Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Вексельное обращение в РФ
 Финансовый менеджмент безналичных расчетов населения через отделения Сберегательного банка РФ
Рекомендуем
 
Новые статьи
 ЕГЭ сочинение по литературе и русскому о проблеме отношения...
 Современные камеры и стабилизаторы. Идеальный тандем для...
 Что такое...
 Проблема взыскания...
 Выбираем самую эффективную рекламу на...
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Русский язык и культура речи

курсовая работа

Дидактические игры для русского языка



План.
Введение.
Основная часть. Игры на уроках русского языка при изучении темы "Лексика в 5-6 классах".
Игра "Переводчик".
Игра "Следствие ведут знатоки".
Игра "Найди слово по его приметам".
Игра "Соколиный глаз".
Игра "Аукцион".
Игра "Перевёртыш".
Игра "Эрудит".
Игра "Корректор".
Игра "Бумеранг".
Игра "Шеренга".
Ребусы в работе учителя-словесника.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.
На уроках русского языка, как правило, применяются дидактические игры. Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его дидактическими задачами. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом.
Игры-упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор.
Много дидактических игр-упражнений можно использовать при изучении темы "Лексика".
Тема "Лексика" является одной из важнейших в курсе изучения русского языка в 5 и 6 классах. Представляя собой раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов, этот раздел даёт богатые возможности для использования на уроках различных игр с целью активизировать учебную деятельность школьников.
II. Основная часть.
1. Игра "Переводчик".
I. Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?
1) Доктор прописал пациенту инъекции. 2) Разъяренная вьюга замела тропинки. 3) Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак. 4) Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.
II. Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими?
1) При проверке было выявлено немало дефектов. 2) Он пишет мемуары. 3) Ваши аргументы убедительны. 4) Все работали с энтузиазмом. 5) Мы гордимся нашим голкипером. 6) В газете появилась информация о футбольном матче. 7) В сплаве обнаружено мизерное количество меди.
III. Кто сумеет найти старославянские (по происхождению) слова и заменить их русскими:
1) Горят румянцем свежие ланиты. 2) Старец нахмурил чело. 3) Построен град вел икий над Невой.
2. Игра "Следствие ведут знатоки".
Школьникам предлагается угадать, о какой профессии идет речь и доказать справедливость своей точки зрения. Игра обычно проводится при изучении темы "Профессиональная лексика".
1) Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов - это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.
2) Лешему он [Римский-Корсаков] придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.
3) - Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич.
- Что с ним?
- Инфильтрат в левом легком под ключицей.
- А сколько граммов стрептомицина вы уже. вкололи этому юноше?
- Пятьдесят два. Роман Борисович.
- Назначьте его на консультацию к Зацепиной. (По В. Владимирову).
3. "Найди слово по его приметам".
Это глагол: его синоним - промчался.
Я шел зимою вдоль болота
В галошах, в шляпе и в очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то
На металлических крючках.
(Д.Хармс).
4. Игра "Соколиный глаз".
1) Кто найдет в тексте больше устаревших слов?
Снился Святославу смутный сон
В стольном граде в тереме высоком.
И, собрав бояр, поведал он,
Что узрел во мраке вещим оком.
(Н. Рыленков).
2) Кто больше всех найдет в тексте слов, использованных в переносном значении?
Хороший Ветер.
Я проснулся поутру.
Пляшет Солнце на ветру.
Веселятся все поля без меня.
И резвятся тополя без меня.
И смеется вся земля,
И шмели снуют, звеня.
Все на свете без меня, без меня!
И я тогда вскочил,
Башмаки скорей схватил.
Мне Ветер, Ветер, Ветер
Сказал, куда идти.
И мой хороший Ветер
Играл со мной в пути.
(Э. Мошковская).
5. Игра "Аукцион".
Так же, как и при проведении настоящего аукциона, побеждает в соревновании тот, кто назвал последнее слово. Если, например, задание состояло в подборе синонимов к слову горячий (чай), то победителем оказывается тот, кто заканчивает перечисление синонимов, назовет последний из них. Игру можно проводить при изучении синонимов; например, предлагаются задания подобрать синонимы к словам передвигаться, сказал, большой (дом), мужество, спор, смеяться, тоска, плохой (человек) и др.
При работе над устаревшими словами можно предложить детям назвать устаревшие слова по одной из предложенных тем: 1) одежда, обувь, 2) оружие, 3) средства передвижения, 4) мебель, 5) слова, ушедшие "в отставку" после революции. И др.
Работая над неологизмами, дети могут соревноваться в подборе неологизмов, рожденных 1) в годы гражданской войны, 2) в эпоху освоения космоса, 3) отражающих достижения науки и техники и др.
Закреплению темы "Профессиональная лексика" поможет задание подобрать профессиональные слова, используемые людьми разных профессий (строитель, библиотекарь, лингвист, историк, спортсмен, геолог).
6. Игра "Перевертыш".
1) Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.
Железный гвоздь, румяная девочка, глухая собака, кудрявый малыш, спящая красавица, сладкий пирог, колючий еж, золотые часы, черная шаль, бархатная штора, стальная балка.
2) Замени в предложении подлежащее так, чтобы глагол-сказуемое приобрел переносное значение.
Загорелась дача. Гаснет свеча. Собака воет. Цыган пляшет. Девочки шепчутся. Малыш улыбается. Птица поет. Дети играют. Отец спит. И др.
3) Замени в словосочетании зависимое слово так, чтобы главное слово в первом и втором словосочетаниях стали омонимами.
Гибкий лук, водопроводный кран, трамвайный парк, вкусные лисички, хлебный ток, ржавый ключ, барабанная дробь, электрический разряд, песчаная коса.
4) Замени в каждой паре слов синоним - антонимом, а антоним - синонимом.
Грусть, тоска (радость). Мрак, темнота (свет). Близко, рядом (далеко). Храбрец, смельчак (трус). Похвала, порицание (одобрение). Жара, холод (зной). Ложь, вымысел (правда). Работать, трудиться (бездельничать) .
7. Игра "Эрудит".
Эта игра не только активизирует мыслительную деятельность, но и содействует расширению кругозора учащихся.
1. Угадай слово по толкованию его лексического значения.
1) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (Термос.) 2) Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт.) 3) Городская наземная электрическая железная дорога. (Трамвай.) 4) Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац.) 5) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг.) 6) Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу. Родине. (Патриот.) 7) Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата.)
2. Объясни разницу в значении слов:
адресат - адресант, дипломат - дипломант, описка - отписка, сытый - сытный, поступок - проступок, опечатка - отпечаток, поглотить - проглотить.
3. К словам, которые устарели и не употребляются в современном русском языке, подбери родственные слова, активно используемые в наши дни.
Персты (наперсток, перчатки), шелом (ошеломить), кика - головной убор (кичиться), коло - круг, окружность (около, кольцо, кольчуга, околица, колесо), чаять - ожидать (нечаянный), тщание - старание (тщательный).
4. Кто даст самую точную и самую полную информацию о слове?
Школьникам могут быть предложены такие, например, слова: труд, друг, смелость, Родина, мир, знание, скромность и др. Кроме сведений по лексическому разбору, учащимся предлагается привести примеры пословиц, афоризмов, цитат из известных им стихотворений, в составе которых имелось бы данное слово.
8. Игра "Корректор".
1. Найди ошибку в выборе слова. 1) После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли. 2) В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты. 3) Из передовой бригады он перешел в отсталую. 4) В центре города построен памятник герою.
2. Кто быстрее и точнее отредактирует заметки?
1) В первой четверти работа нашего класса шла плохо. Дисциплина в нашем классе тоже была плохая. Особенно плохо ведут себя на уроках рисования.
2) Сегодня на уроке биологии учитель говорил нам о Мичурине. Он много говорил о его жизни, а потом стал говорить о созданных ученым гибридах.
3. Исправьте ошибки в толковом словаре Пети Ошибкина.
1) Западня-квартира с окнами на запад. 2) Гривенник - юноша с модной гривой. 3) Маховик - регулировщик на перекрестке. 4) Застрельщик - браконьер.
4. Найди лишнее слово.
1) Петя ушиб колено ноги. 2) Робинзоны ослабли от недоедания пищи. 3) Собрание будет в декабре месяце. 4) Многие города были превращены в руины и развалины. 5) Путь кораблю преградил ледяной айсберг. 6) Он написал свою автобиографию.
9. Игра "Бумеранг".
Эта игра воспитывает у детей внимание и быстроту реакции:
ученику необходимо быстро извлечь из памяти нужное слово и "возвратить" его учителю.
1. Найди синоним.
Простой человек (бесхитростный), простая задача (легкая), простая истина (прописная); беспокойный человек (неугомонный). беспокойный взгляд (тревожный);
крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).
2. Найди антоним.
Близкий берег (далекий), близкий человек (чужой); веселая комедия (скучная), веселое настроение (грустное); глубокий колодец (мелкий), глубокие знания (поверхностные); мелкая рыба (крупная), мелкая река (глубокая).
3. Замени прилагательное таким словом, чтоб оно не только называло признак, но и давало яркое, образное представление о предмете.
Березка высокая (кудрявая, стройная, тоненькая и т.д.); трава зеленая (бархатная, молодая, нежная, ласковая, молчаливая и др.); вьюга февральская (злая, дикая, сердитая, разбушевавшаяся, бешеная и др.); туча грозовая (зловещая, хмурая, громыхающая и др.); русский язык (богатый, могучий, яркий, образный и др.); сорока пестрая (болтливая, суетливая, бойкая, хитрая и др.); осина тонкая (трепетная, дрожащая, огненная, лепечущая и др.).
10. Игра "Шеренга".
Расставь синонимы в порядке возрастания признака.
Свирепый, жесткий, лютый, безжалостный, бессердечны", злой (враг).
Оскорбительный, обидный, резкий, грубый, бестактный (поступок).
В заключение следует отметить, что обучение русскому языку требует применения на уроке разнообразных методов. Дидактическая игра - один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами. Дидактические игры помогают школьникам быстрее осваивать знания, применять их на практике, пользоваться ими в разных условиях.
III. Использование ребусов на уроках русского языка.
Учителя словесники часто забывают, что использование наглядности на уроках русского языка, в том числе в сочетании с игровыми моментами, способствует лучшему усвоению материала. Хотелось бы остановиться на такой оригинальной форме работы, в которой как раз и сочетается наглядность с игровыми элементами, как ребусы.
Разгадывание любых ребусов, кроссвордов требует сообразительности, фантазии, обширных знаний, четкой работы мысли. Использование такой формы работы на уроках языка способствует повышению активности ребят, увеличению их словарного запаса, развитию лингвистической зоркости.
Для начала необходимо, конечно, раскрыть само понятие ребус, рассказать, что само слово происходит от латинского rebus (с помощью вещей, предметов). Это такая задача, в которой какая-нибудь фраза (пословица, загадка, изречение) или слово изображается с помощью рисунков различных предметов, комбинаций букв, цифр, знаков.
Чтобы разгадывать ребусы, нужно знать правила, по которым их составляют и расшифровывают:
1. Нужно правильно называть рисунки предметов, знаки. Названия предметов в ребусе читаются только в именительном падеже: конь, гриб, луна, сом. Часто предмет, изображённый в ребусе, может иметь не одно, а два или больше названий:
глаз и око, нога и лапа, или же он может иметь одно общее и одно конкретное название: дерево - дуб, нота - ре. Подбирать надо подходящее по смыслу.
2. Запятая в ребусе - это знак исключения крайней буквы слова (первой или последней). Если запятая стоит слева от рисунка, то отбрасывается первая буква от его названия, если справа - последняя. Скажем, если перед рисунком, на котором изображён лось, стоит запятая, то разгадка будет - слово ось (запятая указывает, что нужно отбросить первую букву л).
Если возле рисунка стоят две или три запятые, то исключаются соответственно две или три крайние буквы слова. Например, нарисована парта, а после неё - две запятые, которые исключают две последние буквы слова - г и а. Выходит слово пар.
3. Зачёркнутая буква указывает, что из названия рисунка её нужно исключить. Рассмотрим два ребуса. Рисунок в обоих случаях один и тот же - слон. В первом ребусе над рисунком написана и зачёркнута буква л. Следовательно, её нужно исключить из названия, в результате чего получится сон. Во втором - рядом с зачёркнутой буквой л стоит буква г. Значит, нужно заменить л на г и записать слово
стон.
л т


Часто заменяемую букву не перечёркивают, а соединяют знаком равенства с другой буквой, которую нужно поставить вместо неё. Так, в ребусе, где нарисован батон, написано а=е. Разгадка - бетон.
4. Если какой-нибудь рисунок ребуса перевёрнут "вверх ногами", это значит, что название рисунка нужно читать наоборот, т. е. справа налево. Например, кот - ток.
5. Если возле рисунка выписан ряд цифр, это указывает, что в названии рисунка буквы нужно переставить в том порядке, в каком расставлены цифры. Например, нарисован лось, а над ним цифры 3, 2, 1,4 - выходит соль. Если одной или двух цифр нет, то соответствующие им буквы из названия предмета исключаются. Например, нарисовано сито, над ним цифры 1,3, 4, а цифры 2 нет - выходит слово сто.


6. Если буквы, слоги, рисунки, расположены один в другом, один на другом или один впереди, а другой за ним, то это указывает, что нужно прибавить соответствующий предлог-в, на, за, из, у, над, под, с, к, от, перед. Такие рисунки условно называют рисунками со скрытыми предлогами. Вот примеры таких маленьких ребусов:
слог да написан в букве о, добавляем предлог в и читаем вода; ц написано за я, плюс предлог за-выходит заяц; по букве л написана буква е, читаем с прибавлением предлога по-поле; буква л прислонена к букве к (т. е. находится около, у неё), добавив предлог у, получим лук. Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением скрытых предлогов на, над, под. Например: фо-на-ри.


Яц
Ф О
Р И
Разгадывая ребус, состоящий из многих рисунков, где зашифрована целая фраза, необходимо вести слитную (без разделения на слова) запись названий всех рисунков и букв в том порядке, в каком они расположены в ребусе. Когда все рисунки разгаданы, слитную запись нужно разделить на слова и прочитать "спрятанную" пословицу, загадку, строку из песни и т. д.
Разгадаем для примера ребус-пословицу:

Первый рисунок-змея. Расстановка цифр 1, 3, 2 показывает, что первую букву слова нужно так и читать первой, третью букву - второй, вторую - третьей. Одной цифры - 4 - нет. Следовательно, соответствующую букву из названия предмета исключаем. Произведя перестановку букв, получаем: зем.
Второй рисунок - тля. Слева от него - запятая, следовательно, первую букву исключаем, записываем: ля.
Далее две буквы р, о, расположенные одна на другой. Очевидно, здесь скрыт предлог на. Разгадка - наро.
Четвёртый рисунок -дом. Около него нет ни запятых, ни зачёркнутых букв. Его так и читаем дом.
Следующий рисунок ребуса: нота си.
И, наконец, последний рисунок - луна. Буква а в нём заменяется мягким знаком. Произведя замену, получаем: льна.
Разделив слитную запись: землянародомсильна на отдельные слова, получим пословицу: земля народом сильна.
При составлении ребуса, кроме правил для разгадывания, нужно знать следующее:
1. С помощью запятой отнимаются только крайние буквы, с помощью же зачёркнутой буквы - те, которые стоят в середине слова.
2. Ребус тем лучше, чем меньше в нём запятых и отдельных букв.
3. Рисунки для ребуса нужно подбирать так, чтобы в каждом из них изменялась или убиралась лишь одна буква. Если же "в дело" идут все буквы названия рисунка, то это ещё лучше.
4. Отдельные слоги до, ре, ми, фа удобно передавать записью соответствующих нот.
5. Части некоторых слов, которые произносятся одинаково с числительными, можно зашифровывать цифрами: 7я (семь-я), 40а (сорок-а).
6. При использовании перевёрнутого рисунка с запятой необходимо написать наоборот название, соответствующее рисунку: тогда легко заметить, какая буква лишняя и где надо ставить запятую - впереди рисунка или после него. Например, при составлении слова-ребуса телевизор используется перевёрнутый рисунок розы с исключением одной буквы. Чтобы поставить запятую там, где нужно, пишем название наоборот: азор. запятую ставим слева перевёрнутого рисунка, т. е. "лишняя" буква - а.
Нельзя рисовать в перевёрнутом виде предметы, по отношению к которым трудно решить, какое положение их имеется в виду (прямое или перевёрнутое): нож, палка, карандаш и др.
(Мы подробно остановились на правилах, потому что литературы с описанием правил составления и решения ребусов очень мало. Использовали книгу "Веселые тайны" В. В. Акентьева.
Слова можно зашифровать на отдельных листах размером 30Х20 см. Буквы, цифры, ноты можно нарисовать, а вместо рисунков наклеить вырезанные картинки.
Ребусы можно применять на уроках при изучении загадок, пословиц, усвоении новых слов, особенно правописания слов с непроверяемыми орфограммами, рекомендуемых программой для запоминания, при изучении и повторении тех или иных орфограмм.
Например, эти ребусы можно использовать при изучении правописания словарных слов:

(Заглавие)

(Подзаголовок)
Задание: отгадать ребусы, записать слова, найти в толковом словаре их значение, запомнить правописание данных слов, составить с ними предложения.
Для повторения правописания сочетаний нщ, щн, чн, чт, чк, рщ, нч можно использовать такие рисунки:

(Барабанщик)
(Печник)


(Кончить)
Задание: отгадать ребусы, записать слова, объяснить их правописание. С данными словами составить и записать предложения. Предлагаем ещё несколько слов-ребусов:
(Гитара)
(Космонавт)
(Портфель)

(Ситуация)
(Рационализатор)

(Абажур)

(Паркет)
(Приключение)
(Миллион)
IV. Заключение.
В заключение следует отметить, что обучение русскому языку требует применения на уроке разнообразных методов. Дидактическая игра - один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами. Дидактические игры помогают школьникам быстрее осваивать знания, применять их на практике, пользоваться ими в разных условиях.
Так же помогают активизировать учебный процесс учителя-словесника ребусы.
Зная принцип составления ребусов, учитель может сам зашифровать отдельные слова, предложения, тексты и использовать их в своей работе. А ещё лучше привлечь к этому учащихся.
Список литературы.
1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., Тритон, 1997.
2. Полякова А.В. Превращения слов, М., Просвещение, I99I.
З. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. М., Просвещение, 1989.
4. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. М., Просвещение, 1996.
5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., М., Просвещение, 1994. Секреты орфографии, 2-е издание.
6. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. Педагогический поиск. М.,1989.
7. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980.
8. Баранов М.Т. Обучение русскому языку в 5-6 классах: Методические указания к учебнику. М., Просвещение, 1982.
9. Наша игротека. Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, №№ 1-12, Киев, 1990.
10. Эрниязова Л.Д. Занимательность на уроках русского языка. Русский язык в школе. М., Просвещение, №6, 1985.
11. Кашкарова Т.Н. Словарная работа на уроках русского языка. Русский язык в школе. М., Просвещение, №2, I99I.
12. Никитенко Г. Ю. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка. Русский язык в школе. М., Просвещение, № 6. I99I.

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Микропроцессор 1821ВМ85
 Подследственность уголовного дела
Ваши отзывы
Здравствуйте. Огромное спасибо, мой заказ пришел. Вы меня очень выручили, в следующий раз обращусь к вам опять. Удачи.
Денис

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.