Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Влияние индивидуально-психологических особенностей на потребительский выбор (на примере азартных игр)
 Делопроизводственное обеспечение системы работы с кадрами (на примере администрации Вольского муниципального образования)"
Рекомендуем
 
Новые статьи
 ЕГЭ сочинение по литературе и русскому о проблеме отношения...
 Современные камеры и стабилизаторы. Идеальный тандем для...
 Что такое...
 Проблема взыскания...
 Выбираем самую эффективную рекламу на...
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Психология и психоанализ

реферат

Психологические особенности дошкольного возраста



Содержание
Введение 3 1.Параметры одаренности. 4 2. Большие способности-большая уязвимость. 11 3.Особые способности. 12 4. Если ребенок ведет себя плохо. 22 5.Проблемы одаренных детей. 25 6.Признаки, отличающие способных учеников. 27 7. Методика - "палитра интересов". 31 Заключение 40 Список литературы 41 Введение
Что же это такое "одаренность" и как она проявляется в совсем маленьком ребенке? Что заставляет родителей увидеть в малыше талант и потом искать подтверждения своего открытия у специалистов? Наиболее частое проявление одаренности-это ранняя речь и большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычайная внимательность ("Она все замечает!"), ненасытное любопытство ("Куда он только не влезет!") и отличная память ("Она после двух раз все сказки слово в слово повторяет").
Хотя такие ранние проявления одаренности обычно означают выдающиеся интеллектуальные способности, отнюдь не все одаренные и талантливые дети сызмальства поражают родителей своими талантами. Поэтому для начала нам стоило бы описать наиболее общие черты, свойственные одаренным детям. Одаренность многогранна. Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами детской одаренности, в основном придерживаются такого. Суть его в том, что одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающими следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному и исполнительскому искусству, психомоторные способности).
1.Параметры одаренности.
Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными.
Познание
В сфере опережающего развития познания обычно отмечается следующее.
Существуют особые "сензитивные" периоды, когда дети "впитывают" все окружающее. Они способны заниматься несколькими делами сразу. В своей широкой программе исследования одаренных шестилетних детей Бертон Уайт (1971) обнаружил, что лучшим предвестником их учебных успехов была способность в 3-летнем возрасте следить одновременно за двумя или более происходящими вокруг событиями.
Такие дети очень любопытны: "А как это устроено?", "Почему так происходит?", "Что будет, если изменить условия?" Им необходимо активно исследовать окружающий их мир. Одаренный ребенок часто не терпит каких-либо ограничений на свои исследования.
Ученые утверждают, что у одаренных и талантливых детей биохимическая и электрическая активность мозга повышена. Их мозг отличается громадным "аппетитом"-да еще и гаргантюанской способностью "переваривать" интеллектуальную пищу. Правда, мы еще сможем убедиться, что и они иногда "откусывают" больше, чем могут "прожевать".
Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков ("перескакивания" через этапы) и присуща исключительно одаренным детям. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом связей. Эта своего рода кнопка,-а что, если?-все время готова к действию.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Их склонность к классификации и категоризации иллюстрируется и любимым увлечением, свойственным одаренным детям,-коллекционированием. Много радости доставляет им приведение своих коллекций в порядок, систематизация и реорганизация предметов коллекции. Причем оформление аккуратной постоянной экспозиции не является их целью.
Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. В этом заключается зерно будущих конфликтов в классе (большинство учителей начальной школы ориентируются на детей с "низким порогом отключения", то есть предпочитают отвечать на собственные вопросы, будучи уверены, что дети не смогут найти правильный ответ).
У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Один мальчик в 5-летнем возрасте в уме перемножал трехзначные цифры быстрее, чем обычный взрослый с помощью карандаша и бумаги. В то же время малыш не проявлял никакого интереса к чтению и упрямо сопротивлялся всем усилиям взрослых. Психологическое тестирование выявило, что IQ* у него необычайно высок (более 200 баллов). Разумеется, он умел читать, но это занятие не увлекало его.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу. Завершение какого-нибудь инженерного сооружения в песочнице или плотины на ручейке для него гораздо более важно, чем время обеда или неминуемый дождь.
В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
Психосоциальные аспекты
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты.
Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Хорошей иллюстрацией здесь может служить история, которую поведала одна женщина. Ее 3-годовалый сын Харди вернулся домой после первого посещения воскресной школы и гневно заявил, что "Бог несправедливый". На уроке в тот день говорилось о библейской истории про Ноев ковчег. Дома Харди заявил: "Бог сказал людям, что надо делать и что их ждет, если они будут себя плохо вести. Так что они могли спастись и не утонуть. А зверям он ничего не сказал, он их не предупредил, так почему же они должны умирать? Бог несправедливый!"
Личные системы ценностей у маленьких одаренных детей очень широки. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу. Все проникающее око телевидения приносит в наши дома картины далеких проблем, а юные одаренные зрители ждут, а иногда и требуют, чтобы их родители что-нибудь сделали для голодающих в Африке для беженцев из Юго-Восточной Азии и для детенышей морских котиков в Африке, да и сами они для этого готовы разбить свои копилки.
Обычно дети в возрасте от 2 до 5 лет не могут четко развести реальность и фантазию. Особенно ярко это проявляется у одаренных детей. Они настолько прихотливы в словесном раскрашивании и развитии собственных фантазий, настолько сживаются с ними, буквально "купаясь" в живом воображении, что порой учителя и родители демонстрируют излишнюю озабоченность по поводу способности ребенка отличать правду от вымысла. Это яркое воображение рождает несуществующих друзей, желанного братика или сестренку и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет многие из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход-качества, которые столько дали человечеству и в материальном и в эстетическом развитии.
Одной из наиболее важных черт для внутреннего равновесия одаренного человека является хорошо развитое чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видя юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми. (Правда, немногие из нас настолько уверены в себе, чтобы от души посмеяться над шуткой, если объектом ее являемся мы сами.)
Одаренные малыши постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны. Но поскольку одаренные дети в некоторых вещах делают успехи, недостижимые для большинства их ровесников, родители таких детей (а через них и сами дети),склонны ожидать такой же легкости во всех своих начинаниях. Преувеличенные ожидания взрослых мы называем "эффектом ореола" и привлекаем к нему внимание каждого, кто работает с одаренными детьми на любой стадии их развития. В раннем детстве одаренные дети так же эмоционально зависимы, нетерпеливы и эмоционально несбалансированны, как и их сверстники. Порой они более красноречивы-поскольку их умение выражать себя более совершенно. Однако их замечательные речевые способности могут привести и к тому, что взрослые начинают неверно воспринимать уровень их эмоциональной зрелости, а это усугубляет проблему.
Исследования показывают, что страхи маленьких детей обычно лишены реализма. Родителям выросших в городе шестилеток трудно понять, отчего их дети больше всего боятся львов или тигров, а вовсе не автомобилей, которые для них представляют гораздо более реальную опасность. Для одаренных же детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникающему вокруг них.
Один из столпов в изучении одаренных людей, Гауэн (1972), называет экстрасенсорное восприятие в качестве одного из исключительных свойств людей, принадлежащих к этой категории. Учителя начальных классов для одаренных детей довольно детально описывали мне несколько случаев такого экстрасенсорного общения. Один мальчик считал себя ненормальным из-за своих способностей к чтению мыслей и предвидению. Естественно, что и учитель был в шоке от такого откровения. В действительности мы знаем так мало о биохимии и электрической активности мозга, что было бы непростительным легкомыслием отвергать возможность телепатии или ясновидения-пусть даже они и находятся на периферии внимания большинства ученых, занимающихся эмпирикой. Такие свойства встречаются сравнительно часто у высокоодаренных детей. Относиться к ним нужно с пониманием, так как недоверие может только усугубить их подозрения о собственной ненормальности. Они нуждаются в поддержке, а не в насмешке. Может быть, они видят более ясно то, что менее восприимчивые смертные "видят в мутном зеркале".
В дошкольные годы одаренные дети, как и их менее способные ровесники, являются возрастными эгоцентристами в своем толковании событий и явлений. Эгоцентризм-термин, данный нам Пиаже,-помогает понять качественные различия между интуитивным, анимистическим восприятием дошкольников и более рациональным, ориентированным на конкретную реальность воззрением старших детей. Эгоцентризм здесь не означает эгоизма с его обычной негативной окраской. Он лишь проецирование собственного восприятия и эмоциональной реакции на явления, умы и сердца всех присутствующих. Обычно мы называем это "односторонним восприятием". Неумение воспринимать отношение других людей к кому-либо или к чему-либо в обиходе можно назвать односторонностью. Мы не терпим этого во взрослых, но это абсолютно нормально для дошкольников, какими бы умницами они ни были. По мере того как развивающийся мозг ребенка начинает воспринимать собственную работу, ребенок начинает понимать, что он способен думать: ученые теперь называют это метапознанием. Ребенок уверен, что его восприятие явлений и событий идентично одновременному сознательному восприятию и у всех других. Иными словами, все воспринимают и понимают одно и то же событие или явление одинаково. Мы, взрослые, хотя и понимаем, что это не так, но никогда до конца не вырастаем из этого эгоцентризма, присущего детям от 3 до 5 лет, и нам весьма трудно воспринять другую точку зрения-особенно если она основана на параллельном опыте.
Когда детский эгоцентризм сопровождается чувствительностью и раздражением от неспособности сделать что-то (и то и другое характерно для одаренных детей), могут возникнуть проблемы в общении со сверстниками. Наиболее распространенное в таких случаях средство - обсудить проблему с необычайно "речистым" малышом. Ребенок пока не способен понять, что другие воспринимают мир совсем не так, как он.
Таким образом, одаренные дети порой страдают от некоторого социального неприятия их со стороны сверстников, а это развивает в них негативное восприятие самих себя, что подтверждают многие исследования. Наиболее полезным с точки зрения формирования здорового самовосприятия и чувства полноценности является общение с такими же одаренными детьми, причем с самого нежного возраста. Семьи, где принято помогать друг другу и где родители, братья и сестры вместе занимаются всеми делами, также укрепляют позитивное самовосприятие каждого ребенка. В этой связи грустно заметить, что родители одаренных мальчишек стремятся иметь гораздо меньше детей, чем средняя семья.
Одна мать рассказала: "Мы рано поняли, что Джордж одаренный ребенок, и сразу решили больше детей не иметь, чтобы посвятить ему все наше время и силы. Он с нами всегда и везде". Этой матери и в голову не приходило, что ее сын был лишен радостного и воспитующего детского общения. Возможно, братья и сестры-вот чего так недоставало ребенку в этой семье. Младшие могли бы "разбавить" столь сконцентрированное "парниковое" внимание двух чересчур заботливых и ревнивых взрослых. В своей книге "Колыбели выдающихся" супруги Герцелс (1962) указывают, что подобное семейное воспитание продуцирует взрослых людей большого потенциала, но их биографии отражают неспособность в течение всей жизни достичь истинно близких отношений с другим человеком
2. Большие способности-большая уязвимость.
Родителям одаренных детей необходимо играть охранительную роль по мере того, как их дети начинают проявлять выдающиеся способности. Как мы уже говорили, в большинстве школ и в обществе в целом существует некоторая настороженность по отношению к одаренным детям, связанная, видимо, с недопониманием их уникальности. Родители часто также чувствуют себя не очень уютно оттого, что в американском обществе акцент всегда делается на усредненности, на воспевании простого человека. В школах, как правило, считают, что одаренные дети не нуждаются в поддержке, поскольку достаточно талантливы, чтобы самим управлять собой. Такое мнение, безусловно, не подтверждается опытом родителей, которым приходится ежедневно решать проблемы, связанные с воспитанием их одаренных сыновей и дочерей. На самом деле потребность таких детей в эмоциональном комфорте, независимости, достижениях, признании и в осознании собственной цены очень велика и слишком часто не удовлетворяется. А все это им нужно не менее, чем даже неполноценным детям. Из-за широко распространенного недоверия к тем, кто не такой, как все, одаренные дети зачастую отвергаются другими детьми, учителями, иногда даже и родителями.
Чувство долга или ощущение собственной неадекватности, о которых часто говорят родители одаренных детей, лишает этих детей многих родительских радостей. Однако, несмотря на все требования, которые предъявляет к родителям такая ситуация, она приносит большое удовлетворение от общения с детьми, такими похожими и в то же время не похожими на нас, причудливо сочетающими в себе сильные и слабые стороны своих родителей. Не нужно превращать здоровую заботу о развитии ребенка в болезненную озабоченность, которая лишь мешает добрым отношениям между родителями и детьми.
3. Особые способности.
Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию и ощущения. Но такая способность к восприятию идет бок о бок с уязвимостью, рождаемой повышенной чувствительностью. Эти дети все воспринимают и на все реагируют. Их нормальный эгоцентризм приводит и к тому, что они относят все происходящее на свой счет. Стрелы и камни ежедневного общения, которые могут и не задеть обычного ребенка, способны больно ранить одаренного. Иногда такие дети чувствуют вину, даже когда их ни в чем не обвиняют, ощущают себя отторгнутыми, даже если их собеседник не имел в виду ничего плохого.
Нейтральная реплика может восприниматься ими как критика в их персональный адрес. Они чрезвычайно чувствительны к недовольству окружающих взрослых и обычно приписывают его чему-то, что они сами совершили. Родители и сверстники таких детей порой удивляются тому, какой непропорционально резкой может быть их реакция на внешне малозначимое событие.
В разговорах о своих одаренных чадах родители нередко восклицают: "Ах, если бы он не был таким чувствительным!" или "Как бы я хотел, чтобы она не была так ранима!" Родители, конечно, осознают меру уязвимости ребенка и по возможности стараются оградить его от ненужных стрессов. Но это нужно делать осторожно, чтобы не притупить восприятие ребенком окружающего мира, не лишить его радости самостоятельного познания.
Родители должны с большой долей терпения и спокойствия воспринимать эмоциональные перепады одаренного ребенка. Таким детям требуется помочь разобраться в том, что не все обескураживающие комментарии и замечания относятся непосредственно к ним, и что люди говорят и действуют иногда безумно, но без намерения причинить боль.
Благодаря широте восприятия и чувствительности одаренные дети глубоко переживают социальную несправедливость. Лета Холлингзуорт (1927) повествует об этом в своей книге "Одаренные дети": "Человек, восприятие которого хронически опережает его возможности, всегда находится под стрессом". Привычным к окружающему родителям трудно адекватно воспринять неуемное желание одаренного ребенка исправить несправедливость общества. Без такого желания и мечты в наших детях мы, вероятно, не могли бы проводить сколько-нибудь важные реформы в обществе, и мечты эти надо беречь. Найдите какой-то путь, чтобы ребенок и вся семья могли принимать хотя бы малейшее участие в этом,- письма, членство в группе общественных активистов, пожертвования на какое-то общественное дело, которое ребенок считает справедливым. Воспитывайте также в ребенке терпение к менее восприимчивым детям, которые не разделяют его озабоченности. Такое семейное воспитание помогает растить будущих лидеров общества, и заботиться об этом нужно всем.
Лета Холлингзуорт предупреждает нас, что один урок, который высокоинтеллектуальные люди никак не могут усвоить, заключается в том, что окружающие существенно отличаются от них в мыслях, поступках и желаниях. Она написала: "Много реформаторов погибло от рук толпы, которую они хотели просветить. Высокоодаренный ребенок должен научиться воспринимать глупцов терпеливо, не злорадствуя, не гневаясь, не отчаиваясь и не плача, а с пониманием, если ничего нельзя поправить".
Неспособность выработать терпеливое и дружелюбное отношение к менее одаренному человеку часто ведет к разочарованию, желчности и мизантропии, которые убивают потенциальных лидеров. Одной из важнейших черт характера является приятие окружающих. Многим интеллектуально одаренным детям этому необходимо учиться. Родителям в этом плане также следует думать и о своих моделях поведения.
Но дети часто бывают жестокими. Никто из нас не имеет эффективной защиты от намеренной жестокости. Родители не могут уберечь детей от всякой беды, но могут ослабить ее воздействие и помочь ребенку избавиться от эгоцентрической возрастной тенденции искать причины всего в себе самом.
Еще одно выдающееся свойство, часто отмечаемое у одаренных детей,-это громадное упорство в области их интересов. Один из самых ранних показателей одаренности-это время, в течение которого 2-3-летний ребенок концентрируется на одном занятии.
Ребенок бывает поглощен своим делом несколько часов кряду и возвращается к нему в течение нескольких дней, чего трудно ожидать от обычного ребенка такого возраста. С годами такие дети проявляют громадное упорство и сосредоточенность в достижении цели-в играх или других занятиях.
Столь высокая увлеченность делом может приводить и к не очень желательному стремлению доводить все до полного совершенства.
Завышенные личные стандарты и чувство неудовлетворенности, возникающее тогда, когда результаты оказываются хуже запланированных, приводят к еще одной сфере уязвимости, связываемой с высокой преданностью делу.
Стремление довести дело до полного совершенства (перфекционизм)-одна из проблем, наиболее часто отмечаемых родителями и педагогами талантливых детей. Многие из нас не раз видели, как очень неплохие детские работы летят в корзину из-за небольших недочетов. Старательно выполненные рисунки или поделки засовываются нашими детьми в самый дальний ящик, потому что, по их мнению, не отвечают тому уровню, которого ребенку хотелось бы достичь. Повышенные требования одаренного школьника часто приводят к тому, что собственную работу в той или иной сфере деятельности он судит по взрослым меркам, причиняя себе ненужную боль и переживания.
Родители могут и усилить отрицательные чувства в ребенке, например, такими, в общем доброжелательными замечаниями, как: "Это хорошо, но ты ведь можешь и лучше" или "А больше тебя набрал кто-нибудь баллов?" Если ожидания взрослых слишком велики, а ребенку трудно все время соответствовать им, он будет воспринимать себя как неудачника в глазах родителей и соответственно в своих собственных.
Было замечено (Freeman, 1979), что излишние родительские амбиции сопровождаются довольно высоким уровнем враждебности у детей.
Но откуда берется такая требовательная необходимость преуспеть? Здесь взрослым нужно внимательно проанализировать домашнюю систему стимуляции ребенка. Многие родители и любвеобильные бабушки и дедушки, сами того не подозревая, развивают перфекционистские тенденции в ребенке.
И специалисты-воспитатели, и здравый смысл говорят нам, что каждый из нас стремится к достижению желаемого результата. Модели поведения, которые рождают позитивную реакцию окружающих и в свою очередь дают нам почувствовать себя умными и хорошими, это те модели, которые мы будем повторять и совершенствовать в надежде заработать большее вознаграждение.
Когда мы задаемся вопросом: "Что самое желанное для грудного ребенка, дошкольника или школьника?" - мы понимаем, что это внимание любимых родителей, и особенно благосклонное внимание, являющееся сильным фактором формирования поведения. Помня об этом, родители должны серьезно относиться к тому, как и на что они обращают это внимание в общении с каждым ребенком.
Одним из сильнейших мотивов поведения ребенка является желание сделать приятное родителям, которое тесно связано с другим желанием-быть на родителей похожим. Как ребенок узнает о том, что приятно родителям? Он замечает и запоминает все события, которые вызывают довольную улыбку, одобрительный кивок головы, особый свет в глазах или горделивую нотку в голове мамы или папы. Процесс этот начинается очень рано и весьма силен.
Когда ребенок одарен уникальным потенциалом и демонстрирует выдающиеся способности, понятно, что окружающие его взрослые уделяют им большое внимание. Законная гордость родителей, не сбалансированная благожелательным вниманием к другим позитивным качествам и моделям поведения, питает корни тех самых перфекционистских тенденций, которые впоследствии могут создать одаренному ребенку немало проблем. Ребенок усваивает, что преуспеть, стать лучшим-это способ заслужить максимум положительного родительского внимания. А заниматься чем-то просто из удовольствия стимула нет. Главное-преуспеть.
Такие положительные черты характера, как терпение, надежность, готовность помочь, щедрость и многие другие, существенно влияют на формирование личности, наряду с выдающимися способностями. Неоценимую помощь в наблюдении за развитием ребенка родителям окажет ведение дневника, в котором будут фиксироваться те моменты, в которые уделялось внимание ребенку. Родителям необходимо помнить, что, стимулируя ту или иную модель поведения, они должны сообщать ребенку свою истинную систему приоритетов, уделять пропорциональное внимание таланту и виду деятельности, в которой ребенок преуспевает, не забывая отмечать другие важные качества растущей личности. Наше собственное поведение говорит ребенку, что в нем для нас важно. Те модели поведения, в которые дети вкладывают максимум энергии, с тем чтобы нас порадовать или "наказать",-самое красноречивое свидетельство того, как они восприняли нашу систему приоритетов.
Если дети понимают, что совершенство в личных достижениях более всего ценится родителями, они изо всех сил будут стараться стать лучшими во всем. Если же им это не удастся, они будут чувствовать себя не только обескураженными, но еще и виноватыми. Не преуспеть - значит подвести родителей, а подвести родителей-значит провиниться.
Один из наиболее отрицательных примеров подобного рода-это ужасающее поведение некоторых родителей юных спортсменов, желающих любой ценой сделать из детей чемпионов. Мы резко критикуем поведение таких родителей, но и сами можем неосознанно совершать подобные, пусть и менее грубые ошибки, уделяя слишком большое внимание ребячьему желанию преуспеть.
Сказанное не нужно понимать так, будто таланты и триумфы следует игнорировать. Но необходимо соблюдать здоровый баланс, уделяя внимание всем сторонам развития, с тем чтобы ребенок верно воспринял родительскую систему приоритетов и не воспитал в себе ошибочного стремления быть лучшим во всем только для того, чтобы ублажить родителей.
Обязательно нужно поощрять за старание, даже если результат далек от желаемого, награждать за участие, а не только за победу. Иначе с раннего возраста дети будут отлынивать от трудностей, стараясь заниматься только тем, в чем преуспевают.
Способность воспринимать тонкие качественные различия-врожденное свойство. А стремление достигать совершенства-приобретенное, с весьма неясными для ребенка последствиями.
Всепоглощающее любопытство одаренных детей- еще одна сильная их сторона, рано отмечаемая родителями. Роберт Уайт в 1959 году описал это свойство как врожденную черту человеческих детенышей-страсть исследовать окружающую среду, измерять ее и находить в ней смысл.
Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно .называют любопытством, и одаренные дети с присущей им широтой потенциала познания обладают огромным "аппетитом" в поиске новых знаний и ощущений, которые питали бы их развивающийся разум.
Одаренные дети отличаются разнообразием интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно, браться за слишком сложные задачи.
Им необходимо учиться находить соответствие между энтузиазмом и прагматизмом. Такой баланс, обретаемый, похоже, лишь с опытом, называется здравомыслием. Здравомыслие не входит в громадное число талантов, которыми дети могут обладать от рождения. Это добродетель благоприобретенная-и не совсем та, которая может нравиться живому, любознательному ребенку. Здесь очень важно найти золотую середину.
Опыт учит родителей двум вещам, чрезвычайно важным для воспитания в одаренном ребенке здоровой продуктивности: формированию приоритетов и постановке цели. Для достижения первого полезно вместе с ребенком проследить реальный распорядок каждого дня недели, который включает домашние и личные заботы-равно как и сон. Для этого следует завести журнал и дать ребенку возможность в течение недели подумать самостоятельно над тем, как же он проводит свои часы и минуты. Не удивляйтесь, если ребенок начнет так же подсчитывать и ваше время. Было бы неплохо, если бы для начала вы сами проанализировали, на что уходит ваше личное время, чтобы выяснить собственные приоритеты и продуктивность. Не мешало бы и вам обзавестись своим журналом. Такой подход дает родителям прекрасную возможность показать пример ребенку: делай, как я (помимо того, что я говорю).
Просмотрев журнал за неделю, родители могут, например, обнаружить, что ребенок перегружен уроками и занятиями. А для спонтанных занятий, для того, чтобы ребенок мог просто помечтать про себя, заглянуть в себя, места почти не остается. А это необходимо для его самопознания и будущей независимости.
Заглянув в свой журнал, родители могут усмотреть и возможную непоследовательность в собственных приоритетах и в использовании времени-скажем, времени, которое они проводят с каждым из детей. В заботах о том, что мы должны делать для ребенка, не забываем ли мы о необходимости делать что-то вместе с ним? Родителям также следует выкраивать время на то, чтобы подумать о собственной жизни.
Еще одна сильная сторона одаренного ребенка заключается в том, что почти во всех своих начинаниях он добивается успеха, а в некоторых - выдающихся результатов. Казалось бы, что это должно приводить к развитию сильного позитивного самовосприятия, но в жизни мы сталкиваемся с тревожными парадоксами. Многие одаренные дети, осознающие свои большие способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя-как неудачников.
Родители могут оградить детей от такого ощущения собственного несовершенства, с раннего возраста и с разумной частотой приучая их к занятиям, в которых дети показывают не самые блестящие результаты. Большинство абитуриентов говорят о том, что ощущают свою неполноценность из-за того, что не оправдали родительских ожиданий или просто боятся их не оправдать (Strang, 1960).
Во многих семьях родители стараются заинтересовать своих одаренных детей физической культурой, участием в драмкружках, танцевальных и художественных студиях и т. д., понимая, что дети выдающихся способностей должны иногда чувствовать себя посредственностями, чтобы укрепить свои связи с большинством. Таким образом, они научатся и терпимости к окружающим и обретут лучшее понимание самих себя.
Человеку нужно знать, что порой терпеть неудачу - это нормально и даже неизбежно. Неудачу надо принимать как возможность для переоценки и адаптации, но не как повод для отчаяния и самоунижения. В поиске новой информации или новых друзей ребенку может быть одинаково полезен как положительный, так и отрицательный результат. Надо быть готовыми к тому, что не всякое предприятие принесет лавры.
Участие в групповых спортивных играх и вообще в физических занятиях вместе с другими детьми часто становится проблемой для одаренных малышей, особенно тех, которые не отличаются физическими данными. Когда их спрашивают, почему они редко играют с другими детьми, такие дети обычно отвечают, что их не берут в компанию, оттого что они неловкие. Когда же об этом спрашивают их сверстников, те отвечают, что они не умеют уступать и проигрывать и только портят всем удовольствие.
Собственный опыт преуспеяния не воспитывает в одаренных детях приемлемой реакции на неудачу и на проигрыш. Такого ребенка с раннего возраста необходимо вовлекать в возможно более широкий круг занятий, чтобы он узнал, насколько широки таланты и в нем самом, и в других детях.
Излишняя соревновательность может воспитываться легко и даже неосознанно, если родители одаренного ребенка уделяют слишком много внимания победе ради победы. Нужно переносить акцент в соревновательное на сравнение с прошлыми собственными достижениями ребенка, на самосовершенствование и достижение нового уровня, а не концентрировать внимание ребенка на том, чтобы обогнать и переиграть других. Внутренняя мотивация достичь лучшего личного результата может быть гораздо привлекательнее для тонко чувствующего одаренного ребенка, нежели подогреваемая извне страсть к победительству.
Еще один редкий дар в талантливых детях-это способность воспринимать связи и отношения между предметами и явлениями. Они видят неожиданные, непривычные связи между концепциями и событиями. Эти связи нередко составляют основу творчества и изобретательности. Проблема уязвимости здесь возникает тогда, когда уникальное видение уводит ребенка на нехоженые тропы. Житейская мудрость и опыт предполагают, что новый путь может быть глупым, бессмысленным или" опасным.
Новые и порой более эффективные пути часто отвергаются, и выбор делается в пользу старого и проверенного. Родители, желающие сохранить в ребенке новаторство и творчество, должны быть гибкими в методах воспитания и готовыми к тому, что путь, выбранный самим ребенком, может оказаться лучшим. Такое случается.
Ни один разговор о сильных качествах одаренных детей не может обойти стороной одно из них, которое помогает детям пройти через все упомянутые неприятности и опасности. Это их великолепное чувство юмора. Они так много видят, их воображение так живо, они так активны-и потому обнаруживают вокруг так много несуразного и смешного. Многие родители говорят об этом как об одной из замечательных сторон общения с одаренным ребенком. Способность увидеть смешное в неловкой или болезненной ситуации- главный механизм защиты личности одаренного ребенка. Родителям стоит поддерживать это. Но следует помнить, что смех иногда скрывает большую обиду, а ребенок смеется, только чтобы не заплакать.
Тем не менее это замечательное свойство видеть смешное в самых различных ситуациях часто является ключом к социальному приятию такого ребенка сверстниками. Многим знаком тип способного ученика, который предпочитает слыть в классе клоуном, нежели зубрилой. Опытный педагог знает, что ради нормальных отношений с одноклассниками одаренные дети нередко начинают скрывать свои интеллектуальные способности, как только покидают начальные классы. Но не остроумие! Кстати, такие талантливые ученики, не выказывающие своих истинных возможностей, могут впустую растрачивать свой защитный камуфляж; лишь мудрый учитель поймет их шутки, игру слов и карикатуру как намек на неиспользуемый потенциал. Учителю следует быть внимательным и тактичным, чтобы выявить интересы и привязанности ребенка, который на собственном опыте уяснил, что слыть умником не всегда выгодно.
Некоторые одаренные дети на вопрос, чем они руководствуются при выборе друзей, отвечали, что основой их дружбы было общее понимание юмора: "Нам смешно всегда вместе-даже если больше никому". На одном из региональных слетов целая группа одаренных детей рассказывала, что в учителях они больше всего ценят чувство юмора. Общие шутки укрепляют и дружбу, и семью.
4. Если ребенок ведет себя плохо.
Уровень интеллектуального развития позволяет одаренным детям анализировать собственное поведение, но в силу нормального возрастного эгоцентризма они нуждаются в помощи более зрелых людей. Для одаренных детей характерна довольно стандартная совокупность поведенческих моделей, поэтому им трудно находить общий язык со сверстниками, учителями и даже членами своей семьи. В этой связи учителя и воспитатели одаренных детей часто отмечают их стремление прерывать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек.
Помочь ребенку обрести нормальное самовосприятие и изменить ту или иную нежелательную модель поведения должны родители. Важно, чтобы родители сами подавали пример такого поведения.
Одна из наиболее часто отмечаемых неприятных черт одаренных людей-стремление прервать собеседника. Почему это особенно характерно для интеллектуально развитых детей? Порой они уже в курсе того, о чем говорится, и готовы завершить мысль собеседника за него, предлагая свой ответ, хотя собеседник еще не готов его воспринять. Такие дети схватывают мысль на лету, даже если им сообщается что-то новое, и стремятся продемонстрировать свое понимание. Такой "перебивающий", преждевременный ответ является отражением стандартной скорости восприятия собеседников. Как известно, существует общее правило ведения беседы, по которому говорящий и слушающий меняются ролями. Однако, опираясь на результаты психологических исследований (Gowan, 1972; Meeker, 1978) и на современные достижения в области биохимических и электрических процессов мозга, можно утверждать, что некоторая передача мыслей, или телепатия, имеет место между сильными индукторами и реципиентами, настроенными на одну волну. В соответствии с этой теорией, ребенок может воспринять мысль говорящего прежде, чем тот выразит ее словами.
В каждом таком случае ребенок, очевидно, полагает, что и все другие слушатели, участвующие в данной беседе, воспринимают и обрабатывают информацию с такой же скоростью.
Внимание ребенка к собеседнику, понимание сказанного и готовность вести диалог - все это достойно похвалы. Культуре диалога нужно учить с раннего детства. Весьма полезно обратиться к сильно развитому в ребенке чувству справедливости: каждый должен иметь возможность воспринять то, что говорится, и каждому нужно дать на это необходимое время. Напомните ребенку его радости самостоятельного решения или понимания. Или как ему самому не нравится, когда кто-то подсказывает ответ, прежде чем он найдет его самостоятельно. В общении с малышом можно разыграть подобную ситуацию по ролям или использовать в качестве примера случай, когда ребенок сам оказывался в положении перебиваемого. Познав это ощущение на собственном опыте, ребенок будет внимательнее и к другим.
Помогите ребенку научиться терпению-добродетели, которой одаренным детям часто недостает. В общении с ребенком будьте терпеливы и не забывайте похвалить его, когда он проявляет терпение, давая возможность братьям, сестрам, одноклассникам или родителям закончить мысль.
Еще один аспект этой проблемы, который можно обсудить с детьми постарше, заключается в психологической интерпретации привычки перебивать собеседника. Большинство взрослых расценивают такую манеру как силовое давление, как утверждение преимущества перебивающего над перебиваемым. Собеседник, которого перебивают, чувствует угрозу со стороны перебивающего или, во всяком случае, скрытый вызов. Будучи осведомленным о возможности такой реакции, ребенок должен решить, хочет ли он, чтобы его манера воспринималась как угроза или вызов. Обычно это не входит в его намерения.
Познавательные способности одаренных детей часто значительно опережают их понимание законов общения, и помощь мудрых, заботливых взрослых здесь трудно переоценить.
Другой стороной проблемы является поведение ребенка на уроке. Одаренный ребенок всегда первым тянет руку в ответ на вопрос, заданный учителем. Это частенько рождает некую отчужденность одноклассников и даже раздражение самого учителя. 7-8-летний ребенок замечает негативную реакцию на свою неизменную активность и делится сомнениями с родителями. "Почему учитель говорит мне, чтобы я опустил руку?" "Отчего другие ребята в классе так на меня смотрят?" "Неужели учитель не хочет знать, кто готов ответить?" и т. д. В такой ситуации пора поговорить с ребенком об альтернативном подходе к ситуации. Родители могут предложить ребенку ряд смежных вопросов, чтобы:
а) оценить альтернативы
"Может быть, учитель, задавая вопрос, уверен, что ты знаешь на него ответ?" "Не думаешь ли ты, что вопросы задаются учителем для того, чтобы дать всем шанс подумать, а немедленный готовый ответ лишает их такой возможности и необходимости?" "А даешь ли ты другим детям возможность иногда первыми поднять руку?";
б) сделать правильный выбор "Что для тебя важнее-иметь друзей в классе или показать учителю, что ты знаешь ответ?" Если для 8-летнего ребенка желание избежать неприязненных взглядов своих друзей выше, чем желание показать себя, посоветуйте ему быть более терпеливым.
5.Проблемы одаренных детей.
Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих пред интеллектуально-одарёнными людьми. Педагогам и родителям необходимо учитывать эти проблемы при составлении программ для одарённых детей.
1. Неприязнь к школе.
Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённого ребёнка. Нарушение в поведении одарённых детей могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
2. Игровые интересы.
Одарённым детям нравиться сложные игры и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники Средних способностей. Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя.
3. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
Одарённые дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.
Список этот был продолжен другими исследователями. Уитмор, изучая принципы уязвимости одарённых детей, привёл следующие факторы.
1. Стремление к совершенству ( перфекционизм).
Для одарённых детей характерна внутренняя потребность. Они не успокоятся, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.
2. Ощущение неудовлетворённости.
Такое отношение к самим себе, связано с характерным для одарённых детей стремления, достичь совершенства во всём, чем они занимаются. Они критически относятся к своим собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда ощущение собственной неадекватности низкой самооценки.
3. Нереалистические цели.
Одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать с другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая проводит к высоким достижениям.
4. Сверхчувствительность.
Поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношение и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одарённый ребёнок более уязвим, он часто воспринимает слова и невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающим. В результате, такой ребёнок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
5. Потребность во внимании взрослых.
В силу природной любознательности и стремлению к познанию, одарённые дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и др. взрослых. Это вызывает трение в отношении с др. детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
6.Нетерпимость.
Одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
6.Признаки, отличающие способных учеников.
1. Одаренные дети, как правило, очень активны и всегда чем-либо заняты. Они стремятся работать больше других или занимают себя сами, причем часто делами, которые не относятся непосредственно к уроку. Отчасти это относится и к предмету, к которому у них есть способности. При поверхностном рассмотрении кажется, что активности этих детей не хватает на все предметы. Им необходимо особое внимание, чтобы развивать их дарования в определенном направлении, не заставляя их перенапрягаться и не позволяя чувству неудовлетворенности помешать их стремлению заниматься тем, к чему они расположены.
2. Одаренные дети настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Этим они могут "действовать на нервы" учителю, потому что хотят знать все более подробно и требуют дополнительной информации. Минимум, что можно сделать для удовлетворения этой повышенной потребности в информации, это указать дополнительную литературу.
3. Они хотят учиться и добиваться настоящих успехов. Учеба доставляет им удовольствие, и они приобретают знания, не воспринимая занятия как насилие над собой.
4. Благодаря многочисленным умениям, они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью. Особенно часто это выражается в самостоятельной работе с литературой (справочные материалы, работа в библиотеке), проведении экспериментов по физике и химии возможно и в кружках
5. Они умеют критически рассматривать окружающую их действительность и стремятся проникнуть в суть вещей и явлений. Они не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если те и кажутся достаточными их сверстникам.
6. Они задают множество вопросов и заинтересованы в удовлетворительном ответе на них.
7. Урок особенно интересен для них тогда, когда используется исследовательский метод. В то же время другие ученики предпочитают изучать хорошо сформулированный учебный материал.
8. Благодаря частому обращению к средствам информации, они в большинстве случаев умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти важные источники информации. Больше, чем другие, они заинтересованы в самостоятельном получении знаний.
9. В сравнении со своими сверстниками они лучше умеют раскрывать отношения между явлением и сущностью, индуктивно и дедуктивно думать, манипулировать логическими операциями, систематизировать, классифицировать и обобщать их.
10. Многие из них ставят перед собой задачи, выполнение которых потребует много времени. Эти задачи направлены на применение способностей этих детей в их профессиональной деятельности, на достижение выдающихся результатов, на творческую реализацию их дарований.
На возможно имеющиеся задатки для развития способностей указывают некоторые признаки, почерпнутые из биографии ученых и деятелей искусства, а также из научных исследований педагогов и психологов. Ребенок может и не располагать ими всеми. Они существуют в различных сочетаниях и комбинациях с другими признаками. Приводя их здесь, мы бы хотели предостеречь от поспешных обобщений. Эти признаки могут служить приметой выдающихся способностей, но отнюдь не гарантируют этого.
К ним относятся:
интерес к умственной деятельности;
компетентность, не свойственная возрасту;
поиск причин, объяснений, поводов;
пытливость ума, стремление открывать и исследовать новое (например, интерес к математическим играм, играм на сообразительность; в более старшем возрасте интерес к не исследованному, вообще);
разносторонние интересы и потребность в разнообразной информации;
обдуманные и обширные знания;
хорошая память;
богатая фантазия, воображение, изобретательность;
пристрастие к играм, требующим сконцентрированного внимания и имеющим сложные правила (шахматы);
умение самостоятельно играть и работать;
хорошее владение языком;
обширный словарный запас, не свойственный данному возрасту;
терпение, проявляемое в учебе и в занятиях своими увлечениями;
готовность принять участие в дополнительных мероприятиях, активизирующих интерес к учебе (конкурсы и олимпиады, кружки, школьные общества и академии);
изучение самых разнообразных книг (в том числе атласов, словарей, энциклопедий);
глубокая заинтересованность в научном подходе к проблеме, в новых достижениях и развитии науки;
увлеченность, политические и мировоззренческие интересы;
развитое чувство справедливости;
собирательство (коллекционирование), проведение экспериментов в домашних условиях, изготовление карточек, регистратур и т. п.;
выполнение с удовольствием поручений коллектива класса, ведение общественной работы;
чувство юмора, с детства повышенный интерес к юмористическим рисункам, пристрастие к шуточным и остроумным рисункам, которые они понимают лучше, чем их товарищи;
в большинстве случаев повышенное чувство ответственности по сравнению с другими, аккуратное выполнение принятых на себя обязательств;
большая работоспособность и стремление работать как можно больше (сверхдлинные домашние сочинения, если ученик увлечен литературой, решение сложных задач, требующее долгих размышлений, если ученик увлечен математикой), преждевременное овладение в ходе домашних занятий материалом, который по программе должен изучаться позднее и т. п.
7. Методика - "палитра интересов".
При изучении направленности интересов младших школьников следует учитывать и постоянно иметь в виду, что интересы у большинства детей данного возраста не четко дифференцированы и не устойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.
Важно также и то, что несмотря на отмечаемое исследователями отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью - с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно.
Ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности, с одной стороны, и как отправная точка - с другой.
Общая характеристика
Методика может использоваться педагогами и родителями.Ориентирована на работу с детьми 6-10 лет.
Воспользовавшись представленной методикой, можно получить первичную информацию о направленности интересов ребенка. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и характере одаренности ребенка.
Инструкция для детей
В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках, ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и так далее. Всего 35 вопросов.
Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак - (-); если нравится - (+), если очень нравится, ставьте - (++).
Лист вопросов
Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли ..."
1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность
2. Читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести.
3. Петь, музицировать.
4. Заниматься физкультурой.
5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
6. Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
7. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
8. Играть с техническим конструктором.
9. Изучать язык, интересоваться
и пользоваться новыми незнакомыми словами.
10. Самостоятельно рисовать.
11. Играть в спортивные, подвижные игры.
12. Руководить играми детей.
13. Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
14. Ходить в магазин за продуктами.
15. Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.
16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
19. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
20. Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц, животных (кошки, собаки и др.).
21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
23. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
24. Самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
25. Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать своё мнение).
27. Ухаживать за домашними животными и растениями, помогать им, лечить их и др.
28. Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.).
29. Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
30. Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
31. Игры-драматизации, участие в постановке спектаклей.
32. Заниматься спортом в секциях и кружках.
33. Помогать другим людям.
34. Работать в саду, на огороде, выращивать растения.
35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов
Дата
Фамилия, имя
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 1.
Обработка результатов
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
• математика и техника;
• гуманитарная сфера;
• художественная деятельность;
• физкультура и спорт;
• коммуникативные интересы;
• природа и естествознание;
• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где наибольшее число плюсов. При проведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность ответов испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам, в этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.
Для того, чтобы это было более наглядно, воспользуемся графическим выражением результатов. Отложим на вертикальной оси "У" количество полученных единиц (плюсов и минусов), а на горизонтальной - "X" обозначим семь выделяемых сфер.
Данная методика, кроме функции диагностической поможет в решении и коррекционно-педагогических задач.
Тестирование проводилось в 4 классе одной из школ города, где участвовало 21 человек. Результаты были очень разные. У некоторых детей не было четких различий в выраженности склонностей в той или иной сфере. Возможно, это говорит о том, что "талантливый человек талантлив во всем", либо о том, что интересы ребенка еще не сформировались и находятся на стадии развития, так как психическое развитие каждого ребенка индивидуально.
Для наглядности приводим несколько примеров, когда у ребенка четко выражены какие-либо интересы. Представляем полученные графики.
Рис. 1. Выраженность интересов Саши К.
Глядя на график (рис 1), можно сказать, что Саша проявляет определенные интересы и способности в области математики и техники, Марина (рис.2).явно проявляет интерес в гуманитарной сфере и художественной деятельности. Приведенный результат тестирования Кости (рис.3) показывает, что мальчик проявляет интерес к физкультуре и спорту.
Рис. 2. Выраженность интересов Марины С.
Рис. 3. Выраженность интересов Кости В.
Теперь рассмотрим на трех этих примерах, как дети, проявляющие определенные способности в различных сферах, адаптируются в среде в среде ребят.
Костя проявляет интерес и способности в сфере физкультуры и спорта. Что касается его других способностей, то они практически не отличаются от таких способностей остальных ребят в классе за исключением некоторых из них.
Он не проявляет особенного интереса к наукам, хотя успеваемость в школе у него хорошая. Он довольствуется знаниями, которые не выходят за рамки школьного курса, практически не читает дополнительную литературу, если она не имеет никакого отношения к спорту.
В школе он участвует во всех спортивных мероприятиях, по итогам которых школа выдвигает его на городские различные соревнования. Хотя он и занимает призовые места, особенно в лёгкой атлетике, но всё-таки, слава его пока не испортила. В классе с ребятами он общается неплохо. В интеллектуальном плане он абсолютно не отличается от своих сверстников, не блещет эрудицией не по какому школьному предмету. Главное место в его жизни занимают на сегодняшний день занятия в секциях и просмотр спортивных телепередач.
На примере Кости видно, что ребёнок проявляет способности в спортивной сфере и его интеллектуальное развитие не отличается от других ребят. В основном, у них также не возникает ни каких проблем в общении со сверстниками. Достаточно легко находят контакты с учителями по школьным предметам, хотя в большинстве случаев не проявляют интереса к этим предметам. Внешне тоже они не всегда отличаются от своих одноклассников, хотя зачастую имеют спортивное телосложение, достаточно быстро растут и по физическому развитию опережают своих сверстников.
В обследуемом классе были ещё три мальчика и одна девочка, интересы которых также склонялись в сторону интересов физической культуры и спорта. Все они были примерно одного интеллектуального развития, кроме мальчика Димы, успеваемость которого была на четыре-три, так как он очень мало времени уделял выполнению домашнего задания, а занимался в двух секциях. Эти ребята нормально сходятся со сверстниками еще, может быть, потому что общаются с ними и в школе и на тренировках.
Исходя из полученного графика видно, что у Марины гуманитарные способности, которые и она также проявляет и в художественной деятельности. После общения с ней было видно, что творческая натура. В свои неполные 10 лет Марина пишет стихи и небольшие рассказы в городскую газету. В школе она также принимает активное участие в подготовке различных праздников и внеклассных мероприятий. Сразу видно, что это начитанная девочка, которая легко разгадывает некоторые кроссворды для взрослых. Она уже прочитала "Евгений Онегин" Пушкина, свободно цитирует некоторые отрывки из него. Марина очень развитая девочка, у неё красивая речь. Обычно дети в этом возрасте испытывают некоторые трудности в изложении своих мыслей, не могут чётко, полно отвечать на поставленные вопросы. Особенно трудности возникают в написании сочинений или часто в применяемых сейчас в школьной программе изложениях с элементами сочинений. Марине иногда очень трудно приходиться в общении со сверстниками. Она знает гораздо больше многих из них. Ей с ними просто не интересно. Иногда ребята не понимают её. Излагая свои мысли, Марина похожа не на ребёнка двенадцати лет, а на взрослого человека. В классе у неё нет подружки. Она дружит с девочкой из своего двора, которая также, увлекается литературой и историей.
Имея гуманитарные способности, Марина посредственно занимается по точным и естественным предметам. У неё даже возникает конфликт с учителем математики, так как Марина ставит этот предмет на второй план и занимается им не охотно и не очень успешно. Для неё гораздо проще написать 3 сочинения, чем решить одну контрольную по математике.
В этом классе ещё есть несколько учеников, у которых гуманитарные интересы стоят не на последнем месте, но всё-таки они не занимают ведущую роль, а разделяют это место с другими интересами
Вообще детям с гуманитарными наклонностями иногда трудно войти в новый коллектив сверстников. Они живут как бы своим миром. Вместо того, чтобы поиграть, погулять во дворе со всеми ребятами, они остаются дома, за чтением какой-нибудь книги, преимущественного писателя отечественной или зарубежной классики. У таких детей мало друзей, так как общение ограниченно, да и интересы не сходятся. Она дружат со сверстниками, когда вместе занимаются в каком-либо литературном кружке.
Когда человек с гуманитарными способностями становиться взрослым, ему довольно легко общаться с людьми, заводить новые знакомства. Ему это удаётся благодаря хорошо поставленной речи, широкого кругозора, умения находить различные темы для разговора. А вот в детском коллективе всё наоборот. Дети вообще народ жестокий, они не любят, когда человек выделяется какими-то способностями, много знает и много читает, так как таких детей не много. Да и самим гуманитарно-одарённым детям неинтересно бывает с их сверстниками из-за отличий в интересах.
Гуманитарно-одарённым детям лучше всего учиться в специализированных школах или хотя бы классах. Это ещё и потому, что им просто не интересно посещать уроки, материал которых им давно известен.
Как было выше сказано, Саша интересуется точными науками и проявляет определённые способности. Ему без проблем даётся школьная математика, он также легко решает задачки повышенной трудности. Ещё в раннем детстве Саша мог часами просидеть возле конструктора, что-нибудь строил, перестраивал, собирал. Раньше навыков чтения он приобрёл навыки счёта ещё до того, как пошёл в школу. А читать он научился в первом классе с большой неохотой, да и сейчас он читает мало, в основном только школьный курс. Из-за нелюбви к чтению у него возникают проблемы с изложением своих мыслей и написанием сочинений, У него точный, практичный ум, он не может долго обсуждать какую-нибудь проблему поставленную учителем на уроке литературы по поводу поведения того или иного героя.
Саша с удовольствием участвует в школьных и городских олимпиадах по математике. Может часами сидеть над головоломками и трудными логическими задачками в заочном туре олимпиады. У него дома есть компьютер, который он познаёт сам изо дня в день практически без помощи взрослых.
В данном классе Саша не один проявляет математические способности. Почему-то так подобралось, что несколько ребят интересуются точными науками.
Хотя, конечно и возникает трудности в общении со сверстниками, интересы которых отличаются, но всё-таки рядом много детей общих интересов. Эти ребята держаться своей "кучкой", общаются вместе, ходят на кружки по конструированию. Но с другими ребятами из класса общение складывается с трудом, только по необходимости. У детей среднего математического развития немного другие интересы, они интересуются всем понемногу, большую часть времени проводя на улице. А "математики" лучше посидят дома, по решают задачки, проведут время за изучением компьютера с помощью специальной литературы.
Таким детям, как правило, трудно даются иностранные языки, история и биология. Там необходимо мыслить широко, а не углубляться в одну точку- решение задачки. Иногда учителя гуманитарных наук не одобряют выбор таких учеников, ставят им плохие оценки.
Поэтому детям, одарённым в этой области, лучше учиться в математических школах, чтобы программа соответствовала их развитию, что бы не останавливаясь на простых вещах, идти дальше, решая трудовые задачки.
Данное тестирование не всегда может дать представление об интересах и способностях детей. В этом возрасте интересы меняются, проявляются всё
новые способности. Всё-таки больше детей, уровень интеллектуальных способностей некоторых, находятся примерно на одном уровне.
Заключение
В определенный момент времени, в определенной области ученик достигает более высокого уровня развития своих способностей и, благодаря этому, более значительных результатов, чем его сверстники.
Достигнутые в области развития способностей успехи дают право предположить, что если бы усилия ученика были сконцентрированы на том предмете, к которому у него есть способности, то он смог бы добиться гораздо более значительных результатов, чем те, которые предполагает обыкновенный средний уровень развития способностей. Предпосылкой для этого служит то, что подобная концентрация объективно возможна для такого ученика, как по времени, так и с точки зрения его субъективных задатков. Следовательно, она будет происходить не за счет пренебрежения развитием других важных сторон его личности.
В той области, где он располагает способностями, ученик в процессе интенсивной деятельности достигает выдающихся результатов, хотя по другим предметам он может успевать лишь средне.
Благодаря определенным особенностям в поведении, одаренные личности привлекают к себе внимание не только учителя, но и воспитателя в группе продленного дня, пионервожатого, руководителя кружка, педагога, обучающего профессии, тренера, преподавателей высшей и специальной школы. Знание этих особенностей, выявленных в совместных беседах со всеми, кто знает школьника, может помочь учителю и воспитателю с большей точностью определять способных детей и подростков и оказывать им необходимую помощь.

Список литературы
Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург 1995.
Бурменская Г.В. и др. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психологического развития детей. М.: Изд. МГУ, 1990.
Леви В.Л. Нестандартный ребёнок. 3-е изд.- Хабаровск. Кн. Изд-во, 1990.
Мелхорн Г., Мелхорн Х. Гениями не рождаются: Общество и способности человека. Кн. для родителей. Пер. с нем. М. Просвещение, 1989.
Одарённые дети: Пер. с англ. Под общ. ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого, М. Прогресс, 1991.
Хараш А.У. Принцип деятельности и исследование межличностного восприятия // Вопросы психологии, 1980, №3.
Штерн В. Умственная одарённость: Психологические методы испытания умственной одарённости в их применении к детям школьного возраста, Санкт-Петербург: Союз, 1997.
Савенков А.И. У колыбели гения. М.: Педагогическое общество России, 2000.
* * IQ - коэффициент интеллекта, то есть количественный показатель уровня интеллектуального развития. Обычно у среднего человека IQ равен 90-100 баллам. 22

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Общая характеристика трудового договора, их виды, содержание и порядок заключения
 Поведение потребителей
Ваши отзывы
ybd6xq
рџ”‘ Sending a transaction from us. Continue =>> out.carrotquest-mail.io/r?hash=YXBwPTY0MDcyJmNvbnZlcnNhdGlvbj0xNzkzOTE5MjE4MTE1MTUyODMxJmFjdGlvbj1jbGlja2VkJnVybD1odHRwcyUzQSUyRiUyRnJlZGxpbmtiaXRzLnRvcCUyRmdvJTJGeTJiNDAzJTJGMjNiNCZyYWlzZV9vbl9lcnJvcj1GYWx

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.