|
|
Мир древних цивилизацийПлан Страница 1. Особенности древних цивилизаций: 3 1.1. Многообразие мира древних цивилизаций 1.2. Переход от первобытного общества к древним цивилизациям 1.3. "Очевидное - невероятное" 1.4. Единство мира древних цивилизаций 3 4 6 7 2. Отличия древних цивилизаций Запада и Востока 8 Список использованной литературы 12 Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной. Р.У. Эмерсон Эпохи, как и люди, неповторимы. Каждая имеет свой характер, только ей присущие черты. Удаленность древних цивилизаций от нас во времени и пространстве не позволяет в точности воссоздать их облик, реально почувствовать дыхание жизни, до конца осознать высокие духовные устремления и самые обыденные дела некогда живших людей. Тем не менее мы стремимся заглянуть в мир древности, чтобы, поняв его, лучше понять себя. Древность манит нас, влечет своей загадочностью и необъяснимым обаянием. 1. Особенности древних цивилизаций 1.1. Многообразие мира древних цивилизаций Одни цивилизации мы изучали в курсе древней истории: это "Дар Нила" - цивилизация Древнего Египта; Месопотамия - одна из древнейших в мире цивилизаций. Загадочный Древний Китай; цивилизация Древней Индии, названной ещё в древности "страной мудрецов"; древнегреческая цивилизация, чьи достижения легли в основу европейской культуры; цивилизация Эллинизма, в которой как бы встретились Запад и Восток, породив высочайшие проявления культуры; Древний Рим с его особой системой ценностей. Другие цивилизации тесно переплетаются с историей нашей страны. Это цивилизации Средней Азии, сохранявшие культурное своеобразие и в греко-македонскую эпоху; самобытные цивилизации Закавказья, которые отличались необычайной устойчивостью культурных традиций. Особое место занимала цивилизация скифов, которые не имели собственной письменности, а память о них сохранилась в литературных памятниках других народов, в археологических находках. Мир древних цивилизаций включает и малоизвестные нам цивилизации Африки и Южной Аравии, традиции которых сохранялись много веков и повлияли на развитие Египта; цивилизации Древнего Ирана, Древнего Афганистана, Малой Азии, которая была естественным мостом в передаче культурных достижений между Европой и Азией; древние цивилизации Юго-Восточной Азии - региона неповторимой культуры, сравнительно поздно открытой европейскими учеными и относительно мало изученной; древнеяпонская цивилизация, и сейчас поражающая своей загадочностью, доказывающая, что ее культурные ценности обладают достаточной устойчивостью во времени и пространстве; цивилизации Нового Света, где представлены почти все стадии развития человечества. 1.2. Переход от первобытного общества к древним цивилизациям Древние цивилизации при всей их несхожести между собой представляют все же некое единство, в отличие от прежних состояний общества и культуры. Не случайно еще сравнительно недавно некоторые ученые даже называли первобытное общество "доисторическим". Сейчас, когда исследование периода, предшествовавшего цивилизации, обогатилось новыми данными, от этого определения пришлось отказаться. Тем не менее возникновение и развитие городов, письменности, усложнение социальных отношений наполнили историческое время качественно новым, гораздо более богатым содержанием. Безусловно, цивилизации древности сохраняли многое из первобытного общества, и прежде всего зависимость от природы, мифологические формы мышления, культ и ритуалы, ориентированные на природные циклы. Так, в религиозных верованиях древних народов отражалась смена времен года, умирание и возрождение природы. Однако характер взаимодействия общества с природой при переходе от первобытного общества к древним цивилизациям существенно меняется. Это связано с расширявшимися знаниями людей о природе, с их стремлением полнее использовать ее богатства для удовлетворения потребностей общества, с заменой потребляющего типа хозяйства производящим. Зависимость людей от природы была все еще велика, что особенно сильно проявлялось в экстремальных ситуациях природных бедствий - наводнений, землетрясений, извержений вулканов и т. п. Надо сказать, что зависимость человека от природы, от естественной среды обитания, существовала на всех этапах человеческой истории. Во взаимодействии с природой человек постепенно, в процессе труда и общения формировался как социальное существо. Этот процесс имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства. В силу вступает и социальный отбор: выживали и оказывались перспективными те древнейшие общности людей, которые в своей жизнедеятельности подчинялись определенным социально-значимым требованиям сплоченности, взаимопомощи, заботе о судьбе потомства, что формировало зачатки нравственных норм. Социально значимое закреплялось и естественным отбором и передачей опыта. Образно говоря, человек в своем развитии постепенно становился на рельсы социальных законов, сходя с колеи биологических закономерностей. В образовании древних цивилизыций большую роль играли социальные закономерности на фоне активного действия биологических. Это осуществлялось в процессе труда, навыки к которому постоянно совершенствовались, передаваясь от поколения к поколению, и образуя, тем самым, вещественно фиксированную "культурную" традицию. Процесс труда начинается с изготовления орудий, а их изготовление и употребление может происходить только в коллективе. Лишь коллектив придает жизненный смысл и могучую силу орудиям. Именно в коллективе предтрудовая деятельность наших предков могла превратиться в труд, являющийся выражением социальной деятельности и формированием зачатков производственных отношений. Итак, овладение металлами, накопление знаний и передача их с помощью письменности меняли формы зависимости человека от природы. Невозможно представить себе Древний Египет или Междуречье без ирригации, Древнюю Грецию - без мореплавания и морской торговли. Однако главным, что знаменовало переход от первобытности к древним цивилизациям, было начало организованной производственной деятельности человека. Этот скачок в развитии общества получил название "аграрной революции". И хотя на всем протяжении древности общество осознавало себя как часть природы, связанную с ней самыми тесными узами, тем не менее в период аграрной революции человек нередко играл роль творца и созидателя. Переход от первобытности к цивилизации связан и с изменением характера взаимодействия людей в обществе, с рождением нового типа общественных отношений, вызванных ростом городов, сосредоточением в них значительной части населения и экономической деятельности, с усложнением социальной структуры, становлением государственности, с появлением новых видов деятельности, особенно в сфере управления и обучения, с изменением способов хранения и передачи информации. Для догородской бесписьменной культуры первобытной эпохи характерно отсутствие самостоятельных каналов передачи информации, жизненного и производственного опыта: обучение необходимым хозяйственным, промысловым и ремесленным навыкам, а также религиозному ритуалу осуществлялось в процессе непосредственной практики. Человек был полностью погружен в деятельность, он не оценивал своих поступков, ощущений. Его мышление было "нерасчлененным", он еще не мог определить существо происходящих событий и процессов. Над всем господствовал обычай, который заменял обобщенные представления. Жизнь текла медленно, изменения происходили редко, в самом укладе жизни мало что менялось от поколения к поколению. Овладение новыми видами деятельности способствовало развитию иного типа сознания и появлению более современных каналов передачи информации. От человека требовалось уже не простое повторение принятых образцов поведения, а размышление, анализ собственных действий и состояний. Однако первоначально аналитический тип мышления был присущ лишь части древнего общества, прежде всего чиновникам и ученым писцам. Люди, управлявшие сложным царским или храмовым хозяйством, планировавшие крупные строительные работы или военные походы, занятые прогнозированием будущего, накоплением полезных сведений, совершенствованием системы письма и подготовкой будущих ученых, не могли ограничиться автоматическим воспроизведением действий по образцу, традиции, шаблону. Требовались новые знания, нетрадиционные способы действий. Новые возможности хранения и передачи информации дала письменность. Дошедшие до наших дней письменные памятники древности приоткрывают завесу времени и позволяют проникнуть в мир древних цивилизаций. 1.3. "Очевидное - невероятное" При всей кажущейся простоте достижений древних цивилизаций одной из наиболее сложных проблем для современной науки остается проблема их правильного понимания. Мир древности во многом и до сих пор загадочен и неясен. Его простота оказывается призрачной, а глубокое проникновение в прошлое ставит вопросов больше, чем дает ответов на них. Чаще всего при воспоминании о древности мы обращаемся к Древней Греции. Возьмем за пример афинского полководца Фемистокла. Вспоминая его, немногие задумываются над тем, что именно накануне Саламинского сражения Фемистокл распорядился принести в жертву богам трех знатных персидских юношей. И никому это не показалось чудовищным или неуместным. Сама идея акта заклания состояла в том, что человеку просто давался статус жертвы подобно жертвенному животному. Кстати, раз уж зашла речь о жертвенных животных, разве задумываемся мы над тем, что древние античные храмы, включая прекрасный Парфенон, во время жертвоприношений напоминали общественные бойни? Древние цивилизации исключали чужака и презирали неполноправного, причем презирали откровенно и спокойно, не прибегая к лицемерию или оговоркам. И в то же время именно в лоне древних цивилизаций зарождались принципы всечеловеческого единства и нравственного совершенствования личности, осознание ею возможности выбора и ответственности. Эти принципы утвердились вместе с появлением и развитием мировых религий, которые непременно предполагали привлечение на свою сторону верующих, сознательно выбирающих данную веру, а не принадлежащих к ней по закону рождения. В дальнейшем именно мировые религии сыграли роль одного из факторов цивилизационной интеграции. Именно в период древних цивилизаций люди поняли власть и силу идеи, способной преобразовать поведение человека в соответствии не с привычками и ритуалами, а с истиной. Отсюда такое богатство красочных и необычных деталей в биографиях борцов за свои идеи, подобных философу Диогену, отказавшемуся от домашнего уюта и поселившемуся в глиняном сосуде пифосе, или великому мудрецу Сократу, принявшему по приговору суда яд, но не отказавшемуся от того, что он считал истиной. В лоне древних цивилизаций возник идеал верности истине, поиска и распространения ее, невзирая на страх перед насилием, готовность в крайних ситуациях подтвердить свою верность истине мученичеством или даже смертью. Этот идеал блестяще выразил Аристотель в своем знаменитом изречении: "Платон мне друг, но истина дороже". Несомненно, многое в мире древних цивилизаций трудно уяснить современному человеку. Многие положения и истины, высказанные в письменных источниках, становятся очевидными лишь в контексте истории, и тем не менее загадки древности помогают лучше понимать нашу сегодняшнюю жизнь. 1.4. Единство мира древних цивилизаций Данные новейшей науки показывают, что древние народы находились в постоянных контактах, в ходе которых шло взаимное обогащение культур. Несмотря на географическую удаленность, издревле были отлажены связи Ближнего Востока, Средней Азии и Индии; влияние месопотамской цивилизации доходило до Аравии. Греки и римляне добирались до Индии, реже - до Китая, индийские торговые колонии существовали в Иране и Египте. Наличие этих контактов подтверждают не только археологические данные, но и результаты экспедиций Тура Хейердала на судах, скопированных с судов древних египтян (экспедиция "Ра") и жителей Междуречья (экспедиция "Тигрис"). Исключительно важную роль в углублении связей Запада и Востока сыграли походы Александра Македонского, образование огромной державы затем эллинистических государств и Римская империя. В этих державах складывалась самобытная культура, соединившая элементы различных культур в органическое целое. Свой вклад в становление древних цивилизаций внесли и кочевые народы, освоившие необозримые просторы степей, а также недоступных для земледелия пустынь и полупустынь. Кочевники и земледельцы не могли существовать друг без друга, без взаимного обмена продуктами земледелия и скотоводства - двух важнейших элементов хозяйственной системы древнего мира. Фундамент древних цивилизаций закладывали не только представители народов с высоко развитой культурой, но и неисчислимое множество безвестных тружеников, оторванных войнами и насилием от своих очагов и брошенных в каменоломни, мастерские, на поля рабовладельческих вилл и галеры. Многие выдающиеся творцы древней культуры были рабами. Произведения раба из Фригии баснописца Эзопа были широко известны в Греции, они оказали большое влияние на творчество представителей гораздо более поздних эпох - М. Лютера, Ж. Лафонтена, Г. Лессинга, И. А. Крылова. К римскому рабу Теренцию восходят истоки европейской драмы. И этот ряд имен может быть продолжен. 2. Отличия древних цивилизаций Запада и Востока "Запад есть запад, восток есть восток, не встретиться им никогда. Лишь у подножья Престола Божьего в день страшного суда". Эти строки принадлежат великому английскому писателю Редьярду Киплингу. С ними можно соглашаться и не соглашаться, но, действительно, западная и восточная цивилизации имеют много отличий, прежде всего в путях развития, перехода от первобытности к древности, в культуре, отношении к религии и философии. Под восточной цивилизацией подразумевается прежде всего Древняя Индия, Древний Китай и Древняя Япония. Первая особенность Востока от Запада состоит в устойчивости его цивилизации. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (древность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем. Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. Так, по замечанию одного из крупнейших востоковедов, нашествия "варваров" ( кочевых племен, живших на границах Китая и переживавших период разложения первобытнообщинного строя ) не только не уничтожили китайское государство, но даже не прервали его существования... И даже в северной части страны, где образовались "варварские" королевства, эти королевства очень скоро перестали быть "варварскими", превратившись в те же китайские. Коренное китайское население этой части страны ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию. Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий, и даже ислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями. Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации оставались незыблемыми. Второй важной особенностью Востока являлось то, что общество здесь с развитием цивилизации не утеряло связи с природой. Любимым доводом европейских колонизаторов в пользу завоеваний было утверждение, что они облагодетельствовали людей Востока тем, что те были неспособны создать сами ( машинами, новейшим оружием и т.д.). Обычно в этом видят лишь примитивную попытку оправдаться. Однако большинство европейцев были в свое время свято в этом убеждены. Так в чем же здесь дело? Разгадка в принципиальной разнице психологии представителей двух цивилизаций. Европейцы в своем развитии пошли самым простым путем. Свое несовершенство и слабость перед силами природы они начали возмещать созданием громоздких машин. Они резко выделили себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью. Более того, природа в их понимании стала чем-то вроде врага. Ее надо было одолеть, победить, поставить себе на службу. Убедив себя, что человек есть венец творения и все в этом мире создано исключительно для него, европейцы принялись перекраивать природу на свой лад и расхищать ее богатства, не считаясь ни с загрязнением окружающей среды, ни с другими потерями. Еще бы - природа ведь "не храм, а мастерская", повыражению Базарова в романе Тургенева "Отцы и дети". В отличие от европейцев человек Востока никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на создание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им, как единое целое, и человек в этом целом не господин, а лишь одна из составных частей. А раз так, то цель человека - не вражда, а стремление быть с природой в гармонии и, познав основные ее законы, постараться не противоречить им. Так, философы Востока считали, что народы и государства должны развиваться естественным (природным) образом, беря пример с растений и животных, в жизни которых нет ничего лишнего, случайного. Стили различных боевых искусств Востока сложились в результате наблюдений за движениями диких зверей (тигра, медведя, обезьяны и т.д.) Досконально изучив окружающую среду, человек Востока знал, как она воздействует на его организм. Например, эффективность ударов ( в боевых искусствах) в различные точки тела рассчитывалась в зависимости от времени дня. Люди Востока были убеждены в том, что лишь тогда человек может совершенствовать мир, когда путем совершенствования обретет гармонию и цельность в себе самом. Ибо ему полностью чужды зло и стремление разрушать. Культура Древнего Китая достигла высокого уровня. Уже в очень давние времена ученые Китая сделали многие важные открытия в области астрономии, математики, медицины и других наук. Во 2 тысячелетии до н.э. в Китае существовала уже иероглифическая письменность. Несколько позднее были изобретены компас, а затем сейсмограф. В середине первого тысячелетия до н.э. был составлен первый в мире звездный каталог, насчитывавший 800 светил. Третьей особенностью Востока является приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилизациях Востока была возведена в далеком прошлом, в мифическом "золотом" веке. И все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности. Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя обязательно черты сходства. Человеку европейского Средневековья в голову не могло прийти писать в стиле Гомера. А на Востоке на протяжении 3000 лет можно встретить в стихах одни и те же размеры, мелодии и т.д. Любое неоправданное нарушение традиций ( даже самых незначительных) воспринималось как сущий кошмар. Так, великий китайский философ Конфуций повествует об одном сановнике, устраивавшем "в храме танцы, в которых танцоры выстраивались в восемь рядов". Поскольку в древности такие праздники мог давать только император, Конфуций с возмущением заявляет:"Если это можно вынести, то что же тогда нельзя выносить?!". Он же создал целую теорию ( до сих пор имеющую на Востоке огромное влияние) о том, что общество должно жить по раз и навсегда установленному ритуалу поведения. Без ритуала, по его мнению, обесценивается все. "Почтительность без ритуала приводит к суете. Осмотрительность без ритуала превращается в боязнь. Смелость без ритуала выглядит грубостью". Ритуал властвует не только в человеческом обществе, но и в природе. Ему подчинены смена времен года, расцвет и увядание. Свою теорию Конфуций также воспринимал не чем-то новым, а лишь возрождением учений прежних веков. "Излагаю, но не создаю. С любовью и верой отношусь к древности". Отношение к религии является одним из важнейших показателей в характеристике цивилизации. На Востоке оно весьма отличается от западного. Да и сами религии здесь разнообразны и непохожи на христианство. Вот, к примеру, конфуцианство. Его называют религией, но это скорее набор правил и норм, определяющих жизнь человека в обществе. Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так называемого гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную. Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями. Боги не очень-то волновали Конфуция. Они, конечно, установили эти самые правила в незапамятные времена. Но этим, в общем-то, и ограничились их контакты с миром людей. "Богов я почитаю, но держусь от них подальше"- вот жизненный принцип Конфуция. Основные взгляды Конфуция (Кун-цзы, родился приблизительно 551 - умер 479 до н.э.) изложены в книге "Беседы и суждения" ("Лунь юй"), которая представляет собой запись изречений и бесед Конфуция с его ближайшими учениками и последователями. Примечательно то, что полностью отсутствует на Востоке столь ценимое западной цивилизацией понятие свободы. Так же, как и демографический образ правления. Восточный человек не свободен, а обязан. Причем обязанностью этой не тяготится, а признает ее вполне естественной. Обязан соблюдать традиции, ритуалы, системы подчинения (родители - дети, муж - жена, вышестоящий - нижестоящий). Долгом этим связаны все, от государя до самого последнего из его подданных. Человек обязан жить строго определенным образом, в противном случае лучше ему умереть. В этом плане показателен пример японских самураев - военного сословия. При любом нарушении самураем "кодекса чести" он обязан был покончить жизнь самоубийством, сделав себе харакири. Таким образом, человек тут был не волен ни жить, ни умереть иначе, чем по установленному обычаю. Вообще надо иметь в виду, что несмотря на общие для всей восточной цивилизации моменты, между странами, входящими в нее, были и существенные отличия в традициях, образе мышления, путях развития. Даже общий для всех стран Востока буддизм и даосизм (Китай, Япония) в каждой из стран принимали свои особые, неповторимые формы. Что общего между японским самурайством, презиравшим нижестоящие сословия, и странствующими рыцарями Китая, считавшими своим долгом вступаться за обиженных и отстаивать справедливость? Наконец, если Индия и Китай развивались исключительно самобытно, то Япония во многом шла путями заимствования и преобразования на свой лад их философии, военного искусства, традиций, наук и т.д. Итак, цивилизация Востока была жизнеспособна, пока ей приходилось сталкиваться с варварскими народами. Она защищалась от них пассивно, поглощая и переустраивая на свой лад. Однако, встретившись с цивилизацией Европы, технически более развитой, несущей совершенно иную программу и стремящейся к разрушению всего непохожего на нее, Восток не устоял. Древние цивилизации - не угасшие миры, свет от которых еще идет к нам. Их достижения являются частью современной культуры. Мы обращаемся к ним не только ради эстетического наслаждения шедеврами литературы и искусства. Уроки прошлого призваны служить благородным целям современности - взаимопониманию и взаимообогащению народов, взаимному уважению и осознанию себя наследниками общего богатства древних цивилизаций. Список использованной литературы Человек и общество. Уч. пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл. М. , Просвещение, 1997. Большой энциклопедический словарь в 2-х т. М, Советская энциклопедия, 1991. История философии. Учебник для вузов. Р-на-Д,Феникс, 1999. 4. "Цивилизации". Под редакцией М.А.Барг, 1 и 2 выпуски. 1 2 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|