Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Инвестиционный менеджмент предприятий (на примере компании "Росстрой")
 Технологическое проектирование индукционной канальной печи типа ИЛК-1
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...
 Рассуждения о проблеме влияния окружающего шума на...
 Рассуждения по тексту Владимира Харченко о роли науки в...
 Проблема отношений человека с природой в сочинении с...
 Рассуждение по теме ограниченности...
 Описание проблемы отношения людей к природе в сочинении по...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Гражданское право

курсовая работа

Авторское право



План.
Введение........................................................................................2
1. Понятие и принципы авторского права ................................3
2.Законодательство об авторском праве .....................................7
3. Объекты и субъекты авторского права ...................................10
4. Неимущественные и имущественные права авторов...........19
5. Авторские договоры ................................................................27
6. Защита авторских прав..............................................................29
Библиография................................................................................35
Введение.
Конституция Российской Федерации предусматривает "правовое регулирование интеллектуальной собственности".
В понятие "интеллектуальной собственности" входят: авторское право и смежные права, а также промышленные права (права на товарные знаки, изобретения, полезные модели, промышленные образцы и некоторые другие объекты).
Интеллектуальная собственность - это право на результаты творческой, духовной деятельности.
Роль и значение интеллектуальной собственности, в том числе, авторского права и смежных прав, постоянно возрастают.
Прежнее законодательство СССР об авторском праве действовало на территории России до 3 августа 1992 года. Это законодательство было излишне зарегламентировано и содержало значительные изъятия из сферы авторских прав. Вместе с тем, оно неплохо обслуживало административно-командную систему, существовавшую в СССР. Но рыночные отношения потребовали нового правового регулирования сферы авторского права.
С 3 августа 1992 года на территории России были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик - нормативный акт, принятый Верховным Советом СССР 31 мая 1991 года, но не вступивший в силу на территории СССР в связи с прекращением существования СССР.
Основы ГЗ 1991 года содержали раздел IV "Авторское право", который предусматривал новую регламентацию авторских прав, а также вводил правовую охрану смежных прав.
Нормы Основ ГЗ 1991 года по авторским и смежным правам ровно через один год - 3 августа 1993 года были отменены и заменены законом "Об авторском праве и смежных правах".
Закон повторяет и развивает основные принципы правового регулирования авторских и смежных прав, содержащиеся в Основах ГЗ. Он представляет собой новый этап в развитии Российского авторского права.
Закон отвечает международным стандартам в этой области и позволил России присоединиться к ряду международных договоров, прежде всего, к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений.
В настоящее время разрабатывается и готовится к внесению в законодательные органы третья часть ГК, включающая раздел "Исключительные права". Авторские и смежные права включены в этот раздел проекта.
Проект третьей части ГК предусматривает регламентацию в ГК лишь общих принципов авторского права и смежных прав.
Таким образом, Закон об авторском праве и смежных правах 1993 года будет продолжать действовать и после введения в силу третьей части ГК. Вполне вероятно, что принятие третьей части ГК потребует внесения в Закон отдельных изменений и уточнений.1
Основываясь на нормах этого Закона, в настоящей работе мы рассмотрим понятие и принципы, объекты и субъекты авторского права; имущественные и неимущественные права авторов; типы и виды авторских договоров; вопросы защиты авторских прав.
1. Понятие и принципы авторского права.
Вначале необходимо точно установить, что понимается под авторским правом. В ст. 1 Закона "Об авторским праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. № 5351-12 этим понятием охватываются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В субъективном смысле авторское право следует трактовать как совокупность имущественных и личных неимущественных правомочий, принадлежащих автору с момента создания произведения, а также иным лицам, приобретшим указанные правомочия в силу закона или по договору.
Авторское право как самостоятельный институт гражданского права решает задачи, которые призваны обеспечить всемерную охрану и защиту личных и имущественных прав и интересов авторов; создание правовыми средствами условий для творчества; широкое использование его результатов обществом.
Предметом правового регулирования этого института являются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусств (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права), а также с созданием и использованием программ для ЭВМ, топологий интегральных микросхем.
В субъективном смысле авторское право представляет собой совокупность правомочий личного и имущественного характера, принадлежащих создателям произведений, грамм, передач, постановок, исполнений, фонограмм и топологий микросхем.
При правовом регулировании отношений, связанных с созданием и использованием результатов творческого труда учитывается их строгая индивидуальность и неповторимость Ученый может повторить своего предшественника, не зная о сделанном открытии. Но написать книгу, дословно совпадающую с изданной, невозможно без плагиата. Неповторимость авторского произведения есть прямое следствие индивидуальных творческих способностей его создателя. Защищая эту неповторимость, закон тем самым охраняет личные и имущественные права автора во всех его индивидуальных творческих проявлениях.1
Природа авторских прав издавна вызывала споры среди ученых-цивилистов. Сложилось два подхода в определении юридической природы авторских прав.
Первый, так называемый "проприетарный" подход основан на отождествлении права создателя на достигнутый результат с правом собственности лица, создавшего материальный объект. Так, в российском законодательстве XIX в. право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, а предпринимателям предоставлялась возможность не только "покупать" авторское право на данное произведение, но и становиться собственником всего будущего творчества автора.2
Другой подход - через призму понятия исключительных прав. В юридической литературе существуют различные трактовки исключительного характера авторских прав: от толкования их как неотчуждаемых и неотторжимых от личности автора в течение всей его жизни до полного отрицания этого понятия3 .
Понимание правовой природы авторских прав имеет важное практическое значение прежде всего для определения совокупности авторских правомочий, передача которых возможна, и к тому же для установления сущности авторских договоров, режима использования прав, приобретенных в результате заключения названных договоров.
Существенным признаком авторских прав является их абсолютный характер, поскольку правомочиям автора корреспондируют обязанности всех и каждого воздерживаться от их нарушения. Кроме того, автор по своей воле, независимой от воли других лиц, разрешает либо запрещает использование созданного им произведения.
Понятие "исключительные права" берет начало из так называемой теории частноправовой монополии Рогэня. Сущность авторского права последний видел не в возможности пользования предметом, а в способности воспрепятствовать всякому другому присвоить предмет, идею. Под монополией он понимал невозможность пользоваться другим данной вещью как свойство, присущее всем абсолютным правам .
В действующем законодательстве и в современной науке гражданского права данная теория получила свое развитие. Сложившееся в настоящее время понимание исключительного характера авторских прав состоит в том, что принадлежащие создателю произведения авторские права препятствуют другим лицам использовать произведение, иными словами, обеспечивают их носителям правомочия на совершение различных действий с одновременным запрещением всем другим лицам совершать указанные действия.1
В основе правового регулирования отношений, возникающих в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусств (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права), а также с созданием и использованием программ для ЭВМ, топологий интегральных микросхем, лежат общие принципы гражданского права: юридическое равенство субъектов правоотношений, диспозитивность, судебный порядок защиты нарушенных прав и др. Вместе с тем авторскому праву как самостоятельному институту гражданского права свойственны специфические правовые принципы, обусловленные особенностями предмета правового регулирования, субъектного состава регулируемых отношений.
Принято выделять следующие принципы авторского права.
Принцип свободы творчества.
Творчество непосредственно связано со способностями. Статья 10 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. (ВВС РФ, 1992, N 46, ст. 2615) определяет, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями (см. комментарий к ст. 34).
Свобода творчества - одна из важнейших духовных свобод. Она означает, что государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность (ч. 5 ст. 29 Конституции запрещает цензуру), одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы.
Свобода творчества не может быть абсолютной; возможно злоупотребление этой свободой. Творческий человек живет среди людей, и ради публичных интересов и прав других лиц сама Конституция и законодательство содержат некоторые ограничения этой свободы (ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 55 Конституции; ч. 1 п. 1 ст. 10 ГК РФ 1994 г.). Противоправным деяниям, даже имеющим творческую основу, не может быть гарантирована свобода. Безнравственное, разрушительное творчество должно быть запрещено.1
Принцип сочетания личных интересов с интересами общества находит свое отражение в нормах, регулирующих отношения по использованию и опубликованию произведений. Только автор может решить вопрос о готовности произведения и выпуске его в свет, о том, публиковать его или нет.
Произведение может быть выпущено в свет только на основании договора с автором или его правоприемником. Опубликованное произведение, по общему правилу, может использоваться только с согласия автора и его правоприемников
( ст. 18, 19 Закона). В этом проявляется охрана личных интересов автора. Вместе с тем закон устанавливает пределы свободного усмотрения автора, допуская возможность принудительного выкупа авторского произведения государством с целью издания, публичного исполнения или показа произведения. Опубликованное произведение может быть использовано без согласия автора в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
Принцип всемерной охраны прав и интересов автора выражается в наделении автора широким кругом личных и имущественных прав, гарантированной законом возможности их осуществления.2
Авторское право как гражданско-правовой институт обладает относительной самостоятельностью, но оно тесно связано с другими институтами гражданского права (например, общие положения об обязательствах, наследовании), а также с другими отраслями права (трудового, административного).3



2. Законодательство об авторском праве.
Согласно статье 2 Закона "Об авторским праве и смежных правах" законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах состоит из этого Закона, являющегося частью гражданского законодательства Российской Федерации и действующего на всей территории Российской Федерации, издаваемых в соответствии с этим Законом других актов законодательства Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", а также принимаемых на основе настоящего Закона законодательных актов республик в составе Российской Федерации.
Для того, чтобы понять общий смысл этой статьи, следует учитывать, что Закон принимался в то время, когда в стране действовала Конституция РСФСР 1978 года, измененная Законом от 21 апреля 1992 года.
Конституция предусматривала, что гражданское законодательство относится к компетенции Российской Федерации, а законодательство, относящееся к интеллектуальной собственности, - к совместной компетенции Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Именно этим объясняется то обстоятельство, что в комментируемой статье подчеркивается принадлежность законодательства об авторском праве и смежных правах к отрасли гражданского права.
По той же причине в статье упоминается возможность принятия республиками, входящими в состав Российской Федерации, законодательных актов по данным вопросам.
Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, отнесла к ведению Российской Федерации как гражданское законодательство, так и правовое регулирование интеллектуальной собственности (ст. 71, п. "о").
Следовательно, субъекты Российской Федерации, входящие в состав России, не вправе принимать законодательные акты по авторскому праву и смежным правам (и даже иметь эти акты в настоящее время).
Таким образом, последняя часть этой статьи (начиная со слов "а также") фактически отменена действующей Конституцией РФ.
В статье содержится указание на то, что другие акты законодательства Российской Федерации по авторскому праву и смежным правам издаются "в соответствии с настоящим Законом".
Эта норма действует по отношению к тем подзаконным актам, возможность принятия которых указана в самом тексте Закона.
Такие акты упоминаются в п. 2 ст. 28 и в п. 3 ст. 31.
Содержащиеся здесь нормы расширяют (или четко определяют) компетенцию Правительства России, позволяя ему принимать указанные акты.
Однако из ст. 2 Закона не следует, что не могут быть приняты иные подзаконные акты, если они прямо не упомянуты в Законе.
Рассматриваемая норма ст. 2 Закона, говоря о "других актах законодательства", имеет в виду не только подзаконные акты, но и иные законы по авторскому праву и смежным правам. Они также должны издаваться "в соответствии с настоящим Законом".
Можно полагать, что формулируя эту норму, законодатель предписал принимать новые законы по авторскому праву и смежным правам только как изменения и дополнения к данному Закону, и, таким образом, нормы по этим вопросам, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Закону. Если это так, то при наличии любых расхождений и противоречий приоритет должен признаваться за данным Законом.
Практике, однако, известны случаи, когда нормы, установленные Законом, изменяются и дополняются без внесения изменений в Закон. См., например, раздел IV Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" от 17 ноября 1995 года (СЗ РФ, 1995, N 47, ст. 4473).
Под законом Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" имеется в виду закон РФ от 23 сентября 1992 года (Ведомости РФ, 1992, N 42, ст. 2325). Ссылка на этот закон включает в себя и ссылку на постановление Верховного Совета РФ от 23 сентября 1992 года о порядке введения в действие этого закона (Ведомости РФ, 1992, N 42, ст. 2326).
Закон "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" в основной своей части повторяется в Законе об авторском праве и смежных правах. При этом в нескольких случаях текст закона уточняется, изменяется.
Поэтому при наличии расхождений между этими законами должен иметь силу Закон об авторском праве и смежных правах, в частности, и потому, что он был принят позже.
Из этого общего правила есть следующие исключения:
- статья 13 Закона о правовой охране компьютерных программ и баз данных, предусматривающая регистрацию программ и баз данных, не включена в Закон. Она сохраняет свою силу;
- пункт 3 ст. 14 закона о компьютерных программах и базах данных (об особой форме договоров) сохраняет силу в связи с наличием прямой отсылки в Законе (п. 2 ст. 32).
Все остальные нормы закона о компьютерных программах и базах данных поглощены и отменены Законом.
Рассматриваемая статья не упоминает о законе "О правовой охране топологий интегральных микросхем" от 23 сентября 1992 года (Ведомости РФ, 1992, N 42, ст. 2328).
Следовательно, законодатель не относит топологии интегральных микросхем к объектам, охраняемым Законом об авторском праве и смежных правах.
Такой подход согласуется с международной тенденцией, хотя по своим признакам топологии интегральных микросхем относятся к категории авторских произведений.
В статье 3 Закона "Об авторским праве и смежных правах" установлено, что если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Эта статья содержит известный принцип о приоритете международных договоров над национальным законодательством.
Более полно этот принцип закреплен в ст. 7 Гражданского кодекса, которая должна применяться и в сфере авторского права и смежных прав.
Россия выступает участницей целого ряда международных договоров в области авторского права и смежных прав.
В области авторского права Россия является участницей:
- Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 года) - с 27 мая 1973 года;
- Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1971 года) - с 9 марта 1995 года;
- Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений - с 13 марта 1995 года;
- двусторонних соглашений с Австрией, Арменией, Болгарией, Венгрией, Кубой, Малагасийской Республикой, Польшей, Словакией, Чехией, Швецией.
Следующие международные договоры России косвенно затрагивают сферу авторского права и смежных прав:
- Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности (от 14 июля 1967 года);
- Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (от 27 мая 1974 года).
Международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, предусматривают правовую охрану авторского права и смежных прав на территории России для определенных категорий иностранных владельцев этих прав. При этом объем предоставляемых прав может быть различным.
Иностранным владельцам прав по международному договору может быть предоставлен весь объем прав, предусмотренных Законом (и тогда говорится о предоставлении "национального режима"), либо только некоторые из этих прав.1
Помимо конвенций об авторском праве, Россию связывают двусторонние соглашения с рядом стран о взаимной охране авторских прав, которые оказывают существенное влияние на развитие и совершенствование авторского законодательства и являются источниками права.
Существенное значение для правильного и единообразного разрешения споров по авторским делам имеет постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений".1
Объекты и субъекты авторского права.

Перечень объектов, охраняемых авторским правом, перечислен в ст. 6 Закона. В ней говорится, что авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:
письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);
в других формах.
Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Авторское право не произведение на связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.
Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев, предусмотренных статьей 17 Закона.
Из содержания пп. 1 и 2 ст. 6 может быть сделан вывод о том, что произведение - это результат творческой деятельности автора, выраженный в объективной форме.
Творческая деятельность - это деятельность человеческого мозга, который способен создавать только идеальные образы, а не предметы материального мира. Следовательно, само произведение не материальный, а идеальный объект. Однако охрана, предоставляемая авторским правом, возникает лишь с того момента, как этот идеальный результат будет выражен в какой-либо объективной (материальной) форме. Объективная (материальная) форма выражения произведения не входит в понятие "произведение", это не форма произведения.
Материальный объект, в котором произведение выражено (или в котором произведение заключено), охраняется правом собственности, а не авторским правом.
Авторское право охраняет лишь те творческие результаты, которые обладают объективной новизной. Авторское право охраняет не все объективно новые творческие результаты, а лишь те из них, которые являются уникальными, не повторяющимися при параллельном творчестве.
В пункте 1 данной статьи устанавливается, что авторское право распространяется на произведения независимо от их достоинств.
Под "достоинствами" понимаются различные положительные качества произведения, относящиеся к форме или содержанию: актуальность темы, художественные образы, научная глубина и достоверность и т.п.
Авторским правом охраняются как высокохудожественные, глубоконаучные, ценные произведения, так и те произведения, которые слабы в научном или художественном отношении. Правда, последние не должны обнародоваться, публиковаться и вообще использоваться в связи с их низкими характеристиками. Но это не значит, что они вообще не охраняются авторским правом. Закон подчеркивает охраняемость любого оригинального творческого результата.
В п. 3 говорится об очень важном принципе авторского права: охрана распространяется не только на произведение в целом, но и на любую оригинальную часть произведения. При этом она охраняется самостоятельно как отдельное произведение.
Под частью произведения понимается как механически выделенная из произведения часть (фрагмент картины, отрывок кинофильма, строфа стихотворения, заглавие произведения и т.п.), так и такая часть, которая создана с помощью творчества другого лица (адаптация главы из книги и т.п.).
Может ли та или иная часть произведения использоваться самостоятельно, т.е. отдельно от целого произведения, устанавливается фактически, путем отдельного использования этой части.
Некоторые части произведения не являются оригинальными и их использование не нарушает авторских прав.
В настоящее время по моральным соображениям автор, использовавший в своем произведении идею, метод, процесс и т.п. из чужого произведения, также должен дать ссылку на источник заимствования.
Такая ссылка должна приводиться обязательно, если заимствованные идея, метод, процесс и т.п. охраняются правом сами по себе, например охраняются патентным правом.
В соответствии со ст. 7 Закона объектами авторского права являются:
литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста;
аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
другие произведения.
К объектам авторского права также относятся: производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.
Цель этого перечня - информировать лиц, занимающихся творческим трудом или интересующихся вопросами авторского права, о том, какие объекты могут получать авторско-правовую охрану. Приводимый в Законе перечень таких объектов очень широк. Он подтверждает универсальный характер авторского права.
Перечень ориентирован на ныне существующие общественные отношения. В нем упоминаются объекты, которые представляются законодателю наиболее распространенными и важными в настоящее время. Совершенно естественно, что через некоторое время могут измениться названия таких объектов, а развитие технических средств приведет к появлению совершенно новых объектов авторского права. Эти новые - по названию и по своим видам - объекты должны охраняться авторским правом, если они будут отвечать предъявляемым к произведениям требованиям, которые указаны в п. 1 ст. 6 Закона. Приводимый в п. 1 ст. 7 перечень не является исчерпывающим, закрытым: охраняться могут и "другие произведения".1
Согласно ст. 8 Закона не являются объектами авторского права:
официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);
произведения народного творчества;
сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
Некоторые из этих объектов в принципе являются произведениями; другие, напротив, не имеют признаков, присущих произведению. Отметим, что некоторые иные объекты, не охраняемые авторским правом, указаны в ст. 5 и 28 Закона.
Объекты, носящие официальный или государственный характер, имеют одну общую особенность - они должны широко и беспрепятственно распространяться. Объем и характер их использования определяют не их создатели - разработчики, не лица, которые их утвердили или которым принадлежит право их воспроизведения и использования, а потребности общества. Вот почему они не могут охраняться авторским правом, которое предусматривает ограничения в пользовании произведением.
5. Слово "государственный" не следует толковать ограничительно:
не охраняются авторским правом не только символы и знаки, относящиеся к России, зарубежным государствам, субъектам Российской Федерации, но и те символы и знаки, которые относятся к органам местного самоуправления. В частности, не охраняются авторским правом все обозначения, регистрируемые в качестве официальных символов и отличительных знаков (см. Положение о государственном Геральдическом регистре Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 21 марта 1996 года. СЗ РФ, 1996, N 13 , ст. 1307).
Однако до того, как закон, судебное решение, перевод, флаг, герб, знак и т.п. будут утверждены или приняты в качестве официального или государственного документа, символа или знака, они существуют как произведения науки, литературы и искусства и охраняются авторским правом. Нет сомнения в том, что проект закона есть охраняемое литературное произведение, эскиз государственного ордена - произведение искусства и т.п.
Поэтому для превращения такого охраняемого произведения в официальный или государственный документ, символ, знак необходимо согласие автора произведения.
Это согласие представляет собой договор о выкупе или безвозмездном приобретении всех имущественных прав с одновременным погашением всех личных авторских прав. Правда, в некоторых случаях, по моральным соображениям, право авторства и даже право на имя уважаются и обозначаются.
Указанный договор о выкупе или безвозмездном использовании авторских прав в официальном или государственном объекте может быть ограничен определенными случаями использования этого объекта, причем за пределами этих случаев, т.е. при других способах использования, автор сохраняет свои авторские права.
Исключение из числа объектов, охраняемых авторским правом, сообщений о событиях и фактах, имеющих информационный характер, основывается на нормах Бернской конвенции, где установлено, что "охрана, предоставляемая настоящей Конвенцией, не распространяется на сообщения о новостях дня или на сообщения о различных событиях, имеющие характер простой пресс-информации" (п. 8 ст. 2 Конвенции).
События и факты, содержащиеся в информационных сообщениях, не охраняются авторским правом потому, что имеют информационный характер, т.е. неоригинальны, представляют собой простое, механическое, нетворческое переложение событий и фактов. Иными словами, такие сообщения не подпадают под определение объекта авторского права, содержащееся в п. 1 ст. 6 Закона. Вместе с тем нет никаких оснований применять последний абзац ст. 8 Закона к тем случаям, когда форма выражения этих сообщений является оригинальной.
Рассмотрим пример из арбитражной практики.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение от 30.06.97, постановление апелляционной инстанции от 27.08.97 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-3527/97-2 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.11.97 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Товарищество с ограниченной ответственностью "Студия ТВ "Городской информационный центр" (ТОО "Студия ТВ "ГИЦ") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к редакции газеты "Резонанс" города Юрга о взыскании 55 143 252 рублей убытков за нарушение ответчиком авторских прав истца на программу передач Юргинского телевидения и договорных обязательств и 5 514 325 рублей штрафа в доход бюджета.
Решением от 30.06.97 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.08.97 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 03.11.97 оставил названные судебные акты без изменения.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается отменить указанные судебные акты как не соответствующие действующему законодательству и принятые по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для дела.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
ТОО "Студия ТВ "ГИЦ" в лице его директора В.В.Зорина, который одновременно является главным редактором Юргинского телевидения, и редакция газеты "Резонанс" 26.06.96 заключили договор, по которому Юргинское телевидение обязалось предоставлять редакции газеты для публикования свою программу передач за 5 млн.рублей в месяц. Срок действия договора истекал 01.01.97.
Редакция с 01.09.96 прекратила печатать указанную телепрограмму, сообщив о расторжении договора 07.09.96 в статье "Почему со страниц юргинских газет исчезла программа ЮТВ".
Со ссылкой на необходимость публикования программы передач ТОО "Студия ТВ "ГИЦ" организовало выпуск собственной газеты "Десяточка".
С декабря 1996 года в газете "Резонанс" возобновилось публикование телепрограммы Юргинского телевидения, однако редакция оплату по договору не производила, поскольку получала ее теперь из других источников. Редакция публиковала эту телепрограмму и в 1997 году.
ТОО "Студия ТВ "ГИЦ", полагая, что ответчик нарушил его авторские права и договорные обязательства, потребовало взыскания с истца 55 143 252 рублей, в том числе 50 000 000 рублей упущенной выгоды (за 4 месяца 1996 года и 6 месяцев 1997 года) и 5 143 252 рублей расходов на выпуск газеты "Десяточка", а также в доход соответствующего бюджета штрафа, предусмотренного пунктом 2 статьи 49 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", в сумме 5 514 325 рублей.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд необоснованно исходил из того, что программа передач как объект авторского права подлежит охране в соответствии с названным Законом.
Арбитражный суд счел, что предметом спора является программа передач как совокупность передаваемых в эфир материалов, созданная в результате творческой деятельности.
То, в какой последовательности и в какое время идут в эфир передачи различных видов и жанров, какой категории слушателей и зрителей они интересны, - все это в целом может являться результатом творческой деятельности. В указанном смысле программа передач схожа со сборниками и другими составными произведениями, которые признаются объектами авторского права в силу того, что включенный в них материал расположен по оригинальной схеме.
Однако авторское право охраняет лишь форму, а не содержание произведения. Согласно пункту 4 статьи 6 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" авторское право не распространяется на идеи, положенные в основу построения программы, так же как и на методы, процессы, системы, способы, концепции, открытия, факты.
Как следует из материалов дела, предметом спора между истцом и ответчиком является программа передач как доводимая до слушателей (зрителей) информация о том, что и когда будет передано в эфир.
Такая информация при отсутствии оригинальной формы ее подачи не образует самостоятельного произведения, а подпадает под понятие "сообщение о событиях и фактах, имеющее информационный характер", и поэтому в соответствии со статьей 8 названного Закона не является объектом авторского права.
При таких обстоятельствах ссылка истца на наличие авторского права на программу передач Юргинского телевидения неправомерна. Требование о взыскании убытков и штрафа в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 49 Закона в общей сумме 35 514 325 рублей необоснованно.
Между тем между сторонами был заключен возмездный договор от 26.06.96 о предоставлении телепрограммы для ее публикования в газете на согласованных условиях.
Этот договор, заключенный сторонами в письменной форме в установленном порядке, расторгнут не был. Ссылка ответчика на право расторгнуть договор в одностороннем порядке в соответствии с пунктом 2 договора и пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации неправомерна. Редакция газеты не представила доказательств того, что стороны достигли соглашения о расторжении договора. Статья в газете от 07.09.96 не является таким доказательством.
Однако арбитражный суд не проверил, продолжал ли истец исполнять свои обязательства по договору после 01.09.96, мог ли ответчик исполнять свои обязательства по договору, если другая сторона не совершала действий, предусмотренных договором, вытекающих из существа обязательств. Иными словами, имеется ли просрочка кредитора и должника.
Суд также не исследовал, имеется ли вина ответчика, причинная связь между его противоправным поведением и убытками, а также доказательства, подтверждающие размер этих убытков.
В этой части дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение от 30.06.97, постановление апелляционной инстанции от 27.08.97 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-3527/97-2 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.11.97 по тому же делу отменить. В части взыскания 30 000 000 рублей убытков и 5 514 325 рублей штрафа товариществу с ограниченной ответственностью "Студия ТВ "Городской информационный центр" отказать.
В остальной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.1
Рассмотрим вопрос о субъектах авторского права.
Право на произведение принадлежит действительному его создателю, его подлинному автору, творческим трудом которого оно создано. Автором признается, во-первых, любой гражданин, создавший произведение литературы, науки и искусства. Для признания его автором не требуется выполнения каких-либо формальностей или достижения определенного возраста. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет осуществляют авторское право самостоятельно, а за малолетних и недееспособных авторские права от их имени осуществляют родители, усыновители и опекуны.
Признание лица субъектом авторского права связано с результатом его творческой деятельности, т.е. оно возникает с момента создания произведения. Причем не имеет значения, опубликовано оно или находится в виде рукописи или в иной объективной форме на территории СНГ. Таким образом, закон не требует завершенности произведения, а также обязательного его опубликования. На признание создателя произведения автором не имеет значение то, что автор выполнил его в порядке служебного задания ( ст. 14 Закона).
Во-вторых, иностранные граждане и ица без гражданства, чьи произведения впервые выпущены в свет на территории нашей страны или не выпущены в свет, но находятся на территории РФ в какой-либо объективной форме, признаются субъектами авторского права.
Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения.
Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.
Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними. Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.
Гражданин, создавший произведение, является субъектом первоначального авторского права Ему принадлежит весь объем правомочий, составляющих содержание субъективного авторского права.1
Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных статьей 27 Закона.
Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.
Автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.
При отсутствии таких указаний охрана права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора после его смерти осуществляется его наследниками или специально уполномоченным органом Российской Федерации, который осуществляет такую охрану, если наследников нет или их авторское право прекратилось.
Авторское право может переходить к другим лицам по наследству на основании закона. В этих случаях имеет место правоприемство, в результате которого у правоприемников возникают производные авторские права. 1
Не переходит по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения. Наследники автора вправе осуществлять защиту указанных прав. Эти правомочия наследников сроком не ограничиваются.
Субъектами первоначального авторского права в случаях, прямо указанных в законе, могут быть юридические лица. Так, согласно ч. 2 ст. 11 Закона издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежат исключительные права на использование таких изданий. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать такого указания. Авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом.
Юридические лица могут стать и субъектами производного авторского права. Приобретение юридическими лицами авторских правомочий происходит на основании договоров с авторами об использовании и переработке произведения
В случаях, предусмотренных законом, субъектом авторского права признается государство. Таковым оно может стать в случаях истечения у произведения срока авторского права или ликвидации юридического лица, обладающего этим правом, а также в порядке наследования.
4. Неимущественные и имущественные права авторов.

Закон впервые четко подразделяет авторские правомочия, в совокупности составляющие субъективное авторское право, на личные неимущественные права и имущественные права.
Поскольку ранее действовавшее законодательство - ст. 479 ГК РСФСР 1964 года и ст. 135 Основ 1991 года - не знало такого деления авторских прав, в науке авторского права по этому вопросу шла дискуссия, а практика в некоторых случаях оказывалась противоречивой. Новое законодательство более полно отвечает потребностям практики.
2. Личные неимущественные авторские права не имеют экономического содержания - в этом их основное отличие от имущественных прав.
Это отличие личных прав от имущественных сохраняет свое значение и в настоящее время, несмотря на введение правил о материальной компенсации за причинение морального вреда вследствие нарушения личных прав.
В пункте 1 ст. 15 перечислены четыре категории личных прав. Еще одно личное право - право доступа - указано в п. 1 ст. 17.
Право авторства - это право признаваться, считаться автором произведения. Оно не совпадает с правом на имя. Право авторства является закреплением и правовым отражением фактической работы автора по созданию произведения. Опираясь на право авторства, а не на какое-либо иное правомочие, автор требует защиты своих интересов в случае присвоения авторства другим лицом (плагиат) или если авторство приписывается другим лицам. Право авторства может осуществляться только автором. После смерти автора право авторства прекращается. Наследники и иные правопреемники могут возбудить в суде спор о защите права авторства умершего автора.
Право на имя есть право на способ указания имени автора при использовании произведения. Закон упоминает о трех возможных способах указания имени: подлинное имя, вымышленное имя (псевдоним), без обозначения имени (анонимно).
Авторское право на имя не совпадает с общегражданским правом на имя, принадлежащим любому физическому лицу.
При отсутствии особого указания со стороны автора произведение обозначается фамилией, именем, отчеством автора либо его фамилией и инициалами. Если автор настаивает, чтобы эти обозначения были изменены (например, требует полного указания собственного имени), эти требования законны, так как являются проявлением права автора на псевдоним. В качестве псевдонима может быть использовано и любое другое имя. Произведение может быть использовано и без обозначения имени автора, т.е. с сохранением анонимности автора; это делается по согласованию с автором.
Право на обнародование - третье личное неимущественное авторское правомочие.
Обнародовать произведение - значит обеспечить доступ к произведению любых третьих лиц. Понятие обнародования содержится в ст. 4 Закона.
Автор может считать свое произведение недостаточно готовым, незрелым для представления его на суд публики, и потому он вправе не давать согласия на его обнародование. 12. Автор реализует свое право на обнародование произведения при заключении договора о первом использовании необнародованного произведения или при передаче работодателю служебного произведения.
Одним из способов реализации права на обнародование является депонирование рукописи в информационном центре.
Произведение, состоящее из отдельных частей, может быть обнародовано лишь частично.
Произведение считается обнародованным, если действия по обеспечению доступа к произведению широкого круга лиц осуществлены с согласия автора (или самим автором и по его воле).
Если автор после обнародования своего произведения не желает по каким-либо причинам его дальнейшего широкого использования, он обычно отказывается заключать авторские договоры. Тем самым использование произведения ограничивается случаями свободного использования.
Вместе с тем автор может поступить более решительно - использовать свое право на отзыв (п. 2 ст.15).
Право на отзыв (п. 2) - это отказ от ранее принятого автором решения об обнародовании произведения, пересмотр такого решения.
Право на отзыв указано в Законе не как самостоятельное личное неимущественное право автора, а как часть правомочия автора на обнародование произведения.
В пункте 1 ст. 15 сформулировано и четвертое личное неимущественное право автора - право на защиту репутации автора.
Его сущность - оградить произведение от таких изменений (искажений), которые наносят ущерб чести и достоинству автора.
Вообще без согласия автора недопустимо внесение в произведение любых изменений - даже если они не наносят ущерба чести и достоинству автора. Это явно вытекает из п. 2 ст. 16, где среди прочих имущественных авторских правомочий упоминается право автора на переработку своего произведения.
Переработка может быть поверхностной или глубокой, существенной или несущественной.
По общему правилу право на переработку произведения трактуется как имущественное право, но если переработка наносит ущерб чести и достоинству автора, то она затрагивает и личное право автора на защиту своей репутации, т.е. чести и достоинства.
Право на защиту репутации автора действует и тогда, когда само произведение не подвергается изменениям или переработке, но произведение снабжается иллюстрациями, примечаниями, предисловием и т.п., которые искажают замысел автора, унижают его и т.п.
В пункте 3 выражен принцип неотчуждаемости от автора его личных неимущественных авторских прав.
Что касается права авторства, то этот принцип должен соблюдаться очень строго: любые сделки, направленные на передачу или переход права авторства, являются ничтожными.
Вместе с тем в отношении других личных неимущественных авторских прав принцип неотчуждаемости этих прав от личности автора не должен трактоваться буквально: он действует лишь постольку, поскольку не ограничен авторским договором.
Автор в договоре может избрать способ указания своего имени, дать согласие на обнародование произведения, согласиться с внесением в произведение изменений, дать согласие на снабжение произведения предисловием. Тем самым автор распоряжается, разумеется в пределах договора, своими правами на имя, на обнародование произведения, на защиту репутации автора. После этого он не вправе в одностороннем порядке менять условия заключенного им договора.
А это означает, что некоторые личные неимущественные авторские права тоже участвуют в гражданском обороте, хотя и с определенными ограничениями.
1. Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.
2. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:
воспроизводить произведение (право на воспроизведение): распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
публично показывать произведение (право на публичный показ);
публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
переводить произведение (право на перевод);
переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).
Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.
3. Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.
Право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.
4. Размер и порядок исчисления авторского вознаграждения за каждый вид использования произведения устанавливаются в авторском договоре, а также в договорах, заключаемых организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе, с пользователями.
5. Ограничения указанных в п. 2 настоящей статьи прав авторов устанавливаются статьями 17-26 настоящего Закона при условии, что такое использование не наносит неоправданного ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора.
Рассмотрим имущественные права авторов.
В пункте 1 ст. 17 провозглашено наличие у автора исключительных прав на использование произведения.
Это означает, что все имущественные авторские права сводятся к единому праву - праву на использование произведения.
Это очень важная новелла российского законодательства, отличающая его от прежнего советского законодательства.
Последнее формулировало отдельные авторские правомочия, но не сводило их к единому праву на использование.
Содержащееся в п.1 указание на то, что исключительные права на использование произведения принадлежат автору, не следует понимать ограничительно: такие же исключительные права принадлежат и лицам, к которым имущественные авторские права перешли по Закону (на основе ст. 13, 14, 29) или по договору (ст. 30).
Часть 1 п. 2 перечисляет формы или способы использования произведения, которые автор вправе сам осуществлять и разрешать другим лицам.
Некоторые специфические формы (способы) использования произведения, которые также входят в авторское право на использование, указаны в ч. 2 п. 2.
Автор дает разрешение другим лицам совершать такие действия путем заключения авторских договоров. Если же третьи лица используют произведения автора указанными здесь способами без согласия автора, они нарушают авторские права и могут преследоваться по ст. 49 Закона.
Содержащийся в п. 2 перечень форм и способов использования произведения, которые охватываются авторским правом на использование произведения, является исчерпывающим. Любые иные формы и способы использования произведения могут осуществляться свободно, т.е. без согласия владельца авторских прав.
В качестве первого имущественного правомочия автора Закон называет право на воспроизведение. Понятие "воспроизведения произведения" содержится в ст. 4
Воспроизведение всегда связано с фиксацией произведения на материальном носителе.
Право на распространение экземпляров произведения - второе имущественное авторское правомочие.
Закон не дает точного определения термина "распространение экземпляров произведения". Однако, из ч. 1 п. 2 и из п. 3 может быть сделан вывод, что распространение есть введение экземпляров произведения в гражданский оборот, прежде всего путем продажи. В это понятие также включаются: предложение к продаже, бесплатное распространение (дарение), мена, сдача в прокат и другие подобные действия.
В части 1 п. 3 содержится правило, именуемое как "принцип исчерпания авторских прав", широко известный в большом числе зарубежных стран (англ. - "exhaustion", нем. - "Erschopfung").
Этот принцип в России применяется в тех случаях, когда экземпляры произведения правомерно введены в гражданский оборот посредством их продажи. После этого дальнейшее распространение экземпляров может производиться без согласия автора и без выплаты ему авторского вознаграждения. Иными словами, владелец исключительных авторских прав не может контролировать дальнейшее распространение этих экземпляров: такое их дальнейшее распространение не регулируется авторским правом.
Часть 2 п. 3 вводит особое авторское право - на прокат экземпляров произведения. Оно сформулировано как часть права на распространение.
Четвертое имущественное авторское право - право на публичный показ. Буквальное прочтение права на публичный показ приводит к следующему выводу: лицо, которое приобрело оригинал или репродукцию картины либо приобрело экземпляр журнала, не может затем публично показывать этот оригинал или экземпляр, ибо такие действия требуют согласия со стороны владельца авторских прав. Поскольку такой вывод абсурден, следует предположить, что либо право на публичный показ относится только к необнародованным произведениям, либо оно ограничивается случаями коммерческого (возмездного) публичного показа, т.е. представляет собой право, аналогичное праву проката.
Правильность этих предположений должна подтвердить судебная и арбитражная практика, которой в настоящее время еще нет.
Пятое имущественное авторское право, указанное в ч. 1 п. 2, право на публичное исполнение. При практическом осуществлении права на публичное исполнение большое значение имеют нормы подзаконного акта - Положения о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений (утверждено постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 года N 218). Здесь, в частности, определены плательщики этого вознаграждения.
Шестое имущественное авторское право - право на передачу в эфир. Введение права на передачу в эфир заставляет радио- и телевизионные организации по-новому строить договоры, заключаемые с отдельными авторами, а также заключать генеральные соглашения с организациями, управляющими имущественными авторскими правами на коллективной основе (см. ст. 44-47).
Седьмое имущественное право - право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю. По своему содержанию это право в основном аналогично праву передачи в эфир. В обоих правомочиях различают радиопередачи и телепередачи.
В авторских договорах право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю и право передачи в эфир часто передаются вместе и на одинаковых условиях.
Восьмое имущественное право автора - право на перевод.
Право на перевод произведения не является самостоятельным авторским правомочием. Объясняется это тем, что само изготовление перевода не есть использование произведения; иными словами, данное действие не контролируется автором, не может быть им запрещено.
Поэтому право на перевод всегда сочетается с правом на воспроизведение, распространение, на импорт, публичный показ, публичное исполнение, передачу в эфир, сообщение по кабелю.
Иными словами, право на перевод как самостоятельное авторское правомочие на использование произведения не существует.
Девятое имущественное авторское право, закрепленное в ч. 1 п. 2, - право на переработку.
Характерная черта переработки - сохранение в переработке некоторых элементов формы первоначального произведения .. Все сказанное относительно несамостоятельного характера права на перевод относится в равной мере и к праву на переработку. Как самостоятельное авторское правомочие право на переработку не существует.
По сути первые семь перечисленных в ч. 1 п. 2 авторских правомочий по использованию произведения относятся к следующим трем объектам: к произведению в первоначальной форме; к произведению в переводе; к произведению в переработке.
При таком подходе нет необходимости наделять автора отдельными правами на перевод или переработку.
В отношении некоторых категорий произведений отдельные имущественные права не возникают и не действуют. Само авторское право может быть более широким или более узким, в зависимости от специфики произведения.
Так, на аудиовизуальные произведения не возникает право публичного показа; произведение изобразительного искусства не знает права на публичное исполнение и т.д.
В авторских договорах любое имущественное авторское правомочие может быть разделено на части (по времени, числу экземпляров, числу исполнений и т.д. и т.п.).
В первой фразе ч. 2 п. 2 фигурирует дополнительное имущественное авторское правомочие - право на практическую реализацию дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов.
Авторы таких проектов (поскольку эти проекты являются произведениями, охраняемыми авторским правом) получают кроме тех прав, которые перечислены в ч. 1 п. 2, еще одно право использования своих произведений - право практической реализации проекта, т.е., попросту говоря, право разрешить или запретить создание в натуре образца промышленного изделия, здания (сооружения), города или сада (парка) с определенной планировкой.
Норма, содержащаяся в п.4, напоминает сторонам, заключающим авторские договоры, о том, что права, перечисленные в п. 2, являются имущественными и потому автор или иной владелец авторских прав может потребовать по договору выплаты ему вознаграждения за каждый вид использования произведения.
Этим и ограничивается смысл данной нормы. Она не устанавливает обязанности выплаты авторского вознаграждения пользователям за использование каждого имущественного правомочия, ибо автор или иной владелец авторских прав может дать согласие на безвозмездное пользование отдельными правомочиями или даже всеми правомочиями.
Данная норма не исключает возможности установления в авторском договоре единого вознаграждения за использование разных имущественных прав.
Эта норма не может толковаться как устанавливающая особое имущественное право на получение вознаграждения.
Пункт 5 предусматривает возможность введения ограничений, касающихся отдельных авторских имущественных прав, перечисленных в п. 2.
Эти ограничения могут содержаться только в ст. 17-26 Закона об авторском праве. Они не могут закрепляться в других законах и иных нормативных актах и даже в других статьях Закона об авторском праве.
Любое новое ограничение авторских прав должно быть включено в упомянутые статьи Закона.1

5. Авторские договоры.
Авторский договор - это соглашение сторон об использовании охраняемых авторским правом произведений науки, литературы и искусства.1
Согласно ч. 2 ст. 138 Гражданского кодекса РФ, использование объектов исключительных прав может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя. Основным способом передачи авторских прав является договор. В соответствии с положением ст. 30 Закона "Об авторском праве и смежных правах", исходя из объема передаваемых прав, различают два вида авторских договоров: о передаче исключительных прав и о передаче неисключительных прав.
Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом в установленных договором пределах только лицу, которому названные права передаются, и предоставляет такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. При этом автор обязуется не передавать право на использование произведения другим лицам без согласия приобретателя исключительных прав. Нарушение данной обязанности может повлечь ответственность автора вплоть до расторжения договора и взыскания выплаченного вознаграждения. Примером может служить следующее дело. Автор Г. 5 января 1979 г. заключила договор с издательством "Советский писатель" о написании и предоставлении издательству повести. При подписании договора был выплачен аванс, а при одобрении произведения - 60 % гонорара. Во время действия договора автор заключила аналогичный договор с другим издательством, в связи с чем издательство "Советский писатель" предъявило к Г. иск о возврате полученного по договору вознаграждения, который был удовлетворен Ленинградским городским судом6.
Другой вид авторских договоров - договор о передаче неисключительных прав - предполагает, что автор разрешает пользователю использовать произведение, но сохраняет при этом за собой право на использование произведения или предоставляет право на его использование какому-либо третьему лицу.
Подобная классификация имеет важное практическое значение и в целом получила научное признание. Однако рассматривая ее в теоретическом аспекте, нельзя не признать, что авторские права в любом случае являются исключительными, даже если они выступают в качестве объекта обязательственных отношений. По существу, в обеих приведенных ситуациях передаются исключительные права авторов. В первом случае получатель становится "монополистом" приобретаемых прав, а во втором - получатель не может запрещать использование произведения другим лицам. Различия наблюдаются не в предмете авторского договора (в обоих случаях передаются исключительные права независимо от того, являются они имущественными либо личными неимущественными), а в том, на каких условиях передаются исключительные права, каков порядок их последующего использования приобретателем.
Указанная неточность законодателем может быть объяснена следующим образом. Правовой режим исключительных прав характерен для использования как объектов авторского права, так и объектов "промышленной собственности". В отношении последних передача прав может осуществляться на основе лицензионного договора. Лицензии бывают исключительными и неисключительными. Исключительная лицензия предоставляет ее обладателю права, исключающие всех третьих лиц на использование объекта разрешенным ему способом. Неисключительная лицензия предоставляет ее обладателю права использовать изобретение соответствующим образом одновременно с автором или другими законными правообладателями. При этом проводится определенная аналогия между авторским и лицензионным договорами. В то же время заключение лицензионного договора на условиях исключительной лицензии, как и заключение авторского договора о передаче исключительных прав, не лишает автора (патентообладателя) принадлежащего ему исключительного права, а лишь "стесняет в осуществлении его, подобно тому, как собственник дома стесняется арендой"8. Это означает, что в любом случае исключительные права не могут передаваться в качестве права собственности на имущество, а могут только предоставляться на каких-то условиях. В патентных правоотношениях такие условия определяются в рамках соответствующей лицензии.
Относительно авторских договоров более правильным предполагается закрепление в Законе "Об авторском праве и смежных правах", а с принятием ч. III Гражданского кодекса РФ - и в ней, деления авторских договоров на договоры о предоставлении исключительных прав на исключительных условиях (что соответствовало бы возможности правополучателя единолично использовать произведение соответствующим образом и запрещать подобное использование другим лицам) и договоры о предоставлении исключительных прав на неисключительных условиях (использование правообладателем произведения наравне с другими лицами).
Кроме того, п. 4 ст. 30 Закона "Об авторском праве и смежных правах" было бы корректнее сформулировать таким образом. "Исключительные права, предоставляемые по авторскому договору, считаются переданными на неисключительных условиях, если в договоре прямо не предусмотрено иное".
Исходя из изложенного, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, любые авторские права, как имущественного, так и неимущественного характера, являются исключительными.
Во-вторых, не все авторские правомочия могут быть переданы по договору или закону. К неотчуждаемым (либо ограниченно отчуждаемым) относятся предусмотренные законодательством личные неимущественные права и некоторые имущественные. Это свидетельствует об условности деления авторских правомочий по имущественному признаку.
В-третьих, поскольку предметом авторских договоров являются исключительные права авторов, то более правильно было бы закрепить в Законе "Об авторском праве и смежных правах" деление упомянутых договоров на договоры о передаче исключительных прав на исключительных условиях и договоры о передаче исключительных прав на неисключительных условиях. Подобное деление никак не снизит практического значения классификации 1
Защита авторских прав.
Следует различать охрану прав и защиту прав. Охрана есть установление общего правового режима, а защита - те меры, которые предпринимаются в случаях, когда гражданские права нарушены или оспорены.
Поскольку авторское право и смежные права являются гражданскими правами, вопрос о применении мер защиты решает владелец этих прав, а не какой-либо государственный орган: гражданские права есть частные права.
Раздел V Закона "Об авторском праве и смежных правах" устанавливает специфические меры защиты авторского права и смежных прав. Кроме того, к защите этой категории прав применимы все общие меры защиты прав. Отметим, что нормы раздела V не относятся к случаям нарушения договорных обязательств.
Меры гражданской ответственности, применяемые при нарушении авторских и смежных прав, указаны в основном в ст. 49 и 50 Закона.
Кроме того, общие меры гражданской ответственности, предусмотренные ГК, также применяются к авторскому праву и смежным правам.
В частности, поскольку нарушение этих прав является деликтом, применимы нормы общих положений о возмещении вреда (ст. 1064-1083 ГК).
Применимы также общие нормы о защите гражданских прав (ст. 1116 ГК).
Поскольку рассматриваемые нарушения могут причинить и моральный вред, подлежат применению нормы ст. 150, 151, 1099-1101 ГК.
К договорам, относящимся к использованию авторских и смежных прав, применимы нормы об ответственности за нарушение обязательств (ст. 393-406 ГК).
В соответствии с п. 1 статьи 49 Закона "Об авторском праве и смежных правах" (в ред. Федерального закона от 16 июня 1995 года N 110-Ф3) обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя:
1) признания прав;
2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающий право или создающих угрозу его нарушению;
3) возмещения убытков, включая упущенную выгоду;
4) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков;
5) выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 000 минимальных размеров оплаты труда, устанавливаемых законодательством Российской Федерации, определяемой по усмотрению суда или арбитражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода;
6) принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав.
Указанные в подпунктах 3, 4, 5 настоящего пункта меры применяются по выбору обладателя авторских и смежных прав.
Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд или арбитражный суд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10 процентов от суммы, присужденной судом в пользу истца. Сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты.
Контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат обязательной конфискации по решению суда или судьи единолично, а также по решению арбитражного суда. Конфискованные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе. Суд или судья единолично, а также арбитражный суд могут вынести решение о конфискации материалов и оборудования, используемых для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм. (в ред. Федерального закона от 16 июня 1995 года N 110-Ф3).
В подп. 3 п. 1 указана одна из основных мер защиты прав - возмещение убытков. При этом отмечается, что убытки включают в себя и упущенную выгоду. Понятие убытков содержится в ст. 15 ГК. Именно это понятие применяется в сфере авторского права и смежных прав.
Обладатель исключительных прав, выдвигая требование о возмещении убытков, должен доказать факт наличия убытков, их размер, а также то, что убытки были причинены действиями нарушителя.
Обычно в сфере авторского права и смежных прав убытки проявляются в форме упущенной выгоды, т.е. той суммы, которую правообладатель мог бы получить, если бы нарушитель заключил договор с правообладателем и использовал произведение или иной охраняемый объект возмездно.
На каких условиях был бы заключен этот договор? Очевидно, что это должны быть разумные, обычные условия, применяемые правообладателем. Если же правообладатель не заключал такие договоры, это могут быть условия, обычно применяемые при использовании подобных объектов.
Иногда убытки в области авторского права и смежных прав правообладатели пытаются доказывать, ссылаясь на цену сделки, которая не состоялась из-за действия нарушителя.
Подпункт 4 п. 1 содержит норму, в соответствии с которой обладатель исключительных прав может отказаться от требования о возмещении своих убытков и потребовать взыскать с нарушителя тот доход, который нарушитель получил от использования авторских и смежных прав.
Это означает, что правообладатель может не доказывать размер своих убытков, а вместо этого доказать (сам или с помощью суда) размер полученного нарушителем дохода и потребовать выплаты ему этого дохода - вместо взыскания своих убытков.
Вплоть до 1 января 1995 года данная норма имела чрезвычайно большое значение: она существенно укрепляла правовое положение обладателей исключительных авторских и смежных прав в случаях нарушения их прав.
Однако 1 января 1995 года вступила в силу часть первая нового Гражданского кодекса, где содержится общая норма гражданского права, которая "перекрыла" норму подп. 4 п. 1.
Вторая часть п. 2 ст. 15 ГК предусматривает, что, если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Это правило ставит обладателя права в более выгодное положение, чем норма подп. 4 п. 1: он может потребовать выплаты ему доходов, полученных нарушителем, не отказываясь от возмещения реального ущерба.
Поэтому в настоящее время нет необходимости прибегать к подп. 4 п. 1 - более выгодно и удобно обосновывать свои притязания на норме ч. 2 п. 2 ст. 15 ГК.
Как подп. 4 п. 1 ст. 49 Закона, так и п. 2 ст. 15 ГК предусматривают взыскание с нарушителя дохода, а не чистой прибыли, полученной от нарушения.
Вместе с тем доход должен быть получен нарушителем именно в результате нарушения авторских и смежных прав, а не в результате законных действий. Например, если выпущена в свет книга, содержащая два произведения - одно контрафактное, а второе - не контрафактное, то с нарушителя может быть взыскана лишь соответствующая часть доходов, полученных от продажи книги. Иными словами, каждый правообладатель может требовать лишь причитающуюся ему долю дохода нарушителя.
Подпункт 5 п. 1 предусматривает, что обладатель исключительных прав может вместо взыскания своих убытков или доходов, полученных нарушителем, потребовать выплаты ему компенсации в твердой сумме.
Размер этой компенсации устанавливается судом (или, соответственно, арбитражным судом или третейским судом) в пределах от 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) до 50 000 МРОТ.
Поскольку указанная компенсация может быть взыскана вместо убытков, следует полагать, что суд должен определить ее размер в соответствии с примерной суммой убытков. Более того, при отсутствии убытков эта компенсация не должна присуждаться.
Возможность предъявления требования о компенсации значительно укрепляет и облегчает правовое положение обладателей исключительных авторских и смежных прав: они освобождаются от необходимости документального подтверждения размера своих убытков.
Для присуждения компенсации убытки должны быть, но они могут быть оценены лишь приблизительно, "на глазок".
Размер компенсации не должен зависеть от степени вины нарушителя и от общественной значимости совершенного нарушения.
Норма подп. 5 п. 1 находит очень широкое практическое применение.
Компенсация в указанных размерах может быть присуждена и в случаях нарушения авторских прав на программы для ЭВМ и базы данных
Во второй части п. 1 устанавливается, что меры, указанные в подп. 3, 4 и 5 п. 1, применяются по выбору обладателя исключительных авторских или смежных прав.
Такой выбор должен быть сделан при предъявлении иска. В ходе судебного рассмотрения спора истец может изменить основание иска. Закон, однако, не предусматривает кумуляцию различных требований.
Подпункт 6 п. 1 говорит о том, что правообладатель может прибегнуть и к другим мерам защиты, предусмотренным законодательными актами.
В настоящее время эту норму следует понимать как отсылку прежде всего к ст. 12 ГК, где содержится перечисление различных способов защиты гражданских прав.
Перечисленные далее способы не упоминаются в ст. 49 Закона, но должны применяться при нарушении исключительных авторских и смежных прав:
1) признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки;
2) признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
3) самозащита права;
4) присуждение к исполнению обязанности в натуре;
5) взыскание неустойки;
6) компенсация морального вреда;
7) прекращение или изменение правоотношения;
8) неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Все эти способы защиты могут быть применены при рассмотрении случаев бездоговорного нарушения авторских и смежных прав.
14. Обладатели исключительных авторских и смежных прав часто предъявляют требования о денежной компенсации причиненного им морального вреда.
При рассмотрении таких требований следует учитывать, что ст. 49 Закона не регулирует такие требования (в частности, компенсация в твердой сумме не имеет отношения к моральному вреду).
Требования о компенсации морального вреда регулируются ст. 150-152 и 1099-1101 ГК.
В сфере авторского права и смежных прав моральный вред подлежит компенсации лишь в тех случаях, когда нарушены какие-либо личные неимущественные права. Повторное использование произведения или записи исполнения без искажения содержания и с указанием имени автора (исполнителя), произведенное без согласия правообладателя, не может служить основанием для предъявления требования о компенсации морального вреда.
Обязанность нарушителя возместить вред, причиненный им обладателю исключительных авторских или смежных прав, с точки зрения общих гражданско-правовых норм представляет собой обязательство из причинения вреда. Именно об этом обязательстве идет речь в подпунктах 3, 4 и 5 п. 1.
Следовательно, к этим случаям применимы нормы ст. 1064-1083 ГК. Это означает, в частности, что ответственность возникает на основе принципа вины (п. 2 ст. 1064 ГК), что лица, совместно причинившие вред, отвечают солидарно (ст. 1080 ГК), что при определении ответственности следует учитывать вину обладателя авторских или смежных прав (ст. 1083 ГК) и т.д.
Пункт 2 устанавливает штраф, который взыскивается по решению суда (или арбитражного суда) в доход бюджета с нарушителя исключительных авторских и смежных прав. Указанная норма не является гражданско-правовой санкцией.
Статья 50 Закона указывает некоторые специфические меры обеспечения исков по делам о нарушении авторских и смежных прав. В соответствии с ней суд или судья единолично, а также арбитражный суд может вынести определение о запрещении ответчику либо лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских и смежных прав, совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт или иное предусмотренное настоящим Законом использование, а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными). (в ред. Федерального закона от 16 июня 1995 года N 110-Ф3).
Суд или судья единолично, а также арбитражный суд может вынести определение о наложении ареста и изъятии всех экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также материалов и оборудования, предназначенных для их изготовления и воспроизведения. (в ред. Федерального закона от 16 июня 1995 года N 110-Ф3) При наличии достаточных данных о нарушении авторских или смежных прав орган дознания, следователь, суд или судья единолично обязаны принять меры для розыска и наложения ареста на экземпляры произведений или фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, предназначенные для изготовления и воспроизведения указанных экземпляров произведений или фонограмм, включая в необходимых случаях меры по их изъятию и передаче на ответственное хранение. (в ред. Федерального закона от 16 июня 1995 года N 110-Ф3).



Библиография.
Гражданский кодекс РСФСР (Принят ВС РСФСР 11 июня 1964 года) Последняя редакция внесена Законом РФ от 24 декабря 1992 г. N 4215-1 "О внесении изменений и дополнений в Гражданский Кодекс РСФСР"
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - М.: Издательство "Спарк", 1996
3. Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" //
Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 3 августа 1993 г., Ведомостях Cъезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 12 августа 1993 г., N 32, ст. 1242
Федеральным законом от 19 июля 1995 г. N 110-ФЗ в настоящий Закон были внесены изменения
4. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений"// Текст постановления опубликован в книге "Сборник постановлений Пленумов Верховных судов СССР и РСФСР по гражданским делам" Москва, 1994
5. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 1998 г. N 6961/97 // Текст постановления опубликован в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1998 г., N 6
6. Гавpилов Э.П., доктоp юpидических наук, пpофессоp . Постатейный комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах". - М.: Фонд "Пpавовая культуpа", 1996
7. Гражданское право. Том 2. Учебное издание.// Под редакцией Заслуженных деятелей науки РСФСР, докторов юридических наук, профессоров Ю. Х. Калмыкова, В.А. Тархова и доктора юридических наук, профессора З.И. Цыбуленко. - Саратов, Издательство СГУ, 1995
Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Общ. ред. Кудрявцева Ю.В. -М.: Фонд "Правовая культура", 1996.
9. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1996. С. 189- 190.
Степанова О.А. Передача исключительных прав по авторскому договору. // "Вестник Московского университета", Серия 11, Право, 1997, N 6
1 марта 1999 г.
______________ Морозова Л.В.

1 Гавpилов Э.П., доктоp юpидических наук, пpофессоp . Постатейный комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах". - М.: Фонд "Пpавовая культуpа", 1996. С. 3 2 Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 3 августа 1993 г., Ведомостях Cъезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 12 августа 1993 г., N 32, ст. 1242 Федеральным законом от 19 июля 1995 г. N 110-ФЗ в настоящий Закон были внесены изменения 1 Гражданское право. Том 2. Учебное издание.// Под редакцией Заслуженных деятелей науки РСФСР, докторов юридических наук, профессоров Ю. Х. Калмыкова, В.А. Тархова и доктора юридических наук, профессора З.И. Цыбуленко. - Саратов, Издательство СГУ, 1995 С. 413 2 Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательский договор. Авторский гонорар. - М., 1988. С. 8. 3 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1996. С. 189- 190. 1 Степанова О.А. Передача исключительных прав по авторскому договору. // "Вестник Московского университета", Серия 11, Право, 1997, N 6 1 Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Общ. ред. Кудрявцева Ю.В. -М.: Фонд "Правовая культура", 1996. С. 200 2 Гражданское право. Том 2. Учебное издание.// Под редакцией Заслуженных деятелей науки РСФСР, докторов юридических наук, профессоров Ю. Х. Калмыкова, В.А. Тархова и доктора юридических наук, профессора З.И. Цыбуленко. - Саратов, Издательство СГУ, 1995 С. 414 3 Там же, С. 415 1 Гавpилов Э.П., доктоp юpидических наук, пpофессоp . Постатейный комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах". - М.: Фонд "Пpавовая культуpа", 1996. С. 10 1 Текст постановления опубликован в книге "Сборник постановлений Пленумов Верховных судов СССР и РСФСР по гражданским делам" Москва, 1994 1 Гавpилов Э.П., доктоp юpидических наук, пpофессоp . Постатейный комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах". - М.: Фонд "Пpавовая культуpа", 1996. С. 106 1 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 1998 г. N 6961/97 // Текст постановления опубликован в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1998 г., N 6 1 Гражданское право. Том 2. Учебное издание.// Под редакцией Заслуженных деятелей науки РСФСР, докторов юридических наук, профессоров Ю. Х. Калмыкова, В.А. Тархова и доктора юридических наук, профессора З.И. Цыбуленко. - Саратов, Издательство СГУ, 1995 С.417 1 Гражданское право. Том 2. Учебное издание.// Под редакцией Заслуженных деятелей науки РСФСР, докторов юридических наук, профессоров Ю. Х. Калмыкова, В.А. Тархова и доктора юридических наук, профессора З.И. Цыбуленко. - Саратов, Издательство СГУ, 1995 С.422 1 Гавpилов Э.П., доктоp юpидических наук, пpофессоp . Постатейный комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах". - М.: Фонд "Пpавовая культуpа", 1996 1 Гражданское право. Том 2. Учебное издание.// Под редакцией Заслуженных деятелей науки РСФСР, докторов юридических наук, профессоров Ю. Х. Калмыкова, В.А. Тархова и доктора юридических наук, профессора З.И. Цыбуленко. - Саратов, Издательство СГУ, 1995 С.429 1 Степанова О.А. Передача исключительных прав по авторскому договору. // "Вестник Московского университета", Серия 11, Право, 1997, N 6 С. 35 1

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Детские страхи
 Блок-схему и программу на Бейсике, которая вычисляет и печатает значение функции
Ваши отзывы
Здравствуйте, сегодня получил за реферат пятерку. Отлично! Правда сначала были определенные опасения, т.к. один раз обжегся на другом сайте. Но вы не подвели! Спасибо!
Леонид

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.