|
|
Налоги: сущность, виды, функцииПЛАН ВВЕДЕНИЕ 3 1. НАЛОГИ 7 1.1. Сущность, функции, принципы налогообложения. 7 1.2. Классификация налогов. 8 1.3. Налоговая политика и социально-экономический прогресс. 12 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ 15 2.1. Структура российской налоговой системы. 15 2.2. Особенности исчисления отдельных налогов. 17 2.3. Основные направления налоговых реформ. 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27 ВВЕДЕНИЕ В современной экономической науке существуют две различные точки зрения на проблему бюджетного дефицита, государственного долга и их макроэкономических последствий. Большинство экономистов считают, что дефицит бюджета и государственный долг оказывают существенное влияние на развитие экономической системы. Это влияние аналогично возрастанию экспансионистской бюджетно-налоговой политики на реальный объём производства, уровень цен, процентную ставку и инвестиции, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. То есть следствием бюджетного дефицита в краткосрочном периоде будут: рост цен; рост реального объёма производства; эффект вытеснения частных плановых инвестиций. А в долгосрочном периоде: повышение уровня цен; усиления эффекта вытеснения; возвращение реального объёма производства к естественному уровню. Всё это означает, что сегодняшнее положение переложит бремя бюджетного дефицита на плечи будущего поколения, которое будет рождено в стране с меньшим размером накопленного капитала, что сократит размеры потребления и снизит уровень экономического благосостояния. Такая точка зрения на бюджетный дефицит и государственный долг называется традиционной и является, в общем-то, господствующей. Но есть и другие - точка зрения "рикардианской" школы, в соответствии с которой бюджетный дефицит и государственный долг могут и не повлиять на рост процентных ставок, уменьшение инвестиций. "Нейтральность бюджетного дефицита и государственного долга является следствием того, что снижение налогов при неизменном уровне государственных расходов само по себе может и не повлиять на рост расходов потребителей. Это утверждение вытекает из поведения потребителей, в соответствии с которым потребители при выборе линии поведения учитывают не только текущий интерес, но и интерес будущего, т. е. будущий доход. Что означает снижение налога при неизменных государственных расходах с точки зрения потребителя, думающего о будущем? Это означает, что правительство финансирует данное снижение за счёт роста государственного долга. В свою очередь рост государственного долга подразумевает, что в будущем для его покрытия необходимо будет увеличивать налоги. Таким образом, фактически налоги не изменяются, а просто перераспределяются во времени. Ожидания налогоплательщиков относительно будущего роста налогов и снижения доходов приведут к тому, что сегодняшнее потребление не увеличится, увеличатся лишь сбережения потребителей как защитная мера по поддержанию в будущем "привычного" уровня жизни. В данном случае снижение налогов приведёт к последствиям, описываемым с традиционной точки зрения. Таким образом, финансирование государственных закупок за счёт государственного долга равнозначно их финансированию за счёт налогов. Однако "рикардианская" точка зрения верна лишь при наличии целого ряда обстоятельств. Например, если потребитель действительно думает о будущем, если он действительно желает сохранить "привычный" уровень жизни, если действительно существует развитый ... риск и т. д. Кроме того, "рикардианская" точка зрения верна в том случае, если снижение налогов происходит на фоне неизменных государственных расходов. Если же налоги снижаются, но потребитель уверен в том, что правительство снизит в будущем и государственные расходы и не увеличит, следовательно, налоги, то потребитель не будет ожидать снижения уровня будущего потребления, и увеличит сегодняшнее потребление. Взаимная связь между государственным долгом и налогами будущего периода можно продемонстрировать с помощью уравнения, в котором налоговые поступления в двух периодах соотносятся с государственными закупками в том же промежутке времени. Рассмотрим два периода, в которых функционирует экономика: первый период - настоящее время, второй период - будущее. В первом периоде государство собирает налоги в размере Т1, и осуществляет государственные закупки в размере Ст1, во втором - соответственно Т2 и Ст2. Предположим, что в первом периоде Ст1 ? Т1, т. е. наблюдается дефицит бюджета Д: . Государство покрывает этот дефицит с помощью продаж и государственных облигаций на сумму Д. Очевидно, что государство должно собрать столько налогов, чтобы покрыть государственные закупки Ст2 второго периода и выплатить долг по облигациям, включая процент по ним. Задолженность по государственным облигациям с процентами во втором периоде равна (1 + ?)Д, где ? - процентная ставка. Следовательно: . Заменив Д на Ст1 - Т1, получим: . Сведём все показатели налогов и государственных закупок вместе, в результате получим: . Теперь разделим обе части уравнения на (1 + ?): . Это уравнение является стандартным способом выражения межвременного бюджетного ограничения, в данном случае государственного. Таким образом, налоговые поступления первого периода и дисконтированные налоговые поступления второго периода равны государственным закупкам первого периода + дисконтированная стоимость закупок государства во втором периоде. Уравнение государственного бюджетного ограничения1 показывает, что изменение бюджетно-налоговой политики в первом периоде приведёт к соответствующему изменению в расходах или налогах следующего периода. Так, если государство снижает в первом периоде, т. е. налоговые поступления Т1 сокращаются, а уровень государственных расходов Ст1 оставляет без изменения, то во втором периоде государство будет иметь долг по государственным облигациям. Теперь обратимся к уравнению, которое соотносило бы потребление и доход двух периодов, т. е. к межвременному бюджетному ограничению потребителя. Пусть в первом периоде до изменений в бюджетно-налоговой политике потребитель имеет доход Y1, уровень потребления С1, во втором периоде - соответственно Y2 и С2. Соотношение потребления и дохода в первом и во втором периодах будет иметь следующий вид: . Предположим, что в первом периоде государство сокращает налоги на ?Т, оставляя неизменными государственные закупки в обоих периодах. В результате этих изменений доход потребителя в первом периоде составит: . Во втором периоде при существующем бюджетном ограничении предполагается, что для неизменного уровня государственных расходов налоги должны быть увеличены на (1 + ?)?Т, чтобы возвратить долг и уплатить процент, следовательно, доход потребителя во втором периоде составит: . Сравним теперь: и : . Таким образом, текущая приведённая величина дохода потребителя за два периода не изменится при уменьшении налогов в первом периоде и неизменённых государственных расходах в первом и во втором периодах. Не меняется и бюджетное ограничение потребителя. Значит и уровень потребления потребителя остаётся неизменным. Увеличиваются лишь сбережения потребителя на величину снижения налогов. Следовательно, приходим к выводу "рикардианской" школы о том, что снижение налогов, финансируемое за счёт роста государственного долга, не оказывает влияние на расходы потребителя. Этот вывод можно продемонстрировать с помощью рисунка 1. Рис. 1. Снижение налогов, финансируемое за счёт государственных займов и его влияние на потребление (диаграмма Фишера): 1 - (Y1 - С1) - сбережения до снижения налога; 2 - ?Т - величина снижения налога; 3 - (Y1 + ?Т - С1) - сбережения после снижения налога; 4 - бюджетное ограничение потребителя (остаётся неизменным). 1. НАЛОГИ 1.1. Сущность, функции, принципы налогообложения. Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определённых законодательными актами. Это обязательные сборы, проводимые государством на основе государственного законодательства. Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Являясь фактором перераспределения национального дохода, они призваны также: гасить возникающие "сбои" в системе распределения; заинтересовывать (или снижать заинтересованность) людей в развитии той или иной деятельности. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства. Они устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т. е. определяют элементы налога. К элементам налога относятся: субъект налога или налогоплательщик - лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может быть переложено на другое лицо, поэтому выделяется специально и носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог; объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и т. п.); источник налога - доход, за счёт которого уплачивается налог; ставка налога - величина налога на единицу обложения (денежная единица доходов, единица земельной площади, единица измерения товара и т. п.). Нормой налогообложения является налоговая ставка - размер налога на единицу обложения. Различают твёрдые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твёрдые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, за тонну нефти или газ). Прогрессивные ставки - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик уплачивает не только большую абсолютную величину дохода, но и большую его долю. Прогрессивный налог - это тот налог, бремя которого наиболее сильно давит на лиц с большими доходами. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учёта дифференциации его величины. Регрессивные - средняя ставка регрессивного дохода. Регрессивные налоги выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее тяжелы физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами. Значение и роль налогов в современных условиях выходят далеко за пределы обеспечения государственных органов финансовым ресурсами. Налоги стали важнейшим средством огосударствления национального дохода. Они играют всё более важную роль в макроэкономическом регулировании, показателем чего является увеличение удельного веса налоговых изъятий в общем объёме ВНП. Принципы налогообложения: всеобщность, справедливость, стабильность, достаточность, подвижность (в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), однократность обложения. 1.2. Классификация налогов. По платёжеспособности налоги можно классифицировать на прямые и косвенные. Прямые налоги непосредственно платятся субъектом налога. Они взимаются с конкретного юридического или физического лица. Прямые налоги прямо пропорциональны платёжеспособности. К их числу следует отнести: подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпораций (фирм); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость, на социальное страхование, на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги и социальные взносы); налоги на перевод прибыли за рубеж и т. д. Косвенные налоги - это налоги на определённые товары и услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене (например, акцизы). Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Основными видами косвенных налогов являются: налог на добавленную стоимость, акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Практика налогообложения в большинстве развитых стран показывает, что существуют два ведущих вида налогов: подоходный, в основе которого лежит прогрессивное обложение граждан и юридических лиц по совокупности всех их доходов из всех источников (как внутри страны, так и за рубежом), и налог на добавленную стоимость (НДС). Производственные объединения, предприятия, а также собственники капитала уплачивают налог на основании предъявленных ими деклараций. Налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщика о размерах его доходов. Налоги с лиц наёмного труда взимаются при выплате им заработной платы. Взимание подоходного налога начинается с определенного минимума (необлагаемый минимум). По мере увеличения номинальных доходов расширяется база подоходного налогообложения, возрастает число налогоплательщиков, увеличиваются общие размеры мобилизуемых государством финансовых ресурсов. В подоходном налогообложении различают подоходный налог с физических лиц и подоходный налог с юридических лиц. Индивидуальный подоходный налог (налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика - физического лица. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчёт делается в конце года. Этот вид налога относится к прямым прогрессивным налогам. Налоговые системы разных стран, будучи в основном схожими, обладают каждая своим набором налоговых ставок и изъятий из налогообложения, налоговых кредитов и дат выплат налогов. Одновременно в большинстве налоговых систем товарищества (партнерства) не рассматриваются как отдельные объекты налогообложения. Они рассматриваются как каналы, через которые прибыли поступают партнёрам товарищества, и поэтому налогом на доходы облагаются партнёры, а не сами товарищества. Ниже приведены высшие ставки подоходного налога в промышленно развитых странах за 1996 год2 в процентах: Канада 29 США 31 Великобритания 40 Россия 40 Австралия 47 Япония 50 Италия 50 Германия 53 Франция 57 Швеция 72 В последние два десятилетия заметна тенденция понижения ставок подоходного налога. Многие экономисты полагают, "что для "справедливой" налоговой системы нужны ярко выраженные прогрессивные ставки подоходного налога, т. е. богатые должны платить большие налоги, чем бедные". Подоходный налог с юридических лиц - налог на прибыль корпораций (фирм) также является прямым прогрессивным налогом в большинстве стран. Он взимается в том случае, если корпорация (фирма) признаётся юридическим лицом. Однако для некоторых корпораций в мелком бизнесе делается исключение: они признаются юридическими лицами, но налоги платят не они, а их владельцы через индивидуальный подоходный налог. Корпоративный налог составляет основную часть налоговых выплат фирм. Обложению налогом подлежит чистая прибыль фирм (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков). Налогообложение той части чистой прибыли, которая подлежит распределению между акционерами в виде дивидендов, в разных странах осуществляется по-разному. Полученные дивиденды попадают под действие подоходного налога с физических лиц. В результате чего одна и та же сумма может дважды облагаться налогом - в начале корпоративным налогом, как часть прибыли фирмы, а затем личным подоходным налогом, как распределяемая прибыль, которая превращается, с точки зрения налогообложения, в доход акционеров. Исходя из принципа двойного налогообложения распределяемой прибыли корпорации, национальные системы можно представить в следующем виде. Классическая система, при которой распределяемая часть прибыли облагается налогом на прибыль корпораций, а затем личным подоходным налогом (Бельгия, Люксембург, Нидерланды, США, Швеция, Швейцария, а также Россия). Система снижения налога на уровне компании, при которой распределяемая прибыль облагается по более низкой ставке корпоративного налога (Австрия, Германия, Португалия) или же частично освобождается от обложения (Япония, Исландия, Испания, Финляндия) Система снижения налогообложения на уровне акционеров, при которой либо акционеры частично освобождаются от уплаты подоходного налога на получаемые ими дивиденды независимо от того, удержат ли корпоративный налог с распределяемой прибыли (Австрия, Дания, Канада, Япония); либо налог, уплаченный компанией с распределяемой прибыли, частично засчитывается при налогообложении акционеров, т. е. действует так называемый налоговый кредит (Великобритания, Ирландия, Франция). Система полного освобождения распределяемой прибыли от корпоративного налога на уровне фирмы (Греция, Норвегия) или акционеров (Австрия, Италия, Новая Зеландия, Финляндия). Второй по значимости вид налога, применяемый в большинстве развитых стран, - это налог на добавленную стоимость. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке до конечного потребителя. Налог на добавленную стоимость взимается в России и во всех странах Организации экономического сотрудничества и развития (кроме Австралии, США, Швеции). Налог на добавленную стоимость взимается с фирм-продавцов товаров и услуг в размере от 5 до 38 % стоимости их товара и распространяется на наиболее ходовые товары и услуги. Обычно в стране применяется основная (стандартная) ставка этого налога (в странах ЕС, например, она колеблется вокруг 15 %), а также повышенная, пониженная; с отдельных товаров и услуг этот налог не взимается. Налоговые системы развитых стран широко применяют налоги как средство поддержания и стимулирования предпринимательства. С этой целью используются определённые льготы. Важнейшими из них являются инвестиционный налоговый кредит, ускоренная амортизация, скидка на истощение недр.3 Инвестиционный кредит по своей сущности представляет финансирование государством капитальных вложений частного бизнеса. По своему содержанию инвестиционный налоговый кредит является налоговой скидкой. Он рассчитан на стимулирование замены устаревшего оборудования и внедрение новой техники. Этот налог, рассчитанный в процентном соотношении к стоимости оборудования, вычитается непосредственно из суммы налога, а не из облагаемого налогом дохода, что уменьшает на величину скидки стоимость вновь закупаемого оборудования, т. е. на ту его часть, на которую уже распространилась льгота в виде налоговой скидки на инвестиции. Имеется опыт применения налоговой скидки для расходов на исследования и разработки; налоговой скидки на инвестиции в энерго- и материалосберегающие технологии, оборудование; налоговой скидки на инвестиции в современное оборудование для мелких и средних фирм. К сожалению, однако, инвестиционный налоговый кредит увеличивает дефицит бюджета и инфляцию. Вместе с тем опыт показывает, что его отмена уменьшает инвестиции и конкурентоспособность, замедляет экономический рост. Суть ускоренной амортизации заключается в том, что правительство разрешает списывать амортизацию в масштабах, существенно превышающих реальный износ основного капитала. По существу это означает налоговую субсидию предпринимательству. Повышение амортизационных отчислений уменьшает сумму прибыли, облагаемой налогом, ускоряет оборот основного капитала. Наряду с селективными мерами налогового регулирования государство широко использует налоговый механизм и в целях общего воздействия на хозяйственную конъюнктуру в целом. Примером крупномасштабных мероприятий по стимулированию общей экономической конъюнктуры может служить крупное сокращение налогов в начале восьмидесятых годов после прихода к власти администрации Р. Рейгана.4 Теоретическим обоснованием этой программы стали расчёты американского экономиста А. Лаффера, доказавшего, что результатом снижения налогов является экономический подъём и рост доходов государства (кривая Лаффера). Согласно рассуждениям Лаффера, чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы корпораций отбивает у последних стимулы к капиталовложениям, тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, отрицательно сказывается на поступлениях в государственный бюджет. Американские эксперты во главе с профессором Лаффером попытались теоретически доказать, что приставке подоходного налога более 50 % резко снижается деловая активность фирм и населения в целом. Графически это выглядит следующим образом (рис. 2). Рис. 2 Кривая Лаффера. Трудно рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную шкалу налогообложения доходов (рис. 3). Рис. 3. Кривая Лаффера после корректировки. Она должна быть откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке её справедливости имеют национальные, психологические, культурные факторы. Американцы, например, считают, что при такой шкале подоходного налогообложения, которая существует в Швеции (72 %), в США никто не стал бы работать. Так, рост производственной активности США после налоговой реформы 1986 года в значительной степени был связан со снижением предельных ставок налогообложения. 1.3. Налоговая политика и социально-экономический прогресс. Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объём ВНП, занятость, инфляцию и экономический рост. Автоматическая фискальная политика основана на системе встроенных стабилизаторов. Под автоматическим или встроенным стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства. К основным встроенным стабилизаторам относится механизм изменения налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов. При этом используется прогрессивная система налогообложения. Поэтому в период активного роста ВНП налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности и сдерживание экономического роста. И, наоборот, в период экономического спада налоговые поступления автоматически сокращаются. К встроенным стабилизаторам относится и система пособий по безработице и различных социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоёв населения и т. п., препятствующие резкому сохранению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъёма и сокращения безработицы выплата пособий или прекращается или уменьшается, что сдерживает совокупный спрос. Что же касается практики использования автоматической фискальной политики, то наиболее полно она применялась в США администрацией президента Никсона в 1972-1974 гг. Широко применялся встроенный механизм гибкости, ставивший налоговые поступления в зависимость от колебаний экономической конъюнктуры. Однако экономическая реакция налоговой системы давала весьма негативные последствия в условиях спада, когда резко увеличивался дефицит бюджета. Поэтому не случайно данная система была заменена налоговыми программами, осуществляемыми по решению правительства. Мировой опыт свидетельствует, что система налогообложения - это не застывшая схема. Она постоянно меняется, динамично приспосабливаясь к воспроизводственным процессам, рынку, требованиям НТР. Так, только в США в восьмидесятые годы были проведены две реформы налогообложения, которые можно увязать с проведением дискреционной фискальной политики. Если говорить о механизме осуществления фискальной политики в России, то её можно отнести к дискреционной фискальной политике. Исходя их трёхлетнего опыта перехода России к рыночным отношениям попытаюсь выявить положительные моменты и негативные факторы, которые сдерживают проведение реформ. Известно, что налоговая система выполняет ряд функций: фискальную, стимулирующую и распределительную. Касаясь чисто фискальной налоговой системы РФ, можно предположить, что она не срабатывает. Так, не смотря на сильный налоговый пресс, вызванный как множественностью налогов (количество их видов превышает 40), так и высокими ставками основных из них, финансовых ресурсов не хватает даже на обеспечение первоочередных расходов: финансирование структурной перестройки экономики, конверсию оборонной промышленности, а также социальную защиту населения. Также не реализуется функция стимулирования, производства и товаропроизводителей. Практика свидетельствует о том, что изъятие у налогоплательщика до 30 % его дохода - тот рубеж, за которым начинается процесс сокращения сбережений. Если же налоги лишают предприятие и население 40-50% и даже ещё большей доли доходов, то это ведёт к практической ликвидации стимулов для предпринимательской инициативы и расширения производства, а также к стремлению уклонится от уплаты налогов. Следует отметить, что небывалых размеров достигло укрывательство от уплаты налогов. Экспертные оценки показывают, что только по операциям, отражённым в бухгалтерском учёте, от налогообложения уходит 10-15 % всех охватываемых средств. А если учесть расчёты за наличные деньги, то от уплаты скрывается от 30 до 40 % средств. Не нашли удовлетворительного решения и проблемы выполнения налогами распределительной функции. До сих пор бюджетная система не имеет законченной схемы закрепления налогов ха бюджетами различного уровня. Отмечая негативные моменты осуществления фискальной политики, следует отметить, что налоговая система РФ во многом отвечает общемировым тенденциям и практике развитых стран с рыночной экономикой. Например, таких федеративных государств, как США и Германия. В то же время её нельзя считать завершённой. На ней сказались короткие сроки разработки, тяжёлое финансовой положение страны и практически нереальные попытки скорейшего сбалансирования бюджета. Реформирование действующей налоговой системы должно осуществляться (одновременно с её упрощением) в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения разработанных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и добавленную стоимость. Выше изложенное позволяет определить основные направления совершенствования налоговой системы: дифференциация налоговых ставок. В первую очередь налога на прибыль, с установлением минимально возможной ставки для приоритетных отраслей экономики и максимально - для предприятий торговли, снабжения, посреднических организаций; пересмотр налога на добавленную стоимость (НДС), поскольку он увеличивает цены на четверть. 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ 2.1. Структура Российской налоговой системы. При нынешнем уровне налоговой нагрузки у законопослушного налогоплательщика отсутствуют возможности не только для экономической экспансии, но и для простого воспроизводства. Подтверждением тому служит продолжающийся спад в реальном секторе. По данным Комитета по бюджетной и налоговой политике Госдума, законопослушный налогоплательщик уплачивает в виде налогов свыше 60 % добавленной стоимости. Тот факт, что поступления в бюджет составляют реально не более 25 % добавленной стоимости за текущий период, свидетельствует о серьёзных недостатках налоговой системы, не решающих своих задач ни по формированию бюджета, ни по регулированию экономического развития. В частности наличие неоправданного количества "адресных налоговых льгот" размывает налоговую систему, искажает её воздействие на экономику, закрепляя нерациональную структуру хозяйства и, позволяя разрабатывать и применять различные методы уклонения от уплаты налогов в рамках имеющегося законодательства. Налоговые льготы могут хорошо действовать при эффективном механизме изъятия основного налога и строго взвешенном, не очень большом количестве льгот. В настоящее время налоговая нагрузка на предприятия складывается из налогов, частью включаемых в себестоимость продукции, а частью уплачиваемых из финансовых результатов деятельности предприятия. Налоги, включаемые в себестоимость продукции, гораздо меньше способны оказывать регулирующее влияние на процессы производства и воспроизводства, нежели налоги, относимые на финансовые результаты, поскольку первые включаются в цену товара и до определённого периода оплачиваются потребителем. Однако увеличение доли таких налогов приводит к относительному уменьшению доли прибыли (для товаров, спрос на которые эластичен по цене), а, следовательно, и массы налогов, уплачиваемых из прибыли, и той доли чистой прибыли, которая остаётся в распоряжении предприятия и представляет собой необходимый финансовый потенциал для его развития.5 Налоги, взимаемые с прибыли, имеют существенно больший регулирующий потенциал. Сильно увеличивать налоговое бремя могут налог на имущество и на содержание социально-культурной сферы (поскольку база налогообложения в данном случае значительно шире источника его уплаты), а также налог на пользователей автомобильных дорог, взимаемый с выручки, который хотя и включаются в себестоимость продукции, реально оказывает воздействие на размер налоговой прибыли предприятия за счёт увеличения затрат. Налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины в условиях существующих сбросовых ограничений также в совокупности увеличивают налоговое бремя на предприятия. Структура налоговой системы, конкретное соотношение различных видов налогов может оказывать непосредственное влияние на соразмерность форм дохода (прибыли, з/п, процента и ренты), как на отдельном предприятии, так и в экономике в целом. При увеличении нагрузки по налогу на прибыль усиливается стремление скрыть истинный её размер с целью занижения налоговой базы, перевести прибыль в другие формы (увеличение материальных затрат, заработной платы, более активное пользование инвестиционными льготами и т. д.). Если тяжесть налогового бремени смещается в сторону имущественных налогов и ресурсно-рентных платежей, то, хотя источником этих налогов остаётся прибыль предприятия, теряется смысл в её сокрытии, поскольку для имущественных налогов базой налогообложения является стоимость имущества, а для ресурсно-рентных платежей - объёмы (в стоимостном или натуральном выражении) добычи полезных ископаемых. При усилении ресурсно-рентного характера налогообложения государственных предприятий необходимо принять во внимание два аспекта. Первый - реальные возможности предприятий по уплате данных налогов, так как при значительной налоговой базе даже реальное повышение ставки может "съесть" не только всю прибыль предприятия, но и его оборотные средства. И второй - необходимость дифференциации предприятий в зависимости от их платёжеспособности. К структурообразующим налогам можно отнести совокупность налогов на заработную плату и налогообложение дивидендов. Чем выше величина налоговой нагрузки на заработную плату, тем меньше остаётся у предприятия возможностей для инвестирования и расширения производства. Если распределяемая прибыль облагается по более низким ставкам, возникает дополнительный стимул для создания акционерных обществ и корпораций, а также для увеличения размера привлекаемых средств путём эмиссии ценных бумаг. В настоящее время распределяемая прибыль в России облагается по ставке, на 15 % превышающей ставку налогообложения нераспределённой прибыли. Налоговое стимулирование различных форм дохода предприятий может решать на практике различные задачи. Так, снижение налога на прибыль приводит к увеличению потенциальных возможностей инвестирования и экономическому росту, уменьшение налогообложения заработной платы - к изменению некоторых макрокорпораций в экономике (стимулирует предприятия увеличивать долю живого труда в стоимости продукта, привлекать дополнительную рабочую силу и создавать дополнительные рабочие места, а также увеличивает возможности роста заработной платы), регулирование налогообложения дивидендов и процентов - к стимулированию (дестимулированию) определённых организационно-правовых форм предприятий, а манипулирование имущественными налогами - к структурным изменениям и переливу капитала. Однако налоговая система создаёт тем более действенные предпосылки для желательных структурных изменений в экономике, чем более нейтральный характер в целом она имеет. Наличие значительного количества адресных льгот и сильная дифференциация налоговых ставок, как правило, закрепляют структурные диспропорции в экономике. 2.2. Особенности исчисления отдельных налогов. 1. Налог на прибыль. Это один из основных видов налогов, взимаемых с плательщиков в соответствии с Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Он относится к числу прямых федеральных налогов, взимается на всей территории Федерации и наряду с налогом на добавленную стоимость является крупнейшим источником налоговых поступлений. По удельному весу в формировании бюджетных доходов в 1995 году налог на прибыль занимал первое место. На его долю в консолидированном бюджете России приходилось 31,6 %, в 1996 году - 19,3 %, в 1997 году - 24 % (табл. 1).6 Таблица 1. Роль отдельных налогов в формировании доходов бюджета РФ в 1995-96 гг. Налоги и платежи Поступило, % 1995 г. 1996 г. 1997 г. Поступление в бюджет - всего 100,0 100,0 100,0 Налог на прибыль 31,6 19,3 24,0 Налог на добавленную стоимость (НДС) 24,2 25,9 29,0 Подоходный налог с физических лиц 9,7 10,9 11,8 Акцизы 7,1 10,1 10,5 Федеральные дорожные фонды 2,6 2,7 7,0 Налог на имущество: предприятий 4,3 7,1 7,1 физических лиц 4,2 4,9 1,0 местные налоги и сборы 3,2 3,9 2,0 Платежи за пользование: недрами 2,7 1,1 6,0 природными ресурсами 4,2 5,4 Спецналог 0,3 0,3 0,3 Прочие налоговые поступления 0,9 1,0 1,3 Сегодня ставка налога на прибыль состоит из двух частей: 13 % зачисляется в федеральный бюджет РФ; до 28 % (а по некоторым предприятиям до 30%) в соответствии с решениями субъектов Федерации - в региональные бюджеты. Налог на прибыль платят также филиал и другие обособленные подразделения предприятий, не являющиеся юридическими лицами, но имеющие отдельный, хотя и не самостоятельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счёт в банке. Если же в состав предприятий входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчётного счёта в банке, то налог на прибыль в той части, которая зачисляется в соответствующий бюджет, определяется исходя из доли прибыли пропорционально стоимости основных производственных фондов и среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда). Плательщиками налога выступают также филиалы (территориальные) Сбербанка РФ, созданные в республиках, краях, областях, городах Москве, С.-Петербурге. Они исчисляют налог на прибыль по свободным бухгалтерским отчётам и балансам с включением результатов деятельности всех находящихся на этих территориях учреждений Сбербанка РФ. Помимо традиционных налогоплательщиков существует категория, - консолидированная группа. Под ней признаётся объединение российских предприятий, выступающее в качестве единого налогоплательщика в отношении как одного или нескольких федеральных налогов и сборов, так и региональных налогов и сборов в случаях, установленных налоговым законодательством. Участниками консолидированной группы могут стать российские материнские предприятия, если доля участи материнского предприятия в каждом дочернем составляет не менее 80 %. Налогоплательщики уплачивают налог в соответствующие региональные бюджеты, исходя из региональных коэффициентов и налоговой базы. 2. Налог на капитал. Поскольку приватизация в России происходила в основном в форме акционирования, по мере становления рынков капитала проблема разграничения обложения акционерного общества и держателей его акций при выплате дивидендов становится всё более актуальной. В России принят американский механизм "двойного налогообложения" предприятий и их владельцев (акционеров). Сначала прибыль акционерного общества облагается на уровне самого предприятия, а затем, когда она распределится в форме дивидендов, они облагаются личным подоходным налогом на уровне физических лиц. Доля налогов на капитал в России увеличивается, в 1995 году она составляла 9,3 % совокупных налоговых поступлений, а в 1996 году - 13,4 %. Основным источником налоговых поступлений остаются налоги на доход и налоги на потребление. В России до сих пор нет надёжных оценок капитала и, следовательно, обоснованных налогов на него. Однако это не означает целесообразность усиления налоговой нагрузки на капитал. Характерно, что страны с самой высокой долей налогов на доход (Япония, Швейцария, США) имеют самые низкие доли налогов на потребление в совокупных налоговых поступлениях. И наоборот, страны с самой низкой долей налогов на доход (Греция, Исландия, Португалия) вышли на первое место по доле налогов на потребление. Соответственно, ни в одной стране мира налог на капитал не является основным источником налоговых поступлений (табл. 2). Таблица 2. Доля налогов на доходы, потребление и капитал в налоговых поступлениях. Налоги на доходы на потребителя на капитал Япония 63,1 Греция 66,5 Турция 21,8 Швейцария 63,0 Португалия 57,7 Франция 20,4 Дания 61,4 Исландия 54,2 США 16,3 США 59,3 Россия 50,8 Австралия 16,2 Италия 56,9 Норвегия 50,5 Япония 16,0 Нов. Зеландия 56,7 Франция 47,9 Канада 14,9 Бельгия 56,2 Ирландия 47,4 Австрия 14,8 Австралия 55,4 Австрия 45,0 Великобритания 14,1 Швеция 54,1 Испания 144,9 Исландия 13,6 Канада 53,8 Финляндия 44,8 Люксембург 11,0 Германия 51,9 Германия 43,7 Швейцария 11,0 Финляндия 51,8 Нидерланды 42,1 Россия 9,2 Нидерланды 51,3 Великобритания 41,9 Швеция 8,7 Люксембург 49,4 Бельгия 39,9 Н. Зеландия 7,9 Испания 47,5 Люксембург 39,6 Испания 7,6 Ирландия 45,8 Италия 39,2 Греция 7,3 Норвегия 44,1 Турция 37,4 Ирландия 6,7 Великобритания 43,9 Швеция 37,2 Нидерланды 16,5 Турция 40,9 Н. Зеландия 35,4 Норвегия 5,4 Австрия 40,2 Дания 33,5 Дания 5,0 Россия 40,0 Канада 31,2 Германия 4,4 Португалия 38,7 Австралия 28,4 Бельгия 3,9 Исландия 32,1 Швейцария 126,1 Италия 3,9 Франция 31,7 США 24,5 Португалия 3,7 Греция 26,2 Япония 20,9 Финляндия 3,4 В среднем 49,0 В среднем 40,8 В среднем 10,2 3. Налог на добавленную стоимость (НДС). В число его плательщиков включены предприниматели и малые предприятия. Предприятия и организации с численностью работающих до 15 человек имеют право на освобождение от уплаты налога в течение каждого последующего налогового периода, если в течение двух предыдущих кварталов их ежеквартальная выручка от реализации отваров (услуг) не превышала 2500-квартного минимального размера оплаты труда, установленного российским законодательством. Налоговая база определяется как выручка от реализации товаров (услуг), исходя из всех доходов налогоплательщика, полученных или в денежной и (или) натуральной форме, в том числе в виде полученной экономической выгоды, прав или преимуществ. Налоговая база при реализации произведённых налогоплательщиком товаров (услуг) в зависимости от применяемых к ним правил ценообразования определяется как стоимость их, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов) с учётом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога; государственных регулируемых оптовых цен (тарифов) без включения в них налога; государственных регулируемых розничных цен (тарифов), включая налог. Пониженная ставка НДС составляет 10 %. Согласно действующему законодательству предприятия, реализующие товары в режиме оптовой торговли, начисляют НДС по установленной ставке по все продажной цене товара, а в бюджет уплачивают разницу суммой налога, полученной от покупателя, и суммой налога уплаченной поставщиками товара. Предприятия же розничной торговли уплачивают налог на добавленную стоимость только с торговой наценки и при этом не имеют право на зачёт налога, уплаченного поставщиком товаров. Если торговое предприятие одновременно занимается оптовой и розничной торговлей, у него возникают трудности при исчислении налога и ведении бухгалтерского учёта. 4. Подоходный налог с физических лиц. С 1 января 1998 года вступил в действие Закон РФ "О подоходном налоге с физических лиц". Датой получения дохода в календарном году является дата его выплаты, либо перечисление (включая передачи авансовых выплат) в натуральной форме физическому лицу. Шкала подоходного налогообложения: Размер облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году Сумма налога до 20 000 руб. 12 % от 20 001 до 40 000 руб. 2400 руб. + 15 % с суммы, превышающей 20 000 руб. от 40 001 до 60 000 руб. 5400 руб. + 20 % с суммы, превышающей 40 000 руб. от 60 001 до 80 000 руб. 9400 + 25 % с суммы, превышающей 60 000 руб. от 80 001 до 100 000 руб. 14400 + 30 % с суммы, превышающей 80 000 руб. от 100 001 и выше 20400 + 35 % с суммы, превышающей 100 000 руб. Подоходный налог между бюджетами при его уплате филиалами и другими обособленными подразделениями распределяется путём зачисления сумм налога в бюджеты по месту нахождения таких подразделений. В перечень налогоплательщиков включены военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, а также приравненные к ним категории лиц, для которых устанавливается необлагаемый минимум в размере 5-кратного максимального размера. 5. Социальный налог. База социального налога приближена к базе обложения подоходным налогом. Налог служит источником формирования Государственного фонда занятости населения, Фонда социального страхования Российской Федерации, федерального и региональных (территориальных) фондов обязательного медицинского страхования. С введением социального налога обеспечиваются единые правила определения сумм поступлений в государственные социальные фонды и их уплаты (путём расщепления социального налога), единообразие в учёте отчётности и контроле, а также единые меры ответственности за допущенные нарушения. Налогоплательщики (работодатели) должны уплачивать налог один раз в месяц - в срок, установленный для получения средств на оплату труда за истекший месяц. Для этого необходимо представить лишь одно платёжное поручение с указанием сумм, подлежащих зачислению в государственные социальные фонды.7 Соответственно сокращается количество отчётных документов, включая представляемые декларации. Для налоговой базы в размере до 60 млн. руб. на одного работника предусматриваются ставки 3,5 % (в части, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ), 1 % (в части, зачисляемой в Государственный фонд занятости населения РФ) и 3,9 % (в части, зачисляемой в Фонд обязательного медицинского страхования). Для налоговой базы в размере, превышающем 60 млн. руб., применяются ставки 1,5 % (в части, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ), и 2,5 % (в части, зачисляемой в Фонд обязательного медицинского страхования). Что касается отчислений в Пенсионный фонд, то их планируется снизить до 26 % и на 1 % - в Фонд социального страхования. В Пенсионный фонд будут платить только предприятия; физические лица в размере 1 % из своей зарплаты производить не будут.8 С отменой сбора на нужды образовательных учреждений, транспортного налога и некоторых местных налогов нагрузка на фонд заработной платы сократится на 5 %. 6. Налоги, связанные с использованием природных ресурсов. В целях стимулирования переработки отходов отменяется плата за использование отходов в горнодобывающих и перерабатывающих отраслях, если оно осуществляется по самостоятельной лицензии (действующая налоговая ставка - от 25 до 50 % платы за добычу соответствующих полезных ископаемых). В соответствии с международной практикой при добыче углеводородов применяется система налогообложения, позволяющая привлекать дополнительные инвестиции в развитие нефтегазодобывающей отрасли и включающая специальные налоги с предприятий, организаций и физических лиц, осуществляющих поиск, разведку и добычу углеводородов. При введении этих налогов не взимается налог с пользователей недрами и акцизы на нефть, включая газовый конденсат. Нецелесообразность использования действующей схемы установления акциза на нефть предопределяется тем, что назначение "сверху" средней, по отрасли ставки с последующей процедурой дифференциации ставок по предприятиям в целом снижает предсказуемость будущей ставки для инвестора и обостряет проблему создания объективного механизма дифференциации ставок по предприятиям. Налог на дополнительный доход от добычи (сверхприбыль), по сути, заменяет акцизы на нефть, создавая более мягкий режим налогообложения. Этот налог возникает при достижении определённого уровня окупаемости затрат, осуществлённых при добыче нефти, и прогрессивно возрастает по мере её увеличения. Такая схема налогообложения углеводородов создаёт благоприятный и стабильный инвестиционный климат в нефтяном комплексе, а также обеспечит надёжный источник доходов в бюджеты за счёт деятельности нефтяного комплекса. 7. Налог с розничных продаж, за исключением социально значимых товаров. Налог вводится на основании решений, принимаемых органами местного самоуправления в соответствии с принципами, установленными в Налоговом кодексе. Налогоплательщиками признаются предприятия, организации и физические лица, осуществляющие на территории городов (районов) операции по реализации товаров в розничной торговле. Налоговая база определяется как стоимость реализуемых товаров без учёта налога с розничных продаж. Конкретные налоговые ставки устанавливаются органами местного самоуправления в пределах 5 % налоговой базы, а повышенная ставка - 10 % в отношении алкоголя и предметов роскоши. Предусматривается, что сумма налога с розничных продаж не включается в цену реализуемых товаров, а устанавливается дополнительно к цене и указывается отдельной строкой на ярлыках товаров, ценниках, чеках и других, выдаваемых покупателю расчётных документах. Такое выделение является обязательным, Выделение указанной суммы отдельной строкой на чеках и других выдаваемых покупателю расчётных документах является обязательным. Данный налог по своей структуре и принципу взимания приближен к налогу на добавленную стоимость, о чём свидетельствует мировой опыт. 2.3. Основные направления налоговых реформ. Российские учёные первыми подметили две особенности налога: обязательность сбора в пользу государства и отсутствие конкретной возмездности. Этим он отличается, например, от пошлины, которая всегда предполагает определённую государственную услугу, оказываемую физическому или юридическому лицу. В России в настоящее время не существует общепринятой методологии исчисления налоговой нагрузки, поэтому отсутствует официальная статистика этого показателя. Имеются лишь разрозненные измерители, которые в косвенной форме могут давать представление о совокупном налоговом бремени. На практическом уровне под налоговой нагрузкой чаще всего имеют в виду межстрановое сравнение ставок различных налогов: прибыли, добавленной стоимости, налога на имущество, с продаж, акцизов, таможенных пошлин и подоходного налога. Специалисты органов управления (налоговой службы, статистики и Министерства экономики) используют зарубежный опыт определения долей налогов в составе ВВП. В таблице 3 приведены расчёты фактически перечисленных в государственный бюджет налогов в составе ВВП по России и по Москве, за 1994-1997 гг. по методологии органов государственного управления, т. е. без учёта отчислений в государственные внебюджетные фонды социального назначения. Таблица 3. Показатель 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. Валовый внутренний продукт (ВВП) в фактических ценах, трлн. руб. Россия 611,0 1659,0 2256,0 2675,0 Москва 100,0 125,0 213,0 242,2 Общая сумма налогов, трлн. руб. Россия 116,2 364,3 473,0 572,5 Москва 22,7 59,3 87,0 106,7 Доля налогов в ВВП, % Россия 19,0 22,0 21,0 21,4 Москва 22,7 47,5 40,8 44,1 Расчёты выявили разнообразный уровень налоговой нагрузки. Более низкой она оказалась по России в целом. Но в расчёт не взяты недоимки по налогам, которые в 1997 году по России сопоставимы с дефицитом государственного бюджета (таблица 4). Для сравнения приведу налоговую нагрузку в ведущих странах (в процентах к валовому внутреннему продукту, но с учётом социальных налогов): Германия - 40,5 %, Франция - 42,7 %, Швеция - 54,5 %. Таблица 4. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. Недоимка по платежам в консолидированный бюджет всего, трлн. руб. 15,1 55,0 128,2 160,0 в % к ВВП 2,5 3,3 5,7 6,0 Столь высокая нагрузка в столице - результат лучшей собираемости налогов, чем в других регионах. Но можно предположить, что в Москве искусственно занижена величина оплаты труда, поскольку здесь доля предприятий, ведущих расчёты в большом объёме наличными деньгами, значительно выше, чем в среднем по стране. Существуют взгляды на состав налогов, включаемых в налоговую нагрузку. Одни считают, что в расчёт налоговой нагрузки можно включать только прямые налоги, уплачиваемые непосредственно из прибыли. Вторые допускают включение и косвенных налогов. Третьи считают возможным включение и налогов, относимых на себестоимость продукции (услуг). Наконец четвёртые (их взгляды выражают специалисты Министерства финансов РФ) включают в совокупную налоговую нагрузку все налоги и налоговые отчисления. Я больше воспринимаю позицию специалистов Министерства финансов РФ, за исключением трёх моментов. Считаю неправомерным включение исчислений в Пенсионный фонд, который по своей сути является возмездным. В будущем человек получит их обратно в качестве надбавки к установленной ему пенсии по старости. По этой же причине в совокупную налоговую нагрузку на хозяйственных субъектов не должны включаться и другие налоговые отчисления, носящие возмездный характер. Подоходный налог является безвозмездным изъятием из начисленной оплаты труда конкретных работников, но в виду её резкой дифференциации и соответственно различных ставок этого налога более высокооплачиваемые работники должны нести более высокую налоговую нагрузку. Иначе говоря, на них, в отличие от юридических лиц, не распространяется принцип справедливости. Прогрессия налогообложения физических лиц должна регулироваться другими принципами. Высокое налоговое давление в реальном секторе экономики не только удерживает развитие предпринимательской активности, но и ставит производство на грань выживания. Поэтому устранение перекосов в формировании налоговой нагрузки является условием развития предпринимательской деятельности и обеспечения бюджетных поступлений. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Неотъемлемым элементом общества в условиях рыночных отношений являются налоги. Мировой опыт свидетельствует о том, что налоги являются наиболее эффективной формой управления рыночного хозяйства. Налоги и налоговая политика объективно включены в систему экономической безопасности, во-первых, как мощный ресурсный фактор, находящийся в руках государства, а значит и инструмент воздействия на экономику. Во-вторых, как механизм обратной связи и зависимости государства от субъектов экономики (физических и юридических лиц, территорий и т. п.). Таким образом, налоговый механизм может выступать в качестве средства обеспечения безопасности или, наоборот, момента усиления угроз и рисков.9 Это, очевидно, зависит от конкретной ситуации: особенностей переживаемого страной этапа экономического развития, характера проводимой хозяйственной политики и стабильности государственной власти. В свою очередь, неэффективная налоговая политика и просчёты в деятельности государственных органов несут в себе угрозы и опасности для страны, не укрепляют, а ослабляют и разлагают финансовую устойчивость экономики, разобщают регионы, противопоставляют государство и предпринимательство, государственную власть и институты гражданского общества. Глобальная налоговая стратегия, частью которой являются мероприятия по налоговому стимулированию предприятий, осуществляется государством. Налоговая политика в рыночной экономике должна быть едина для всех форм собственности. Государственное стимулирование посредством налоговых рычагов осуществляется в двух формах: снижение налоговых ставок; введение целых налоговых льгот. Благодаря этому уменьшается размер налогооблагаемой базы. Однако использование этих рычагов ограничено потребностями страны во внутренних ресурсах, т. е. необходимыми размерами доходной части бюджета. Снижение налогового бремени является сильным стимулом для развития предприятий. В стабильной экономике такое снижение возможно только при сокращении потребностей государства во внутренних ресурсах, что в свою очередь означает уменьшение государственных расходов и спроса со стороны государства на продукцию промышленности. На практике это может означать закрытие ряда производств, ориентированных на государственные потребности. В то же время необходимость сокращения налоговой нагрузки на производителя является мерой безальтернативной. Пополнение доходов государственного бюджета может произойти на первых парах за счёт легализации части теневого сектора, который может предпочесть платить умеренные налоги, нежели находиться под постоянной угрозой наказания. Снижение доли налоговых платежей в величине доходов предприятий создаёт предпосылки для начала экономического роста, а увеличение числа платёжеспособных экономических агентов позволяет выйти из затянувшегося бюджетного кризиса. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Камаев В.Д. Основы экономической теории. - М., 1997. - С. 180-181. Добрынин А.И. Курс общей экономической теории. - М., 1996. - С. 360. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. - Киров, 1996. - С. 410-415. Тарасевич Л.С. Курс общей экономической теории. - С.-П., 1996. - С. 362-364. Виссарионов А.И. Налоговое регулирование экономической активности//Экономист, 1998. - № 4. - С. 70-71. Тимофеева О. Налоговый кодекс//Экономист, 1998. - № 3. - С. 66-67. 1 Камаев В.Д. Основы экономической теории. - М., 1997. - С. 180-181. 2 Добрынин А.И. Курс общей экономической теории. - М., 1996. - С. 360. 3 Чепурин М.Н., Киселёва Е.А. Курс экономической теории. - Киров, 1996. - С. 410-415. 4 Тарасевич Л.С. Курс общей экономической теории. - С.-П., 1996. - С. 362-364. 5 Виссарионов А.И. Налоговое регулирование экономической активности//Экономист, 1998. - № 4. - С. 70-71. 6 Тимофеева О. Налоговый кодекс//Экономист, 1998. - № 3. - С. 66-67. 7 Тимофеева О. Налоговый кодекс//Экономист, 1998. - № 3. - С. 73. 8 Тимофеева О. Налоговый кодекс//Экономист, 1998. - № 3. - С. 74. 9 Глазьев С. Основы обеспечения экономической безопасности страны//российский экономический журнал, 1997. - № 1. - С. 4. 33 17 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|