Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Экспертные системы: характеристика, назначение, основные компоненты, классификация
 Становление и развитие рынка ценных бумаг в Российской Федерации
Рекомендуем
 
Новые статьи
 ЕГЭ сочинение по литературе и русскому о проблеме отношения...
 Современные камеры и стабилизаторы. Идеальный тандем для...
 Что такое...
 Проблема взыскания...
 Выбираем самую эффективную рекламу на...
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Экономика

курсовая работа

Анализ макроэкономического развития России на современном этапе



СОДЕРЖАНИЕ
Введение ................................................................................. 3
1. Методы макроэкономического анализа .................................. 5
2. Анализ макроэкономического развития России на
современном этапе ............................................................... 7
3. Особенности кредитно-денежной политики в
российской экономике ......................................................... 14
4. Условия повышения эффективности
денежно-кредитной политики ............................................... 22
Заключение ............................................................................. 27
Список использованных источников ......................................... 27
ВВЕДЕНИЕ
Макроэкономика занимается анализом взаимосвязи совокупного спроса и совокупного предложения, их влияния на национальный объем производства, проблем установления общего равновесия на товарном, денежном, ресурсном рынках, государственного вмешательства в экономику и проведения экономической политики, инфляции, безработицы, социальной защищенности населения и т.д.
Связь между макроэкономикой и сравнительным анализом экономических систем и экономической политикой так же достаточно хорошо прослеживается благодаря близости предметов изучения и сходности понятийного аппарата - экономический рост, инфляция, безработица, социальная защищенность населения и т.д.
Переход к рыночным отношениям требует усиления роли экономических, в том числе и финансовых, рычагов в регулировании общественного производства взамен административно-командных методов управления. Развитие этих отношений обусловлено общественным разделением труда, наличием разных форм собственности и основанных на них организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, экономической обособленностью и равноправием их субъектов, внешнеэкономическими связями. В результате распределение общественного продукта и национального дохода происходит в денежной форме. Конституционное и законодательное закрепление разнообразия форм собственности и развития рыночного механизма1 определяет перспективы расширения и углубления товарно-денежных отношений в Российской Федерации.
Поскольку в ближайшее время экономика России будет находиться в стадии интенсивного реформирования, повышение тарифов на услуги естественных монополий, выравнивание ценовых пропорций и изменения в налогообложении не дают возможности ежегодно резко снижать инфляцию. При этом необходимо, чтобы действия Правительства Российской Федерации в области структурных реформ, оказывающих влияние на инфляцию, были последовательными и равномерными.
Значительная роль в повышении эффективности денежно-кредитной политики и обеспечении дальнейшего снижения инфляции в условиях усиления неопределенности внешнеэкономической конъюнктуры, влияющей на состояние платежного баланса, принадлежит совершенствованию политики управления государственным долгом, в том числе повышению степени рыночности портфеля государственных ценных бумаг у Банка России, погашению задолженности Правительства Российской Федерации перед Банком России и повышению гибкости в проведении бюджетной политики, не допускающей дефицита федерального бюджета и неравномерности в осуществлении непроцентных расходов.
Банк России исходит из того, что политика валютного курса в условиях режима плавающего курсообразования в наибольшей степени способствует адаптации экономики к меняющимся внешним условиям. Одновременно такая политика формирует условия для сбалансированного решения комплекса других задач макроэкономической политики - поддержания внутренней и внешней конкурентоспособности отечественной продукции на экономически обоснованном уровне, осуществления платежей по внешнему долгу и накопления золотовалютных резервов.
Целью данной курсовой работы является изучение макроэкономического анализа и кредитно-денежной политики в российской экономике. Объектом нашего исследования стали проблемы развития экономики России и инструменты ее денежно-кредитного регулирования. В работе рассматриваются перспективы развития макроэкономического анализа и пути улучшения денежно-кредитной политики.
1. МЕТОДЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Для анализа макроэкономики важное значение имеют три метода: "математический", "балансовый" и "статистический".
1. Основные параметры макроэкономики количественно измеримы. Вот почему макроэкономические модели принимают вид математических уравнений. Функциональные зависимости агрегированных переменных такой вид принимают в макроэкономических моделях реальные экономические связи.
2. Макроэкономические модели носят сбалансированный характер, который предполагает, что на всех рынках обеспечивается равенство объемов производства и продажи, доходов и расходов, совокупного спроса и совокупного предложения. И хотя в реальности такое макроэкономическое равновесие недостижимо, именно стремление к равновесному состоянию отличает макроэкономику от микроэкономики.
Действительно, временное неравновесие на микрорынке обеспечивает превосходство то покупателю, то продавцу. А вот в макроэкономике такое неравновесие приносит обществу только убытки. Таким образом, только сбалансированность может обеспечить макроэкономике эффективность.
Специфика макроэкономического анализа определяется теми процессами и проблемами, которые обнаруживаются только на макроэкономическом уровне и которые могут быть решены только макроэкономическими средствами. Речь идет о взаимообусловленности семи макроэкономических параметров - занятость, совокупный спрос, совокупное предложение, национальный доход, инфляция экономический рост, деловой цикл.
В рамках макроэкономического подхода экономика предстает как единый, предельно обобщенный рынок, на котором взаимодействуют "один совокупный покупатель" (потребитель), расходующий "единый совокупный доход", и "один совокупный продавец" (производитель), несущий "единый совокупный расход". Этот совокупный продавец производит "единый совокупный продукт" (который одинаково пригоден как для личного, так и для производительного потребления). Такая же агрегированность характеризует и другие макроэкономические параметры ("совокупный уровень цен", "единая норма процента" "общий объем инвестиций" и т.д.)2.
В макроэкономике к двум традиционным "героям" рыночной экономики - покупателю и продавцу - присоединяются еще два новых: "государство" и "заграница" (здесь они выступают как непосредственно фиксируемые субъекты, тогда как в макроэкономике их участие и влияние выделить очень сложно). Удвоение числа субъектов и возникающие отсюда специфические проблемы усложняют макроэкономический анализ.
Поскольку макроэкономика есть система четырех главных рынков (товаров труда, денег и ценных бумаг), то макроэкономический анализ осуществляется в два этапа: сначала выясняется специфика механизма функционирования каждого рынка в отдельности, а затем все эти рынки балансируются в рамках единого макрорынка.
Рыночные модели подразделяются на "статические" и "динамические".
Статическая модель - это своеобразный "стоп-кадр", фиксирующий экономический процесс в его исходном и конечном состоянии. Сам же переход из исходного в конечное состояния в статических моделях не отражается. Это - задача динамических моделей, в которых решающим принимается фактор времени. В этом аспекте динамические макроэкономические модели делятся на "краткосрочные", "среднесрочные" и "долгосрочные", где характеристика временного интервала определяется по числу изменяющихся факторов производства. Фундаментальным понятием макроэкономической теории является категория "экономическое равновесие", которая имеет концептуальный характер.
Макроэкономическое равновесие означает такое состояние национальной экономики, когда на всех рынках одновременно устанавливается равенство спроса и предложения.
Экономическое равновесие занимает центральное место в макроэкономической теории потому, что оно выражает оптимальное состояние экономики и потому образует критерий объективной оценки реальной ситуации в экономике страны. Движение к экономическому равновесию это стремление к равновесным ценам, полной занятости, преодолению инфляции и устойчивому экономическому росту.
Вместе с тем следует признать, что макроэкономическое равновесие есть только идеальная конструкция, в реальности она не достижима.
В качестве исходных и обязательных предпосылок макроэкономического равновесия принимаются следующие условия:
1) равенство объемов совокупного производства благ и совокупной купли-продажи товаров (реализуется все, что произведено);
2) ни один из экономических объектов не заинтересован в изменении объемов своих рыночных операций;
3) исключены сбои в производстве и задержки в реализации товаров.
2. АНАЛИЗ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В 2002 году макроэкономическая ситуация будет определяться не только текущими изменениями внешних и внутренних факторов и условий, но и тем потенциалом роста, который формировался в российской экономике на протяжении последних лет.
После периода быстрого развития восстановительных процессов и высоких темпов экономического роста, сложившихся с середины 1999 года, к концу 2000 года экономическая активность в России несколько снизилась. Это объяснялось не только происходившими изменениями во внешнеэкономической конъюнктуре, но и недостаточно активным осуществлением структурных реформ. Тем не менее рост потребительских расходов и восстановление инвестиционного спроса в условиях предпринятых структурных мер способствовали оживлению экономической активности в 2001 году, хотя и на более низком уровне, чем в предыдущем году.
Начиная с 2000 года определяющими для роста российской экономики стали внутренние факторы спроса, опирающиеся на увеличение расходов на конечное потребление сектора домашних хозяйств и рост валовых инвестиций в основной капитал. Рост реальных доходов населения, стимулируя рост экономики, одновременно изменял потребительские предпочтения сектора домашних хозяйств, расширяя спрос на более качественную продукцию. В этих условиях более быстрое увеличение инвестиций в основной капитал позволяло в определенной мере решать вопросы технического перевооружения производства и тем самым поддерживать его конкурентоспособность на внутреннем рынке.
Произошедшие позитивные изменения в структуре спроса, проявившиеся в снижении роли внешнеэкономического фактора и повышении роли инвестиций в структуре внутренних факторов, позволяют говорить о том, что в российской экономике сформировалась основа для ее роста в 2002 году, несмотря на ухудшающуюся для России мировую конъюнктуру.
Прогнозные оценки основных макроэкономических параметров на 2002 год разрабатывались на основе анализа развития экономики за предшествующие периоды, а также сценарных условий функционирования экономики в 2002 году и на период до 2004 года, разработанных Правительством Российской Федерации3.
Ключевым этапом реализации Стратегии социально-экономического развития России на долгосрочный период, направленной на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения и сокращение разрыва по уровню благосостояния с ведущими экономически развитыми странами, является Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), которая утверждена Правительством Российской Федерации 10 июля 2001 года. Целью этой программы является формирование такой модели российской экономики, которая бы обладала долгосрочным потенциалом динамичного роста, была бы способна обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, укрепление конкурентоспособности и безопасности страны.
Таблица 1.
Основные макроэкономические индикаторы

В программе отмечается, что особенностью развития российской экономики в среднесрочной перспективе является необходимость одновременного повышения уровня жизни и развертывания модернизации национального хозяйства. Развитие экономики будет происходить в условиях значительного масштабного отвлечения ресурсов на обслуживание внешнего долга и обеспечение безопасности страны. Другая особенность состоит в усилении ограничивающего воздействия на темпы экономического роста со стороны сложившейся неэффективной структуры промышленности и недостаточного объема инвестиций в реальный сектор.
В среднесрочной перспективе источником устойчивого экономического роста может стать только форсированное расширение инвестиций в основной капитал при неуклонно расширяющемся внутреннем потребительском спросе. Объем инвестиций в период 2002-2004 годов должен возрастать с темпом не ниже 6-% в среднем за год. Одновременно с этим должно быть резко расширено инновационное наполнение инвестиций, в противном случае их рост будет способствовать воспроизводству устаревших технологий и консервировать экономическую отсталость страны.
С целью последовательной ликвидации субсидирования экономики посредством энергетических тарифов, перераспределения доходов из рентных отраслей реального сектора в перерабатывающие, сокращения оттока капитала должна быть повышена эффективность функционирования инфраструктурных отраслей, изменена тарифная политика и продолжена жилищно-коммунальная реформа (в увязке с внедрением механизмов адресной социальной защиты).
Переход к динамичному экономическому росту вызовет расширение внутреннего спроса на энергосырьевые ресурсы, что будет сопровождаться постепенным приближением внутренних цен на сырье к мировым и может привести к усилению инфляции издержек, снижению доходов предприятий.
Важным фактором повышения общей эффективности экономики будет устранение диспропорций в системе относительных цен, снижение энергоемкости производства, сокращение косвенного субсидирования хозяйствующих субъектов государственными и муниципальными органами власти и домохозяйствами.
Учитывая ограниченность ресурсов, которые государство сможет направлять на цели структурной политики, выбор приоритетов имеет первостепенное значение. Безусловным приоритетом, увязанным с реформированием естественных монополий, а также с реформой ЖКХ, будет программа снижения энергоемкости производства и повышения эффективности использования энергоресурсов во всех секторах экономики. При этом в перспективе повышение эффективности использования первичных ресурсов должно составлять не менее 2-% в год.
Реализация среднесрочной стратегии с учетом указанных ограничений диктует жесткие требования к темпам роста экономики, граница которого - не менее 3,5-,5% в среднем за год.
Банком России проведены расчеты макроэкономических показателей на 2002 год, учитывающие возможность ухудшения по сравнению с 2001 годом внешнеэкономических условий, но тем не менее остающихся в целом относительно благоприятными условиями развития экономики, а также действенности намеченных Правительством Российской Федерации на 2002 год мер в области социальной политики и модернизации экономики.
К внешним условиям, предопределяющим интервал оценок в темпах развития экономики, относятся прогнозируемая динамика развития мировой экономики и мировых цен на товары российского экспорта, а также размер выплат по внешнему долгу.
Внутренние условия включают степень мобилизации валовых сбережений в экономике для роста инвестиций, темпы обновления основного капитала и технологий и снижения энергоемкости производства, тарифную политику в области естественных монополий и связанную с ней динамику производственных издержек, эффективность структурных реформ в экономике, совершенствование конкурентной среды и инвестиционного климата в стране, практические меры по реализации налогово-бюджетной политики4.
Действенным фактором экономического развития в 2002 году будет рост производительности труда, который, несмотря на некоторое его замедление, сохранится на достаточно высоком уровне и составит, по оценкам, в 2002 году 3,5-4%. Основными его предпосылками являются техническое переоснащение производства, более активное использование производственных мощностей, а также другие имеющиеся резервы повышения производительности труда.
Ожидаемые в 2002 году темпы роста мировой экономики и развитие конъюнктуры на мировых товарных рынках будут оказывать сдерживающее влияние на динамику российской внешней торговли. При этом сохраняется высокая степень неопределенности динамики цен на нефть и другие сырьевые товары.
Важная роль конечного потребления сектора домашних хозяйств в формировании совокупного спроса, составляющего около половины ВВП, предопределяет возможности дальнейшего роста экономики за счет повышения расходов сектора домашних хозяйств на основе увеличения его доходов. Вследствие сохранения экономической активности и повышения доходов предприятий можно ожидать и в 2002 году возрастания доходов населения и соответственно потребительского спроса.
Поскольку доля оплаты труда в формировании доходов населения составляет более 60%, вопросам ее совершенствования во всех сферах экономики в 2002 году принадлежит важная роль.
Совершенствование в 2002 году оплаты труда работников бюджетной сферы будет осуществляться за счет повышения заработной платы, которое позволит преодолеть отставание уровня тарифных ставок по оплате работников бюджетной сферы от прожиточного минимума.
Предусмотренные в проекте федерального бюджета на 2002 год 45,3 млрд. рублей на повышение заработной платы работникам организаций бюджетной сферы позволят установить тарифную ставку первого разряда Единой тарифной сетки в размере 450 рублей в месяц и соотношение между крайними разрядами ЕТС - 1:4,5. При этом размеры тарифных ставок бюджетников увеличатся в среднем в 1,9 раза. Повышение в 2002 году минимального размера оплаты труда до 600 рублей в месяц позволит достигнуть соотношения между минимальным размером оплаты труда и прожиточным минимумом ориентировочно на уровне 40%.
В реальном секторе экономики формирование заработной платы будет осуществляться в рамках многоуровневой системы коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений. Этому будут способствовать принятие Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающего развитие социального партнерства, повышение заинтересованности работодателей в принятии соглашений и их выполнении, внедрение рекомендаций по разработке тарифных условий оплаты труда в организациях внебюджетного сектора экономики.
В результате реализации намеченных мероприятий, а также роста занятых в экономике прирост реальной начисленной зарплаты может составить 8-9%.
Основной задачей в области пенсионного обеспечения является начало реализации с 2002 года программы пенсионной реформы, предусматривающей обеспечение равных прав всех возрастных групп при выходе на пенсию, снятие ограничений с верхней планки заработка, с которого начисляется пенсия, учет всего времени трудовой деятельности, разработку механизма формирования пенсионных накоплений.
При условии 10-процентной индексации пенсионных выплат 2 раза в год реальный рост пенсий в 2002 году составит около 8-10% к уровню 2001 года.
Другие социальные выплаты (пособия, стипендии и др.) будут расти более медленными темпами. В итоге прирост социальных трансфертов в реальном выражении в целом может составить в будущем году около 5%.
Динамика прочих денежных доходов населения (предпринимательские доходы, доходы от собственности и др.) в 2002 году будет складываться под влиянием финансовых возможностей предприятий, а также политики процентных ставок в банках, уровень которых в настоящее время остается невысоким. Учитывая низкую склонность населения к организованным сбережениям в банках и вложениям в ценные бумаги при высокой доле потребительских расходов, ускорения темпов роста объемов дивидендов, процентов по вкладам и других доходов от собственности в ближайшей перспективе не ожидается. Прирост прочих реальных денежных доходов населения в 2002 году прогнозируется на уровне 3-4%.
Расчеты показывают, что при сохранении структуры образования доходов населения общий прирост реальных денежных доходов населения в 2002 году составит 5-6%. Учитывая все еще низкий уровень доходов населения, который сложится в 2002 году (примерно 90% к уровню 1997 года), склонность к сбережениям изменится незначительно. Прогнозируемое при этом увеличение расходов на покупку товаров длительного пользования и недвижимости станет стимулом для развития отечественного производства, роста валового накопления.
В результате реальные расходы населения могут возрасти на 5-6% по сравнению с 2001 годом.
Расширение государственных закупок товаров и услуг коллективного и общественного пользования в 2002 году также будет служить фактором увеличения совокупного спроса.
Учитывая, что государственные расходы на закупку товаров и услуг не будут увеличиваться пропорционально росту доходов федерального бюджета, а также тот факт, что увеличение в 2002 году непроцентных расходов федерального бюджета затруднено в силу необходимости выполнения финансовых обязательств Правительства Российской Федерации перед внешними и внутренними кредиторами, в 2002 году расходы расширенного правительства непосредственно не будут играть роль значимого фактора экономического роста.
В 2002 году рост инвестиций в основной капитал сохранит свое позитивное воздействие на формирование совокупного спроса в экономике.
Ресурсной базой роста инвестиций в 2002 году могут служить валовые сбережения, норма которых составляет примерно треть ВВП. Условием поддержания в 2002 году высоких темпов роста инвестиций в рамках стабилизации или даже некоторого снижения нормы валовых сбережений может служить сокращение чистого оттока частного капитала. С учетом ожидаемого упрощения налоговой системы, повышения прозрачности финансового положения предприятий и улучшения делового климата в 2002 году можно ожидать снижения объемов вывоза частного капитала за рубеж. В этих условиях более полная мобилизация валовых сбережений позволит увеличить инвестиции в основной капитал и будет способствовать не только усилению роли инвестиций в увеличении спроса в 2002 году, но и расширению возможностей для технологического обновления основных производственных фондов, производства конкурентоспособной продукции, повышению загрузки производственных мощностей, росту производительности труда. Расширению ресурсной основы для наращивания инвестиций в производство в 2002 году будет способствовать также финансовое состояние предприятий.
Важную роль в активизации инвестиционной деятельности будет играть реализация правовых, структурных и институциональных преобразований в экономике. Планируемые и реализуемые меры по снижению налога на прибыль с 35 до 24% будут способствовать существенному улучшению инвестиционного климата. Планируемое дальнейшее снижение социального налога с 36,5 до 30% также окажет позитивное влияние на рост спроса на инвестиционные товары. Принятие во втором чтении Земельного кодекса Российской Федерации приведет к возрастанию залоговой стоимости предприятий и позитивно скажется на притоке отечественных и иностранных инвестиций.
Финансирование инвестиций в основной капитал будет осуществляться, как и прежде, преимущественно за счет собственных средств предприятий. Расчеты показывают, что с учетом производственных и финансовых показателей предприятий и организаций, а также принимаемых мер по созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, привлечению иностранных инвестиций в 2002 году и сокращению оттока частного капитала общий прирост инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования может составить 6-8%.
Сохраняющаяся в 2002 году неопределенность конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей и динамики цен на основные товары российского экспорта скажется на уменьшении экспорта по сравнению с 2001 годом. С учетом роста импорта в 2002 году можно ожидать снижения доли чистого экспорта в структуре использования ВВП.
По оценкам, в 2002 году товарный экспорт относительно уровня текущего года снизится, экспорт услуг возрастет. Ожидается, что будет увеличиваться экспорт туристических услуг, связанный как с предпринимаемыми в стране мерами по развитию туристической инфраструктуры, так и с относительно более благоприятной, чем в предыдущие годы, обстановкой в стране для привлечения иностранных туристов. Рост транспортных услуг будет обусловлен в первую очередь расширением услуг трубопроводного транспорта.
В 2002 году тенденция к увеличению импорта сохранится, поскольку спрос на импортные товары повысится как со стороны растущего производства, так и со стороны населения. Растущий спрос на импортные услуги во многом будет обусловлен спросом населения на туристические услуги (по данным платежного баланса, они устойчиво составляют около половины от всего импорта услуг). По прогнозам, возросший спрос предприятий и населения на импортные товары и услуги, в том числе на более дорогие и качественные, приведет к росту импорта товаров и импорта услуг.
В результате в 2002 году уменьшение активного сальдо товаров и услуг вызовет снижение профицита счета текущих операций платежного баланса примерно на четверть по сравнению с 2001 годом. По оценкам, чистый экспорт по сравнению с 2001 годом в сопоставимых ценах может снизиться.
Расчеты показывают, что с учетом динамики основных элементов конечного спроса темп прироста валового внутреннего продукта в 2002 году может составить 3,5-4,5%.
3. ОСОБЕННОСТИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
В соответствии с законодательством Банк России располагает достаточно широким кругом инструментов денежно-кредитной политики, которые в основном соответствуют международной практике. Вместе с тем возможности их применения в полной мере в 2002 году (особенно в части проведения операций на открытом рынке с облигациями Банка России и государственными ценными бумагами) будут зависеть от устранения оставшихся законодательных ограничений по выпуску облигаций Банка России (в том числе в части объема и срока их выпуска) и повышения степени ликвидности государственных ценных бумаг в портфеле Банка России.
Конкретный набор применяемых инструментов денежно-кредитной политики будет определяться с учетом условий и фундаментальных параметров развития экономики. В 2002 году вероятно сохранение положительного сальдо текущего счета платежного баланса, что будет приводить в определенные периоды к необходимости применения инструментов абсорбирования свободной ликвидности. При этом акцент будет делаться на использование операций на открытом рынке. Вместе с тем при возникновении потребности со стороны банковской системы в дополнительной ликвидности Банк России может расширить проведение кредитных операций с банками.
Операции на открытом рынке. Проведение Банком России операций на открытом рынке в 2002 году будет направлено на регулирование ликвидности банковской системы для достижения целей денежно-кредитной политики.
С этой целью планируется продолжить осуществление эмиссии облигаций Банка России, а также проводить операции с этими облигациями на вторичном рынке, что обеспечит предоставление банкам надежного краткосрочного инструмента, который они могут использовать для управления собственной ликвидностью.
Предполагается, что операции Банка России на внутреннем валютном рынке сохранят роль оперативного канала регулирования уровня текущей ликвидности банковского сектора. В связи с этим Банк России продолжит работу в направлении развития и совершенствования инструментария денежно-кредитной политики. В частности, помимо основного инструмента - интервенций на валютном рынке, в 2002 г. планируется активнее использовать более гибкий инструмент - валютные свопы, позволяющие корректировать уровень рублевой и валютной ликвидности рынка, не создавая дополнительного давления на курс рубля. В 2002 г. планируется увеличить сроки валютных свопов, которые в настоящее время составляют 1 день.
Учитывая, что использование Банком России операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами в настоящее время ограниченно вследствие неликвидности основной части портфеля принадлежащих Банку России государственных облигаций, Банк России в соответствии с Заявлением Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике на 2001 год и некоторых аспектах стратегии на среднесрочную перспективу внес предложения в Правительство Российской Федерации о включении в проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" статьи, разрешающей переоформление части государственных облигаций из портфеля Банка России в облигации с рыночными характеристиками: более коротким сроком обращения, купонными ставками, соответствующими рыночному уровню.
В случае решения проблемы переоформления достаточной части портфеля Банк России намерен возобновить проведение операций РЕПО с государственными ценными бумагами и собственными облигациями, направленных на предоставление средств банкам в периоды возникновения краткосрочной потребности в дополнительной ликвидности.
Кроме того, в целях регулирования уровня свободных денежных средств банков возможно проведение операций по продаже им части государственных облигаций, принадлежащих Банку России.
Депозитные операции. В целях регулирования свободной ликвидности Банк России продолжит проведение депозитных операций с банками-резидентами. При этом Банк России намерен с помощью указанных операций не только регулировать краткосрочную ликвидность банков, но и использовать этот инструмент для регулирования ликвидности в среднесрочном периоде.
Банк России намерен продолжать проведение депозитных операций с использованием системы "Рейтерс-дилинг" на установленных стандартных условиях, в том числе с региональными банками, располагающими терминалами указанной системы и имеющими возможность осуществлять расчеты по депозитным операциям через корреспондентские субсчета банков, открытые их московским филиалам в подразделениях расчетной сети Банка России (по мере технической готовности банков к подключению к системе "Рейтерс-дилинг"), а также проведение депозитных операций с региональными банками в форме депозитных аукционов.
Будет продолжена работа по совершенствованию действующего механизма проведения Банком России депозитных операций.
Обязательные резервы. Банк России намерен в будущем году воздерживаться от повышения нормативов обязательных резервов, имея в виду, что эта мера может применяться лишь в исключительных случаях. Вместе с тем Банк России в 2002 году продолжит работу по совершенствованию действующего механизма обязательного резервирования и нормативной базы, применяемой при формировании кредитными организациями обязательных резервов, в рамках законодательства Российской Федерации.
Предполагается уточнить перечень резервируемых обязательств, порядок исключения из расчета обязательств кредитной организации перед другими кредитными организациями (в том числе по выпущенным ценным бумагам), порядок отнесения привлеченных средств кредитной организации к категории привлеченных средств юридических и физических лиц, установить период расчета обязательных резервов и расчета штрафов за нарушение порядка обязательного резервирования исходя из фактического количества календарных дней в месяце.
Рефинансирование банков. Рефинансирование банков будет осуществляться через предоставление внутридневных кредитов, кредитов "овернайт" и ломбардных кредитов, в том числе путем расширения перечня территориальных учреждений Банка России, предоставляющих такие виды кредитов. Кроме того, в 2002 году Банк России возобновит практику предоставления ломбардных кредитов по фиксированной процентной ставке.
Наряду с этим для рефинансирования банков могут использоваться такие инструменты денежно-кредитной политики, как валютные свопы и операции РЕПО с государственными ценными бумагами.
Механизм предоставления банкам кредитов, обеспеченных залогом векселей и правами требований по кредитным договорам, а также поручительствами, реализованный в г. Санкт-Петербурге, по решению Совета директоров Банка России в 2002 году будет распространен по мере технической готовности на банки других регионов России, в частности Свердловской области, а также Вологодской, Ростовской, Самарской областей и Приморского края.
Банк России продолжит участие в подготовке нормативной базы реализации программы развития системы ипотечного жилищного кредитования в России.
Процентные ставки. Система процентных ставок Банка России во многом соответствует мировой практике. В эту систему входят ставка рефинансирования и ставки по кредитным и депозитным операциям Банка России, осуществляемым с кредитными организациями. Экономический рост, наблюдаемый в России в последние годы при относительно невысоком уровне инфляции, свидетельствует о рациональности складывающегося текущего уровня процентных ставок. Вместе с тем для повышения влияния денежно-кредитной политики на развитие экономики требуется расширение роли банковского кредита в удовлетворении спроса на деньги, что позволит придать процентным ставкам более значимые функции в регулировании экономической деятельности5.
Важную роль среди процентных ставок Банка России играет ставка рефинансирования. Изменяемая в зависимости от экономической ситуации, ставка рефинансирования выполняет сигнальные функции, давая участникам денежного рынка информацию об оценке Банком России сложившегося уровня инфляции и перспектив ее развития и тем самым оказывая влияние на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Однако задачей этой ставки не является оперативное влияние на изменение текущей ситуации на межбанковском рынке.
Ставки по кредитам "овернайт" и внутридневным кредитам используются Банком России при предоставлении кредитов банкам для обеспечения платежей по корреспондентским счетам в течение дня и для завершения операционного дня. Объемы подобных кредитов в условиях наличия свободной ликвидности невелики, и поэтому эти процентные ставки не оказывают определяющего влияния на изменение ситуации с ликвидностью на межбанковском кредитном рынке. Ставка по ломбардным аукционам при сложившемся уровне ликвидности банков также пока существенно не влияет на ставки межбанковского кредитного рынка. В этих условиях наиболее значимую роль играют ставки по депозитным операциям Банка России и операциям с облигациями Банка России с банками, при проведении которых осуществляется абсорбирование свободной банковской ликвидности.
Устанавливаемые Центральным банком Российской Федерации процентные ставки по своим операциям оказывают все более значительное влияние на общий уровень ставок межбанковского кредитного рынка и на величину процентов по кредитам, предоставляемым нефинансовым предприятиям и организациям.
В среднесрочной перспективе Банк России будет строить процентную политику таким образом, чтобы:
содействовать формированию объективного уровня процентных ставок в экономике с целью регулирования совокупного спроса в соответствии с ориентирами денежно-кредитной политики;
на основе анализа влияния процентных ставок по своим инструментам на ставки денежного рынка и уровень доходности других секторов финансового рынка, ставки по кредитам реальному сектору, а также на экономическую динамику определить вид ставки, оказывающей наиболее значимое влияние на экономику.
Главной задачей для Банка России в среднесрочной перспективе остается плавное снижение инфляции, для чего в каждый последующий год уровень инфляции должен быть ниже, чем фактически сложившаяся инфляция предшествующего года. Такая постановка задачи будет способствовать осуществлению последовательных шагов в направлении снижения макроэкономических рисков, закрепления позитивных тенденций, сформированных в предшествующие периоды, улучшения ожиданий, обеспечения роста сбережений и инвестиций и поддержания тем самым условий для долговременного экономического роста. Снижение инфляции в 2002 году во многом зависит и от того, насколько Правительству Российской Федерации удастся не допустить превышения запланированного уровня непроцентных бюджетных расходов и неравномерности в осуществлении мер структурной политики и расходовании бюджетных средств.
Проведение мер по снижению инфляции будет поддерживать экономический рост и способствовать созданию условий для увеличения занятости и доходов населения, как это предусмотрено в Программах экономического развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу и проекте федерального бюджета на 2002 год.

Поскольку в соответствии с указанными программами в 2002 году будет продолжаться активное проведение структурных реформ, которые приведут к повышению цен и тарифов на товары и услуги, эта тенденция в краткосрочном аспекте требует активного участия Правительства Российской Федерации в действиях по ограничению инфляции, включая формирование финансового резерва за счет части дополнительных доходов федерального бюджета на 2001 год, обеспечение равномерности расходования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов до конца текущего года и в следующем году, а также сдерживание роста непроцентных бюджетных расходов в 2002 году с учетом складывающихся доходов федерального бюджета (в том числе доходов, зависящих от результатов внешнеэкономической деятельности).
Денежно-кредитная политика на предстоящий год, как и в текущем году, формируется и будет проводиться на основе двух базовых принципов. Первый - это продолжение применения элементов метода целевой инфляции. Второй - использование денежного агрегата М2 в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики.
Первый базовый принцип исходит из признания того, что в настоящее время в России не существует ни одного показателя, чья взаимосвязь с конечной целью денежно-кредитной политики была бы стабильной, надежной и достаточно предсказуемой. Поэтому Банк России для достижения конечных целей денежно-кредитной политики будет анализировать и учитывать широкий спектр показателей и их влияние на инфляцию.
Предполагается, что в 2002 году наиболее значимыми для инфляционных процессов будут такие показатели, как параметры выполнения фискальной политики, уровень оптовых цен и тарифов, инфляционные ожидания, динамика доходов населения, состояние платежного баланса, денежных рынков и рынков капиталов.
Второй базовый принцип формирования и проведения денежно-кредитной политики на 2002 год состоит в использовании агрегата денежной массы М2 как монетарного индикатора, с некоторым краткосрочным временным лагом оказывающего влияние на инфляцию.
В последние годы в России не наблюдается тесной корреляции динамики показателя М2 и инфляции. Однако в условиях недостаточного развития финансовых рынков анализ динамики денежного агрегата М2 является полезным для оценки текущих монетарных условий и инфляционных ожиданий.
В российских экономических условиях в настоящее время наиболее целесообразно использование именно этих принципов. Несмотря на усиление значения процентных ставок в реализации денежно-кредитной политики, Банк России не может использовать краткосрочные процентные ставки в качестве ориентира при ее проведении в связи с недостаточной развитостью финансовых рынков и ограниченной ролью кредита в финансировании экономики. В дальнейшем в среднесрочной перспективе при сохранении режима плавающего валютного курса возможно повышение роли процентных ставок как в формировании, так и в реализации денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитное регулирование направлено на достижение равновесия между денежным предложением и спросом на деньги. Однако перспективная оценка последнего все более усложняется. В частности, это связано с различной длительностью и неустойчивостью временных лагов между динамикой отдельных компонентов денежной массы и ростом цен, неопределенностью инфляционных и девальвационных ожиданий, влияющих на использование экономическими агентами финансовых инструментов в национальной и иностранной валютах.
Уровень расхождения в темпах роста агрегата М2 и номинального ВВП за последние 2-3 года не имел постоянного характера, что говорит о снижении и неустойчивости эластичности М2 по ВВП и отражает нестабильность скорости обращения денег. Это существенно снижает качество проводимых расчетов спроса на деньги на основе эконометрических моделей, а также повышает степень неопределенности при экспертных оценках возможного спроса на национальную валюту.
Спрос на деньги в 2002 году будет формироваться в основном на базе тенденций, сложившихся в 2000-2001 годах, а также под воздействием предполагаемых Правительством Российской Федерации мер бюджетной и структурной политики. Прежде всего важное значение будут иметь такие факторы, как сокращение уровня налогов, которое может способствовать росту располагаемых доходов юридических и физических лиц, проводимая государством политика доходов, которая оказывает воздействие на постепенный рост доли доходов домашних хозяйств в ВВП и увеличение нормы сбережения в денежных доходах населения, возможность роста спроса на рублевые активы в условиях дальнейшего укрепления реального обменного курса рубля при сохранении положительного сальдо счета текущих операций платежного баланса, степень активизации кредитной деятельности и роста организованных сбережений населения, увеличение потребности в денежных средствах для обслуживания транзакций и другие.
При этом необходимо учитывать возможные противоречивые тенденции в динамике скорости обращения денег. С одной стороны, можно ожидать продолжения в предстоящем году процесса повышения степени монетизации расчетов, но уже в меньших, чем раньше, масштабах (по данным на август текущего года, расчеты денежными средствами крупнейших российских налогоплательщиков и организаций - монополистов в промышленности в общем объеме оплаченной продукции составляли 77,8%, а в аналогичный период 2000 года - 68,9%). В то же время изменение характера зависимости между скоростью инфляционных процессов и темпами роста денежной массы при условии необратимого снижения инфляции дает возможность, как показывает мировой опыт, более интенсивно насыщать экономику деньгами. С другой стороны, несмотря на рост располагаемых денежных доходов населения и возможное некоторое укрепление рубля в реальном выражении, в краткосрочном аспекте не следует рассчитывать на существенное увеличение организованных сбережений населения, особенно на длинные сроки, вследствие недостаточно высокой степени доверия к банковской системе, отсутствия системы гарантирования вкладов, низких процентных ставок по банковским депозитам. Поэтому степень снижения скорости обращения денег в 2002 году может быть несколько меньшей по сравнению с текущим годом.
С учетом анализа влияния указанных факторов и тенденций в соответствии с макроэкономическими целями и прогнозами спрос на деньги (по агрегату М2) в 2002 году, по оценке Банка России, возрастет на 22-28%.
Банк России будет ориентироваться на расчетные параметры роста денежного агрегата М2, но при этом считает возможным выход за эти границы в силу существенной неопределенности в развитии экономической ситуации. Отклонения фактического увеличения денежной массы от прогнозных количественных ориентиров в краткосрочном периоде не означают немедленной автоматической корректировки политики без тщательного анализа причин отклонений, предполагаемой длительности влияния вызвавших их факторов и состояния остальных экономических индикаторов.
В 2002 году Банк России продолжит применение операционной процедуры денежно-кредитной политики, базирующейся на контроле за ростом денежного предложения. При этом регулирование ликвидности банковской системы будет осуществляться при активном использовании рыночных методов. Банк России будет учитывать как внутригодовые, так и внутримесячные изменения в спросе банковской системы на резервы, и при необходимости уровень ликвидности банковской системы будет оперативно корректироваться в случаях как недостатка, так и появления тенденции к накоплению свободных банковских резервов, что будет способствовать сглаживанию резких колебаний процентных ставок на денежном рынке и снятию давления на валютный рынок6.
Рост чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования по-прежнему будет важным источником увеличения денежного предложения. Однако исходя из прогнозной оценки платежного баланса накопление золотовалютных резервов в 2002 году замедлится.
Формированию денежной массы в объемах, необходимых для удовлетворения экономически обоснованного спроса на национальную валюту, будет способствовать продолжение в 2002 году тенденции к увеличению денежного мультипликатора.
Расширение кредитной активности банков, поддерживаемое растущим спросом экономики на кредитные ресурсы, требует от кредитных организаций тщательного мониторинга рисков, обусловленных этим процессом. Достаточно частым последствием резкого расширения кредитной эмиссии банков без должного контроля за рисками на стадии экономического роста в различных странах бывает рост невозвратов по кредитам и убытков в следующей фазе экономического цикла. В связи с этим российские банки должны уделять постоянное внимание качеству выдаваемых ссуд и формированию соответствующих резервов для покрытия рисков. Со своей стороны Банк России будет продолжать совершенствование режима пруденциального надзора за банками и мониторинг уровня банковских рисков.
Мероприятия по совершенствованию платежной системы России в направлении обеспечения проведения в режиме реального времени крупных, срочных и приоритетных платежей, генерируемых участниками межбанковских рынков и рынков ценных бумаг, позволят существенно повысить эффективность работы этих рынков, что будет положительно влиять на реализацию денежно-кредитной политики.
В целях улучшения структуры денежной массы путем сокращения наличного денежного оборота будет продолжена работа по развитию правовой и методологической базы, способствующей внедрению безналичных инструментов платежа с использованием специальных средств, основанных на современных информационных технологиях, включая платежные карты.
4. УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Повышение эффективности денежно-кредитной политики во многом зависит от действий Правительства Российской Федерации в бюджетной сфере.
В последние годы стабильность макроэкономической ситуации, существенный экономический рост и политика строгой экономии государственных расходов привели к заметной стабилизации системы государственных финансов. В ближайшее время важной целью формирования бюджетов является установление такого уровня государственных расходов, который позволял бы уменьшать государственный долг в условиях снижения налогового бремени и более медленного экономического роста.
В 2002 году необходимо усилить фискальную позицию федерального правительства для того, чтобы осуществить долговые платежи своевременно и в полном объеме на фоне постепенного ослабления факторов, способствующих росту государственных доходов, так как бремя обслуживания внешнего долга все еще является существенным с макроэкономической точки зрения.
В представленном Правительством Российской Федерации проекте основных параметров федерального бюджета на 2002 год его доходы определены в объеме 2125,7 млрд. рублей (19,4% ВВП), расходы -1947,4 млрд. рублей (17,8% ВВП). Непроцентные расходы с учетом перечисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации в счет поступлений от единого социального налога запланированы в размере 15,2% ВВП. Осуществление бюджетной политики в среднесрочной перспективе в условиях ограниченности ресурсов для непроцентных расходов потребует принятия мер по их оптимизации, и прежде всего их концентрации на направлениях, обеспечивающих структурные преобразования. Процентные расходы составят в 2002 году 2,6% к ВВП. Правительство подчеркивает, что на 2002-2004 годы федеральный бюджет будет планироваться без учета реструктуризации долга Парижскому клубу кредиторов. Значительные расходы по обслуживанию внешнего долга в 2002 году будут формировать дополнительный спрос на иностранную валюту.
Планируемый впервые Правительством Российской Федерации в 2002 году профицит федерального бюджета (1,6% к ВВП) не является основанием для смягчения денежной политики, поскольку достаточно высоким остается уровень инфляции.
Правительство Российской Федерации предусматривает направить профицит федерального бюджета на погашение государственного долга в объеме 68,6 млрд. рублей и на образование в составе источников финансирования дефицита федерального бюджета финансового резерва в объеме 109,7 млрд. рублей.
Накопление образующихся в результате поступления дополнительных бюджетных доходов средств органов государственного управления на счетах в Банке России с точки зрения влияния на сдерживание инфляции может рассматриваться только как временная мера, имеющая неустойчивый характер.
Для обеспечения макроэкономической стабильности и достижения цели по инфляции важным является:
недопущение превышения запланированного уровня непроцентных расходов;
осуществление равномерного в течение года финансирования расходов бюджетов и использования их бюджетополучателями для исключения краткосрочных всплесков инфляции;
формирование финансового резерва для поддержания бюджетной ликвидности в перспективе. Финансовый резерв, аккумулирующий дополнительные доходы государства от экспорта в периоды улучшения внешнеэкономической конъюнктуры, позволит осуществить более значительные предстоящие выплаты по внешнему долгу.
На предстоящие три года прогнозируется сохранение понижательного тренда долга федерального правительства. Политика в отношении внешнего долга будет направлена на ежегодное сокращение его основной суммы, что будет приводить к уменьшению процентных платежей по нему. На внутреннем рынке в следующем году Министерство финансов Российской Федерации в рамках политики рефинансирования долга планирует привлечь несколько больше средств, чем требуется для погашения основной суммы долга. Возможно, это будет способствовать преодолению стагнации на рынке государственных ценных бумаг. В то же время Министерство финансов Российской Федерации не берет на себя достаточных обязательств в ближайшее время расплатиться по погашению долга в иностранной валюте перед Центральным банком Российской Федерации и предусматривает переоформление на рыночных условиях неликвидных государственных ценных бумаг, находящихся в портфеле Банка России, лишь в незначительном объеме относительно общей величины этого портфеля.
Таким образом, в целях повышения эффективности проведения денежно-кредитной политики в 2002 году целесообразно осуществление ряда мер в области управления государственным долгом:
переоформить часть облигаций федеральных займов с постоянным купонным доходом, принадлежащих Банку России на 1 января 2002 года, в государственные ценные бумаги с выплатой купонного дохода, соответствующего ставкам на организованном рынке ценных бумаг, или досрочно погасить указанные ценные бумаги;
погасить векселя Минфина России, принадлежащие Банку России, срок выкупа которых наступает в 2002 году, и уплатить по ним проценты;
погасить соответствующую часть задолженности по средствам в иностранной валюте, предоставленным Банком России Минфину России, через Внешэкономбанк для осуществления платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга Российской Федерации и уплатить причитающиеся по этим средствам проценты;
осуществлять своевременную уплату купонных доходов по облигациям внутреннего государственного валютного займа и государственного валютного займа 1999 года.
Позиция в отношении дальнейшего развития банковского сектора определяется в совместном документе Правительства Российской Федерации и Банка России "Совместная стратегия развития банковского сектора Российской Федерации". Основной целью дальнейшего реформирования банковского дела является формирование развитого банковского сектора, соответствующего международным представлениям о современном банковском бизнесе, направленного на удовлетворение потребностей клиентов в качественных банковских услугах и содействующего экономическому развитию России.
Определяющее влияние на развитие банковского сектора России в 2002 году окажет практическая реализация основных стратегических и тактических задач его реформирования, предполагающих дальнейшее укрепление устойчивости кредитных организаций и минимизацию возможности возникновения системного банковского кризиса, повышение качества выполнения функций по аккумулированию сбережений населения и предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции, развитие рыночной дисциплины и транспарентности деятельности кредитных организаций, укрепление корпоративного управления. Успешное решение указанных задач во многом зависит от продвижения общих рыночных преобразований в российской экономике, в первую очередь включая структурную, налоговую и правовую компоненты.
Тенденции в развитии экономики и банковского сектора в 1999-2001 годах дают основание полагать, что в ближайшей перспективе произойдет дальнейший рост реальных объемов банковских операций, повысится интерес банков к финансовому обслуживанию реального сектора экономики. Это создаст необходимые предпосылки для роста доли кредитов предприятиям и организациям в активах банковского сектора, что в конечном счете приведет к увеличению соотношений основных показателей банковской деятельности и ВВП страны.
Дополнительный импульс реформированию банковского сектора способно придать принятие ряда принципиальных поправок в действующее законодательство, направленных на дальнейшее укрепление правовых основ банковской деятельности и предполагающих:
защиту прав кредиторов, требования которых обеспечены залогом, имея в виду прежде всего (в случае ликвидации должника) возможность удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом, вне очереди за счет средств, полученных от реализации имущества, переданного в залог, а также упрощение процедур обращения взыскания на имущество, переданное в залог;
внесение изменений в статью 837 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих возможность включения в договор вклада положения о праве вкладчика на досрочное изъятие депозита при условии предварительного уведомления банка (до 30 дней);
развитие законодательства, позволяющего осуществлять банковские операции с применением новых технологий (законодательство об электронном документообороте);
повышение транспарентности структуры собственности кредитных организаций, включая уточнение режима предоставления кредитными организациями информации о реальных владельцах;
установление альтернативных конкурсному производству процедур (продажа банка целиком или частями, мировое соглашение), которые могут быть применены к банкам, признанным арбитражным судом банкротами;
предоставление Банку России права устанавливать обязательные пруденциальные нормы для банковских групп;
предоставление Банку России права обмениваться с органами надзора иностранных государств на конфиденциальной основе полученной в процессе осуществления им функций по надзору за банками информацией (за исключением справок по операциям и счетам) без получения согласия кредитной организации и обеспечивать защиту информации, получаемой Банком России от органов банковского надзора других стран на конфиденциальной основе.
Необходимо завершить работу по принятию федерального закона, регламентирующего функционирование системы защиты (гарантирования, страхования) вкладов, а также новой редакции Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
Положительное влияние на перспективы развития банковского сектора могут оказать меры по совершенствованию системы налогообложения кредитных организаций.
Важное значение для развития банковского сектора имеет привлечение иностранного капитала, для которого в настоящее время не установлено ограничений по участию в капитале российских банков. Стимулировать привлечение иностранных инвестиций в банковский сектор призваны меры по укреплению законодательного обеспечения прав инвесторов и кредиторов, снижению некоммерческих рисков вложений, повышению транспарентности информации о финансовом состоянии кредитных организаций7.
Стратегическим направлением реформирования банковского сектора является развитие системы требований, предъявляемых к кредитным организациям.
Банк России намерен при содействии международных экспертов (в том числе в рамках деятельности Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России) продолжить данную работу по следующим основным направлениям:
внедрение международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
совершенствование системы обязательных нормативов путем повышения их эффективности;
совершенствование требований, предъявляемых к внутреннему контролю в кредитных организациях;
развитие практики оценки рисков на консолидированной основе как для банковских групп, так и для банковских холдингов;
разработка требований по представлению банковскими холдингами консолидированной отчетности и ее публикации;
введение критериев оценки в целях банковского надзора качества корпоративного управления в кредитных организациях;
контроль за внедрением и использованием банковских технологий с применением сети Интернет, а также связанными с ними рисками.
Предполагается дополнительно либерализовать подходы к порядку формирования всех видов резервов, увязывая их с внедрением в практику кредитных организаций международных стандартов бухгалтерского учета и модернизацией системы налогообложения. Кредитным организациям будут предоставлены более широкие возможности для вынесения суждения о величине принятого риска при формировании резервов с последующим контролем надзорного органа и аудиторов.
В целях повышения оперативности и качества анализа финансового состояния кредитных организаций и эффективности контроля за достоверностью банковской отчетности будут внедрены комплексные методики анализа финансового состояния кредитных организаций как на этапе документарного надзора, так и на этапе проведения инспекторских проверок, направленные на выявление проблем кредитных организаций на ранних стадиях их возникновения.
Снижению банковских рисков и повышению доверия к кредитным организациям будет способствовать принятый в августе 2001 года Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". В целях реализации указанного закона Банк России в 2002 году примет участие в работе по организации передачи кредитными организациями сведений по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, иным финансовым операциям, связанным с отмыванием преступных доходов, и в соответствии с предоставленными полномочиями обеспечит контроль за исполнением кредитными организациями требований указанного закона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главной целью денежно-кредитной политики в 2002 году, как и в среднесрочной перспективе, остается последовательное снижение инфляции. Динамика потребительских цен в 2002 году определятся совокупностью факторов, имеющих долгосрочный характер и формирующих базовый уровень инфляции, и краткосрочных факторов, связанных как со структурными реформами в экономике, так и с сезонными факторами. При этом влияние политики Правительства Российской Федерации в области регулируемых цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий на общую динамику цен в настоящее время значительно усилилось. В 2002 году уровень инфляции не должен превысить14% (из расчета декабрь к декабрю) или 14,3-15,5% в среднегодовом выражении, а темп прироста валового внутреннего продукта (с учетом динамики основных элементов конечного спроса) -3,5-4,5%.
Банком России в течение ряда лет отмечалось размывание тесноты связи между ростом денежного предложения и инфляцией и практическое отсутствие какого-либо промежуточного показателя (поддающегося управлению со стороны Банка России), чьявзаимосвязь с конечной целью монетарной политики была бы достаточно стабильной и надежной. В силу этого при проведении денежно-кредитной политики в 2002 году Банк России продолжает использовать элементы как целевой инфляции, так и контроля за денежным предложением. При этом, учитывая нестабильность скорости обращения денег и высокую степень неопределенности в формировании спроса на деньги, Банк России предполагает гибко реагировать на изменение спроса на национальную валюту при условии снижения инфляции и инфляционных ожиданий.
Кроме использования агрегата денежной массы М2 в качестве монетарного индикатора Банк России для достижения конечных целей денежно-кредитной политики анализирует и учитывает широкий спектр показателей и их влияние на инфляцию. Наиболее значимыми с этой точки зрения являются такие показатели как параметры выполнения фискальной политики, уровень оптовых цен и тарифов, инфляционные ожидания, динамика доходов населения, состояние платежного баланса, денежных рынков и рынков капиталов.
Спрос на деньги в 2002 году формируется в основном на базе тенденций, сложившихся в 2000-2001 годах, а также под воздействием предполагаемых Правительством Российской Федерации мер бюджетной и структурной политики. С учетом анализа влияния факторов и тенденций в соответствии с макроэкономическими целями и прогнозами спрос на деньги (по агрегату М2) в 2002 году по оценке Банка России возрастет на 22-28%. В 2002 году Банк России продолжает применение операционной процедуры денежно-кредитной политики, базирующейся на контроле за ростом денежного предложения со стороны органов денежно-кредитного регулирования. При этом воздействие на уровень ликвидности банковской системы осуществляется при активном использовании рыночных методов. Банк России учитывает как внутригодовые, так и внутримесячные изменения в спросе банковской системы на резервы, и при необходимости уровень ликвидности банковской системы может оперативно корректироваться в случаях как недостатка, так и появления тенденции к накоплению свободных банковских резервов.
Рост чистых международных резервов органов денежно- кредитного регулирования по-прежнему является важным источником увеличения денежного предложения. Однако, исходя из динамики платежного баланса, накопление золотовалютных резервов в 2002 году происходит более медленными темпами, чем в предыдущем году.
Основным принципом политики валютного курса в 2002 году остается рыночное курсообразование с использованием режима плавающего курса рубля к иностранным валютам. В условиях меняющейся ситуации на мировых финансовых и товарных рынках этот режим должен способствовать снижению возможного дестабилизирующего влияния внешних факторов на российскую экономику. Использование режима плавающего курса не предполагает установления количественных ориентиров курсовой динамики.
Политика валютного курса направлена на сглаживание курсовых колебаний и накопление золотовалютных резервов до уровня, обеспечивающего устойчивость национальной валюты, в том числе в периоды осуществления крупных платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.
Прогнозируемое на 2002 год состояние платежного баланса сохраняет возможность некоторого укрепления курса рубля в реальном выражении. Меры политики валютного курса будут направлены на достижение баланса интересов экспортеров и импортеров, укрепление доверия к национальной валюте, повышение привлекательности вложений в российские финансовые активы.
В соответствии с законодательством Банк России располагает достаточно широким кругом инструментов денежно-кредитной политики, которые в основном соответствуют международной практике. Конкретный набор применяемых инструментов денежно- кредитной политики определяется с учетом условий и фундаментальных параметров развития экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный закон РФ "О банках и банковской деятельности" №17-ФЗ от 10 февраля 1996 г. (с изм. и доп. от 31.07.98, 5.07.99, 8.07.99).
Федеральный закон РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) " №65-ФЗ от 25 апреля 1995 г.
Банковское дело: Справ, пособие / М. Ю. Бабичев, Ю. А. Бабичева, О. В. Трохова и др.; Под ред. Ю. А. Бабичевой. - М.: Экономика, 1999.
Деньги. Кредит. Банки / О. И. Лаврушин, М. М. Ямпольский, Ю. П. Савинский и др.; под ред. О. И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2000.
Кураков Л. П., Тимирясов В. Г., Кураков В. Л. Современные банковские системы: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гелиос АРВ, 2000.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2002 год. // Вестник Банка Россию. - № 1 (579) от 3 января 2002 года.
Российская экономика: финансовая система. / Под ред. Герасименко В.В., Городецкого Д.Е. - М.: МГУ, ТЕИС, 2000.
Современная экономика. / Под ред. Мамедова О.Ю. - Ростов-на-Дону, 1996.
Сравнительный анализ макроэкономических показателей развития России и зарубежных государств. // Экономика России: ХХI век. - № 1(6). - март 2002.
Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова, А. И. Арзиповой. - М.: "Проспект", 1999.
Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.
Финансы: Учебник / Под ред. проф. С.И. Лушина, проф. В.А. Слепова. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2000.
Экономика: Учебник /Под ред. Булатова А.С., 2-е изд., перераб. и доп. - М.: изд-во БЕК, 1999.

1 Ст. 8 Конституции РФ; ст. 1 и гл. 13 ГК РФ. 2 Современная экономика. / Под ред. Мамедова О.Ю. - Ростов-на-Дону, 1996. С. 167. 3 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2002 год. // Вестник Банка Россию. - № 1 (579) от 3 января 2002 года. С. 27. 4 Российская экономика: финансовая система. / Под ред. Герасименко В.В., Городецкого Д.Е. - М.: МГУ, ТЕИС, 2000. С. 110. 5 Финансы: Учебник / Под ред. проф. С.И. Лушина, проф. В.А. Слепова. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2000. С. 245. 6 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2002 год. // Вестник Банка Россию. - № 1 (579) от 3 января 2002 года. С. 42. 7 Кураков Л. П., Тимирясов В. Г., Кураков В. Л. Современные банковские системы: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гелиос АРВ, 2000. С. 58. 2

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Предупреждение преступности, криминологическое прогнозирование
 Суждения, умозаключения
Ваши отзывы
yu1qvq
рџ“„ You got a transaction from our company. WithdrР°w =>> https://telegra.ph/BTC-Transaction--190132-05-10?hs=783d2f67c55237fa35c34194f2c0ea1b& рџ“„

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.