|
|
З.Фрейд. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религииЗадаваясь вопросом о том, что и почему ограничивает человека в проявлении его врожденных биологических инстинктов, Ф. обращается к истокам культуры, к возникновению религиозных верований. Ф. полагал, что обратившись к истокам культуры, к анализу ее архаических признаков, можно разглядеть тайну происхождения культуры. Изучая жизнь племен патриархального уровня развития, еще сохранившихся в Азии, Австралии, Африке и Америке, Фрейд сделал поразительное открытие. Оказалось, что во всех этих племенах каким-то непостижимым образом действует система нравственных запретов, регламентирующих все важнейшие стороны жизни. Особую роль играли также своеобразные тотемические символы, на которые прежде всего распространялись запреты их уничтожения или осквернения. Исследование, основанное на обширнейшем эмпирическом материале, не носит этнографического характера. Ф., описывая обычаи и традиции племен, стремился понять, как биологическое стадо превратилось в простейший общественный механизм, где действуют нравственные ограничения, т.е. табу. В книге "Тотем и табу" Фрейд пытался разгадать первоначальный смысл тотемизма. Тотемизм (от слова "ототеман", на языке североамериканских индейцев оджибве - род его) - одна из ранних форм религии, выражающая веру в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами) и животными и растительным миром (реже - явлениями природы и неодушевленными предметами). Под тотемом подразумевалось животное или растение, которое оценивалось как фактический предок, от которого магическим образом зависели жизнь и благополучие рода в целом и каждого человека в отдельности. Для истолкования культуры огромное значение имеет система запретов, компенсирующих утрату животных инстинктов. По мнению Ф., каждый, кто подходит к проблеме табу со стороны психоанализа, т.е. исследования бессознательной части индивидуальной душевной жизни, то после недолгого размышления обнаружит, что есть вещи, которые он ни при каких обстоятельствах не может допустить. Табу жестко регулирует все стороны жизни и господствует над ними.1 *** БОЯЗНЬ ИНЦЕСТА ... Они (туземцы Австралии) поставили себе целью с тщательной заботливостью и мучительной строгостью избегать инцестуозных половых отношений. Вся их социальная организация направлена именно к этой цели или она связана с этим достижением. Вместо всех отсутствующих религиозных и социальных установлений, у австралийцев имеется система тотемизма. Тотем - чаще животное, идущее в пищу, безвредное или опасное, реже - растение или сита природы, находящееся в определенном отношении ко всей семье. Тотем - праотец семьи, ангел - хранитель и помощник. Почти повсюду, где имеется тотем, существует закон, что члены одного и того же тотема не должны вступать друг с другом в половую связь, следовательно, не могут также вступать между собою в брак. Это составляет связанную с тотемом экзогамию. Экзогамия тотема, запрещение сексуальных общений с членами одного и того же клана, кажется нецелесообразным средством для предупреждения группового инцеста, впоследствии это средство зафиксировалось и на долгое время пережило оправдывающие его мотивы. Правила избегания (запреты-ограничения) распространялись на сестер и братьев, матерей и сыновей, двоюродных братьев и сестер, на тещу и зятя, невестку и свекра. На диких народах мы можем показать, что они чувствовали: угрозу в инцестуозных желаниях человека, которые позже должны были сделаться бессознательными, и считали необходимым прибегать к самым строгим мерам их предубеждения. ТАБУ И АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ Ограничения табу представляют не что иное, как религиозное или моральное запрещение. Запреты табу лишены всякого обоснования. Цели табу: охрана важных лиц, защита слабых, защита от опасностей, охрана рода, охрана не рожденных и маленьких детей и пр. Источниками табу считают собственную чародейственную силу, имеющуюся в людях и духах, которая от них м.б. перенесена при помощи неодушевленных предметов. Главным и основным запрещением невроза является как при табу, прикосновение, отсюда и название: боязнь прикосновений. Запрещение распространяется не только непосредственно прикосновением телом, но включает и всякое прикосновение, хотя бы в переносном смысле слова. Навязчивым запрещениям свойственна огромная подвижность, они распространяются какими угодно путями с одного объекта на другой и делают этот новый объект "невозможным". Больные навязчивостью ведут себя так, как будто "невозможные" люди и вещи были носителями опасной заразы, способной распространиться посредством контакта на все, находящееся по соседству. Сходство обычаев табу с симптомами неврозов навязчивости: в немотивированности запретов в их утверждении благодаря внутреннему принуждению в их способности, сдвигу и в опасности заразы, исходящей из запрещенного в том, что они становятся причиной церемониальных действий и заповедей, вытекающих из запретов. У народов, придерживающихся табу, имеется амбивалентная направленность по отношению к их запретам табу; в бессознательном им больше всего хотелось нарушить их, но они в то же время бояться этого; они потому именно бояться, что желают этого, и страх у них сильнее, чем стремление к наслаждению. Желание же у каждого представителя этого народа бессознательно, как и у невротика. Самые старые и важные запреты табу составляют оба основные закона тотемизма: не убивать животного тотема и избегать полового общения с товарищем по тотему другого пола. Опасное свойство, остающееся неизменным при различных условиях - способность раздразнить амбивалентность человека и будить в нем искушение преступить запрет. Табу: связанные с врагами, с вождями, с покойниками (табу мертвецов). АНИМИЗМ, МАГИЯ И ВСЕМОГУЩЕСТВО МЫСЛИ Анимизмом в узком смысле слова называется учение о представлениях о душе, в широком смысле - о духовных существах вообще. Сам анимизм еще не религия, но содержит предпосылки, из которых строится религия. Вполне очевидно, что мир основан на анимистических предположениях; подробности взаимоотношений между мифом и анимизмом кажутся в существенных моментах еще не выясненными. Магия является первоначальной и более значительной частью анимистической техники, потому что среди средств, с помощью которых нужно общаться с духами, имеются также и магические. Когда мы имеем сходство между совершенным действием и ожидаемым происшествием, то магия такого рода называется имитативной или гомеопатической. Контагиозная магия в отличие от имитативной имеет в действии не сходство, а связь в пространстве, соприкосновение, хотя бы даже воображаемое. Оба принципа ассоциации - сходство и смежность - совпадают в более общем единстве прикосновения. Ассоциации по смежности представляют собой прикосновение в прямом смысле, а ассоциации по сходству - в переносном. Принцип, господствующий в магии, в технике амнистического образа мыслей, состоит во "всемогуществе мыслей". ИНФАНТИЛЬНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОТЕМА Можно различать по крайней мере три вида тотемов: Тотем племени, в почитании которого принимает участие целое племя и который передается по наследству, от одного поколения к другому. Половой тотем, которому принадлежат все мужчины или все женщины племени, причем исключаются лица другого пола. Индивидуальный тотем, присвоенный отдельному лицу и не переходящий на его потомство. Члены одного племени называют себя племенем своего тотема и обыкновенно также верят, что обязаны ему своим происхождением. Происхождение тотемизма: Номиналистические Социологические Психологические. Происхождение экзогамии и ее отношение к тотемизму. Тотемизм является более древним институтом, а экзогамия присоединилась позже. Священная мистерия жертвы оправдывается благодаря тому, что только этим путем можно установить священную связь, соединяющую участников между собой и их с богом. Убийство или инцест или другое какое-нибудь преступление против священных законов крови были единственными злодеяниями в примитивном обществе, которые община признавала подсудным. Оба табу тотемизма, с которой начинается нравственность людей, психологически неравноценны. Если мы проследим в религии и в нравственном прогрессе, еще не строго разделенных в тотемизме, последствия превратившейся в раскаяние нежности к отцу, то в сущности, победу одержали тенденции, диктовавшие убийство отца. Социальные чувства братства, на которых зиждется великий переворот, приобретают с этого момента глубочайшее влияние на развитие общества. Путем бессознательного понимания обычаев, церемониалов и узаконений, в которые отлилось первоначальное отношение к праотцу, могло и более поздним поколениям удаваться унаследование подобных чувств к праотцу. Аналогия примитивных людей с невротиками становится основательной, если мы допускаем, что у примитивных людей психическая реальность, образование которой не подлежит сомнению, первоначально совпала с фактической реальностью, что примитивные люди действительно совершали все то, что они по всем данным намеревались совершить. Невротик испытывает задержки в действиях, у него мысль вполне заменила поступок. Примитивный человек не сдержан, поступок для него заменяет мысль. 1 Гуревич П.С. Загадки архаической культуры. -М., 1994. 1 1 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|