только те политические, экономические, социальные и иные функции, которые не могут с той же эффективностью осуществляться нижестоящими органами. Субсидарность позволяет добиться четкого разграничения полномочий различных уровней власти и играет роль противовеса нейтрализующего опасность их чрезмерной концентрации на центральном уровне. Тенденция к структурному единообразию местных органов власти. Она находит отражение в создании в большинстве стран мира регионального уровня управления и под ним лишь одного уровня собственного местного управления. На местном уровне все большую популярность приобретает идея концентрации исполнительной власти в руках избираемого населением мэра. Значительные изменения во взаимоотношениях региональных и местных органов управления с центральным правительством. Характерной особенностью этих изменений является не просто перенос центра тяжести в администрировании на месте, а смещение самого процесса принятия решений на более низкие уровни управления. Так создается полицентрическая система принятия решений. Расширение полномочий и возможностей вмешательства региональных и местных органов в экономическую деятельность на своих уровнях. Расширение возможностей местных властей в более полном удовлетворении социальных потребностей населения, развитие новых видов социальных услуг (общественное питание, предоставление социального жилья, организация досуга, уход за детьми и престарелыми и т.д.). Развитие горизонтальных связей между органами местного самоуправления. В последнее десятилетие в современном мире количество избранных правительств значительно возросло, т.е. происходит демократизация управления. В следствие расширения диалога между правительственными и общественными структурами с одной стороны и частным сектором с другой, постепенная трансформация гос. учреждений и организаций на базе идей предпринимательства и менеджмента. 2. СТРУКТУРА ОТРАСЛЕВЫХ И ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ. Структурой управления называется упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Она представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми. Основными понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов ОСУ: а) структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.; б) органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации, и т.д. Отношения между элементами структуры управления поддерживаются при помощи связей, которые разделяются на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые -это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархическом построении системы управления, т.е. при наличии различных ровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей) При трех и более уровнях в ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней (рис. 1). В структуре управления организацией существуют линейные и функциональные связи. Первые - отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи отвечают за те или иными функциями менеджмента. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Основные требования к структуре управления: 1. Организационная структура управления должна прежде всего отражать цели и задачи организации, быть подчиненной производству и его потребностям 2. Необходимо оптимальное разделение груда между органами управления и отдельными работниками обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию. 3. Определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними, Рис. 1. Связь между целями и уровнями управления. 4. Должно быть соответствие между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью, с другой. 5 Организационная структура управления должна быть адекватной социально-культурной среде организации. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата. Большое разнообразие организаций в Российской Федерации предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредоточиваются в руках одного - двух членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.). Важный фактор формирования управленческих структур - уровень развития на предприятии информационной технологии. Общая тенденция к росту числа персональных компьютеров при одновременном расширении использования на уровне предприятия локальных сетей, ведет к ликвидации или сокращению объема работ по ряду функций на среднем и низовом уровнях управления. Прямым результатом использования локальных сетей может быть расширение сферы контроля руководителей при сокращении числа уровней, управления на предприятии. В современной теории менеджмента выделяются два типа управления организациями: бюрократический и органический. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития. Исторически первым сформировался бюрократический тип. Основные положения модели рациональной бюрократии таковы: 1) четкое разделение труда использование на каждой должности квалифицированных специалистов; 2) иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим; 3) наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей; 4) дух формальной обезличенности, характерной для выполнения официальными лицами своих обязанностей; 5) осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности, а не с субъективными оценками. Главные понятия бюрократического типа структуры управления -рациональность, ответственность и иерархичность. Бюрократические структуры управления показали свою эффективность, особенно в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель Эти структуры позволяют мобилизовать человеческую энергию и кооперировать труд людей при решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве. Однако им присущи недостатки, особенно заметные в контексте современных условий и задач экономического развития. Очевидно прежде всего, что бюрократический тип структуры не способствует росту потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру выполняемой работы. Ясно также - что если вопросы стратегии и тактики развития организации решаются лишь на высшем уровне, а все остальные уровни заняты только исполнением "спускаемых сверху" решений, теряется общий управленческий интеллект (который рассматривается сегодня как важнейший фактор эффективного управления). Еще один недостаток структур бюрократического типа - невозможность с их помощью управлять процессом изменений, направленных на совершенствование работы. В результате возникают противоречия между отдельными частями структуры, несогласованность в их действиях и интересах, что замедляет прогресс в организации. Второй, органический, тип структур управления имеет сравнительно недолгую историю и возник как антипод бюрократической организации. Их принципиальные отличия от традиционной бюрократической иерархии - более высокая гибкость, меньшая связанность правилами и нормами, использование в качестве базы групповой (бригадной) организации труда, решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете, правилах или традициях. Обстоятельствами, которые принимаются во внимание при обсуждении проблем, являются доверие, а не власть, убеждение, а не команда, работа на единую цель, а не ради исполнения должностной инструкции. Главные интегрирующие факторы - миссия и стратегия развития организации, правила работы формулируются в виде принципов, а не установок, распределение работы между сотрудниками обусловливается не их должностями, а характером решаемых проблем, имеет место постоянная готовность к проведению в организации прогрессивных изменений. Бюрократический тип структур управления имеет много разновидностей, но наиболее распространенной является линейно-функциональная организация, до сих пор широко используемая компаниями всего мира. Основу линейно-функциональной структуры составляет "шахтный" принцип построения и специализация управленческого персонала по функциональным подсистемам организации (рис 2). По каждой подсистеме формируется "иерархия" служб, пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы любой службы аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими реализацию ими своих целей и задач. Например, работа служб, управляющих производством, выполнением графика выпуска продукции, затрат ресурсов, производительности труда, качества, использования производственных мощностей. Рис. 2. Линейно-функциональная структура управления организацией. Для оценки служб, осуществляющих управление персоналом, используются такие параметры, как текучесть кадров, дисциплина труда и др. Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления показал, что они наиболее эффективны там, где аппарату управления приходится выполнять множество рутинных, часто повторяющихся процедур и операций при сравнительной стабильности управленческих задач и функций посредством жесткой системы связей обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом. Аналогичные характеристики имеет и так называемая линейно-штабная структура управления, тоже построенная по принципу функционального разделения управленческого труда, используемого в штабных службах разных уровней (рис. 3). Главная задача линейных руководителей здесь - координировать действия функциональных служб и направлять их в русло общих интересов организации. Рис. 3. Линейно-штабная структура управления организацией. Еще одной разновидностью бюрократического типа является дивизиональная структура. Стремясь повысить гибкость и приспособляемость к изменениям во внешней среде, крупнейшие компании начали выделять из своего состава производственные отделения с предоставлением им определенной самостоятельности в осуществлении оперативного управления При этом все важнейшие общекорпоративные функции управления оставались в ведении центрального аппарата управления, который разрабатывал стратегию развития организации в целом, решал проблемы инвестирования, научных исследований и разработок, и т.п. Главными фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подсистем, а управляющие производственными отделениями. (рис. 4). Рис. 4. Дивизиональная структура управления с продуктовой специализацией отделений. Разновидностями органических структур управления являются проектные, матричные и бригадные формы организации управления. Проектные структуры формируются при разработке организацией проектов, охватывающих любые процессы целенаправленных изменений в системе (например, модернизацию производства, освоение новых изделий или технологий, строительство сложных объектов). Руководитель проекта наделяется так называемыми проектными полномочиями, охватывающими ответственность за планирование, составление графика и ход выполнения работ, расходование вы деленных средств, а также за материальное поощрение работающих. По завершении проекта структура распадается, а сотрудники переходят в новую проектную команду или возвращаются на свою постоянную должность.. Матричная структура управления может быть охарактеризована как "решетчатая" организация, построенная на основе принципа двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функционального подразделения, которое предоставляет персонал и другие ресурсы руководителю проекта (или целевой программы), с другой, - руководителю временной группы, который наделен необходимыми полномочиями и несет ответственность за сроки, качество и ресурсы. (рис. 5). Рис. 5. Матричная организационная структура управления научно-производственным комплексом. Основу бригадной структуры управления составляет групповая форма организации труда и производства, давно известная и во всем мире, и в нашей стране. Важное условие эффективности бригадной структуры управления - отказ от принципов рациональной бюрократии, реализованных в тех или иных разновидностях. Это становится возможным в результате того, что в состав бригад входят специалисты, знающие задачи и способы их решения и не нуждающиеся в дополнительных руководящих указаниях сверху. Не требуются им и многочисленные вспомогательные аналитические и контролирующие службы. Теоретически бригадную структуру управления организацией в целом предлагается изображать в виде пирамиды, в которой на каждом уровне иерархии веерообразно размещаются бригады, разного назначения и профиля, связанные между собой процессами решения проблем (рис. 6) Рис. 6. Структура организации, состоящей из бригад разного уровня и профиля. Экспериментирование с разработкой и введением новых структур управления стало характерной чертой последнего десятилетия XX в. В ходе этих экспериментов нередко используются самые разнообразные комбинации известных видов и типов структур, приспосабливаемых организациями к конкретным условиям их функционирования. Но все же главная тенденция состоит в том, что каждая последующая структура становится более простой и гибкой по сравнению с ранее действовавшими. При этом называются следующие десять требований и характеристик формирования эффективных структур управления: 1) сокращение размеров подразделений и укомплектование их более квалифицированным персоналом; 2) уменьшение числа уровней управления, 3) групповая организация труда как основа новой структуры; 4) ориентация текущей работы, в том числе графиков и процедур, на запросы потребителей; 5) создание условии для гибкой комплектации продукции; 6) минимизация запасов; 7) быстрая реакция на изменения; 8) гибко переналаживаемое оборудование; 9) высокая производительность и низкие затраты; 10) безупречное качество продукции и ориентация на прочные связи с потребителем. 3. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ. С переходом к рыночной экономике происходят принципиальные изменения в системе управления предприятиями. Они вызваны прежде всего уменьшением роли государственной формы собственности с управленческими связями преимущественно "по вертикали" и административно-командными методами управления. Соответственно возрастает роль коммерческих структур, взаимосвязи между которыми строятся главным образом "по горизонтали", на договорных основах. Следствием таких изменений становятся новые подходы к организации и качеству управления предприятиями, а также к управленческим кадрам. Последние должны обладать не только профессиональными знаниями, но и организаторским искусством, специальной подготовкой в области экономики, социологии и психологии, менеджмента и маркетинга. Важнейшей исходной задачей управления предприятием (фирмой), акционерной компанией, объединением является определение стратегии их создания и развития в зависимости от метода формирования капитала, характера производственно-коммерческой деятельности, выпускаемой продукции и вида услуг. От выбора направления развития предприятия зависит выбор его организационной системы и структуры управления, а также содержание управленческой деятельности. Объект управления характеризуется номенклатурой, объемом, характером выпускаемой продукции по качеству, стоимости, сложности, уровню рентабельности, а также стоимостью производственных фондов, численностью работающих, загрузкой производственных мощностей, технико-экономическими показателями их работы. Аппарат управления современным предприятием (фирмой, ассоциацией) должен выполнять многообразные функции, включающие: аналитическую работу по изучению состояния рынка, спроса и предложения товаров; стратегическое планирование; координацию взаимодействия субъектов и объектов управления и их полномочий; организацию рекламной, коммерческой, производственной деятельности; стимулирование и активизацию работы персонала; проектирование организационных структур управления предприятиями объединений. Существует ряд показателей, всесторонне характеризующих деятельность предприятия и эффективность его системы организации управления. Экономический потенциал производственно-коммерческой деятельности предприятия характеризует коэффициент Кэп, показывающий отношение экономического, социального, организационного, технического, экологического потенциала Эп к суммарным приведенным затратам на производство и реализацию продукции Зс: Кэп= Эп / Зс Значения Кэп > 1 показывают эффективную работу аппарата управления предприятием; если Кэп < 1, это означает, что управление осуществляется неэффективно. Экономическую результативность управленческой деятельности показывает коэффициент Кэр, рассчитываемый как отношение дохода Д к общей сумме издержек на производство и реализацию продукции за год Зпр: Кэр =Д / Зпр Коэффициент Кзу характеризует долю затрат на управление и представляет отношение общей суммы управленческих затрат Заз к общей сумме затрат на производство и реализацию продукции за год: Кзу = Заз / Зпр Соотношение численности аппарата управления Чау к численности промышленно-производственного, коммерческого персонала Чпкп показывает коэффициент Кз; Кз = Чау / Чпкп О соотношении линейного Чал и функционального Чаф персонала аппарата управления предприятия свидетельствует коэффициент Клф: Клф= Чал / Чаф Экономическую эффективность управленческой деятельности характеризует коэффициент Кза, рассчитываемый как отношение прибыли П к численности аппарата управления: Кза =П / Чау Коэффициент, характеризующий уровень организации производства Ко определяется в виде отношения длительности производственного цикла Тц к длительности одного оборота оборотных средств То: Ко=Тц / То Результативность управления производством и. реализацией, продукции показывает коэффициент Кэа - отношение объема реализации продукции к численности аппарата управления: Кэа = РП / Чау Рентабельность продукции Р характеризуется коэффициентом Кр - отношением суммы прибыли к годовым производственным издержкам И: Кр = П / И Коэффициент Кдо показывает динамику оплаты труда управленческого персонала в виде отношения средней оплаты труда одного работающего ОТс к его выработке Вс: Кдо = ОТс / Вс Важной частью анализа управленческой работы на предприятии является характеристика деловой активности персонала, финансовой устойчивости, доходности и надежности производственно-коммерческой деятельности. Коэффициенты, характеризующие деловую активность по показателям оборачиваемости: 1) запасов Кз; 2) активов Ка; 3)счетов и векселей к получению Кв: 1) Кз = Спр / Мзс где Спр - себестоимость реализованной продукции (производственные издержки), руб.; Мзс - среднегодовая стоимость материальных запасов, руб.; 2) Ка = РП / Са где Са - среднегодовая стоимость активов по бухгалтерскому балансу (денежные средства, долговые требования к другим предприятиям), руб.; 3) Кв = РП / Ссв где Ссв - среднегодовая стоимость продукции по счетам и векселям к получению, руб. Финансовую устойчивость, доходность, надежность производственно-коммерческой деятельности предприятия, фирмы характеризуют следующие показатели: 1) коэффициент, показывающий долгосрочность привлечения заемных средств Кдз Кдз = Дкз / Ссэ где Дкз - стоимость долгосрочных кредитов и займов, руб., Ссз - стоимость собственных средств и долгосрочных займов предприятий, руб.; 2) коэффициент, показывающий маневренность в использовании собственных средств Кмс Кмс = Со / Си где Со - стоимость собственных оборотных средств, руб., Си - общая стоимость собственных средств, руб.; 3) уровень рентабельности (доходности) собственного капитала Крк Крк = Пч / КС где Пч - чистый доход, руб., КС - среднегодовая стоимость собственного капитала, руб.; Надежность производственно коммерческой деятельности акционерных обществ и входящих в них предприятий характеризуют: 1) коэффициент внешней зависимости т величине капитала Квз Квз = Сво / КС где Сво - стоимость внешних обязательств акций, руб.; 2) коэффициент зависимости по оборот ним средствам Кзо Кзо = Со / Сзо где Сзо - заемные оборотные средства; 3) коэффициент зависимости по капиталу Кзк Кзк = Зк / Кс где Зк - заемный капитал; Система показателей позволяет на основе анализа состояния управления на предприятии разрабатывать мероприятия по его совершенствованию, a при необходимости и реорганизации. Для проведения такого анализа необходимо располагал технико-экономической информацией, бухгалтерскими, статистическими, аудиторскими данными, всесторонне характеризующим" производственно-коммерческую деятельности предприятия (фирмы). Основными показателями, характеризующими финансовое положение фирмы, являются: способность оплачивать задолженности (т.е. ее ликвидность); степень покрыли заимствованных средств (т.е. платежеспособность); эффективность использования имеющихся активов, собственного (акционерного) капитала; прибыльность. К числу показателей, характеризующих финансовое положение предприятия, относятся следующие. По ликвидности: 1) коэффициент общей ликвидности либо покрытия Кол Кол = Та / Тоб :1, где Та - стоимость текущих активов, Тоб - стоимость текущих обязательств (соотношение 1: 1 свидетельствует о наличии финансового риска, 3:1-о высокой ликвидности покрытия обязательств активами, 2:1 об устойчивости положения); 2) коэффициент срочной ликвидности Ксл, представляющий интерес для банков и кредиторов Ксл = Та - Тз / Тоб : 1, где Тз - товарные запасы (соотношения 1:1 и ниже свидетельствуют об оптимальной устойчивости фирмы, соотношение превышающее 1:1-о низком финансовом риске); 3) средний период возвращения дебиторской задолженности Тдз Тдз =Дз / Д орп; где Дз - суммы дебиторской задолженности, Дорп - одновременная стоимость реализованной продукции; 4) период оборачиваемости материальных запасов Тмз Тмз = Смз / Дорп где Смз - стоимость материальных запасов; 5) коэффициент маневренности капитала Км Км = Сок / Кс где Сок - стоимость оборотного капитала, свободно используемого для закупок сырья, материалов, комплектующих изделий, инвестиций в дополнительное оборудование. По платежеспособности: 1) коэффициент платежеспособности Кп как доля собственного (акционерного) капитала в общих обязательствах фирмы Кп = Кс / Ооб , где Ооб - стоимость общих обязательств, Кс - стоимость собственного, акционерного капитала; 2) коэффициент платежеспособности по внешним обязательствам Кпв Кпв = Кс / Ов :1, где Ов - внешние обязательства (соотношение 2:1 считается нормальным и означает, что 33% ее общего финансирования осуществляется за счет заемных средств). По прибыльности: 1) коэффициент прибыльности, рентабельности общих инвестиций до уплаты налогов и вычетов процентов по долгосрочным обязательствам Кпои Кпои = (Пб+Пв) / Од + К с , где Пб - прибыль до вычета налогов, Пв - выплаченные проценты по долгосрочным обязательствам, банковским вкладам и кредитам; 2) коэффициент прибыльности, рентабельности собственного капитала - см. формулу (16); 3) коэффициент прибыльности общих активов Кпао Кпао = Пч / Са , характеризующий фондоотдачу всех активов предприятия, т.е. величину дохода на единицу активов; 4) коэффициент валовой прибыли Квп Квп = (РП + Срп) / РП; 5) коэффициент прибыльности, рентабельности продаж Крп Крп = Пч / РП . Эти показатели позволяют системно и комплексно анализировать результаты маркетинговой, производственной, коммерческой, финансовой, бухгалтерской, управленческой деятельности, устанавливая влияние наиболее важных характеристик работы на конечные результаты. Для крупных предприятий и фирм целесообразно применение комбинированных систем управления с делегированием функций, прав, ответственности нижестоящим звеньям и подразделениям, которые наделяются определенной самостоятельностью в принятии решений. Для средних, малых предприятий более эффективно применение линейных и функциональных систем руководства, позволяющих избежать негативных последствий разбухания аппарата управления. Переход предприятий на условия рыночной экономики требует проведения работ по оптимизации систем управления, основанных на исследованиях в области маркетинга, менеджмента, имея в виду органическое включение этих служб в структуру управления. Проведению работ по разработке и построению организационных систем и структур управления предприятиями должны предшествовать исследования их производственно-коммерческой деятельности с использованием технико-экономической информации. ЛИТЕРАТУРА Ахмедуев А. Взаимоотношения органов управления и государственных предприятий. // Экономист. - 1997. - №5 Лютов Л. Идея государственного управления экономикой: уроки истории // Вопросы экономики. - 1997. - №6 Местное самоуправление в зарубежных странах. - М. - 1994 Общественное и государственное управление в ФРГ. - М.- 1993. Организационные структуры управления // Российский экономический журнал. - 1996. - №4 Фионин В., Терешин А. Показатели эффективности управления // Российский экономический журнал. - 1994. - №8 1 19 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|