|
|
З.Фрейд. Случай Доры1. Сознание, предсознательное и бессознательное. Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, дает ему возможность понять и подвергнуть научному исследованию важные патологические процессы в душевной жизни. Психоанализ должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или нет к другим его качествам. Быть сознательным - это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. П.А. теория утверждает, что сознательным может стать только то, что когда-то уже было СЗ восприятием и что хочет стать сознательным. Латентное бессознательное является таковым только в описательном смысле, но не в динамическом, оно называется предсознательным. Различие между бессознательными и предсознательными представлениями заключается в том, что первое происходит на каком-то материале, остающемся неизвестным, в то время у последнего добавляется соединение со словесными представлениями. Термин "бессознательное" применяется только к вытесненному динамическому бессознательному. Предсознательное стоит гораздо ближе к сознательному, чем бессознательное. А так как бессознательное называют психическим, то и латентное предсознательное можно так называть. 2. Соотношение топической и динамической моделей психического аппарата по критерию осознавания содержания психики. Можно обходиться тремя основными терминами: сознательное, предсознательное и бессознательное. В топической модели психического аппарата существуют два вида бессознательного (бессознательное и предсознательное), а в динамической модели - только один (бессознательное). 3. Происхождение и природа "Оно". Границы наших знаний о нем: работа сновидения, невротические симптомы и пр. Оно - самая нижняя (глубинная) подструктура душевного аппарата, содержания которой бессознательны. Содержит в себе безудержные сексуальные и агрессивные влечения. Руководствуется принципом удовольствия, находится в конфликтных отношениях с Я и сверх-Я, которые возникают, отпочковываясь от него. Оно стремится удовлетворить инстинктивные потребности, руководствуясь принципом удовольствия. В Оно не может возникнуть психический конфликт, т.к. в Оно нет логики, и противоположное сосуществует рядом друг с другом. Оно проявляет себя в сновидениях и невротических симптомах. В состоянии сна содержание Оно доводится до сознания в виде сновидений, ассоциативно связанных с вытесненными представлениями. При неврозах Оно предстает в виде компромиссных образований - симптомов. 4. "Оно" как источник психической энергетики, исток либидного катектирования. С точки зрения экономики, Оно - это первичный резервуар психической энергии. Переосмысление теории влечений и развитие понятия Я потребовали следующего различения. Невротический конфликт поначалу определялся через противопоставление сексуальных влечений влечениям Я, причем именно последние были главной силой, побуждающей к защите. Потом группа влечений Я потеряла свою независимую роль и была включена в более широкое противопоставление - влечения к жизни - влечения к смерти. Тем самым Я перестало определяться особым типом энергии влечений, а новая инстанция Оно предстала как изначальное вместилище двух типов влечений. Энергия черпается из Оно и используется Я, прежде всего, в виде сублимированной энергии. 5. "Оно" как психическое выражение инстинктивных потребностей. В Оно есть все, что есть в человеческом существе безличного и природно-необходимого. В содержание Оно входят инстинктивные желания. В Оно объединились сексуальные и агрессивные влечения. Эти влечения образуют диалектические оппозиции. 6. Основная функция "Оно". Вытесненное благодаря сопротивлениям вытеснения резко обособлено только от Я. С помощью Оно ему открывается возможность соединиться с Я. Восприятие имеет для Я такое же значение, как влечение для Оно. Большое функциональное значение Я выражается в том, что в нормальных условиях ему предоставлена власть над побуждением к движению. По отношению к Оно Я подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади. Оно стремится удовлетворить инстинктивные потребности, руководствуясь принципом удовольствия. 7. Генезис "Я" как пограничной защитной инстанции и раскол психического аппарата. Теория психоанализа осмысляет генезис Я с двух точек зрения: либо это приспособительный аппарат, отделившийся от Оно при контакте с внешней реальностью, либо результат (само)отождествлений, приведших к формированию в недрах личности объекта любви, нагруженного энергией Оно. Вряд ли стоит проводить резкую грань между Я как личностью и Я как психической инстанции, поскольку вся проблематика Я основана на взаимодействии обоих этих смыслов. 8. "Я" как измененная часть "Оно". Я есть только измененная под прямым влиянием внешнего мира и при посредстве системы Восприятие-Сознание часть Оно, своего рода продолжение дифференциации поверхностного слоя. Я старается содействовать влиянию внешнего мира на Оно и осуществлению тенденций этого мира, оно стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в Оно, принципом реальности. 9. Феномены мышления и сознания в структуре Я-активности. Часть Я может быть бессознательной и является таковой. И это бессознательное в Я не есть латентное в смысле предсознательного, иначе его нельзя было бы сделать активным без осознания и само осознание не представляло бы столь трудностей. Я является носителем сознания, посредником между инстинктами Оно и запретами Сверх-Я. Я вынуждено реагировать на конфликты между этими инстанциями и принимать компромиссное решение. 10. Генезис "Сверх-Я": отпечаток на неоформленном пока "Я" матрицы из сплава первичной объектной загрузки и первичной идентификации. Сверх-Я - одна из инстанций личности во второй фрейдовской теории психического аппарата: по отношению к Я Сверх-Я играет роль судьи или цензора. Сверх-Я ответственно за нравственное сознание, самонаблюдение и формирование идеалов. Обычно Сверх-Я трактуют как наследника Эдипова комплекса; оно образуется в результате интериоризации родительских требований и запретов. 11. "Сверх-Я" и "Идеал-Я". Существует некоторая инстанция в Я, дифференциация внутри Я, которую можно назвать Я-идеалом или Сверх-Я. 12. "Сверх-Я" и "Оно": латентный период и формирование совести. Сверх-Я - высшая инстанция в структуре душевной жизни, выполняющая роль внутреннего цензора, совести и т.п. Сверх-Я возникает с исчезновением Эдипова комплекса. Деятельность Сверх-Я остается бессознательной. Ряд комментаторов творчества З.Ф. считают, что все же следует различать сверх-Я как результат изначальных раннедетских идентификаций с родителями и Я-идеал как результат более поздних иденитификаций с более щироким кругом лиц. Я-идеал представляет моральные общественные нормы. В течение жизни может неоднократно меняться. 13. Итоговая схема психического аппарата и ее комментирование с точки зрения онто- и филогенеза отдельных структурных элементов. Итоговая схема: три инстанции - Оно, Я и Сверх-Я. Оно - самая нижняя (глубинная) подструктура душевного аппарата, содержания которой бессознательны. Содержит в себе безудержные сексуальные и агрессивные влечения. Я - подструктура душевной жизни, выступающая посредником между Сверх-Я и Оно, индивидом и реальностью. Несет на себе функцию восприятия внешнего мира и приспособления к нему, стремится учесть и согласовать между собой требования реальности, Оно и Сверх-Я. Подчиняется принципу реальности. Я и Оно в начале жизни еще не дифференцированы, Я образуется вследствие влияния внешнего мира и является, таким образом, организованной частью Оно. Сверх-Я дифференцируется внутри Я и отделяется от Я вследствие угасания Эдипова комплекса, выполняя роль цензора и судьи по отношению к Я и являясь представителем Оно. Сверх-Я своим возникновением обязано двум биологическим факторам: длительной детской беспомощности и наличию Эдипова комплекса. 1 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|