Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Ложные друзья переводчика
 Инвестиционный менеджмент предприятий (на примере компании "Росстрой")
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...
 Рассуждения о проблеме влияния окружающего шума на...
 Рассуждения по тексту Владимира Харченко о роли науки в...
 Проблема отношений человека с природой в сочинении с...
 Рассуждение по теме ограниченности...
 Описание проблемы отношения людей к природе в сочинении по...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Административное право

доклад

Коррупция и бюрократизм как этические проблемы в государственной службе: общие черты и национальные особенности



Природу современной коррупции объясняют за рубежом по-разному. Одни видят причину в плохих законах, усугубляющих деградацию личности. Известный шведский экономист и дипломат Г.Мюрдаль, возглавлявший одно время Европейскую экономическую комиссию ООН, сетовал, например, "что из-за плохих законов мы стали народом ловкачей". Некоторые, впрочем, утверждают, что нынешние законы ни при чем, а взяточничество есть лишь якобы отражение извечных пороков, что и подтверждается документальными ссылками на речи Цицерона, древнерусские летописи и т.д.
Еще большее число специалистов считают главной причиной разрастающуюся армию чиновничества, бюрократизацию общественной жизни, неоправданное расширение роли государства. Взятки должностным лицам оказались одним из условий успешного ведения дел. Нередко сам характер должности таков, что использование подкупов входит в обычные "правила игры". Важным "поставщиком" коррупционной практики является широко распространенный метод правительственной политики регулировать рыночные проблемы нерыночными средствами - здесь тоже открываются многочисленные поводы для того, чтобы прибегать к взяткам и вымогательству.
Третий подход - на первый план выдвигаются причины, лежащие в экономике. Прежде всего, называют монополизм во всех видах. Указывают и на эволюцию рынка, который на глазах меняется, в результате чего сотни миллиардов циркулируют бесконтрольно. Появился, например, большой сектор так называемой "теневой экономики", которую у нас предпочитают считать целиком своего рода "незаконным рыночным формированием", в то время как на Западе там выделяют, по крайней мере, три вида экономики, каждая из которых вносит свой вклад в проблему коррупции:
а) "неучитываемую", "ненаблюдаемую" (unobserved);
б) "незарегистрированную" (unrecorded);
в) "незаконную", "подпольную" (illegal, undergrnund).
Кроме того, с организационным усложнением предпринимательства, особенно с появлением ТНК, увеличилось роль посредников. В предпринимательство пришло большое число людей, не обладающих элементарной рыночной культурой и способных лишь "делать деньги", а не зарабатывать их. Наконец, меняются стандарты законных требований к методам хозяйственной деятельности.
Все три направления не отделены друг от друга. Большое число специалистов признают, что в современных условиях на первый план вышли факторы, упомянутые в третьей группе причин, то есть рынок, развивающиеся рыночные отношения, связанные с этим неизбежные расхождения складывающейся новой общественной практики с существующими правовыми стандартами, которые нужно либо подкрепить, либо должным образом скорректировать как изжившие себя.
Анализ публикаций о взяточничестве в России показывает, что корни этого явления следовало бы искать в сохранении многоуровневой монополизации экономики, в неупорядоченном становлении бизнеса, в отсутствии четкого юридического оформления прав и обязанностей участников рыночных отношений, законодательного их гарантирования, в чиновничьем беспределе, в том числе со стороны новой номенклатуры в лице сановников из быстро перерождающегося депутатского корпуса.
Население страны уверено, что в России коррупция и взяточничество были присущи должностным лицам всегда. Вот что показывают результаты опросов, проведенных в 1988 году (в % от числа опрошенных):
Коррупция, взяточничество должностных лиц в России Февраль-97 Ноябрь-98 были всегда 77 79 появились только в последние годы 7 16
Коррупция в России имеет глубокие исторические корни и социальную подоплеку. Чиновничество в России никогда не было особенно законопослушным. А ситуация с законодательством всегда была не на высоте. Еще Салтыков-Щедрин говорил "При таких законах жизнь в России без взяток была бы невозможна".
Традиция давать подношения должностным лицам в нашем Отечестве уходит корнями в систему "кормлений", окончательно сформировавшуюся во времена Московского великого княжества (XIV-XV веков). Первое же упоминание о мздоимстве появилось в русских летописях XIII в период становления централизованного государства, в тот момент, когда власть непосредственно от князя, стала переходить в руки его приближенных.
Система кормления работала следующим образом. Доверенные лица великого князя или государя, занимавшие управленческие должности, не получали тогда жалованья из казны. Вместо этого их отправляли в города и волости, где местное население было обязано содержать ("кормить") государевых посланников весь срок службы.
"Кормленщики" собирали подношения как натурой (хлебом, мясом, сыром, овсом и сеном для лошадей и т.д.), так и деньгами. В их карман шли судебные пошлины, пошлины за право торговли и другие выплаты. Судя по летописным источникам, произвол и злоупотребления носили массовый характер.
Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. Его внук Иван Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках и отменил систему "кормлений" в середине XVI века.
На смену ей пришел налог в пользу казны, из которого должностные лица отныне должны были получать содержание. Однако другие условия, порождавшие практику подношений, - централизованная административная иерархия, жесткий контроль над всеми сферами жизни, правовая незащищенность "низших сословий" - оказались не затронутыми реформами. Чиновничество по-прежнему занималось поборами.
После введения Соборного уложения 1649 года происходит дальнейшая бюрократизация и централизация аппарата управления (этот же судебник закрепил крепостное право).
Нельзя сказать, что верховная власть оставалась безучастной к лихоимству чиновников. Борьба с взяточничеством велась на протяжении веков - то с большей, то с меньшей интенсивностью. Особой лютостью по отношению к взяточникам и казнокрадам отличался Петр I. Даже любимец царя А. Меньшиков чудом избежал ссылки в Сибирь, когда выяснилось, что он брал взятки за предоставление выгодных военных подрядов. При Петре I был введен Воинский устав, в котором взяточничество рассматривалось с трех сторон: простое получение взятки, нарушение служебного долга вследствие получения взятки и совершение преступления за взятку (причем за последнее - было установлено наказание в виде смертной казни). Петр видел в недобросовестности чиновников чуть ли не главного врага своих реформ; Екатерина II особым указом запретила любые виды "акциденций" (так в ту эпоху называли подношения). И имена взяточников объявлялись для всеобщего ознакомления. Александр 2-й жаловался Лорис-Меликову на "безоглядную не-преданность чиновничества, которая только и служит, что не государю и народу, а своему кошельку".
Александр III, видя, что коррупция принимает все более изощренные формы, в 1884 г. утвердил "Правила о порядке совмещения государственной службы с участием в торговых и промышленных товариществах", в результате чего сочетать государственную службу со службой в частной фирме стало формально невозможно.
Развитие капиталистических отношений, появление первых акционерных обществ в конце XVIII-начале XIX века создали новые возможности для обогащения бюрократии. Устав любой акционерной компании подлежал непременному утверждению самим государем императором. Но прежде чем предстать перед взором монарха, проект устава должен был получить одобрение в различных ведомствах "по принадлежности".
Для предотвращения волокиты предприниматели часто старались включить в состав учредителей влиятельных высокопоставленных лиц, имевших связи в столичных коридорах власти. Недаром, акции железнодорожной компании Курско-Киевской дороги в обществе называли "акциями Государственного Совета и Сената": сановники этих учреждений активно - и небескорыстно - "проталкивали" железнодорожные проекты.
На протяжении всего царствования дома Романовых коррупция оставалась немалой статьей дохода и мелких государственных служащих, и сановников. Например, елизаветинский канцлер Бестужев-Рюмин получал за службу российской империи 7 тысяч рублей в год, а за услуги британской короне (в качестве "агента влияния") - двенадцать тысяч в той же валюте.
Однако в России по мере становления гражданского общества в конце XIX-начале ХХ века взяточник оказывался под двойной угрозой: потери должности и общественного осуждения. Многие высшие чиновники имели репутацию людей, которые "не возьмут ни при каких обстоятельствах". В число людей, прославившихся особой нетерпимостью к коррупции, входил известный реформатор, министр финансов С. Витте.
Когда раскрылось, что директор Департамента железнодорожных дел Министерства финансов В. Максимов получал взятки от известного дельца С. Мамонтова, высокопоставленный чиновник был немедленно уволен в отставку. Были безжалостно уволены и чиновники Минфина, получавшие деньги от Петербургского международного банка, хотя его директор А. Ротштейн считался близким Витте человеком.
Общее понятие злоупотребления по службе, в смысле нарушения общественного долга, выразившегося в незакономерной деятельности в порядке управления, одинаково охватывает как дисциплинарные провинности, так и преступные деяния по службе. Всякая формально или материально независимая деятельность по службе, непредусмотренная особо уголовным уложением, должна рассматриваться, как дисциплинарная провинность". Комиссия полагала отнести к дисциплинарной ответственности только определенный круг действий государственных служащих, разделяя уголовно-наказуемое и дисциплинарные проступки по силе общественной опасности. Однако свершившаяся революция не дала завершить это начинание.
Некоторые современные эксперты (из фонда ИНДЕМ) полагают, что смена государственного строя и формы правления в октябре 1917 г. не отменила коррупцию как явление, но зато сформировала лицемерное отношение к ней, немало способствовавшее укоренению мздоимства и лихоимства в новой административной среде.
Так 2 мая 1918 г. Московский революционный трибунал рассмотрел дело четырех сотрудников следственной комиссии, обвинявшихся во взятках и шантаже, и приговорил их к шести месяцам тюремного заключения. Узнавший об этом Председатель СНК В.И.Ленин настоял на пересмотре дела. ВЦИК повторно вернулся к этому вопросу и приговорил троих из них к десяти годам лишения свободы. В архивах хранятся: записка Ленина Д.И.Курскому о необходимости немедленного внесения законопроекта о строжайших наказаниях за взяточничество и письмо Ленина в ЦК РКП (б) с предложением поставить в повестку дня вопрос об исключении из партии судей, вынесших слишком мягкие приговоры по делу о взяточниках. Декрет СНК "О взяточничестве " от 8 мая 1918 г. стал первым в Советской России правовым актом, предусматривавшим уголовную ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее пяти лет, соединенный с принудительными работами на тот же срок). Интересно, что в этом декрете покушение на получение или дачу взятки приравнивалось к совершенному преступлению. Кроме того, не был забыт и классовый подход: если взяткодатель принадлежал к имущему классу и стремился сохранить свои привилегии, то он приговаривался "к наиболее тяжелым и неприятным принудительным работам", а все имущество подлежало конфискации.
История борьбы Советской власти с коррупцией закончилась вместе с самой властью, не увенчавшись успехом. Эта борьба характеризовалась несколькими интересными и важными чертами.
Во-первых, власти не признавали слово "коррупция", позволив ввести его в употребление лишь в конце 80-х годов. Вместо него использовались термины "взяточничество", "злоупотребление служебным положением", "попустительство" и т.п. Отрицая термин, они отрицали и понятие, а значит - явление. Тем самым заранее обрекали на неудачу и анализ этого явления, и любую борьбу с его частными уголовно наказуемыми последствиями.
Во-вторых (и это теснейшим образом связано с "во-первых"), советское "правосознание" всегда удивительно наивно и непродуктивно объясняло причины коррупционных явлений. Так, в закрытом письме ЦК КПСС "Об усилении борьбы со взяточничеством и разворовыванием народного добра" от 29 марта 1962 г. говорилось, что взяточничество - это "социальное явление, порожденное условиями эксплуататорского общества". Октябрьская революция ликвидировала коренные причины взяточничества, а "советский административно-управленческий аппарат - это аппарат нового типа". В качестве причин коррупции перечислялись недостатки в работе партийных, профсоюзных и государственных органов, в первую очередь, в области воспитания трудящихся.
В записке Отдела административных органов ЦК КПСС и КПК при ЦК КПСС об усилении борьбы со взяточничеством в 1975-1980 гг., датированной 21 мая 1981 г., указано, что в 1980 г. выявлено более 6000 случаев взяточничества, что на 50 % больше, чем в 1975 г. Рассказывается о появлении организованных групп (пример - более 100 человек в Минрыбхозе СССР во главе с заместителем министра). Говорится о фактах осуждения министров и заместителей министров в республиках, о других союзных министерствах, о взяточничестве и сращивании с преступными элементами работников контрольных органов, о взяточничестве и мздоимстве в прокуратуре и судах.
Перечисляются основные составы преступлений: отпуск дефицитной продукции; выделение оборудования и материалов; корректировка и снижение плановых заданий; назначение на ответственные должности; сокрытие махинаций. В качестве причин указываются: серьезные упущения в кадровой работе; бюрократизм и волокита при рассмотрении законных просьб граждан; плохая работа с жалобами и письмами граждан; грубые нарушения государственной, плановой и финансовой дисциплины; либерализм по отношению к взяточникам (в том числе - и в приговорах судов); плохая работа с общественным мнением. Сообщается о наказании руководящих партийных работников (уровень - горкомы и райкомы) за попустительство взяточничеству. Предлагается принять постановление ЦК.
Таким образом, видно жесткое несоответствие между слабым пониманием явлений коррупции, примитивным объяснением их причин и неадекватными средствами борьбы с ними.
В-третьих, практически неприкосновенными были высшие советские и партийные сановники.
В-четвертых, с коррупцией среди государственного аппарата боролись исключительно представители этого аппарата. Это приводило к двум последствиям: боровшиеся были не в состоянии менять коренные причины, порождающие коррупцию, поскольку они восходили к важнейшим условиям существования системы; борьба против коррупционеров нередко перерастала в борьбу против конкурентов на рынке коррупционных услуг (в точности так же, как это было при Петре I).
В-пятых, коррупция нередко выступала в качестве единственно возможного средства внедрения рыночных отношений в плановую экономику. Против законов природы бороться бесперспективно. Именно об этом свидетельствовала укорененность коррупции, как организатора теневого рынка. Именно поэтому она расширялась по мере ослабления тотального контроля.
Последний шанс повлиять на положение дел в описываемой сфере представился прежней власти в июле 1991 г., когда было принято Постановление Секретариата ЦК КПСС "О необходимости усиления борьбы с преступностью в сфере экономики". Но, как ни странно, ни о взяточничестве, ни о коррупции в нем не было ни слова.
Весь послевоенный период, во времена перестройки и после нее, рост коррупции происходил на фоне ослабления государственной машины. Он сопровождался следующими процессами: уменьшением централизованного контроля, далее - распадом идеологических скреп, экономической стагнацией, а затем и падением уровня развития экономики, и, наконец - крахом СССР и появлением новой страны - России, которая на первых порах лишь номинально могла считаться государством. Постепенно централизованно организованная коррупция централизованного государства сменялась "федеративным" устройством из множества коррумпированных систем.
Таким образом, (по мнению фонда "ИНДЕМ") нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции. Из числа наиболее важных факторов, определяющих рост коррупции и имеющих исторические корни, помимо дисфункций государственной машины и некоторых исторических и культурных традиций, следует отметить:
стремительный переход к новой экономической системе, неподкрепленный необходимой правовой базой и правовой культурой;
отсутствие в советские времена нормальной правовой системы и соответствующих культурных традиций;
распад партийной системы контроля.
По данным международной организации, "Transparency International", (название которой переводится как "международная прозрачность") Россия находится на четвертом месте в рейтинге наиболее коррумпированных стран.

Разрешится трагическая коллизия между верой и правдой только в далеком, но уже обозримом будущем, когда каждый гражданин будет компьютеризирован от рождения и до смерти, когда в общем информационном центре будут собираться все данные: от кого родился, как учился, сколько и где зарабатывал, куда поселялся и что покупал. Достигнув столь божественного всеведения, бюрократы отбросят подозрительность и любую необходимую бумагу можно будет получать прямо на улице из небольшого аппарата, подобного нынешним банкоматам. Только автоматика, а не вера в честное слово, заменит существующую диктатуру бумаги с печатью. Вот появились у нас в Питере в большинстве ЖЭКов компьютеры, и теперь всякие жилищные справки (знаменитые "форма 7" и "форма 9" прежде всего), выдаются буквально за минуту - там где раньше приходилось рыться по часу в канцелярских талмудах.
Пока же нужно скромно стремиться к тому, чтобы бюрократия вновь стала государственной, чтобы из нее были изгнаны противопоказанные ей рыночные отношения. Не должны чиновники создавать прямо в рабочих кабинетах фирмы, где на коммерческой основе ускоренно исполняют обыкновенные служебные обязанности. Все мы терпели от бюрократии советской, но перед нею все мы, по крайне мере, были равны - ну кроме немногих ответственных работников, разумеется. Ответственные работники не обижены и ныне, но теперь к ним присоединились новые богачи и обыкновенные воры, которые за дополнительную плату везде гордо пройдут вне очереди - и это даже не называется взяткой. Такое положение безнравственно и отвратительно! Свои обязательства любой государственный орган должен выполнять перед наши, не взирая на кошельки. В любую канцелярию все должны входить в порядке справедливой очереди, и пусть пришедший последним богач дышит в затылок жалкому бродяге. Ведь коммерческое делопроизводство означает, что за деньги можно прикупить гражданских прав! Почему бы тогда не продавать желающим и дополнительные голоса на выборах?! Идея вполне рыночная, а на вырученные средства можно будет содер жать избирательные комиссии, экономя государственный бюджет.
Проклиная бюрократию, нужно все-таки не забыть, что большинство чиновников - нормальные честные люди. Просто они слишком перегружены, а наличных благ всегда не хватает на всех. И не надо быть утопистами: бумаги всегда будут важнее самой эмоциональной речи, и какой-то процент взяточников то же найдется всегда. Но если сегодня мы вернемся к традицион ной некоммерческой бюрократии, мы сделаем шаг не назад в недозрелый социализм, а вперед в гражданское общество. Просто, путь к нему закручен спиралью.
Список литературы
Журавлев Г.Т. Служебная этика. 1980.
Михаил Чулаки Бюрократия бессмертна. // Экономист, 1997, № 5.

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Организация и технология хранения товаров в магазине
 Уголовное право (задачи) 9
Ваши отзывы
Спасибо, все получил. С вами работать просто одно удовольствие, отдельное спасибо за оперативность. Не первый и не последний раз к вам обращаюсь... Кстати, рекомендую Вас всем своим одногруппникам.
Стормовцев Василий

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.