Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Понятие и виды переводов на другую работу
 Проблема самосознания детей старшего дошкольного возраста
Рекомендуем
 
Новые статьи
 ЕГЭ сочинение по литературе и русскому о проблеме отношения...
 Современные камеры и стабилизаторы. Идеальный тандем для...
 Что такое...
 Проблема взыскания...
 Выбираем самую эффективную рекламу на...
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Трудовое право

курсовая работа

Правовое регулирование занятости населения в Российской Федерации



1. Правовое регулирование занятости населения в Российской Федерации
План:
Введение.
1. Регулирование и организация занятости населения в РФ. Система и компетенция органов содействия занятости населения в РФ.
2. Понятие занятых и безработных граждан. Подходящая и неподходящая работа.
3. Социально-правовые гарантии и компенсации временно не занятым безработным гражданам. Пособие по безработице.
Заключение.
Пример.
Библиография.
Введение.
Согласно части 3 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на защиту от безработицы.
Закрепление в Конституции права на защиту от безработицы в качестве неотъемлемого элемента права на труд имеет жизненно важное значение для всех лиц наемного труда, а также общества в целом. Стремление любого общества к полной занятости связано не только с тем, что трудом создаются материальные блага и услуги, но и с тем, что вознаграждение, которое получают трудящиеся, предоставляет им возможность осознавать свою социальную роль в обществе и чувство самоуважения, приобретаемое ими в связи с этим. Практически все важнейшие международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина содержат положения о взаимообусловленности свободного труда, свободного выбора рода деятельности и профессии и защиты от безработицы.
Международный кодекс труда, состоящий из конвенций и рекомендаций МОТ, наиболее обстоятельно решает вопросы защиты от безработицы в Конвенции МОТ N 122 "О политике в области занятости", 1964 г. и Конвенции МОТ N 168 "О содействии занятости и защите от безработицы" 1988 г. (см.: указанное издание МБТ, т. II, с. 1428-1431, 2171-2184). Эти конвенции рассматривают содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости первоочередной задачей и неотъемлемой частью экономической и социальной политики государства. Конечной целью этой политики является обеспечение того, чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к ней и ищет ее; такая работа была бы как можно более продуктивной (в это понятие обычно вкладывается следующий смысл: выполняемая работником работа должна соответствовать его профессиональным и физическим возможностям и приносить максимальную пользу обществу); существовала свобода выбора занятости и самые широкие возможности для каждого трудящегося получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного происхождения или социального положения. Поэтому на каждом конкретном историческом этапе развития страны эта политика основывается на учете уровня экономического развития и взаимной связи между целями в области занятости и другими целями общества.1

1. Регулирование и организация занятости населения в РФ. Система и компетенция органов содействия занятости населения в РФ.
Правовую основу для законодательных и нормативных актов о занятости составляет Конституция РФ, которая наделена высшей юридической силой и имеет прямое действие на всей территории страны.
Федеральные законы РФ по занятости, включая Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации":
разграничивают компетенцию и ответственность федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации по занятости;
регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений по занятости, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Федерации. В этой части федеральные законы РФ по занятости являются законами прямого действия и применяются на всей территории РФ;
вводят общие установочные нормы по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов Федерации, в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование по занятости.
Субъекты Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области занятости законы, законодательные и (или) иные правовые акты, не противоречащие федеральному законодательству о занятости.
В соответствии с Указом Президента РФ "Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства" от 16 декабря 1993 г. N 2171 в отдельный блок российского права выделено законодательство о трудоустройстве и занятости населения, состоящее из следующих составных частей:
трудоустройство;
занятость населения;
службы занятости (биржи труда);
безработные (статус, пособия, стаж работы);
Государственный фонд занятости населения РФ;
другие фонды содействия занятости.
Важнейшие положения законодательства о занятости содержат КЗоТ РФ, постановление Верховного Совета РФ "Об утверждении Положения о федеральной государственной службе занятости населения Российской Федерации" от 8 июня 1993 г. и постановление Верховного Совета РФ "Об утверждении Положения о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации" от 8 июня 1993 г.
Дополнительные гарантии граждан по занятости отражены в ряде указов Президента РФ: "Об обязательном трудоустройстве отдельных категорий работников при ликвидации предприятия, учреждения, организации" от 5 июня 1992 г.; "О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными" от 2 июля 1992 г.; "О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан Российской Федерации" от 21 апреля 1993 г.; "О Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы" от 23 мая 1996 г.
Правительство РФ приняло ряд постановлений и распоряжений, обеспечивающих исполнение положений Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ по вопросам занятости. Сюда относятся, например, такие нормативные акты Правительства РФ:
"Об утверждении Положения "О порядке регистрации безработных граждан и условиях выплаты пособия по безработице"" от 21 октября 1992 г.; "Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения" от 5 февраля 1993 г.; "О мерах по обеспечению занятости населения в случае возникновения критических ситуаций на рынках труда в отдельных регионах Российской Федерации" от 20 мая 1994 г.; "Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности" от 7 марта 1995 г.; "О реализации Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 годы" от 3 августа 1996 г.
Министерство труда и социального развития РФ принимает нормативные документы, требующие правового регулирования, дает разъяснение по применению указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ по вопросам труда, занятости и социально-трудовых отношений. Например, Минтруда РФ постановлениями от 11 июня 1992 г. утвердил: Положение об организации общественных работ, Временное положение о порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и в организациях для лиц, нуждающихся в социальной защите, Временную инструкцию о порядке начисления пособий по безработице.
ФСЗ за годы действия закона "О занятости населения в Российской Федерации" издала более 400 постановлений, приказов, указаний, методических рекомендаций и разъяснений в пределах своей компетенции. Многие ее нормативно-методические документы определяют организацию работы служб занятости и порядок расходования средств фонда занятости в соответствии со статьями его расхода, установленными законодательными актами. Например, этой службой утверждено Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения, Положение о порядке работы органов службы занятости с безработными гражданами, желающими организовать собственное дело в условиях выдачи им безвозмездной субсидии, Положение о временном трудоустройстве несовершеннолетних граждан, Технология взаимодействия с гражданами, ищущими работу, и безработными, Положение о порядке и условиях предоставления выплат работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организаций, Положение о порядке выделения финансовых средств из Государственного фонда занятости населения РФ на организацию отдыха и лечения детей безработных граждан.
Закон РФ о занятости в разделе II закрепил право граждан на обеспечение занятости и трудоустройство.
Содержание этого права очень емкое и весь указанный Закон направлен на реализацию этого права
Статья 14 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" отражает требование международных норм по регулированию занятости. В соответствии с этой статьей государство осуществляет разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики.
Правительство РФ постановлением от 8 мая 1996 г. N 570 утвердило Федеральную программу содействия занятости населения РФ на 1996-1997 гг.
Учитывая, что вопросы занятости носят ярко выраженный региональный характер, ставится задача развивать потенциал местного самоуправления, в том числе за счет подключения активных общественных сил, способных повлиять на стабилизацию местных рынков труда. Согласованное решение вопросов регионального экономического развития и создания новых рабочих мест, повышения качества рабочей силы будет более успешным при активном участии государственных и негосударственных структур, работодателей, как основных "потребителей" рабочей силы, профсоюзов, которые представляют интересы работников.
Федеральной программой предусмотрено сформировать надежный механизм защиты внутреннего рынка труда России при одновременном соблюдении прав привлекаемых иностранных работников. С этой целью намечено установить квоты приема мигрантов, разработать иммиграционные нормы и правила, определяющие порядок въезда, выезда и пребывания иностранцев в России.
Закон о занятости, а также подзаконные и ведомственные правовые акты, принятые в его развитие, в первую очередь, направлены на реализацию правовыми средствами республиканских и территориальных программ содействия занятости населения.
Органы службы занятости разрабатывают республиканские и региональные (краевые, областные, районные, городские) программы, предусматривающие меры содействия занятости населения. В них отражается проводимая политика в области регулирования занятости, предотвращения безработицы и обеспечения социальной защиты от ее последствий, осуществляемая на общегосударственном и местном уровнях.
Региональные (местные) программы, являющиеся органическими частями государственной программы, строятся на анализе данных учета численности, структуры населения определенного региона, потребности в рабочих местах. В них намечаются конкретные мероприятия в области занятости и средства их обеспечения.
В последние годы в стране принимаются нормативные акты по стабилизации занятости в тех регионах, где имеется тяжелое экономическое положение и высокий уровень безработицы. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 мая 1994 г. N 432 образована правительственная комиссия по предотвращению критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах РФ.
При правительственной комиссии действуют две межведомственные рабочие группы: по содействию занятости женщин и по содействию занятости молодежи.
Правительственной комиссией утверждены рекомендации по механизму действий органов власти различных уровней на территориях с критической ситуацией на рынке труда, оперативному перераспределению средств Государственного фонда занятости населения РФ для создания федерального резерва, обеспечивающего финансирование мероприятий по социальной поддержке граждан при возникновении критических ситуаций на рынке труда в различных регионах России.
Постановлением Правительства от 3 мая 1994 г. органам исполнительной власти субъектов Федерации рекомендовано определить порядок действий в критических ситуациях на рынке труда, предусмотрев такие меры: проведение экспертизы финансового состояния предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих массовое высвобождение работников; приостановка высвобождения работников или поэтапное его проведение; сокращение рабочего времени без уменьшения численности работников и установление соответствующих компенсационных выплат; установление видов, объемов и административных процедур проведения массовых общественных работ; контроль за своевременным предоставлением работодателями сведений о планируемых масштабах массового высвобождения и предполагаемых действиях по его сдерживанию.
Наряду с правительственной комиссией в различных субъектах РФ созданы региональные комиссии по предотвращению критических ситуаций на рынке труда.
В целях расширения возможностей трудоустройства безработных граждан, испытывающих наибольшие трудности в поисках работы, приказом ФСЗ от 25 июля 1994 г. N 107 утвержден "Порядок оказания финансовой помощи работодателям на организацию дополнительных рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятости безработных граждан", который определяет условия и формы предоставления органами службы занятости финансовой помощи за счет средств Государственного фонда занятости населения РФ работодателям, организующим дополнительные рабочие места. Дополнительное рабочее место - это создание работодателем возможностей для дополнительного трудоустройства безработных граждан для обеспечения на постоянной или временной основе их занятости в соответствии с заключенным договором между службой занятости и работодателем.
Центр занятости может оказывать финансовую помощь на организацию дополнительных рабочих мест предприятиям, организациям и учреждениям (работодателям) независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности.
Оказание финансовой помощи осуществляется только на конкурсной основе и при наличии средств бюджета центра занятости по статье "Создание и сохранение рабочих мест и оплата переезда безработных в другую местность", утвержденного вышестоящим органом службы занятости на соответствующий период.
Основные результаты оказания финансовой помощи работодателям, организующим дополнительные рабочие места, должны выражаться в увеличении численности трудоустроенных безработных граждан по направлениям центра занятости, в смягчении социальной напряженности на местном рынке труда, повышении экономической активности региональных предприятий.
Органы службы занятости могут оказывать финансовую помощь работодателям для организации дополнительных рабочих мест в форме прямого или возвратного финансирования из средств фонда занятости по заключенным договорам.
Финансовая помощь на организацию одного дополнительного рабочего места не должна превышать 12-месячного размера среднего уровня заработка, сложившегося в республике, входящей в состав РФ, крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге на дату заключения договора. Суммарный размер оказываемой финансовой помощи по всем заключенным договорам не может превышать предельного размера средств, имеющихся по данной статье бюджета фонда занятости, утвержденного на соответствующий период.
Финансовая помощь из фонда занятости не предоставляется неплатежеспособным предприятиям, если в течение трех лет до момента обращения предприятия в конкурсную комиссию ему предоставлялась государственная финансовая помощь (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498).
Контроль за расходованием средств на оказание финансовой помощи работодателям на организацию дополнительных рабочих мест по договорам с органами службы занятости проводят вышестоящие органы службы занятости.
Контроль за целевым использованием работодателем финансовой помощи осуществляется службой занятости в соответствии с условиями договора, а при необходимости для этих целей на договорной основе привлекаются финансовые и налоговые органы.
В целях создания условий для безработных граждан в самостоятельном обеспечении себя работой и активного участия их в предпринимательской деятельности приказом ФСЗ от 30 марта 1993 г. N 37 утверждено Положение о порядке работы органов службы занятости с безработными гражданами, желающими организовать собственное дело в условиях выдачи им безвозмездной субсидии. Этим Положением предусмотрено, что гражданам, признанным в установленном порядке безработными и желающим организовать собственное дело, центры занятости могут оказывать следующие виды услуг:
а) ознакомление с нормативными документами, пособиями, рекомендациями, тестами и другой имеющейся в центре занятости литературой о порядке создания малых предприятий, организаций индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности.
Такая информация, как правило, может размещаться на информационных стендах службы занятости;
б) предоставление информации:
о местонахождении организаций, занимающихся вопросами развития предпринимательства (союзы малых предприятий, ассоциации фермеров, центры или агентства поддержки предпринимательства и др.), видах и условиях оказываемых ими услуг;
о возможностях и условиях обучения основам рыночной экономики и профессиям, необходимым для организации собственного дела;
в) ознакомление с порядком и условиями:
предоставления компенсации для возмещения части расходов по созданию собственного дела (затраты на приобретение пакета примерных учредительных документов, оплаты госпошлины за регистрацию малого предприятия, за получение свидетельства на право заниматься индивидуальной трудовой (предпринимательской) деятельностью и др.);
предоставления безвозмездной субсидии на организацию собственного дела.
Безвозмездная субсидия предоставляется в виде разовой выплаты денежных средств взамен причитающегося пособия по безработице и предназначена для частичной компенсации расходов граждан, связанных с организацией собственного дела.
При регистрации гражданина в качестве безработного специалист центра занятости, проводящий прием, обращает его внимание на возможность организации собственного дела (самостоятельной занятости). В первую очередь содействие со стороны центра занятости оказывается тем гражданам, которые уже выбрали вид деятельности, продумали организацию собственного дела и уверены в эффективности этой деятельности.
С гражданами, желающими организовать собственное дело, в центре занятости проводится работа по выявлению их возможностей и способностей к предпринимательской деятельности и оказанию им соответствующей помощи. Эта работа проводится специалистом по вопросам самостоятельной занятости, а при отсутствии в штатах центра занятости специалиста - другим работником центра в соответствии с распределением обязанностей.
Финансовая помощь, консультационные и другие услуги центра занятости и других организаций по договорам с центрами занятости оказываются предпринимателями, с которыми заключены договора.
Гражданину, создающему собственное дело, безвозмездная субсидия выдается в размере 12-месячного пособия по безработице, причитающегося данному гражданину.
Доля граждан, ищущих работу впервые, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также граждан, уволенных по любым основаниям, но не имеющих 12-недельного периода оплачиваемой работы в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, субсидия выдается в размере 12-месячной минимальной заработной платы, установленной законодательством на день выплаты субсидии.
Для граждан, организующих малые предприятия и создающих рабочие места не только для себя, но и для лиц, направляемых центрами занятости, может предоставляться дотация за каждого трудоустроенного по направлению службы занятости, но не более, чем для 10 нанимаемых работников. Дотация выдается в размере 75 процентов 12-месячного пособия по безработице, причитающегося безработному, направленному службой занятости. Выделение дотаций производится при условии заключения с безработным трудового соглашения на срок не менее чем 12 месяцев и с полным рабочим днем.
Для группы граждан, создающих малое предприятие (являющихся его соучредителями), размер субсидии определяется путем суммирования субсидий, установленных для каждого гражданина.
Из субсидий и дотаций не удерживаются полученные гражданином ранее (до заключения договора с центром занятости) сумма пособия по безработице, а также сумма расходов на его обучение.
Виды и размеры финансовой поддержки определяются центром занятости в зависимости от наличия соответствующих финансовых ресурсов. Безвозмездные субсидии выдаются в первую очередь по тем видам деятельности, которые являются приоритетными для данной территории, и тем гражданам, которые испытывают наибольшие трудности в поиске работы обычным путем.
Центр занятости вправе осуществлять контроль за ходом предпринимательской деятельности гражданина, с которым заключен договор, для чего работники центра занятости могут проводить проверку представленной гражданином декларации о доходах в государственную налоговую инспекцию и наличия учетных документов осуществления видов предпринимательской деятельности, предусмотренных договором.
Система государственных органов, обеспечивающих реализацию прав граждан на трудоустройство, представляет собой общие и специальные органы. Общими органами являются органы труда, обеспечивающие разработку и реализацию единой государственной политики в области труда, трудовых и других тесно связанных с ним отношений. Они состоят из Министерства труда РФ и министерств, главных управлений, управлений труда субъектов федерации. Специальными государственными органами являются органы службы занятости.
Трудоустройством граждан занимаются и негосударственные коммерческие организации. Лицензии на их деятельность выдаются в установленном порядке органами исполнительной власти при наличии заключения службы занятости. Их деятельность осуществляется в соответствии с учредительными документами. В отличие от государственных органов службы занятости, оказывающих все услуги бесплатно, негосударственные организации содействия занятости существуют за счет оплаты своих услуг клиентами: работодателями и гражданами. Так, действующая в Москве фирма "Триза" существует за счет оплаты работодателями услуг по подбору для них заявленных работников. Обращение гражданина по поводу трудоустройства в негосударственную организацию и отсутствие у нее возможности для трудоустройства данного гражданина не вызывает каких-либо обязательств государства перед ним. Граждане самостоятельно и добровольно решают, обращаться ли за помощью в трудоустройстве в негосударственные организации или в орган государственной службы занятости.
Федеральная государственная служба занятости населения РФ сформирована в 1991 г. Ее деятельность регулирует комплекс законодательных и нормативных актов, в том числе закон "О занятости населения в Российской Федерации", "Положение о федеральной государственной службе занятости населения", указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты Минтруда РФ и др.
Функции, права и обязанности службы занятости определены в Законе "О занятости населения в Российской Федерации", являющимся нормативным актом прямого действия, и не могут быть переданы общественным организациям и структурным подразделениям исполнительных органов власти.
Органы службы занятости на безвозмездной основе предоставляют органам государственной статистики, налоговым органам и получают от них отчетную документацию и сведения, необходимые каждой из сторон для выполнения своих функций, имеют право запрашивать на безвозмездной основе у соответствующих исполнительных органов власти, у предприятий, организаций и учреждений, включая учебные заведения, сведения, необходимые для разработки программ занятости.
Органы службы занятости на основе прогнозов (программ, планов) экономического развития с участием представителей работодателей и представителей трудящихся разрабатывают программы занятости, которые после обсуждения в региональных координационных комитетах содействия занятости населения представляют на рассмотрение исполнительных органов власти и вышестоящих органов службы занятости. После согласования программы занятости подлежат утверждению соответствующими представительными органами власти.
Контроль за реализацией программ занятости осуществляется органами представительной и исполнительной власти соответствующих территорий, вышестоящими органами службы занятости и координационными комитетами содействия занятости населения.
Взаимодействие органов службы занятости с организациями предпринимателей (работодателей) и трудящихся осуществляется на принципах социального партнерства в рамках координационных комитетов содействия занятости населения.
Органы службы занятости могут учреждать организации и учреждения (быть их соучредителями), непосредственно способствующие функционированию службы занятости, кроме негосударственных организаций, оказывающих платные услуги в содействии занятости населения.
В области международного сотрудничества в решении проблем занятости населения, включая вопросы трудовой деятельности граждан РФ за рубежом и иностранных граждан РФ, органы службы занятости осуществляют свою деятельность во взаимодействии с соответствующими исполнительными органами власти и вышестоящими органами службы занятости.
В области финансово-кредитной деятельности органы службы занятости могут осуществлять:
инвестирование и выдачу кредитов непосредственно товаропроизводителям на договорных началах при гарантии сохранения, создания дополнительных или новых рабочих мест - после обсуждения в координационных комитетах содействия занятости населения и по согласованию с соответствующими исполнительными органами власти;
инвестирование и кредитование предприятий и организаций, осуществляющих по договорам профессиональную подготовку и переподготовку безработных граждан с последующим их обязательным трудоустройством;
финансирование и кредитование безработных граждан, изъявивших желание осуществлять предпринимательскую деятельность;
хранение средств Государственного фонда занятости населения РФ на депозитных счетах в учреждениях Центрального банка РФ, приобретение краткосрочных государственных ценных бумаг.
Доходы, получаемые органами службы занятости от указанной деятельности, поступают в Фонд занятости и направляются в полном объеме на социальную защиту населения от безработицы.
Указанные доходы налогообложению не подлежат.
В областях, краях, республиках РФ создаются центры занятости, которые входят в состав федеральной государственной службы занятости населения РФ.
Областной Центр осуществляет разработку и обеспечивает реализацию в пределах установленной компетенции государственной политики занятости населения на территории области.
Областной Центр не является структурным подразделением какого-либо из органов государственной исполнительной власти субъектов РФ и подчиняется в своей деятельности Минтруда РФ и соответствующему органу исполнительной власти в лице администрации в пределах ее компетенции.
Областной Центр взаимодействует со структурными подразделениями органов государственного управления области, органами местного самоуправления и в рамках координационного комитета содействия занятости населения области с профессиональными союзами, союзами работодателей, другими общественными организациями.
Областной Центр занятости является юридическим лицом, осуществляет оперативное управление и распоряжение средствами Фонда занятости по региону в пределах утвержденного бюджета, имеет самостоятельный баланс, расчетный и валютный счета в учреждениях банка РФ, гербовую печать.
В состав областной службы занятости входят: областной центр занятости населения; центры занятости населения в районах и городах области.
Основными задачами областного центра являются:
осуществление мер по реализации государственной политики занятости населения с учетом национальных, экономических и культурных особенностей области;
разработка и финансирование областных программ занятости на основе прогнозов рынка труда, экономического и социального развития, координации разработки и контроль за исполнением районных и городских программ занятости;
организация работы по содействию занятости населения на подведомственной территории, обеспечение руководства, контроля и оценки деятельности находящихся в его ведении местных органов службы занятости;
обеспечение социальной защиты населения в области занятости, проведение специальных мероприятий, содействующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
участие в определении минимальных и обязательных для всех местных органов службы занятости нормативов социальной поддержки граждан;
разработка в пределах своей компетенции дополнительных мер по реализации политики занятости.
Городской, районный центр занятости населения входит в состав организационно самостоятельной федеральной государственной службы занятости РФ, создается и ликвидируется приказами Минтруда РФ и социального развития по согласованию с соответствующим органом исполнительной государственной власти.
Центр занятости обеспечивает реализацию в пределах своей компетенции политики занятости населения и оказание гражданам и работодателям услуг в области содействия занятости.
Центр занятости (кроме городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также закрытых городов) относится к местным органам федеральной государственной службы занятости и входит в структуру вышестоящего органа службы занятости.
В своей деятельности центр занятости подчиняется вышестоящему органу службы занятости и местной администрации в пределах ее компетенции, взаимодействует с профессиональными союзами, союзами работодателей и другими общественными организациями.
2. Понятие занятых и безработных граждан. Подходящая и неподходящая работа.
Занятость - это деятельность граждан, не противоречащая законодательству, приносящая им заработок (трудовой доход). Она означает, что гражданин фактически реализует свободу выбора вида занятости и свое право на труд.
Занятыми считаются граждане (ст. 2 Закона РФ о занятости):
работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ ";
занимающиеся предпринимательской деятельностью;
занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
"выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей)";
избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы";
проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения;
временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
Как видно из указанного, существуют различные виды занятости, и понятие "занятые граждане" значительно шире понятия "работники", поскольку последние лишь один из видов занятости, хотя и самый многочисленный.
Статья 2 закона относит к занятым гражданам временно отсутствующих на рабочем месте в связи с отпуском. При этом подразумевается не только очередной, но и учебный отпуск, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до исполнения ему трех лет, отпуск без сохранения заработной платы (как вынужденный, так и предоставленный по желанию работника).
Российским законом о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Право на получение статуса безработного гражданин может получить только при соблюдении следующих четырех критериев.
Первый критерий - гражданин должен быть трудоспособен.
Юридически нижний уровень трудоспособности определен в ст. 173 КЗоТ РФ - это 16 лет независимо от пола, а верхний уровень установлен там же в ст. 242 и связан с пенсией по старости: для мужчин - 60 лет, а для женщин - 55 лет.
Отметим, что трудовое законодательство разрешает прием на работу лиц, достигших 15 лет, а в порядке исключения могут привлекаться к труду 14-летние подростки для выполнения работы, не причиняющей вреда их здоровью и не нарушающей процесс обучения несовершеннолетних, в свободное от учебы время с согласия родителей, усыновителей или попечителя. Однако законом о занятости не снижена возрастная планка для признания безработными и подростков.
Граждане, достигшие пенсионного возраста, но не имеющие необходимого общего трудового стажа для получения полной пенсии по старости, не вправе претендовать на признание их безработными.
Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. Безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке, не имеющий работы, зарегистрированный в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к ней. Для принятия решения о признании инвалида безработным он представляет в службу занятости, наряду с документами, указанными в Законе о занятости населения, индивидуальную программу реабилитации инвалида.
Второй критерий - гражданин должен не иметь работы и заработка. В соответствии с законодательством к занятым гражданам относятся лица, работающие по трудовому договору (контракту) на любых предприятиях независимо от форм собственности, а также в международных организациях как на территории России, так и за границей.
Если гражданин потерял основную работу (например, был уволен по сокращению штатов), но продолжает трудиться как совместитель на другом предприятии, то он относится к числу занятых граждан.
Ранее совмещаемая работа становится тогда основной, а он считается занятым гражданином на условиях неполного рабочего времени.
Отметим, что пенсии, стипендии, семейное пособие, алименты, процентные начисления на вклады в банках, дивиденды по ценным бумагам в понятие "трудовой доход" не входят. Однако, несмотря на это, получение гражданином стипендии или пенсии отрицательно сказывается на решении вопроса о признании его безработным. Дело здесь в том, что стипендия выплачивается учащимся, а они согласно ст. 2 закона относятся к числу занятых; в отношении пенсии есть специальная оговорка в ч. 3 ст. 3, в соответствии с которой безработным не может быть признан гражданин, имеющий пенсию по старости (по возрасту), за выслугу лет.
Третий критерий - готовность приступить к работе. В законодательстве, мы не находим подтверждения готовности приступить к работе, в эту готовность работникам службы занятости приходится верить со слов ищущего работу.
Подтверждается она тогда, когда гражданин дает согласие на одну из предлагаемых подходящих работ. Однако в ряде случаев можно увидеть, что, несмотря на уверения, готовность приступить к подходящей работе явно отсутствует.
Если гражданин временно нетрудоспособен, находится на медицинском исследовании в стационарном медицинском учреждении, в протезно-ортопедическом предприятии, а значит, приступить к работе, которую ему могут подобрать, не в состоянии, регистрировать его в этот период в качестве ищущего работу не следует. Нельзя также считать готовыми приступить к работе мать или другого члена семьи, осуществляющих уход за больным ребенком, ребенком-инвалидом, за требующим постоянного ухода взрослым членом семьи (если, конечно, в семье нет других лиц, которым можно перепоручить этот уход).
Беременные женщины до 30 недель беременности считаются трудоспособными. В связи с этим в такой период нет оснований отказывать им в признании безработными.
Четвертый критерий - регистрация гражданина в службе занятости в целях поиска подходящей работы.
Порядок регистрации безработных граждан установлен Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 458 "Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан", который регламентирует порядок регистрации в службе занятости безработных граждан.
При этом работа с обратившимися в службу занятости безработными гражданами делится на четыре этапа.
Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода), ищущие работу и готовые к ней приступить и обратившиеся в органы по вопросам занятости в целях поиска подходящей работы, регистрируются в следующей последовательности:
- первичная регистрация безработных граждан;
- регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;
- регистрация граждан в качестве безработных;
- перерегистрация безработных граждан.
По каждому этапу регистрации органами по вопросам занятости ведется регистрационный учет безработных граждан. Формы документов по ведению регистрационного учета безработных граждан устанавливается Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
Безработные граждане снимаются органами по вопросу занятости с регистрационного учета в следующих случаях:
- признания их в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения занятыми гражданами;
- прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов по вопросам занятости с выплатой стипендии;
- неявки без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы по вопросам занятости для предложениям им подходящей работы, а также неявки в срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации их в качестве безработных;
- длительной (более месяца) неявки в органы по вопросам занятости без уважительных причин;
- переезда в другую местность;
- установления злоупотреблений со стороны граждан (сокрытие заработка (дохода), предоставление документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставление других недостоверных данных для признания безработными и т.п.);
- осуждение к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
- назначения в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.
Снятие безработных граждан с регистрационного учета осуществляется на основании решения органа по вопросам занятости.
Согласно российскому закону о занятости подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Как видим, здесь четко выделяют четыре условия подходящей работы. Остановимся на каждом из них.
Первое условие - профессиональная пригодность гражданина, которая определяется уровнем профессионального образования, подтвержденным соответствующим документом (дипломом, свидетельством); продолжительностью (опытом) работы по имеющейся профессии (специальности) и по другим профессиям, приобретенным в процессе трудовой деятельности, а также уровнем квалификации (разряд, класс, категория). Служба занятости, подбирая гражданам подходящую работу, учитывает квалификационные требования, определенные квалификационными характеристиками профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих, которые предъявляются работодателями к работникам. В целях более точного определения профессиональной пригодности гражданина к выполнению работы по вакантной должности целесообразно пользоваться квалификационными характеристиками, содержащимися в тарифно-квалификационных справочниках. Если гражданин имеет несколько профессий, то поиск работы проводится по каждой из них. При этом служба занятости отдает предпочтение при поиске работы той профессии (специальности), по которой гражданин работал перед обращением в службу занятости, а также учитывает желание гражданина и наличие вакансий на рынке труда.
Второе условие - учет условий последнего места работы. Сюда включаются в первую очередь вопросы оплаты и охраны труда.
Заработок по предлагаемой работе должен быть не ниже среднемесячного заработка на прежнем месте работы. Работодатель выдает высвобождающемуся работнику справку о среднем заработке.
Если в редакции закона о занятости от 15 июля 1992 г. период исчисления среднего заработка исчислялся за последние два месяца, то в его последней редакции (20 апреля 1996 г.) эта особенность устранена и подсчет ведется за последние три месяца, как и для других случаев исчисления среднего заработка.
При составлении справки о среднем заработке работодатель использует Порядок исчисления среднего заработка., утвержденный Минтруда.
Третье условие - состояние здоровья гражданина. Служба занятости должна с учетом этого требования вести поиск вакансий. При этом берутся во внимание возраст гражданина, его физические недостатки, имеющиеся хронические заболевания, а также предрасположенность к определенным видам заболеваний.
Некоторые работники, к примеру имеющие специальность химика, не могут трудиться на всех предприятиях химической промышленности из-за того, что некоторые вещества для отдельных лиц являются аллергенами, провоцируют кожные заболевания или заболевания органов дыхания. В таких случаях работнику нужно иметь заключение врачебно-консультационных комиссий. Для инвалидов подходящей может считаться только та работа, которая соответствует рекомендациям медико-социальной экспертной комиссии (МСЕК).
Иногда при наличии инвалидности способность человека к труду может быть ограничена. Если в справке МСЭК (ранее этим занимались ВТЭК) указано о нетрудоспособности, то это не означает, что инвалид не может быть принят на работу спустя некоторое время. В этом случае можно порекомендовать инвалиду обратиться в органы здравоохранения или социальной защиты и получить у них направление на прохождение медико-социальной экспертизы. В настоящее время при ее проведении используются новые критерии оценки трудоспособности человека. После проведения медико-социальной экспертизы выдается не только справка о подтверждении группы инвалидности, но и разрабатывается индивидуальная программа реабилитации инвалида.
Четвертое условие - транспортная доступность рабочего места.
Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. На практике величина максимальной удаленности устанавливается нормативными актами субъектов РФ или для всех работников, или в зависимости от категорий граждан, нуждающихся в трудоустройстве, например для инвалидов, женщин, имеющих детей, и т.д.
Например, в Москве для одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста и детей-инвалидов, имеются ограничения: они должны тратить на дорогу от дома до работы не более одного часа, а инвалиды и беременные женщины - до 45 минут. Служба занятости здесь учитывает как протяженность маршрутов различного вида общественного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, метро, электричка и др.), так и места пересадок с одного вида транспорта на другой с тем, чтобы время в пути от дома до работы было минимальным.
Служба занятости должна вносить предложения на рассмотрение местных органов государственного управления об установлении для инвалидов, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, лиц предпенсионного возраста меньшей максимальной удаленности подходящей работы от места жительства граждан, чем это предусмотрено для других категорий граждан.
Для некоторых категорий граждан закон предусматривает, что подходящей работой может быть любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера, требующая или не требующая предварительной подготовки.
В соответствии с законом "Об образовании" гражданам, впервые ищущим работу, не имеющим профессии (специальности), государством гарантируется на конкурсной основе получение бесплатного профессионального образования в государственных муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Указанная категория граждан может пройти профессиональное обучение и по направлению службы занятости, как правило, по краткосрочной форме обучения, при этом обучение не означает их гарантированного трудоустройства, а проводится с целью дать им возможность на конкурентной основе с помощью службы занятости найти работу.
В случае отказа данной категории граждан от получения профессиональной подготовки служба занятости может предложить:
оплачиваемую работу, включая работы временного характера;
работу, не требующую предварительной подготовки;
работу, требующую предварительной подготовки, как правило, на условиях трудоустройства на ученическое рабочее место на предприятии.
Такие предложения пригодятся и для тех, кто пришел в службу занятости после трехгодичного перерыва в работе или у кого окончился первоначальный (12-месячный) период безработицы, а также для работников-сезонников.
Закон не обязывает службу занятости предлагать впервые ищущим работу сначала только обучение, а потом неквалифицированную работу, хотя работники службы занятости поступают именно так.
Тем же, кто имел трехгодичный перерыв в работе или имеет статус безработного не менее 12 месяцев, обязательно сначала надо предложить повысить (восстановить) квалификацию или получить смежную специальность.
Предлагать работу, не требующую предварительной подготовки, можно только после отказа безработного сделать это, и лишь при таком условии работа может считаться подходящей.
В статье 4 настоящего закона обращается внимание на то, что работа должна отвечать требованиям законодательства о труде.
Среди лиц, впервые ищущих работу, встречаются несовершеннолетние, окончившие среднюю школу, а среди тех, кто имел трехгодичный перерыв в работе, - женщины, родившие ребенка. В трудовом законодательстве, в Основах законодательства РФ об охране труда, принятых 6 августа 1993 г., есть специальные правовые нормы, регулирующие труд подростков и женщин.
При поиске работы для молодежи службы занятости должны учитывать, что КЗоТ РФ (ст. 175) запрещает применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).
Нужно учитывать требования КЗоТ РФ при подборе работы для женщин. Статьей 160 запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию).
Запрещается переноска и передвижение женщинами тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.
Статья 161 ограничивает труд женщин на работах в ночное время.
Привлечение женщин к работам в ночное время не допускается, за исключением тех отраслей народного хозяйства, где это вызывается особой необходимостью и разрешается в качестве временной меры. Статья 162 запрещает ночные сверхурочные работы и направления в командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Не допускается привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам и работам в выходные дни и направление в командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.
Статья 163 КЗоТ РФ ограничивает сверхурочные работы и направления в командировки женщин, имеющих детей. Женщины, имеющие детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов - до шестнадцати лет), не могут привлекаться к сверхурочным работам или направляться в командировки без их согласия.
Предлагаемая службой занятости работа не может считаться подходящей, если: она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал уровень средней заработной платы в республике РФ, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже уровня средней заработной платы в республике РФ, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.
Для некоторых граждан именно работа в другом регионе, например в соседнем, покажется подходящей. Служба занятости может по просьбе обратившегося гражданина подыскать такую работу.
Специалисты службы обязаны это сделать. Статья 12 настоящего закона предусматривает компенсацию материальных затрат гражданам в связи с направлением на работу (обучение) в другой регион по предложению службы занятости.
Условия трудового договора (контракта) должны соответствовать законодательству об охране труда. В настоящее время это особенно важно для предприятий негосударственного, в том числе частного, сектора экономики. На вновь создаваемых предприятиях не всегда заботятся об охране труда работающих.
Каждый работник имеет право на получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов.
В соответствии с КЗоТ РФ на всех предприятиях, в учреждениях, организациях создаются здоровые и безопасные условия труда.
Решение службы занятости о признании предлагаемой работы подходящей в случае несогласия с этим обратившегося гражданина, как и по другим вопросам, может быть обжаловано в вышестоящий орган службы занятости или в суд, как это предусмотрено ст. 11 закона.
В случае согласия гражданина пойти на предложенную ему работу он получает в службе занятости рекомендательное письмо (направление). Гражданин обязан в установленный ему срок известить службу занятости о поступлении на работу.
Если заключение трудового договора не состоялось, работодатель должен дать в письменном виде отказ в приеме на работу, а гражданин - доставить его лично в службу занятости в определенный срок.
Законодательством республик, входящих в РФ, представительными органами субъектов РФ могут предусматриваться иные, не противоречащие настоящему закону определения подходящей работы, усиливающие социальную защищенность граждан.
В настоящее время обостряется ситуация на рынке труда, что связано с уменьшением вакантных мест на предприятиях и в организациях. В такой ситуации службы занятости не всегда могут подобрать для всех граждан необходимую работу в соответствии с условиями, изложенными в данной статье закона. При отсутствии подходящей работы служба занятости может с согласия граждан подобрать предложения по работе временного или сезонного характера, участию в общественных работах.
3. Социально-правовые гарантии и компенсации временно не занятым безработным гражданам. Пособие по безработице.
За безработным сохраняются все общепризнанные права. Но государство установило и дополнительные права и гарантии для этой категории граждан. Их можно разделить на две группы.
1. Права в области защиты от безработицы:
- на получение содействия государства в трудоустройстве;
- на получение помощи в организации своего дела;
- на временную, но гарантированную государством занятость.
2. Права на получение материальной поддержки в период безработицы:
- на пособие по безработице;
- на материальную поддержку на период временной нетрудоспособности;
- на досрочное оформление пенсии по старости;
- на материальную помощь.
Помимо общих для граждан гарантий трудоустройства, государство установило ряд дополнительных гарантий и принимает некоторые дополнительные меры для трудоустройства безработных.
Безработные граждане имеют право на бесплатную профессиональную ориентацию. Служба занятости может направить безработного гражданина на обучение. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются за счет средств государственного фонда занятости населения (в дальнейшем "фонд занятости") в учебных центрах службы занятости или иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми службой занятости договорами. У безработного гражданина возникает право требовать направление на обучение в случаях:
- невозможности подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
- необходимости изменения профессии (квалификации) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
- когда гражданином утрачены способности к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
Приоритетным правом пройти переподготовку, приобрести новую профессию (специальность) имеют безработные граждане по истечении срока выплаты пособия, в том числе направленные на оплачиваемые общественные работы в случае отсутствия свободных рабочих мест, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. На период обучения направленному гражданину назначается стипендия за счет средств фонда занятости.
При направлении службой занятости безработного с его согласия на работу в другую местность ему компенсируются материальные затраты: стоимость проезда (в т.ч. членов семьи, переезжающих совместно с безработным), провоз имущества по устанавливаемым нормам, выплачиваются суточные за время нахождения в пути, единовременное денежное пособие.
За счет средств фонда занятости, выделяемых службой занятости работодателям, последние создают дополнительные рабочие места для трудоустройства безработных. При этом особое внимание уделяется слабозащищенным категориям безработных: молодежи, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, лицам предпенсионного возраста, инвалидам, лицам, продолжительное время не имеющим работу, освобожденным из учреждений, исполняющих наказание, беженцам, вынужденным переселенцам, гражданам, уволенным с военной службы и членам их семей. Местные представительные органы за счет собственных средств, предоставления налоговых льгот, других источников устанавливают предприятиям, учреждениям и организациям минимальное количество специальных рабочих мест (квоту) для приема указанных категорий граждан.
Перспективным направлением повышения уровня занятости населения является развитие мелкого предпринимательства и индивидуально-трудовой деятельности. Безработным, желающим заняться предпринимательством, индивидуально-трудовой деятельностью оказывается службой занятости целый комплекс услуг, материальная поддержка за счет средств фонда занятости в соответствии с договорами, заключаемыми между ними.
Особо следует отметить гарантированную государством возможность участия безработных в оплачиваемых общественных работах, которые организуются муниципальными органами на предприятиях, в учреждениях, организациях, находящихся в их собственности, а по договорам - на других предприятиях, в учреждениях, организациях. Организуются общественные работы по предложению и при участии службы занятости.
Это общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки работников и имеющие социально полезную направленность. Поскольку организуются они за счет общественных, муниципальных, государственных средств, можно утверждать, что это единственный вид занятости (хотя бы и временный), который может быть гарантирован государством в условиях рыночных отношений, одна из наиболее эффективных мер обеспечения конституционного права граждан на защиту от безработицы. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, как при любом наемном труде, заключается трудовой договор. Он является срочным, но подлежит расторжению сразу после предложения гражданину постоянной работы. Преимущественным правом на заключение такого договора пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице.
Оплата труда на общественных работах производится за фактически выполненные работы, но не может быть ниже уровня, установленного законодательством. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство о труде и социальном страховании, а также право на получение пособия по безработице. Период участия в общественных работах включается в общий трудовой стаж гражданина.
При планировании общественных работ необходимо особенное внимание обращать на то, что это общественно-полезные работы, то есть работы, проводимые в интересах общества, а не работодателя, даже если таковым выступает государство. Недопустимо использовать на общественных работах вакантные непрестижные рабочие места на предприятиях, которые непрестижность самой работы должны были бы компенсировать повышенной оплатой.
Не обеспечивая возможность каждому иметь заработанные своим трудом средства для существования, государство берет на себя часть расходов, связанных с содержанием безработных и членов их семей. Все виды материальной поддержки безработного осуществляются за счет средств фонда занятости.
Основным видом материальной поддержки в период безработицы является пособие по безработице. Назначается оно одновременно с признанием гражданина безработным и выплачивается по общему правилу с первого дня безработицы. Лицам, уволенным в связи с сокращением штатов (численности) предприятия, организации, учреждения или его ликвидацией и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начинают выплачивать с первого дня после завершения выплаты ему сохраняемой средней заработной платы.
В зависимости от порядка определения размера пособия всех безработных можно разделить на две основные группы.
Первую группу составляют безработные, уволенные по любым основаниям и имевшие в течение 12-ти месяцев, предшествующих началу их безработицы, оплачиваемую работу (доход) не менее 12 недель на условиях полного рабочего дня (недели) или с соответствующим перерасчетом при работе с неполным рабочим днем (неделей), а также уволенные с военной службы и из органов внутренних дел. Пособие для этой группы безработных исчисляется в процентном отношении к их средней заработной плате в последние два месяца по последнему месту работы: первые 3 месяца - 75% среднемесячной зарплаты, следующие 4 месяца - 60% ив дальнейшем - 45%, но не ниже минимального размера месячной оплаты труда и не выше средней заработной платы по субъекту Федерации.
Вторую группу составляют все остальные безработные: ищущие работу впервые, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также не имевшие 12 недель оплачиваемой работы в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы. Пособие для этой группы выплачивается в размере минимальной месячной оплаты труда.
Особую группу составляют безработные, завершившие обучение по направлению службы занятости и признанные в установленном порядке вновь безработными. Первоначальный размер их пособия (первые 3 месяца) не может быть ниже выплачиваемой им во время учебы стипендии.
Размер пособия увеличивается на 10% на каждого иждивенца безработного, но месячный размер его не может превышать размера среднего заработка по последнему месту работы.
Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним, а также в других местностях, где действуют районные коэффициенты, пособие выплачивается с учетом этого коэффициента. В повышенном размере выплачивается пособие безработным из числа граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Период выплаты пособия не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. Для лиц, имеющих стаж работы, дающий право на пенсию по старости (включая пенсию на льготных условиях), срок выплаты пособия увеличивается на две календарные недели за каждый год, превышающий требуемый стаж. Причем, одновременно в такой же пропорции должен ; увеличиваться и период, в течение которого учитывается срок получения пособия, но в любом случае период выплаты пособия не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
Указом Президента № 723 от 2 июля 1992 г. "О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными" предусматривается поддержка безработных в период их временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам.
Лицам, потерявшим работу и заработок и признанным безработными, оплачивается период нетрудоспособности в размере установленного пособия по безработице. Оплата производится из фонда занятости за фактическое количество дней нетрудоспособности, но не свыше 30 календарных дней. Безработным женщинам оплачивается отпуск по беременности и родам. Но только тем, кто потерял работу и заработок в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации в течение 12 месяцев, предшествующих дню официального признания безработными. Оплата отпуска по беременности и родам производится в размере минимального уровня оплаты труда за счет средств фонда социального страхования Российской Федерации.
В связи с низкой конкурентоспособностью на рынке труда лиц предпенсионного возраста законодательство о занятости предусматривает возможность досрочного оформления пенсии по старости. Требуемыми для этого условиями являются наличие у гражданина необходимого для назначения пенсии стажа (в том числе для пенсии на льготных условиях) и возраста, не более чем на два года меньше необходимого для назначения пенсии в обычном порядке. Лишь при наличии этих условий органу занятости дано право решать: предложить безработному досрочное оформление пенсии или нет. При этом на практике органы занятости учитывают состояние на рынке труда, в т.ч. возможность появления вакантных рабочих мест, являющихся подходящими для безработного. Безработному дается право дать согласие или отказаться от досрочного оформления пенсии. Требовать досрочного его оформления он не может.
Наконец, законодательством предусматривается возможность оказания материальной помощи безработным и членам его семьи. Материальная помощь безработному может оказываться только после завершения выплаты ему пособия по безработице, а членам семьи безработного оказание материальной помощи никакими периодами не ограничено.
Материальная помощь может оказываться не только в виде денежных выплат, но и в виде оплаты за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами учреждений здравоохранения и общественного питания. Порядок и условия оказания материальной помощи определяются законодательством субъектов Федерации.
Наряду с обладанием специальными правами безработный несет и дополнительные обязанности. Безработный обязан являться в органы занятости для получения предложений о работе и для перерегистрации в сроки, устанавливаемые органом занятости, но не реже 2 раз в месяц:
являться на переговоры с работодателем в течение 3 дней после получения направления от органа занятости; не отказываться от подходящей работы; добросовестно учиться по направлению службы занятости; сообщать органу занятости изменения, с которыми связан размер получаемого им пособия по безработице, о наличии ограничений в работе, установленных компетентными органами, о трудоустройстве, в том числе временном и с неполным рабочим днем (неделей), о назначении пенсий, о предполагаемом отсутствии в месте регистрации.
Для обеспечения соблюдения установленных прав безработного государством предусматривается их защита в суде, установлена ответственность за нарушение законодательства о занятости как работодателей, так и работников службы занятости. Существенными гарантиями обеспечения соблюдения прав безработных являются создание специальных государственных органов и определение источников и порядка финансирования мероприятий, обеспечивающих проводимую государством политику в вопросах занятости.
Предусматривая гарантии соблюдения прав безработного, государство устанавливает и его ответственность за нарушение обязанностей. Специальная юридическая ответственность безработного предусмотрена в виде отложения, приостановки выплаты пособия по безработице на срок до 3-х месяцев или уменьшения размера выплачиваемого пособия на 25 % на срок до одного месяца. Указанные санкции применяются по решению органов занятости, о чем безработный должен быть письменно уведомлен. Решение органа занятости об отложении, приостановлении выплаты пособия или уменьшении его размера может быть обжаловано безработным в вышестоящий орган занятости или суд.
На практике санкция в виде отложения выплаты пособия не применяется, т.к. все неблагоприятные последствия сводятся к отсрочке выплаты пособия (в настоящее время к этому добавляются инфляционные потери). Поэтому представляется целесообразным этот вид санкции отменить.
Заключение.
При защите своих прав на регистрацию в службе занятости в качестве безработного, гражданину целесообразно исходить из того, что он не должен оказаться в глазах работников этого органа занятым гражданином.
Как видим, безработному необходимо, как правило, не только ознакомиться с содержанием статьи 2 Закона о занятости, но и подготовиться соответствующим образом к посещению службы занятости с тем, чтобы многие вопросы, задаваемые ее работниками, не оказались для него неожиданными.
Например, данный гражданин является членом производственного кооператива, имеет в нем свой пай. Ранее этот гражданин работал в кооперативе по трудовому договору, но был уволен в связи с сокращением численности занятых, хотя и остался членом кооператива. Согласно статье 2 Закона о занятости такой гражданин считается занятым и поэтому не может быть зарегистрирован в качестве безработного. Другой формальной причиной для отказа в регистрации в качестве безработного для него может служить тот факт, что он получает в кооперативе по итогам работы за определенный период пусть минимальный, чисто символический, доход.
Как свидетельствует практика, у граждан при их попытке зарегистрироваться в качестве безработных нередко возникают по инициативе работников служб занятости и другие, самые неожиданные для граждан, проблемы, связанные с пунктуальным соблюдением этими работниками положений вышеуказанного Постановления Правительства. Это, в частности, относится к применению пункта 16 Постановления, где записано, что безработными признаются граждане, которые ищут работу.
Что означает, какой смысл вложили разработчики Постановления в эту, казалось бы простую фразу, зависит в каждом отдельном случае от мнения работника службы занятости. Поэтому они задают самые разные, часто неожиданные для гражданина вопросы, на которые, тем не менее, необходимо дать убедительный ответ, такой ответ, чтобы у работников службы занятости не сложилось мнение, что гражданин работу не искал до своего обращения с просьбой о регистрации в качестве безработного. Действующий порядок регистрации для многих граждан может стать серьезным препятствием для получения статуса безработного, пособия по безработице, иных видов материальной помощи, предусмотренной действующим законодательством, решениями местных властей для лиц, признанных безработными.
Граждане, которым в установленном порядке отказано в регистрации их в качестве безработных, имеют право на повторное обращение в органы по вопросам занятости через две недели со дня посещения этих органов в установленный день для регистрации их в качестве безработных. В случае отказа гражданину в регистрации его в качестве безработного, орган занятости устно или письменно с обязательной отметкой в личном деле уведомляет его о принятом решении и причинах отказа. В этой связи нельзя не отметить, что безработному необходимо заручиться письменным отказом, что поможет в дальнейшем обратиться в вышестоящие органы занятости, в суд для отстаивания своих законных прав.
Рассмотрим пример из судебной практики.
Определением судьи Коптевского межмуниципального суда Северного административного округа г.Москвы (оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда) Перчанкину отказано в принятии жалобы на действия начальника Тимирязевского отделения Управления труда и занятости Северного административного округа г. Москвы, отказавшего в регистрации его в качестве безработного.
Заместитель Председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об отмене судебных определений.
Президиум Московского городского суда 16 апреля 1998 г. протест удовлетворил, указав следующее.
Отказывая Перчанкину в принятии жалобы на основании п.7 ст.129 ГПК РСФСР, судья исходил из того, что заявителем не соблюдены правила о подсудности спора, так как Тимирязевское отделение Управления труда и занятости не юридическое лицо, все вопросы, связанные с регистрацией безработных, решаются Управлением труда и занятости Северного административного округа г.Москвы, куда и следовало заявителю обратиться за защитой своего права.
С такими доводами согласилась и кассационная инстанция Московского городского суда.
Между тем, как видно из материалов дела, отказ в принятии жалобы противоречит требованию закона.
Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации, ст.ст.1, 3, 4 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в ред. Федерального закона от 14 декабря 1995 г.) гражданами могут быть обжалованы в суд любые нарушающие их права и свободы действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, объединений, общественных организаций или должностных лиц, кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации либо в отношении которых предусмотрен иной порядок судебного обжалования. Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица.
Как указано в жалобе, Перчанкин обжаловал действия начальника Тимирязевского отделения Управления труда и занятости и, следовательно, в соответствии с упомянутым Законом вправе был обратиться за защитой своего нарушенного права в суд по месту нахождения данного должностного лица, т.е. в Коптевский межмуниципальный суд Северного административного округа г. Москвы. Отказ судьи в принятии жалобы повлек ограничение предусмотренных ст .ст. 46, 47 Конституции Российской Федерации права гражданина на судебную защиту и на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Таким образом, судебные постановления подлежат отмене как вынесенные без учета положений, содержащихся в Конституции Российской Федерации, и требований закона, а дело - направлению в суд для рассмотрения по существу.2
Библиография.
Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" с изм. от 21 июля 1998 г. // Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 6 мая 1996 г., Собрании законодательства Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. N 17, ст. 1915
Постановление ВС РФ от 8 июня 1993 г. N 5131-1 "Об утверждении Положения о федеральной государственной службе занятости населения Российской Федерации" // Текст постановления опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1993 г., N 25, ст. 910
Постановление президиума Московского городского суда от 16 апреля 1998 г. "Отказ судьи в принятии жалобы гражданина на неправильные действия должностного лица ввиду неподсудности дела этому суду признан противоречащим закону" (Извлечение) // Текст постановления опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, 1998 г., N 11
Власов В. И. Постатейный комментарий к Закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации"
Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.) - М.: Фонд "Правовая культура", 1996.
Комментарий к Кодексу законов о труде Российской Федерации. // Ответственный редактор - академик, доктор юридических наук, профессор К.Н. Гусов, зав. кафедрой трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии. - М.: "Проспект", 1996
Никитин Е. Новый порядок выплаты пособий по безработице // "Российская юстиция", 2000, N 5, стр. 35
Трудовое право: Учебник. // Отв. ред. Смирнов О.В. - М.: "ТЕИС", 1996
1 Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.) - М.: Фонд "Правовая культура", 1996 2 Текст постановления опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, 1998 г., N 11 1

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Налоги и налогообложение
 Понятие о воли
Ваши отзывы
Добрый день, Refbank! То, что Вы мне прислали - выше всяких похвал! Я поражена, что за 3 дня можно сделать такую работу! Все очень профессионально. В наше время трудно доверять кому бы то ни было, но это не про вас! Спасибо Вам!
Екатерина О.

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.