Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Современное состояние страхования в России: правовые основы, проблемы и перспективы
 Разработка системы подготовки персонала для валютных отделов коммерческого банка "Альфа-Банк"
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...
 Рассуждения о проблеме влияния окружающего шума на...
 Рассуждения по тексту Владимира Харченко о роли науки в...
 Проблема отношений человека с природой в сочинении с...
 Рассуждение по теме ограниченности...
 Описание проблемы отношения людей к природе в сочинении по...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Коммерческое право

контрольная работа

Источники коммерческого права, регулирование экспорта и импорта путем квотирования и лицензирования



СОДЕРЖАНИЕ
1. Источники коммерческого права .......................................... 3

2. Регулирование экспорта и импорта путем квотирования
и лицензирования ............................................................... 9
Список использованных источников ..................................... 14
1. Источники коммерческого права
Под источниками права понимают формы выражения норм права. Источниками предпринимательского права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.
Источниками коммерческого права являются Федеральные законы, законодательные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции министерств и ведомств РФ) и обычаи делового оборота.
Нормы предпринимательского права содержатся в Конституции РФ, в ряде конституционных законов, например, в Законе РФ об арбитражном суде, в Гражданском кодексе РФ.
Возникает вопрос о разграничении гражданского и предпринимательского законодательства. Не поднимая дискуссии о месте предпринимательского права в системе права, отметим, что в связи с принятием нового Гражданского кодекса РФ 1994 г. предпринята попытка регулировать предпринимательские отношения путем включения их в предмет гражданского права, отсюда по мнению авторов нового кодекса (С.С.Алексеев, Е.А.Суханов, В.Ф.Яковлев и др.) предмет хозяйственного (предпринимательского) права вошел в предмет гражданского права.
Круг отношений, не урегулированных Гражданским кодексом, отражен в приведенном разделе о системе предпринимательского права. Особое место в этой проблеме занимают так называемые вертикальные отношения, т.е. предприниматель - орган управления. Эти отношения не регулируются гражданским правом, не регулируются комплексно и административным правом.
Таким образом, одновременный подход к предмету и источникам предпринимательского права не подходит. Нужно системно-правовое регулирование однородных хозяйственных отношений и здесь на первый план выходит проблема кодификации предпринимательского законодательства, т.е. разработка хозяйственного кодекса.
Рассматривая источники предпринимательского права, нельзя обойти и еще одну проблему, а именно, об экономической роли государства. Сторонники одномерного подхода (либо гражданско-правового, либо административно-правового) регулирования хозяйственных отношений, исходя из экономической теории монетаризма и в юридической науке проводится мысль об ограничении государственного регулирования экономики (т.е. идея саморегулирования рынка). Современная научная концепция предпринимательского права в данном вопросе должна занимать следующую позицию:
1. Хозяйственные (предпринимательские) отношения, как часть имущественных отношений, имеют качественное отличие (например: отношения в договорах купли-продажи велосипеда гражданином и в договоре поставки продукции производственно-технического назначения) и должны быть урегулированы специальным законодательством - хозяйственным кодексом, как в зарубежных странах.
2. Монетаристский взгляд на государство, как на пассивный элемент регулирования хозяйственных отношений, наносит ущерб экономической безопасности страны. Роль государства не может быть сведена к созерцанию хозяйственной деятельности (регистрация, выдача лицензий и т.д.). Нужна активная защита интересов общества и граждан, но эта деятельность должна быть закреплена законом, хозяйственным кодексом.
3. Государство должно установить правило хозяйствования субъектов, т.е. те требования, которые предъявляются к хозяйствующим субъектам. Сейчас эти требования (экологические, налоговые, бухгалтерско-отчетные, по стандартизации и т.д.) содержатся в сотнях нормативных актах. Все это должно войти в хозяйственный кодекс.
4. Система публичного законодательства (уголовное, административное и т.д.), устанавливающая ответственность за нарушение правил хозяйствования с целью защиты интересов общества и граждан.
Особое значение для системы источников предпринимательского права имеют судебная практика и руководящие разъяснения пленумов. Именно в судебной практике можно найти правовую опору для ограничения произвола исполнительной власти и эйфории законодателей.
Анализ предпринимательского законодательства позволяет выделить несколько групп источников, часто вступающих в коллизию друг с другом:
1) Законы, принятые в бывшем СССР; например: Основы законодательств об арендных отношениях в СССР и союзных республиках.
2) Законодательство РСФСР, принятое в перестроечный период; например: Закон "Об инвестиционной деятельности в РСФСР".
3) Законы и подзаконные акты, принятые после 12 июня 1992 г., с последующими изменениями и дополнениями; например: Закон Российской Федерации "О стандартизации", "Об охране окружающей Среды".
Весь этот нормативный массив законодательства принимался в разное время. Более того, при различных политических и правовых условиях и, собственно, отличается своей противоречивостью.
Советское и современное Российское хозяйственное законодательство никогда не было кодифицировано. В настоящее время основной массив нормативных актов составляют приказы и инструкции министерств и ведомств Российской Федерации, так как законами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации урегулированы не все хозяйственные вопросы.
Вот некоторые тенденции, характеризующие современное предпринимательское законодательство:
1. Многие предписания Российского предпринимательского законодательства не порождают ни юридических прав, ни обязанностей. Они лишь в самом общем виде ставят задачи и описывают желаемое положение дел. Однако, сколько ни писать слова "приняты меры к пресечению противоправной деятельности", от этих слов результата не будет. Сами по себе правильные слова ничего изменить в жизни не способны. Эта формулировка взята из пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 29 октября 1992 г. № 1311 "О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции". Для их реализации необходимо создание конкретных юридически закрепленных правил поведения и контроль со стороны исполнительной власти за их осуществлением.
2. В современном предпринимательском законодательстве существует часто употребляющийся термин "ответственность". Этот термин имеет различное значение. В одних случаях "ответственность" является синонимом обязанности. В других, что значительно чаще, под этим термином понимается сознание долга (чувство ответственности) перед обществом, государством, народом, наконец, перед страной, побуждающей выполнить возложенное на хозяйственный орган или должностное лицо обязанность. И, наконец, в третьих, речь идет о юридической ответственности, основанием возникновения которой является правонарушение.
Вероятно, разработчики проектов законодательных и других нормативных актов (центральные органы государственной власти и управления) не заинтересованы установлением юридической ответственности за отклонения от предписанных правовыми нормами поведения ни в отношении управленческих органов своих систем, ни тем более центральных аппаратов. Так, в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 июля 1992 г. № 2981-1 в разделе третьем декларируется, что "персональная ответственность" за выполнение заданий Программы возлагается на председателей комитетов по управлению имуществом и фондов имущества всех уровней.
3. Значительное число предписаний актов предпринимательского законодательства, хотя и содержит слова "право" и "обязанность", тем не менее создает лишь видимость правового регулирования. Такое положение дел можно было бы объяснить неумением использовать правовые средства, если бы анализ предпринимательского законодательства не выявил некоторых закономерностей.
Имитация правового регулирования начинается, как правило, когда надо закрепить самостоятельность и права основных звеньев экономики, а также когда речь идет об обязанностях и ответственности органов управления.
Полномочия органов управления определяются столь абстрактно, что установить конкретные границы часто весьма трудно. Так, преследующая цель насытить рынок товарами, что сейчас крайне важно. Указ Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. "О свободе торговли" предоставляет право предприятиям и гражданам осуществлять торговлю в любых удобных для них местах и одновременно обязывает местные органы власти и управления оборудовать места свободной торговли, поддерживать в них общественный порядок и следить за соблюдением санитарных правил. В результате этого города превратились в сплошные базары, так как торговать стали везде. Причем, каждый продающий имеет при себе, как доказательство правоты своего дела, вырезку из газеты с текстом этого Указа. В итоге прекратилось применение нормы более высокой юридической силы - Кодекса РСФСР "Об административных правонарушениях" (статьи 150 и 150/2).
Следует отметить, что статья 1 этого Указа предоставляет право предприятиям и гражданам осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специального разрешения, тогда как Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" требует наличия сертификата на реализуемую продукцию.
Закон не обеспечен механизмом его реализации, и поэтому применить его очень трудно. Закон становится "безруким". Таким образом, пренебрежение законодателя процессуальными нормами делает бездействующими материальные нормы права и вносит неразбериху в общественные отношения. Применительно к Указу "О свободе торговли" некоторая ясность появилась лишь после принятия Указа Президента "О мерах по защите прав потребителей и предотвращении спекуляции".
4. Если при подготовке законопроектов ведомственные интересы сказываются на качестве разрабатываемых документов, то ведомственное засилье в подготовке решений Правительства Российской Федерации проявляется и в других формах.
Например, просматривалась тенденция к неоправданному сокращению нормативно регулирования важнейших отношений в сфере народного хозяйства на уровне Правительства Российской Федерации с одновременной передачей юридической регламентации этих отношений на ведомственный уровень, причем именно тем органам, учреждения и организации которых являются сторонами этих отношений, что создает возможность для реализации ведомственных интересов в ущерб общегосударственным.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 89 от 16 февраля 1992 года поручено Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике в кратчайший срок утвердить Положение о бухгалтерском учете и отчетности Российской Федерации и ввести его в действие с 1 января 1992 г. для всех предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности и подчиненности, тогда как ранее это Положение утверждалось Советом Министров СССР.
5. Не только наличие правового регулирования, но в ряде случаев и его отсутствие могут дать определенную информацию социального характера. Дело в том, что просматривается тенденция к затяжке выполнения поручений о подготовке некоторых правовых актов, например, Закон Российской Федерации "О правительстве Российской Федерации".
6. Для современного Российского законодательства, в том числе и хозяйственного, характерна декларативность. Между тем, все западные страны давно перешли от абстрактной формы права к более казуистичной, консолидированной его форме.
7. Девальвация Законов Российской Федерации, регулирующих хозяйственную, в том числе предпринимательскую деятельность, происходит из наличия в них большого количества отсылочных и бланкетных норм. Яркий пример тому - Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. "О валютном регулировании и валютном контроле".
2. Регулирование экспорта и импорт путем
квотирования и лицензирования
Средства регулирования экспорта и импорта могут принимать различные формы, которые можно свести к двум основным типам по характеру воздействия на товаропотоки: экономическому и административному, между которыми существует принципиальное различие.
При использовании экономических (называемых также тарифными) методов производитель и потребитель руководствуются прежде всего ценовыми пропорциями, качеством и условиями экспорта (импорта) товаров и ресурсов. В случае же с административными (соответственно нетарифными) методами регулирования внешней торговли рыночный механизм испытывает давление со стороны государственных органов, решения и действия которых во многом определяют выбор производителя и потребителя.
Тарифные методы влияют на цену товара непосредственным образом. Они являются наиболее распространенными во внешнеторговой практике государств, поскольку позволяют ему решить сразу три задачи:
1) фискальную - получение дополнительных финансовых средств в бюджет;
2) стимулирующую - развитие контактов с зарубежными партнерами;
3) протекционистскую - создание благоприятных условий для отечественных товаропроизводителей.
В арсенал тарифных методов регулирования внешней торговли входят таможенные тарифы, пошлины, сборы, а также другие косвенные налоги, примером которых служат акцизы.
Нетарифные методы означают такие инструменты воздействия на товарооборот, как ограничения объема и номенклатуры ввозимой либо вывозимой продукции. Они в большей степени характерны для развивающихся и переходных экономик со складывающимися рыночными структурами, требующими протекционистской экономической политики со стороны правительства.
К нетарифным средствам воздействия относятся квотирование, лицензирование, субсидирование экспорта, демпинг, картельные соглашения и создание так называемых технических барьеров на пути товаропотоков между странами1.
Анализ статистической информации по странам и регионам мира показывает, что государственное регулирование внешней торговли осуществляется с помощью комбинации тарифных и нетарифных методов, причем роль первых в последнее время уменьшается, что обусловлено стратегической задачей, поставленной Всемирной торговой организацией перед странами-членами о поэтапной ликвидации тарифных ограничений в товарообмене между ними. Значение вторых возрастает в связи с расширением так называемой "выборочной" протекционистской торговой политики.
Арсенал нетарифных методов регулирования государством торговли с другими странами насчитывает более 50 различных способов. Наиболее распространенными из них являются квоты. Если тарифные методы оставляют открытым вопрос об объеме экспорта/импорта конкретной товарной группы, то квоты выступают как средство прямого ограничения стоимостного или физического объема ввозимой или вывозимой продукции.
При введении импортных квот государство стремится ликвидировать воздействие иностранной конкуренции на отечественных производителей. Механизм действия таких квот напоминает ситуацию с использованием импортного тарифа, а именно рост внутренних цен выше мировых при ограничении предложения импортных товаров. Однако, в отличие от тарифа, импортные квоты исключают воздействие иностранной конкуренции на внутренние цены, увеличивая тем самым прибыль от импорта и облегчая процесс выравнивая платежного баланса страны. В ситуации, когда тарифные ставки, регламентируемые международными соглашениями, не позволяют стране решить вышеуказанную задачу, ВТО разрешает вводить количественные ограничения экспортно-импортных операций.
В свою очередь экспортные квоты предназначены для обеспечения национальных производителей достаточными природными ресурсами, повышения экспортных цен на мировом рынке, достижения военно-стратегических целей и т.д.
Как импортные, так и экспортные квоты могут вводиться правительством страны в одностороннем порядке либо через заключение международных соглашений с заинтересованными партнерами (примером является квотирование экспорта алмазов из России на основе договора с ТНК "Де Бирс"). Они могут быть глобальными или сезонными, действующими в течение определенного периода.
Одной из важных разновидностей экспортных квот, по мнению специалистов, являются так называемые добровольные экспортные ограничения (ДЭО). В ситуации с ДЭО государство-экспортер "добровольно" лимитирует объемы своего вывоза в другую страну и устанавливает минимальные импортные цены под давлением партнера. Такая практика широко применяется США и ЕС в отношении товаров из Японии (автомобили, электроника, сталь). К настоящему времени в мире заключено свыше 100 соглашений такого рода, однако ВТО ставит задачу повсеместной отмены ДЭО в торговле между странами-членами к началу XXI в.
Особым, доведенным до логического конца методом квотирования, имеющим форму экономической санкции, является эмбарго. Этот метод означает абсолютный запрет на проведение торговых операций со страной или группой государств. Преследуя обычно политические цели, введение эмбарго предполагает ограничение экспорта/импорта всей номенклатуры или отдельной группы товаров Примеры использования такого метода регулирования торговли в XX в. довольно многочисленны. Так, на сегодняшний день по решению ООН политика эмбарго осуществляется в отношении Ирака, частично Югославии, Ливии, Ирана и некоторых других стран.
Процесс квотирования (или по-другому - контингентирования), как правило, сопровождается лицензированием, т.е. выдачей компаниям компетентными государственными органами (министерствами и ведомствами) разрешений на внешнеторговые операции с ресурсами и продукцией, включенными в специальные перечни.
Введение в большинстве государств систем лицензирования внешнеэкономической деятельности опирается на международные правовые акты, важнейшим из которых является Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 г Позднее в рамках ГАТТ были подписаны некоторые другие договоры.
Лицензирование внешней торговли может принимать различные формы: генеральная лицензия означает право ее владельца осуществлять экспортно-импортные операции с данной товарной группой в течение определенного времени (обычно от года до трех лет); разовая лицензия выдается компании для осуществления конкретной сделки с зарубежным партнером, автоматическая лицензия предусматривает постоянный контроль государства за закупками, имея в виду как объем закупок, так и географическую направленность товаропотока.
К основным способам размещения лицензий можно отнести:
открытый конкурс - когда лицензию получает фирма, предложившая максимальную цену,
система явных предпочтений, при которой государство закрепляет лицензии за наиболее авторитетными в данной отрасли компаниями,
затратный метод, означающий передачу лицензий предприятиям, обладающим в сравнении с конкурентами большими производственными мощностями и другими ресурсами.
Вполне понятно, что самым предпочтительным из всех является первый их указанных способов, исключающий коррупцию и кумовство.
Лицензирование экспортно-импортных операций среди стран - членов ЕС достигает уровня 5-6% от товарооборота (своеобразным "лидером" по квотированию и лицензированию выступает Франция). Что касается России, то в 90-е гг. практика лицензирования получила распространение в связи с созданием институтов спецэкспортеров и уполномоченных для ведения ВЭД компаний (например, банков). Перечень товаров, операции с которыми требуют лицензирования, включает, прежде всего, квотируемую продукцию, предназначенную на экспорт, а также некоторые специфические группы, как-то: ресурсы и товары стратегического назначения, лекарственные препараты, детский ассортимент и т. д.
Список использованных источников
Конституция Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.94 N 758 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта товаров и услуг".
Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. №1007 "Об отмене квотирования и лицензирования поставок товаров и услуг на экспорт" (с изм. и доп. от 16 ноября 1996 г.).
Андреев В.К., Степанюк Л.Н., Остроухова В.И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. - М., 1996.
Дойников И.В. Предпринимательское (хозяйственное) право. - М., 1997.
Клейн И.И. Предпринимательское право. - М., 1993.
Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. Рыбалкина В.Е. - М.: Юнити-Дана, 2000.
Попондопуло В.Ф. Правовой режим предпринимательства. - С-Пб, 1994.
Попондопуло В.Ф., Яковлева В.Ф. Коммерческое право. - С-Пб, 1998.
Сергеев Е.Ю. Международные экономические отношения: Курс лекций. - М.: МВЦ "Маркетинг", 2000.

1 Сергеев Е.Ю. Международные экономические отношения: Курс лекций. - М.: МВЦ "Маркетинг", 2000. С. 76. 25 13

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Собственность на факторы производства, виды доходов и принципы ресурсопользования
 Взаимоотношения предприятий и банка и банковский контроль
Ваши отзывы
Здравствуйте. Работу получили. На первый взгляд все супер! Посмотрим, что скажет преподаватель, но думаю проблем не будет. Спасибо.
Есиповы

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.