|
|
Творческая индивидуальность современной журналистики как искусства словаПЛАН ВВЕДЕНИЕ 3 1. Индивидуальное и общее в жанрах современной журналистики. 5 2. Роль текста в современных СМИ. 7 3. Индивидуальные особенности эпического начала в журналистом творчестве. 9 4. Творческие особенности радиотекста. 11 5. Индивидуальность телевизионной журналистики. 13 6. Задачи современной журналистики. 15 7. Журналистская этика. 16 8. Журналистская независимость. 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21 ВВЕДЕНИЕ Особенности современной журналистики. Литература в мире других искусств длительное время признавалась первой среди равных. Ее верховенство провозглашено было Лессингом, Кантом, у нас - Белинским. В последние же десятилетия XX века все больше и больше говорят о закате эпохи главенства литературы. Об этом говорят кто с тоской и досадой, кто с плохо скрытым злорадством, хотя ни печалиться, ни ликовать тут нет никакого резона. Важнее пристально вглядеться и вдуматься в перемены, которые приключаются с искусством слова, с объемом этого понятия, с его новыми и новейшими предметно-содержательными очертаниями и модификациями. Представляется очевидным заметное расширение объектного поля современного литературознания. О чем идет речь? О том, что художественная литература сегодня - это и огромный общепризнанный (национальный и всечеловеческий) классический фонд, постоянно пополняемый и востребуемый; это и новомодные произведения, претендующие на внимание элитного адресата. И, наконец, все без исключения читатели, а вслед за ними и теоретики литературы сходятся на том, что в нашем столетии обширнейшие временные ресурсы отвоевывает у человечества так называемое массовое искусство.1 Стоит, однако, сделать еще один очень важный и честный шаг в понимании природы нынешнего художественно-коммуникативного пространства. Дело в том, что сегодня, в век "восстания масс", все широко известные нам средства массовой коммуникации образуют в громадной и всепланетарной своей совокупности новую глобальную версию искусства слова. СМИ берут на себя не просто функцию неких фиксаторов и трансляторов происходящего или происходившего. СМИ создают образ происходящего, создают образную картину мира. Теоретик журналистики В.Ф. Олешко пишет с некоторой долей осторожности: "Как мне кажется, с определенными, конечно, оговорками, но можно говорить о том, что журналистика как форма отражения действительности развивается по тем же законам, что и художественное творчество в целом. Таким образом, продукция СМИ для аудитории и для самого журналиста является своеобразным "сном наяву" - то есть средством удовлетворения неудовлетворенных и неосуществленных желаний, которые в действительной жизни не получили осуществления".2 В самом деле, средства массовой коммуникации давно уже и вполне успешно реализуют на практике главное свойство художественности, которое мы определяем как предъявление истины в ее конкретно-чувственной неопровержимости, как убедительность недоказуемого. Журналистика помнит про себя: "Толпа мыслит образами, а не логическими категориями, поэтому она восприимчива только к образам... Образы позволяют создавать наиболее сильные иллюзии, и толпа не отличает их от реальности". Многочисленные приемы монтажа, повторов, преувеличений, аналогий, иронических и других подтекстов, прихотливых ассоциаций, иные более или менее сложные изобразительно-выразительные формы и фигуры высказывания способны иррационально управлять "воображением толпы". СМИ создают своего рода эффект "гипнотического сна", и журналист "должен действовать как гипнотизер", рассчитывающий "на абсолютное эмоциональное доверие реципиента к источнику информации"3 СМИ сообща творят иллюзорный мир, художественно-образную иллюзию реальности. 1. Индивидуальное и общее в жанрах современной журналистики. Искусство слова в его новейших осуществлениях, видоизменяясь до неузнаваемости, становится объектом невероятно массового потребления. Оно отвоевывает себе при могущественнейшей всемерной и всемирной технической поддержке три громадных, относительно самостоятельных плацдарма. Во-первых, это журналистика печатная, в центре которой со 2-й половины XIX века по-хозяйски расположилась адресованная читателям газета - ежедневная, еженедельная; общедоступная, специализированная; столичная, провинциальная; желтая, качественная - всякая. Во-вторых, это радиожурналистика, обращенная исключительно к слуху, имеющая в виду слушателя. Ее век начался с внедрения в быт радиовещания. В-третьих, видеожурналистика, значительно раздвинувшая (а многие специалисты полагают, что одновременно и сузившая) горизонты художественного восприятия и властно призвавшая к себе массового зрителя. Эра телевидения ведет отсчет со 2-й половины XX века. Газета реализует свои коммуникативные готовности через слово печатное, немое, затаившееся в молчании, молча себя предъявляющее, молча кричащее, молча взывающее - всеми доступными средствами - к читательскому вниманию. Радио в его щедро и разнообразно организованном звуковом бытии эксплуатирует слово, которое невидимо подается голосом. Телевидение проявляет себя через экранное изображение, через движущуюся "картинку", как говорят телевизионщики-профессионалы, через облучение "картинкой", помноженной прежде всего на звучащее слово (наблюдения показывают, что словесные тексты, считываемые с телеэкрана, обладают сравнительно невысокой информативностью; исключение - бегущая строка, но она и является, и спешит, и ускользает, т.е. сама становится динамичной "картинкой"). Заметим, что речевая коммуникация остается главным, а на телевидении - одним из главных инструментов общения в сфере СМИ. И еще заметим, что в массовом художественном сознании Газета, Радио и Телевидение все наступательнее и неуступчивее берут на себя исполнение обязанностей Сказки, Рассказа, Легенды, Оды, Элегии, Фарса, Драмы, Комедии, Трагедии, Детектива, Сплетни, Слуха, Молвы..., да мало ли еще каких известных культуре жанров фольклора и профессиональной словесности4. Скажут, не кощунство ли объявлять СМИ поэзией. Вспомним, однако, что на протяжении всей своей истории профессиональная поэзия постепенно и постоянно расширяла пределы предмета своего живописания. Широко известны тенденции к прозаизации поэтического слова, к демократизации словесно-художественных текстов и т.п. Эпоха безудержно-массового потребления в XX веке сделала свое дело и родила новое искусство - мобильное, регулярно возобновляемое, с ослабленным авторским началом, складывающееся при содействии многих сотрудников, любой ценой жаждущее сочувственного внимания адресата. 2. Роль текста в современных СМИ. Текст в СМИ не есть что-то на себе замкнутое. Текст в СМИ игровой, рассчитанный на обратную связь с читателем, слушателем, зрителем. У создателей этого текста непрерывно ощущается надобность в соучастии адресатов, в их реакции (если реакция отсутствует, ее начинают имитировать, выдумывать), в их голосах и письмах, в их непосредственном (на телевидении) присутствии. Газета, Радио, Телевидение - это в принципе незавершаемые художественные тексты. Они могут быть больше любой индивидуально-жизненной протяженности. Они есть всегда. Их удобно потреблять. Они составляющая нашего досуга. Их читательская, слушательская и зрительская направленность демонстративно отчетлива и внятна. Они и убаюкивают и возбуждают. К ним привыкаешь, их почти не замечаешь, но без них уже не можешь. Поэзия СМИ психологически комфортна, "приятна, сладостна, полезна. Как летом вкусный лимонад". Их невольно принимаешь на веру, даже споря с ними. Наделение СМИ магическими, властными полномочиями (ср.: "четвертая власть") сродни древним как мир верованиям в силу искусства, суждениям о власти искусства над людьми (ср.: поэты - в прошлом - "властители дум" и т.п.). Но вот что интересно: на глазах двух-трех поколений случился качественный прорыв в развитии информационного общества, вместе с тем сама природа коммуникации, обретая невероятную массовость, в глубинных своих свойствах осталась той же, что была спокон веку. Поясним. Восходящая к Сократу, Платону, Аристотелю, а позднее к Гегелю и Белинскому триада, обращенная к основным поэтическим родам, многократно подвергавшаяся сомнениям и корректировкам, дополнявшаяся и полностью ниспровергавшаяся, жива. Классическая теория поэтических родов, которой часто предрекали удел быть "поздним пережитком эстетического догматизма"5, дышит. Мало того, в наше время, в конце XX века, эта теория действует расширительно и безукоризненно6. Эпос, лирика и драма продолжают оставаться ключевыми универсальными гиперкатегориями, в которых может быть описан язык современных средств массовой коммуникации. 3. Индивидуальные особенности эпического начала в журналистом творчестве. Газетный (частный случай - журнальный) текст во всей его скоротечности, многоохватности, со всем разнообразием рубрик и жанров ныне, в XX веке, начинает исправно играть роль эпоса. Главным объектом эпического интереса всегда были и остаются события, повествования о происшедшем, размышления над сущим и преходящим. Не случайно так сближены оказались многие романы Достоевского с реальной газетной хроникой... Эпос - масштабная и непрерывная цепь словесно-образных сообщений, вбирающих в себя невероятное количество характеров, событий, судеб, происшествий, деталей... Главные, нетленные характеристики эпоса как рода словесно-художественного высказывания - это многосторонние и разнообъёмные обращения к событиям несхожих масштабов, их изображение и осмысление; это в принципе неодолимая временная дистанция между фактом закрепленной на письме речи и предметом обсуждения; это вспоминание того, что имело место ранее; это, стало быть, преобладающая грамматическая форма прошедшего времени и это преимущественный рассказ от третьего лица. Спрос на эпическое сознание не исчез, не испарился, но обрёл новую форму массовой прописки. Наряду с классическим запасником огромных эпических художественных полотен в реальном бытии (в иных, разумеется, социально-культурных измерениях) существует удивительный феномен многополосной, разномасштабной, вопреки лоскутной своей пестроте стремящейся к целостности газеты. Новое место прописки эпоса - пресса, газета, печатная журналистика. Выражаясь слогом Белинского, эпопея нашего времени есть газета. И не отдельные публикации создают эпический колорит, но вся их регулярно возобновляемая совокупность, все, что включает в себя печатный контекст. Иначе говоря, массовый потребитель утоляет сегодня жажду эпического, наскоро пролистывая, проглядывая, неторопливо разглядывая и проглатывая газету... Газета вечно творится в спешке (это родовая характеристика процесса ее производства). Газета изо всех сил стремится поспеть за временем настоящим, настигнуть его, но обречена оставаться в непреодолимом зазоре между настоящим и недавно-прошедшим, в подвижной сфере эпического мироотношения. Газета стремится делать вид, что речь идет о прошедшем сиюминутном и, как правило, с огромной частотностью использует "настоящее время для описания событий, произошедших в прошлом"7. В наш век всевозможных фантасмагорических ускорений именно газета (более, чем радио и телевидение) осуществляет эпический эффект "приостановившегося мгновения". 4. Творческие особенности радиотекста. Радиотекст, как он сформировался и ощутил себя к настоящему времени, наводит на мысль о том, что он усердно и ненавязчиво играет в массовом художественно-образном восприятии роль лирического рода, роль лирики. Сменяющие друг друга звучания, доминирующие в этом слуховом мире голоса, речевые тембры и интонации вызывают в слушателях подсознательное сопереживание, соучастие, соревнование. Голоса разные - твердые, строгие, властные, надменные, раздумчивые, проникновенные, нежные, небрежно-болтливые, щебечуще-слашавые, угодливые - всякие... Они рассчитаны на лирическое мироотношение массового слушателя. Радиожурналистика призвана активно использовать неисчерпаемые лирические резервы голосовой коммуникации. Радиороду присуща особая откровенность, чувствительность, доверительность: мы не видим, но лишь слышим - угадываем говорящего, и речь его обретает чрезвычайную эмоционально-экспрессивную и укрупненно-смысловую наполненность. С древних времен вся эта гамма интонационных, семантических и других характеристик принадлежит лирическому роду высказываний. Основные параметры лирики - передача настроений, состояний, переживаний, воспоминаний "от первого лица", обращающих слушателя в настоящее время; лирика имеет в виду душевный опыт человека; "лирическая поэзия способна непринужденно и широко запечатлевать пространственно-временные представления, связывать выражаемые чувства с фактами быта и природы, истории и современности, с планетарной жизнью, вселенной, мирозданием"8. Вспомним, по собственному опыту, сколь велика в процессе радиослушания эмоционально-экспрессивно выраженная роль державно-патетического голоса Юрия Левитана, или взволнованно-напряженного репортажного скороговорения Вадима Синявского, или завораживающе-сказочные интонации Николая Литвинова, или доверительно-интеллигентный пафос ныне здравствующего Виктора Татарского... Но дело даже не в отдельных голосах, в этих конкретных проявлениях лирического радиогероя, а во всей их пёстро-разноголосой чреде, во всем, что включает в себя единый слуховой радиоконтекст (от музыкальных заставок до речевых радиомонологов и т.д.). Если до 1980-х годов в советском радиоэфире преобладали дикторские голоса, вещавшие по преимуществу величаво, торжественно, чеканно (гневно-саркастически в адрес врагов) и не имевшие права на оговорки, на естественные сбои дыхания, на всякого рода непредусмотренности и случайности (доминировал лирический жанр оды), то последние полтора десятка лет на смену спецам-дикторам пришли радиоредакторы, полился расхристанный интонационный сленг (часто - с явной англоязычной окраской), зажурчала речь торопливая, болтливая, захлёбывающаяся - треп ни о чем, своего рода лирическое разгильдяйство. Радио сегодня, смею утверждать, во многом исполняет обязанности всей совокупности лирических жанров9. Радиоголос-невидимка более расположен к исповедальности и откровенности, чем печатный газетный лист или телевещание. Не случайно,может быть, самые сокровенные и пронзительные признания на телевидении часто предлагаются "героями в масках"... 5. Индивидуальность телевизионной журналистики. Наконец, телетекст в нынешнем его оформлении ближе всего из трех родов словесного искусства - к драме. Он весь пронизан диалогической видеоактивностью, он ценится прежде всего своей диалогической заданностью и напряженностью. Телевидение - самое остроконфликтное из всех СМИ. Его стихия - игра (в том числе всевозможные массовые игры, шоу-игры), внезапность, импровизационность. Его стихия - дискуссии, диспуты, споры, ссоры, телемосты, круглые столы, репортажи с места событий, теледебаты, прямые телефонные линии, поединки-баталии: друг с другом - партнеров на экране; ведущего телепередачу - с нами, зрителями. Его стихия - pro и contra. Умело построенные телепередачи с участием аналитиков, репортеров, шоуменов являют собой аналоги драм, мелодрам, комедий, водевилей, фарсов, трагифарсов... Зрительское соучастие (распространенный прием: приглашение зрителей в студию) - необходимая, естественная составляющая теледиалогов, все равно, строятся ли телепередачи на манер театра масок, или театра психологической достоверности, или театра абсурда. Но дело, повторяю, не в отдельных, отчетливо драматизированных телепередачах, а в целом, общем телепафосе, телеконтексте, в пафосе телевидения как рода искусства: от блока новостей до развлекательных представлений, телеклипов, рекламы. Телевидение сегодня - это род древнего, целостного, синкретического искусства драмы с ее постоянной обращенностью к будущему (к наступающему, к приближающемуся) времени, с ее цепью диалогов и монологов (причем, на поверку все монологи пронизаны необыкновенной диалогической энергией), с ее быстрой реакцией, максимально непосредственным воспроизведением действия, с тяготением к яркой, "внешне эффектной подаче изображаемого"10 , к зрелищности, позднее (в эпоху классицизма) - к крупному плану11 и т.д. 6. Задачи современной журналистики. Никто, разумеется, не спорит: границы трех родов словесного искусства всегда были и остаются размыты и непостоянны. Всегда были и будут благодатными талантливые нарушения границ (от бесталанных тоже никто не гарантирован). Приметами эпоса, лирики и драмы наделены и пресса, и радио, и телевидение. Мне важно было сейчас в каждом роде массовой коммуникации подчеркнуть его природную доминанту, его главную особенность, соотносимую с тройственной функцией человеческого языка: с репрезентацией - эпос, с экспрессией - лирика и с апелляцией - драма12 . Можно было бы конкретнее и детальнее описать своеобразные субстраты, т.е. преобладающие характеристики, содержащиеся в основе трех родов словесного искусства - эпический, лирический и драматический субстраты - и обстоятельнее соотнести их с природой газеты, радио и телевидения, но это уже дело будущего. Признание указанных выше доминант позволяет средствам массовой информации внятнее осознать их постоянные и каждодневные производственно-технологические и образно-коммуникативные сверхзадачи. Признание реальности этих доминант может быть впрямую связано и с долгосрочными формами и способами подготовки (и переподготовки) специалистов в области газетной, радио- и тележурналистики на фундаментальной почве постоянно обновляемого классического филологического образования. Будущий журналист обязан в совершенстве ориентироваться в глубинной природе газетной, радио- и телекоммуникации. Систематическая добыча, обработка и адресное распространение массовой информации (через печать, радио, телевидение) естественно будет соотнесена со знаниями в области эпического, лирического и драматического созидания художественной реальности. 7. Журналистская этика. Люди любой профессии должны обладать определенными, присущими именно этой профессии моральными и этическими качествами. Например, для врачей - это принцип "не навреди"; для учителей - "научи всему, что сам знаешь"; для священника - "наведи на путь истинный". Высокие этические нормы особенно необходимы, на мой взгляд, представителям властных структур. О нравственности наших депутатов и чиновников говорилось и говорится довольно много, в основном негативного. Я не берусь осуждать или оправдывать их, потому что копаться в грязи и при этом оставаться чистым не удавалось никому. ("Политика - грязное дело", а "власть портит"). Очень ответственна работа у тех, кто непосредственно вершит судьбы людей. Судьи должны руководствоваться не только Правом, но и Моралью. Несправедливое решение представителя судебной власти сильнее задевает гражданина, чем аналогичное решение какого-нибудь чиновника или депутата. Ведь в представлении народа, судья - это непредвзятый, независимый, честный и высоко моральный человек (по крайней мере, раньше так считалось). Хотя в последнее время появляются моральные "уроды" (в виде взяточников, покровителей) и в этой среде. Но в целом эта профессия до сих пор авторитетна и уважаема. Помимо трёх предусмотренных законом ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной, - выделяют ещё и четвёртую - журналистскую. Я считаю такое разделение справедливым. Более того, зачастую журналисты обладают большими возможностями, чем традиционные власть имущие. Так оно и должно быть: ведь, по идее, журналист - это "глас народа", его представитель, который может довольно часто контактировать с политиками, депутатами, чиновниками и т. д. А коли он наделён такими сильными полномочиями, то он должен быть особо культурным и нравственно развитым. Именно об этических качествах, которые должны быть присущи журналистам и которыми они обладают в действительности, и пойдёт речь в данной работе. 8. Журналистская независимость. Всё в этом мире кому-то принадлежит. Не являются исключением и средства массовой информации. На сегодняшний день уже все (или почти все) газеты, журналы, теле и радиоканалы поделены между олигархическими группами, властными структурами и крупнейшими, преимущественно процветающими, коммерческими организациями (банками, предприятиями и т.д.). Это вполне нормальное явление, ведь наличие хозяина позволяет СМИ эффективно работать, успешнее привлекать средства на модернизацию и развитие, проводить массовые рекламные кампании для увеличения популярности своих детищ. Однако существование права собственности хозяина на средство массовой информации не должно означать, что он (хозяин) может диктовать редактору и журналистам тематику, стиль, форму издания, теле или радиоканала. Это - в идеале. На практике же зачастую происходит совсем по-иному, особенно в суровой российской действительности. У нас хозяин ставит во главу своего СМИ лояльного, не всегда талантливого редактора, который, в свою очередь, даёт высказаться только лояльным себе и хозяину журналистам. В итоге, периодически выходят, в лучшем случае, те статьи, публикации и передачи, которые каким-либо образом ущемляют права конкурентов и политических оппонентов владельца, а в худшем - те, что откровенно льстят и подхалимствуют ему (то бишь хозяину). Журналисты вынуждены идти на "сделку с дьяволом" и писать соответствующие статьи, даже если это не соответствует их собственным убеждениям. Потому что в противном случае они наверняка потеряют работу и те небольшие средства существования в виде заработной платы, авторских гонораров, премий и т.п. Новую работу опытным журналистам найти не так уж и сложно - в настоящее время только в России появилось несколько сотен новых и совершенно разноплановых изданий, которые нуждаются в профессионалах своего дела. Но где гарантия, что новый хозяин не заставит этих "акул пера" на основе тех же принципов, что и старый?! Лишь немногие особо дорожащие своей честью и обладающие достоинством журналист ЗАКЛЮЧЕНИЕ Современные СМИ предъявляют человеку массы оформленную на новый и новейший лад, скроенную по последнему слову техники художественно-образную картину (модель) мира (или псевдохудожественную, неполноценную версию художественности); СМИ - прежде всего словесно-художественное творчество; древнее понятие "поэзия" расширяется до современного объема СМИ; триада Аристотеля органично вписывается в контекст нынешних СМИ: поэзия оборачивается многоярусным, диковинно разношерстным и на глазах разрастающимся чудищем, включающим в себя и маскульт, и рекламу, и журналистику; СМИ сегодня во многом исполняют обязанности эпоса, лирики и драмы; журналист - поэт массовой культуры; в средней (а может быть, и в высшей) школе есть смысл в XXI веке предусматривать уже специальный предмет - курс "Основы восприятия СМИ как художественной модели мира". Со временем, я думаю, в филологии будет создана историческая поэтика СМИ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема // Лотман Ю.М. Избр. статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 3. Мельников И.Г. Массовая литература // Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины. М., 1999. Кузьмичев И.К. Литературоведение XX века: Кризис методологии. Н. Новгород, 1999. Олешко В.Ф. Социожурналистика: Прагматическое моделирование технологий массово-коммуникационной деятельности. Екатеринбург, 1996. Рождественский Ю.В. Общая филология. М.,1996. Кучерова Г.Э., Гартунг Ю.В. Г. Ле Бон: методологические основы функционирования массовой коммуникации в условиях "эры толпы" // Акценты: Новое в массовой коммуникации: Альманах. Воронеж, 1999. Вып. 3-4. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М., 1968. Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении: Роды и жанры литературы. М., 1964. ХализевВ.Е. Теория литературы. М., 1999. Коперруд Р.. Нельсон Р.П. Как преподносить новости. М., 1998. Хализев В.Е. Лирика // Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины. М., 1999. Ларин Б.А. О лирике как разновидности художественной речи:Семантические этюды // Русская речь. Новая серия. 1 / Под ред. Л.В. Щербы. Л., 1927. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т.2. Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка М., 1993 1 См.: Лотман ЮМ. Массовая литература как историко-культурная проблема // Лотман ЮМ. Избр. статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 3, Мельников И.Г. Массовая литература // Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины. М., 1999; Кузьмичев И.К. Литературоведение XX века: Кризис методологии. Н. Новгород, 1999. 2 Олешко В.Ф. Социожурналистика: Прагматическое моделирование технологий массово-коммуникационной деятельности. Екатеринбург, 1996. С.52. Текст СМИ "обладает целым рядом поэтических, риторических и стилистических особенностей, которые пока еще слабо изучены филологией" (см.: Рождественский Ю.В. Общая филология. М.,1996. С.243). 3 Кучерова Г.Э., Гартунг Ю.В. Г. Ле Бон: методологические основы функционирования массовой коммуникации в условиях "эры толпы" // Акценты: Новое в массовой коммуникации: Альманах. Воронеж, 1999. Вып. 3-4. С. 23. 4 В свое время Г.Д. Гачев обращал внимание на то, что "если мы с точки зрения древних жанров глянем на журналистику, то увидим, что те жанры, которые творились устной молвой, теперь во многом переняты прессой" ( Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М., 1968.С.80). 5 Ср.: Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении: Роды и жанры литературы. М., 1964. С.42. 6 Роды литературы как типы речевой организации литературныхпроизведений - это неоспоримая надэпохальная реальность, достойная пристального внимания" (ХализевВ.Е. Теория литературы. М., 1999. С, 295). 7 Коперруд Р.. Нельсон Р.П. Как преподносить новости. М., 1998. С. 29. 8 Хализев В.Е. Лирика // Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины. М., 1999. С. 134. 9 О тенденциях известной "глобализации" и одновременно "прагматизации" лирики по другим поводам, но в сходном, как мне представляется, направлении размышлял Б.А. Ларин: "От камерной" индивидуальной лирики мы пришли к стихам для большого зала, к "театральной" лирике, и к стихотворным сборникам для Университетской Библиотеки, со стихами "острыми и нужными, как зубочистка" (слова Маяковского)". (Ларин Б.А. О лирике как разновидности художественной речи: Семантические этюды // Русская речь. Новая серия. 1 / Под ред. Л.В. Щербы. Л., 1927. С.42). 10 Хализев В.Е. Драма // Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины. С.89. 11 Еще Ницше по поводу подобного крупного плана заметил: "Люди свободно лгут ртом, но рожа, которую они при этом корчат, все-таки говорит правду" (Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т.2. С.303). 12 См.: Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка М., 1993. С.34. 20 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|