|
|
Психоаналитическая теория массообразованияТема 11: "Психоаналитическая теория массообразования" Первоисточник: З. Фрейд "МАССОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ И АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО Я", "БУДУЩЕЕ ОДНОЙ ИЛЛЮЗИИ". Социальная и личностная психология неотделимы друг от друга. Вступая в объектные отношения, человек ощущает на себе влияние личностей других людей. Все отношения людей друг с другом рассматриваются как социальные. Этим отношениям противопоставляется нарциссизм. Нарциссизм - привязанность либидо к собственному Я как к объекту. М.б. первичным (когда Я и ОНО еще не отделены друг от друга), сменяющимся в норме привязанностью части либидо к внешним объектам, и вторичным, когда часть либидо "отвязывается" от объектов и вновь обращается на Я. Им можно противопоставить отношения, при которых удовлетворение первичных позывов от влияния других лиц уклоняется или отказывается - нарциссизм. Феномен массовой психологии - фактор, влияющий на психологию отдельной личности, которая поступает несвойственным ей образом, когда попадает в психологическую массу. В массе индивид попадает в условия, разрешающие ему устранить вытеснение бессознательных первичных позывов. Появившиеся новые качества и есть выявления этого бессознательного. Массой руководит бессознательное, поэтому психологическая масса должна быть подчинена силе (авторитету). Масса предпочитает ирреальное реальному. Психология массы схожа с психологией неврозов, т.к. жизнь обеих психологий происходит в мире фантазий и иллюзий. Причины образования массы - в либидной энергии. Пример организованной массы: армия и церковь. Каждый человек, являясь составной частью многих масс, с разных сторон связан идентификацией, он создал свой Я-идеал по разным образцам. Но человек в массе отказывается от своего Я-идеала и заменяет его массовым идеалом, воплощенным в вожде. В работе "Будущее одной иллюзии" рассматриваются религиозные представления и их культурная роль. Задача культуры состоит в том, чтобы защитить человека от природы. Но она приносит человеку и множество страданий, связанных с соблюдением запретов, которые на него налагает. "Инвентарем культуры" Фрейд называет религиозные представления, которые являются не чем иным как иллюзией культуры. Религиозные представления, пишет Фрейд, вышли из той же потребности, как и все другие достижения культуры, - из необходимости защитить себя от подавляющего превосходства природы. Они не только смягчают страх перед житейскими опасностями, но и дают в соответствии со своими предпосылками ответы на вопросы о происхождении мира или соотношении между плотским и духовным, привносят ощущение справедливости. В результате "психика отдельного человека гигантски облегчается, если никогда целиком не преодоленные конфликты детства из области отцовского комплекса с нее снимаются и подводятся к общепринятому решению". Эти представления не являются результатом мышления, это - иллюзии, исполнение древнейших желаний человечества. Отличие иллюзии от заблуждения заключается в том, что в первом случае в ее создании участвует желание человека, а во втором случае такое желание не обязательно. Иллюзия и вера связаны с предполагаемым исполнением желания. Т.к. только научная деятельность остается для человека единственным средством для познания мира, Ф. противопоставляет науку и иллюзию. Ф. убежден, что нельзя ликвидировать веру насильственным путем, как и нельзя принудить к вере. Существует аналогия между религией и неврозом навязчивости: она произошла из Эдипова комплекса, из отношения к отцу. Религиозные тезисы как невротические пережитки, как и последствия вытеснения, следует заменить результатами рациональной умственной работы. Отпадение религии неизбежно в процессе человеческого роста. Рассматривая причины и последствия смены методологической установки, перехода от первичной методики "личностной робинзонады" к появлению "Другого" как мотивационного фактора, Фрейд пересматривает соотношение психологии личности и социальной психологии и не проводит четких границ между ними. Изучая личность и те пути, которыми она стремится удовлетворить импульсы первичных позывов, нельзя не принимать во внимание объектных отношений, устанавливаемых личностью. Психология личности только при определенных исключительных обстоятельствах не принимает во внимание отношений отдельного человека к другим индивидам. В психической жизни человека всегда присутствует "Другой". Он является образцом, объектом, помощником или противником. Психология личности с самого начала является одновременно также и психологией социальной. Каждый человек - часть сообщества. Влияние на себя других индивидов есть мотивационный фактор. Индивид, попадая в массу, обретает новые качества, например, изменение личности (устранение вытеснения бессознательных первичных позывов). Масса: импульсивна, изменчива, возбудима, легко поддается влиянию, некритична, в основе своей консервативна, имеет отвращение к новшествам, прогрессу, требует иллюзий (ирреальность превыше реальности). Самый важный феномен массы - повышение аффективности. Импульсы: благородные или жестокие. Как правило, не дают проявиться любому личному интересу, инстинкту самосохранения. Бывают: текучие массы и постоянные; гомогенные и не гомогенные; естественные и искусственные; примитивные и высоко организованные. Масса отлична от толпы. Без либидозных связей нет массы. Это толпа. Есть массы без вождей, есть с вождями. Примером массы, возглавляемой толпой: церковь, войско. Масса нуждается в принуждении, в управлении, в авторитете. Таким образом, она нуждается в вожде. Но вождь может быть заменен абстрактной идей. Средство для удержания массы от распада: иллюзия, что вождь любит каждого равным образом. Вождь массы - все еще праотец, к которому все преисполнены страха, масса все еще хочет, чтобы ею управляла неограниченная власть, страстно ищет авторитета. Выбор вождя: он должен иметь типичные качества индивидов, производить впечатление силы и либидозной свободы. Массобразование имеет принудительный характер. Он объясняется происхождением от первобытной орды. Она в свою очередь, характеризуется исчезновением сознательной обособленности личности, преобладанием аффективности, склонностью к немедленному выполнению намерений. Прообразом вождя массы выступает праотец. Семья - первичная масса. Условиями образования организованной массы: постоянство состава, эмоциональная задействованность в функционировании массы, отношения с другими массовыми образованиями, наличие в массе традиций и обычаев и дифференциация работы каждого отдельного человека. Условия образования по Фрейду: придание массе тех качеств, которые были характерны для отдельного индивида и были потушены у него при включении в массу. Далее вводится понятие либидо как объединяющей силы. Катарсический эффект массообразования: психика отдельного человека гигантски облегчается, если никогда целиком не преодоленные конфликты детства из области отцовского комплекса с нее снимаются и подводятся к общепринятому решению. Идентификация - самый ранний механизм эмоциональной связи, изначально амбивалентна. В условиях образования симптомов объектный выбор может становиться идентификацией. "Психическая инфекция" - идентификация без объектного отношения к копируемому лицу. Идентификация друг с другом заменяет враждебные чувства соперничества. Идентификация может становиться заменой либидозной объектной связи. Идентификация лежит в основе механизма массообразования как объединяющий фактор. Влюбленность - это психическая захваченность объектом, диктуемая сексуальными первичными позывами. При влюбленности наблюдается феномен сексуального превышения оценки, любимый объект освобождается от критики, идеализируется. С объектом обращаются, как с собственным Я, большая часть нарциссического либидо перетекает на объект. В некоторых случаях любовного выбора объект может служить заменой недостигнутого Я-идеала. Существует два основных вида выбора объекта: по типу опоры, когда объект выбирают по образцу исходного отношения к родителям, в основе которого лежит стремление к заботе, поддержке. Либо по "нарцистическому типу", когда объект выбирается по образцу собственной личности, которую любят больше, чем какой-либо внешний объект. Сходство гипноза и влюбленности: подчинение, уступчивость, отсутствие критики; гипнотизер занимает место Я-идеала. Различие: гипнотическая связь исключает сексуальное удовлетворение, в то время как при влюбленности оно остается как целевая возможность. Сходство гипнотической связи и массообразования: образование массы из двух лиц. Различие гипноза и массообразования: отличается ограничением числа. Гипноз основан на заторможенных по цели сексуальных стремлениях и ставит объект на место Я-идеала. Невроз имеет общий характер регресса с массообразованием и гипнозом. Он охватывает всевозможные отношения между Я и объектом и между Я и Я-идеалом. В случаях мании Я и Я-идеал сливаются, при депрессивном состоянии происходит раскол между Я и Я-идеалом, при котором Я-идеал осуждает Я. Генезис мужского гомоэротизма является следствием идентификации юноши с матерью, идентификация заменяет выбор сексуального объекта. Идентифицируясь с матерью, юноша ищет объекты, которые могут заменить ему его собственное Я, которых он может любить так, как его любила мать. Происходит интроекция объекта в Я, а сам объект покидается (остается в бессознательном). Депрессивные состояния, связанные с самокритикой и унижением собственного Я, в своей основе имеют также интроекцию, жестокость по отношению к собственному Я на самом деле направлена на объект. Общее качество иллюзий - происхождение их из желаний. Защитой от опасности, от внешнего мира и пр. являются религиозные иллюзии. На изменение общества и политических систем работают политические иллюзии. Создание вечного двигателя - научная иллюзия и т.д. Иллюзией культуры может выступать религиозные представления. Они (религиозные представления) имеют следующие функции: смягчение страха перед опасностями, обеспечение выполнения требований справедливости и пр. Иллюзия не обязательно должна находиться в противоречии с действительностью. В иллюзии доминирует исполнение желаний. Аналогия между детским неврозом навязчивости и аналогичным неврозом в развитии всего человечества в целом: в обоих случаях имеет место вытеснение, мотив страха. Фрейд считал, что религию можно было бы считать общечеловеческим неврозом навязчивости: как и у ребенка, она произошла из Эдипова комплекса, из отношения к отцу. Поэтому отказ от религии в процессе взросления естественен, как и вытеснение Эдиповой ситуации. 1 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|