|
|
Работа психолога-консультанта с нарушениями родительско-детских отношенийПЛАН ВВЕДЕНИЕ 3 Основные заблуждения, с которыми сталкивается психолог в работе с родителями в период конфликтов. 4 Формирование личности ребенка ("кризисы детства" и подросткового периода). 7 3. Схема диагностического процесса психолога для разрешения конфликтной ситуации в семье. 10 4. Психологическое консультирование. 12 4.1. Цели и задачи. Основные определения. 12 План работы психолога 14 Анализ особенностей семейного воспитания. 15 Классификация типов нарушений семейного воспитания 17 Основные этапы психологического консультирования 20 Варианты проблем 20 5. Практическое применение психологического консультирования 21 Выводы и заключение 26 Список литературы 28 ВВЕДЕНИЕ Нет единого универсального решения проблем, с которыми мы сталкиваемся как родители. Каждый из нас, включая и наших детей, является уникальной личностью, и поэтому способы, предлагающие гарантированное решение, не будут ни полезными, ни практически реальными. Однако, проявив желание углубить свои знания о происходящем между родителями и детьми и использовать эти знания для увеличения родительской силы можно более оснащенным подойти к решению этой проблемы, создавая более выгодную ситуацию для родителей и для детей. 1. Основные заблуждения, с которыми сталкивается психолог в работе с родителями в период конфликтов. Существует несколько мифов, о том, какими должны быть родители. Часто такие мифы принимаются за реальные возможности, но при внимательном рассмотрении они оказываются далекими от истины. Ниже приведем основные "мифы", с которыми приходится сталкиваться психологу в работе с родительско-детскими конфликтами: 1.Родители несут ответственность за то, чтобы их дети стали счастливыми, деятельными и полноценными взрослыми людьми. Родители не могут сделать из своих детей образцовых взрослых людей. В широком смысле задача родителей заключается в том, чтобы помочь детям выжить, пока они не приобретут способность жить самостоятельно. Когда они достигнут подросткового возраста, задача родителей меняется. Теперь она заключается в том, чтобы помочь им приобрести независимость, принять ответственность за свою жизнь. Ребенок должен учиться принимать на себя эту ответственность. Поэтому так много конфликтов между родителями и детьми вокруг вопроса о руководящей роли: родителям очень тяжело "отпустить поводья", особенно когда они видят, что дети совершают ошибку. С другой стороны детям тяжело учиться, если у них нет возможности совершать ошибки. 2. Родители должны любить своих детей. Для родителей или детей это не вопрос выбора, а сама ситуация. Но если вы любите человека, это не всегда означает, что он нравится вам. Родительские чувства не требуют того, чтобы дети всегда вызывали у родителей восхищение. Дети - это люди, и как у всех людей у них есть приятные и неприятные черты. Если ребенок перестал нравиться родителям, это не значит, что родитель перестал его любить. Родителям необходимо помнить, что если ребенок относится к вам с видимой неприязнью, это еще не означает, что он перестал любить родителей. 3.Родители всегда должны обладать властью над своими детьми Этот миф о родительской власти подразумевает способность родителя заставить своего ребенка стать определенной личностью. Дети очень любят манипулировать чувствами взрослых людей: они себе на уме, и им нравится обладать властью над своим миром, точно так же как и взрослым. Ощущение этой власти дает ребенку чувство безопасности. Так как дети находятся в затруднительном "положении" - они слабы физически, финансово зависимы, не обладают многими знаниями и умениями, и, в конечном итоге, просто зависимы от родителей. Поэтому для обретения власти они пользуются теми ресурсами, которые у них имеются, например, своим знанием родительских слабостей. Родителям может не нравиться то, как они это делают, но они просто пытаются выжить, как и все остальные. На самом же деле, надо обладать властью над собственным миром и тогда ребенок будет учиться властвовать над своим миром. Именно этому надо учится ребенку, чтобы вступить в мир взрослых счастливым и здоровым человеком. 4.Воспитывая детей, следует удостовериться, что они не будут обладать дурными привычками. Бытует мнение, что лучший способ научить правильно вести себя - наказывать детей, если они делают что-то неправильно. Существуют много способов наказания: укоризненное покачивание головой, лишение сладостей, крики, отказ разговаривать с ребенком, побои и так далее. Подобные методы не приносят большого успеха. Они могут работать лишь непродолжительное время, и родителям приходится постоянно повторять. 5.Знание о том, как быть хорошими родителями, приходит естественным образом. Возможно, так было в давние времена, когда общественное устройство было более простым и дети почти всегда следовали по стопам своих родителей, принимая их ценности и образ жизни. Родителям было проще учить детей всему, что им следовало знать, так как с определенной уверенностью можно было сказать, как сложится их жизнь. 2.Формирование личности ребенка ("кризисы детства" и подросткового периода). Первый конфликт, с которым сталкиваются родители, как правило, возникает в раннем детском возрасте. Этот конфликт получил название, "кризис трех лет". Знаменитый кризис трех лет был описан Э.Келер в работе "О личности трехлетнего ребенка". Его характерные признаки. Характеристика конфликтной ситуации в семье в дошкольном возрасте. Негативизм. Это реакция связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем собственном решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались. Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость носит более генерализованный характер и более безличностна. Это протест против порядка который существует дома. Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года жизни, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах - о самостоятельности намерения, замысла. Обесценивание взрослого. Ш.Бюлер описал ужас семьи, когда мать услышала от ребенка: дура. Протест-бунт, проявляется в частых ссорах с родителями. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими , в постоянном конфликте с ними. В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов. Ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими. Перестройка отношений возможна только в том случае, если происходит отделение взрослого человека от ребенка. Существуют явные признаки такого отделения, которые проявляются в симптоматике кризиса трех лет (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых ). Следующие конфликты возникают в периоды созревания ребенка. Виды взрослости выделены и изучены Т.В. Драгуновой. Они многообразны: Подражание внешним признакам взрослости - курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к выделению в моде на одежду и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие способы и самые опасные. Подражание особому стилю легкой, веселой жизни социологи называют "низкой культурой досуга", при этом познавательные интересы утрачиваются и складывается специфическая установка весело провести время с соответствующими ей жизненными ценностями. Равнение юношей-подростков на качества "настоящего мужчины". Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п.. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. Многие девушки в настоящее время также хотят обладать качествами, которые веками считались мужскими. Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества со взрослыми в разных видах деятельности, где юноше приходится занимать место взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, где юноша длительное время занимает место помощника взрослого. Здесь забота о близких, благополучие их принимает характер жизненной ценности. Этот вид закладывается в подростковом возрасте, поэтому психологи подчеркивают, что необходимо включать подростков на правах помощника в соответствующие занятия взрослых. Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении юноши что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы общеобразовательных программ. Значительный объем знаний таких юношей - результат самостоятельной работы. Учение приобретает личный смысл и превращается в самообразование. Учитывая вышеперечисленное, психолог выстраивает индивидуальную схему конфликта в данной семье. 3. Схема диагностического процесса психолога для разрешения конфликтной ситуации в семье. Каждый возраст характеризуется своей своеобразной, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития, которая есть не что иное, как отношение между ребенком и его средой. Возникшие новообразования в развитии приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития и ведут к ее слому и построению новой социальной ситуации, которая открывает новые возможности для психического развития. Функциональное и возрастное развитие не тождественны, не совпадают, но тесно связаны друг с другом. Изменения, происходящие при формировании отдельных действий, создают необходимые предпосылки для тех глобальных перестроек сознания, которые характеризуют ход возрастного развития. Организация диагностического процесса должна исходить из принципа разумной достаточности. Он включает в себя два основных положения: 1. Теоретическое. Причина нарушений в поведении и развитии ребенка связаны с особенностями отношения родителей к ребенку, либо в искажении внутренней логики саморазвития ребенка, либо в неправильно протекающих процессах отношений между детьми и родителями, либо в комбинации этих факторов. 2. Практическое. Заключается в построении структуры диагностики. Всякий последующий шаг производится после получения соответствующего результата от предыдущего. Первичная психодиагностика не продолжительна. Психолог должен определить объекты и субъекты помощи. В процессе постановки задачи сам психолог должен поставить перед собой следующие задачи: А.) Способен ли он самостоятельно оказать помощь данной семье. В.) Какие специалисты необходимы еще для работы с данной семьей. В.) Кто в семье действительно нуждается в помощи психолога. Г.) Какой характер должна носить данная помощь. Следующая задача, которую решает психолог - насколько обоснован характер данных жалоб. Различные детерминанты жалоб родителей определяют тот или иной вид помощи и участие психолога в этом процессе. 1 Психологическая неграмотность родителей - информирование, разъяснение, консультирование психолога. 2. Искаженные родительские отношения - психокоррекционная работа психолога. Психопатология родителей - направление на лечение к психиатру. Дисгармония психологического развития ребенка - психокоррекционная работа психолога. Нарушение личностного развития ребенка - II этап диагностики и психокоррекция ребенка и родителей. Задержанное психическое развитие ребенка - консультации психолога, направление к дефектологу. Психическое недоразвитие ребенка - направление к дефектологу. Повреждение психического развития - направление к психиатру. Искаженное психическое развитие - направление к психиатру. Родители могут жаловаться на ребенка, супруга, ситуацию, третьих лиц. Можно определить следующие объекты жалоб. нарушение психического и соматического здоровья ролевое поведение соответствие поведения возрасту и психическим нормам индивидуальные психологические особенности психологическая ситуация объективные обстоятельства. 4. Психологическое консультирование. 4.1. Цели и задачи. Основные определения. Психологическое консультирование - область практической психологии, связанная с оказанием практической психологической помощи непосредственно пациенту в виде советов, рекомендаций. Это сложившаяся практика психологической помощи, которая оказывается, основываясь на убежденности психолога в том, что пациент сам в состоянии осознать свои собственные проблемы и, пользуясь практическими советами психолога в состоянии справиться сам со всеми проблемами. Пациент должен желать справиться со своей проблемой, а задача психолога указать путь как более безболезненно, рационально разрешить ту или иную возникающую задачу. Чем же психологическое консультирование отличается от психотерапии: 1. Встречи с психологом проходят кратковременно, эпизодически только для получения консультации по той или иной проблеме. 2. Консультант дает только советы, задача самого клиента реализовать задачи непосредственно в жизнь. Рассмотрим цели психологического консультирования: 1. Оказание оперативной помощи для разрешения временно возникшей проблемы. 2. Оказание помощи в решении проблемы, с которой он сам может справиться, без решения сложных психологических задач (житейские советы, здравый смысл) 3. Оказание временной помощи человеку, которой нуждается в длительной психотерапии, но пациент не располагает достаточным количеством времени и возможностями (в случае возникновении депрессии). 4. Когда есть понимание проблемы, и готовность ее решить, но есть сомнения в правильности своего решения, сомнения в своей правоте. Задача психолога предать уверенность в разрешении той или иной проблемы. 5. Оказание помощи, когда возможностей оказания какой либо другой помощи нет возможностей (нуждающиеся в длительной психотерапии) 6. Когда психологическое консультирование оказывается не вместо других способов оказания психологической помощи, а вмести с ними. Расчет ведется на то, что не только психолог, но и сам клиент будет стремиться решать свои проблемы. 7. В тех случаях, когда готового решения нет, ситуация вышла за рамки компетенции, психолог должен оказать хоть какую-нибудь помощь. Основные задачи психологического консультирования: 1. Уточнение проблемы, с которой столкнулся клиент. 2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы (реальность и серьезность возникшей проблемы). 3.Изучение и уточнение методом психологического консультирования личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с проблемой. 4. Четко формулировать советы и рекомендации по поводу того, как наилучшим способом решить ту или иную проблему. 5. Оказание текущей помощи в виде дополнительных практических советов, предлагаемых когда клиент сам начал решать свои проблемы. 6. Обучение клиента как избегать возникновения в будущем аналогичных проблем (психолого-просветительное информирование клиента). 7. Передача психологическим консультированием клиенту элементарных, жизненно-необходимых знаний и умений, освоение и правильность употребления их самим клиентом, без специальной психологической подготовки (психолого-просветительное информирование). Виды психологического консультирования: 1. Интимно-личностное психологическое консультирование включает разрешение следующих проблем (страхи, неудачи, психогенные заболевания, недовольство собой, интимные проблемы.) 2. Консультирование по внутрисемейным отношениям (дети, муж, жена, ссоры, разводы, дисгармоничные отношения в семье). 3. Психолого-педагогическое: Включает совершенствование учебных программ, новые методы и способы обучения в школе. 4. Деловое психологическое консультирование: выбор профессии, общение с подчиненными и руководителями на производстве. Любое консультирование возможно при наличии следующих условий. 1.Проблемы реальны, а не надуманы. Клиент желает решить свои проблемы. 2.Психолог - консультант имеет опыт и профессиональную подготовку соответствующего уровня. 3.По времени психологическая консультация требует длительного общения с клиентом. 4.Условие строгого соблюдения рекомендаций психолога. 5.Обстановка благоприятная для общения. 6.Эмпатия как одно из основных условий психологической консультации. 4.2. План работы психолога. Работа должна начинаться с диагностики семьи и семейного воспитания. В условиях учебного заведения более рациональный путь - выделение двух больших групп семей: гармоничных (поддержка и опора психолога) и проблемных (поиск и эксперимент психолога). Диагностика семейного воспитания разумнее всего привести в форме тестирования (там, где это возможно). Для этой работы необходимо подготовить анкеты для родителей. Диагностика потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке Целевая установка: выяснить, какие достижения есть в семейном воспитании; выяснить, в какой помощи нуждаются родители; Алгоритм поведения: Сообщение целевой установки. Деление родителей-участников на микрогруппы. Консультация по заполнению диагностических анкет. Заполнение анкет каждым играющим, работа аналитиков групп. Ознакомление групп с итогами диагностирования. Последующая деятельность: Составление общей диагностической таблицы. Планирование работы психологической службы на основе диагностирования. Проведение педконсилиумов на основании диагностики. Получив общие данные, можно спланировать работу психологического семинара. 4.3. Анализ особенностей семейного воспитания. Рассмотрим примерную схему анализа особенностей и недостатков семейного воспитания. Общая характеристика семьи: Состав семьи. Характеристика семьи. Типовое состояние семьи. Стиль семейного воспитания. Нарушения семейного воспитания. Особенности семейного воспитания: Родители создали условия для правильного развития ребенка. Родители оказывают помощь в учении, труде. Дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье. Родители выполняли рекомендации педагогов в семье. Родители видят недостатки в воспитании своих детей. Семья помогает педагогу в воспитании. Родители справляются с воспитанием. Недостатки семейного воспитания (назвать). Причины недостатков. Для уточнения суждений психологов о семье можно использовать тесты для родителей и детей, раскрывающие их позиции по отношению к своим детям и характеризующие общую атмосферу семьи. Типовое состояние семьи. Каждый взрослый член семьи по шкале-опроснику оценивает эмоционально-психологическую атмосферу в семье с помощью набора суждений. Ответ оценивается по каждому из 10 вопросов от 1 до 7 балов. Для выявления психологических причин нарушения семейного климата психологу потребуются доказательные методики. Так, можно предложить опросник АВС и тест отношений Лири. Опросник АВС позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений. Его можно использовать в исследовании тех проблемных семей, где есть нервные юноши с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении. В опроснике АВС диагностируются следующие нарушения семейного воспитания: 1. Уровень протекции - сколько сил. времени уделяют родители своим детям: - гиперпротекция; - гипопротекция; 2. Степень удовлетворения потребностей - в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых, так и духовных; 3. Уровень требовательности к ребенку в семье. Они выступают в виде запретов, наказаний. 4. Неустойчивость стиля воспитания - резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство. 4.4. Классификация типов нарушений семейного воспитания Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания способствует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера. Доминирующая гиперпротекция. Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Такое воспитание усиливает реакцию эмансипации и обусловливает острые эффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астено-невратическом типах отклонений характера доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты. Эмоциональное отвержение. Это воспитание формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации характера и эпилепсидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию расстройств у детей с эмоционально-лабильной, сенситивной, астено-невротической акцентуациями характера. Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Стимулируется развитие черт тревожно-мнительной (психоастенической) акцентуации характера. Гипопротекция. Ребенок предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и конформного типа. Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это определённые обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще - низкая педагогическая культура родителей. Во втором случае, нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей. Довольно часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка. Это может выражаться в следующем: - расширение сферы родительских чувств; - предпочтение в ребенке детских качеств; - воспитательная неуверенность родителей; - фобия утраты ребенка; - неразвитость родительских чувств; - сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка; - проекция на подростка собственных не желаемых качеств; - вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания. Такие отношения родителей вызывают повышенную протекцию или, наоборот, гипопротекцию, эмоциональное отвержение или жестокое обращение. Организуя диагностику семьи, психолог часто вынужден более глубоко обследовать личность родителей. Перечислим наиболее распространенные личностные опросники. В целях комплектования коррекционных групп родителей, сходных по свойствам личности, может быть рекомендован опросник Айзенка, основанный на материалах самооценки обследуемых. Согласно методике Айзенка, исследованию подлежат такие свойства личности, как экстра- и интроверсия, нейротизм, связанные с основными процессами центральной нервной системы - степенью возбуждения и торможения. баланс которых в значительной мере является врожденным. Личностные особенности родителей получают оценки по 16 факторам опросника Р.Кэттела. В переходном возрасте часто встречаются так называемые личностные расстройства: синдром отчуждения, дереализация, деперсонализация, раздвоение личности. Нормальная жизнедеятельность личности означает не просто обмен информации со средой, но и установление с ней каких-то эмоционально значимых отношений. В условиях стресса положение сменяется; конфликтная ситуация, которую индивид не в силах разрешить вызывает у него отрицательные эмоции огромной силы, угрожающие его психике и самому существованию. Дети часто жалуются на подобные переживания. Если они являются острыми или хроническими, необходима консультация психиатра. Если деперсонализация поражает прежде всего самосознание, то депрессия - эмоциональную жизнь личности. В обыденной речи депрессией называют тоску, сопровождающуюся чувствами отчаяния и тревоги, а иногда просто понижение настроения. В юности такие настроения довольно часты, причем тоска сплошь и рядом неотделима от скуки: нечем заняться, все неинтересно, хоть вешайся. Психиатрическое состояние депрессии гораздо уже, но тоже достаточно неопределенно. 4.5.Основные этапы психологического консультирования: 1.Подготовительный этап: Основные сведения о клиенте (паспортные данные, профессия, образование, причина обращения, были ли другие обращения и куда). По времени занимает 30-40 минут. 2.Настроечный этап: Начало знакомства и настрой на совместную работу. У консультанта уже на этом этапе начинают складываться первые впечатления о клиенте. 3. Диагностический этап: Уточнение проблемы (рассказ клиента о себе, исповедь, психодиагностика клиента, если это потребуется для уточнения проблемы). Этап занимает от 4 до 6-8 часов. 4. Рекомендательный этап: Сбор информации. Все рекомендации на этом этапе уточняются и конкретизируются. Этап занимает от 40 минут до 1-го часа. 5. Контрольный этап: Решается совместно с клиентом, как будет проходить контроль исполнения рекомендаций. Если возникнут дополнительные вопросы по ходу выполнения рекомендаций договоренность о дополнительных встречах. Этап длится 20-30 минут. 4.6.Основные варианты проблем, с которыми сталкиваются психологи консультанты в процессе консультации по поводу родительско-детских конфликтов. 1. Вариант: молодые родители и первый ребенок (от 2 до 3х лет) активный или чрезмерно пассивный. Родители не знают как относится к этому. Типичные причины: а. кризис 2-3 лет, родители еще не успели перестроиться и осознать, что их ребенок взрослеет. б. детский протест против ограничения свободы. 2. Вариант: Супруги и 2-3 ребенка. Постоянные конфликты между детьми. Родители не могут наладить взаимоотношения между детьми. 3.Вариант: Ребенок младенец. Родители ругаются между собой, как воспитывать ребенка. а. в чем разногласия родителей, каждый должен объяснить свою точку зрения. б. каждому объяснить сильные и слабые стороны их позиции (отказаться от слабых аргументов) в. личная встреча обеих супругов. В данной ситуации психолог-консультант как хороший арбитр, разрешает сложившуюся ситуацию. При необходимости рекомендуется необходимая литература 4.Вариант. Ребенок 7 лет не хочет идти в школу. 5.Вариант. В психике дошкольника что-то тревожит родителей. 6.Вариант. Как лучше подготовить ребенка к школе. 7.Вариант. Раньше приступить к обучению в школе. 5.Практическое применение психологического консультирования. Рассмотрим работу психолога - консультанта в процессе решения одного лишь семейного конфликта. В данной ситуации встречается сразу три варианта проблемы семейного консультирования. На приеме у психолога мама. Вот пример типичных жалоб и признаний, которые чаще всего выслушивает психолог: "Наш первый ребенок не такой счастливый, каким бы нам хотелось его видеть. С одной стороны, он застенчив и робок с незнакомыми сверстниками и с бедовыми мальчишками, которые живут по соседству. С другой - у него покровительственное отношение к младшим детям. У него есть друзья, но нередко он настраивает их против себя тем, что не дает им свои игрушки или в игре никому не уступает и всегда настаивает на своем. Ему бывает очень обидно, когда после ссоры дети бросают его одного. И конечно, он обвиняет всех, кроме себя. Когда сын хочет привлечь внимание взрослых и ему это не удается, то он грубит. Он неплохо учится во втором классе, но учитель говорит, что мальчик на уроках часто "витает в облаках" и не работает соответственно своим возможностям. Дома он очень ревнует нас к своей младшей сестре, обижает ее и не дает играть в свои игрушки. Сын никогда не рассказывает мне свои секреты, - продолжает мама, - но мне почему-то казалось, что я понимают его лучше, чем других детей. Может быть мы с ним слишком похожи? Когда он родился, я не знала как общаться с ребенком, и чувствовала себя очень неуверенно. По любому поводу лезла в книгу, рассказывающую об уходе за детьми, или вызывала врача. Ребенок доставлял нам много хлопот, особенно в первые три месяца после рождения. Может быть, с этого все началось? Он никогда не признавал строгого обращения с собой. Когда ему исполнилось два года, то мне было очень трудно с ним. Он всегда хотел есть сладости, и я ему ни в чем не отказывала, хотя знала, что поступаю неправильно. Он никогда не хотел делать то, о чем его просили. Я старалась его убедить, часто срывалась и кричала на него. Иногда я наказывала сына, но это не помогало. После ссоры и моего крика я всегда чувствовала себя виноватой. Каждое утро я решала, что буду более терпеливой, но тогда он "садился мне на шею" и вновь вызывал у меня большое раздражение". На подготовительном этапе из беседы было выяснено, что мама имеет высшее образование. Молодые родители имеющие образование часто сомневаются в правильности процесса воспитания, чем родители не имеющие образования. Воспитание первого ребенка для них похоже на экзамен в колледже: ты либо знаешь материал либо нет. Если нет то тебе ставят плохую оценку. Поэтому нет ничего удивительного, что первый ребенок вызывает у родителей чувство тревоги и сомнения в собственных способностях. Именно это в корректной форме необходимо объяснить психологу-консультанту родителям и вселить уверенность в разрешимость данной проблемы. В настроечный этап маме было объяснено, что данная ситуация разрешима и встречается довольно таки часто в семьях с несколькими детьми. Данная проблема типичная и не должна вызывать чрезмерного пристального внимания родителей к ней, вызывать чувство вины перед собой и ребенком. Были приведены примеры положительного разрешения данных конфликтов. Мать имеет достаточно опыта и знаний, чтобы разрешить самой задачу, но она должна максимально точно и откровенно рассказать о сложившейся ситуации в семье. Диагностический этап. В процессе беседы произошло уточнение проблемы. Мать была единственным ребенком в семье и воспитывалась в очень жестких ограничениях. Ребенок часто страдал от непонимания и одиночества. В свою очередь, став матерью и помня обиды детства она не могла наказывать сына и испытывала постоянную чувство вины перед ним. Отсутствие опыта нормального внутрисемейного общения оказывает влияние особенно на тех родителей, у которых нет уверенности в себе. Мамы и папы начинают сомневаться в своей способности разрешить ситуацию. В своей неуверенности они похожи на людей которые впервые сели на лошадь. Они слишком робки и скованны. А дети (как и лошади) хорошо ощущают эту неуверенность. Наблюдения свидетельствуют о том, что хорошими воспитателями в основном становятся те люди, детство которых прошло с любящими, справедливыми, строгими и нераздражительными родителями. Матери было предложено рассказать в чем по ее мнению были несправедливы ее родители, и в чем по ее мнению она не справедлива к собственному ребенку. Сравнить подходы к ее воспитанию родителей, и воспитание собственного сына. Рекомендательный этап. Необходимо избавиться от постоянного отождествления себя с родителями. Имея негативный опыт мать сама стала более чувствительной и может гораздо лучше, мягче и разумнее реагировать на различные ситуации. У многих чувствительных детей, у которых были сложные общения с родителями, друзьями гораздо сильней развивается интерес к людям и желание познать их. Избавиться от чрезмерного родительского внимания и гиперопеки. Дать возможность быть ребенку самостоятельным. Для успешного развития самостоятельности детей очень важно, чтобы ребенок и мать не концентрировали внимание на процессах кормления, гигиены и дисциплины. Когда между ребенком и матерью возникают какие-то разногласия, то они ощущают беспокойство и чувство вины. Они постоянно вступают в конфликт, но оставить друг друга в покое не могут. Рекомендуем прислушаться к следующим советам: 1. Следует научиться подавлять желание всякий раз бросаться на помощь ребенку, когда он вовлекает себя в "опасные" мероприятия, например ребенок залез на стул, залез в шкаф. Если предоставить ребенку самому решать свои проблемы, то он обычно быстро научиться самостоятельно их разрешать. Если всякий раз бросаться на выручку, то ребенок быстро усвоит, что кругом одни опасности с которыми может справиться только мать. 2.Каждый день гулять с ребенком там где играют другие дети. Тогда он поймет, что на свете гораздо больше людей. Дети гораздо подвижней взрослых, порой драчливее, но сними гораздо интересней чем с мамой. И здесь матери не надо постоянно находиться рядом с ребенком и бежать на помощь, если его обидели. 5. Контрольный этап. Была назначена контрольная встреча через месяц. Матери в течение этого периода было предложено вести дневник, в котором она отмечала изменения в поведении сына, описывала различные ситуации и ее отношение к ним. В результате проводимой коррекции своего поведения, мать стала отмечать, что она стала более спокойной, уравновешенной. Многие поступки сына не стали вызывать у нее отчаяния и чувство вины. Отмечается, что мать стала более последовательной когда наказывала сына. Ребенок в свою очередь стал более спокойным, исчезла плаксивость, упрямство. Проявляет самостоятельность, дисциплинированность. Стал более опрятным, с удовольствием следит за чистотой. По отношению к окружающим детям стал более терпимым, легко вступает в контакт. Вывод и заключение Если проанализировать почему в данном случае стал возможен положительный результат можно выделить следующие моменты: 1. Проблема, которую поставили перед консультантом была реальная, а не выдуманная. 2.Сама мать была глубоко заинтересована в решении данной проблемы, и внутренне была готова решить эту проблему. 3.Имеется определенный опыт в решении подобных проблем, консультант был профессионально готов разрешить данную проблему. 4.Было достаточное количество времени, чтобы разрешить данную проблему. 5. Все условия поставленные консультантом были выполнены в точности, все рекомендации соблюдены. 6. Все члены семьи были знакомы с поставленной задачей и способствовали ее выполнению в соответствии с рекомендациями. 7. В процессе психологического консультирования была достигнуто полное взаимопонимание и взаимопроникновение (эмпатия). Не всегда психологическое консультирование дает свой положительный результат. Порой необходимо приложить много времени и сил для того, чтобы была выделена основная психологическая проблема без решения которой все предыдущие усилия не дадут успеха. Это кропотливая, целенаправленная работа, требующая от консультанта затраты собственной душевной энергии. Данный вид психологической практике можно сравнить с искусством перевоплощения, когда консультанту необходимо понять клиента в его собственном образе, но, в тоже время, дать психологическую оценку его действиям. Умелое направление разговора с клиентом, чувство психологического комфорта и безопасности, эмпатия - вот необходимые цели в сторону достижения которых должен направить свои усилия консультант. Список литературы Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. Пер с англ./Прод ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского, - М., 1995 г. К.М.Гуревич, В.И.Лубовская. Психодиагностика, ее проблемы и методы. 1994 г. Искусство психологического консультирования. М. "Независимая фирма Класс" 1994 г. Рабочая книга практического психолога. Технология эффективной профессиональной деятельности. 1996 г. "Красная площадь". Вопросы общей и дифференциальной психологии. 1997.г. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. М. Ролло Искусство психологического консультирования. 1999 г. Н.Ф. Талызина. Психодиагностика теория и практика. Сборник статей 1999 г. Толстых Н.Н. Социальная ситуация развития и проблема возраста//Формирование личности в онтогенезе. - М., 1991. 1 27 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|