Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Документирование страховой деятельности
 Ложные друзья переводчика
Рекомендуем
 
Новые статьи
 ЕГЭ сочинение по литературе и русскому о проблеме отношения...
 Современные камеры и стабилизаторы. Идеальный тандем для...
 Что такое...
 Проблема взыскания...
 Выбираем самую эффективную рекламу на...
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Инновационный менеджмент

курсовой проект

Разработка проекта внедрения организационно-методической системы обучения иностранным языкам В.Ф. Шаталова в ММШ № 218 г. Москвы



СОДЕРЖАНИЕ

стр.
Введение 3
Задание на проектирование. 5
1.Комплексная характеристика нововведения, обоснование
основных технико-экономических, производственных
и социальных показателей инновационного проекта. 7
1.1.Характер организационно-методической системы В.Ф. Шаталова. 7
1.2.Обоснование темы исследования. 7
1.3.Задачи, решаемые в ходе исследования. 8
1.4.Этапы экспериментально- опытной работы. 10
2.Характеристика и исследование потенциальных возможностей
инноватора к освоению нововведения. 17
2.1.Анализ инновационной работы ММШ № 218 17
2.1.1.Концепция школы. 17
2.1.2.Модель школы. 18
2.1.3.Выбор проблемы для нововведений. 19
2.2.Понятие завуча - менеджера 20
3.Обоснование эффективности инновационного проекта.
Расчет его финансовых показателей. 25
3.1.Критерии оценки эффективности инновационного проекта. 25
3.2.Прогнозирование при подготовке эксперимента. 25
3.3. Подготовка материально-технической базы эксперимента. 26
4.Экспертиза идеи, коммерческого предложения и разработка
механизма управлениями рисками. 29
4.1.Задача экспертизы. 29
4.2.Определения понятия "эксперимент". 29
4.3.Оценка рисков при внедрении инновационного проекта. 30
4.4. Механизм управления риском при проведении педагогических экспериментов. 31
5.Организация реализации инновационного проекта. 33
Заключение 35
Список использованной литературы. 36
ВВЕДЕНИЕ
В переводе с английского " менеджмент" - управление, руководство, организация. Слова "менеджер" и "менеджмент" употреблялись в английском языке в прошлом столетии, однако современное его понимание сформировалось во второй четверти ХХ века. Менеджмент как понятие включает себя методы и тактику управления. Управление же, как отмечают ученые, - это наука и искусство, включает в себя такое руководство людьми и такое использование ресурсов, которое помогает выполнять поставленные задачи экономичным и рациональным путем.
Менеджмент - это область практической деятельности, основанная на использовании достижений многих наук (математики, психологии, социологии, статистики, информатики и др.). Эти достижения в науке и технике используются в управлении любой сферы деятельности человека и это легло в основу появления теории инноватики или инновационного менеджмента, в связи и историческим развитием общественного производства.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как "конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам". [6, с.30-31]
Тема "Инновационный менеджмент в сфере обучения" актуальна и представляет собой область деятельности человека, которую предстоит постоянно изучать, дополнять и развивать в связи с научно-техническим прогрессом, новшества вызовут необходимость в структурной перестройке всего устаревшего образовательного процесса.
И в природе, и в обществе выживают те биологические и социальные организмы, которые адекватно приспосабливаются к внешним изменениям, т.е. изменяются сами. Один из характерных признаков преуспевающих организаций, компаний, учебных заведений - изобретательностью непрерывном реагировании на любые изменения в окружающей среде.
Необходимость перемен особенно остро ощущают те, кому по долгу службы приходится руководить меняющимися людьми в меняющихся обстоятельствах. Чтобы не потерять контроля над переменами, нужно точно оценивать и использовать людские ресурсы, которыми располагает организация. Для того, чтобы вводимые изменения благотворно повлияли на всю работу организации, руководителю предстоит решить многие вопросы, касающиеся управления персоналом - обнаружение изменений, происходящих в условиях работы организации; какие шаги необходимо предпринять, чтобы преодолеть или устранить сопротивление сотрудников.
В данном проекте предлагается к рассмотрению проблема внедрения организационно - методической системы преподавания иностранных языков В.Ф Шаталова в многопрофильной школе № 218 г. Москвы.
Инновационная цель работы представляет собой желаемый результат деятельности педагогического коллектива школы в виде инновации, направленной на качественное изменение в изучении иностранных языков.
Задачами проекта является анализ предпосылок к введению инновации, готовности школы к эксперименту, изучение роли директора школы и завуча в качественном управлении персоналом школы в период инновационного процесса, изучение самой организационно-методической системы В.Ф. Шаталова, анализ эффективности внедрения системы, изучения возможных рисков в ходе проведения эксперимента и изучение социальной значимости данной инновации.
ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ
1. Цель и задачи инновационной работы
Цель эксперимента и опытной работы заключается в том, чтобы определить принципиальную возможность переноса опыта В.Ф. Шаталова на предмет "иностранный язык" в конкретных условиях ММ школы № 218 и повышения таким путем оптимальности учебного процесса по данному предмeтy.
2. Основанием для разработки данного проекта послужила новаторская деятельность педагогического коллектива школы, его способность к изменениям и улучшением всего образовательного процесса, конкретное основание - приказ директора школы.
3. Объект и предмет исследования
Объектом данного исследования является процесс обучения иностранным языкам в школе на начальной ступени обучения.
Предметом исследования является эффективность включения элементов организационно-методической системы В.Ф. Шаталова в процесс обучения иностранным языкам в условиях школы.
Задачи, которые предстоит решить в ходе исследования:
Анализ и обсуждение теоретических знаний, методических рекомен-даций и дидактических материалов.
Подготовка к применению инновационных материалов.
3. Создание обстановки бесконфликтности обучения, товарищеской взаимопомощи.
4. Отработка приемов многократного вариативного повторения изученного материала и оценка их эффективности.
5. Проверка эффективности различных видов опорных конспектов
6. Организация самоуправления учеников по предмету.
7. Освоение технологии урока группового контроля.
8. Освоение и оценка эффективности различных приемов системы
9. Роль завуча в эффективном управлении персоналом при внедрении инновационной методики.
Проектными решениями данной инновации являются:
постановка цели;
определение объекта исследования;
установка сроков проведения;
изучение соответствующей литературы;
изучении готовности школьного коллектива к внедрению данной инновации;
обобщение и анализ предполагаемых результатов эксперимента.
Нормативно-методическая база проекта следующая:
- Конституция РФ;
- Гражданский кодекс;
-Закон РФ "Об образовании";
- "Организационно-методическая методика В. Ф. Шаталова"
- Сборник нормативных документов по охране труда;
- Сборник санитарных правил и норм ( СанПин) для соответствующих по профилю организаций;
ГОСТ по организации.
6. Сроки разработки и внедрения проекта следующие 2000/2001 учебный год (начальный период), стоимость проект 24 550 рублей, источником финансирования являются бюджетные средства.
7. Критериями эффективности от внедрения проекта являются: повышение качества знаний ученика по иностранным языкам, высокая общая культура, умение создавать новое, оригинальное, проявление творческой индивидуальности в нескольких видах деятельности, умение оказывать своей деятельностью влияние на окружающих.
КОМПЛЕКСНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
НОВОВВЕДЕНИЯ.
1.1.Характеристика организационно-методической системы В.Ф. Шаталова.
Данную инновацию можно охарактеризовать по следующим признакам:
1.Содержание новации - организационное;
2.Степень новизны - абсолютная;
3.Вариант организации - программный;
4. Потенциал новаций - комбинированный;
5. Особенности инновационного процесса - внутриорганизационный;
6. Уровень разработки и распространения нововведения - отраслевой;
7.Сфера разработки и распространения нововведения - научно-
педагогическая;
8. Особенности характера нововведения - модификация ранее
существующих методик преподавания.
Предлагается в дополнение к уже существующим ранее
инновациям в ММШ № 218 применить организационно-методическую систему В.Ф.ШАТАЛОВА в преподавании иностранных языков в 5-6 классах.
Программа опытно-экспериментальной работы.
1.2.Обоснование темы исследования.
В нынешней практике обучения иностранным языкам есть несколько типичных проблем, заставляющих учителя обращаться к опыту своих коллег, к новаторским идеям, к науке. Основными среди этих проблем, трудностей и недостатков традиционной методики обучения можно считать следующие:
1. Низкий авторитет предмета из-за неоптимальности нынешней методики преподавания. При значительных затратах времени и сил на обучение школьников иностранному языку, при высоком образовательном уровне учителей и при делении классов на группы результаты этого обучения в целом не выдерживают критики.
2. Низкая интенсивность речевой деятельности учащихся.
3. Поверхностность в формировании базовых умений и поспешность перехода от репродуктивных к продуктивным видам работы.
4. Высокая степень забывания учебного материала за время каникул и других перерывов в обучении.
5. Отсутствие хороших практических рекомендаций по устранению и предупреждению пробелов в знаниях и умениях учеников.
6. Слабость существующей системы оценивания труда ученика.
7. Стихийность выбора и применения наглядных опор, их низкая дидактическая эффективность.
Исследования, проведенные в начале 80-х годов Донецкой лабораторией методов обучения НИИ педагогики УССР, показали, что все названные
проблемы эффективно решаются, если для усиления традиционной методики обучения применить некоторые элементы опыта В.Ф.Шаталова. В частности, наиболее полезными для этого оказались следующие принципы, приемы и средства: открытые перспективы, бесконфликтность обучения самоуправление по предмету, консультативная взаимопомощь, уроки группового контроля, тихий и магнитофонный опрос; опорные сигналы, ведомость открытого учета знаний и др.
Однако за пошедшее время опыт В.Ф.Шаталова и его последователей продолжал развиваться. Существенные изменения произошли в содержании и условиях обучения иностранным языкам. Организована специальная теоретическая и практическая подготовка учителей к применению идей В.Ф. Шаталова в учебно-воспитательном процессе по иностранным языкам. Ввиду этих и многих иных причин результаты прежних исследований в значительной мере утратили свою актуальность и требуются новые, более обширные и конкретные опытно-экспериментальные исследования для изучения и апробации обновленных дидактических материалов, ранее выдвинутых и новых методических и педагогических идей, вытекающих из необходимости использования опыта В.Ф. Шаталова.
В связи с тем, что в наши дни явно усиливается исследовательская функция в работе учителя, появляется возможность для него перенять идеи В.Ф. Шаталова не путем механического копирования опыта его последователей, а путем серьезной экспериментальной апробации этого опыта в своих собственных условиях и своими собственными усилиями. Так учитель скорее займется глубинными основами заимствуемого опыта, его научной сущностью, станет на путь развития этого опыта и оптимизации его применения в конкретных условиях своей школы. С другой стороны, он должен будет более полно, последовательно и упорно освоить изученную им на курсах систему обучения, терпеливо преодолеть естественно возникающие при этом трудности, учесть не только свои собственные впечатления, но и объективные данные, и с большей долей вероятности выйти на значительно более весомые практические результаты, чем при освоении шаталовского опыта без эксперимента.
Предметом исследования является эффективность включения элементов организационно-методической системы В.Ф.Шаталова в процесс обучения иностранным языкам в условиях школы.

1.3. Задачи, решаемые в ходе исследования.
1. Анализ и обсуждение теоретических знаний, методических рекомендаций и дидактических материалов. Предварительная оценка их применения к условиям и возможностям учителя данной школы.
2. Подготовка к применению следующих инновационных материалов: наборов опорных конспектов в расчете на каждого ученика, комплекта опорных плакатов или эквивалентных им слайдов, листов группового контроля, тетрадей для письменного воспроизведения опорных конспектов, тетрадей для накопления опорных конспектов, по-четвертных бланков "Ведомости открытого учета знаний", карточек ликвидации пробелов в знаниях и умениях; анкет, схем для наблюдения за употреблением лексики и т.п.
3. Создание обстановки бесконфликтности обучения, товарищеской взаимопомощи.
4. Отработка приемов многократного вариативного повторения изученного материала и оценка их эффективности.
5. Проверка эффективности различных видов опорных конспектов (вводных, основных; классических, словесных, контурных, компактов, конспектов-раскрасок), методики их применения и составления.
6. Организация самоуправления учеников по предмету в целях налаживания консультативной взаимопомощи, предупреждения и ликвидации пробелов в знаниях и умениях. Оценка эффективности самоуправления по предмету.
7. Освоение технологии урока группового контроля.
8. Освоение и оценка эффективности приемов "домашние предложения", "релейная контрольная работа", "побегушки", "открытый список", "открытый учет выполненных упражнений", "педагогический десант", "мерцающее повторение", "раннее обучение чтению", "вертушка", "ученик-учитель", "комментированный диктант" и др.
9. Оптимальный отбор учебных текстов и упражнений, отсев малоэффективных и избыточных текстов и упражнений. Универсализация методического назначения отобранных текстов (например, 1 текст для всех необходимых упражнений в чтении и переводе, а еще один текст - специально для обучения аудированию (исследованию). Фиксация отобранных упражнений в "Таблице учета выполненных упражнений".
10. Проверка методики ведения словаря со сквозной нумерацией лексики, лексической и грамматической дифференциацией словарных записей.
11. Освоение и оценка эффективности игровых коммуникативных упражнений с опорой на схематическую наглядность и опорные конспекты "Угадай предмет", "Телемост", "Знакомство и обмен визитками", "Прогноз погоды по ТВ", "Экскурсия", "Гость из другой страны в твоей семье", "Опоздавший ученик" и др.
12. Проведение родительского собрания с информированием родителей об их участии в эксперименте, характере и ожидаемых результатах эксперимента.
13. Определение контрольных классов в других школах. Согласовали периодичности проведения тестовых и контрольных сопоставительных работ.
Гипотеза:
Если взамен ранее освоенных, но недостаточно эффективных приемов организации обучения, проведения упражнений, применения учебных средств будут использованы последовательно освоенные принципы, приемы, упражнения и средства обучения из организационно-методической системы В.Ф. Шаталова и опыта его последователей, то значительно улучшится объем, беглость, стройность, самостоятельность и вариативность устной речи учеников, техника чтения и письма, повысится положительная мотивация при изучении иностранного языка, более прочной и долговечной станет база основных умений, навыков и знаний для успешного изучения предмета в последующие годы, причем все это произойдет без ухудшения здоровья детей и других существенных отрицательных эффектов.

1.4. Этапы экспериментально-опытной работы
В первый год следует поставить на эксперимент все группы начальных классов, в которых работает учитель-новатор. Эксперимент первого года следует считать разведочным, а его результаты предварительными, поста -новочными. Во второй год классах пойдет основной эксперимент. Для эксперимента первого цикла (т.е. на начальной ступени обучения иностранному языку) требуется три учебных года. Эксперимент на средней ступени (7-8 классы), программу которого учитель-экспериментатор может подготовить самостоятельно по аналогии с предлагаемой нами, займет 2 года (разведочный эксперимент больше не требуется). В последующие три года будет проведен эксперимент третьего цикла (9-11 классы) на основе также самостоятельно подготовленной программы.
Каждый год экспериментальной работы включает в себя следующие этапы: 1. Теоретический. 2. Организационный. 3. Конструктивный. 4. Оценочный.
На теоретическом этапе нужно изучить основные принципы, подходы, идеи, правила, приемы, средства и т.п., которые предстоит освоить и проверить в ходе экспериментально-опытной работы. Организационный этап включает в себя подготовку учебных и экспериментальных материалов, организацию взаимодействия с контрольными школами, проведение родительского собрания, ориентацию учеников на работу в изменившихся условиях.
Конструктивный этап представляет собой собственно экспериментально-опытную работу и занимает весь период работы с экспериментальными материалами.
Оценочный этап начинается сразу после конструктивного и заключается в подготовке и формулировании выводов на основе сопоставления результатов экспериментальных и контрольных классов.
Творческая группа исследователей.
Творческую группу исследователей составляют учителя-экспериментаторы, из числа которых руководителем эксперимента назначается учитель, имеющий специальную подготовку к работе по системе В.Ф. Шаталова, наибольший опыт, мастерство и энтузиазм в этом направлении. Кроме этих лиц в группу входят непременно руководитель школы и медицинский работник. При необходимости в состав группы могут быть включены также методист районо, преподаватель педвуза или университета, методист, руководитель методического объединения учителей иностранных языков, представитель родительского комитета.
Руководитель школы оказывает содействие эксперименту на всех его стадиях, обеспечивает возможность одноместной посадки учеников экспериментальных классов, договаривается о контрольных школах, координирует взаимодействие с ними.
Методика исследования ориентирована на несколько основных аспектов изучения, освоения, апробации и оценки возможностей использования системы В.Ф. Шаталова в предмете "иностранный язык": психологический, общедидактический, методический и медицинский. Новаторы вправе расширить поле исследования:
1. Психолого-педагогический аспект
1.1. Морально-психологические условия овладения учебным материалом.
Метод: интервьюирование и /или анкетирование. Опросить родителей с целью выяснить отношение ученика к видам работы, связанным с методикой В.Ф. Шаталова, отношение самих родителей к этим видам работы и изменившимся возможностям оказывать помощь детям.
Аналогичный опрос провести среди родителей учеников контрольного класса, ориентируя вопросы на обычные виды работы с аналогичным назначением. Ожидаемый результат: интерес к "шаталовским" видам работы будет выше, возможности помогать детям и контролировать их подготовку дома даже при незнании языка будет лучше, чем в контрольных классах.
1.2. Затраты времени на домашние виды работ
Методы: хронометрирование, лабораторный эксперимент. Оставив несколько учеников с разным уровнем подготовки после уроков,предложить им подготовиться к следующему уроку иностранного языка.
Определить, сколько времени потратят они на "домашнюю" подготовку и какова результативность этой подготовки.
Ожидаемый результат: затраты времени на подготовку домашних видов
работы будут в экспериментальном классе ниже нормативных и ниже затрат в контрольном классе примерно на 20%.
1.3. Степень запоминания нового лексического материала, сообщенного на предыдущем уроке.
Метод: наблюдение. По ходу урока отметить в речи учеников количество случаев употребления новой лексики по схеме:
лексическая единица,
общее количество употреблений,
из них: правильно и уверенно;
правильно и неуверенно;
с ошибками;
не помнит слова.
Ожидаемый результат: в экспериментальном классе количество правильных и уверенных словоупотреблений будет не менее, чем на 15% больше, чем в контрольном.
1.4. Степень активного усвоения тематического материала, изученного 1 месяц (1 четверть, 1 год) тому назад
Методы: наблюдение, количественный анализ.
Учитель ведет опрос по опорному плакату (в контрольном классе по картине для развития речи), использованному 1 месяц (четверть, год) тому назад, а его ассистент отмечает следующие показатели речи учеников:
а) употребление давно изученной лексики;
б) употребление давно изученных грамматических явлений;
в) скорость речи при ответах по повторяемому материалу (с использованием опорного плаката и без него, в контрольном классе по картине и без нее) в сопоставлении с этими же показателями на момент изучения этого материала как нового: средняя скорость слов/мин, количество прерываний ответа из-за ошибки или незнания материала.
Ожидаемый результат: употребление ранее введенных языковых явлений в экспериментальном классе будет составлять 90-95 %, скорость речи не менее чем на 30 слов в минуту выше, чем в контрольном классе.
Метод: натуральный эксперимент.
К данному уроку подготовить "синтетический опорный плакат", включающий в себя основные элементы нескольких уже примененных опорных плакатов.
Ожидаемые результаты и фиксируемые параметры те же, что и в предыдущем случае.
2. Общедидактический аспект (на основе теории оптимизации учебно-воспитательного процесса)
2.1. Соответствие проверяемых элементов системы В.Ф. Шаталова дидактическим принципам:
2.1.1. принципу комплексной реализации задач образования, воспитания и развития.
Метод: анализ уровня решения задач урока.
Ожидаемый результат: уровень решения задач уроков в экспериментальном классе будет не ниже, чем в контрольном;
2.1.2. принципу научности
Методы: анализ реализации требований программы; наблюдение дидактической эффективности выделения и наглядного представления существенного в изучаемом материале в форме опорных сигналов.
Ожидаемый результат: в экспериментальном классе будет отмечаться опережение в выполнении требований программы и наблюдаться в целом более высокая эффективность применения опорных конспектов, чем обычных тематических картин в контрольном классе;
2.1.3. принципу доступности
Метод: анализ соответствия реальных учебных возможностей учащихся требованиям, предъявляемым в условиях эксперимента.
Ожидаемый результат: в экспериментальном классе весь программный материал в конечном счете будет оказываться доступным всем учащимся на уровне их реальных учебных возможностей при одновременном более стабильном росте этих возможностей, чем в контрольном классе;
2.1.4. принципу сознательности и активности учащихся при руководящей роли учителя
Метод: наблюдение за уровнем активности учащихся на разных этапах работы с учебным материалом; тесты на проверку осознанного владения лексико-грамматическим материалом и умения построить план ответа без опоры на конспект: а) в период отработки материала по опорному конспекту (в контрольном классе по тематической картине); б) после усвоения данного материала; в) спустя длительное время после изучения данного материала.
Ожидаемый результат: в экспериментальном классе не будет отмечено случаев неосознанного владения усвоенными лексико-грамматическими явлениями в отличие от контрольного класса. Затухание умения построить план ответа без опоры на конспект спустя длительное время после усвоения данного материала будет незначительно (объем плана меньшим на 10-15%, затраты времени на его подготовку большими на 5-10%). В контрольном классе все эти показатели будут хуже в 2 раза.
2.2. Оптимальность получаемых результатов
Анализируется потенциальная возможность получать более высокие результаты, чем достигнутые.
Метод: анализ результатов с учетом различий в особенностях классов и их возможностей.
Ожидаемый результат: получаемые более высокие, чем в контрольных классах, результаты будут находиться в пределах оптимальных.
3. Методический аспект
3.1. Аудирование
Метод: контрольные задания (двукратное предъявление текста для аудирования с последующей проверкой понимания).
Ожидаемый результат: полнота передачи содержания прослушанного текста в экспериментальном классе на 20-25% выше, чем в контрольном, а время, затраченное на передачу содержания, на 10-15% меньше.
3.2. Монологическая речь
Метод: контрольное задание (устный ответ по ранее изученной теме).
Ожидаемый результат: объем репродуктивных высказываний по изученному материалу в экспериментальном классе должен быть в 8-10 раз выше программных показателей, а спонтанных высказываний в 2-3 раза и, тем самым, превосходить данные контрольного класса. Темп речи в экспериментальном классе должен быть в 2-3 раза выше, чем в контрольном при репродуктивной и на 50-75% при спонтанной речи учеников.
Метод: контрольное упражнение на перевод отдельных фраз (устный и письменный) для проверки умения строить грамматически правильные фразы на иностранном языке.
Ожидаемый результат: учащиеся экспериментального класса построят при устном переводе в 2-3 раза больше грамматически правильных фраз за одно и то же время (примерно 15 минут), при письменном переводе в 1,5-2 раза.
Метод: контрольный устный опрос по изучаемой теме с целью определить грамматическую вариативность речи.
Ожидаемый результат: грамматическая вариативность речи в экспериментальном классе должна быть не менее чем в 2 раза выше, чем в контрольном (по количеству употреблений разных грамматических структур).
3.3. Диалогическая речь
Метод: контрольные задания на ведение неподготовленного диалога. Ожидаемый результат: объем диалога, грамматическая и лексическая вариативность речи при этом должны быть в экспериментальном классе не ниже, чем в контрольном.
3.4. Чтение
Метод: тест на технику чтения (доступный незнакомый текст для чтения вслух).
Ожидаемый результат: скорость чтения вслух с общим охватом содержания должна быть не менее чем на 20 слов в минуту выше, чем в контрольное классе.
Метод: тест на чтение про себя доступного незнакомого текста с полной передачей содержания прочитанного устно на иностранном языке.
Ожидаемый результат: в экспериментальном классе время чтения будет на 20% меньше, чем в контрольном, а передача содержания на 50% полнее.
3.5. Письменная речь
Метод: тест на орфографию (ученикам диктуются на родном языке 20 лексических единиц, которые они пишут на иностранном).
Ожидаемый результат: ученики экспериментального класса напишут правильно не менее 15 слов, причем общий результат будет выше, чем в контрольном классе.
Метод: упражнение-сочинение на одну из изученных тем.
Ожидаемый результат: в экспериментальном классе общее количество правильно написанных фраз будет вдвое больше, чем в контрольном.
3.6. Проверка эффективности "домашних предложений", "открытого учета выполненных упражнений" и "релейной контрольной работы".
Метод: путем случайного выбора определяются пять упражнений из числа ранее задававшихся (в контрольном классе) или предлагавшихся (в экспериментальном) на дом и дается неограниченное время для их выполнения в классе.
Ожидаемый результат: количество правильно выполненных заданий в экспериментальном классе будут хуже, в частности, будут наблюдаться пробелы в знаниях к умениях.
3.10. Интенсивность речевой практики на уроке.
Метод: количественный анализ.
Фиксируется количество фраз, произнесенных или прочитанных за единицу времени (общее время учета не менее 10 минут). При одновременном проговаривании количество фраз умножается на количество учеников в группе. Возможен и другой путь: подсчитывается количество фраз, произнесенных или прочитанных учителем.
Ожидаемый результат: в экспериментальном классе интенсивность речевой практики будет не менее, чем на 25% выше, чем в контрольном классе, а соотношение речи учеников и учителя в экспериментальном классе будет в 2 раза большим, чем в контрольном.
4. Медицинский аспект
4.1. Заболеваемость учеников
Метод: наблюдение, анализ медицинских карт и справок: учитываются количество учебных дней, пропущенных по болезни, количество заболеваний и обострении болезней.
Ожидаемый результат: существенных отличий от контрольных классов с учетом исходного уровня (перед экспериментом) здоровья учеников обоих классов отмечаться не должно.
4.2. Утомляемость учеников
Метод: выборочное медицинское наблюдение и обследование одинакового количества учеников обоих классов.
Ожидаемый результат: утомляемость учеников экспериментального класса к концу недели должна быть ниже, чем в контрольном классе по сравнению с уровнем утомляемости на начало недели.
Возможные негативные последствия, их причины и способы компенсации:
1. Спустя некоторое время от начала эксперимента может ухудшиться проговаривание рассказов вместе с отвечающим у доски учеником. Причина может заключаться в том, что учитель чрезмерно увлекся опросом по опорному плакату, практикует однообразную методику этого опроса, сохраняет монотонность своей речи и речи учеников, слабо приучает группу к приему "одновременное проговаривание", недооценивает этот прием работы. В качестве компенсации следует почаще делать "психологические паузы", т.е. проводить 1-2 урока без опроса по конспекту, чередовать опрос с проговариванием и опрос без него, более эмоционально вести свои рассказы и опрос учеников, богаче интонировать свою речь и речь учеников.
2. Ученики, отвечая по опорному плакату, станут тяготеть к стандартным, одинаковым рассказам. Причина может быть в том, что учитель слабо стимулирует разнообразие речи учеников. Следует в этом случае активно поощрять учеников за каждую самостоятельно составленную фразу, за каждый оригинальный рассказ по теме.
3. Ученики-консультанты станут поначалу и впоследствии отказываться от своих обязанностей. Нужно более последовательно заниматься организацией и развитием самоуправления, гарантировать за успешную консультацию отличную отметку, взять "непокорных" на себя, более внимательно учитывать симпатии и антипатии между учениками при комплектовании консультативных пар.
4. Ученики неохотно будут выполнять письменное воспроизведение опорного конспекта по памяти. Причины бывают в том, что этот вид работы весьма непривычен, а потому поначалу довольно труден для учеников, требует большой мобилизации воли и памяти. Выход в том, чтобы повторными воспроизведениями опорного конспекта в начале нескольких уроков подряд добиться легкости и успешности выполнения этой работы. Можно практиковать поблочное воспроизведение опорных сигналов с той же целью. Конечно, требуется также настойчивость учителя в приучении учеников к новому для них виду работы.
Только после компенсации этих и других возможных негативных последствий освоения системы В.Ф.Шаталова учитель-новатор вправе ставить тот или иной вид работы, прием и т.п. на основной эксперимент.
При возникновении более сложных негативных побочных следствий, а также при возникновении важных вопросов и трудных проблем, сопровождающих эксперимент, необходимо проанализировать причины и устранить их при помощи консультантов-новаторов.
В конце каждого учебного года руководитель творческой группы исследователей составляет письменный отчет, которые хранятся в школе, районо и используются для развития и продолжения эксперимента, подготовки докладов, статей, обобщения опыта и т.п. В отчете должны быть подробно изложены цифровые и фактические данные, полученные по ходу опытно-экспериментальных исследований, а также выводы группы исследователей о подтверждении эффективности тех или иных элементов системы В.Ф. Шаталова в обучении иностранному языку, о необходимости продолжения инновационной апробации. Минимально возможный срок эксперимента -1 год. Но даже и в этом случае взыскательный педагог захочет проверить воспроизводимость, надежность, стабильность результатов и потому повторит работу еще раз, т.е. минимально необходимый срок - 2 года.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА И ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИННОВАТОРА К ОСВОЕНИЮ НОВОВВЕДЕНИЙ
Когда же (независимо от моды) возникает объективная необходимость в инновации? Известно, что любая школа проходит несколько этапов в своей жизнедеятельности: становление (новостройка или смена состава школы), функционирование (когда на основе существующих стабильных параметров, инструкций, программ, учебников организован учебно-воспитательный процесс) и развитие (когда прежнее содержание образования и воспитания, а также технология обучения и воспитания входят в противоречие с новыми задачами, условиями школы, потребностями общества). Очевидно, что развитие связано с созданием новой практики образования, а последняя и требует новшества
2.1. Анализ инновационной работы ММШ №218.
Нововведением для данного образовательного учреждения является внедрение организационно-методической системы изучения иностранных языков В.Ф. Шаталова. Эта система является новой для школы № 218, также она считается внутренней инновацией.
Система нашла свое применение в многопрофильной муниципальной школе № 218 г. Москвы. Реально школа работает в инновационном режиме с 1988 года. В течение нескольких лет школа имела статус окружной экспериментальной площадки по двум направлениям:
- реализация модели многопрофильной муниципальной школы
- реализация второй модели обучения иностранным языкам.
2.1.1.Концепция школы.
Коллектив школы № 218 решает проблему вариативности образования в соответствии с разработанной концепцией самореализации личности учителя и ученика в общеобразовательном школьном социуме. В школе работают 18 специалистов высшей педагогической квалификации, 11 учителей имеют 1 квалификационный разряд, 4 человека имеют ученую степень, 4 учителя имеют звание "Заслуженный Учитель России", 18 учителей имеют звание "Отличник Народного Образования".
Основой разработанной многоступенчатой модели школы служит предоставление всем ученикам одинаковых стартовых возможностей, дифференциация обучения и обеспечение индивидуального подхода к одаренным учащимся и учащимся с трудностями в обучении.
Таблица №1
НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1.2. Модель школы.
Первая ступень - двухгодичная субботняя школа для детей 5-6 лет "Филиппок". Цель этой ступени - подготовка и адаптация детей к обучению в школе, формирование у ребенка положительной установки на обучение и работу в коллективе, а также активное привлечение родителей к сотрудничеству со школой.
Вторая ступень - трехгодичная начальная школа.
Наряду с традиционными целями формирования базовых знаний и навыков, выдвигается как отдельная и приоритетная цель формирования истиной познавательной мотивации учения, навыков самостоятельного планирования и контроля познавательной деятельности, культуры общения и самопознания. Реализация этих целей осуществляется за счет использования системы развивающего обучения по методике Л.В.Занкова, введения в учебный план предметов "Риторика", "Познай себя", "Речь и культура общения", "Информатика в играх и задачах", "Интеллектуальные игры", дальнейшего систематического изучения иностранного языка и культуры стран-носителей.
Третья ступень - первые три года основной школы (5-7 класс).
Цель данного этапа - углубление навыков самостоятельного планирования и контроля познавательной деятельности. Отдельной задачей становится формирование ценностных образований в структуре личности ребенка, в частности значимости общей культуры и интеллектуального развития для самореализации в социуме.
Четвертая ступень - восьмой и девятый классы.
Целью на данном этапе является специализация по выбранному направлению обучения, формирование первичной профессиональной ориентации, совершенствование навыков самостоятельной интеллектуальной деятельности, начало становления мировоззренческой позиции личности. Способом реализации этих целей является формирование классов углубленного изучения отдельных предметов (математики и информатики, биологии и химии, предметов гуманитарного цикла).
Пятая ступень - "лицейские классы" (10 и 11 классы)
Целью педагогического процесса на данном этапе является завершение среднего образования на базе специализированных классов и формирование мировоззрения учащегося.
Основной методологический принцип - системный подход, обнаруживающий межпредметные связи дисциплин и общие принципы построения научного знания и формирующий научное мировоззрение.
Исходя из характеристики инновационной работы и качества персонала ММШ № 218, можно говорить о готовности организации - инноватора к внедрению новшеств, оснащенность кабинетов необходимыми приборами, методической литературой, демонстрационными материалами полная.
2.1.3.Выбор проблемы для нововведений.
При выборе нужно исходить из совокупности нескольких оснований:
а) объективной потребности жизни в обновлении того или иного участка работы, школы в целом;
б) социального заказа, определяемого в результате научного прогнозирования, социального развития региона, осуществленного либо органами народного образования, либо самой школой;
в) реальных возможностей и условий школы в данный момент;
г) интересов руководителей школы, завучей, учителей - будущих реализаторов экспериментальной работы.
Проанализируем, какая же проблематика инновации в стране сейчас наиболее популярна. Чаще всего сейчас школы работают над созданием нового опыта по следующим проблемам:
- Поиск вариантов оптимального для той или иной возрастной группы учебного плана;
- Создание и апробация новых учебных программ по новым и традиционным учебным курсам,
- Организация деятельности советов школ;
- Творческое воспитание детского коллектива;
- Преподавание углубленных учебных курсов;
- Организация учебно-воспитательной работы в условиях пятидневной учебной недели;
- Организация учебно-воспитательного процесса в классах выравнивания, педагогической поддержки и педагогической коррекции;
- Организация учебно-воспитательного процесса в школах нового типа:
гимназиях, лицеях, колледжах, школах-комплексах, школьных модульных объединениях, объединениях детский сад - школа, школа - вуз и др.;
- Управление педагогическим процессом в школе, работающей в режиме самоконтроля;
- Разработка индивидуальной управленческой концепции директора школы;
- Разработка новых эффективных технологий, методик обучения, воспитания и развития детей.
Все названные и неназванные темы можно сгруппировать по следующим четырем направлениям:
1. Разработка нового содержания образования;
2. Разработка новых методов, приемов, средств, методик, технологий, систем обучения, воспитания и развития детей;
3. Создание новых моделей учебных заведений, комплексов образовательно-воспитательных учреждений;
4. Создание новых оптимальных, соответствующих темам, названным в пунктах 1-3 управляющих структур, систем, механизмов управления.
Что же такое "инновация в школе"?
В педагогической практике понятие "инновация" употребляется, конечно же, не в строгом смысле этого слова, не как научно-исследовательская деятельность с заранее совершенно неопределенным и абсолютно неизвестным результатом. Словом "инновация" нередко объединяются такие близкие, но нетождественные понятия, как "поиск", "поисковая работа", "опыт", "опытно-экспериментальная работа", "исследовательская работа" и т.п. и очень строгих, четких границ между этими понятиями нет. В большей или меньшей степени все они предполагают какую-то долю собственного эксперимента в конкретной области научно-педагогической деятельности.
2.2. Понятие завуча - менеджера
В современных условиях встает вопрос о значении новых тенденций и подходов к управлению персоналом школы и в связи с необходимостью появилось понятие завуча- менеджера.
Хотя и медленно, но достаточно устойчиво идет осознание управленческой деятельности, как профессиональной.
Система управления в нашей стране, сложившаяся в период централизованной командно-административной системы для целей экстенсивного развития, способствовала формированию управленца - технократа. А потому, завуч школы, формируемый в этой системе и создающий подобную систему внутришкольного управления, внутренне не свободен, скован; обладает иррациональным мышлением; не ориентирован на личность подчиненного; не умеет работать в условиях выбора; не гибок; действует на основе привычки к исполнению решений вышестоящих органов.
Большинство школьных завучей достаточно принципиальны и имеют четкое представление о том, что им нужно совершенствовать, но у них отсутствуют как система для точного определения этих нужд, так и средства для их реализации.
Вместе с тем, свою практическую деятельность завуч школы должен организовывать в соответствии с едиными научными закономерностями теории управления, имеющей общие истоки. Это дает основания считать его труд - трудом профессионального руководителя и оценивать управленческую деятельность завуча школы с позиций современных научных требований.
В связи с этим появляется необходимость рассмотреть вопрос о содержании управленческой деятельности завуча в современных условиях, о его роли в системе внутришкольного управления, о предъявляемых к нему требованиях, о том новом, чем можно обогатить его деятельность в настоящее время.
Качества завуча как менеджера.
Менеджер - это профессиональный руководитель; человек, профессионально осуществляющий функции управления. Его профессионализм заключается: в знании рынка и его законов, в умении прогнозировать развитие организации и создавать все необходимые условия для достижения ее целей; в способности управлять ресурсами и их развитием путем постоянного обновления содержания и технологии управления.
Менеджер должен владеть искусством управления людьми и отношениями между ними:
- сплачивать людей вокруг общих целей;
- развивать в людях профессиональные потребности и создавать условия для их удовлетворения;
- подготовить каждого члена коллектива к совместной деятельности на основе постоянного профессионального развития и саморазвития, устанавливать необходимые деловые отношения, мотивировать и стимулировать труд людей.
Несомненно все эти функции стремится реализовать в своей повседневной управленческой деятельности каждый завуч школы и на основе этого обеспечить жизнедеятельность школьного коллектива. При этом ему это делать всегда непросто, так как приходится вступать в борьбу с теми, кто ориентирован только на стабильность и противостояние изменением; разрешать массу конфликтов между отрицанием и осознанием реальности; разрушать устаревшие и неспособные к действию формы организации жизнедеятельности до того, как какая-то новая возникает и становится доминирующей. А потому "исполнение функций менеджера (профессионального руководителя) предопределяют наличие у завуча, прежде всего, качеств, на рассмотрении которых остановимся ниже.
1) Адаптационная мобильность - склонность к творческим формам деятельности, непрерывному углублению знаний; нетерпимость к косности, консервативным проявлениям; стремление учить других; желание качественных изменений в школе и содержании собственной деятельности; готовность к обоснованному риску, стремление к нововведениям; расширение круга своих полномочий; самообладание, предприимчивость и др.
2) Контактность - общительность, экстравертность (направленность внешний мир и деятельность в нем); интерес к людям; высокий уровень притязаний в сфере межличностных отношений, способность располагать к себе людей видеть себя со стороны, выслушивать, понимать и убеждать людей; умение взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника.
3) Стрессоустойчивость - интеллектуальная и эмоциональная защищенность в проблемных ситуациях; самообладание и трезвость мышления при принятии решений.
4) Доминантность - властность, честолюбие, стремление к личной независимости, лидерству в любых обстоятельствах и любой ценой, готовность к бескомпромиссной борьбе за свои права; игнорирование авторитетов; самоуважение, соседствующее с высокой самооценкой, завышенным уровнем притязаний; волевой характер.
Требования, предъявляемые к завучу как к современному руководителю менеджеру, его управленческой деятельности." [6, с.42]
Таблица № 2
Факторы, влияющие на эффективное управление и зависящие от самого руководителя
Факторы Требования к руководителю
1. Стрессы 1. Способность управлять собой и своим
временем.
2. Разрушение традиционных 2. Разумные личные ценности
ценностей (потеря ценностных
ориентиров).
3. Широкая возможность 3. Четкие личные цели
выбора
4. Существующие системы 4. Поддержание постоянного личного
обучения руководителей не в роста и развития разными путями.
состоянии обеспечить все
возможности для повышения
их профессионального роста.
5. Увеличение и усложнение 5. Владение умением
проблем при ограничении эффективного решения проблем.
имеющихся средств их решения
6.Постоянная состязательность 6.Способность к инновациям.
требует поиска новых решении,
инноваций.
7. Сложившаяся иерархия 7. Способность влиять на окружающих.
отношенией меняется,
отношения затрудняются.
8. Многие подходы к управле- 8. Знание современных управленческих
нию устарели. подходов.
9. Усложнение проблем требует 9. Способность формировать и
коллективных решений, развивать рабочие коллективы
( группы).
10. Изменения требуют l0.Умение обучать и развивать
новых умений управления. подчиненных.

Остановимся на раскрытии каждого из перечисленных выше требований и тем самым определим их основные качественные характеристики.
1. Способность управлять собой и своим временем - интегративная способность. Она включает в себя: равновесие между личностными и профессиональными запросами и потребностями; рациональная и результативное использование времени, вообще, и рабочего, в частности; эффективное ранжирование дел; целесообразное общение с окружающими; наличие чувства собственного достоинства; умелый уход от стрессов.
2. Разумные личные ценности - это основные жизненные позиции, которые позволяют руководителю выносить правильные суждения о том, что важно, а что нет, принимать правильные управленческие решения.
3. Четкие личные цели ориентируют руководителя на конкретные дела и их результаты, дают возможность ранжировать силы, время и другие ресурсы его управленческой деятельности.
4. Поддержание постоянного личного роста и развития разными путями на основе знания себя и своих индивидуальных возможностей обеспечивает: выделение времени для развития и рефлексирования; положительное отношение к препятствиям и оценка собственного опыта; вера в свой потенциал и исследование собственных чувств; реагирование на изменение в карьере и управление профессиональным развитием.
5. Владение умением эффективного решения проблем предполагает: постоянство в решении проблем; выбор адекватных методов; использование системного подхода; четкое определение ответственных за проблему; ясное определение цели в работе каждого; установление четких критериев для определения успеха; умелое обращение с информацией; эффективное планирование; выделение времени на анализ, эффективное координирование работы коллектива.
6. Способность к инновациям - интегративная способность руководителя. Она включает: положительную оценку творческого подхода в других людях; веру в свои творческие способности, умение выявлять факторы, препятствующие творчеству; настойчивость в выяснении задач; умения порвать с традициями; стремление уменьшить воздействие стрессов; потребность в переменах; способность принимать идеи и использовать возможности, системный подход к peшению проблем и отбору новаторских идей по их решению; умение учиться на ошибках; стремление к риску.
7. Способность влиять на окружающих характеризуется: высокие нем оценивания окружающих и значительным воздействием на них, пониманием процесса влечения и умением устанавливать хорошие взаимоотношения; изложением собственных мыслей и реалистичным представлением собственного "Я"; уверенностью поведения и стремлением быть настойчивым; эффект прислушиванием к другим.
8. Знание современных управленческих подходов - это хорошее стилей управления и собственного стиля; изменение стиля управления в зав ста от потребности; знание и умение добиваться от людей всего, что они делать.
9. Способность формировать и развивать рабочие группы характеризу-ется: наличием прочных навыков управления; созданием положительного
климата; заинтересованностью в результатах работы; правильным подбор исполнителей и четким распределением между ними обязанностей; поддержанием личного развития; формированием положительных внутриколлективных oтношений; использованием конфликтов в конструктивных целях; поощрением и на риск; предъявлением высоких требований.
10. Умение обучать и развивать подчиненных предполагает наличие у руководителя особого умения, а именно: создавать в коллективе положительную среду для учебы; анализировать потребности учителей в обучении; систематически оценивать их труд; знать сильные и слабые стороны подчиненных; ставить цели, требующие усилий; использовать возможности развития в процессе работы.
Функции и функциональные обязанности заместителей директора
школы - менеджеров образования.
Методическую основу управленческой деятельности завуча-менеджера образования и принятия им управленческих решений обеспечивают технические, политические и культурные проблемы его лидерства в коллективе школы.
Решение технологических проблем им осуществляется путем стратегического планирования, организационного проектирования и создания гибкой системы управления.
Политические проблемы разрешаются завучем на основе четкого oпреде-ления власти и ресурсов (кто должен быть привлечен в процесс выработки и принятия решений; что и как они должны осуществлять; как распределять время, средства и т.д.), отдельных членов школьного коллектива, поскольку культура - это воплощение человеческих убеждений, норм и ценностей. Это в соответствии современной теорией управления и должно быть положено в основу определения функций и функциональных обязанностей завуча в системе внутришкольного управления.
3. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО
ПРОЕКТА, РАСЧЕТ ЕГО ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.

3.1. Критерии оценки эффективности инновационного проекта.
Эффективность инновационного проекта можно оценивать с различных точек зрения (исходя из особенностей инновации); технической, экологической, социальной, организационной.
Критерия оценки ожидаемых результатов инновации - важнейший и обязательный компонент программы. Критерии непосредственно связаны с целями, и задаваться они должны до начала инновационной работы. Это требование носит принципиальный, категорический характер
Разумеется, здесь мы не можем назвать показатели эффективности любого эксперимента, ибо наши рекомендации носят управленческий характер. Однако и при этом - общем, организационно-управленческом аспекте рассмотрения мы рекомендуем сводить все конкретные показатели к двум, которые во всех случаях являются показателями эффективности (или даже оптимальности):
критерий результативности (при нововведении в методику обучения,
то ее результаты должны быть:
а) либо выше прежних результатов этого же учителя;
б) либо выше типичных для школ данного региона;
в) либо оптимальными, т.е. максимально возможными для конкретных детей, что определяется по совпадению реальных знаний и умений учащихся с их учебными возможностями, определенными в зоне ближайшего развития конкретных детей;
2.критерий затрат времени (поскольку время является хронически дефицитным ресурсом, прогрессивной можно назвать только ту методику, разработанную в ходе инновации, которая предполагает для достижения одного из вышеназванных результатов обязательное сокращение затрат времени по сравнению с типичными, прежними, нормативными и т.п. или хотя бы не предполагает увеличение затрат времени по сравнению с прежними). Не будем забывать, что время - это универсальный показатель эффективности любого труда, к экономии времени в конечном счете сводится любая экономия (сил, средств, финансовых, кадровых, материальных и всех других ресурсов).
Данный проект внедрения организационно-методической системы В.Ф Шаталова в ММШ № 218 можно оценить по критериям эффективности инновационного проекта следующим образом:
1. Инновация даст повышение качества обучения выше прежних результатов данной школы;
2. Нововведение повлечет за собой изменение во временном аспекте
(сокращение времени на усвоение материала).
3.2.Прогнозирование при подготовке эксперимента.
Эта работа является совершенно необходимой, раз речь идет о предполагаемой эффективности инновационной методики. Имеется ввиду не прогнозирование как метод научного исследования, требующий специальной подготовки, времени, специальных знаний и умений. В данном случае термин "прогнозирование" употребляется как синоним таких понятий, как "предвидение", "ожидание", "предвосхищение" и т.п., т.е. речь идет об интуитивном акте, хотя и основанном на опыте, анализе гипотезы, научных постулатов и пр.
На основе анализа всей программы эксперимента, обязательного учета реальных учебных возможностей конкретных учащихся, обсуждения программы с коллегами, ее научной экспертизы учитель-новатор прежде, чем приступить к реализации программы, к дальнейшему поиску, обязан сделать прогноз;
а) возможных (ожидаемых) положительных результатов;
б) возможных потерь, негативных последствий;
в) компенсаций этих потерь и последствий.
Практика педагогической инновации показывает, что стопроцентно успешных нововведений не бывает, издержки возникают практически всегда.
Взыскательный экспериментатор всегда задумывается над вопросом: как его нововведение скажется на преподавании других предметов, не будет ли там ущерба, каковы могут быть последствия, если и другие учителя возьмут на вооружение его методику, не возникнет ли перегрузки учащихся и т.п.?
Вот почему в программе эксперимента обязательно должно быть заложено (предусмотрено) резервное время для компенсаций потерь, ликвидации негативных последствий.
3.3.Подготовка материальной базы эксперимента.
Если речь идет об экспериментальной работе с углубленным изучением отдельных предметов, об организации учебно-воспитательной процессе в школах-объединениях, комплексах, модулях, то ясно, что нужны специальные помещения, новое учебное оборудование, мебель и пр. Программа эксперимента может потребовать открытия специальных
29
цехов, лабораторий, технических и компьютерных классов и т.д. Все это требует времени, финансов, фондов, специальной организаторской и физической работы.
Структура кабинетов - учебно-исследовательских лабораторий должна быть выстроена так, чтобы в ней сочетались:
- непрерывное восходящее развитие творческого потенциала личности школьников на основе знаний их интересов и склонностей;
- традиционные принципы образования.
Кабинет - учебно-исследовательская лаборатория должен иметь:
А) традиционую часть кабинета;
Б) развивающую часть с блоковым принципом хранения и использования фондов и включать в себя:
• оснащенность кабинетов средствами обучения;
• организацию использования средств обучения.
Традиционная часть
1.Учебная программа. Иметь четкое представление о том, чем принципиально отличается ваша авторская программа от всех существующих в настоящее время авторских, в том числе от федерального, московского компонента.
2. Примерные индивидуальные программы для учащихся первого уровня освоения, желающих заниматься индивидуально, ускоренно.
3.Тематическое планирование (календарно-тематическое) под авторскую программу.
4.Учебники разных авторских коллективов.
5.Каталог научной литературы по предмету. Учебно-методическая литература в помощь учителю.
6.Список литературы для учащихся (основная, дополнительная, имеющаяся в библиотеке), желательно оформленная по классам.
7. Сборник задач и упражнений. Руководство для практических работ.
8. Список литературы для углубленного изучения предмета.
9. Печатные пособия (демонстрационные, раздаточные).
10.Экранные и звуковые пособия (диапозитивы, диафильмы, кинофрагменты, грампластинки и т.д.).
11.Дидактические материалы для организации многоуровневого обучения.
12. Шкаф, специально отведенный под информационный фонд к учебному процессу: доклады, рефераты, сочинения учащихся, материалы газет. Все должно быть систематизировано, представлено в картотеках.
Развивающая часть.
1.Банк материалов к справочным, энциклопедическим источникам.
2.Подборка материалов к разным видам интеллектуальных разминок.
3.Обновленные памятки, указания школьникам разного уровня учебной успешности типа "Как работать над рефератом?", "Как готовить выступление перед классом?", "Как лучше подготовить доклад?", "Как подготовить заключение?" и т.д.
4.Подборка творческих задач (исследовательские, проблемные, краеведческие, экономические). Лучше, если они будут представлены в цветовой гамме, соответствующей уровневой дифференциации.
5.Исследовательские материалы, разработанные специально в связи с музеями.
6.Материалы из истории великих открытий; биографии ученых, первооткрывателей и др.
7.Подборка занимательно-исследовательского и творческого характера к секции "Научное общество школьников", интеллектуальному марафону и т.д.
8.Комплект папок (по количеству заключительных и заключительно обобщающих уроков) с подборкой различных материалов культурно-гуманистического характера.
В связи с тем, что школа проводит основательную инновационную работу с 1988 года, большей частью необходимых для внедрения системы В.Ф.Шаталова помещений, методических пособий, демонстрационных материалов она обладает. Смета расходов, составленная бухгалтерией школы, практически включает все составляющие, которые потребуются для данной инновации. Для недостающих дополнительных методических пособий потребуется 24.550 рублей, в том числе:
Таблица № 3
СМЕТА ЗАТРАТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА Статьи расходов Всего ( руб.) На 2000/1 уч. год (руб.) 1. Метод. материалы 5 800 5 800 2. Услуги консультантов 12 300 12 300 3. Прочие 6 450 6 450 Итого: 24 550 24 550
Инновационный проект финансируется бюджетными средствами.
4.ЭКСПЕРТИЗА ИДЕИ, КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ ПРОЕКТА В ЦЕЛОМ. ОЦЕНКА РИСКОВ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА И РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ.
4.1.Задача экспертизы.
Задача экспертизы состоит в оценке научного и технического уровня проекта, возможностей его выполнения и эффективности. На основании экспертизы принимаются решения о целесообразности и объеме финансирования. При экспертизе проектов должно быть учтено потенциальное воздействие результатов исследования или разработок на социальную, экономическую и экологическую среду.
Экспертная оценка дается на основе анализа научного содержания проекта. По существующим критериям анализа проекта его можно оценить как проект, имеющий четкое изложение замысла - внедрение методики изучения иностранных языков по системе В.Ф. Шаталова с приведенными целями работы, этапами разработки, методами осуществления проекта, сметой расходов. Проект имеет прикладной характер, как существенное изменение ранее существующей методики преподавания иностранных языков в средних школах, предложены оригинальные подходы к решению проблемы повышения качества знаний.
4.2.Определения понятия "эксперимент".
Эксперимент (от латинского - проба, опыт) - научно-обоснованный опыт, проверка гипотезы, это воспроизведение кем-то разработанной методики (технологии, системы мер и т.п.) в новых условиях другим педагогом или управленцем.
Эксперимент - исследовательская работа в школе по той или иной проблеме, это метод познания, с помощью которого в естественных или искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях исследуется педагогическое явление, ищется новый способ решения педагогической задачи, проблемы.
Эксперимент - строго направленная и контролируемая педагогическая деятельность по созданию и апробированию новых технологий обучения, воспитания, развития детей, управления школой.
Эксперимент- метод исследования, предполагающий выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности, и позволяющий варьировать эти факторы с целью достижения оптимальных результатов.
В педагогике поиск, опытная работа предполагает эксперимент, а последний всегда предполагает поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта. Четко и строго развести все вышеназванные близкие понятия невозможно. Конкретная педагогическая деятельность может относиться к тому или иному понятию по доминантному признаку: чем больше в ней нового, инновационного - тем она ближе к собственно экспериментальной работе; чем больше в ней воспроизведения в иных условиях иными педагогами уже известных технологий - тем она ближе к опытной работе, в ходе которой вполне может осуществляться поиск нового и его последующая апробация, т.е. собственно эксперимент.
Из всех определений видно, что эксперимент представляет собой комплексный, многофункциональный метод, предназначенный для решения самых разных задач. В технологию может входить и новое содержание образования и воспитания. Необходимо пробовать, экспериментировать, создавать новую практику образования, соответствующую все время обновляющимся обществу, жизни.
4.3. Оценка рисков при внедрении инновационного проекта.
С другой стороны, также очевидно, что эксперимент всегда связан с риском, ибо экспериментальная работа - это деятельность с заранее не всегда точно известным, далеко не всегда гарантированным результатом, поскольку:
а) часть задуманного не удается осуществить из-за неблагоприятных условий (кадровых, материальных, временных, морально-психологических и др.);
б) некоторые предположения оказываются ошибочными. Полной гарантии от просчетов никто обеспечить не может, ибо эксперимент - это всегда и поиск неизвестного (потому он связан с риском). В основе эксперимента лежит гипотетическая идея той или иной методики с заранее неочевидным, а только предполагаемым результатом. Как бы ни было трудно, но необходимо признать несостоятельной с научной точки зрения позицию, когда многие годы все педагогические эксперименты, описанные в диссертациях, в статьях о передовых учителях и т. п., имели только положительный результат. Порочная и, увы, живучая традиция рапортовать только об успехах проделанной работы мешает говорить всю правду, признавать и несостоявшиеся в эксперименте ожидания. Честный, добросовестный педагог никогда не скроет от своих коллег в выступлении, статье, методических рекомендациях и пр. данные о негативных последствиях любых своих экспериментов, о совершенных ошибках в ходе экспериментальной работы, о гипотезах, которые не подтвердились. Как бы ни было трудно и непривычно, но необходимо признать пользу и отрицательных результатов педагогических экспериментов и для науки и для практики. Подчеркиваем: отрицательный результат любого педагогического эксперимента или его части тоже социально ценен, так как избавляет других педагогов от необходимости проходить вынужденный путь проб (что экономит силы и время), предупреждает от повторения ошибок. Вот почему обнародованные данные об отрицательных результатах того или иного опыта следует относить к заслугам экспериментатора, а не осуждать его, ибо не все в эксперименте можно заранее предвидеть. Здесь уместна аналогия с работой летчиков-испытателей, описанной маршалом авиации В.Я.Савицким: "За смену мы успевали сделать по три-четыре вылета. Сначала парой, потом тройкой, затем четверкой, методом проб и ошибок - этой древней системой "наугад" - мы подбирали оптимальный вариант выполнения каждой пилотажной фигуры, и наши ошибки порой были более поучительны, чем удачи"
4.4.Механизм управления риском при проведении педагогических экспериментов.
Если негативные последствия педагогических экспериментов неизбежны, то естественно возникает вопрос, как их преодолеть?
Прежде всего, вероятность негативных последствий можно существенно уменьшить, если экспериментальная деятельность тщательно подготовлена и методически грамотно обеспечена. Это существенно снижает степень риска.
Преодолеть негативные последствия неподтвердившихся гипотез можно, если в программу опытно-экспериментальной работы специально заложить резервное время, чтобы в случае неудачи, низких результатов, изучить материал вновь, но качественно. Практически это означает, что изучение результатов экспериментов нужно проводить не в конце учебного года, а до конца 3-ей четверти, чтобы иметь возможность успеть компенсировать все издержки в рамках текущего учебного года.
Следует отметить, что существует способ, позволяющий уменьшить до мизерной вероятности (или даже вовсе исключить) риск при проведении многих педагогических экспериментов. Это использование имитационного моделирования, которое особенно эффективно в тех случаях, когда шансы на успех не ясны, положительный результат неочевиден, а прямой педагогический эксперимент рискован и предполагает крайне нежелательное вмешательство в учебно-воспитательный процесс. Более того, если эксперимент все-таки проводится, то для получения именно достоверных результатов необходимо затратить много времени. Имитационное моделирование - это конструирование модели, отражающее необходимые объекты и процессы по нужным показателям. Затем в режиме диалога с ЭВМ происходит перебор огромного числа возможных вариантов и выбор в конкретные сроки наиболее приемлемого с точки зрения эксперта решения. Важное значение имеют опыт и интуиция работника школы, понимающего всю сложность ситуации. Риска тут нет (или он минимален), поскольку перебор вариантов по заданным параметрам (игра) идет не с живыми детьми, педагогами, а с моделями каких-то структур, механизмов педагогического процесса. Беда в том, что педагоги, к сожалению, не знают этого метода, не владеют им. Имитационное моделирование должно стать принципиально новым направлением исследовательского эксперимента в школе.
Цель всякого эксперимента - создание нового, а потому любая экспериментальная работа предполагает творчество. Вот почему тут целесообразно напомнить механизмы творческой деятельности, лежащие в основе такой работы:
- модификационный - предполагает усовершенствование, рационализацию, модернизацию, видоизменение какой-то известной методики, приема, т.е. того, что имеет аналог или прототип; сюда же можно отнести воссоздание новых условиях того, что существовало ранее, но было утрачено массовой практикой, забыто;
- комбинаторный - предполагает новое конструктивное соединение эле- ментов ранее известных методик, которые в данном сочетании до сих пор не использовались (нужно иметь в виду, что интеграция известных элементов может породить совершенно новый эффект, новые системные качества, новую технологию);
- радикальный - предполагает рождение принципиально новых, новаторских подходов, не имеющих доселе ни аналогов, ни прототипов.
Нередко и сами эксперименты называют по типам творческих механизмов, лежащих в их основе.
Разрешение на эксперимент, даваемое директором школы, органом народного образования, выгодно экспериментатору, ибо оно обеспечивает:
1. материальную и прочую помощь (оплата за научное консультирование, введение дополнительной ставки заместителя по научно-исследовательской работе, оплата за рецензирование проектов, предоставление творческих отпусков и др.);
2. контроль за ходом эксперимента, дополнительную экспертизу, советы по улучшению работы, подсказка новых идей;
3. разделение ответственности.
5.ОРГАНИЗАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО
ПРОЕКТА.
1.Составление программы эксперимента и комплектация организационно-правовой документации.
При реализации инновационного процесса используется следующий комплект организационно-правовой документации по управлению персоналом:
Внешние нормативы:
1.Конституция РФ;
2.Гражданский Кодекс РФ;
3.Закон РФ "Об Образовании";
4.КЗОТ;
5.Сборник нормативных документов по охране труда;
6.Сборник санитарных правил и норм (СаНПиН) для соответствующих по профилю организаций;
7. ГОСТ по организации.
Внутренние нормативы:
Устав организации;
Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова;
Приказ директора о внедрении инновации;
Внутренние стандарты ведения дел:
инструкция по найму;
инструкция по адаптации;
инструкция по мониторингу;
инструкция по увольнению и др.
Правила внутреннего распорядка школы.
2. Подготовка материально- технической базы эксперимента.
Проведение мероприятий по обеспечению школы необходимыми материалами, учебными и методическими пособиями для осуществления эксперимента в соответствии со сметой затрат.
3. Распределение управленческих функций.
В школе работают 18 специалистов высшей педагогической квалификации, 11 учителей имеют 1 квалификационный разряд, 4 человека имеют ученую степень, 4 учителя имеют звание "Заслуженный Учитель России", 18 учителей имеют звание "Отличник Народного Образования".
В том числе:
Руководитель экспериментальной площадки - директор школы Крапивский Я.В;
Научный руководитель эксперимента по реализации инновации в изучении иностранных языков - заведующий лабораторией иностранных языков;
Научный консультант эксперимента по реализации инновации в изучении иностранных языков;
Экспертный Совет школы, в т.ч. заместитель директора, заведующий лабораторией иностранных языков;


Схема № 1.
Схема №1 показывает взаимодействие структур школы при осуществлении инновационного процесса.
4. Осуществление начального этапа эксперимента в соответствии с целями и задачами - углубления знаний учеников ММШ № 218 по иностранным языкам.
5. Проведение экспертной оценки научными консультантами начального этапа эксперимента (по окончании 3-й четверти 2000/2001 учебного года).
6. Прекращение эксперимента.
Эксперимент может быть прекращен в случае негативного восприятия учениками предмета, быстрой утомляемости, снижения качества знаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовом проект на тему " Разработка внедрения организационно- методической системы В.Ф. Шаталова В ММШ № 218 г. Москвы " были рассмотрены ряд вопросов, имеющихся практическое значение для изучения иностранных языков, улучшения качества знаний и повышения интереса у учащихся к предмету. Эта проблема достаточно актуальна в настоящее время.
По результатам работы можно сделать следующие выводы: проведен анализ деятельности и готовности ММШ № 218 к освоению новшества, рассмотрена и изучена методическая система В.Ф. Шаталова, доказана ее целесообразность и новизна.
Цель проекта удалось реализовать практически в полном объеме - показана методика оценки эффективности данной системы, подробно описана деятельность инноваторов, связанная с уменьшением риска при внедрении инновационного проекта, показана роль завуча-менеджера в управлении персоналом школы.
При условии правильной организации, творческого подхода к освоению данной системы преподавания иностранных языков, педагогический коллектив сможет добиться улучшения освоения инновационной методики, что будет способствовать росту культуры и образования подрастающего поколения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М: 1982.-132 с.
Зверева В.И. Завучи-менеджеры: Кто они? Статья // Научно-методический журнал "Завуч", 1998, №1 - с. 42-48
Инновационный менеджмент: Учебник / Под.ред. С.Д. Ильенковой.- М.: ЮНИТИ,1999.-327с. ISBN 5-85173-075-7
Многопрофильная муниципальная школа № 218: Статья /научно-методический журнал "Завуч", 1998, № 1 - с.122-127
Смирнов Б.М. Кадровые нововведения в системе управления персоналом: Учебное пособие М.: ЛА " Варяг", 1996.- 91 с. ISBN 5-87943-006-5
Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь./Под.ред. Л.М. Гохберга. - М.: Центр исследований и статистики науки, 1996
Чоботарь А.В. Освоение организационно- методической системы В.Ф. Шаталова в преподавании иностранных.: Статья // Эксперимент в школе: Организация и управление: Методическое пособие / Под. ред. М.М. Поташника.- М.: 1992.-214 с. - с.122-127
Эксперимент в школе: Организация и управление: Методическое пособие / Под. ред. М.М. Поташника.- М.: 1992.-214 с.

35

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Средства поиска информации в Интернет
 Курс «Информатика»
Ваши отзывы
Здравствуйте. Огромное спасибо, мой заказ пришел. Вы меня очень выручили, в следующий раз обращусь к вам опять. Удачи.
Денис

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.