|
|
Понятие, сущность, признаки, типы и формы праваПлан. Введение. 1. Понятие и сущность права. Признаки права. 2. Типы права: различные подходы. Формы права. Заключение. Библиография. Введение. Конец XX века характеризуется крупнейшими изменениями государственного строя и экономической системы России. Перестройка, начатая в 1985 году, привела к обострению политических, межнациональных, экономических противоречий. Распад СССР потребовал оформления России как суверенного государства, но уже не атрибутами советской власти, а в качестве демократического правового государства, признающего общечеловеческие ценности. Политическая, экономическая, судебная, военная и иные реформы идут в основном в этом направлении, хотя и с большими осложнениями. Преобразования в России не могли не затронуть прежнюю правовую систему с ее принципами. Конституцией и законодательством. Меняются и взгляды на право. Часть ученых-юристов трактует право в духе естественного права с известным противопоставлением "права законов" "писаному праву". Появились "максималистские" взгляды о полном отрицании прежней теории и методологии права, когда закон связывался с государственной властью, с регулированием общественных отношений. Другая интерпретация права исходит из признания в нем не столько легальной процедуры предотвращения коллизий, сколько способа достижения общественного согласия. Правильное отражение и сбалансирование различных социальных интересов позволяет находить в праве общепризнанную и официальную меру согласия относительно целей развития общества и средств их достижения. Стремительно нараставшая популярность теории правового государства и теории разделения властей создала в обществе стимул и социальную базу для конституционной реформы и обновления законодательства. Правда, оба процесса далеко не всегда увязаны между собой и подчас лишь усиливают противоречия в политической и экономической сферах. Да и идея правового государства пока реально остается скорее лозунгом, чем опорной конструкцией гражданского общества и государственности. Словесное признание верховенства законов часто служит прикрытием произвольных действий и сопровождается резким нарушением законности.1 Согласно ст. 1 Конституции РФ, Российская Федерация является правовым государством, этой статьей закрепляется идея господства права в жизни общества и государства. В настоящее время право приобретает особую роль в жизни общества, поскольку в переходный период нельзя обойтись без жесткой регулирующей функции права. Бросаться в рынок без соответствующей правовой базы - означает воспроизводить условия периода первоначального накопления капитала со всеми вытекающими отсюда социально-политическими последствиями. Право не только отражает определенный общественный строй, но и выступает регулятором общественных отношений, приводя поведение людей и организаций в соответствие с интересами общества. В условиях социальной дифференциации общества, сложных товарно-денежных отношений и острой политической борьбы право призвано внести в жизнь людей упорядоченность, гражданское согласие, соразмеренность, справедливость.2 Таким образом, вопрос о природе, назначении, а также об источниках права в современных условиях является исключительно актуальным. 1. Понятие и сущность права. Признаки права. Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. Но, как было отмечено, с течением времени понятие права менялось. Так, для Аристотеля право - это политическая справедливость, для средневековых ученых - божественное установление, для Ж.-Ж. Руссо - общая воля, Р. Йеринга - защищенный интерес, Л. Петражицкого - императивно-атрибутивные эмоции, для представителей юридического позитивизма право есть веление, приказ государства и т.д. Многозначность определений права, неутихающие споры о его существе привели некоторых исследователей к пессимистическому выводу, что сущность права познать нельзя. Очевидно, поэтому, поправляя И. Канта, который сетовал, что юристы столетиями ищут определение права, русский теоретик права Н.Н. Алексеев заметил: "Юристы никогда не найдут определение права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа вообще". Действительно, проблема правопонимания в достаточной мере сложна. Ведь в праве находят выражение самые разнообразные отношения и интересы людей, оно имеет различные формы проявления в зависимости от характера экономического развития общества, его социальной структуры, уровня культуры, исторических традиций. Право напрямую связано с природой человека, его жизнедеятельностью, оно непосредственным образом вторгается в сферу поведения и поступков человека, дозирует объем его свободы, воздействует на характер и способы удовлетворения различных потребностей как отдельными индивидами, так и общностями людей. Итак, какова же природа права, в чем, иначе говоря, заключена его сущность? Известно, что сущностью любого предмета, явления философия считает совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, составляющих их основу, проявляющих природу и выражающих самые необходимые, внутренне глубинные связи и отношения предмета, явления, которыми определяются все их остальные свойства и признаки. Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе. Регулятивная природа права определяется тем, что оно отличается волевым характером. В истории правовой мысли это обстоятельство подмечено уже давно. Так, уже Гуго Гроций отмечал, что "право имеет своим источником волю". Эта конструктивная мысль поддерживается и в современной юридической литературе. Если учесть, что в понимании психологов воля есть сознательная целеустремленность, активность человека, проявляющаяся в действиях, то можно заключить, что признание волевого характера права позволяет наиболее точно отобразить социально-психологический механизм действия права. Принципиально важным в этой связи является уяснение того, чья воля находит выражение в праве, интересы каких социальных групп и слоев населения оно защищает. Сущность права, таким образом, отражает основную, решающую его связь с социальной структурой и материальными производственными отношениями, социально-культурными условиями, приоритетами и ценностями человеческой личности. При анализе этого положения наблюдаются существенные расхождения в правовых учениях прошлого и современных теориях. Так, Томас Гоббс утверждал, что "право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими". Для марксизма характерно понимание права как возведенной в закон воли господствующего класса. В современной западной юридической литературе обоснована мысль о том, что "право есть свободное выражение воли индивидов". Менее заметным для правоведов, а между тем весьма примечательным по своему значению является высказанное уже в работах Ж.-Ж. Руссо суждение о том, что право заключает в себе общую волю. Категория "общая воля", следовательно, может быть признана первоосновой права, его сущностью. Такой подход позволяет более точно связать право с приоритетами и ценностями человеческой личности, ее интересами и потребностями. Надо лишь уточнить, что общая воля не есть механическое сложение индивидуальных воль. Общая воля есть результат их (индивидуальных воль) согласования, сочетания, результат достигнутого общественного компромисса различных специфических интересов. Итак, сущность права - это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей. Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе. Понимание вопи в праве в отстаиваемом подходе исключает сведение права к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли. Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью; отвечает требованиям нормативности; имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.); является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере приемлема для них; соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответствие общей вопи этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования. Для понимания природы права принципиально важно иметь в виду следующее: право выступает 1) в форме идей, представлений; 2) юридических предписаний (велений или установлении), исходящих от государства, и 3) действий или отношений, в которых реализуются идеи, принципы и предписания права. В теоретической юриспруденции с давних пор ведутся споры о том, что следует признавать важнейшим элементом права - идеи, нормы или действия (отношения). Для представителей естественно-правового направления и так называемой психологической школы правовые идеи выступают первоосновой, главным компонентом права. Нормы или же действия способны лишь с той или иной степенью достоверности отразить то, что выражают эти идеи. Представители нормативной школы наиболее важным элементом признают юридические предписания. Это, по их мнению, и является собственно правом, регулятором поведения. Сторонники так называемого социологического направления приоритетным в содержании права признают действия или отношения. Узконормативный подход не дает ответа на вопрос о том, что есть недействующее право ("не соприкасающееся" с сознанием адресатов права или не воспринимаемое ими и не реализующееся в их практических действиях). Опасность одностороннего подхода к праву - узконормативного или широкого - сейчас очевидна. Только интегративный подход позволяет отразить в праве как нормативные свойства, так и его деятельностный характер. В таком аспекте право предстанет реальной силой общества, противоречащей произвол/ и беспорядку. Точнее высвечивается роль государства по отношению к праву - оно не "производит" право, но обеспечивает его на всех стадиях бытия права. Данный подход позволяет более точно подойти к оценке соотношения объективного и субъективного в праве, осмыслить роль фактической правомерной деятельности в правообразовательном процессе, а следовательно, и природу так называемого фактического права, не отторгая и не относя к "предправовым" факторам то, что изначально наделено правовыми свойствами. Утверждение интегративного подхода к праву имеет важное мировоззренческое значение, ориентируя массовое и профессиональное правосознание на понимание того, что правовое регулирование отношений и поступков возможно лишь там, где объективно существуют доказуемость и исполнимость прав и обязанностей средствами юридического процесса, что действие права предполагает определенные условия, требуемые ресурсы, наличие специальных структур, способных применять право и при необходимости принуждать к его исполнению. Итак, по своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей. С учетом существенных свойств целесообразно отметить следующие признаки права: 1. Право есть система нормативного регулирования, основанная на учете интересов различных слоев общества, их согласии и компромиссах. Соответствие права согласованным интересам или общей воле придает ему реальность, а в конечном счете социальный вес. И, напротив, если нормативные требования не выражают общей воли, то никакими механизмами, в том числе принудительной силой государства, нельзя обеспечить их полное исполнение. Выражение в праве согласованных интересов участников регулируемых отношений придает ему обязательность, всеобщность, утверждает в качестве господствующей системы нормативного регулирования. 2. Право есть мера, масштаб свободы и поведения человека. В указанном аспекте право отражает: 1) меру полноты (объема), доступности, реальности прав, свобод личности, возможностей для ее инициативного поведения; 2) меру допустимых ограничений свобод человека. Заметим, что уже в Декларации прав человека и гражданина 178? г. (ст.4) было зафиксировано: "Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми границами, которые обеспечивают другим членам общества пользование этими же правами". 3. Право обеспечивается государственной властью. Государство участвует в правообразовании, в охране права. 4. Нормативность есть исходное и основополагающее свойство права, придающее ему качество специфического регулятора, координатора деятельности людей. Нормативность выражается через систему регулятивных средств различного уровня. Наибольшей формально-юридической определенностью характеризуются нормы-предписания - юридические установления, исходящие от государства. В то же время им присущи и издержки. Они обладают гораздо меньшим уровнем нормативности в сравнении с принципами права, всегда требуют официального удостоверения в правотворческих актах. Наиболее универсальным регулятором выступают принципы права, которые характеризуются высоким уровнем нормативности и не обязательно требуют закрепления в социальных актах. Правом при определенных условиях могут признаваться фактические действия участников правоотношений, которые отличаются качеством нормативности, т.е. объективно необходимы, отвечают характеру прогрессивной человеческой деятельности, типичны для данных условий, приносят социально полезный результат; являются источником, порождающим взаимовыгодные партнерские отношения между субъектами общения; не связаны с нарушением юридических запретов и использованием неправомерных средств для достижения фактического результата; исключают причинение вреда общему интересу, правам граждан; могут быть подтверждены в установленном порядке как правомерные; связаны с правовой обязанностью субъектов этих действий. 5. Право есть реально действующая система нормативной регуляции. Право существует, напоминает о себе" постольку, поскольку оно действует, т.е. отображается в сознание, психике людей, осуществляется в их практических действиях. 6. Право не тождественно закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Закон (иной нормативный акт государства), не отвечающий идеям права, его природе, ценностям и приоритетам личности, может в установленном порядке признаваться недействительным и, следовательно, в этом случае правом не является.3 2. Типы права: различные подходы. Типология права - это его специфическая классификация, производимая в основном с позиции следующих подходов. В рамках первого (формационного) главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода, дающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права. Достоинства: - продуктивна сама идея делить право на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество. Слабая сторона: - формационный подход не позволяет в должной мере учесть конкретно-историческую, культурно-национальную и специально-юридическую специфику права. В рамках другого подхода типология права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков. В соответствии с названными критериями выделяют такие типы права, как: 1) национальные правовые системы (это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства); 2) правовые семьи (это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования). Различают следующие правовые семьи: общего права, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская и другие. Достоинство данной типологии заключается в том, что выделены национально-исторические, конкретно-географические и технико-юридические признаки, которые весьма определенно характеризуют право. Слабой стороной является то, что ее представители недооценивают роль социально-экономических факторов в природе права.4 Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира. приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация представляется как совокупность материальных и духовных достижений общества на основе разума и справедливости, находящаяся вне рамок определенных социальных систем. Целостность цивилизации с точки зрения ее внутренней организации обусловливается взаимодействием техники, социальной организации и философии, причем техника определяет остальные компоненты. Нетрудно заметить, что такой подход ведет к игнорированию таких сохранивших важное методологическое значение положений исторического материализма, как деление общественных явлений и процессов на базисные и надстроечные, роль экономического базиса по отношению к надстройке, выделение способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития, классовый подход при анализе социальной действительности. Поэтому при определении общего понятия права следует, на наш взгляд, руководствоваться не цивилизационным, а формационным подходом, в частности рассматривать право как элемент общественно-экономической формации, основанной на определенном способе производства. При этом сущность права. его глубокая внутренняя основа, определяющая остальную природу и тенденции изменения юридических норм, заключена в конечном счете в экономическом базисе формации. При анализе права нельзя игнорировать классовый подход, но не следует его абсолютизировать, не замечая проявления в этом сложном общественном явлении групповых, национальных и общечеловеческих интересов. Определяющее воздействие на государственную волю, несомненно, оказывает и политическая надстройка, особенно соотношение политических сил, тип и форма государства.5 Право есть особая система норм. которая, как справедливо о отметил Ф. Энгельс, возникает на известной, весьма ранней ступени развития общества в силу потребности охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена. В самом общем виде можно сказать, что причины появления права те же, что и причины происхождения государства. Право возникает вместе с государством, неразрывно с ним связано, является результатом его деятельности при сложившихся экономических и классовых условиях. С появлением государства формируются новые правила поведения, неизвестные прежнему обществу (новые обычные нормы. которые более конкретны в отличие от старых). Право существенно отличается от социальных норм первобытнообщинного строя. Первобытное общество в течение тысячелетий выработало для себя правила поведения - обычаи, которые сложились в сознании членов общества в силу принадлежности каждого к данной коллективности, в силу неотделимости от нее отдельного индивида. Наиболее распространенными и типичными были обычаи, в которых закреплялись основные общественные отношения: равенство всех, (неравенство вообще не осознавалось как возможная форма взаимоотношений между людьми); кровная месть, охранявшая незыблемость рода, племени; коллективное и уравнительное распределение продуктов труда; общая собственность на землю, орудия труда. Обычаям чуждо деление на права и обязанности, они воспринимаются как долг, то есть обществе иное требование, осознанное каждым членом коллектива как личная задача. Личное и общественное в обычае - единое целое. Обычаи охранялись запретами - табу, преимущественно религиозными. Нарушение обычая, по представлениям общества, повлечет гнев богов. Потому обычаи неразрывно связаны с религиозными представлениями. Основная масса норм первобытно-общинного строя утратила свою силу, так как они отражали естественно сложившуюся коллективность, которая с возникновением классов перестала существовать. Часть норм приспособилась к интересам имущего меньшинства. Форма обычая может сохраниться, но существо в корне меняется. Например, в талионе была заложена идея равенства человека человеку. В классовом обществе талион трактуется иначе: цена крови богатого выше цены крови бедного. Многие правовые системы древности закрепляют такое неравенство, которое означает классовое неравенство. Обычаи, санкционированные государством, становились обычным правом. Но впоследствии, по мере того, как потребности политических сил, стоящих у власти, развивались, государство восполняло недостающие в обычном праве нормы своей законодательной деятельностью. Поэтому только на ранних стадиях существования государства обычное право представляет почти все право данного общества. В дальнейшем оно все больше вытесняется писаными законами государства. Право - это правила поведения, исходящие уже не от общества, а от государства, причем - предписания, защищающие интересы i эксплуататоров, санкционирующие социальное неравенство людей, могут возникнуть только вместе с государством. Чем сложнее становилось законодательство, тем сложнее становились способы его выражения. Ф.Энгельс в работе "К жилищному вопросу" писал: "По мере того, как законодательство разрастается в сложное, обширное целое, выступает необходимость в новом общественном разделении труда: образуется сословие профессиональных правоведов, а вместе с ним возникает и наука права". Исторически первым в отдельных странах возникает рабовладельческое право. Оно рождается вместе с рабовладельческим государством и представляет собой возведенную в закон волю класса рабовладельцев, юридически закрепляет рабовладельческую форму частной собственности, эксплуатация человека человеком. Характерная его черта - открытое закрепление неравенства людей. Это выражалось в том, что рабы рассматривались не как субъекты права, а как его объекты. Рабовладельческое право предоставляло рабовладельцу полную, ничем не ограниченную naiaiду действий относительно своего "говорящего" орудия, была разработана сложная система жестоких наказаний рабов за сопротивление господину. В области имущественных отношений раб также был полностью бесправен. Все, что он приобретал, становилось собственностью его владельца. Рабовладельческое право открыто закрепляло неравенство и среди свободного населения. В Вавилоне были мушкену, в Риме - плебеи и псрегрины, в Афинах - метеки и т.д. Полная правоспособность признавалась лишь за патрициями, сокращенная - за плебеями, еще более ограниченная - за иностранцами. Рабы были полностью неправоспособны. В рабовладельческом праве открыто признавался и обеспечивался принцип неравенства мужчины и женщины, господства отца над детьми. Так, и жена, и дети не имели права приобретать собственность, женщины отстранялись от участия в общественной жизни. Центральное место в рабовладельческом праве занимает институт частной собственности, детально регламентированный порядок приобретения и пользования, и распоряжения ею. Охрана частной собственности сопровождалась установлением смертной казни за посягательство на нее. Наивысшего расцвета этот институт получил в нормах римского права, которое было классической формой права, основанного на частной собственности. В римском праве было по дробно . регламентировано все, что имело отношение к праву собственности (вещное право, обязательственное право, долговое право и т.д.), что привело к его рецепции (заимствованию) буржуазными государствами (достаточно сослаться на кодекс Наполеона). Основными памятниками рабовладельческого права были Законы паря Хаммурапи в Вавилоне, Законы Many в Индии, законы XII таблиц в Риме, Законы Драконта в Афинах и т.д. Заметим, что по законам XII таблиц запрещалось употребление спиртных напитков лицам, не достигшим 30-летнего возраста, это правонарушение каралось помещением в тюрьму. С точки зрения формы рабовладельческое право было примитивно. Преобладающей формой являлся правовой обычай. Обычное право было преимущественно неписаным, его нормы устно передавались из поколения в поколение. С развитием рабовладельческого общества, усложнением общественных отношении возникла потребность ввести писаное право в виде законов, роль которого все более ч более возрастает. Немалое значение имела и токая форма рабовладельческого права, как судебный или административный прецедент. Рабовладельческому государству было известно правотворчгство в форме издания общеобязательных постановлений органами государственной власти (сенатом) или должностными липами. Разнообразные по формам выражения нормы рабовладельческого права характеризовались единой классовой сущностью. Они выражали волю класса рабовладельцев. Рабовладельческое право было систематизировано. Так, например, римские юристы различали: цивильное право - право, которое каждый огдельный "народ" устанавливал для себя; естественное право - право, установленное самой природой; право пародов, по которому оправдывалось рабство во всех его формах. Цивильное право римские юристы по чисто формальным моментам делили на частное и публичное. Впервые такое деление обосновал римский юрист Ульпиан. Публичное право, утверждал он, относится к положению римского государства, частное - к пользе отдельных лиц. Публичное право включает в себя святыни, деятельность жрецов, государственные должности; частное право делится на три части: оно состоит из предписаний собственно правовых, из предписаний народов и, наконец, из предписаний государства. Частное право составляло совокупность норм, регулирующих отношения собственности, наследования, семейное право. В отдельных странах исторически первым возникает феодальное право, которое значительно отличается от рабовладельческого характерным для него принципом формального неравенства. Всеобщих равных прав и равных обязанностей не существовало. Права и обязанности определялись по принадлежности к тому или иному сословию. Феодальное право - это право-привилегия. Оно носило партикулярный (местный) характер. Хозяйственной разобщенности, неразвитой технике и медленному развитию сельского хозяйства способствовала политическая децентрализация. Классовая сущность феодального права заключалась в защите интересов феодального землевладения и личности феодалов, в закреплении личной, в первую очередь крепостной, зависимости крестьянства. Земельная собственность - это непосредственные отношения господства и порабощения, отсюда феодальное право - это кулачное право. Ему не присуще деление на частное и публичное. При господстве крупной земельной собственности право принуждения непосредственно вытекает из земельной собственное и является одним из правомочий землевладельца, а политическая власть составляет атрибут земельной собственности. Иммунитеты ограждали частные интересы собственников. Феодальное право носило религиозный характер, что определялось местом ролью церкви в феодальном обществе. Церковь как крупный земельный собственник, независимый от светской власти, имела свое право (Каноническое), свой суд, свои тюрьмы. Церковь была идеологической силой, монополизировавшей дело образования. Ее догмы лежали в основе господствовавшего тогда мировоззрения, носившего теологический характер, авторитет феодального законодательства подкреплялся религиозными постулатами. Мхитар Гош в своем Судебнике пространно объясняет, почему Христос, завещав людям блюсти законы, не изложил их сам письменно, а предоставил это законодателям отдельных стран. Санкции за нарушение правил поведения во многом определялись церковным судом.6 Рассмотрим теперь цивилизационное деление права. В современном мире обычно различают следующие правок массивы: национальные правовые системы, правовые семь группы правовых систем. Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Национальная правовая система - элемент то или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. По отношению к группам правовых систем и правовым семьям национальные правовые системы выступают в качестве явления особенного, единичного. В настоящее время в мире насчитывает около двухсот национальных правовых систем. Феномен правовой системы позволяет решать важные учебно-познавательные и практически-юрисдикционные задачи. Только комплексное видение институтов объективного и субъективного права, структуры законодательства, правовой идеологии и психологии, менталитета общества, юридической практики) формирует квалификацию юриста, его способность и возмозжность работать в рамках правовой культуры конкретной стран. Наличие правовых явлений в их системной, концептуальньной организации свидетельствует об известном уровне правой жизни общества, его правосознания, юридической образованости и т.д. Поэтому далеко не все государства имеют развитые особенно правокультурно-самобытные и целостные юридические системы, выступающие источниками накопления правовых ценностей для всей мировой цивилизации. Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права исторического пути его формирования. В соответствии с эти" критериями можно выделить следующие правовые семьи: общего права, романо-германскую, обычно-традиционную, мусульманскую, индусскую, славянскую. Ни одна из классификаций правое! семей не является исчерпывающей для правовых систем мира, поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права. В приведенной классификации своеобразие правовой семьи определяется характером ее источников: юридических, духовных и культурно-исторических. Один из этих признаков может преобладать в разграничении правовых семей. Так, форма, перечень и иерархия юридических источников права (форм права) традиционно рассматривается в качестве основного различия между семьей общего права и романо-германской. В частности, для романо-германской правовой семьи право выступает в виде норм, имеющих законодательное выражение (в виде закона или кодекса), а правоприменитель лишь сравнивает конкретную ситуацию с общей нормой и в ней находит решение дела. Основной источник англо-саксонского (общего) права - судебный прецедент, т.е. судебное решение судов определенного уровня по конкретному случаю, способ обоснования которых для других нижестоящих судов является образцом решения аналогичных дел. В рамках той или иной правовой семьи возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем. Так, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права, в зону которой входят правовые системы таких стран, как Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право латиноамериканских стран, каноническое (церковно-католическое) право, и группу германского права, в которую входят правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др. Внутри англо-саксонской правовой семьи различают правовую систему Англии, США и право бывших англоязычных колоний Великобритании. Славянская правовая семья включает группу российского права (Россия и ее субъекты) и западно-славянского права (Украина, Белоруссия, : Болгария, новая Югославия). Рассмотрим основные характерные черты представленных правовых семей с акцентом на отличительных особенностях славянской правовой семьи, ее месте на правовой карте мира. К наиболее старым, "классическим" правовым семьям относится семья общего права и романо-германская (континентальная) семья, принадлежащие к западной юридической традиции. Семья общего (англо-саксонского) права. Общее право исторически сложилось в Англии и оправдывает свое название тем, что оно действовало на территории всей Англии (период его становления - X-XIII-вв.) в виде судебных обычаев, возникавших г мимо законодательства, и распространялось на всех свободных подданных короля в гражданском судопроизводстве. Обобщив судебную практику в своих решениях, судьи руководствовался нормами уже сложившихся отношений и на их основе вырабатывали свои юридические принципы. Совокупность этих решений, точнее принципов (прецедентов), на которых они основывали была обязательной для всех судов и таким образом составили систему общего права. Специфика общего права состоит в отсутствии кодифицированных отраслей права и наличии в качестве источника npi громадного количества судебных решений (прецедентов), yaeyющихся образцами для аналогичных дел, рассматриваемых другими судами. Кроме общего права, в структуру английского npi входят статутное право (законодательство) и "право справедливости". Норма общего права носит казуистический (индивидуальный) характер, так как она "модель" конкретного решения, а результат законодательного абстрагирования от отдельных NEOчаев. Общее право приоритетное значение придает процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств, так как они составляют одновременно и механизм правообразования, и механизм правореализации. Важным признаком общего права выступает автономия судебной власти от любой иной власти в государстве, что проявляется в отсутствии прокуратуры и административной юстиции. В настоящее время наряду с общим правом в странах англо-саксонской правовой семьи широкое развитие получило законодательство (статутное право), источником которого являют акты представительных органов, что свидетельствует о сложи процессах эволюции данной правовой семьи. Однако исходи принципы организации правовая система, например Англии, сохраняет с XIII в. до сих пор. Романо-германская правовая семья. Исторические корни этой правовой семьи относятся к римскому праву (I в. до н.э. - VI н.э.). В качестве основного источника она использует писан право, т.е. юридические правила (нормы), сформулированньк законодательных актах государства. Законодатель (орган государственной власти) в связи с этим должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику, типизировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных актах общие модели прав и обязанностей для граждан и организаций. На правоприменителей (это наименование весьма точно для данной правовой семьи отражает роль и функции юристов), прежде всего суд, возлагается обязанность точной реализации этих общих норм в конкретных судебных, административных решениях, что в конечном счете обеспечивает единообразие судебной или административной практики в масштабе всего государства. Судья романо-германской правовой семьи не обязан следовать ранее принятому решению другого суда, за исключением судебной практики верховного и (или) конституционного суда. Но и в этом случае высшие судебные инстанции не вправе создавать своими решениями новые нормы, а могут лишь толковать имеющиеся в нормативно-правовых актах. Судья, работающий в стране, входящей в зону романо-германской правовой семьи, решая юридическое дело, главным образом осуществляет лишь процесс квалификации - строит цепь умозаключений по методу силлогизма, где роль большей посылки играет норма, а меньшей - обстоятельства конкретного случая. Это, конечно, вовсе не свидетельствует об отсутствии в правоприменении творческого, самостоятельного начала. Чтобы правильно применить отвлеченную от конкретной ситуации норму, юрист должен глубоко вникнуть в природу этой ситуации: обстоятельства деяния и личность деятеля, например, с тем, чтобы применение права было справедливым, гуманным, целесообразным, т.е. отражало внутреннюю природу права. В этом смысле и в континентальной правовой семье судебная (правоприменительная) практика не может не иметь некоторого нормативного значения, т.е. выступать в роли фактора "давления" либо корректировки законодательства, которое, однако, официально признается приоритетным либо даже единственным источником права. Такое положение, когда семья общего права имеет черты, присущие семье континентального права (писаное право), а последняя использует некоторые механизмы англо-саксонской правовой семьи (судебная практика),свидетельствует о глубоких взаимосвязях мирового правового развития, известном единстве правового регулирования в рамках, в частности, европейской цивилизации. Значительным своеобразием обладают правовые системы, основанные на традиционном и религиозном регулировании, где право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека, а тем более государства. Различают так называемые традиционные правовые (построенные на обычном праве) религиозные правовые системы (мусульманское, индусское право). К странам традиционного права относят Японию, государства Тропической Африки и некоторые другие. В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система вероучения. Так, источниками мусульманского права являются Коран, сунна и иджма. Коран - священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными iiложениями, проповедями, обрядами там есть и установления вполне нормативно-юридического характера. Сунна - мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка, представляет собой сборник ii?i-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма - третий источник мусульманского права - комментарии ислама, составленные его толкователями: докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в иджме, поэтому Коран и сунна непосредственного юридической значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, ответствующие иджме. Мусульманское право сформировалось в глубоком средневековье и с тех пор проделало существенную эволюцию с точки зрения развития своих источников. Характерные черты этого права - архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных норм во многом сглажены принятием в и новейшее время законов, кодексов - продуктов деятельности государства. Другой широко распространенной системой религиозно права является индусское право. Оно охватывает практически всех выходцев из Индии и так же, как мусульманское право, тесно связано с религией - индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности - почти две тысячи лет назад, одна сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени этом качестве индуизм выступает элементом государственно-правовых отношений современного, в частности индийского, общества. Особенную роль индусское право играет в сферах, влияние религии до сих пор наиболее ощутимо - семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т.д. Главной тенденцией развития как обычного (традиционного), так и религиозного (мусульманского и др.) права является усиление роли закона как источника права. Однако эта тенденция реализуется на фоне неснижающегося значения традиционных и особенно религиозных норм и даже в известной мере - их возрождения в качестве ведущей нормативной системы общества, что весьма характерно для исламских государств. Выделение славянской правовой семьи в качестве самостоятельной ветви правовой цивилизации имеет определенную новизну и поэтому нуждается в дополнительном обосновании. Особенностью приведенного варианта структуры правовых семей, включающей самостоятельную семью славянского права, является стремление отразить подход уже известных типологий, выделяющих в отдельную рубрику славянскую правовую семью, и изменения юридической карты современной Европы. Из представленной классификации не выпадает (в отличие от некоторых современных трактовок) нормативный регион и соответственно правовая общность, образуемая странами в основном славянского этнического происхождения, относимыми в свое время к социалистической правовой семье. Речь идет о государствах бывшего социалистического содружества: СССР, ГДР, СФРЮ, Польше, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Румынии, - которые составляли, в частности, по мнению французского компаративиста Р. Давида, особую семью социалистического права. Славянская правовая общность основывается на значительной культурно-исторической специфике правовых ценностей славянских стран. Существует, конечно, нечто общее для всех государств, народов, правовых систем, но это общее в качестве исходных предпосылок имеет особенное, национальное, которое и должно стать дополнительным измерением права славянских народов. Только так правовое регулирование может приобрести твердую предметную и методологическую основу и перестать быть лишь фарватером произвольно меняющихся политических установок. Устранив жесткие формационно-типологические перегородки внутри российского права, появляется возможность более глубокого познания его природы, по сути дела, нового измерения его теории и истории. Категория славянской правовой семьи отражает целостный правовой феномен, имеющий глубокие национальные, духовные, исторические и специальные юридические основания в правовой культуре России и ряда восточноевропейских стран. Восточные и южные славяне, имевшие уже в VI-IX вв. свои государственные образования, сформировали основы самостоятельной культурной традиции и стали "прямыми" наследниками Византийской империи, которая длительное время была оплотом православия и восточноевропейской культуры. Самобытность славянской правовой семьи, и прежде всего |Российской правовой системы, обусловлена не столько технико-юридическими, формальными признаками, сколько глубокими соцальными, культурными, государственными началами жизни славянских народов. К началам, имеющим методологическое значение для анализа отечественного права, можно отнести следующие: 1. Самобытность русской государственности, не поддающаяся элиминации даже после длительных и массированных включений иностранных управленческих и конституционных форм. Для русского права всегда была исключительно важной связь с ainoдарством. 2. Особые условия экономического прогресса, для которых характерна опора на коллективные формы хозяйствования, крестьянскую общину, артель, сельскохозяйственный кооператив), основывающиеся на специфической трудовой этике, взаимопомощи, трудовой демократии, традициях местного самоуправления. 3. Формирование особого типа социального статуса личности, которому свойственно преобладание коллективистских элементов правосознания и нежесткость линий дифференциации личности и государства. 4. Тесная связь традиционной основы права и государства спецификой православной ветви христианства с ее акцентами не на мирском жизнепонимании Бога и человека (католицизм) и тем более не на благословении стяжательства (протестантизм на духовной жизни человека с соответствующими этически выводами (нестяжание, благочестие и т.д.). Юридические источники славянской правовой семьи через Византию (Восточно-Римскую империю) унаследовали законодательные традиции римского права и таким путем примыкают к романо-германской правовой семьи. В результате сложного переплетения нормативного материала различной идеологической природы, в том числе включения многих западных правовых ценностей, российское право пришло в сложное состояние начала новой этапной эволюции, что, однако, не устраняет ее исконных культурно-национальных основ. Российская правовая система имеет и ту особенность, что она может рассматриваться в качестве целостной правовой семьи или по крайней мере группового подразделения славянской правовой семьи, поскольку в ее зону входят национальные правовые системы республик в составе Российской Федерации, законодательство которых инкорпорировано в систему законодательства РФ. При этом следует иметь в виду весьма нетипичную для классических правовых семей совместимость юридического регулирования у славянских и, скажем, тюркских народов России. Сферой влияния российской правовой системы исторически продолжает оставаться территория бывшего Союза ССР, республики которого пользовались с Россией фактически одним и тем же правом, что, вероятно, имеет определенную объективную обусловленность. Несмотря на процессы активной суверенизации, эта обусловленность, скорее всего, сохранит свое действие и в будущем. Российская правовая система в перспективе будет идентифицироваться в качестве основы правовой семьи восточнославянских и части тюркских народов бывшего Союза ССР. Право России по самой ее правокультурной сущности - это сердцевина своеобразной юридической экосистемы, которая нуждается в регенерации всех своих государственных, политических, социально-духовных элементов. Уйти куда-то из этой макрокультуры - на Запад, на Восток, - как того иногда желают некоторые политики, вряд ли возможно. Необходимо уяснить свое собственное место в мировом геоправовом пространстве.7 3. Формы права. Когда же говорят об источниках в юридическом смысле , то имеют в виду различные формы (способы) выражения, объективизации правовых норм. Таким образом, под источниками права в юридическом смысле понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина. Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде (реальном образе) эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества. Следовательно, внешнюю форму права можно определить как способ существования, выражения и преобразования правовых норм. Отдельные ученые (Н.Г. Александров, Л.Р. Сюкияйнен) относят к источникам права в формальном смысле деятельность государства по установлению правовых норм либо административные и судебные прецеденты. При этом формы выражения таких норм рассматриваются как формы, а не как источники права. Для обозначения форм выражения правовых норм целесообразно использовать термин "источник норм права" , тогда "источником права" можно обозначать социальные условия и предпосылки права, а "юридическим источником" (Р.О.Халфина) - правотворческое решение компетентного органа о принятии, изменении или отмене нормативного правового акта, правовых норм. Смысл данного разграничения в том, что правотворческое решение не сливается с самим нормативным правовым актом. После рассмотрения терминологического аспекта проблемы источников (форм) права следует обратить внимание на их классификацию и видовую характеристику. Известны следующие основные виды форм права. Правовой обычай исторически был первым источником права, регулировавшим отношения в период становления государства. Вообще под обычаем понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений. Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства. Дошедшие до нас крупные законодательные памятники прошлого (Законы Ману, Русская правда) - это сборники правовых обычаев. Природа правового обычая характеризуется следующими особенностями. Он, как правило, носит локальный характер, т.е. применяется в рамках сравнительно небольших общественных групп людей. Юридические обычаи часто тесно связаны с религией. В Индии, например, обычное право входит в структуру индусского права. Правовой обычай отличается определенность правила, непрерывным и единообразным характером его соблюдения. Нормы правового обычая нередко выражаются в пословицах, поговорках, афоризмах. Не следует полагать, что правовые обычаи - архаичное явление, потерявшее в настоящее время всякое значение. Как свидетельствуют новейшие исследования, правовые обычаи широко применяются при регулировании общественных отношений (особенно земельных, наследственных, семейно-брачных) в государствах Африки, Азии, Латинской Америки. Отдельные обычаи, вошедшие в древние законы той или иной страны, действуют без изменений до сих пор. Например, в Таиланде по сей день бытует закон, определяющий условия развода супругов, выработанные еще в процессе формирования обычаев. Муж и жена в присутствии свидетелей одновременно зажигают по свече одинаковых размеров. Тот из супругов, чья свеча догорит первой, должен покинуть дом, не взяв с собой ничего из имущества.8 Правовой обычай - это обычай, применение которого обеспечивается санкцией государства. Его следует отличать от обычая, представляющего собой моральную норму, религиозное правило, нравы. Санкционирование обычая может осуществляться путем восприятия его судебной, арбитражной или административной практикой. Решение государственного органа, в котором применен обычай, признается соответствующим государством и может быть принудительно исполнено. Обычай по природе своей носит консервативный характер. Он закрепляет то, что сложилось в результате длительной общественной практики. Нередко обычай отражает обывательские предрассудки, расовую и религиозную нетерпимость, исторически сложившееся неравноправие полов. Такие обычаи в целях социальной безопасности и личного благополучия граждан государство вполне оправданно запрещает. Государство к различным обычаям относится по-разному: одни запрещает, другие одобряет и развивает. Более или менее длительное существование правовых обычаев можно ожидать лишь в некоторых сферах правового регулирования, например, при регулировании внешней торговли. Известно лишь несколько статей Кодекса торгового мореплавания, в которых учитывается действие обычаев порта или международных обычаев мореплавания (ст.134 КТМ СССР9 устанавливает: "Срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения - сроками, обычно принятыми в порту погрузки".). В других актах иногда встречаются ссылки на деловые обыкновения. При этом следует отметить, что содержание обычной нормы не получает прямого текстуального закрепления в законе или ином нормативном акте. Вряд ли прав и С.Л. Зивс, утверждая, что наше законодательство вообще не знает правового обычая 10. Отечественное законодательство допускает использование в юридической практике обычаев. Государство санкционирует лишь те обычаи, которые не противоречат, согласуются с его политикой, с нравственными основами сложившегося образа жизни.11 Обычаи, противоречащие государственной властвующей политике, общечеловеческой морали, как правило, запрещаются законом. Например, в Уголовном кодексе РСФСР имелись статьи, запрещающие такие пережитки родового быта и феодально-байского отношения к женщине, как калым за невесту, похищение ее. Развитие права России вряд ли должно идти по пути официально-силового исключения из системы источников обычаев. Видимо, вскоре следует ожидать появления новых рыночных обычаев, которые будут регулировать отношения до и вместе с юридическими нормами. В международном праве обычай представляет собой не только форму выражения традиционных норм, но и важный способ создания новых юридических обязательных правил поведения государств в тех вновь появляющихся областях межгосударственных отношений, которые требуют правового регулирования. Он является современным и активно функционирующим источником права. Поэтому следует иметь в виду, что концепция обычая в том виде, как она применяется в международной практике и рассматривается в доктрине международного права, имеет мало общего с представлениями об обычае, основанными на особенностях этого источника во внутренних, национальных системах права . И с теоретической, и с практической точек зрения необходимо отличать обычай как процесс создания норм международного права от обычая - результата этого процесса, т.е. юридически обязательного правила поведения, сложившегося в межгосударственной практике.12 Правовой прецедент. Прецедентом является такое поведение власти, которое имело место хотя бы один только раз, но может служить примером для следующего поведения этой власти. Иными словами, правовой прецедент - это решение юрисдикционных и административных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное 1правило при разрешении всех аналогичных дел. Различают судебный и административный прецедент. При прецедентной форме права судебные (а иногда и административные) органы фактически обладают властью создавать новые правовые нормы. Право в подобных случаях неизбежно отличается крайней сложностью и запутанностью, что, безусловно, может облегчать произвол со стороны недобросовестных должностных лиц. В силу разных причин теория и практика социалистического типа права не признавали и не признают прецедентную форму права. Официальная доктрина стояла на позиции - при режиме социалистической законности судебные и административные органы должны применять право, а не творить его. Традиции, конечно, сильно довлеют над умами. Но надо разобраться - такая ли уж отсталая это форма права? Англия до сих пор не без успеха использует ее. Без сомнения, в ней есть и положительные моменты. Надо изучить - в каких сферах, при каких условиях ее можно использовать в современной России. В соответствии со co. 56 Закона РСФСР. "О судоустройстве РСФСР"13 Верховый Суд РСФСР "изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику e aaao руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РСФСР, возникающим при рассмотрении судебных дел. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РСФСР обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение". Хотя данная норма не отменена, некоторые ученые и практические работники полагают, что вступила в противоречие с положениями ст. 120 Конституции Российской Федерации о том, что судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону", и поэтому должна действовать лишь в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и Федеральному конституционному закону "О судебной системе в Российской Федерации".14 Учитывая уже упоминавшуюся конституционную норму о возложении на Верховный Суд РФ обязанности по даче разъяснений по вопросам судебной практики, можно заключить, что эти разъяснения можно расценить как своего рода судебный прецедент. В пользу такого вывода говорит прежде всего то, что в постановлении Пленума по применению законодательства сконцентрированы в обобщенном виде выработанные многолетней судебной практикой подходы к разрешению вопросов, возникающих при рассмотрении определенной категории гражданских либо уголовных дел, основанные на опыте и знании многих судей, других практикующих юристов и ученых, облекаемые в конечном счете в форму конкретных разъяснений.15 В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"16 Конституционный Суд РФ дает толкование Конституции Российской Федерации. Это толкование состоит в преодолении Конституционным Судом неопределенности в понимании её положений, в выяснении объективного смысла и содержащихся в ней позитивных правовых принципов. По существу толкование Конституции есть её конкретизация.17 Практика обновления законодательства показала, что вырабатываемые судебной практикой правоположения нередко впоследствии становятся законами, детализирующими слишком общий закон. Так, ещё задолго до издания Основ гражданского законодательства Союза СССР и союзных республик в порядке истолкования и конкретизации ст. 10 Конституции СССР 1936 года судебной практикой были сделаны надлежащие выводы о потребительском назначении права личной собственности на жилой дом с вытекающими отсюда последствиями. Соответствующие положения были закреплены в статье 25 Основ.18 Результатом правоприменительной деятельности нередко является выработка правоположений, для которых характерна известная степень обобщенности и обязательности. Правоположения - концентрированное выражение юридической практики. В силу этого они в состоянии компенсировать естественное отставание норм права от динамики общественных отношений, могут устранять противоречия между относительным "консерватизмом" права и изменчивостью общественной жизни. В конечном счете разумное использование правоположений обеспечивает стабильность правопорядка, укрепляет законность, придает устойчивость проводимой государством политике. Полагаем, что правоположения юридической практики являются прецедентным правом. Следует подумать и о том, чтобы официально придать руководящим разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ форму прецедентного права. Для этого надо тщательно определить пределы их действия, условия (после надлежащей апробации) перехода в нормы права. Юридическая наука (правовая доктрина) на определенных этапах развития права тоже служит его формой. Так, наиболее выдающимся римским юристам предоставлялось право давать разъяснения, обязательные в дальнейшем для судов. В английских судах трактаты известных юристов (Брактон, Гленвиль) были источниками права, на которые широко ссылались. Однако не следует полагать, что этот источник права ушел в небытие. В настоящее время продолжает выступать в качестве формы права мусульманско-правовая доктрина, что подтверждается законодательством арабских стран. Например, семейное законодательство Египта, Сирии, Судана, Ливана предусматривает, что в случае молчания закона судья применяет "наиболее предпочтительные выводы толка Абу Ханифы"19 . Был период, когда и религиозные трактаты выступали формой права. Интересно отметить, что в английских судах при вынесении некоторых судебных решений можно и до сих пор встретить ссылки на научные труды отдельных юристов, хотя источниками права они уже не признаются. Эти ссылки приводятся как дополнительная аргументация, элемент формирования воли судьи, часть мотивации приговора или решения суда. В российском государстве юридическая наука имеет большое значение для развития правовой практики, совершенствования законодательства, правильного толкования закона, но официальным источником права не признается. Но судебные и административные акты не используют ссылки на труды ученых-правоведов. Это еще одно вредное последствие тоталитарной государственной системы, укрепившейся у нас, когда только акты государственной власти имели силу, а все остальные документы и источники относились к разряду вспомогательных и несущественных. Мировой опыт свидетельствует, что значение правовой доктрины как формального источника права падает, но ее роль в качестве неформального элемента правообразования растет. Роль правовой доктрины как жизненного источника права проявляется в том, что она создает понятия и конструкции, которыми пользуется правотворческий орган. Именно юридическая наука вырабатывает приемы и методы установления, толкования и реализации права. К тому же сами творцы права не могут быть свободны от влияния правовых доктрин: более или менее осознанно, но им приходится становиться на сторону той или иной юридической концепции, воспринимать ее предложения и рекомендации. Договоры нормативного содержания - это совместные юридические акты, выражающие взаимное изъявление воли правотворческих органов, встречное принятие на себя каждым из них юридических обязанностей. Это такие документы, в которых содержится волеизъявление сторон по поводу прав и обязанностей, устанавливается их круг и последовательность, а также закрепляются добровольное согласие выполнять принятые обязательства. Имеют широкое распространение в конституционном, гражданском, трудовом, экологическом праве. Для признания договора источником права требуется, чтобы он содержал юридические нормы. Историческим примером договора нормативного содержания в праве может служить Федеративный договор (Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик в составе Российской Федерации, 1992 г.)20. В области трудового права значительную роль продолжают играть коллективные договоры. Согласно ст.7 Кодекса законов о труде РФ, коллективный договор - правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между руководителем и работниками на предприятии, в учреждении, организации. Следует подчеркнуть, что договорное право - юридический фундамент динамичной и расширяющейся системы свободного предпринимательства. Принятый 11 марта 1992 г. Закон Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" 21один из наиболее значимых актов, цельно регулирующий взаимоотношения предпринимателей и наемных работников. В качестве основной формы права выступает договор в международном праве. Международный договор - это явно выраженное соглашение между государствами и другими субъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать их взаимоотношения путем создания взаимных прав и обязанностей. Статья 2 Венской конвенции о праве международных договоров содержит нормативное определение этого источника: "Договор означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования". Примером международного-правового договора нового типа может служить принятый 12 сентября 1990 г. Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, согласно которому "объединенная Германия будет включать территорию Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германия и всего Берлина". Нормативно-правовые договоры - проявление нормативной саморегуляции. Но нельзя забывать, что первичным юридическим источником развития договорных форм, придания им законной силы выступает нормативно-правовой акт, а конкретнее диспозитивные нормы права . Например, Гражданский кодекс РФ (ст. ст. 160-167, 255, 295, 350) закрепляет формы и общие условия договоров, ст.22 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" фиксирует содержание договора между соучредителями средства массовой информации. У договорной формы права перспективное будущее. Ведь если представлять источники права в виде социального взаимодействия, то оно должно быть прежде всего добровольно-согласительным, а не формально-принудительным. Нормативно-правовой акт - одна из основных, наиболее совершенных внешних форм права. Это государственный акт нормативного характера. Нормативные акты содержат юридические основания (нормы права) для разрешения индивидуальных дел. Нормативно-правовой акт выступает не только источником в юридическом смысле, но и фактическим источником: это тот резервуар, из которого люди черпают сведения о юридических нормах. Кратко, нормативный акт можно определить как акт правотворчества, содержащий нормы права . Виды нормативно-правовых актов: 1. По субъектам правотворчества: а) акты, принятые в порядке референдума; б) нормативные акты государственных органов; в) нормативные акты иных социальных организаций; г) совместные нормативные акты. 2. По срокам действия: а) акты неопределенно-длительного времени действия; б) временные акты. 3. По сферам действия: а) общефедеральные акты; б) нормативные акты субъектов федерации; в) акты органов местного самоуправления; г) локальные акты. 4. По юридической силе: а)законы; б) подзаконные акты Новое правопонимание неизбежно ведет к иной трактовке форм (источников) права. Саморегулирование присуще всем известным формам права. Вот почему имеется потребность относить к формам права нормы саморегуляции . Это такие виды форм права, которые приняты с использованием институтов прямой демократии (решения референдума, народного собрания, собрания трудового коллектива).22 Заключение. Итак, право - это исключительно сложное, многогранное социальное понятие, чем и объясняется наличие множества точек зрения о его сущности, типах и т.д. Однако в любом случае бесспорна ценность права как регулятора социальных отношений. Являясь неотъемлемым элементом цивилизации, право бессмертно. Если человеческое общество имеет будущее (а не окончит свое существование вселенской катастрофой - вариант, увы, возможный) , оно ознаменует собой углубление и совершенствование цивилизации, культуры, общечеловеческих ценностей, то подобная оптимистическая перспектива является одновременно перспективой для права Можно уверенно предположить, что право станет сосредоточением главных позитивных достижений цивилизации - средством придания им нормативного, стабильного и необратимого характера Конечно, при этом необходимы дальнейшее развитие права как явления цивилизации и культур ы, развертывание заложенных в нем потенций, углубление начавшегося переформирования эаконодательства и правоприменения.23 В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что формы (источники) права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве. Каковы основные пути усовершенствования форм (источников) права в современном государстве России? Во-первых, при улучшении форм права надо полнее учесть юридические традиции России, взять лучшее из дореволюционной правовой системы. Во-вторых, назрела потребность в подготовке и издании специального закона об основных формах права. В этом акте надлежит подчеркнуть, что сведение форм права только к нормативно-правовым актам неоправданно. В законе желательно с максимальной определенностью выразить отношение государства к прецедентному, обычному и договорному праву. В-третьих, в нем полезно нормативно зафиксировать "фундамент" регулятивной системы государства, главную форму права. Представляется, что в правовом государстве главной формой права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них - Конституция . При этом Конституция государства не может ограничиваться "цементированием" лишь правовых актов. Все правовые акты и иные формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы. Библиография. 1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Текст Конституции опубликован в "Российской газете" от 25 декабря 1993 года. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Текст Федерального конституционного закона опубликован в "Российской газете" от 23 июля 1994 г., Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 1994 г., N 13, ст. 1447 Федеративный договор (Москва, 31 марта 1992 г.) / Текст Договора официально опубликован не был Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР" // Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР, 1981, N 28, ст. 976; Федеральным законом от 28 ноября 1994 г. N 50-ФЗ "О внесении изменений в статьи 27, 32 и 61 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" в настоящий Закон внесены изменения // Текст Закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994, N 32, ст. 3300 Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. "О коллективных договорах и соглашениях" с изм. от 24 ноября 1995 г // Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 28 апреля 1992 г., Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 23 апреля 1992 г., N 17, ст. 890 Кодекс торгового мореплавания Союза ССР (утв. Указом Президиума ВС СССР от 17 сентября 1968 г.) // Текст Кодекса приводится по Своду законов РСФСР (том 8) 7. Федеративный договор (Москва, 31 марта 1992 г.) / Текст Договора официально опубликован не был 8. Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права. // Государство и право, 1993 г. № 6 9. Алексеев С.С. Право: время новых подходов. // Советское государство и право, 1991 г. № 2 10. Даниленко Г.М. Обычай в современном международном праве. М., 1988. С. 80-103 11. Демидов В.В., секретарь Пленума, судья Верховного Суда Российской Федерации " О роли и значении постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1998 г., N 3, с. 21 - 24 12. Зивс С.Л. Источники права. М.,1982; 13. Зивс С.Л. Государство и право в развивающихся странах.// Источники права. Сб.ст. М.,1985. 14. Зыкин И.С. Обычай в советской правовой доктрине. //Сов. государство и право. 1981. N 3. С.128. 15. Конституция, закон, подзаконный акт. - М.: Юрид. лит., 1994 16. Малько А.В. Экзамен по теории государства и права: 100 ответов на 100 возможных вопросов. Учебно-методическое пособие. - М.: Фирма Гардарика, 1996 17. Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы).// Правоведение, 1992 г., N 2, с.23 18. Общая теория права и государства: Учебник. / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 1996 19. Синюков В.Н. Правовые системы и правовые семьи. // в кн. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1999 20. Сюкияйнен Л.Р. Доктрина как источник мусульманского права .// Источники права. М., 1985. С. 65-83. 21. Явич Л.С. Сущность права. - Ленинград, Издательство ЛГУ, 1985 1 См.: Конституция, закон, подзаконный акт. - М.: Юрид. лит., 1994 С. 4 - 5 2 См.: Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права. // Государство и право, 1993 г. № 6 С . 128 3См.: Общая теория права и государства: Учебник. / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 1996 С. 118 - 123 4См.: Малько А.В. Экзамен по теории государства и права: 100 ответов на 100 возможных вопросов. Учебно-методическое пособие. - М.: Фирма Гардарика, 1996 С. 57-58 См.: Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права. // Государство и право, 1993 г. № 6 С. 130 6 См.: Явич Л.С. Сущность права. - Ленинград, Издательство ЛГУ, 1985 с. 154 7 См.: Синюков В.Н. Правовые системы и правовые семьи. // в кн. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1999 с. 168 - 181 8 См.: Зивс С.Л. Государство и право в развивающихся странах.// Источники права. Сб.ст. М.,1985. С. 213 9 Кодекс торгового мореплавания Союза ССР (утв. Указом Президиума ВС СССР от 17 сентября 1968 г.) // Текст Кодекса приводится по Своду законов РСФСР (том 8) 10 См.: Зивс С.Л. Источники права. М.,1982; С. 23 11 См.: Зыкин И.С. Обычай в советской правовой доктрине. //Сов. государство и право. 1981. N 3. С.128. 12 См.: Даниленко Г.М. Обычай в современном международном праве. М., 1988. С. 80-103 13 Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР, 1981, N 28, ст. 976; Федеральным законом от 28 ноября 1994 г. N 50-ФЗ "О внесении изменений в статьи 27, 32 и 61 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" в настоящий Закон внесены изменения // Текст Закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994, N 32, ст. 3300 14 Текст Федерального конституционного закона опубликован в "Российской газете" от 6 января 1997 г., Собрании законодательства Российской Федерации, 6 января 1997 г., N 1, ст. 1 15 См.: Демидов В.В., секретарь Пленума, судья Верховного Суда Российской Федерации " О роли и значении постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1998 г., N 3, с. 21 - 24 16 Текст Федерального конституционного закона опубликован в "Российской газете" от 23 июля 1994 г., Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 1994 г., N 13, ст. 147 17См.: Эбзеев Б.С. Толкование Конституции и иных законов Российской Федерации Конституционным Судом. // Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1997 18 См.: Правоприменение в Советском государстве. - М.: Юрид. лит., 1985 с. 55 19См: Сюкияйнен Л.Р. Доктрина как источник мусульманского права .// Источники права. М., 1985. С. 65-83. 20 Федеративный договор (Москва, 31 марта 1992 г.) / Текст Договора официально опубликован не был 21 Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. "О коллективных договорах и соглашениях" с изм. от 24 ноября 1995 г // Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 28 апреля 1992 г., Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 23 апреля 1992 г., N 17, ст. 890 22 См.:Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы).// Правоведение, 1992 г., N 2, с.23 23 См.: Алексеев С.С. Право: время новых подходов. // Советское государство и право, 1991 г. № 2 С. 10-11 1 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|