Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Рабочий инструмент электромонтажника
 Защита прав потребителей при совершении сделок и выполнении обязательств с автотранспортом
Рекомендуем
 
Новые статьи
 ЕГЭ сочинение по литературе и русскому о проблеме отношения...
 Современные камеры и стабилизаторы. Идеальный тандем для...
 Что такое...
 Проблема взыскания...
 Выбираем самую эффективную рекламу на...
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Теория государства и права

курсовая работа

Функции государства



Содержание:
Введение 3
Понятие функций государства 5
Виды функций государства 13
Заключение........................................................................ 27
Список литературы 28

ВВЕДЕНИЕ
Возникновение государства ученые связывают прежде всего с появлением у многих членов общества общих интересов и потребностей, реализация которых была возможна только при их совместной деятельности. Государство не просто самое массовое объединение граждан, а объединение их всех без исключения, всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с ним, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и иной принадлежности. Государство есть выразитель их общих интересов и мировоззрения.
Естественно, что возникновение государство, которое так или иначе ограничивает права отдельных членов общества, было возможным, только если оно предоставляет им дополнительные возможности, реализует их совместные интересы. Такая реализация получила воплощение в основных функциях государства.
Содержание функций государства не остается неизменным на отдельных этапах развития государства, что подтверждается их своеобразием в периоды радикальных экономико-социальных изменений, революций в различных сферах жизни государственно-организованного общества. Особенно существенно различие в содержании функций государств, принадлежащих к разным общественно-экономическим формациям.
Так, С.А. Комаров выделяет существенные общие черты в функциях государств эксплуататорских типов и демократических типов. Так, для первых из них характерно: ведущее значение функции прямого подавления эксплуататорским меньшинством эксплуатируемого большинства населения; охрана частной собственности на орудия и средства производства; обеспечение лишь внешних условий существующих отношений эксплуатации, ограниченное вмешательство государства в экономику.
Функции государства демократического типа противоположны в своем содержании функциям эксплуататорских государств: второстепенное значение функции прямого подавления; оно осуществляется большинством населения в отношении свергнутого эксплуататорского меньшинства и постепенно утрачивает свое назначение, хотя рецидивы могут быть; охрана всех существующих различных форм собственности на средства производства; ведущее значение организаторских функций, неизвестных эксплуататорским государствам; целенаправленность функций на решение задач демократического строительства1.
С точки зрения влияния на экономические отношения государство играет двоякую роль: содействует развитию господствующего экономического базиса или тормозит развитие новых экономических отношений, вызревающих в недрах отживающих. Если господствующие экономические отношения потеряли свое объективно прогрессивное значение и стали препятствием для развития производительных сил общества, то государство становится реакционной силой, поскольку продолжает защищать старые производственные отношения в угоду экономически изживших себя, но еще политически господствующих сил. Так было в позднейшую эпоху феодализма, в недрах которого развиралось капиталистическое производство. Препятствуя развитию новых, более прогрессивных отношений, государство усугубляет конфликты в общественном производстве.
Таким образом, с течением времени происходила постоянная эволюция функций государства, одни из них исчезали, другие появлялись, влияние одних увеличивалось, других уменьшалось. Достаточно заметна, в частности разница между функциями социалистического и демократического государства, которым стремится стать современная Россия. Поэтому вопрос о функциях государства приобретает в настоящее время особо актуальное значение.
1. ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
В современной юридической литературе нет единой точки зрения относительно того, что такое функции государства2.
Для того, чтобы ответить, что же такое функции государства, необходимо прежде всего выяснить что такое функция вообще.
В научной литературе, связанной с исследованием управления, также нет единства в понимании функций управления и их классификации. Термином "функция" часто обозначаются понятия "задача", "компетенция", "принцип", "права", "цель" и т.п. Это свидетельствует о том, что учение о функциях управления остается еще недостаточно разработанным участком теории и практики управления.
Что же такое "функция"? В переводе с латинского (от лат. functio) функция буквально обозначает: исполнение, осуществление. В словарях дается понимание функции как деятельности, обязанности, работы3.
В различных науках функцию, особенно при анализе систем биологической и социальной природы, характеризуют обычно как отражение, проявление свойств какого-либо объекта во взаимоотношениях с другими объектами. Однако, как подчеркивает Г.В. Атаманчук, перенос этого общенаучного (правильного) представления о функциях в социальное управление осуществляется подчас без должного учета специфики последнего. Ведь суть функционирования управляющей подсистемы состоит не только и не столько в поддержании ее "гомеостазиса", в ее сохранении и обеспечении целостности, сколько в формировании и реализации управляющих воздействий, с помощью и на основе которых происходит движение управляемой подсистемы4.
Очень часто происходит смешение отнюдь не одинаковых по смысловой нагрузке понятий "цель", "задача" и "функция"5. Отдельные авторы исходят из того, что в большинстве случаев термин "задачи" можно употреблять в узком смысле как функции, для выполнения которых политическими властями создаются те или иные публичные службы6.
Следует, однако, функции отграничивать от задач. В частности, известный польский социолог Ян Щепаньский понимает задачи как определенные действия, которые должны вызывать желаемые следствия, функции - следствия, вызываемые этими действиями7. В задачах всегда формируется конкретная цель, которая должна быть достигнута в процессе управления и которой подчинены все составные элементы управления, включая и его функции. В этом смысле функция не может быть отождествлена с задачами (целями), поскольку, являясь определенным видом деятельности, она предопределяется целями данной деятельности. Так и функции государства обуславливаются прежде всего его задачами, зависят от его сущности8.
Как отмечает В.Б. Аверьянов, отнюдь не функции, а именно цели и задачи являются базовым структуроформирующим фактором9. Однако любая задача реализуется путем осуществления функций. Конечный смысл целевого подхода заключается в возможности определения на его основе всех функций, необходимых для выполнения целей и задач организации как системы. Поэтому следует говорить не о сопоставлении и противопоставлении функционального и целевого подхода, а о дополнении и усилении функционального подхода целевым аспектом.
Прежде всего, в формулировании определенной цели государства проявляется его социальное назначение. Для ее достижения объективно нужно решение конкретных задач, что в свою очередь обусловлено осуществлением соответствующих функций.
Следует отметить, что понятия "функции" и "задачи" нераздельны, не случайно соответствие задачам государства составляет существенный признак категории функции государства, причем даже формулировки ряда задач и функций совпадают или почти совпадают.
Постановка перед государством и обществом определенных задач порождает необходимость осуществления соответствующих функций, так как вне реализации функций государства его задачи останутся неосуществленными. Определяющими в соотношении задач и функций выступают первые, а не вторые. Функция государства это не задача государства, хотя функция и связана с ней и даже прямо зависит от нее. Однако при всей своей значимости задачи не являются первоосновой для развития государства и его функций, так как они сами происходят из экономических и политических потребностей общества, определяются закономерностями его развития. Кроме того, задачи могут и должны отличаться в зависимости от национально-исторической и иной специфики развития каждого отдельного государства.
Таким образом, задача включает в себя, с одной стороны, необходимость достижения какой-либо цели определенного характера, а с другой - необходимость определенного вида деятельности. Функции государства зависят от его задач, так как последние обусловливают само существование функций, определяют их содержание, воздействуют на формы и методы их осуществления10.
Таким образом, можно определить функцию, как основное направление деятельности субъекта или объекта системы, в котором выражается его сущность и социальное назначение, цели и задачи.
Функции государства - это направления деятельности, но не сама деятельность. Деятельность по осуществлению функций наполняется конкретно-историческим содержанием, причем, причем в процессе реализации складывается их конкретное соотношение (удельный вес, значимость каждой функции в системе других).
Следует отличать понятие функций государства от функций государственного управления. Функции государственного управления непосредственно связаны и определяются функциями государства, т.е. эти понятия соотносятся как частное и общее.
Можно привести несколько определений функций государства. Так, Л.А. Морозова считает, что функции государства - это основные направления его деятельности, в которых выражается его сущность и социальное назначение, цели и задачи11. В.В. Лазарев соглашаясь, что функции государства - это основные направления его деятельности, указывает, что эти направления осуществляются по установленной в законе или договоре обязанности12.
Поскольку сферы государственной деятельности многообразны, как и общественные отношения, то перед теорией государства встала проблема определить основные направления его внутренней и внешней деятельности, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение, подчеркивает М.И. Байтин13. В то же время неверно думать, что в функциях государства отражается только его сущность, ибо у него возникают задачи и функции, продиктованные особенностями переживаемого момента, ситуацией политического властвования, спецификой управления государственно-организованным обществом.
Выделение основных (главных) направлений детальности государства есть "дробление" деятельности государства в целом, которое однако не означает дробления деятельности государственных органов. Главные направления - это социально значимые стороны деятельности государства, к реализации которых подключены все его органы, а не какие-либо отдельные его звенья. В противном случае сущность и социальное назначение государства не получат в функциях выражения и сама категория "функции государства" потеряет и теоретический и практический смыслы и окажется чисто умозрительной (спекулятивной).
Л.А. Морозова предложила трактовку функций не только как направлений его деятельности, но и как механизма государственного воздействия на общественные процессы, ссылаясь на то, что, выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов14.
С этой точкой зрения не согласен С.А. Комаров, указывающий, что включение механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов в понятие функций государства не совсем справедливо, так как тем самым делается попытка свести функции государства в целом к функционированию его механизма, а также подменить функционирование государства различными способами правового воздействия, существует такое самостоятельное понятие, правовые формы осуществления функций государства15.
Общепризнанно, что существенными признаками функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства; направленность на решение задач в интересах достижения государственных целей, которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени, видоизменяются в процессе становления, укрепления и дальнейшего развития государства; а также их реализация в определенных формах (обычно правовых) и особыми методами16.
В функциях государства его сущность находит более конкретное выражение. Эта конкретизация носит объективный характер, так как функции государства формируются объективно, под определяющим воздействием целей и задач, обусловленных экономической и политической структурами общества и вытекающими отсюда интересами социальных групп, коллективов, всего народа. Поэтому функции государства постоянно присущи ему в течение всего исторического периода его существования. Если к власти приходят другие политические изменяются и функции государства. Вместе с тем в определенные периоды существования государства может происходить смена приоритетных интересов, что влечет и изменение в его функционировании, на первый план могут выдвигаться функций, имеющие максимальное значение.
Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику, ибо ее содержание показывает, что является предметом их деятельности, какие средства им используются для достижения той или иной цели.
Современная трактовка функционирования государственно-организованного общества свидетельствует о том, что в деятельности государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. Если государство представляет собой политическую организацию экономически господствующего класса, общество носит ярко выраженную классовую структуру, где отдельные его части противостоят друг другу в силу различного отношения к средствам производства, то функционирование государства посвящено преимущественно охране интересов господствующего или доминирующего (по признаку собственности) класса.
Долгое время в юридической литературе искусственно поддерживался классовый подход, не всегда обращалось внимание на особенность функционирования государства в интересах всего общества. Можно с уверенностью сказать, что любое государство осуществляет общесоциальную деятельность, выступает представителем интересов всего общества, всех классов, социальных групп и слоев населения.
К функциям, вытекающим из природы всякого общества, относятся все направления деятельности государства по поддержанию естественных условий существования человеческого общества, которые предполагают деятельность как внутреннюю, так и на межгосударственной основе. В условиях научно-технической революции, принявшей глобальные масштабы, значение этих функций все более возрастает. Достаточно сослаться на необходимость поддержания экологического равновесия и охрану окружающей человека среды; борьбу с болезнями; международное культурное и научно-техническое сотрудничество при решении проблем, не укладывающихся в рамки интересов отдельных стран (освоение космоса, изучение и использование ресурсов мирового океана, создание всемирной службы погоды, охрана среды и рациональное ее использование; разработка международных стандартов и всемирной радио и телевизионной связи, развитие транспортных средств).
Надо отметить, что международное экономическое сотрудничество по обеспечению человечества энергоресурсами и продуктами питания, научное сотрудничество, выходящее за рамки отдельных стран, создание прочного мира между народами сами по себе не носят классового характера, однако их осуществление подвержено решающему влиянию как классовых, так и общих интересов.
Соотношение классового и общесоциального в государстве позволяет сделать вывод о том, что следует различать государства с преимущественно классовыми функциями и государства с преимущественно общесоциальными (демократическими) функциями, что предполагает выяснение не только направлений деятельности, но и социального назначения государства.
Как справедливо отмечает Л.А. Морозова, общесоциальная деятельность государства обеспечивает определенную степень устойчивости отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на базе общесоциальных интересов (экономических, культурных, национальных и др.). Чем больший удельный вес общесоциальных функций, тем выше роль государства как инструмента преодоления противоречий, средства достижения общественного компромисса, стабилизации общественных связей. Такая роль государства вынуждает его отказываться в своей практической деятельности от использования исключительно методов насилия, принуждения. Все чаще ему приходится обращаться к авторитету общедемократических, гуманистических институтов и идей, например к идее правового государства, господства права в общественной и политической жизни, соблюдения прав человека, защиты национальных меньшинств, к различным формам участия населения в государственной и общественной жизни, к поддержке начал самоуправления, обеспечению свободы печати и гласности, судебной защиты прав и законных интересов гражданина и др.17.
Государство сильно сознательностью личностей, которые поддерживают его, если оно умеет считаться и учитывать в своем функционировании на основе демократических идей многообразие классовых, групповых, национальных и иных различных социальных интересов, опираясь при этом на общечеловеческие, гуманистические ценности. Любое иное государство нельзя считать цивилизованным.
Таким образом, в науке теории государства сформировалась категория "функция государства", во-первых, отражающая реальный жизненный процесс существования государства, во-вторых, вытекающая из категории "сущность государства". По мере развития и совершенствования общественных отношений, повышения производительности труда и консолидации населения сущность государства постепенно меняется, что в первую очередь проявляется в изменении его функций.
В самом общем виде можно дать следующее понятие функции государства: это основные (главные) направления (стороны, виды) деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью и социальным назначением.
2. ВИДЫ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
В юридической литературе существуют различные основания (критерии) классификации функций государства: по сферам деятельности (объекты воздействия); по продолжительности действия; по социальной значимости; по правовым формам осуществления.
По сферам государственной деятельности (объектам воздействия) общепринятым считается деление функций на внутренние и внешние. Первые связаны с реализацией задач государства внутри страны, а вторые - на межгосударственном уровне, где оно выступает субъектом международно-правовых отношений. Среди ученых нет единства мнений по поводу перечня функций современного государства с учетом их деления на внутренние и внешние.
Так, В.В. Лазарев к внутренним функциям относит установление и охрану правового порядка; охрану прав собственности, иных прав и свобод граждан; экономическую; культурную; социальную; экологическую, а к внешним - поддержание мира и мирного сосуществования; обеспечение делового партнерства и сотрудничества; защиту государственного суверенитета от внешних посягательств18.
Н.Т. Шестаев к внутренним функциям, охватывающим сферу жизни государства, касающимся каждого члена общества, относит: охранительную; экономическую; социальных услуг; обеспечения и защиты граждан; культурно-воспитательную; природоохранную, а к внешним, направленным на обеспечение существования государства в мировом сообществе - защиту государства от вооруженных нападений других государств; поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей; борьбу с международными преступлениями; участие в международной охране окружающей среды19.
Определенный интерес вызывает предложенная Л.А. Морозовой классификация функций государства, которая, ссылаясь на мнение Ю.А. Тихомирова о том, что генеральной тенденцией в развитии современных функций государства являются саморегулирование, начала самоорганизации и самодеятельности, делает вывод, что российскому государству на данном этапе присущи следующие внутренние функции: обеспечение народовластия; экономическая; социальная; налогообложение; экологическая; охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. К внешним функциям относятся: интеграция в мировую экономику; внешнеэкономическое партнерство и государственная поддержка иностранных инвестиций; оборона страны; поддержка мирового правопорядка; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.)20.
Не вдаваясь в подробное рассмотрение различных точек зрения, можно заметить, что в целом все авторы в той или иной степени отмечают, что объектом воздействия функций государства являются крупные сферы общественной жизни - экономика, социальная структура, духовная жизнь общества, сложившийся общественный порядок. Поэтому в самой общей классификации функции могут быть экономическими, идеологическими, охранительными, политическими как во внешней, так и во внутренней деятельности государства. Данная классификация носит абстрактный характер, она не отражает специфику различных государств, особенно в рамках отдельных типов.
По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. К первым относятся такие, которые присущи государству на всех этапах его существования (достаточно сослаться на экономическую функцию), вторые характеризуются непродолжительностью существования, что обусловлено спецификой задач государства на отдельных этапах его функционирования.
По социальной значимости функции государства традиционно подразделяются на основные и неосновные. Первые выполняются всеми его органами во взаимодействии, их можно назвать общими, т.е. одинаково присущими каждому звену государства. Функции, свойственные лишь конкретным государственным органам, являются отдельными. Общие функции государства осуществляются через отдельные функции государственных органов. И наоборот, отдельные функции тесно связаны с общими, им подчинены, являются средством их реализации, поэтому именовать их "неосновными", на наш взгляд, было бы ошибочно.
Отдельные функции государства - это те направления его деятельности, которые сами по себе непосредственно не выражают его сущность и социальное назначение (например, охрана здоровья населения, борьба со стихийными бедствиями и пр.) или же являются частью ("подфункциями") основных (например, планирование экономического и социального развития общества, исполнение наказания). Функции конкретных государственных органов могут быть четко и правильно определены или поняты только на базе общих функций государства. Всякое теоретическое или практическое сведение последних к функциям его органов означает их растворение в организационных, технических приемах деятельности.
Деятельность государства по осуществлению своих функций облекается в правовые формы: правотворчество; исполнительно-распорядительная; правоохранительная, которые основаны на принципе разделения властей. Соответственно и функции государства подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Причем каждая из названных функций может осуществляться совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенным независимым ветвям власти.
Выше уже отмечалось соотношение категорий "цель" - "задачи" - "функции". Проблема взаимосвязи функций и задач государства на отдельных этапах его существования решается самостоятельно применительно как к внутренним, так и к внешним функциям, ибо исторические причины их возникновения - порождение соответственно внутренних объективных законов развития государства и внешних условий.
Любые государства, находящиеся на одном этапе развития, имеют одинаковые функции, хотя отличия в их содержании, а тем более в формах и особенно в методах реализации могут быть самыми различными. Не следует понимать, что каждому этапу соответствуют "свои" функции, совершенно отличные от функций других этапов развития, и что с переходом государства на новый этап происходит полная или частичная замена его функций. Представляется, что появляются новые функции, однако большая часть уже существующих трансформируется и наполняется иным содержанием, что можно проследить на эволюции российского государства.
Так, С.А. Комаров выделяет следующие основные задачи и соответствующие им функции на различных этапах развития СССР и РФ.
В процессе становления и развития государства диктатуры пролетариата сформировалась система как внутренних, так и внешних функций, последовательность появления которых обусловлена целями и задачами, решаемыми данным государством. Его целью было обеспечение завоеваний революции, завершение переходного периода от капитализма к социализму, поэтому внутренние задачи заключались в следующем.
Национализация земли, фабрик, заводов, банков обеспечивала переход в руки народа основных средств производства и создавала необходимые предпосылки для утверждения и развития общественной собственности, организации плановой системы хозяйства.
Индустриализация позволяла вывести страну на передовые научно-технические позиции, превратить ее в могучее промышленное государство.
Кооперация давала возможность использовать преимущества коллективного труда, развивать общий интерес на основе учета индивидуального (частного) интереса. К сожалению, во многом кооперация была заменена на коллективизацию, что привело к глубоким и не всегда положительным изменениям в системе экономических отношений, во всем укладе жизни села, хотя идея была прогрессивной и демократической - укрепить союз рабочего класса и крестьянства.
Проведение культурной революции позволяло решить задачу ликвидации неграмотности, сформировать новую интеллигенцию (взамен уничтоженной старой), создать условия для духовного роста человека.
Следует отметить и постановку еще одной задачи, обусловленной спецификой именно российского государства: решение национального вопроса. Создание многонационального государства на принципиально новых условиях позволяло ликвидировать национальный гнет и неравноправие наций, способствовало быстрому экономическому, социальному и культурному прогрессу бывших национальных окраин. Правда, на практике была проведена в жизнь сталинская идея автономизации, а не федерализации.
Внешняя задача российского государства состояла в обеспечении мирных условий развития страны.
Функции государства диктатуры пролетариата были обусловлены стоящими перед ним задачами защиты революции, поэтому на первых порах его существования приоритетной была функция подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов, которая в последующем утратила это значение в связи с отсутствием классового сопротивления.
Отстаивая интересы революции, государство диктатуры пролетариата приступило к решению задач строительства нового общества, что обусловило появление следующих функций: хозяйственно-организаторской, связанной с монопольным руководством экономикой, планированием, организацией производства в масштабах всей страны; регулирования меру труда и меры потребления, решающей задачи государственного руководства и государственной организации трудовых и распределительных отношений, реализующей принцип "от каждого по способностям, каждому по труду"; культурно-воспитательной, состоящей в решении задач государства преимущественно в идеологической сфере, организации и руководства образованием, развитием литературы и искусства, физической культуры и спорта; охраны правопорядка, прав и свобод граждан, социалистической собственности. Что касается последней функции, то ее содержанием в первую очередь была охрана государственной собственности, обеспечение защиты государственных интересов, что объяснялось приматом их над личными, частными интересами. К внешним функциям государства диктатуры пролетариата относились функции обороны страны, борьбы за мир и мирное сосуществование государств с различным социально-экономическим строем.
Следующий этап развития российского государства характеризовался изменением его цели: упрочение государства трудящихся, что повлекло и изменение внутренних задач: упрочение материально-технической базы социализма; развитие социалистических общественных отношений; воспитание нового человека. Изменения в количестве функций практически не произошло, если не считать того, что отпала функция подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов, но следует констатировать, что все они наполнились новым содержанием. В дальнейшем появились две новые функции: оказания социальных услуг членам общества и природоохранительная. Внешняя задача осталась той же, однако возникли новые функции, связанные с изменением международной обстановки: братская взаимопомощь и сотрудничество со странами социализма; сотрудничество со странами, сбросившими колониальную зависимость.
Целью современного российского государства является формирование гражданского общества, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Изменение цели функционирования государства повлекло изменение его задач: обеспечить переход к рыночным отношениям; гарантировать свободу предпринимательства и добросовестной конкуренции; создать условия для реализации каждым права быть собственником; провести политическую реформу в интересах народа для дальнейшей демократизации политической системы21.
В.В. Лазарев с учетом общего подхода к пределам государственной деятельности считает, что государство имеет следующие задачи: поддержание правопорядка; охрана прав собственности и иных прав и свобод граждан; создание благоприятных условий для экономической деятельности производителей и культурного развития граждан; оказание благотворительной и иной социальной помощи; обеспечение экономической безопасности, внутренней общественной и внешней безопасности общества и государства22.
Внутренние функции современного российского государства существенно не изменились: экономическая; оказания социальных услуг; экологическая; охраны правопорядка, прав и свобод граждан" Л.А. Морозова выделяет в качестве самостоятельных функций обеспечение народовластия; налогообложения и взимания налогов. Внешние же претерпели большие изменения. В частности, появились самостоятельные функции борьбы с международными преступлениями; международной охраны окружающей среды, а также, как считает Л.А. Морозова, функция интеграции в мировую экономику23.
В.Н. Хропанюк выделяет следующие внутренние функции современного государства: экономическая (формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием; определение общих программ экономического развития страны; стимулирование наиболее приоритетных отраслей экономики; создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности); социальная (оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества, выделение необходимых средств на здравоохранение, просвещение, строительство дорог, жилья, работу транспорта и связи и т.п.); финансового контроля (выявление и учет доходов производителей, часть которых направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и общегосударственных нужд); охраны правопорядка (обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений); экологическая (система мероприятий, направленных на сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни человека)24.
Л.А. Морозова к внутренним функциям государства относит: политическую; экономическую; социальную; экологическую; налогообложения и финансового контроля; охраны и защиты прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. Внешние функции государства по ее мнению составляют: функция интеграции в мировую экономику; обороны страны; поддержки мирового правопорядка; сотрудничества по глобальным проблемам25.
Можно рассмотреть некоторые из указанных выше функций более подробно.
При рассмотрении внутренних функций государства первой из них обычно называют политическую функцию. Ее главное содержание составляют следующие задачи:
1) обеспечение государственного суверенитета;
2) защита конституционного строя;
3) реализация волеизъявления народа в законодательстве и иных государственных решениях;
4) создание необходимых и достаточных условии для формирования гражданского общества;
5) официальное представительство общества внутри страны и на международной арене.
Таким образом, деятельность государства в политической сфере чрезвычайно многогранна и по существу является ключевой в создании условий для эффективного выполнения других функций. Именно политическая функция создает в обществе своеобразный климат, позволяющий благоприятно развиваться другим направлениям деятельности государства - экономической, социальной и др. Экономическая функция во многом зависит от того, является ли данное общество обществом с рыночной или с распределительной экономикой.
В обществе с распределительной экономикой государство выступает собственником основных средств производства и, опираясь на эту базу, централизованно, монопольно регулирует экономические отношения, планирует производство и распределяет его продукцию в масштабах всей страны. Государство также принимает на себя функцию регулирования торгового и бытового обслуживания населения.
В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности вмешательство государства в экономику существенно ограничивается и сводится, как правило, к следующим задачам:
а) выработке экономической политики;
б) управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Круг этих объектов ограничивается отраслями, имеющими общегосударственное значение, например, ядерная энергетика, деятельность в космосе, общегосударственный транспорт, связь и др.;
в) установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности стимулированию свободного предпринимательства и свободы труда, пресечению недобросовестной конкуренции (монополизма) и охране, прав потребителя от недобросовестного производителя;
г) регулированию внешнеэкономической деятельности государства.
Главным же методом воздействия государства на развитие экономики служит регулирование этой сферы путем налогов (косвенный метод). Если государство заинтересовано в развитии тех или иных производств, то оно устанавливает льготный налоговый режим для этих предприятий. И, напротив, усиливает налоговое бремя на малополезные для общества производства, ограничивая тем самым их развитие.
В периоды экономических кризисов и на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается, что характерно для современной России.
Социальная функция имеет многообразное содержание и oxватывает широкий спектр проблем. Ее главное назначение состоит в обеспечении общественного благополучия. В этих целях государство стремится гарантировать занятость трудоспособного населения и социальную защиту тех, кто нуждается в государственной поддержке: инвалидов, пожилых, многодетных семей, детей-сирот и детей в неполных семьях, беженцев, безработных, вынужденных переселенцев, национальных меньшинств и др. Государство, если оно обладает достаточными для этого материальными возможностями, должно обеспечить социально уязвимым слоям населения прожиточный минимум, т. е. определенный объем социальных благ за счет государства.
Социальная функция включает в себя государственную политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. Здесь социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных, научных учреждений и учреждений культуры. В управлении и организации своей работы эти учреждения самостоятельны, и государство не вправе вмешиваться в эту сферу.
К социальной непосредственно примыкает экологическое функция, которая обусловлена обязанностью государства, обеспечивать экологическую безопасность населения. Эта функция приобретает большую значимость в условиях ухудшения экологической обстановки во всем мире, в частности в результате ряда экологических катастроф и интенсивной эксплуатации природных ресурсов. Вредные последствия такой деятельности требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам бедствий и т. д.
Следует отметить, что в последнее время экологическая функция все больше перерастает свое внутригосударственное значение, превращаясь во внешнюю функцию.
Функция налогообложения и финансового контроля играет важную роль в деятельности государства. Как известно, бюджет страны и его структурных и региональных единиц почти целиком состоит из налогов и обязательных платежей, которые, как уже указывалось, направляются на: а) покрытие расходов по содержанию государственного аппарата; б) перераспределение среди различных слоев и групп населения (например, на выплату пенсий, пособий); в) развитие экономики, социальной сферы и иную деятельность.
Вторая часть рассматриваемой функции - финансовый контроль - направлена на:
1) проверку выполнения финансовых обязательств перед государством всеми субъектами финансовых отношений;
2) проверку соблюдения правил финансовых операций;
3) контроль за правильностью использования юридическими -лицами находящихся в их распоряжении финансовых ресурсов;
4) предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины.
Иначе говоря, главная направленность финансового контроля - обеспечение стабильности финансовой системы Российского государства.
К числу приоритетных функций государства относится охрана и защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. Соблюдение прав человека является одним из главных критериев демократичности государства. В настоящее время проблема прав человека переросла из внутреннего дела каждого государства в фактор международной политики. И если лицо не получило защиты своих прав внутри данного государства, оно может обратиться в международные органы.
Выполнение рассматриваемой функции обеспечивается системой правоохранительных органов - судом, органами внутренних дел, государственной безопасности, а также прокуратурой, которая осуществляет надзор за соблюдением законности.
Внешние функции отражают интересы государства во взаимоотношениях с другими государствами. В частности, функция интеграции в мировую экономику обусловлена процессами интернационализации мировой экономики, всеобщим переплетением экономических интересов различных государств, взаимной зависимостью их друг от друга. Современный период характеризуется переходом от конфронтации большинства государств к партнерству во внешнеэкономических отношениях, защите иностранных инвестиций и права собственности иностранных партнеров, снятию других барьеров на пути к интеграции. В настоящее время получили распространение совместные предприятия, которые создаются на базе иностранных инвестиций или с участием иностранных партнеров.
Функция обороны относится к постоянной деятельности любого государства, поскольку имеет своим назначением отражение вооруженной агрессии, защиту территориальной целостности государства. На современном этапе меняются ориентиры в реализации данной функции: происходит отказ от безудержной гонки вооружений, так как это сказывается на бюджете страны и благосостоянии населения. Большинство стран придерживаются принципа достаточного уровня обороноспособности, отвечающего требованиям национальной безопасности. Это обусловлено тем, что в современном мире усиливаются процессы взаимного сотрудничества различных государств в предотвращении вооруженных конфликтов, угрозы развязывания мировой войны, в укреплении международной безопасности.
Вооруженные силы в принципе нужны государству для выполнения двух задач: 1) для защиты собственной независимости и территориальной целостности; 2) для выполнения международных обязательств по заключенным двусторонним и многосторонним договорам.
Функция поддержки мирового порядка предполагает, во-первых, деятельность по сохранению мира, ликвидации ядерного оружия и иного оружия массового уничтожения, оздоровлению международной обстановки за счет укрепления взаимного доверия между государствами. Во-вторых, в содержа ние данной функции входит сотрудничество государств в таких областях, как борьба с организованной преступностью, в том числе с наркобизнесом, контрабандой, международным терроризмом. Здесь в одиночку бороться государству трудно, поэтому требуется межгосударственное объединение сил. В-третьих, функция поддержки мирового порядка охватывает и такую сферу, как участие мирового сообщества в урегулировании межнациональных конфликтов. Это продиктовано тем, что в процессе разного рода конфликтов нередко нарушаются права человека, особенно национальных меньшинств, а это требует вмешательства мирового сообщества.
Функция сотрудничества по глобальным проблемам современности приобретает актуальное значение на нынешнем этапе развития. Ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы не только отдельных народов, но и человечества в целом и требуют международного peaгирования. К числу таких глобальных проблем относится, например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических катастроф, подобных аварии на Чернобыльской АЭС, которая переросла территориальные пределы одного государства. Экологические катастрофы представляют повышенную опасность для мирового сообщества прежде всего в силу необратимости экологического ущерба и негативных Последствий не только для ныне живущих, но и будущих поколений в Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охране природных ресурсов к глобального климата от крупномасштабного вреда, который причиняется токсичными выбросами промышленного производства, утечкой нефти из нефтепроводов и при ее перевозке, загрязнением природной среды радиоактивными отходами и др.
Всеобщую озабоченность вызывает необходимость сохранения сырьевых и энергетических ресурсов, животного мира и растений, особенно редких и исчезающих. В этих целях государства заключают между собой двусторонние и многосторонние соглашения, а также сотрудничают через международные организации. Например, подписаны конвенции об охране мигрирующих видов диких животных; об охране морских животных ресурсов Антарктики; о международной торговле видами дикой фауны и флоры; о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Датских проливах; Соглашение об охране полярного медведя и др.
В мире существует более ста международных организаций, которые занимаются охраной окружающей среды. Наиболее известны Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), ставящее своей целью обеспечение ядерной безопасности и защиту окружающей среды; Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), которая занимается борьбой с загрязнением воздуха; Всемирная метеорологическая организация (ВМО), реализующая климатическую программу и службу погоды; Всемирная организация продовольствия (ФАО) и др.
Все названные выше функции выполняются специально создаваемыми государственными органами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его классовая и общечеловеческая сущность, социальное назначение.
Анализ функций государства должен основываться на следующих положениях:
1. Функции государства это устойчиво сложившаяся, объективно необходимая, предметная деятельность в определенных сферах общественной жизни, конкретизирующая сущность конкретного государства и нормативную практику международного сотрудничества различных государств.
В ней проявляются общесоциальные, классовые и национальные аспекты.
2. Функции государства охватывают его деятельность в целом, поэтому их не следует смешивать с функциями отдельных государственных органов.
3. Функции государства - явление исторически изменчивое, их состав и содержание меняются в зависимости от стоящих перед ним целей и задач.
Функции государства не следует отождествлять с целями и задачами, стоящими перед ним. Если цель представляет собой идеальное предвосхищение результата его деятельности, то задача, конкретизируя содержание цели, наполняет средствами и способами ее достижения. Функция же, выражая основные направления деятельности государства в конкретной исторической обстановке по выполнению стоящих перед ним задач, является своеобразным средством их осуществления. Одна задача выполняется посредством нескольких функций (направлений) деятельности государства.
Список литературы:
Аверьянов В.Б. Аппарат государственного управления. Киев, 1990.
Атаманчук Г. Сущность советского государственного управления. М., 1980.
Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. М., 1979
Гурней Б. Введение в науку управления. М.: Прогресс, 1969.
Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1998.
Лазарев В.В. Теория государства и права. М., 1992.
Морозова Л.А. Основы государства и права. М., 1999.
Морозова Л. А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право, 1993, № 6.
Общая теория права и государства / Под ред. Лазарева В.В. М., 1996.
Теория государства и права / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. Саратов, 1995.
Теория государства и права / Под ред. Венгерова А.Б. М.: Юрист, 1994.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993.
Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. М., 1992.
Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии М.: Прогресс, 1969.
.
1 Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1998. С. 82. 2 Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1998. С. 79. 3 Советский энциклопедический словарь. М., 1987. С. 1441. 4 Атаманчук Г. Сущность советского государственного управления. М., 1980. С. 108. 5 Ковачев Д.А. Функции, задачи, компетенция, и правоспособность государственного органа // Известия ВУЗов. Правоведение, 1985, № 4. С. 44. 6 Гурней Б. Введение в науку управления. М.: Прогресс, 1969. С. 35. 7 Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии М.: Прогресс, 1969. С. 140. 8 Общая теория права и государства / Под ред. Лазарева В.В. М., 1996. С. 44. 9 Аверьянов В.Б. Аппарат государственного управления. Киев, 1990. С. 57-62. 10 Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1998. С. 87-88. 11 Морозова Л.А. Основы государства и права. М., 1999. С. 27. 12 Общая теория права и государства / Под ред. Лазарева В.В. М., 1996. С. 44. 13 Теория государства и права / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. Саратов, 1995. С.50. 14 Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право, 1993, № 6. С. 98. 15 Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1998. С. 81. 16 Морозова Л. А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право, 1993, № 6. С. 99. 17 Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право, 1993, № 6. С. 100. 18 Лазарев В.В. Теория государства и права. М., 1992. С. 90. См. также Общая теория права и государства / Под ред. Лазарева В.В. М., 1996. С. 44. 19 Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. М., 1992. С. 4-7. 20 Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право, 1993, № 6. С. 103-108. 21 Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1998. С. 88-90. 22 Лазарев В.В. Теория государства и права. М., 1992. С.89-90 23 Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право, 1993, № 6. С. 106. 24 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 119-124. 25 Морозова Л.А. Основы государства и права. М., 1999. С. 28. 2

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Разработка АСР концентрации и уровня красильного раствора на поточной линии ЛКС – 140
 Аудит расчетов по подоходному налогу с физических лиц
Ваши отзывы
zc89sp
рџ–І Reminder: Operation #IG69. WITHDRAW => https://out.carrotquest.io/r?hash=YXBwPTYyNTczJmNvbnZlcnNhdGlvbj0xNzI3NDA0NjkyMzAxOTQwMzY3JmFjdGlvbj1jbGlja2VkJnVybD1odHRwcyUzQSUyRiUyRnRlbGVncmEucGglMkZHby10by15b3VyLXBlcnNvbmFsLWNhYmluZXQtMDUtMTAmcmFpc2Vfb25fZ

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.