Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Делопроизводственное обеспечение системы работы с кадрами (на примере администрации Вольского муниципального образования)"
 Экспертные системы: характеристика, назначение, основные компоненты, классификация
Рекомендуем
 
Новые статьи
 ЕГЭ сочинение по литературе и русскому о проблеме отношения...
 Современные камеры и стабилизаторы. Идеальный тандем для...
 Что такое...
 Проблема взыскания...
 Выбираем самую эффективную рекламу на...
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Таможенное право

курсовая работа

Концепция таможенной политики в Законе РФ «О таможенном тарифе» и Таможенном кодексе РФ



Содержание
лист Введение 3 §1. Организация деятельности таможенной политики на территории России
5 §2. Общая характеристика закона РФ "О таможенном тарифе" и Таможенного кодекса РФ
7 §3. Концепция таможенной политики в Таможенном кодексе РФ
9 §4. Концепция таможенной политики в Законе Российской Федерации "О таможенном тарифе"
16 Заключение 28 Список литературы 30
Введение
Таможенная политика нашей страны имеет свою историю, свои характерные этапы развития.
Если в 20-х - начале 30-х годов Советский Союз проводил активную таможенную политику с целью увязки внутренних цен с мировыми, то в дальнейшем она перестала воздействовать на развитие торговли с отдельными странами, поскольку таможенные пошлины на импортируемые товары покрывались из госбюджета и не оказывали существенного влияния на внутреннее ценообразование и экономическую эффективность внешнеторговых сделок. Важными элементами активной таможенной политики СССР в 20-е годы явились таможенные тарифы 1922, 1924 и 1927 гг., которые не только защищали советскую промышленность от конкуренции иностранных товаров, но и стимулировали развитие советского экспорта за счет снижения или отмены вывозной пошлины на значительную часть товаров.
Таможенные тарифы 1930, 1961 и 1981 гг., которые действовали в период командно-административного управления внешнеэкономическими связями, оказались, по сути, рутинными правовыми актами. Так, таможенный тариф 1981 г. не являлся и не мог являться по ряду причин инструментом экономического регулирования внешнеэкономической деятельности. Указанный тариф насчитывал всего триста с небольшим позиций, в то время как в таможенных тарифах большинства промышленно развитых стран число отдельных товарных позиций, подпозиций и т.д. насчитывает от 5 до 7 тысяч, а в тарифах таких стран, как США и Япония - 10 - 12 тысяч. Тарифу образца 1981 г. было присуще несоответствие уровня таможенных пошлин ценам на товары, сложившимся на внутреннем и внешних рынках. Так, на большинство видов машин и оборудования минимальные ставки составляли только 5-10% на топливо - 10-12% , металлы - до 15%, химические продукты -5-10% . И, наконец, действовавший порядок исчисления таможенных пошлин и их внесения в союзный бюджет. Понятие "таможенная пошлина" было подменено термином "таможенные доходы", в результате чего организации, импортирующие товары, перечисляли в бюджет не пошлину, а разницу между стоимостью товара на внешнем и внутреннем рынках. Такое положение считалось вполне нормальным в эпоху жесткой централизации внешней торговли, отрыва процесса ее осуществления от непосредственных производителей или потребителей товаров, господства административно-командных методов управления этой деятельностью. В условиях демократизации внешнеэкономических связей, вовлечения в экспортно-импортные операции практически всех предприятий, организаций, совместных предприятий и производственных кооперативов требуется разработка эффективной таможенной политики и принятие нового таможенного тарифа, которые бы учитывали изменения, происходящие в этой важной сфере хозяйственной деятельности.
С переходом российской экономики с социалистических рельсов на капиталистические значение таможенных органов в жизни государства резко возросло, причем, круг решаемых таможней задач переместился из области политической в чисто экономическо-правовую.
Таможенное законодательство, отвечающее требованиям рыночной экономики, начало формироваться относительно недавно. Если раньше, в силу слабости международной российской торговли, таможня выполняла роль "железного занавеса", то сейчас она выполняет естественную для себя функцию правового и экономического регулирования международных перевозок и пополнения казны государства. На сегодняшний день без знания и соблюдения таможенного законодательства немыслима практически любая международная деятельность. Любое предприятие, решившее выйти на международный рынок, неминуемо столкнется с проблемой грамотных взаимоотношений с таможенными органами. Юридически же весь спектр сложных, а зачастую просто запутанных законодательных актов, связанных с вопросами таможенного декларирования, налогов, акцизов и пошлин уплачиваемых при пересечении товаром границы, базируется на Таможенном Кодексе Российской Федерации и Законе РФ "О таможенном тарифе".
§1. Организация деятельности таможенной политики
на территории России
Таможенная политика России определяется высшими органами государственной власти и управления страны и является составной частью внешней и внутренней политики российского государства. Целями таможенной политики России являются:
а) интеграция хозяйства страны в мировую экономику;
б) защита и стимулирование экономического развития России;
в) создание условий для функционирования российского рынка и рынка стран СНГ;
г) укрепление торгового и платежного баланса страны;
д) рост доходов государственного бюджета;
е) упрочение торгово-политических позиций России;
ж) противодействие дискриминационным акциям иностранных государств и их союзов;
з) расширение культурных и информационных обменов между Россией и зарубежными странами, контактов между людьми;
и) охрана жизни и здоровья человека, животных и растений, сохранение окружающей среды;
к) защита государственной и общественной безопасности;
л) защита прав и законных интересов граждан, предприятий, объединений и организаций, культурного и исторического наследия народов России.
Таможенный тариф России построен на базе Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), представляющей собой "российский вариант" Номенклатуры Гармонизированной системы. Согласно структуре ТН ВЭД каждый товар имеет свой отличительный 9-ти значный код, позволяющий точно идентифицировать этот товар. На базе данных, содержащихся и ТН ВЭД, работает таможенная статистика, оформляется вся товаросопроводительная документация, в том числе и грузовая таможенная декларация.
Переход на эту систему сопряжен со значительными трудностями, так как надо не просто ознакомить всех заинтересованных в ее применении, а научиться пользоваться ТН ВЭД.
Не вполне ясно, сколько человек в этой связи предстоит обучить пользованию ТН ВЭД. Их количество, по имеющимся оценкам, составит десятки тысяч человек. Для сравнения, во Франции при переходе на Гармонизированную систему обучили 35 тысяч человек, в США - 50 тысяч. Американцы, переходя с национальной системы на Гармонизированную, затратили на обучение 2,5 года. Отличительной особенностью таможенного тарифа России является наличие таможенных пошлин на отдельные товары, вывозимые с территории Российской Федерации. Перечень товаров, облагаемых вывозной пошлиной, а также размеры взимаемой пошлины часто изменяются по распоряжению Правительства России с целью оперативного реагирования на изменение ситуации внутри страны и за рубежом. В течение последнего десятилетия таможенное регулирование импортных операций претерпело серьезные изменения. С 15 января 1992 в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 32 "О таможенных пошлинах на импортные товары" было отменено взимание пошлин и других сборов, кроме платы за таможенные процедуры, при ввозе товаров на территорию России. Такой шаг мотивировался необходимостью создания условия для насыщения потребительского рынка и перехода на экономические методы регулирования ввоза товаров в страну, что предусматривало разработку и введение новых таможенных пошлин к 1 апреля 1992 г. Однако на практике это решение Правительства не было осуществлено в намеченный срок и ввозимые в Россию товары зарубежного производства не облагались пошлинами в течение почти полугода. Столь длительный период, потребовавшийся для подготовки импортного таможенного тарифа, объясняется рядом причин, в числе которых необходимо особо отметить сложность определения оптимальных размеров ввозных пошлин, которые бы, с одной стороны, обеспечивали интересы российских производителей товаров и приносили существенный доход государству, а с другой стороны, не привели к значительному сокращению поставок товаров в Россию, вызывая тем самым очередной дефицит тех или иных товаров на внутреннем рынке страны.
В настоящее время деятельность таможенных органов в России развивается стремительными темпами. Реализующаяся с 1997 года Комплексная программа развития таможенной службы России в первую очередь затрагивает, конечно же, российский Таможенный комитет. Однако программа настолько обширна, что ее можно расценивать как форму реорганизации всей российской внешней торговли в целом.
§2. Общая характеристика закона РФ
"О таможенном тарифе" и Таможенного кодекса РФ
Закон "О таможенном тарифе" следует отличать от самого таможенного тарифа. Последний представляет собой свод ставок таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с принятой товарной номенклатурой и действующих в отношении товаров, которые перемещаются через таможенную границу. Цель же Закона "О таможенном тарифе" состоит в том, чтобы установить порядок формирования и применения таможенного тарифа, важнейшие правила обложения таможенной пошлиной (определение таможенной стоимости, страны происхождения товара, вопросы тарифных льгот и др.).
Впервые в нашем законодательстве подобный закон появился совсем недавно. Речь идет о принятом в 1991 году Законе СССР "О таможенном тарифе". Государственная монополия внешней торговли (впоследствии - внешнеэкономической деятельности) - вот главная причина отсутствия практической необходимости в таком законе. А.И. Потяев в своем капитальном исследовании "Теория таможенного дела" писал: "...таможенно-тарифная политика превращается лишь в одну из составных частей монополии внешней торговли и играет хотя и весьма важную, но лишь подсобную роль"1.
Рыночные реформы, начавшиеся во второй половине 1980-х годов, в качестве одного из важнейших своих направлений предполагали либерализацию внешнеторговой деятельности. Последовавший демонтаж системы государственной монополии внешней торговли привел к возобновлению нормальной практики таможенно-тарифного регулирования. Таможенной пошлине было возвращено ее законное место среди косвенных налогов.
В мае 1993 года был принят Закон РФ "О таможенном тарифе" (введен в действие с 1 июля 1993 года). Он тесно связан с двумя другими законодательными актами, регулирующими отдельные аспекты таможенно-тарифной политики, - Таможенным кодексом РФ 1993 года и Федеральным законом 1995 года "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".
Закон "О таможенном тарифе" - рамочный закон. В нем закреплены основные, наиболее важные правила таможенно-тарифного регулирования. В большинстве случаев нормы комментируемого Закона не имеют прямого действия и содержат непосредственные или подразумеваемые отсылки к иным нормативным актам (чаще всего подзаконным).
Закон состоит из 7 разделов и включает 38 статей. Все они так или иначе связаны с процедурой обложения таможенными пошлинами товаров, перемещаемых через таможенную границу. Структура Закона воспроизводит основные элементы таможенно-тарифной системы:
раздел 1 - общие положения: понятийный инструментарий, порядок установления и виды ставок таможенных пошлин;
раздел 2 - сезонные и особые пошлины;
раздел 3 - таможенная стоимость как база таможенного налогообложения;
раздел 4 - методы определения таможенной стоимости и порядок их применения;
раздел 5 - установление страны происхождения товара;
раздел 6 - тарифные льготы;
раздел 7 - приоритет норм, содержащихся в международных договорах и соглашениях с участием Российской Федерации.
§3. Концепция таможенной политики в Таможенном кодексе РФ
В Таможенном кодексе РФ даются основные понятия таможенного регулирования (таможенное дело и таможенная политика, таможенная территория и таможенная граница), определяется механизм государственного управления таможенным делом, а также закрепляется система источников права, регулирующих отношения, возникающие в таможенной сфере.
Под таможенным делом понимается сама таможенная политика, а также средства ее реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и др.
Конституция РФ относит таможенное регулирование к ведению федеральных органов и закрепляет единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации. Одной из основных гарантий свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств является отсутствие внутренних таможенных границ.
Обложение пошлинами и сборами товаров при перемещении между различными территориями России активно использовалось субъектами вплоть до принятия ныне действующей Конституции РФ в целях защиты местного товарного рынка. Однако, Статья 74 Конституции сделала невозможным принятие подобных решений органов государственной власти субъектов РФ в будущем.
Очевидная "внешняя" направленность таможенного дела, урегулированная в Конституции, допускает в интересах развития и укрепления международной экономической интеграции создание таможенных союзов России с другими государствами, зон свободной торговли, а также заключение международных договоров и соглашений по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права.
Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Совокупность институтов, участвующих в формировании и осуществлении таможенной политики, а также набор форм и методов ее осуществления, порядок использования компетентными государственными органами инструментов таможенного регулирования образуют понятие механизма таможенной политики.
Основные начала таможенной политики тесно связаны с принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности, к которым в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" относятся:
1) единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;
2) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;
3) единство политики экспортного контроля;
4) единство таможенной территории Российской Федерации;
5) приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
6) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;
7) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
8) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.
Таможенная политика должна содействовать обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
Таможенная политика опирается на деятельность таможенной службы, являющейся институционной предпосылкой ее реализации. В то же время нельзя отождествлять таможенное регулирование только с деятельностью таможенных органов. Формирование и реализация таможенной политики - сложный процесс, протекающий в недрах государственного механизма с участием всех трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, а также заинтересованных предпринимательских кругов.
В Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики России, цели которой определяются Федеральным Собранием, Правительством РФ и Президентом РФ в соответствии с Таможенным Кодексом и другими источниками таможенного права и сводятся к обеспечению наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на российской таможенной территории, участию в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию реализации основных задач экономической политики России.
Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары.
В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.
Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или экономическое, регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное, или административное, регулирование).
Реализация таможенной политики должна осуществляться в соответствии с таможенно-правовыми нормами. Необходимость четкой правовой регламентации таможенной политики обусловлена прежде всего тем, что инструменты ее осуществления прямо или косвенно вторгаются в сферу частного бизнеса, императивно регулируя те или иные направления предпринимательской деятельности. Кроме того, "внешняя" направленность таможенной политики, создающая для государства обязательства международно-правового характера, также нуждается в нормировании.
Таможенно-правовые нормы - это устанавливаемые государством правила поведения, с помощью которых регулируются общественные отношения в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Совокупность таможенно-правовых норм и составляет таможенное право как комплексную отрасль российского законодательства.
Источник таможенного права должен носить нормативный характер. Поэтому различные приказы руководителей таможенных органов о назначении на должность, перечислении средств, объявлении дисциплинарного взыскания, отмене незаконного акта нижестоящего органа и др. не являются источниками таможенного права, так как не содержат общих правил, то есть юридических норм. Такие акты по конкретным вопросам называются индивидуальными. Индивидуальные правовые акты выступают в качестве юридических фактов - порождают, изменяют или прекращают конкретные правоотношения в таможенной сфере. Индивидуальный характер правовых актов может проявляться в конкретности предписаний, определенности субъектов, регулировании конкретных отношений, однократности реализации (применения, исполнения) и др.
Основными принципами построения системы источников таможенного права являются конституционность и законность. Конституционность в данном случае предполагает строгое соответствие всех источников права основным принципам таможенного регулирования, закрепленным в Конституции РФ. Законность означает обязательное соответствие подзаконных актов предписаниям законов, на основании и в развитие которых принимались данные подзаконные акты.
К основным элементам системы источников таможенного права России относятся:
а) внутреннее таможенное законодательство;
б) международно-правовые договоры и соглашения с участием России, касающиеся таможенных вопросов.
Важную роль в механизме таможенно-правового регулирования играют подзаконные акты. Их подзаконность означает, что они принимаются во исполнение и развитие законов и должны им соответствовать. По количественным параметрам подзаконные акты - наиболее многочисленный вид источников таможенного права. Основными видами подзаконных актов, регулирующих таможенные отношения, являются:
1. Указы Президента РФ.
2. Постановления Правительства РФ.
3. Подзаконные акты, принимаемые совместно несколькими государственными органами.
4. Нормативные акты ГТК.
Нормативные акты общего характера вступают в силу по истечении 30 дней после их опубликования, за исключением случаев, когда эти акты устанавливают более льготные правила, чем те, которые действуют, или если акты российского законодательства обязывают ГТК ввести нормативные акты по таможенному делу в более короткие сроки.
Государственный суверенитет предполагает, что каждое государство может регулировать таможенные вопросы односторонним путем с помощью внутреннего законодательства. В то же время очевидно международное значение таможенной политики, вследствие чего эти вопросы становятся предметом договорного регулирования. Унификация национальных таможенно-правовых систем создает благоприятные условия для расширения международного экономического сотрудничества и углубления интеграционных процессов.
Основными инструментами унификации таможенных правил являются международные договоры и рекомендации специализированных международных организаций.
Международно-правовое сотрудничество Российской Федерации в таможенной сфере развивается по трем основным направлениям:
1) взаимодействие со странами СНГ;
2) сотрудничество со странами "дальнего зарубежья";
3) сотрудничество в рамках международных организаций.
Во взаимодействии со странами СНГ важнейшее значение имеют Соглашение о принципах таможенной политики, подписанное 13 марта 1992 года в Москве, а также Договор о создании экономического союза 1993 года. Создан и приступил к работе Совет руководителей таможенных служб стран - членов СНГ. Следует отметить, что развитие сотрудничества в таможенном деле в рамках СНГ во многом будет зависеть от соответствующих политических решений на правительственном уровне.
В отношениях со странами "дальнего зарубежья" устранен ряд серьезных политических и идеологических препятствий развитию внешней торговли. Одним из приоритетных направлений становится развитие контактов с Европейским Союзом. Новые формы приобретает взаимодействие в таможенной сфере с государствами Восточной Европы и многими развивающимися странами.
Значительные результаты достигнуты в сотрудничестве с зарубежными странами и их таможенными службами через международные экономические организации. Россия получила статус постоянного члена Политической комиссии Совета таможенного сотрудничества (СТС), вошла в Финансовый комитет СТС.
18 мая 1992 года Правительство РФ приняло постановление "О развитии отношений между Российской Федерацией и Генеральным соглашением по тарифам и торговле" (ГАТТ), в котором отмечалась необходимость проведения переговоров о получении Россией статуса полноправного члена ГАТТ. В этих целях была создана специальная межведомственная комиссия по ГАТТ, призванная разработать предложения об изменениях в механизме внешнеэкономических связей РФ и российском законодательстве для выполнения Россией соответствующих обязательств по ГАТТ. В настоящий момент ведутся активные переговоры о присоединении к ГАТТ Всемирной торговой организации (ВТО).
Избежать несоответствия внутреннего законодательства действующим положениям международных договоров помогает предварительный контроль за принимаемыми в таможенной сфере нормативными актами. В случае возникновения расхождения между заключаемым международным договором и ранее принятым нормативным актом следует внести изменения во внутреннее законодательство.
Особенности действия таможенно-правовой нормы во времени устанавливаются ч. 2 ст. 5 ТК. По общему правилу для регулирования отношений в таможенной сфере применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом. В то же время ТК допускает отход от этого правила в случаях, непосредственно оговоренных в таможенном законодательстве. Так, например, Законом от 6 марта 1993 года "Об изменениях в налоговой системе Российской Федерации" и принятым на его основе приказом ГТК от 2 апреля 1993 года N 124 предусматривалось обложение налогом на добавленную стоимость импортных поставок, но при этом делалась оговорка о том, что установленный порядок не распространяется на товары, ввозимые по внешнеторговым контрактам, заключенным до 1 января 1993 года.
Приказом ГТК РФ от 10 мая 1996 г. N 428 настоящий приказ признан утратившим силу.
При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через российскую таможенную границу для регулирования возникающих отношений применяются акты законодательства, действующие на день фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Основным понятием, характеризующим территориальные аспекты таможенного регулирования, является таможенная территория, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны.
По ст. 3. ТК при определении таможенной территории опираются на понятие государственной территории: "Таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними".
В соответствии с ТК российская таможенная территория включает в себя находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.
Это положение ТК нашло свое развитие в принятом в 1995 году Федеральном законе N 187-ФЗ "О континентальном шельфе" - Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил.
Действующее российское таможенное законодательство содержит понятие исключения из таможенной территории. Ими являются территории свободных таможенных зон и свободных складов, которые "рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу".
Существенное влияние на определение таможенной территории оказывает практика создания таможенных союзов.
Примером реализации планов создания таможенных союзов в рамках СНГ является Соглашение о таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года. На основании этого Соглашения были приняты указ Президента РФ от 25 мая 1995 года N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь", приказ ГТК от 21 марта 1995 года N 167 "О первоочередных мерах по реализации Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь" и ряд других нормативных актов. Образование российско-белорусского таможенного союза привело к переносу таможенного контроля с границы Российской Федерации с Республикой Беларусь на внешние границы Республики Беларусь, отмене взимания таможенных платежей в отношении двустороннего товарооборота и т.д. Таким образом, завершение формирования таможенного союза России и Республики Беларусь позволит говорить о появлении общей таможенной территории.
Для определения пространственных пределов действия таможенно-правовой нормы используется понятие таможенной границы.
Таможенная граница является юридической фикцией (воображаемой линией) в отличие от государственной границы, представляющей собой реальную линию на местности. ТК различает понятия внешней и внутренней таможенной границы: "Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей Российской Федерации".
Если следовать приведенному определению, внешней таможенной границей являются "пределы таможенной территории".
Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств. Она, как правило, совпадает с государственной границей (за исключением вышеописанных ситуаций). На внешней таможенной границе действует административно-правовой режим, устанавливаемый законодательством о государственной границе. Охрана внешней таможенной границы осуществляется таможенниками совместно с пограничными войсками. Иногда на границе создают совместные таможенные пункты, объединяющие потенциалы таможенных служб сопредельных стран. Такие пункты организуются, как правило, на наиболее оживленных коммерческих и туристических магистралях. Первые совместные таможенные пункты появились в СНГ на границах России с Украиной и Белоруссией.
Внутренние таможенные границы проходят в глубине таможенной территории. Они возникают в связи с использованием отдельных таможенных режимов (свободной таможенной зоны, свободного таможенного склада). По правовому статусу внутренняя граница приравнена к внешней: территория свободной зоны рассматривается как пограничная, въезд туда осуществляется строго по пропускам через специальные контрольно-пропускные пункты. Охрана внутренней таможенной границы обеспечивается таможенниками совместно с администрацией свободной таможенной территории.
§4. Концепция таможенной политики в Законе Российской Федерации "О таможенном тарифе"
В Законе Российской Федерации "О таможенном тарифе" определяется предмет Закона и цели таможенно-тарифного регулирования.
Объектом правового регулирования комментируемого Закона являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования и применения таможенного тарифа, а также при обложении пошлинами товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Таможенный тариф в данной статье определен как инструмент "торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком". Основные инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности могут быть условно объединены в следующие группы:
1) таможенно-тарифные инструменты (импортный и экспортный тарифы);
2) паратарифные (или квазитарифные) инструменты, использование которых формально не связано с регулированием внешнеторговой деятельности, но на деле оказывает на нее существенное влияние (таможенные сборы и иные таможенные платежи неналогового характера, внутренние налоги (акцизы, НДС), взимаемые таможенными органами);
3) валютно-финансовое регулирование (порядок совершения валютных операций и т.д.);
4) антидемпинговые и компенсационные пошлины, с помощью которых осуществляется защита интересов национальных производителей, борьба с занижением цен экспортируемых товаров и использованием экспортных субсидий;
5) государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами;
6) установление технических барьеров, позволяющих контролировать импортные поставки на предмет их соответствия национальным стандартам безопасности и качества;
7) контингентирование (квотирование) внешнеторговых операций, означающее ограничение экспортных и/или импортных поставок определенным количеством товаров или их суммарной стоимостью на установленный период времени. Например, на ввоз в страны Европейского Союза целого ряда важнейших товаров российского экспорта (текстиля, некоторых цветных металлов и др.). Наиболее распространенным видом контингентирования является глобальный контингент, устанавливающий размер импорта (экспорта) в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени (год, полугодие, квартал) и оставляющий за импортером (экспортером) право выбора страны внешнеторгового контрагента. В отличие от глобального контингента индивидуальный контингент распределяется по странам;
8) лицензирование, предполагающее выдачу компетентными органами исполнительной власти разрешений (лицензий) на совершение экспортных и/или импортных операций. Разовое разрешение на импорт или экспорт называется индивидуальной лицензией. Такое разрешение является именным, то есть не может быть передано другому лицу. Генеральная лицензия - это публикуемое в официальных изданиях разрешение, которое позволяет любому лицу импортировать (экспортировать) обозначенные в лицензии товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости в течение квартала, полугодия или года.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного и нетарифного регулирования экспортно-импортных операций. Иные методы регулирования путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти Российской Федерации или ее субъектов не допускаются. В этом же законе в качестве важнейшего принципа государственного регулирования внешнеторговой деятельности закреплен приоритет экономических мер, среди которых центральное место занимает таможенный тариф.
Статья 14 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" озаглавлена "Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности". В ней сущность этого метода определена следующим образом: "В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины". Таким образом, основой таможенно-тарифного регулирования являются таможенные пошлины, представляющие собой косвенный налог на импортные (экспортные) товары, включаемый в продажную цену товаров и влияющий на их конкурентоспособность на рынке. Иными словами, таможенные пошлины выступают в качестве основного стоимостного ограничения импортных (экспортных) операций: их ставки дифференцированно удорожают ввозимые (вывозимые) товары в зависимости от целей и ориентиров экономической и торговой политики государства.
Основной целью Закона "О таможенном тарифе" считается рационализация товарной структуры ввоза товаров в Россию. Как правило, снижаются или полностью отменяются таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики; в то же время сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественным производителям. В интересах защиты отечественной обрабатывающей промышленности может использоваться метод построения тарифов на основе эскалации таможенных пошлин, то есть повышения их ставок в зависимости от степени обработки товаров: сырье ввозится практически беспошлинно или по крайне низким ставкам, полуфабрикаты - по небольшим ставкам, а уже готовые изделия облагаются высокими ставками таможенных пошлин.
Другой целью - поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов. Использование таможенных пошлин призвано также содействовать прогрессивным изменениям в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации. Одна из основных задач развития российского экспортного потенциала - повышение конкурентоспособности отечественной продукции, в первую очередь машинно-технической.
На товарную структуру импорта оказало влияние продолжающееся снижение объемов производства внутри страны, в том числе производства продовольственных товаров. Объем закупок продовольствия за рубежом составил около 30 процентов. Значительным оказался прирост импорта по отдельным товарам: мяса - на 27 процентов, птицы - на 69 процентов, масла сливочного на 63 процента, масла подсолнечного - в 2,8 раза, сахара - на 40 процентов. Доля машин и оборудования в импорте России составила 33,4 процента.
Задачей таможенного тарифа считается защита экономики России от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. На мировом рынке присутствует большое количество поставщиков аналогичного товара, многие из которых по техническим параметрам и затратам на производство продукции значительно превосходят отечественных производителей. Это объясняет высокий уровень внешнеторговой конкуренции и существование ножниц цен на мировом и внутреннем рынке. Для нивелировки уровней мировых и внутренних цен могут использоваться таможенные пошлины, с помощью которых регулируется поступление импортных товаров на внутренний рынок. Для нормального развития экономики нужна именно нивелировка цен, а не принятие радикальных, в том числе запретительных, мер. При полном отсутствии импорта неизбежно повышение издержек производства и цен на внутреннем рынке. Другая крайность - чрезмерный импорт - затрудняет развитие отечественного производства и приводит к нарушению баланса внешнеторговых расчетов.
Меры по защите российской экономики от неблагоприятного воздействия внешних факторов служат достижению глобальной цели - обеспечению экономической безопасности России, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
Еще одной задачей таможенного тарифа является обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику. Это задача не только тарифной, но и таможенной политики в целом. О нацеленности таможенного законодательства на "активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством" говорится в преамбуле Таможенного кодекса. Там же в качестве направления развития таможенного дела в Российской Федерации определены гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой. "В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции Российская Федерация создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права", - предусматривается ст.4 Таможенного кодекса.
Цель таможенно-тарифного регулирования может использоваться в качестве критерия классификации таможенных пошлин. По этому признаку таможенные пошлины условно могут быть разделены на протекционистские (или покровительственные) и фискальные. Фискальные пошлины имеют основной целью увеличение финансовых поступлений в бюджет. Протекционистские пошлины защищают определенные отрасли экономики от конкуренции иностранных товаров, а также используются в ходе торговых переговоров как средство давления на конкурентов, вынуждающее их пойти на определенные уступки.
Пространственными пределами действия Закона РФ "О таможенном тарифе" являются таможенные границы Российской Федерации. Более полное определение таможенной границы дано в Таможенном кодексе: "Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей Российской Федерации". Таким образом, нормы Закона РФ "О таможенном тарифе" действуют на российской таможенной территории, то есть территории, над которой Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.
Российское законодательство содержит понятие исключения из таможенной территории. Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых Таможенным кодексом и иными законодательными актами. Примером служит Федеральный закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области". В соответствии со ст.1 закона на территории Калининградской области (за исключением территорий объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение) создается особая экономическая зона, являющаяся частью государственной и таможенной территории Российской Федерации. В то же время в отношении взимания таможенных пошлин и иных таможенных платежей эта особая экономическая зона рассматривается как находящаяся в режиме свободной таможенной зоны. Таким образом, получается, что пространство свободной таможенной зоны в Калининградской области осталось в составе российской таможенной территории. Объясняется это многочисленными особенностями таможенного режима особой экономической зоны в Калининградской области по сравнению с характерными чертами режима свободной таможенной зоны, закрепленными в Таможенном кодексе. Так, к отдельным видам товаров, ввозимых из других государств в особую экономическую зону Калининградской области, могут применяться меры экономической политики (меры по количественному регулированию внешнеторговой деятельности).
Специальными правовыми актами устанавливается таможенный статус территорий, международно-правовой режим которых остается неурегулированным. Так, в письме ГТК от 8 ноября 1995 года N 01-13/15822 сообщается, что временно, до определения правового режима Каспийского моря, продукция морского промысла, добытая и/или произведенная там российскими судами или судами, арендованными (зафрахтованными) российскими лицами, при ввозе на сухопутную территорию Российской Федерации для постоянного оставления на этой территории подлежит таможенному оформлению применительно к таможенному режиму выпуска для свободного обращения (с уплатой сборов за таможенное оформление в российских рублях в размере 0,15 процента таможенной стоимости товаров) и не облагается ввозными пошлинами и иными таможенными налогами.
Особо следует остановиться на определении таможенной территории государств, вошедших в состав таможенного союза, который является международно-правовым инструментом согласования таможенной политики группой стран, заключивших соответствующий договор. В статье ХХIV Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) таможенный союз определяется как замена одной таможенной территорией двух или нескольких таможенных территорий. Таможенный союз предполагает формирование общей (единой) таможенной территории, на которой осуществляется свободное обращение товаров (внутренний аспект), устанавливается общая внешняя граница для принятия мер по тарифному и нетарифному регулированию торговли со странами - нечленами таможенного союза (внешний аспект).
В настоящее время происходит формирование многостороннего таможенного союза с участием государств-членов СНГ.
Основными документами, регулирующими процесс формирования такого таможенного союза, являются:
- Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года;
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 12 апреля 1995 года;
- Соглашение о Таможенном союзе от 20 января 1995 года (Россия, Беларусь, Казахстан);
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 20 января 1995 года;
- Меморандум правительств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации об участии в тройственном Таможенном союзе других заинтересованных государств экономического союза от 28 января 1995 года;
- Программа действий правительств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации по реализации договоренностей о дальнейшем расширении и углублении взаимного сотрудничества от 28 января 1995 года и другие международно-правовые акты.
В таможенном тарифе устанавливается соответствие между двумя структурными элементами - товарной номенклатурой и ставками таможенных пошлин. Еще в начале ХХ века существовали таможенные системы, обходившиеся без таможенных тарифов. Например, в Китае все товары, ввозимые и вывозимые через морские китайские таможни, облагались единой ставкой в 5 процентов (в Индии такая ставка составляла 3,5 процента, в Египте - 8 процентов и т.д.). Однако с развитием экономики, диверсификацией товарной структуры внешней торговли, обострением конкурентной борьбы на мировых рынках происходит детализация и усложнение таможенных тарифов. Ставки таможенных пошлин стали зависеть не только от вида товара (его позиции в товарной номенклатуре), но и от страны его происхождения. Наряду с простыми (одноколонными) тарифами появляются и сложные (многоколонные).
Простой тариф содержит для каждого товара лишь одну ставку пошлины, применяемую вне зависимости от страны происхождения. Что же касается сложного тарифа, то в нем для каждого товара устанавливаются две или больше ставок таможенных пошлин. Простой тариф иначе называют одноколонным, а сложный - многоколонным. Поскольку простой тариф не обеспечивает должной "маневренности" на торговых переговорах, современный таможенный тариф является, как правило, сложным.
В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин могут быть разделены на:
а) минимальные - ими облагаются товары, происходящие из стран, которым в торговле с данной страной предоставлен режим наибольшего благоприятствования. В Законе они названы предельными ставками;
б) преференциальные - эти ставки, как видно из названия, являют собой разновидность льготных ставок, предоставляемых отдельным странам или группам стран. Сейчас преференциальные ставки используются, как правило, в торговле с развивающимися странами.
в) максимальные - этими ставками облагаются товары, происходящие из всех остальных государств. Иначе эти ставки называются генеральными, или общими.
Следует заметить, что иногда в сложном тарифе некоторые виды перечисленных ставок (минимальные, преференциальные или максимальные) могут не выделяться в отдельную колонку. В этом случае в Законе "О таможенном тарифе" и/или пояснениях к самому таможенному тарифу может быть указано, что для товаров, происходящих из государств, перечисленных в особом списке, ставка снижается на указанное количество процентов.
По своей правовой природе сложные таможенные тарифы могут быть автономными и автономно-конвенционными.
Автономные тарифы предусматривают ставки таможенной пошлины, устанавливаемые компетентным государственным органом данной страны вне зависимости от имеющихся многосторонних или двусторонних международных договоренностей. Автономные тарифы не содержат конвенционных (договорных) пошлин, ставки которых определяются в ходе международных торговых переговоров. Автономные ставки могут быть изменены решением компетентного государственного органа без согласования со странами внешнеторговыми партнерами.
Автономно-конвенционные тарифы наряду с автономными ставками содержат также и ставки конвенционные (договорные). Конвенционные ставки распространяются только на те товары, которые оговорены в соответствующих торговых договорах (соглашениях). Ставка договорной пошлины не может быть изменена в одностороннем порядке. Срок ее применения определяется сроком действия соответствующего международного договора (соглашения).
Публикацию национальных таможенных тарифов осуществляет Совет таможенного сотрудничества. В Российской Федерации таможенный тариф в качестве официального документа издается по решению Межведомственной комиссии по ГАТТ. Общую редакцию публикации Таможенного тарифа РФ осуществляет Департамент регулирования внешнеэкономической деятельности МВЭС РФ. Внесение изменений и размножение текста без согласования с МВЭС запрещается.
Пункт 2 ст.2 в Законе "О таможенном тарифе" посвящен определению товарной номенклатуры таможенного тарифа. Законодатель, закрепляя за Правительством РФ полномочия по определению товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее ТН ВЭД) Российской Федерации, устанавливает основной принцип создания и развития товарной номенклатуры - соответствие принятым в международной практике системам классификации товаров. Группировка товаров в таможенных тарифах - это не столько техническая, сколько торгово-политическая задача.
На протяжении долгого периода времени в различных странах существовали собственные, национальные системы классификации товаров в таможенных тарифах. В "старых" тарифах товары классифицировались по наименованию в алфавитном порядке. Позже товары стали группироваться по принципу происхождения (продукты животного происхождения, минералы и т.д.), по степени обработки (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия) или с использованием обоих методов.
С развитием внешнеэкономических связей со всей очевидностью проявилась необходимость унификации принципов классификации товаров в таможенных тарифах. В 1950 году в рамках Совета таможенного сотрудничества была разработана Брюссельская товарная номенклатура. К 1978 году было завершено создание так называемой Номенклатуры Совета таможенного сотрудничества. В 1983 году под эгидой этой же международной организации была завершена работа над Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (ГС), вступившей в силу с 1 января 1988 года. ГС - это многоцелевая классификационная система, используемая для публикации таможенных тарифов, ведения статистики внешней торговли, организации транспортно-экспедиторских операций и т.д.
ТН ВЭД Российской Федерации представляет собой национальную производную ГС. Она была введена в действие с 1 января 1991 года. Классификационная структура ТН ВЭД РФ включает в себя: разделы (21), группы (97), товарные позиции (1241), субпозиции (5019) и подсубпозиции (9506).
Девятизначный код ТН ВЭД состоит из трех основных элементов. Первый - это начальные шесть цифр, представляющие собой код товара по ГС. Например, шестизначный код 76.05.11 означает следующее: группа 76 - алюминий и изделия из него; товарная позиция 76.05 - алюминиевая проволока; субпозиция 76.05.11 - алюминиевая проволока диаметром сечения свыше 7 мм.
Второй элемент - дальнейшая товарная классификация в пределах субпозиции (в случае, если этого требуют национальные интересы), осуществляемая с помощью седьмой и восьмой цифр кода. Комиссия, которая разрабатывала более детальную классификационную систему для ТН ВЭД (с выходом на 7-й и 8-й знаки), рекомендовала использовать Комбинированную номенклатуру Европейского Союза. Это решение было вынужденным, поскольку комиссия оказалась не в состоянии разработать собственную товарную классификацию.
Третий элемент - это девятая цифра, используемая для возможной детализации в будущем тех или иных товарных позиций с учетом интересов Российской Федерации. Девятый знак в настоящее время во всех случаях - "0", что означает отсутствие детализации на данный момент.
Следует заметить, что в таможенном тарифе наряду с наименованием товара по ТН ВЭД знаком # могут быть обозначены изъятия конкретных товаров, классифицируемых в товарных подсубпозициях ТН ВЭД, в форме характеристики товара или его назначения, позволяющих идентифицировать изъятый товар.
В интересах единообразного понимания классификационных группировок ТН ВЭД используются пояснительные комментарии и примечания к разделам, группам и конкретным товарным позициям. Кроме того, в этих целях могут применяться имеющие юридическую силу Основные правила интерпретации ГС.
Особыми полномочиями по ведению ТН ВЭД наделен Государственный таможенный комитет РФ. В соответствии со ст.218 Таможенного кодекса ГТК представляет российскую сторону в международных организациях, занимающихся таможенными вопросами, в части разработки, изменения, дополнения, толкования и применения международной основы ТН ВЭД, а также участвует в подготовке предложений о разработке, изменении и дополнении ТН ВЭД, утверждаемой Правительством РФ.
Особое значение в практике таможенно-тарифного регулирования имеет классификация товаров, то есть отнесение конкретных товаров к позициям, указанным в ТН ВЭД. Иногда эту операцию именуют тарифным приравниванием.
Порядок классификации таможенными органами отдельных товаров в соответствии с ТН ВЭД утвержден приказом ГТК от 7 августа 1995 года N 484.
Классификационные решения могут приниматься в зависимости от товара, проходящего таможенное оформление, таможней, региональным таможенным управлением или Таможенно-тарифным управлением ГТК. Классификационное решение принимается таможенным органом по заявлению лица, заключившего внешнеторговую сделку и/или являющегося грузополучателем товара. До начала таможенного оформления в соответствующий таможенный орган подается письменный запрос, содержащий все сведения, необходимые для принятия классификационного решения. К запросу должны прилагаться пробы и образцы товаров, их описание, фотографии, рисунки, чертежи, коммерческие и иные документы, любые другие необходимые сведения в зависимости от характера запрашиваемого классификационного решения.
Заявление на принятие классификационного решения рассматривается в течение 30 дней. Если таможенным органом запрашиваются дополнительные документы и/или информация, этот срок может быть продлен, но не более чем на два месяца.
Классификационное решение выдается на товар одного наименования или группу товаров, классифицируемых в одной девятизначной товарной подсубпозиции ТН ВЭД. Решение оформляется в двух экземплярах (один хранится в таможенном органе, его выдавшем) и действует в течение года с момента его выдачи.
Классификационное решение, принятое ГТК, обязательно для исполнения всеми таможенными органами. Решение, принятое региональным таможенным управлением, обязательно для исполнения всеми таможенными органами, находящимися в регионе его деятельности. Что же касается классификационного решения, принятого таможней, то оно обязательно для исполнения только в регионе ее деятельности.
В Законе вводится понятие ввозной (импортной) и вывозной (экспортной) пошлины.
В зависимости от объекта обложения таможенные пошлины могут быть разделены на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и транзитные (провозные).
Важнейшую роль в таможенно-тарифном регулировании играют импортные пошлины. Транзитные пошлины в настоящее время практически повсеместно не применяются. Исторически они использовались в фискальных, а также политических целях (как средство давления на соседние государства).
В Европейских Сообществах с самого начала была предусмотрена возможность введения отчислений за вывоз с тем, чтобы приостановить опустошение рынка в том случае, если мировые цены окажутся значительно выше внутренних цен, регулируемых органами ЕС. Таможенный кодекс ЕС содержит положения об экспортных пошлинах и равнозначных отчислениях, взимание которых является частью экспортной процедуры, однако в настоящее время экспортные пошлины в ЕС не применяются (действуют лишь экспортные отчисления на сельскохозяйственные товары).
Законом СССР "О таможенном тарифе" экспортная пошлина была введена в таможенно-тарифную систему. До этого вывозные пошлины существовали лишь для строго ограниченного числа товаров, а сами таможенные тарифы именовались тарифами по привозной торговле. В постановлении Верховного Совета РФ от 21 мая 1993 года "О введении в действие Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" предполагалось ограничить срок применения в Российской Федерации вывозных пошлин до 1 января 1996 года. Однако с наступлением этого срока экспортные пошлины продолжали взиматься. Они обеспечивали больше половины поступлений от таможенных платежей. Принятым в конце 1995 года Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" экспортная пошлина была "восстановлена в правах": "В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации [...] в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины". Но уже 1 апреля 1996 года было принято постановление Правительства РФ N 479 "Об отмене вывозных таможенных пошлин", в котором предусматривалась отмена с 1 апреля 1996 года вывозных таможенных пошлин на все товары, за исключением нефти и газового конденсата, а с 1 июля 1996 года предусматривалось производить экспорт нефти, включая газовый конденсат, без взимания вывозной таможенной пошлины. Во исполнение этого постановления Правительства РФ был издан приказ ГТК от 30 апреля 1996 года N 261 "О ставках вывозных таможенных пошлин", в котором подтверждено прекращение взимания с 1 июля 1996 года экспортных пошлин в отношении всех товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации.
Таможенная пошлина является разновидностью косвенного налога. Ставка (или норма налогообложения) - один из основных налоговых элементов таможенной пошлины. Под ней понимается величина налога на единицу обложения. В Законе устанавливается принцип единства таможенно-тарифного регулирования. Ставки таможенных пошлин являются едиными. Это означает, что, во-первых, ставки едины на всей таможенной территории Российской Федерации, а во-вторых, не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через российскую таможенную границу, видов сделок и других факторов. Однако допускаются исключения из закрепленного правила. Речь идет о тарифных льготах (тарифных преференциях). Среди разновидностей тарифных льгот, установленных в Законе, такие, как снижение ставки пошлины и беспошлинный ввоз. Исключением из принципа единства ставок таможенных пошлин могут быть только те тарифные льготы, которые предусмотрены Законом "О таможенном тарифе".
В пункте 2 ст.3 Закона за Правительством РФ закрепляется право определять ставки импортных (ввозных) таможенных пошлин. Действующий импортный тариф был введен постановлением Правительства РФ от 6 мая 1995 года N 454 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин" в редакции постановлений Правительства РФ от 31 декабря 1995 года N 1299, от 31 января 1996 года N 84, от 28 февраля 1996 года N 212, от 1 апреля 1996 года N 356, от 11 апреля 1996 года N 412 и N 413, от 1 мая 1996 года N 556. Приведенный перечень корректирующих постановлений Правительства РФ свидетельствует о подвижности ставок импортных таможенных пошлин.
Изменение ставок импортных пошлин производится Правительством РФ на основании совместного мотивированного представления Министерства внешних экономических связей РФ, Министерства финансов РФ, Министерства экономики РФ и Государственного таможенного комитета РФ, подготовленного с участием заинтересованных министерств и ведомств.
Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1995 года N 436 образована Комиссия Правительства РФ по таможенным и тарифным вопросам координационный орган, на который возложена подготовка предложений для Правительства РФ в области тарифных мер регулирования ввоза и вывоза товаров (за исключением особых видов пошлин).
Основными задачами этой Комиссии являются:
- рассмотрение и представление в Правительство РФ предложений по установлению и изменению ставок таможенных пошлин;
- анализ практики применения таможенных тарифов и подготовка ежегодного доклада Правительству РФ "О политике в области тарифного регулирования";
- рассмотрение и подготовка предложений о применении мер тарифного регулирования в отношении товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу в неторговом обороте;
- рассмотрение и подготовка предложений по совершенствованию таможенного законодательства и анализ практики его применения;
- анализ применения мер таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации с позиции их соответствия нормам и правилам ГАТТ и подготовка соответствующих рекомендаций;
- рассмотрение и подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в ТН ВЭД.
Предельными (базовыми) ставками являются содержащиеся в Импортном тарифе ставки ввозных таможенных пошлин по каждой товарной подсубпозиции ТН ВЭД на товары, происходящие из государств, которым Российская Федерация предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации (далее - РНБ) в торгово-политических отношениях.
Российская Федерация, не являясь участницей ГАТТ, устанавливает РНБ в торгово-политических отношениях с зарубежными странами в двусторонних торговых договорах и соглашениях. В Импортном тарифе содержится перечень стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет РНБ. В этом перечне поименовано свыше 120 государств.
В отношении товаров, происходящих из государств, которым Россия не предоставляет РНБ либо страна происхождения которых не установлена, применяются базовые ставки, увеличенные в два раза.
В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации (104 государства), до 15 мая 1996 года применялись базовые ставки, уменьшенные вдвое, а с 15 мая 1996 года в размере 75 процентов базовой ставки.
В Импортном тарифе содержится отдельный перечень наименований развитых стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации (47 государств). В отношении товаров, происходящих из этих государств, применяется режим беспошлинного ввоза.
Адвалорные ставки (ad valorem) устанавливаются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. Адвалорные пошлины получили наибольшее распространение в современной практике таможенно-тарифного регулирования.
Это в определенной мере связано с тем, что в условиях "плавающих" курсов валют в случае обесценивания национальной валюты при использовании адвалорных пошлин уровень таможенного обложения не меняется. Адвалорные пошлины, кроме того, более удобны для регулирования импорта товаров, цены на которые отличаются высокой подвижностью (например, технически сложной продукции). Однако если сравнивать адвалорную ставку со ставкой, начисляемой в установленном размере за единицу облагаемых товаров, следует отметить в качестве недостатка первой то, что процедура определения таможенной стоимости значительно сложнее, чем расчет количественных параметров товарной партии, облагаемой таможенной пошлиной.
Приведем пример исчисления импортной таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых по ставкам в процентах к таможенной стоимости.
Декларируется ввозимая на российскую таможенную территорию партия зубной пасты, произведенной в Италии. Таможенная стоимость товарной партии составляет 17 000 долл. США. Код товара - 330610000, соответствующая ставка импортной пошлины - 10 процентов. К товарам, происходящим из Италии, применяется базовая ставка, поскольку Россия в торгово-политических отношениях предоставляет Италии РНБ.
Там. пошлина имп. = 17 000 х 10 /100 = 1700 долл. США.

Специфические пошлины исчисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров. Они взимаются с единицы веса, объема и т.д.
Рассмотрим следующий пример. Декларируется ввозимая на российскую таможенную территорию партия консервированных креветок, страной происхождения которых является Испания.
Вес ввезенных креветок - 120 кг. Код товара - 160520000, соответствующая ставка - 7,4 ЭКЮ за 1 кг. К товарам, происходящим из Испании, применяется РНБ, поэтому в расчетах будет использоваться базовая ставка. Для определения таможенной пошлины требуется знать курс валюты, в которой указана таможенная стоимость товара. В нашем примере таможенная стоимость импортированных креветок была указана в американских долларах. Курс доллара США на дату принятия таможенной декларации составлял 1750 руб. за 1 долл. США, а курс ЭКЮ на эту же дату - 1945 руб. за 1 ЭКЮ.
Там.пошлина имп.=120кг х 7,4 ЭКЮ х 1945/1750=987 долл. США.
Таким образом, специфическая импортная пошлина рассчитывается по следующей формуле:
Там. пошлина = [Количество товара] x [ставка ввозной пошлины в ЭКЮ за единицу товара] х Кэкю / Квал,
где Кэкю - курс ЭКЮ, установленный Банком России на дату принятия таможенной декларации;
Квал - курс валюты, в которой указана таможенная стоимость товара, установленный Банком России на дату принятия таможенной декларации.
В таможенно-тарифной практике по отдельным тарифным позициям указываются и адвалорная, и специфическая ставка пошлины. В зависимости от содержащихся в тарифе указаний взимаются или обе пошлины одновременно, или та, которая дает наибольшую величину таможенной пошлины. Ставки, сочетающие адвалорный и специфический виды таможенного обложения, называются комбинированными. Например, колбасы и аналогичные продукты из мяса (160100) - 20 процентов, но не менее 0,4 ЭКЮ за 1 кг; жевательная резинка (170410) - 25 процентов, но не менее 1,0 ЭКЮ за 1 кг и т.д.
Исчисление импортной пошлины в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по комбинированным ставкам, согласно российскому законодательству производится в три этапа. Сначала определяется размер импортной пошлины по ставке в ЭКЮ за единицу товара, затем исчисляется размер пошлины по ставке в процентах к таможенной стоимости. Для определения таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется наибольшая величина (так называемая альтернативная пошлина).
Заключение
Таможенная политика - часть внешнеэкономической деятельности государства. Исторически она стала первой формой государственного регулирования внешней торговли. Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т.д.
Таможенная политика - неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства.
Реализация таможенной политики должна осуществляться в соответствии с таможенно-правовыми нормами. Источники таможенного права составляют единую целостную систему, элементы (составные части) которой находятся в отношениях субординации и иерархической подчиненности в соответствии с логикой правового регулирования таможенного дела.
К законодательству о таможенном деле относятся Таможенный кодекс, Закон РФ "О таможенном тарифе", а также иные законодательные акты РФ, принятые в соответствии с ТК .
ТК и Закон РФ "О таможенном тарифе" занимают центральное место в механизме правового регулирования таможенных отношений, затрагивают все основные правовые вопросы, возникающие в таможенной практике Российской Федерации. По юридической силе они уступают только Конституции РФ и являются той правовой базой, на которой строится и развивается все таможенное законодательство.
Особенности применения отдельных норм этих таможенных законов определены специальными постановлениями законодательного органа - постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18 июня 1993 года "О введении в действие Таможенного кодекса Российской Федерации" и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 21 мая 1993 года "О введении в действие Закона Российской Федерации О таможенном тарифе".
Развитие внешнеторгового оборота, туристического обмена, гуманитарных контактов обусловило необходимость проведения работ по унификации таможенного законодательства, предполагающей координацию основных направлений таможенной политики и соответствующих нормативных актов различных государств, содействие сближению национальных норм, создание такого международного таможенного режима, который базировался бы на принципах международного права и достигнутых межправительственных договоренностях.
Международно-правовое сотрудничество в таможенной сфере в первую очередь затрагивает процедуру досмотра международных почтовых отправлений; унификацию таможенных правил в морском, железнодорожном, воздушном, автомобильном сообщении и в смешанных перевозках; таможенное оформление контейнеров; правовой статус лиц, выезжающих за границу на постоянное место жительства, и таможенный режим багажа, следующего отдельно от пассажиров.
Постановлениями Правительства РФ определяется перечень товаров, на которые не распространяется преференциальный режим таможенно-тарифного. регулирования (постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 года N 1057 и постановление Правительства РФ от 31 декабря 1995 года N 1301).
В Законе отмечается, что экспортный тариф, а также меры нетарифного регулирования (квотирование, лицензирование и др.) устанавливаются Правительством РФ и являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеторговой деятельности на территории Российской Федерации, а в статье 4 комментируемого Закона приводится классификация таможенных пошлин в зависимости от вида ставок.
Таможенная политика опирается на деятельность таможенной службы, являющейся институционной предпосылкой ее реализации. В то же время нельзя отождествлять таможенное регулирование только с деятельностью таможенных органов. Формирование и реализация таможенной политики - сложный процесс, протекающий в недрах государственного механизма с участием всех трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, а также заинтересованных предпринимательских кругов.
В Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики России, цели которой определяются Федеральным Собранием, Правительством РФ и Президентом РФ в соответствии с Таможенным Кодексом и другими источниками таможенного права и сводятся к обеспечению наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на российской таможенной территории, участию в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию реализации основных задач экономической политики России.
Список литературы
Внешняя торговля, 1996, N 4, с.2.
Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. - М., 1996, с. 210211.
Законность, 1996, N 4, с.11-12.
Итоги внешнеэкономической деятельности за 1995 год / Внешняя торговля, 1996, N 4, с.3.
Комментарий к закону РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе"
Комментарий к Таможенному кодексу РФ
Налоговый кодекс РФ. Общая часть. Проект, с.483.
Потяев А.И. Теория таможенного дела. -М., 1927, с.92.
Романов Ю.А. Статистика внешней торговли. - М., 1974, с. 148.
Российские вести, 1997, 20 февраля.
Финансовые вести, 1993, N 11, с.8.
Экономика и жизнь, 1997, N 8, с.2.

1 Потяев А.И. Теория таможенного дела. -М., 1927, с.92. 13

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Социология как система знаний. Социология в России: основные этапы развития
 Вексельное кредитование в современной России
Ваши отзывы
Долго искал курсовую по психодиагностике, нигде не мог найти! А у Вас есть из чего выбрать! Удачи в работе!
Михаил Львов

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.