|
|
История государства и права РоссииПЛАН: Вопрос1 3 Вопрос2 7 Список литературы 10 Вопрос 1. Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) буржуазные реформы и земская и городская контрреформы 1890 и 1892 гг. Реформы 60-70-х гг. затронули и сферу государственного управления. Именно к этому времени относится становление в России института местного (земского) самоуправления. Земская и городская реформы Александра II преследовали цель осуществить децентрализацию управления и развить начала местного самоуправления в России. Правовое положение органов земского и городского самоуправления в основном закреплялось в двух нормативных актах: Положении о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. и Городовом положении от 16 июля 1870 г. Положением о губернских и уездных земских учреждениях в губерниях и уездах создавались земские органы: выборные земские собрания (губернские, уездные) и избираемые ими соответствующие земские управы. Для избирателей был предусмотрен избирательный ценз. Тем не менее избирательная система была достаточно прогрессивной для того времени: избиратели делились на три курии: уездных землевладельцев, городских обществ и сельских обществ, каждая из которых избирала треть гласных. При этом для сельских избирателей не был предусмотрен имущественный ценз, но выборы для них были косвенными. Организация городского самоуправления была основана, в общем, на тех же принципах, что и земское самоуправление. Города были выделены в особые единицы еще при Петре I, который предпринял к ним попытку применить начала местного самоуправления. После реформы 1870 г. были созданы органы городского самоуправления: городская дума и городская управа. В число избирателей входил достаточно широкий круг городских жителей ((17). Отмечая прогрессивный характер реформ, нельзя вместе с тем не признать, что реформы не были полными, местное и городское самоуправление скорее вводилось формально, чем реально. Так, В.И. Ленин, в своей работе "Гонители земства и аннибалы либерализма" утверждал, что земское самоуправление было пятым колесом в телеге государственного управления, допускаемое бюрократией т.к. ее всевластие при этом на деле не нарушалось1. Вместе с тем существуют и иные точки зрения. Напротив, известный юрист и социолог М.М. Ковалевский полагал, что эти реформы явились поворотным пунктом во внутреннем развитии России, ибо они внесли те ограничения, которым бюрократия вынуждена была подчиниться. Нельзя не признать, что права земских учреждений были сильно ограничены. Так, Положение о губернских и уездных земских учреждениях в (2 устанавливало перечень дел, которыми могли они заниматься, причем в (7 подчеркивалось, что этот перечень является исчерпывающим, земским органам прямо запрещалось выходить за пределы своих полномочий. Земские и городские органы местного самоуправления не могли иметь в подчинении правительственные органы, не имели своего аппарата, свои решения они должны были реализовывать через органы государственного управления и полицейский аппарат. Земские и городские органы самоуправления не были подчинены местной администрации, однако свою деятельность они осуществляли под контролем министра внутренних дел и губернаторов. Вместе с тем органы городского и земского управления сыграли определенную роль в становлении народного самоуправления, многие известные впоследствии политические деятели России получили управленческий опыт в земских органах. В последнее время, когда в РФ возрождается муниципальное управление, достаточно часто и законодатели и ученые обращаются за опытом к институту земства в России2. При Александре III были пересмотрены и Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 12 июня 1890 г. и Городовое положение от 11 июня 1892 г. Эти реформы преследовали цель устранить те недостатки, которые выявила практика земского и городского самоуправления. Эта причина предельно ясно сформулирована в пояснительной записке к проекту нового земского положения, составленного под руководством графа Д. Толстого. В ней указывалось, что "главные причины существующего неустройства в земле заключаются в обособленности земских учреждений от установлений правительственных". Выдвигалось предложение признать земское дело делом государственным. Попытки русского дворянства вернуть себе утерянные позиции в местном сообществе нашли отражение в Положении о губернских и уездных земских учреждениях, которое, сохранив куриальную системы выборов, отказалось от принципов представительства в первой курии: в нее теперь входили исключительно потомственные и личные дворяне (ст. 28). Для них был уменьшен имущественный ценз. Ценз для второй (городской курии), напротив, был увеличен. По отношению к крестьянской (волостной) курии принятие нового положения значило усиление контроля со стороны администрации. Так, губернатор получил право по своему усмотрению назначать гласных в уездное земское собрание (ст. 51); приостанавливать любое постановление земского собрания, если оно не соответствует закону, нарушает интересы местного населения и государства и т.д. (ст. 87). Правда, если земство считало постановление губернатора незаконным, оно могло обжаловать его в Правительственный Сенат. В сторону увеличения имущественного ценза было изменено и законодательство о выборах в органы городского самоуправления. Так, если до принятия городового положения от 11 июля 1892 г. выборщиками органов городского самоуправления были практически все налогоплательщики, то после право выбирать получили лишь жители, имеющие в этом городе имущество на сумму, соответственно в обеих столицах - 3 тыс. рублей, в губернских городах и г. Одессе - 1500 рублей и т.д. (ст. 24). Реальные результаты, однако, оказались далеки от ожидаемого. Органы местного самоуправления попали под контроль правительственных чиновников не только с точки зрения законности своей деятельности, но и сточки зрения целесообразности тех или иных действий по осуществлению своих функций. Известный русский юрист Н.М. Коркунов, оценивая новые положения, отмечал: "Никакого органического, внутреннего единства земского и правительственного начала новое Положение не установило. Только равновесие прежнего последовательного выдержанного дуализма нарушено в смысле усиления правительственного воздействия на земское дело". Таким, образом, реформы 90-х гг., задуманные как прогрессивные, оказались шагом назад по сравнению с предыдущими положениями. Вопрос 1. III съезд Советов. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. После Октябрьской революции 1917 г. последней надеждой страны на поворот к правовому государству было Учредительное собрание, которое, по замыслу еще Временного правительства должно было принять Конституцию и заложить основы нового государственного устройства. Особую надежду на него питали партии меньшевиков и эсеров, получившие на выборах 12 ноября 1917 г. большинство. Проявив недовольство результатами выборов СНК, отложил созыв учредительного собрания на неопределенное время. Однако, такой поворот событий вызвал недовольство во многих слоях общества, в том числе и среди рабочих. В Петрограде прошли демонстрации под лозунгами "Вся власть Учредительному собранию". В результате 5 января 1918 г. Учредительное собрание все же начало свою работу. В начале заседания Председатель ВЦИК зачитал, предлагаемую большевиками Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, однако, она была отвергнута без обсуждения. Фракция большевиков покинуло зал заседаний. Судьба Учредительного собрания была предрешена. Вечером оно было закрыто, а следующий день ВЦИК издал декрет о роспуске Учредительного собрания. Роспуск Учредительного собрания не вызвал большого волнения в народе. Это было вызвано тем, что большая часть интеллигенции уже разочаровалась в способности любой власти преодолеть кризис и не хотела вызвать раскол общества, грозящий гражданской войной. Небольшие демонстрации, состоявшиеся на следующий день, были разогнаны правительственными войсками3. В таких условиях в январе открылся III съезд Советов. Он задумывался и получился как объединительный для советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. III съезд Советов принял ряд программных документов, из которых важнейшим была отвергнутая Учредительным собранием Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа Несмотря на свое название Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа была посвящена не только правам трудящихся, но и общим принципам государственного устройства страны. Так, ст. 1 Декларации устанавливает федеративное устройство республики Советов. Ст. 7 Декларации устанавливает осуществление власти в стране только трудящимися. Как отмечают историки, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа прежде всего: 1) законодательно закрепила полновластие и единовластие Советов; 2) определила классовую природу Советов как государственной формы диктатуры пролетариата4. Кроме этого можно отметить следующие положения декларации, затрагивающие прежде всего вопросы собственности и экономики: п. "а" ст. 3 отменяется частная собственность на землю, п."б" той же статьи - частная собственность на недра и природные ресурсы, п. "в" - объявляется национализация банков; п. "в" подтверждает ранее принятые декреты о рабочем контроле над заводами, фабриками, транспортом и пр. Для реализации этих положений на практике необходима была реальная сила, поэтому п. "ж" Декларации устанавливает разоружение имущих классов, вооружение трудящихся и создание Красной армии. Многие положения декларации имели далеко идущие последствия, так проблема взаимных обязательств, вызванная аннулированием царских займов за границей в соответствии с п. "г" ст. 3, вновь возникшая после 1991 г., не разрешена и по сей день. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа установила не только права, но и обязанности, в частности всеобщую трудовую повинность (п "е" ст. 3). На третьем съезде Советов было отмечено, что депутаты "видят в декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой ЦИК, выражение подлинной воли трудящихся классов России"5. Основы построения России как республики советов были закреплены также в принятом III съездом советов постановлением "О федеральных учреждениях Российской Республики". В нем законодательно оформлялась сложившаяся система органов Советской власти и порядок взаимоотношений между центральными и местными органами власти в соответствии с принципом демократического централизма. В соответствии с этим принципом все местные дела решаются исключительно местными Советами, что не исключает направляющего руководства центральных органов6. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа была задумана во многом как правовой акт конституционного строительства. Вместе с тем, в целом, она носила достаточно декларативный характер, большинство ее положений требовали дальнейшей проработки. Она была осуществлена при составлении Конституции РСФСР, в которую Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа была включена в качестве первой части. Конституция РСФСР была принята 10 июля 1918 г. V съездом Советов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Ленин В.И. Гонители земства и аннибалы либерализма. Полн. собр. соч., т. 5 Ленин В.И. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Полн. собр. соч., т. 35 История государства и права СССР. М., 1981. Исаев И. А. История государства и права России М., 1998. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. М., 1997. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. М., 1990. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Послеоктябрьский период. М., 1991. История Советской Конституции (в документах) 1917-1956 гг. М., 1957. Филимонов В.Г. Первая советская Конституция. М., 1960. Учредительное собрание. Россия 1918 г. Стенограмма и другие документы. М., 1991. 1 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 5, с. 35 2 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. М., 1997. 3 Исаев И. А. История государства и права России М., 1998. 4 История государства и права СССР. М., 1981, с. 59. 5 История Советской Конституции 1917-1956. М., 1957, с. 44. 6 Филимонов В.Г. Первая советская Конституция. М., 1960, с. 21. 13 2 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|