|
|
Экспертные системы реального времениСодержание лист Введение 3 1. Успехи систем искусственного интеллекта и их причины 5 2. Экспертные системы реального времени ? основное направление искусственного интеллекта 7 3. Архитектура экспертной системы реального времени 19 3.1. Жизненный цикл приложения 19 3.2. Основные компоненты 22 а) База знаний 22 б) Машина вывода, подсистема моделирования и планировщик 26 4. Примеры применения G2 28 Заключение 30 Список использованных источников 31 Введение Искусственный интеллект вообще и экспертные системы в частности прошли долгий и тернистый путь: первые увлечения (1960 год), лженаука (1960-65), успехи при решении головоломок и игр (1965-1975), разочарование при решении практических задач (1970-1985), первые успехи при решении ряда практических задач (1962-1992), массовое коммерческое использование при решении практических задач (1993-1995). В данном курсовом проекте показано, что основу коммерческого успеха составляют экспертные системы и, в первую очередь, экспертные системы реального времени. Именно они позволили искусственному интеллекту перейти от игр и головоломок к массовому использованию при решении практически значимых задач. В работе определены требования, которым должен удовлетворять экспертная система реального времени. Описаны структура и основные компоненты такой системы на примере оболочки G2, разработанной лидером в этом сегменте мирового рынка компанией Gemsym. Программные средства, базирующиеся на технологии и методах искусственного интеллекта, получили значительное распространение в мире. Их важность, и, в первую очередь, экспертных систем и нейронных сетей, состоит в том, что данные технологии существенно расширяют круг практически значимых задач, которые можно решать на компьютерах, и их решение приносит значительный экономический эффект. В то же время, технология экспертных систем является важнейшим средством в решении глобальных проблем традиционного программирования: длительность и, следовательно, высокая стоимость разработки приложений; высокая стоимость сопровождения сложных систем; повторная используемость программ и т.п. Кроме того, объединение технологий экспертных систем и нейронных сетей с технологией традиционного программирования добавляет новые качества к коммерческим продуктам за счет обеспечения динамической модификации приложений пользователем, а не программистом, большей "прозрачности" приложения (например, знания хранятся на ограниченном естественном языке, что не требует комментариев к ним, упрощает обучение и сопровождение), лучших графических средств, пользовательского интерфейса и взаимодействия. По мнению специалистов, в недалекой перспективе экспертные системы будут играть ведущую роль во всех фазах проектирования, разработки, производства, распределения, продажи, поддержки и оказания услуг. Их технология, получив коммерческое распространение, обеспечит революционный прорыв в интеграции приложений из готовых интеллектуально-взаимодействующих модулей. Коммерческий рынок продуктов искусственного интеллекта в мире в 1993 году оценивался примерно в 0,9 млрд. долларов; из них 600 млн. приходится на долю США. Выделяют несколько основных направлений этого рынка: 1) экспертные системы; теперь их часто обозначают еще одним термином - "системы, основанные на знаниях"; 2) нейронные сети и "размытые" (fuzzy) логики; 3) естественно-языковые системы. В США в 1993 году рынок между этими направлениями распределился так: экспертные системы - 62%, нейронные сети - 26%, естественно-языковые системы - 12%. Рынок этот можно разделить и иначе: на системы искусственного интеллекта (приложения) и инструментальные средства, предназначенные для автоматизации всех этапов существования приложения. В 1993 году в общем объеме рынка США доля приложений составила примерно две, а доля инструментария ? примерно одну треть. 1. Успехи систем искусственного интеллекта и их причины Использование экспертных систем и нейронных сетей приносит значительный экономический эффект. Так, например: - American Express [1] сократила свои потери на 27 млн. долларов в год благодаря экспертной системе, определяющей целесообразность выдачи или отказа в кредите той или иной фирме; - DEC ежегодно экономит [1] 70 млн. долларов в год благодаря системе XCON/XSEL, которая по заказу покупателя составляет конфигурацию вычислительной системы VAX. Ее использование сократило число ошибок от 30% до 1%; - Sira сократила затраты на строительство трубопровода в Австралии на 40 млн. долларов [2] за счет управляющей трубопроводом экспертной системы, реализованной на базе описываемой ниже системы G2. Коммерческие успехи к экспертным системам и нейронным сетям пришли не сразу. На протяжении ряда лет (с 1960-х годов) успехи касались в основном исследовательских разработок, демонстрировавших пригодность систем искусственного интеллекта для практического использования. Начиная примерно с 1985 (а в массовом масштабе, вероятно, с 1988-1990 годов), в первую очередь, экспертные системы, а в последние два года и нейронные сети стали активно использоваться в реальных приложениях. Причины, приведшие системы искусственного интеллекта к коммерческому успеху, следующие: 1. Специализация. Переход от разработки инструментальных средств общего назначения к проблемно/предметно специализированным средствам [4], что обеспечивает сокращение сроков разработки приложений, увеличивает эффективность использования инструментария, упрощает и ускоряет работу эксперта, позволяет повторно использовать информационное и программное обеспечение (объекты, классы, правила, процедуры). 2. Использование языков традиционного программирования и рабочих станций. Переход от систем, основанных на языках искусственного интеллекта (Lisp, Prolog и т.п.), к языкам традиционного программирования (С, С++ и т.п.) упростил "интегрированность" и снизил требования приложений к быстродействию и емкости памяти. Использование рабочих станций вместо ПК резко увеличило круг возможных приложений методов искусственного интеллекта. 3. Интегрированность. Разработаны инструментальные средства искусственного интеллекта, легко интегрирующиеся с другими информационными технологиями и средствами (с CASE, СУБД, контроллерами, концентраторами данных и т.п.). 4. Открытость и переносимость. Разработки ведутся с соблюдением стандартов, обеспечивающих данные характеристики [5]. 5. Архитектура клиент/сервер. Разработка распределенной информационной системы в данной архитектуре позволяет снизить стоимость оборудования, используемого в приложении, децентрализовать приложения, повысить надежность и общую производительность, поскольку сокращается объем информации, пересылаемой между ЭВМ, и каждый модуль приложения выполняется на адекватном оборудовании. Перечисленные причины могут рассматриваться как общие требования к инструментальным средствам создания систем искусственного интеллекта. Из пяти факторов, обеспечивших их успех в передовых странах, в России, пожалуй, полностью не реализованы четыре с половиной (в некоторых отечественных системах осуществлен переход к языкам традиционного программирования, однако они, как правило, ориентированы среду на MS-DOS, а не ОС UNIX или Windows NT. Кроме того, в России и СНГ в ряде направлений исследования практически не ведутся, и, следовательно, в этих направлениях (нейронные сети; гибридные системы; рассуждения, основанные на прецедентах; рассуждения, основанные на ограничениях) нельзя ожидать и появления коммерческих продуктов. Итак, в области искусственного интеллекта наибольшего коммерческого успеха достигли экспертные системы и средства для их разработки. В свою очередь, в этом направлении наибольшего успеха достигли проблемно/предметно специализированные средства. Если в 1988 году доход от них составил только 3 млн. долларов, то в 1993 году ? 55 млн. долларов. 2. Экспертные системы реального времени ? основное направление искусственного интеллекта Среди специализированных систем, основанных на знаниях, наиболее значимы экспертные системы реального времени, или динамические экспертные системы. На их долю приходится 70 процентов этого рынка. Значимость инструментальных средств реального времени определяется не столько их бурным коммерческим успехом (хотя и это достойно тщательного анализа), но, в первую очередь, тем, что только с помощью подобных средств создаются стратегически значимые приложения в таких областях, как управление непрерывными производственными процессами в химии, фармакологии, производстве цемента, продуктов питания и т.п., аэрокосмические исследования, транспортировка и переработка нефти и газа, управление атомными и тепловыми электростанциями, финансовые операции, связь и многие другие. Классы задач, решаемых экспертными системами реального времени, таковы: мониторинг в реальном масштабе времени, системы управления верхнего уровня, системы обнаружения неисправностей, диагностика, составление расписаний, планирование, оптимизация, системы-советчики оператора, системы проектирования. Статические экспертные системы не способны решать подобные задачи, так как они не выполняют требования, предъявляемые к системам, работающим в реальном времени: 1. Представлять изменяющиеся во времени данные, поступающие от внешних источников, обеспечивать хранение и анализ изменяющихся данных. 2. Выполнять временные рассуждения о нескольких различных асинхронных процессах одновременно (т.е. планировать в соответствии с приоритетами обработку поступивших в систему процессов). 3. Обеспечивать механизм рассуждения при ограниченных ресурсах (время, память). Реализация этого механизма предьявляет требования к высокой скорости работы системы, способности одновременно решать несколько задач (т.е. операционные системы UNIX, VMS, Windows NT, но не MS-DOS). 4. Обеспечивать "предсказуемость" поведения системы, т.е. гарантию того, что каждая задача будет запущена и завершена в строгом соответствии с временными ограничениями. Например, данное требование не допускает использования в экспертной системе реального времени механизма "сборки мусора", свойственного языку Lisp. 5. Моделировать "окружающий мир", рассматриваемый в данном приложении, обеспечивать создание различных его состояний. 6. Протоколировать свои действия и действия персонала, обеспечивать восстановление после сбоя. 7. Обеспечивать наполнение базы знаний для приложений реальной степени сложности с минимальными затратами времени и труда (необходимо использование объектно-ориентированной технологии, общих правил, модульности и т.п.). 8. Обеспечивать настройку системы на решаемые задачи (проблемная/предметная ориентированность). 9. Обеспечивать создание и поддержку пользовательских интерфейсов для различных категорий пользователей. 10. Обеспечивать уровень защиты информации (по категориям пользователей) и предотвращать несанкционированный доступ. Необходимо подчеркнуть, что кроме этих десяти требований средства создания экспертных систем реального времени должны удовлетворять и перечисленным выше общим требованиям. Инструментарий для создания экспертных систем реального времени впервые выпустила фирма Lisp Machine Inc в 1985 году. Этот продукт предназначался для символьных ЭВМ Symbolics и носил название Picon. Его успех привел к тому, что группа ведущих его разработчиков образовала фирму Gensym, которая, значительно развив идеи, заложенные в Picon, выпустила в 1988 году инструментальное средство под названием G2. В настоящий момент работает его третья версия и подготовлена четвертая [1,7]. С отставанием от Gensym на два-три года ряд других фирм начал создавать (или пытаться создавать) свои инструментальные средства. Назовем ряд из них: RT Works (фирма Talarian, США), COMDALE/C (Comdale Techn., Канада), COGSYS (SC, США), ILOG Rules (ILOG, Франция). Сравнение двух наиболее продвинутых систем, G2 и RT Works, которое проводилось путем разработки одного и того же приложения двумя организациями, NASA (США) и Storm Integration (США) [10], показало значительное превосходство первой. Ниже приведено краткий обзор-описание некоторых современных коммерческих экспертных систем реального времени, с указанием адресов и, в некоторых случаях, Интернет-адресов фирм-разработчиков этих систем. ACQUIRE ? система обнаружения знаний и оболочка экспертной системы. Это - законченная среда для разработки и поддержки интеллектуальных прикладных программ. Система содержит в себя методологию пошагового представления знаний, что позволяет специалистам в проблемной области непосредственно участвовать в процессе приобретения, структурирования и кодирования знания. (Прямое участие специалиста в проблемной области улучшает качество, законченность и точность приобретенного знания, снижает время разработки и эксплуатационные расходы). Особенностью оболочки является структурированный подход к приобретению знаний; модель приобретения знаний основана на распознавании образов; знания представлены как объекты, продукционные правила и системы правил в табличной форме; оболочка позволяет выполнять обработку неопределенных качественных знаний; содержит средства вывода и документацию баз знаний в среде гипертекста. Web страница находится по адресу com/ai/> ACQUIRE - SDK - программное средство разработки, снабженное встроенными библиотеками для Мs-Dos, и SCO Unix; DLLS для Asmetrix TooBook, Windows, Windows NT, Windows 95 и WIN 32. Полный пакет (система обнаружения знания и оболочка экспертной системы) стоит $ 995 для Windows 3.1 и включает в себя справочник, обучающую программу. Дополнительную информацию можно получить по адресу com/ai/ Пример прикладной программы ACQUIRE приведен на странице com/ai/demos/whale.html Адрес фирмы: Acquired Intelligence Inc, Suite 205, 1095 McKenzie Avenue, Victoria, Canada V8P 2L5, телефон 604-479-8646, факс 604-479-0764, email sales@a. ACTIVATION FRAMEWORK работает на персональных компьютерах (под управлением операционных систем DOS, Windows) и на автоматизированных рабочих станциях UNIX. Это - не традиционная оболочка экспертной системы, а скорее инструмент для формирования прикладных программ обработки данных в реальном времени. Система конкурирует с оболочкой G2 фирмы GENSYM Адрес: Real-Time Intelligent Systems Corporation, 26 Worthen, Chelmsford, MA 01824, телефон: 508-250-4633, факс 508-870-0148, email rtis@world.std.com. ActiveAgentX может применяться в системах поддержки принятия решений, содержащих правила, которые могут быть автоматически получены по корпоративным сетям при использовании WEB-браузеров Microsoft Windows 95 или NT. ActiveAgentX может быть также встроен внутрь Java аплетов, которые используются браузером Microsoft Internet Explorer или автономно, как прикладная программа Java, написанная на языке Microsoft Java или Visual J ++. При использовании в сети WWW ActiveAgentX предоставляет вполне развитые средства создания экспертных систем, которые используют интерактивные средства представления интеллектуальной информации на машинах клиента или в Web-браузерах. пакет создан в Haley Corporation. WEB - страница фирмы имеет адрес haley.com AION. Система разработки программ (ADS) выполняется на различных платформах, включая DOS, OS/2, SunOS, Microsoft Windows, и VMS. Она включает в себя объектно-ориентированное представление знаний, прямой, обратный, двунаправленный поиск решения, а также правила сопоставления с образцом, графику, запросы наиз других языков (C, Паскале, ...), а также графический интерфейс пользователя. Адрес корпорации: Aion Corporation, 101 University Avenue, Palo Alto, CA 94301, телефон: 800-845-2466 (415-328-9595), факс 415-321-7728. Европейский адрес: Software Generation, Kontichsesteenweg 40, B 2630 Aartselaar, Belgium, телефон 32-(0)3-877.12.93, факс 32-(0)3-87. ANGOSS KNOWLEDGE SEEKER - то инструмент, основанный на данных, которые могут использоваться для получения базы знаний, состоящей из правил, связанных с базой данных причинно-следственными связями. Версия DOS стоит $ 799 и версия под Windows $ 899. Адрес фирмы Angoss Software International Ltd., 430 King Street W., Suite 201, Toronto M5V 1J5, Canada, телефон 416-593-1122, факс 416-593-5077. International Ltd., 430 King Street W., Suite 201, Toronto M5V 1J5, Canada, телефон 416-593-1122, факс 416-593-5077. ART*Enterprise - самая последняя из сред разработки, основанных на правилах, ведущих начало от систем ИИ середины 1980-ых. Это - среда разработки прикладных программ широкого применения, объединяющая в себе правила, объектно-ориентированную систему, которая содержит такие особенности, которые в настоящее время не представлены ни в C++, ни в языке Smalltalk; и содержит большую совокупность классов объектов для разработки на различных платформах (от Windows до OS/2 и Unix),поддерживает доступ к базам данных (основанный SQL- и ODBC-запросах), и мультизадачный режим доступа. ART*ENTERPRISE среда поддерживает обратный поиск решения от фактов к цели; можно также реализовать поиск решения от цели к фактам. Адрес компании Brightware, Inc., 101 Rowland Way, Suite 310, Novato, CA 94945, телефон: 1-800-532-2890 (1-415-899-9070), факс: 415-899-9080. WEB-адрес brightware.com ARITY Expert Development Package - это экспертная система, которая интегрирует продукционное и фреймовое представления знаний с различного рода коэффициентами уверенности. OS/2 версия стоит $495 и DOS версия - $295. Компания CAM Sofware предлагает два инструментальных средства - экспертные системы DClass и LogicTree. Адрес: Arity Corporation, Damonmill Square, Concord, MA 01742, телефон 800-722-7489 (508-371-1243), факс 508-371-1487, email 73677.2614@compuserve.com. CAM Software содержит два инструмента для создания экспертных систем: DClass и LogicTree Система DClass - использует дерево решений, предназначена для построения прикладных программ. LogicTree - система принятия решений, разработанная для использования профессионалами - непрограммистами. Адрес: CAM Software, 390 W. 800 N., Suite 103, PO Box 276, Orem, UT 4059-0276 COMDALE/C, COMDALE/X и ProcessVision. COMDALE/C - экспертная система реального времени, предназначенная для наблюдения и контроля над процессами в условиях производства. . + COMDALE/C позволяет вырабатывать рекомендации, заключения об управляющих воздействиях в непрерывном процессе принятия решения. Она обрабатывает неопределенные знания и данные, и имеет открытую архитектуру. Другие особенности включают: объектно-ориентированную конфигурацию; возможности организации работы в сети; обработку прерываний; хранение и обработку данных; поддерживает работу с базой данных в реальном масштабе времени, и интерфейсы с системами передачи данных, такими как PLCs и другими устройствами ввода-вывода. + COMDALE/X - консультационная экспертная система, которая работает в режиме реального времени. Для принятия решения система организует диалог с пользователем. COMDALE/X совместно с системой COMDALE/C используется как инструмент разработки экспертных систем реального времени. COMDALE/X позволяет включить гипертекст в экспертную систему, что позволяет создавать hyper-справочники с удобным интерфейсом. + PROCESS Vision - пакет программ для управления процессами в реальном времени, базируется на открытой и модульной архитектуре. ProcessVision содержит графический интерфейс оператора; объектно-ориентированный дисплей, выполняет проверку правильности показаний датчиков и поддерживает связь с неограниченным количеством производственной контрольно-измерительной аппаратурой в одной глобальной среде. Адрес:Comdale Technologies (Canada) Inc., The Comdale Building, 701 Evans Avenue, Suite 600, Toronto, Ontario, CANADA, M9C 1A3, телефон 416-620-1234, факс416-620-4526, email info@comdale.com. WEB страница компании имеет адрес comdale.com C - PRS (Процедурно - ориентированная система рассуждений, написанная на языке C) реализует процедурное представление знаний. Это позволяет пользователю выражать и представить условные последовательности комплексных действий и гарантировать их выполнение в реальном времени в среде прикладной программы. Система C - PRS полезна в процессе контроля и управления технологическими процессами. PRS технология применялась в различных задачах и запросах в реальном времени, например, для контроля над несколькими спутниковыми системами NASA, в системах диспетчерского управления сетей электросвязи (Телесвязь Австралия), при управлении подвижными роботами (SRI, LAAS), в системе контроля над полетами и в системе обнаружения самолетов (Grumman). C - PRS работает на многочисленных платформах и операционных системах, включая SPARC, DECstation, Sony News, Hewlett Packard, VxWorks, и другие. Адрес: ACS Technologies, 5, Place du Village dEntreprises, B.P. 556 31674 LABEGE Cedex, FRANCE, телефон 33-62-24-99-20, факс 33-61-39-86-74. CPR CPR (Прикладная система, основанная на правилах) содержит библиотеку классов C++ и Help! CPR - службу поддержки клиентов и прикладную программу, основанную на знаниях, которая использует CPR. Адрес: The Haley Enterprise, Inc., 413 Orchard Street, Sewickley, PA 15143, телефон 800-233-2622 (412-741-6420), факс 412-741-6457, email info@haley.com. Смотрите WEB - страницу по адресу haley.com Crystal. Работает на персональных компьютерах и снабжен интеллектуальным интерфейсом. Поддерживает интерфейс с dBase, Lotus-1-2-3, ASCII-файлами, программами, написанными на языке С. Имеется возможность создания гибридных ЭС. В состав оболочки включена обширная библиотека встроенных функций. Интерфейс разработчика: меню, редактор баз знаний, графические средства, стердства подготовки текстовых файлов и экранов, средства трассиловки и отладки. В базу знаний может входить не более 300 правил. Возможно построение иерархических баз знаний, взаимодействующих через файлы импорта и экспорта. Вследствие этого не накладывается ограничений на размер базы знаний. Адрес:Intelligent Environments Europe Ltd., Crystal House, PO Box 51, Sunbury-on-Thames, Middlesex TW16 7UL, England, телефон 44-0-932-772266, факс 44-0-932-771499. CxPERT -CxPERT - оболочка экспертной системы, которая генерирует машинный код с языка С. Адрес:Software Plus Ltd., 1315 Pleasant Meadow Road, Crofton, MD 21114, телефон 301-261-0264 The Easy Reasoner (TM) - Поисковая система, основанная на поиске подходящих рассуждений в адаптивной ассоциативной памяти. Система отыскивает в памяти событие, подобное новому событию, используя " Запрос на пример". Поддерживает базы данных xBase, ODBC, SQL. Система автоматически фильтрует помехи для упрощения решающих деревьев; эффективно отыскивает события, подобные новому в больших базах данных; поддерживает составные индексы в базе данных; классифицирует новую информацию, используя любое решающее дерево в автоматическом или интерактивном режиме. Выполняет адаптивное, контекстно-зависимое, заданное по умолчанию рассуждение; вычисляет адаптивную оценку, используя решающие деревья; восстанавливает (отыскивает) подобные записи по контексту; различает различные формы записи английских слов; автоматически определяет объем информации в слове. Easy Reasoner под 16- разрядный Windows стоит $ 249, Easy Reasoner под 32 разрядный Windows, стоит $ 499, версия для OS/2 стоит $ 499. WEB - страница фирмы имеет адрес haley.com. Адрес: The Haley Enterprise, Inc., 413 Orchard Street, Sewickley, PA 15143, телефон 800-233-2622 (412-741-6420), факс 412-741-645. ECLIPSE работает на персональных компьютерах (DOS, Windows), а также имеются версии для систем V Unix и POSIX. Синтаксис языка, используемого в пакете, совместим с языком системы CLIPS, разработанной для NASA. Отличия заключаются в управлении данными путем сопоставления с образцом, использовании прямого и обратного вывода, в поддержке множества целей, объектно-ориентированном представлении знаний и интегрировании с dBase. WEB - страница фирмы имеет адрес haley.com Адрес: The Haley Enterprise, Inc., 413 Orchard Street, Sewickley, PA 15143, телефон 800-233-2622 (412-741-6420),факс 412-741-6457, email info@haley.com. Стоимость пакета, работающего в среде 16 разрядного Windows - $499 и $999 для 32 разрядного Windows или OS/2 Стоимость пакета для работы в среде UNIX составляет $1,999. Esteem - инструмент для работы в среде Windows, который интегрирует условные рассуждения с правилами. Адрес: Esteem Software Inc., 302 E. Main, Cambridge City, IN 47327, телефон 317-478-3955, факс 317-478-3550. EXSYS DEVELOPER работает в среде МС-ДОС, MS WINDOWS, Macintosh, SunOS, Solaris, Unix и Vax. Система поддерживает обратный вывод от фактов к цели, линейное программирование, нечеткую логику, нейронные сети, и имеет SQL интерфейс. Для получения дополнительной информации, посетите их страницу exsysinfo_com/Wren/wren.html. Демонстрационный пример приведен на странице www.multilogic.com. Email info@exsysinfo.com. Адрес Exsys, Inc., 1720 Louisiana Boulevard, NE, Suite 312, Albuquerque, NM 87110, телефон 800-676-8356 (505-256-8356), факс 505-256-8359. FLEX - гибридная экспертная система, работающая на различных платформах. Система предлагает фреймовое, процедурное и продукционное представление знаний. FLEX чередует прямой и обратный методы поиска решений, множественное наследование свойств, присоединенные процедуры, автоматическую систему вопросов и ответов. Правила, фреймы и вопросы написаны на естественном англо-подобном языке. Язык спецификаций (KSL) позволяет разрабатывать легко читаемые и простые в поддержке базы знаний. FLEX написан на языке Пролог. FLEX использовался в многочисленных коммерческих экспертных системах, например, в финансовых системах типа Администратор начисления пенсии. Цена системы для работы на персональном компьютере в среде Windows в пределах $1,000. Дополнительную информацию можно получить по lpa.co.uk. Адрес Logic Programming Associates Ltd, Studio 4, R.V.P.B., Trinity Road, London, SW18 3SX. телефон +44 (0) 181-871-2016; факс: +44 (0) 181-874-0449. Email: lpa@cix.compulink.co.uk. G2 Фирма Gensym предлагает графическую, объектно-ориентированную среду для создания интеллектуальных прикладных программ, которые контролируют, диагностируют, и управляют динамическими событиями в сетевых и моделируемых средах. G2 для создания правил, моделей, и процедур использует структурированный естественный язык. Экспертная система G2 является основой всех прикладных программ фирмы Gensym. Программы включают в себя G2, видеоадаптер, который позволяет использовать визуальную среду программирования для создания интеллектуальных прикладных программ управления. NeurOn-Line и другие программы фирмы позволяют пользователям легко создавать нейросетевые прикладные программы. G2 совмещает выполнение правил и процедур в текущий момент времени со способностями рассуждений спустя некоторое время. РУКОВОДСТВО по G2 позволяет пользователям, легко создавать графические интерфейсы и системы диагностирования в реальном масштабе времени. Компания Telewindows Gensyms создала мощную более универсальную среду клиент/сервер, которая позволяет пользователям совместно использовать прикладные программы на G2. Gensym также предлагает мосты (программы) для связи с другими программам (на C и АДА) и системы передачи и обработки данных о движущихся объектах в реальном времени, включая реляционные базы данных, распределенные системы управления, и программируемые логические системы. Домашняя страница фирмы расположена по адресу gensym.com. GBB - поддерживает фреймовые рабочие области, содержит высокоэффективный транслятор, фреймовые базы данных и библиотеку, которые поддерживают многомерные алгоритмы поиска целей; KS языки представлений знаний; Универсальные оболочки управления и утилиты администрирования порядком выполнения операторов; интерактивные, графические дисплеи для контроля и исследования; компоненты управления и рабочие области. Эти компоненты составляют инфраструктуру, необходимую для формирования прикладных программ. WWW страница имеет адрес: bbtech.com/ . Страница содержит демонстрационную версию. Адрес Blackboard Technology Group, Inc., 401 Main Street, Amherst, MA 01002, телефон 800-KSS-8990 or 413-256-8990, факс 413-256-3179. E-mail gbb-user-request@bn.cs.umass.edu. GURU - оболочка экспертной системы, в который предлагается широкое разнообразие инструментальных средств обработки информации, объединенных с возможностями, основанными на знаниях, такими, вывод решения от фактов к цели, вывода решения от цели к фактам, смешанное формирование цепочки вывода, многозначные переменные и нечеткие рассуждения. Адрес:Micro Data Base Systems, Inc., 1305 Cumberland Avenue, P.O. Box 2438, West Lafayette, IN 47906-0438, телефон 800-445-MDBS/6327 (317-463-7200), факс 317-463-1234, email info@mdbs.com. HUGIN - пакет программ для конструирования моделей, основанных на системах экспертных оценок в областях, характеризующихся существенной неопределенностью. Hugin система содержит удобную для использования дедуктивную систему вывода, основанную на вероятностных оценках, которую можно применить к сложным сетям с причинно-следственными вероятностными связями между объектами. WWW- страница HUGIN доступна по адресу hugin.dk/ .Страница содержит демонстрационный пример экспертной системы. Адрес Hugin Expert A/S, Niels Jernes Vej 10, DK-9220 Aalborg O, телефон +45 9815 6644, факс: +45 9815 8550, Email: info@hugin.dk. Icarus - инструмент разработки экспертных систем для персональных компьютеров. Он включает интерфейс с Lotus и dBASE файлами, прямой и обратный выводы и Байесовские коэффициенты доверия. Адрес: Icarus, 11300 Rockville Pike, Rockville, MD 02852-3088, телефон 301-881-9350, факс 301-881-2542. ILOG RULES - содержит высоко эффективный механизм логического вывода, основанный на правилах. Это - инструмент вывода от фактов к цели, написанный на языке C++ ( следовательно это объектно-ориентированный и поддерживающий передачу наследственных характеристик механизм). Система также снабжена библиотекой C++. Она выполняется фактически на любой Unix платформе, а также на персональных компьютерах, работающих в среде DOS или OS/2. Система позволяет транслировать правила в C / C ++ код, и строить объектно-ориентированную модель данных в C++. C / C ++ код может быть включен в условия правил и действия, связанные с правилами. Адрес: ILOG, Inc., 2073 Landings Drive, Mountain View, CA 94043, телефон 415-390-9000, факс 415-390-0946, e-mail info@ilog.com. Европейский адрес ILOG SA, 9, rue de Verdun, BP 85, 94253 Gentilly CEDEX, France, телефон +33 (1) 49-08-35-00, факс +33 (1) 49-08-35-10, e-mail info@ilog.fr. WEB-страница ilog.fr KEE, ProKappa, Kappa - это средства разработки экспертных систем, которые выполняются на персональных компьютерах, автоматизированных рабочих станциях и Лисп-машинах. Особенностями сред являются: асинхронная передача данных; рассуждения, основанные на правилах. Адрес IntelliCorp, Inc., 1975 El Camino Real West, Suite 101, Mountain View, CA 94040-2216, телефон l 415-965-5700/5500; факс 415-965-5647. В Европе телефон +44-344-305305. Knowledge Craft - комплект инструментов для разработки экспертных систем, используемых в календарном планировании проекта, и конфигурации прикладных программ. Адрес Carnegie Group, 5 PPG Place, Pittsburgh, PA 15222, телефон 800-284-3424 (412-642-6900), факс 412-642-6906. OPERATION EXPERT - графическое программное средство для определения повреждений в Интеллектуальных сетях связи. Система создана на основе программных средств фирмы Gensym (оболочки G2). Система использует модель сети и связанные с ней прикладные программы для отображения объектов и для описания их поведения и характеристик. Система поддерживает архитектуру клиент-сервер, учитывает параллельную обработку данных в реальном масштабе времени. PROSPECT EXPLORER ? экспертная система, использующая нейросетевые вычислительные технологии для помощи геологам в обнаружении горных аномалий. MIT - пакет программ для улучшения эффективности и снижения затрат в процессе выделения минералов. Использует различные факторы, начиная от параметров процесса выделения минерала и кончая климатическими факторами для создания нейросетевых моделей процесса. Программы созданы фирмой NMS (Австралия). Дополнительная информация: neuralmining@bigpond.com. ReThink фиры Gensym - программный инструмент для графического проектирования, моделирования и оперативного управления бизнес - процессами. Опирается на пакет G2. 3. Архитектура экспертной системы реального времени Специфические требования, предъявляемые к экспертной системе реального времени, приводят к тому, что их архитектура отличается от архитектуры статических систем. Не вдаваясь в детали, отметим появление двух новых подсистем - моделирования внешнего окружения и сопряжения с внешним миром (датчиками, контроллерами, СУБД и т.п.) - и значительные изменения, которым подвергаются оставшиеся подсистемы. Для того, чтобы понять, что представляет из себя среда для создания экспертных систем реального времени, опишем ниже жизненный цикл такой системы, а также ее основные компоненты. Описание оболочки экспертной системы реального времени приведем на примере средства G2, поскольку в нем полностью реализованы возможности, которые считаются необходимыми и уместными в подобных программных продуктах. 3.1. Жизненный цикл приложения Жизненный цикл приложения в G2 состоит из ряда этапов. Разработка прототипа приложения. Разработчиком обычно является специалист в конкретной области знаний. Он в ходе обсуждений с конечным пользователем определяет функции, выполняемые прототипом. При разработке прототипа не используется традиционное программирование. Создание прототипа обычно занимает от одной до двух недель (при наличии у разработчика опыта по созданию приложений в данной среде. Прототип, как и приложение, создается на структурированном естественном языке, с использованием объектной графики, иерархии классов объектов, правил, динамических моделей внешнего мира. Многословность языка сведена к минимуму путем введения операции клонирования, позволяющей размножить любую сущность базы знаний. Расширение прототипа до приложения. Конечный пользователь предлагает этапность проведения работ, направления развития базы знаний, указывает пропуски в ней. Разработчик может расширять и модифицировать базу знаний в присутствии пользователя даже в тот момент, когда приложение исполняется. В ходе этой работы прототип развивается до такого состояния, что начинает удовлетворять представлениям конечного пользователя. В крупных приложениях команда разработчиков может разбить приложение на отдельные модули, которые интегрируются в единую базу знаний. Возможен и альтернативный подход к созданию приложения. При этом подходе каждый разработчик имеет доступ к базе знаний, находящейся на сервере, при помощи средства, называемого Telewindows, обычно расположенного на компьютереклиенте. В этом случае разработчики могут иметь различные авторизованные уровни доступа к приложению. Приложение может быть реализовано не только на различных ЭВМ, но и с использованием нескольких взаимодействующих оболочек G2. Тестирование приложения на наличие ошибок. В G2 ошибки в синтаксисе показываются непосредственно при вводе конструкций (структур данных и исполняемых утверждений) в базу данных; эти конструкции анализируются инкрементно. Могут быть введены только конструкции, не содержащие синтаксических ошибок. Таким образом, отпадает целая фаза отладки приложения (свойственная традиционному программированию), что ускоряет разработку приложений. Разработчик освобожден и от необходимости знать детальный синтаксис языка G2, так как при вводе в базу знаний некоторой конструкции ему в виде подсказки сообщается перечень всех возможных синтаксически правильных продолжений. Для выявления ошибок и неопределенностей реализована возможность "Inspect", позволяющая просматривать различные аспекты базы знаний, например, "показать все утверждения со ссылками на неопределенные сущности (объекты, связи, атрибуты)", "показать графически иерархию заданного класса объектов", "показать все сущности, у которых значение атрибута Notes не ОК". (Данный атрибут есть у всех сущностей, представимых в языке G2; его значение - либо ОК, когда нет претензий к сущности, либо описание реальных или потенциальных проблем, например, ссылка на несуществующий объект, несколько объектов с одним именем и т.п.) Тестирование логики приложения и ограничений (по времени и памяти). Блок динамического моделирования позволяет при тестировании воссоздать различные ситуации, адекватные внешнему миру. Таким образом, логика приложения будет проверяться в тех условиях, для которых она создавалась. Конечный пользователь может принять непосредственное участие в тестировании благодаря управлению цветом (т.е. изменение цвета при наступлении заданного состояния или выполнения условия) и анимации (т.е. перемещение/вращение сущности при наступлении состояния/условия). Благодаря этому он сможет понять и оценить логику работы приложения, не анализируя правила и процедуры, а рассматривая графическое изображение управляемого процесса, технического сооружения и т.п. Для проверки выполнения ограничений используется возможность "Meters", вычисляющая статистику по производительности и используемой памяти. Полученное приложение полностью переносимо на различные платформы в среду UNIX (SUN, DEC, HP, IBM и т.д.), VMS (DEC VAX) и Windows NT (Intel, DEC Alpha). База знаний сохраняется в обычном ASCII-файле, который однозначно интерпретируется на любой из поддерживаемых платформ. Перенос приложения не требует его перекомпиляции и заключается в простом перемещении файлов. Функциональные возможности и внешний вид приложения не претерпевают при этом никаких изменений. Приложение может работать как в "полной" (т.е. предназначенной для разработки) среде, так и под runtime, которая не позволяет модифицировать базу знаний. Сопровождение приложения. Не только сам разработчик данного приложения, но и любой пользователь может легко его понять и сопровождать, так как все объекты/классы, правила, процедуры, функции, формулы, модели хранятся в базе знаний в виде структурированного естественного языка и в виде графических объектов. Для ее просмотра используется возможность "Inspect". Сопровождение упрощается за счет того, что различным группам пользователей выдается не вся информация, а только ее часть, соответствующая их потребностям. 3.2. Основные компоненты Экспертная система реального времени состоит из базы знаний, машины вывода, подсистемы моделирования и планировщика. а) База знаний Все знания в G2 хранятся в двух типах файлов: базы знаний и библиотеки знаний. В файлах первого типа хранятся знания о приложениях: определения всех объектов, объекты, правила, процедуры и т.п. В файлах библиотек хранятся общие знания, которые могут быть использованы более, чем в одном приложении, например, определение стандартных объектов. Файлы баз знаний могут преобразоваться в библиотеки знаний и обратно. В целях обеспечения повторной используемости приложений реализовано средство, позволяющее объединять с текущим приложением ранее созданные базы и библиотеки знаний. При этом конфликты в объединяемых знаниях выявляются и отображаются на дисплее. Знания структурируются: предусмотрены иерархия классов, иерархия модулей, иерархия рабочих пространств. Каждую из них можно показать на дисплее. Сущности и иерархия классов Класс, базовое понятие объектно-ориентированной технологии, - основа представления знаний в G2. Данный подход составляет основную тенденцию в программировании вообще, поскольку он уменьшает избыточность и упрощает определение классов (определяется не весь класс, а только его отличия от суперкласса), позволяет использовать общие правила, процедуры, формулы, уменьшает их число, да и является естественным для человека способом описания сущностей. При таком подходе структуры данных представляются в виде классов объектов (или определений объектов), имеющих определенные атрибуты. Классы наследуют атрибуты от суперклассов и передают свои атрибуты подклассам. Каждый класс (исключая корневой) может иметь конкретные экземпляры класса. Все, что хранится в базе знаний и с чем оперирует система, является экземпляром того или иного класса. Более того, все синтаксические конструкции G2 являются классами. Для сохранения общности даже базовые типы данных - символьные, числовые, булевы и истинностные значения нечеткой логики - представлены соответствующими классами. Описание класса включает ссылку на суперкласс и содержит перечень атрибутов, специфичных для класса. Иерархия модулей и рабочих пространств Для структуризации G2-приложений используются "модули" и "рабочие пространства". Несмотря на то, что функции этих конструкций схожи, между ними есть существенные различия. Приложение может быть организовано в виде одной или нескольких баз знаний, называемых модулями. В последнем случае говорят, что приложение представлено структурой (иерархией) модулей. На верхнем уровне - один модуль верхнего уровня. Модули следующего уровня состоят из тех модулей, без которых не может работать модуль предыдущего уровня. Структурирование приложений позволяет разрабатывать приложение одновременно нескольким группам разработчиков, упрощает разработку, отладку и тестирование, позволяет изменять модули независимо друг от друга, упрощает повторное использование знаний. Рабочие пространства являются контейнерным классом, в котором размещаются другие классы и их экземпляры, например, объекты, связи, правила, процедуры и т.д. Каждый модуль (база знаний) может содержать любое число рабочих пространств. Рабочие пространства образуют одну или несколько древовидных иерархий с отношением "is-а-part-of" ("является частью"). С каждым модулем ассоциируется одно или несколько рабочих пространств верхнего (нулевого) уровня; каждое из них - корень соответствующей иерархии. В свою очередь, с каждым объектом (определением объекта или связи), расположенным в нулевом уровне, может ассоциироваться рабочее пространство первого уровня, "являющееся его частью" и т.д. Различие между "модулями" и "рабочими пространствами" состоит в следующем. Модули разделяют приложение на отдельные базы знаний, совместно используемые в различных приложениях. Они полезны в процессе разработки приложения, а не его исполнения. Рабочие пространства, наоборот, выполняют свою роль при исполнении приложения. Они содержат в себе различные сущности и обеспечивают разбиение приложения на небольшие части, которые легче понять и обрабатывать. Рабочие пространства можно устанавливать (вручную или действием в правиле/процедуре) в активное или неактивное состояние (при этом сущности, находящиеся в этом пространстве и в его подпространствах, становятся невидимыми для механизма вывода). Данный механизм используется, например, при наличии альтернативных групп правил, когда активной должна быть только одна из них. Кроме того, рабочие пространства используются для определения пользовательских ограничений, определяющих разное поведение приложения для различных категорий пользователей. Структуры данных Сущности в базе знаний с точки зрения их использования можно разделить на структуры данных и выполняемые утверждения. Примерами первых являются объекты и их классы, связи (connection), отношения (relation), переменные, параметры, списки, массивы, рабочие пространства. Примерами вторых - правила, процедуры, формулы, функции. Выделяют объекты (и классы), встроенные в систему и вводимые пользователем. При разработке приложения, как правило, создаются подклассы, отражающие специфику данного приложения. Среди встроенных подклассов объектов наибольший интерес представляет подкласс данных, включающий подклассы переменных, параметров, списков и массивов. Особая роль отводится переменным. В отличие от статических систем переменные делятся на три вида: собственно переменные, параметры и простые атрибуты. Параметры получают значения в результате работы машины вывода или выполнения какой-либо процедуры. Переменные представляют измеряемые характеристики объектов реального мира и поэтому имеют специфические черты: время жизни значения и источник данных. Время жизни значения переменной определяет промежуток времени, в течение которого это значение актуально, по истечении этого промежутка переменная считается не имеющей значения. Выполняемые утверждения Основу выполняемых утверждений баз знаний составляют правила и процедуры. Кроме того, есть формулы, функции, действия и т.п. Правила в G2 имеют традиционный вид: левая часть (антецедент) и правая часть (консеквент). Кроме if-правила, используется еще четыре типа правил: initially, unconditionally, when и whenever. Каждое из типов правил может быть как общим, т.е. относящимся ко всему классу, так и специфическим, относящимся к конкретным экземплярам класса. Возможность представлять знания в виде общих правил, а не только специализированных, позволяет минимизировать избыточность базы знаний, упрощает ее наполнение и сопровождение, сокращает число ошибок, способствует повторной используемости знаний (общие правила запоминаются в библиотеке и могут использоваться в сходных приложениях). Несмотря на то, что продукционные правила обеспечивают достаточную гибкость для описания реакций системы на изменения окружающего мира, в некоторых случаях, когда необходимо выполнить жесткую последовательность действий, например, запуск или остановку комплекса оборудования, более предпочтителен процедурный подход. Язык программирования, используемый в G2 для представления процедурных знаний, является достаточно близким родственником Паскаля. Кроме стандартных управляющих конструкций язык расширен элементами, учитывающими работу процедуры в реальном времени: ожидание наступления событий, разрешение другим задачам прерывать ее выполнение, директивы, задающие последовательное или параллельное выполнение операторов. Еще одна интересная особенность языка ? итераторы, позволяющие организовать цикл над множеством экземпляров класса. б) Машина вывода, подсистема моделирования и планировщик Главный недостаток прямого и обратного вывода, используемых в статических экспертных системах, - непредсказуемость затрат времени на их выполнение. С точки зрения динамических систем, полный перебор возможных к применению правил - непозволительная роскошь. В связи с тем, что G2 ориентирована на приложения, работающие в реальном времени, в машине вывода должны быть средства для сокращения перебора, для реакции на непредвиденные события и т.п. Для машины вывода G2 характерен богатый набор способов возбуждения правил. Предусмотрено девять случаев: 1. Данные, входящие в антецедент правила изменились (прямой вывод - forward chaining). 2. Правило определяет значение переменной, которое требуется другому правил или процедуре (обратный вывод - backward chaining). 3. Каждые n секунд, где n - число, определенное для данного правила (сканирование - scan). 4. Явное или неявное возбуждение другим правилом - путем применения действий фокусирования и возбуждения (focus и invoke). 5. Каждый раз при запуске приложения. 6. Входящей в антецедент переменной присвоено значение, независимо от того, изменилось оно или нет. 7. Определенный объект на экране перемещен пользователем или другим правилом. 8. Определенное отношение между объектами установлено или уничтожено. 9. Переменная не получила значения в результате обращения к своему источнику данных. Если первые два способа достаточно распространены и в статических системах, а третий хорошо известен как механизм запуска процедур-демонов, то остальные являются уникальной особенностью системы G2. В связи с тем, что G2-приложение управляет множеством одновременно исполняемых задач, необходим планировщик. Хотя пользователь никогда не взаимодействует с ним, планировщик контролирует всю активность, видимую пользователем, и активность фоновых задач. Планировщик определяет порядок обработки задач, взаимодействует с источниками данных и пользователями, запускает процессы и осуществляет коммуникацию с другими процессами в сети. Подсистема моделирования G2 - достаточно автономная, но важная часть системы. На различных этапах жизненного цикла прикладной системы она служит достижению различных целей. Во время разработки подсистема моделирования используется вместо объектов реального мира для имитации показаний датчиков. Очевидно, что проводить отладку на реальных объектах может оказаться слишком дорого, а иногда (например, при разработке системы управления атомной станцией) и небезопасно. На этапе эксплуатации прикладной системы процедуры моделирования выполняются параллельно функциям мониторинга и управления процессом, что обеспечивает следующие возможности: - верификация показаний датчиков во время исполнения приложения; - подстановка модельных значений переменных при невозможности получения реальных значений (выход из строя датчика или длительное время реакции на запрос). Как видим, играя роль самостоятельного агента знаний, подсистема моделирования повышает жизнеспособность и надежность приложений. Для описания внешнего мира подсистема моделирования использует уравнения трех видов: алгебраические, разностные и дифференциальные (первого порядка). 4. Примеры применения G2 Таблица 1. Примеры применения G2 Фирма Краткая характеристика системы 3М G2 используется на ряде заводов 3М в Миннесоте для управления технологическими процессами и поддержки принятия решений Caterpillar Разработана интегрированная система мониторинга и планирования для прокатного стана на базе распределенной системы, включающей G2 и Telewindows Camunsa (Испания) Автоматизированный, интеллектуальный гараж в Барселоне, разработанный к летним Олимпийским играм 1992 г. Гараж не требует присутствия людей и размещает 800 машин, на том же пространстве, где при обычном подходе размещаются только 300. Carpenter Technology Corp. CarTech использует DSP для моделирования операций горячего прокатного стана и связанных с ним печей. DSP разрабатывает расписание печи и потока материалов, поступающих от печи на дальнейшую обработку. Forsmark Nuclear Plant (Швеция) Система обеспечения безопасности и моделирования событий для ядерной электростанции. Содержит более 200 правил. Использует более 130 диаграмм различной формы для отображения процесса. General Electric GE разработала ряд систем на базе G2, включая: систему для наземных станций слежения за спутниками в GE Aerospace в Филадельфии; систему для производства и тестирования самолетных двигателей в Линне; предсказывающую систему для GE Nuclear в Сан Хозе, СА. IBM "МОМ" - Measurement of On-line Manufacturing является системой управления, разработанной для улучшения производства блоков памяти и питания на заводе IBM в Торонто и интегрированной в производственный процесс. MOM объединяет системы G2, Serveios Gemstone OODBMS и последовательную SPS в единую систему управления и контроля за производством печатных плат, повышающую качество, окупаемость и производительность завода. Продолжение табл. 1. Фирма Краткая характеристика системы Intelsat В январе 1992 года за 4 месяца на базе G2 разработана система диагностики, мониторинга и контроля сети. Обеспечивает помощь при восстановлении спутников путем мониторинга критических состояний и диагностики сбоев коммуникационных каналов до и во время их появления. Lafarge Coppee 25 установок G2 на цементных заводах, расположенных по всему миру. Lafarge использует возможности нечеткой логики G2 для обеспечения замкнутого цикла управления мельничными установками. Mrs. Bairds Bakery Самая большая частная пекарня в США использует G2 для планирования и управления всем производственным процессом. NASA/Space Shuttle NASA использует G2 с октября 1988 г. в ряде систем для космических аппаратов, включая управление 38-ю реактивными двигателями, обеспечивающими маневрирование челнока. G2 обрабатывает данные от 16000 датчиков в секунду, осуществляя проверку всего, от температуры до курса. Nissan Система планирования и загрузки трайлеров, разработанная примерно за 5 месяцев. Система используется для генерации схем погрузки различного назначения. PG&E Система помощи, поддержки и диагностики при нештатных ситуациях в системе энергообеспечения. 1. Заключение Рассмотренные в курсовом проекте тенденции развития искусственного интеллекта позволяют утверждать, что одним из основных направлений в этой области являются экспертные системы реального времени. Рассмотрение проведено на примере оболочки экспертных систем реального времени G2, представляющей собой самодостаточную среду для разработки, внедрения и сопровождения приложений в широком диапазоне отраслей. G2 объединяет в себе как универсальные технологии построения современных информационных систем (стандарты открытых систем, архитектура клиент/сервер, объектно-ориентированное программирование, использование ОС, обеспечивающих параллельное выполнение в реальном времени многих независимых процессов), так и специализированные методы (рассуждения, основанные на правилах, рассуждения, основанные на динамических моделях, или имитационное моделирование, процедурные рассуждения, активная объектная графика, структурированный естественный язык для представления базы знаний), а также интегрирует технологии систем, основанных на знаниях с технологией традиционного программирования (с пакетами программ, с СУБД, с контроллерами и концентраторами данных и т.д.). Все это позволяет с помощью данной оболочки создавать практически любые большие приложения значительно быстрее, чем с использованием традиционных методов программирования, и снизить трудозатраты на сопровождение готовых приложений и их перенос на другие платформы. Список использованных источников Доманова Александра Викторовна и др. Экономика. Компьютерное моделирование. - Ростов н/Д: ЛаПО, 1998. - 180 с. Инжиниринг информационных и деловых процессов: Сб. науч. тр. / Редкол.: Ю. Ф. Тельнов (отв. ред.) и др. -М.: Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики, 1998. - 137 с. Информатика: учебник / под. ред. проф. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 1997. Красилов А.А. Основы информатики. Определение и концепции //Учебное пособие, МФТИ, - М., 1990, - 80 с. Кручинин, Владимир Викторович. Разработка компьютерных учебных программ / В. В. Кручинин. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998. - 210 с.: ил. Куликов Г. Г. и др. Автоматизированное проектирование информационно-управляющих систем. Системное моделирование предметной области - Уфа, 1998. - 103 с. Попов Э.В. Экспертные системы. Решение неформализованных задач в диалоге с ЭВМ. - М.: Наука, 1987. - 288 с. Спейнаур С., Куэрсиа В. Справочник Web-мастера: Пер. с англ. К.: BHV, 1997. 368 с. Справочник. Искусственный интеллект. В 3-х книгах. 1. Системы общения и экспертные системы. 2. Модели и методы. 3. Программные и аппаратные средства. - М., Радио и связь, 1990. Тельнов, Юрий Филиппович. Интеллектуальные информационные системы в экономике: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по спец. 0719 "Информ. системы в экономике" / Ю. Ф. Тельнов. - (2. изд., доп.). - М.: СИНТЕГ, 1999. - 216 с.: ил. Уотермен Д. Руководство по экспертным системам: Пер. с англ. - М.: Мир, 1989. - 388с., ил. Цырков, Александр Владимирович. Методология проектирования в мультиплексной информационной среде / А. В. Цырков. - М., 1998. - 280 с.: ил. 30 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|