|
|
Кредитный договор, ценообразование, задача, тестСОДЕРЖАНИЕ 1. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КРЕДИТНОГО ДОГОВОРА 3 Источники финансирования строительства 3 Финансирование и кредитование капитальных вложений 4 Кредиты коммерческих банков 7 2. Ценообразование и расчеты за готовую строитель-ную продукцию и работы. Формы безналичных расчетов 10 2.1. Основы ценообразования в строительстве 10 2.2. Расчеты в капитальном строительстве 14 3. ЗАДАЧА 18 4. ТЕСТ 18 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19 1. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КРЕДИТНОГО ДОГОВОРА 1.1. Источники финансирования строительства. Согласно "Временному положению о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации" инвесторами, осуществляющими вложение собственных, заемных и привлеченных средств в создание и воспроизводство фондов в форме капитальных вложений, могут быть: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами; организации и предприятия, предпринимательские объединения, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности; международные организации, иностранные юридические лица; физические лица (граждане Российской Федерации и иностранные граждане). Заказчиками (застройщиками) могут быть инвесторы, а также иные физические и юридические лица, уполномоченные инвесторами осуществлять реализацию инвестиционных проектов по строительству. Положение распространяется на финансирование и кредитование: нового строительства; расширения, реконструкции, технического перевооружения действующих предприятий; предпроектных и проектных работ, а также приобретения не требующего монтажа и не входящего в сметы строек оборудования, производственного инвентаря, приспособлений. Источниками финансирования капитальных вложений могут быть1: собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные финансовые резервы инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц); средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий, и другие средства; заемные финансовые средства инвестора или переданные им средства (облигационные займы и др.); привлеченные финансовые средства инвестора (средства от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, граждан, юридических лиц); финансовые средства, централизуемые объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке; средства внебюджетных фондов; средства федерального бюджета, предоставленные на безвозвратной и возвратной основе; средства бюджетов субъектов РФ; средства иностранных инвесторов. Финансирование капитальных вложений по стройкам и объектам может осуществляться за счет как одного, так и нескольких источников. В состав внутренних финансовых ресурсов предприятий, используемых для финансирования инвестиционной деятельности, включаются: прибыль по строительно-монтажным работам, выполняемым хозяйственным способом; поступления от ликвидации основных фондов в строительстве, осуществляемом хозяйственным способом (при разборке временных нетитульных зданий и сооружений); доходы, полученные от попутной добычи строительных материалов на месте строительства объектов; мобилизация внутренних ресурсов для строительства объектов, осуществляемого хозяйственным способом, и др. 1.2.Финансирование и кредитование капитальных вложений. Финансирование государственных централизованных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной основе, осуществляется в соответствии с утвержденным перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд при отсутствии других источников или в порядке государственной поддержки строительства приоритетных объектов производственного назначения при максимальном привлечении собственных заемных и других средств. Для открытия финансирования государственных централизованных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной основе, государственные заказчики представляют в Министерство финансов Российской Федерации выписки из утвержденного в установленном порядке перечня строек и объектов с указанием объемов государственных централизованных капитальных вложений и государственные контракты (договоры подряда) по строительству объектов для федеральных нужд. Открытие финансирования государственным заказчикам производится Министерством финансов Российской Федерации путем перечисления средств в течение одного месяца после утверждения в установленном порядке объемов государственных централизованных капитальных вложений и перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд. По поручению федеральных органов исполнительной власти - государственных заказчиков открытие финансирования государственных централизованных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной основе, может осуществляться входящим в систему этих органов департаментам, межотраслевым государственным объединениям, концернам, ассоциациям, корпорациям, акционерным обществам, предприятиям. Государственные заказчики перечисляют средства федерального бюджета, предоставляемые на безвозвратной основе для финансирования государственных централизованных капитальных вложений, заказчикам (застройщикам) в пределах сообщенных им Министерством финансов Российской Федерации объемов финансирования государственных централизованных капитальных вложений. Для оформления финансирования государственных централизованных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной основе, заказчики (застройщики) представляют банкам, осуществляющим операции по финансированию, следующие документы: титульные списки вновь начинаемых строек с разбивкой по годам; государственные контракты (договоры подряда) на весь период строительства с указанием формы расчетов за выполненные работы; сводные сметные расчеты стоимости строительства; заключения государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы по проектной документации; уточненные объемы капитальных вложений и строительно-монтажных работ по переходящим стройкам. Средства федерального бюджета, предоставляемые на возвратной основе для финансирования государственных централизованных капитальных вложений, выделяются Министерству финансов Российской Федерации в пределах кредитов, выдаваемых Центральным банком Российской Федерации в установленном действующим законодательством порядке. Министерство финансов Российской Федерации направляет указанные средства заемщикам (застройщикам) через коммерческие банки в соответствии с заключенными с этими банками договорами. Перечень коммерческих банков, осуществляющих операции по финансированию заемщиков (застройщиков), определяется Правительственной комиссией по вопросам кредитной политики по представлению Министерства финансов Российской Федерации с учетом мнения Центрального банка Российской Федерации и министерств и ведомств Российской Федерации. Полученные коммерческими банками от Министерства финансов Российской Федерации средства федерального бюджета на возвратной основе для финансирования государственных централизованных капитальных вложений предоставляются заемщикам (застройщикам) на основе договоров. При заключении договоров на получение указанных средств заемщики (застройщики) представляют в банки: выписки из перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд; государственные контракты (договоры подряда); расчеты, обосновывающие сроки выхода введенных в действие производств на проектную мощность; расчеты сроков возврата выданных средств и процентов по ним; заключения государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы по проектной документации и документы, подтверждающие платежеспособность заемщика (застройщика) и возвратность средств. Общий срок пользования средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, и дата начала возврата их заемщиками (застройщиками) устанавливаются в договорах с учетом продолжительности строительства объектов и сроков выхода введенных в действие производств на проектную мощность. Полученные коммерческими банками средства федерального бюджета, предоставленные на возвратной основе, должны использоваться строго по назначению и не могут зачисляться на депозитные счета, использоваться для предоставления межбанковских кредитов и покупки свободно конвертируемой валюты, отвлекаться в другие операции краткосрочного характера. Средства федерального бюджета на возвратной основе предоставляются заемщикам (застройщикам) под залог зданий, сооружений, оборудования, объектов незавершенного строительства, материальных ценностей и другого имущества с оформлением соответствующих документов, предусмотренных залоговым законодательством Российской Федерации. Возврат заемщиками (застройщиками) средств федерального бюджета, предоставляемых на возвратной основе, производится в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Министерство финансов Российской Федерации возвращает кредит Центральному банку Российской Федерации в сроки, определяемые законодательством Российской Федерации. Проценты за пользование средствами федерального бюджета, предоставляемыми на возвратной основе, начисляются с даты их предоставления в соответствии с заключенными договорами. Выплата заемщиками (застройщиками) процентов за пользование указанными средствами начинается с даты начала возврата этих средств. Министерство финансов Российской Федерации выплачивает проценты за пользование кредитом Центрального банка Российской Федерации с момента образования задолженности. Процентная ставка за пользование средствами федерального бюджета, предоставляемыми на возвратной основе, не может превышать размера ставки, установленной в договоре между Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации. Условия долгосрочных договоров между государством (представляемым Министерством финансов Российской Федерации), банками и заемщиками (застройщиками) определяются на весь срок действия договора. В случае, если после их заключения законодательством введены условия, ухудшающие положение партнеров, в договоры могут быть внесены изменения. Банки, осуществляющие операции по финансированию: проводят проверку представленных заказчиком (застройщиком) документов, сверяют их с утвержденным перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд и при их соответствии открывают (продолжают) финансирование строительства; в случае, если источником финансирования являются средства федерального, бюджета, предоставляемые на возвратной основе, анализируют расчеты сроков возврата средств и процентов по ним и заключают с заемщиком (застройщиком) договор по установленной форме. При неподтверждении реальности возврата заемщиком (застройщиком) средств и процентов по ним в установленные сроки, а также при задержке заемщиком (застройщиком), по его вине, оформления договора сообщают об этом Министерству финансов Российской Федерации; финансируют стройки только при наличии положительных заключений государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы по проектной документации. Финансирование и кредитование строительства объектов смешанного инвестирования за счет федерального бюджета, собственных средств организаций, предприятий и других юридических и физических лиц осуществляются с соблюдением пропорций расходования бюджетных ассигнований и собственных средств в течение всего периода строительства объектов. Финансирование капитальных вложений за счет собственных средств инвесторов, а также за счет собственных средств банка производится по договоренности сторон. Договаривающиеся стороны самостоятельно определяют порядок внесения инвесторами (заказчиками) собственных средств на счета в банки для финансирования капитальных вложений, кредитования и взаиморасчетов между участниками инвестиционного процесса за выполненные подрядные работы и поставку оборудования, материальных и энергетических ресурсов, оказание услуг. Формы оплаты определяются договорами (контрактами). 1.3. Кредиты коммерческих банков. Банк - учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии с действующим законодательством предоставлено право осуществлять аккумуляцию временно свободных денежных средств физических и юридических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности и срочности. Банки предоставляют кредиты (займы, ссуды), осуществляют денежные расчеты, посредничество во взаимных платежах и расчетах, выпуск (эмиссию) денег, ценных бумаг (банкноты, чеки, векселя) и другие операции. Кредит - это движение ссудного капитала, форма мобилизации временно свободных денежных средств организаций, предприятий и доходов населения, которые превращаются из бездействующего в действующий, функционирующий капитал. Различают следующие формы кредита: государственный, банковский, потребительский, международный. Активные операции коммерческих банков (с целью прибыльного использования привлеченных средств) можно разделить на четыре группы: - кредитные операции (или ссуды); - инвестиции в ценные бумаги; - кассовые операции; - посреднические и доверительные операции. Важнейшим направлением активных операций является кредитование. Банковский кредит - предоставление банком своему клиенту во временное пользование определенной доли собственных или привлеченных денежных средств. Предоставляются кредиты под залог материальных ценностей или без обеспечения (бланковые кредиты), в форме выдачи ссуд под различное обеспечение, учета векселей, покупки банками ценных бумаг. Функции банковского кредита: перераспределение денежных средств на условиях их последующего возврата; замещение действительных денег кредитными деньгами (банкнотами) и кредитными операциями. Основными принципами банковского кредита являются возмездность и возвратность в определенный срок. По срокам погашения банковский кредит подразделяется на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 до 3 лет) и долгосрочный (свыше 3 лет). Среднесрочный и долгосрочный кредиты обслуживают движение основных фондов, а также используются на новое строительство, расширение, техническое перевооружение и реконструкцию уже действующих производств и объектов. Краткосрочный кредит обслуживает кругооборот оборотных средств и классифицируется: по экономическому характеру объектов кредитования: а) под товарно-материальные ценности (например, сырье и основные материалы, запасы, незавершенное производство и др., а также на временные нужды под сверхплановые запасы); б) под затраты (например, сезонное производство, подготовка новых производств); в) расчетные (например, в связи с отгрузкой готовой продукции, открытие аккредитива); г) платежный банковский кредит (например, несвоевременное поступление средств за отгруженный товар); д) на распределительные операции (под покрытие временных разовых потребностей при отсутствии свободных денежных средств); в зависимости от степени концентрации объекта кредитования: а) по укрупненному объекту; б) по частному объекту. Для подрядных строительных организаций укрупненный объект представляет собой совокупность материальных запасов и производственных затрат. Предоставление данного вида кредита направлено на снижение запасов материальных ценностей, ускорение их оборачиваемости. При таком порядке кредитования устранена многообъектность, нормируемые запасы и затраты представлены в качестве единого объекта кредитования. К кредитованию принимаются материальные запасы и производственные затраты, потребность в которых вытекает из планов производства строительно-монтажных работ: в зависимости от характера разграничения оборотных средств на собственные и заемные: а) ссуды сверх норматива собственных оборотных средств; б) кредиты для оплаты ценностей на долевых началах в формировании норматива; в) кредиты под разрыв в платежном обороте; по срокам погашения: а) срочные; б) отсроченные; в) просроченные; по источникам погашения: а) за счет средств заемщика; б) за счет средств гаранта; в) за счет новых кредитов; по связи с принципом обеспечения: а) с прямым обеспечением; б) с косвенным обеспечением; в) не имеющие обеспечения; по плотности кредитования: а) с нормальной процентной ставкой; б) с максимальной процентной ставкой; в) с повышенной процентной ставкой; г) с пониженной процентной ставкой; д) беспроцентные. Кругооборот средств организаций в процессе производства продукции, работ и услуг нередко сопровождается такой ситуацией, когда возникает недостаток финансовых ресурсов и покупатель (предприятие, строительная организация) не может рассчитаться с поставщиками ресурсов. В этом случае может использоваться коммерческий кредит, представляющий собой форму отсрочки платежа. Кредитным документом при осуществлении коммерческого кредита является вексель, выдаваемый должником поставщику. Вексель представляет собой письменное долговое обязательство лица, выдавшего его, уплатить в указанный срок определенную, указанную в векселе сумму держателю векселя. Специальной формой кредита является ипотечный кредит (кредит под залог недвижимости). Первая программа ипотечного кредитования была разработана акционерным обществом "Корпорация "Жилищная инициатива" совместно со Сбербанком России и Госстрахом России. Программа предусматривает несколько схем ипотечного кредитования жилищного строительства, в том числе: схема "Форвард - кредитинвест" рассчитана на коммерческих застройщиков (юридических лиц), осуществляющих строительство жилья с целью его дальнейшей продажи состоятельным клиентам, включая коммерческие структуры. Предметом залога является сам строительный объект. Оформление залога и выдача кредита осуществляются при этом поэтапно, по мере строительства объекта; схема "Ретрокредитинвест" предназначена для граждан, желающих улучшить свои жилищные условия. Кредит выдается под залог существующей квартиры и только в том случае, если ее рыночная стоимость выше затрат по строительству новой; схема "Комбинвест" ориентирована на граждан, желающих улучшить жилищные условия, когда стоимость строительства нового жилья выше, чем рыночная стоимость имеющегося, под которое будет выдан ипотечный кредит. В этом случае предусматривается, что разность в стоимости может быть покрыта дотациями муниципалитета или (и) предприятия, на котором работает заемщик средств; схема "Фьючерсинвест" предназначена для граждан, которые не желают закладывать свою недвижимость. 2. Ценообразование и расчеты за готовую строительную продукцию и работы. Формы безналичных расчетов 2.1. Основы ценообразования в строительстве. Политика ценообразования в строительстве является составной частью общей ценовой политики Российской Федерации и исходит из общих для всех отраслей принципов ценообразования. В то же время механизм ценообразования в строительстве имеет специфические особенности. Прежде всего это связано с индивидуальным характером строящихся зданий и сооружений. Стоимость строительной продукции также связана с местными условиями строительства, большое влияние на нее оказывают природные, экономико-географические факторы и территориальные различия в условиях оплаты труда рабочих-строителей. На механизме ценообразования сказываются и особенности строительства как отрасли народного хозяйства: многообразие строительной продукции, длительный производственный цикл по сравнению с другими отраслями материального производства, высокая материалоемкость. Особенность формирования цены на строительную продукцию состоит и в том, что в этом процессе одновременно участвуют проектировщик, заказчик и подрядчик. Действовавшая до 1 января 1991 г. система ценообразования и сметного нормирования в строительстве, была основана на фиксированных (неизменных в течение достаточно длительного периода - от 5 до 15 лет) оптовых ценах, тарифах и других элементах стоимости на применяемую в строительстве промышленную продукцию. Она соответствовала требованиям директивного планирования, была сориентирована на сохранение стабильного уровня сметных цен в строительстве в период между их реформированием и не требовала уточнения сметной документации вследствие текущих изменений ценовых факторов. Такие принципы определения сметной стоимости приводили к значительным искажениям истинных показателей работы непосредственных производителей строительной продукции. Совершенно очевидно, что такая система ценообразования непригодна для рыночной экономики. Основные задачи рыночной системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве следующие: формирование свободных (договорных) цен на строительную продукцию; обеспечение полного набора сметных нормативов (элементных и укрупненных) и различных условий их применения при самостоятельности субъектов инвестиционной деятельности; определение стоимости строительства на разных этапах инвестиционного цикла. При определении стоимости строительства необходимо обеспечивать: гибкий, вариантный подход к вопросам ценообразования, без жесткой регламентации и чрезмерной централизации; соблюдение принципа равноправия участников инвестиционного процесса, обязательного взаимного согласия сторон по принимаемым решениям в ходе согласования свободных (договорных) цен на строительную продукцию; рекомендательный характер общих положений с учетом отраслевых и местных особенностей осуществления строительства путем отражения этих особенностей в ведомственных и региональных методических документах; возможность более широкого выбора соответствующей нормативной базы, на основе которой проводится расчет затрат. Определение стоимости строительства осуществляется: 1. В составе технико-экономического обоснования (ТЭО) на предпроектной стадии разработки проекта. Результатом расчетов является расчетная стоимость, которая определяет собой предварительную сумму денежных средств, требующихся для осуществления строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений. Для определения стоимости строительства в составе предпро-ектных проработок рекомендуется использовать укрупненные показатели базовой стоимости для объектов, зданий и сооружений, а также отдельных видов работ. В случае отсутствия необходимых укрупненных показателей для определения стоимости строительства в составе ТЭО возможно использование данных объектов-аналогов. В расчетах по определению стоимости строительства необходимо учитывать резерв средств на непредвиденные работы и затраты и налог на добавленную стоимость (НДС). 2. В составе проектно-сметной документации. На этом этапе определяется сметная стоимость строительства предприятий, зданий и сооружений. Сметная стоимость строительства - это сумма денежных средств, необходимых для его осуществления в соответствии с проектными материалами. Определяется проектной организацией по поручению заказчика (инвестора) в ходе разработки проектной документации. Для определения сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) составляется следующая документация: а) в составе проекта: сводный сметный расчет стоимости строительства и (при необходимости) сводка затрат; объектные и локальные сметные расчеты; сметные расчеты на отдельные виды затрат (в том числе на проектные и изыскательские работы); б) в составе рабочей документации (РД): объектные и локальные сметы. Основанием для определения сметной стоимости строительства служат: проект и рабочая документация, включая чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ; спецификации и ведомости на оборудование; основные решения по организации и очередности строительства, принятые в проекте организации строительства, а также пояснительные записки к проектным материалам; действующая сметно-нормативная база, введенная в действие с 1 января 1991 г. (возможно также использование сметных норм и цен 1984 г.). В случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы, а также для специализированных строек в составе проекта могут использоваться индивидуальные сметные нормы. Сметная стоимость является основой для определения капитальных вложений, финансирования строительства, формирования свободных (договорных) цен на строительную продукцию, расчетов за выполнение подрядных строительно-монтажных работ. Исходя из сметной стоимости определяется балансовая стоимость вводимых в действие основных фондов по построенным предприятиям, зданиям и сооружениям. В условиях рыночных отношений оценка стоимости строительной продукции осуществляется инвестором (заказчиком) и подрядчиком на равноправной основе в процессе заключения договора-подряда (контракта) на выполнение комплекса работ по строительству или капитальному ремонту предприятий, зданий и сооружений. Для принятия решения об инвестировании и для оценки стоимости строительства в процессе подготовки предложения по свободным (договорным) ценам на строительную продукцию составляются: а) при разработке предпроектной или проектно-сметной документации по заказу инвесторов - инвесторские сметы (расчеты, калькуляции издержек); б) при подготовке к заключению договора подряда на капитальное строительство подрядчиком или по его заказу проектной организацией на основании объявленной (разосланной) инвестором тендерной документации - расчеты (сметы, калькуляции издержек производства). Стоимость строительства в сметной документации инвестора рекомендуется приводить в двух уровнях цен: 1) в базисном (постоянном) уровне, определяемом с помощью действующих сметных норм и цен; 2) в текущем или прогнозном уровне, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемых к периоду осуществления строительства. Стоимость в текущем или прогнозном уровне цен может определяться на основе ее базисного уровня и системы индексов (коэффициентов), дифференцированной по элементам технологической структуры капитальных вложений и по уровням укрупнения строительной продукции. Индексы стоимости (цен, затрат) в строительстве - это отношения текущих (прогнозных) стоимостных показателей к базисным стоимостным показателям на сопоставимые по номенклатуре и структуре ресурсы, наборы ресурсов или ресурсно-технологические модели строительной продукции, а также ее отдельных калькуляционных составляющих. Индексы выражаются в безразмерных величинах, как правило, не более чем с двумя значащими цифрами после запятой. Они формируются на основе данных статистической отчетности, материалов первичного учета, а также результатов специального наблюдения, организованного региональными центрами по ценообразованию. Усредненные текущие индексы по отраслям промышленности определяются Госкомстатом России и ежеквартально публикуются в "Строительной газете". Индексы разнятся по регионам страны (наибольшие - г. Москва, Восточно-Сибирский район, наименьшие - Центрально-Черноземный и другие районы). Индексы разрабатываются как в целом на стоимость подрядных работ, так и на стоимость потребляемых ресурсов или статей затрат (стоимость материалов, трудовых затрат, эксплуатации строительных машин, накладные расходы, сметная прибыль и др.). При составлении смет (расчетов) инвестором и подрядчиком могут применяться различные методы и, в частности, ресурсный, ресурсно-индексный, базисно-индексный, базисно-компснсаци-онный, а также на основе банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов-аналогов. Выбор метода составления смет (расчетов) осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от условий контракта и общей экономической ситуации. Ресурсный метод - это калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементы затрат), необходимых для реализации проектного решения. Ресурсный метод определения стоимости строительства представляет собой способ составления смет, при котором по видам работ показываются в натуральных измерителях расходы материалов, изделий и конструкций, затраты времени эксплуатации машин и затраты труда рабочих, а цены и тарифы на указанные ресурсы принимаются текущие (на момент составления смет). Этот метод позволяет определить сметную стоимость строительства зданий (сооружений) на любой момент времени, в том числе учитывать дополнительные затраты на ресурсы в ходе осуществления строительства. Необходимые для производства работ ресурсы устанавливаются исходя из проектных материалов, различных нормативных и других источников. Ресурсно-индексный метод - это сочетание ресурсного метода с системой индексов цен на ресурсы, используемые в строительстве. Базисно-индексный метод - это использование системы текущих и прогнозных индексов цен по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне или в текущем уровне предшествующего периода. Приведение к уровню текущих (прогнозных) цен выполняется путем перемножения базисной стоимости по строкам сметы и каждому из элементов технологической структуры капитальных вложений на соответствующий индекс по отрасли (подотрасли) или виду работ с последующим суммированием итогов сметного документа по соответствующим графам. Базисно-компенсационный метод - это суммирование стоимости, исчисленной в базисном уровне сметных цен, и определяемых расчетами дополнительных затрат, связанных с ростом цен и тарифов на потребляемые в строительстве ресурсы (материальные, технические, энергетические, трудовые, оборудование, инвентарь, услуги и пр.), с уточнением этих расчетов в процессе строительства в зависимости от реальных изменений цен и тарифов. При этом методе стоимость определяется в два этапа: на первом этапе определяют базисную стоимость (по сметным нормативам 1991 или 1984 г.). Одновременно делают ориентировочный прогноз удорожания базисной стоимости в связи с ожидаемой инфляцией и ростом цен и тарифов на ресурсы, используемые при строительстве; на втором этапе, при оплате работ, проводят расчет дополнительных затрат, вызванных реальными изменениями цен. Итоговая стоимость при этом методе складывается из ее базисного уровня на начало строительства и всех фактических дополнительных затрат (компенсационного фонда). В условиях рыночных отношений ресурсные и ресурсно-индексные методы имеют приоритетное значение. 2.2. Расчеты в капитальном строительстве. Расчеты между заказчиками и подрядчиками должны осуществляться учреждениями банка в соответствии с заключенными договорами подряда и производиться на основании актов приемки в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями полностью законченных строительством предприятии, пусковых комплексов, очередей и объектов, подготовленных к выпуску продукции или оказанию услуг. Причем состав и стоимость товарной строительной продукции, предъявляемой к оплате, должны соответствовать составу и стоимости, определенных в проекте и во внутрипостроечном титульном списке2. Расчеты между заказчиками и проектно-изыскательскими организациями производятся на основании актов за полностью законченные и принятые заказчиками проекты на строительство предприятий, пусковых комплексов, очередей и объектов. Генеральный подрядчик рассчитывается со специализированными подрядными организациями (субподрядчиками) только за выполненный в полном объеме комплекс строительно-монтажных работ. Аналогично осуществляются расчеты между генеральными и специализированными проектными организациями-за полностью законченные и принятые генеральным проектировщиком работы. Причем оплата этих работ осуществляется с расчетного счета генрального проектировщика, а при отсутствии или недостатке средств на расчетном счете - за счет кредита на затраты по незавершенным проектно- изыскательским работам. Строительно-монтажные работы по стройкам, ведущимся хозяйственным способом, оплачиваются так же, как и работы, выполняемые при подрядном способе. Учреждения банков по поручению директоров строящихся (действующих) предприятий перечисляют со счетов финансирования на расчетные счета управлений строительства (отделов капитального строительства) средства на затраты по незавершенному производству строительно-монтажных работ, заготовку строительных материалов, деталей и конструкции, а также на другие расходы строительного производства. Размер средств, предоставляемых управлению строительства (отделу капитального строительства), определяется на каждый квартал директором строящегося (действующего) предприятия с учетом потребностей, вытекающих из условий производства работ, заготовки материалов, конструкций и деталей. В случаях, когда действующее предприятие своими силами выполняет строительно-монтажные работы, предусмотренные планом капитального строительства данного предприятия, расчеты за эти работы осуществляются после завершения всех работ по объекту на основании актов. Расчеты строек с поставщиками отечественного оборудования производятся за поставленный комплект технологического оборудования, технологических линии, установок, средств механизации, автоматики, управления и контроля (до планового срока завершения поставки всего комплекта оборудования или монтажа его генеральному поставщику оборудования предоставляется банковский кредит, а по истечении планового срока кредитование продолжается со взиманием за пользование ссудой повышенных процентов); за укомплектованное и смонтированное оборудование; за отдельные виды оборудования. Стройки и подрядные организации расплачиваются с поставщиками за оборудование, строительные конструкции и материалы по утвержденным в установленном порядке ценам. Проверяется соблюдение цен на оборудование, конструкции и материалы для капитального строительства плательщиком. В строительстве применяются все практикуемые в народном хозяйстве формы безналичных расчетов- акцептная, аккредитивная, особые счета, расчеты платежными поручениями, переводами и чеками, но с учетом технико-экономических особенностей, присущих отрасли. Наиболее распространенной формой расчетов является акцептная. Сущность ее состоит в том, что расчетные документы оплачиваются банком после выполнения строительно-монтажных работ или сдачи объектов, отгрузки, отпуска материал!, пых ценностей или за оказание услуг, с согласия плательщика но месту его нахождения. Такая форма расчетов дает возможность плательщику проверить соответствие выполненных работ или оказанных услуг условиям договора и в случае его нарушения отказаться полностью или частично от оплаты счета. Акцептная форма расчетов укрепляет платежную дисциплину, так как банк имеет возможность контролировать точное соблюдение правил акцепта счетов или отказа оплаты по ним. Недостатком акцентной формы является отсутствие гарантии в своевременности получения причитающихся с плательщика средств. На счете плательщика средства могут отсутствовать, и тогда, даже при его согласии на платеж, это приводит к образованию просроченных платежей и отрицательно влияет на хозяйственную деятельность поставщиков и подрядных организаций. Посредством аккредитивов стройки, подрядные и другие организации осуществляют иногородние расчеты только за оборудование и материалы. Для платежей за выполненные строительно-монтажные работы аккредитивы не используются. При этой форме расчетов платежи производятся в банке, обслуживающем поставщика, за счет средств, забронированных на эти цели. Следовательно, такая форма расчетов гарантирует оплату товарно-материальных ценностей сразу после их отгрузки. Негативные стороны аккредитивной формы расчетов проявляются в необходимости предварительного бронирования средств, что приводит к их распылению и замедлению оборачиваемости. Особые счета применяются в иногородних расчетах с постоянными поставщиками, обслуживаемыми одним учреждением банка. Непременным условием открытия особого счета является представительство в пункте нахождения поставщика уполномоченного покупателя (подрядной организации, стройки), который может принимать материальные ценности и акцептовать счета. Для расчетов за выполненные строительно-монтажные работы особые счета, как и аккредитивы, не применяются. Использование аккредитивов и особых счетов не получило в строительстве широкого распространения, однако удельный вес таких расчетов постепенно увеличивается. Между участниками инвестиционного процесса - заказчиками и генеральными подрядчиками, генподрядчиками и специализированными субподрядными организациями, подрядными, снабженческими и транспортными организациями, подрядными организациями и трестами или управлениями механизации, подсобными предприятиями существуют постоянные хозяйственные связи. При осуществлении платежей через банки они создают основу для расчетов путем зачета взаимных требований. Сущность их состоит в том, что встречные претензии участников расчетов взаимно погашаются, а со счетов оплачивается лишь разница. Взаимные расчеты позволяют осуществлять платежи даже при недостатке денежных средств на расчетных счетах. Это способствует ускорению оборачиваемости средств и улучшению финансового состояния участников зачета. Эффективность взаимных расчетов характеризуется процентом зачета, т. е. отношением зачтенной суммы к общей сумме расчетных документов, предъявляемых к зачету. Банки осуществляют расчеты между заказчиками (застройщиками), подрядными организациями и другими участниками инвестиционного процесса за выполненные работы, поставленные материальные и энергетические ресурсы и оказанные услуги, а также другие расчеты в соответствии с Законом о банках и банковской деятельности и другими законодательными актами Российской Федерации. Государственный контракт (договор подряда), заключенный на весь период строительства, является основным документом для расчетов между заказчиком (застройщиком) и подрядной организацией. Договоры (контракты), заключенные другими участниками инвестиционного процесса, являются основными документами для взаиморасчетов между ними. Заказчики (застройщики) оплачивают счета подрядных организаций за выполненные подрядные работы и по прочим затратам, а также могут производить предварительную оплату за поставляемые материалы, конструкции, энергоресурсы, услуги транспорта и оборудование. Форма оплаты определяется государственными контрактами (договорами подряда). При поставке заказчиком (застройщиком) материалов и изделий расчеты между заказчиком (застройщиком) и подрядными организациями за передаваемые материальные ценности производятся через банк по мере их отпуска или путем зачета взаимной задолженности. Расчеты подрядных организаций с комплектующими организациями или предприятиями-поставщиками за сборные конструкции, Изделия и материалы производятся в порядке, предусмотренном в Договоре (контракте) на их поставку. В случае консервации или временного прекращения строительства, осуществляемого на основании государственного контакта (договора подряда), и отказа заказчика (застройщика) от дальнейшего финансирования стройки или объекта он компенсирует затраты другим участникам строительства, если иное не предусмотрено государственным контрактом (договором подряда). 3. Потребительское общество (кооператив) решило обратиться в банк с просьбой о предоставления кредита на строительство двух магазинов. Для обоснования ходатайства о выделении кредита требуется рассчитать коэффициент экономической эффективности и сроки окупаемости капитальных вложений на основе данных: Капитальные вложения в строительство, млн. руб. Плановый годовой розничный товарооборот, млн. руб. Плановый уровень рентабельности, % Универмаг 68,0 350,0 4,8 Универсам 52,0 280,0 4,0 Коэффициент эффективности универмага Кэф.1. , универсама -Кэф. 2. Кэф. 1. = (350 х 0.048) / 68,0 = 0,25 Кэф. 2. = (280 х 0.04) / 52,0 = 0.22 Срок окупаемости универмага = 1/ Кэф. 1.= 1/ 0,25 = 4 года Срок окупаемости универмага = 1/ Кэф. 2.= 1/ 0,22 = 4,5 года 4.К реальным инвестициям в промышленности могут быть отнесены капитальные вложения на строительство. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Экономика городского строительства: Учеб. Для вузов / А.Л. Коралов, В.А. Кожин, О.П. Коробейников. М.: Стойиздат, 1989. Экономика строительства / Под ред. И.С. Степанова. М.: Юрайт, 1997. Экономика строительства: Ионас Б.Я.. Рейнин С.Н., Старостина Г.Г.- М.: Высшая школа, 1982. 1 Экономика строительства / Под ред. И.С. Степанова. М.: Юрайт, 1997. 2 Экономика строительства: Ионас Б.Я.. Рейнин С.Н., Старостина Г.Г.- М.: Высшая школа, 1982. 2 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|