|
|
Электронные средства массовой информации в России1. Содержание Введение 3 1 Структура телерадиокомпании и информационного агентства 5 2 Обзор законодательства об электронных средствах массовой информации 6 2.1 Регистрация теле- (радио-) программы 8 2.2 Заявление о регистрации 8 2.3 Освобождение от регистрации 9 2.4 Отказ в регистрации 9 2.5 Регистрационный сбор 10 3 Интернет - электронное средство массовой информации. Перспективы развития 11 4 Сайт электронного средства массовой информации 16 5 Использование электронных средств массовой информации 18 6 Электронные СМИ в период проведения выборов 19 6.1 На какие средства массовой информации возлагается наибольший 19 6.1 объем дополнительных обязанностей, связанных с проведением выборов? 20 6.2 Каким образом СМИ могут участвовать в предвыборной агитации? 20 6.3 Сроки проведения предвыборной агитации через СМИ. 21 6.4 Какой установлен порядок взаимодействия средств массовой информации с избирательными комиссиями? 21 6.5 Порядок предоставления бесплатного эфирного времени электронными средствами массовой информации. 22 6.6 Порядок предоставления платного эфирного времени электронными средствами массовой информации. 23 7 Экономика электронных СМИ 24 8 Право и права операторов многоканальных ТВ-систем. Кабельное телевидение 27 8.1 Лицензирование 28 8.2 Платные услуги радиочастотной службы 29 8.3 Зарубежный контент 29 8.4 Размер взносов 30 8.5 Оплата частотного ресурса при эфирном телевещании 31 Заключение 32 Литература 35 Введение В России быстрее всех развивался телевизионный рынок. Используя свои уникальные возможности представления зрителям визуальной информации, телевидение быстро перехватило у прессы ряд ее важнейших функции и оттеснило ее в ту часть информационного пространства, где телевизионные возможности оказались недостаточными. Этот сектор рынка продолжает свое развитие, в нем создают новые компании и программы. Новейшие технические средства позволяют телевидению расширять регионы своего воздействия и увеличивать свою аудиторию. В начале 90-х годов в России начал формироваться и рынок информационных агентств. В Советском Союзе он был представлен лишь двумя государственными агентствами - ТАСС, имевшим свои отделения во всех союзных республиках, и АПН (Агентство печати "Новости"). После распада Союза этот рыночный сектор претерпел коренные изменения. Кроме нескольких сохранившихся общенациональных агентств, в России возникли сотни негосударственных центральных и региональных агентств, работающих на коммерческих началах и специализирующихся на различных направлениях подготовки журналистской информации для всех остальных СМИ. В 90-х годах зародился еще один - пятый по счету - самый перспективный сектор рынка периодических изданий. Возник рынок электронной информации, на котором представлены электронные версии ряда газет и других печатных изданий. С включением российских СМИ во всемирную сеть Интернетон быстро становится важнейшим сектором информационного рынка страны. В настоящее время электронные средства массовой информации имеют очень большое влияние на общество, и сами СМИ - это часть общества, и они такие, как само общество. Так сообщил в 19 декабря 2002 г. президент РФ Владимир Путин, отвечая на вопрос жителя Хабаровска. Вопрос о том, что в СМИ много насилия и жестокости не нов, и его часто задают граждане, особенно в регионах. В начале 90-х годов очень много было нареканий на правоохранительные органы, но они, так же как и СМИ, - это часть нашего общества, они такие же, как само общество, сказал российский президент. Он также подметил, что те каналы и передачи, где много насилия и секса пользуются наибольшей популярностью в обществе, и именно размещая там рекламу, стоимость которой зависит от рейтинга передачи, телеканалы зарабатывают деньги. Необходимо заметить, что в электронные средства массовой информации вливается и периодическая печать. С оснащением редакций электроникой и подключением их компьютеров к сети Интернет возникло еще одно перспективное направление - подготовка электронной версии печатного периодического издания. Цель курсовой работы заключается в оценке деятельности электронных средств массовой информации, их влияния на общество, а также в обзоре публикаций, посвященных развитию телевидения, радиовещания и особенно Сети Интернет как новейшего электронного средства массовой информации и пропаганды. Структура телерадиокомпании и информационного агентства Основные характеристики структуры телерадиокомпании включают в себя элементы трех частей коллектива - творческой, технической и коммерческой. Обычно формируется звено управления, которому подчиняются подразделения звена исполнения. В современной структуре телерадиокомпании возрастает значение коммерческих структур, обеспечивающих выпуск издания. Но при общих основах каждый творческо-производственный коллектив отличается своими особенностями. Они определяются спецификой СМИ и процесса создания его продукции - телерадиопрограммы, бюллетеня или вестника. Многообразие видов телерадиокомпаний и агентств сказывается на конкретных характеристиках их структур. Так, коллектив производящей телекомпании построен несколько иначе, чем коллектив вещательной компании, их различия определяются, в частности, ролью продавца или покупателя, которую они играют на информационном рынке. Структуры общенационального информационного агентства ИТАР-ТАСС и небольшого регионального агентства на первый взгляд имеют мало общего - сказываются различия их задач и масштабов их деятельности. И все же несмотря на эти особенности, руководители коллектива любого СМИ, определяя его структуру, вынуждены исходить из предъявляемых к ней требований и принципов редакционной деятельности. Деятельностью коллектива любой телекомпании, независимо от ее типа, руководят генеральный директор, генеральный продюсер и главный редактор, определяющие лицо компании, характер ее продукции и распоряжающиеся ее финансами. Им подчиняются творческие объединения, создающие программы. Обычно такое объединение - группа тележурналистов: автор, режиссер, ведущий и др. - работает на определенном тематическом направлении - готовит новостные программы, художественные, спортивные и др. В творческое объединение включают представителей технических подразделений - отделов операторов, звукооператоров и др., которые входят в техническую дирекцию, возглавляемую своим директором. Исполнительный директор объединения контролирует использование средств, предоставленных для подготовки программы. Руководителям коллектива подчиняются и коммерческие структуры: отделы или группы маркетинга, рекламы и др. Варианты подобной структуры коллектива можно встретить в большинстве телерадиокомпаний. На радио в нее включают подразделения, связанные со спецификой СМИ, - радиостудии и др. А в информационном агентстве основными творческими подразделениями становятся редакции - тематические или региональные. Такая редакция может включать несколько отделов, каждый из которых готовит информацию, связанную с какой-то стороной основного тематического направления или с частью региона. Она передается выпускающему, который формирует из нее тематические блоки для распространения. Обзор законодательства об электронных средствах массовой информации Под электронными средствами массовой информации понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год; под продукцией электронного средства массовой информации понимается отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы. Развитие телерадиовещания имеет свою историю, которая тесно связана с развитием коммуникационных процессов и появлением в вещательном диапазоне негосударственного телевидения и радио. Одной из страничек этой истории была проблема создания правовой базы новой модели вещания. Лишь сравнительно недавно были получены ответы на вопросы: кто должен регистрировать электронные СМИ, на каких принципах будет основано лицензирование телерадиовещания, как получить разрешение на использование номинала частоты. В настоящее время законодательно определен порядок создания электронных СМИ. Он включает: 1) регистрацию теле- (радио-) программы; 2) получение лицензии на право эфирного или кабельного телерадиовещания; 3) получение разрешения на использование номинала радиочастоты; 4) получение разрешения на приобретение, ввоз, установку и эксплуатацию РЭС. Комиссия наряду с разработкой планов использования радиочастотного ресурса и таблиц распределения полос радиочастот между пользователями радиоэлектронных средств с радиоизлучением, подготовкой нормативных документов, регламентирующих порядок приобретения, проектирования и строительства, эксплуатации на территории РФ и ввоза из-за границы радиоэлектронных средств и других источников излучения радиочастотного диапазона, занимается регистрацией электронных СМИ и определяет техническую, финансовую и профессиональную готовность субъектов хозяйствования на осуществление деятельности по телерадиовещанию. Существует также необходимость заниматься надзором за состоянием сетей и средств электросвязи, использованием радиочастотного ресурса на территории республики и обеспечением электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств. На правовое регулирование организации деятельности электронных СМИ влияют международные соглашения. В частности, Международная конвенция электросвязи, которая определяет электросвязь как всякую передачу, излучение или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по проводной, радио, оптической или другим электромагнитным способом. Регистрация теле- (радио-) программы Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации. Заявление о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно1: на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территории нескольких республик в составе Российской Федерации, нескольких краев и областей, - подается учредителем в Министерство печати и информации Российской Федерации; на территории республики в составе Российской Федерации, края, области, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона, - подается учредителем в соответствующие территориальные органы Государственной инспекции по защите свободы печати и массовой информации при Министерстве печати и информации Российской Федерации. Учредителю либо лицу, действующему по его уполномочию, высылается (выдается) уведомление о приеме заявления с указанием даты поступления. Заявление о регистрации подлежит рассмотрению регистрирующим органом в месячный срок с указанной даты. Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации. Учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации. В случае пропуска этого срока свидетельство о регистрации средства массовой информации признается недействительным. Заявление о регистрации В заявлении о регистрации средства массовой информации должны быть указаны2: 1) сведения об учредителе (соучредителях), обусловленные требованиями настоящего Закона; 2) название средства массовой информации; 3) язык (языки); 4) адрес редакции; 5) форма периодического распространения массовой информации; 6) предполагаемая территория распространения продукции; 7) примерная тематика и (или) специализация; 8) предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем средства массовой информации; 9) источники финансирования; 10) сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем. К заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату регистрационного сбора. Предъявление иных требований при регистрации средства массовой информации запрещается. Освобождение от регистрации Не требуется регистрация3: средств массовой информации, учреждаемых органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов; периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров; радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия, либо имеющим не более десяти абонентов; аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров. Отказ в регистрации Отказ в регистрации средства массовой информации возможен только по следующим основаниям4: 1) если заявление подано от имени гражданина, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, не обладающих правом на учреждение средств массовой информации в соответствии с настоящим Законом; 2) если указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности; 3) если название, примерная тематика и (или) специализация средства массовой информации представляют злоупотребление свободой массовой информации в смысле части первой статьи 4 настоящего Закона; 4) если данным регистрирующим органом либо Министерством печати и информации Российской Федерации ранее зарегистрировано средство массовой информации с теми же названием и формой распространения массовой информации. Извещение об отказе в регистрации направляется заявителю в письменной форме с указанием оснований отказа, предусмотренных настоящим Законом. Заявление о регистрации средства массовой информации возвращается заявителю без рассмотрения, с указанием основания возврата: 1) если заявление подано с нарушением требований части второй статьи 8 или части первой статьи 10 настоящего Закона; 2) если заявление от имени учредителя подано лицом, не имеющим на то полномочий; 3) если не уплачен регистрационный сбор. После устранения нарушений заявление принимается к рассмотрению. Регистрационный сбор За выдачу свидетельства о регистрации взимается регистрационный сбор в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации. Для средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного или эротического характера, устанавливается повышенный, а для специализирующихся на сообщениях и материалах для детей и подростков, инвалидов, а также образовательного и культурно-просветительского назначения - пониженный регистрационный сбор5. В случае отказа в регистрации, а равно отказа от регистрации заявитель имеет право на возврат регистрационного сбора в течение трех месяцев начиная с указанной в уведомлении даты поступления заявления о регистрации. Основанием для возврата денег по месту уплаты регистрационного сбора является документ о его уплате, на котором по просьбе заявителя делается отметка регистрирующего органа "Регистрация не произведена". Обзор законодательства об электронных средствах массовой информации позволяет сделать вывод о том, что, по сути, все подзаконные нормативные акты затрагивают только организационно-техническую сторону создания и деятельности электронных СМИ. Главные же вопросы - независимости электронных СМИ, их взаимоотношения со всеми ветвями власти, особенности рекламной деятельности и ответственности вещателей - остаются до конца неурегулированными. Закон о печати специфику электронных СМИ не учитывает. Однако развитие вещательных систем, а также необходимость создания благоприятных условий для становления и функционирования всех видов вещания, в том числе и частных радио и телевидения, требует закрепить правовые основы организации электронных СМИ в специальном законе о телерадиовещании. Закон сможет вобрать в себя испытанные временем механизмы организации телевидения и радиовещания, учтет особенности организации и деятельности электронных средств массовой информации, позволит ввести новые формы в систему вещания и обеспечить информационное разнообразие. Интернет - электронное средство массовой информации. Перспективы развития Трагический пожар на Останкинской телебашне послужил новым толчком в поисках альтернативных способов организации телевещания. В сентябре 2000 года целый ряд отечественных телекомпаний впервые начал регулярную трансляцию своих программ через Интернет. Сегодня пользователи, имеющие высокоскоростной доступ к Сети, могут смотреть на экранах своих компьютеров "эфирные" телепередачи практически всех основных каналов: ОРТ (www.ortv.ru), НТВ (www.ntv.ru), РТР (www.ptp.ru), "Культура" (www.cultura.ru), ТВЦ (www.tvc.ru), ряда петербуржских каналов (www.pitertv.ru) и др. Эксперименты по телевещанию в Интернете (как в прямом эфире, так и в записи) проводят и другие компании. Организация телевещания через Сеть - еще один шаг к созданию на базе Интернета единой глобальной информационной среды масс-медиа, способной коренным образом изменить представления людей о средствах массовой информации6. Интернет в качестве основы масс-медиа привлекателен прежде всего, высокой надежностью. Дело в том, что Интернет, вернее его "предтеча" ARPAnet, разрабатывался Министерством обороны США как средство обмена информацией в условиях ядерной войны. Поэтому используемые в нем технологии, основанные на протоколах TCP/IP (в частности, пакетная передача данных и динамическая маршрутизация), позволяют сохранять функционирование глобальной Сети как единого целого даже в том случае, если нарушается работоспособность серверов и каналов связи внутри отдельных регионов. В этом случае IP-маршрутизаторы быстро переключают сетевой поток данных на неповрежденные линии связи. Можно с большой вероятностью предполагать, что если бы сегодня высокоскоростное подключение к Сети имелось в каждом доме, то пожар в Останкино нарушил бы вещание в Москве и Московской области лишь на несколько десятков минут - время, требуемое для переключения с радиоэфира на каналы Интернета. Но главное, неоспоримое преимущество Всемирной Паутины - ее интерактивность. В процессе работы с информацией, размещенной на сайтах World Wide Web, пользователь не просто "просматривает то, что ему дают" (как, например, при чтении обычной газеты или журнала, где подбор материалов осуществляет редакция), но сам выбирает, какие именно данные будут переданы по каналам связи на его компьютер. Таким образом, все лишнее, ненужное в данный момент остается "за кадром". Кроме того, интерактивность предполагает двустороннюю связь пользователя с выбранным сайтом, что позволяет организовывать в Сети обмен мнениями и голосование в режиме реального времени, заказ товаров и услуг в Интернет-магазинах и т. д. Получая подобные интерактивные возможности, телевидение меняется до неузнаваемости. Можно представить себе, что, придя вечером после работы, и, как обычно, усаживаясь на диван напротив "голубого экрана", вместо привычного пульта дистанционного управления - в руках клавиатура ПЭВМ (возможно, несколько упрощенная), снабженная беспроводной ИК-связью. И вместо того, чтобы ждать, когда же начнут передавать последние известия, мы немедленно сами "создаем" новостной выпуск, запрашивая подборку информации по интересующим темам из сетевой базы данных, дополняемой и корректируемой круглые сутки. При желании можно обратиться к архиву новостей или запросить "ретроспективу" любого интересующего события: компьютер продемонстрирует все сюжеты, касающиеся данной темы в прямом или обратном временном порядке. С помощью систем искусственного интеллекта можно даже получить подборку сюжетов, связанных между собой по смыслу в рамках некоторой заданной линии ассоциаций. Причем эти сюжеты могут быть взяты из различных баз данных - получится своего рода "дайджест" по новостным программам нескольких телекомпаний, как отечественных, так и зарубежных. Так что переключать каналы в поисках нужного не придется. Все это касается не только новостей - любую телепередачу, фильм или мультфильм можно будет запросить для просмотра из соответствующей базы данных. Более того, можно провести поиск фильмов по какой-то одной тематике или с участием какого-либо артиста. И даже дать компьютеру задание "найти то, не знаю что", указав в качестве ключа приблизительное описание сюжета и воспользовавшись ассоциативным поиском при помощи все той же системы искусственного интеллекта. В итоге не только отпадет потребность в телепрограммах на неделю, но и прекратятся вечные сетования, что "когда есть время посмотреть телевизор, то ничего интересного нет". Что касается видеомагнитофонов, то они, по всей видимости, превратятся в музейную редкость: благодаря Интернету каждому зрителю в любой момент станет доступен любой фильм планеты. (Даже если фильм или передача будет идти на незнакомом языке, компьютерные программы обеспечат синхронный перевод в титровой или голосовой форме.) Проект базы данных, включающей большое число видеозаписей, доступных через Интернет, уже всерьез обсуждают специалисты. Правда, об автоматическом синхронном переводе речь пока не идет, но быстрое развитие технологий компьютерного перевода совместно с распознаванием и синтезом речи сделают это реальным, возможно, уже в ближайшие несколько лет. Проведение через Интернет всенародных референдумов (по крайней мере предварительных), а также обсуждений "в прямом эфире" той или иной темы зрительской аудиторией размером во всю Россию (а в отдельных случаях, может быть, и во весь земной шар) станет делом простым и обыденным. Что касается рекламодателей, то они, возможно, выиграют от подобных новшеств больше всех: телереклама перестанет быть только голословной похвальбой, а превратится в информационную службу поиска, выбора и заказа желаемых товаров или услуг. Интеграцию с Интернатом переживает сегодня не только телевидение. Радиокомпании начали "живое" вещание через Сеть еще раньше. (Например, радио "Маяк" - www.radiomayak.ru, "Эхо Москвы" - www.echo.msk.ru.) Меняется и принцип издания газет, журналов, книг: уже сегодня содержание большинства из них можно найти на сайтах World Wide Web7. По-видимому, в недалеком будущем произойдет полное слияние на базе Интернета различных средств массовой информации - телевидения, радио, "бумажной" и электронной прессы - в некую единую информационную среду, объединяющую жителей всей планеты. Если "подключить" сюда технологию "виртуальной реальности", то станет возможна реализация и вовсе фантастических идей, основанных на "телеприсутствии": зрители смогут лично "участвовать" в том или ином событии, которому посвящен репортаж, "посещать" музеи и заповедники различных стран. К тому времени, когда все это произойдет, домашние компьютеры тоже изменятся. Скорее всего, они превратятся в "приставку к телевизору", роль которой будет сводиться лишь к обеспечению ввода пользователем некоторой информации, передаче ее в Сеть, приему информации из Сети и ее отображению на экране. Прикладное программное обеспечение - текстовые или графические редакторы, электронные таблицы и прочие офисные пакеты - также можно будет запускать из Сети: подобные проекты, позволяющие за небольшую плату арендовать размещенную на сайте Интернета программу вместо того, чтобы покупать себе отдельную ее копию, активно обсуждаются в настоящее время. Разумеется, реализовать на практике все описанное выше не так уж просто. В первую очередь необходимо обеспечить надежный и высокоскоростной доступ в Интернет. Как это сделать? Наиболее очевидный способ - создание оптоволоконной или кабельной сети. Сегодня уже имеются проекты жилых домов, которые предписывают прокладку оптоволоконных линий в каждую квартиру - точно так же, как проведение газа, водопровода, электричества и радио. Возможно, в самом ближайшем будущем оптоволоконной сетью начнут оснащать уже построенные дома. Обычно основные затраты при подключении к Интернету по оптоволокну приходятся на прокладку кабеля от провайдера к клиенту. Учитывая это, компания МАкомнет совместно с Московским метрополитеном предложили любопытный проект, который в настоящее время практически полностью завершен. Идея этого проекта - проложить оптоволоконную сеть в тоннелях метро, избегая таким образом значительной части затрат на работу. Чтобы подключиться к этой сети, пользователю требуется лишь проложить оптоволоконную линию от квартиры до ближайшей станции метро или любого выхода из тоннеля на поверхность. Обычно это сравнительно недалеко и, соответственно, не слишком дорого. Аналогичные проекты реализованы и в других городах. Например, сеть Канком оператора Киевской волоконно-оптической сети охватывает территорию Киева, прилегающую к линиям метрополитена. Внести свой вклад в дело "интернетизации" способны, конечно же, и уже проложенные сети кабельного телевидения, если объединить их в одну систему. Другой возможный способ, обсуждаемый специалистами, - использование для доступа в Интернет обычных "радиорозеток", имеющихся почти в каждой квартире, и даже передача информации по электросети (хотя при этом придется преодолевать немалые трудности по борьбе с электромагнитными помехами). Однако скорость и надежность связи по таким проводным линиям существенно ниже, чем по оптическим. Можно надеяться, что после преобразования телевидения и радио в "Интернет-медиа" удастся "переключить" на это направление потоки денежных поступлений за публикацию рекламы, что тоже позволило бы удешевить работу с Интернетом для рядового пользователя. Возможно, уже в самом скором времени нам доведется увидеть и услышать на всех языках мира слоган: "Говорит и показывает Интернет!". Сайт электронного средства массовой информации Рассмотрим, чем отличается сайт электронного средства массовой информации (СМИ) от обычного бизнес-сайта. Ведь и в том и в другом случае существуют разделы сайта и конечные страницы, только в СМИ они называются "статьями". Как посетитель находит нужную информацию в бизнес-сайте: передвигаясь по структуре сайта от меню верхнего уровня до нужного ему подраздела; переходя по перекрестным ссылкам с других страниц сайта используя поиск по ключевому слову. То есть, любой документ обычного сайта имеет один характеризирующий его параметр - местоположение в дереве структуры сайта и один поисковый - ключевое слово. Поиск информации в электронном СМИ может производиться несколькими различными путями: перемещаясь по структуре сайта, как в обычном сайте (раздел сайта); по рубрике; по подрубрике (теме); по номеру издания; по дате издания; по периоду публикации; по автору (авторам); переходя по перекрестным ссылкам с других страниц сайта и других статей; по ключевым словам. Кроме того, статьи в СМИ могут иметь характерные особенности: заголовок статьи, подзаголовок, анонс, ссылки на смежные статьи по теме и т.д. Система управления электронными СМИ также имеет некоторые особенности, например: необходимо иметь возможность управлять порядком следования статей внутри номера не все статьи могут иметь свои анонсы на стартовой странице издания, поэтому добавляется еще один параметр - анонсировать ли статью на первой странице должна быть возможность автоматической (по времени) или полуавтоматической (инициируемой администратором) рассылки статей из последнего номера подписчикам по электронной почте. К тому же, подписчик должен иметь выбор, получать ли только заголовки статей, их анонсы или же статьи полностью, а также выбора интересующих его рубрик. более сложный поиск в архиве издания. многие СМИ публикуют программы телепередач. Необходимо обеспечить посетителям возможность просмотра программы как целиком, так и по дням недели или по отдельным каналам. Постоянные авторы статей должны иметь собственные подразделы (личные страницы или отдельные сайты) в рамках издания, где они могут публиковать информацию о себе, организовывать форумы по своей тематике, книги отзывов и т.д. На этих же личных страницах авторов должен автоматически формироваться перечень статей, написанных данным автором. Стандартная практика, когда разрешение на публикацию статьи дает редактор. Значит, в системе управления должно быть предусмотрено, что создавать статью может автор (журналист), а доступность ее для просмотра посетителями устанавливает администратор соответствующего уровня (редактор). Теперь уже из практики известно, что некоторые издания публикуют статьи следующего номера в течение длительного времени и открыть их как "свежий номер" (сделать доступными для посетителей) необходимо в конкретный момент времени. Система управления должна позволять задавать время автоматического открытия "свежего" номера. К примеру, статьи в электронной версии газеты "Республика Татарстан" размещаются на сайте в течение рабочего дня, а в полночь система "Экспресс-Веб" "выкладывает" их на сайт как "последний номер" и производит их рассылку подписчикам по электронной почте. Все это происходит автоматически, без участия администратора сайта. Таким образом, использование обычных инструментов управления сайтом для электронных СМИ не подходит. В системе "Экспресс-Веб" существует блок специализированный модулей, позволяющих управлять практически любым электронным СМИ - газетой, журналом, бюллетенем и т.д. Этот блок так и называется - "модуль СМИ". В его состав входят отдельные функционалы: Основной блок СМИ: Номера изданий Статьи изданий Авторы статей Дополнительный блок СМИ: Программы телепередач Гороскоп Календарь событий Новостная лента и некоторые другие (форумы, доски объявлений, опросы и т.д.) Использование электронных средств массовой информации В последнее время большой популярностью пользуются электронные средства массовой информации. Так, например, Бюллетень Счетной палаты зарегистрирован в качестве электронного средства массовой информации Счетная палата Российской Федерации выступила учредителем нового электронного периодического издания и получила от Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций свидетельство о регистрации Бюллетеня Счетной палаты в качестве электронного средства массовой информации. Электронное периодическое издание "Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации" создано в целях более полного информирования общества по вопросам государственного финансового контроля в Российской Федерации, а также о результатах контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты. Бюллетень Счетной палаты будет регулярно выходить в разделе "Бюллетени" Web-сайта Счетной палаты, функционирующего в Интернете по адресу www.ach.gov.ru. Счетная палата уделяет особое внимание вопросам информационной политики, в том числе развитию своего Интернет-представительства. Председатель Счетной палаты Сергей Степашин в начале 2001 года выразил уверенность, что информация, опубликованная на Web-сайте Счетной палаты, послужит решению назревших экономических проблем, скорейшему искоренению нарушений и злоупотреблений в финансовой сфере. Электронные СМИ в период проведения выборов В период проведения выборов различных уровней (федерального, регионального, местного) на средства массовой информации возлагается целый ряд дополнительных обязанностей, что является важным условием проведения открытых, свободных и демократических выборов. Общие обязанности средств массовой информации, действующие на всех выборах, проводимых в Российской Федерации устанавливаются в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 года, который в настоящее время действует с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 года. По сравнению с другими избирательными законами этот Федеральный закон имеет более высокую юридическую силу. Конкретизация обязанностей средств массовой информации применительно к федеральным выборам содержится в Федеральном законе "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 28 апреля 1995 года и в Федеральном законе "О выборах Президента Российской Федерации" от 17 мая 1995 года. Важно отметить, что данные законы были приняты до вступления в силу Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и должны действовать с учетом законодательных нововведений, содержащихся в этом Федеральном законе. В настоящее время в Государственной Думе к принятию во втором чтении готовится новая редакция Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Конкретные обязанности средств массовой информации при проведении выборов в субъектах Российской Федерации (выборов главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, депутатов законодательных органов государственной власти, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов представительных органов местного самоуправления) устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, которые принимаются в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". На какие средства массовой информации возлагается наибольший объем дополнительных обязанностей, связанных с проведением выборов? Есть целый ряд обязанностей средств массовой информации, которые в равной степени распространяются на все СМИ в период выборов: это, в частности, обязанности не допускать злоупотребления свободой массовой информации, соблюдать установленные сроки проведения предвыборной агитации, публиковать в установленном порядке результаты социологических исследований и ряд других. Вместе с тем законодательством выделяется особая категория средств массовой информации, на которые возлагается максимальный объем обязанностей, связанных с проведением избирательных кампаний. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает, что к таковым относятся организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и периодические печатные издания, которым присуще хотя бы одно из следующих свойств: учредителем (соучредителем) данной организации или издания должны являться государственные или муниципальные органы, организации, учреждения; эта организация или издание должны финансироваться не менее чем на 15 процентов от собственного бюджета за год до назначения выборов за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. На указанные организации и издания (условно - регулируемые СМИ), в частности, возлагаются обязанности по обеспечению зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам равных условий проведения предвыборной агитации, предоставлению им бесплатного эфирного времени, бесплатного места на полосе печатных изданий, по публикации решений избирательных комиссий, а также данных о финансовых операциях, совершаемых по специальным счетам избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. Каким образом СМИ могут участвовать в предвыборной агитации? Предвыборной агитацией признается деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них. Средства массовой информации не относятся к самостоятельным субъектам предвыборной агитации. Однако данная агитация может осуществляться посредством СМИ теми субъектами, за которыми это право признано в законодательстве. Следует иметь в виду, что в предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения. СМИ обязаны обеспечить соблюдение этого запрета. Сроки проведения предвыборной агитации через СМИ. Проведение предвыборной агитации через СМИ должно укладываться в те сроки, которые установлены для агитации в пользу соответствующих кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата (списка кандидатов) и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. В случае проведения повторного голосования предвыборная агитация возобновляется со дня официального опубликования решения о назначении повторного голосования и прекращается в ноль часов за сутки до дня повторного голосования. Законами особо оговариваются сроки проведения зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками предвыборной агитации на каналах регулируемых электронных СМИ. Данная агитация, как правило, начинается после распределения между кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками бесплатного эфирного времени. Какой установлен порядок взаимодействия средств массовой информации с избирательными комиссиями? Регулируемые СМИ должны предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий, а также предоставлять избирательным комиссиям бесплатное эфирное время для информирования избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, о кандидатах. Возникающие при этом расходы данных СМИ покрываются за счет их текущего бюджетного финансирования. Иные СМИ обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на их обращения в сроки, установленные законами. Также следует иметь в виду, что акты и решения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для средств массовой информации. Порядок предоставления бесплатного эфирного времени электронными средствами массовой информации. Регулируемые электронные средства массовой информации обязаны предоставлять бесплатное эфирное время зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам. Предоставление бесплатного эфирного времени зависит от масштаба территории, на которую соответствующим СМИ осуществляется телерадиовещание. Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что при проведении выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого каждой общероссийской организацией, осуществляющей телерадиовещание, должен составлять не менее одного часа в рабочие дни. Соответствующие региональные организации на этих же выборах обязаны выделять не менее 30 минут бесплатного эфирного времени в рабочие дни, а в случае если их общее время вещания составляет менее двух часов - не менее одной четвертой общего объема времени вещания. В соответствии с законом бесплатное эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую территорию. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации за отдельными изъятиями, установленными законом. Так, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что не менее одной трети от общего объема выделяемого бесплатного эфирного времени отводится кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам для совместного проведения дискуссий, круглых столов и иных аналогичных агитационных мероприятий. Распределение бесплатного эфирного времени как правило осуществляется путем жеребьевки, проводимой избирательными комиссиями в присутствии кандидатов, представителей избирательных объединений избирательных блоков и представителей соответствующих СМИ. Эфирное время распределяется между кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками на равных основаниях, то есть никто из названных субъектов не имеет преимущества в получении эфирного времени на лучших условиях (по длительности эфирного времени, времени выхода в эфир и т.п.). Порядок предоставления платного эфирного времени электронными средствами массовой информации. Порядок предоставления платного эфирного времени несколько отличается для регулируемых и иных электронных СМИ. Регулируемые электронные СМИ, осуществляющие телерадиовещание, на территории, на которой проводятся выборы, обязаны резервировать платное эфирное для проведения предвыборной агитации кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками. Общей объем резервируемого эфирного времени не может быть меньше общего объема эфирного времени, выделенного бесплатно. Платное эфирное время предоставляется по требованию кандидатов, избирательного объединения, избирательного блока. Между регулируемым СМИ и кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком заключается договор на предоставление платного эфирного времени. При этом тариф оплаты не может определяться отдельно для каждого кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. Тариф должен быть единым для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. Данный тариф должен быть определен заранее и опубликован не позднее дня, когда начинается выдвижение кандидатов (списков кандидатов). При проведении выборов по мажоритарной системе, когда требуется утвердить схему избирательных округов, выдвижение кандидатов, как правило, начинается со дня утверждения схемы избирательных округов, в иных случаях выдвижение кандидатов начинается со дня назначения выборов. Каждый кандидат имеет право на предоставление равной доли платного эфирного времени. Форма использования платного эфирного времени определяется кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком самостоятельно. Организации, осуществляющие телерадиовещание и не относящиеся к регулируемым СМИ, вправе на договорной основе предоставить эфирное время кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам. При этом данные организации обязаны обеспечить равный уровень оплаты эфирного времени, а также равные условия его предоставления (по времени выхода в эфир и иным существенным параметрам) для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. Во всех случаях, независимо от характера организации, осуществляющей телерадиовещание, оплата эфирного времени осуществляется исключительно через избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и должна производиться в полном объеме до предоставления им эфирного времени. Конкретное время предоставления эфирного времени, как правило, определяется путем жеребъевки, которая проводится соответствующим СМИ. Экономика электронных СМИ В середине 90-х модно было иметь бумажную корпоративную прессу, о которой впрочем, обычному читателю мало что известно (одна из историй успеха в этом жанре - переход в свободное плаванье и на самофинансирование журнала "HardnSoft", родившегося в компьютерной компании R-Style в 1994 году)8. В конце 90-х для торговых фирм и компаний-производителей стало модным иметь не только сайт, но и корпоративный подписной лист рассылки, в лучшем из своих вариантов оформленный как корпоративное издание (это, правда, почти чистый маркетинг, начавшийся еще с "Cognitive News" в 1995 году). Ну а крупные интернет-холдинги, как правило, успевшие отхватить некоторую сумму инвестиций в 1999-2000 году, сделали модой владение собственными электронными СМИ. На первый взгляд, главной причиной появление электронных СМИ у интернет-холдингов было нежелание ни с кем делиться деньгами и трафиком, потому что дешевле иметь все свое: баннерную сеть, рекламное агентство, электронную газету... Но инвестиции в сетевую газету нужны гораздо весомее, чем в случае с рекламным агентством или сетью обмена баннерами. Так, еще во время четвертого РИФа тогдашний главный редактор газеты Утро.ру М. Гуревич привел данные по стоимости создания интернет-издания. Были озвучены расходные бюджеты, на которые в дальнейшем все и ссылались. По данным Гуревича разработка интернет-СМИ требует 100 тысяч долларов фиксированных расходов в качестве "подъемных" (включая компьютеры, канал и т.п.) и 50 тысяч долларов ежемесячно (это расходы на редакцию средней величины в два десятка человек). Эти суммы сильно уступают бюджетам из слухов о восьми-десяти "лесинских" миллионных инвестиций в Страну.ру, но дают нам понять, что запускать неспециализированое электронное СМИ, не имея на то 500 тысяч долларов на первое время, сейчас могут только Герман Клименко и отдельные энтузиасты - частные лица. Баннерный бизнес пока не может прокормить СМИ традиционных размеров. Но и электронные СМИ самостоятельно кормятся главным образом в нише компьютерной прессы (3dNews, iXBT). Однако Германа Клименко, у которого трафика и баннерогенерящих ресурсов и так в последние годы было достаточно, подвигло на создание своего электронного СМИ намерение создать сайт, который должен именно продавать рекламу, причем так дорого, как это только возможно (по аналогии с дорогой рекламой в бумажном "Московском комсомольце"). Речь идет о Newspepper.ru, который должен быть официально возрожден в начале 2002 года (после своего закрытия в июле 2001 года). На вопрос Internet.ru "Зачем Раксу Пеппер.ру?" Клименко написал, что "ответ не такой простой, и в две строки не уместится". Однако ясно, что лидирующей народной газеты, где есть все - криминал, секс, музыка и политика - пока еще утвердилось в Рунете, несмотря на относительно успешное существование Дней.ру9. Электронные СМИ как способ показывать много баннеров для сравнительно качественной аудитории - вполне пригодный инструмент, это даже не нуждается в доказательствах, достаточно посмотреть на данные счетчиков. Но у всех СМИ много показов идет в отвал. С целью саморекламы на такой ответственный шаг как издание собственного журнала чаще решаются фирмы, которые продвигают не просто товары, а технологии. Под эту категорию попадают не только какие-нибудь Adobe Magazine, но и веб-ресурсы компаний, продающих политические технологии. Те, кто заглядывает на smi.ru/smi/, знают, что в стране идет информационная война. Ну рупор влияния как причина появления электронных газет эксплуатирует два стандартных аргумента: наличие в Сети большинства лидеров мнений и то, что десяток интернет-СМИ по численности аудитории уже превзошли бумажные еженедельники, большинство FM-радиостанций и часть общей прессы. Обычно СМИ влияния работают как независимый информационный ресурс, активизируясь в качестве ангажированного СМИ в ключевые моменты типа выборов. Вообще, отношения собственности большинства СМИ - предмет умолчания, электронные СМИ - не исключение. Неизвестны, к примеру, инвесторы SMI.ru, Strana.ru, Vesti.ru, Inopressa, а такая прозрачная схема собственности электронных СМИ, которую приводит на своем сайте "интернетМедиа Холдинг", похожа на исключительный случай. Пока главной позицией в рекламном прейскуранте СМИ остается независимость, все электронные СМИ, работающие под крылом крупных холдингов, будут испытывать неудобства, если не по справедливости, то из-за стереотипов общественного мнения. Итак, причины появления к жизни электронных СМИ в порядке важности на декабрь 2001 года по экспертной оценке автора: баннерогенерящий ресурс, инструмент влияния, способ заработать. Все эти цели, как правило, представлены с разным весом в разных проектах, иногда дополняясь весьма своеобразными аргументами. По мнению Андрея Травина, к примеру, Clickz.ru, призван просто влить "свежую кровь" в бумажный журнал "Рекламный мир", а "Тостер" делается (по утверждению его инвесторов) исключительно "для души". Особая ситуация в Рунете последних двух лет сохраняет потребность в интернет-СМИ, говорящих от первого лица. Эта потребность все никак не насыщается и компенсируется довольно причудливыми способами: от большого распространения жанра интервью в существующих Интернет-изданиях до... немалой популярности Живого Журнала10. Изданиям, избегающим замыкаться только на новостях первого порядка (кто кого убил и какая власть), еще достаточно места в Рунете. А вот где взять читателей для gzt.ru и других новых общих Инетернет-газет, сказать трудно. Телевиденье столь же электронное СМИ, как и сайт. Развитие телепередач силами интернет-холдингов очень накладно, и на более чем 10-минутную игру или новостую телеленту сил у них вряд ли хватит. Право и права операторов многоканальных ТВ-систем. Кабельное телевидение Сам факт разработки проекта ФЗ "О кабельном телевидении" стал свидетельством признания государством этой подотрасли. Появление первой редакции было встречено кабельным бизнес-сообществом с воодушевлением, ведь, по словам президента Ассоциации КТВ России Ю.И. Припачкина, оно действует в России фактически за пределами правового поля. Ко времени появления второй редакции законопроекта оптимизм сменился прагматизмом. Возникли простые, но коренные вопросы: зачем нужен новый закон? каковы его цели и задачи? насколько они соответствуют потребностям рынка? Каким образом закон будет способствовать развитию кабельного бизнеса вообще и конкретного оператора в частности?11 После детального анализа первого варианта законопроекта пришлось констатировать, что он практически не защищал интересы операторов и создателей сетей КТВ, сохранив условия для привычного ведомственного произвола. От операторов в ассоциацию поступило свыше ста предложений по совершенствованию документа. Законопроект обсуждался на специальном заседании правления АКТР, а также на "круглом столе", организованном ассоциацией в рамках кабельной секции 5-го Конгресса HAT осенью 2001 г. с участием разработчиков из НИИ радио, руководителя Департамента радио, ТВ и спутниковой связи Минсвязи РФ В.И. Павлова, эксперта Комитета по информационной политике Госдумы РФ А.А. Артищева. Оценка АКТР второй редакции документа проведена на фоне возросшей активности по созданию сетей, обострившейся конкуренции, а также все более явного несоответствия нормативно-правового обеспечения задачам развития подотрасли. "Реальных изменений к лучшему нет. Напротив, создается ситуация, допускающая произвол со стороны чиновников и окологосударственных коммерческих структур. В результате бизнес в этой сфере становится непредсказуемым" - так оценил ситуацию в подотрасли вице-президент АКТР Е.Н. Уханов. Теоретически закон "О КТВ" призван урегулировать конфликты интересов посредством введения некоторых ограничений, предусмотрев, разумеется, порядок их введения, реализации и контроля. А конфликтов в кабельной подотрасли сверх меры. Лицензирование С лета 2001 г. данная процедура, которая всегда была трудоемкой, долгой и дорогостоящей (особенно для небольших компаний), еще более отягощена. Формально следуя порядку лицензирования ТВ-вещания12, МПТР фактически прекратило выдачу лицензий на вещательную деятельность операторам многоканальных ТВ-систем (КТВ и MMDS) на том основании, что это противоречит п. 13 Положения о лицензировании ТВ- и РВ-вещания в России: ни одно юридическое лицо не может получить лицензии на осуществление теле- и (или) радиовещания более чем по двум каналам вещания на одну и ту же территорию. Поэтому даже при наличии у кабельного оператора частотной сетки для нескольких десятков каналов получить лицензию он может не более чем на два из них. Тупиковая ситуация вынудила МПТР признать возможность работы кабельного оператора не как вещателя, а как оператора связи. Но в этом случае вещателем должен стать кто-то другой, например телеканалы, имеющие намерение работать в данной кабельной сети. Однако их представители немедленно заявили, что совершенно нереально получить лицензию на каждую из примерно 600 кабельных сетей страны, а затем отслеживать выполнение лицензионных условий в этих сетях (иностранным компаниям по закону о СМИ лицензия на телерадиовещание вообще не выдается). Однако согласно действующему законодательству кабельный оператор не может без нее получить или пролонгировать лицензию Минсвязи России. Круг замкнулся. "Любая телекомпания, которая занимается многопрограммным вещанием либо эфирным (в случае MMDS), либо кабельным, теперь находится в "подвешенном" состоянии", - считает технический директор "Архангельской телевизионной компании", член правления АКТР М.А. Салахутдинов. Правления АКТР и HAT считают оптимальным внесение изменений в п. 13 указанного выше постановления, ограничивающих его действие только традиционным наземным телерадиовещанием, и обратились с предложением к министру РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций М.Ю. Лесину. По сути, такое решение восстановило бы практику лицензирования, существовавшую до 2002 г. Платные услуги радиочастотной службы Почта АКТР полна тревожными письмами об активных действиях вновь созданных окружных радиочастотных центров по обеспечению своего финансирования. В п. 8 Положения о ГРЧС при Минсвязи России сказано: ФГУП "Главный радиочастотный центр" и... радиочастотные центры федеральных округов оказывают услуги на платной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации. В марте 2002 г. региональные РЧЦ разослали кабельным операторам предложения о заключении договоров на возмездное оказание услуг по регулированию использования радиочастот и РЭС гражданского назначения: ежегодно операторы должны выплачивать определенную сумму за заявленные в лицензии частотные каналы, независимо от их фактического использования. Достаточно высокие тарифы к тому же слабо дифференцированы по количеству абонентов сети, что создает угрозу для существования небольших операторов. Зарубежный контент Очень скоро русскоязычные телеканалы Discovery, Eurosport, Animal Planet и др. могут оказаться вне закона. Согласно п. 2 ст. 14 проекта ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О связи" (далее ФЗ "О внесении изменений") ресурсы сетей связи для распространения программ телевидения и радиовещания предоставляются операторами связи на возмездной основе по заявкам лиц, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на вещание. Представители МПТР считают, что западные каналы находятся в привилегированном положении по отношению к российским, так как не получают лицензий, не платят в России налогов и т.д. С точки зрения МПТР, это положение нужно менять. Директор же российского представительства компании "Zone Vision Enterprises Limited", представляющей в России семнадцать зарубежных каналов, А.А. Силин заявил, что ни один зарубежный канал не будет образовывать в России юридических лиц с передачей им прав на распространение своего канала. Это идет вразрез с их общей стратегией. Операторы сетей КТВ от такого решения явно не выиграют. Размер взносов Приказом Минсвязи № 126 от 18.04.2001 введен сбор с операторских компаний в размере 0,3% от их доходов. Этому предшествовало Постановление Правительства РФ № 380 от 28.04.2000 "О реорганизации системы государственного надзора за связью и информатизацией в РФ", в п. 4 которого указано, что норматив отчислений организаций, предоставляющих услуги в области связи и информатизации на обеспечение деятельности управлений по надзору за связью и информатизацией, устанавливается Минсвязи по согласованию с Минэкономразвития и МАП РФ. Позже были установлены порядок и размер взносов компаний связи. Уклонение от уплаты приравнивалось к невыполнению лицензионных требований и грозило оператору потерей лицензии. Телекоммуникационные компании расценили дополнительные отчисления как новую форму налога и попытались опротестовать приказ. Их интересы отстаивал депутат Госдумы П. Б. Шелищ. Генпрокуратура, куда он послал запрос о правомерности сбора, сочла действия Минсвязи России незаконными: "Постановление правительства № 380 противоречит требованиям законодательства. В адрес президента страны направлена соответствующая информация". Однако в январе 2002 г. Верховный суд РФ вынес отрицательное решение по искам трех уральских операторов: ОАО "Уральская кузница", ГПО "Воткинский завод" и ОАО "Урал-калий", требовавших признать недействительным данный сбор, а также сам порядок зачисления и использования средств, полученных от операторов связи, для финансирования деятельности надзорных органов. Точку в данном вопросе поставила Кассационная коллегия Верховного суда РФ, которая оставила в силе предыдущее решение суда на том основании, что вводимые отчисления являются расходами предприятий, связанными с производством и реализацией продукции (предоставления услуг), и, следовательно, не являются налогами. В том, что Минсвязи России выиграет дело, сомнений не было. Основными причинами беспокойства операторов были способ введения сбора (приказ Минсвязи), а также непрозрачность методики установления его размера. В этой связи следует отметить, что в проекте ФЗ "О внесении изменений" указано (п. 2 ст. 59): обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования в фонд (резерв) универсального обслуживания производятся ежемесячно в размере 3% от выручки за предыдущий месяц. Оплата частотного ресурса при эфирном телевещании Как правило, операторам, связанным с государством, частотный ресурс для эфирного телевещания выделяется бесплатно либо по льготной цене, в то время как независимые операторы многоканальных систем телевещания платят значительно больше. Так, управление радиочастотным спектром одной полосы, предназначенной для передачи аналоговых телеканалов, в наиболее дорогом метровом диапазоне стоит в 10 раз меньше, чем управление тем же ресурсом в MMDS-диапазоне. В результате искусственно понижается конкурентоспособность более дешевой и прогрессивной технологии MMDS по отношению к аналоговому эфирному телевещанию. Вопрос о соразмерности платы за пользование частотным ресурсом рассмотрен в мае с. г. на заседании правления АКТР, где была выражена озабоченность ситуацией. Планируется обратиться в Минсвязи России с предложением о пересмотре существующего порядка. Заключение В заключении хотелось бы остановиться на новейшем электронном СМИ. С недавнего времени Интернет в России стал использоваться не только как одна из компьютерных технологий, но и как полноценный инструмент политической пропаганды. Это гораздо менее трудоемкий способ влиять на умы электората, чем другие виды СМИ. Следует учитывать также тех, кто получает информацию из Интернета через своих друзей и знакомых. Таким образом, зона влияния мировой компьютерной паутины оказывается гораздо большей, чем можно предположить. В среднем около 64% пользователей Сети черпают информацию именно политического характера. Русский Интернет, по разным оценкам, насчитывает сегодня от 4 до 6 млн. постоянных пользователей. В ближайшие три года число пользователей может вырасти до 10 млн. По данным РОМИР13 и Gallup Media14 около 50% пользователей Интернета подключаются к Сети для того, чтобы читать новости. В настоящее время Интернет проигрывает телевидению в возможностях визуальной и аудиофонической подачи информации, но это вызвано всего лишь особенностями развития линий связи в России. С развитием зоны покрытий интернет-каналов, использующих оптоволокно вместо телефонных линий, по качеству аудио- и видеоподачи информации Интернет не будет уступать традиционному телевидению. А пока Интернет предоставляет информацию 24 часа в сутки, и спрос на нее есть. Удовлетворить этот спрос сегодня пытаются многочисленные проекты, среди которых есть как интернет-версии традиционных СМИ, так и чистые сетевые СМИ, возникшие благодаря возможностям Интернета. Именно Интернет-СМИ за прошедшие 4-5 лет получили бурное развитие и представляют на сегодняшний день не только эффективный способ подачи информации, но и весьма действенный и перспективный инструмент воздействия на избирателей. Специфика прошедших парламентских (декабрь 1999 г.) и президентских (март 2000 г.) выборов заключалась в том, что впервые в арсенале политических партий и политиков, помимо традиционных инструментов влияния на электорат, были активно задействованы интернет-технологии. Расходы на Интернет прописаны отдельной строкой в бюджетах избирательных кампаний многих политических деятелей. Вложение средств из избирательных бюджетов в рекламные кампании в Интернете свидетельствуют о серьезном отношении политиков к Сети как средству массовой информации и инструменту влияния на электорат. Трудно победить сегодня, не имея доступа к электронным и печатным СМИ. Информация, полученная из Интернета, быстро становится достоянием страны или даже всего мира. Все чаще в телевизионных новостях цитируют сообщения чисто сетевых СМИ, не имеющих "бумажной оболочки". О том, что сетевые "издания" воспринимаются как серьезный инструмент политического влияния, говорят и суммы, вкладываемые в них медиамагнатами. Теперь каждое уважающее себя интернет-издание держит собственных корреспондентов. Штат работников сетевых информационных агентств иногда даже превосходит крупных "оффлайновых" конкурентов: так, например, в настоящее время в РИА "Росбизнесконсалтинг" работает многочисленный штат сотрудников, маркетинговый и PR-отделы, собственный штат аналитиков, ряд сотрудников из дочерних подразделений. Формирование Интернета как политической арены произошло в 1999- 2000 годах, когда к началу предвыборных гонок свои представительства в Сети получили фактически все крупные партии и блоки. Сайты есть и у многих политиков (Б. Немцова, А. Лебедя, А. Чубайса, И. Хакамады и др.). Интернет начал играть самую активную роль в политике именно в канун выборов. Достаточно вспомнить нашумевший проект Фонда эффективной политики, когда, пользуясь отсутствием законодательного регулирования Сети, Фонд на своем сайте, вопреки протестам ЦИК и Генеральной прокуратуры РФ, опубликовал предварительные результаты выборов. Используя анонимность подачи информации, партии и блоки создавали отдельные ресурсы, главной целью которых была компрометация своего соперника на грядущих выборах. Интернет как оперативный источник информации получил признание многих обычных пользователей, следящих за обновлениями сайтов Интернет-СМИ в период предвыборной гонки. Прошедшие выборы показали, что Интернет-СМИ стали достаточно серьезным и действенным оружием в политической борьбе за власть. Анализ рынка Интернет-СМИ в современной России позволяет определить своеобразие его феномена с политологической точки зрения, охарактеризовать его в качестве нового самостоятельного и эффективного орудия политической борьбы, представить, в частности, вбрасываемый в русский Интернет компромат как средство морально-психологического подавления политического конкурента. Учитывая то, что в настоящее время в законодательстве РФ отсутствует четкое определение Интернет-СМИ, принято считать, что Интернет-СМИ (или сетевые СМИ) есть форма систематического и регулярного распространения информации посредством сетевых мультимедийных технологий. Интернет как средство массовой информации доказал свою состоятельность, идет активный процесс создания различных интернет-проектов, классифицирующихся сейчас как "Интернет-СМИ"15. Литература Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. М.: "Мысль", 1999 Багдикян Б. Монополия средств информации - М.: "Прогресс", 1987 Водолагин А.А. Интернет-СМИ как арена политической борьбы. // Общественные науки и современность, №1, 2002, с.49-52 Гражданский кодекс Российской Федерации. М.,1995 Гуревич С. М. Основы редакционного менеджмента. Уфа-Туймазы, 1994 Гуревич С.М. Экономика средств массовой информации. - М.: "РИП-холдинг", 2001 Зайцев Б. Корреспондент ИТАР-ТАСС в Лондоне // Компас, №12, 2000, с.79-84 Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. Издание 2. Ред.-сост. А. Г. Рихтер. М., 1999 Кузнецов Г.А., координатор Ассоциации кабельного телевидения России // Информационно-аналитический журнал "ИнформКурьер-Связь", № 10, октябрь 2002 Лычкова Л.Информационный пейзаж России: цветы зла или плоды просвещения // "РФ"сегодня, №11, 2002, с.14-17 Усенков Д. Интернет в жизни Россиян // Наука и жизнь, №11, 2000, с.20 Усенков Д., ст.научный сотрудник Института информатизации образования РАО (Москва) "Говорит и показывает Интернет" // Наука и жизнь, №11, 2000, с.16 Шилова А. Цифровое видео в Интернете // Наука и жизнь, №11, 2000, с.17 1 Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации" (с изменениями от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г.) ст.8 2 Там же, ст.10 3 Там же ст. 12 4 Там же, ст.13 5 О порядке взимания регистрационного сбора при регистрации средств массовой информации см. постановлением СМ РФ от 5 апреля 1992 г. N 216 6 Д. УСЕНКОВ, старший научный сотрудник Института информатизации образования РАО (Москва). "Говорит и показывает Интернет" // Наука и жизнь, №11, 2000, с16 7 см. "Наука и жизнь" № 8, 2000 г. 8 , Андрей Травин Зачем интернет-компаниям электронные СМИ? 14.12.2001 /maito:andrew@guitar.ru 9 , Андрей Травин Зачем интернет-компаниям электронные СМИ? 14.12.2001 /maito:andrew@guitar.ru 10 livejournal.com 11 Г.А. КУЗНЕЦОВ, координатор Ассоциации кабельного телевидения России // Информационно-аналитический журнал "ИнформКурьер-Связь", № 10, октябрь 2002 12 Постановление Правительства РФ № 1359 от 07.12.94 13 Российское общественное мнение и исследование рынка - независимый российский исследовательский центр, созданный на рубеже 80-90-х годов. РОМИР стал одним из первых в России институтов, который специализируется как на социологических, так и на маркетинговых, социополитических, медиа и рекламных исследованиях. 14 Компания Galiup Media была создана в конце 1994 года как исследовательская структура, специализирующаяся в области медиаисследований. При проведении своих исследований Gallup Media использует ннтервьюерскую сеть Маркетингового информационного центра (МИЦ) на территории всей России, а также собственную компьютерную систему телефонных опросов (CATI - Computer Assisted Telephone Interviewing) - Bellview 15 А.А.Водолагин Интернет-СМИ как арена политической борьбы. // Общественные науки и современность, №1, 2002, с.49-52 1 23 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|