Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Учет и использования основных средств на примере ООО "Авангард"
 Проблема адекватности перевода на русский язык романа Раймона Кено "Голубые цветочки"
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Подскажем где и как открыть категорию...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...
 Рассуждения о проблеме влияния окружающего шума на...
 Рассуждения по тексту Владимира Харченко о роли науки в...
 Проблема отношений человека с природой в сочинении с...
 Рассуждение по теме ограниченности...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Экономика

курсовая работа

Роль финансов хозяйственных структур в рыночной экономике



СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОТРАСЛЕВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ 5
Экономические ресурсы и факторы. Экономический продукт 7
2. ФИНАНСЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 9
2.1. Сущность и содержание рыночной экономики 9
2.2. Функции финансов 13
2.3. Субъекты финансовой системы 14
2.4. Финансовые связи и отношения 19
2.5. Использование финансов для регулирования экономики 24
2.6. Финансы как инструмент экономического стимулирования 28
3.ФИНАНСЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ЗАРУБЕЖНЫХ
ГОСУДАРСТВ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

ВВЕДЕНИЕ
Экономика - это прежде всего человек, люди. Без человека, вне человека нет и не может быть никакой экономики. Человек - центральная фигура экономики, ее целевое и созидательное начало.
Человек представляет цель экономики, так как экономика действует во имя обеспечения жизни людей. В то же время люди есть средство экономики, ибо труд, рабочая сила - это главный экономический ресурс.
Вторая важнейшая часть экономики - природа. Естественная природа, данная человеку от Бога, представляет огромный бесценный клад, из которого экономика черпает ресурсы, используя землю, ископаемые богатства, водную и воздушную среду, флору и фауну, солнечные тепло и свет. Кроме того, природа проявляет себя с экономической стороны как среда обитания людей, именуемой часто окружающей человека средой.
Третья составная часть экономики - "искусственная природа". Под "искусственной", или "второй", природой понимается все, что создано человеком, возникло в результате деятельности людей. Это субстанции материально-вещественной, энергетической, информационной сущности, обязанные своему возникновению и существованию людям и их действиям по преобразованию окружающего мира. Подобную природу именуют антропогенной.
Средства производства - это продукты человеческой деятельности, с помощью которых, посредством которых и из которых изготавливаются, производятся новые продукты.
Социально важной частью экономики являются предметы потребления (потребительские товары), к которым относят все, что призвано удовлетворять личные потребности людей (продукты питания, одежда, жилье, товары культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, комплекс потребительских услуг, духовные ценности.
Любая экономическая система, независимо от того, какими могут быть ее культурные и политические традиции, должна решать, какие продукты предлагать и в каком количестве, как ограниченные ресурсы будут распределены на производство каждого из них и как конечные продукты будут поделены или распределены между различными членами общества.1 Существуют три альтернативных метода решения этой группы проблем. Во-первых, решения могут быть приняты в соответствии с традициями (traditions). Яркими примерами являются экономическая организация поместий в Европе в феодальную эпоху и кастовая система профессионального отбора в Индии. Второй метод предполагает, что проблемы могут быть решены путем централизованного планирования (central planning); например, планирования продукции и затрат в большинстве областей бывшего Советского Союза и детальный контроль министерства обороны США за своими подрядчиками. Наконец, существует рыночный (market system) подход, согласно которому потребители и производители действуют в соответствии с ценовыми сигналами, порожденными взаимодействием предложения и спроса на более или менее свободно функционирующих рынках.
1. ОРАСЛЕВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ
Наряду с разделением экономики по функциональному признаку на людей, природные богатства, средства производства, потребительские товары, инфраструктуру и выделением материально-вещественной и денежной (стоимостной) сторон экономики существуют и иные способы ее структурирования. Так, широко распространено представление об экономике как совокупности взаимосвязанных отраслей.
Отрасль представляет часть экономики, область производственно-экономической деятельности, в которую входят объекты, обладающие единством выполняемых функции, видов и назначения выпускаемой продукции, применяемых технологических процессов. Наличие трех разных признаков (целевая функция, вид продукции, технология) не позволяет выделить отрасли и входящие в них предприятия однозначным образом, поэтому состав объектов и видов деятельности, включаемых в определенную отрасль, достаточно условен и может изменяться.
В отраслевой структуре экономики принято выделять дне группы отраслей: отрасли материальною производства и отрасли социально-культурной сферы или нематериального производства, которые в советской экономической науке принято было именовать отраслям непроизводственной cферы. Термин "непроизводственная сфера" крайне неудачен. Если трактовать его буквально, то создается впечатление, что в отраслях социально-культурной сферы ничего не производится, а такое мнение в корне ошибочно. Если в отраслях материального производства создается материально-вещественный продукт, то в отраслях социально-культурной сферы производится духовный, интеллектуальный, информационный продукт. В этом и состоит их различие.
Как сфера материальною производства, так и социально-культурная сфера (нематериальное производство) расчленяется на ряд отраслей, что схематически показано на рис. 1.
Ведущей отраслью материального производства является промышленность. В развитых индустриальных странах на ее долю приходится до 50% производимой продукции, тогда как на долю сельского хозяйства в таких странах приходится от 10 до 20% стоимости производимою продукта, а строительство составляет 10-15% общего объема материального производства.
К промышленной деятельности относят добычу, первичную обработку, переработку сырья, производство материалов, энергии, продукции конечного потребления. Промышленность, будучи суперотраслью, в свою очередь делится на ряд отраслей, включая добывающую (угольная, нефтяная, газовая, горнорудная), перерабатывающую (металлургическая, химическая, нефтехимическая, энергетическая, пищевая), машиностроительную, легкую. Эти отрасли и в первую очередь машиностроение разделяются на меньшие отрасли. Гак, в составе машиностроения, где обычно сосредоточено от четверти до трети промышленного производства, выделяются станкостроение, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, судостроение, авиационная промышленность, электротехническая и радиотехническая промышленность, приборостроение, промышленность средств связи, оборонная промышленность и ряд других отраслей.

При структуризации экономики по отраслям следует иметь в виду, что понятие "отрасль народного хозяйства" может иметь три значения:
а) "чистая" отрасль- совокупность всех производств одного вида продукта-монопродукта (уголь, нефть, газ);
б) хозяйственная отрасль - предприятия, на которых производство отраслевого продукта составляет большую, превалирующую часть их выпуска:
в) административная отрасль - совокупность предприятий, находящихся в ведении одного министерства (или другого административного органа).
Региональная (территориальная) структура проявляемся в разделении экономики страны на части по территориальному признаку. Так что региональная экономика - это экономические объекты, расположенные в данном регионе.
Хотя связь экономики с территорией и территориальными ресурсами, прежде всего природными (включая землю), носит самый непосредственный характер, неправомерно целиком отождествлять региональную экономику с принятым, действующим в данный период в стране административно-территориальным делением. Ведь подобное деление изменчиво, способно трансформироваться, тогда как собственно экономика от этою не меняется. Даже расположение объектов остается чем же, хотя они в результате трансформации будут, возможно, относиться к другим по названию и границам регионам.
Определение "региональная экономика" не следует понимать упрощенно, лишь как связь экономики с наименованием и границами района. "Региональная" означает одновременно и историю, и национальные традиции, и обусловленность природными ресурсами района, и связь с населением и трудовыми ресурсами, с государственностью, частично с общественно-политической системой. Так что территориальность экономики надо понимать и подразумевать не только в чисто географическом, но и в государственно-национальном и природном смыслах.
Однако было бы ошибочным считать, что региональная экономика как экономика отдельной территории целиком замкнута, изолирована "железным занавесом" границ ее территории, за пределы которых она не выходит. Перемещение людей, рабочей силы через границы региона, использование региональной экономикой экс-территориальных ресурсов, потоки грузов из региона в регион, иные межрегиональные связи разрушают замкнутость экономики, превращают ее из закрытой в полуоткрытую или даже открытую. Кроме того. остаются еще, образно говоря, "свободные экономические зоны" в виде Мирового океана и космического пространства, которые не разделены между государствами, используются ими совместно, представляя тем самым часть экономики другого региона.
И наконец, в интересах взаимовыгодного разделения труда, эффективного ведения хозяйства сами регионы, их народы и правительства приходят к выводу, что "прозрачность" экономических границ выгоднее экономического изоляционизма. Это ярко видно на примерах создания многих экономических союзов и сообществ, свободных экономических зон. К сожалению, во многих случаях в основу региональной экономической политики, проводимом отдельными странами и территориальными образованьями, положены национально-сепаратистские тенденции, опирающиеся на доктрину "порознь лучше и выгодней, чем вместе". Курс на разделение, выделение, отделение, политика "закрытых границ", создание таможенных барьеров противоречат тенденции интеграции мирового хозяйства.
1.1.Экономические ресурсы и факторы. Экономический продукт
Рассмотрев в самых общих чертах, как устроена экономическая система, переключим внимание на то, как она функционирует, действует.
Производственно-экономическая деятельность, вне зависимости от ее вида, обладает универсальным признаком, всеобщим свойством: это всегда преобразование некоторых видов экономических ресурсов в определенный экономический продукт.
Из обыденной жизни хорошо известно, что, загружая в мясорубку мясо, хлеб, лук, мы в конечном счете извлекаем на выходе готовый фарш, а сжигая дрова в печи, получаем тепло. Экономика действует аналогичным образом, в нее подаются, загружаются экономические ресурсы, в результате преобразования которых "на выходе" возникает экономический продукт. Таким образом, самая общая схема действия производственной экономики в упрощенно-агрегированной форме выглядит так, как показано на рис. 2.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ (ПРОЦЕССОР) ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ 1.
Рис. 2. Схема действия производственно-экономической системы
Сосредоточим свое внимание на том, что представляют собой экономические ресурсы.
К экономическим ресурсам относят:
а) труд в виде осознанной деятельности людей, направленной на создание необходимою им или другим людям продукта;
б) природные ресурсы в виде земли, воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира, природных энергетических источников, вовлекаемых людьми в хозяйственный оборот;
в) средства производства в виде основных и оборотных средств, используемых в хозяйственной деятельности;
г) денежные средства, на которые и с помощью которых приобретаются, привлекаются материально-вещественные и трудовые ресурсы;
д) информационные ресурсы в виде научной научно-технической, проектно-конструкторской, технологической, статистической, управленческой информации и других видов духовно-интеллектульных ценностей, необходимых для создания экономического продукта, используемых в процессе его создания.
2. ФИНАНСЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1. Сущность и содержание рыночной экономики
Экономический строй любого государства может основываться только на двух организационных началах: на субъективной воле руководящего органа или на объективных экономических законах. В первом случае речь идет о планово-директивной экономике, основанной на распределении имеющихся ресурсов и полученных с их помощью доходов. В основе такого распределения лежит волюнтаристский подход одного человека или группы людей, наделенных (обычно сами себе присвоивших) правами принимать решения. Поэтому планово-директивная экономика именуется зачастую как административно-командная экономика. Во втором случае имеется в виду создание подлинно научной экономики, более известной под термином "рыночная экономика".
Рыночная экономика - это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже товара на рынке, где сталкиваются спрос как представитель потребления и предложение как представитель производства. В рыночных отношениях участвуют различные экономические субъекты. К ним относятся отдельные физические лица (предприниматели, потребители, инвесторы, вкладчики, фермеры, продавцы, покупатели) и юридические лица (хозяйствующие субъекты). Хозяйствующие субъекты на рынке представлены предприятиями различных организационно-правовых форм и форм собственности (малые предприятия, арендные, совместные, муниципальные и др.), акционерными обществами, товариществами, кооперативами, биржами, фондами, банками, компаниями, ассоциациями, обществами, фирмами, концернами, консорциумами и другими юридическими лицами. Экономические субъекты рыночной экономики могут выступать только в качестве продавцов и покупателей. Таким образом, в основе рыночных отношений лежат отношения между продавцами и покупателями по удовлетворению их интересов. Продавец стремится продать свое предложение, свою продукцию. Покупатель стремится реализовать свой спрос, купить нужную ему продукцию.
В условиях рыночной экономики очень важно точно знать экономическую сущность и содержание ее категорий, особенно таких, как продукция (работы, услуги), товар, рынок, спрос, предложение. Под продукцией (работой, услугой) понимается любое изделие (или услуга), за которое потребитель (гражданин, хозяйствующий субъект, государство) готов (желает) заплатить определенную сумму денег. Продукция становится товаром тогда и только тогда, когда она приобретена покупателем, т. е. когда эта продукция нашла своего потребителя. В противном случае продукция, не нашедшая потребителя, становится вещью в себе.
Товар представляет собой прежде всего предмет, который благодаря своим свойствам удовлетворяет какие-либо человеческие потребности. Товар обладает потребительной стоимостью и стоимостью (меновой стоимостью). При этом к товару могут относиться продукты труда (произведенная продукция, выполненные работы, оказанные услуги), рабочая сила, деньги, капитал, земля, дары природы и природные ресурсы, духовные и интеллектуальные блага (предпринимательские способности, знания, информация и т. п.).
Под рынком понимаются социально-экономические условия реализации товара.2 Рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров, между стоимостью и потребительной стоимостью товаров. Каждый производитель и потребитель товаров имеет свои экономические интересы, которые могут и не совпадать. Отношения между стоимостью и потребительной стоимостью также характеризуются не только согласованностью, но и противоречивостью. Указанные выше противоречия в интересах производителей и потребителей (стоимости и потребительной стоимости) разрешаются с помощью акта купли-продажи товара. Поэтому рынок есть своеобразный инструмент согласования интересов производства и потребления.
Как известно, процесс воспроизводства совокупного общественного продукта представляет собой органическое единство четырех стадий (или фаз): производство материальных благ, их распределение, обмен, потребление. Начальной стадией является производство, конечной - потребление. Это основные стадии процесса воспроизводства. Удовлетворение их интересов и потребностей является целью рынка. Стадии распределения и обмена не имеют самостоятельного значения. Они создают условия, необходимые для осуществления процесса воспроизводства, реализации потребностей производства и потребления, т. е. для функционирования рынка как экономической системы. Стадии распределения и обмена играют роль передаточного звена, т. е. посредника между производством и потреблением. С развитием производительных сил происходит дальнейшее разделение общественного труда. Чем больше такое разделение труда, тем больше требуется посредников для удовлетворения интересов производства и запросов потребления, реализации спроса и предложения.
Спрос представляет собой форму проявления потребности в сфере обращения, т. е. потребности на товары, обеспеченной денежными средствами. Предложение - это вся масса предназначенных для продажи товаров. Обмен спроса на предложение означает обмен денег на товар. При этом обмене, с одной стороны, происходит удовлетворение интересов конкретного производителя и конкретного потребителя, а с другой - создаются условия для расширенного воспроизводства.
В основе функционирования рыночной экономики лежат следующие принципы.
1. Равенство производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) перед внешними факторами.
2. Равновесие цен (курсов, процентных ставок) на основе сбалансированности спроса и предложения.
3. Экономическое регулирование самостоятельных действий субъектов рыночных отношений (производителей, продавцов, посредников, потребителей, покупателей).
4. Использование юридических законов для экономического регулирования.
5.Наличие конкуренции как условие экономического прогресса и экономического регулирования.
Поэтому суть рыночных отношений состоит в том, что производители и продавцы должны быть абсолютно свободными и действовать на свой страх и риск, ориентируясь лишь на рыночные регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, курсы, дивиденды и др.). Цена играет первостепенную роль в системе рыночных регуляторов. Цена - это денежное выражение стоимости (меновой стоимости) товара. Стоимость товара представляет собой овеществленный в товаре труд. При совпадении спроса на товар с его предложением в условиях товарно-денежных отношений цена соответствует стоимости. Цена имеет два предела: нижний и верхний. Нижним пределом цены выступает себестоимость произведенного товара; верхний предел цены определяется спросом на данный товар.
Цена является объектом конкуренции. Конкуренция представляет собой состязательность предприятий или любых других хозяйствующих субъектов (акционерное общество, товарищество, кооператив, биржа, банк, объединение, ассоциация и т. п.), когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю. Конкуренция может быть как со стороны производителей, продавцов, так и со стороны потребителей, покупателей. Законом Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещена недобросовестная конкуренция, к которой относятся:
распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому предприятию или нанести ущерб его деловой репутации;
введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
некорректное сравнение предприятием в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других предприятий;
самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование фирмы, упаковки, внешнего оформления товара другого предприятия;
получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
Без конкуренции рыночные отношения теоретически не мыслимы и практически не осуществимы. Соединяясь с конкуренцией, рыночные регуляторы образуют единый экономический метод рыночного хозяйствования, который заставляет производителя (продавца) учитывать интересы и запросы потребителей (покупателей), производить ту продукцию и оказывать те услуги, которые им требуются и поэтому могут быть проданы на товарном рынке.
Рыночная экономика - очень тонкий механизм и более сложный, чем планово-директивная экономика. На состояние рыночной экономики сильное влияние оказывают политические обстоятельства (заявления руководителей государства и членов правительства, болезнь руководителей государства и членов правительства, нестабильность политической обстановки, состояние преступности, доверие к государственному аппарату и т. п.). Роль государства в рыночной экономике заключается в том, что оно создает правила хозяйствования (законы) и контролирует их выполнение. Поэтому доверие потребителя к государству является неотъемлемой частью существования рыночной экономики. Это доверие проявляется прежде всего через лицензирование деятельности хозяйствующего субъекта. Потребитель, зная, что у хозяйствующего субъекта имеется лицензия на данный вид деятельности, должен быть полностью уверен в качестве данной деятельности.
Хозяйствующие субъекты вступают между собой не только в совместные экономические отношения, но и в конкурентные отношения в борьбе за потребителя.
Хозяйствующий субъект, проигравший в борьбе за потребителя, обычно становится банкротом.
Это приводит к мэрджеру.
Мэрджер (фр. mairel, лат. major - старший, большой, более поздний) - это поглощение одной фирмы другой фирмой. На рынке возможны три формы возникновения мэрджера:
1) компания может купить имущество (прежде всего недвижимость, оборудование и другие основные фонды) другой фирмы;
2) компания может купить долю акционерного капитала другой фирмы. Тогда она становится для этой фирмы холдинговой компанией;
3) компания может выпустить свои акции для собственников фирмы в обмен на акции фирмы.
Мэрджер отличается от консолидации, при которой путем слияния нескольких фирм создается новая компания.
Пример. Фирма А осуществляет мэрджер фирмы Б путем обмена своих акций на акции фирмы Б. Меновое соотношение равно 1 к 10. До мэрджера фирма А имела 160 тыс. акций, годовую прибыль 1600 тыс. руб. и прибыль на одну акцию 10 руб.; фирма Б соответственно - 80 тыс.
Конкурентоспособность и платежеспособность хозяйствующего субъекта определяются прежде всего рациональной организацией финансов. Рыночная экономика не только привела к усилению роли финансов в функционировании предприятия. Она определила для них новое место в системе хозяйствования. Большинство рыночных регуляторов относятся к элементам финансового механизма, то есть входит в состав финансов.
Функции финансов
Сущность финансов как экономической категории проявляется в их функциях. Функция - это проявление сущности в действиях, специфический способ выражения присущих финансам свойств. По поводу функций, выполняемых финансами, длительное время идет научная дискуссия. Будем исходить из того, что финансы выполняют прежде всего две функции: распределительную и учетно-контрольную.
Распределительная функция проявляется в том, что посредством финансов происходит распределение и перераспределение внутреннего валового продукта и национального дохода как между участниками общественного производства, отраслями хозяйства, регионами, так и всеми членами общества, а также между сферой материального производства и социально-культурной сферой. С помощью распределительной функции финансов осуществляется первичное распределение стоимости созданного экономического продукта и формирование первичных доходов, денежных поступлений в различные сферы и секторы экономики, собственникам факторов производства, участникам производственного процесса, в бюджетные и во внебюджетные фонды. Сюда же следует отнести образование и распределение прибыли предприятий.
Распределительная функция финансов затрагивает и использование амортизационного фонда как части фонда возмещения. Следует обратить внимание на то, что благодаря финансам в распределение вовлекается также часть национального богатства. Это имеет место, например, при распределении накопленного ранее производственного потенциала, при возмещении ущерба от стихийных бедствий и в других случаях.
Финансовые методы распределения распространяются на физических и юридических лиц, являющихся участниками всего воспроизводственного процесса. В распоряжении этих лиц находятся фонды целевого назначения. В качестве таких лиц можно выделить: государственные предприятия, организации, учреждения, население.
Финансовый метод распределения распространяется на все уровни управления экономикой, он проявляется на федеральном уровне, на уровне субъектов федерации, на местном уровне, при помощи финансов происходит распределение денежных средств практически всех хозяйственных ячеек. Все эти виды распределения организуются и осуществляются посредством деятельности разных звеньев финансовой системы. Так, например, внутрихозяйственное распределение средств осуществляется финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом и внебюджетными фондами.
Распределительная функция финансов играет важную роль в обслуживании воспроизводственного процесса в целом, активно влияя на него. На основе этой функции осуществляется возмещение потребленных средств производства, образование доходов, формируются фонды целевого назначения, необходимые для развития производства и стимулирования активной производственной деятельности, сосредотачиваются ресурсы для обеспечения общегосударственных потребностей, для развития социально-культурной сферы, для внутриотраслевого межрегионального распределения средств.
Другая функция финансов - учетно-контрольная - проявляется в том, что они являются универсальным орудием учета и контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением экономического продукта. Финансовый анализ, учет и контроль позволяют выявлять те диспропорции, которые складываются в распределении денежных средств, где несвоевременно создаются финансовые ресурсы, где задерживается поступление этих ресурсов в распоряжение различных субъектов хозяйствования, где неэкономно и неэффективно они тратятся. Разумеется, эта функция действует в тесном единстве с первой - распределительной функцией. Именно и процессе распределения и проявляется учетно-контрольная функция финансов.
Можно сказать, что эти две функции представляют две стороны одного и того же экономического процесса. Для полноценного и эффективного применения учетно-контрольной функции финансов важно иметь достоверную финансовую информацию, то есть уметь собирать, систематизировать, рассчитывать, анализировать показатели, которые содержатся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовая информация заключается в финансовых показателях, являющихся разновидностью стоимостных показателей, но в отличие от них финансовые показатели позволяют характеризовать, оценивать все стороны работы предприятий, организаций и выявлять результаты хозяйственной деятельности и на этой основе принимать меры, направленные на улучшение использования финансов. Квалифицированный финансовый учет и контроль, дополненный анализом, - важное средство укрепления финансовой дисциплины в хозяйстве в целом и во всех его звеньях. Финансовая дисциплина подразумевает обязательный для всех порядок ведения финансов, соблюдение установленных норм и правил выполнения финансовых обязательств, соблюдение финансового законодательства.
2.3. Субъекты финансовой системы
Объективная необходимость существования финансов объясняется потребностью субъектов хозяйствования (предприятий, организаций, учреждений), а в какой-то части и домашних хозяйств и государства в ресурсах, обеспечивающих их нормальную деятельность. Такая потребность в денежных ресурсах не могла бы быть удовлетворена без финансов. Благодаря финансам в процессе хозяйствования обеспечивается потребность производства в оборотных средствах, в осуществлении инвестиции для расширения основного капитала. Поступающая хозяйствующим субъектам денежная выручка за реализованную продукцию (валовой доход) распределяется таким образом, что удовлетворяются потребности в различных финансовых ресурсах.
В составе потребностей в денежных средствах большое место занимают государственные потребности. Государство выполняет важную роль в регулировании структуры производства, в развитии социально-культурной сферы, в защите окружающей среды, в обеспечении безопасности страны и граждан. Именно благодаря функционированию финансов у государства появляется возможность иметь бюджетные и внебюджетные денежные фонды, за счет которых и удовлетворяются общегосударственные потребности. Но не функционирование государства является причиной, порождающей финансы. Финансы объективно необходимы не потому, что есть государство. Они возникают из-за потребности в общественном развитии и в затратах денежных средств на это развитие. Разумеется, государство своей деятельностью активно влияет на развитие финансовых отношении. Тем не менее оно не создает и не отменяет эти отношения, возникающие и отмирающие тогда, когда для этого имеются объективные предпосылки. Таким образом, общественные условия, объективные экономические процессы служат основой существования финансов, а государство выступает в роли активного участника финансовых отношений и их регулятора.
Ряд экономистов преувеличивает роль государства в возникновении и поддержании финансовых отношении. Идеология главенствующей роли государства в этих отношениях была свойственна административной системе управления. По мере перехода к рыночным отношениям точка зрения на формирование финансовых отношении меняется.
Финансы необходимы на разных уровнях хозяйствования; в низовом звене - предприятиям, организациям, учреждениям и межхозяйственным объединениям, ассоциациям, концернам, а также на государственном уровне управления экономикой. Допустимо утверждать, что потребность в финансах есть и у домашних хозяйств, хотя экономическая наука и практика не всегда рассматривают домашние хозяйства как самостоятельный субъект финансовой системы.
Финансовая система в широком смысле слова представляет собой совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной экономической формации, в узком смысле слова - это система финансовых учреждений, социально-экономическое содержание, функции и структура которых определяются политикой государства, включающая в себя финансовые организации и все структурные подразделения Государственной налоговой службы.
В основу построения финансовой системы положены три основополагающих элемента: 1) функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое звено системы выполняет свои задачи: например, государственный бюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями, населением, обусловленные формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Имущественное и личное страхование - один из методов создания резервных фондов для граждан. Финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов, предназначенных для обеспечения многообразных потребностей первичных звеньев общественного производства, выполнению обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками; 2) территориальность - каждая область, республика имеют соответствующий аппарат финансовых и страховых органов; 3) единство финансовой системы предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обусловливает единую финансовую политику, проводимую государством через центральные финансовые органы, единые цели. Управление всеми звеньями происходит на единых основных законодательных и нормативных актах.
Финансовая система включает в себя общегосударственные, отраслевые и общественные финансовые отношения. В целом финансовая система представлена на рис. 3.
Поскольку финансы являются носителем распределительных отношений, то это распределение происходит прежде всего между различными субъектами. Поэтому в обшей совокупности финансов, образующих финансовую систему выделяются три крупные сферы (не считая домашних хозяйств):
- финансы предприятий, учреждений, организаций, так как они обслуживают основное звено общественного воспроизводства. Им присущи, с одной стороны, черты характеризующие экономическую природу финансов в целом, а с другой - особенности, обусловленные функционированием финансов в разных сферах общественного производства. Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и их использованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих;

- страхование, значительная часть финансовой системы, связанная с перераспределением денежных средств, поступающих от юридических и физических лиц. Такая деятельность связана с наличием вероятности наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых событий, влекущих за собой нанесение ущерба, который впоследствии "раскладывается" между участниками страхования;
- государственные финансы, представляющие собой денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления.
Каждая из этих сфер состоит из менее крупных звеньев. Например, в первой сфере выделяют финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах. Источником финансовых ресурсов таких предприятии выступает стоимость реализованной продукции, и они формируются в основном из прибыли, амортизационных отчислений, выручки от реализации выбывшего имущества, устойчивых пассивов, целевых поступлений, продажи акций и других ценных бумаг, кредитов и достаточно редко за счет бюджетных субсидий. Основным направлением использования финансовых ресурсов таких предприятий выступают платежи органам финансово-банковской системы (налоги, проценты, погашение кредитов, страховые платежи), инвестирование в капитальные затраты (реинвестирование), связанно с расширенным воспроизводством, техническим обновлением, инвестирование в ценные бумаги (покупка на финансовом рынке акций, облигации, государственных ценных бумаг), образование социальных фондов и благотворительность; финансы учреждении и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, оказывающих услуги социального характера. Основная часть данных предприятий финансируется за счет средств государственного бюджета. В целом же ресурсы некоммерческих предприятий - это денежные средства, мобилизуемые из различных источников на осуществление деятельности. В частности, к таким источникам относят помимо средств из государственного бюджета денежные средства государственных и муниципальных, частных и кооперативных предприятий, населения, уплачиваемые за выполненные работы, поступления от оказания платных услуг, арендная плата за сданное в аренду имущество, добровольные взносы и безвозмездно передаваемые материальные ценности, прочие денежные поступления. Все поступившие средства образуют фонд финансовых ресурсов и используются на заработную плату, возмещение затрат, расчеты с другими учреждениями и банками, создание социальных фондов. Мобилизация и использование финансовых ресурсов на таких предприятиях осуществляется в зависимости от методов ведения хозяйства на основе сметного финансирования и полной самоокупаемости.
Финансы общественных организации включают денежные отношения между общественными объединениями и их членами, общественными объединениями и предприятиями, внутри общественного объединения по формированию и использованию фондов. Источником финансовых ресурсов выступают собственные средства, полученные за счет взносов членов организаций, поступлений от государства, доходов от деятельности. Все ресурсы используются на общее обслуживание.
Во второй, страховой, сфере можно выделить в качестве звеньев: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.
В сфере государственных финансов в качестве звеньев, соответственно, выделяются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит. Если рассмотреть финансовую сферу государственных финансов развитых стран Запада, то в ней выделяется 4 звена: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных корпораций (ФРГ. Англия, Франция, Италия).
Каждое звено финансовой системы в свою очередь можно подразделить на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости от форм собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и других. В составе финансов общественных организаций выделяют финансы профсоюзов, политических партий и общественных движений, специальных, целевых и благотворительных фондов. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования, например имущественное страхование подразделяется на страхование личного имущества, транспортное страхование... В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).
Финансовая система характеризуется не только составом входящих в нее частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками), связывающими главных агентов финансовых отношений. Такими агентами следует считать государственный бюджет, предприятия и предпринимательские структуры, домашние хозяйства. Кроме того, финансовые потоки связывают этих агентов с кредитной системой и с иностранными государствами в лице их правительств, фирм, фондов, банков. В результате возникает система взаимных финансовых связей и потоков, в упрощенном виде изображенная на рис. 4.3

За каждой из указанных на схеме стрелок стоит множество разнообразных финансовых связей, потоков, отношений, отдельные из которых будут подробнее рассмотрены дальше в последующем изложении.
Финансовые связи и отношения
Финансовые отношения представляют собой органическую составную часть экономических отношении, выражающую денежные связи между субъектами экономической системы на различных уровнях. Основываясь на обшей схеме финансовых потоков между экономическими агентами, рассмотрим отдельные, наиболее представительные связи и финансовые отношения на разных уровнях. К ним относятся:
"государство - предприятие" (ГП), "предприятие - государство" (ПГ), "государство - государство" (ГГ), "предприятие - население" (ПН), "население - государство" (НГ), "население - предприятие" (НП), "предприятие - предприятие" (ПП), "население - население" (НН), "государство - население". Связь "государство - государство" характеризует перераспределение, переток денежных средств из одних каналов государственного бюджета в другие. Связь "предприятие - предприятие" отражает финансовые потоки между предприятиями, а связь "население - население" определяет движение денежных средств между отдельными группами населения.
Финансовые связи государства и предприятий включают, во-первых, отношения между государством и государственными предприятиями, изображенные на рис. 5

Как видно из рисунка, через систему налогообложения и различных платежей и отчислений предприятий в государственный бюджет и иные централизованные государственные фонды общество в лице государства реализует право собственности на средства производства, централизуя часть чистого дохода. Но финансовый поток на этом уровне не является односторонним. В силу права собственника государство финансирует предприятие посредством прямых ассигнований, например централизованных капитальных вложений, а также предоставляет различные экономические льготы (по налогообложению, путем освобождения от определенных платежей). Связи этого вида занимали не так давно главенствующее место в нашей экономике, но по мере разгосударствления и развития коллективной и частной собственности финансовые потоки, связывающие государство и государственные предприятия, будут ослабевать, в то же время взаимодействия государства и предприятий других форм собственности будут расширяться.
Финансовые отношения между государством и предприятиями негосударственных форм собственности отображены на рис. 6

Как видно, связи эти несколько отличаются от предыдущих финансовых связей видами денежных поступлении и платежей. Основу финансовых взаимоотношений на этом уровне должна определять экономическая роль государства, функция которого состоит в данном случае в образовании средств государственного бюджета, идущих на удовлетворение общественных потребностей путем изъятия этих средств у предприятий. Иначе говоря, выплата государству налогов, арендной платы за государственное имущество, землю создает финансовые условия органам государственного управления для выполнения ими общественных задач. Однако следует отметить, что государство не является лишь пассивным исполнителем общественных функций, а может вести себя по отношению к предпринимателю как любой покупатель, предоставляя заказы и направляя свои финансовые ресурсы в необходимую для общества сферу производства.
Финансовая политика государства направлена не только на сбор необходимых обществу денежных средств и их целевое использование на социальные нужды, но может играть запретительную роль, нести элемент принуждения, образуя рамки, в пределах которых функционирует коллективное или частное предпринимательство. Тем самым через систему жестких финансовых санкций государство может изменить направленность предпринимательской деятельности или вообще ее запретить. Так делается в любой развитой экономической системе, важно, чтобы принимались продуманные, последовательные решения.
Следует выделить финансовые отношения между государством и предприятиями особого вида - общественными организациями. Это наиболее независимый от государства вид предприятий, по отношению к которым устанавливается особая система финансирования, льгот, налогообложения, так же как и платежей и отчислений в государственный бюджет.
Финансовые отношения между предприятиями изображены на рис. 7. В условиях перехода к рыночным отношениям активизируются финансовые отношения между предприятиями-контрагентами в системе их экономических взаимосвязей. Кроме уже существующей системы хозяйственных договоров, регламентирующих взаимные платежные обязательства, систему штрафных санкций, неустоек за нарушение договорной дисциплины и материальное вознаграждение за выполнение особых требований, возникают новые формы финансовых взаимоотношений. Так, с помощью создания "системы заинтересованных участий" предприятий в хозяйственной и финансовой деятельности друг друга происходит ликвидация ведомственных перегородок. Прежде всею эта задача решается с помощью финансового рынка, где предприятия имеют возможность приобретать ценные бумаги друг друга. Такое переплетение контрагентов приводит к взаимному контролю, взаимоограничениям. В финансовом отношении эта система означает создание условий свободного перелива финансового капитала из отрасли в отрасль, когда рынок определяет объект и размеры инвестиций.
Особый тип финансовых отношений складывается между предприятиями, а также государством и предприятиями при наличии кредитной системы. Речь идет о финансовых связях, проявляющихся в форме взаимоотношений предприятий и банковской системы по поводу кредитования в процессе хозяйственной деятельности, оказания банками финансово-посреднических услуг предприятиям. Кроме того, банки могут стать и совладельцами - акционерами предприятии, тогда их финансовые взаимоотношения возникают и по поводу долевого распределения чистого дохода (прибыли).

Если рассматривать банки как своего рода "финансовые предприятия", то описываемые финансовые отношения правомерно отнести к группе особого рода отношений между предприятиями, включая в число последних и коммерческие банки 8.

Рыночные отношения требуют гибкого механизма денежно-кредитного регулирования хозяйственного оборота. Это предполагает создание двухуровневой банковской системы и разграничение эмиссионной функции, осуществляемой только государственным банком, и функции кредитования, осуществляемой коммерческими банками. Учитывая, что предприятия имеют возможность приобретения пакетов акций коммерческих банков, они имеют возможность участия в распределении прибыли банков. Финансовые потоки между государственным (центральным) банком и коммерческими банками отражены на рис. 9.


В условиях относительной самостоятельности структурных подразделении предприятия между ними также возникает ряд финансовых отношений по поводу распределения финансовых ресурсов, связанных с формированием и распределением дохода и прибыли структурной единицы, подразделения, ее коллективного фонда оплаты труда. Схема финансовых отношений между предприятием и его структурными подразделениями изображена на рис. 10.

Финансовые отношения между предприятиями и населением характеризуются наиболее простыми и осязаемыми связями. Предприятия выплачивают работникам заработную плату и другие виды денежных вознаграждений, входящих в оплату труда. Кроме того, из денежных фондов предприятий осуществляются отдельные социальные выплаты настоящим или бывшим членам трудового коллектива и их семей. Денежные выплаты населения предприятиям имеют место в случае прямой реализации товаров и услуг населению, что непосредственно относится к предприятиям торговли, сферы услуг.
Весьма интенсивны финансовые взаимосвязи между государством и населением, изображенные на рис. 11.

Поток финансовых средств от государства, то есть из государственных источников, поступающих населению, составляют преимущественным образом пенсии по возрасту и инвалидности, пособия, стипендии, выплаты в виде льгот. Обратный финансовый поток в виде налоговых платежей и форм кредитования государства населением движется в направлении от населения к государству. Кредитование государства населением осуществляется в виде вкладов в сберегательные банки, приобретения государственных ценных бумаг.
В формировании финансовых отношений между государством и населением определяющую роль играет подоходный налог, взимаемый с граждан в зависимости от индивидуального дохода.
Существует еще один важный вид финансовых отношений. Это взаимоотношения по поводу образования и распределения финансовых ресурсов между государственными органами (бюджетами) федерального и местного уровня. В настоящее время и условиях наличия определенной самостоятельности между этими уровнями не существует взаимно переплетающихся потоков, которые существовали ранее. Последними решениями была предоставлена самостоятельность в перечислении государству лишь части доходов, получая при этом лишь необходимую сумму от государства в целях развития общественно значимых мероприятий.
Такова в общих чертах схема финансовых отношении, действующих на всех уровнях системы управления экономикой. Но страна чаше всего представляет собой открытую экономику, с присущими ей внешнеэкономическими связями, что также приводит к наличию финансовых отношений и финансовых потоков между различными странами. Участниками таких взаимоотношений могут быть те же субъекты, но из различных стран, что опосредуется определенной ролью государства в окончательном распределении денежных средств.
2.5. Использование финансов для регулирования экономики
Экономика страны - это сложный народнохозяйственный комплекс, различные части которого (отрасли, территории, виды производства и т.д.) развиваются неравномерно в связи с тем, что потребности общества очень изменчивы, а производство стремится приспособится к ним. Неравномерность развития экономики приводит к тому, что отдельные ее звенья вырываются вперед, другие - отстают в своем росте. Между тем нормальное функционирование народнохозяйственного комплекса возможно лишь при условии, когда каждое его структурное подразделение органично увязано с другими. Лишь на основе такой увязки достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает сбалансированное его развитие как единого целого.
Согласованное функционирование разных частей экономики достигается путем ее регулирования, под которым понимается изменение темпов роста отдельных структурных подразделений, призванное перестроить производство в соответствии с изменившимися потребностями общества. В условиях рынка регулирование экономики обеспечивается путем перераспределения финансовых ресурсов. Именно благодаря такому перераспределению создаются необходимые финансовые предпосылки для осуществления структурных сдвигов.
Регулирование экономики происходит прежде всего посредством саморегулирования. Саморегулирование обеспечивается функционированием рынка, в том числе финансового. Именно рынок служит гибкости и эластичности экономики, проведению в ней в кратчайшие сроки структурной перестройки. Благодаря ему создается возможность свободного и быстрого перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями народного хозяйства.
Однако в некоторых случаях рыночный механизм оказывается бессильным. Оптимальному распределению финансовых ресурсов препятствуют монополии. В определенных видах производственной деятельности индивидуальная (рыночная) и социальная оценки результативности хозяйствования не совпадают. Рыночный механизм не в состоянии обеспечить перераспределение доходов в соответствии с целями демократического общества. В кризисных ситуациях рынок слабо влияет на стабилизацию экономики. Поэтому возникает необходимость в дополнительном механизме регулирования экономики.
Одновременно с саморегулированием большое влияние на структуру общественного производства оказывает государственное вмешательство в экономику. Необходимость такого вмешательства обусловлена решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества - обеспечением крупных структурных сдвигов, поддержкой приоритетных направлений экономического развития, расширением и совершенствованием объектов социальной и производственной инфраструктуры и т.д. По образному выражению нобелевского лауреата В.Леонтьева, чтобы народнохозяйственный корабль набрал скорость и не сбился с курса, нужны паруса частного предпринимательства и кормило общенациональной экономической стратегии. Не случайно в странах с развитой рыночной экономикой государственное финансовое регулирование широко используется в хозяйственной практике.
Вмешательство государства в экономику основано на использовании законодательными и исполнительными органами власти стоимостных рычагов воздействия на процессы общественного развития. С помощью государственных инвестиций, налоговой, бюджетной и амортизационной политики, деятельности различных государственных структур складывается тот конкретный механизм влияния на экономику, который обеспечивает ее переход в новое качество. В частности, с помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных субсидий государство побуждает субъектов хозяйствования осуществлять такие варианты развития их деятельности, которые удовлетворяют потребностям общества. Но при этом государству следует понимать, что вмешательство в экономику имеет объективно обусловленные границы (пределы); излишнее вмешательство может привести к ослаблению экономических стимулов, снижению эффективности функционирования всего рыночного механизма.
В регулировании экономики принимают участие разные сферы и звенья финансовой системы: финансы предприятий, страхование, государственный бюджет и др. Специфика сфер и звеньев обусловливает различный характер их воздействия на стоимостные пропорции народного хозяйства. Так, регулирующие возможности финансов предприятий используются в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, государственного бюджета - для регулирования отраслевых и территориальных пропорций. Широкое использование финансов (в составе всех их сфер и звеньев) в процессах регулирования экономики создает необходимые предпосылки для изменения воспроизводственной, отраслевой и территориальной структур общественного производства.
Главным инструментом регулирования воспроизводственных пропорций являются финансы предприятий. С их помощью происходит регулирование воспроизводственной структуры производимого продукта; обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление; осуществляется воздействие на трудовые ресурсы. Широкое использование финансов предприятий для регулирования воспроизводственных пропорций не исключает, однако, участия в данном процессе страхования (в случае ощутимого ущерба от наступления страховых событий), банковского кредита (при временной нехватке финансовых ресурсов), бюджета (при использовании механизма налогообложения, предоставлении налоговых льгот, выделении бюджетных субсидий и т.д.).
Регулирование воспроизводственной структуры осуществляет прежде всего сам субъект хозяйствования путем изменения пропорций отчисления денежных средств во внутрихозяйственные фонды целевого назначения. Такое регулирование необходимо для результативности хозяйствования, получения более высокого коммерческого эффекта. Вместе с тем в условиях рынка существенно возрастает регулирующая роль государства, которое с помощью налогов (ставок обложения, порядка исчисления, предоставления льгот) стремится влиять на уровень обеспеченности предприятий собственными финансовыми ресурсами. Использует государство и другие финансовые рычаги, позволяющие влиять на воспроизводственные пропорции: ускоренную амортизацию, бюджетное финансирование затрат на подготовку кадров, систему социального страхования и др.
В регулировании воспроизводственных пропорций постепенно будет расти значение страхования, призванного гарантировать устойчивость производства. В перспективе страхование (при надлежащей его организации) сможет возмещать потери от неудачных научно-технических разработок, а также недополученную прибыль от простоев вследствие забастовок и политических волнений.
Для регулирования отраслевых пропорций в условиях рыночной экономики используются финансы предприятий и государственный бюджет. При этом предприятия ищут на финансовом (страховом и т.д.) рынке зоны наиболее выгодного приложения финансовых ресурсов, имеющихся в их распоряжении: покупают акции других предприятий, инвестируют свои средства в недвижимость, предоставляют их взаймы банкам и государству и т.д. Государство же регулирует отраслевую структуру общественного производства, используя свой бюджет и внебюджетные фонды, проводя активную амортизационную и таможенную политику, влияя на цены и т.д.
В государственном механизме регулирования отраслевых пропорций одинаково важны как платежи в бюджет (доходы), так и бюджетное финансирование (расходы); из этого не следует, что их роль одинакова. Платежи в бюджет нацелены в основном на регулирование собственной финансовой базы предприятий (через налоговые ставки, льготы, санкции и т.д.) и, следовательно, влияют лишь на величину той или иной доли собственных финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении соответствующего субъекта хозяйствования. Бюджетное финансирование (в разных его формах) выполняет иную роль - увеличивает финансовые возможности предприятий за счет привлечения общегосударственных ресурсов. Оно может способствовать ускоренному развитию отдельных отраслей экономики, создавать предпосылки для появления новых производств и современных технологий, ускорения научно-технического прогресса, обеспечивать условия для развития инфраструктурных отраслей и т.д.
В регулировании территориальных пропорций принимают участие главным образом государственные и местные финансы, а также частично финансы предприятий. Само регулирование осуществляется путем предоставления дотаций нижестоящим бюджетам, формирования и использования территориальных фондов регулирования, различных форм государственного кредита г т.п. Влияние финансов предприятий на территориальную структуру общественного производства происходит путем расширения зоны предпринимательства, инвестирования средств на развитие городов и новых населенных пунктов и т.д.
Межтерриториальное перераспределение финансовых ресурсов способствует выравниванию уровней экономического и социального развития разных регионов страны, совершенствованию отраслевых и территориальных пропорций в структуре народного хозяйства. Благодаря перераспределению обеспечивается денежными средствами проведение тех мероприятий, которые направлены на достижение прогрессивных сдвигов в размещении производительных сил по территории страны, комплексное развитие вновь осваиваемых районов, рациональное использование природных богатств.
Широкое использование финансов для регулирования стоимостной структуры общественного производства не означает, что из этого процесса могут быть исключены другие рычаги. Одна из важных задач современного этапа развития экономики состоит в том, чтобы при регулировании отраслевых и территориальных пропорций оптимально сочетались все методы перераспределения стоимости - финансовый (в том числе бюджетный), кредитный, ценовой. Следует добиваться более полного и правильного использования каждого их них. Эта задача обусловлена тем, что в нынешнем применении стоимостных рычагов регулирования экономики есть много проблем, которые ждут своего быстрейшего решения.
К примеру, для обеспечения воспроизводственных пропорций в отдельных отраслях экономики все еще используется такой стоимостный регулятор, как государственный бюджет. Бесспорно, бюджетный метод обеспечивает конкретную адресность направления денежных средств, дает возможность оказать быструю и действенную помощь. Однако его использование, как показала практика, приводит к отрицательным последствиям. Удовлетворяя финансовые потребности предприятий, не обеспечиваемые ценой, бюджет развивает иждивенчество хозяйствующих субъектов, невольно привыкающих получать готовые ресурсы из централизованного фонда и перестающих активно выявлять и мобилизовывать внутрихозяйственные резервы, снижать себестоимость, соблюдать режим экономии.
Низкая эффективность бюджетного дотирования предопределила резкое его сокращение в условиях либерализации цен; дотации сохранились лишь по ограниченному кругу товаров. Но даже и такое их применение далеко не бесспорно, ибо мировой опыт функционирования рыночной экономики свидетельствует о другом - государственная финансовая помощь предоставляется отнюдь не слабым, а экономически сильным предприятиям; бюджетные средства используются как катализатор хозяйственной активности, а не способ поддержания на плаву нерентабельных предприятий. Поэтому и нам необходимо пересмотреть сложившуюся практику использования стоимостных рычагов регулирования воспроизводственных пропорций - цены, финансов, кредита с тем, чтобы каждый из экономических инструментов функционировал в той сфере распределительных отношений, которая объективно предопределена его общественным назначением и выполняемыми функциями. Разграничение сфер функционирования разных стоимостных регуляторов, усиление их взаимодействия позволит активнее использовать финансы (в том числе бюджет) на главных направлениях экономической стратегии - для регулирования отраслевых и территориальных пропорций, обеспечения структурных сдвигов в экономике, формирования государственных резервов, повышения эффективности всего общественного производства.
2.6. Финансы как инструмент экономического стимулирования.
При переходе к системе рыночного хозяйствования существенно возрастает роль экономического стимулирования, осуществляемого с помощью различных стоимостных рычагов. В их составе важное место принадлежит финансам, обладающим в силу распределительной природы большими возможностями воздействия на факторы производства и весь воспроизводственный процесс в целом. Эти потенциальные возможности реализуются (в большей или меньшей мере) в разных формах и разными методами. В современных условиях важнейшие задачи состоят в том, чтобы вывести экономику из кризисного состояния, обеспечить ее надежными и устойчивыми источниками роста, добиться финансового оздоровления народного хозяйства, повысить эффективность общественного производства. Для решения этих задач могут и должны широко использоваться финансовые стимулы; к ним относятся такие организационные формы финансовых отношений, с помощью которых можно влиять на материальные интересы субъектов хозяйствования.
Финансовое стимулирование тесно связано с регулированием, причем оба этих процесса оказывают друг на друга большое влияние. Финансовое стимулирование является одним из методов регулирования народнохозяйственных пропорций. В свою очередь, регулирование, особенно в части государственного вмешательства в экономику, выступает одним из способов экономического стимулирования общественного производства.
Для того чтобы влиять на воспроизводственный процесс, любой финансовый стимул должен быть органично увязан с производственной деятельностью предприятий. Именно здесь, в низовом звене хозяйствования, создается общественный продукт и национальный доход, для обеспечения максимального роста которых как раз и создаются финансовые стимулы. В составе финансовых стимулов развития производства и повышения его эффективности можно выделить:
эффективные направления инвестирования финансовых
ресурсов;
поощрительные фонды;
бюджетные методы интенсификации производства;
специальные финансовые льготы и санкции.
Для того чтобы непосредственно воздействовать на производство, следует выбрать и обеспечить наиболее эффективные направления вложения финансовых ресурсов. Благодаря такому инвестированию средств расширяются возможности выпуска продукции с высокой финансовой отдачей, создаются условия для развития новых технологий и экологически чистых производств, совершенствуется воспроизводственная, отраслевая и территориальная структуры общественного производства и т.п. Можно выделить три основных направления инвестирования финансовых ресурсов:
а) финансирование технического перевооружения предприятий, благодаря которому создаются принципиально новые машины и устройства, существенно меняется характерная для отрасли структура средств труда, получает развитие компьютерное оснащение производств и т. д.;
б) финансирование затрат, связанных с воспроизводством рабочей силы, профессиональной подготовкой кадров, повышением их квалификации, переориентацией работающих на новые виды производства. В результате финансирования названных мероприятий повышается общеобразовательный и научно-технический уровень трудовых ресурсов, растут возможности более производительного их использования, обеспечиваются условия для высокоэффективного труда;
в) последовательная реализация программ, направленных на обеспечение сдвигов в отраслевой и территориальных структурах общественного производства, совершенствование народнохозяйственных пропорций в соответствии с современными потребностями. Сегодня особенно важна роль финансов в интенсивном росте ключевых отраслей экономики, особенно машиностроения, ускоренном развитии социально-культурной сферы, обеспечении ресурсами приоритетных направлений развития народного хозяйства.
Большое значение в экономическом стимулировании производства придается системе формирования и использования специальных поощрительных фондов - материального поощрения, социального развития к др. Они образуются в низовом звене хозяйствования - на предприятиях и призваны побуждать работающих к более интенсивному и эффективному труду, заинтересовывать производственные коллективы в улучшении конечных результатов деятельности, росте производства и повышении его эффективности. Достигается эта с помощью специального подбора источников образования фондов стимулирования, особого порядка и принципов их формирования и использования.
В условиях перехода к рынку система поощрения лучших результатов финансово-хозяйственной деятельности посредством специальных стимулирующих фондов будет коренным образом перестраиваться. Необходимость такой перестройки обусловлена тем, что пришлось, во-первых, отказаться от жесткой регламентации порядка формирования и использования поощрительных фондов, ранее директивно устанавливаемого вышестоящими управленческими структурами, и, во-вторых, разнообразить систему поощрительных фондов.
Важную роль в развитии производства и повышении его эффективности могут играть бюджетные стимулы. Их отличие от других финансовых стимулов состоит в том, что объектом стимулирования является государство. В качестве экономических стимулов способна выступать с одной стороны, система платежей предприятий в бюджет, в которой достигнута тесная увязка регулирующего и стимулирующего назначения разных видов налогов, а, с другой- система бюджетного финансирования, в которой обеспечена стимулирующая направленность всех ее элементов.
Превращение платежей в бюджет и системы бюджетного финансирования в стимулы развития общественного производства основано на том, что методы мобилизации денежных средств в бюджет, направления и порядок бюджетных ассигнований можно увязать с экономическими интересами субъектов хозяйствования. Как доходы бюджета, так и бюджетное финансирование сами по себе не являются стимулами, в них заключены лишь потенциальные возможности катализаторов производства. Превращение доходов и расходов бюджета в реальные экономические стимулы происходит благодаря соответствующему порядку исчисления размера платежа, заинтересовывающего плательщика в лучших результатах деятельности и правильно построенной системе бюджетного финансирования, включающей соответствующие принципы, формы и методы предоставления бюджетных средств субъектам хозяйствования.
Перспективы развития бюджетных доходов в направлении более полного их использования в качестве экономических стимулов связаны, во-первых, с совершенствованием методов исчисления и порядка уплаты платежей, а, во-вторых, с использованием финансовых мер санкционного характера. Главное здесь заключается в том, чтобы бюджетные доходы и расходы создавали реальную а не мнимую заинтересованность предприятий в лучших результатах хозяйствования. Например, в настоящее время по некоторым видам бюджетных доходов исчисление платежей находится в зависимости от рационального использования объекта обложения. В результате, земельный налог, плата за воду и другие платежи являются не только доходными источниками бюджета, но одновременно выступают в качестве рычагов государственного воздействия на усиление режима экономии и бережливости в народном хозяйстве.
Стимулирующим воздействием обладает и бюджетное финансирование. Государство влияет на условия хозяйствования предприятий и организаций посредством использования особых принципов финансирования, применения разных форм и методов предоставления субъектам хозяйствования бюджетных ассигнований. Именно принципы, формы и методы финансирования являются специфически бюджетными способами, с помощью которых государство влияет на режим расходования средств в народном хозяйстве.
На современном этапе развития экономики усиление стимулирующего воздействия бюджетного финансирования может быть путем ориентации государственных инвестиций на достижение высоких конечных народнохозяйственных результатов, получение большой финансовой отдачи, а также посредством введения в систему финансирования новых условий, побуждающих учреждения и организации непроизводственной сферы к экономии бюджетных средств. С этой целью систему бюджетного финансирования следовало бы заменить системой субсидирования, причем субсидии по некоторым видам затрат могли бы предоставляться на субвенционной основе. Причем сочетание собственных финансовых, кредитных и бюджетных ресурсов в субвенционной форме могло бы быть разным (в зависимость от условий формирования ссудных фондов на финансовом рынке, конъюнктуры спроса на заемные средства, степени государственной заинтересованности в тех или иных вложениях финансовых ресурсов и т.д.).
Важную роль в стимулировании процессов общественного развития призвана играть система финансовых льгот и санкций. Финансовые льготы расширяют возможности наиболее эффективного инвестирования денежных ресурсов в производство и тем самым создают благоприятные условия для его роста и совершенствования. К финансовым льготам относятся, например, разрешение на проведение ускоренной амортизации основных фондов, освобождение от налогообложения части прибыли предприятий, направляемой на научно-технические разработки, проведение природоохранных мероприятий и т.д. Санкции же усиливают материальную ответственность субъектов хозяйствования за конечные результаты деятельности, нарушение требований договорной, расчетной и финансовой дисциплины.
К сожалению, в существующей системе финансовых взаимосвязей как льготы, так и санкции пока что слабо используются в интересах достижения лучших результатов хозяйствования. По действующему налоговому законодательству перечень льгот, особенно в части реинвестирования прибыли, неоправданно ограничен; отсутствует их дифференциация по территории страны, учитывающая специфику отдельных регионов (что, кстати, очень развито за рубежом).
3.ФИНАНСЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ЗАРУБЕЖНЫХ
ГОСУДАРСТВ
Переход к рыночным отношениям заставляет нас обратить свое пристальное внимание на экономический опыт развития зарубежных стран. Важнейшим инструментом государственной экономической политики и регулирования рыночных отношений выступают финансы, в первую очередь налоговые системы. Они стимулируют или, наоборот, ограничивают развитие отдельных отраслей, создают предпосылки для снижение издержек производства и обращения частных предприятий и фирм, повышения их конкурентоспособности на мировом рынке. Государственными и муниципальными органами осуществляется значительная часть капитальных вложений в экономическую инфраструктуру. Эти вложения не рассчитаны на получение прибыли, но косвенным путем обеспечивают ее повышение частному капиталу. Прежде всего это расходы на строительство и содержание транспортных коммуникаций, линий связи, систем промышленного водоснабжения, очистных сооружений, на подготовку земельных участков к промышленной застройке.
Оживление и регулирование экономики является одной из первоочередных государственных задач, к решению которой подключаются местные органы управления. В середине восьмидесятых годов был проведен опрос мэров 326 крупнейших городов Соединенных Штатов Америки.4 Им был задан вопрос, что они считают самыми неотложными задачами. Почти 90% мэров назвали таковыми экономическое развитие городов и обеспечение безопасности граждан. Опрос дал следующие результаты:
увеличение занятости - каждый четвертый мэр поставил эту проблему на первое место по значению и важности, 70% назвали в качестве одной из трех первоочередных задач;
рост доходной базы городов, главным образом за счет расширения налоговой базы;
сохранение существующих предприятий и имеющихся рабочих мест;
развитие индустриальной и коммерческой базы;
уничтожение трущоб и развалин, помощь беднейшим районам.
Рассмотрим, какими методами государственные органы и муниципальные власти США и других стран влияют на экономическое развитие в условиях частной собственности.
Государственное регулирование экономики в США началось еще президентом Ф. Рузвельтом после депрессии 1929-1932 гг., когда безработица достигла уровня 25%. В пятидесятые-шестидесятые годы:
федеральное правительство старалось включать в регулирование экономики городские власти. Основным инструментом являлось финансовое воздействие.
Последнее время часто можно слышать рассуждения отечественных экономистов о полной свободе рынка, недопустимости государственного вмешательства в рыночную экономику, о том, что есть только две формы хозяйства: или свободный рынок, или государственное регулирование, что якобы адекватно сохранению административно-командной системы. Думается, что требование полной свободы рынка и отказа от его государственного регулирования - естественная реакция на те времена, когда повсеместно действовали всевозможные ограничения и было тотальное господство плановых методов руководства экономикой.
Но вернемся к методам финансового воздействия. Налоговая политика западных стран, как правило, рассчитана на привлечение частного капитала. Стимулирующее воздействие налоговых льгот можно рассматривать как форму косвенного субсидирования предпринимательской деятельности.
В ряде стран практикуется поощрение капитальных вложений в отсталых регионах, например, вложений на территориях, находящихся на окраинах промышленных городов, вложений на реконструкцию и модернизацию действующего производства. Местными органами выплачивается надбавка к инвестициям, не подлежащая налогообложению и доходящая до 10% общего объема капиталовложений. Независимо от надбавки или в дополнение к ней из бюджета в ряде случаев может выплачиваться субсидия на капитальные вложения. Но субсидия облагается налогом. Это широко практикуется, например, в Германии.
Начиная с 1985 г. во многих странах применяются методы поощрения создания на территориях муниципалитетов в областях, переживающих структурный кризис, новых высокотехнологичных производств. Например, в Германии, во Франции введена специальная надбавка к капиталовложениям за каждое вновь созданное рабочее место.
С течением времени ранее высокоразвитые передовые отрасли под воздействием научно-технической революции могут прийти в упадок и сдерживать экономический рост региона. Например, в Великобритании на промышленные районы, переживающие депрессию, приходится более половины национальной территории, на которой сосредоточено около четверти населения страны. Это Шотландия, Уэльс, Северный район Англии, Северная Ирландия, Корнуолл, Мерсейсайд. В Бельгии - это районы каменноугольной и угольно-металлургической промышленности, которые занимают 36% территории страны. Для этих регионов главной является задача переориентации промышленности на развитие новых передовых производств, сопровождаемой модернизацией инфраструктуры и переквалификации рабочей силы.
Великобритания, Франция, Италия, Нидерланды, Норвегия практикуют государственные инвестиции в отсталые районы, размещение там предприятий национализированных отраслей, строительство производственных зданий широкого назначения, которые сдаются в аренду или продаются предпринимателям на выгодных условиях. Государство предоставляет субсидии и займы целевого назначения.
Для оживления экономической деятельности используются такие нормы финансового воздействия, как субсидирование капитальных вложений в промышленности, субсидирование цен - льготные тарифы на электроэнергию и воду для отдельных районов, льготные условия кредитования - займы под низкий процент, долгосрочные займы, дотации по кредитам.
Финансовое воздействие на развитие экономики может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Речь идет о регулировании развития районов с высокой концентрацией производства и населения. Первоначально эта проблема возникла в Великобритании и во Франции, что было вызвано моноцентрической структурой хозяйства, где один город (или район) стоит во главе иерархии городов и агломераций. Чрезмерная концентрация населения и хозяйственной активности ведет к обострению проблем народонаселения, сохранности окружающей природной среды, ресурсосбережения. В основе сдерживающих мер лежит дополнительное налогообложение, что широко практикуется в Нидерландах, или лицензирование предпринимательской деятельности, как во Франции, Великобритании, Италии.
Проблема чрезмерной концентрации населения особенно остра в Японии. 60 млн.человек, или более половины населения страны, живут на территории, составляющей 10 тыс.км2. Особенно густо заселен район Токайдо, где расположены три крупнейших города: Токио, Нагоя, Осака. В этих условиях особую роль приобретают налоги на продажу земли и на пользование ею.
Органы управления на всех уровнях осуществляют финансовое воздействие на развитие экономики и через контроль за ценами. Во многих странах местные органы власти выступают регуляторами цен на продукцию отраслей общественного пользование. Необходимость регулирования цен обусловливается потребностями производства, нуждающегося в данной продукции по умеренным тарифам. Основной принцип регулирования заключается в ограничении нормы прибыли предприятий отраслей общественного пользования обычно до 5-7% на основной капитал. В США, например, комиссии штатов могут вводить новые тарифы, если нормы прибыли превышают установленный уровень. Аналогичное положение в Германии, Японии. Местные органы управления регулируют цены на коммунальные услуги, устанавливая их предельный размер по отдельным регионам. В Греции регулируются цены на основные продукты питания. В отдельных городах США и Англии введены твердые цены на жилье для категорий населения, доход которых ниже определенной черты.
К другим формам финансового воздействия на экономику относятся:
- приобретение участков земли для развития хозяйственной деятельности;
- оказание частным предприятиям помощи в рекламе и реализации выпускаемой продукции, ее экспорте;
- строительство необходимых дорог, мостов, автостоянок;
- техническая помощь частным предприятиям;
- предоставление кредитов на льготных условиях;
- поддержка мелких малорентабельных предприятий.
Как видим, в условиях частной собственности на землю и средства производства роль государственных и местных органов управления в развитии экономики велика и многообразна.
Германия, как и прежде, стремится предоставить максимальную свободу предпринимателям и не давать государственных команд отдельным из них. Тем не менее государственное воздействие на экономику очень сильно. Одно из проявлений: государство ведет борьбу с созданием картелей и слиянием предприятий. Именно Германия до окончания второй мировой войны была страной крупных картелей, обладающих огромной экономической и политической мощью. Затем был издан закон, устанавливающий правила конкуренции и создающий благоприятные условия для развития свободной конкуренции. Так, законодательно запрещены договоры о ценах между предпринимателями. Правомочность слияния различных предприятий определяется федеральным ведомством по картелям на основании заключения независимой комиссии из ученых и экономистов, ибо в основе рыночных отношений должна лежать свободная конкуренция.
Финансовое воздействие на экономику осуществляется во многом через банковскую систему. В Германки она состоит из центрального банка с сети независимых от него коммерческих банков. Немецкий федеральный банк - единственный орган, имеющий право вводить в обращение деньги. Он контролирует обращающуюся денежную массу и стоимость кредита.
Коммерческие банки хотя и независимы и работают на свой страх и риск, но испытывают сильное государственное воздействие. Им устанавливаются минимальный уставный капитал, квалификация менеджеров банка, предельные объемы предоставляемых кредитов. Делается это в интересах клиентов банка.
Центральный банк регулирует процентные ставки и этим влияет на деловую активность.
Законы о конкуренции не распространяются на транспорт, добычу угля и стали, банковское дело, коммунальные службы (снабжение водой и электроэнергией), сельское хозяйство. В этих отраслях государство регулирует объемы, цены, доступ на рынок. Считается, что в этих отраслях конкуренция не может обеспечить успешного выполнения возложенных на нее функций. В этих отраслях большой удельный вес государственных предприятий, поскольку главное для них не прибыль, а удовлетворение потребностей общества.
Кроме того, к ряду отраслей применяется политика государственного протекционизма.
Говоря о финансах зарубежных стран, следует иметь в виду, что они не имеют единой бюджетной системы. Это относится как к федеральным, так и к унитарным государствам. Финансы крупных регионов штатов, земель, департаментов, провинций и местных органов управления - городов, графств обособлены. Государственный бюджет не является сводным. Наша страна переходит к аналогичному бюджетному устройству.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во всех развитых странах рыночный механизм хозяйствования дополняется инструментами государственного регулирования, соотношение которых зависит от доли государственного сектора, исторических особенностей и традиций, характера решаемых в данное время задач. Специфика проводимых реформ в нашей стране состоит, во-первых, в том, что предпринят переход к многоукладной рыночной экономике; во-вторых реформы начались с попытки внедрения в короткие сроки либеральной модели рынка, когда государственное регулирование сведено к минимуму, и в-третьих, формы и методы регулирования во многом не сложились.
Хотя в мире в течении XX столетия функции государства в управлении экономикой значительно расширились, особенно в промышленно развитых странах, главные изменения в этой области, имевшие место с 80-х гг., заключаются в разрушении планово-организуемой экономики в Советском Союзе и странах Восточной Европы, финансовом кризисе ряда развитых государств, обеспечения экономического роста в странах Восточной Азии, а также увеличении числа чрезвычайных ситуаций в различных частях мира.5
Рыночная экономика не может нормально функционировать без хорошо отлаженного денежного механизма. Неудачи в проведении российских реформ во многом связаны с ошибками в области денежного обращения, вследствие чего вновь возникший денежный механизм не стимулирует, а напротив препятствует успешному экономическому развитию. В рекомендациях по исправлению сложившейся ситуации недостатков нет, и дело заключается в квалифицированном их анализе и разработке соответствующей программы действий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. М.:Финансы и статистика, 1999 г., 509 с.
Дадашев А. З., Коптев М.. М. Финансовые аспекты рыночной экономики. М.: Финансы и статистика, 1994 г., 64 с.
Дамари Р. Финансы и предпринимательство: финансовые инструменты, используемые западными фирмами для роста и развития организаций. Ярославль, "Елень", 1993 г., 222 с.
Лушин С. Возможен ли возврат к золотому стандарту / Экономист, 2000 г., №4.-С.76-82.
Плышевский Б. Условия восстановления государственного регулирования в экономике / Экономист ,1998 г., №6.-С.14-23.
Шерер Ф. М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М.: "ИНФРА-М". 1997 г., 697 с.
Экономика и финансы производственных объединений (предприятий): Учебник для финансовых и финансово-экономических техникумов. М.: Финансы и статистика, 1987 г., 256 с.
1 Экономика и финансы производственных объединений (предприятий): Учебник для финансовых и финансово-экономических техникумов. М.: Финансы и статистика, 1987 г., 256 с. 2 Дадашев А. З., Коптев М.. М. Финансовые аспекты рыночной экономики. М.: Финансы и статистика, 1994 г. 3 Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. М.:Финансы и статистика, 1999 г. 4 Дамари Р. Финансы и предпринимательство: финансовые инструменты, используемые западными фирмами для роста и развития организаций. Ярославль, "Елень", 1993 г. 5 Плышевский Б. Условия восстановления государственного регулирования в экономике / Экономист ,1998 г., №6. 36

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Налоги на имущество физических лиц
 Основы философии (10 вопросов)
Ваши отзывы
Здравствуйте. Подтверждаю получение заказа. Огромное спасибо за столь короткие сроки. Еще раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
Николай

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.