|
|
Уголовный закон + задачиСодержание: Введение 3 1. Понятие уголовного закона. Его задачи 4 2. Действие уголовного закона во времени 11 3. Действие уголовного закона в пространстве 19 4. Толкование уголовного закона 25 Заключение 28 Задача 1 30 Задача 2 31 Задача 3 33 Список литературы 34 ВВЕДЕНИЕ Конституция Российской Федерации устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Однако даже самые широкие права и свободы остаются лишь пустыми лозунгами, если они не защищены государством. Защита прав и свобод человека и гражданина является важнейшей обязанностью государства и осуществляется она, прежде всего, путем закрепления в законодательстве норм, направленных на охрану самого права. Права и законные интересы граждан Российской Федерации закрепляются различными нормами гражданского, трудового, финансового, природоресурсного и других отраслей права. Охрана от наиболее тяжких посягательств на личность, на общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации осуществляется уголовным законом. Проблема защиты прав граждан от преступных посягательств являются актуальными в настоящее время не только в России, но и практически во всех станах. Так по заявлениям граждан США - страны, где проблема преступности стоит наиболее остро в мире, - они готовы добровольно отказаться от 10 % своих гражданских свобод за 5-типроцентное уменьшение преступности1. Действительно, как можно наслаждаться личными конституционными свободами в стране, где нельзя быть уверенными в своей безопасности? Однако уголовный закон только тогда будет надежным средством защиты, если он правильно применяется. В связи с этим очень важно правильно определить действие уголовного закона в пространстве, во времени и по кругу лиц. В неясных ситуациях возможно толкование уголовно-правовых норм. Именно эти вопросы и легли в основу данной курсовой работы. Структурно данная курсовая работа будет состоять из четырех параграфов. В первом будет дано понятие уголовного закона, рассмотрены его основные задачи. Во втором и в третьем будет показано действие уголовного закона во времени и пространстве. Четвертый параграф будет посвящен толкованию уголовного закона. §1. Понятие уголовного закона и его задачи. Ныне действующий Уголовный кодекс Российской Федерации открывается разделом, названным "Уголовный закон". Статья первая этого раздела гласит: "Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс". Исходя из установлений Конституции Российской федерации, из содержания уголовного законодательства, можно сформулировать определение понятия уголовного закона следующим образом: Уголовный закон - это нормативно-правовой акт, принятый во исполнение воли народа высшими правомочными законодательными органами власти страны либо всенародным голосованием (референдумом), состоящий из взаимосвязанных юридических норм, одни из которых закрепляют основания и принципы уголовной ответственности и содержат общие положения уголовного законодательства, другие - определяют, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, и устанавливают наказания, которые могут быть применены к лицам, совершившим преступления, либо в определенных случаях указывают условия освобождения от уголовной ответственности и наказания2. Данное определение уголовного закона, его понятие в широком смысле слова относится, прежде всего, к Уголовному кодексу, в нем регламентированы все вопросы уголовного права. Он означает систему, т.е. целостное единство взаимосвязанных уголовно-правовых институтов и норм, расположенных в зависимости от их характера, содержания и сущности. Юридическим основанием уголовного законодательства являются Конституция (Основной закон) страны и нормы международного права, ратифицированные Российской Федерацией. В части второй статьи 1 УК говорится: "Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права". В условиях формирования правового государства закон, в том числе и уголовный, приобретает исключительно важное значение. Широкая правовая реформа, проводимая в стране, призвана обеспечить верховенство закона во всех областях государственной и общественной жизни, усилить механизмы поддержания правопорядка на основе развития народовластия. Уголовное законодательство основывается на принципах законности, равенства граждан перед законом, неотвратимости ответственности, личной и виновной ответственности, справедливости, демократизма и гуманизма. Согласно Конституции (п. 1 ст. 49) каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же Преступление (п. 1 ст. 50 Конституции). Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законом (ст. 8 УК). Уголовный закон применяется только в случае совершения лицом конкретного преступления, предусмотренного определенной статьей Уголовного кодекса, либо в случаях подготовительных действий к совершению преступления или покушению на преступление. Применение уголовного закона возможно лишь в пределах уголовно-правовых отношений, возникающих между лицом, совершившим преступление, и правоохранительным органом государства, применяющим закон. При этом привлечение к уголовной ответственности и ее реализация непременно регулируются нормами уголовно-процессуального права - с момента возбуждения уголовного дела до вынесения приговора включительно, затем нормами исправительно-трудового права - с начала и до окончания отбывания наказания, позднее в определенных законом случаях нормами административного права - с момента отбытия наказания до погашения или снятия судимости. Применение уголовного закона предполагает его неукоснительное исполнение в точном соответствии с его буквой и смыслом всеми органами государства, должностными лицами и гражданами. Закон живет и действует лишь тогда, когда он исполняется, он обязателен для всех, его должны соблюдать все без исключения, независимо от положения, чина и ранга; сила и залог успешной деятельности органов государства, ведущих борьбу с преступностью, заключается в строгом соблюдении конституционных норм: законность, правопорядок ~ основа нормальной жизни общества, его граждан. Малейшее отступление от буквы и смысла уголовного закона может привести к грубейшему нарушению законности и, следовательно, к ущемлению законных прав и интересов невиновных граждан, а иногда к жесточайшим человеческим жертвам, как это не раз случалось в истории нашей страны. Уголовный закон является единственным источником уголовного права. Нормы уголовного права содержатся только в уголовных законах. Только уголовный закон устанавливает преступность и наказуемость общественно опасного деяния. Никакие другие акты органов государства не могут содержать норм уголовно-правового характера. Это вытекает из принципа верховенства уголовного закона в области уголовно-правотворческой и уголовно-применительной деятельности. Отсюда следует, что в качестве источников уголовного права не могут признаваться ни обычаи, ни судебный прецедент, ни правила общежития, ни постановления (разъяснения) Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Последние лишь раскрывают сущность и смысл уголовно-правовых норм, содержащихся в уголовном законе, но не создают новых норм. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в параграфе, посвященном толкованию уголовно-правовых норм. Конституционный порядок рассмотрения, обсуждения и принятия уголовных законов исключительно высшими органами государственной власти страны либо всенародным голосованием (референдумом) означает, что уголовный закон выражает волю всего народа, отражает его политические, правовые и моральные идеи и служит важным средством охраны от преступных посягательств: личности, ее прав и свобод, собственности, природной среды, общественных и государственных интересов и вместе с тем способствует предупреждению преступлений, воспитанию граждан в духе соблюдения Конституции Российской Федерации и других ее законов. Конституция Российской федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (п. 1 ст. 15 Конституции). Любые подзаконные акты органов государственной власти, а также исполнительных и судебных органов должны строго соответствовать законам Российской Федерации. Проекты уголовных законов (равно как и иных законодательных актов по другим отраслям права) решением Президента Российской Федерации могут быть вынесены на всенародное обсуждение для последующего их принятия путем всенародного голосования (референдума), как это вытекает из пункта "в" ст. 84 Конституции. Изложенное выше позволяет кратко сформулировать основные черты и значение уголовного закона: - основополагающая черта (свойство) уголовного закона как правового акта высшего органа государственной власти вытекает из его назначения и состоит в обеспечении охраны: личности, ее прав и свобод, а также природной, окружающей среды, собственности, общественных и государственных интересов и потребностей, всего правопорядка от преступных посягательств: - уголовный закон основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права; - уголовный закон в правовом государстве служит его орудием в осуществлении уголовной политики, направленной на оздоровление общества, на утверждение действительной власти народа для народа и осуществляемой самим народом; - уголовный закон является единственным источником уголовного права, поскольку нормы уголовного права содержатся лишь в уголовных законах, и только уголовный закон устанавливает преступность и наказуемость деяния; - уголовный закон закрепляет основания и принципы уголовной ответственности, а также формирует общие положения уголовного права; - уголовный закон определяет, какие общественно опасные деяния (действия и бездействие) являются преступлениями, и устанавливает наказания, которые могут быть применены к лицам, совершавшим преступление, либо в определенных случаях указывает условия освобождения от уголовной ответственности и наказания; - уголовный закон соответствует социально-экономическим, политическим и идеологическим условиям жизни общества, его интересам и потребностям, а в случаях утраты такого соответствия уголовный закон или его отдельные нормы изменяются законодателем либо отменяются; - уголовный закон самим фактом его издания, а также последующего применения в судебной практике способствует предупреждению преступлений, воспитанию граждан в духе соблюдения Конституции Российской Федерации и других ее законов3. Задачи уголовного законодательства, а, следовательно, и уголовного права Российской Федерации сформулированы в статье второй Уголовного кодекса: "Задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Для осуществления этих задач настоящий Кодекс устанавливает основные принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений". Уголовный закон защищает прежде всего личность, ее свободы и права, им провозглашена равная охрана всех форм собственности, В число важнейших объектов зашиты уголовно-правовыми средствами включены общественный порядок и общественная безопасность, конституционный строй России. Специально введены в число ведущих объектов окружающая среда, а также обеспечение мира и безопасности человечества. Из приведенного определения задач уголовного законодательства следует, что основная его задача - охранительная (защита от преступных посягательств перечисленных в законе важнейших и иных объектов). Новым и вполне обоснованным является включение в число задач уголовного законодательства предупреждения преступлений. Без комплексной профилактической работы борьба с преступностью не будет эффективной. Эту задачу уголовное законодательство выполняет двояким образом. Установление уголовной ответственности за конкретные преступления и угроза наказанием, подчас достаточно суровым, являются средствами как предупреждения, так и воспитания. С другой стороны, предупредительную роль составляет применение на практике уголовного закона к конкретным лицам, совершившим преступление, и в необходимых случаях их наказание. Таким образом, уголовному праву присуща также и воспитательная функция. Сам факт существования уголовного законодательства, не говоря уже о применении его к конкретным лицам, воспитывает у членов общества уверенность в защите их личности, свобод, прав, собственности, безопасности и в неотвратимости ответственности и наказания тех, кто нарушает уголовно-правовые запреты. Наконец, специфической функцией уголовного права является поощрительная. Она, с одной стороны, стимулирует граждан к участию в пресечении преступных проявлений, к защите своих интересов и интересов общества (необходимая оборона, крайняя необходимость, задержание преступника). С другой стороны, эта функция дает основания в соответствующих случаях не нести ответственности за причиненный охраняемым законом интересам вред при обоснованном риске, за выполнение обязательного приказа или распоряжения либо быть освобожденными от уголовной ответственности при совершении действий 2. Действие уголовного закона во времени. Правила действия российского уголовного закона во времени определены в ст.ст. 9 и 10 УК. Согласно ст. 9 УК, преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния. В каждом конкретном случае применения нормы уголовного закона возникает необходимость установить, действовал ли данный уголовный закон в момент совершения преступления. Действующим считается закон, вступивший в силу и не утративший ее. Изменения в уголовном законодательстве - это естественный процесс, вызванный изменениями в самой жизни общества. То, что раньше считалось преступлением, теперь им не является, с другой стороны появляются новые преступные деяния. Придание деяниям уголовно противоправного характера носит название криминализации, обратный процесс - декриминализации4. Важным шагом в реформе уголовного законодательства явилось принятие в 1995 г. нового Уголовного кодекса Российской Федерации. Однако, процесс криминализации противоправных деяний, продолжается и после принятия Уголовного кодекса РФ, чему свидетельство, например, федеральный закон от 9 июля 1999 г. "О внесении дополнений в УК РФ и дополнений и изменения в ст. 126 УПК РСФСР" № 158-ФЗ. Порядок опубликования и вступления в силу законов Российской Федерации установлен Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 года №5-ФЗ. В соответствии с этим законодательным актом на территории Российской Федерации применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы (ст. 1). Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской федерации (ст. 2). Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании Законодательства Российской Федерации". Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машинописной форме. Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания (ст. 5). Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу (ст. 6). Уголовный закон прекращает действие, утрачивает силу вследствие следующих обстоятельств: в результате его отмены, в случае замены его другим законом, по истечении срока, указанного в законе, или в связи с изменением условий и обстоятельств, вызвавших принятие данного закона. Для правильного применения уголовного закона нередко решающее значение имеет определение времени совершения преступления. Это, в свою очередь, зависит от характера совершенного преступления, его специфики. В зависимости от протяженности преступлений во времени различают продолжаемые и длящиеся преступления. Ответственность за длящиеся преступления наступает по закону, действующему в момент совершения начального акта данного преступления, за продолжаемое - по закону, действующему в момент пресечения преступного акта или в момент окончания последнего самим виновным. Преступление, совершенное в соучастии, считается оконченным с момента выполнения исполнителем объективной стороны деяния. Важным понятием, характеризующим действие уголовного закона во времени, является понятие обратной силы закона. Ст. 10 УК устанавливает и раскрывает понятие и принципы обратной силы уголовного закона. В ней говорится: "Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом". Установления ст. 10 УК исходят из принципов справедливости и гуманизма российского уголовного законодательства, поскольку обратную силу имеет лишь тот закон, который устраняет преступность деяния, смягчает наказание или иным образом улучшает положение лица, совершившего преступление. Дискуссия о пределах обратной силы уголовного закона имеет давнюю историю. С течением времени точка зрения на данную проблему менялась от полного отрицания обратной силы до ее признания мировым сообществом, выраженного в ч. 2 ст. 11 Всеобщей декларации прав человека: "Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено". В советский период принцип обратной силы уголовного закона в нашей стране хотя и признавался, но соблюдался далеко не всегда. Если проанализировать работы известных советских юристов, можно сделать вывод о том, что интересы государства ставились выше соблюдения принципов действия уголовного закона во времени, ради них законодатель имел возможность отступить от последних. Так, Я. М. Брайнин считал, что "законодатель, безусловно, вправе, когда найдет это необходимым и оправдываемым интересами охраны и укрепления общественного порядка, не придавать обратную силу уголовному закону, смягчающему наказание"5. Следовательно, в теории уголовного права допускалось нарушение принципов действия уголовного закона во времени, тем более допускалось оно и на практике, хотя оправданием служили интересы общества и государства. УК РФ1996 г. содержит ряд новелл, имеющих важное значение как для теории уголовного права, так и для практического применения. Так, в ст. 10 указаны лица, на которых распространяет свое действие новый более мягкий закон, - это лица, совершившие преступное деяние до вступления такого закона в силу, в том числе лица, отбывающие наказание или отбывшие наказание, но имеющие судимость. Однако было бы неверным признавать принципиально новым в данной статье положение о том, что обратная сила придается законам, "иным образом улучшающим положение лица", как это делает, например, Л.Ю. Перова6. А.Е. Якубов справедливо указывает, что такое положение существовало и раньше7. Однако, до принятия УК 1996 г. в уголовном законодательстве действовали новые нормы, ухудшающие положение лица, совершившего преступление, по сравнению с действующими ранее8. Принципиально новым в УК 1996 г. таким образом, является то, что не имеют обратной силы не только законы, устанавливающие преступность деяния или усиливающие наказание, но и иным образом ухудшающие положение лица, совершившего преступление. Введение в действие УК РФ 1996 г. ставит ряд вопросов об обратной силе уголовного закона. Согласно ст. 10 нового УК, уголовный закон, смягчающий наказание, имеет обратную силу. При применении этого положения возникает вопрос: "Какой закон следует считать смягчающим наказание?" В зависимости от решения данного вопроса преступления, совершенные до 1 января 1997 г., в одних случаях следует квалифицировать по УК 1996 г., в других - по УК 1960г. Прежде всего, необходимо установить, какой санкцией смягчается наказуемость деяния. Новый уголовный закон считается более мягким, если он: сокращает максимум или минимум наказания; исключает из альтернативной санкции более строгое наказание; включает в санкцию статьи менее строгое наказание; исключает из санкции дополнительное наказание или вводит более мягкий вид дополнительного наказания. Совсем не сложно определить, какая санкция предусматривает более мягкое наказание, если новый закон либо исключает наиболее строгое наказание, либо снижает высший или низший предел этого наказания, не изменяя другого предела наказания, либо снижает оба предела наиболее строгого наказания. Смягчение наказания возможно не только путем исключения из санкции наиболее строгого наказания либо снижения максимального или минимального предела этого наказания, но и посредством введения более мягких видов наказания. Значительные сложности возникают тогда, когда новый закон усиливает наказание в одном из пределов и смягчает наказание в другом. Дискуссия о том, какой закон в таких случаях следует признать более мягким, продолжается более ста лет. Отдельные зарубежные ученые в XIX в. предлагали дать возможность самому подсудимому избрать более благоприятное для него наказание, установленное новым или старым законом. Однако с указанным подходом вряд ли можно согласиться. Решать в каких пределах следует определять наказание подсудимому - в пределах более низкого минимума одного закона или в пределах более низкого максимума другого закона - и, следовательно, какой закон являете" более благоприятным для подсудимого - это дело суда, квалифицировать же преступление требуется уже в стадии предварительного расследования. При этом необходимо руководствоваться не субъективными оценками, а объективными критериями. М. И. Блум и А. А. Тилле считают, что новый уголовный зако должен быть признан смягчающим наказание, если он понижает минимальный предел наказания или альтернативно устанавливает менее строгие виды наказания, хотя бы он одновременно и повышал максимальный предел наказания. Однако суд, применяя старый закон в отношении деяний, совершенных до введения в действие нового закона по мнению М. И. Блум и А. А. Тилле, не вправе выходить за максимальные пределы основного наказания, предусмотренного санкцией нового закона9. Иной позиции придерживается Я. М. Брайнин, полагающий, что при увеличении новым законом максимального и уменьшении минимального пределов наказания более мягким является закон, предусматривающий менее высокий и менее тяжкий максимум наказания. Только это решение обеспечит абсолютную недопустимость назначения более тяжкого наказания, чем установлено за данное преступление законом, действовавшим в момент его совершения10. Нерешенным этот вопрос является и в настоящее время. Представляется, что вопрос о том, какой именно закон в рассматриваемом случае должен быть признан более мягким, необходимо урегулировать законодательно, поскольку сравнительная оценка двух сопоставляемых законов применительно к конкретному случаю не исключает субъективизма, разногласий в оценке законов с позиций их большей или меньшей благоприятности для данного лица между следственными органами и судом, а также между различными судебными инстанциями. Новым Уголовным кодексом указанный вопрос не урегулирован, и поэтому представляется целесообразным, чтобы пленум Верховного суда Российской Федерации дал руководящее разъяснение по этой непростой проблеме. С введением в действие нового Уголовного кодекса РФ также возникают вопросы о действии "промежуточных" законов, включенных в прежний УК незадолго до принятия нового. Вопрос о применении "промежуточного" закона возникает в тех случаях, когда этот закон мягче (или вовсе исключает уголовную ответственность) по сравнению с законом, действовавшим во время совершения преступления, и с законом, действовавшим во время привлечения лица к уголовной ответственности или вынесения приговора. Так. ч. 2 ст. 1471 УК РСФСР (наказание до 5 лет лишения свободы), действовавшая с 1 июля 1994 г., является "промежуточным" законом относительно ч. 2 ст. 92 УК РСФСР (наказание до 7 лет лишения свободы), действовавшей до 1 июля 1994 г.. и ч. 2 ст. 160 УК РФ (наказание до 6 лет лишения свободы). В юридической литературе высказывались различные точки зрения о действии "промежуточного" закона. "Исходя из общего положения, что всегда должен применяться действующий во время совершения преступления уголовный закон (закон, уже вступивший в силу и не потерявший ее), - указывал И. Салодкин - можно прийти к выводу, что "промежуточный" закон может применяться только при его "жизни", т.е. тогда, когда он действует"11. Противоположную точку зрения защищают Л. Зайцева, И. Гишкевич, И. Горелик, считающие, что "промежуточный" закон подлежит применению, если он более мягкий по сравнению с законом, действующим в момент рассмотрения дела судом. Представляется, что доводы авторов, отрицающих применение "промежуточного" закона и считающих, что следует сравнивать только закон, действовавший в момент совершения преступления, и закон, действующий в момент его применения, несостоятельны. Ни Конституция РФ 1993 года, ни УК РФ такого требования не содержат. Согласно п. 2 ст. 54 Конституции РФ "если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон". В ч. 1 ст. 10 УК РФ указано: "Уголовный закон, устраняющий наказуемость деяния, смягчающий наказание или иным образом улучающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость". Из этого следует, что если новый закон устранил преступность деяния или смягчил его наказуемость всем совершенным до этого преступлениям (независимо от того, возбуждены по дм дела или нет и привлечены ли лица к уголовной ответственности) дана иная правовая оценка. В случае же принятия третьего закона предусмотренную им наказуемость деяния следует сравнивать с "промежуточным" законом, а не с первым. Соответственно, если новый закон установил наказуемость деяния или усилил наказание, иная правовая оценка всем ранее совершенным преступлениям не дается, так как такой закон обратной силы не имеет, и предусмотренную третьим законом наказуемость следует сравнивать с законом времени совершения преступления. 3. Действие уголовного закона в пространстве. Действие уголовного закона в пространстве предполагает раскрытие и уяснение положений, изложенных в ст. И УК, построенной на принципе территориальности, в ст. 12 УК, построенной на принципе гражданства и других принципах, и ст. 13 УК, построенной на международном принципе о выдаче преступников. Ст. 11 УК в своих четырех частях содержит правила о действии уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации. В ней сказано: "Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу. Преступления, совершенные в пределах территориальных вод или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего закона распространяется также на преступления совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права". Сущность принципа территориальности, выраженная в ст. 11 УК, состоит в том, что все лица, совершившие преступления на территории Российской Федерации, независимо от того, являются ли они российскими гражданами, иностранными гражданами или лицами без гражданства, несут уголовную ответственность по Уголовному кодексу Российской федерации. Под территорией Российской федерации понимаются находящиеся в пределах ее государственных границ: суша, т.е. сухопутная территория; водная территория; воздушное пространство; недра; континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации. Уголовный закон действует также на невоенных кораблях и самолетах Российской Федерации в открытом море и в воздушном пространстве над ним, на военных кораблях и самолетах Российской Федерации, где бы они ни находились. Государственной границей является линия, определяющая пределы сухопутной и водной территории Российской Федерации. Вертикальная поверхность, проходящая по этой линии, является границей воздушного пространства и недр Российской Федерации. Понятие "воздушное пространство" включает все воздушное пространство над сухопутной и водной территорией Российской Федерации, в том числе и над территориальными водами. Недра - это пространство под поверхностью сухопутной и водной территории, очерченной государственной границей Российской Федерации. Каких-либо ограничений глубины недр, являющихся территорией Российской Федерации, не существует. Континентальный шельф - это поверхность и недра морского дна за территориальными водами до глубины 200 м и глубже, пока глубина покрывающих морское дно вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, сюда же относится исключительная экономическая зона Российской Федерации. Из принципа территориальности следует, что любое лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, наказывается по уголовному закону Российской Федерации. Из содержания и смысла ст. 30 УК следует, что преступление считается совершенным на территории Российской Федерации, если приготовление или покушение осуществлены за границей, а оконченное преступление совершено или преступный результат наступил на территории Российской Федерации. В соответствии с положениями ст. ст. 33, 34, 35, 36 УК преступление считается совершенным на территории Российской Федерации, если организаторская деятельность, подстрекательство, пособничество осуществлялись за границей, а исполнитель действовал на территории Российской Федерации или, наоборот, соучастие имело место в Российской Федерации, а исполнитель преступления - за границей. В части четвертой ст. 11 УК указывается, что вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается дипломатическим путем. Согласно Положению о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории Российской Федерации личной неприкосновенностью и иммунитетом от уголовной юрисдикции пользуются: глава дипломатического представительства (посол, посланник, поверенный в делах), советники, торговые представители и их заместители, военные, военно-морские и военно-воздушные атташе и секретари-архивариусы, а также члены их семей, не являющиеся гражданами России и проживающие совместно с ними. Ограниченным иммунитетом от уголовной юрисдикции Российской Федерации на началах взаимности пользуются консульские должностные лица, сотрудники обслуживающего персонала дипломатических представительств, а также представители и должностные лица международных организаций, члены парламентских и правительственных делегаций. Круг лиц, пользующихся правом экстерриториальности, может быть расширен или сужен по договоренности заинтересованных сторон. Право экстерриториальности распространяется также на служебные и жилые помещения, на средства передвижения дипломатических представителей. Однако это не дает права использовать дипломатический иммунитет в целях, несовместимых с функциями дипломатических представительств. Статья 12 УК определяет действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации, в соответствии с принципом гражданства. В части первой ст. 12 УК в соответствии с принципом гражданства установлено, что "Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкций, предусмотренного законом иностранного государства, на территории которого преступление было совершено". В соответствии с частью второй ст. 12 УК военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Положения данной части ст. 12 УК сформулированы, по существу, на основе так называемого оккупационного принципа действия уголовного закона в пространстве, являющегося фактически изъятием из территориального принципа и проявляющегося в применении к преступлениям, совершенным на оккупированной территории, законов государства, совершившего оккупацию. Применение оккупационного принципа обычно происходит на основе договора с государством, на территорию которого введены войска во время войны или после войны или при других обстоятельствах. Согласно части третьей ст. 12 УК, построенной на основе международных принципов универсального и реального: "Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступления вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации, и в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации". Универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве, который также именуется космополитическим, исходит из необходимости борьбы с международными преступлениями и заключается в том, что каждое государство вправе применить свой уголовный закон к иностранным гражданам, совершившим за пределами его страны преступления, предусмотренные международными соглашениями. Реальный принцип состоит в том, что каждое государство распространяет свой уголовный закон на преступления, совершенные за границей этого государства, если они посягают на его интересы или интересы его граждан. Реальный принцип устраняет недостатки принципов территориального и гражданства. Статья 13 УК о выдаче лиц, совершивших преступление, гласит: "Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания а соответствии с международным договором Российской Федерации". Положения ст. 13 УК относят к действию уголовного закона в пространстве и квалифицируют как международный принцип о выдаче преступников. В соответствии с этим принципом лица, совершившие преступление, могут быть выданы государству, на территории которого они совершили преступление или против которого оно было направлено либо гражданами которого они являются. Вопрос о выдаче преступников регулируется двусторонними договорами, например договором о взаимной правовой помощи. Исключением из правил о выдаче преступников является право политического убежища, гарантированное в нашей стране Конституцией (ст. 63). 4. Толкование уголовного закона. Сущность толкования уголовного закона состоит в уяснении содержания закона в целях применения его в точном соответствии с волей законодателя. Толкование уголовного закона подразделяется на виды в зависимости от субъекта толкования, а также от приемов и объема толкования. В зависимости от субъекта, разъясняющего закон, различают легальное, судебное и научное (или доктринальное) толкование. Легальным называется толкование, производимое органом государственной власти, уполномоченным на то законом. Оно совпадает, по существу, с аутентическим (аутентичным) толкованием, которое является одной из форм легального толкования, означающего толкование, даваемое органом, принявшим этот закон. В соответствии с п. 1 ст. 105 Конституции органом, наделенным правом принятия закона, в том числе и уголовного закона, является Государственная Дума. Следовательно, Государственная Дума правомочна осуществлять легальное (аутентическое) толкование закона. Такое толкование закона, по существу, равнозначно принятию нового закона, оно имеет такую же силу, какую имеет толкуемый закон. Легальным также является толкование, осуществляемое Конституционным Судом Российской Федерации. При решении вопросов о соответствии тех или иных норм закона Конституции Российской Федерации очень часто возникает необходимость в их токовании. Так, Конституционный Суд при рассмотрении вопроса о конституционности ряда положений п. "а" ст. 64 УК 1960 г. дал толкование понятию "измена Родине"12. Характерной чертой легального и аутентического толкования является то, что даваемые при этом разъяснения обязательны для всех органов, учреждений, должностных лиц и граждан Российской Федерации. Судебным, или казуальным, именуется толкование, даваемое судом при применении нормы закона, по конкретному делу, это толкование обязательно только по данному делу. Особым видом судебного толкования является судебное толкование закона, даваемое в руководящих постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Такие разъяснения Пленума Верховного Суда обязательны для всех судов России. Научным, или доктринальным, называется толкование, даваемое научными учреждениями, учеными-юристами, практическими работниками правоприменительных органов. Научное толкование не имеет обязательной силы, однако играет значительную роль в формировании уголовного законодательства, а также для правильного применения закона. По приемам различаются: грамматическое, или филологическое, систематическое и историческое толкование уголовного закона. Грамматическое, или филологическое, толкование закона предполагает разъяснение его текста с помощью правил грамматики, синтаксиса и этимологии значения и смысла отдельных терминов, слов и понятий, употребляемых в норме закона. Очень часто используется этот прием для уяснения смысла того или иного понятия или термина, употребленного в уголовном законе. Так, например, Пленум Верховного Суда Российской федерации в своем постановлении № 2 от 27 апреля 1993 года "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами" разъяснил, что следует понимать под изготовлением, приобретением, хранением, перевозкой и пересылкой наркотических средств, сильнодействующих или ядовитых веществ, а также дал толкование других терминов и понятий, использованных законодателем в статьях УК, предусматривающих ответственность за преступления, связанные с наркотическими средствами или сильнодействующими и ядовитыми веществами. Систематическое толкование состоит в уяснении содержания закона путем сопоставления его с другими законами, определения его места в системе действующего уголовного права, отграничения от других близких по содержанию законов. Например, для определения, по какой статье УК следует квалифицировать действие виновного лица, в результате которого наступила смерть потерпевшего, потребуется систематическое толкование, т.е. сравнительное исследование, статей 105-109 и ряда других статей УК. Историческое толкование имеет в виду уяснение социально-экономической и политической обстановки в стране, обстоятельств и причин, обусловивших принятие данного уголовного закона. Толкование уголовного закона по объему может быть буквальным, ограничительным и распространительным, или расширительным. Буквальным называется толкование закона в точном соответствии с его текстом, предполагающее совпадение содержания и смысла нормы закона с ее словесным выражением. Ограничительное толкование дает основание применять закон к более узкому кругу случаев, чем это вытекает из буквального текста закона. Распространительное (или расширительное) толкование придает закону более широкий смысл и позволяет применить его к более широкому кругу случаев, чем это вытекает из буквального его текста. Распространительное толкование закона на первый взгляд имеет отдаленное сходство с аналогией. Однако они принципиально различаются между собой. Распространительное толкование закона, раскрывая более глубоко его смысл, предполагает распространение его на случаи, которые вытекают из данной нормы закона, охватываются ею, находятся в ее границах, хотя и не следуют на первый взгляд с полной очевидностью из буквального текста закона. Аналогия же означала применение санкции определенной нормы уголовного закона к случаю, не предусмотренному в законе, но сходному по характеру и степени общественной опасности с тем или иным преступлением. К ограничительному и распространительному толкованию закона прибегают в исключительных случаях, когда норма закона сформулирована не совсем четко и требуется ее разъяснение с тем, чтобы не допустить искажение воли законодателя. В подавляющем большинстве случаев используется буквальное толкование уголовных законов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной курсовой работе были затронуты только основные вопросы и проблемы, связанные с понятием уголовного закона и его действием в пространстве, во времени и по кругу лиц. Безусловно, этот вопрос может быть темой для написания дипломной и даже диссертационной работы. Здесь же основные проблемы были изложены достаточно кратко. Реформы, проводящиеся в последнее время в России, затронули буквально все стороны общественной жизни и в первую очередь сферу права, глобальные изменения в которой связаны с установлением приоритета принципов права, выработанных мировым сообществом и признанных им в качестве незыблемых основ. Не осталось в стороне от этого процесса и уголовное право, которое в наибольшей степени затрагивает личные права человека (жизнь, свободу, собственность и др.), а значит, нуждается в более четком законодательном закреплении принципов и правил осуществления правосудия. Важнейшим этапом на пути реформирования уголовного законодательства стало принятие нового в 1996 г. Уголовного кодекса Российской Федерации. Безусловно, УК 1960 г., принятый в рамках совершенно другой экономической и политической системы, не мог, даже с учетом всех изменений и дополнений, оставаться основным законом в сфере уголовно-правовой охраны прав и свобод граждан, общественной системы и конституционного строя. УК 1996 г., как отмечают независимые исследователи, является одним из самых прогрессивных в мире. Приятно сознавать, что и Россия, став открытой для мира страной, признав человека, его жизнь, права и свободы главной ценностью, охраняемой государством, закрепила правила действия уголовного закона во времени на конституционном уровне (ст. 54 Конституции РФ), провозгласив запрет на придание обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность, на привлечение к ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, и утвердив обязательность придания обратной силы закону, устраняющему преступность деяния или смягчающему ответственность. Хочется надеяться, что закрепление этих принципов в Основном законе страны станет еще одной гарантией для их соблюдения и для построения в будущем в России правового государства. Вместе с тем нельзя сказать, что УК 1996 г. является совершенным правовым документом, лишенным ошибок и неточностей. Выше уже отмечались отдельные проблемы, связанные с определением действия уголовного закона в пространстве и во времени. Можно привести и другие примеры. Так, в части 2 ст. 10 УК 1996 г. говорится: "Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом". Неясно, что же означает словосочетание "в пределах"? Изменить наказание в пределах санкции, с учетом всех обстоятельств совершенного преступления вправе по вступившему в законную силу приговору лишь надзорная инстанция, а не судья, вынесший приговор, и не суд, находящийся по месту отбывания наказания осужденным. Представляется, что для решения данного вопроса также необходимо установление более жестких критериев. УК может и должен подвергаться дальнейшим реформам и усовершенствованиям. Определение направлений этой работы - основная задача ученых-юристов. Задача 1 Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" был принят Государственной Думой 20 мая 1998г., одобрен Советом Федерации - 10 июня 1998г., подписан Президентом Российской Федерации - 25 июля 1998 г. С какого момента настоящий Федеральный закон вступает в силу? Порядок вступления в силу Федеральных законов определяется обычно в них самих. Ст. 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" от 25.07.98 г. № 92-ФЗ определяет, что данный федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. При этом статья 3 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания" от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ указывает, что федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Таким образом, Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" от 25.07.98 г. № 92-ФЗ вступил в силу с момента его официального опубликования, но не позже 1 июля 1998 г. Задача 2 Вавилов, работая сотрудником в таможне РФ, получил взятку за освобождение от таможенных платежей от гр-на России Шохина. Взятка Вавиловым от Шохина была получена во время отдыха в Крыму. Подлежат ли Вавилов и Шохин уголовной ответственности, если подлежат, то по какому уголовному законодательству? Получение должностным лицом взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя предусматривается ст. 290 УК Российской Федерации. Дача взятки должностному лицу является преступлением согласно ст. 291 УК Российской Федерации. При этом должностными лицами в данных статьях согласно примечанию 1 к ст. 285 УК признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно - распорядительные, административно - хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Освобождение от таможенных платежей является действием, вызывающим определенные юридические последствия, т.е. носит организационно-распорядительный характер. Таким образом, Вавилов является должностным лицом и может нести ответственность по ст. 290 УК, а Шохин по ст. 291 УК. Однако ситуация осложняется тем, что данное деяние было совершено ими за пределами Российской Федерации. При этом Шохин является гражданином Российской Федерации. Согласно ст. 1 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от 21 июля 1997 г. служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации. Таким образом, Вавилов также является гражданином Российской Федерации. Согласно ст. 12 УК граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. Вавилов и Шохин не были осуждены на Украине, хотя УК Украины предусматривается ответственность за взяточничество. Таким образом, они подлежат уголовной ответственности по законодательству Российской Федерации. Задача 3 5 мая 1998г. водитель Толстиков, управляя автомобилем "КамАЗ", нарушил правила дорожного движения. В результате столкновения "КамАЗа" и следовавшей навстречу автомашины "Вольво", никто из граждан не пострадал. Однако автомашина "Вольво" была выведена из строя, а ее владельцу Котелкину был причинен крупный материальный ущерб. Изучите ст. 264 УК и ответьте на вопрос: подлежит ли водитель Толстиков уголовной ответственности? Ст. 264 УК действительно предусматривает уголовную ответственность за нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. Однако, данная статья предусматривает также дополнительное условие наступления уголовной ответственности: данное нарушение должно повлечь причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека или его смерть. Так как в данном случае никто из граждан не пострадал водитель Толстиков не подлежит уголовной ответственности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Конституция Российской Федерации. Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" от 25.07.98 г. № 92-ФЗ. Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания" от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 2 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами". Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1995 г. № 17-П. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. М., 1996. Курс советского уголовного права. Часть общая. Т. 1. Л., 1970. Брайнин Я.М. Уголовный закон и его применение. М., 1967. Блум М.И., Тилле А.А. Обратная сила уголовного закона. Действие советского уголовного закона во времени. М., 1969. Ной И.С. Даурова Т.Г. Новое в законодательстве об экономических преступлениях. Саратов, 1994. Перова Л.Ю. Действие уголовного закона во времени: исторический аспект // Вестник МГУ. Сер 11. Право, 1997, № 6. С. 117. Якубов А.Е. Условно-досрочное освобождение от наказания и обратная сила уголовного закона // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1998, № 1. С. 71. Сабов А. Американская ГорБушка // Российская газета, 2000, 11 нояб. С. 7. 1 Сабов А. Американская ГорБушка // Российская газета, 2000, 11 нояб. С. 7. 2 Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. М., 1996. С. 21. 3 Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. М., 1996. С. 26-27. 4 Ной И.С. Даурова Т.Г. Новое в законодательстве об экономических преступлениях. Саратов, 1994. 5 Брайнин Я.М. Уголовный закон и его применение. М., 1967. С. 147. 6 Перова Л.Ю. Действие уголовного закона во времени: исторический аспект // Вестник МГУ. Сер 11. Право, 1997, № 6. С. 117. 7 Якубов А.Е. Условно-досрочное освобождение от наказания и обратная сила уголовного закона // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1998, № 1. С. 71. 8 См. например: Постановление пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 1971 г. 9 Блум М.И., Тилле А.А. Обратная сила уголовного закона. Действие советского уголовного закона во времени. М., 1969. С. 118-119. 10 Брайнин Я.М. Уголовный закон и его применение. М., 1967. С. 139. 11 Курс советского уголовного права. Часть Общая. Т. 1. Л., 1970. С. 113-114. 12 См. постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1995 г. № 17-П. 2 2 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|