|
|
Функционально-стоимостной анализ в исследованиях систем управления____________________ Студенту на заметку! Нет времени на выполнение работы самостоятельно? Вы можете заказать профессиональное выполнение курсовых, контрольных, рефератов, диссертаций в Улан-Удэ на сайте http://ulanude.lastdiplom.ru/. ____________________ АННОТАЦИЯ В данной работе рассмотрен один из методов исследования систем управления - ФСА. В работе дается краткая характеристика этого метода, его сущность и основные принципы. На основе конкретного предприятия рассмотрена возможность применения ФСА для оценки функций МКС. Автором реферата проведен ФСА предприятия, производящего программные продукты. На основе проведенного ФСА сделаны соответствующие выводы и даны рекомендации по совершенствованию функций МКС. СОДЕРЖАНИЕ Перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов 4 Введение 5 1. Методтка функционально - стоимостной анализ 7 1.1. Сущность и задачи функционально - стоимостного анализа. 7 1.2. Принципы организации функционально- стоимостного анализа. 10 2. Функционально - стоимостной анализ систем управления фирмы по производству программных продуктов. 12 2.1. Краткая характеристика фирмы и ее системы управления. 12 2.2. ФСА систем управления фирмы "Сегмент". 13 2.3. Совершенствование систем управления на основе результатов ФСА фирмы "Сегмент". 30 Заключение 31 Литература 32 Перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов ФСА - функционально-стоимостной анализ. МКС -менеджер кадровой службы. ВВЕДЕНИЕ Система промышленного производства состоит из ряда различных по масштабам, уровню и сложности организаций. В их числе предприятия, научные и проектные организации, производственные и промышленные объединения и др. Основным звеном промышленного производства являются производственные объединения (предприятия). Производственные объединения представляют собой производственно-хозяйственные комплексы, в рамках которых коллектив трудящихся занят изготовлением продукции. Они включают, как правило, производственные подразделения, звенья производственной и социальной инфраструктуры. Основными чертами, характеризующими все эти комплексы, являются производственно-техническое, экономическое, социальное и организационное единство всех подразделений, включенных в объединение. Тесная взаимосвязь и кооперирование в ходе производства всех звеньев характеризует деятельность производственных объединений. Производственные объединения наделены правами юридического лица. Они вступают в договорные отношения с поставщиками, потребителями и другими сотрудничающими организациями. Эти объединения заинтересованы в повышении эффективности производства и ответственности за выполнение обязательств, принятых перед государством, смежными организациями и собственным коллективом. Они являются основным звеном производства, т.к. именно в их рамках трудящиеся непосредственно вступают между собой в производственные отношения, в них создаются новые потребительные стоимости и прибавочный продукт. Определение перспектив и мер экономического, социального и технического развития предприятия и необходимого для предприятия и необходимого для этого ресурсного обеспечения является основной целью систем управления предприятия. Установление целей деятельности предприятия и путей их достижения, осуществление экономического и морального стимулирования успешного выполнения этих целей, создание условий для повышения эффективности производства, совершенствование структуры и процессов деятельности аппарата управления, сферы и методов участия трудящихся в разработке и реализации управленческих решений - все это включается в систему управления деятельностью предприятия. При оценки эффективности исследования систем управления наиболее приоритетными среди всех экономических эффектов в современных условиях развития являются социальные и экологические эффекты. Функционально- стоимостной анализ управления организацией является сравнительно новым, достаточно эффективным способом выявления резервов сокращения затрат, исследования функций управления организации, любого уровня иерархии. Конечной целью ФСА является поиск наиболее экономичных с точки зрения потребителя и производителя вариантов того или иного практического решения. Целью данной работы является рассмотрение возможностей ФСА при оценке систем управления, выявление узких мест в работе конкретного предприятия, разработка рекомендации по совершенствованию его работы в области работы с кадрами. 1. МЕТОДИКА ФУНКЦИОНАЛЬНО - СТОИМОСТНОГО АНАЛИЗА Сущность и задач функционально -стоимостного анализа. Для достижения наивысших производственных результатов, которые являются основной целью любого предприятия, необходимо использовать различные методы анализа производства. Существует множество методик оценки деятельности предприятия, разработанных ведущими специалистами зарубежных стран и нашей страны, которые позволяют оценить систем предприятия. Но традиционность мышления, определенные догмы, в рамках которых производится основная часть всех оценок не всегда дают возможность найти эффективное решение. Функционально- стоимостной анализ управления организацией является сравнительно новым, достаточно эффективным способом выявления резервов сокращения затрат, исследования функций управления организации, любого уровня иерархии. Для того, что бы понять сущность этого анализа можно попробовать прочитать его название в обратном порядке: анализ стоимости функций.[9] Обычно последовательность поиска резервов сокращения затрат или снижения себестоимости для аналитика не вызывает сомнений. Это, во-первых, группировка фактических сумм затрат по определенным статьям и элементам. Затем сравнение этих сумм с запланированными или, еще лучше, с нормативными. Полученные таким образом положительные отклонения соответственно обычной логике и считают резервами. Такой подход на практике дает определенные плоды. В результате ставиться преграда расточительству, выбираются более дешевые материалы, сберегаются трудовые ресурсы. Однако такой подход серьезно ограничен статичностью самого продукта и технологией его производства. ФСА же основывается на том, что каждый объект исследования существует для того, что бы удовлетворять какие то потребности или выполнять какие то функции. Для того, что бы осуществлять эти функции необходимо затрачивать определенное количество живого труда. При более детальном рассмотрении можно заметить, что объект выполняет, как правило, не одну, а несколько функций. Причем при анализе этих функций можно выделит основные и дополнительные функции. Для того чтобы объект осуществлял свои функции, необходимо затрачивать какие то средства. Тогда очевидным становиться вывод о том, что если функции не нужны, то и затраты на их создание так же лишние. Поэтому ФСА все затраты подразделяет на функционально - необходимые для выполнения объектом его функционального назначения и на излишние затраты, порожденные неправильным выбором или несовершенством управленческих решений. Необходимо отметить, что каждая функция может быть выполнена объектом разными способами. Очевидно, что разные способы осуществления функций определяются различными объемами на затраты. Это значит, что выбирая тот или иной способ осуществления определенной функции, заранее определяется определенная сумма затрат на ее осуществление. Таким образом, заменив существующий способ выполнения функции более дешевым, можно тем самым повысить эффективность работы определенной системы. ФСА направлен на поиск путей совершенствования и резервов снижения затрат в управлении организацией, основываясь на поисках более дешевых способов выполнения главных функций, путем осуществления изменений (организационных, технических и др.) системы управления, при одновременном исключении лишних функций. Конечной целью ФСА является поиск наиболее экономичных с точки зрения потребителя и производителя вариантов того или иного практического решения. Для достижения этой цели с помощью анализа должны решаться следующие задачи: общая характеристика объекта исследования; детализация объекта на функции; группировка выделенных функций на главные, основные дополнительные и ненужные; определение и группировка затрат соответственно выделенным функциям: исчисление суммы затрат на осуществление основных функций при исключении лишних; разработка предложений по усовершенствованию исследуемой системы; Проведение ФСА системы управления осуществляется при совершенствование системы управления действующей организации и совершенствовании системы управления организации в период реконструкции или технического перевооружения, а также при совершенствовании системы управления организации в результате возникновения каких-либо производственных ситуаций (узких мест). Целю ФСА производственной системы управления организации или отдельных ее частей является сокращение затрат на осуществление функций управления при сохранении или повышении уровня их качества, а также повышение эффективности работ аппарата управления для достижения наилучших производственных результатов. В результате осуществления ФСА происходит: достижение наилучшего соотношения между эффективностью работы аппарата управления организации и затрат на его содержание; снижение себестоимости выпускаемой продукции и повышение ее качества; повышение эффективности трудовой деятельности управленческих работников и рабочих производственных подразделений; улучшение использования материальных, производственных и трудовых ресурсов; сокращение или ликвидация брака; устранение или ликвидация узких мест и диспозиций в управлении производством; В настоящее время темпы роста расходов на управление предприятием часто превышают темпы роста объемов производства и уровня качества выполняемых функций. ФСА обеспечивает экономичность, оперативность, высокое качество работы и простоту аппарата управления при сокращении расходов на его содержание. Принципы организации функционально-стоимостного анализа. Основными принципами ФСА можно назвать такие, как ранняя диагностика, приоритетность, оптимальная детализация, выделение ведущего звена. С целью обеспечения наибольшей отдачи от выполнения работ по ФСА необходимо соблюдать ряд правил при проведении аналитического исследования. Наиболее важными являются следующие принципы: Принцип ранней диагностики. Сущность его состоит в том, что величина выявленных резервов зависит от того, на какой стадии жизненного цикла организации проводится ФСА. На стадии организации предприятия, его развития или на стадии процветания. Как правило, излишние затраты в основном бывают на стадии организации предприятия. Следовательно наибольший эффект можно получить на этапе, когда можно предупредить излишние затраты. Принцип приоритета. Так как ФСА не имеет пока широкого распространения, а количество специалистов владеющих методикой проведения ФСА ограничено, следовательно, в каждом случае необходимо учитывать такие требования, как проведение ФСА для тех систем, от работы которых зависит функционирование других систем. Принцип оптимальной детализации. Главный смысл ФСА - определение основных функций, свойственных объекту исследования. Но если функций достаточно много, то в результате деления на основные и вспомогательные функции может оказаться до десятка сотен таких функций, поэтому в начале следует произвести деление объекта на крупные части, а затем произвести ФСА по частям. Принцип последовательности. Выполнения комплекса работ по ФСА требует определенной последовательности в исследовании. Прежде всего необходимо предварительное изучение объекта и всех обстоятельств, которые связаны с осуществлением объектом его функций. Детализация производится от общего к частному. Принцип выделения ведущего звена. Практически всегда при анализе выявляется, что для осуществления объектом его функций, существует какая то их часть, которая требует наибольших затрат, или какая то часть функций сдерживает выполнение всех остальных. Очевидно, что с точки зрения анализа исследование наиболее целесообразно направить на ликвидацию сдерживающих обстоятельств. Благодаря такому выбору направления исследований, минимальные затраты на проведение ФСА приведут к активизации всей анализируемой системы и значительно повысят общий эффект от ее функционирования. Использование этих принципов может существенно повысить эффективность работы по ФСА. 2. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМЫ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ Краткая характеристика фирмы и ее системы управления. Фирма "Сегмент" основана в 1996 году. Основным направлением ее деятельности является производство программных продуктов и продвижение их на рынках сбыта Москвы и других городов России. Фирма "Сегмент" достаточно известна и пользуется хорошей репутацией среди потребителей ее продукции. У фирмы достаточно сильная конкуренция на рынке сбыта товара. Численность работников фирмы составляет 75 человек. В качестве объекта анализа выбрана трудовая деятельность отдельного управленческого работника - менеджера кадровой службы (МКС) фирмы по производству программных продуктов, с целью повышения эффективности его трудовой деятельности, необходимой для обеспечения предприятия высококвалифицированным персоналом. Основной задачей проводимого анализа деятельности является уточнение функций работника, их регламентация, повышение качества их выполнения. Главной задачей функций исследуемого объекта является обеспечение предприятия высококвалифицированным персоналом, тем самым, способствуя осуществлению кадровой политики предприятия. Основными направлениями работы МКС являются: активная политика привлечения профессионалов; разработка принципов и процедур оценки кандидатов; набор персонала на вакантные должности; В ходе информационного этапа был проведен сбор и систематизация данных, характеризующих систему управления на предприятии, функциональные связи между МКС и другими специалистами предприятия, а также была собрана информация о конкретных функциях выполняемых МКС. В качестве источников информации была использована документация: структура управления предприятия; положение о политике предприятия; штатное расписание; должностные инструкции работников; данные бухгалтерской отчетности; 2.2. ФСА систем управления фирмы "Сегмент". Сначала необходимо сформулировать функции выполняемые менеджером кадровой службы, а также провести их классификацию на главную, основную и вспомогательную (Таблица 1). Таблица 1. Формулировка и классификация функций МКС № п/п Наименование функций Вид Примечания Затраты в часах глагол существительное 1 Анализировать потребность О в персонале 320 2 Организовывать собеседования В 80 3 Разрабатывать анкеты В для собеседования 320 4 Осуществлять прием О кандидатов 120 5 Осуществлять учет В перемещения персонала 120 6 Рассчитывать потребность В в персонале 16 7 Давать объявления В в газету 12 8 Работать с фирмами В консалтинговыми 24 9 Анализировать рынок О труда 72 10 Представлять отчеты В о персонале 32 11 Оценивать качество В найма 8 12 Оценивать затраты О на привлечение персонала 192 13 Создавать комиссии В для конкурса 28 14 Организовывать конкурс В на вакантные должности 40 15 Осуществлять делопроизводство В 720 16 Осуществлять отбор О кандидатов 120 17 Участвовать на ярмарках В труда 98 18 Привлекать кандидатов О на работу 120 19 Оценивать кандидатов В 80 О - основная функция, В - вспомогательная; Далее осуществляется декомпозиция основных и вспомогательные функций (Таблица 2, 3). Таблица 2. Декомпозиция основных функций № п/п Основная функция Декомпозиция 1 Анализировать потребность в персонале Осуществляется оценка потребности в персонале предприятия. Производится расчет потребности в персонале. Рассчитывается долговременная потребность в персонале. Анализируются внешние и внутренние источники. 2 Осуществлять прием персонала Принимается управленческое решение на основе собранных данных о кандидатах, согласовывается принятое решение с руководством. 3 Анализ рынка труда Производится стоимостная оценка источников персонала., сбор сведений о предложениях рабочей силы, оценивается их квалификация на основе поступающей информации. 4 Оценивать затраты на привлечение персонала Оценивать стоимостной расчет мероприятий проводимых для привлечения персонала. 5 Осуществлять отбор кандидатов Проводить отбор по результатам собеседований, изучать полученную информацию, выбирать на основании этой информации наиболее подходящих кандидатов. 6 Привлечение кандидатов на работу Осуществлять собеседования, разрабатывать методики их проведения, составлять тесты. Декомпозиция вспомогательных функций Таблица 3. № п/п Вспомогательные функции Декомпозиция 1 Организация собеседования Разрабатывать анкеты для собеседований, участвовать в проведении собеседований. 2 Осуществлять учет перемещений персонала Заносить информацию о всех перемещениях персонала в картотеку (повышениях в должности, увольнениях, приеме). 3 Рассчитывать потребность в персонале Проводить расчеты, оценки 4 Давать объявления в газету По мере необходимости, через газету давать объявления о наборе персонала 5 Работать с консалтинговыми фирмами Сообщать информацию о потребностях в персонале, оценивать стоимость услуг по каждой предложенной кандидатуре. 6 Представлять отчеты Передавать информацию о принятых, уволенных в другие подразделения 7 Оценивать качество найма Производить расчеты, используя данные о движении персонала. 8 Создавать комиссии для конкурса Привлекать специалистов предприятия, подбирать членов комиссии. 9 Организовывать конкурсы Создавать программы конкурсов, выбирать методики их проведения, разрабатывать перечни для метода персонал - технологии. 10 Делопроизводственное обеспечение Вести протоколы, заполнять карточки, составлять отчеты, служебные записки. 11 Участвовать на ярмарках труда Подавать заявки, сведения о потребностях персонала, готовить рекламные проспекты о предприятии. 12 Оценивать кандидатов Проверять рекомендации анализировать результаты собеседований, конкурсов. Схема функциональных связей МКС с другими подразделениями № п/п Функции МКС Подразделения Внеш. Источники МКС Зам. дир. по персоналу. Информационный отд. Подразделения предпр. Бухгалтерия Отдел кадров Коммис. по собеседованию Коммис. конкурс. Генераральный директр 1 Анализ потребности в персонале О Р П П У 2 Осуществлять прием персонала О Р Р 3 Анализировать рынок О У П П 4 Оценивать затраты на привлечение персонала О У П П 5 Осуществлять отбор кандидатов О Р П П 6 Привлечение кандидатов на работу О П С П 7 Организовывать собеседование О П П С 8 Осуществлять учет пермещений персонала О П С 9 Рассчитывать потребности в персонале О Р П П 10 Давать объявления в газету О Р П 11 Работать с консалтинговыми фирмами О 12 Представлять отчеты О Р П У П 13 Оценивать качество найма О Р П 14 Создавать комиссии для конкурса О Р У С 15 Организовывать конкурсы О Р У 16 Делопроизвоственное обеспечение О Р П П П П П П 17 Участвовать на ярмарках О Р У 18 Оценивать кандидатов О Р П П О -отвечает за выполнение функции; Р - руководит, принимает решения, подписывает документы; П - представляет необходимую информацию; У - участвует в выполнении данной функции; С - согласовывает подготовленный документ. Рис.1 Функционально-стоимостная диаграмма (FAST) деятельности менеджера кадровой службы Когда? Как? Зачем? - основная функция вспомогательная Таблица 5. Определение временных затрат на осуществление функций МКС Полное наименование функций МКС Виды документов составляемые МКС по функциям Виды документов форм или данных поступающих к МКС по функции в течение года Подразделения или организации откуда поступают документы для обработки или составления данного документе по функции Куда направляются обработанные или составленные документы или данные по функции Периодичность обработки или составления документа, формы или данных в течение года Затраты труда на обработку или составление документа, формы или данных по функции в течении года в часах 1 2 3 4 5 6 7 Анализировать потребность в персонале План анализа утвержденные схемы подразделений с расчетами потребностей в персонале Сводные планы подразделений, маркетинговый план, штатное расписание, тарифные сетки Подразделения предприятия, информационный отдел, бухгалтерия Зам.дир. по персоналу 1 раз в год 320 Осуществление приема персонала Приказы о приеме Приказы по предприятию Генеральный директор Отдел кадров В течении года 120 Анализировать рынок труда План проведения анализа, анализ состояния рынка Данные из печатных изданий, информация консалтинговых фирм, бирж труда Внешние организации Зам. дир. по персоналу В течении года 72 Оценивать затраты на привлечение персонала Расчет анализа затрат Данные фирм о стоимости услуг и договоров Внешние организации Зам. дир. по персоналу В течении года 192 Осуществлять отбор кандидатов Характеристики полученные на основании анализа проведенных собеседований Данные собеседований сведения консалтинговых фирм, рекомендации Внешние организации Зам. дир. по персоналу В течение года 100 1 2 3 4 5 6 7 Привлечение кандидатов на работу Утвержденные методики собеседований, тестов Справочная, научно-методическая литература Внешние источники В комиссию по собеседованию В течение года 120 Организовывать собеседования Перечень вопросов для собеседования. Протоколы собеседований Штатное расписание Отдел кадров, информационный отдел В комиссии по собеседованию В течение года 80 Осуществлять учет перемещений персонала Отчеты о передвижении персонала Данные о передвижении персонала Начальники подразделений Отдел кадров В течении года 120 Рассчитывать потребность в персонале Расчет потребности Данные по объемам производства, штатное расписание, данные о количестве и составе персонала Бухгалтерия, отдел кадров Зам. дир. по персоналу 2 раза в год 16 Давать объявления в газету Перечень требований к кандидату Служебная записка с запросом на привлечение персонала Нач. подразделений В ред. газеты В течение года 12 Работать с консалтинговыми фирмами Сведения о возможных кандидатах Сведения о кандидатах по интересующим специальностям Внешние организации В картотеку В течение годща 24 Представлять отчеты Отчеты о расчетах анализах перемещениях персонала База данных, картотека Картотека Зам дир. по персоналу 2 раза в год 32 Оценивать качество найма Расчет по перемещению персонала Данные о повышении в должности, увольнении, количестве новых сотрудников Нач. подразделений Зам. лир. по персоналу 12 раз в год 8 1 2 3 4 5 6 7 Создавать комиссии для конкурса Служебная записка о составе комиссии, объявления о проведении конкурса Приказ зам. дир. по персоналу Зам. дир. по персоналу. В информационный отдел В течение года 2 Организовывать конкурсы План мероприятий по проведению конкурса Приказ о проведении конкурса Зам. дир. по персоналу В комиссию по проведению конкурса В течение года 16 Делопроизводственное обеспечение Протоколы расчеты анализы, перечни функций Документация из других подразделений Нач. подразделений В подразделения организации ежедневно 720 Участвовать на ярмарках труда Заявка на участие в ярмарке, договора, рекламные проспекты Приказ заместителя дир. по персоналу Зам. дир. по персоналу В организацию проводящую ярмарку В течение года 32 Оценивать кандидатов Характеристики по каждому кандидату Рекомендации, анкеты, результаты тестов Внешние организации, комиссии конкурса и собеседований В картотеку В течение года 80 Матрица попарных сравнений для основных функций МКС Эксперт №1 № п/п Функция 1 2 3 4 5 6 Сумма 1 Анализ потребности в персонале - 1 1 0 1 0 4 2 Осуществлять прием персонала 1 - 1 0 1 1 4 3 Оценивать затраты на привлечение персонала 1 1 - 0 0 1 3 4 Осуществлять отбор кандидатов 2 2 2 - 1 0 7 5 Анализировать рынок труда 1 1 2 1 - 1 6 6 Привлечение кандидатов на работу 1 1 1 2 1 - 6 Эксперт № 2 № п/п Функция 1 2 3 4 5 6 Сумма 1 Анализ потребности в персонале - 0 1 0 1 1 3 2 Осуществлять прием персонала 2 - 2 1 1 0 6 3 Оценивать затраты на привлечение персонала 1 0 - 0 1 2 4 4 Осуществлять отбор кандидатов 2 1 2 - 1 1 7 5 Анализировать рынок труда 1 1 1 1 - 1 5 6 Привлечение кандидатов на работу 1 2 0 1 1 - 5 Эксперт №3 № п/п Функция 1 2 3 4 5 6 Сумма 1 Анализ потребности в персонале - 0 1 1 0 1 3 2 Осуществлять прием персонала 2 - 2 2 1 1 8 3 Оценивать затраты на привлечение персонала 1 1 - 1 0 1 4 4 Осуществлять отбор кандидатов 1 1 1 - 1 1 5 5 Анализировать рынок труда 2 2 2 1 - 1 8 6 Привлечение кандидатов на работу 1 1 1 1 1 - 5 Эксперт №4 № п/п Функция 1 2 3 4 5 6 Сумма 1 Анализ потребности в персонале - 1 1 1 2 1 6 2 Осуществлять прием персонала 1 - 1 0 1 1 4 3 Оценивать затраты на привлечение персонала 1 1 - 1 1 0 4 4 Осуществлять отбор кандидатов 1 2 1 - 2 2 8 5 Анализировать рынок труда 0 1 1 0 - 1 3 6 Привлечение кандидатов на работу 1 1 2 1 1 - 6 Эксперт №5 № п/п Функция 1 2 3 4 5 6 Сумма 1 Анализ потребности в персонале - 2 1 1 0 1 5 2 Осуществлять прием персонала 1 - 1 0 1 1 4 3 Оценивать затраты на привлечение персонала 1 1 - 0 0 1 3 4 Осуществлять отбор кандидатов 1 2 2 - 1 0 6 5 Анализировать рынок труда 2 1 2 1 - 1 7 6 Привлечение кандидатов на работу 1 1 1 2 1 - 6 Эксперт №6 № п/п Функция 1 2 3 4 5 6 Сумма 1 Анализ потребности в персонале - 1 1 1 0 1 4 2 Осуществлять прием персонала 1 - 2 1 1 0 5 3 Оценивать затраты на привлечение персонала 1 0 - 0 1 2 4 4 Осуществлять отбор кандидатов 1 1 2 - 1 1 6 5 Анализировать рынок труда 2 1 1 1 - 1 6 6 Привлечение кандидатов на работу 1 2 0 1 1 - 5 Сводная матрица для основных функций № п/п № эксперта функция 1 2 3 4 5 6 Среднее арифметическое Ранг 1 Анализ потребности в персонале 4 3 3 6 5 4 4,1 5 2 Осуществлять прием персонала 4 6 8 4 4 5 5,1 3 3 Оценивать затраты на привлечение персонала 3 4 4 4 3 4 3,6 6 4 Осуществлять отбор кандидатов 7 7 5 8 6 6 4,8 4 5 Анализировать рынок труда 6 5 8 3 7 6 5,8 1 6 Привлечение кандидатов на работу 6 5 5 6 6 5 5,5 2 Матрица попарных сравнений для вспомогательных функций Эксперт №1 № п/п Функция 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Сумма 1 Организация собеседования - 2 1 2 1 2 2 1 1 0 1 0 13 2 Осуществлять учет перемещений персонала 0 - 0 2 1 1 0 1 1 1 1 0 8 3 Рассчитывать потребность в персонале 1 2 - 2 2 1 1 2 1 1 2 1 16 4 Давать объявления в газету 0 0 0 - 1 0 0 1 1 0 1 0 4 5 Работать с консалтинговыми фирмами 1 1 0 1 - 1 0 2 1 0 1 0 8 6 Представлять отчеты 0 1 1 2 1 - 0 2 1 1 2 1 12 7 Оценивать качество найма 0 2 1 2 2 2 - 2 2 1 2 1 17 8 Создавать комиссии для конкурса 1 2 0 1 0 0 0 - 1 0 1 0 6 9 Организовывать конкурсы 1 1 1 1 1 1 1 1 - 0 1 1 10 10 Делопроизводственное обеспечение 2 1 1 2 2 1 1 2 2 - 2 1 17 11 Участвовать на ярмарках труда 1 1 0 1 1 0 0 1 1 0 - 0 6 12 Оценивать кандидатов 2 2 1 2 2 1 1 2 1 1 2 - 16 Эксперт №2 № п/п Функция 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Сумма 1 Организация собеседования - 1 1 2 1 0 0 1 1 1 1 0 9 2 Осуществлять учет перемещений персонала 1 - 0 1 0 1 0 1 1 0 1 1 7 3 Рассчитывать потребность в персонале 1 2 - 2 1 1 0 2 2 1 2 1 15 4 Давать объявления в газету 0 1 0 - 1 1 0 1 1 0 1 0 6 5 Работать с консалтинговыми фирмами 1 2 1 1 - 1 0 2 1 1 1 1 12 6 Представлять отчеты 2 1 1 1 1 - 1 2 1 1 2 1 14 7 Оценивать качество найма 2 2 2 2 2 1 - 2 1 1 2 1 18 8 Создавать комиссии для конкурса 1 1 0 1 0 0 0 - 1 0 1 1 6 9 Организовывать конкурсы 1 1 0 1 1 1 1 1 - 0 1 1 9 10 Делопроизводственное обеспечение 1 2 1 2 1 1 1 2 2 - 2 1 16 11 Участвовать на ярмарках труда 1 1 0 1 1 0 0 1 1 0 - 1 7 12 Оценивать кандидатов 2 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 - 14 Эксперт №3 № п/п Функция 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Сумма 1 Организация собеседования - 1 0 1 1 2 1 1 1 0 2 1 11 2 Осуществлять учет перемещений персонала 1 - 1 2 1 1 0 1 1 0 1 0 9 3 Рассчитывать потребность в персонале 2 1 - 2 2 1 0 2 1 1 2 1 15 4 Давать объявления в газету 1 0 0 - 0 0 0 1 1 0 1 0 4 5 Работать с консалтинговыми фирмами 1 1 0 1 - 0 0 1 1 0 1 1 7 6 Представлять отчеты 0 1 1 1 2 - 0 2 1 1 2 0 11 7 Оценивать качество найма 1 2 2 1 2 2 - 2 2 1 1 1 17 8 Создавать комиссии для конкурса 1 1 0 1 1 0 0 - 1 0 1 0 6 9 Организовывать конкурсы 1 1 1 1 1 1 0 1 - 1 1 1 10 10 Делопроизводственное обеспечение 2 2 1 2 2 1 1 2 2 - 2 2 19 11 Участвовать на ярмарках труда 0 1 0 1 1 0 0 1 1 0 - 1 6 12 Оценивать кандидатов 1 2 1 2 1 2 1 2 1 0 1 - 14 Эксперт №4 № п/п Функция 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Сумма 1 Организация собеседования - 2 1 1 1 1 0 1 1 0 1 1 10 2 Осуществлять учет перемещений персонала 0 - 1 2 1 1 0 2 1 1 0 1 10 3 Рассчитывать потребность в персонале 1 1 - 2 1 2 1 2 1 1 2 1 15 4 Давать объявления в газету 1 0 0 - 1 0 0 1 1 0 1 0 5 5 Работать с консалтинговыми фирмами 1 1 1 1 - 0 0 2 1 0 1 0 8 6 Представлять отчеты 1 1 0 2 2 - 0 2 1 1 2 1 13 7 Оценивать качество найма 2 2 1 2 2 2 - 2 1 1 2 1 18 8 Создавать комиссии для конкурса 1 0 0 1 0 0 0 - 1 0 1 1 5 9 Организовывать конкурсы 1 1 1 1 1 1 1 1 - 0 1 1 10 10 Делопроизводственное обеспечение 2 1 1 2 2 1 1 2 2 - 2 1 17 11 Участвовать на ярмарках труда 1 2 0 1 1 0 0 1 1 0 - 0 7 12 Оценивать кандидатов 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 2 - 14 Эксперт №5 № п/п Функция 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Сумма 1 Организация собеседования - 2 1 2 1 0 0 1 1 1 1 0 10 2 Осуществлять учет перемещений персонала 0 - 0 2 1 0 1 1 1 0 1 0 7 3 Рассчитывать потребность в персонале 1 2 - 2 1 1 0 2 1 1 2 0 13 4 Давать объявления в газету 0 0 0 - 1 0 0 1 1 0 1 0 4 5 Работать с консалтинговыми фирмами 1 1 1 1 - 1 1 1 1 0 1 1 10 6 Представлять отчеты 2 2 1 2 1 - 1 1 0 1 2 0 13 7 Оценивать качество найма 2 1 2 2 1 1 - 2 2 1 2 1 17 8 Создавать комиссии для конкурса 1 1 0 1 1 1 0 - 1 1 1 1 9 9 Организовывать конкурсы 1 1 1 1 1 2 0 1 - 0 1 1 10 10 Делопроизводственное обеспечение 1 2 1 2 2 1 1 1 2 - 2 1 16 11 Участвовать на ярмарках труда 1 1 0 1 1 0 0 1 1 0 - 0 6 12 Оценивать кандидатов 2 2 2 2 1 2 1 1 1 1 2 - 17 Эксперт №6 № п/п Функция 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Сумма 1 Организация собеседования - 1 0 1 1 1 0 1 0 1 1 0 7 2 Осуществлять учет перемещений персонала 1 - 1 2 1 1 0 1 1 1 2 0 11 3 Рассчитывать потребность в персонале 2 1 - 2 1 2 1 1 1 1 2 0 14 4 Давать объявления в газету 1 0 0 - 1 1 0 1 1 0 1 0 6 5 Работать с консалтинговыми фирмами 1 1 1 1 - 1 1 1 1 1 1 1 11 6 Представлять отчеты 1 1 0 1 1 - 1 1 1 1 1 0 9 7 Оценивать качество найма 2 2 1 2 1 1 - 2 1 1 2 1 16 8 Создавать комиссии для конкурса 1 1 1 1 1 1 0 - 1 0 1 1 9 9 Организовывать конкурсы 2 1 1 1 1 1 1 1 - 0 1 1 11 10 Делопроизводственное обеспечение 1 1 2 2 1 1 1 2 2 - 2 1 16 11 Участвовать на ярмарках труда 1 0 0 1 1 1 0 1 1 0 - 0 6 12 Оценивать кандидатов 2 2 2 2 1 2 1 1 1 1 2 - 17 Сводная матрица для вспомогательных функций № п/п № эксперта Функция 1 2 3 4 5 6 Среднее арифметическое Ранг 1 Организация собеседования 11 10 13 9 10 7 10 6 2 Осуществлять учет перемещений персонала 9 10 8 7 7 11 8,6 7 3 Рассчитывать потребность в персонале 15 15 16 15 13 14 14,6 4 4 Давать объявления в газету 4 5 4 6 4 6 4,8 11 5 Работать с консалтинговыми фирмами 7 8 8 12 10 11 7,6 8 6 Представлять отчеты 11 13 12 14 13 9 12 5 7 Оценивать качество найма 17 18 17 18 17 16 17,1 1 8 Создавать комиссии для конкурса 6 5 6 6 9 9 6,8 9 9 Организовывать конкурсы 10 10 10 9 10 11 10 6 10 Делопроизводственное обеспечение 19 17 17 16 16 16 16,8 2 11 Участвовать на ярмарках труда 6 7 6 7 6 6 6,3 10 12 Оценивать кандидатов 14 14 16 14 17 17 15,3 3 Рис. 1. Диаграмма значимости основных функций и временных затрат ряд 1-оценивать затраты на привлечение персонала. Ряд 2 -анализировать потребность в персонале. Ряд 3 - осуществлять набор кандидатов. Ряд 4 - осуществлять прием персонала. Ряд 5 - привлечение кандидатов на работу. Ряд 6 - анализировать рынок труда. 2.3. Совершенствование систем управления на основе результатов ФСА фирмы "Сегмент". Оценка показателей качества функций управления является достаточно сложной процедурой, так как управленческие функции трудно нормировать. Работа МКС связана с приемом и отбором кандидатов, прием и количество которых хотя и планируется предприятием, но не всегда соответствует действительности, он может значительно превышать запланированный. Диаграмма значимости функций и временных затрат показала, что на предприятии продолжительность рабочего времени МКС превышает норму в среднем на 1 час 10 мин. Кроме запланированных затрат рабочего времени, как уже отмечалось выше, могут возникать и непредвиденные временные затраты, что может превысить время превышения продолжительности рабочего дня МКС. Из сказанного можно сделать вывод, что некоторые функции или часть их необходимо перепоручить другому работнику или предусмотреть прием на работу дополнительных штатных единиц по работе с кадрами. Из анализа диаграмм видно, что значительная часть затрат среди основных функций связана с анализом в потребности в персонале. Среди вспомогательных функций основное время затрачивается на осуществлением делопроизводства и учета перемещения персонала, а также с деятельностью связанной с участием МКС в ярмарках труда. Причем некоторые вспомогательные функции превышают во много раз по времени основные. Было бы целесообразно передать часть работ по анализу в потребности персонала руководителям подразделений. А также принять еще одну штатную единицу для осуществления делопроизводства и учета перемещений персонала или переложить некоторые виды работ по учету на отдел кадров. Кроме этого из диаграмм видно, что для участия в ярмарках труда не обязательно использовать МКС. Эти функции можно возложить на отдел маркетинга и частично рекламный отдел (осуществлять подготовку рекламных проспектов), а также привлекать начальников подразделений. Необходимо внести изменения в должностные инструкции работников отдела кадров, начальников подразделений, рекламный отдел. Кроме этого, часть работы по делопроизводству и анализу можно перевести в электронный вид, что существенно облегчит проведение такого рода работ. Учитывая все вышесказанное, для совершенствования работы МКС, можно сделать следующие предложения: оптимизировать затраты на такую функцию, как анализировать потребность в персонале; перераспределить такие функции, как обеспечение делопроизводства, осуществление учета передвижения персонала, участие в ярмарках труда; совершенствование использования личного времени МКС; привлечь отдел по управлению персоналом электронной техникой; ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исследование систем управления является важным и достаточно эффективным средством анализа. ФСА является одним из способов оценки эффективности систем и поиска путей их оптимизации, с целью получения наибольшего экономического эффекта. ФСА является новым, по сравнению с остальными методами оценки. Его преимущества заключаются в новизне и оптимальности. В данной работе, на примере конкретной организации, показаны возможности ФСА. С помощью ФСА была оценена работа МКС и выявлены недостатки в организации его работы. Это позволит сократить затраты, осуществляемые при выполнении МКС лишних функций и оптимизировать выполнение им основных функций. На рассмотренном примере, проведение ФСА позволило определить, что после внедрения предложений по сокращению временных затрат можно ожидать снижение временных затрат примерно на одну треть при выполнении функции "анализ потребности в персонале". Затраты на функцию "осуществление делопроизводства" и " учет перемещений персонала" снизятся практически в пять раз. Суммарный эффект составляет экономию времени примерно в два раза, что позволяет повышать качество выполняемых функций, перераспределит временные затраты на них в соответствии с потребностями, а это повлияет на повышении качества при приеме персонала. ЛИТЕРАТУРА Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Метологические проблемы, -М.: Политиздат, 1985. Дайнеко О.А. технология управленческих работ в машиностроении, -М.: Машиностроении, 1987. Кибанов А.Я Управление машиностроительными предприятиеми на основе функционально-стоимостного анализа, - М.: Машиностроение, 1991. Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях, - М.: Финансы и статистика, 1989. Мильнер Б.З. и др. Системный подход к организации управления, - М.: Экономика, 1983. Организация управления промышленным производством. Учебник. /Под ред. О.В. Козлова и др., - М.: Высшая школа, 1980. Организация, планирование и управление деятельностью промышленных предприятий. /Под ред. С.Е. Каменицера, Ф.М. Русинова, - М.: Высшая школа, 1984. Рапопорт В.Ш Диагностика управления: практический опыт и рекомендации, - М.: Экономика, 1988. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, - М.: ИП "Экоперспектива", 1998. 1 13 24 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|