|
|
Автономия в Испании и федерализм в Швейцарии: общее и особенноеСОДЕРЖАНИЕ I. Классификация форм территориально-политического устройства 3 П. Политико-территориальное устройство Испании и Швейцарии 6 2.1. Политико-территориальная организация 6 2.2. Органы власти автономных сообществ 10 2.3. Органы власти кантонов 13 2.4. Местное самоуправление и управление в Испании 16 2.5. Местное самоуправление и управление в Швейцарии 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20 I. Классификация форм территориально-политического устройства Классификация форм территориально-политического устройства государства. Традиционно различаются две основные формы территориально-политического устройства государства: унитарное и федеративное государство. Конфедерация является союзом государств в основном это международно-правовое объединение, но в нем есть некоторые конституционно-правовые элементы, и потому о конфедерациях тоже иногда упоминается в конституционном праве (хотя в настоящее время конфедераций в мире нет. Формой территориально-политической организации государственности является также автономия, особенно политическая автономия, тем более если она создана на основе самоопределения этнических групп, национальных меньшинств. В последние десятилетия в некоторых странах (Испания, Италия и др.) сложилось так называемое регионалистское государство, сочетающее разнообразные элементы унитаризма, федерализма, автономии и являющееся, по существу, переходным от унитаризма к федерализму. Унитарное государство. Унитарное государство (oт латинского слова "унус" - один) -это единое государство, состоящее не из государственных образований (штатов и т.д.), хотя в его составе могут быть и отдельные автономные государственные образования, а из административно-территориальных единиц - областей, провинций, губерний, которые затем делятся на районы, уезды, а последние - на общины. В каждой из административно-территориальных единиц имеются органы управления: иногда государственные (назначенные сверху губернаторы), иногда избираемые органы местного самоуправления. В федеративных государствах административно-территориальное деление - это деление субъектов федерации, его устанавливают они сами. Формы унитарных государств. Унитарное государство состоит в основном из административно-территориальных единиц, но в сложном унитарном государстве имеются автономные единицы. В простом унитарном государстве существует только административно-территориальное деление, автономных образований нет. Автономия. Понятие автономии. В широком смысле слова автономия в консти-туционном праве означает предоставление какой-либо части государства. В большинстве случаев, однако, под автономией понимаются особые политико-территориальные единицы, созданные с учетом национального состава, культуры, традиций, быта проживающего в них населения. Автономные образования иногда создаются законом сверху (в Ираке), иногда предварительно проводится референдум в районах предполагаемой автономии, после чего издается соответствующий закон Виды автономии. В зависимости от того, компактно или Разрозненно проживают этнические и иные общности, а также от других обстоятельств в зарубежной литературе используются три характеристики автономии: персональная, корпоративная и территориальная. В зависимости от объема полномочий существуют две формы национально-территориальной (этнотерриториальной) автономии: политическая (ее часто называют еще государственной, законодательной) и административная. Политическая автономия имеет некоторые признаки государственности. Она (ее органы) обладает правом законодательства по местным вопросам. Федерация. Составными частями являются государства-члены или государственные образования. 0ни называются по-разному: штаты (США, Индия и др.), земли (Австрия, Германия), провинции (Канада, Пакистан и др.), кантоны (Швейцария, эмираты ОАЭ и т.д.) Обобщенно их называют обычно субъектами федерации. Федерации могут создаваться на основе союза (договорные федерации) или на основе автономии (конституционные федерации). В науке и конституционной практике используются три различных подхода к структуре федерации: национально-территориальный, территориальный и комплексно-территориальный. Субъекты федерации и их правовое положение. Подавляющую часть территории федеративных государств занимают субъекты Федерации. Субъекты федерации часто имеют свои конституции (в США, Мексике-все штаты, в Танзании - только Занзибар, в Индии свой конституционный закон имеет штат Джамму и Кашмир), но в провинциях Канады и Пакистана, у штатов Венесуэлы конституций нет. В отличие от автономии субъекты федераций сами принимают свои конституции, которые не нуждаются в утверждении центральных органов (речь, разумеется, идет о тех федерациях, где субъекты имеют свои конституции). Субъекты федераций создают свои парламенты (кроме ОАЭ, где субъектами управляют абсолютные монархи - эмиры). Эти парламенты могут быть и однопалатными, и двухпалатными (в Индии, например, часть штатов имеют двухпалатные парламенты, а часть - однопалатные). Парламенты издают местные законы. В Швейцарии в некоторых небольших кантонах законы принимаются народными собраниями. Автономные сообщества Испании и кантоны Швейцарии не имеют права принимать самостоятельные действия в случае конфликтов. Вооруженные силы, международные отношения, тарифный и таможенный режимы находятся в компетенции государства (в этом сходство). В компетенцию автономных сообществ Испании и кантонов Швейцарии входит решение различного рода внутренних проблем (больничное дело, поддержание порядка и т.п.). В Швейцарии установлены приоритеты Федерального права перед кантональным, в то время как в Испании отдельные автономные сообщества (4сообщества) с самого начала приняли на себя всю компетенцию государства. ВЫВОДЫ В Испании государство организовано из муниципий, провинций и автономных сообществ. Все они пользуются автономией, которая представляет собой основной элемент испанского государства. По форме Испания относится к сложным унитарным государствам. Однако степень децентрализованности его такова, что по ряду параметров оно приближается к федеративному. Автономия Испании - национально-территориальная, т.к. она оптимально разрешает национальные вопросы (лингвистические, культурные, традиционные, бытовые). Швейцарскую конференцию образуют объединенные союзом 23 суверенных кантона. Несмотря на официальное название - Швейцария, конфедерация - по форме это федеративное государство, построенное по территориальному признаку. Общим между ними , на мой взгляд, является то, что политико-территориальное деление этих государств суверенно. В Испании различия между уставами автономных сообществ не должны включать экономические или социальные привилегии. Права и обязанности автономных сообществ должны быть одинаковыми и обязательными на всей территории. Автономные сообщества ни в коем случае не имеют права образовывать Федеральные объединения. Аналогично Швейцарским кантонам Конституцией запрещено заключать между собой союзы политического характера. Однако в Швейцарии кантонам разрешается (с согласия Федеральной власти) заключать союзы по предметам законодательства, правосудия и администрации. II. Политико - территориальное устройство Испании и Швейцарии 2.1. Политико-территориальная организация Согласно ст. 137 - 139 Конституции, определяющим общие территориальные принципы Испании, государство организуется из муниципий, провинций и автономных сообществ. Все эти корпорации для осуществления своих соответствующих интересов пользуются автономией, которая представляет собой основной элемент территориальной организации испанского государства. Государство гаран-тирует эффективную реализацию принципа солидарности (ст.2 Конституции), следя за установлением адекватного и справедливого экономического равновесия между различными частями территории страны, уделяя особое внимание островным территориям; различия между уставами автономных сообществ ни в коем случае не должны включать экономические или социальные привилегии (ст. 138). Все испанцы на любой части территории страны имеют одинаковые права и обязанности. Никакой орган власти не может принимать меры, прямо или косвенно препятствующие свободе передвижения лиц и свободному перемещению благ на всей территории страны. По действующей Конституции политико-территориальное устройство Испании остается унитарным, однако степень децентрализованности его такова, что по ряду параметров, оно приближается к федеративному. В то же время в своем решении от 2 февраля 1981 г. Конституционный трибунал указал: "Автономия не означает суверенности". Это вытекает из зафиксированного в упомянутой ст. 2 Конституции принципа нерасторжимого единства испанской нации, общей и неделимой родины всех испанцев. В целях оптимального разрешения национальных вопросов (Испания отличается большим лингвистическим и культурным разнообразием) составители действующей конституции учредили институт автономных сообществ (гл. III разд. VIII ст. 143 - 158) В преамбуле Конституции среди прочего отмечено стремление "обеспечить всем испанцам и народам Испании осуществление прав человека, развитие их культур и традиций, языков и институтов. B осуществление права на автономию, признанного в ст. 2 Конституции, сопредельным провинциям с общими историческими, культурными и экономическими характеристиками, островным территориям и провинциям, имеющим регионально-историческую общность, было разрешено в целях их самоуправления образовывать автономные сообщества. В то же время Конституция категорически запретила создание федерации автономных сообществ. Правда, в уставах автономных сообществ могут содержаться предпосылки, реквизиты и условия для заключения соглашений между автономными сообществами о взаимных услугах, а также порядок и последствия соответствующего уведомления Генеральных кортесов. Соглашения о сотрудничестве между автономными сообществами требуют разрешения Генеральных кортесов. В настоящее время на территории Испании существуют 17 автономных сообществ, из которых Каталония, Страна басков и Галисия охватывают ареалы проживания соответствующих коренных народов - каталонцев, басков, галисийцев. Семь автономных сообществ включают по одной провинции. Испания. Компетенция. В Конституции определены 22 позиции, представляющие собой возможные предметы ведения автономных сообществ. Это различные внутренние для них проблемы. По прошествии пяти лет компетенция автономных сообществ может быть расширена за счет других предметов, не отнесенных к ведению государства (ч. 2, ст. 148 Конституции), сфера исключительной компетенции которого определена в ст. 149 Конституции в 32 позициях, включая традиционные - Вооруженные Силы, международные отношения, таможенный и тарифный режим и др. В рамках Конституции автономные сообщества могут формировать свою компетенцию, добиваясь наибольшей адекватности ее своим потребностям. В то же время ч. 3 ст. 150 Конституции устанавливает, что в случаях, когда этого требует общий интерес, государство может путем издания законов согласовывать нормативные предписания автономных сообществ, даже если они относятся к ведению этих единиц. Четыре автономных сообщества - Каталония, Галисия, Страна басков и Андалузия - с самого начала приняли на себя всю компетенцию вне рамок компетенции государства, разработав уставы на основе более сложной процедуры. Они, таким образом, обладают полной автономией. Швейцарская Конфедерация по форме устройства - федеративное государство. Оно состоит из 23 объеденненых союзом суверенных кантонов, из которых три делятся на полукантоны. Полукантоны имеют само, стоятельную организацию власти (в соответствующих кантона" общекантональных органов нет), но половинное представительство в Совете кантонов и половину голоса на федеральных референдумах. В соответствии со ст. 3 Конституции, кантоны суверенны, поскольку их суверенитет не ограничен Федеральной конституцией, и как таковые они осуществляют все права, которые переданы федеральной власти. Согласно ст. 5, Конфедерация гарантирует кантонам их территорию, их суверенитет в пределах ст. 3 (правильнее было бы взять этот термин в кавычки), их конституции, свободу, права народа и конституционные права граждан наравне с правами и полномочиями, которые народ передал властям. Впрочем, терминология и фразеология кантональных конституций часто ориентированы на суверенитет как качество, присущее именно государству. Кантоны делятся на общины (коммуны). Термин "община" (Gemeindе) употребляется в немецкоговорящей части страны, термин "коммуна" - в остальных ее частях. Под общиной (коммуной) в Швейцарии понимается публичный коллектив территориального характера, осуществляющий на местном уровне децентрализованную публичную власть под наблюдением вышестоящего коллектива" Общины признаются корпорациями публичного права, обладают качеством юридического лица; их деятельность ограничена лишь соответствующей частью территории государства. В компетенцию общин входит управление своими финансами, регулирование вопросов санитарии и гигиены, школьное дело, охрана порядка. В крупных городах они ведают также дорогами, водо- и энергоснабжением. Швейцарские общины обладают возможностями кооперироваться между собой; такая кооперация имеет две формы- межобщинное соглашение и ассоциация общин. В первом случае отсутствует какой-либо надобщинный орган. Чаще всего такие соглашения заключаются по вопросам охраны окружающей среды, образования, устройства территории. При второй форме кооперирования возможно образование надобщинного органа, ведающего переданными ему вопросами. Важным моментом в организации кантонов является установление способов защиты территориального существования общин от возможности их слияния, разделения или поглощения. Наилучшим способом представляется поименное перечисление названий общин в конституциях кантонов. Компетенция. Конституция запрещает кантонам заключать между собой союзы и договоры политического характера, а с другой-разрешает им заключать соглашения (нем. Verkommnisse) по предметам законодательства, правосудия и администрации (ст. 7). Правда, такие соглашения должны представляться на просмотр федеральной власти (согласно п. 5 ст., 85 Конституции - Федеральному собранию в случае налитая возражений у Федерального совета или другого кантона) вторая может воспрепятствовать их исполнению, если они содержат что-либо, противоречащее интересам Конфедерации или правам других кантонов. В противном случае соответствующие кантоны вправе требовать содействия федеральных властей для исполнения соглашений. В случае споров между кантонами ст. 14 Конституции обязывает их воздерживаться от самовольных действий. В случае нарушения в кантоне внутреннего порядка или угрозы ему со стороны другого кантона его правительство должно немедленно уведомить федеральный совет, чтобы он принял необходимые меры в рамках своей компетенции или созвал Федеральное собрание. В неотложных случаях правительство кантона, незамедлительно известив Федеральный совет, должно призвать на помощь другие кантоны, которые обязаны такую помощь оказать. Внешние сношения в принципе подлежат ведению конфедерации. Согласно ст. 8 Конституции, только Конфедерации принадлежит право объявлять войну и заключать мир, вступать в международные союзы и заключать договоры с иностранными государствами, в частности, таможенные и торговые договоры. Конституция в ст. 11 запрещает любые военные капитуляции. В порядке исключения Конституция в ст. 9 разрешает кантонам заключать с заграницей договоры по предметам государственного хозяйства, соседских отношений и полиции, однако они не должны содержать ничего, что противоречило бы интересам Kонфедерации или правам других кантонов. Сфера исключительной компетенции Конфедерации постоянно расширяется. Этот процесс отразился в более чем 100 изменениях, внесенных в Федеральную конституцию, особенно после Второй мировой войны. Так, весьма значительно были расширены права Конфедерации в области экономики в результате конституционного пересмотра в 1947г. В последующий период Конфедерация получает права в социальной сфере, включая охрану окружающей среды, в регулировании территориальной инфраструктуры. Конфедерация в настоящее время управляет большей частью железных дорог, телекоммуникаций, ей принадлежат исключительные полномочия в сфере атомной энергетики и научных исследований. В результате конституционного пересмотра 23 сентября 1990г. Конфедерация расширила свою компетенцию в проведении энергетической политики. Одновременно Конфедерация получает все больше прав в залоговой сфере.В то же время значительная часть федеральных доходов возвращается в кантоны и коммуны. В общей сумме такие передаваемые средства составляют четвертую часть бюджета Швейцарии (26,3% в 1987г.). Ныне сфера исключительной федеральной компетенции охватывает оборону, таможенное дело, эмиссию денег, железные дороги и многое другое. Конкурирующая компетенция Конфедерации и кантонов распространяется на гражданское право, включая интеллектуальную собственность, уголовное право, трудовое право, режим иностранцев и др. В области финансирования образования, национальных и региональных публичных работ, национальных дорог и др. Конфедерация устанавливает общее регулирование, исполнение осуществляется кантонами. В случае несоблюдения федеральных требований кантональное исполнение может заменяться федеральным. Исключительная компетенция кантонов распространяется на такие сферы, как больничное дело, поддержание порядка, коммунальное хозяйство и др. Конфедерация может делегировать кантонам осуществление некоторых своих полномочий. В ст. 2 переходных положений федеральной конституции установлен приоритет федерального, права перед кантональным. Осуществляя предусмотренные Конституцией наблюдение и надзор за деятельностью кантонов, Конфедерация может направлять в кантоны федеральных инспекторов, обязывает кантоны представлять центру принимаемые ими законы, а также различного рода доклады. Конфедерация может оказывать на кантоны финансовое воз действие, а в некоторых случаях осуществлять и прямое вмешaтельство для обеспечения внутренней безопасности, поддержания спокойствия и порядка (ч. 6 ст. 85 Конституции). Таких вмешательств было всего 10 в период с 1855 до 1932 г. 2.2. Органы власти автономных сообществ Каждое автономное сообщество имеет свой устав (статус принимаемый в качестве органического закона государства (ст. 8 Конституции). Уставы автономных сообществ носят характер особых правовых норм вследствие особенностей их принятия и отчасти содержания и в испанском законодательстве признаются как акты, иерархически более высокие по отношению к за конам автономных сообществ; уставы представляют собой фундамент, основу, на которой в автономных сообществах строится обычное законодательство. Первоначальные проекты уставов разрабатывались комиссиями в составе членов, представительных органов соответствующих провинций и избранных там депутатов и сенаторов и представлялись на рассмотрение Генеральных кортесов в качестве законопроектов. Изменение устава производится в установленном в нем порядке и утверждается государственным органическим законом. Конституция урегулировала процедуру создания устава," включая разрешение возможных разногласий между провинциями посредством референдумов. Уставы автономных сообществ, обладающих полной автономией, могут изменяться только по установленной в них процедуре, включающей референдум. По общему правилу уставы содержат весьма сходные положения, тем более что Конституция в ст. 147 определила перечень вопросов, которые обязательно должны содержаться в этом акте. Обязательными являются название автономного сообщества, которое в наибольшей мере должно соответствовать его историческим традициям, границы территорий, положения о собственных органах власти, предметы ведения автономного сообщества. Организация власти. Типовая система органов власти автономного сообщества, предусмотренная в Конституции для автономных сообществ, обладающих полной автономией, включает прежде всего законодательное собрание, которое избирается всеобщими выборами по системе пропорционального представительства, обеспечивающей также представительство различных зон территории. Далее в систему власти входят правительственный совет, обладающий исполнительными и административными функциями, и избираемый законодательным собранием из числа своих - членов, и назначаемый Королем президент, на которого возлагается руководство правительственным советом, верховное представительство автономного сообщества и представительство государства в нем. Президент и члены правительственного совета несут политическую ответственность перед законодательным собранием. В автономных сообществах, следовательно, установлена парламентарная форма правления. Во главе судебной организации сообщества находится высший трибунал правосудия. В Стране басков в соответствии с названным органическим, законом действуют Парламент, Правительство, Конституционный трибунал. Парламент принимает законы, контролирует за деятельностью Правительства, не затрагивая при этом компетенции так называемых фуэралъных институтов, существующих в исторических провинциях данного автономного сообщества - в Алане, Бискайе и Гипускоа. Согласно Конституции, контроль за Деятельностью органов автономного сообщества осуществляется Конституционным трибуналом (проверка конституционности законодательных предписаний), Правительством по заключению Государственного совета (проверка осуществления делегированных функций), органами по рассмотрению административных споров (проверка автономной администрации и ее регламентарных норм) и Счетным трибуналом (экономические и бюджетные вопросы). Центральное Правительство назначает в автономное сообщество своего делегата, который руководит государственной администрацией на территории автономного сообщества и в случае необходимости координирует ее деятельность с деятельностью собственной администрации автономного сообщества. Статус правительственного делегата регулируется Законом о делегатах Правительства в автономных сообществах 1983 г. Непосредственное участие населения в осуществлении власти довольно широко распространено в автономных сообществах. Здесь возможно осуществление народной инициативы с соблюдением условий национального уровня (ч. 3 ст. 87 Конституции), но детализация определяется самими автономными сообществами. Первым автономным сообществом, принявшим закон о народной инициативе, была Астурия (середина 80-х гг.). ВЫВОДЫ В Испании каждое автономное сообщество имеет свой устав (статус), принимаемый в качестве органического закона государства и носящий характер правовых норм. Уставы автономных сообществ содержат весьма сходные положения, причем перечень вопросов, содержащихся в Уставе, определен Конституцией. Обязательным является название автономного сообщества ,границы территории, положение о собственных органах власти, предметы ведения автономного сообщества. Изменение устава производится в установленном порядке и утверждается государственным органическим законом. Уставы автономных сообществ обладают полной автономией и могут изменяться только по установленной в них процедуре, включая референдум. В отличие от Испании, где на всей территории господствуют одинаковые статусы власти, в Швейцарии власть в кантонах организована неодинаково, некоторые кантоны и полукантоны имеют систему. Так называемой, ландсгемайнде (сельская община или община страны). Суть ее в том, что кантональные решения могут приниматься на общем собрании избирателей кантона (ландсгемайнде). Концепция ландсгемайнде весьма широка: избирает правительство, государственный Совет и отдельно его главу, т.е. все они носят парламентальный характер и состоят из одной палаты. В остальных кантонах тоже парламентальная система, но парламенты именуются по разному - большой совет, мандрат, парламент. Парламенты кантонов обладают остаточной компетенцией от переданной в ведение Федеральной власти. Итак, и в автономных сообществах, и в кантонах парламентарная форма власти. В Испании типовая система организации власти автономных сообществ, обладающих полной автономией включает законодательное собрание, избираемое всеобщими выборами по системе пропорционального представительства, далее Правительственный совет, обладающий исполнительными и административными функциями (избирается законодательным собранием из числа своих членов) и назначаемый Королем- - президент, т.е. установлена парламентарная форма власти, что говорит о политической форме автономии в Испании. Правительство кантонов - высший исполнительный орган - оно наблюдает за деятельностью администрации кантонов и управляет ею. Правительство кантонов - полный аналог федеративного совета Швейцарии. В различных кантонах Правительство именуется по-разному. Члены Правительства избираются народом. В Испании Центральное правительство назначает в автономное своего делегата, а в Швейцарии - инспекторов в кантонах. Эти представители высшей власти контролируют и координируют деятельность автономного сообщества и кантонов. 2.3. Органы власти кантонов Власть в кантонах организована неодинаково. Полукантоны Унтервальдена и Аппенцелля и кантон Гларус, в которых проживают всего 2,5% населения страны, имеют систему так называемой ландсгемайнде (нем Landsgemeinde - буквально сельская община или община страны, края). Cyть ее в том, что кантональные решения могут приниматься на общем собрании избирателей кантона (полукантона), которое и именуется ландсгемайнде. Компетенция ландсгемайнде весьма широка во всех единицах где практикуется этот институт, он избирает правительство - государственный совет - и отдельно его главу (Landammann). В 15 кантонах и полукантонах парламенты именуются большими советами, в шести - кантональными советами (Kantonsrat), в четырех - ландратами и в кантоне Жюра - парламентом. Повсюду они состоят из одной палаты. Число членов в парламенте кантона варьируется от 60 (Невшатель, Жюра) до 200 (Берн, Аарау) Парламенты повсюду избираются по пропорциональной избирательной системе. По общему правилу, срок легислатуры - четыре года, но он может быть меньше (два года - в Граубюндене) или больше (пять лет - во Фрибуре) Парламенты кантонов осуществляют значительную компетенцию во многих областях. В некоторых случаях свои полномочия парламенты делят с избирательным корпусом или с ландсгемайнде. В законодательной области парламенты обладают остаточной компетенцией от переданной в ведение федеральной власти. Помимо принятия простых законов, парламенты наряду с избирательным корпусом участвуют в пересмотре конституций. Правительство - высший исполнительный и административный орган кантона Он управляет и наблюдает за детальностью кантональной администрации, назначает чиновников, представляет кантон вовне, поддерживает отношения с органами Конфедерации и с другими кантонами, а когда это необходимо, и с иностранными государствами. По общему правилу, кантональное правительство представляет собой аналог Федерального совета Швейцарии Правительство издает необходимые постановления, иногда обладает судебными функциями, особенно в кантонах, в которых нет административного трибунала. Практически во всех кантонах члены правительства избираются народом. Такой порядок формирования правительств обеспечивает сильную позицию исполнительной власти по отношению к кантональным парламентам. В большинстве кантонов правительство называется правительственный совет (Regierungsrat), в латиноговорящих кантонах - государственный совет (Conseil dEtat), в полукантоне Аппенцелль-Иннерроден - кантональная комиссия (Standeskommission), а в кантоне Жюра так и называется - правительство (Gouvernement). Численный состав кантонального правительства небольшой - от пяти до девяти членов. Вся судебная власть, за исключением сфер деятельности Федерального суда и нескольких федеральных комиссий юридического характера, принадлежит судебным органам кантонов. ВЫВОДЫ В Испании управление на местном уровне осуществляется в провинциях и муниципиях. Провинция - местная единица с правами юридического лица. Осуществление в провинциях автономного правления возлагается на депутации и иные представительства корпорации. Центральное правительство представлено в провинции губернатором, которого назначает министр внутренних дел. Выборы в представительные органы исторических территорий должны отвечать критериям свободного, прямого, тайного голосования. Миниципии - юридические лица, являющиеся важнейшими единицами местного самоуправления. Правление осуществляется соборами, состоящими каждый из алькальда и советников (прямые тайные выборы). Швейцария не имеет унифицированной системы местного самоуправления. В каждом кантоне свои законы - свои особенности. В большинстве кантонов (23 из 26) избирательный корпус рассматривается как основной орган власти в низших территориальных единицах. Общее собрание общины включает всех ее избирателей. Во всех общинах власть принадлежит коллективному органу, избираемому гражданами. Кантонное законодательство разрешает вмешиваться в дела общин. 2.4. Местное самоуправление и управление в Испании Эти функции публичной власти осуществляются на местных уровнях - в про-винциях и муниципиях. Провинции. Согласно ст. 141 Конституции; провинция - местная единица с правами юридического лица, предназначенная для объединения муниципий и осуществления на соответствующей территории государственной. Осуществление в провинциях автономного правления и администрации возлагается на депутации и иные представительные корпорации. Центральное Правительство представлено в провинции губернатором, которого назначает министр внутренних дел. Депутации состоят из депутатов, избираемых по судебным округам. Председатель избирается депутацией; в его обязанности входит представительство провинции, руководство ее управляющей комиссией и администрацией, созыв депутации на сессии руководство службами и деятельностью исполнительных органов провинции. Председатель назначает из числа членов управляющей комиссии вице-председателей, которым может делегировать часть своих полномочии. Управляющая комиссия - исполнительный орган провинции, аналог правительства автономного сообщества. Численный состав ее не превышает 1/3 от численного состава депутации, Члены комиссии назначаются и отзываются председателем по его усмотрению. Устав предусматривает, что выборы в представительные органы исторических территорий должны отвечать критериям всеобщего, свободного, прямого и тайного голосования при применении системы пропорционального представительства. Муниципии. В ст. 140 Конституции подчеркивается именно конституционная гарантия автономии муниципий, которые признаются важнейшими единицами местного управления в Испании. Они в полной мере являются юридическими лицами. В компетенцию муниципий входят такие сферы, как образование, регулирование дорожного движения, борьба с пожарами, рынки, здравоохранение, защита прав потребителей, кинотеатры, обеспечение водой, культурная и спортивная деятельность и туризм. В зависимости от численности населения законом предусматривается минимум необходимых служб для каждой муниципии. Правление в муниципиях должно осуществляться соответствующими соборами (Ayuntamientos), состоящими каждый из алькальда и советников (Concejales). Последние избираются жителями муниципии путем всеобщих, равных, свободных, прямых и тайных выборов, алькальды же избираются советниками или жителями и могут быть смещены в первом случае в результате вотума недоверия со стороны абсолютного большинства законного числа советников. У алькальда имеются заместители (tenientes). В муниципиях с населением свыше 5 тыс. жителей создается также управляющая комиссия, которая помогает алькальду. В соответствии с ч. 4 ст. 141 Конституции на архипелагах острова имеют собственную администрацию в виде капитула (Cabildo) или совета (Consejo). Эти органы состоят из островных советников (Consejeros Insulares), избираемых на каждом острове. В населенных пунктах, расположенных на территории муниципии, и их частях могут избираться свои органы самоуправления - сельские старосты (Alcaldes Pedaneos) и хунты жителей, состоящие из сельского старосты и гласных, либо только сельские старосты. 2.5. Местное самоуправление и управление в Швейцарии В отличие от большинства стран Швейцария не имеет унифицированной системы местного управления. Практически в каждом кантоне своя система, свои особенности. В большинстве кантонов - в 23 из 26 (кроме западных франкоговорящих кантонов Во, Женевы и Невшателя) избирательный корпус рассматривается как основной орган власти в низших территориальных единицах. Решение вопросов местной жизни жителями общин - обычная форма рассмотрения проблем. Общее собрание общины включает всех ее избирателей. Общины формируют свои органы власти и управления, подбирают персонал для них, управляют общинным имуществом, финансами, в частности, решают вопросы налогообложения занимаются проблемами начального и среднего образования К их ведению относится осуществление полицейских функций в широком смысле слова, поддержание общественного порядка регулирование дорожного движения, общественная гигиена, контроль за торговлей, за поддержанием в надлежащем порядке жилищ, борьба с пожарами. Во всех общинах Швейцарии исполнительная власть принадлежит коллегиальному органу, избираемому гражданами. Причем там, где функционируют общие собрания граждан, этот орган ими и избирается. Общинная автономия в Швейцарии совсем не означает, что низшие территориальные единицы совершенно самостоятельны в решении своих дел. За общинами осуществляется наблюдение и со стороны государства, и со стороны кантонов. Кантональное законодательство, по общему правилу, разрешает вмешательство в общинные дела. Оно реализуется главным образом двумя способами. Наиболее частым является вмешательство по жалобе какого-либо лица. В таком случае проводится юридический контроль на предмет определения соответствия актов общинных властей действующим законоположениям. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Испания - сложное унитарное государство, Швейцария - федеральное государство. Общее в их территориально-политическом устройстве то, что оно суверенно. В Испании права и обязанности автономных сообществ должны быть одинаковыми на все территории, причем автономные сообщества не имеют права образовывать федеральные объединения. Швейцария, в отличие от большинства стран не имеет унифицированной системы управления. В каждом кантоне - своя система, свои особенности, однако, Швейцарские кантоны не имеют права заключать между собой политические союзы. И в Швейцарии и в Испании вооруженные силы, международные отношения тарифный и таможенный режимы находятся в компетенции государства. Ни автономные сообщества, ни кантоны не имеют права самостоятельно действовать в случае конфликтов. В Швейцарии установлены приоритеты Федерального права перед кантонным, а в Испании 4 автономных сообщества, обладающих полной автономией, с самого начала приняли на себя всю компетенцию государства. В автономных сообществах Испании установлена парламентарная форма правления, контроль за деятельностью органов автономного сообщества осуществляется Конституционным трибуналом. Парламенты кантонов (Швейцария) обладают лишь остаточной компетенцией от переданной в ведение Федеральной власти. Практически во всех кантонах члены Правительства (высшего исполнительного и административного органа) избираются народом. Такой порядок обеспечивает сильную позицию исполнительной власти по отношению к кантональным парламентам. Кантональное правительство представляет собой аналог Федерального совета Швейцарии. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Гарсия Альварес М. Разрешение спорных вопросов между центральной властью и автономными образованиями в Испании // Конституционный вестник. № 14. Зарубежный федерализм: Организация государственной власти в субъектах федерации. М.: ИНИОН РАН, 1996. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. М.: ЮЛ, 1993. Синелыцикова И.Г., Тесленко А.Ю. Некоторые аспекты автономизации в Испании // Латинская Америка. 1997. .№ 6. 3 2 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|