|
|
Роль и значение малого бизнеса в современной экономике + задачаПлан Вопрос: Роль и значение малого бизнеса в современной экономике Сущность малого бизнеса Роль малого бизнеса в современной экономике Зарубежный опыт развития малого бизнеса 3 3 6 10 Задача: Капитал в 20 тыс. долл., ссуженный на 3 месяца, принес доход в 400 долл. Этот же капитал был отдан в ссуду сначала на 6 месяцев, а затем на 3 месяца из расчета 5 и 2% годовых. Определите годовую норму процента. 17 Список литературы 18 Роль и значение малого бизнеса в современной экономике 1. СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА Малое предпринимательство представляет собой составную часть общей системы предпринимательства, а малые предприятия следует рассматривать в качестве элементов малого предпринимательства. Предприниматель, которым может быть любой субъект капитала (отдельное лицо, группа лиц, фирма, объединение), осуществляет соединение средств производства, которыми он владеет (распоряжается), с рабочей силой посредством купли последней и ее использования (распоряжения ею) в процессе хозяйствования. Предприниматель не может хозяйствовать вне конкуренции: организуя производство, он должен конкурировать, а конкурируя, - организовывать производство. Конкуренция - это для предпринимателя естественный и единственно возможный способ хозяйствования. В толковом словаре В. Даля предприниматель характеризуется следующим образом: "Предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам. Смелый и решительный на дела такого рода". Причем условием деятельности предпринимателя Даль называет личную свободу: "Торг любит волю, а ум простор". На уровне научных концепций ХХ века предприниматель выступает, прежде всего, как новатор. Создателем теории предпринимателя-новатора является немецкий экономист Иозеф Шумпетер. Он связывает предпринимательство с внедрением новых технологий, новых технологий, новых продуктов, новых источников снабжения и новых форм индустриальной организации. Отмечая особенности малого предпринимательства, необходимо выделить следующие: во-первых, это деятельность частнопредпринимательского характера, когда собственник сам руководит деятельностью предприятия и берет на себя весь предпринимательский риск. Соединение функций владения и управления является отличительной чертой малого бизнеса, хотя оно может рассматриваться не как общее правило, а лишь как тенденция, с которой, однако, связаны основные успехи малого бизнеса; во-вторых, это направленность на укрепление независимого индустриального предприятия и на активную конкуренцию в целях противостояния росту монополий. В этом проявляется нетождественность понятий "малое предпринимательство" и "предпринимательство"; в-третьих, это выражение определенных черт внутренней организации и особых внешних условий функционирования части предприятий, деятельность которых строится на высоком уровне развития производительных сил и ориентирована на гибкое и мобильное хозяйствование. Для этих предприятий характерны благоприятные возможности раскрытия предпринимательского и человеческого потенциала работников на основе различных вариантов соединения собственности и управления, а также наиболее полное использование преимуществ небольших по размеру хозяйственных единиц. Таким образом, малое предпринимательство - это единство капитала-собственности и капитала-функции. Однако, такое определение будет не совсем точным без указания размеров малых предприятий, величины хозяйственного оборота и числа работающих. Так, в Германии малыми считаются мелкие предприятия с численностью занятых от 1 до 49 человек, с годовым оборотом до 1 млн. марок и средние предприятия с численностью занятых от 50 до 499 человек, с годовым оборотом от 1 млн. до 100 млн. марок. Кроме того, там вводится ограничение по степени участия в капитале данного предприятия других фирм и организаций (не более 1/3). Наиболее полная классификация абсолютных размеров малых фирм по числу занятых, по объему их товарооборота в зависимости от отраслевой и географической принадлежности была разработана администрацией США по делам малого бизнеса. Согласно ее критериям, статистические отчеты включали в качестве мелких фирм организации с годовым доходом 5-22 млн. долларов (в зависимости от отраслевой принадлежности, вида продукции и территориального расположения), с числом занятых в различных отраслях от 250 до 1500 человек. Малый бизнес как экономическая категория характеризуется совокупностью определенных свойств и качеств, составляющих его отличительную особенность. К основным свойствам малого бизнеса относятся: гибкость, свобода организации своей внутренней и внешней деятельности, быстрая оборачиваемость средств и на этой основе возможность скорого технического перевооружения, высокая восприимчивость к новым идеям и быстрое переключение на новую продукцию, значительное уменьшение расходов за счет предельно рациональной организации и управления производством. Как экономическая категория малый бизнес выражает отношения между субъектами (юридическими и физическими лицами), ведущими экономическую деятельность по поводу производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг с целью получения дохода и удовлетворения определенных потребностей людей. Успех предпринимательства напрямую зависит от того, каким образом будет обеспечен контакт с потребителями. Это требует активного изучения запросов, рыночных тенденций, осуществления грамотной маркетинговой деятельности. Поэтому структура предпринимательства неразрывно связана с менеджментом (наукой об управлении общественным производством), задачей которого является принятие решений, направленных на оптимальное сочетание материальных, трудовых и финансовых ресурсов фирмы. 2. РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ Для определения роли малого бизнеса в отечественной экономике важно реально оценить потенциальные и фактические возможности максимального проявления его сущности: быстрой реакции на изменение рыночной конъюнктуры, что придает экономике необходимую гибкость (в современных условиях это свойство приобретает особую значимость в силу быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, возрастания номенклатуры производимых товаров и услуг); мобилизация значительных финансовых и производственных ресурсов населения (в том числе трудовых и сырьевых); активного участия в достижениях научно-технического прогресса и быстром внедрении его результатов в производство (поиск и разработка новых идей, создание и освоение новых технологий); вклада в смягчение социальной напряженности и решение проблем занятости населения; мобилизация личного фактора; удовлетворение определенного круга потребностей людей; развитие конкуренции. Кроме того, предприятия малого бизнеса включаются в систему крупного производства для обслуживания крупных предприятий. Их отношения строятся не на подчинении и диктате, а на партнерстве и взаимной выгоде. Весьма характерно, что во многих сферах хозяйственной деятельности малый бизнес становится все более необходимым дополнением к крупному, особенно там, где нецелесообразно массовое производство. Крупные фирмы нередко отказываются от заказов на мелкие серии, предоставляя их производство небольшим предприятиям, которые закрепляются в узкоспециализированных секторах производства, становясь поставщиками различных полуфабрикатов, деталей, узлов, продуктов отдельных стадий технологического процесса для крупных фирм. Благодаря этому крупные предприятия получают возможность, освободившись от "мелких дел", расширить свое производство за счет увеличения мощностей. Одновременно крупные заводы постепенно освобождаются от ремонтных цехов, передавая их функции мелким специализированным предприятиям. Однако малый бизнес не ограничивается вспомогательной ролью по отношению к крупному производству. Многие малые предприятия сориентированы непосредственно на рынок, производят конечную продукцию, как правило, потребительского характера. Эта функция малого бизнеса имеет особо важное значение для региональной экономики. Ведь малые предприятия близко расположены к местным рынкам, умеют быстро приспосабливаться к специфической клиентуре, ее запросам. Рост потребностей населения, их возрастающая дифференциация и индивидуализация диктуют быструю смену ассортимента, оперативное освоение новых видов продукции, пользующейся повышенным спросом, развитие производства мелкими партиями и по индивидуальным заказам. Этим требованиям малые предприятия способны соответствовать в большей степени, чем крупные, причем с меньшими издержками. Не меньшее значение имеет возможность использовать на мелких предприятиях местное сырье и небольшие местные источники энергии, а также отходы крупного производства, которые не могут быть утилизированы крупными предприятиями. Последнее обстоятельство не только повышает эффективность производства в результате более полного использования сырья, но и создает благоприятные условия для уменьшения загрязнения окружающей среды. Заметна роль малых предприятий в решении проблемы занятости населения, поскольку они имеют возможность использования таких резервов рабочей силы, которые не могут быть применены на крупных предприятиях из-за особенностей технологии и режима производства на них. Речь идет об учащихся, домохозяйках, пенсионерах и других лицах с ограниченной трудоспособностью. В настоящее время во всех странах, испытывающих дефицит трудовых ресурсов, стимулируется включение этих категорий населения в общественное производство, прежде всего на мелких предприятиях сферы торговли и обслуживания. Малые предприятия не только активно привлекают работников на условиях совместительства, но и являются основным источником новых рабочих мест (в силу чего требуют к себе особого внимания в периоды экономического спада). По утверждению ряда экономистов, в минувшее десятилетие в США усилиями малых фирм было создано до 80% новых рабочих мест (предприятия с числом занятых до 200 человек создали 63% всех новых рабочих мест). Хотя по мнению британского журнала "Экономист", исследования в этой области не учитывают того факта, что рабочие места в малых фирмах иногда создаются в результате сознательного решения крупных компаний о передаче этим фирмам части работ, которые в других условиях они могли бы выполнить сами. Если это так, то именно в действиях крупных компаний кроется первопричина увеличения числа рабочих мест на малых фирмах. Еще недавно особенностью российской экономики считался фактор полной занятости, когда все трудоспособное население было обеспечено работой. С переходом отечественной экономики на рыночные условия хозяйствования появилась рыночная концепция занятости, которая допускает 2-3% безработицу. Высокий уровень безработицы ведет к негативным экономическим и социальным последствиям, поскольку при рыночной экономике действует закон А. Оукена, согласно которому наблюдается отставание валового национального продукта на 2,5%, если фактическая безработица будет выше естественной на 1%. Именно поэтому любое государство стремится к регулированию уровня безработицы, в том числе через поддержку малого предпринимательства, и прежде всего в регионах. По мнению западных экономистов, такая поддержка является выражением государственной политики, направленной на содействие экономическому росту городов и укрепление налоговой базы местных бюджетов, следствием чего будет повышение жизненного уровня населения в целом. Как свидетельствует опыт США, создание на уровне муниципалитета 100 новых рабочих мест приводит к увеличению личных доходов населения на 12,7 миллионов долларов и росту поступлений в бюджет на 500 тысяч долларов. Американские муниципалитеты не имели право прямо, путем принятия законодательных актов, регулировать занятость на своих территориях, однако они могут косвенно влиять на рынок труда, создавая благоприятные условия для деятельности все большего числа компаний через налоговое стимулирование, льготное кредитование, предоставление земли с заниженной арендной платой и т.д. Но, как показала практика, не только финансовые льготы привлекают капитал в предпринимательские зоны. Большую по сравнению с ними значимость имеют для малого бизнеса такие факторы, как наличие в регионе развитой инфраструктуры, близость рынков сбыта, уровень и безопасность жизни. Особую роль в развитых странах мелкие фирмы играют в области инноваций. Они, как правило, занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам наиболее капиталоемкие стадии промышленного развертывания производств. Около 80% научно-технических нововведений приходится на долю мелких фирм, которым свойственны гибкость, мобильность, способность идти на риск и быстро менять ассортимент продукции. Малый бизнес служит также своего рода амортизатором колебаний экономики, т.к., несмотря на жесткую конкуренцию между мелкими предприятиями, он создает необходимую для рынка атмосферу состязательности, обладает возможностью мгновенно реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры. Немаловажно и то, что оживление конкуренции и духа предпринимательства противодействует монополистическим тенденциям, что является одним из факторов обеспечения стабильности экономических устоев хозяйственной системы. Отмечая рост предпринимательства как "замечательное явление двух последних десятилетий", канадский профессор Л. Дин видел его преимущества в таких качествах, как возможности для организации "более интенсивного труда, более прямых связей между трудом и капиталом, обеспечение условий для проявления талантов, налаживания специализации, повышения уровня конкурентоспособности и "степени экологичности всей современной системы общественного производства". 3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В индустриально-развитых и развивающихся странах малый бизнес имеет большое значение. В США, например, удельный вес фирм с численностью работающих до 500 человек к 1985 г. составил 99,8%. На мелкий бизнес в этот же период приходилось 53% всех занятых, 45% совокупных активов, 34,9 чистого дохода. Возникает концепция "предпринимательского общества". Так, американский экономист П. Дракер, основываясь на данных за 1965-1985 гг., сделал вывод о движении современной Америки от "управленческой" экономики к "предпринимательской". Однако малый бизнес США находится в существенной зависимости от крупного бизнеса (многие мелкие и средние фирмы в промышленности и строительстве являются субподрядчиками крупных предприятий). Безусловно, система субподряда выгодна для корпораций, ибо она позволяет сэкономить время, капитал, снижая затраты на управление. В таких условиях малые и средние фирмы привязаны к головным компаниям производственной, коммерческой и финансовой зависимостью. В конкурентной борьбе без финансовой поддержки организовать производство непросто. В США более 50% компаний малого бизнеса в машиностроении и металлообработке связаны с субподрядом. В сфере торговли и услуг подобного рода зависимости не менее развиты, чем в промышленности. В этой среде лидирующее место занимает контрактная система, разновидностью которой является "френчайзинг", имеющий ряд положительных качеств: позволяет установить контроль над сбытовой сетью и свести расходы по реализации товаров и услуг до минимума; дает возможность без особых дополнительных затрат контролировать количество и марку продукции; работает с потребителем; является эффективным оружием в борьбе против конкурентов; способствует быстрому и четкому реагированию на изменения спроса и требований рынка и др. В США на систему "франчайзинг" в конце 80-х годов приходилось 40% розничного товарооборота и около трети услуг. В рамках этой системы можно выделить три типа фирм: Фирмы, которые работают только на контрактной основе. Они обязаны продавать лишь готовую продукцию своей головной компании, поддерживая ее торговую марку (к их числу можно отнести, например, отчасти бензоколонки, магазины и пр.); Фирмы, которым крупный поставщик определяет некоторые показатели их производственной и коммерческой деятельности (план продаж, стандарты производства качества и т.п.). Развитие этого типа фирм началось с конца 60-х годов. Тогда появились "удобные магазины", которые торгуют товарами повседневного спроса, рестораны с ограниченным выбором блюд, предприятия по прокату автомобилей и другого имущества, часть гостиниц и т.п.); Так называемые операторы-предприятия, которые сдаются на условиях аренды мелким предпринимателям (бензоколонки, авторемонтные мастерские, предприятия общественного питания и др.). При этом собственность не принадлежит "операторам", они лишь осуществляют функцию ее реализации. Деятельность этих фирм полностью регламентирована. В России подобная система тоже может быть жизнеспособной при воспроизводстве традиционных форм собственности. Она позволила бы существенно увеличить производство товаров широкого потребления предприятиями тяжелой промышленности, а также на базе лизинга создать "дочерние" хозяйственные образования, размещая в них госзаказ по товарам массового спроса. Показателен опыт по развитию малого бизнеса в Южной Корее. Он стал основой корейской экономики и "корейского чуда". Малый бизнес дошел до каждого корейца. Мелкие предприятия в Южной Корее составляют 98,6% всех производств. На них занято 62% работающих. Это позволило включить всех жителей страны в активную экономическую жизнь, доверив народу решение глобальных экономических задач. Малый бизнес активно пропагандируется в современной Южной Корее. Можно по всей стране увидеть лозунг: "Малый бизнес - движущая сила экономического роста". При этом государственные органы всегда поддерживали малый бизнес. Так, существует пятнадцать организаций, большей частью правительственных, которые занимаются его проблемами. В министерстве торговли есть Бюро малого бизнеса, которое инициирует создание мелких предприятий, помогает этому процессу, выступая гарантом перед банками, выдает безвозмездные субсидии и осуществляет разнообразную административную поддержку (помогает зарегистрироваться, обучает специалистов и пр.). В области финансирования четыре общенациональные организации ориентированы только на малый бизнес: Индустриальный банк Кореи, Гражданский национальный банк, Корейский гарантийный фонд (он дает гарантии по всем кредитам мелкого бизнеса, через него действует государство), Корейский технологический кредитный фонд (занимается поддержкой новых технологий в малом бизнесе). Помощь государства продумана и с финансовой, и с административной стороны. Есть крупные внешнеторговые организации, которые стимулируют экспорт продукции малого бизнеса (добиваются уменьшения налогов, снижения таможенных тарифов, льготных кредитов, облегчают ввоз в страну прибыли из других стран, обеспечивают предпринимателей информацией, проводят исследования рынков, подыскивают контрагентов и пр.). Новые технологии для малого бизнеса разрабатывают специализированные институты и центры, в частности корпорация промышленного бизнеса. В России малые предприятия обречены на самостоятельную борьбу со старой, еще сильной, системой, хотя трудности переходного периода диктуют необходимость государственной помощи. Прежде всего при непосредственной экономической поддержке государства должно создаваться так называемое рисковое предпринимательство. Этот вид бизнеса в первую очередь влияет на ускорение использования достижений НТП, оперативное восприятие нововведений экономикой. Следовательно, способствует формированию инновационного типа развития общества. В этой связи следует обратиться к опыту США, где существуют две разновидности рискового ("венчурного") предпринимательства: собственно рисковый бизнес и внутренние рисковые проекты крупных корпораций. Внутри собственно рискового бизнеса действуют два хозяйствующих субъекта: независимые малые инновационные фирмы и предоставляющие им капитал финансовые учреждения. При этом первый основывают ученые, инженеры, изобретатели, стремящиеся воплотить в жизнь новейшие достижения науки и техники. Здесь первоначальным капиталом могут служить личные сбережения основателя. Однако, как правило, их обычно не хватает для реализации идей. В таких случаях можно обратиться в одну из специализированных финансовых компаний (второй субъект), готовых предоставить рисковый ("венчурный") капитал. Средства предоставляются на безвозвратной, беспроцентной основе. При этом переданные ресурсы не подлежат изъятию в течение срока действия договора. Возврат вложенных средств и реализация прибыли рискового капитала происходят в момент выхода ценных бумаг фирм на открытый рынок. Такова специфика рискового финансирования. В целом рисковый бизнес характеризуется повышенной прибыльностью. Так, по данным выборочного обследования в США 50 финансовых фирм, предоставляющих рисковый капитал; почти 70% из них имели рентабельность свыше 20%, а остальные - свыше 30 процентов. Объясняется это тем, что сферы такого применения капитала является самой прогрессивной и наукоемкой. Повышена эффективность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), особенно в малых предприятиях: научные разработки в них ведутся максимально интенсивно; в течение сравнительно непродолжительного периода все усилия сосредоточиваются на одном проекте; немногочисленный аппарат управления не требует больших накладных расходов и позволяет избежать различных бюрократических моментов, снижающих эффективность НИОКР в лабораториях крупных корпораций; выше гибкость производства, так как малые предприятия более умело приспосабливаются к запросам потребителей. Инвестиционные компании малого бизнеса в США функционируют при непосредственной поддержке государства. Ряд программ научно-технических разработок малых предприятий, фирм финансируется из бюджетов федеральных ведомств. Программы поддержки нововведений в малых фирмах обязаны иметь все федеральные ведомства с годовым бюджетом НИОКР свыше 100 млн. долларов. Получают возможность довести свои замыслы до стадии реализации изобретатели-одиночки. Именно для этого государство создает "центры нововведений", "центры промышленных технологий". Таким образом, государство стремится создавать благоприятные условия в сфере рискованного бизнеса. Этому способствует налоговая политика государства, явившаяся результатом общей либерализации налогового и амортизационного законодательства, начало которой было положено Администрацией Р. Рейгана в 80-е годы. Максимальная ставка налогооблажения доходов от рискового предпринимательства составляет 20 % (в 70- годы - 49%). Американский опыт развития рискового ("венчурного") бизнеса свидетельствует о том, что успешное развитие экономики на современном этапе научно-технического прогресса требует активизации человеческого фактора и внедрения новой техники. Стимулирование и государственная поддержка развития в России малого предпринимательства ? одно из необходимых условий создания рыночного хозяйства. Малое предпринимательство в последнее десятилетие являлось важным источником экономического роста в странах с развитой рыночной экономикой. В России значительное повышение эффективности общественного производства невозможно без его децентрализации, создания высокопроизводительного сектора экономики через увеличение числа хозяйствующих субъектов, гибко реагирующих на требования научно-технического прогресса. Поэтому становление малого предпринимательства у нас в стране приобретает особую значимость. Ведущая роль в становлении предпринимательства (бизнеса) принадлежит регионам. Они заинтересованы в развитии предпринимательства, поскольку эта сфера способствует росту местного бюджета и улучшению условий жизни населения. Справедливость этого подтверждается опытом зарубежных стран, где регионы, дифференцируя муниципальные налоги, имеют возможность стимулировать развитие предпринимательства в тех направлениях, которые в наибольшей степени отвечают их интересам: насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами, так как малые предприятия в отличие от крупных обладают гибкостью и мобильностью; освоение рынков, которые для крупных фирм являются недостаточно емкими; создание новых рабочих мест; участие в развитии научно-технического прогресса (НТП), так как по некоторым оценкам на долю малых предприятий приходится около 80% всех инноваций. Как свидетельствует опыт зарубежных стран, развитие малого предпринимательства в России может стать серьезным средством преодоления кризисных явлений в экономике. Пока же достижения российского предпринимательства вследствие неопределенного и неустойчивого к нему отношения весьма скромны, а роль в экономике малозаметна. Эффективное развитие малого предпринимательства, увеличение его вклада в национальную экономику возможно только при наличии его государственной поддержки. ЗАДАЧА Капитал в 20 тыс. долл., ссуженный на 3 месяца, принес доход в 400 долл. Этот же капитал был отдан в ссуду сначала на 6 месяцев, а затем на 3 месяца из расчета 5 и 2% годовых. Определите годовую норму процента. РЕШЕНИЕ: Годовая норма процента определяется как процентное отношение величины дохода, который принес ссуженный капитал в течение года, и величины непосредственно самого ссуженного капитала: годовая норма процента = %. Найдем величину годового дохода: + + = 400 + 500 + 100 = 1000 долл., поэтому годовая норма процента будет равна: % = 5% . Ответ: годовая норма процента равна 5 %. список литературы Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления // Российский экономический журнал. - 1994. - № 2. Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленности США //Проблемы теории и практики управления. - 1993. - № 6. Серегин А.С. Эффективность малого бизнеса. - М.: Экономика, 1990. Тарасов Е. У малого предпринимательства большие проблемы// Российский экономический журнал. - 1993. - №7. Фетисов Э.Н., Яковлев И.Г. О социальных аспектах предпринимательства. (Концептуальное введение в проблему). - М., 1993. Фетисов Э.Н., Яковлев И.Г. Предпринимательству - государственную поддержку // Социологические исследования. - 1994. - №2. Хачатуров Ю.М. Малые предприятия в условиях рыночной экономики // Хозяйство и право. - 1996. - № 8. 17 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|