|
|
Куба, с 1920г. по настоящее время1. СОДЕРЖАНИЕ лист 1. Куба: история развития 3 Диктатура Мачадо и её падение 3 Куба во время второй мировой войны и послевоенные годы 4 Диктатура Батисты 5 Строительство социализма 7 2. Современная Куба: кризис кубинского социализма 11 Выводы по работе 19 Список использованных источников и литературы 20 1. История развития Кубы со дня открытия Колумбом до правления Ф. Кастро Куба - островное государство в карибском бассейне. Куба открыта Колумбом в 1492 г. Около 400 лет была колонией Испании. Освободительное движение, начавшееся в первой половине XIX в., вылилось в 10-летнюю воину 1868-78 гг. против колонизаторов, которая по ряду причин не достигла своей цели. В 1895 г. под руководством X. Марти и А. Масео кубинский народ вновь поднялся па вооруженную борьбу за свободу. В 1898 г., когда победа повстанцев была близка, США объявили войну Испании и оккупировали остров. В 1902 г. Куба была провозглашена независимой республикой, однако на деле превратилась в полуколонию американского империализма. Кризис в сахарном производстве, разразившийся на Кубе в 1920г. привёл к сокращению объёма торговли, разорению многих мелких собственников, росту безработицы. Воспользовавшись трудностями, США установили контроль над бюджетом Кубы. Вмешательство американцев во внутренние дела ущемляло национальное достоинство кубинцев и вело к их порабощению. В 1923 под руководством революционного деятеля X. А. Мельи развернулось антикоммунистическое движение революционной молодёжи и студенчества. К 1924 во многих городах появились так называемые коммунистические группы. В августе 1925 в Гаване была основана Коммунистическая партия Кубы (КПК), положившая начало новому этапу в развитии революционного рабочего движения. 1.1. Диктатура Мачадо и её падение. В мае 1925 при поддержке США к власти пришёл X. Мачадо, установивший террористическую диктатуру. В 1926 была запрещена компартия, вынужденная уйти в подполье. В январе 1929 агенты Мачадо в Мексике убили Мелью. Мировой экономический кризис 1929-33 гг. с особой силой обрушился на Кубу, резко ухудшив положение трудящихся. В 1931 число безработных достигло 500 тыс. (1/8 населения страны). В марте 1930г. под руководством деятеля КПК Р. Мартинеса Вильены состоялась всеобщая забастовка, проходившая под лозунгом свержения правительства Мачадо. Революционная ситуация, сложившаяся в начале 1933г. к августу переросла в революционный кризис. После расстрела 1 августа 1933 массовой демонстрации началась всеобщая забастовка, принявшая сразу политический характер. Народное движение возглавляли КПК, КНОК и другие левые организации, требовавшие создания демократического правительства, отмены "поправки Платта" и возвращения Кубе военно-морской базы в Гуантанамо. Все попытки посредничества со стороны США были отвергнуты революционными силами. 11 августа офицеры столичного гарнизона, желая предотвратить развитие революции, заставили Мачадо подать в отставку. Диктатор бежал с острова. 12 августа было сформировано правительство во главе с К. М. де Сеспедесом. Несмотря на то, что инициатива в свержении диктатора в последний момент была вырвана из рук народа, день 12 августа стал его большой победой. Именно размах революционного движения и всеобщая забастовка, продолжавшаяся до 14 августа, разрушили режим, установленный Мачадо. Соглашательское правительство К. М. де Сеспедеса (авг.- сент. 1933) не смогло сдержать революционного движения, сопровождавшегося выступлениями военных (так например восстание сержантов и др.), студенчества, массовыми захватами заводов и населённых пунктов, и было свергнуто. 4 сентябрь был издан манифест, в которомром говорилось, что революция должна продолжаться. При содействии радикальных политических организаций к власти пришло правительствово Р. Григ Сан-Мартина (сентябрь 1933 - январь 1934). Под давлением левых сил, возглавлявшихся в правительстве министром внутренних дел А. Гитерасом, был проведён ряд прогрессивных реформ. Однако вскоре в правительстве взяли верх правые элементы, опиравшиеся на Ф. Батисту-и-Сальдивара - главу "восстания сержантов", и контрреволюция перешла в наступление. В январе 1934 Батиста сверг правителство Грау, заменив его правительством К. Мендиеты (1934-36). Фактически власть перешла к Батисте, установившему военно-полицейский режим. Учитывая условия, сложившиеся на Кубе после событий 1933, американское правительство согласилось в 1934 на отмену "поправки Платта", но сохранило за собой военно-морскую базу в Гуантанамо и все экономич. позиции и привилегии. В нюне 1934 США ввели систему квот на ввоз кубинского сахара, а в сентябре подписали торговый договор, закрепивший экономическую зависимость Кубы. Страну вновь охватила волна забастовок и митингов протеста. В марте 1935 вспыхнула всеобщая стачка с требованием ликвидации военно-полицейского режима и восстановления демократач. методов управления. В 1937 правые оппозиционные партии - Республиканское действие, Республиканско-демократическая, "АБЦ" требовали проведения выборов. Левые партии оппозиции - аутен-тики (Кубинская революционная партия, КРП), Аграрно-национальная, Революционный союз, создавшие своё политическое объединение под названием Народно-революционный блок, выступали за созыв Учредительного собрания и создание новой демократия, конституции. Пролетариат во главе с КПК боролся за единый рабочий и антиимпериалистический фронт. Правящие круги были вынуждены пойти на некоторые уступки. Ещё в июне 1935 был принят конституционный закон, восстановивший парламентский режим, в 1938 легализована КПК, в 1939 при её содействии создана Конфедерация трудящихся Кубы (КТК). В том же году КПК в блоке с партией Революц. союз приняла участие в выборах в Учредительное собрание; в 1940 обе партии объединились, получив название Революционно коммунистический союз. При подготовке к выборам Батиста в демагогических целях резко критиковал правые оппозиционные партии, выступая за проведение демократических реформ. 1.2. Куба во время 2-й мировой войны и в послевоенные годы. В 1940 состоялось Учредительное собрание Кубы, принявшее прогрессивную буржуазно-демократическую конституцию, однако провозглашённые ею права и свободы остались большим числом на бумаге. В результате состоявшихся в июле 1940 выборов президентом стал Батиста, предварительно сложивший с себя воен. полномочия. В дек. 1941 К. вслед за США объявила войну Германии, Японии и Италии. Её участие в войне выразилось в поставках США военно-стратегического сырья и предоставлении США новых военно-морских и воздушных баз. В октябрю 1942 Куба установила дипломатические отношения с СССР. В 1943 коммунисты впервые вошли в правительство. В 1944 Революционно коммунистический союз был переименован в Народно-социалистическую партию Кубы (НСПК). На Кубе развернулось движение солидарности с Советским Союзом, за оказание помощи жертвам фашисткой агрессии. Возросшее антифаш. и рабочее движение содействовало избранию в 1944 в президенты лидера КРП Грау Сан-Мартина, выдвигавшего националистическую и антиимпериалистическую программу. В начале правления Грау провёл некоторые прогрессивные реформы, но затем стал на путь репрессий против демократических сил. Деятельность правительствава Грау дискредитировала КРП, поскольку часть аутентиков выступила против политики своего лидера. Противники Грау именовали себя ортодоксами, подчёркивая верность революц. идеалам. В 1946 ортодоксы создали Партию кубинского народа ("Ортодоксов"), куда, кроме них, вошло большинство членов распавшейся к тому времени партии "АБЦ". В декабре 1947 КТК была запрещена, многие деятели рабочего движения убиты. Некоторый экономический подъём после 2-й мировой войны сменился депрессией. Пришедшее на смену Грау в 1948 правительство Прио Сокарраса пошло ещё дальше вправо. Был издан декрет; ограничивавший свободу слова и печати. Придерживаясь антикоммунистичесой политики США, пр-во Прио активно участвовало в "холодной войне", Несмотря на репрессии, на Кубе развивалось демократическое движение. В 1949 в Гаване состоялся конгресс сторонников мира, был созван крест, съезд, требовавший проведения агр. реформы, выросла численность НСПК. В 1951 усилилась стачечная борьба, охватившая сотни тысяч человек, наиболее активными были рабочие сахарной промышленности. В обстановке растущего недовольства народа реакционной политикой правительства Прио Сокарраса и разброда внутри правительств, лагеря стремившийся к неограниченой власти Батиста 10 марта 1952, незадолго до президентских выборов, совершил государственный переворот. 1.3. Диктатура Батисты. Опираясь на внутреннюю реакцию и помощь империалистов США, Батиста установил диктатуру. Конституция 1940 была отменена, демократич. свободы уничтожены. Партии и организации, выражавшие недовольство диктатурой, преследовались, компартия объявлена вне закона. Правительство поставило под свой контроль деятельность профсоюзов и повело наступление на права трудящихся. Армия и полиция терроризировали страну. В области внеш. политики Батиста занял позицию полного подчинения страны США. Он спровоцировал разрыв дипломатия, отношений с СССР (3 апреля 1952) и стал проводить воинствующую антикоммунистическую политику, активно поддерживая действия США на международной арене. Американские монополии получили исключительно благоприятные возможности для грабежа Кубы. Их капиталовложения стали быстро расти и к 1954 составили около 1 млрд. долларов Буржуазной партии не оказали перевороту практически никакого сопротивления. Только НСПК решительно выступила против установления диктатуры, возглавив в ряде мест народные демонстрации протеста и выдвинув конкретную программу борьбы против правительства Батисты. К началу 1953 Батиста, опираясь на поддержку империалистов США, крупных капиталистов и помещиков, офицерство, полицию и чиновничество, используя разброд среди оппозиционных сил, сумел закрепить свою власть. В этих условиях группа революционно настроенной молодёжи во главе с Ф. Кастро Рус решила начать вооружённую борьбу против режима Батисты. 26 июля 1953 эта группа совершила нападение на казармы Монкада в г. Сантьяго-де-Куба с целью организации широкого народного движения против диктатуры, но потерпела неудачу. Воспользовавшись вооруженным выступлением против диктатуры, Батиста отменил все конституционные гарантии и установил режим кровавого террора. Вся общественно-политическая и культурная жизнь была поставлена под контроль властей. НСПК, уйдя в глубокое подполье, руководила борьбой за насущные требования трудящихся - повышение заработной платы, помощь безработным, снижение арендной платы для крестьян и др. Вооруж. выступления, начавшиеся 26 июля 1953, продолжались затем почти непрерывно. Накануне президентских выборов в ноябре 1954 Батиста объявил амнистию политическим заключённым , в которую были включены и участники выступления 26 июля. В 1955 братья Фидель и Рауль Кастро Рус эмигрировали в Мексику, где сформировали революционный отряд для продолжения борьбы против диктатуры. Стачечное движение в стране усиливалось, особенно бурным был 1955. В феврале- марте происходили забастовки в сахарной промышленности, стачки железнодорожников, работников городского транспорта; позже начались массовые студенческие демонстрации и в декабре - всеобщая забастовка сахарной промышленности, которой руководила НСПК Забастовки 1955 потрясли режим Батисты и способствовали дальнейшей акти визации деятельности подпольных организаций и групп. Патриотические силы страны объединились в организацию "Движение 26 июля" 30 ноября 1956 в г. Сантьяго-де-Куба про изошло вооруж. выступление группы ра бочей и студенческой молодёжи. В декабре того же года с яхты "Гранма" в провинции Орьенте высадился революционный отряд под руководством Ф. Кастро. После первых неудач повстанцам удалось закрепиться в горах Сьсрра-Маэстра, создав фронт борьбы против диктатора. Небольшой отряд, постепенно пополняясь за счёт сельскохозяйственных рабочих и крестьян, вырос в Повстанческую армию. Район Сьерра-Маэстры, освобождённый Повстанческой армией, стал называться "Свободной территорией Кубинского государства". Успешные действия в Сьерра-Маэстре сочетались с вооружёнными выступлениями, забастовками, демонстрациями и другими формами борьбы в городе и деревне. 13 марта 1955 студенческая политическая организация "Революционный директорат" осуществила нападение на президентский дворец с целью ликвидации Батисты и подъёма масс на восстание в столице. В 1958 произошли многочисленные забастовки в ряде городов. Повсюду возникали группы сопротивления. Политическая обстановка в стране качественно менялась. Вокруг руководимой Ф. Кастро Повстанческой армии всё теснее складывался блок революционных сил в составе "Движения 26 июля", НСПК и "Революционного директората 13 марта" (до марта 1957 назывался "Революционный директорат"); возглавивший революционный процесс в стране. К концу 1958 в Повстанческой армии насчитывалось свыше 6 тыс. чел. Опираясь на решительную, поддержку народа, армия успешно противостояла наступлению правительств, войск, оснащённых американской военной техникой, а затем её отряды во главе с Ф. Кастро, Э. Ге-варой. К. Сьенфуэгосом, Р. Кастро и X. Альмейдой перешли в наступление, овладели гг. Санта-Клара и Сантьяго-де-Куба и окончательно разгромили противника. В ночь на 1 января 1959 Батиста и его приспешники бежали из страны. На Кубе победила революция. 1.4. Строительство социализма. На первых порах в стране сложилось своеобразное двоевластие: народная власть, представленная Повстанческой армией, и сформированное после победы революции временное правительство, располагающее формальной властью,. Во временном правительстве преобладали правые силы (премьер-министр М. Кардона, президент М. Уррутиа), выступавшие против дальнейшего развития революции. С образованием в феврале 1959 Революционного правительства во главе с Ф. Кастро и изгнанием из него последних представителей правых период двоевластия окончился. Революционная власть, представленная Повстанческой армией, полностью слилась с правительственной властью. Главные посты в правительстве заняли пред ставители Революционных вооружённых сил - Р. Кастро, Э. Гевара. Президентом стал О. Дортикос Торрадо (с июля 1959). Революционное правительство, опираясь на народные массы революционной организации "Движение 26 июля" НСПК и "Революционный директорат 13 марта: и используя в качестве действенного инструмента власти Повстанческую армию приступило к глубоким социально-эко номическим и политическим преобразованиям. Старый государственный аппарат был уничтожен, ему на смену пришли революционные органы власти и управления, Революционные вооружённые силы органы государственной безопасности. Новая власть предоставила кубинскому народу широкие демократические свободы, приняла меры по улучшению материального положения трудящихся.17 мая 1959 был принят, закон об аграрной реформе, на основе которого ликвидирована система латифундий и создан государственный сектор в сельском хозяйстве. В августе - октябре 1960 была национализирована собственность американских. компаний и местной крупной и средней буржуазии. В результате этих мероприятий все основные средства производства перешли в собственность кубинского народа. 2 сентября 1960 была принята 1-я Гаванская декларация, провозгласившая политические принципы новой Кубы Радикальные преобразования, осуществлённые Революционным правительством, привели к резкому обострению классовой борьбы и новой поляризации политических сил, - Рабочий класс и бедное крестьянство стали превращаться в осн. базу революции; начался более решительный переход революционной демократии, возглавлявшей революционный процесс, на позиции пролетариата, а также укрепление единства революционных сил страны, В 1959 американские империалисты инспирировали несколько контрреволюционных заговоров, в т. ч. мятеж под руководством У. Матоса в провинции Кама-гуэй. США стали оказывать экономическое давление на К., сократив, а затем и полностью прекратив закупки кубинского сахара и отказавшись снабжать Кубу нефтью и нефтепродуктами. В начале 1961 США разорвали дипломатии, отношения с Кубой и объявили ей экономич. блокаду. В апреле они организовали вооруж. нападение кубинских контрреволюционеров в районе Плая-Хирон, Важную роль в победе над силами контрреволюции сыграла международная солидарность с трудящимися Кубы и прежде всего поддержка Кубинской революции со стороны Советского Союза. СССР признал Революционое правительство Кубы 10 января 1959. В феврале 1960 было подписано советско-кубинское торговое соглашение и соглашение о предоставлении Кубе советского кредита на сумму 100 млн. долл. В соответствии с этими соглашениями СССР стал поставлять Кубе нефть, промышленное оборудование и машины, продовольствие и сырьё, закупать кубинский сахар и другие товары, а также оказывать ей экономическое и техническое содействие в развитии народного хозяйства, помогая кубинскому народу преодолевать последствия экономической блокады США. В мае 1960 были официально восстановлены советско-кубинские дипломатические отношения. Советский Союз помог Кубе в создании хорошо обученной и оснащённой совр. боевой техникой армии, способной дать отпор попыткам вторжения на Кубе. К середине 1961 сложились предпосылки для строительства социалистического общества. 41% обрабатываемой земли находился в руках народных (государственных) имений и кооперативов, 90% промышленной продукции производилось на государственных предприятиях; государству принадлежали банки, большая часть транспорта, внутренней торговли, установлена государственная монополия внешней торговли. За короткий срок были достигнуты большие успехи в области культурной революции; В стране ликвидирована неграмотность, образование стало всеобщим и бесплатным. Положено начало подготовке кадров специалистов из трудящихся. В апреле 1961 Ф. Кастро провозгласил Кубинскую революцию социалистической. В процессе развития революции сложилось единство всех революционных сил страны, что выразилось в слиянии на марксистско-ленинской платформе "Движения 26 июля, НСПК и "Революционного директората 13 марта" в единую организацию - Объединённые революционные организации (ОРО). Стремясь изолировать Кубу от других латино-американских стран, правительствово США добилось в феврале 1962 исключения Кубы из Организации американских государств (ОАГ). Ответом кубинского народа на этот акт явилась 2-я Гаванская декларация (принята 4 февраля 1962), разоблачившая политику американского империализма и призвавшая народы Латинской Америки к национально-освободительной борьбе. В том же году Куба пережила Карибский кризис 1962, который был преодолен благодаря мужеству и стойкости кубинского народа - и решительным внешне-политическим действиям СССР. Куба получила возможность продолжать строительство социализма в мирных условиях. В 1962-63 ОРО были преобразованы в Единую партию социалистич. революции Кубы, которая в октябре 1965 получила наименование Коммунистической партии Кубы". Первым секретарём ЦК партии стал Ф. Кастро, оставаясь в то же время премьер-министром Революционного провительства. Во 2-й половине 1963 Революционное правительство выступило с программой экономического развития страны, предусматривавшей первоочередное развитие производства сахара и других экспортных отраслей с целью создания на этой основе накоплений для последующей индустриализации." Кубинскому народу приходилось преодолевать трудности, вызванные экономической блокадой со стороны США и необходимостью отвлечения больших материальных и трудовых ресурсов для обеспечения безопасности страны перед лицом агрессивных устремлений американского империализма. В июле 1964 США навязали ОАГ резолюцию о так называемых коллективных санкциях против Кубы, предусматривающую разрыв дипломатических отношений между государствами - членами ОАГ и К. Кубинский народ ответил на это Декларацией Сантьяго-де-Куба от 26 июля 1964, отвергавшей навязанные ОАГ санкции и выступавшей против угрозы вооружённой агрессии. В результате второй аграрной реформы, проведённой в октябре 1963, а также "революционного наступления" 1968, в ходе которого подверглись национализации остававшиеся частные предприятия, включая самые мелкие, социалистический сектор почти полностью охватил народное хозяйство. Частный сектор сохранился лишь в сельском хозяйстве в форме мелкотоварного крестьянского хозяйства: Но в сельском хозяйстве развитие пошло по пути превращения бывших латифундий в крупные социалистические сельскохозяйственные предприятия, на долю которых приходится 70% земельных угодии страны (1973), обеспечивающих производство большей части сельсклхозяйственной продукции. В отношении крестьян-единоличников проводится политика постепенного вовлечения их в социалистическое хозяйство на основе строгого соблюдения принципа добровольности. Классовый союз рабочих и крестьян как основа революционной власти на Кубе ещё больше упрочился. Господствующие позиции принадлежат социалистическому укладу, охватывающему рабочий класс города и деревни. Эксплуататорские классы помещиков и капиталистов полностью ликвидированы. На пути создания материально-технической базы социализма Куба достигла значительных успехов. В результате реконструкции сахарной пром-сти и расширения плантаций сахарного тростника Куба добилась в 1970 невиданного в её истории производва сахара - 8,5 млн. т. Успешно развивались рыболовство, животноводство, производство риса, цитрусовых и других тропических культур. Большие успехи достигнуты в механизации, химизации сельского хозяйства и орошении. Многое сделано в дорожном строительтве, развитии морского торгового флота, электроэнергетики, металлургии. Полностью ликвидирована безработица от которой ранее страдала почти четвёртая часть трудоспособного населения. Значительно увеличилась заработная плата и ассигнование на социальное обеспечение. В качестве центральной национальной задачи объявлено на Кубе максимальное повышение производительности труда. Помощь в строительстве социализма кубинскому народу оказывают Советский Союз и другие социалистические страны. Только при участии СССР на Кубе построено, реконструировано и находится в процессе строительства и реконструкции 161 промышленного предприятия и другие объекты (конец 1972). Научно-техническое сотрудничество ее странами социализма позволяет Кубе внедрять передовую технологию и решать проблему подготовки кадров. Однако продолжающаяся экономическая блокада и политическое давление со стороны США, экономическая отсталость, унаследованная от старого режима, относит, бедность сырьевыми и особенно энергетич. ресурсами, нехватка квалифицированных специалистов, недостаток опыта социалистич. хозяйствования и др. осложняют экономическое развитие страны. В 1970-72 компартия Кубы и Революционное правительство предприняли меры по укреплению партийного и государственного аппарата, совершенствованию его работы, улучшению планирования и организации труда, повышению эффективности обществ, производства, укреплению режима экономии. Успехи Кубы в строительстве социализма, её расширяющееся участие в международном социалистич. разделении труда, вступление Кубы в СЭВ (1972) способствовали укреплению её международных позиций. Усилились требования нормализации отношений с Кубой в Латинской Америке. К середине 1973 многие страны Латинской Америки восстановили дипломатические отношения с Кубой, разорванные в начале 60-х гг. Куба поддерживает дипломатические отношения с 70 государствами (1973). 2. Современная Куба: кризис кубинского социализма Год сорокалетия кубинской революции неожиданно для абсолютного большинства наблюдателей оказался буквально с первых недель отмечен событиями, которые не укладываются в рамки привычных схем и стереотипов, действовавших в последнее время в отношении Гаваны. Вопреки, казалось бы, всякой логике руководство единственного в Западном полушарии социалистического государства начало резко закручивать идеологические, политические и экономические "гайки", не считаясь с тем предсказуемым обстоятельством, что подобные действия вызовут негативную реакцию даже среди тех, кто пусть и с оговорками, но причисляет себя к друзьям режима и его лидера. Рефреном статей в западной печати, посвященных событиям на Кубе, стал один вопрос: почему столь прагматичный и опытный политик, как Фидель Кастро, выбрал для принятия жестких мер такое, на первый взгляд, неподходящее время? В самом деле предыдущие два года были отмечены внушительными успехами Кубы на внешнеполитической арене в первую очередь в том, что касается противодействия попыткам Вашингтона изолировать Гавану, поставить ее в один ряд с такими режимами-изгоями, как Северная Корея или Ирак. Достаточно вспомнить, что в прошлом году кубинской дипломатии удалось, заручившись поддержкой развивающихся стран, провалить американскую резолюцию с осуждением положения в области прав человека на острове в Комиссии по правам человека ООН в Женеве и добиться, без преувеличения, оглушительной победы при голосовании в ООН по резолюции против американской блокады карибской республики. Фактически на Генассамблее ООН курс США на изоляцию Гаваны открыто решился поддержать только Израиль. 1999 год обещал быть не менее успешным для кубинской внешней политики. В результате полной нормализации отношений с Мадридом стало возможным достижение договоренности о визите в Гавану испанской королевской четы. Министром иностранных дел Испании Абелем Матутесом был даже объявлен ориентировочный срок приезда на остров короля Хуана Карлоса 1 - весна нынешнего года. В ноябре 1999 года в кубинской столице должна состояться очередная Ибероамериканская встреча в верхах. После визита на Кубу в 1998 году папы римского Иоанна Павла П в мире начало утверждаться мнение, что кубинский режим постепенно корректирует свой курс в сторону большей открытости и толерантности, так что отдельные наблюдатели даже предсказывали возможность снятия традиционного "кубинского вопроса" с повестки дня 55-й сессии женевской Комиссии ООН по правам человека /КПЧ/. Однако, по состоянию на начало марта, испанская сторона уже не была готова однозначно подтвердить журналистам, что визит монарха состоится в ранее оговоренные сроки. Собственно говоря, глава испанского внешнеполитического ведомства предпочел вообще уйти от вопроса, состоится ли визит как таковой. Положение в области прав человека на Кубе вновь включено в повестку КПЧ ООН. Причем впервые в истории вопрос поднят не Вашингтоном, а Прагой. Дымкой скепсиса подернулись и перспективы полномасштабного участия ибероамериканского сообщества в гаванском саммите. И хотя западные дипломаты, тем не менее, считают, что драматизировать ситуацию на острове и вокруг него преждевременно, что Гавана с большими или меньшими потерями сможет избежать развития событий по наихудшему для нее сценарию, все-таки общий вектор иначе как негативным не назовешь. На поверхности процессов в центре внимания оказались два бурно обсуждаемых в иностранной прессе и правозащитных организациях события: принятие на чрезвычайной сессии Национальной ассамблеи народной власти /парламента/ "Закона о защите национальной независимости и экономики Кубы", тут же получившего на Западе ярлык "драконовского", и судебный процесс над наиболее известными за пределами страны четырьмя диссидентами, которые провели в предварительном заключении 19 месяцев и за освобождение которых высказывались многие видные политики и общественные деятели, в том числе глава Ватикана Иоанн Павел П и премьер-министр Канады Жан Кретьен. Принятый 16 февраля "Закон о защите национальной независимости и экономики Кубы" власти интерпретировали как "ответ на агрессивную аннексионистскую политику США". В числе прочего он предусматривает тюремное заключение на срок от 8 до 20 лет за такие действия, как предоставление правительству США, его агентствам и учреждениям сведений, которые могли бы быть использованы в интересах враждебной антикубинской политики, в первую очередь в рамках небезызвестного закона Хелмса-Бэртона, принятого в США 3 года назад с целью затормозить иностранные инвестиции в экономику Кубы. До 8 лет лишения свободы по новому закону можно получить на Кубе за ввоз, распространение или воспроизведение материалов так называемого подрывного содержания. Сотрудничество "в антикубинских целях" с иностранными средствами массовой информации, напрямую или через третьи лица, также рассматривается как уголовное преступление и может караться сроком от 2 до 5 лет или крупным штрафом. Формулировки закона оказались настолько расплывчаты, что по нему можно привлечь к ответственности практически за любое открытое проявление оппозиции. Состоявшийся 1 марта суд над так называемой "группой четырех" в международном плане имел для Гаваны однозначно негативные последствия. Протесты и обеспокоенность по поводу процесса высказали не только США, что было вполне предсказуемо, но и Канада, и Италия, что прозвучало тревожным звонком для кубинского режима, поскольку речь идет об основных торговых партнерах и инвесторах. Негативное отношение к суду над "четверкой" фактически от имени всего ЕС выразила Германия, председательствующая в сообществе. Наиболее четко и жестко позиция Запада, пожалуй, была сформулирована в заявлении официального представителя госдепартамента США Джеймса Фоули. Он обратил внимание на то, что процесс проходил за закрытыми дверями, а иностранные журналисты и дипломаты не были допущены в зал суда. По его мнению, это стало еще одним свидетельством того, что кубинские власти всеми силами пытаются избежать общественного контроля за своей судебной системой. Кубинские судьи приговорили к пяти годам тюрьмы Владимире Року - 56-летнего отставного пилота кубинских ВВС и сына известного кубинского политического деятеля, бывшего члена Политбюро и председателя национального парламента Бласа Роки. 59-летний профессор Феликс Бонне и 55-летний адвокат Рене Гомес Мансано приговорены к четырем годам лишения свободы, 53-летняя ученый-экономист Марта Беатрис Роке должна будет провести в тюрьме в общей сложности три с половиной года. Некоторые иностранные дипломаты и журналисты, аккредитованные в Гаване, при анализе развития ситуации на острове склонны квалифицировать события последних месяцев как часть заранее разработанного стратегического плана режима с целью, с одной стороны, "дать понять Западу, что уступки и компромиссы возможны, только если они не затрагивают основных принципов социалистического устройства", а с другой - "продемонстрировать способность жестко контролировать положение в стране". Представляется, что такие выводы верны лишь отчасти. Действительно, внутренняя политика Гаваны стала намного жестче, однако вряд ли можно утверждать, что этот курс стал следствием какого-то выношенного в недрах Политбюро и Госсовета единого стратегического плана. По имеющимся данным, гораздо ближе к истине те, кто склонен объяснять последние события на острове и вокруг него не чем иным, как острой дискуссией в кубинском руководстве относительно кардинальных вопросов государственной политики и, в первую очередь, направленности и содержания реформ, проводимых в последние годы. К сторонникам жесткого курса западные дипломаты обычно относят, например, таких деятелей режима, как члены Политбюро Хосе Рамон Балагер, отвечающий в ЦК Компартии за вопросы идеологии, а также первый секретарь столичной парторганизации Эстебан Ласо. Считается, что по определению консервативно настроен руководящий аппарат силовых структур. Реформистами же в руководстве режима с легкой руки западных аналитиков принято считать деятелей так называемой новой волны и прежде всего "отца кубинских реформ" заместителя председателя Госсовета Карлоса Лахе, фактически выполняющего роль премьер-министра и отвечающего за вопросы оперативного управления экономикой, а также министра иностранных дел Роберто Робайну. Некоторые аналитики к этой же группе причисляют, хотя и с известными оговорками, нынешнего председателя Национальной ассамблеи народной власти /парламента/ Рикардо Аларкона и министра культуры Абеля Прието. Итак, что же беспокоит кубинское руководство в первую очередь? Несмотря на полное отсутствие достоверной информации в открытой печати, которая подразумевает в добрых традициях социализма умение читать между строк, ответ на этот вопрос, можно сказать, лежит на поверхности. Дело в том, что за шесть лет осторожных реформ страна, что бы там ни говорилось в официальных реляциях об успехах народного хозяйства, так и не смогла из режима выживания перейти к поступательному развитию. При этом негативные социальные последствия экономических нововведений стали угрожать самим основам социализма как общественно-политической системы на острове. После того как в 1993 году государство пошло на вынужденную легализацию доллара, разрешив гражданам свободно пользоваться валютой, все общество фактически оказалось поделенным на две категории: тех, кто имеет доступ к СКВ, и тех, кто этой привилегии лишен. Работать в сфере туризма или иметь родственников в Майами означает получить пропуск в другое потребительское измерение, где нет карточной системы распределения в удручающих бедностью лавках по месту жительства. По данным Экономической комиссии ООН для Латинской Америки, ежегодно на Кубу в виде переводов родственникам поступает от 800 млн до 1 млрд долларов. Не без иронии сами кубинцы называют денежные переводы из-за границы "самой эффективной отраслью национальной экономики". В самом деле, государству остается только изъять эти деньги через монопольную госторговлю, задействовав механизм высоких розничных цен /в среднем конечная "накрутка" составляет 240 проц. от цены СИФ/. Суть кубинской валютной торговли обнажена в самом названии долларовых торговых точек, которые, с легкой руки какого-то чиновника, официально именуются "магазины по сбору валюты". В Гаване, по официальным данным, около половины всех семей получают переводы из-за границы. Если учесть, что средняя государственная зарплата составляет 200 песо /по реальному обменному курсу - 10 долларов/, становится ясно, почему молодежь не связывает представления о жизненном успехе с карьерой дипломированного специалиста. Туризм, без сомнения, стал спасательным кругом для кубинского режима, который на Западе еще в начале 90-х годов считали однозначно обреченным. За последние десять лет доля иностранного туризма в структуре кубинского экспорта товаров и услуг увеличилась с 3 до 50 проц. В 1998 году остров посетили почти полтора млн. туристов, что принесло стране, по официальным данным, 1,7 млрд долларов валового дохода. По словам Карлоса Лахе, благодаря туризму удалось создать 80 тысяч новых рабочих мест. Туризм положительно сказался на некоторых секторах сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности, рыболовстве, воздушном транспорте, строительстве. Быстро растет число гостиничных номеров, сейчас в 180 отелях их насчитывается 28 тыс. Планами предусматривается довести число номеров в ближайшие годы до 50 тысяч, принять в 2000 году 2 млн туристов. Однако туризм принес и негативные последствия. Прежде всего - это рост преступности и проституции, подрыв идеологических основ строя. Западные турагентства года три назад начали открыто рекламировать Кубу как страну дешевого секс-туризма. Явление это приобрело уродливые формы. Одно время дошло до того, что на знаменитой многокилометровой гаванской набережной Малеконе жрицы любви стояли будто линейные на параде, через каждые десять метров. Только благодаря решительным мерам последних месяцев власти смогли очистить город от "ночных бабочек" и навести внешний порядок. Долларизация экономики и иностранный туризм наложили отпечаток на деятельность уголовного мира. Стало совершаться все больше преступлений с применением насилия, причем даже таких дерзких, как, например, вооруженное ограбление инкассаторов, приехавших в валютный магазин за дневной выручкой, - случай, по свидетельству работников МВД, практически невообразимый в прошлом. Преступность стала угрожать социальному статус-кво на острове. В связи с этим Фидель Кастро в одном из своих выступлений назвал преступность "пятой колонной империализма". "Надо спасать революцию",- прямо заявил Кастро, обращаясь к личному составу столичной полиции. В рамках реформ на острове была разрешена, пусть и с многочисленными оговорками и регламентациями, частнопредпринимательская деятельность. В результате буквально за пару лет образовался слой так называемых "новых кубинцев" - своеобразных кубинских "нэпманов". Социалистическое государство, спохватившись, стало в буквальном смысле душить налогами частника, широко применяя фиксированные ставки платежей и ужесточая инспекционные проверки. Например, стоимость лицензии на содержание частного ресторана на 12 посадочных мест составляет около 1200 долларов. Неудивительно, что число частных предпринимателей начало неуклонно сокращаться. Несмотря на все попытки реформ, сельское хозяйство продолжает оставаться для кубинской экономики громадной черной дырой, где безвозвратно исчезают финансовые ресурсы. В прошлую сафру (сезон по уборке и переработке сахарного тростника, длящийся с декабря по май-июнь) на острове было выработано всего 3,2 млн. тонн сахара - самый худший результат в нынешнем столетии. Не лучше обстоит дело и с производством продуктов питания. По данным, приводившимся на недавнем форуме, организованном в Майами Предпринимательским советом Куба-США, дневное потребление продуктов на душу населения на Кубе в 1998 году составляло 1906 калорий, что ставит остров в один ряд с Гаити и Боливией. При этом следует учесть, что продовольственный кризис в значительной степени был смягчен все теми же долларовыми переводами. Несомненно, развитие кубинской экономики сдерживается политикой торгово-экономического эмбарго США, продолжающейся уже без малого 40 лет. Сами кубинцы оценивают общий ущерб от нее в 60 млрд долларов. Конечно, немало и тех, кто в условиях глобализации мировых экономических процессов сомневается в непоправимости ущерба от невозможности закупить дешевые товары у себя под боком. Уже упоминавшийся закон Хелмса-Бэртона, который предусматривает санкции в отношении иностранных компаний и частных лиц, использующих в интересах своего бизнеса на Кубе бывшую американскую собственность, хотя и оказывает несомненное и ощутимое негативное сдерживающее влияние, но не смог полностью перекрыть поток иностранных инвестиций. На конец прошлого года на острове действовало 345 совместных предприятий, из них 70 с участием испанского капитала, 66 - канадского, 52 - итальянского, 15 - английского и 14 - французского. Однако американский режим блокады фактически отсек Кубу от относительно дешевых и долгосрочных займов как по линии международных финансовых институтов /МВФ, МБРР/, так и крупных частных банков. И это самым тяжелым образом сказывается на состоянии дел в национальной экономике. Страна вынуждена брать дорогие средне- и краткосрочные кредитные ресурсы под разорительные ставки, доходящие до 18-20 проц. годовых. Именно эта финансовая удавка во многом не дает подняться с колен сахарной промышленности острова, в которой занято полмиллиона человек. Так что в известном смысле заявления кубинских руководителей о преступном характере блокады, ударяющей по населению, не являются простым пропагандистским преувеличением. Вообще, вся внешняя и внутренняя политика Кубы строится с учетом фактора противостояния враждебно настроенной сверхдержаве, от которой остров отделяет только 140 км Флоридского пролива. Это - константа обстановки на Кубе и вокруг нее. Многие факторы, определившие нынешние повороты в кубинской жизни, включая и закручивание идеологических "гаек", обусловлены как раз конфронтацией Вашингтона и Гаваны. В октябре прошлого года 22 американских сенатора, включая 14 республиканцев, а также ряд таких известных политиков, как бывшие госсекретари Генри Киссинджер и Уильям Роджерс, обратились к президенту Клинтону с посланием, в котором содержалось предложение создать специальную двухпартийную комиссию для анализа состояния кубино-американских отношений. В Гаване эта инициатива была воспринята однозначно положительно, поскольку, как считала кубинская сторона, при любом раскладе деятельность такой комиссии должна была бы вскрыть несостоятельность четырех десятилетий политики экономических санкций. По мнению ряда американских аналитиков, Куба в этом случае была бы лишь одной из фишек на доске, где разыгрывают партию тяжеловесы североамериканского бизнеса. Взять хотя бы крупнейшего в мире производителя продовольствия фирму "Арчер Дэниэлс Мидланд" с годовым объемом продаж 13 млрд. долларов. По утверждению конгрессмена-демократа, от штата Нью-Джерси, Боба Ме-нендеса, "председатель АДМ Дуэйн Андреас - один из наиболее влиятельных и богатых сторонников отмены эмбарго". Как сообщила газета "Майами геральд", именно Д.Андреас был в числе реальных инициаторов двухпартийной комиссии. Идея лежала на поверхности: начав с наиболее одиозного многолетнего эмбарго в отношении маленькой Кубы, можно перейти и к постановке вопроса о санкциях в отношении таких стран, как, например, Иран или Ирак. По приводившимся в газете "Нуэво херальд" данным, пять стран, в отношении которых действует американское эмбарго, составляют 11 проц. мирового потребления зерна. Один только Иран с 80 млн. населения ежегодно импортирует 9 млн. тонн зерна. На этом фоне Куба, закупающая 800 тыс. тонн зерна /менее одного проц. мирового рынка/ выглядит хоть и привлекательно, но достаточно скромно. Несомненно, в Гаване были прекрасно осведомлены о подобных раскладах и поэтому с заинтересованностью ждали решения президента Клинтона по двухпартийной комиссии. Неопределенность по этому вопросу сохранялась до начала января. Однако комиссия так и не появилась на свет. Главу Белого дома убедили в том, что явное сворачивание эмбарго нанесет ущерб интересам демократов в свете приближающихся выборов, поскольку означает потерю поддержки со стороны достаточно влиятельного эмигрантского кубинского лобби, а также возможные обвинения в непоследовательности и мягкотелости. Взамен проекта двухпартийной комиссии администрация США подготовила в отношении Кубы ход, который на первый взгляд преследует цель смягчить режим санкций, а по сути, как обнаружилось, представляет громадную опасность для гаванского режима. США 5 января объявили о готовности расширить обмены с Кубой в религиозной, научной, образовательной и спортивной областях. Вашингтон также предложил увеличить количество чартерных авиарейсов на остров и восстановить с ним прямую почтовую связь. Кроме того, любой американский гражданин, а не только иммигранты, имеющие родственников на Кубе, сможет переводить туда денежные средства в пределах 300 долларов в квартал. Неправительственным благотворительным организациям разрешено превышать этот установленный лимит. Наконец, администрация заявила о готовности приступить к выдаче лицензий на продажу продовольствия и материалов, используемых в сельском хозяйстве, кубинским частным предпринимателям (в первую очередь владельцам частных ресторанчиков) и мелким частным землевладельцам. Мировым сообществом, в том числе и Россией, эта инициатива поначалу была воспринята положительно. Однако Куба встретила предложения Вашингтона "в штыки". И это не случайно. Анализ показывает, что январские шаги американской администрации по сути своей направлены на подрыв общественно-политического строя на Кубе. Причем сделано это достаточно тонко и с дальним прицелом. В самом деле, кубинская экономика сегодня уже не в состоянии "слезть с долларовой иглы", иными словами, отказаться от валюты, получаемой населением в виде переводов из США. Да, это влечет за собой массу негативных социальных последствий, но без этих денег рухнет бюджет. Пока ситуация худо-бедно контролируется. Однако резкое увеличение долларового потока, адресованного непосредственно населению, быстро создаст критическую массу экономически независимых от социалистического государства граждан, не нуждающихся в карточном распределении. А экономически независимый индивид явно не вписывается в классическую модель кубинского социализма. В США хорошо усвоили, что кубинский режим научился контролировать процесс прямых иностранных инвестиций. Никелевая столица Кубы - город Моа сегодня немыслим без присутствия там канадской компании "Шеррит", однако сей факт никак не повлиял на социально-политический климат в этом отдаленном уголке острова. Доллары, которые получают рабочие как кубино-канадского СП, так и чисто кубинского комбината, они без остатка тратят в "магазинах по сбору валюты". Иное дело - массовые переводы частным предпринимателям, крестьянам, отдельным гражданам. Они могут оказаться для кубинского социализма опаснее любых идеологических диверсий в виде подрывного теле- и радиовещания. Поскольку создают базу для появления людей экономически независимых, а значит, не нуждающихся в том, чтобы быть интегрированными в такие системообразующие структуры, как партия, профсоюзы, комитеты защиты революции. Не надо быть социологом, чтобы предвидеть и одновременный рост оппозиционных настроений со стороны лиц, чье благополучие никак не зависит от социалистического государства. Именно этой опасной перспективе и призван противостоять упомянутый "Закон о защите национальной независимости и экономики Кубы", позволяющий, как уже отмечалось, пресечь практически любое открытое проявление оппозиционных настроений. Кстати, многое говорит о том, что готовился он в спешке, буквально накануне чрезвычайной сессии парламента. Из первого варианта, распространенного в Центре международной прессы, следовало, что под действие закона подпадают и аккредитованные на острове иностранные журналисты. Это не могло не вызвать массу вопросов и даже протестов. В конце концов текст, опубликованный в официальном вестнике, пополнился оговоркой, что иностранная пресса под действие закона не подпадает. Думается, закон принимался в срочном порядке не случайно, так же как вовсе не случайно именно в начале года был проведен суд над "группой четырех". Страсти даже после женевских дебатов постепенно улягутся. Испанский король вряд ли свои планы посетить остров поставит в прямую зависимость от судебного процесса над диссидентами. Может, визит и будет отложен или даже заморожен на какое-то время, но монарх вовсе от него не откажется. Притом к ноябрю, когда в Гавану съедутся главы ибероамериканских государств, у режима будет мощный инструмент контроля над любыми оппозиционными проявлениями. Это гарантирует спокойное проведение встречи в верхах. И, кроме того, закон уже сейчас позволяет начать активное сдерживание последствий "тихой долларовой интервенции". Кстати, в руководстве Кубы прекрасно понимают всю опасность, которую представляет выпущенный на свободу доллар. В марте официальный орган ЦК Компартии газета "Гранма" опубликовала статью, в которой ставится вопрос о необходимости постепенного отказа от хождения СКВ в пользу кубинского песо. Выводы по работе История Кубы состоит из тяжёлых периодов государственных переворотов, смены диктатур, политической борьбы в уловиях сильного внешнего давления со стороны крупных государств, в частности США. Серьёзные трудности для Кубы в плане политической и экономической поддержки повлекли распад Советского Союза и смена идеологических ориентаций практически всех государств социалистического блока. Тем не менее Куба еще не отказалась от социалистического курса, хотя и вынуждена была встать на путь реформ и пересмотра своей внутренней и внешней политики, экономической структуры. Какими будут дальнейшие шаги кубинского руководства, покажет время. Результаты дискуссии между реформаторами и консерваторами предсказать трудно. Более того, нельзя закрывать глаза на то обстоятельство, что реальный итог любого обсуждения в кубинском руководстве безусловно и напрямую зависит от того, какую позицию займет сам Фидель Кастро. Это, впрочем, не мешает сделать вывод о том, что этап реформ, начатых шесть лет назад и проводившихся с крайней осторожностью, практически исчерпал себя. Реформы позволили выжить кубинскому социализму, но они же превратились в угрозу общественно-политическому строю на острове. Режим встал перед необходимостью если не полного пересмотра, то существенной корректировки концепции развития. Список использованных источников и литературы Куба. Историко-этнографические очерки, М., 1991. Зорина А. М.. Из героического прошлого кубинского народа. М., 1961. Ермолаев В. И., Героическая эпопея народа, М., 1968. Шустов К. С. Освободительная воина на Кубе (1895-1898) и политика США, М., 1970. Владимиров Л. С., Дипломатия США з период американо-испанской войны 1898 г. М., 1987. Слезкин Л. История Кубинской республики, М., 1996. Зубок Л. И. Экспансионистская политика США в начале XX века. М., 1979. 3орина А. М., Революционное движение на Кубе 1917 - 1925, М.. 1981. Григулевич И. Р. Культурная революция на Кубе, М., 1985. Лаврецкий И., Эрнесто Че Гевара, М., 1972. Бекаревич А. Д., Куба: внешнеэкономические отношения, М.. 1997. Экономическая история Кубы, [пер. с исп.], М., 1967. -2- Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|