|
|
Оптимальная модель социально-экономического развития России с учетом мирового опытаПЛАН 1. Современное социально-экономическое положение России 3 2. Задачи и последовательность разработки модели развития 8 3. Социально-экономическая модель и ее эффективность 11 Список литературы 15 1. Современное социально-экономическое положение России Для российской экономики посткризисный период (1999-2002 гг.) был одним из самых успешных не только за годы реформ, но и за всю послевоенную историю (табл. 1). За четыре года ВВП увеличился на 26%, промышленное производство - на 35%, конечное потребление домашних хозяйств - на 25%, инвестиции в основной капитал - на 38%. Таблица 1 Основные индикаторы развития Российской экономики в 1999-2002 гг. (темпы прироста, %) 1999 2000 2001 2002 Итого 1. ПРОИЗВОДСТВО Валовой внутренний продукт 5,4 9,0 5,0 4,3 25,8 Продукция промышленности 11,0 11,9 4,9 3,7 35,1 топливно-энергетические отрасли 1,1 3,9 4,4 4,2 14,4 сырьевые отрасли 15,7 14,4 3,7 3,5 42,1 машиностроение 17,2 20,0 7,2 2,0 53,8 потребительские отрасли 4,4 15,1 8,0 5,5 36,9 Продукция сельского хозяйства 4,1 7,7 7,5 1,7 22,6 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ Производительность труда 7,7 9,6 5,7 4,5 30,4 промышленность 11,8 10,1 5,0 6,3 37,4 Энергосбережение 2,1 6,6 1,6 4,2 15,3 3. ДОХОДЫ И ПОТРЕБЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ Реальные располагаемые денежные доходы населения -12,5 11,9 8,5 8,8 15,6 Оборот розничной торговли -6,1 8,8 10,7 9,1 23,4 Платные услуги 6,6 5,0 2,8 0,4 15,5 4. ЭКСПОРТ И ИМПОРТ Экспорт товаров, млрд, долл, 75,7 105,0 101,6 106,9 - в % к ВВП 39,0 40,4 32,8 30,9 - в реальном выражении 0,5 7,3 4,6 6,7 20,4 Импорт товаров, млрд, долл, 39,5 44,9 53,8 60,9 - в % к ВВП 20,4 17,3 17,3 17,6 - в реальном выражении -24,1 11,8 19,0 11,7 12,8 В то же время как по темпам, так и по факторам экономического роста этот период был весьма неоднородным. Он отчетливо распадается на два этапа. Первый этап - 1999-2000 гг. - характеризовался сверхвысокими темпами роста и объемов промышленного производства (11-12% в год), и его эффективности. Этот подъем был обусловлен целым комплексом взаимосвязанных изменений в российской экономике, вызванных девальвацией рубля и повышением мировых цен на нефть: девальвация рубля и повышение мировых цен на нефть создали мощный поток доходов от экспорта, что, благодаря монетизации экономики, стимулировало увеличение внутреннего платежеспособного спроса; предприятия внутренне-ориентированных отраслей, защищенные от импорта низким обменным курсом рубля, смогли уловить расширение внутреннего спроса и увеличить выпуск продукции. В результате возник еще один поток доходов, который также способствовал расширению внутреннего спроса; профицит бюджета расширенного правительства, обусловленный повышением собираемости налогов и снижением государственных расходов, обеспечил стерилизацию денежной эмиссии, связанной с увеличением сальдо торгового баланса. Это позволило стабилизировать инфляцию. Высокая динамика экономического роста на данном этапе во многом определялась наличием в российской экономике масштабных резервов, позволявших наращивать производство без существенных капитальных затрат1. К таким резервам следует отнести: свободные производственные мощности, пригодные для выпуска конкурентоспособной промышленности (28-30% промышленных мощностей); избыточную рабочую силу на предприятиях (25% от общей численности занятых в промышленности); импортные товары среднего качества, которые имелись на потребительском рынке и могли быть замещены российскими товарами; дополнительные доходы предприятий, которые могли быть получены в процессе монетизации хозяйственного оборота. Развертывание выпуска продукции на свободных мощностях с использованием избыточной рабочей силы сопровождалось интенсивным повышением эффективности производства: производительность труда увеличивалась в среднем на 8,6% в год, энергосбережение - на 4,3% в год. Второй этап - 2001-2002 гг. - характеризовался более чем двукратным замедлением промышленного роста, до 4-5% в год. Это замедление было вызвано, в основном следующими причинами: исчерпанием резервов, на которых базировался подъем в 1999-2000 гг. К концу 2001 г. доля свободных конкурентоспособных мощностей снизилась до 10-15% и избыточной рабочей силы на предприятиях - до 4-5%; превышением реальным обменным курсом рубля критической отметки (70-75% от уровня июля 1998 г.), за которой ценовая защита внутреннего рынка уже не компенсирует недостаточную конкурентоспособность российских производителей. Начался интенсивный рост импорта: в 2001 г. он составил 19% при увеличении внутреннего спроса на 12,6%, в 2002 г. - соответственно, 11,7% и 7,3%1. Между тем остаются нерешенными ряд важнейших проблем, которые не позволяют повысить эффективность и прозрачность бюджетно-финансовой системы. По-прежнему свою актуальность сохраняют задачи повышения точности макроэкономического прогнозирования, создания механизмов обеспечения прозрачности финансового резерва (стабилизационного фонда), совершенствования действующего бюджетного законодательства, повышения эффективности управления государственной собственности. В результате обозначились три группы факторов, резко снижающих результативность проводимых реформ. Первая - необходимость воспроизведения ресурса социальной поддержки власти. В 1999-2002 гг. были реализованы те реформы, которые непосредственно не снижает уровень жизни массовых социальных групп: налоговая реформа, пенсионная реформа, дебюрократизация экономики и т.п. Другие реформы, имеющие потенциально негативные социальные последствия либо не начинались вообще, либо затормозились. Была потеряна целостность процесса реформирования экономики, между отдельными направлениями преобразований возникли противоречия. Вторая - отсутствие отлаженной системы институтов, регулирующих отношения между властью и бизнес-группами. Для российской экономики характерна высокая концентрация капитала. Семь крупнейших интегрированных бизнес-групп (ИБГ), в которых работает около 2% занятых, осуществляют четверть экспорта и производят около трети промышленной продукции. Еще около 10% продукции промышленности и две трети услуг транспорта приходится на естественные монополии - РАО ЕЭС, Газпром, Транснефть, МПС. Процессы формирования ИБГ и их транснационализации шли параллельно развертыванию реформ, существенно снижая их эффективность и позитивное воздействие на экономику. О том, что в рамках проводимых экономических реформ федеральному центру не удалось обеспечить эффективное использование ресурсов, контролируемых ИБГ, свидетельствует нарастание вывоза капитала: если в 1999 г. и 2000 г. он составлял $14 млрд., то в 2001 г. - $16,5 млрд., в 2002 г. - $19 млрд. Третья - неотлаженность экономических отношений между федеральным центром и регионами (субъектами Российской Федерации). Налоговая реформа 2000-2002 гг. сопровождалась централизацией финансовых потоков - перераспределением ресурсов от регионов к федеральному центру. Если в 1997-1998 гг. в бюджетах регионов оставалось 55-56% всех налогов, то в 2000 г. - 43%, а в 2001-2002 гг. - 38-39%. Что же касается обязательств государства, то соответствующего перераспределения не произошло: доля регионов в расходах расширенного правительства составляла в 1997-1998 гг. около 50%, 2000 г. - 53%, 2001 г. - 55%, 2002 г. - 49%. Возникший дисбаланс в доходах и обязательствах на субфедеральном уровне блокировал проведение ряда преобразований, в частности в сфере ЖКХ, образования и здравоохранения, оплаты труда в бюджетной сфере и др. Также острой остается проблема недостаточной сбалансированности межбюджетных отношений, которая создает постоянное напряжение в отношениях между Федеральным центром и регионами и является причиной такого неприятного в социальном плане явления как перманентный кризис с выплатой зарплат бюджетникам в регионах. Назрела необходимость выработки более активной экономической стратегии с упором на опережающее развитие обрабатывающего сектора. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу предусматривает комплекс мер макроэкономического характера по развитию элементов рыночной инфрастуктуры, преодолению, структурных барьеров, реструктуризации естественных монополий. России необходима осмысленная и целенаправленная экономическая политика по повышению глобальной конкурентоспособности, улучшению ее позиционирования на мировых рынках, повышении доли в экспорте продукции с относительно более высокой долей добавленной стоимости. В последние годы топливно-сырьевая международная специализация страны еще более укрепилась Очевидно, что задачи ускорения экономического развития и повышения глобальной конкурентоспособности невозможно решить без модернизации всей экономической системы страны. 2. Задачи и последовательность разработки модели развития Выход из кризиса невозможен без стройной и жестко реализуемой концепции развития, разрабатывать которую следует тоже на основе учета возможностей высоких технологий. На базе этой концепции необходимо не только решить задачу удовлетворения насущных потребностей людей в пище, одежде и жилье, но и создать условия для устойчивого социально-экономического развития общества. Это означает обеспечение реализации его культурных потребностей, возможности получения образования и работы, соответствующих способностям каждого человека, защиты здоровья, личной и общественной безопасности. При выработке стратегии нужно учитывать глубину падения экономических и социальных показателей, не адекватное ситуации сочетание непримиримого общественного протеста, с одной стороны, и фанатичной терпимости общества - с другой, широкий спектр политических сил и узкогрупповых интересов, неустойчивое и, тем не менее, длительное политическое равновесие в обществе. Исходя из всего этого социально-экономическая концепция, претендующая на вывод страны из глубочайшего кризиса, должна обеспечить решение следующих задач: 1. Обеспечение предельной эффективности принятой экономической модели и ее хозяйственного механизма. 2. Способность экономики устойчиво функционировать и саморазвиваться в замкнутом пространстве при внешней изоляции и жестком внутреннем противостоянии отдельных групп. 3. Предельно возможное сохранение и восстановление привычных обществу социальных стандартов. 4. Обеспечение программной "чистоты" и монолитности модели развития с одновременным предельно допустимым учетом при ее реализации интересов большинства социальных групп общества. 5. Возможность создания на основе концепции в короткие сроки рабочих программ для ее поэтапной реализации. Целесообразно проводить разработку модели и концепции развития с учетом решения перечисленных проблем в следующей последовательности: выбор критериев эффективности; анализ на соответствие этим критериям экономических моделей развитых стран; построение собственной эффективной модели развития; матричный анализ экономических программ наиболее влиятельных политических партий и движений России; разработка собственной концепции развития, отвечающей выдвинутым требованиям. Для корректного использования международного опыта при выборе собственной модели развития необходимо, чтобы критерии оценок эффективности моделей не зависели от политического строя, национальных и региональных особенностей, чтобы они были "постоянно" действующими и обеспечивали достаточно простой поиск факторов влияния. К сожалению, и до 1985 г., и особенно в последний период эти важнейшие требования игнорировались. В качестве критериев эффективности экономики можно принять величины ежегодных изменений ее показателей на душу населения. Таким образом, речь должна идти не о том, что, например, в США каждым жителем потребляется в среднем в 10,5 раз больше мяса и в 184 раза больше газа, чем в Индии, а об ежегодном приросте и падении этих показателей в каждой стране. Именно это позволяет, на наш взгляд, корректно оценить эффективность действующей экономики. В качестве комплексного критерия нами принят градиент годовых изменений ВНП на душу населения. Анализ по этому критерию кривых изменения ВНП во времени дает объективную, наглядную и, что самое главное, количественную оценку эффективности экономических моделей государств с разным политическим строем, которые ставят перед обществом разные цели и обладают разными ресурсными возможностями. Это позволяет проводить их сравнение без существенных допущений. Для подтверждения общих оценок по той же методике нами строились кривые годовых изменений на душу населения объемов производства основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Из проведенного анализа вытекает следующее: кривые изменений градиента годовых темпов роста (падения) ВНП дают возможность получить количественную, корректную и объективную оценку эффективности принятой модели развития любой индустриально развитой страны; максимальный положительный градиент годовых темпов роста ВНП был достигнут не в странах, переходящих на преимущественно рыночные механизмы хозяйствования (0,02%), а в странах, идущих по корпоративному пути (0,2%, т.е. в 10 раз выше). ни одна страна, решая проблемы выхода из кризиса, не ориентировалась преимущественно на рыночные механизмы хозяйствования. 3. Социально-экономическая модель и ее эффективность По результатам анализа моделей развития индустриально развитых стран по принятым критериям наблюдается зависимость эффективности этих моделей от соотношения плановых и рыночных хозяйственных механизмов. При этом установлено следующее: невозможно достигнуть положительных темпов роста при рыночной составляющей менее 5% и более 86%; высокая эффективность экономики (темпы прироста ВНП более 5% в год) может быть достигнута при рыночной составляющей 11-76% (соответственно плановая составляющая - 24- 89%); наивысшим темпам роста (свыше 15% в год) отвечает соотношение плановой и рыночной составляющей как 70 к 30; при разработке моделей и сравнении их эффективности вместо общепринятого понятия "смешанная экономика" целесообразно использовать понятие "двухуровневая экономика", имеющее количественные характеристики; прогресс экономики может осуществляться только при увеличении темпов роста, при этом для стран с преимущественно плановой экономикой - путем побуждения инициативы производительных сил общества, т.е. увеличения рыночной составляющей, для стран с преимущественно рыночной экономикой - путем усиления плановости и государственного регулирования. При этом для достижения одних и тех же темпов роста первым требуется вдвое меньше ресурсов, чем вторым. Для индустриально развитых стран наиболее эффективна модель планово-управляемой двухуровневой экономики. Ее верхний управляемый и контролируемый государственный сектор, производящий в зависимости от особенностей страны от 55 до 85% ВНП, базируется на общенародной, государственной или жестко подчиненной интересам государства частно-корпоративной собственности. Он призван обеспечить национальные интересы, успешное функционирование систем безопасности, долгосрочные накопления, НТП и благоприятные перспективы развития общества. Сектор второго уровня, базирующийся на частной, кооперативной и мелкогрупповой собственности, производящий от 15 до 45% ВНП на базе контролируемых государством рыночных механизмов, обеспечивает удовлетворение текущих потребностей населения и активизацию производительных сил общества. Для России с учетом традиций социальной защиты, самодостаточности ресурсов, протяженности транспортных артерий, климатической зоны, специфики производственного потенциала наиболее эффективным представляется соотношение планового и рыночного секторов по объему ВНП как 75 к 25, а на этапе выхода из кризиса и восстановления народного хозяйства, когда требуется мобилизация всех ресурсов на главных направлениях, - как 80 к 20. При разработке предлагаемой нами концепции развития проанализированы экономические программы различных партий и движений, что позволило максимально учесть их цели, использовать наиболее эффективные и действенные принципы и механизмы, обеспечить программную консолидацию ведущих политических сил общества. Предлагаемая модель социально-экономического развития России разработана на основании объективного анализа экономики индустриально развитых стран. Она базируется на плановом управлении экономикой с количественным распределением плановых и рыночных форм хозяйствования и различных форм собственности по уровням экономики, которое обеспечивает каждому из них наивысшую эффективность. Концепция строится на принципах устойчивого развития, единства и взаимозависимости общества, экономики и окружающей среды. Ее стратегическая цель - переход России на модель устойчивого социально- экономического развития, предполагающую преодоление в короткие сроки всеобщего системного кризиса, создание народам России среды обитания, отвечающей их исторически сложившимся духовным и материальным потребностям, достижение стабильности, вхождение страны в число безусловных мировых лидеров. Выход из кризиса рассматривается как важнейший, но тактический этап на пути к достижению главной цели, который должен обеспечить его преодоление в кратчайшие сроки и с минимальными затратами ресурсов. Реализация данной модели позволит возродить Россию как великую державу, сохранить и приумножить ее научно-технический потенциал, культурные, исторические и духовные ценности, защитить трудового человека. Концепция исходит из достаточности внутренних ресурсов для развития национальной экономики и удовлетворения потребностей общества. Концепция строится на принципах подчинения экономической системы расширенному воспроизводству конечного национального продукта (вместо извлечения прибыли); стратегического планирования и сочетания плановых, рыночных и других механизмов управления и регулирования в рамках сбалансированной двухуровневой экономики; ориентации на национальные кадровые, научные, производственные, сырьевые, финансовые ресурсы; приоритета стратегии перед тактикой; приоритета общественных интересов перед узкогрупповыми; приоритета наукоемких, экологовосстанавливающих и ресурсосберегающих технологий. Производительные силы общества оцениваются исходя из престижа честного труда и творчества, с опорой на интеллектуальное богатство, духовный и культурный потенциал. Структурную перестройку индустриального и аграрного комплексов предлагается проводить на основе наукоемких, высоких, энерго- и ресурсосберегающих, экологочистых и экологовосстанавливающих отечественных технологий. Предусматривается максимальное использование отечественных предприятий высоких технологий, создание стратегического эшелона НТП, опережающее развитие промышленности глубокой переработки сырьевых ресурсов. Важнейшим фактором восстановления народного хозяйства является воссоздание единых систем энергетики, транспорта и связи. Здесь и предполагается включение высоких технологий, предприятий ВПК как локомотива восстановления экономики. Россия обладает уникальными по составу и объему ресурсами практически во всех сферах производства, в том числе землей, энергоресурсами и промышленным сырьем. Приоритет их использования должен предоставляться российскому товаропроизводителю. Учитывая, что восстановление аграрного производства требует не только более значительных ресурсов, чем промышленного, но и по меньшей мере вдвое большего времени, в предлагаемой концепции аграрная политика представлена отдельным блоком. Этап антикризисных мер включает постановку количественных по результатам и срокам целей, разработку принципов реконструкции системы управления и урегулирования проблем собственности, достижение финансовой стабилизации и форсированное вовлечение ресурсов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Андрей Белоусов. Экономический рост в России: преодолевая барьер низкой конкурентоспособности. - Вопросы экономики. - №7. - 2003. Гайдар Е. Современный экономический рост и стратегические перспективы социально-экономического развития России. - М, 2003. Мир на рубеже тысячелетий. - М.: Новый век, 2001. Российский статистический ежегодник, 2002. Госкомстат России. - М., 2002. Сс. 38, 171, 614. Сергеев Е.Ю. Международные экономические отношения: Курс лекций. - М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 2002. Щербинин Ю.А., Рожков К.Л., В.Е. Рыбалкин, Фишер Георг. Международные экономические отношения. Интеграция. - М.: ЮНИТИ, 2002. 1 Андрей Белоусов. Экономический рост в России: преодолевая барьер низкой конкурентоспособности. - Вопросы экономики. - №7. - 2003. С. 35-38. 2 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|