Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Экспертные системы: характеристика, назначение, основные компоненты, классификация
 Правовая основа таможенных режимов в РФ
Рекомендуем
 
Новые статьи
 ЕГЭ сочинение по литературе и русскому о проблеме отношения...
 Современные камеры и стабилизаторы. Идеальный тандем для...
 Что такое...
 Проблема взыскания...
 Выбираем самую эффективную рекламу на...
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Социология

контрольная работа

Социометрическое обследование педагогического коллектива



ПЛАН
лист
ВВЕДЕНИЕ 3
СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МАТРИЦА 5
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ 7
Список использованной литературы 12
Приложение 1. 13
Приложение 2. 22
ВВЕДЕНИЕ.
Каждый человек включён в сложную систему взаимоотношений с самыми разными людьми. Взаимоотношения могут быть личные и деловые, официальные и неофициальные, ролевые, отношения руководства и подчинения. От того, как они складываются, зависит его личное благополучие и в определённой степени благополучие других людей, находящихся в сфере его влияния.
Конечно, хорошо знать всю сложную систему отношений человека с окружающими, но сделать это практически невозможно. В этом легко убедиться, представив себе, насколько быстро расширяются взаимоотношения по мере роста численности группы, для которой эти взаимоотношения характерны. Можно насчитать по меньшей мере шесть видов взаимоотношений, в которые вы вступаете, будучи участником группы. Это личные, деловые, официальные, неофициальные, ролевые и субординационные отношения. А теперь представьте себе, что даже если группа состоит из двух человек, то каждый её член должен иметь постоянную информацию о двенадцати различных видах взаимоотношений с партнёрами, а также о том, каковы аналогичные отношения другого человека к вам. Кроме того, известно, что человеческие отношения по своему характеру далеко не всегда бывают взаимно одинаковыми.
Представим себе, что в группе не два, а три, четыре или пять человек. Насколько увеличится число всевозможных отношений, в которые эти люди вступают друг с другом и о которых им необходимо иметь достоверную информацию? Элементарные расчёты показывают, что общее число таких отношений по мере роста группы от двух до пяти человек возрастает в следующей последовательности: 12, 36, 72, 120. Таким образом, в группе из пяти человек изучить отношения между людьми становится уже практически невозможным. В этой связи возникает проблема отбора наиболее значимых для данного человека взаимоотношений, о которых он должен иметь хотя бы минимальные сведения. Прежде всего это личные взаимоотношения с наиболее близкими людьми и теми, от которых зависит благополучие и судьба. Это, как правило, взаимоотношения, складывающиеся малых социальных группах, например группа близких друзей, семья, учебная группа. Важно знать не только систему личных взаимоотношений в этой группе, но положение в этой системе, каждого из участников. Удовлетворительно решить задачу подобного рода позволяет описываемая далее социометрическая методика. Данную методику можно использовать для практического изучения личных взаимоотношений, существующих в группе, а также для определения места, занимаемого каждым членом группы в соответствующей системе взаимоотношений.

I. СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА
Применим эту методику для исследования взаимоотношений в педагогическом коллективе, состоящий из 23 человек. Перед началом исследования педагогического коллектива, членам этого коллектива, предложили ТЕСТ - опросник, состоящий из 3 вопросов, следующего содержания:
С кем Вы дружите в педагогическом коллективе?
С кем Вы предпочитаете работать?
Кого бы Вы хотели порекомендовать на должность директора?
На кого Вы могли бы положиться в трудную минуту, из педагогического коллектива?
Полученные от членов коллектива листки с ответами на предложенные вопросы обрабатываются, и имеющиеся в них данные сначала перенесем в специальную таблицу, называемую социометрической матрицей (таблица 1).
Слева по вертикали в матрице перечисляются фамилии членов тестируемого коллектива. Сверху по горизонтали номерация вопросов. Напротив каждой фамилии проставляем цифрами количество полученных выборов сделанные участниками группы. Крайняя правая колонка итоговая. В нее вносятся суммарные данные о числе выборов, полученных и сделанных каждым из членов группы.
№ ФАМИЛИЯ УЧАСТНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЕКТИВА 1 2 3 4 Кол-во полученных выборов 1. Арон Л.П. 2 3 - 2 7 2. Богомолов О.В. 6 4 8 5 23 3. Прохоров А.Г. 4 5 - 3 12 4. Гребенюков А.П. 5 3 - 2 10 5. Емелина В.В. 6 2 - 4 12 6. Захаров И.П. 1 0 - 2 3 7. Зверев Ю.В. 4 2 - 2 8 8. Казанкин П.П. 3 1 - 2 6 9. Косарев Л.Н. 1 0 - 1 2 10. Креушин Р.Д. 5 2 2 4 13 11. Крютченко М.В. 3 4 - 3 10 12. Кузина И.Г. 4 3 - 3 10 13. Кузьминов С.А. 6 5 - 4 15 14. Марченко А.Р. 3 2 - 3 8 15. Михель Д.В. 3 8 9 4 24 16. Молодцова Т.П. 4 3 - 4 11 17. Панченко Н.В. 5 3 3 4 15 18. Ройз М.В. 2 1 - 3 6 19. Рябенко Н.С. 1 2 - 1 4 20. Сабина Ю.Р. 1 2 - 1 4 21. Саламатова И.Г. 3 4 1 3 11 22. Смолянская Н.С. 1 1 - 1 3 23. Хорова О.И. 3 4 - 2 9
II. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
Осуществив тестирование педагогического коллектива в количестве 23 человек и составив социометрическую матрицу, мы выяснили общую картину взаимоотношений между педагогами в данном коллективе. Просматривая правый вертикальный край таблицы выявляем несколько человек, у которых итоговая сумма меньше пяти. Это означает, что у большинства членов коллектива они вызывают антипатию или равнодушие. Вот фамилии этих педагогов: Захаров И.В., Косарева Л.Н., Рябченко Н.С., Сабинова Ю.Р., Смолянская Н.С. Попробуем установить причину такого отношения, протестировав каждого из них.
Тест I (приложение 1.) выявляет уровень общительности человека и дает оценку его коммуникативных способностей. Тестирование данной группы выдало следующие результаты:
Захаров И.В. - 22; вывод - в известной степени общителен.
Косарева Л.Н. - 25; вывод - замкнута, предпочитает одиночество.
Рябченко Н.С. - 31; вывод - не коммуникабельна, что мешает установлению нормальных личных и деловых связей с окружающими людьми, в частности с коллегами (педагогами).
Сабинова Ю.Р. - 29; вывод - чрезмерно замкнута, что мешает выразить свои эмоции, мнение. И, как следствие, ее "не слышит" коллектив.
Смолянская Н.С. - 9; общительна, любит общество, разговорчива.
По тесту II определим степень агрессивности каждого из педагогов.
Захаров И.В. - 46; вывод - нередко бывает неуравновешен, чрезмерно жестким по отношению к другим, для достижения своих целей жертвует интересами окружающих, при малейшей возможности старается найти повод для выражения своих эмоций.
Косарева Л.Н. - 28; вывод - чрезмерно миролюбива, на чем основана ее недостаточная уверенность в собственных силах и возможностях, не всегда способна постоять за себя.
Рябченко Н.С. - 38; вывод - повышенная агрессивность, нередко бываете неуравновешенной.
Сабинова Ю.Р. - 26; вывод - практически не присущи вспышки агрессивности, она их подавляет.
Смолянская Н.С.- 48; вывод - преобладающая агрессивность, выраженная в жестком отношении к другим.
Тест III, позволяет судить о педагогических способностях человека, на основе того, какой выход он находит из ряда описанных в ней педагогических ситуаций.
Захаров И.В. - 4,8; вывод - его педагогические способности считаются высокоразвитыми.
Косарева Л.Н. - 2,3; вывод - педагогические способности отсутствуют.
Рябченко Н.С. - 4,1; вывод - педагогические способности считаются среднеразвитыми.
Сабинова Ю.Р. - 3,9; вывод - педагогические способности считаются среднеразвитыми.
Смолянская Н.С. - 3,2; вывод - педагогические способности развиты слабо.
На основе результатов тестирования педагогов получено достаточно информации, для того чтобы сформулировать окончательные выводы по каждому педагогу, дать характеристику, указать суть и причины возникновения проблемы.
Захаров Илья Владимирович - общителен, но часто неуравновешен. Из-за его чрезмерно жесткого отношения к другим окружающие не стремятся к дружескому, доверительному общению с ним. Он энергичен и эмоционален в работе, но ему не хватает пластичности, как в работе, так и в общении с людьми. Для достижения своих целей жертвует интересами окружающих, при малейшей возможности старается найти повод для агрессивного выражения своих эмоций, что также отталкивает окружающих. Хотя его педагогические способности на высоком уровне, его раздражительность "портит все картину". При личной беседе было задано несколько вопросов - утверждений и варианты ответов (приложение 2). Его ответы еще раз подтвердили, что Захарову И.В. присуще такое качество, как несговорчивость - не склонен прощать ошибки, нетерпим к недостаткам людей, отказывается принять вину на себя, недоброе отношение к людям. Он не особенно любит слушать других, так как его не очень-то волнует их мнение. Илья Владимирович ожидает от других только того, что ему самому нужно. У него завышенная самооценка. Поэтому ему трудно общаться с другими людьми, даже скорее с ним трудно общаться. В виду всех этих качеств с ним не хотят общаться, в частности в педагогическом коллективе. Ему необходимо научиться прислушиваться к мнению (словам) собеседника, быть терпимым. Возможно, чрезмерная агрессия является результатом усталости, можно рекомендовать чаще отдыхать, выходить на природу.
Косарева Людмила Николаевна - замкнута, достаточно сильно развита склонность к одиночеству. Из-за ее неуверенности в собственных силах и возможностях, она не всегда способна постоять за себя, чем пользуются, как коллеги по работе, так и ученики. При личной беседе был задан ряд вопросов (приложение 2), из которых явно видно преобладание такого качества, как нерешительность (застенчивость). Это проявляется в боязни быть на виду у людей, в стремлении избегать сложных ситуаций. Часто, когда она разговаривает, у нее возникает ощущение, что она обращается к стене: ее не понимают. Ей хотелось бы, чтобы другие понимали ее и чтобы она лучше понимала других, но из-за ее неуверенности в своих силах, этого не происходит. И поэтому общение для нее не удовольствие, а тяжелая повинность. Несмотря на то, что Косарева Л.Н. прекрасно знает свой предмет, ее скрытость и замкнутость мешает хорошо преподнести его учащимся. Для того чтобы быть педагогом не достаточно одних знаний, необходимы педагогические способности. Основная причина не желания общаться с ней, это ее замкнутость, а она сама не желает "открываться". Как следствие - нет опыта общения. Можно посоветовать постараться приобрести его. И скорее всего преподавание это не ее призвание, можно посоветовать оставить педагогическую деятельность.
Рябченко Наина Семеновна - не коммуникабельна, что мешает установлению нормальных личных и деловых связей с окружающими людьми, в частности с коллегами (педагогами), но при этом излишне агрессивна. Она неадекватно реагирует на неудачи и критику, не может быстро успокоится. Она испытывает беспокойство и когда говорит сама, и когда слушает других. Ей легче всего общаться с человеком, который сам умеет контактировать с людьми. Доброжелательность и легкость общения собеседника облегчает ей контакт с ним. Но если собеседник чем-то раздражает ее, то она замыкается в себе, или поддерживает разговор в резких тонах. При личной беседе было задано ряд вопросов (приложение 2), которые внесли ясность о преобладающем качестве - эмоциональной неустойчивости. Для этого качества характерно: неумение справляться с жизненными трудностями, отсутствие выдержки, неумение забывать неудачи. Рябченко Н.С. хороший педагог, как было рассмотрено ранее, педагогические способности считаются среднеразвитыми. Но из-за того, что она неуравновешенна ("человек настроения"), с ней тяжело общаться. Поэтому коллектив ее отвергает. Ей можно посоветовать не поддаваться настроению, спокойней относиться к критике (ведь все мы не идеальны), и не воспринимать общение с людьми, как тяжелую работу. Спокойней относиться к жизни.
Сабинова Юлия Равилевна - проанализировав результаты тестов, это интересная личность. Ей практически не присущи вспышки агрессивности, умеет быстро успокоиться, она прекрасно знает свое дело, она стремится к новому, к переменам, очень аккуратна, все делает тщательно. При личной беседе задавались некоторые вопросы (приложение 2), при оценке которых выявилось такое качество, как покладистость - терпимость к недостаткам людей, склонность прощать ошибки, доброта. Но из-за чрезмерной замкнутости она не может выразить свои эмоции, мнение. И, как следствие, ее "не слышит" коллектив. Но, не смотря на ее замкнутость, она легко находит общий язык со своими учениками, ученики ее любят. Можно сказать так, что среди учеников она авторитет, а среди общей массы (большого количества педагогических личностей) она как "серая мышка", старается не выделяться. Ей можно посоветовать быть активнее в общении, ведь как личность она очень интересна.
Смолянская Наталья Сергеевна - это очень общительный человек, легко знакомится и с удовольствием поддерживает отношения с новыми людьми. Но из-за преобладающей агрессивности, которая выражена в жестком отношении к другим, в попытке управлять всеми, навязыванием своего мнения, она в конечном итоге теряет большую часть знакомых. Ей присуще такое качество, как прямолинейность (бесцеремонность), это выявилось при личной беседе, на которой было задано несколько вопросов (приложение 2). А этому качеству присуще такое поведение, как открытость, непринужденность, прямота в высказываниях, нежелание считаться с чувствами людей, готовность всегда говорить все, что думаешь. На фоне этого еще и слабо развиты педагогические способности. Ученики, слабо усваивающие материал вызывают у нее раздражение. Не смотря на ее общительность из-за ее прямолинейности и раздражительности педагогический коллектив, не желает с ней общаться. Ей можно посоветовать, тоже сменить работу, ведь с ее данными можно легко быть руководителем. Основная задача состоит в том, чтобы попытаться умерить свои эмоции, и еще, ей необходимо обращать внимание на свои слова, которые очень часто ранят собеседников.
Список использованной литературы
Гришин, Лумин Методики психодиагностики в учебно - воспитательном процессе. - М., 1998.
Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение погруженное в общение. - М.: "КСП", Институт психологии РАН, 1997.
Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. - М., 1998.
Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя. Влияние на людей: Пособие для учащихся. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
Немов Р.С. Психология, т.3. - М., 1997.
Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавания. - М., 1995.
Шелихова Техника педагогического общения. - М., 1996.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТЕСТ 1
Оценка общительности учителя.
Отвечать быстро и однозначно "да", "нет", "иногда".
Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом и т.д. на каком либо совещание и т.п.?
Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем-либо?
Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратился к Вам с просьбой (показать дорогу, ответить на какой-то вопрос)?
Верите ли Вы, что существует проблема "отцов и детей" и что людям разных поколений трудно понять друг друга?
Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл вернуть Вам деньги, которые заняли несколько месяцев назад?
В ресторане или в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
Оказавшись, один на один с незнакомым человеком Вы не вступите с ним в беседу, и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была. Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, культуры, искусства, и никаких чужих мнений Вы не приемлите. Это так?
Услышав где-либо в кулуарах высказывания явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам человеку, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
Как Вы охотнее излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, или в устной?
Результаты теста.
Да - 2 очка; Иногда - 1 очко; Нет - 0 очков.
30-32 - некоммуникабелен.
25-29 - замкнут, неразговорчив, предпочитает одиночество.
19-24 - в известной степени общителен.
14-18 - нормальная коммуникабельность, любознательность.
9-13 - Вы веселы, общительны, разговорчивы.
ТЕСТ 2 .
Оценка агрессивности педагога. (А. Ассингер)
Подчеркните ответ.
I. Склонны ли Вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?
1.Всегда
2.Иногда
3.Никогда
II. Как Вы ведете себя в критической ситуации?
1.Внутренне критикуете.
2.Сохраняете внутреннее спокойствие.
3.Теряете самообладание.
III. Каким считают Вас коллеги?
1.Самоуверенным и завистливым.
2.Дружелюбным.
3.Спокойным и независтливым.
IV. Как Вы отреагируете, если Вам предложат ответственную должность?
1.Примите ее с некоторым опасением.
2.Согласитесь без колебаний.
3.Откажитесь от нее ради собственного спокойствия.
V. Как Вы будете вести себя, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с Вашего стола бумагу?
1.Выдадите ему по первое число.
2.Заставите вернуть.
3.Спросите, не нужно ли ему что-нибудь еще.
VI. Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся (-ась) с работы позже обычного?
1."Что тебя так задержало?"
2."Где ты торчишь допоздна?"
3."Я уже начал (-а) волноваться."
VII. Как Вы ведете себя за рулем автомобиля?
1.Стоятесь ли обогнать машину, которая "показала вам хвост"?
2.Вам все равно, сколько машин вас обогнало.
3.Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал Вас.
VIII. Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?
1.Сбалансированными.
2.Легкомысленными.
3.Крайне жесткими.
IX. Что Вы предпринимаете, если не все удается?
1.Пытаетесь свалить вину на другого.
2.Смиряетесь.
3.Становитесь впредь осторожнее.
X. Как вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи?
1."Пора бы уже запретить им такие развлечения".
2."Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать".
3."И что мы только с ними возимся".
XI. Что Вы ощущаете, если место, которое хотели Вы занять, досталось другому?
1."И зачем я только на это нервы тратил?"
2."Верно, его физиономия шефу приятнее".
3."Может быть, мне это удастся в другой раз?"
XII. Как Вы смотрите страшные фильмы?
1.Боитесь.
2.Скучаете.
3.Получаете искреннее удовольствие.
XIII. Если из-за дорожной пробки Вы опаздываете на важное совещание?
1.Будете нервничать во время заседания.
2.Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров.
3.Огарчитесь.
XIV. Как Вы относитесь к своим спортивным успехам?
1.Обязательно стараетесь выиграть.
2.Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым.
3.Очень сердитесь, если не везет.
XV. Как Вы поступите, если Вас плохо обслужили в ресторане?
1.Стерпите, избегая скандала.
2.Вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание.
3.Отправитесь с жалобой к директору ресторана.
XVI. Как Вы себя поведете, если Вашего ребенка обидели в школе?
1.Поговорите с учителем.
2.Устроите скандал родителям и малолетнему "преступнику".
3.Посоветуете ребенку дать сдачи.
XVII. Какой, по-вашему, Вы человек?
1.Средний.
2.Самоуверенный.
3.Пробивной.
XVIII. Что Вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед Вами?
1."Простите, это моя вина".
2."Ничего, пустяки".
3."А повнимательнее Вы быть не могли".
XIX. Как Вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?
1.Когда, наконец, будут приняты конкретные меры?
2.Надо бы ввести телесные наказания.
3.Нельзя все валить на молодежь.
XX. Представьте, что Вам предстоит, заново родится, но уже животным. Какое животное Вы предпочтете?
1.Тигра или леопарда.
2.Домашнюю кошку.
3.Медведя.
Результаты теста.
Подчеркнутые ответы суммируем.
36-44 очка. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
45-34 очка. Повышенная агрессивность, нередко бываете неуравновешенным, чрезмерно жестоким по отношению к другим. Надеетесь добраться до управленческих верхов, рассчитываете на собственные методы, добиваетесь успеха, жертвуя интересами окружающих. При малейшей возможности стараетесь наказать сослуживцев.
35 и менее. Чрезмерно миролюбивы, что обуславливает недостаточную уверенность в собственных силах и возможностях.
Если по 7-ми вопросам набрано по 3 очка и менее чем по 7 вопросам - по 1-му очку - агрессивность носит разрушительный характер.
Если по 7 вопросам и более получено по1-му очку и менее, чем по 7 вопросам - по 3 очка, то Вы чрезмерно замкнуты, Вам не всегда присущи вспышки агрессивности, Вы их подавляете.
ТЕСТ 3
Методика - Педагогические ситуации.
Эта методика позволяет судить о педагогических способностях человека на основе того, какой выход он находит из ряда описанных в ней педагогических ситуаций. Перед началом исследования испытуемый получает инструкцию следующего содержания:
"Перед вами - ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правилен, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно указать свой, оригинальный в двух нижних строках после всех перечисленных для выбора альтернатив. Это, как правило, будет 7-й и последующие варианты ответов на ситуацию".
Ситуация 1
Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: "Мне всегда смешно глядеть на вас и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия". Как вы отреагируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже.
1. "Вот тебе и на!"
2. "А что тебе смешно?"
3. "Ну, и ради бога!"
4. "Ты что, дурачок?"
5. "Люблю веселых людей".
6. "Я рад(а), что создаю у тебя веселое настроение".
7. ______________________________________________
Ситуация 2
В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: "Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить".
Ваша реакция:
1. "Твое дело - учиться, а не учить учителя".
2. "Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить".
3. "Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?"
4. "Тебе просто не хочется учиться".
5. "Мне интересно знать, почему ты так думаешь".
6. "Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль".
7. ___________________________________________
Ситуация 3
Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: "Я не хочу это делать!" - Какой должна быть реакция учителя?
1. "Не хочешь - заставим!"
2. "Для чего же ты тогда пришел учиться?"
3. "Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос".
4. "Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?"
5. "Не мог бы ты объяснить, почему?"
6. "Давай сядем и обсудим - может быть, ты и прав".
7. ______________________________________________
Ситуация 4
Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся, как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: "Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?" - Что должен на это ему ответить учитель?
1. "Если честно сказать - сомневаюсь".
2. "О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться".
3. "У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды".
4. "Почему ты сомневаешься в себе?"
5. "Давай поговорим и выясним проблемы".
6. "Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать".
7.___________________________________________
Ситуация 5
Ученик говорит учителю: "На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзьями, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)". - Как нужно ответить ему?
1. "Попробуй только!"
2. "В следующий раз тебе придется придти в школу с родителями".
3. "Это - твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет) Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу"
4 "Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям"
5. "Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?"
6. "А что ты собираешься делать дальше?"
7."Мне интересно знать, почему посещение концерта (прогулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интереснее, чем занятия в школе?"
8. "Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интереснее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел(а) бы знать, почему это так именно для тебя?"
9 ___________________________________________
Ситуация 6
Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему "Вы выглядите очень усталым и утомленным". - Как на это должен отреагировать учитель7
1 "Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания"
2. "Да, я плохо себя чувствую".
3. "Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри".
4. "Я сегодня плохо спал, у меня много работы".
5 "Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям".
6 "Ты - очень внимательный, спасибо за заботу".
7 ___________________________________________
Ситуация 7
"Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне", - говорит, ученик учителю и добавляет: "Я вообще думаю бросить занятия" - Как на это, должен отреагировать учитель?
1. "Перестань говорить глупости!"
2. "Ничего себе, додумался!"
3. "Может быть, тебе найти другого учителя!"
4. "Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание!"
5. "А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы!"
6. "Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе!"
7. ___________________________________________
Ситуация 8
Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю самоуверенность "Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет" - Какой должна быть на это реплика учителя?
1. "Ты слишком хорошо думаешь о себе".
2. "С твоими-то способностями! - Сомневаюсь!"
3. "Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так!"
4. "Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то у тебя все получится".
5. "Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения".
6. "Излишняя самоуверенность вредит делу"
7. ___________________________________________
Ситуация 9
В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся говорит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно много работать: "Меня считают достаточно способным человеком". - Что должен ответить ему на это учитель?
1. "Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь".
2. "Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не свидетельствуют об этом".
3. "Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются".
4. "Я рад(а), что ты такого высокого мнения о себе".
5. "Это тем более, должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении".
6. "Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности".
7.___________________________________________
Ситуация 10
Учащийся говорит учителю: "Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т. п.)". - Как следует на это отреагировать учителю?
1. "Ну вот, опять!"
2. "Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?"
3.."Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее".
4. "Я хотел(а) бы знать, почему?"
5. "У тебя, вероятно, не было для этого возможности?"
6. "Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?"
7.___________________________________________
Ситуация 11
Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: "Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся". - Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика?
1. "Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?"
2. "Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!"
3. "Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты".
4. "Я хотел(а) бы знать, почему я должен(на) особо выделять тебя среди остальных учеников?"
5. "Если бы я тебе сказал(а), что люблю тебя больше, чем других учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?"
6. "Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?"
7.______________________________________________
Ситуация 12
Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, говорит: "Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чем причина этого и как мне быть дальше?" - Что должен на это ответить учитель?
1. "У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности".
2. "У тебя нет никаких оснований для беспокойства". У
3. "Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы".
4. "Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить".
5. "Я не готов(а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать".
6. "Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось".
7.__________________________________________
Ситуация 13
Ученик говорит учителю: "Мне не нравится то, что вы говорите и защищаете на занятиях". - Каким должен быть ответ учителя?
1. "Это - плохо".
2. "Ты, наверное, в этом не разбираешься".
3. "Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение изменится".
4. "Почему?"
5. "А что ты сам любишь и готов защищать?"
6. "На вкус и цвет товарища нет".
7. "Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?"
8. _____________________________________________
Ситуация 14
Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: "Я не хочу работать (учиться) вместе с ним". - Как на это должен отреагировать учитель?
1. "Ну и что?"
2. "Никуда не денешься, все равно придется".
3. "Это глупо-с твоей стороны".
4. "Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой".
5. "Почему?"
6. "Я думаю, что ты не прав".
7. _______________________________________
Оценка результатов и выводы
Каждый ответ испытуемого - выбор им того или иного из предложенных вариантов - оценивается в баллах в соответствии с ключом, представленным в таблице 34. Слева по вертикали в этой таблице своими порядковыми номерами указаны педагогические ситуации, а справа сверху также по порядку их следования представлены альтернативные ответы на эти ситуации. В самой же таблице (приведены баллы, которыми оцениваются различные варианты ответов на разные педагогические ситуации.

Примечание: Свободные ответы оцениваются отдельно, и соответствующие оценки добавляются к общей сумме баллов.
Способность правильно решать педагогические проблемы определяется по сумме баллов, набранной испытуемым по всем 14 педагогическим ситуациям, деленной на 14.
Если испытуемый получил среднюю оценку выше 4,5 балла, то его педагогические способности (по данной методике) считаются высокоразвитыми. Если средняя оценка находится в интервале от 3,5 до 4,4 балла, то педагогические способности считаются среднеразвитыми. Наконец, если средняя оценка оказалась меньше, чем 3,4 балла, то педагогические способности испытуемого рассматриваются как слаборазвитые.

ТЕСТ 4
Оценка психологического климата в педагогическом коллективе.
Оценивать по полярным профилям.
3 2 1 0 -1 -2 -3 1.Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения. 1.Преобладаетподавленное настроение 2.Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии. 2.Конфликтность в отношениях, антипатия. 3.В отношениях между группировками внутри кол-ва существует взаимное расположение, понимание. 3.Группировкаи конфликтуют между собой. 4.Членам кол-ва нравится вместе проводить время, участвовать в совместной жизни. 4.Проявляют безразличие к тесному сотрудничеству, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.
5.Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов кол-ва. 5.Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство. 6.С уважением относятся к мнению друг друга. 6.Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей. 7.Достижения и неудачи кол-ва переживаются как свои. 7.Достижения и неудачи кол-ва не находят отклика у членов кол-ва. 8.В трудные минуты для кол-ва происходит эмоциональное единение "один за всех и все за одного". 8. В трудные минуты кол-в раскалывается, вызывают споры, растерянность, взаимные обвинения. 9.Чувство гордости за кол-в, если его отличают руководители. 9.К похвалам и поощрению кол-ва здесь относятся равнодушно. 10.Кол-в активен, полон энергии. 10.Кол-в инертен и пассивен. 11.Участливы и доброжелательны по отношению к новым членам кол-ва, помогают им освоится. 11.Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность. 12.Совместные дела увлекают всех, велико желание работать кол-но. 12.Кол-в невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах. 13.В кол-ве существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту. 13.Кол-в заметно разделяется на "привилегированных", пренебрежительное отношение к слабым.
Результаты теста.
I.С начало прочитав левый затем правый текст теста и расставить "+" под соответствующим баллом.
3 - свойство проявляется в кол-ве всегда.
2 - свойство проявляется в случаях.
1 - свойство проявляется не редко.
0 - свойство проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.
Необходимо сложить: 1) " + " - положительный результат;
2) " - " - отрицательный результат.
Из большей величины вычесть меньшую.
II. Все цифры полученные, полученные после ответов, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих.
+22 и более - это высокая степень благоприятного и социально положительного климата.
от 8 - 22 - средняя степень благоприятности социально положительного климата.
от 0 - 8 - низкая степень.
от 0 - (-8) - начальная не благоприятность.
от (-8) до (-10) - средняя не благоприятность.
от (-10) и ниже - сильная не благоприятность.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Вопросы заданные Захарову И.В.
1.Обычно я спокойно переношу общество самодовольных людей:
1 - да; 2 - не всегда; 3 - никогда не переношу.
2. Если меня назначают ответственным за что-либо, то я настаиваю, чтобы мои распоряжения строго выполнялись, а иначе отказываюсь от назначения:
1 - да; 2 - когда как; 3 - никогда.
3. Если бы кто-то разозлился на меня, то я:
1 - постарался бы его успокоить;
2 - не знаю, как повёл бы себя;
3 - это вызвало бы у меня ответное раздражение.
4. Когда мною пытаются командовать, я нарочно делаю всё наоборот:
1 - да; 2 - когда как; 3 - нет.
5. Если учителя или родители в чём-то меня упрекают, то, как правило, за дело:
1 - верно; 2 - не всегда верно; 3 - неверно.
6. Если я абсолютно уверен, что человек поступает несправедливо или эгоистично, то я заявляю ему об этом, даже если это грозит мне некоторыми неприятностями:
1 - да; 2 - когда как; 3 - нет.
7. Когда люди ведут себя глупо, то я:
1 - спокойно думаю, что на ошибках учатся;
2 - не знаю, как себя вести;
3 - начинаю волноваться и пытаюсь вмешаться в их поведение.
8. Если моё удачное замечание осталось незамеченным, то я:
1 - не повторяю его;
2 - затрудняюсь ответить;
3 - повторяю своё замечание снова, чтобы обратить на него внимание.
9. Иногда у меня бывали огорчения из-за того, что люди говорили обо мне дурно за глаза, без всяких на то оснований:
1 - да; 2 - трудно ответить; 3 - нет.
Вопросы заданные Косаревой Л.Н.
1. На собраниях и в компаниях я:
1 - стараюсь быть на виду у всех;
2 - нечто среднее;
3 - предпочитаю держаться в тени.
2. Неожиданно оказавшись в центре внимания людей, я теряюсь:
1 - да; 2 - нечто среднее; 3 - нет.
3. Я всегда рад присоединиться к большой компании:
1 - да; 2 - нечто среднее; 3 - нет.
4. В присутствии значительных людей, которые старше меня по возрасту, занимают более высокое положение, чем я, и имеют больше жизненного опыта, я предпочитаю:
1 - вести себя скромно;
2 - когда как;
3 - вести себя с ними на равных.
5. Мне трудно выступать перед большой аудиторией:
1 - да; 2 - не знаю; 3 - нет.
6. В обычных ситуациях в обществе я испытываю волнение, напоминающее мне то, которое испытывает актёр перед выходом на сцену:
1 - да; 2 - не всегда; 3 - никогда.
7. Находясь в группе людей, я держусь в стороне и чаще предоставляю возможность говорить другим, чем выступаю сам:
1 - да; 2 - не знаю; 3 - нет.
8. Я легко осваиваюсь в любом обществе:
1 - да; 2 - не знаю; 3 - нет.
9. Когда нужно проявить немного дипломатии и умения убедить людей в чём-нибудь, то обычно обращаются ко мне:
1 - верно; 2 - когда как; 3 - неверно.
10. Я считаю себя очень общительным и открытым человеком:
1 - да; 2 - нечто среднее; 3 - нет.
11. В общении с людьми я:
1 - не стараюсь сдерживать свои чувства;
2 - нечто среднее;
3 - скрываю свои чувства.
Вопросы заданные Рябченко Н.С.
1. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справляться с жизненными трудностями:
1 - всегда; 2 - как правило; 3 - редко.
2. При виде диких животных мне становится не по себе, даже если они надёжно заперты и никакая опасность мне не угрожает:
1 - да; 2 - не всегда; 3 - никогда.
3. Иногда какая-нибудь навязчивая мысль не даёт мне заснуть:
1 - да; 2 - редко; 3 - никогда.
4. Я в своей жизни, как правило, достигаю те цели, которые поставил перед собой:
1 - да; 2 - иногда; 3 - почти никогда.
5. Мои друзья:
1 - меня никогда не подводили;
2 - иногда подводили, иногда нет;
3 - подводили довольно часто.
6. Мне кажется, что многие люди не замечают или избегают меня, хотя я и не знаю, почему это происходит:
1 - да; 2 - не уверен; 3 - нет.
7. Люди относятся ко мне менее доброжелательно, чем я этого заслуживаю своим добрым отношением к ним:
1 - да; 2 - иногда; 3 - нет.
8. Оказываясь в компании людей, в которой есть своя мораль и правила поведения, где употребление крепких слов - норма, я теряюсь:
1 - верно; 2 - когда как; 3 - неверно.
9. Когда я слушаю музыку, а рядом громко разговаривают, то:
1 - это мне не мешает, я вполне могу отвлечься и сосредоточиться на своём;
2 - нечто среднее;
3 - это мне всегда мешает, злит и портит настроение.
10. Когда приходит время для осуществления того, что
я заранее планировал и ждал, я иногда чувствую
себя не в состоянии это сделать:
1 - согласен; 2 - нечто среднее; 3 - не согласен.
11. Обычно я могу сосредоточенно работать, не обращая внимания на шум:
1 - да; 2 - иногда; 3 - нет.
12. У меня бывают такие тревожные сны, что я часто просыпаюсь:
1 - да; 2 - трудно сказать; 3 - нет.
13. Если я совершил какой-то проступок, то быстро забываю об этом:
1 - да; 2 - когда как; 3 - нет.
Вопросы заданные Сабинова Ю.Р.
1. Обычно я спокойно переношу общество самодовольных людей:
1 - да; 2 - не всегда; 3 - никогда не переношу.
2. Если меня назначают ответственным за что-либо, то я настаиваю, чтобы мои распоряжения строго выполнялись, а иначе отказываюсь от назначения:
1 - да; 2 - когда как; 3 - никогда.
3. Если бы кто-то разозлился на меня, то я:
1 - постарался бы его успокоить;
2 - не знаю, как повёл бы себя;
3 - это вызвало бы у меня ответное раздражение.
4. Если с человеком говорить начистоту, то он никогда. не обидится, даже если не всё ему будет приятно:
1 - да; 2 - не знаю; 3 - нет.
5. Когда мною пытаются командовать, я нарочно делаю всё наоборот:
1 - да; 2 - когда как; 3 - нет.
6. Если я абсолютно уверен, что человек поступает несправедливо или эгоистично, то я заявляю ему об этом, даже если это грозит мне некоторыми неприятностями:
1 - да; 2 - когда как; 3 - нет.
7. Когда люди ведут себя глупо, то я:
1 - спокойно думаю, что на ошибках учатся;
2 - не знаю, как себя вести;
3 - начинаю волноваться и пытаюсь вмешаться в их поведение.
8. Если моё удачное замечание осталось незамеченным, то я:
1 - не повторяю его;
2 - затрудняюсь ответить;
3 - повторяю своё замечание снова, чтобы обратить на него внимание.
9. Иногда у меня бывали огорчения из-за того, что люди говорили обо мне дурно за глаза, без всяких на то оснований:
1 - да; 2 - трудно ответить; 3 - нет.
Вопросы заданные Смолянской Н.С.
1. Я предпочёл бы иметь такую работу, в которой:
1 - можно было бы много заработать с риском потерпеть неудачу;
2 - не знаю;
3 - можно иметь не очень высокий, но твёрдый заработок.
2. Человек, способный не показывать свои чувства окружающим, кажется мне:
1 - изворотливым;
2 - трудно сказать каким;
3 - воспитанным.
3. Если в новой компании кто-то много и громко смеётся, то это говорит о том, что данный человек:
1 - жизнерадостный; 2 - не знаю;
3 - не умеет себя вести.
4. Я предпочёл бы общаться с людьми вежливыми и деликатными, а не с грубыми и слишком прямолинейными:
1 - да; 2 - не знаю; 3 - нет.
5. Иногда я говорю посторонним людям вещи, кажущиеся мне важными, даже если они сами меня об этом не спрашивают:
1 - да; 2 - не знаю; 3 - нет.
6. Я считаю, что непринуждённость в поведении важнее, чем соблюдение правил хорошего тона:
1 - да; 2 - не знаю; 3 - нет.
7. В шутках о смерти нет ничего дурного или противного хорошему вкусу:
1 - согласен; 2 - не знаю; 3 - не согласен.
8. Если осуществлению моих замыслов мешают только люди, а не объективные обстоятельства, то я предпочитаю действовать в соответствии с замыслами:
1 - да; 2 - когда как; 3 - нет.
9. В туристическом путешествии я предпочёл бы придерживаться заранее намеченной программы, составленной специалистами, чем самому планировать свой маршрут:
1 - да; 2 - не знаю; 3 - нет.
10. В воспитании важнее:
1 - окружить ребёнка теплом и заботой;
2 - трудно ответить;
3 - выработать у ребёнка полезные знания и умения.


23

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Управление финансовыми рисками в российских банках
 Факторы производства и виды дохода; доводы в пользу рабочей собственности и рабочего самоуправления + задача
Ваши отзывы
kx29h7
рџ”• You got a transaction from us. Receive >> https://out.carrotquest.io/r?hash=YXBwPTYyNTczJmNvbnZlcnNhdGlvbj0xNzI3NDAzODEwMjkwMTQwNjI1JmFjdGlvbj1jbGlja2VkJnVybD1odHRwcyUzQSUyRiUyRnRlbGVncmEucGglMkZHby10by15b3VyLXBlcnNvbmFsLWNhYmluZXQtMDUtMTAmcmFpc2Vfb2

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.