|
|
Ответственность за незаконный оборот наркотиковСодержание. Введение. 3 1. Рост преступности в России, связанный с наркотиками. 4 2. Ответственность за незаконный оборот наркотиков. 7 3. Некоторые вопросы правоприменения и правотворчества. 20 Заключение. 29 Литература. 31 Введение. Актуальность проблемы борьбы с наркоманией не нуждается в доказательствах. В данном случае можно даже не приводить цифр, потому что они практически ежедневно называются в средствах массовой информации. Следует отметить, что все статистические данные не являются окончательными и точными, являясь лишь приблизительными, как приблизительна и статистика преступлений, связанных с наркотическими средствами. В действительности ситуация намного хуже. Таким образом, проблема века, плавно переходящая их XX века XXI век, является еще и супертранснациональной. С трудностями и сложностями решения этой проблемы сталкивается не только наша страна, ее правительство, все правоохранительные органы, но и весь мир. Поэтому, немаловажен опыт, имеющийся в ряде стран, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков. Важным показателем того, как осуществляется противостояние в стране незаконному обороту наркотиков, являются те нормативные акты, которые призваны ограничить этот оборот, предусмотреть меры борьбы с этим явлением и дать право осуществлять те или иные действия правоохранительным органам по ограничению и борьбе с наркобизнесом. Целью данной работы является рассмотрение особенностей борьбы с указанным выше явлением, методах снижения преступности связанных с оборотом наркотиков, а также анализ ряда нормативных актов, в том числе и Закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", позволяющих осуществлять эту борьбу. 1. Рост преступности в России, связанный с наркотиками. Злоупотребление наркотическими средствами и их незаконный оборот стали в последние годы одной из наиболее серьезных глобальных проблем и вызывают растущую тревогу всего мирового сообщества. Сегодня на планете нет такого места, где бы эти опасные явления не проявили себя с негативной стороны. Для объединения усилий в борьбе с распространением наркомании созданы и действуют специальные международные организации, принимаются и реализуются программы совместной деятельности государств. Генеральная Ассамблея ООН, провозгласив Десятилетие (1991 - 2000 годы) по борьбе против злоупотребления наркотиками, предложила каждому правительству принять комплексные национальные программы противодействия. Наркомания и связанная с ней преступность в Российской Федерации приобретают все более значительные масштабы и самым существенным образом сказываются на морально-психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияют на экономику, политику и правопорядок. Стабильно увеличивается количество лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков. Социологические исследования показывают, что их число в настоящее время составляет более 1,5 млн. человек, причем к концу 2000 года прогнозируется двукратное увеличение количества таких лиц. Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Почти две трети потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет, расширяется детская и подростковая наркомания. Растет и связанная с наркотиками преступность. За последние 10 лет число таких преступлений увеличилось почти в четыре раза и превысило в 1993 году 50 тысяч. В отдельных регионах до 60 процентов имущественных преступлений совершается на почве наркомании. Прогрессирующее злоупотребление наркотиками и резкий рост цен на них создают благоприятные условия для появления и разрастания преступных структур, осуществляющих организованный сбыт наркотических средств. Особенности геополитического положения России, несовершенство действующего законодательства, сложности в организации и обеспечении таможенного и пограничного контроля вызывают повышенный интерес международной наркомафии, становится реальностью ее слияние с внутренним наркобизнесом. Отсутствие в стране системы контроля за доходами и осуществлением денежных операций дает возможность российским и иностранным наркогруппировкам не только легализовывать крупные капиталы, но и внедряться в экономику страны, использовать преступные доходы для коррумпирования представителей органов власти и управления. Крайне неблагоприятен для Российской Федерации общий прогноз ситуации с наркотиками на ближайшие годы, усугубляемый, как подчеркнуто в Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, происходящими негативными процессами в социально-политической и экономической сферах. Масштабы и темпы распространения наркомании, широкий размах незаконного оборота наркотических средств свидетельствуют о низкой результативности принимаемых мер. Нуждается в пересмотре существующая система взаимодействия между различными государственными структурами. Остается малоэффективной деятельность профсоюзов, женского движения, многочисленных ассоциаций и фондов, располагающих определенным опытом работы в данной области и значительным материальным потенциалом. До настоящего времени медиками и психологами не разработаны эффективные методы лечения и реабилитации, больных наркоманией. Отсутствуют необходимые технические средства выявления и ликвидации посевов наркотикосодержащих растений, экологически чистые препараты для уничтожения дикорастущей конопли. Требует совершенствования республиканское законодательство, возникает необходимость приведения его к международным стандартам. Не создана действенная система антинаркотической пропаганды. Недостаточно используются возможности международных организаций в рамках принятой ООН Всемирной программы действий против незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ. В этих условиях отсутствие адекватных и эффективных мер по противодействию распространению наркомании может привести к тому, что незаконное распространение наркотиков превратится в широкомасштабную угрозу для безопасности страны, здоровья и благополучия народов России. Исходя из анализа складывающейся ситуации, прогноза ее развития на ближайшую перспективу становится очевидной необходимость скорейшего принятия и реализации федеральной целевой программы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, предусматривающей комплекс скоординированных общегосударственных мер социального, медицинского, правового и организационного характера. 2. Ответственность за незаконный оборот наркотиков. В Уголовном кодексе РФ предусмотрен ряд статей связанных с преступления против здоровья населения и общественной нравственности. В частности статья 228 УК РФ называется " Незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ". Этой статьей предусмотрено следующее: 1. Незаконные приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере - наказываются лишением свободы на срок до трех лет. 2. Незаконные приобретение или хранение в целях сбыта, изготовление, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ - наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой. 3. Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократно; в) в отношении наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой. 4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в отношении наркотических средств или психотропных веществ в особо крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества. 5. Нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ, а также веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил, - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Лицо, добровольно сдавшее наркотические средства или психотропные вещества и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление. Преступления, предусмотренные статьей 228, в УК РСФСР были предусмотрены ст. 224. Однако в УК РФ редакция ст. 228 отличается рядом новации. В первую очередь это касается формулирования квалифицирующих признаков преступных деяний, а также введения ответственности за незаконные действия с психотропными веществами. Деяния, предусмотренные комментируемой статьей, посягают на законный порядок оборота наркотических средств и психотропных веществ и здоровье населения. Обязательства контролировать оборот наркотических средств и психотропных веществ и устанавливать ответственность за действия в сфере их незаконного оборота для Российской Федерации вытекают из участия в международных договорах по этим вопросам. На сегодняшний день действуют: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 г. о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах, Конвенция о психотропных веществах 1971 г. и Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. Эти Конвенции, принятые Организацией Объединенных Наций, были ратифицированы еще Советским Союзом (Протокол 1972 г. к Единой конвенции 1961 г. был ратифицирован Россией 23 ноября 1995 г.). Важность указанных международно-правовых документов заключается и в том, что в качестве приложений каждая из них содержит определенные перечни (списки, таблицы): Единая конвенция 1961 г. - Списки I - IV, включающие наркотические средства, в том числе препараты, находящиеся под международным контролем; Конвенция 1971 г. - Списки I - IV, куда входят психотропные вещества, также находящиеся под международным контролем; Конвенция 1988 г. - Таблицы I и II, содержащие вещества, часто используемые при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ и потому требующие контроля. Из международных документов вытекает, что любое государство - сторона соответствующей Конвенции обязано иметь меры контроля в отношении средств и веществ, входящих в соответствующие Списки (Таблицы), не слабее, чем предусмотренные на международном уровне. При этом следует отметить, что ст. 39 Единой конвенции 1961 г., ст. 23 Конвенции 1971 г. и ст. 24 Конвенции ООН 1988 г. разрешают их участникам принимать более строгие или суровые меры контроля за соответствующими средствами или веществами, чем предусмотренные данными Конвенциями, если, по мнению стороны, такие меры являются целесообразными или необходимыми для охраны здоровья и благополучия населения либо предотвращения или пресечения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. И в отношении соответствующих списков, издаваемых в Российской Федерации, наша страна воспользовалась этим своим правом. К наркотическим средствам в Российской Федерации относятся вещества синтетического или природного происхождения, в том числе и препараты, а также растения, классифицированные в качестве таковых и включенные в Список наркотических средств, издаваемый Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности РФ. В международно-правовом смысле к психотропным веществам относятся вещества синтетического или природного происхождения, классифицированные в качестве таковых в Конвенции 1971 г., но исходя из ст. 23 этой же Конвенции в Российской Федерации они включены либо в Список наркотических веществ, либо в Список N 1 сильнодействующих веществ, также издаваемый Постоянным комитетом по контролю наркотиков На сегодняшний день в Российской Федерации существует такой порядок: вещества из Списков I - III и частично Списка IV Конвенции о психотропных веществах 1971 г. включены в Список наркотических средств, часть из которых запрещена для применения на людях. Оставшиеся вещества из Списка IV той же Конвенции отнесены к сильнодействующим веществам. Пока отдельного самостоятельного списка психотропных веществ, находящихся под контролем, в России нет. На них распространяются меры контроля (в зависимости от того, в какой Список они включены), установленные соответственно для наркотических средств или для сильнодействующих веществ. Список наркотических средств, издаваемый Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздравмедпроме РФ, состоит из трех перечней. Перечень N 1, который по состоянию на 1 августа 1995 г. включает 240 наименований, является сводным, содержащим в себе все средства, являющиеся наркотическими, независимо от того, производятся они в РФ или нет. Перечень N 2 включает в себя те наркотические средства из Перечня N 1, которые разрешены как наркотические лекарственные средства. В Перечень N 3 входят те наркотические средства из Перечня N 1, которые запрещены для применения на людях и не должны включаться в справочники лекарственных средств и рецептурные справочники, Государственную фармакопею, и не подлежат производству, экспорту и импорту без особого на то разрешения Постоянного комитета по контролю наркотиков. К наркотическим средствам - синтетическим или природным, в том числе растениям, - относятся и те, которые после издания указанного Списка решениями Комиссии ООН по наркотическим средствам включены дополнительно в Списки Единой конвенции 1961 г., и те, которые постановлениями Постоянного комитета по контролю наркотиков признаны наркотическими средствами, но еще не включены в Список. Так, к лекарственным наркотическим средствам относятся амобарбитал, амфетамин, бупренорфин, кодеин, ноксирон, опиум медицинский и др. В Перечень N 3 входят и, следовательно, являются запрещенными для применения на людях и производства, в том числе для посевов и выращивания, героин, каннабис, марихуана, лизергиновая кислота, лист коки, мескалин, метадон, опийный мак, экстракт маковой соломы и др. Общее понятие "наркотическое средство" является собирательным, включающим вещество (субстанцию) и его препарат (смесь в любом виде, содержащую одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ (и иные добавки, в том числе лекарственные формы), независимо от того, изготовлен ли препарат промышленным либо кустарным способом. Поэтому к наркотическим средствам относятся также препараты, содержащие какое-либо вещество, если конкретный состав данного препарата указан в Списке наркотических средств (например, таблетки кодеина 0,015 г в сочетании с натрием гидрокарбонатом 0,25 г или кодеина 0,01 г, 0,015 г в сочетании с сахаром 0,24 г и др.). Отсутствие в Списке наркотических средств какого-либо синонима соответствующего наркотического средства не означает, что данное средство, представленное иным синонимом, чем тот, который упомянут в Списке, не является наркотическим средством. Каждое наркотическое средство, как правило, имеет много синонимов, т. е. разных названий, под которыми оно известно в разных странах. Для уточнения, является ли средство под определенным названием, отсутствующим в Списке, наркотическим, следует обращаться за разъяснениями в Постоянный комитет по контролю наркотиков. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении N 2 от 27 апреля 1993 г. "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами"1 указал, что "для определения вида средств и веществ (наркотическое, сильнодействующее или ядовитое), их названий и свойств, также для установления принадлежности растений к культурам, содержащим наркотические средства, требуются специальные познания" и "суды при рассмотрении дел данной категории должны располагать экспертным заключением, полученным в соответствии с методиками, утвержденными Постоянным комитетом по контролю наркотиков..., а также руководствоваться списками наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, издаваемыми указанным комитетом". Это означает, что определение наркотических средств (что сохранится и для психотропных веществ, когда их самостоятельный список будет разработан и издан) является формально-юридическим (правовым). Таким образом, при решении вопроса, относится ли конкретное вещество или средство к психотропным или наркотическим, нельзя руководствоваться фармацевтическими (рецептурными) справочниками, а равно пытаться дать характеристику этого вещества или средства как психотропного или наркотического на основании химических либо фармакологических характеристик данного вещества или средства. На правовой характер определения наркотических средств, равно как и сильнодействующих и ядовитых веществ, прямо указал в упомянутом постановлении Пленум Верховного Суда РФ. В ч. 1 и ч. 2 статьи 228 УК РФ установлена ответственность за следующие преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ: незаконное приобретение таких средств или веществ в крупном размере без цели сбыта; незаконное хранение таких средств или веществ в крупном размере без цели сбыта; незаконное приобретение наркотических средств или психотропных веществ в целях сбыта; незаконное хранение наркотических средств или психотропных веществ в целях сбыта; незаконное изготовление наркотических средств или психотропных веществ; незаконная переработка наркотических средств или психотропных веществ; незаконная перевозка наркотических средств или психотропных веществ; незаконная пересылка наркотических средств или психотропных веществ; незаконный сбыт наркотических средств или психотропных веществ. Незаконность вышеперечисленных действий означает, что они совершены в нарушение установленного порядка законного оборота соответствующих средств или веществ, без получения разрешений на деятельность с ними. Приобретением наркотических средств или психотропных веществ надлежит считать покупку, получение в обмен на другие товары и вещи, взаймы, в дар, в уплату долга, присвоение найденного, сбор дикорастущих конопли и мака или их частей, а также остатков неохраняемых посевов наркотикосодержащих растений после завершения их уборки и т. п. Под хранением следует понимать любые умышленные действия, связанные с нахождением наркотических средств или психотропных веществ во владении виновного (при себе, в помещении, в тайнике и других местах). Ответственность за хранение наступает независимо от его продолжительности. Под незаконным сбытом наркотических средств или психотропных веществ понимаются любые способы их распространения, как-то: продажа, дарение, обмен, уплата долга, дача взаймы, введение инъекций другому лицу и т. п. Об умысле на сбыт могут свидетельствовать как наличие соответствующей договоренности с потребителями, так и другие обстоятельства дела, например значительный объем наркотических средств или психотропных веществ, их приобретение лицом, которое само такие средства не употребляет, и т. п. Для квалификации действий виновного не имеет значения, предназначались ли наркотические средства или психотропные вещества для реализации на территории Российской Федерации либо других государств. При решении вопроса, совершены ли незаконные приобретение или хранение в крупном размере, судам надлежит исходить не только из количества наркотических средств или психотропных веществ, но и из свойств различных видов соответствующих средств либо веществ по степени их воздействия на организм человека; при этом необходимо учитывать рекомендации, разработанные Постоянным комитетом по контролю наркотиков1. Так, крупный размер установлен для: марихуаны высушенной - 500 г, не высушенной - 2,5 кг; гашиша (анаши) - 100 г; опия - 50 г; маковой соломы высушенной - 1 кг, не высушенной - 5 кг; героина - 1 г; промедол - 3 г; кокаина - 1 г; кустарно приготовленных препаратов из соломы мака любых видов, содержащих наркотические средства, в частности опий, морфий, кодеин, тебаин, орипавин, в виде водного отвара, инфуза, жидкой вытяжки, настойки - 100 мл; кустарных препаратов из эфедрина - 100 мл. Если незаконные действия виновного связаны с наркотическими средствами или психотропными веществами разных видов, их размер должен определяться, исходя как из общего количества, так и из суммарной эффективности. Под изготовлением следует понимать любые действия, в результате которых были получены готовые к потреблению наркотические средства или психотропные вещества. Переработка и рафинирование (очистка от посторонних примесей) без соответствующего на то разрешения в целях повышения концентрации наркотика и его наркотического эффекта (психотропного вещества и его эффекта) являются самостоятельным преступлением. Не является переработкой измельчение маковой соломы, поскольку в данном случае не происходит превращения наркотического средства во что-либо иное для повышения концентрации наркотика. Под перевозкой следует понимать любые умышленные действия по перемещению наркотических средств или психотропных веществ, независимо от способа транспортировки и места хранения незаконно перемещаемых наркотических средств или психотропных веществ. Незаконное перемещение таких средств или веществ через государственную границу следует дополнительно квалифицировать по ч. 2 ст. 188 УК РФ (контрабанда). Под пересылкой следует понимать незаконное перемещение наркотических средств или психотропных веществ в виде почтовых, багажных отправлений, а равно использование иного способа, при котором транспортировка происходит без участия отправителя. В соответствии с указанным выше постановлением Пленума Верховного Суда РФ не может квалифицироваться как незаконная перевозка хранение лицом во время поездки наркотических средств в небольших размерах, предназначенных для личного потребления. Небольшой размер наркотических средств установлен Постоянным комитетом по контролю наркотиков и составляет для: марихуаны высушенной - 5 г, невысушенной - 25 г; гашиша (анаши) - 1 г; опия - 0,5 г; соломы маковой высушенной - 10 г, невысушенной - 50 г; морфина - 0,03 г; кодеина - 0,2 г., а для героина небольшого размера не установлено в силу опасности данного наркотического средства1. Действия лица, сбывающего под видом наркотических средств или психотропных веществ какие-либо иные вещества с целью завладения деньгами или имуществом граждан, следует квалифицировать как мошенничество2. Покупатели в этих случаях несут ответственность за покушение на незаконное приобретение наркотических средств или психотропных веществ. Действия, предусмотренные ч. 1 и ч. 2 статьи 228 УК РФ, считаются оконченными с момента их совершения. Так, приобретение окончено, когда соответствующие средства или вещества поступили во владение виновного, для изготовления моментом окончания будет получение готовых к употреблению средств или веществ, а для переработки - получение наркотика или психотропного средства повышенной концентрации. Сбыт соответствующих средств или веществ будет окончен, когда они будут переданы хотя бы одному потребителю. В ч. 3 статьи 228 УК РФ предусмотрены квалифицированные виды незаконных приобретения или хранения в целях сбыта, изготовления, переработки, перевозки, пересылки, а также сбыта наркотических средств или психотропных веществ. В ч. 4 ст.228 УК РФ предусмотрены особо квалифицированные виды действий в сфере незаконного оборота наркотиков или психотропных средств. К ним относятся совершение деяний, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 настоящей статьи, организованной группой и в отношении наркотических средств или психотропных веществ в особо крупном размере. Здесь следует руководствоваться рекомендациями Постоянного комитета по контролю наркотиков, которые на сегодняшний день отсутствуют, поскольку данное квалифицирующее обстоятельство появилось только в Уголовном Кодексе РФ. В ч. 5 статьи 228 УК РФ устанавливается ответственность за нарушение правил, регулирующих законный оборот наркотических средств или психотропных веществ (производство, изготовление, переработка, хранение, учет, отпуск, реализация, продажа, распределение, перевозка, пересылка, приобретение, использование, ввоз, вывоз, уничтожение), совершенное лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил. Предметом ч. 5 данной статьи являются также вещества, инструменты или оборудование, используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ и находящееся под специальным контролем. Вышеназванные правила на сегодня установлены в подзаконных нормативных правовых актах соответствующих министерств и ведомств, например Минздравмедпрома РФ, МВД РФ и других, а также в постановлениях Правительства РФ. Так, постановлением Правительства РФ от 16 марта 1996 г. N 278 утверждено Положение о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ. В соответствии с этим Положением ввоз и вывоз указанных средств и веществ производится по лицензиям, выдаваемым МВЭС РФ по номенклатуре и в пределах квот, устанавливаемых Правительством РФ с учетом международных обязательств нашей страны. Основанием для выдачи такой лицензии являются сертификат (свидетельство) на право ввоза в РФ и вывоза из РФ средств и веществ, выдаваемый Постоянным комитетом по контролю наркотиков, по форме, предусмотренной конвенциями ООН, стороной которых является Российская Федерация, а также соответствующее разрешение Минздравмедпрома РФ (для наркотических средств и сильнодействующих веществ) и Минприроды РФ (для ядовитых веществ). В Положении также указывается перечень необходимых документов, представляемых для получения сертификата (свидетельства) и лицензии. Сама же номенклатура соответствующих средств и веществ, на которые распространяется порядок ввоза и вывоза, установленный Положением, и их квоты также утверждаются Правительством РФ (постановление от 3 августа 1996 г. N 930). Что же касается веществ, инструментов и оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ и находящихся под специальным контролем, то на сегодня такой контроль существует лишь в отношении веществ. Такие вещества иногда называются прекурсорами, хотя в строгом международно-правовом смысле "прекурсоры" означают любой химический реагент, участвующий в любой стадии производства токсичного химиката каким бы то ни было способом. Сюда относится любой ключевой компонент бинарной или многокомплексной химической системы1. Вещества, используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, предусматриваются Таблицами 1 и 2 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. К ним относятся, в частности, эргометрин, ангидрид уксусной кислоты, эфедрин, ацетон, этиловый спирт и др. В Российской Федерации они предусмотрены Списком N 3 специального контроля веществ, находящихся под международным контролем в соответствии с названной Конвенцией, и, кроме того, ряд из них включены либо в Список N 1 сильнодействующих веществ, либо в Список N 2 ядовитых веществ, например, лизергиновая кислота из Таблицы N 1 Конвенции ООН 1988 г. входит в Список наркотических средств (см. Списки сильнодействующих и ядовитых веществ и веществ Таблиц 1 и 2 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. По состоянию на 1 января 1994 г. М., 1994). Среди мер контроля веществ Списка N 3 можно указать на необходимость получения специального ввозного и вывозного сертификатов с указанием импортера и экспортера при экспорте и импорте таких веществ. Кроме того, одновременно в сертификатах указывается, для каких целей производятся экспортные и импортные операции. С субъективной стороны, предусмотренные статьей 228 УК РФ, деяния совершаются умышленно. В отношении тех из них, которые предусмотрены частями 1 - 4, возможен только прямой умысел: виновный осознает, что незаконно совершает деяния в отношении именно наркотических средств или психотропных веществ, названные в настоящей статье, и желает их совершить. Для квалификации незаконных приобретения или хранения по ч. 2 необходимо установить цель сбыта указанных средств или веществ. Умыслом виновного должны охватываться и квалифицирующие признаки, например крупный размер. Нарушение правил, установленных в целях контроля над оборотом наркотических средств или психотропных веществ, может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. Совершение этого нарушения по неосторожности исключает ответственность по ч. 5 статьи 228 УК РФ. Субъектом преступлений, ответственность за которые установлена частями 1 - 4 настоящей статьи, может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста. За нарушение установленных правил по контролю над оборотом наркотиков или психотропных средств, прекурсоров, инструментов и оборудования, используемых для их изготовления, уголовную ответственность несут как должностные, так и иные лица, которые в силу порученной им работы обязаны соблюдать соответствующие правила. При наличии в действиях должностного лица, допустившего нарушение таких правил, признаков преступления по службе (злоупотребления, взяточничества и др.) содеянное следует дополнительно квалифицировать по соответствующей статье настоящего Кодекса, предусматривающей ответственность за преступление по службе. В примечании к статье 228 УК РФ предусматривается специальный вид освобождения от уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками или психотропными веществами. Лицо, добровольно сдавшее указанные средства или вещества и активно способствовавшее раскрытию или пресечению таких преступлений, а также изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за преступление, раскрытию которого оно способствовало. Добровольная сдача в смысле примечания к ст. 228 означает выдачу лицом наркотических средств или психотропных веществ представителям власти, несмотря на реальную возможность распорядиться ими иным образом1 . 3. Некоторые вопросы правоприменения и правотворчества. Трудности и сложности решения проблемы борьбы с наркотиками приводят к выработке нескольких подходов, едва ли не взаимоисключающих друг друга. Достаточно серьезно обсуждается так называемый "голландский" опыт. Чаще всего его интерпретация сводится к официальному разрешению определенной категории граждан приобретать "легкие" наркотики. При этом действительно, Нидерландам удалось достигнуть определенных успехов, главным из которых является стабилизация наркоситуации в стране. Число потребителей как "легких" наркотиков, так и "сильных" последние годы находится на одинаковом уровне (притом, что количество лиц, пользующихся сильными наркотиками, составляет не более 5% по сравнению с употребляющими "легкие" наркотики). Однако правы авторы, что указанные успехи было бы примитивно сводить лишь к легализации "легких" наркотиков. Стабилизация наркоситуации стала возможной комплексному подходу к проблеме (эффективные усилия правоохранительных органов по борьбе с контрабандой наркотиков, с их подпольным производством, с привлечением к уголовной ответственности крупных представителей наркобизнеса, гибкая и всесторонняя система социальной помощи наркоманам). Диаметрально противоположную позицию занимают те, кто в качестве уголовно-правовой "панацеи" от наркомании предлагают (под предлогом усиления уголовно-правовой борьбы с этим злом) криминализировать употребление наркотических средств, а также психотропных веществ, оборот которых в России запрещен. Так, в одном из законопроектов, поступивших в Государственную Думу в 1999 году, предлагается дополнить Ук РФ ст. 2332,устанвлмвающий ответственность именно за такие действия (санкция которой наряду с другими наказаниями предусматривает и лишение свободы на срок от одного до двух лет). Логика авторов инициативы (идеи эти обычно пробиваются представителями МВД) предельно проста и звучит примерно так: "Да мы понимаем, что истинная опасность исходит не от потребителей этого страшного зелья, а от его производителей и продавцов. Но ведь на последних, особенно на сбытчиков, можно выйти лишь через потребителей. Иного реального пути нет". Но как соразмеряется эта логика с реальной картиной деятельности правоохранительных органов (в первую очередь тех же органов внутренних дел) и судов по борьбе с наркотизмом и его преступными правлениями? Можно обратиться к официальной статистике. Согласно данным Главного информационного центра МВД РФ в 1998 году зарегистрирован 181481 случай незаконного изготовления, потребления, хранения, перевозки, пересылки либо сбыта наркотических средств и психотропных веществ, в том числе с целью их сбыта или сбыт -31800. Получается, что продавцы (сбытчики) составляют в этой массе лишь примерно 17%. То есть, что бы изобличить одного наркодельца, необходимо привлечь к уголовной ответственности 5-6 больных наркоманов. Очевидно, что тут и намека нет на эффективность предлагаемых "решительных" мер, и вряд ли их авторы настолько наивны, что этого не осознают. Еще более прискорбно выглядят те же показатели относительно осужденных за указанные преступления. Так, по данным Верховного Суда РФ, за незаконное приобретение или хранение наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта в крупных размерах (ч.1 ст.288 УК РФ) в 1998 году осуждено 70250 человек, а за незаконное хранение и приобретение этих предметов с целью сбыта (ч.2 ст. 288 УК РФ) - 2468 человек, т.е. чуть боле 3% от числа первых. Как видно, об эффективности предлагаемых мер говорить не приходится. На самом деле эта мизерная цифра должна выгладить еще "мизернее". Дело в том, что значительную часть осужденных по ч.2 ст. 288 УК РФ составляют лица, привлеченные к ответственности за перевозку наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта. Правда, последние цифры нуждаются в корректировке в связи с тем, что они не охватывают число лиц, осужденных за те же деяния при отягчающих обстоятельствах по ч.3 ст.288 УК РФ - совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, неоднократно либо в отношении наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере и по ч.4 этой же статьи - как совершенные организованной группой либо в особо крупных размерах. Однако, среди этих лиц достаточно велика "прослойка" осужденных за перевозку наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта, хотя и совершенных при отягчающих и особо отягчающих обстоятельствах. В связи с этим, введение уголовно-правовой нормы об ответственности за потребление наркотиков, способно создать лишь видимость эффективности деятельности органов внутренних дел по борьбе с наркоманией. Благодаря такой норме они будут способны отчитаться именно таким количеством уголовных дел, которое им потребуется для доказательства эффективности своей деятельности. Концепция данного законопроекта "бьет" мимо основной цели - борьбы с наркобизнесом, с продавцами и поставщиками наркотической отравы. Известный факт того, что работники органов внутренних дел сами порой выполняют функции "крыши", легального прикрытия продавцов наркотических средств, и вряд ли не только "акулы" наркобизнеса, но даже и мелкие продавцы наркотиков, нередко "сдающие" наркоманов органам внутренних дел, станут выступать против введения такой уголовно-правовой нормы. Иногда предложения о криминализации приобретения или хранения наркотиков без цели сбыта, обосновываются ссылкой на то, что это будто бы соответствует положениям международно-правовых конвенций, и в первую очередь Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1998 года. Но так ли это? В ч.2 ст.3 Конвенции говориться, что "с учетом своих конституционных положений и основных принципов своей правовой системы каждая сторона принимает такие меры, которые могут потребоваться для того, что бы признать правонарушениями согласно своему законодательству, когда они совершаются преднамеренно, хранение, приобретение или культивирование любого наркотического средства или психотропного вещества для личного потребления". Данное положение необходимо сопоставить с содержанием ч.1 ст.3 Конвенции, формулирующей состав уголовно наказуемого незаконного оборота наркотиков: "Каждая сторона принимает такие меры, которые могут потребоваться, чтобы признать уголовными преступления согласно своему законодательству следующие действия, когда они совершаются преднамеренно: (а) -(i) производство, изготовление, экстрагирование, приготовление, предложение, предложение с целью продажи, распространение, продажу, поставку на любых условиях, посредничество, переправка, транзитную переправку, транспортировку, импорт или экспорт любого наркотического средства или любого психотропного вещества в нарушение положений Конвенции 1961 года (Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года.), данной Конвенции или Конвенции 1971 года (Конвенции о психотропных веществах 1971 года); ...(iii) хранение или покупку любого наркотического средства или психотропного вещества для целей любого из видов деятельности, перечисленных выше в подпункте (i)". Нетрудно заметить, что второе положение носит обязывающий для Сторон характер, а первый - всего лишь рекомендательный. Таким образом, международно-правовое значение (в части обсуждаемой проблемы) имеют лишь продолжения о приобретении и хранении наркотических средств и психотропных веществ (как разновидности их уголовно наказуемого оборота) только в целях сбыта. То есть, Конвенция 1988 устанавливает обязательный минимум деяний, влекущих за собой уголовную ответственность, оставляя Сторонам право расширять такой перечень. Однако в случае такого расширения бланкетность соответствующей уголовно-правовой нормы теряет международно-правовой и приобретает чисто внутренний (внутригосударственный характер). Последнее влечет за собой серьезные последствия правоприменительного плана. Любые положения отечественного уголовно законодательства, расширяющие перечень наказуемых деяний, установленный международной конвенцией, теряют свои "универсальный" характер в смысле универсального принципа действия уголовного закона в пространстве, и потому, например, иностранные граждане, если они совершают указанные деяния (не подпадающие под обязательный минимальный перечень соответствующей конвенции) не могут быть привлечены к уголовной ответственности, допустим, по УК РФ. Более совершенной представляется позиция тех, кто считает, что и более справедливым и целесообразным было бы полное исключение уголовной ответственности за приобретение, изготовление, переработку, перевозку и хранение наркотических средств и психотропных веществ независимо от их размера, если они совершены в целях личного потребления этих наркотических средств и психотропных веществ. Таковы стратегические параметры уголовно - правовой борьбы с наркотизмом. Немало вопросов возникает и в связи с применением норм УК за рассматриваемые деяния. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 года "О судебной практике по делам о преступлениях связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" разрешило ряд вопросов, но далеко не все. И, пожалуй, главный из них определение крупного и особо крупного размеров наркотических средств. В Постановлении указывается: "Имея ввиду, что законом не установлены критерии отнесения находящихся в незаконно обороте наркотических средств или психотропных веществ к небольшому, крупному, особо крупному размеру, этот вопрос должен решаться судом в каждом конкретном случае исходя из их количества, свойств, степени воздействия на организм человека, других обстоятельств дела и с учетом рекомендаций, разработанных Постоянным комитетом по контролю наркотиков". Приведенное разъяснение в целом никаких возражений не вызывает. Отношение к рекомендациям указанного Постоянного комитета может породить (и порождает) на практике сомнения и вопросы. Как понимать выражение "с учетом"? Какова степень его обязательности? Первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ В. Родниченко считает, что приведенные в таблицах (таблицах Постоянного комитета по контролю наркотиков с заключениями об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количества наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ) сведения о размерах носит рекомендательный характер, однако, как показало обобщение, большинством судов они воспринимаются не как рекомендации, а в качестве обязательных к исполнению (см.: Бюллетень Верховного Суда РФ 1990, №10, с.9). Рекомендации Комитета не носят обязательного характера, но было бы лучше так и указать в самом постановлении Пленума Верховного Суда РФ. Вместе с тем подлинная юридическая природа рекомендаций Постоянного комитета по контролю наркотиков требует специального рассмотрения. В первую очередь их международно-правовой характер. Сам Постоянный комитет создан в соответствии со ст.17 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года и ст.6 Конвенции о психотропных веществах 1971 года. Статья 17 первой конвенции предусматривает, чтобы каждая Сторона имела особое управление, ведающее вопросами контроля над наркотиками. При этом не указывается конкретно, на какой орган должен возлагаться контроль. Этот вопрос всецело относится к внутренней компетенции каждого государства. Статья 6 второй конвенции по сути дела говорит о том же. Таким образом, создание и функционирование Постоянного комитета, созданного при Минздраве России вытекает из требований международных договоров РФ. Однако вопрос о конкретных его рекомендациях относительно уголовно наказуемых размерах количества наркотических средств или психотропных веществ является делом для России сугубо внутренним, так как в указанных конвенциях на этот счет не содержится даже каких-либо примерных указаний рекомендательного характера и, следовательно, можно вести речь о том, обоснованны или нет такие рекомендации Комитета. Думается, что последнее нуждается в серьезной корректировке (хотя бы с точки зрения здравого смысла). Рассмотрим непосредственно сами рекомендации. В соответствии со свободной таблицей заключений Постоянного комитета об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, обнаруженных в незаконном хранении или обороте (по состоянию на 1 мая 1998 года) крупный размер таких разновидностей наркотических средств промедол и омнопон (пантопон) определен в пределах от 3-300 ампул 1% раствора. Вот и обоснование приводимых выше статистических данных! Наркоман, приобретает 3 ампулы для личного потребления, сразу же выполняет состав преступления, предусмотренный ч.1 ст.288 УК РФ, так как считается, что наркотическое средство он приобрел в крупном размере. Конечно же, нижний порог таких рекомендаций противоречит здравому смыслу и способен лишь создать видимость борьбы с этим страшным злом. Приведем некоторую аналогию. Средний курильщик выкуривает в день пачку - полпачки сигарет. Известно, что уважающий себя курильщик запасется блоками, насчитывающий десяток и более пачек, но ведь никому в голову не приходит считать систематическое приобретение им такого количества сигарет "оптовыми" закупками. И, конечно же, "крупный размер" приобретаемых наркотических средств необходимо соразмерить хотя бы с количеством доз употребляемого зелья. И приобретение наркоманом таких ампул для личного потребления "не тянет" на крупный размер незаконного оборота наркотиков. Многие сотрудники правоохранительных органов это понимают. Так, научно-методический совет прокуратуры Омской области выработал собственный критерий отнесения размеров наркотиков к крупным для их применения на территории области, превышающие рекомендованные Постоянным комитетом. Однако инициатива "снизу" оказалась наказуемой "сверху". В обзоре практики по делам о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ, подготовленном Главным следственным управление Генпрокуратуры ГТК и ФСБ РФ и утвержденным заместителем Генерального прокурора, решение областной прокуратуры было отменено. Этими же причинами, по-видимому, объясняется и практика назначения наказания за рассматриваемые преступления. По данным Генпрокуратуры, более чем к 60% осужденных применено условное осуждение. В указанном обзоре такие приговоры названы "несправедливо мягкими", на которые прокуроры обязаны реагировать. Однако очевидно, что дело не в "мягкости" приговоров, а в том, что суды в этих случаях лишь устраняют несправедливость и не эффективность существующих оснований привлечения к уголовной ответственности за наиболее массовое проявление незаконного оборота наркотиков - их приобретение наркоманами "в крупных" (в понимании Постоянного комитета) размерах без цели сбыта. Вызывает сомнение и позиция Пленума Верховного Суда РФ, выраженная в постановлении от 27 мая 1998 года по поводу квалификации действий лица, выразившихся в приобретении или хранении без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере и их последующей перевозке или пересылке. В соответствии с этим постановлением их необходимо квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч.1 и п. "в" ч.3 ст. 228 УК РФ. Действительно, незаконные приобретение и хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере (ч.1 ст.228 УК РФ) и их перевозка в крупном размере (п. "в" ч.3 ст.228 УК РФ) - самостоятельные составы преступлений. В этом смысле получается, что в соответствии с ч.1 ст. 17 УК есть все основания усматривать здесь наличие реальной совокупности преступлений. Такой подход слишком формален. Элементарная логика позволяет предположить, что законодатель не мог "развести" по самостоятельным составам приобретения "крупном размере" без цели сбыта наркотического средства и последующую перевозку этого же самого наркотика. Очевидно, что указанные два деяния должны быть разведены по разные составам исключительно в случае, если они совершаются в отношении перевозки наркотиков, купленных самостоятельно. Только при этом самостоятельные "деяния" будут самостоятельными преступлениями. Иначе - это два деяния, образующие одно преступление. В противном случае нарушается суть принципа справедливости, выраженного в ч.2 ст. 6 УК и являющегося отражением принципа, сформулированного в ч.1 ст. 50 Конституции РФ. Пленум Верховного Суда в указанном постановлении по иному подошел к решению вопроса о квалификации хранения наркотического средства или психотропного вещества и их перевозки. Он полагает, что не может квалифицироваться как незаконная перевозка, хранение лицом во время поездки наркотического средства или психотропного вещества в небольшом количестве, предназначенного для личного потребления. Вопрос о наличии в действиях лица состава незаконной перевозки и об отграничения указанного состава от незаконного хранения наркотического средства или психотропного вещества во время поездки должен решаться судом в каждом конкретном случае с учетом умысла, цели использования транспортного средства, количества, размера, объема и места нахождения наркотических средств или психотропных веществ и всех других обстоятельств дела. И это правильно, поскольку здесь перевозка выступает условием, как приобретения, так и хранения наркотического средства или психотропного вещества. В этом смысле ничто (в своей фактической природе) не меняется, если указанные средства или вещества приобретаются или перевозятся в крупном размере. Таким образом, рассмотренные аспекты обсуждаемой проблемы требуют существенной корректировки и на правотворческом и на правоприменительном уровне. Заключение. Сегодня на планете нет такого места, где бы эти злоупотребление наркотиками не проявило бы себя с негативной стороны. С одной стороны - это тяжелее заболевание, от которого очень трудно излечиться, а с другой стороны - употребление наркотиков, как правило, связано с осуществлением тех или иных преступных действий. Поэтому, решая проблему выработки методов борьбы и способов предотвращения распространения наркомании, приходится решать ряд вопросов, которые в связаны с решением вопроса, как отличить распространяющего наркотики с целью сбыта, хранящего с целью сбыта, изготавливающего их с целью сбыта и т.д. от человека, страдающего зависимостью от них. Для того, чтобы правильно и продуктивно вести работу в этом направлении, необходимо, прежде всего знать более или менее точно сколько сейчас в стране наркозависимых, какие виды наркотиков они употребляют и т.д. Другими словами, необходимо выявить по возможности всех наркозависимых не с целью их наказания, а с целью их излечения или оказания им помощи. Учет возможен только тогда, когда наркоманы сами захотят встать на этот учет, зная, что им будет оказана квалифицированная помощь, а не последует наказание. Ужесточение наказания за употребление наркотиков может привести только к ухудшению обстановки. Для осуществления этих задач необходимо, прежде всего, проводить работу в плане правотворчества и его применения в каждом конкретном случае. Существует много непонятного в законодательстве, что позволяет двусмысленно толковать те или иные положения нормативных актов. Например, целесообразным было бы полное исключение уголовной ответственности за приобретение, изготовление, переработку, перевозку и хранение наркотических средств и психотропных веществ независимо от их размера, если они совершены в целях личного потребления этих наркотических средств и психотропных веществ. Немало вопросов возникает и в связи с применением норм УК за рассматриваемые деяния, наверное, главный из них определение крупного и особо крупного размеров наркотических средств. Размер приобретаемых средств необходимо соразмерить с количеством доз употребляемого зелья. Здесь можно говорить о том, что зная наркоманов "в лицо" и имея о них всю информацию, можно было бы говорить о том кто в каждом конкретном случае предстает перед законом сбытчик или просто потребитель. Определение размеров потребления носит рекомендательный характер, но судами воспринимается как обязательный. Это объясняется тем, что никто не возьмет на себя ответственность решать о размере количества наркотиков. Инициатива наказуема! Этими же причинами, по-видимому, объясняется и практика назначения наказания за рассматриваемые преступления. В этом смысле наше законодательство требует серьезной доработки. Литература. Конституция РФ. Уголовный кодекс РФ. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах". /СЗ РФ, 1998, N 2, ст.219 Единая конвенция о наркотических средствах 1961года. Протокол 1972 г. о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах, Конвенция о психотропных веществах 1971 г. Конвенция ООН "О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ", 1988 г. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 647 "О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным" /СЗ РФ, 1999, N 27, ст.3360. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 9 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами". /СЗ РФ, 1998, №3. Постановление Правительства РФ от 16 марта 1996 г. N 278 / СЗ РФ, 1996,N 13, ст. 1350 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 года "О судебной практике по делам о преступлениях связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами". Постановление Правительства РФ от 3 июня 1995 г. N 542 "О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995 - 1997 годы" Федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995 - 1997 годы" (утв. постановлением Правительства РФ от 3 июня 1995 г. N 542). Указ Президента Российской Федерации от 24 мая 1994 г. N 1016 "О неотложных мерах по реализации Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994 - 1995 годы". Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 27 апреля 1993 г. "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами". /Бюл. ВС РФ, 1993, N 7. Постановлением Правительства РФ от 16 марта 1996 г. N 278 утверждающее Положение о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ. / СЗ РФ, 1996, N 13, ст. 1350. Приказ МВД РФ, Минюста РФ, Минздрава РФ, Минэкономики РФ, ГТК РФ, ФСБ РФ и ФПС РФ от 9 ноября 1999 г. NN 840, 320, 388, 472, 726, 530, 585 "Об утверждении Инструкции о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения". 1 Бюл. ВС РФ, 1993, №7 п.2. 1 "Новые лекарственные препараты", 1994, №2, 1995, №5. 1 "Новые лекарственные препараты", 1994, №2, 1995, №5. 2 УК РФ ст.159. 1 Конвенция о запрещении разработке, производстве, накопление и применении химического оружия и о его уничтожении, от 13 января 1993 г. 1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. N 2 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами". - Блюл. ВС РФ, 1993, N 7 20 2 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|