Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Методы кредитно-денежной политики Центрального Банка
 Учет и использования основных средств на примере ООО "Авангард"
Рекомендуем
  Оборудование для производства молочных - молочное оборудование для производства.
Новые статьи
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...
 Рассуждения о проблеме влияния окружающего шума на...
 Рассуждения по тексту Владимира Харченко о роли науки в...
 Проблема отношений человека с природой в сочинении с...
 Рассуждение по теме ограниченности...
 Описание проблемы отношения людей к природе в сочинении по...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Мировая экономика и международные отношения

курсовая работа

Международная валютная система



Содержание
Введение.......................................................................................3
Глава 1. Международная нормативная система.......................................5
Понятие международной нормативной системы......................5
Структура международной нормативной системы....................7
Глава 2. Правотворчество в международной системе................................11
2.1. Процесс создание нормативных актов и их виды........................11
2.2. Взаимосвязь обычных и договорных норм в правотворчестве.......18
2.3. Роль международных организаций в создании норм
международного права......................................................28
2.4. ЮНЕСКО........................................................................30
Заключение....................................................................................33
Содержание....................................................................................35

Введение
Становление взаимозависимого и целостного мира ставит многие вопросы перед человечеством. В том числе и вопрос о нормативном регулировании отношений между странами. Взаимосогласованность действий государств невозможна без международного права. Будучи само результатом согласования воль государств, оно становится необходимой предпосылкой их взаимодействия на международной арене.
Чем развитее и целостнее общественная система, тем большую роль в ней играет различные нормативные, в первую очередь правовые регуляторы. Не является исключением международная система. Международное право и международные организации являются наиболее совершенными инструментами регулирования взаимоотношений.
Многие человеческие ценности уже нашли свое нормативное воплощение в международном праве, главным образом в его основных принципах. Запрет обращению к силе или угрозе его применения, вмешательство во внутренние дела государств - это и другие принципы и нормы международного права закрепляют в юридически обязательной форме важнейшие из общечеловеческих ценностей. Другие находятся на стадии становления в качестве международно-правовых принципов и норм.
Правотворчество - это один из важнейших процессов, осуществляемых государствами по созданию новых или изменению уже существующих норм, а также по ликвидации старых.
Создание новых норм является достаточно трудоемким процессом. Это объясняется и наличием большого количества государств, участвующих в нем и сложностью отношений, которые регулируются с помощью создаваемых норм, а также огромным разнообразием вопросов регулируемых международным правом.
Необходимы нормы с различным механизмом действия.
В данной работе рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и структуры международной нормативной системы. Дана классификация норм, существующих в международном праве, а также подробно рассмотрен процесс создания норм и проблемы возникающие при этом.
Глава 1. Международная нормативная система
1.1. Понятие международной нормативной системы
Каждая социальная система - от самой малой до самой крупной - представляет собой более или менее устойчивое равновесие ее субъектов.
Качество системы зависит не только от природы ее субъектов, но и от характера их взаимодействия, от структуры отношений. При одних и тех же субъектах структура отношений может быть различной и соответственно различен характер систем. Существование и функционирование системы зависит от поддержания присущего ей взаимодействия субъектов. Поэтому любая социальная система нуждается в поддержании присущей ей структуры отношений, что достигается путем их регулирования. Последнее обеспечивается совместными усилиями субъектов, заинтересованных в сохранении системы.
Регулирование имеет настолько существенное значение, что все формы общественного сознания участвуют в этом процессе.
Основным инструментом регулирования служат социальные нормы. Они возникают одновременно с человеческим обществом и присутствуют в любом коллективе людей, в любой общественной системе. Это свидетельствует о том, что без норм социальный механизм существовать не может.
Социальная норма - это правило поведения, модель общественного отношения, содержание которой определяется закономерностями социальной системы. Задача норм - содействовать сохранению и функционированию социальной системы путем упорядочения поведения ее субъектов, подчинения их общественно-необходимым моделям взаимодействия.
Многообразие нормативного регулирования объясняется сложностью его объекта. Субъекты системы и виды их взаимоотношений многообразны. Поэтому необходимы нормы с различным механизмом действия, чтобы они могли регулировать различные отношения и даже разные их стороны.1
Таким образом, нормативная система - не пассивное отражение общества, а инструмент его упрочнения. Достигается это либо закреплением существующих отношений, либо их изменением, либо установлением новых и ликвидацией устаревших отношений.
Норма служит оценочным критерием для деятельности субъектов. С ее помощью эта деятельность оценивается как социально дозволенная или желаемая, либо как недозволенная или не желаемая.
Все нормы регулируют лишь социально значимое, в нашем случае международно-значимое, поведение Они определяют цели, границы, условия и формы поведения в важных для общества сферах.
Таким образом, высокий уровень социального регулирования достигается путем взаимоувязки видов нормативных систем в общую нормативную систему с соответствующей структурой, которая в результате служит необходимым компонентом любого достаточно развитого общества.
Недооценка значения не правовых норм, как для межгосударственных отношений, так и для международного права, в значительной степени обусловлена доминирующим в доктрине формально-юридическим подходом, который игнорирует такие нормы и их связь с правом. Неофициальные правила, отражающие согласованную практику государств, не могут быть полностью лишены юридического значения.
Большинство юристов склонны считать, что международная жизнь регулируется весьма многочисленными нормами, и не все эти нормы являются правовыми.2
Не правовые нормы являются лишь периферией права.
Создание новых норм права - весьма трудоемкий процесс, а правовое регулирование не отличается гибкостью. Поэтому следует учитывать возможности урегулирования более простыми способами, например, резолюция международного органа или не правовые международные соглашения, договоренности.
1.2. Структура международной нормативной системы
Международное право - сложноструктуированная система. Нормативный массив международного права структурирован во многих областях, в том числе в плоскости иерархии его норм. В иерархической структуре международного права главенствующее системообразующее место принадлежит его основным принципам, составляющим идейную и нормативно-правовую основу системы. Принципы идеологически взаимосвязывают все ее элементы.
Нормы созданные соглашением между субъектами международного права и направленные на регулирование международных политических отношений междувластного характера, но противоречащие или просто не соответствующие основным принципам международного права, не входят в его систему.
Другим важным структурообразующими элементом системы международного права, непосредственно отражающим его сущность, являются общесистемные институты.
В международном плане институт - это многоплановое явление, все многообразие которого теорией еще не исследовано.
Общесистемными институтами международного права являются: институт международной правосубъектности; институт международного представительства, институт международного нормотворчества; институт международно-правовой ответственности; институт разрешения международных разногласий.
Для раскрытия системы международного права большое значение имеет научно обоснованное решение вопроса о его отраслях.
Государства не декларируют, хотят ли они создать ту или иную отрасль, и вообще таких задач перед собой не ставят. Они создают правовые нормы в целях урегулирования определенных общественных отношений. Отрасль права складывается объективно и устанавливается наукой.
Отрасль международного права представляет собой, как правило, сложные образования, состоящие из нескольких или даже многих институтов.
Институт как подразделение имеет объектом своего регулирования определенные участки, виды, подвиды или разновидности международных отношений охватываемых данной правовой отраслью.
Институт международного нормотворчества представляет собой совокупность норм, регламентирующих нормотворчество: обычноправовое; договорные; на основе рекомендательных актов международных организаций. При этом каждый из подобных субинститутов может развиваться до объема, составляющего значительную часть международного права.
В новых условиях общее международное право благодаря глубоким качественным изменениям его содержания приобрело общедемократический характер.
Международная нормативная система отличается сложной структурой. Доктрина международного права использует понятие "структура" в большинстве случаев, как равнозначное понятие "система".
Теория систем придерживается того, что структура нормативной системы - это тип взаимосвязи ее элементов, способ ее внутренней организации, определяющий устойчивость целого и его качественные характеристики.
Своя структура присуща не только всей нормативной системе, но и входящим в нее подсистемам.
Основные системообразующие факторы находятся вне нормативной системы. Главный из них - система международных отношений, которую нормативная система призвана обслуживать. Поэтому, последняя организуется таким образом, чтобы соответствовать своему назначению. Функции также являются системообразующим фактором. Структура призвана обеспечить системный эффект, а именно организовать нормы таким образом, чтобы придать новые качества, как целому, так и его элементам.1
Функциональные связи выражают характер взаимосвязи элементов и подсистем в процессе функционирования. Их важным аспектом является определенное разделение труда между подсистемами и нормами, в результате которых меняется характер их взаимодействия при регулировании различных видов международных отношений.
О том, что организации международной нормативной системы достигла сравнительно высокого уровня, свидетельствует наличие в этой системе не только координационных, но и субординарных связей.2
Существует не только иерархия источников, но и иерархия плодов. В целом иерархические связи в международной нормативной системе менее значительны, чем в национальных системах.
Для совершенствования нормативной системы характерен процесс, как дифференциации, так и интеграции. Появляются все новые области международного сотрудничества и соответственно новые подразделения нормативной системы. Становятся все более детальными нормы, а регулирование конкретным. С другой, стороны все компоненты системы теснее связываются в единую систему. Появляются новые виды систем и связей.
От структуры нормативной связи надо отличать структуру нормативных актов, которая в основном определяется волей государств.
Основными подсистемами международной системы являются международное право, политические нормы, мораль. Существуют нормы обыкновения или практики, вежливости, традиции, организационные и технические нормы, стандарты, религиозные нормы, внутреннее право международных организаций и др.
Чаще всего различают правовые и моральные нормы. Нередко к ним добавляют международную вежливость.
Сейчас предлагаются различные классификации современных международных норм. Одна из таких классификаций все виды международных норм делит на три - установка, или цели, принципы, нормы. Действие в международных отношениях норм морали, религии, вежливости, обыкновения издавна признается доктриной.1
При создании новых нормативных норм необходимо уделять внимание структуре нормативного регулирования международных экономических отношений, т.к. именно здесь много новых моментов во взаимодействии различных видов норм.
Глава 2. Правотворчество в международной системе
2.1 Процесс создание нормативных актов и их виды
Вопрос о создании норм международного права тесно связан с вопросом о его источниках. Создание норм международного права - это процесс, а источники международного права - конечный результат.
Формальными источниками международного права считаются те формы, в которых существуют эти нормы, материальными - социальные феномены, которые оказывают влияние на процесс создания норм международного права.
При создании тех или иных норм международного права имеет значение, прежде всего та часть международно-правовой позиции государства, которая непосредственно относится к данному вопросу. При создании норм общего международного права международно-правовые позиции различных государств приходят в столкновение, происходит процесс согласования этих позиций, согласования воль государств, который может привести к созданию международно-правовой нормы, если им удается договориться.
В процессе создания норм современного международного права сталкиваются воли либо одинаковых, либо различных по своей классовой природе государств. Для создания норм международного права не требуется идентичности воль государств, участвующих в их образовании. Достаточно, чтобы они были согласованы в том, что касается правила поведения и признания его в качестве юридически обязательного.
Нормы международного права есть продукт не новой, единой воли, а согласование воль, что особенно рельефно выступает при создании обычных норм.1
Процесс согласования воль государств, завершающийся созданием нормы международного права, включает взаимообусловленность этих воль, выражающуюся в том, что согласие государства на признание той или иной нормы в качестве нормы международного права дается под условием аналогичного согласия другого государства или других государств. Иначе говоря, каждое государство, принимая ту или иную норму международного права и, следовательно, обязываясь ее соблюдать, рассчитывает на то, что и другие государства будут соблюдать эту норму.
Каково соотношение между окончательным результатом согласования воль государств и их международно-правовой позицией? В ходе одной и той же конференции по разработке международного договора международно-правовая позиция государства может измениться. При первоначальном формулировании международно-правовой позиции государства принимают во внимание известные или предполагаемые международно-правовые позиции других государств, а также возможные перипетии предстоящей борьбы. Но международно-правовая позиция формулируется людьми, которые могут не учесть всех обстоятельств, ошибиться в их оценке, исходить из неправильных предположений о ходе конференции и т.д. Если позднее выявляются новые обстоятельства или возникают новые оценки фактов, это может привести к изменению международно-правовой позиции государств по тем или иным вопросам, обсуждающимся на конференции. Результатом этого могут быть уступки со стороны такого государства в поисках приемлемого для всех компромисса.
Но уступки возможны и без изменения международно-правовой позиции государства. Оно может пойти на компромисс в тех или иных вопросах, но по-прежнему считать, что лучше было бы сделать иначе и отстаивать те принципы и нормы, за которые оно выступало ранее. Даже принятие компромиссного предложения в качестве нормы международного права, обязательной для данного государства, не мешает ему продолжать выступать за принятие другой нормы.
Создавая нормы международного права, каждое из участвующих в этом процессе государств, естественно, стремится к тому, чтобы его международно-правовая позиция была в возможно большей степени отражена в этих нормах. Однако, нормы международного права, особенно если в их создании участвуют все или почти все государства, является, как правило, результатом взаимных уступок, и потому международно-правовая позиция ни одного из таких государств не находит полностью отражения в принятых нормах.
В процессе создания норм международного права государства выступают как суверенные и равноправные субъекты. Поэтому их воли юридически равнозначны. Это является важнейшим принципом любой конференции, на которой разрабатываются международные договоры. При голосовании текста договора на международной конференции каждое государство имеет один голос.
Юридическое равенство государств в процессе создания норм международного права означает, что большинство государств не вправе создавать нормы, обязательные для меньшинства, и пытаться навязывать их другим государства.
Но есть и другой аспект процесса согласования воль государств - это фактические обстоятельства, которые в основном и определяют международно-правовую позицию государств и решающим образом влияет на процесс согласования воль. Эти фактические обстоятельства многообразны. Сказывается фактическая роль государств в тех или иных вопросах, их влияние в международных делах.
В согласованных нормах воплощено то содержание, которое приемлемо для участников соглашения и стало соглашением благодаря их общей заинтересованности в урегулировании проблемы. Соответственно, в международных договорах используется формула: "государства-участники согласились о нижеследующем....".1
Все нормы международного права представляют собой правила поведения (взаимодействия) государств и других субъектов международного права. Нормы имеют определенный предмет урегулирования и объединяются по этому признаку в правовые институты и отрасли.
Усложнение функций международного права определяет рост многообразия его норм. Появляются новые их виды, устанавливаются новые взаимосвязи, активизируется их взаимодействие.
По основным показателям международно-правовые нормы можно разделить на следующие виды по месту в системе и содержанию - цели, принципы, нормы; по сфере действия - универсальные, региональные, партикулярные; по юридической силе - императивные и диспозитивные; по функциям в механизме международно-правового регулирования - материальные и процессуальные; по способу создания и формы осуществления, т.е. по источнику - обычные, договорные, нормы решений международных организаций.
Классификация международных норм возможна по различным основаниям. Одно их них - сфера действия (субъектно-территориальный признак), причем сама сфера деятельности обусловлена характером и целенаправленностью норм. По этому признаку различают универсальные и локальные нормы.
Универсальные нормы - это нормы общего международного права, действие которых распространяется на всех субъектов, с учетом их специфики, прежде всего международных организаций.
Универсальные нормы призваны регулировать отношения с участием всех или подавляющего большинства государств, а для этого они должны быть связаны с общечеловеческими интересами (всеобщими потребностями) и должны быть приняты всеми или подавляющим большинством государств. Такие нормы называют общепризнанными. Причем непременным условием универсальности норм является их принятие (признание) государствами. Универсальные нормы создаются и изменяются международным сообществом в целом, единогласия здесь не требуется. Основной формой их осуществления служит обычай. Только универсальные формы могут быть императивными и порождать особый вид всеобщих обязательств (erga omnes).
К этой категории относятся нормы Устава ООН, Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, Женевской конвенции о защите жертв войны 1949 года, нормы ряда договоров об ограничении вооружения, договорные и обычные нормы по вопросам морского, воздушного и космического права, охраны окружающей среды и т.д. Особое место в группе универсальных, общепризнанных норм занимают основные принципы международного права.
В сфере интеграции возникают комплексы норм и механизмы их реализации, обладающие немалой спецификой и нередко опережающие развитие общего международного права. Это представляет значительный простор для учета специфики региональных систем.
Партикулярные (локальные) нормы предназначены для регулирования отношений двух или нескольких государств, в связи с чем, их содержание и цели обусловлены взаимными интересами соответствующих государств, которые и создают такие правила. Практике, однако, известны локальные по сфере действия нормы, затрагивающие вопросы общих международных отношений. Подобные локальные нормы либо предваряют появление универсальных норм, либо конкретизируют общепризнанные принципы и нормы. Локальные нормы в зависимости от числа выразивших свою волю при их создании государств, подразделяются на двусторонние и многосторонние. Их основной источник - договор. Такие нормы обеспечивают индивидуализацию международно-правового регулирования, столь необходимую в международном сообществе. Они не входят в общее международное право, образуя, связные с ним функциональные системы.
Применяется деление международно-правовых норм по их юридической силе.
Особое значение придается императивным нормам, характеристику которых обычно связывают со ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года. В этой статье сказано, что "императивная норма общего международного права, является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последней нормой общего международного права, носящей такой же характер".1
Нормы, обладающие высшей политической, силой именуются jus cogens. Они определяют главные цели и основное содержание международного права, а также характер его функционирования. К ним относятся основные принципы современного международного права, специальные (отраслевые) принципы (например, принцип наибольшего благоприятствования, принцип свободы открытого моря и т.д.), а также некоторые другие нормы (о дипломатических иммунитетах, о предотвращении и наказании преступлений международного характера, о международных полетах и т.д.).
Основную массу общего международного права составляют диспозитивные нормы. Они обладают полной обязательной силой, но допускается возможность установления иного правила в отношениях между определенными субъектами путем их взаимного соглашения. При этом не должны затрагиваться права третьих государств
В качестве примера можно привести норму Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам от 29 марта1972 года. Диспозитивные нормы служат цели индивидуализации международно-правового регулирования.
Процессуальные нормы - это особая разновидность норм, которые предназначены для регулирования функционирования международного права. Им принадлежит важная роль в обеспечении должного порядка в создании и осуществлении норм.
Обычные нормы имеют два основных вида. Одни являются сложным правилом в практике, за которым субъекты со временем признают юридически обязательную силу. Другие также являются неписаными нормами, но они создаются путем признания нескольких или даже одного действия или содержащееся в том или ином документе положения юридически обязательной моделью поведения.
Роль обычных норм делает актуальной задачу кодификации норм, регулирующих их функционирование.
Договорная или конвенциальная форма - это правило поведения, которое сформулировано и наделено юридической силой с помощью международно-правового договора. Сущность договорной формы такая же, что и обычных норм - соглашение о ее содержании и обязательной силе. Договорные нормы обладают преимуществом писаного права. Регулирование международных отношений нуждается в большом количестве конкретных и точных норм, что делает договор незаменимым инструментом международно-правового регулирования. Важным качеством таких норм является стабильность их содержания. Они отличаются целенаправленностью, программируемостью, процесс их формирования демократичен. Договорные формы более пригодны, чем обычные, для перестройки существующих и установления новых отношений.
Органом, имеющим право заключать международные договора от имени государства, является, как правило, высший орган государственной власти - глава государства. Для ведения переговоров и подписания договоров назначаются особые лица, которым выдаются специальные полномочия.
Уполномоченные на ведение переговоров и заключение договоров должны быть поставлены в стране пребывания в такие условия, которые обеспечивают возможность успешного выполнения их функций. Кроме формальных полномочий им сообщаются инструкции по существу подлежащих обсуждению вопросов.
Одной из форм таких инструкций является, предварительно подготовленный и одобренный соответствующими органами государства, проект договора. Основной обязанностью уполномоченного является ведение переговоров для заключения договоров в точном соответствии с данными ему полномочиями и инструкциями.
Проект международных договоров разрабатывается в ходе переговоров, международных конференций, реже - путем переписки. Значительное количество договоров разрабатывается органами ООН и ее специализированными учреждениями.
В результате переговоров стороны договариваются о содержании договора и подготавливают текст проекта договора. Порядок такого принятия текста определяется правилами, установленными участниками конференции.
Проект договора обычно состоит из трех частей: вступительной, или преамбулы, где указывается наименование сторон, мотивы заключения договора, иногда фамилии и полномочия представителя; основной, в которой излагается содержание договора; заключительной статьи, содержащей, как правило, постановление о вступлении в силу договора, срок его действия. Текст договора составляют на языках стран участвующих в подписании договора.
2.2. Взаимосвязь обычных и договорных норм в правотворчестве
По вопросу о создании обычных норм международного права в международно-правовой науке существуют различные мнения. Главный вопрос, по которому наблюдаются разногласия, это вопрос о том, создаются ли обычные нормы международного права путем взаимодействия воль государств или же они появляются без участия этих воль.
Процесс создания норм международного права, в том числе и обычных, регулируется международным правом. Поэтому необходимо исходить из тех норм, которые уже имеются в международном праве. В подпункте "б" п.1 ст.38 Статуса Международного суда, который является единственным общепризнанным документом по этому вопросу, об обычных нормах международного права сказано следующее: "Международный обычай, как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы".1
В результате первой стадии согласования воль государств образуется обыкновение, т. е. правило поведения, которому обычно следует государство, но которое еще не является правовой нормой. Повторение одних и тех же действий может и не привести к созданию обыкновения. Для того чтобы стать нормой международного права, обыкновение должно пройти вторую заключительную стадию, состоящую в согласовании воль государств относительно признания обыкновения в качестве правовой нормы.
Для того чтобы обыкновение стало нормой международного права, недостаточно признания его в качестве таковой одним государством; необходимо, чтобы два и более государств признали его нормой международного права. Это и означает согласования воль государств относительно признания обыкновения в качестве норм международного права.
Такое согласование воль государства есть процесс постепенного нарастания признания обыкновения в качестве обязательной правовой нормы и одновременно процесс расширения круга государств, которые это обыкновение признают.
Обычные нормы всегда возникают в практике ограниченного числа государств. Обыкновение, которое может быть локальным или широко распространенным, будучи признано двумя или более государствами в качестве правовой нормы, становится таковой. Для того чтобы стать нормой общего международного права оно должно быть признано, всеми или почти всеми государствами.
На первой стадии, т.е. на стадии формирования обыкновения, могут присутствовать одновременно и спонтанный, и волевой элемент. Отдельные государства могут действовать одинаково, исходя из тех или иных соображений, без намерения создать обыкновение.
Что касается второй стадии согласования воль государств, то признание или принятие государством того или иного обычного правила в качестве норм международного права означает выражение воли государств. При этом может существовать или не существовать взаимодействие правовых притязаний.
Действия государства - это действия его органов. Какие органы государства могут создать норму международного права? Это действия любых органов государства, имеющих отношение к вопросам международного права, и, прежде всего, конечно, органов внешних сношений государства, - международные договоры государства, дипломатическая переписка, официальные заявления и т.п.
Продолжительность, или элемент времени, играет важную роль в процессе образования обыкновения, а, следовательно, и нормы международного права. Однако сам по себе он не создает презумпции существования обычной нормы международного права.
Признание того или иного правила в качестве нормы международного права большим числом государств может являться основанием для презумпции, что эта норма получила всеобщее признание, но лишь для презумпции. Эта презумпция может оспариваться государством на том основании, что оно никогда не соглашалось с этой нормой.
Итак, как концепция согласования всех государств, так и концепция opinio juris исходят из того, что для образования обычной нормы международного права необходимо, во-первых, существование определенной практики, сложившегося в практике государства правила поведения и, во-вторых, признание этого правила в качестве правовой нормы.
Вопрос о том, какую роль играет международный договор в развитии общего международного права, приобрел в последнее время большое не только теоретическое, но и политическое значение.
Общее международное право является фактически обычным правом. Поскольку договоры в принципе обязательны только для договаривающихся сторон и поскольку до настоящего времени не существует международного договора, который был бы заключен всеми государствами или к которому присоединились бы все государства мира, существует только обычное, а не договорное общее международное право.1 Это старая концепция. Она основана на том убеждении, что международное обычное право устойчиво, поскольку его нормы не могут быть аннулированы отдельными государствами, в то время как международный договор может быть аннулирован.
Сейчас положение, касающееся общих международных договоров, существенно изменилось. Заключенные в последние десятилетия общие международные договора, кроме договоров об ограничении вооружений, не содержат положений об их прекращении.
Существование большого количества общих многосторонних международных договоров, в которых участвуют все или почти все государства, создают положение, когда международные договоры становятся способом создания, изменения и развития норм общего международного права.
Характер взаимосвязи обычных и договорных норм на стадии их как создания, так и осуществления определяется тем, что и те, и другие обретают обязательную силу благодаря общему международному праву, действуют в соответствии с ним как элементы единой международно-правовой системы.
Договорные нормы создаются на основе и в соответствии с общим международным правом.
Договоры служат важным фактором формирования и развития содержания обычных норм, включая нормы общего международного права, выступая как элементы практики первостепенного значения. В целом можно сказать, что изменения во взаимодействии обычных и договорных норм внесли серьезные коррективы в механизм создания и осуществления международно-правовых норм. Это взаимодействие начинается на самых ранних стадиях формирования норм. Достаточно обратить внимание на то влияние, которое оказывает на формирование как договорных, так и обычных норм такие акты, как проекты Комиссии международного права, резолюции международных организаций и конференций. Растет их роль в формировании международно-правового сознания, в соответствии, с которым создаются нормы.
Нормы общего международного права принимаются и признаются в качестве таковых международным сообществом в целом. Содержащиеся в ст.53 Венских конвенций о праве договоров слова "принимаются и признаются" говорят в пользу того, что имеется в виду как договорной, так и обычный путь создания норм.
Почему же принятие представительным большинством международного сообщества обычных норм делает их обязательными для всех, за исключением настойчиво возражающих государств, а принятие таким же большинством норм в договорном порядке такого результата дать не может?
Оба процесса создания норм имеют единую сущность, оба вида норм обладают равной обязательной силой. Кодификационный процесс создает условия для более полного учета мнения всех государств. Создаваемые таким путем нормы отличаются научной обоснованностью, высоким качеством.
Со временем призванные установить нормы общего международного права конвенции, после их ратификации представительным большинством государств достигнут этой цели. Разумеется, они не будут обязывать возражающие государства.
Уже сейчас можно обнаружить некоторое движение практики в этом направлении. Так, в ходе подготовки и после принятия кодификационной конвенции государства, как правило, определяют свою позицию в ясно выраженной форме. На первых порах принятие конвенционных норм не участвующими государствами будет осуществляться в упрощенной форме принятия обычая. Отсутствие возражений против конвенции будет рассматриваться как согласие с тем, что ее постановления входят в состав общего международного права.
Вместе с тем тенденция к созданию норм общего международного права пусть даже достаточно представительным большинством встречает на своем пути значительные препятствия, поскольку она вносит существенные изменения в сами основы механизма международного правотворчества.
Еще одна трудность состоит в том, что кодификационная конвенция, как и любой другой договор, представляет собой систему взаимосвязанных норм. Поэтому в принципе она должна приниматься или отвергаться в целом. Венская конвенция о праве договоров не содержит препятствий к тому, чтобы какая-либо норма договора стала обязательной для третьих государств в качестве обычной нормы международного права. Имеется в виду те случаи, когда договорная норма отделима от других постановлений соответствующего акта и может функционировать в составе обычного права. В венских конвенциях о праве договоров, согласно ст.17 которых согласие государства на обязательность для него части договора имеет силу лишь в том случае, если это допускается договором или если с этим согласны другие договаривающиеся государства.1
Многое зависит от характера договора. Особое значение имеют моменты, когда речь идет о договорах устанавливающих определенный международно-правовой режим. Весьма показательны в этом отношении события, связанные с принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Когда речь идет о договорном урегулировании режима общих пространств, то здесь решение принимается международным сообществом в целом при условии, что оно включает те государства, интересы которых затронуты особо.
Возникает вопрос о допустимости оговорок к договорным постановлениям, которые закрепляют обычные нормы общего международного права. Поскольку нормы общего международного права обладают универсальной обязательной силой и могут быть изменены лишь международным сообществом в целом, то оговорки к содержащим их постановлениями договора не допустимы.
Вместе с тем возможен и такой случай, когда диспозитивная норма общего международного права закреплена в договоре группы государств, который допускает формирование оговорок. Тогда оговорка одного из участников, принятая другими, будет по существу представлять собой их соглашение об изменении общей нормы во взаимоотношениях сделавшего оговорку государства и остальных участников.
Взаимодействие обычных и договорных норм позволяет решать такие коренные проблемы общего международного права, как обеспечение его универсальности и прогрессивного развития. Общие многосторонние договоры упрочивают позиции общего международного права, подтверждают своим авторитетом его нормы, уточняют их содержание, формулируют новые нормы.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что при обосновании включения договорной нормы в общее международное право ссылаются не только на общее число участников, но и на мнение народов и государств (opinio juris generals), на заинтересованность всего человечества и др.
Особенно интересны в этом отношении материалы Нюрнбергского процесса, поскольку на нем речь шла как об установлении обязательной силы норм, так и об их непосредственном применении.
Такая позиция государств находит подтверждение и в резолюциях ООН. Генеральная Ассамблея приняла 16 декабря 1969 года две резолюции о химическом и бактериологическом оружии. В первой из них содержалась констатация того, что постановления Женевского протокола 1925 года являются общепризнанными нормами международного права. Вторая резолюция призвала все государства к строгому соблюдению принципов и целей протокола. Одновременно Ассамблея обратилась с призывам ко всем государствам, которые этого еще не сделали, присоединиться к протоколу.
Из этого следует, что не участвующие государства как минимум обязаны соблюдать принципы и цели подобных договоров.
Необходимости существования договорной нормы в качестве нормы общего международного права придается большое значение. При этом речь идет не только о правовом, но и моральном и политическом сознании. Обладающие надежной моральной, гуманной основой, договорные формы значительно реже признаются нормами общего международного права, чем иные, даже в тех случаях, когда практика далеко не полностью соответствует им.
Венские конвенции делают определенный шаг в развитии особого статуса гуманитарных норм. Во-первых, к договорам, гуманитарного характера сегодня относятся не только договоры о защите жертв войны. Во-вторых, в отличие от Женевских конвенций недопустимость прекращения рассматриваемых договорных постановлений не ограничивается периодом вооруженного конфликта.
Создание норм общего международного права путем взаимодействия многосторонних конвенций и обычая нашел признание и в Комиссии международного права. Была высказана точка зрения, что, такие конвенции являются непосредственным источником общего права, а формируемые ими обычные нормы обретают юридическую силу для не участвующих государств.
Нельзя недооценивать роли общих многосторонних договоров в формировании норм общего международного права.
Неправовые акты типа кодекса или резолюций международных конференций могут играть примерно ту же роль, что и договоры в формировании норм общего международного права. Однако едва ли оправдано сбрасывать со счетов особый авторитет договора как акта, призванного непосредственно создавать нормы, а не признавать желательность их создания и рекомендовать их принятие. В особом авторитете договора как международно-правового акта видится одна их причин того, что даже в тех случаях, когда он еще не вступил в силу, на него ссылаются как на авторитетное доказательство существования обычных норм.
Таким образом, можно считать общепризнанной роль договора в формировании обычных норм международного права. Вместе с тем мнения относительно необходимых для этого условий расходятся существенно. Обнаруживается тенденция к снижению значения практики, особенно когда речь идет об основополагающих нормах, призванных внести изменения в международное право. Возрастает роль opinio juris. Особое значение приобретает критерий соответствия новой нормы интересам международного сообщества в целом и правосознанию государств и народов.
Всякая новая норма общего международного права может функционировать лишь как элемент системы, в связи, с чем должна соответствовать этому праву тенденция его развития.
Можно говорить о существовании изменений в механизме создания обычных норм и определит тенденции его дальнейшего развития. В значительной степени эти перемены обязаны взаимодействию обычных и договорных норм.
Можно прийти к выводу, что в качестве общего правила договорная норма должна изменяться и отменяться в той же ясно выраженной форме, в которой она была принята. Однако это не исключает принципиальной возможности изменения той или иной договорной нормы вновь возникшей обычной нормы.
Изменение или замена обычной нормы договорной происходит не автоматически, а в порядке, присущем изменению обычных норм вообще, т.е. с учетом практики и особенно opinio juris. Договор, в том числе и кодификационный, выступает в таких случаях как практика и как выражение opinio juris, а также доказательство намерения участников изменить соответствующие обычные нормы. Это относится к вопросу о порядке замены обычной нормы международного права новой нормой, созданной с помощью договора. Т.к. нормы общего международного права создаются международным сообществом в целом, а договорный и обычный способы создания норм имеют равный юридический статус, то выражающий волю этого сообщества договор в принципе может создавать новые нормы общего международного права, вытесняя из него противоречащие обычные нормы. Для этого необходимо наличие соответствующего opinio juris, намерения государств установить новые нормы общего международного права и соответственно отменить нормы, им противоречащие.
Таким образом, активное взаимодействие обычных и договорных норм представляет собой характерную черту механизма функционирования международного права. Обычные нормы и в дальнейшем будут закреплять основные и наиболее стабильные отношения. Договорные нормы также участвуют в этом, но кроме того, им принадлежит главная роль в регулировании более конкретных, временных отношений. Договоры устанавливают конкретные пути, средства, способы реализации общих норм и тем самым расширяют возможности их претворения в жизнь. Договорные нормы расширяют возможности государства пользоваться благами, вытекающими из общепризнанный норм.

2.3. Роль международных организаций в создании норм
международного права.
Нормативные резолюции международных организаций, будучи рекомендациями и функционируя в этом качестве в межгосударственной системе, оказывают влияние на создание норм международного права как договорным, так и обычным путем.
Некоторые из таких резолюций являются частью договорного процесса создания норм международного права. Это резолюции, которыми международные организации принимают тексты международных договоров. Многие резолюции являются как бы отправным пунктом для договорного процесса.
Однако важно иметь в виду, что договорный процесс формирования норм в этом случае не является продолжением процесса создания рекомендательных норм т.к. последний вообще не является частью договорного процесса.
Абстрактно можно считать, что действия государств, голосующих за резолюцию международной организации составляют первую стадию согласования воль государств, в результате которой создается обыкновение. Можно считать, голосование за резолюцию покрывает вторую стадию согласования воль государств, т.е. согласование воль относительно признания норм резолюций в качестве юридически обязательных. Однако этот абстрактный подход не учитывает, что действия государств в отношении той или иной резолюции международной организации юридически основываются на ее Уставе.
Голосование за ту или иную резолюцию или против нее может иметь тот эффект, который предусматривается Уставом данной организации. Сколько бы раз не принималась резолюция-рекомендация, ее характер не меняется, она не создает обыкновения, а остается рекомендацией.
Резолюции международных организаций заканчивают процесс согласования воль государств, в результате которого образуются рекомендательные нормы, которые подобно обыкновением являются живыми нормами. Но есть разница между двумя категориями этих норм. Обыкновение отражает практику государств - это правило, которое уже действует. Резолюция международных организаций обычно является не результатом практики государств, а рекомендациями на будущее. В отличие от обыкновения рекомендация не имеет силы традиции.
Нормы рекомендательных резолюций международных организаций могут стать юридически обязательными путем обычного процесса создания норм международного права. Вместе с тем процесс согласования воль государств относительно признания норм резолюций-рекомендаций в качестве обязательных обычным путем не исключает возможности изменения их содержания.
Когда нормы рекомендательных резолюций становятся нормами международного права обычным путем, такие резолюции как бы заменяют первую стадию обычного процесса создания норм международного права. Сама резолюция еще не воплощает opinio juris, оно приходит позднее в процессе практики государств, когда они постепенно признают нормы, содержащиеся в резолюциях, в качестве юридически обязательных.
Возникает вопрос о декларативных резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, т.е. о резолюциях, в которых говориться о том, что в них провозглашаются нормы действующего международного права. Например, Декларация о принципах международного права 1970 года была принята без голосования.
Для того чтобы голосование государства за такую резолюцию делало ее для него обязательной, должна существовать норма международного права, согласно, которой, голосование, государства, за, резолюцию, международной, организации, помимо, того, значения, которое, оно, имеет, согласно, ее, Устава, влечет еще соответствующие последствия в рамках обычного процесса создания норм международного права.
2.4. ЮНЕСКО
Одной из организаций, входящих в состав ООН, является Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры - ЮНЕСКО.
Это специализированное учреждение ООН. Устав ЮНЕСКО был разработан конференцией, созданной в Лондоне в 1945 году. ЮНЕСКО начала функционировать 4 ноября 1946 года, когда 20 государств, подписавших ее устав, передали на хранение Великобритании свои акты акцепта.
Целями ЮНЕСКО является содействовать делу мира и безопасности в мире, способствовать сотрудничеству между странами посредством образования, науки, культуры и информации.
Для осуществления этих целей ЮНЕСКО расширяет и ориентирует образование, с тем, чтобы дать возможность народу каждой страны эффективно осуществлять самому свое развитие; оказывает помощь в создании научно-технической базы, благодаря которой каждая страна могла бы лучше использовать свои ресурсы; поощряет развитие национально-культурных ценностей и охрану культурного наследия таким образом, чтобы извлечь максимальную пользу из модернизации без ущерба для самобытности и разнообразия культур; развивает обмен информацией для обеспечения более свободного потока информации и ее более широкого и сбалансированного распространения; содействует развитию социальных наук как средства осуществления прав человека, справедливости и мира.
В области образования, которое является ее главным видом деятельности, ЮНЕСКО, сочетает программы ликвидации неграмотности с усилиями, направленными на обеспечение всеобщего начального образования и устранения коренных причин неграмотности. Она так же содействует подготовке учителей, плановиков и административных работников в области образования и содействует местному строительству и оснащению школ.
В области естественных наук программы ЮНЕСКО включают: человек и биосфера; программа Межправительственной океанографической комиссии; программа Международной гидрологической и Международной геологической корреляции; Кроме того, с помощью программ образования и профессиональной подготовки ЮНЕСКО содействует устранению диспропорции в сфере научно-технических кадров, 90% который в настоящее время сосредоточено в промышленно развитых странах.
В области социальных наук ЮНЕСКО провела исследования по таким вопросам, как напряженность, ведущая к войне, расизм, социально-экономические факторы развития и взаимосвязь между человеком и его средой.
Культурная деятельность ЮНЕСКО сосредоточена главным образом на стимулировании творческой деятельности, изучении и развитии культур и охране мирового наследия книг, произведений искусства и памятников, а также сохранения культурной самобытности традиций.
В области коммуникаций ЮНЕСКО проводит обследование потребностей в средствах коммуникаций и помогает странам создавать информационные агентства. Прилагаются усилия к расширению международного сотрудничества с целью установления нового информационного порядка путем изучения роли средств массовой информации в создании нового экономического порядка, сотрудничества с региональными информационными агентствами и организации симпозиумов с участием представителей информационных агентств из развивающихся стран и средств массовой информации из промышленно развитых стран с целью увеличения потока новостей из стран "третьего мира".
Структура ЮНЕСКО образуется следующим образом. Генеральная конференция - главный орган, в котором участвуют представители всех государств - членов Организации. Она созывается раз в 2 года для выработки политики, программ и бюджета Организации. Исполнительный совет ЮНЕСКО состоит из 51 члена, избираемого генеральной конференцией на 4 года, обычно созывается 2 раза в год и несет контроль над выполнением программы, принятой Конференцией. Секретариат возглавляется генеральным директором со сроком полномочий на 6 лет.
Рабочий язык - английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский.
Местопребывания Секретариата ЮНЕСКО - Париж
Заключение
Международное общество, как любая иная социальная система, нуждается в регулировании. Этой потребностью и вызвана к жизни такое явление как международная нормативная система. Она представляет собой систему многообразных политических, правовых, моральных и других международных норм, подчиненных единым принципам и целям.
Цели и принципы служат основой нормотворческого процесса. Прогрессивное развитие нормативной системы происходит в направлении, определяемом целями, и в соответствии с принципами. Цели образуют высший эшелон нормативной системы. Им подчинены все остальные нормы, включая принципы, которые служат средством достижения цели.
Международно-правовая норма - это формально определенное правило, созданное соглашением субъектов для регулирования их взаимоотношений путем установления прав и обязанностей, обеспечиваемое юридическим механизмом охраны.
Норма представляет собой юридическую модель взаимного поведения субъектов, модель соответствующего отношения. В своей совокупности международно-правовые нормы являются моделью международной системы.
Нормы общего международного права служат мерой социально необходимого поведения государств в интересах обеспечения стабильности и функционирования глобальной системы международных отношений.
Международному праву, для того, чтобы быть способным решать стоящие перед ним задачи, предстоит претерпеть существенные изменения. Необходимо сделать шаги по пути прогрессивного развития его содержания. Особое значение имеет изменение самого характера международного права, его структуры.
Перестройка международного права и нормативной системы в целом на базе демократических принципов уважения прав человека означает коренное изменение в ее структуре.
Необходимость таких изменений определяется реалиями нашего времени и их перспективами. Международное право призвано стоять на страже интересов не глав государств, а народа, проживающего в том или ином государстве и конкретно каждого человека. Без этого не может быть и речи о международном правопорядке.
Необходимые для преобразования международного права решения способна принять Всемирная парламентская ассамблея, которая призвана стать главным органом ООН.
Содержание
Курс международного права. Понятие, предмет и система международного права./Отв. ред. Р.А. Мюллерсон, Г.И. Тункин.- М.: "Наука", т.1, 1989.
Лукашук И.И. Внешняя политика России и международное право./Ин.т гос-ва и права РАН. -М.: Ин-т гос-ва и права РАН, 1997.
Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник для вузов /РАН, Инс-т государства и права. - М.: БЕК, 1997.1997.
Лукашук И.И. Международно-правовое регулирование международных отношений. - М.: "Международные отношения", 1975.
Лукашук И.И. Механизм международно-правового регулирования. Учебное пособие для юридических институтов и факультетов: "Вища школа". Изд-во при Киевском унив-те.,1980.
Лукашук И.И. Нормы международного права. - М.: "Спарк",1997.
Лукашук И.И. Отношения мирного существования и международное право. (Проблемы международно-правового регулирования). Киев.: "Вища школа", Изд-во при Киевском унив-те, 1974.
Международное право. /Ред. колл. Ф.И. Кожевников, Э.С. Кривчикова. - М.: "Международные отношения",1987.
Международное право. /Под. Ред. Н.Т. Блатова. - М.: "Юридическая литература", 1987.
Международное право в документах: Учебное пособие. / Сост.: Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков. - 2-е изд. перераб. и доп., - М.: ИНФРА-М, 1997.
Международное право в современном мире: Сб. статей./ Отв. ред. Ю.М. Колосов - М.: "Международные отношения", 1991.
Международные организации системы ООН. Справочник./ Сост. А.А. Титаренко. - М.: Изд-во "Международные отношения", 1990.
Право и мир в международных отношениях. / Под. ред. Л.А. Комаровского и П.М. Богаевского. - М.: Изд. маг. "Книжное дело"., 1989.
ЮНЕСКО и современность. / Под. ред. С.К. Романовкого.1966.
Международное право: Словарь - справочник / В.Н. Додонов, В.П. Панов, В.П.Румянце; Под общ. Ред. В.Н. Трофимова. - М.: ИНФРА-М, 1998.
Международное право. Учебник для обучающихся по специальности "Правоведение", "Международные отношения". / Отв. ред. Ю.М.Колосов, В.Н. Кузнецов; Дипломат-ая академия МИД РФ, 2-е изд. доп. и перераб. - М.: "Международные отношения", 1998.
Международное право: Учебник для студентов высших уч-х завед./ Отв. ред Г.В.Игнатенко, О.И. Тигунов. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
Международное право. Библиография,1973-1985 г.г. /Сов. Ассоциация межд-ого права. Сост. Г.И. Курдюков и др.; Отв. ред. Д.И. Фельдман. - М.: "Международные отношения", 1987.

1 Лукашук И. И. Нормы международного права в международной нормативной системе. - М.: Издательство "Спарк", 1997, с.18. 2 Лукашук И. И. Нормы международного права в международной нормативной системе. - М.: Издательство "Спарк", 1997, с.21. 1 Международное право: Библиография, 1973-1985г.г. / Сов. Ассоциация международного права. /Сост.Г.И. Курдюков и др. Отв. сост. Д.И. Фельдман. - М.: "Международные отношения", 1987, с.41 2 Лукашук И.И. Нормы международного права в международной нормативной системе. - М.: Издательство "Спарк", 1997, с.53. 1 Международное право в современном мире: Сб. статей /Отв. ред. Ю.М. Колосов. - М.: "Международные отношения", 1991, с.25. 1 Курс международного права. Понятия, предмет и система международного права. / Отв. ред. Р.А. Мюллерсон, Г.И. Тункин. - М.: "Наука", т.1, 1989, с.125. 1Международное право. /Ред. колл. Ф.И. Кожевников, Э.С. Кричкова. - М.: "Международные отношения", 1987, с.188. 1 Международное право в документах: Учебное пособие./ Сост.: Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 1997, с.52. 1Международное право в документах: Учебное пособие / Сост.: Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков. - 2-е изд. перераб. и доп., - М.: ИНФРА-М, 1997, с.332. 1 Курс международного права. Понятия, предмет и система международного права. /Отв. ред. Р.А. Мюллерсон, Г.И. Тункин. - М.: "Наука", т.1, 1989, с.201. 1 Международное право в документах: Учебное пособие. /Сост. Н.Т. Блатова, Г.Н. Мелков. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 1997, с.153. 23 3

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Относительная частота и идентификационная значимость признака «островок» у левой дельты завиткового узора
 Механизм привлечения в АПК негосударственных инвестиций
Ваши отзывы
Долго искал курсовую по психодиагностике, нигде не мог найти! А у Вас есть из чего выбрать! Удачи в работе!
Михаил Львов

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.