Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Инвестиционный менеджмент предприятий (на примере компании "Росстрой")
 Совершенствование методов управления персоналом ЗАО "Промконтакт"
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Подскажем где и как открыть категорию...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...
 Рассуждения о проблеме влияния окружающего шума на...
 Рассуждения по тексту Владимира Харченко о роли науки в...
 Проблема отношений человека с природой в сочинении с...
 Рассуждение по теме ограниченности...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Психология и психоанализ

курсовая работа

Социальные и психологические предпосылки формирования девиантного поведения у подростков



ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Трудновоспитуемость и девиантное
(делинквентное) поведение 5
1.1. Выявление причин отклоняющегося поведения
у детей 7
1.2. Психокоррекционная работа с трудными детьми 9
2. Социальные и психологические предпосылки
формирования девиантного (делинквентного) поведения
у подростков 12
2.1 Социальные предпосылки отклоняющегося
поведения 12
2.2 Психологические предпосылки отклоняющегося
поведения 18
3. Постановка цели диагностики 22
3.1. Построение диагностики 23
3.2. Используемые методы, особенности их применения
в диагностике 24
3.3. Результаты исследования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 34
ВВЕДЕНИЕ
Психологу часто приходиться иметь дело с детьми, которые значительно отличаются (со знаком минус) от других детей. Просьба к психологу "как-то воздействовать" на того или иного "трудного" ребёнка - одна из наиболее частых со стороны родителей или учителей. При этом в категорию "трудных" попадают самые разные дети: неуспевающие, недисциплинированные, дети с разного рода нервными и психическими расстройствами, подростки, состоящие на учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних, наконец, просто дети из так называемых неблагополучных семей.
Вторую группу "трудных" детей составляют дети, которых иногда называют трудновоспитуемыми, иногда социально-дезадаптированными, или педагогически запущенными, иногда дети с отклоняющимся, или преступным поведением. Во всех этих случаях речь идёт о таких детях, поведение которых значительно выходит за границы социальной нормы и активно сопротивляются воспитательным воздействиям со стороны учителей и родителей. Такие дети, как правило, составляют "группу риска" с точки зрения возможности совершения ими правонарушений.
Обычно в школе имеются сведения о трудновоспитуемых детях, в первую очередь о тех, которые состоят на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних, и часто администрация школы ждёт от психолога решения проблемы этих детей как первоочерёдной. В настоящее время большинство таких запросов касается детей, которых подозревают в токсикомании, наркомании и алкоголизме, ведущих раннюю половую жизнь, участвующих в неформальных объединениях анти- и асоциального характера. Много запросов и относительно детей, замеченных в воровстве, хулиганских действиях.
Прежде всего, задача психолога состоит в том, чтобы в каждом конкретном случае выявить причины отклоняющегося поведения. В ходе решения этой проблемы необходимо в первую очередь выделить те случаи анти- и асоциального поведения, которые имеют патопсихологическую природу. Исследования показывают, что многие виды психических заболеваний проявляются в школьных возрастах именно в хулиганстве, различных девиантных формах поведения. Такие случаи, которые внешне проявляются как трудновоспитуемость, по существу относятся к области медицины.
1. Трудновоспитуемость и девиантное поведение
При неблагоприятных условиях в семье и отсутствии контроля со стороны школы, когда ребёнок сам определяет, что ему делать и чем заниматься, у него могут выработаться отрицательные черты поведения, от которых в дальнейшем трудно освободиться. Чтобы он включился в здоровую и организованную среду, необходимы, будут специальные меры. Даже в этих случаях ребёнок нередко стремиться вновь, вернуться к прежнему образу жизни: стремление быть независимым, безнадзорным превратиться в потребность. Ребёнок сам находит группу "друзей", нередко отличающихся аморальным поведением. Роль педагога берёт в свои руки вожак группы, авторитет родителей заменяется авторитетом физически наиболее крепких ребят.
Такое окружение по-своему воспитывает нового участника группы: путём материальных подачек, подкупом, запугиванием или даже физическим наказанием. Влияние групп всё больше сказывается на характере и поведении нового участника группы.
Слабый контроль родителей и школы способствует усилению отрицательного влияния "улицы", что приводит к дезорганизации, неустойчивости характера, сопротивлению всякому организованному влиянию. У безнадзорных детей, ставших трудновоспитуемыми, проявления даже имеющихся положительных качеств приобретает отрицательный характер.
Так правдивость превращается в грубую прямоту и упрямство, бестактность. Чтобы исправить создавшееся положение педагогу следует на основе изучения причин возникновения трудновоспитуемости провести беседы с родителями, дать им конкретный совет по воспитанию ребёнка.
Одним из проявлений трудновоспитуемого ребёнка является девиантное поведение. Под девиантным поведением подразумевается цепь проступков, лёгких правонарушений, отличающихся от криминала, то есть ненаказуемых уголовным кодексом.
Девиантность обычно начинается со школьных прогулов. За этим следует приобщение к асоциальной группе сверстников, мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание карманных денег, угон велосипедов, мотоциклов, которые потом бросают где попало, с целью покататься. Реже встречаются мошенничество, лёгкие противозаконные спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться "домашние кражи" небольших сумм денег.
Детская девиантность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины, - прежде всего недостатки воспитания. Девиантность не всегда связана с аномалиями характера, однако, при акцентуациях характера имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения. Склонность к девиантности связана как со степенью аномалиями характера (психопатии, акцентуации) так и в ещё большей степени с её типом. Сензитивному и психоастеническому типам девиантность совсем не свойственна. Циклоиды способны на эпизодические девиантные поступки. Девиантность шизоидов проявляется, когда отклонения характера от нормы достигает степени психопатии. У неустойчивых два возрастных пика девиантности: 4-5 классы и 8 класс. Девиантность неустойчивых в 90% сочетается с ранней алкоголизацией. У гипертимных начало девиантности в 50% падает на подростковый возраст 10-12 лет. Девиантность истероидных начинается в 10-15 лет - выявляется особая склонность к мелкому воровству, мошенничеству, вызывающей манере вести себя в общественных местах. Возрастная особенность начала девиантности у эпилептоидов сходна с таковой у неустойчивых, обычно драки и жестокие избиения не уступают воровству. Начало девиантного поведения у шизоидов в 60% относится к старшему подростковому возрасту к 15-16 годам. У них часто приходится сталкиваться с сексуальными девиациями. Мотивы одних и тех же делинквентных поступков могут быть самыми различными при разных типах акцентуации. Кражи неустойчивых детей - путь раздобыть средства для развлечения. Кражи гипертимных детей предназначаются показать сверстникам смелость.
1.1. Выявление причин отклоняющегося поведения у детей
Традиционно причины трудновоспитуемости и противоправного поведения ищут, выясняя особенности семейного окружения, работы школы, влияние "улицы", неформальных сообществ. Не отрицая важности анализа этих факторов, для психолога первоочерёдное значение должна иметь соответственно психодиагностика. Необходимо выяснить и субъективное отношение ребёнка к себе, своему поведению, окружению.
Одним из главных факторов семейного воспитания, обуславливающих трудновоспитуемость детей, является низкий уровень культуры родителей. Попытка классифицировать семьи трудных детей с точки зрения негативного влияния родителей на поведение собственных детей позволяет выделить три группы неблагополучных семей.
Семьи с остроконфликтными взаимоотношениями и низкой социально значимой направленностью как в сфере труда, так и в сфере организации досуга.
Для этой группы типичны благопристойность внутренних отношений и довольно высокая испортить репутацию. Дети испытывают в этих семьях острый дефицит любви, ласки и внимания.
Характеризуется низкой общественной ориентацией супругов при положительных отношениях между собой. Родители безразличны к социальным сферам жизнедеятельности ребёнка, прежде всего к тому, как он проводит своё свободное время. Нередко в таких семьях растут дети, мораль и поведение которых пронизаны меркантилизмом, "деловыми" (не по возрасту) интересами.
Типичной педагогической ошибкой является другая крайность - авторитарный подход родителей к воспитанию детей, когда поведение ребёнка, подростка становиться в полную зависимость от воли и требований взрослых. Потеря самостоятельности, инициативы, свободы действий оскорбляет личность. Детей в таких семьях сдавливает кольцо правил, запретов, угроз. Ребёнок не может остаться самим собой ни на минуту. Его на каждом шагу преследует недоверия взрослых. Жизнь в представлении таких детей зачастую теряет всякий смысл, что может привести к драматической развязке. Результат изучения "трудных" подростков показывает, что они часто страдают нервно-психическими расстройствами.
Состояния, в которых главная проблема заключается в появлении социально не одобряемых форм поведения называются нарушениями поведения или социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы, они всегда характеризуются плохими отношениями с детьми, которые проявляются в драках ссорах или агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью. Они так же могут включать антиобщественные поступки, такие как воровство, прогулы школы и поджоги.
Первое, что бросается в глаза - это тот факт, что синдром социальной дезадаптации гораздо чаще встречается среди мальчиков. Отдельные антиобщественные поступки слишком часто совершаются детьми и поэтому не имеют большого значения. Даже среди совершеннолетних, которые были осуждены за антиобщественные поступки, около половины никогда более не привлекались к судебной ответственности. Большинство из этих ребят в принципе нормальны и не имеют расстройств поведения в том смысле, в каком мы будем использовать этот термин. И всё-таки прогноз в случаях диагностированных нарушений поведения плохой, особенно в тех случаях, когда они возникают в раннем детстве.
Известна роль многочисленных факторов в происхождении антиобщественного поведения. Среди них:
импульсивность
непослушание
агрессивность
самоуверенность
недостаток внимания к чувствам окружающих.
Дети с нарушениями поведения в основном происходят из семей, имеющих по крайней мере четырёх или пяти детей. Причины того, почему в таких случаях дети особенно подвержены риску, пока недостаточно ясны. Это риск, видимо, обусловлен усложнением проблем воспитания сразу нескольких детей и в какой-то степени большей вероятностью разногласия в большой семье. К этому можно добавить, что, как показано в целом ряде исследований, большие семьи чаще всего живут в плохих условиях, в тесных домах и сталкиваются с финансовыми трудностями. Очень часто у таких детей нет отцов, поэтому у мальчиков отсутствует адекватный образец мужского поведения для идентификации, им не хватает обеспечиваемого отцом опыта мужских форм взаимоотношения.
В семьях со слабой дисциплиной у детей не образуется последовательной системы ценностной ориентации. В результате эти дети довольно рано начинают проявлять склонность к антиобщественному поведению, причём типы этого поведения разнообразны и не всегда сводятся только к деструктивным или агрессивным формам активности. Стремление к уклонению под любым предлогом от совершения неприятных дел или различные формы воровства составляют основную часть антиобщественных поступков.
1.2. Психокоррекционная работа с трудными детьми
В литературе описаны общие принципы и некоторые конкретные методы психокоррекционной, психотерапевтической работы с трудными детьми и подростками. В качестве примера можно привести программу психокоррекционной и воспитательной работы, предлагаемую немецким исследователем Клюге для школьников характеризуемых как трудновоспитуемые (таблица 1)
Достоинство этой программы состоит в том, что в ней выделены основные структурные компоненты тренинга, рассчитанного на достаточно длительный период времени и включающего как собственно психологическую, так и педагогическую коррекцию. Эта программа ориентированна на наиболее "сложных" учащихся массовой школы, находящихся по характеристике своего поведения в "группе риска". Выделенные компоненты, с одной стороны, являются достаточно общими, а с другой - не выступают, как жёстко заданные и могут быть видоизменены и конкретизированы в зависимости от возраста детей и условий реализации программы.
Профессиональная работа психолога с трудновоспитуемыми детьми не должна и не может подменить собой собственно педагогическую работу с ними. И не только по тому, что психолог в принципе не лучший воспитатель, чем учитель. А потому, что в подходе к трудному ребёнку или подростку каждый из них действует своими средствами и реализует свою задачу: педагог задаёт систему общественных ценностей, нравственных идеалов, определяет направление, содержательные "перспективные линии" личного развития; психолог обеспечивает формирование и оптимальное функционирование соответствующих психологических механизмов. Смешение этих задач, подмена одна другой оказываются малоэффективными для воспитания "трудных" детей и создаёт условия для возникновения чувства профессиональной неполноценности, как у педагога, так и у психолога для профессиональных конфликтов между ними.
Таблица 1.
Коррекционная программа для трудновоспитуемых школьников Исходный уровень Не готов к учебному процессу, нет готовности к сотрудничеству в рамках совместной программы, демонстрация диссоциального поведения в педагогических ситуациях: никакого согласия на предложения педагога, обход учебных заданий, отказ от всякого контакта с педагогами, игнорирование необходимости помогать окружающим. Требуемое: специ-альные педагогичес-кие ожидания Привить готовность к учёбе в отдельных групповых мероприятиях: привить социальную способность к групповой активности в школьно-педагогических ситуациях. Просветительная программа Содержание Фаза подготовки учёбы: снижение требований к ребёнку, пока они будут соответствовать его актуальному уровню; наблюдение за развитием проектов, содействие или подготовка средств работы. Смена педагогической установки с "ориентированной на преподавание" на "ориентированную на учащегося", содействие индивидуальной работе, развитию интересов. Разрешение ребёнку посещать уроки только 2 часа в день, выполнить задание в размере только 1 задачи в день. Принцип Постепенность, педагогический ритм, внимание к ручной работе, ориентации на самодеятельность учащегося. Форма Индивидуальная работа с учащимся Средства Словесная информация, рабочая карта, игры, книги. Стиль Обращение на учащегося. Воспитательная программа Содержание Подготовительная групповая фаза: создание товарищеских контактов, сообщения учащихся о собственном опыте и знаниях, ограничения вульгарного стиля разговора, специальные формы поощрения каждого, организация свободного времени в классе, организация помощи каждому члену группы в любое время. Специальная форма Отдельные педагогические мероприятия, поиск собственного помещения для групповых занятий, проведение досуга и т.п. Способ Узнавать, упражняться, повторять положительные элементы поведения. Стиль Преимущественно по-товарищески
В работе психолога с детьми, входящими в "группу риска", большое значение имеет профилактика возможных правонарушений. Поэтому важно уделить внимание тем особенностям поведения, которые могут предшествовать правонарушениям.
Правонарушению, как правило, предшествуют прогулы. Ранее их выявление и правильная работа по их ликвидации могут явиться одним из наиболее ценных методов профилактики.
Социальные и психологические предпосылки формирования девиантного поведения у подростков
2.1. Социальные предпосылки отклоняющегося поведения
Социальные предпосылки формирования девиантного поведения у подростков можно разделить на три группы:
семейные отношения
личность родителей
ошибки в воспитании
Рассмотрим семейные отношения, как причину возникновения девиантного поведения у подростков.
Многие из отрицательных черт характера и девиантное поведения детей формируются в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании.
Понять причину различных семейных аномалий помогает взгляд на отклоняющееся поведение у детей как на отражение проблем семьи в трех поколениях: прародителей, родителей и детей. В этих поколениях происходит уменьшение выраженности характерологических изменений, в наибольшей мере представленных в прародительской семье, и увеличение невротических, эмоциональных в своей основе и психогенных по происхождению изменений личности. Центром перекреста характерологических и невротических отклонений в семье будут родители, дети которых больны неврозами. Изменения личности родителей, а то и невроз у матерей часто предшествуют развитию невроза у детей, а как следствие и отклоняющееся поведение, способствуя возникновению конфликтных отношений в семье и проблем в воспитании
Матери чаще, чем отцы, оценивают супружеские отношения и отношения с детьми как конфликтные. Это связано не столько с большей критичностью матерей, сколько с гиперсоциализированными чертами их характера, когда они излишне "правильно", нетерпимо и бескомпромиссно, а по существу, формально и негибко относятся к многим проблемам семейной жизни, требующим более эмоционально-щадящего и терпеливого подхода.
Нервно-психическая перегрузка, связанная с работой, конфликтные отношения в семье являются источником невротизации прежде всего матерей. В свою очередь, невротическое состояние матери еще в большей степени осложняет семейные отношения и во всех случаях увеличивает проблемы в отношениях с детьми. Девиантное поведение подростков является, как правило, последствием заболевания различного рода неврозами еще в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Если подсчитать суммарное количество разнообразных конфликтов в семьях, где дети страдают неврозами, то их окажется значительно больше, чем в семьях со здоровыми детьми. Именно поэтому для детей с девиантным поведением семья является скорее источником беспокойства и тревоги, чем источником безопасности. Помимо повышенной возбудимости и беспокойства, во внутрисемейных отношениях обращает внимание эмоционально-депримированный фон психологического климата в семье. В ней нет столь необходимых для эмоционально чувствительных детей жизнерадостности и оптимизма, легкости и конструктивности в решении возникающих семейных вопросов. Вместо этого преобладают застревание на этих проблемах, постоянная озабоченность, пониженный фон настроения, пессимизм и тревожно-мнительный, нередко пораженческий настрой. Типичны и недостаточная откровенность и непосредственность в выражении взаимных чувств (как заметила одна мать, сын которой страдал неврозом страха: "У нас атмосфера в семье достаточно строгая, нет поцелуев, свободного выражения чувств, откровенности").
Характерным является и скука, инертность, отсутствие ярких побуждающих впечатлений, сжатость и заблокированность чувств. Неудивительно, что в этих семьях нет детского шума, веселья, смеха. Внешние связи такой семьи ограниченны, и сама она представляет изолированную от внешнего мира группу, что сказывается и на детях, изолированных от общения со сверстниками.
Последнее, на чем мы остановимся,- это неполная семья. Она чаще представлена матерью и сыном, нежели матерью и дочерью. Несмотря на то что отца уже нет в семье, конфликт еще с большей силой разгорается между матерью и сыном. В неполных семьях он наблюдается в 2,5 раза чаще, чем в полных, что является дополнительным фактором большей невротизации мальчиков по сравнению с девочками, матери которых, наоборот, в 2,5 раза реже конфликтуют с ними в случае развода. При конфликте с детьми мать из неполной семьи значительно чаще, чем из полной, определяет их как упрямых. Другими словами, она проявляет категоричность и нетерпимость к общим с отцом чертам темперамента и характера сыновей.
Рассмотренные особенности взаимоотношений в семьях, где дети страдают неврозами и отклоняющимся поведением могут быть сгруппированы следующим образом:
построение отношений в браке по типу невротического взаимодополнения при контрасте черт характера супругов; личностные изменения у родителей, а также невроз у одного из них; инверсия супружеских и родительских ролей; несостоятельность одного из родителей в супружеской роли или в воспитании детей; образование эмоционально обособленных диад, конфликтное противостояние по крайней мере одного члена семьи и использование одного из них в качестве "козла отпущения"; повышенная возбудимость и непродуктивные стрессы в процессе внутрисемейного общения; тревожно-депримированная эмоциональная атмосфера в семье и ее относительная изоляция от внешних связей.
Большое влияние на формирование девиантного поведения у подростков оказывает личность родителей.
Чтобы лучше понять, предпосылки формирования девиантного поведения подростков и происхождение семейных конфликтов нужно выделить неблагоприятные черты личности родителей, прежде всего матерей, обладающих более выраженными личностными и невротическими изменениями по сравнению с отцами: сензитивность- повышенная эмоциональная чувствительность, склонность "все близко принимать к сердцу", легко расстраиваться и волноваться; аффективность - эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, главным образом в сторону его снижения; тревожность - склонность к беспокойству; недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний или противоречивость личности в целом, обусловленная трудносовместимым сочетанием трех предшествующих и трех последующих характеристик; доминантность, или стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими; эгоцентричность - фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений; гиперсоциальность - повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность компромиссов.
У отцов аффективная неустойчивость заменяется психомоторной нестабильностью и импульсивностью (дети, как правило, страдают заиканием и тиками). Тревожность заменяется мнительностью, что создает тревожно-мнительную констелляцию черт характера обоих родителей. Доминантность матерей оборачивается в чем-то контрастной ей зависимостью отцов особенно в отношении женского, идущего от матери влияния или настороженностью, недоверчивостью в контактах. Наконец, гиперсоциализация будет оттенена настойчивостью и упорством, граничащими с упрямством, мелочной пунктуальностью и педантизмом.
Несмотря на отдельные различия, у матерей и отцов есть и общие черты: недостаточная уверенность в себе, или - шире - неадекватный уровень самооценки; проблемы личностного самоопределения, в том числе чувство внутренней неудовлетворенности; неустойчивость, противоречивость личности; импрессивный характер переработки чувств и переживаний; недостаточная пластичность, образность мышления, некоторая негибкость, способствующие развитию гиперсоциализированных черт характера; эгоцентризм.
Первые три характеристики отражают невротическую линию в формировании личности родителей, а остальные представляют более или менее устойчивые черты характера, проявляющиеся в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств. Вместе они позволяют лучше понять столь свойственные родителям, дети которых имеют отклонюящееся поведение, проблемы в области межличностных отношений в семье.
Средний возраст матери у подростка с девиантным поведением составляет 34 года, а отца 37 лет. В этом возрасте возникает наибольшая внутренняя напряженность, обусловленная проблемами самоопределения и взаимоотношений в браке, своего рода личностным кризисом, когда нужно взглянуть на себя со стороны, осознать недостатки своего характера, перестроить отношения и стать более зрелой и созидающей личностью. Подобный кризис личностного развития как определенный этап развития самосознания и обусловленный им кризис супружеских и родительских отношений не преодолевается конструктивным образом, а сопровождается компенсаторным нарастанием внутренней напряженности, которая, чем меньше проявляется внешне, тем более сказывается на отношениях с детьми увеличением крайностей воспитания и использованием их в качестве источника отреагирования нервного напряжения, а также вымещения родителями своих взаимных обид и недовольства. Таким образом, родители "преодолевают" свой личностный кризис по существу ценой развития невроза у детей, который можно расценить как клиническое отражение неадекватных способов разрешения родителями своих личностных проблем.
Следующей из социальных предпосылок формирующих девиантное поведение подростков являются ошибки в воспитании.
Основными параметрами неправильного воспитания будут:
Непонимание своеобразия личностного развития детей. Например, родители считают их упрямыми, в то время как речь идет о сохранении элементарного чувства собственного достоинства, или родители думают, что ребенок не хочет, а он не может и т. д.
Непринятие детей. Под этим подразумевается, с одной стороны, нежелание иметь ребенка вообще или преждевременность его появления, когда его еще "не ждали", а также несоответствие его пола ожидаемому родителями. С другой стороны, это непринятие индивидуальности детей, их своеобразия, особенностей характера. Непринятие - одна из причин возникновения невроза страха у детей, чей жизненный тонус первично понижен вследствие предшествующего стресса матери в связи с нежеланной беременностью. Непринятие в большей степени отражается на состоянии детей в первые годы жизни, именно тогда, когда требуется максимум эмоционально-теплого отношения к ним матери.
Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей. Это ведущий патогенный фактор, вызывающий нервно-психическое перенапряжение у детей и подростков.
Негибкость родителей в отношениях с детьми выражается: а) недостаточным учетом ситуации, момента; б) несвоевременным откликом; в) фиксацией проблем, застреванием на них; г) трафаретностью, заданностью, запрограммированностью требований; д) отсутствием альтернатив в решениях; е) предвзятостью суждений; ж) навязыванием мнений.
Негибкость обусловлена как характерологическими особенностями, так и невротическим состоянием родителей. Из характерологических проявлений обращают внимание недостаточный уровень развития воображения; излишняя принципиальность и наличие других гиперсоциализированных черт характера; доминантность и авторитарно-паранойяльный настрой. Невротическое состояние родителей препятствует гибкому контакту по причине увеличения внутри-личностной напряженности, эгоцентризма и реактивно-защитного отношения к детям.
Неравномерность отношения родителей в различные годы жизни детей. Недостаток заботы сменяется ее избытком или, наоборот, избыток - недостатком в результате меняющегося характера восприятия детей, рождения второго ребенка и противоречивости личностного развития самих родителей.
Непоследовательность в обращении с детьми - существенный фактор невротизации, создающий эффект "сшибки" нервных процессов в результате меняющихся и противоречивых требований родителей. Выражением непоследовательности будут бесконечные обещания или угрозы, недоведение начатого дела до конца, непредсказуемая перемена расположения, несоответствие между требованиями и контролем, переходы из одной крайности в другую, что приводит вначале к неустойчивости нервных процессов ребенка, затем к их возбуждению и утомлению.
2.2. Психологические предпосылки отклоняющегося поведения
Выделим то общее, что присуще детям с девиантным поведением в плане становления их характера как сочетания врожденных (конституциональных) и средовых влияний. Рассматриваемые черты характера сами по себе не приводят к неврозу и отклонениям в поведении, но способствуют им, в той или иной мере определяя характер переживания детей и подростков, их внутренний конфликт в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка.
Впечатлительность, как особая разновидность долговременной эмоциональной памяти. Она способствует запоминанию неприятных событий, их фиксации. Подросток долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое и не может так легко, как другие, отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего.
Импрессивность - склонность к внутренней переработке чувств и переживаний. Родители говорят о таких детях: "Все держит в себе"; "Не склонен делиться переживаниями с окружающими"; "Выражает радость не бурно, а светится изнутри". В более широком плане импрессивность может быть одним из проявлений несколько более медленного, чем обычно, раскрытия потенциала психического развития, когда нужно подождать, чтобы ребенок созрел, сформировался, стал таким, как все. Импрессивность встречается не только при флегматическом или сангвиническом, но и холерическом темпераменте. Во всех случаях ребенок склонен к некоторой задержке (отсрочке) эмоциональных реакций, особенно переживаний, как бы накапливая их и потом неожиданно выявляя для окружающих.
Внутренняя неустойчивость. Предпосылками внутренней неустойчивости, или противоречивости, могут быть: а) со стороны нервной системы факторы нервной конституции, дизонтогенеза, невропатии и органической церебральной недостаточности; б) трудносовместимое сочетание у подростков полярных - холерических и флегматических - черт темперамента родителей; в) наличие эмоциональности, непосредственности в выражении чувств и импрессивного характера переработки переживаний; г) беспокойство, неуверенность в себе при общей активности и выраженности чувства "я"; д) противоречия между эмоционально-чувственными и рационально-этическими (в виде развитого чувства долга, обязанности) компонентами психики. К примеру, подросток хочет вести себя по-своему, но сдерживается, испытывая одновременно чувство вины и беспокойства; е) подчеркнутое чувство "я", собственного достоинства и беззащитность в общении со сверстниками; ж) существование трудносовместимых противоположно направленных чувств и переживаний, с которыми не может справиться подросток, в том числе это стремление быть собой и в то же время быть вместе со всеми.
Склонность к беспокойству, волнениям. Обусловлена: а) повышенной эмоциональной чувствительностью; б) потрясениями и испугами, заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей; в) неразрешимостью какой-либо жизненно важной ситуации для подростка;
г) блокированием его насущных потребностей, интересов и влечений; д) неспособностью утвердить себя, найти признание и понимание среди окружающих; е) отсутствием внутреннего единства, неуверенностью в своих силах и возможностях, нерешительностью; ж) заостренным чувством совестливости, вины, переживанием служившегося.
Беззащитность, или незащищенность. Проявляется главным образом в общении со сверстниками, когда подросток не может защитить себя, "дать сдачи", ответить на оскорбление. Он теряется, не находит подходящих слов, молчит или плачет, горько переживая унижение и обиду, свою неспособность дать своевременный ответ. По природе своей он добрый, жалостливый, доверчивый, наивный, бесхитростный, прямодушный. Его легко обмануть, ввести в заблуждение, навязать решение, особенно в обстановке, в которой он не чувствует себя уверенно. Всем этим умело пользуются сверстники с противоположными психопатическими чертами характера, которые безошибочно выделяют сверстников, неспособных защитить себя, куражатся над ними, постоянно пугая применением силы и используя их в качестве своеобразных заложников для отреагирования своих агрессивных чувств. К тому же дети, о которых идет речь, плохо переносят боль и часто отказываются от ответных действий, поскольку они могут причинить ее другому. Речь идет не только о физической боли, но и о душевной боли, пережить которую данный ребенок часто не в состоянии, испытывая острое чувство вины, сожаления и стыда, т. е. проявляя нравственно-этический комплекс переживаний. Будучи неспособным защитить себя, он, однако, может вступиться за другого, не бросить друга в беде. Все эти проявления подчеркивают человеческую, гуманистическую направленность развития характера подростков, впоследствии заболевающих неврозами и имеющим отклонения в поведении. И поэтому они так чувствительны ко всякого рода конфликтам, угрозам применения физической силы, грубости и диктату.
Выраженность чувства "я" заключается прежде всего в раннем отличии себя от окружающих, подчеркнутом чувстве собственного достоинства, выраженной потребности самоутверждения. Эти дети всегда имеют свою точку зрения, стремятся к самостоятельности, активны и упорны в достижении поставленной цели, предпочитают играть ведущие роли, что не всегда получается. Их крайне трудно заставить попросить прощения; внутренне гордые, они не приемлют несправедливость, фальшь, сиюминутную выгоду, предпочитают оставаться самими собой, насколько это возможно.
Для таких детей характерны обязательность, исполнительность, развитое чувство долга, вины, стыда. Даже представление о том, что над ними будут смеяться и им будет стыдно, способно вывести из равновесия и послужить поводом для отказа посещать школу. Не переносят они и повышенного, приказного и тем более раздраженного тона, оскорблений и физических наказаний. В ответ на это обижаются или "уходят в себя". Свойственна и подчеркнутая чувствительность к похвале, оценкам и мнению других людей, т.е. к тому, как к ним относятся. Крайне тяжело переживают отрицательное, предвзятое, необоснованное отношение к себе, наговоры сверстников, их слухи, сплетни, бойкота или изоляцию. Пытаясь доказать свою правоту и встречая еще большее непонимание, такие дети впадают в состояние аффекта, проявляемое отчаянием, капризами, страхами, подавленностью и неуверенностью в себе, а затем отказом от контактов, чувством обособленности, непонятости и одиночества. Тогда постепенно вместо доверчивости, непосредственности и отзывчивости развиваются несвойственные этим детям недоверчивость, настороженность и эгоцентризм, являющиеся уже реактивно-защитными психическими образованиями.
Перечисленные психологические факторы, предшествующие возникновению девиантного поведения и невроза, расположены в порядке постепенного уменьшения влияния конституционального (наследственного) фактора и увеличения влияния фактора среды. Последний относительно более значим в формировании склонности к беспокойству, беззащитности и выраженности "я", в то время как в эмоциональности, впечатлительности и импрессивности большее значение имеет конституция. Внутренняя неустойчивость обусловлена влиянием обоих факторов.
В заключение главы отметим то, чего не хватает детям для их полноценного психического развития: своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди сверстников; непосредственности в выражении чувств (когда дети становятся скованными, напряженными, чрезмерно серьезными, воспринимают все слишком буквально, теряют способность понимать шутку и юмор); жизненного тонуса, бодрости, душевного подъема, воодушевления; уверенности в себе и решительности в действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне; гибкости и непринужденности в отношениях, умения принимать и играть роли.
3. Постановка цели диагностики
Целью исследования является диагностика причин нарушения развития и поведения у детей и подростков и планирование коррекции этих нарушений. Исследовались учащиеся 10-14 лет 5-7 класса общеобразовательной школы. Исследование проводилось по просьбе администрации. Отбор подростков производился по спискам "трудных" детей.
В исследовании мы опирались на положение о том, что нарушения у подростков возникают под влиянием:
Особенности возраста.
Ошибок семейного воспитания.
Ошибок учебно-воспитательного процесса.
Анализ проводится по разделам (выискиваются конфликты). При проведении методики подростку даётся бланк и предлагается закончить предложения. (Приложение 1)
Работа с методикой неоконченных предложений наталкивается на следующую трудность: ПОДРОСТКИ часто отказываются заканчивать некоторые предложения, считая их нецелесообразными, не относящимися к ним. Вероятно, необходимо доработать наш вариант этой методики, сделав предложения более понятными и немногочисленными.
Подростковый психодиагностический опросник (ПДО). ПДО используется с целю выявить:
наличие акцентуаций характера
наличие конфликтов в некоторых отношениях (согласно шкалам)
степень алкоголизации
склонность к девиантности
степень эмансипации
степень конформности
При использовании ПДО возникают трудности процедурного характера, в частности: ПДО является слишком громоздким и испытуемые, со слабой тенденцией к самопознанию и самоанализу, как правило, испытывая трудности с ответами, не выдерживают, и отказываются от опроса. Мы попробовали проводить тестирование в несколько приёмов, однако это не очень существенно улучшает работу. (Приложение 2).
3.1. Построение диагностики
Первый этап. Сбор информации в нашем исследовании начинался со знакомства со школьным журналом. Что позволяет провести объективное знакомство с успеваемостью, наличием прогулов уроков, возрастом детей, занятиями в секциях и кружках, наличием общественных поручений.
Второй этап. На этом этапе сбор информации производится путем проведения беседы с классным руководителем и некоторыми учителями. По мере знакомства с подростками проводилась беседа с любимыми и нелюбимыми учителями этих подростков.
Третий этап. На этом этапе проводится социометрическое измерение, что дает представление о положении подростка в коллективе класса.
Четвертки этап. На этом этапе проводится беседа с самим подростком и параллельно наблюдение за ним.
Пятый этап. На этом этапе проводится тестирование по Методике неоконченных предложений.
Шестой этап. На этом этапе проводится тестирование по ПДО (иногда в два приема).
Седьмой этап. На этом этапе выявляется проблемы и отклонения в различных сферах отношений (на основе проведённого сбора информации).
Восьмой этап. На этом этапе проводится первичный анализ причин этих отклонений.
Девятый этап. На этом этапе на основе первичного анализа планируется коррекция отклонений в развитии и поведении.
Десятый этап. На этом этапе исследователь выделяет проблемы и отклонения, причины, которых остались нераскрытыми или являются раскрытыми частично. Намечает дальнейшие пути их диагностики и коррекции.
3.2. Используемые методы, особенности их применения в
диагностике
Наблюдение. Этот метод применялся как дополнительный, наблюдение за учениками проводилось во время уроков, бесед, тестирования, а также при посещении семей.
Беседа. Проводились беседы с классным руководителем, некоторыми учителями и самим ребёнком. Беседа с подростками строилась на выявлении отношений с детьми, сверстниками и товарищами более старшего возраста. Отношения к классу и школе, отношения к учителям, к семье, к будущему, к себе. Кроме того, выявлялось наличие страха и опасений.
Психодиагностические методики.
Социометрия. Социометрическая процедура проводилась для измерения статуса подростка в классе, показывающего его популярность среди одноклассников, выявлялась, удовлетворенность подростка общением.
Методика незаконченных предложений. Она позволила выявить отношения подростка к различным сторонам его жизни:
отношение к матери: 10, 21, 29, 39
отношение к отцу: 1, 12, 23, 30
отношение к семье: 8, 20, 38
отношение к девушкам: 19
отношение к товарищам и знакомым: 16, 18, 28, 36
отношение к старшим и учителям: 16, 4l
отношение к подчиненным: 32
отношение к одноклассникам: 9
страхи и опасения: 5, 17, 27, 32
сознание вины: 11, 22, 40
отношение к себе: 2, 13, 24, 31
отношение к прошлому: 7, 37
отношение к будущему: 4, 15, 26, 34
цели: 3, 14, 25, 33
3.3. Результаты исследования
Результаты диагностики представлены в соответствии с планом исследования отдельно по каждому ученику.
Саша А. 1-ый этап. 15 лет. Успеваемость неудовлетворительная (2), поведение неудовлетворительное, значительные прогулы уроков, обучается в 7 классе.
2-ой этап. Из беседы с классным руководителем и нелюбимой учительницей выявлены следующие особенности и проблемы развития:
слабое умственное развитие;
нежелание учиться;
пропуски уроков без причин;
лживость;
побеги из дома;
легко поддаётся под влияние других (добрый);
дружит с психически ненормальным одноклассником;
особенности семьи: родители в разводе, есть отчим, который не установил эмоциональный контакт с подростком, отец занимается воспитанием.
3-ий этап. Социометрический статус - "отверженный". Есть взаимный выбор, так как есть друг.
4-ый этап. При проведении беседы с подростком выявлены следующие моменты:
неудовлетворенность отношениями с одноклассниками;
неудовлетворённость отношениями с учителями;
выделяет у себя такие личностные особенности, как, интерес к своему здоровью, к самопознанию, к чтению, любовь к животным.
5-ый. этап. При тестировании по методике неоконченных предложений выявлена способность к самопознанию. При анализе выявлены следующие дополнительные особенности и проблемы:
хорошее отношение к матери, но "не всегда";
хорошее отношение к отцу, с которым связанны надежды на будущее, на расположение которого подросток надеется;
тяга к семье (однако, он чувствует себя в ней чужим, тяготится этим);
считает, что учителя его понимают;
выявлены страхи, в том числе собак, стремление "спрятаться" от них;
присутствуют мотивы вины за пропуски уроков;
стремление к дружному коллективу.
6-ой этап. С интересом относится к процессу тестирования по ПДО. Получены следующие результаты:
Шкала 10. Отношение к родителям носит психостенические черты - любовь.
Шкала 11. Выявляет наличие отсутствия друга по душе.
Шкала 12. Отмечено умение сходиться с людьми в любой обстановке.
Шкала 14. Выявлено спокойное отношение к одиночеству ("не трагедия").
Шкала 15. Выявлена тревожность по отношению к своему здоровью.
Шкала 17. В отношении к неудачам проявляет эпилептоидные черты.
Шкала 18. Выявлена любовь к приключениям и риску.
Шкала 20. В отношении к критике и возражениям проявляет шизоидные качества. Говорит, что все делает "по-своему".
Шкала 25. Не видит у себя больших недостатков, считает, что ничем не отличается от большинства людей.
7-ой этап. На основе собранной информации выявлены следующие отклонения развития и поведения:
слабая учеба, которая дает возможность предположить низкий уровень умственного развития, сочетается со стремление к самопознанию;
прогулы уроков приобрели патологический характер;
побеги из дома;
лживость;
нарушение отношений с одноклассниками, низкий социометрический статус;
несформированность самооценки;
конфликтные отношения в семье;
конфликтные отношения с учителями.
8-ой этап. В результате обследования по 16 шкалам ПДО акцентуация характера не выявлена. Причинами нарушения поведения можно считать нарушение семейных отношений (развод родителей, холодные отношения с отчимом, отвердение со стороны матери, физические наказания, которые являются причиной побегов из дома, лживости), нарушение отношений со сверстниками и учителями, что ведёт к нежеланию посещать школу.
9-ый этап. Можно наметить следующие направления коррекции:
Коррекция семейных отношений. Провести беседу с матерью с целью преодоления воспитания в условиях жестоких взаимоотношений и эмоционального отвердения, а также объяснить необходимость установления эмоционального контакта между подростком и отчимом. Провести беседу с отцом в целях повышения его роли в воспитании сына.
Провести профконсультационную беседу с целью формирования правильной самооценки и осознанного отношения к будущему, а также для переориентации на реальную профессии (в настоящее время подросток мечтает стать гипнотизером).
Попытаться включить подростка в работу, в каком- либо кружке или секции.
10-ый этап. Дальнейшая диагностика должна идти, во-первых, по пути выяснения того, почему подросток слабее учится, является ли это следствием нарушения мышления или следствием педагогической запущенности. Необходимо также выявить свойства личности, которые явятся базой для установления хороших отношений с одноклассниками. Далее, необходимо изучить особенности взаимоотношений с его другом, чтобы установить влияние их на формирование обоих.
Алеша Ч. 1-ый этап 14,5 лет. Успеваемость неудовлетворительная. Поведение неудовлетворительное. Есть пропуски уроков. Имеет общественные поручения, занимается в лыжной секции. Обучается в 7-ом классе.
2-ой этап. Из беседы с классным руководителем и любимой учительницей выявлены следующие особенности и проблемы развития:
не учится, хотя развит;
иногда пропуски уроков без причин;
плохое поведение на уроках;
лжив;
любит быть в центре внимания, эгоистичен;
может посмеяться над одноклассником, но не драчлив;
переменчив в настроении, большей частью веселый;
агрессивен при предъявлении обвинения, аффективен;
вульгарный язык, курит.
3-ий этап. Социометрический статус - "непопулярен". Есть постоянный друг и по этому удовлетворённость общением не очень низкая.
4-ый этап. При проведении беседы с подростком выявлены следующие моменты:
потерян интерес к учёбе;
отношения к учебным предметам определяется отношением к учителям;
средняя удовлетворенность отношениями с одноклассниками;
неудовлетворённость отношениями с девочками класса;
увлечение спортом;
удовлетворение семейными отношениями;
при семейных конфликтах аффективные вспышки и детская поведенческая реакция отказа;
выявлено наличие страха перед более сильными сверстниками, поиск покровителя, желание иметь старших друзей;
кoммуникативно-инфoрмaционный тип увлечения ("болтается" по улице, слушает музыку);
выделяет у себя такие личностные особенности, как хорошая память, любовь к чтению, аффективные вспышки;
пьет;
отношение к будущему выражается в надежде на хорошее;
5-ый этап. При тестировании по методике неоконченных предложений выявлены следующие дополнительные особенности и проблемы:
при анализе отношения к семье проявляется ностальгия по жизни в деревне, вероятно из-за более тесных взаимоотношений с товарищами;
выявлены страхи и опасения, выражающиеся в боязни "плохих" ребят;
выявлена аффективность в детстве;
анализируется отношение к себе, выявляется обидчивость и способность заниматься лучше.
6-ой этап. Возникла трудность при обследовании по ПДО, вероятно вследствие слабой тяги к самопознанию. В первый день после 4-ой шкалы последовал резкий отказ от работы, на другой день резкий отказ последовал после 3-ей шкалы.
Шкала 6. Выявлена психологическая склонность к алкоголизации (+6).
Шкала 8. Выявлена тревожность в форме беспокойства, что костюм не в порядке.
Шкала 11. Важен не один друг, а дружный, хороший коллектив - реакция группирования со сверстниками, выявлена потребность в уважении.
Шкала 12. В отношении к окружающим выделена особенность легко сориться, но быстро мириться.
Шкала 18. Не любит риск, а приключения только весёлые (проявляет сензитивность).
Шкала 19. Любит быть первым там, где его любят, бороться за лидерство не любит и не умеет.
Шкала 25. Самооценка достаточно адекватна: не хватает устойчивости и терпения, решительности, раздражителен, чувствителен и обидчив, страдает оттого, что его не понимают.
7-ой этап. На основе собранной информации выявлены следующие отклонения развития и поведения:
аффективная взрывчатость, раздражительность;
конфликты с педагогами;
непоседливость;
потеря интереса к учебе;
чувствительность и обидчивость;
начинающаяся алкоголизация;
информационно-коммуникативные увлечения;
претензии на лидерство;
половое созревание;
страх перед хулиганами, отсюда попадание под влияние старших.
8-ой этап. 1. Аффективная взрывчатость и раздражительность являются проявлениями особенностей подросткового возраста. Из-за этих качеств, а также из-за неумения учителями понять, что он чувствует себя взрослым, возникают конфликты с педагогами. Причины потери интереса к учебе могут быть социальными, возникающими из ошибок учебно-воспитательного процесса, вытекать из особенностей подросткового возраста. Начинающаяся алкоголизация происходит в компании старших подростков и под влиянием желания заглушить плохое настроение. Информационно-коммуникативные увлечения обусловлены реакцией группирования со сверстниками. Социальная незащищенность ведёт к попаданию под влияние старших.
9-ый этап. Можно наметить следующие направления коррекции:
Провести беседу с подростком с целью объяснить причины аффектов и помочь подростку овладеть способами преодоления взрывчатости.
Провести профконсультационную беседу с целью формирования стремления к самопознанию и осознанного отношения к будущему.
Провести беседу с педагогами, предложить им особо организовывать деятельность подростка для ликвидации пробелов в знаниях. Повышать популярность подростка в классе путем подчеркивания его положительных черт, но ни в коем случае не хвалить как маленького, так как это вызовет аффективную реакцию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной целью психологической службы является оказание помощи школе к семье в деле все сторонне тут и гармоничного развития личности ребенка. Одной из проблем психологической службы является проблема изучения личности трудновоспитуемых детей, педагогически запущенных подростков, несовершеннолетних правонарушителей, а также нахождение путей направления развития личности по восходящей линии.
В теоретической части данной работы анализируются основные причины возникновения трудновоспитуемости и педагогической запущенности подростков, не которые особенности их личности, формы нарушения поведения у подростков.
В практической части рассматриваются примеры осуществленной диагностики нарушений развития и поведения подростков. Сделана попытка разработки направлений коррекции поведения и направлений дальнейшего изучения личности подростков.
В работе рассматриваются следующие причины возникновения трудновоспитуемости и педагогической запущенности у подростков:
психологические причины;
ошибки семейного воспитания;
ошибки учебно-воспитательного процесса.
Коррекция строится по следующим направлениям:
раскрытие учителям особенностей подростков;
раскрытие перед родителями особенностей подростков, преодоление неправильного воспитания;
способствовать улучшению отношений с одноклассниками, подчёркивать и развивать положительные качества личности;
проведение профконсультацоинной беседы с целью ориентации на профессию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бочкарёва Г.Г. Изучение социально-психических факторов детских правонарушений. - в сб.: Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. Тюмень, 1985.
Вейнгольд-Рыбкина И.В. некоторые особенности личности семейных взаимоотношений у подростков-правонарушителей. В сб.: Особенности психологии личности социально-педагогически запущенных детей. Воронеж, 1982.
Войтко В.П. Психологические проблемы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних. М., 1984.
Горшкова Е.А. Влияние семейных конфликтов на отклоняющее поведение несовершеннолетних. М., 1980.
Давыдов М.Д. Некоторые причины возникновения педагогической запущенности детей и её предупреждение. Махачкала, 1979.
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка М. 1986.
Индивидуальные работы с трудновоспитуемыми учащимися: методические рекомендации. Киев, 1981.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 1978.
Печенюк Л. Вместе с подростками. Хабаровск, 1989.
Рабочая книга школьного психолога. М., 1995.
Раттер М. Помощь трудным детям. М. "Прогресс", 1987.
Трудный подросток: причины и следствия. Киев, 1985.
Приложение 1
Методика незаконченных предложений
Думаю, что мой отец редко ...
Если все против меня, то ...
Я всегда хотел ...
Будущее кажется мне ...
Знаю, что глупо, но боюсь ...
Думаю, что настоящий друг ...
Когда я был ребёнком ...
По сравнению с большинством других семей, моя семья ...
Лучше всего мне работается с ...
Моя мать и я ...
Сделал бы всё, чтобы забыть ...
Если бы мой отец только захотел ...
Думаю, что я достаточно способен, чтобы ...
Я мог бы быть очень счастливым, если бы ...
Надеюсь на ...
В школе мои учителя ...
Большинство моих товарищей не знает, что я боюсь ...
Не люблю людей, которые ...
Считаю, что большинство юношей и девушек ...
Моя семья обращается со мной, как с ...
Моя мать ...
Моей самой большой ошибкой было ...
Я хотел бы, чтобы мой отец ...
Моя наибольшая слабость заключается в том, что ...
Моим скрытным желанием в жизни ...
Наступит тот день, когда ...
Хотелось бы мне перестать боятся ...
Больше всего люблю тех людей, которые ...
Считаю, что большинство матерей ...
Думаю, что мой отец ...
Когда мне начинает не везти ...
Когда я даю другим поручение ...
Больше всего я хотел бы в жизни ...
Когда я буду старым ...
Мои опасения не раз заставляли меня ...
Когда меня нет, мои друзья ...
Моим самым живым воспоминанием детства является ...
Когда я был ребёнком, моя семья ...
Я люблю свою мать, но ...
Самое худшее, что мне случилось совершить, это ...
Люди, превосходство которых над собой я признаю ...
Приложение 2
Шкалы ПДО
Самочувствие.
Настроение.
Сон и сновидение.
Пробуждение от сна.
Аппетит и отношение к еде.
Отношение к спиртным напиткам.
Сексуальные проблемы.
Отношение к одежде.
Отношение к деньгам.
Отношение к родителям.
Отношение к друзьям.
Отношение к окружающим.
Отношение к незнакомым людям.
Отношение к одиночеству.
Отношение к будущему.
Отношение к новому.
Отношение к неудачам.
Отношение к приключениям и риску.
Отношение к лидерству.
Отношение к критике и возражениям.
Отношение к опёке и наставлениям.
Отношение к правилам и законам.
Оценка себя в детстве.
Отношение к школе.
Оценка себя в данный момент.


1 25

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Учет финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия с использованием регистров бухгалтерского учета и применением двойной записи (сквозная задача)
 Конкуренция и ее влияние на эффективность производства
Ваши отзывы
Советские ванные, отлитые из качественного чугуна, все время были знамениты своей прочностью и долговечностью. И в большом числе украинских квартир они стоят и сегодня! К сожалению даже этим прочнейшим изделиям с ходом лет свойственно разрушаться и утрачивать начальную красоту: белоснежная эмаль просто покрывается сеткой мелких трещин и необратимо темнеет. К счастью старую чугунную ванную можно быстро отреставрировать банальным жидким акрилом, подробно данный метод рассмотрен на ресурсе stroylab.com.ua/blog . Если реставрацией чугунной ванны занимаются настоящие профессионалы, то восстановленное изделие прослужит вам ещё как минимум тридцать лет.
IgorcikFep

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.