Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Проектирование учебных площадок и автодромов
 Купля-продажа недвижимости: соотношение теории и практики
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Онлайн-игра в автоматы без...
 Заочное обучение...
 Заочное обучение...
 Сочинение для ЕГЭ на тему о медицинских работниках по...
 Как оформить кредит на развитие малого...
 Для чего нужна накрутка лайков...
 Особенности местного бюджетного...
 Официальный сайт онлайн-казино русский...
 Главные достоинства Адмирал...
 Лучший азартных отдых в онлайн-казино Вулкан...
 Готовые сочинения по ЕГЭ на тему о влиянии фамилии на...
 Уникальный текст сочинения по русскому языку 11 класс. По...
 Что может...
 Куда вложить деньги? Конечно в недвижимость за...
 Университеты Англии открывают свои двери для Студентов из...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Психология и психоанализ

реферат

Нарушения памяти



СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
Нарушения запечатления информации5
Нарушение сохранения прошлого опыта7
Нарушение воспроизведения прошлого опыта9
Количественные нарушения воспоминаний10
Нарушения чувства знакомости12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ14

ВВЕДЕНИЕ
Память по-латыни mnesis, поэтому и процесс памяти носит название мнестического.
Память - это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Патология может касаться любого из трех звеньев мнестического процесса.
В основе мнестического процесса лежит условнорефлекторная деятельность. Как и условный рефлекс, всякий навык или ассоциация является связью, сформировавшейся в процессе жизни человека. Но только условный рефлекс - понятие видовое, а ассоциация - родовое. Зная законы, которым подчиняется условнорефлекторная деятельность, можно понять многие закономерности, касающиеся мнестического процесса и его нарушений.
Так, в соответствии с законами высшей нервной деятельности условный рефлекс окажется тем прочнее, чем большее количество раз он будет подкреплен. То же можно сказать и о мнестических функциях: навык, ассоциация труднее забываются, если они приобретены не однажды, а в результате многократного повторения. Этим можно объяснить тот факт, что в условиях патологии даже при грубых расстройствах памяти профессиональные навыки и знания долго остаются сохранными. Таким образом, первое условие прочности запоминания - достаточное число повторений информации.
Вторым условием запоминания является достаточная активность внимания. Текст, специально выделенный (жирным шрифтом, курсивом, подчеркнутый, взятый в рамку), сразу обращает на себя внимание и лучше запоминается.
Более прочными являются те знания, которые связаны с целевой деятельностью человека. Это - третье условие. Редко кто может ответить на вопрос, как на циферблате его часов обозначена цифра 6. Много раз в день мы смотрим на свои часы, но с другой целью, поэтому детали художественного оформления циферблата оказываются вне поля нашего внимания.
Четвертое условие - энергетическое подкрепление информации. Лучше запечатлевается та информация, которая связана с появлением эмоциональной реакции. Даже на фоне глубоких выпадений памяти у больных иногда остаются островки воспоминаний об аффективно значимых событиях, особенно приятных. Вместе с тем в практике иногда наблюдаются случаи вытеснения из памяти событии, вызвавших тяжелую отрицательную эмоциональную реакцию. Например, мать, тяжело пережившая смерть единственного сына, вдруг начинает вести себя так, будто совершенно забыла о том, что случилось: готовится к возвращению сына домой после каникул, говорит о нем, как о живом, покупает учебники к началу нового учебного года, хлопочет по хозяйству. О том, что пережитое не исчезло из памяти, свидетельствует тот факт, что полное воспоминание обо всем случившемся можно вызвать в состоянии гипнотического сна; оно может появиться спонтанно (например, в связи со сновидениями).
В связи с заболеваниями наблюдаются нарушения разных сторон мнестического акта - фиксации информации, ее сохранения или воспроизведения.
Нарушения запечатления информации
При отсутствии запечатления (фиксации) информации ее сохранение и воспроизведение становятся невозможными. Недостаточность фиксации информации клинически проявляется нарушением запоминания текущих событий, а само явление носит название фиксационной амнезии. Фиксационная амнезия наблюдается при психозах позднего возраста, при нарушениях питания мозга в связи с поражением кровеносных сосудов (гипертоническая болезнь, атеросклероз) и гибелью нервных клеток.
Больной не может вспомнить содержания только что прочитанной книги, что ел за завтраком, куда положил нужную вещь. Такие больные, придя в магазин, не могут вспомнить, что хотели купить. Отмечается нарушение ориентировки в месте и времени. Больные не могут сказать, какое сегодня число, не помнят месяца и года, дня недели; находясь вне дома, не могут сказать, где находятся, когда и по какому поводу поступили в больницу, как зовут лечащего врача я т. д. Жизнь больных с резко выраженной фиксационной амнезией как бы становится одномоментной, данное мгновение переживается без последовательной связи с предыдущим, из-за чего и нарушаются понимание происходящего и ориентировка.
Подобные факты могут быть понятны с позиций новых представлений о существовании кратковременной и долговременной памяти. Эти понятия сформировались и проникли в медицинскую психологию из области инженерной психологии, когда с развитием кибернетики и электронно-вычислительной техники появилась необходимость в конструировании запоминающих устройств. Кратковременную память называют еще и оперативной, поскольку она обеспечивает удержание информации на период выполнения какой-то операции, например счетной. Так, нам нужно а уме 23 умножить на 15. Для этого мы 2.3 умножаем на 10 и полученное число 230 запоминаем. Затем 23 умножаем на 5, получаем число 115 и его тоже запоминаем. Складываем числа 230 и 115 и получаем конечное число 345, Таким образом, при выполнении счетной операции необходимо запомнить числа 230 и 15. Такое закрепление промежуточной операции на время ее выполнения и есть оперативная, или кратковременная, память. Когда конечный результат счетной операции получен, промежуточный этап стирается из памяти. Возможно, что конечное число 345 окажется важным, его нужно хорошо запомнить; тогда эта информация перейдет в хранилище долговременной памяти.
Физиологическим механизмом кратковременной памяти считают наличие циркулирующего в мозге возбуждения, оставшегося после действия раздражителя. Как известно, в нервных клетках, находящихся в состоянии возбуждения, накапливается рибонуклеиновая кислота (РНК). Кроме того, в участках возбуждения отмечается повышенная электрическая активность. Если возбуждение продолжается более или менее длительное время, то под влиянием активного электрического поля происходят изменения в молекуле РНК и информация кодируется, переходя из кратковременной в долговременную память. В случаях патологии могут быть расстроены механизмы, обеспечивающие этот переход, что, очевидно, и имеет место при фиксационной амнезии и других формах мнестических расстройств.
О том, что процесс перехода информации из кратковременной памяти в долговременную является чрезвычайно ранимым, свидетельствуют экспериментальные данные. У животного вырабатывали двигательный навык, а затем воздействием электрического тока на мозг вызывали судорожный припадок. Навык оказывался сохранным, если электрошок производился не ранее чем через час после выработки навыка. ЕСЛИ воздействие электрическим током следовало сразу же после выработки двигательного навыка, он не сохранялся. Значит, для того чтобы следы полученного опыта консолидировались и информация, находившаяся в пределах кратковременной памяти, перешла в хранилище долговременной памяти, необходимо время.
Нарушение сохранения прошлого опыта
О сохранении полученной информации (ретенции) судят на основании ее воспроизведения, что неправильно. На самом деле память у нас гораздо лучше, гораздо больше по объему и содержанию, чем мы об этом думаем. Об этом свидетельствуют клинические факты, касающиеся так называемой гипермнезии. Известно, что иногда, в особых условиях, в памяти человека всплывают такие события, которые, казалось бы, давно забыты.
Из литературы известен случай, когда у пожилой женщины, перенесшей тяжелое инфекционное заболевание с высокой температурой, на высоте лихорадочного состояния было изменено сознание: она вела ceбя беспокойно, все время говорила, декламировала отрывки из древнегреческих произведений. Когда состояние ее улучшилось и она пришла в себя, стало очевидным, что она ничего не знает о древнегреческой литературе и находится в полном неведении в отношении того, о чем говорила в беспамятстве. Удалось выяснить, что в молодости она некоторое время работала служанкой у одного ученого, интересовавшегося вопросами древнегреческой литературы. Работая, он нередко вставал из-за стола, ходил по комнате и громко, с увлечением читал произведения поэтов Древней Греции. Его служанка в это время занималась домашними делами и невольно слушала голос хозяина дома, не вникая в суть высказываний. Но вот оказалось, что ничего не значившая для нее информация была воспринятя, многие годы сохранялась, а затем в состоянии измененного сознания выплыла откуда-то из глубин памяти.
Забывание прошлого идет не беспорядочно, а по определенным закономерностям. В первую очередь страдает более поздний опыт как хуже организованный, чем ранее приобретенный; затем постепенно стираются в памяти более давние события. Это касается как нормы, так и патологии, но при патологических состояниях процесс забывания протекает бурно и преобладает по сравнению с накоплением знаний. На этом фоне обычно наблюдается актуализация информации раннего периода жизни, с особой четкостью вспоминается то, что происходило в детстве, в юности (явления гипермнезии). Такой больной не помнит, что год назад похоронил жену, что 2 года назад сменил место жительства, называет прежний адрес, не может сказать, 5 или 10 лет назад он оставил работу к стал пенсионером, но ясно помнит детство, улицу, на которой находилась школа, помнит, как звали его первую учительницу. Память образно можно сравнить со слоями земли: постепенно приобретаемые на протяжении жизни сведения, знания, навыки наслаиваются на прошлый опыт и увязываются с ним, организуются. Болезнь, смывая верхние слои, высвобождает все более и более древние напластования, которые прежде потому и не обнаруживали себя, что были сдавлены и скрыты вышележащими.

3. Нарушение воспроизведения прошлого опыта
Нарушение воспроизведения прошлого опыта (репродукция) обнаруживается всегда при расстройствах фиксации и сохранения следов пережитого. Однако могут быть и первичные поражения именно этого звена мнестического процесса. Так, у страдающих церебральным атеросклерозом нарушается иногда способность руководить своими воспоминаниями; в ответственной ситуации никак не удается вспомнить нужного: имен, дат, точных названий. Однако через некоторое время, когда необходимость в этом отпадает, эти сведения легко всплывают в памяти.
Все расстройства воспоминания принято делить на количественные, качественные и нарушения чувства знакомости.
4. Количественные нарушения воспоминаний
Количественные нарушения воспоминания разделяются на гипермнезии и гипомнезии. Гипермнезия, кроме описанных ранее вариантов, отмечается также у больных с ассоциативной расторможенностыо при маниакальных и гипоманиакальных состояниях. Гипомнезии делят на общие (тотальлые) и островчатые (лакунарные) амнезии. Тотальную гипомнезию сравнивают со старой книгой, у которой затерт шрифт и которую из-за этого трудно читать, амнезию - с книгой с вырванными страницами. При гипомнезии наблюдается общая недостаточность воспоминаний. В особенно тяжелых случаях гипомнезии оказываются невозможными воспоминания о событиях последних лет и даже десятилетий. Такой тяжелый распад памяти в направлении от более позднего периода времени к более раннему обозначают как прогрессирующая амнезия.
Разрушительному действию болезни лучше противостоит не только более систематизированный ранее полученный опыт, но и более автоматизированный: моторная и эмоциональная память оказываются устойчивее, чем зрительная и слуховая. Эта симптоматика выявляется у больных со старческим слабоумием, с болезнью Пика или Альцгеймера.
Среди амнезий выделяют также антеро- и ретроградную амнезии. Исчезновение из памяти событий, предшествовавших черепно-мозговой травме (инсульту, эпилептическому припадку, отравлению, самоповешению и др.) за несколько минут, дней и даже недель, называется ретроградной амнезией. Отсутствие воспоминаний о событиях, следующих после черепно-мозговой травмы (инсульт, эпилептический припадок и др.) характерно для антероградной амнезии.
Человек ехал на мотоцикле, и на 78-м километре от города его сбила грузовая машина. После полученной черепно-мозговой травмы он мог припомнить только то, что было до 64-го киломе1ра, и те события, которые происходили по истечении нескольких часов после травмы. После травмы изменена функциональная способность мозга, из-за этого впечатления некоторое время могут мозгом не фиксироваться, даже если человек после потери сознания пришел в себя и внешне ведет себя правильно. Но факт выпадения из памяти 14 км пути (от 64-го до 78-го километра - примерно 15 мин), когда человек был еще здоров, свидетельствует о том, что следы впечатлений этого периода не успели отложиться прочно в памяти, поэтому и были стерты травмой.
5. Нарушения чувства знакомости
Среди симптомов нарушения памяти особую группу составляют нарушения чувства знакомости. Упомянутые расстройства относятся к пограничным в психопатологии. Они могут обнаружиться как у здоровых, например при изменении настроения, так и у психически больных. Нарушения чувства знакомости как феномен могут быть рассмотрены и в рамках патологии восприятия, поскольку нарушается узнавание предметов, и при эмоциональных расстройствах, и в связи с изменениями сознания.
Выделяют симптом уже виденного (dcja vu - дежа вю, французских авторов) и симптом никогда не виденного (jamais vu - жамэ вю). Суть симптома уже виденного сводится к тому, что первое в жизни человека восприятие чего-либо сопровождается чувством, будто это уже было когда-то раньше. При этом присутствует понимание ошибочности этого ощущения. Так, впервые приехав в какой-то город, человек ходит по его улицам с чувством, будто он уже бывал здесь.
Симптом никогда не виденного заключается в том, что что-то хорошо знакомое воспринимается как чужое, чуждое, будто впервые. Критика остается сохранной, человек осознает факт нарушений, понимает, что это ему кажется: остается неизмененным и знание самого явления. Так, однажды, войдя в свою комнату, человек как бы не узнает ее, хотя знает хорошо все особенности помещения и его убранства.
Нарушения чувства знакомости обычно сопутствуют психосенсорным расстройствам и выявляются в структуре синдромов дереализации и деперсонализации. Эти нарушения следует прежде всего искать у больных с энцефалитами, опухолью мозга, с резидуальными явлениями перенесенной черепно-мозговой травмы, эпилепсией, вялотекущей шизофренией, маниакально-депрессивным психозом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понимание значения нарушений памяти даже среди медицинских работников не всегда правильное. Тяжелобольного с галлюцинациями, бредом, нарушениями поведения часто считают психически здоровым на том основании, что он хорошо все помнит. Между тем на плохую память жалуются обычно все учащиеся, студенты, обращающиеся к невропатологу и психиатру в связи с переутомлением, с послеоперационной, постгриппозной, соматогенной астенизацией. При этом приводится аргумент, что на домашние занятия теперь расходуется больше времени, чем прежде, а их эффективность ниже. При объективном исследовании памяти заметных изменений, как правило, не обнаруживается. Прицельный расспрос и обследование помогают установить, что речь здесь идет о нарушении внимания, запоминание же страдает вторично. В связи с недостаточностью активного внимания такой человек при чтении часто отвлекается на посторонние мысли и раздражители, механически пробегая взглядом по тексту и не вдумываясь в его смысл. При этом информация не осознается и потому следа в сознании не оставляет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вейн А.Н., Каменецкая Б.И. Память человека - М., 1973.
Жариков Н.М., Урусова Л.Г., Хритинин Д.Ф. Психиатрия. М. 1989.
Роговин М.С. Проблемы теории памяти. - М., 1977.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1 М., 1989.
Немов Р.С. Психология.3 т., 1 т. М., 1998.
Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.

1 2

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Математическое моделирование экономических задач
 Великая хартия вольностей 1215 года, судебная власть США, Конституция Франции 1946 года
Ваши отзывы
Добрый день! Работу получила. Огромное спасибо! Обязательно расскажу о вашем сайте своим знакомым и друзьям, так что ждите заказов :) С благодарностью.
Наталья

Copyright © refbank.ru 2005-2020
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.