Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Структура и содержание форм бухгалтерской отчетности ООО "Артель старателей "Амазар"
 Психологическая готовность детей к школе
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Онлайн-игра в автоматы без...
 Заочное обучение...
 Заочное обучение...
 Сочинение для ЕГЭ на тему о медицинских работниках по...
 Как оформить кредит на развитие малого...
 Для чего нужна накрутка лайков...
 Особенности местного бюджетного...
 Официальный сайт онлайн-казино русский...
 Главные достоинства Адмирал...
 Лучший азартных отдых в онлайн-казино Вулкан...
 Готовые сочинения по ЕГЭ на тему о влиянии фамилии на...
 Уникальный текст сочинения по русскому языку 11 класс. По...
 Что может...
 Куда вложить деньги? Конечно в недвижимость за...
 Университеты Англии открывают свои двери для Студентов из...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Политология

реферат

Национальное движение в РФ в 90-е гг.



ПЛАН:
ВВЕДЕНИЕ 3
(1. Основные тенденции развития национальных движений в
РФ в 90-е гг. 6
(2. Патриотические и националистические движения в
политической жизни РФ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
Список литературы 26

В В Е Д Е Н И Е
В данной работе мы рассмотрим развитие общественно-политических движений национального уклона в 90-е гг. на примере России.
Развитие национального самосознания - примета последних лет. Этот процесс характерен не только для России, но и для многих стран мира. Однако, специфика России, обусловленная распадом многонациональной державы, придает этому процессу особую остроту.
Россия издавна была многонациональной, полиэтнической державой. В отличие от большинства европейских стран, освоение новых территорий и их колонизация в Российской империи шло без ассимиляции коренных народов. Поэтому национальный вопрос всегда был в числе наиболее важных, решаемых государственной властью. Нельзя однозначно сказать: удачно или не очень это делалось. С одной стороны в течении столетий Российское государство оставалось единым целостным образованием, приращивая свою территорию в том числе и за счет добровольного вхождения в ее состав других народов. С другой стороны многие национальные проблемы решались исключительно с помощью силы, подавления национальных движений (Польша, Кавказ). В конечном счете это и привело к тому, что в годы потрясений (Октябрьская революция) многие народы поспешили отделиться от бывшей империи. Ошибки царского правительства не были должны образом учтены руководителями Советского государства. Насаждаемая сверху идея о "нерушимой дружбе народов" не сработала, когда начались очередные потрясения, и империя распалась окончательно. Вполне естественно поэтому появление в конце 80-х - начале 90-х гг. целого ряда общественно-политических движений и политических партий, которые так или иначе выдвигают в качестве главной идеи своей политической платформы возрождение России на национальной основе.
При этом можно отметить то обстоятельство, что подавляющее большинство такого рода движений образовано русскими и направлены на реализацию именно русской нации. Из других национальных движений более менее заметное участие в политической жизни принимает только татарское движение "НУР", которое даже принимало участие в выборах в Государственную Думу. В контексте современной этнополитической ситуации, складывающейся в бывшем Советском Союзе, русскому национализму безусловно, принадлежит особое место. Развивавшийся вплоть до последнего времени с изрядным отставанием от национальных движений в других республиках он вступает сейчас в фазу развертывания и реализации своих гигантских возможностей.
Надо признать, что это неудивительно. Как отмечают исследователи, проблеме русского национального самосознания на государственном уровне уделяется значительно меньше внимания, чем большинству национальных меньшинств. Русские в РФ составляют самый большой этнос (82 %) и это объективная реальность. На самом высоком уровне принимаются различные нормативные акты по отдельным этническим группам, но в то же время русского этноса как политического целого, имеющего конституционно обозначенный статус, в системе современных политических отношений нет1. Поэтому в рамках данной работы будут рассмотрены только общественно-политические движения, связанные с русской национальной идеей.
Хотя вопрос о причинах русского национализма, как и причинах национального взрыва в СССР вообще - это предмет специального изучения, совокупность опубликованных в последние 2-3 года материалов дает основание предполагать, что они коренятся в бедственном социально-экономическом, демографическом и вплоть до последнего времени в политически неравноправном положении России и ее станового хребта - русского народа. В результате глубочайшего кризиса русский этнос оказался перед перспективой постепенного вымирания, а Россия - на грани распада и гибели.
Русский национализм в основе своей носит защитный характер. Именно защитный, а не охранительный. Однако мощный позитивный импульс, питающий русский национализм, отнюдь не исключает как наличия в нем радикальных и экстремистских проявлений - нежелательных, но неизбежных во всяком широком национальном и политическом движении,- так и принципиальной возможности усиления этих тенденций и превращения их в соответствующем идейно-политическом, социально-экономическом и психологическом контексте в магистральное направление русского национализма.
Итак, число партий велико. Однако, говорит ли это о том, что национальный вопрос действительно стал наиболее важным для современной России? Ответом на этот вопрос и послужит данная работа.
1. Основные тенденции развития
национальных движений в РФ в 90-е гг.
В современной России все национальные русские движения можно условно поделить на следующие группы
1) экологические группы и организации (общественный комитет спасения Волги, общественный комитет "Нева-Ладога-Онега);
2) культурно-просветительские и историко-культурные объединения (ассоциация любителей отечественной словесности и культуры "Единение", Всероссийский фонд культуры, Союз духовного возрождения Отечества, Товарищество русских художников, историко-патриотические общества "Белый город" и "Русское знамя");
3) религиозно-просветительские организации (многочисленные православные братства, объединенные в Союз Православных Братств);
4) научные центры (ассоциация по комплексному изучению русской нации, Российская народная академия);
5) коммуналистские движения и группы (движение за местное самоуправление. "Перовское вече");
6) военно-патриотические и спортивно-патриотические формирования (группа славяно-горицкой борьбы, российский центр славянских боевых искусств "Тризна");
7) организации, пытающиеся возродить былые российские сословия: казачество (Союз казаков и многочисленные региональные казачьи войска, общины и центры), дворянство (Дворянское собрание России и местные дворянские собрания), купечество (Союз российского купечества), мещанство (Общество русских мещан);
8) организации, занимающиеся лечением пьянства и табакокурения, альтернативной и народной медициной, пропагандирующие здоровый образ жизни (Союз борьбы за народную трезвость).
Особо следует выделить политические или высокой степени политизированности формирования, которые видят свою главную задачу в активном воздействии на происходящие в стране политические процессы и пытаются в той или иной форме бороться за соучастие во власти или за всю ее полноту. В дальнейшем речь пойдет почти исключительно об этих организациях.
Именно эти партии получили обобщенное название национал-патриотические. Между тем нетрудно заметить, что данный термин объединяет две достаточно разные группы политических партий, которые легко делятся на две части: патриоты и националисты. Партии патриотического толка часто называют также государственническими, националистического - этноцентристскими.
Началом официального оформления государственнического движения, многие считают состоявшийся 21-22 декабря 1991, первый съезд Российского общенародного союза (РОС), Идеологическая и политическая платформа РОС была изложена в одной из статей газеты "Советская Россия", появившейся накануне съезда. Концепция национальной политики этого Союза сформулирована следующим образом: "Современность не снимает, актуализирует вопрос о федеративном устройстве политического объединения народу и наций, создавших единое историческое пространство; центром, возрождения нового Союза, к чему обяжет история, может стать только Россия"2.
РОС поставил перед собой благородную задачу спасение Российского государства, но, обошел вопрос о многонациональном составе населения России, не раскрыл свое видение будущего национально-государственного устройства республики, не отмежевывается от крайних течений в русском национальном движении. Более того, он сделал попытку призвать под знамена государственнического движения всех, лишь бы они вступали за единое неделимое государство. Впоследствии на союз с крайними националистами пойдут многие партии государственнического толка.
В целом политическая платформа государственнических патриотических партий опирается во многом на традиции русского славянофильства, идею о великой роли России. Будущее России они видят в едином государстве на основе русского языка и русской культуры. Главным врагом являются США и русские либералы, ратующие за усиление влияния Запада на Россию. Значительная часть патриотических организаций придерживается православно-монархических позиций, а их идейное кредо выражается чеканной формулой "самодержавие, православие, народность", выдвинутой графом С. Уваровым в 30-х годах XIX века. Среди наиболее заметных партий такого толка можно назвать: Либерально-демократическую партию (ЛДПР), Конгресс русских общин (КРО), Российскую народно-республиканская партия (РНРП), Народно-патриотическая партия (НПП), уже упоминавшийся выше Российский общенародный союз.
В целом следует сказать, что националистские тенденции все же являются неосновными в государственнических партиях, скорее средством привлечения дополнительных избирателей, чем основой идеологии. Именно благодаря апелляции к имперским и националистическим чувствам русских лидеру ЛДПР В. Жириновскому удалось добиться феноменального результата во время выборов Президента РСФСР. Вместе с тем, если национализм РНЕ носит органичный характер, то для Жириновского он, скорее, средство мобилизации масс. Сейчас его программа являет собой причудливую смесь крутого русского имперского национализма и либеральной экономической платформы, сдобренную безудержным популизмом.
Как отмечалось выше патриотические партии в 1992-93 году зачастую шли на союз с националистами, однако, впоследствии произошло размежевание. И те и другие относятся теперь друг к другу скорее как к врагам, чем как к союзникам, пусть даже и временным.
Среди националистов можно выделить несколько групп. Первой являются традиционалисты. К ним относятся общество "Память" и возникшие на его основе движения: Национально-патриотический союз, "Память" Д. Васильева, Союз за национально-пропорциональное представительство, "Память" К. Смирнова-Осташвили, Русский народно-патриотический фронт "Память" И. Сычева и т.д. Сюда же можно отнести и ряд других организаций, генетически связанных с "Памятью" (с "Памятью" были связаны практически все русские националистические организации): Русская партия В. Корчагина, Русская партия национального возрождения В. Иванова, "Союз венедов", Союз "Христианское возрождение" и др.
Свой государственный идеал они усматривают в допетровской России: сильная самодержавная власть, сочетающаяся с авторитетной православной церковью и широким местным самоуправлением. Допускается существование законосовещательных (Земский собор, Государственный совет), но ни в коем случае не законодательных органов. К числу наиболее известных представителей этого направления современного монархизма относятся Московская дружина Российского народного ополчения во главе с иеромонахом о. Дионисием, считающая себя частью Российского имперского союз-ордена (РИСО) с центром за границей. Национально-патриотический фронт (НПФ) "Память" Д. Васильева, Православное монархическое согласие (ПМС), лидер Ю. Соколов, Союз "Христианское возрождение" (СХВ), лидер Е. Пашнин.
Отличительной чертой традиционалистов является увлечение концепциями "иудо-масонского заговора", представляющими собой пересказ "Протоколов сионских мудрецов", в сочетании с известной "уваровской" триадой - Православие, Самодержавие, Соборность. В целом, мировоззрение традиционалистов недалеко ушло от идеологии черносотенного движения. Традиционалисты занимаются пропагандой своих взглядов и выяснением отношений друг с другом.
Для радикалов характерны следующие черты: присутствие в их мировоззрении концепции Национальной революции, отражение в программных документах в большей степени современных реалий, ориентация на политическое действие и стремление стать субъектом политического пространства. Здесь можно выделить довольно крупные политические партии (чья численность превышает тысячу человек), обладающие жесткой организационной структурой и военизированными формированиями: РНЕ (около 5-6 тыс. участников, согласно данным конца 1994 г.), НРПР (около 1,5 тыс. человек в 1994 г.). Сюда же относятся немногочисленные группы (максимум несколько сот человек), исповедующие "элитарный фашизм", - Национал-большевистская партия Э. Лимонова - А. Дугина, Праворадикальная партия С. Жариковаа, Народно-национальная партия, Русский национальный союз.
Новые правые представлены достаточно широким набором идеологом. Прежде всего это имперские националисты (партия "Русское национальное единство" (РНЕ) во главе с А. Баркашовым и Русский общинный союз (РОС) А. Судавского), чье кредо также можно выразить трехчленной формулой "авторитаризм, национализм, империя". Хотя имперский принцип является одним из основополагающих и для традиционных правых, различий здесь больше, чем сходства. Во-первых, выступая за авторитарную власть, имперские националисты не видят необходимости облекать ее в монархические одежды; во-вторых, они воспринимают православие не как ключевую, основополагающую характеристику русского миросозерцания, а лишь как элемент - пусть и очень важный - традиции, которая трактуется ими максимально широко. В Саратове организацией такого рода является региональная общественная организация "Партия русского национал-патриотизма" (ПРНП).
Нужно заметить, что РНЕ, НРПР, а также ряд других радикально-националистических организаций (например, Национально-социальный союз В. Якушева) идейно близки к германскому национал-социализму или итальянскому фашизму. Здесь следует иметь в виду, что хотя фашизм и национал-социализм - явления близкие и тесно связанные, они отнюдь не идентичны. Очень упрощенно можно сказать, что если фашизм представляет собой одну из наиболее радикальных форм националистической идеологии, то национал-социализм, несмотря на свое название, базируется на расовой, биологической доктрине. Фашистская тенденция в современном русском национализме была представлена газетой "Народные новости", единственный номер которой вышел под девизом "За Бога, Нацию, Труд" - слегка видоизмененным девизом русских фашистов в Харбине (у "харбинцев" - "Бог, Нация, Труд"). Национал-социалистическую идеологию открыто взяли на вооружение: в Москве - Национал-социальный союз во главе с В. Якушевым, в С.-Петербурге - Народно-социальная партия - Молодежный фронт. Последняя группа связана тесные родством с питерскими "венедами". И точно так же, как и они, всегда исповедовала язычество. В этом смысле интереснее московский наци Якушев, в свое время православный и активист православно-монархической "Памяти", ныне относящийся к христианству отрицательно. Отечественный национал-социализм в лице Национал-социального союза хотя и вырос из руссконационалистической среды, но, взяв на вооружение нацистскую расовую доктрину и поставив под сомнение качества и достоинства русского народа, тем самым фактически вышел за рамки русского национализма.
Далее, ведийцы, или венеды, предлагающие в качестве идеологической базы произвольную реконструкцию ведической (как они считают, древне-арийской) религии ("Союз черных венедов" В. Кузьмина, "Союз белых венедов" К. Сидарука, Национально-демократическая партия (НДП) Е. Крылова и Р. Перина). "Белые венеды" включают русское православие в контекст единой арийской традиции, рассматривая его как высшую форму ведизма. "Черные" относятся к православию сдержанно отрицательно и представляют собой не специфически синтетический - ведийский вариант, а одну из "чистых" разновидностей современного русского язычества, хотя и не разделяют воинствующие антихристианские позиции ряда радикальных неоязыческих групп.
Весьма близки к евразийству младороссы, представленные Российский народным фронтом (РНФ) В. Скурлатова. Не разделяя ни имперский принцип, ни мнение об уже существующем имперском народе, РНФ, однако, также стремится к созданию на пространствах Евразии единого полиэтнического общества, но на демократических началах. Одним из стержней идеологии РНФ стала концепция Скурлатова о безвозвратной гибели "старорусской" нации и необходимости формирования нового, "младоросского", этноса на базе двух-трех десятков пассионарных "младороссов", способных к политическому руководству. Этот тезис РНФ дополняется развернутой либеральной экономической программой "неостолыпинского" образца.
От правого фланга руссконационалистического спектра перейдем к политическому центру. В зависимости от того, как организации трактуют понятие "демократия", как сочетают ее с другими программными принципами, в национально-демократическом лагере, можно выделить несколько течений.
Организации, сознательно ориентирующиеся на западную неоконсервативную модель, но с учетом русско-российской специфики. Это Республиканская народная партия России (РНПР) Н. Лысенко и Российское христианское демократическое движение (РХДД), к которым примыкают Национально-демократическое общество "Свободная Россия" и Русский общенациональный союз (РОНС). Хотя идейные установки и программные ориентиры данных формирований весьма близки, все же между ними есть и различия. Так, организации национально-государственной ориентации (РНПР и РОНС), придерживающиеся концепции ограниченной демократии, отличаются от РХДД, которое представляет собой национально-религиозное течение среди демопатриотов, акцентирующее внимание на интегрирующей роли конфессионального момента. Однако в последнее время различия стали стираться, причем эволюционирует именно РХДД, все очевиднее выдвигающее в центр внимания проблему сохранения российской государственности. Совместно с Демократической партией России (ДПР) Н. Травкина и Конституционно-демократической партией (Партией народной свободы) М. Астафьева христианские демократы создали окрашенный в национальные цвета неоконсервативный блок "Народное согласие".
Созданный РНПР Национально-республиканский блок, включающий помимо республиканцев уральское отделение Российской демократической партии и Русскую фракцию ДПР, менее влиятелен и заметно слабее "Народного согласия".
Достаточно оригинальна Славянская партия (СП) Ф. Москаленко, не только пытающаяся соединить демократические идеалы с "русской идеей", но и последовательно проводящая принцип общеславянского единства как в географических рамках бывшего СССР, так и вне его. В свою очередь, СП идейно близка к Московскому народно-патриотическому фронту (лидер Е. Дергунов), также выступающему за соединение демократической и национальной идей, но без панславистской направленности. В программы х)беих этих организаций включены элементы социалистической ориентации: народовластие в советской форме и передача основных производственных фондов в собственность самоуправляющихся трудовых коллективов.
Еще одним интересным идейным течением русского национализма являются этноцентристы. Они, как правило, не придерживаются какого-то заранее предрешенного принципа в отношении будущих форм государственно-политического устройства и социально-экономического уклада России, безразличны к конфессиональным проблемам. На первое место они выдвигают самодовлеющую проблему сохранения русских как уникального этноса с самобытной культурой, особым психическим складом и стилем мышления. В самой России число этноцентристских организаций не велико. (Наиболее известная из них - уже не существующее Национально-патриотическое объединение "Русь".) Они возникают и будут возникать преимущественно среди 25-миллионного русского населения, проживающего за пределами РСФСР, расселенного компактными группами в 14-ти бывших советских республиках и подвергающегося там усиливающемуся этническому давлению. Вписать этноцентристские организации в политический спектр пока что невозможно вследствие нечеткости их политической ориентации. Очевидно, однако, что наибольшие симпатии у них будет вызывать сильная, национально ориентированная российская власть, способная защитить интересы своих соотечественников за пределами "большой Родины" - России. А ухудшающаяся политическая, социально-экономическая и межнациональная ситуация способствует быстрому нарастанию радикальных настроений в русскоязычной среде.
Идейно близко к этноцентристскому направлению русского национализма движение за возрождение казачества, включающее множество воссозданных и возникающих вновь казачьих войск, землячеств и общин. Как и этноцентристы, казачьи организации провозглашают своей главной целью возрождение казачества с исторически присущим ему укладом жизни. Поскольку казачество рассматривается его идеологами в качестве особого народа или особой части русского народа, то казачье движение можно также определить как субэтноцентристское. Этническая самоидентификация казачества идет преимущественно по двум направлениям: принадлежность к сословию и конфессиональная принадлежность (православие). Из всех сил русского национализма казачество является наиболее организованной, но отнюдь не самой сплоченной. В нем проявляются различные политические ориентации, дополняемые внутренней междоусобной борьбой. Существует, однако, мощный фактор, сдерживающий возможный раскол казачества на течения различной политической окраски, - рост национализма среди нерусских народов Северного Кавказа.
На левом фланге руссконационалистического политического спектра формально расположен национал-большевизм - чрезвычайно интересное и внутренне противоречивое идейно-политическое образование, представляющее собой, по определению, попытку синтезировать советский, большевистский, вариант марксизма с русскими национальными ценностями. Причем соотношение этих двух элементов не устойчиво, а быстро меняется в зависимости от развития политической ситуации. В современном национал-большевизме заметны два основных направления: одно включает людей и организации, всерьез верящих в возможность возрождения России на основе коммунистической идеологии (Союз возрождения России А. Романенко, некоторые группы в РКП, в частности ленинградские "инициативники", и ОФТ); другое представлено государственниками, окрашенными в "розовые" цвета (ассоциация "Объединенный совет России"). Первое постепенно сходит на нет, и его "ренессанс" в прежнем виде кажется маловероятным.
Второе направление гораздо интереснее, поскольку здесь мы имеем дело с фактически правым движением, прикрывающимся левой идеологией. Оно включает в себя первую очередь державников, сделавших ставку на коммунистическую партию как имперскую суперструктуру в надежде внести в нее свои идеи и повлиять на ее эволюцию таким образом, чтобы она превратилась в "русскую партию". По мере все более проявлявшейся неспособности коммунистов остановить углубляющийся кризис и перехватить политическую инициативу у своих либерально-демократических оппонентов, державники легко и безболезненно расставались со своими большевистскими иллюзиями, переходя на открыто националистические позиции и апеллируя к таким, на их взгляд, наименее эрозированным государственным структурам, как армия и КГБ.
Картина русского национализма будет неполной, если не упомянуть об одной из его маргинальных, но, пожалуй, наиболее известных тенденций - антисионистской, или "сионоборческой" (термин председателя Всесоюзного антифашистского центра Е. Прошечкина). Она представлена организациями, которые пресса и общественное мнение причисляют к русско-националистическим, но в действительности таковыми не являющимися (Всемирный антисионистский и антимасонский фронт "Память" В. Емельянова, Координационный совет патриотического движения "Память" братьев В. и Е. Поповых, Союз за национально-пропорциональное представительство "Память" ныне покойного К. Смирнова-Осташвили и некоторые другие). Их главная цель, как следует из программных документов, а иногда даже из названия данных формирований, состоит не в русском возрождении, а в борьбе с сионизмом и масонством. Если же обойтись без эвфемизмов, то это откровенно юдофобские группы, прикрывающиеся флером националистической идеологии. Вместе с тем юдофобский импульс различной силы и в различных проявлениях прослеживается в идеологии, программах, агитационно-пропагандистской деятельности ряда, но далеко не всех, руссконационалистических организаций.
Что касается организаций "элитарного" толка типа НБП или Праворадикальной партии, то они состоят из нескольких интеллектуалов, всерьез интересующихся эзотерикой третьего рейха (наиболее яркий пример - А. Дугин, идеолог НБП и редактор журнала "Элементы"), а также "тусующейся" молодежи столичных городов и маргиналов от культуры, чьи взгляды представляют собой причудливую смесь леворадикальной фразеологии "новых левых" и идей "Консервативной революции" "новых правых".
2. Патриотические и националистические движения
в политической жизни РФ
Несмотря на стремление русских националистических партий войти в "большую" политику, они тем не менее остаются на положении маргинальных групп, максимально удаленных от центра власти. На сегодняшний день значение радикал-националистической составляющей российского политического процесса фактически сведено к нулю.
Однако в 1992-1994 гг. русские националисты были гораздо более заметны и в той или в иной форме участвовали в противостоянии между "объединенной оппозицией", группировавшейся вокруг Верховного Совета, и исполнительной властью во главе с Президентом РФ. НРПР, Союз "Христианское возрождение", Российская партия национального возрождения, РНЕ принимали участие в различных оппозиционных блоках, хотя и не играли там ведущей роли. Кроме того, ряд радикалов - Э. Лимонов, С. Жариков, В. Якушев - в 1992 г. активно работали в команде В. Жириновского: Э. Лимонов был министром безопасности, а С. Жариков - министром культуры "теневого" правительства ЛДПР. Именно участие радикал-националистов в ЛДПР придало партии и В. Жириновскому "фашиствующий" облик (С. Жариков отвечал за партийную печать), который активно раскрутили российские СМИ, хотя в дальнейшем ЛДПР перешла на более умеренные оппозиции.
Самой известной партией радикально-националистического направления является Русское национальное единство А. Баркашова. Лидер РНЕ наиболее последовательно реализовал один из вариантов развития такого рода организаций - создание жестко структурированной военизированной партии, ориентированной на насильственные действия для прихода к власти. Кроме РНЕ наиболее значительными военизированными формированиями являются Русский легион, до конца 1995 г. входивший в НРПР, и Русская гвардия М. Власова.
Всплеск наибольшей активности РНЕ пришелся на события октября 1993 г. Хотя с весны 1993 партия формально не участвовала в мероприятиях "объединенной оппозиции", тем не менее не исключено, что между руководством Верховного Совета и А. Баркашовым действительно были контакты. Ясно одно - РНЕ пыталась использовать те преимущества, которые давала ей ситуация кризиса власти после указа Президента № 1400, и именно в этом контексте следует рассматривать появление около 100 баркашовцев возле Белого Дома в сентябре-октябре 1993 г.
Трудно однозначно оценить роль РНЕ в развертывании событий октября 1993 г., однако нужно заметить, что благодаря СМИ, которые с удовольствием демонстрировали баркашовцев с целью обвинения защитников Белого Дома в экстремизме и фашизме, партия получила известность и обзавелась столь необходимым для такого рода организаций "героическим прошлым". После амнистии участникам событий 1993 г. А. Баркашов неоднократно заявлял о том, что партия готова побороться за власть и ставит перед собой цель стать массовой политической организацией, а также объединить под своей эгидой все националистические силы.
Главным успехом партии стало заключение соглашения между РНЕ и Конфедерацией свободных профсоюзов России А. Алексеева в конце марта 1994 г. Но вскоре руководство профсоюза денонсировало соглашение с РНЕ, посчитав союз с баркашовцами бесперспективным. Закончилась неудачей попытка заключения союза с "Трудовой Россией", национал-большевистской партией Э. Лимонова и РНЕ в мае 1994 г. в мае 1994 г., причем в основном по инициативе А. Баркашова, отказавшегося действовать совместно с "анпиловскими старушками" и "бисексуалом" Э. Лимоновым.
На страницах партийного органа РНЕ "Русский порядок" в это время приводились цифры - 200-300 тыс. сторонников РНЕ по всей стране ("сторонник" - третий уровень членства в РНЕ, что означает "сочувствующий"; первый - "соратник" то есть полноправный член партии, а второй "соподвижник", то есть кандидат, что должно свидетельствовать о влиянии РНЕ в обществе. Триста тысяч (а эта цифра скорее всего сильно преувеличена) составляют в лучшем случае 0,3 % избирателей страны, а это то максимум, который партия может получить на выборах.
К тому же РНЕ так и не получила регистрационного свидетельства Минюста РФ и потому не может участвовать в федеральных выборах. А кандидаты, выставленные партией на выборах в Государственную Думу в 1995 г., ничем себя не проявили. Сам А. Баркашов участвовать в выборах в парламент не собирался, что, скорее всего связано со страхом потерпеть поражение.
На лето-осень 1995 г. приходится последний всплеск интереса общественности к РНЕ - А. Баркашов дал интервью ряду центральных газет, ему была посвящена одна из программ С. Доренко "Версии". В августе-сентябре лидер РНЕ находился в списке 100 ведущих политиков России, который ежемесячно публикует "Независимая газета".
К середине 1995 г. участились выходы из партии видных партийных функционеров (А. Федоров, А. Денисов, В. Кочетков и др.), а также целых региональных отделений (Сахалинское, Дальневосточное, Саратовское и т.д.), что было вызвано разочарованием в политической деятельности вообще и в А. Баркашове - в частности. Отсутствие реальных дел расшатало дисциплину в партии. Особенно сильный отток из РНЕ был вызван историей с нападением группы неизвестных на офис РНЕ на Ильинке в апреле 1995 г., когда А. Баркашов под дулом автомата и перед видеокамерой был вынужден извиниться перед евреями, кавказцами и неграми. Пленка с записью этого инцидента вскоре попала в распоряжение редакции "Московского комсомольца", которая не преминула продемонстрировать ее широкой общественности. Поведение А. Баркашова многими было воспринято как элементарная трусость, а трус не может быть харизматическим лидером.
На сегодняшний день РНЕ практически полностью свернула активную политическую деятельность, ограничиваясь расклейкой листовок, содержание которых не меняется уже в течение нескольких лет. Члены РНЕ в основном занимаются охранной деятельностью, а также контролируют район Терлецкого лесопарка, где ими создана целая система "крыш", представляющих собой способ защиты экономических интересов частных предприятий РНЕ берет под свою опеку различные частные фирмы, отделения коммерческих банков и т.д., обеспечивая их безопасность, а взамен получает денежные средства. В целом РНЕ все больше напоминает военно-спортивный клуб типа американских "минитменов", связанный с криминальными "структурам".
В последнее время, правда, вновь наметился процесс активизации РНЕ, во многом связанный с ростом антироссийских настроений на Северном Кавказе. Особо заметное выражение этот получил в регионах, примыкающих к Чечне. Так, после прошедшей в 1998 г. в Ставрополе конференции региональных организаций РНЕ юга России о крае заговорили как об оплоте русских националистов. Ставропольское отделение РНЕ в 1994 г. было зарегистрировано управлением юстиции края, что позволяет активистам движения действовать легитимно и весьма успешно. Впрочем, губернатор Ставрополья Александр Черногоров, выступая по российскому телеканалу, поспешил от них откреститься. Однако, в рядах краевой организации уже более 3,5 тысяч человек, что значительно превышает среднероссийский уровень3.
Достижения других националистических организаций еще более скромные. Лидер НРПР Н. Лысенко победил на выборах в Госдуму в 1993 г. по одномандатному округу в Саратовской области, однако в парламенте ничем себя не проявил, запомнившись только разрыванием украинского флага, дракой с Г. Якуниным и взрывом в собственном кабинете, по подозрению в организации которого он был арестован и ныне находится под следствием. Причем Н. Лысенко, став членом парламента, практически перестал заниматься партийной деятельностью и перешел на более умеренные позиции, обозначив себя как "национального социал-демократа". Он заявил, что Израиль является стратегическим союзником России, что вызвало раскол в НРПР и выделение более радикального крыла партии во главе с Ю. Беляевым.
Другие националистические организации (РНС, НБП, ННП и т.д.) сосредоточились на пропагандистской деятельности - выпуске журналов и газет соответствующего направления, распространяемых тиражом в несколько тысяч экземпляров, чья общественная значимость сильно преувеличена демократическими публицистами. Националисты также проводят митинги и пикеты, на которые собираются 100-200 человек.
Еще меньшее участие в политической жизни принимают традиционалисты, что во многом объясняется их крайней малочисленностью. В наиболее крупной организации такого толка - васильевской "Памяти" в 1990 г. состояло около 400 человек, в 1997 - не более 100. Другие организации и этим похвастаться не могут - в них состоит два-три десятка человек.
Неспособность русского националистического движения на сегодняшний день стать субъектом политического действия обусловлена множеством причин.
Как уже говорилось выше, большинство националистических организаций в России вторичны по отношению к своим историческим предшественникам (Черная сотня, фашизм, национал-социализм), по крайней мере в области символических форм, а потому вызывают равнодушие или отторжение у большинства россиян, воспитанных в иной ментальной среде, особенно у старшего поколения, пережившего вторую мировую войну. "Антифашистский" иммунитет в той или иной степени ослаблен у молодого поколения. Однако молодежь в массе своей равнодушна к политике и не спешит записываться в националистические организации.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Как мы видим в современных условиях в РФ национальные движения в подавляющем большинстве перерождаются националистические. Проблема эта характерна для всего мира и события в Югославии, Турции, Грузии т.д. это подтверждают. ХХ век как казалось многим уже оставил проблему национализма навсегда в прошлом, однако, события его конце свидетельствуют о живучести "демонов минувших эпох". С крахом того, что именовалось коммунизмом, в полный голос заявил о себе этнический национализм с присущей ему ксенофобией и шовинизмом, патриотизмом и нетерпимостью. По выражению польского историка А. Михника "мы становимся свидетелями того, как от воздуха свободы просыпаются и вылезают из своего подполья древние чудовища"4. Национализм из блага XIX века превратился в чуму ХХ века, отмечает А. Уткин5.
Огромную опасность представляют собой проявления национализма в такой полиэтнической стране, как Россия. Ввиду прочности межэтнических и связей выпячивание любого партикулярного этноинтереса породит и межнациональный и русско-этнический конфликт, решить цивильными средствами который невозможно.
Со схожими проблемами уже столкнулись уже многие республики бывшего СССР, в частности Украина, где националисты, не пользуясь значительным влиянием среди населения, тем не менее оказывают заметное воздействие на внутреннюю, а подчас и внешнюю политику страны6.
Влияние националистов в современной России часто преувеличивают. Они и сами способствуют этому, стремясь при каждом удобном случае подчеркнуть свою влиятельность, свои связи в высших кругах. Однако, их влияние сильно преувеличено. Выше уже приводились цифры относительно реальных сторонников РНЕ, самой влиятельной националистической партией. Еще в 1998 г. на конференции в Ставрополе прозвучало заявление, что в 1999 г. самой массивной политической организацией, пользующейся поддержкой большинства населения, будет РНЕ. Однако, и в 1999 г. и в 2000 г. националистические партии по-прежнему крайне далеки от того, чтобы называть их хотя бы заметными движениями.
Надо отметить, что единственное, чего удалось добиться РНЕ этими заявлениями - это преувеличенных опасений в массовом сознании, связанных с их приходом к власти. Так, американский социолог Роберт Брим весной 1995 г. провел социологический опрос, направленный на выявление электоральных настроений россиян Причем использовались данные, отражающие собственное восприятие респондентами политического климата в стране: опрашиваемым задавался вопрос, какая, по их мнению, партия победит на парламентских выборах. Результаты оказались неожиданными; третье место заняло РНЕ - 11,4% респондентов считали, что партия выиграет выборы. Это свидетельствовало, по мнению Р. Брима, об усилении в России авторитарных тенденций. Мне, однако, кажется, что результаты данного опроса в большей степени отразили умонастроения экзальтированной части демократического электората, испуганного чеченской войной и очередным "наступлением" "фашистской" угрозы, о которой в то время очень много говорили российские СМИ. Тем более что РНЕ и ряд других националистических организаций полностью поддержали действия исполнительной власти по "наведению конституционного порядка" в Чеченское республике и предложили свою помощь.
Реально, согласно данным, которые приводит известный исследователь русского национализма В. Соловей, за националистов готовы проголосовать 1,5-2% избирателей (данные на начало 1995 г.). Но 1,5-2% не такая уж большая цифра (во Франции за Национальный фронт Ж. М. Ле Пена голосует больше избирателей), к тому же русский национализм практически не представлен на электоральном уровне - на последних выборах в парламент из националистов только НРПР выставила свой список, но получила меньше 0,5%, и за пределами Москвы и Санкт-Петербурга мало кто знает о каких-либо националистических организациях (исключение составляет только РНЕ). Поэтому националистически настроенный избиратель голосует за ЛДПР или КПРФ.
Пример РНЕ говорит о том, что такого рода организации в большей степени ориентированы на ситуацию кризиса власти, а точнее, на силовые действия в этой ситуации. Но действуют они не как самостоятельная сила, а в роли боевых отрядов, поддерживающих одну из противоборствующих сторон. В условиях определенной стабильности они стремительно теряют свою значимость.
В отличие от Германии или Италии, в России нет заинтересованности в националистах со стороны политического истэблишмента, силовых структур или финансовых и деловых кругов. Информация о связях РНЕ с генералитетом или руководством спецслужб, которая периодически появляется на страницах центральной прессы, скорее всего, распространяется самим А. Баркашовым или его окружением для придания политического веса своей организации.
Для наращивания политического веса необходимы не только штурмовые отряды, но и значительные пропагандистские и интеллектуальные усилия, а с этим у националистов дела обстоят плохо. Они не допущены на ТВ, партийная пресса имеет ограниченный тираж (как правило, указанный тираж значительно превышает реальный), распространяется в больших городах, и не может охватить все слои населения. К тому же уровень материалов националистической прессы крайне низкий (исключение представляет только "Лимонка" Э. Лимонова). У националистов отсутствуют пропагандисты высокого уровня, тем более что большинство их лидеров (в частности, А. Баркашов) питают стойкую неприязнь к интеллектуалам.
В настоящее время русское националистическое движение не обладает почти никаким политическим весом, существует на периферии политического процесса и представляет интерес главным образом для нескольких антифашистских организаций, у которых борьба с "русским фашизмом" является основной формой деятельности.
Тем не менее нельзя утверждать, что русский национализм обречен пребывать на обочине политической жизни страны. Их значимость напрямую связана со степенью нестабильности и радикализации общества, а Россия в этом отношении подошла к опасной черте. Падение уровня жизни основной массы граждан объективно способствует увеличению социальной базы радикализма, а значит, и русских националистов. Сегодня русские националисты практически незаметны, но в случае повторения ситуации осени 1993 г. они могут быть востребованы одной из противоборствующих сторон и на волне насилия укрепить свои позиции в обществе.
В условиях углубляющегося социально-экономического и политического кризиса, распада властных структур, разгорающихся межнациональных пожаров, на фоне грядущей безработицы и колоссального снижения жизненного уровня населения те или иные формы новой правой идеологии (радикализм которой будет возрастать по мере ухудшения ситуации) могут с большой долей вероятности рассчитывать на массовый политический успех. Более того, они просто обречены на него, если только новым правым удастся быстро создать разветвленную организационную инфраструктуру и бросить в массы привлекательные лозунги.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Этнос и власть: местное самоуправление и этнические конфликты. Ч. 2 Саратов, 1999 г.
Ильин В.В. Политология. М., 1998.
Лебедь А. Идеология здравого смысла. М., 1997.
Доронченков А.И., Надолишний П.И. Политический центризм и межнациональные отношения // Кентавр, 1992, № 1-2.
Миллер А.И. Национализм как теоретическая проблема // Политические исследования, 1995, № 6.
Михник А. Национализм: чудовище пробуждается // Век ХХ и мир, 1990, № 10.
Уткин А. Национализм и будущее мирового сообщества // Свободная мысль, 1995.
Дрейлинг А. Националисты в современном политическом пространстве России // Власть, 1997, № 4.
Фомин А. Национализм: благо или угроза Украине? // Свободная мысль, 1998, № 7.
Устав Саратовской региональной общественной организацией "Партия русского национал-патриотизма".
Идейная платформа Российской народно-республиканской партии / Принята на III съезде РНРП в г. Красноярске.
Материалы съезда Народно-патриотической партии России // Кентавр, 1992, № 9-10.
Задачи Русского национального собора // Кентавр, 1992, № 9-10.

1 Вартумян А.А. Влияние политических партий и общественных движений на национальную политику в регионах Северного Кавказа // Этнос и власть: местное самоуправление и этнические конфликты. Ч. 2 Саратов, 1999 г., с. 94. 2 Доронченков А.И. , Надолишний П.И. Политический центризм и межнациональные отношения // Кентавр, 1992, № 1-2, с. 25. 3 Вартумян А.А. Влияние политических партий и общественных движений на национальную политику в регионах Северного Кавказа // Этнос и власть: местное самоуправление и этнические конфликты. Ч. 2 Саратов, 1999 г., с. 92. 4 Михник А. Национализм: чудовище пробуждается // Век ХХ и мир, 1990, № 10, с. 15. 5 Уткин А. Национализм и будущее мирового сообщества // Свободная мысль, 1995, № 3. 6 Фомин А. Национализм: благо или угроза Украине? // Свободная мысль, 1998, № 7, с. 45. 13 2

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Истории экономических учений
 Тестовые задания по экономической теории
Ваши отзывы
Добрый день! Работу получила. Огромное спасибо! Обязательно расскажу о вашем сайте своим знакомым и друзьям, так что ждите заказов :) С благодарностью.
Наталья

Copyright © refbank.ru 2005-2020
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.