|
|
Психика в уголовном правеЗадание 1. Дайте общее понятие о психике: психика как отражение действительности. Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейро-кибернетика. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ - целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности. Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией - регуляция деятельности. . Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение. Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика - это субъективное отражения объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира. Итак, психика - это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой. Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты - общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.1 Задание 2. Выберите правильный ответ и обоснуйте его: Отрицательные эмоции возникают от того, что имеющаяся информация: а) избыточная; б) недостаточная; в) достаточная; г) почти достаточна. Отрицательные эмоции возникают от того, что имеющаяся информация: б) недостаточная. Если имеющаяся информация недостаточна для принятия решения, то потребность в принятии решения на её основе не может быть удовлетворена. Информационная теория эмоций (П.В. Симонов) утверждает: "Эмоция есть отражение мозгом силы потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент". Эмоции, по П.В. Симонову, являются механизмом вычленения тех потребностей, которые в данных условиях имеют преимущественную вероятность удовлетворения. В зависимости от реальных возможностей удовлетворения одна и та же потребность может вызвать или положительную, или отрицательную эмоцию. Отрицательные эмоции подавляют потребности с очень низкой вероятностью их удовлетворения. Итак, эмоции - это механизм непосредственной, импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственной оценке жизненных явлений и ситуаций. Эмоции - это состояние жизнедеятельности, связанное с соотнесением актуализированных потребностей с условиями их удовлетворения в текущей ситуации.2 Задание 3. Укажите какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного, а какие - непроизвольного внимания. Дайте обоснование своего ответа.: а) Постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определенного отрезка времени; б) особенности воздействующих раздражителей, их новизна, абсолютная и относительная сила, контраст между ними, изменения в раздражителях; в) осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета; г) наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий деятельности; д) использование определенных потребностей, с удовлетворением которых связан воспринимаемый материал; е) использование определенных установок и психических состояний; ж) постановка существенно значимых целей и задач деятельности. Психические процессы могут иметь непроизвольную (не зависящую от воли) направленность. В этих случаях они организованы в форме непроизвольного (непреднамеренного) внимания. Так, резкий, неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли. Но основной формой организации психических процессов является произвольное (преднамеренное) внимание, характеризующееся планомерной направленностью сознания. Произвольное внимание обусловлено вычленением значимой информации. Способность произвольно направлять психическую деятельность - одна из основных особенностей сознания человека. В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в послепроизвольное, не требующее постоянных волевых усилий. Все виды внимания связаны с установками человека, с его готовностью, предрасположенностью к определенным действиям. Установка повышает чувствительность анализаторов, уровень всех психических процессов. Так, мы скорее заметим появление определенного объекта, если ожидаем его появления в определенном месте и в определенное время3. Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать в течение определенного времени, сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами. Haконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.4 Таким образом, для возникновения и поддержания произвольного, какие внимания нужны следующие из перечисленных условия: а) постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определенного отрезка времени; в) осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета; г) наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий деятельности; д) использование определенных потребностей, с удовлетворением которых связан воспринимаемый материал; е) использование определенных установок и психических состояний; ж) постановка существенно значимых целей и задач деятельности; Это обусловлено тем, то подобные условия ("а", "в", , "е") "ж" создают установку, которая повышает чувствительность анализаторов, уровень всех психических процессов. Так как произвольное внимание обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание, то для возникновения и поддержания произвольного внимания нужны условия "д" и "ж", которые формируют необходимую мотивацию. Человек в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого. Условие "г", в свою очередь, исключает появление раздражителей, способных привлечь непроизвольное внимание. Для возникновения и поддержания непроизвольного внимания нужны следующие условия: б) особенности воздействующих раздражителей, их новизна, абсолютная и относительная сила, контраст между ними, изменения в раздражителях. Подобные факторы привлекут внимание человека помимо его воли. Задача. Военнослужащий Б. обвинялся в умышленном убийстве своего сослуживца К. В батальоне Б. подвергался издевательствам и избиениям со стороны сержанта К. и других старослужащих. В день происшествия Б. был избит К. за отказ чистить его сапоги, и последний пригрозил избить Б. еще сильнее вечером. Ближе к вечеру Б. принял решение уйти из части, а когда вышел из строящегося здания, увидел сидящего на траве сержанта К. Б.. поднял на тропинке железный прут арматуры и нанес им три удара по голове К., потом убежал на речку и сидел там до тех пор, пока его не нашли. По показаниям свидетелей, "у него дрожали руки, а в глазах было тупое выражение". Какие вопросы экспертам-психологам могут быть поставлены судебно-следственными органами в отношении обвиняемого Б.? Военнослужащий Б. обвиняется в умышленном убийстве. Однако обстоятельства дела позволяют сделать предположение. Что данное деяние следует квалифицировать по ч. 1 статьи 107 УК РФ ("Убийство, совершенное в состоянии аффекта"): убийство, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего. Как следует из условия, Б. был в состоянии сильного волнения (после "у него дрожали руки, а в глазах было тупое выражение"), которое возникло внезапно ( он собирался покинуть часть, не планировал нападение на К., а при нападении воспользовался случайно попавшимся ему предметом - прутом арматуры) и длилось недолго (нанес всего 3 удара). Также имеет место длительная психотравмирующая ситуация, возникшая в связи с систематическим противоправным поведением потерпевшего К., который систематически избивал Б. В психологии поводом возникновения аффекта признается отрицательный раздражитель. Доказательство наличия аффекта есть внезапность его возникновения. Это его органическое свойство. По словам академика И. Павлова, при аффекте происходит "бунт подкорки", в которой находятся центры инстинктов. Аффект как агрессивная эмоциональная вспышка захватывает всего человека. Служебная роль аффекта состоит в мобилизации всех сил человека для преодоления неприятностей и путем эмоциональной разрядки обрести оптимальное состояние. Исходя из роли аффекта, нацеленного на выполнение физических перегрузок, по "команде" подкорковых центров в кровь поступает значительное количество адреналина и других "горячих" материалов. Их пополнение идет за счет усиления деятельности желудочно-кишечного тракта, в который органы секреции "выбрасывают" дополнительные порции ферментов. Это обеспечивает прибавку к физической силе человека, который в момент переживания аффекта в состоянии сделать мощнейшее физическое усилие, не возможное в обычном состоянии. Торможение при аффекте коры головного мозга ведет к ряду психических сдвигов. Нарушается внимание. Оно приковывается лишь к тому, что вызвало аффект. Другие раздражители не воспринимаются. Аффект как сильнейшее переживание накладывает на облик человека исключительные по выразительности черты, что опять-таки вызвано его агрессивной, устрашающей ролью. Все сказанное может быть при расследовании дела зафиксировано. Если виновный в момент совершения преступления получил ранение или как-то иначе потерял кровь, она должна быть передана на биологический анализ. Обнаружение в ней большого количества адреналина - верный показатель переживания, сильной эмоции. После окончания состояние аффекта у многих лиц начинается рвота. И опять исследование специалистами таких масс может выявить наличие необычного количества пищеварительных ферментов, характерного для аффекта. Разумеется, при допросе свидетелей и потерпевшего следует поставить вопрос о внешнем облике обвиняемого и выяснить, проявлялись ли в нем черты, свойственные аффекту. То же касается внешних факторов действий обвиняемого. При расследовании уголовного дела необходимо установить обстоятельства и факторы, влияющие на возникновение аффекта. К ним можно отнести предшествующую, травмирующую психику, обстановку, наличие болезней, нетрудоспособность, недомогание. Важное значение здесь играют психические свойства - темперамент, характер. Следует отметить, что многие из признаков, характерных для физиологического аффекта, свойственных патологическому и другим состояниям, например стрессу. Разумеется, что ни следователь, ни судья не обладают познаниями, необходимыми для их распознания. Но даже если кто-то из них и располагает достаточными для этого познаниями, он на основании ст.78 УПК РСФСР не имеет права выходить за пределы чисто процессуальных функций. Решение специальных вопросов, требующих познания в науке, технике, искусстве или ремесле, является компетенцией экспертизы. В судебной практике для решения вопроса о наличии у виновного в момент совершения преступления аффекта все настойчивее внедряется проведение комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Психологическая часть экспертизы на основании психического статуса подсудимого или обвиняемого (темперамента, характера), наличия обстоятельств, влияющих на возникновение сильной эмоции, данных о внешнем их облике и поведении и результатов биохимического исследования вещественных доказательств дает заключение о том, переживал ли исследуемый аффект, какой именно и какой степени. При этом следует иметь в виду, что аффекты страха и ужаса являются оборонительными реакциями и действия, совершенные под их влиянием, подпадают под признаки ст.38 УК. Психиатрическая часть экспертизы на основании тех же данных, а также с учетом болезней обследуемого проводит дифференциальную диагностику, подтверждая или отвергая наличие у него патологического аффекта и констатируя наличие физиологического. В этой части экспертизы проводится медицинское обследование обвиняемого.5 Представляемые эксперту-психологу материалы уголовного дела должны быть достаточными: 1) для анализа личностных особенностей обвиняемого: 2) для определения причин возникновения аффекта; 3) для определения начального момента возникновения данного эмоционального состояния в ситуации взаимодействия обвиняемого с потерпевшим; 4) для реконструкции динамики развития и угасания данного состояния.6 Таким образом. на разрешение экспертам-психологам могут быть поставлены следующие вопросы: Переживал ли Б. в момент нанесения прутом арматуры трех ударов по голове К. аффект? Если да, то какой именно и какой степени ? Литература. Уголовный кодекс Российской Федерации. М. : "Ось-89", 1996 Васильев В. Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М.: Юрид. лит., 1991 Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 1996 Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза - М.: Юрид. лит., 1988 г. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высших пед. Учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: ВЛАДОС, 1997 г. Ткаченко Т. - адвокат. Преступление совершено в состоянии аффекта. // Российская юстиция, 1996, N 11, стp. 52 11 ноября 1999 Михайлова И.А. 1 Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 1996 с. 45 2 3 Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 1996 С. 74 4Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высших пед. Учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: ВЛАДОС, 1997 г. С. 208 5 Ткаченко Т. - адвокат. Преступление совершено в состоянии аффекта. // Российская юстиция, 1996, N 11, стp. 52 6 Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 1996 С. 287 1 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|