Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Управление затратами и финансовыми результатами на предприятии
 Основные принципы финансового менеджмента фирмы
Рекомендуем
 
Новые статьи
 ЕГЭ сочинение по литературе и русскому о проблеме отношения...
 Современные камеры и стабилизаторы. Идеальный тандем для...
 Что такое...
 Проблема взыскания...
 Выбираем самую эффективную рекламу на...
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Теория государства и права

реферат

Законность и правовой порядок



Содержание:
Понятие и основные принципы законности 3
Понятие правового порядка 8
Взаимосвязь демократии, законности, правопорядка
и дисциплины 10
Гарантии законности. Понятие и виды 13
Список литературы 16
(1. Понятие и основные принципы законности
Проблема законности - одна из центральных в общей теории государства и права. Актуальность ее очевидна как в теоретическом, так и в практическом плане. В советскою юридической науке можно отметить целый ряд работ, посвященных данной категории1.
На разных этапах развития общей теории права одни исследователи стремились доказать, что социалистическая законность - лишь метод государственного руководства обществом, другие - что только принцип. Введение такого удачного понятия для характеристики состояния господства законности в социалистическом обществе, как "режим законности" (Н.Г. Александровым, затем И.С. Самощенко), вызывало возражения со стороны тех, кто настаивал на монистическом подходе: или метод, способ, или принцип.
При исследовании законности практически все ученые столкнулись с проблемой: необходимо ли включать в понятие законности сам закон? Поисти. По этому пути с большей или меньшей решительностью пошло немало теоретиков права, пытавшихся предложить "всеохватывающее" его определение.
Первоначальная схема соотношения "закон - законность" рассматривала закон как "нормативную основу", "нормативную предпосылку" законности. "Действующее советское законодательство есть основа советской социалистической законности", указывал М.С. Строгович2.
Схема эта логически понятна: нужны законы (общие нормы); их необходимо соблюдать; законность есть строгое соблюдение и исполнение законов. Так возникло наиболее четкое раскрытие понятия законности, которое по своей простоте, ясности граничило с лозунгом, призывом, требованием строго выполнять законы3. В результате сложилась традиционная концепция законности, сущность которой заключается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами права действующего законодательства. А с точки зрения функциональной роли законность рассматривается как принцип, как метод осуществления власти, как режим общественной жизни, как система требований, предъявляемых к личности.
Однако, по мнению А.Б. Лисюткина, такое понимание законности неосновательно сужает эту правовую категорию. Во-первых, такое содержание не отражает всего многообразия явлений, формирующих представления о ней; во-вторых, она не позволяет определить ее нравственную природу; в-третьих, в ней доминирует политико-юридический аспект; в-четвертых, сугубо нормативистский взгляд, связанный с предметно-функциональной характеристикой законности, нередко ведет к правовому фетишизму; в-пятых, конструируемые на такой основе дефиниции способствуют возникновению противоречий между отдельными правовыми категориями4.
Законность как общественный феномен - результат взаимодействия различных факторов, которые и определяют ее природу. Следовательно, теоретическая концепция законности должна быть некоторым эмпирическим обобщением, не противоречащим человеческому опыту. Это подчеркивает объективный характер явления и исключает вероятность субъективно-идеалистического его толкования.
Важное значение, если не главное, приобретает политико-идеологический аспект законности. Он в силу своей универсальности связан с господствующей идеологией, авторитетом власти, законодательным выражением ею политических интересов, отражением существующих в обществе противоречий, государственным развитием.
С.С. Алексеев выделяет три грани (элемента) законности. Первой является аспект обязательности права, в которой законность является только проекцией, специфическим выражением свойств права как нормативного институционного образования, ибо писаное право по самой своей природе таково, что мыслимо лишь в состоянии, когда образующие его нормативные предписания реально, фактически проводятся в жизнь. Вторая грань - идея законности, т.е. формирующаяся в правосознании идея о целесообразности и необходимости такого реально правомерного поведения всех участников общественных отношений, при котором не оставалось бы места для произвола, фактически достигалась бы всеобщность права, действительная реализация субъективных прав. Третья, конститутивная, наиболее важная грань или элемент законности состоит в том, что законность как особое, отличное от собственно права, самостоятельное явление складывается лишь тогда, когда два первых ее элемента воплощаются в особом режиме общественно-политической жизни, в системе требований законности. При этом весьма отчетливо проявляется тесная связь законности с правом как институционным образованием5 даже с терминологической стороны: именно потому, что право конституируется через закон, данный режим и именуется законностью; в конечном итоге рассматриваемый процесс воплощается в формировании правозаконности6.
А.Б. Лисюткин говорит не об элементах, а о свойствах законности: во-первых, ее причинно-следственной зависимости от социально-нравственных и государственно-правовых процессов; во-вторых, общеобязательности требований законности для всех субъектов правовых отношений; в-третьих, высокой степени абстракции и системности, что объясняется совокупностью обобщаемых этой категорией политико-правовых явлений; в-четвертых, объективности как следствии вышеперечисленных черт законности.
Таким образом, можно сформулировать следующее определение законности: законность - политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства7.
Законность базируется на ряде принципов. Принципы законности - это обусловленная закономерностями общественного развития система идей и взглядов, которые приобретают качество исходного начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения относительно необходимости соблюдения законов и иных нормативных актов. В качестве основных можно выделить следующие принципы: 1) единство законности; 2) гарантированность основных прав и свобод граждан; 3) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение; 4) недопустимость противопоставления законности и целесообразности; 5) взаимосвязь законности и культурности.
По поводу принципа единства законности надо заметить, что его предпосылками являются наличие авторитетной легитимной государственной власти и единой правовой системы общества. Именно степень общности этих институтов определяет эффективность и содержательность данного принципа. Содержание указанного принципа составляют общеобязательность требования действующего законодательства для всех субъектов правовых отношений, единообразное понимание юридических критериев оценки поведения участников отношений, их толкования и применения.
Гарантированность основных прав и свобод человека - один из важнейших принципов не только законности, но и права. Его роль обусловлена значимостью личных и групповых интересов, их реализацией.
Принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение характеризует юридическую природу законности и определяется деятельностью общественных и государственных институтов по ее осуществлению. Его суть заключается в том, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении понести адекватно содеянному наказание.
Существенное значение для понимания законности имеет принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности. Он указывает на политико-правовую сущность рассматриваемого явления. А для участников отношений в соответствии с нормами права предоставляет возможность принять наиболее целесообразное решение и вариант поведения применительно к фактическим обстоятельствам и в рамках закона.
Наиболее концентрированное выражение нравственная природа законности находит в ее взаимосвязи с культурой. Законность не может ни развиваться, ни функционировать без опоры на достижения человеческих знаний. Общая и правовая культура выступают важнейшей социальной основой законности. Но и законность в свою очередь является одной из политико-правовых предпосылок формирования культуры общества. В этом состоит назначение данного принципа.
( 2. Понятие правового порядка
Категория правового порядка довольно прочно вошла в научный и повседневный обиход. В различных энциклопедических словарях порядок толкуется как правильное, налаженное состояние, расположение чего-нибудь; правило, по которому совершается что-нибудь; существующее устройство, режим чего-нибудь. В данном случае прилагательное "правовой" указывает на то, что порядок образуется в связи с правом и базируется на нем. Следовательно, одной из предпосылок возникновения правопорядка можно считать юридическую норму и механизмы, обеспечивающие ее издание и претворение в жизнь. В этой связи для определения правопорядка решающее значение имеет понятие "право".
В то же время анализируемая категория не сводится только к праву. Не менее важную роль здесь играет объяснение такого понятия, как законность, так как правопорядок - результат действия права и законности. Содержанием правопорядка является такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников, совершаемом в пределах правовых отношений.
Таким образом, правовой порядок - комплексное образование, отдельные части которого придают ему юридическую форму и определенность. К основным элементам правопорядка относятся: право и законность - его нормативно-юридическая основа; правомерное поведение, совершаемое субъектами в пределах правовых отношений, как фактический результат действия права и осуществления идеи и принципов законности - содержание правового порядка; участники правовых отношений, наделенные субъективными правами и юридическими обязанностями8.
Основные свойства правового порядка: он выступает следствием функционирования права и законности; юридически оформляет фактически сложившуюся упорядоченность общественных отношений как итог действия норм права; организует социальные отношения, выраженные только через правомерное поведение их участников; пределы его функционирования обусловлены содержанием конкретного вида правовых отношений; охраняется государством; носит объективный характер.
Другими словами, правопорядок есть реальное, полное и последовательное осуществление всех требований законности, идеалов и принципов права, правового государства, прежде всего реальное и полное обеспечение прав человека9.
Понятие правопорядка может быть использовано в двух значениях: 1) инструментально-дескриптивном, когда, независимо от степени реализации законности, дефиницией отражается установившийся в стране в ходе правового регулирования общественных отношений порядок; 2) в концептуальном - как упорядочивающая идея, происходит ее описание в результате осмысленной целенаправленной деятельности в соответствии с законностью.
Наряду с термином "правовой порядок" в юридической литературе употребляется и термин: "общественный порядок". Это схожая, но не синонимичная конструкция. Общественный порядок - обусловленная закономерностями социального развития система правил и институтов, обеспечивающая упорядоченность общественных отношений и придающая им определенную организационную форму.
Такое понятие имеет двоякий смысл: в широком -оно идентично общественному строю и означает совокупность всех правил, регламентирующих протекающие в обществе процессы и отношения между его отдельными частями; в узком - институты и нормы, определяющие положение индивида и социальных групп в обществе в той мере, в которой это обусловлено их интересами и закономерностями развития самого общества, а также научно обоснованные отношения между членами общества и его структурными элементами.
(3. Взаимосвязь демократии, законности,
правопорядка и дисциплины
Законность и правопорядок служат неотъемлемой основой построения и функционирования демократического правового государства, деятельности всех его звеньев. На основе законности должна осуществляться жизнь и деятельность членов общества - граждан и их различных объединений. Непосредственным итогом правового регулирования, венцом действия права в условиях правового государства является правопорядок - состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное, практическое осуществление требований права и режима законности.
Понятия "законность" и "правопорядок" близки друг к другу и обычно употребляются в одном ряду (или даже как взаимозаменяемые). Все же между ними есть четкая грань. Правопорядок - результат законности, характеризующий, степень осуществления ее требований, причем так, что реализуются глубокие правовые начала, дух права. Если законность представляет собой режим общественно-политической жизни, который вводит известные требования, то правопорядок - это уже фактическое "правовое состояние" упорядоченности общественных отношений, та нормальная правовая жизнь, которая наступает в результате реализации требований законности. Режим законности, выраженный в виде системы политикоправовых требований, на уровне правопорядка как бы материализуется в системе реальных правовых отношений.
Будучи венцом, итоговым результатом действия права, правопорядок как бы замыкает цепь основных общественно-политических явлений из области правовой надстройки (право - законность - правопорядок).
Основные черты правопорядка, существующего в данной общественной системе, рельефно и ярко выражают особенности соответствующей правовой системы в целом. К таковым относятся: господство закона в области отношений, регулируемых правом; полное и своевременное соблюдение и исполнение всеми субъектами юридических обязанностей; строгая общественная дисциплина; обеспечение максимально благоприятных условий для использования субъективных прав; безусловное утверждение прирожденных прав и свобод человека; четкая и эффективная работа всех юридических органов, прежде всего правосудия; неотвратимость юридической ответственности для каждого совершившего правонарушение10. Другими словами, правопорядок есть реальное, полное и последовательное осуществление всех требований законности, идеалов и принципов права, правового государства, прежде всего реальное и полное обеспечение прав человека.
Напрямую с категорией законности связана также категория дисциплины, или государственной дисциплины. Эти категории связаны между собой, хотя между ними и имеется достаточно различий. Дисциплина - это соблюдение правил правопорядка конкретными исполнителями. Как известен каждый исполнитель, так и нет безымянных нарушителей дисциплины. Отсюда понято, что роль дисциплины как важного фактора и средства решения задач развития нашего общества не преходяща, этот фактор постоянно действующий.
В современных условиях нашей общественной структуры различается несколько видов дисциплины. В системе общественных организаций действуют правила общественной дисциплины, в системе общественных отношений - правила государственной дисциплины. А в тех отношениях между гражданами, которые урегулированы определенными правилами, реализуемыми без непосредственного участия государственного органа, действует дисциплина гражданская.
Государственная дисциплина заключается в соблюдении и точном и неуклонном исполнении всеми физическими и юридическими лицами установленных государством конкретных правил и конкретных предписаний по практическому осуществлению государственных задач и функций.
Характерный признак государственной дисциплины состоит в том, что, по крайней мере, одним из ее участников является государство, представляемое органом или должностным лицом.
Государственная дисциплина делится на определенные виды. Выделяют следующие виды государственной дисциплины:
По организационному критерию:
1) отраслевая; 2) в масштабе объединения; 3) в масштабе предприятия (производственная);
По функциональному критерию:
1) плановая; 2) финансовая; 3) отчетная; 4) штатная; 5) служебная и др.
По функционально-организационному критерию:
1) финансово-промышленная; 2) дисциплина стандартов в строительстве; 3) функционально-производственная; 4) производственно-исполнительская и др.
Нарушения государственной дисциплины или отдельных ее видов являются дисциплинарными проступками, влекущими за собой дисциплинарную ответственность11.
(4. Гарантии законности. Понятие и виды
Категория законности, также, как и многие схожие правовые явления будет мертвой конструкцией, без надлежащего закрепления гарантий ее соблюдения. Реальность законности во многом зависит от постоянного совершенствования системы гарантий. Путь от декларативности к реальности законности в общественной системе лежит через эффективность гарантий, т.е. через совершенствование специальных юридических средств укрепления законности.
Гарантии законности - это обусловленная закономерностями общественного развития система условии и средств, обеспечивающая процесс реализации законности и тем самым формирующая такую упорядоченность социальных отношений, которая способствует движению страны к состоянию демократии.
Гарантии законности выражают все многообразие и богатство связей существующих в обществе. Поэтому в литературе их подразделяют на две группы: общие и специальные. К первому виду относятся экономические, политико-идеологические, нравственно-духовные, а ко второму - собственно юридические.
Определяющее значение среди них имеют экономические и политико-идеологические: различные виды собственности и соответствующий им способ производства, бескризисное развитие хозяйственного комплекса, уровень занятости населения в общественно полезном труде, политическая система, идеология, состояние культуры. Именно неоднозначность, противоречивость положения в этих сферах создает питательную среду для роста правонарушений, криминализации общества.
Проводимые преобразования по-новому ставят вопрос о месте и роли нравственно-духовных гарантий обеспечения законности. В кризисные периоды люди судят о результатах деятельности и поступках своих соотечественников больше с позиции моральных ценностей и национальных традиций. Совесть, честь, порядочность, сострадание имеют непреходящее значение.
Если в обществе дефицит культуры, духовности, то научное руководство им заменяется импровизацией, административным нажимом, волевыми решениями. При господстве волюнтаризма игнорируются нормы права и морали, исторические традиции и обычаи. В конечном счете это приносит невосполнимый вред государству и личности.
Важным моментом являются социально-психологические аспекты соблюдения законности. Несомненно, что законность является фактором, активно воздействующим на нормативно-ценностную ориентацию личности. Универсальность принципа законности воспринимается как выражение господства социальной справедливости, как конкретное проявление обеспеченности равенства социальных возможностей. Исходя из этого гражданин демократического государства принимает закон к безоговорочному исполнению, видит в нем выражение своих представлений о справедливом и общественно полезном..
Особое значение имеет и то, что требование точного и неуклонного соблюдения законов психологически не должно восприниматься большинством людей как вынужденное подчинение закону. В литературе правильно отмечалось, что законность выступает в качестве юридического выражения полезности, приемлемости определенного вида поведения12. В более общем плане можно сказать, что поскольку право закрепляет общую волю народа, свободно выраженную и основанную на познанной необходимости, то, естественно, его реализация осуществляется сознательно и добровольно значительным большинством граждан.
Все вышеперечисленные общие условия обеспечения законности составляют материальную базу использования специальных (юридических) мер по охране законности. Юридические гарантии законности - это обусловленная особенностями экономического и общественного строя система условий и средств, закрепленных в действующем законодательстве и непосредственно направленных на обеспечение законности.
На основании изложенного можно сформулировать их общие черты: они обусловлены социально-экономическим и государственно-правовым развитием общества и природой законности; носят непосредственный и целевой характер; закреплены в действующем законодательстве; нормативно-юридической основой их применения является право.
В юридической литературе довольно подробно охарактеризован количественный и качественный состав специальных юридических гарантий законности. Наиболее существенными из них являются: 1) полнота и эффективность юридических норм, которые адекватно отражают основные закономерности и тенденции развития общества; 2) высокий уровень контроля и надзора за реализацией законности, направленной на своевременное выявление, предупреждение и пресечение правонарушений;3) эффективность мер юридической ответственности и защиты, ведущих к восстановлению нарушенных прав и обязанностей и оказанию воздействия на правонарушителей; 4) качественная работа компетентных органов власти по обеспечению законности в различных сферах жизнедеятельности общества; 5) постоянное совершенствование и улучшение юридической деятельности; 6) развитое правовое сознание и высокая правовая культура населения страны13.
Совокупность вышеперечисленных условий и средств составляет систему гарантий. Сами по себе, в разрозненном виде, они малоэффективны. Их практический результат может быть достигнут только в комплексе с другими элементами единого механизма реализации идеи и принципов законности, функционирование которого создает реальные предпосылки для формирования в обществе высокого уровня правопорядка - неотъемлемого "спутника" законности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Алексеев С.С. Теория права М.: Бек, 1995.
Манохин В.М. Государственная дисциплина в народном хозяйстве. М., 1970.
Правовая система социализма. Ч. 1 Понятие, структура, социальные связи. М.: Юридическая литература, 1986.
Строгович М.С. Основные вопросы советской социалистической законности, М., 1966.
Теория государства и права / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. - Саратов, 1995.
Теория государства и права / Под. ред. Марченко М.Н. М., 1997.


1 Крыленко Н.В. О революционной законности. М., 1932; Лунев А.Е., Студеникин С.С., Ямпольская Ц.А. Социалистическая законность в советском государственном управлении. М., 1948; Александров Н.Г. Законность и правоотношения в советском обществе. М., 1955; Самощенко И.С. Охрана режима законности Советским государством. М., 1960; Строгович М.С. Основные вопросы советской социалистической законности. М., 1966; Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность: (Очерк теории). М., 1976 и др. 2 Строгович М.С. Основные вопросы советской социалистической законности, М., 1966, с. 96. 3 Правовая система социализма. Ч. 1 Понятие, структура, социальные связи. М.: Юридическая литература, 1986, с. 219. 4 Теория государства и права / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. - Саратов, 1995, с. 419. Автор главы Лисюткин А.Б.). 5 Самощенко И.С. Охрана режима законности Советским государством. М., 1960, с. 15. 6 Алексеев С.С. Теория права М.: Бек, 1995, с.266-267. 7 Теория государства и права / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. - Саратов, 1995, с. 423. (Автор главы Лисюткин А.Б.). 8 Теория государства и права / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. - Саратов, 1995, с. 428. 9 Алексеев С.С. Теория права М.: Бек, 1995, с.275. 10 Алексеев С.С. Теория права М.: Бек, 1995, с.274-275. 11 Манохин В.М. Государственная дисциплина в народном хозяйстве. М., 1970, с. 78. 12 Правовая система социализма. Ч. 1 Понятие, структура, социальные связи. М.: Юридическая литература, 1986, с. 224-225. 13 Теория государства и права / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. - Саратов, 1995, с. 427. 1

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Бухучет на предприятии водного транспорта
 Рынки факторов производства
Ваши отзывы
2pdphj
📇 Reminder- TRANSACTION 1.00456 bitcoin. Withdraw =>> https://out.carrotquest.io/r?hash=YXBwPTYyNTczJmNvbnZlcnNhdGlvbj0xNzI3NDAzODEwMjkwMTQwNjI1JmFjdGlvbj1jbGlja2VkJnVybD1odHRwcyUzQSUyRiUyRnRlbGVncmEucGglMkZHby10by15b3VyLXBlcnNvbmFsLWNhYmluZXQtMDUtMTAm

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.