|
|
Управление благоустройством территории и его значение для городского хозяйстваЗадание на проектирование Целью данной курсовой работы является: Рассмотреть значение благоустройства территории для городского хозяйства. Выявить цели и задачи "Специального треста № 4". Проанализировать производственную и организационную структуру "Специального треста № 4". Провести анализ процесса благоустройства дворовой территории района. Определить социальную эффективность благоустройства территории дворовой площадки. Основные документы в период работы над курсовым проектом проектирования следующие: Постановления Правительства РФ, законы РФ, в которых рассматриваются вопросы благоустройства; Устав "Специального треста № 4"; Строительные нормы и правила (СниП); Нормы по охране труда; Проектно - сметная документация; Рекламные материалы. Оглавление Стр. Введение 5 1 глава - Характеристика "Спецтреста №4". 7 1.1.Цель и задачи треста, история его развития. 7 1.2.Производственная структура треста 8 1.3.Организационная структура управления "Спецтреста №4". 13 1.4. Экономические показатели "Спецтреста №4". 17 2 глава - Анализ организации благоустройства дворовой территории района. 20 2.1. ЖКХ города как объект управления. 20 2.2.Этапы разработки проектов по благоустройству. и система заказов Госстроя России. 23 2.3.Благоустройство дворовой территории. 26 3 глава - Управление благоустройством территории и его значение для городского хозяйства. 34 3.1. Значение благоустройства для городского хозяйства его место в системе жилищно - коммунального хозяйства. 34 3.2. Предложения по улучшению управления благоустройством территории от муниципальных структур жилищно - коммунального хозяйства района до Госстроя России. 35 Заключение 36 ВВЕДЕНИЕ Развитие рыночных отношений, приватизация государственной и муниципальной собственности, разрушение командно - плановой экономики, сокращение объемов производства, рост числа неплатежеспособных предприятий и потребителей изменили механизм управления научно-техническим прогрессом. Эти же причины повлияли на темпы и характер развития ряда отраслей ЖКХ, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, строительно-монтажных, проектно-изыскательских работ. Проведение вышеперечисленных мероприятий рассматривается как основы экономического роста жилищно-коммунального хозяйства. Большое место среди отраслей ЖКХ занимает благоустройство городов, районов и составляющих их территорий. Целью курсового проекта является анализ проблемы управления благоустройством территории и его значение для городского хозяйства на примере "Специального треста №4"., его производственно - хозяйственной и финансовой деятельности, проведения работ по благоустройству дворовой территории. И в природе, и в обществе выживают те биологические и социальные организмы, которые адекватно приспосабливаются к внешним изменениям, т.е. изменяются сами. Один из характерных признаков преуспевающих организаций - изобретательность и непрерывное реагировании на любые изменения в окружающей среде. Необходимость перемен особенно остро ощущают те, кому по долгу службы приходится руководить меняющимися людьми в меняющихся обстоятельствах. Для того, чтобы вводимые изменения благотворно повлияли на всю работу организации, руководителю предстоит решить многие вопросы, касающиеся управления персоналом - обнаружение изменений, происходящих в условиях работы организации; какие шаги необходимо предпринять, чтобы преодолеть или устранить сопротивление сотрудников. В переводе с английского "менеджмент" - управление, руководство, организация. Слова "менеджер" и "менеджмент" употреблялись в английском языке в прошлом столетии, однако современное его понимание сформировалось во второй четверти ХХ века. Менеджмент как понятие включает себя методы и тактику управления. Управление же, как отмечают ученые, - это наука и искусство, включает в себя такое руководство людьми и такое использование ресурсов, которое помогает выполнять поставленные задачи экономичным и рациональным путем. Менеджмент - это область практической деятельности, основанная на использовании достижений многих наук (математики, психологии, социологии, экологии, статистики, информатики и др.). Эти достижения в науке и технике используются в управлении любой сферы деятельности человека. В данном случае рассматривается управление благоустройством территории и его значение для жизни города. ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦТРЕСТА №4 1.1. Цель и задачи треста, история его развития. Государственное унитарное предприятие "Специальный трест №4" Государственного комитета по строительству, архитектуре и жилищной политике является многопрофильной организацией. Трест более 30 лет выполняет монтаж технологического оборудования, трубопроводов и металлоконструкций на различных объектах народного хозяйства, в том числе в условиях жаркого и полярного климата, участник строительства наземных комплексов, обеспечивающих запуск космических аппаратов от первого искусственного спутника Земли до космического корабля "Буран". Трест работал на сложнейших объектах, как в нашей стране, так и за рубежом, в том числе был занят на сооружении таких объектов, как полигоны "Плесецк" и "Байконур". "Специальный трест №4" имеет Федеральную лицензию на выполнение функций заказчика, генподрядчика и выполнение строительно-монтажных работ на территории России, странах СНГ и за рубежом, а также спец. лицензию и лицензию на лизинговые операции. Государственным унитарным предприятием "Специальный трест № 4" создана финансово-инвестиционная компания "Центр новых строительных технологий", которая работает и инофирмами по поставке строительной техники и технологии. В задачи компании входит не просто импорт техники и технологии, а создание совместных предприятий. В настоящее время, по поручению Правительства РФ, трест активно занят внедрением в российскую строительную практику новой американской технологии фирмы "МИС Индастриз" (США) возведения металлических бескаркасных зданий и сооружений различного назначения в РФ, странах СНГ и дальнем зарубежье. В Москве, Калининграде, Санкт-Петербурге, Уфе, Ростове-на-Дону, Альметьевске, Иркутске, Красноярске, Хабаровске, Сочи, Туапсе работают управления треста. Созданы несколько совместных предприятий с США. "Специальный трест № 4" имеется техническое свидетельство Госстроя России о пригодности применения производимых объектов в строительстве на территории Российской Федерации. ГУП "Специальный трест № 4" является активным участником реализации Проекта "10 тысяч канадских домов в России", который возглавляет с российской стороны Госстрой РФ, с канадской - компания "Фергюнсон, Симек, Кларк". 1.2.Производственная структура треста. "Специальный трест № 4" выполняет следующие работы: монтаж особо сложного ответственного и уникального оборудования трубопроводов, в том числе насосных и компрессорных станций; монтаж, сварку трубопроводов из нержавеющих, легированных сталей с полным объемом испытаний на герметичность и прочность; монтаж очистных сооружений по очистке промышленных стоков от особо вредных и токсичных отходов; монтаж и сварку сложных листовых конструкций, в том числе крупных шаровых резервуаров, работающих под давлением, аэродинамических труб для продукции натурных образцов машин; строительство "под ключ" объектов гражданского назначениея6 жилых домов, спортивных сооружений, аквапарков, торговых центров и других зданий и сооружений со всеми видами отделки, включая водопровод, канализацию, электроснабжение. Государственное унитарное предприятие "Специальный трест № 4" производит работы по строительству складов, ангаров, магазинов, торговых центров, спортивных сооружение, промышленных зданий и др. Здания и сооружения строятся по различным проектам и любой конфигурации, размеров, сечения арки, пролетом от 6 до 39 метров, здания полукруглой формы до 36 метров и высотой до 18 метров, длина не ограничивается. Трест выполняет работы по теплоизоляции, производству и установке витражей, ворот, различных декоративных пристроек и врезок. Специальный процессор, программируемый вручную или с персонального компьютера с помощью математической программы, может проектировать и производить неограниченное сочетание форм и размеров арок с расчетом их по всем видам нагрузок для проектируемого здания и условий эксплуатации. ГУП "Специальный трест № 4", являясь дилером фирмы "M.I.C. Industries", строит здания и сооружения при помощи уникальной технологии с широчайшим диапазоном возможностей и экономической эффективностью. Трест отличает сочетание передовой технологии на базе мобильного строительного оборудования с последними достижениями в вычислительной технике и инновационным подходом к перспективным возможностям. Используемое оборудование экономично и надежно, что повышает его отдачу и конкурентноспособность строительных организаций, использующих его. Рост прибыли по отношению к инвестициям в оборудование обусловлен удачным сочетанием требований к техническому обслуживанию оборудования и его повышенной наработкой на отказ. Бортовой компьютер на уровне последних достижений в этой области позволяет за один день разработать проект здания и собрать его элементы. Основная идея проста и эффективна: доставить производственные мощности на строительную площадку. После доставки на стройплощадку UBM (универсальное оборудование - машина - "комплекс"), даже в условиях бездорожья, в считанные минуты оборудование готово к производству высокоточных панелей для бескаркасного строительства. Благодаря применению числового программного управления точность панелей удовлетворяет самым жестким требованиям. Комплекс UBM является полностью независимым автономным "заводом на колесах", оснащен дизельным двигателем с воздушным охлаждением, который приводит в действие гидравлику силовых агрегатов и подъемного крана; встроенный электрогенератор обеспечивает питание комплектного инструмента. Уровень комплекса высокотехничный, но вместе с тем машина проста в управлении. Обученная бригада из 8-10 человек в состоянии возвести здание в 1000 квадратных метров с теплоизоляцией в течение одной недели. Панели являются самонесущими и позволяют строить бескаркасные здания, не требующие дополнительных опор, балок и колонн. Применение закаточных машин не только обеспечивают идеальную герметичность здания, но и исключают потребность в винтах, гайках, подобных крепежных деталях. Центральный пункт управления комплексом обеспечивает упрощенное программирование и эксплуатацию системы пользователям ЭВМ. База получения данных доступна в режиме меню для различных типов металла, применяемых в строительстве. Гидравлическая гильотина комплекса с электрическим управлением автоматически нарезает панели заданной длины. Гидравлический шарнирно-стреловой кран на гидравлических опорах облегчает загрузку листового металла в рулонах. Дизельный двигатель мощностью 39 л.с. приводит в действие встроенный электрогенератор, обеспечивает питание. Комплекс UBM, являясь революционной технологией, обеспечивает уровень экономии средств, не сравнимый ни с одной другой существующей технологией. Комплекс позволяет осваивать большие объемы строительства за ограниченное время. Благодаря снижению потребности в рабочей силе удается сохранить высокие темпы без повышения количества занятых в производстве. Применение такой прогрессивной технологии приводит не только к экономному расходованию материалов, но и сводит к минимуму транспортные расходы на доставку, поскольку большинство элементов производятся непосредственно на строительной площадке. Совершенное числовое управление, исключая потребность строительства "на глаз", обеспечивает высокую точность и единообразие производимых элементов зданий и сооружений. Данная технология находит применение на строительстве объектов промышленного, коммерческого и военного назначения, в сельском хозяйстве, при возведении зданий культурно-строительного профиля, а также в жилищном строительстве. Здания, построенные по данной технологии, не требуют частого ремонта и обслуживания, они полностью водонепроницаемы и обладают повышенной прочностью. Также возможно применение различной теплоизоляции с улучшенными энергосберегающими свойствами. В том числе к вышеперечисленным видам деятельности относятся разнообразные работы по благоустройству территорий, такие как: снос строений и вывоз мусора; работы и по горизонтальной и вертикальной планировке; выполнение асфальтированных отмосток вокруг зданий; реконструкций тротуаров; озеленение участков (высадка деревьев, кустарников, разбивка газонов); установление поливочных кранов в нишах цоколя здания; сооружение мусорных площадок и навесов; осуществление дворового освещения; производство и установление игровых и спортивных детских площадок и др. работы. Производство ГУП "Специальный трест № 4" включает (рис.1): Завод ЖБК с растворным узлом (цех по производству железобетонных конструкций, черепицы и керамической плитки); Завод по производству металлоформ: металлической кровли, металлических ограждений, вентиляционных изделий, санитарно-технических изделий и заготовок); 3. Деревоперерабатывающий комбинат по производству деревянных строительных конструкций; 4. Завод по переработке мрамора, гранита, туфа, базальта и изготовлению из них отделочных материалов; 5. Специализированные монтажные участки: а) участок изготовления и монтажа высокоточных панелей для бескаркасного строительства - комплекс UBM; б) участок монтажа и демонтажа оборудования трубопроводов и металлоконструкций; в) участок сервисного, профилактического, текущего, капитального ремонта и обслуживание оборудования металлоконструкций, трубопроводов, инженерных сооружений и автотехники; г) участок по производству работ по очистке и ремонту канализационных сетей и ливнестоков, канализационных коллекторов, очистных сооружений и перекачивающих станций. 6.Служба технического контроля и качества (СТКК). Рис. 1. Производственная структура "Специального треста № 4". Организационная структура управления "Специального треста № 4". Трест выполняет функции генерального подрядчика, субподрядчика и генерального проектировщика строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, обязан обеспечивать координацию деятельности всех участников строительства. Он заключает договора с заказчиками и субподрядчиками, обеспечивает стройплощадки материалами и механизмами. В его составе юридическая и диспетчерская служба. "Специального треста № 4" применяет пирамидально - иерархическую структуру управления организацией (рис. 2). Для исследования внутренней среды предприятия "Специального треста № 4" необходимо рассмотреть его профиль. Организационная структура управления трестом строится по принципу подчинения нижестоящего органа вышестоящему. Данное предприятие возглавляется генеральным директором. Генеральный директор действует от имени треста, представляет его во всех хозяйственных и государственных учреждениях. В соответствии с законодательством и уставом "Специального треста № 4", он руководит всей деятельностью, взаимодействует с другими организациями, издает приказы, имеет право подписи в отчетных и финансовых документах. Часть своих полномочий директор передает своим заместителям: по экономике, по снабжению и сбыту, по техническому контролю и качеству, по производству, по кадрам и главному инженеру. Вместе с тем, директор и его заместители исполняют возложенные на них обязанности с помощью специалистов отделов, бюро, производственных участков. Экономический отдел осуществляет разработку комплексных и текущих планов, включая производство, кадры, финансы, техническое развитие, определяет экономическую эффективность производства и капитальных вложений, организует анализ хозяйственной деятельности. Технологический отдел разрабатывает технологию производства новых изделий и вносит усовершенствования в действующее производство, контролирует соблюдение технологического режима, принимает меры к повышению качества и снижению затрат. Отдел материально - технического снабжения находит и определяет поставщиков ресурсов, необходимых предприятию: сырья, материалов, комплектующих изделий, инструментов, оборудования, заключает договоры с поставщиками, организует доставку ресурсов на склад, обеспечивает их хранение и выдачу по требованиям. Бюро комплектации производит работы по комплектации изделий соответствующими необходимыми материалами. В ведомстве транспортно - хозяйственного участка организация различного вида транспортных и хозяйственных работ. Бюро охраны труда контролирует соблюдение норм и законодательств по охране труда на предприятии. Центральная строительная лаборатория производит работы по исследованию изделий, технологических процессов на предприятии. Бухгалтерия учитывает поступление и расходование материальных и финансовых ресурсов, рабочей силы, готовит отчеты о деятельности треста. Отдел кадров производит подготовку и переобучение кадров с отрывом и без отрыва от производства, производственным обучением рабочих, организует курсы повышения квалификации. Коммерческий отдел организует коммерческую и торговую деятельность предприятия, управляет снабженческой деятельностью предприятия, заключает договора, составляет соответствующую документацию, занимается маркетингом. Диспетчерская служба - основная задача службы - осуществление постоянного контроля за выполнением графиков производственных работ и обеспечения строек материально-техническими и автотранспортными средствами. Она объединяет сеть диспетчерских пунктов, диспетчерский персонал, оперативно-диспетчерскую документацию, технические средства связи, а также специальные устройства для сбора, хранения и отображения данных. Особое значение для "Специального треста № 4" приобретает эффективный и инновационный менеджмент, так как руководящие структуры изыскивают любые возможности для применения новшеств, а также занимаются благотворительностью и оказывают финансовую помощь различным организациям. 1.4. Экономические показатели "Спецтреста № 4". Таблица № 1 Численность работников Наименование показателей Значение показателей Всего работников, в том числе: 2 500 чел. 1. Промышленно - производственный персонал: 1849 1. Рабочие 1 224 2. Руководители 69 3. Специалисты 308 4. Служащие 248 2. Непромышленный персонал: 651 Всего в 2000 году среднесписочная численность работников "Специального треста №4" составила 2 500 человек, их них промышленно - производственный персонал составил 73,9% от общего числа работающих, непромышленный персонал - 26,1%. Фонд заработной платы треста: в 1999 году - 129. 166 тыс. руб. в 2000 году - 136. 484 тыс. руб. На предприятии применяется две формы оплаты труда: Повременная или тарифные ставки (оклады). Сдельно-премиальная (используется в основном для оплаты труда рабочих сдельщиков). Следовательно, средняя ежемесячная заработная плата работников - в 1999 году - 3,79 тысяч рублей; в 2000 году - 4,5 тысяч рублей. Анализируя темпы роста средней заработной платы всего персонала треста за 1999 - 2000 годы можно сделать вывод о том, что организационно - управленческие структуры предприятия находят финансовые возможности постепенно увеличивать выплаты сотрудникам. Распределение специалистов с образованием следующее: инженерно-техническое образование - 57,6%; экономическое образование - 23,7%; юридическое - 2,3%; специальное и среднеспециальное - 16,4%. Управленческие меры по повышению квалификации персонала следующие: проведение семинаров, спецсеминаров, курсов для руководящего и рабочего персонала. Складское хозяйство треста состоит: Централизованные склады - 8 шт. Открытые заводские площадки - 11 шт. Прицеховые склады - 6 шт. Трест имеет стабильный круг продавцов - партнеров, поставляющие комплектующие изделия для продукции, выпускаемой заводом - изготовителем. В 1999 году израсходовано на мероприятия по охране труда 52 тысячи рублей, в 2000 году - 78 тысяч рублей. В 1999 и 2000 гг. произведено работ на сумму (соответственно) - 3.419.757 и 3.180.666 тысяч рублей, индекс роста составил 0,93. В информационной системе треста существует автоматизированная обработка информации. Техническое обеспечение включает электронно - вычислительную технику и средства связи ее между собой, а также телефон, факс, ксерокс. Большое внимание на предприятии уделяется автоматизированным системам управления (АСУ). Это - комплекс программного и аппаратного обеспечения, включающего в себя 12 единиц компьютерного парка и 5 локальных вычислительных сетей. В настоящее время многие промышленные предприятия в нашей стране находятся в стадии модернизации существующих автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП). АСУ ТП обеспечивает решение широкого спектра производственных, учетных и экономических задач в режиме реального времени, взаимодействия различных служб, функционирование учета рабочего времени. Основные фонды треста составляют 120.332 тыс. руб., в том числе: промышленно-производственные составляют 90.235 тыс. руб., из них: зданий - 30.862 тыс. руб.; сооружений - 20.300 тыс. руб.; машин и оборудования 30.097 тыс. руб. Капитальные вложения и незавершенное производство включают: 1.Объем капитальных вложений, всего - 875 млн. руб., в т.ч. строительно - монтажных работ - 109 млн. руб. 2.Ввод в действие основных промышленно - производственных фондов 641 млн. руб. 3.Ввод в действие производственных мощностей - 420 млн. руб. "Спецтрест № 4" снабжает электроэнергией АО "Мосэнерго", суммарная установленная мощность потребителей электроэнергии - 7.760.000 (КВА), водоснабжение завода осуществляет АО "Водоканал", теплоснабжение обеспечивается собственными котельными. На балансе треста на 31.12.99 г. имеется 20 автомобилей, в 1999 г. ими было перевезено 10,2 тыс. тонн грузов, что на 525 больше, чем в 1998 году. Грузооборот за 1999 год составил 923 тонн/километров, что на 6,2% больше, чем в 1998 году. ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ БЛАГОУСТРОЙСТВА ДВОРОВОЙ ТЕРРИТОРИИ РАЙОНА. 2.1. ЖКХ города как объект управления. ЖКХ - это отрасль народного хозяйства, основной целью функционирования которой является удовлетворение потребностей населения и предприятий города в услугах, обеспечивающих их нормальные условия жизни и работы. В состав ЖКХ входит комплекс служб, часть которых представлена эксплуатационными предприятиями и организациями, часть - ремонтными и ремонтно-строительными организациями, транспортными и энергетическими организациями, а также организациями благоустройства и дорожного хозяйства. В составе ЖКХ традиционно выделяют следующие службы: жилищное хозяйство с ремонтно-строительными организациями; дорожное хозяйство и благоустройство; городской пассажирский транспорт; теплоэнергетика; газовое хозяйство; водопроводно-канализационные службы; электроснабжение и уличное освещение; бытовое обслуживание; озеленение; гостиничное хозяйство. Разнообразие видов услуг и продукции указанных служб, различие технологий, техники, организации работ обусловливают большое число организационных форм и методов управления в системе ЖКХ. Особенности ЖКХ как объекта управления определяются его спецификой как отрасли, объединяющей в себе сложный и разнообразный конгломерат различных отраслей, тесно взаимосвязанных едиными народнохозяйственными и социальными проблемами, целями и задачами. Основной среди этих особенностей является высокий уровень комплексности отрасли ЖКХ, которая выражается в разнообразии научно-технического и технологического характера деятельности отраслей с одновременной увязкой их функционирования в единой системе городского хозяйства. Это, в свою очередь, приводит к особенности системы управления ЖКХ, в которую непосредственно или опосредованно входят различные министерства и ведомства. Важнейшей особенностью ЖКХ является его направленность на удовлетворение первоочередных потребностей населения. Отсюда доминирующим фактором в его развитии и функционировании является социальный фактор. Определяющее влияние социальных факторов обусловливает еще одну особенность ЖКХ, а именно, специфичность критериев эффективности оценки его функционирования. Характерные для сферы производства экономические критерии эффективности, такие как рентабельность, выработка, фондоотдача зачастую оказываются непригодными для объектов ЖКХ. На первое место здесь выдвигаются критерии качества обслуживания населения, комфортность, эстетика, экологические факторы, которым отдается предпочтение зачастую в ущерб экономическим показателям. В этой связи многие предприятия и отрасли ЖКХ являются планово убыточными и находятся на дотации государства. Эта особенность предприятий ЖКХ определяет специфику подходов и методов при переводе предприятий ЖКХ на самостоятельное финансирование. Особенностью ЖКХ является также разнообразие форм его подчиненности в территориальном аспекте. В крупных и крупнейших городах с районным делением часть отраслей имеет предприятия и организации, разбитые по подчиненности по административным районам города. К ним относятся отрасли: жилищное хозяйство, ремонтно-строительное производство, часть служб озеленения и паркового хозяйства, банно-прачечное хозяйство. При другом районировании, не совпадающем с административными районами города, имеются сетевые хозяйства, такие как водопроводно-канализационное, газовое, теплоэнергетическое. В некоторых отраслях отсутствует районирование системы управления, и они являются общегородскими, например, городской пассажирский транспорт или дорожное хозяйство и благоустройство. Следующей особенностью ЖКХ как объекта управления является непредсказуемый характер протекающих в нем процессов. Это связано с воздействием на функционирование его предприятий и отраслей значительного числа случайных факторов: колебание спроса, климатические и погодные условия. Наряду с этим некоторые отрасли функционируют в условиях существенного влияния сезонных колебаний потребления услуг (теплоэнергетика, наружное освещение), а также периодических колебаний ежемесячного, недельного и суточного периодов (транспорт, водопровод, газовое хозяйство). В то же время следует отметить, что в отличие от промышленных предприятий и организаций ЖКХ, как правило, оказывают услуги потребителю непосредственно на месте и в большинстве случаев могут накапливать запасы услуг или продукции для выравнивания колебаний и пиковых нагрузок. Естественно, это создает дополнительные трудности в технологии и организации управления в отрасли. У предприятий служб благоустройства, дорожного хозяйства, служб озеленения, санитарной очистки отсутствуют технологические этапы транспортировки и сбыта услуг и продукции, поэтому исключаются и соответствующие организации, и затраты на реализацию транспортировки и сбыта. Одновременно в связи с этим практически исключается накопление и резервирование запасов продукции или услуг. Последнее обстоятельство обусловливает большое значение рациональных мощностей предприятий и организаций ЖКХ. Администрации города выполняют функцию комплексного планирования социально-экономического развития города и как территориальные органы управления управляют ЖСК и координируют планы его развития и перспективами развития всех подсистем города. Им дается право (вместе с Госстроем России) право на договоры - заказы предприятиями ЖСК, которые имеют статус гос.заказов. Промышленность должна обслуживаться ЖКХ исходя из остаточного принципа, после обеспечения потребностей населения и социально-бытовых объектов. 2.2.Этапы разработки проектов по благоустройству территории и системы заказов Госстроя России. Проекты по благоустройству территории разрабатываются в соответствии со СНиП (строительными нормами и правилами) на градостроительство, планировку и застройку городских и сельских поселений СНиП 2.07.01-89 с дополнениями и изменениями. В проектах планировки и застройки городских и сельских поселений необходимо предусматривать рациональную очередность их развития в увязке с текущим и перспективным государственным планом экономического и социального развития Российской Федерации, планами экономического и социального развития республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов и городов федерального значения, разрабатываемым на срок до 20 лет. При проектировании жилой застройки, как правило, выделяются два основных уровня структурной организации селитебной территории (для размещения жилого фонда, общественных зданий и сооружений): Микрорайон (квартал) - структурный элемент селитебной территории, площадью 10-60 га, но не более 80 га. Границами квартала являются магистральные или жилые улицы, проезды, пешеходные пути, естественные рубежи; Жилой район - структурный элемент селитебной территории площадью от 80 до 250 га. Границами являются труднопреодолимые, естественные и искусственные рубежи, магистральные улицы и дороги общегородского значения. Жилой район является объектом разработки проекта детальный планировки, а микрорайон (квартал) - проекта застройки. В малых городах и сельских поселениях при компактной планировочной структуре жилым районом может быть вся селитебная территория. В целях более четкого формирования государственных заказов на выполнение строительно - монтажных работ, а также работ по благоустройству, Советом Министров СССР было утверждено Положение о порядке формирования гос.заказов. Гос.заказы являются органической частью исходных данных планирования работ по строительству и благоустройству наших городов. В указанном Положении была установлена взаимосвязь государственных заказов с контрольными цифрами по объему производства и оказанных услуг. Следует иметь в виду, что контрольные цифры и, прежде всего, показатель продукции (выполнение работ, услуг), в стоимостном выражении для заключении договоров, отражают общие потребности производственной деятельности народного хозяйства в целом и всего населения городских или иных образований. Гос.заказы выражают требование государства по выполнению определенных работ по выполнению определенных работ для удовлетворения первоочередных общественных потребностей. Гос.заказы, как правило, охватывают только часть производственной программы предприятий, организаций. Гос.заказы устанавливаются на постановку некоторых видов продукции, необходимой, прежде всего, для решения общегосударственных и социальных задач, ввод в действие объектов социальной сферы за счет государственных капиталовложений. В отдельных случаях по предложению местных органов власти заказы могут устанавливаться на ввод в действие социальных объектов (в том числе и на конкурсной основе) за счет собственных средств и других источников финансирования. Заказы доводятся через администрацию города до предприятий и организаций. Основным источником финансирования жилищного строительства и благоустройство прилегающей к нему территории, стали средства частной и смешанной форм собственности (в т.ч. средства ЖСК и др.) в сочетании с ассигнованиями из средств местных бюджетов. Заказчик объекта по благоустройству (чаще всего ДЕЗ, отдел ЖКХ при районной администрации, реже Госстрой России) представляет администрацию города документы, отражающие объем необходимых работ с указанием источника финансирования. В администрации города отделом ЖКХ и другими проверяется заказ на правомерность, на соответствие юридическим правилам, уточняется правомерность источника финансирования и наличия денежных средств у плательщика. В постановлении администрации города должны быть четко определены права и обязанности заказчика, представлен календарный план выполнения работ по благоустройству территории, в данном случае дворовой территории, с распределением выделенных средств по периодам времени на проектирование и благоустройство. Ответственность за выполнение этого постановления возлагается на заказчика, контроль за исполнением - на Департаменте ЖКХ. Выполняют работы по благоустройству чаще всего строительные и строительно-монтажные тресты и другие организации. В целях совершенствования организации работ по реализации федеральных целевых программ и строительству объектов, осуществляемых с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета, по которым правительство РФ определило Госстрой России государственным заказчиком. Издан приказ Госстроя России от 3 августа 2000 г., в котором сообщается: Контроль за ходом реализации заказа и текущее управление осуществляет заместитель председателя Госстроя России, согласно утвержденной схеме. При реализации федеральных программ руководствоваться соответствующими федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами по рассматриваемому вопросу. В соответствии с п.3. ст.4. Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации" осуществляется в форме капитальных вложений. Поручить ГУ "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" выполнять функции заказчика, уполномоченного по реализации инвестиций по объектам Гос.заказа. 2.3.Благоустройство дворовой территории. При комплексной реконструкции сложившейся застройки допускается при соответствующем обосновании уточнять нормативные требования заданием на проектирование по согласованию с местными органами архитектуры, государственного надзора и санитарной инспекции. При этом необходимо обеспечивать снижение пожарной опасности застройки и улучшение санитарно-гигиенических условий проживания населения. Разрабатывая концепцию перспективного развития города, одним из важнейших положений этой работы, направленной на интенсификацию использования городских территорий, должно быть выявление значительных внутренних пространственных резервов развития города. В настоящее время основательно решается вопрос о благоустройстве и развитии города Москвы, о состоянии градостроительного и архитектурного облика города. Все усилия сегодня, прежде всего, направлены на научное обоснование возможных перспективных стратегий развития. Москва сегодня - это не просто город, это город городов. Есть в ней исторический центр, которому сегодня уделяется пристальное внимание, есть промышленный пояс - срединная зона, которая, являясь рабочим сердцем столицы, на протяжении многих десятилетий оставалась без всякого вмешательства, и требует к себе совершенно нового отношения. Одной из задач на сегодня является осуществление генерального плана реконструкции столицы и, прежде всего, именно ее промышленной зоны. Отдаленные от центра районы, это зона, которая тоже требует к себе особого отношения. Проанализированы различные типы пространственной организации жилой среды, в т.ч. кварталы 50-х годов, среду Замоскворечья до современного периода, с целью выяснения, в каком типе пространственной среды создаются самые благоприятные условия для жизни. В результате получены данные, что наиболее благоприятный и необходимый элемент жилой среды города - это замкнутый или полузамкнутый двор с четко определенными границами. Проблема "дом-двор" является очень актуальной на сегодняшнее время. Суть ее в том, что новые жилые районы Москвы желательно было бы видеть более человечными, т.к. ощущение своей микрородины даже в городе связано с неким эффектом замкнутости пространства. Можно привести в пример англичан - они имеют очень давнюю и стойкую систему воспитания, у них прослеживается тесная связь архитектуры с этическими началами. В Англии колоссальное значение придается понятию колледжа и именно на его базе и жизни строится высшее образование. Вместе с тем жизнь колледжа неотрывно связана с замкнутым двором, где есть эффект защиты и ощущение замкнутого мира, преподаватели могут свободно прогуливаться и общаться со своими учениками. Двор - это первый этап нашей социального развития, его начальное и потому очень важное звено, здесь закладываются нормы человеческого общежития, навыки общения, взаимовыручки, поддержки. Средние размеры двора колеблются от 25 до 150 квадратных метров, при соответствующих пропорциях застройки. В результате опроса Москвы, Ульяновска и Тольятти получены следующие данные: был задан вопрос, какой бы двор они хотели иметь и количество соседей в нем. Подавляющее большинство - 60% отдали предпочтение двору от 30 до 69 квадратных метров с числом жителей, не превышающим 300 человек. При этом 80% опрошенных высказались за замкнутые и непроходные дворы. Таким образом, ключевой проблемой является введение в застройку домов малой и средней этажности. Дворов такого типа в Москве имеется не очень много, одной из причин является строительство домов, этажностью не ниже 17-ти. Анализируя застройки в Северном Чертаново, Строгино, Крылатском, можно отметить, что это немногочисленные районы, где строительство велось комплексно, т.е. объекты жилья сдавались с объектами культурно-бытового обслуживания и с проектируемым благоустройством дворовой территории. Но в этих дворах существует ряд негативных параметров: дома стоят по периметру квадрата и на огромном расстоянии друг от друга, т.е. превышают все психологически комфортные размеры; не замыкают пространство и создают массу избыточной территории. Произошел процесс утраты благоустроенных домов, дворов и также улиц, вместе с тем и разницы между лицевыми фасадами домов. Также огромный тираж одинаковых домов способствовал тому, что они стали неузнаваемыми. Прежде всего, это характерно для новых микрорайонов и их огромными единовременно застроенными территориями. В новых районах необходимо возродить традиционно городские формы пространств: улицы, бульвары, скверы. Кроме того, в условиях типовой застройки необходимо хотя бы небольшое число зданий, стоящих в наиболее важных, акцентных местах, выполнять по индивидуальным проектам. И, конечно, индивидуально решать цвет, малые формы и благоустройство каждого из этих жилых районов. "Спецтрест №4" выполняет различные строительно-монтажные работы, в том числе работы по благоустройству. Руководством треста был получен заказ на выполнение работ по осуществлению благоустройства дворовой территории. Проектной организацией "Промпроект" был разработан проект благоустройства исходя из нормативов документа "Строительные нормы и правила 2.07.01-98. "п.2.9. Въезды на территорию микрорайонов и кварталов, а также сквозные проезды в зданиях следует предусматривать на расстоянии не более 300 м дин от другого, а в реконструируемых районах при периметральной застройке - не более 180 м. Примыкание проездов к проезжим частям магистральных улиц регулируемого движения допускаются на расстояниях, не менее 100 м от перекрестков. Для подъезда к группам жилых зданий, крупных учреждениям и предприятиям обслуживания, торговым центрам следует предусматривать основные проезды, а к отдельно стоящим зданиям - второстепенные проезды, а к отдельно стоящим зданиям - второстепенные проезды. Тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин. Микрорайоны и кварталы с застройкой 5 этажей и выше, как правило, обслуживаются двух полосными, а с застройкой до 5 этажей - однополосными проездами. На однополосных проездах следует предусматривать разъездные площадки шириной 6 м и длиной 15 м на расстоянии не более 75 м одна от другой. В пределах фасадов зданий. Имеющих входы, проезды устраиваются шириной 5,5 м. Тротуары и велосипедные дорожки следует устраивать приподнятыми на 15 см над уровнем проездов. Пересечения тротуаров и велосипедных дорожек с второстепенными проездами, а на подходах к школам и детским дошкольным учреждениям и с основными проездами следует предусматривать в одном уровне с устройством рампы длиной соответственно 1,5 и 3 м. Примечание. К отдельно стоящим жилым зданиям высотой не более 9 этажей, а также к объектам, посещаемым инвалидами, допускается устройство проездов, совмещенных с тротуарами при протяженности их не более 150 м и общей ширине не менее 4,2 м. 2.11. Площадь озелененной территории микрорайона (квартала) следует принимать не менее б м2/чел. (без учета участков школ и детских дошкольных учреждений). Примечание. В площадь отдельных участков озелененной территории микрорайона включаются площадки для отдыха, для игр детей, пешеходные дорожки, если они занимают не более 30 % общей площади участка. При проектировании жилой застройки следует предусматривать размещение площадок, размеры которых и расстояния от них до жилых и общественных зданий принимать не менее приведенных в табл.2. Таблица 2 Площадки Удельные размеры площадок, м2 /чел. Расстояния от площадок до окон жилых и общественных зданий, м Для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста 0.7 12 Для отдыха взрослого населения 0,1 10 Для занятий физкультурой 2,0 10-40 Для хозяйственных целей 0,3 20 Для стоянки автомашин 0,8 Примечания: 1. Расстояния от площадок для занятий физкультурой устанавливаются в зависимости от их шумовых характеристик; расстояния от площадок для сушки белья не нормируются; расстояние от площадок для мусоросборников до физкультурных площадок, площадок для игр детей и отдыха взрослых следует принимать не менее 20 м, а от площадок для хозяйственных целей до наиболее удаленного входа в жилое здание - не более 100 м. 3.2. В городах с предприятиями, требующими устройства санитарно-защитных зон шириной более 1 км, уровень озелененности территории застройки следует увеличивать не менее чем на 15 %. 4.2. Площадь озелененных территорий общего пользования - парков, садов, скверов, бульваров, размещаемых на селитебной территории городских и сельских поселений, следует принимать в соотношении с размерами территории и из расчета не более 5м2/чел. Таблица 3 Площадь озелененных территорий, м2/ чел. Озелененные территории общего пользования Крупнейших и больших городов Средних городов Малых городов Сельских поселений Общегородские 10 7 10 12 Жилых районов 6 6 - - 4.10. Озелененные территории общего пользования должны быть благоустроены и оборудованы малыми архитектурными формами: фонтанами и бассейнами, лестницами, пандусами, подпорными стенками, беседками, светильниками и др. Число светильников следует определять по нормам освещенности территорий. 4.11. Дорожную сеть ландшафтно-рекреационных территорий (дороги, аллеи, тропы) следует трассировать по возможности с минимальными уклонами в соответствии с направлениями основных путей движения пешеходов и с учетом определения кратчайших расстояний к остановочным пунктам, игровым и спортивным площадкам. Ширина дорожки должна быть кратной 0,75 м (ширина полосы движения одного человека). Покрытия площадок, дорожно-тропиночной сети в пределах ландшафтно-рекреационных территорий следует применять из плиток, щебня и других прочных минеральных материалов, допуская применение асфальтового покрытия в исключительных случаях. 4.12. Расстояния от зданий, сооружений, а также объектов инженерного благоустройства до деревьев и кустарников следует принимать по табл. 4. Примечания: 1. Приведенные нормы относятся к деревьям с диаметром кроны не более 5 м и должны быть увеличены для деревьев с кроной большего диаметра. 2. Расстояния от воздушных линий электропередачи до деревьев следует принимать по правилам устройства электроустановок. 3. Деревья, высаживаемые у зданий, не должны препятствовать инсоляции и освещенности жилых и общественных помещений в пределах требований, изложенных в разд. 9 настоящих норм. 4.13. В зеленых зонах городов следует предусматривать питомники древесных и кустарниковых растений и цветочно-оранжерейные хозяйства с учетом обеспечения посадочным материалом группы городских и сельских поселений. Площадь питомников должна быть не менее 80 га. Площадь питомников следует принимать из расчета 3-5 м2 чел. в зависимости от уровня обеспеченности населения озелененными территориями общего пользования, размеров санитарно-защитных зон, развития садоводческих товариществ, особенностей природно-климатических и других местных условий". Таблица 4 Здание, сооружение, объект объекта до оси инженерного благоустройства Расстояния от здания до ствола дерева, м, Расстояния от здания до кустарника, м, Наружная стена здания 5,0 5,0 Край трамвайного полотна 5,0 3,0 Край тротуара и садовой дорожки 0,7 0,5 Край проезжей части улиц, кромка укрепленной полосы обочины дороги или бровка канавы Подошва откоса, террасы и др. 1,0 0,5 Проект благоустройства жилого дома выполнен в соответствии с СНиП 2.07.01-89, в масштабе 1:50 для подъезда к жилому дому. Проектом благоустройства предусмотрено малых архитектурных форм (скамеек, лавок, сушилки для белья и т.д.), отдельная площадка для отдыха жильцов, озеленение дворовой территории, обнесение тротуара плиткой типа "Клевер" для удобства уборки территории, площадка для сбора мусора (вынесена за территорию двора), асфальтовые дорожки и подъезды к домам, освещение внутри двора. ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА. 3.1. Значение благоустройства для городского хозяйства и его место в системе жилищно - коммунального хозяйства. Большое значение для нормального функционирования города имеет инженерного благоустройство его территории. Инженерное благоустройство городской территории - это комплекс осень разнообразных мероприятий, призванных создать благоприятные условия для жизни и деятельности городского населения, нормальной и бесперебойной работы промышленных предприятий, городского транспорта и др. Одна из первостепенных задач инженерного благоустройства городской территории - ее вертикальная планировка, обеспечивающая допустимые уклоны как улиц и дорог, так и самой территории для размещения зданий и сооружений. Важной задачей является также организация стока поверхностных вод (ливневых и талых) осуществляемая с помощью проектирования и строительства общегородской водосточной системы, исключающей возможность затопления улиц и пониженных мест. Инженерные сети обеспечивают жилье, администрации, общественные, промышленные и другие здания и сооружения водо-, тепло-, газо-, и электроснабжением, телефонизацией, радиовещанием и др. элементами инженерного обеспечения городской застройки и территории. Инженерные сети - неотъемлемая часть существования города и важная задача инженерного благоустройства. Жизнь города немыслима без зеленых насаждений. Система озеленения городской территории - одна из крупных проблем, решаемых инженерным благоустройством. Инженерное благоустройство городской территории включает и такие вопросы, как внешнее освещение, выбор типов покрытий, благоустройства отдельных элементов города - общественных центров, спортивных сооружений, больничных комплексов и т.д. В задачу инженерного благоустройства входит и такая важная проблема, как охрана и улучшение окружающей городской среды. Инженерное благоустройство определяется генеральным планом города, являющегося основным материалом для проектирования всех его отдельных элементов. В процессе реконструкции города возникает необходимость отвода территорий под новое жилищное, культурно-бытовое и промышленное строительство. В большинстве случаев для этой цели сносят ветхие жилые и общественные здания. Характер и объем реконструктивных мероприятий во многом зависит от исторического прошлого города и природно-климатических условий. Реконструкции города в целом и отдельных частей, а также планировки лесопаркового пояса и пригородной зоны проводится на основе генерального плана города. 3.2. Предложения по улучшению управления благоустройством территории от муниципальных структур жилищно - коммунального хозяйства района до Госстроя России. Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года одобрена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации. Эти указом рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать региональные программы реформы жилищно-коммунального хозяйства. В связи с этим особую актуальность принимает положение о Всероссийском конкурсе на звание "Самый благоустроенный город России" (Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2000 г. № 651). Считаю необходимым городским организациям, всем структурам ЖКХ, а также проектным и другим структурам, частным лицам принять активное участие в конкурсе. Для этого необходимо провести широкую рекламную кампанию с освещением проблем благоустройства города и в т.ч. районов с привлечением средств массовой информации, телевидения и радиовещания, а также провести социологические опросы населения. В постановлении конкурса указываются: 1) Всероссийский конкурс на звание "Самый благоустроенный город России" проводится по трем категориям: Города, являющиеся административными центрами субъектов РФ; Города с населением от 100 тыс. чел. и более; Города и поселки городского типа с населением до 100 тыс. чел.; 2) Победитель конкурса признается город, в котором успешно проведены работы по благоустройству и получены наилучшие результаты по следующим направлениям: Реализация государственных и муниципальных программ социально экономического развития города, реформирования жилищно-коммунального хозяйства, энергоресурсосбережения, а также программ, связанных с приспособлением объектов социальной и производственной инфраструктуры для доступа инвалидов. Размер средств всех источников финансирования, выделяемых на благоустройство города; Обеспечение населения зелеными насаждениями, улично-дорожной сетью с усовершенствованным покрытием и дождевой канализацией, детскими игровыми и спортивными площадками; Санитарное содержание города; Размещение и содержание наружной рекламы; Благоустройство и содержание кладбищ; Объем завершенного жилищного и коммунального строительства; Выполнение капитального и текущего ремонта жилых домов; Благоустройство жилищного фонда основными видами инженерного обеспечения (водопровод, канализацией, центральным отоплением, горячим водоснабжением и др.); Обеспечение экологической безопасности населения; Внедрение прогрессивных и оригинальных (в т.ч. собственных) технологий и решений при реконструкции городской среды. При проведении итогов конкурса учитывается: Местоположение города; Наиболее значимые мероприятия по благоустройству города, проведенные в отчетном году; Архитектурно-композиционная завершенность и художественная выразительность городской застройки; Сохранение историко-культурного и природного наследия; Озеленение городской территории; Участие юридических и физических лиц мероприятиях по благоустройству города. По окончании конкурса производится премирование городов 0 победителей. Денежная премия расходуется на развитие городского хозяйства - не менее 90 %, на премирование работников предприятий, организаций и учреждений - до 10%. Итоги конкурса планируется освещать в средствах массовой информации. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В курсовом проекте рассматривалась проблема управлением благоустройством городского хозяйства на примере функционирования "Спец. треста №4". Персонал предприятия имеет достаточную квалификацию и принимает активное участие в работах по благоустройству города и его районов. Трест активно занимается благотворительностью, затраченные средства окупаются социальным эффектом для населения. Инженерные сети - неотъемлемая часть существования города и важная задача инженерного благоустройства. Жизнь города немыслима без зеленых насаждений. Система озеленения городской территории - одна из крупных проблем, решаемых инженерным благоустройством. Инженерное благоустройство городской территории включает и такие вопросы, как внешнее освещение, выбор типов покрытий, благоустройства отдельных элементов города - общественных центров, спортивных сооружений, больничных комплексов и т.д. В задачу инженерного благоустройства входит и такая важная проблема, как охрана и улучшение окружающей городской среды. 10 3 10 38 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|