|
|
Особенности деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению терроризма, групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядковТема 16. Особенности деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению терроризма, групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков. План. Введение. 1. Понятие, правовые основы деятельности ОВД по предупреждению и пресечению терроризма, групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков. 2. Организация и тактика деятельности ОВД по предупреждению и пресечению терроризма, групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков. Реализация административно-правовых форм и методов. 3. Взаимодействие ОВД с заинтересованными ведомствами, общественными формированиями, населением в предупреждении и пресечении терроризма, групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков. Заключение. Библиография. Введение. Происходящие в нашей стране активные и масштабные социальные, политические и экономические процессы, связанные с проводимыми реформами, привели к значительному расслоению общества и обострению социально-политической обстановки. Обострились межнациональные конфликты, возникли "горячие точки" в Чечне, Северной Осетии и других местах. Во много раз усилилась миграция населения в более спокойные регионы страны, - преимущественно в Москву и другие крупные города. Обнищание основной части населения России одновременно привело к возникновению прослойки очень богатых людей, так называемых "новых русских", многие из которых объединились в различные мафиозные структуры. Раздел государственной собственности и первоначальное накопление капитала, при резком ослаблении государственного начала в условиях "демократизации" общества, привели к всплеску организованной преступности. Статистика и оценки различных экспертов свидетельствуют, что по уровню социальных конфликтов, преступности и неустойчивости экономического положения Россия занимает одно из ведущих мест в мире. Все это, безусловно, отражается в массовой психологии людей - одни отчаянно пытаются отстоять свои права, другие цинично и агрессивно защищают свои интересы. В реальной жизни это, с одной стороны, трансформируется в проведение митингов протеста рабочих крупных заводов, которых довели до остановки и банкротства - (например, ЗИЛ, АЗЛК в Москве), организацию пикетов обманутых вкладчиков многочисленных коммерческих структур, постоянные забастовки профсоюзов горняков, учителей, научных работников, авиадиспетчеров, работающих в невыносимых условиях, требования миллионов безработных и пенсионеров, которым не выплачивают пособия и пенсии, акции протеста матерей солдат, погибающих в Чечне и Таджикистане. А с другой, это проявляется в росте преступности, постоянных разборках между конкурирующими мафиозными группировками, в незаконной приватизации, дележе сфер влияния между преступными и коррумпированными кланами, террористических актах и захватах заложников1. Указанные процессы происходят на фоне правого нигилизма, бесконтрольного распространения оружия, возросшей дерзости, враждебности и агрессивности не только по отношению друг к другу, но и к государственным и правоохранительным органам в целом. В этих условиях, когда под реальной угрозой оказались безопасность личности и многие институты государства, одним из важных направлений деятельности органов внутренних дел становится предупреждение и пресечение групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков. Это нашло приоритетное отражение в Федеральной программе по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы2. Таким образом, выбранная тема курсовой работы очень актуальна. 1. Понятие, правовые основы деятельности ОВД по предупреждению и пресечению терроризма, групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков. Групповые нарушения общественного порядка при определенных условиях могут перерастать в массовые беспорядки. К распространенным групповым нарушениям можно отнести нарушение установленного порядка проведения митингов и иных публичных акций (ст. 166 КоАП РСФСР), нарушение спортивными и рок-фанатами установленных правил поведения, групповую езду (рокеров) на мотоциклах с нарушением правил дорожного движения (ч. 3 ст. 115 КоАП РСФСР), групповые хулиганские действия и другие деликты. Массовые беспорядки образуют, как правило, состав преступления и могут выражаться в форме террористических актов, захвата заложников, погромов, поджогов, попытках захвата зданий органов внутренних дел, нападения на представителей власти, оказания вооруженного сопротивления и иных подобных действиях. Указанные преступления охватываются Уголовным кодексом Российской Федерации и влекут уголовную ответственность. Что касается рассматриваемых правонарушений, то к основным признакам их следует отнести: - групповой характер совершенного деяния, складывающийся из совокупности поведенческих актов; - общность интересов и целей, объединенных единым умыслом; - противоправную направленность групповых действий; - сосредоточение субъектов группового правонарушения в определенном месте; - динамизм и повышенную общественную опасность действий толпы; - присутствие эффектов анонимности в массе и психологического заражения толпы, что при определенных условиях может привести к геометрической эскалации конфликта; - высокую степень вероятности наступления негативных последствий и принятия ответных репрессивных мер; - наличие организованного и стихийного моментов в действиях участников; - агрессивность, неконтролируемость и жестокость действий участников групповых нарушений и массовых беспорядков. Общим объектом посягательства для указанных преступлений и правонарушений являются общественный порядок и общественная безопасность. Это следует понимать как обусловленную потребностями общества и урегулированную правовыми и иными социальными нормами систему публичных отношений, складывающихся в общественных местах и обеспечивающих личную безопасность, спокойствие и социальную защищенность граждан, защиту установленного конституционного строя, гарантированную принудительной силой государства в целях обеспечения необходимых условий для нормальной жизнедеятельности в городах и населенных пунктах страны. Правовую основу для урегулирования рассматриваемых конфликтов составляют законы и иные нормативные акты. К ним относятся: Конституция Российской Федерации, Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изм. и доп. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля 2000 г.)3, "Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности"4, Закон РСФСР от 17 мая 1991 г. N 1253-1 "О чрезвычайном положении"5, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации и другие. Например, Постановление Правительства РФ от 5 апреля 1997 г. N 397 "О дополнительных мерах по укреплению общественного порядка и профилактике правонарушений в Российской Федерации"6. Одним из главных субъектов борьбы с групповыми правонарушениями и массовыми беспорядками являются органы внутренних дел. Основными задачами их деятельности в рассматриваемых условиях являются: - получение объективной и своевременной информации о групповых нарушениях; - предупреждение разрастания группового правонарушения в массовые беспорядки; - пресечение группового правонарушения; - документирование противоправных действий участников; - выявление организаторов и конкретных исполнителей противоправных деяний; - раскрытие преступлений по горячим следам и привлечение виновных к ответственности; - усиление охраны особо важных объектов; - выявление и устранение причин и условий, способствующих развитию конфликта, в рамках своей компетенции. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" 7 определяет терроризм как насилие или угрозу его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений. Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", другие федеральные законы (нвпример, Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (с изм. и доп. от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г.)8, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2000 г. N 324 "Об утверждении Положения о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания"9, Постановление Правительства РФ от 15 сентября 1999 г. N 1040 "О мерах по противодействию терроризму"10 ), а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 270 "О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы" (с изм. и доп. от 21 декабря 1999 г., 9 февраля, 20 апреля, 24, 28 июля 2000 г.)11 устанавливает, что главная цель борьбы с терроризмом заключается в создании и обеспечении эффективного функционирования единой государственной системы борьбы с терроризмом, позволяющей поддерживать высокую степень готовности правоохранительных органов и других заинтересованных министерств и ведомств по выявлению, предупреждению и пресечению фактов терроризма, а также ликвидации их последствий и своевременному раскрытию и расследованию указанных преступлений. Статья 7 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" в части 2 устанавливает, что Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели. 2. Организация и тактика деятельности ОВД по предупреждению и пресечению терроризма, групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков. Реализация административно-правовых форм и методов. Согласно ст. 8 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" органы внутренних дел участвуют в борьбе с терроризмом в пределах своей компетенции посредством разработки и реализации профилактических, режимных, организационных, воспитательных и иных мер предупреждения, выявления и пресечения террористической деятельности; создания и поддержания в необходимой готовности ведомственных систем противодействия совершению преступлений террористического характера; предоставления материально-технических и финансовых средств, информации, транспортных средств и средств связи, медицинского оборудования и медикаментов, а также в иных формах исходя из потребностей в области борьбы с терроризмом. Важное место в развитии и дальнейшей эскалации группового нарушения общественного порядка занимает механизм образования и формирования толпы, а также особенности поведения ее участников. Динамика развития групповых правонарушений включает в себя несколько взаимосвязанных этапов. Начальный этап характеризуется наличием какого-либо повода к возникновению конфликтной ситуации. Иногда это просто групповые хулиганские действия болельщиков или рок-фанатов. Это может выражаться в недовольстве группы лиц каким-то наступившим событием, протесте против действий властей, коммерческих структур, администрации предприятий и учреждений в социально-бытовой области и экономической сфере. В некоторых случаях требования собравшихся могут носить политический характер. Конфликт также может возникнуть спонтанно в результате нарушения законности либо тактически неправильных действий сотрудников милиции. Сам факт образования скопления людей в общественном месте обладает притягивающим действием для любопытных и зевак. И если событие представляет скандальный интерес и носит злободневный характер, толпа может быстро разрастаться. В таких случаях кто-то начинает распространять домыслы и слухи, нередко имеющие провокационный характер. Под их воздействием возрастает эмоциональное возбуждение участников и зрителей, происходит так называемое психологическое заражение толпы. В условиях анонимности в толпе у людей снижается чувство ответственности за свои поступки, появляется агрессивность и несвойственная для обычных условий дерзость. Участники толпы некритически воспринимают подстрекательную пропаганду и лозунги, призывающие к насильственным действиям. Выдвигая ультимативные требования, толпа требует немедленного их удовлетворения. Если на данном этапе органы внутренних дел не предпримут активных комплексных и адекватных мер, конфликт из стадии группового нарушения общественного порядка может трансформироваться в массовые беспорядки. Активный этап охватывает период, когда сформировавшаяся, агрессивная толпа в случае отклонения ее требований переходит к целенаправленным действиям. Они, как правило, носят противоправный и преступный характер и влекут за собой тяжелые последствия. Участниками массовых беспорядков блокируется движение транспорта и пешеходов, дезорганизуется нормальный ритм жизни общества в месте возникновения конфликта, строятся заслоны и баррикады из имеющегося подручного материала. Они могут разбирать ограждения и коммуникации, переворачивать машины, опрокидывать уличные столбы и т.п. Подобные действия сопровождаются актами насилия, сопротивления представителям власти, убийствами. В подобной обстановке различными преступными элементами зачастую совершаются имущественные преступления, кражи, грабежи, а также погромы и поджоги. Заключительный этап характеризуется подавлением наступательности и активности толпы в результате комплексных действий правоохранительных органов по пресечению и ликвидации массовых беспорядков. Органами внутренних дел проводится специальная операция. Документируются преступные действия организаторов и участников массовых беспорядков, производится рассредоточение толпы, виновные привлекаются к ответственности. Анализ ведомственной статистики, материалов служебных проверок по чрезвычайным происшествиям, обобщение оперативных сводок, поступивших в ГУ ООП МВД России, показывает, что начиная со второй половины 80-х годов и по настоящее время в стране произошел резкий рост различных групповых нарушений общественного порядка. При этом их характерными чертами являются проявление агрессивности, дерзости, жестокости правонарушителей по отношению как к гражданам, так и сотрудникам милиции. Практика свидетельствует, что на первоначальном этапе предупреждение и пресечение групповых правонарушений осуществляется в основном силами сотрудников подразделений милиции общественной безопасности (ППСМ, участковыми инспекторами, ДПС ГИБДД, милиционерами вневедомственной охраны). Так, например, в 1992 г. в стране по данным МВД РФ, было зарегистрировано 172 различных групповых нарушения общественного порядка. Причем в 123 случаях на начальном этапе групповых нарушений толпе противостоял только один сотрудник милиции. Для их пресечения и предотвращения перерастания в массовые беспорядки представителям милиции общественной безопасности пришлось применить в 128 случаях табельное огнестрельное оружие. В результате получили огнестрельные ранения различной тяжести 83 и погибли 15 граждан, в том числе и лица, не принимавшие в беспорядках никакого участия. В этой связи существует объективная потребность в обучении и постоянной готовности органов внутренних дел к действиям в подобных условиях. Практика показывает, что типичные ошибки и основные недостатки их деятельности в этой ситуации сводятся к следующему: 1) недостаточно четко организован сбор и прохождение информации о возникновении групповых правонарушений, весьма низок уровень осведомленности милиции; 2) при принятии решения на расстановку сил и средств начальники соответствующих органов внутренних дел из-за некомплекта часто игнорируют вероятность возникновения групповых правонарушений и не выставляют посты в криминогенных в данном отношении местах; 3) служебные наряды и оперативные дежурные не всегда объективно оценивают и адекватно реагируют на опасность возникшей ситуации, связанной с групповым правонарушением, особенно на начальном этапе его развития, в связи с чем утрачивалась инициатива; 4) некоторые руководители органов внутренних дел проявляют растерянность в складывающейся ситуации и действуют пассивно. Имеющиеся силы вводятся нерешительно, не проводится надлежащей разъяснительной работы, своевременно не устраняются субъективные причины конфликта, что приводит к резкому осложнению оперативной обстановки; 5) в некоторых случаях отсутствует надлежащее взаимодействие между различными подразделениями органов внутренних дел, недостаточно четко организован обмен информацией с местными властями и подразделениями службы безопасности; 6) личный состав был плохо подготовлен, непрофессионально применялось оружие и специальная техника в связи с отсутствием целенаправленного обучения на местах в соответствующих подразделениях; 7) существующее законодательство, регламентирующее данную область общественных отношений, по мнению 72,3% руководителей подразделений и служб милиции общественной безопасности различных регионов России, опрошенных сотрудниками НИИ МВД России в 1993 г., содержит существенные пробелы и недостатки, что негативно отражается на эффективности деятельности милиции. Большое значение имеет правильная тактика деятельности сотрудников милиции на начальном этапе возникновения группового нарушения общественного порядка. Таким правонарушениям, как правило, предшествует большое скопление людей на улицах и в общественных местах. Протест и возмущение граждан могут быть вызваны различными поводами, зачастую носящими справедливый характер. Поэтому прибывшим сотрудникам милиции прежде всего необходимо выяснить, по каким причинам и какая категория граждан собралась. Если поводом их сбора явилось случайное событие (дорожно-транспортное происшествие, производственная авария, несчастный случай), необходимо оперативно устранить причину, привлекающую внимание толпы, - это способствует снятию напряжения, разрядке ситуации, обеспечению безопасности собравшихся граждан. В противном случае бездействие милиции может привести к трагедиям. В качестве примера можно вспомнить аварию на Дмитровском шоссе в Москве, произошедшую несколько лет назад. В результате ДТП столкнулись троллейбус с пассажирами и бензовоз. Сразу собралась толпа любопытных, которые обсуждали происшествие и курили. Известно, что в результате начавшегося пожара погибло и пострадало много людей, в том числе и из числа любопытных. Но, как правило, подобные скопления людей нейтрализовать не представляет особой трудности. Сложнее обстоит дело, когда милиции приходится действовать в ходе массовых политических митингов или акций протеста. Они проводятся в накаленной психологической атмосфере, и неправильная тактика действий правоохранительных органов может привести к серьезным нарушениям общественного порядка. Во всех случаях о зарождающемся конфликте или возникшем инциденте надо немедленно сообщить в дежурную часть, где собирается вся информация о групповых правонарушениях. Эта информация должна содержать следующие данные: характер инцидента и место его возникновения; на какой почве он возник или назревает; какие стороны в нем участвуют и количество участников; примерное количество пассивных наблюдателей и их отношение к происходящему; отношение собравшихся к присутствию милиции; тенденции развития конфликта и его возможный масштаб. Важное значение имеют действия милиционеров при обращении с гражданами в рассматриваемых условиях. В местах скопления конфликтующих людей необходимо проявлять особое внимание и благожелательное отношение к гражданам. Необходимо воздерживаться от резких замечаний, по возможности от доставления правонарушителей на глазах у толпы, введения необоснованных запретов и ограничений. Грубое, бестактное обращение даже с опасным правонарушителем в условиях толпы может вызвать резко отрицательную оценку у окружающих и направить их гнев против сотрудников милиции. В то же время, справедливые, корректные и понятные действия нарядов милиции вызывают, как правило, поддержку. Не стоит вступать в спор и пререкания с собравшимися, поддаваться на провокации зачинщиков. Сотрудники милиции не должны допускать поспешных решений в отношении принятия мер пресечения к правонарушителям. Иногда подобные меры следует отложить и принять их в более благоприятной обстановке. Важно постоянно анализировать складывающуюся обстановку, правильно оценивать суть происходящего, учитывать психологические особенности толпы и возможную реакцию людей на те или иные действия милиции. Поэтому преимущественно следует применять те меры воздействия, которые не вызовут негативных последствий. При наличии угрозы возникновения серьезной конфликтной ситуации между участниками массовых выступлений и силами, обеспечивающими общественный порядок, сотрудники милиции должны предпринять все возможные меры, чтобы избежать прямой конфронтации и насильственных действий. На практике в подобных случаях обычно применяется метод убеждения, который может выражаться в различных формах и средствах воздействия. Убеждение реализуется посредством диалога, обращения, разъяснения, переговоров, посредничества. Обращение заключается в устной просьбе, призыве сотрудника милиции или иного представителя власти к собравшимся гражданам соблюдать правила поведения в общественных местах и установленный порядок проведения массовых акций. Конструктивный диалог, при внешнем проявлении желания понять требования конфликтующей стороны, - это главное и самое предпочтительное оружие ненасильственных действий милиции. Когда противная сторона отказывается от диалога, необходимо непременно стараться восстановить его. Для более эффективного проведения диалога необходимо проявлять уважительное отношение к оппонентам, определить положительные моменты в их позиции и требованиях конфликтующей стороны (сторон) и быть готовым прямо и открыто сказать им об этом. Такое действие вызывает ответную симпатию, уменьшает предубеждение и частично сглаживает образ "врага" в лице правоохранительных органов. Посредством разъяснения представители милиции, используя средства звукоусиления, доводят до сведения собравшихся о противоправном характере их действий, разъясняют требования действующего законодательства, призывают присутствующих воздержаться от противоправных и насильственных действий, предупреждают о возможном применении силы, если после неоднократных законных требований сотрудников милиции собравшиеся не разойдутся, объявляют маршруты рассредоточения толпы и пути эвакуации. При этом важно эти пути и маршруты определить заранее и освободить их от техники и нарядов милиции. Выполнение указанных требований чрезвычайно важно, поскольку позволяет предотвратить панику и свалки, которые могут произойти в результате беспорядочного поиска людьми выхода из опасной зоны в случае применения милицией силы, в том числе спецсредств. Кроме того, целесообразно предусмотреть проведение кратких инструктажей по оказанию доврачебной медицинской помощи и заблаговременно сообщить адреса близлежащих медицинских пунктов. При проведении переговоров представители милиции должны проявлять максимальную гибкость в достижении необходимых результатов. Здесь важно помнить, что при наличии конфронтации и противоположных социальных и психологических установок "противник" при положительном результате может двигаться шаг за шагом к урегулированию конфликта. Поэтому милиции не следует форсировать события, если обстановка не является чрезвычайной, а настраиваться на поэтапный процесс. В тех случаях, когда диалог и переговоры необратимо нарушены, следует прибегнуть к посредничеству. Эти люди должны обладать рядом необходимых качеств. Они должны быть подлинными авторитетами для всех сторон, объективными и последовательными доверенными лицами. Посредник должен выслушать обе стороны, постараться найти компромисс и свести противоречия к минимуму. Примирение или отказ от насильственных действий должны стать конечным результатом. В качестве посредников обычно привлекают известных спортсменов и артистов, популярных общественных лидеров, религиозных деятелей, иногда авторитетов преступного мира. Статья 14 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" устанавливает, что при проведении контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы допускается ведение переговоров с террористами. К ведению переговоров с террористами допускаются только лица, специально уполномоченные на то руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией. При ведении переговоров с террористами в качестве условия прекращения ими террористической акции не должны рассматриваться вопросы о выдаче террористам каких бы то ни было лиц, передаче им оружия и иных средств и предметов, применение которых может создать угрозу жизни и здоровью людей, а также вопрос о выполнении политических требований террористов. В случае если метод убеждения не достигает цели, а также во время неорганизованных, стихийных выступлений, носящих агрессивный характер, сопряженный с угрозой насильственных действий со стороны толпы, тактика действий органов внутренних дел должна быть иной. В подобной ситуации оправдано применение различных мер принудительного воздействия в рамках действующего законодательства. При этом главным условием деятельности субъектов правовой охраны должны быть активность, перехват инициативы, наступательность при соблюдении принципа причинения минимального физического, морального и материального ущерба. На случай возникновения массовых беспорядков в подразделениях органов внутренних дел имеются специальные планы по их пресечению и ликвидации. Основным органом управления силами и средствами при возникновении особых условий, в соответствии с планом, является оперативный штаб. В его состав входят руководители различных подразделений органов внутренних дел соответствующих уровней. Основными задачами штаба являются: - организация предупреждения массовых беспорядков; - сбор, обобщение и оценка данных об оперативной обстановке, прогнозирование и разработка возможных сценариев ее развития; - разработка и организация профилактических мероприятий с использованием возможностей средств массовой информации, трудовых коллективов, общественности; - информирование органов представительной и исполнительной власти о нарастании социальной напряженности, межнациональных противоречий, иных эксцессов, внесение предложений по их устранению; - постановка задач силам органов внутренних дел по локализации массовых беспорядков, контроль за их выполнением и оказание необходимой помощи; - обеспечение готовности сил и средств к действиям при массовых беспорядках. Радикальным средством борьбы с массовыми беспорядками является проведение специальной операции. Специальная операция - это комплекс разведывательных, оперативных, следственных, профилактических и силовых мероприятий, осуществляемых органами внутренних дел и иными привлекаемыми силами под руководством начальника оперативного штаба по единому плану в одном или нескольких местах, в целях недопущения (пресечения) со стороны бесчинствующей толпы актов насилия, организации погромов, поджогов, оказания вооруженного сопротивления представителям власти в нормализации обстановки и привлечении виновных к ответственности. Для ведения разведывательных мероприятий создаются группы: наземной разведки, воздушной разведки, оперативного информирования. Для проведения предупредительной работы формируются группы из представителей органов власти, а также создается агитационно-пропагандистская группа из сотрудников милиции. Для обеспечения режимных ограничений образуются группы: патрулирования, оцепления, маневренная, организация дорожного движения. Для осуществления силовых мероприятий создаются группы: блокирования, рассредоточения, изъятия, конвоирования, разграждения (разбора баррикад), применения специальных средств, пожаротушения. Для осуществления следственных действий организуются группы: документирования противоправных действий, следственно-оперативная, фильтрационный пункт. Для организации управления силами и средствами создаются группы: организационно-аналитическая, связи, войсковая оперативная, тылового и технического обеспечения, резерв. Задачи, состав, численность, порядок взаимодействия указанных групп между собой и с оперативным штабом подробно регламентированы в соответствующих приказах МВД России. Основными тактическими действиями при проведении специальной операции являются оцепление места массовых беспорядков, документирование активных действий участников путем гласной и негласной фото- и видеосъемки, применение различных специальных средств, введение нарядов и соответствующих групп в зону оцепления, расчленение и выдавливание толпы, задержание организаторов и активных участников беспорядков, оказание доврачебной помощи пострадавшим и др. После проведения специальной операции и восстановления нарушенного общественного порядка оперативный штаб обязан: - создать условия для объективного расследования преступлений; - разработать и организовать выполнение профилактических мероприятий по недопущению повторения массовых беспорядков; - подготовить подробную информацию в органы исполнительной власти: - обеспечить ликвидацию последствий массовых беспорядков; - проанализировать опыт действий сил органов внутренних дел с целью выявления ошибок и просчетов для недопущения их впредь. Результаты работы специальной аналитической группы при штабе обсуждаются на оперативном совещании у начальника соответствующего органа внутренних дел и докладываются обобщенной информацией в органы исполнительной власти, вышестоящий орган внутренних дел, прокуратуру. В информации указываются также меры по укреплению общественного порядка и безопасности и вносятся предложения по недопущению повторения массовых беспорядков12. Согласно ст. 10 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением Правительства Российской Федерации создается оперативный штаб, возглавляемый представителем Федеральной службы безопасности Российской Федерации или Министерства внутренних дел Российской Федерации в зависимости от того, компетенция какого федерального органа исполнительной власти будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции. В субъектах Российской Федерации и регионах Российской Федерации могут создаваться оперативные штабы, количество и состав которых зависят от специфики местных условий и характера возможных террористических акций на территориях субъектов (регионов) Российской Федерации. Оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями в субъекте (регионе) Российской Федерации возглавляет руководитель территориального органа (подразделения) того ведомства, компетенция которого будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции. В случае изменения характера террористической акции руководитель контртеррористической операции может быть заменен в соответствии с решением председателя соответствующей межведомственной антитеррористической комиссии. Порядок деятельности оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяется положением, утверждаемым председателем соответствующей межведомственной антитеррористической комиссии. Положение об оперативном штабе по управлению контртеррористической операцией разрабатывается на основании типового положения, утвержденного федеральной антитеррористической комиссией. Для проведения контртеррористической операции оперативный штаб по управлению контртеррористической операцией имеет право привлекать необходимые силы и средства тех федеральных органов исполнительной власти, которые принимают участие в борьбе с терроризмом в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации выделяют необходимые для проведения контртеррористической операции оружие и специальные средства, транспортные средства и средства связи, иные материально-технические средства. Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению контртеррористической операции, с момента начала указанной операции подчиняются руководителю оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией. В зависимости от масштаба и степени общественной опасности, от ожидаемых негативных последствий террористической акции руководителем контртеррористической операции может быть назначен представитель федеральной антитеррористической комиссии. В соответствии с решением Президента Российской Федерации руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией может быть назначен руководитель федерального органа исполнительной власти. Руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств. Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство контртеррористической операцией не допускается. "Общепризнано, что правонарушения, как правило, совершаются не вдруг и неожиданно; им предшествует чаще всего длительное антиобщественное поведение, - пишет Г. Л. Аванесов. - Возникает, таким образом, необходимость осуществления не только непосредственной профилактики (когда объектом профилактического воздействия выступает лицо, находящееся, условно говоря, в состоянии, близком к совершению преступления), но и ранней профилактики (здесь объектом воздействия является личность, характеризуемая отрицательно, находящаяся, однако, на стадии, говоря условно, еще отдаленной от совершения преступления);"13. Концентрация внимания на ранней профилактике требует изучения образа жизни соучастников в предшествующий правонарушению период времени. При этом под образом жизни понимаются устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы индивидуальной н групповой жизнедеятельности люден, которые характеризуют особенности их общения, поведения и склада мышления в сферах труда, общественно-политической деятельности, быта и досуга. Начальные стадии отклоняющегося образа жизни связаны с изменениями поведения преимущественно в сфере быта и досуга, в то время как в сферах труда, общественно-политической деятельности функционирование субъекта может соответствовать существующим стандартам. Отклонения, о которых идет речь, касаются, в первую очередь, интересов, целей, системы ценностных ориентации неформальных микрогрупп, состоящих обычно из соседей, товарищей по работе, объединенных совместным проведением досуга. Происходит это зачастую в негативных формах, связанных с употреблением спиртного, азартными играми, бесцельным времяпрепровождением и т. п. Изменения склада мышления проявляются в том, что позитивные стремления отодвигаются на второй план, духовные потребности и запросы вытесняются материальными, отдых связывается с праздным ничегонеделанием, примитивными развлечениями. Ориентация личности вступает в противоречия с требованиями моральных норм, в свободном времени возникают элементы антикультуры. Планируя и организуя работу по ранней профилактике группы преступлений, следует учитывать криминогенную роль микрогрупп, ведущих антиобщественный образ жизни, н использовать комплекс мер идеологического, медицинского, правового характера для исключения вредного влияния негативно-поощряющей микросреды. Выбор конкретных мер воздействия, их интенсивность и цели применения должны определяться степенью негативно-правовой ориентации микросреды. Воздействие на микрогруппы отклоняющегося поведения и на пассивную негативно-поощряющую микросреду может иметь целью изменение в положительную сторону социальной ориентации составляющих их индивидов, поэтому меры идеологического, воспитательного характера, правовая пропаганда и разъяснение неизбежности наказания за нарушение закона должны в этом случае превалировать над принудительными мерами. При работе с активной негативно-поощряющей микросредой целью должно стать ее искоренение в основном применением мер репрессивного характера путем привлечения к ответственности за совершаемые административно и уголовно наказуемые деяния. 3. Взаимодействие ОВД с заинтересованными ведомствами, общественными формированиями, населением в предупреждении и пресечении терроризма, групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков. Статья 9 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" устанавливает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации независимо от форм собственности, должностные лица должны оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом. Сообщение граждан правоохранительным органам о ставших известными им сведениях о террористической деятельности и о любых других обстоятельствах, информация о которых может способствовать предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности, а также минимизации ее последствий, является гражданским долгом каждого. Протоколом совещания Правительства РФ от 13 сентября 1999 г. N НА-П4-59пр "О неотложных мерах, направленных на усиление общественной безопасности, защиту населения от терроризма, обеспечение надежной охраны объектов особой важности крупных городов и других населенных пунктов Российской Федерации"14 предписано для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по противодействию терроризму образовать Межведомственный оперативный штаб. МВД России представить предложения в установленном порядке. Межведомственный оперативный штаб МВД РФ образован постановлением Правительства РФ от 15 сентября 1999 г. N 1040 МВД России поставлено в обязанность: - развернуть разъяснительную работу среди населения, направленную на повышение организованности и бдительности, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, укрепление взаимодействия с правоохранительными органами; шире привлекать население, частные охранные предприятия и службы собственной безопасности организаций, предприятий и учреждений, общественные организации к оказанию содействия правоохранительным органам в профилактической работе по месту жительства граждан, в том числе по охране жилых домов и подъездов, обеспечению общественного порядка в жилых микрорайонах Постановление мэра города Саратова первому заместителю мэра, начальнику департамента жилищно-коммунального хозяйства, заместителю мэра, начальнику департамента социальной сферы главам администраций районов совместно с УВД города (Галанов В.А.): - Проводить постоянную разъяснительную работу среди населения, направленную на повышение организованности и бдительности, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, укрепление взаимодействия с правоохранительными органами. - Усилить контроль за соблюдением правил регистрационного учета граждан по месту их пребывания и по месту жительства, за использованием помещений жилых домов в производственных и коммерческих целях, а также принять конкретные меры по исключению свободного доступа посторонних лиц в недостроенные и неэксплуатируемые здания и сооружения. - Активно привлекать население, частные охранные предприятия, службы безопасности предприятий и общественные организации к оказанию содействия правоохранительным органам в проведении профилактической работы по месту жительства граждан, в том числе в охране жилых домов и подъездов, обеспечении общественного порядка в жилых микрорайонах. - Совместно с руководителями предприятий города в подведомственных учреждениях и предприятиях усилить охрану и пропускной режим, содержать ограждения и системы сигнализации в постоянно исправном состоянии. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, соблюдение законности и укрепление правопорядка в стране немыслимы без участия в этом деле граждан. Опора на поддержку граждан и общественных объединений - одно из непременных условий эффективной деятельности правоохранительных органов по предупреждению и пресечению правонарушений, устранению порождающих их причин. Граждане содействуют правоохранительным органам, в том числе и органам внутренних дел, в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности как индивидуально - на добровольной основе, по контракту, так и через общественные объединения. Согласно ст. 5 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. "Об общественных объединениях" последние могут создаваться в следующих организационно-правовых формах: общественные организации; общественные движения; общественные фонды; общественные учреждения; органы общественной самодеятельности. Общественные объединения в соответствии со своими уставами преследуют социальные, политические, культурные, воспитательные и иные общественно полезные цели. Органы государства оказывают поддержку общественным объединениям в их социально полезной деятельности. Вместе с тем общественные объединения участвуют в реализации задач и функций органов государственной власти. Многие общественные объединения непосредственно участвуют в обеспечении правопорядка. Указом Президента РФ от 16 апреля 1996 г. N 563 "О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе"15 в п. 22 установлено, что в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными актами органов местного самоуправления из членов казачьих обществ, которые по своим деловым и моральным качествам способны оказать помощь органам внутренних дел Российской Федерации в укреплении правопорядка, могут создаваться общественные объединения правоохранительной направленности на добровольной либо договорной основе. Постановление Правительства Саратовской области от 28 октября 1998г n 83-П "Об организации работы студенческих отрядов охраны правопорядка в Саратовской области"16 в разделе IX регламентирует взаимодействие правоохранительных органов со студенческими отрядами охраны правопорядка Правоохранительные органы, действующие в области, оказывают всемерное содействие и поддержку студенческим отрядам охраны правопорядка в выполнении возложенных на них задач: предоставляют в установленном порядке необходимую для их деятельности информацию о правонарушениях, проводят работу по правовому обучению и воспитанию членов отрядов, оказывают помощь в обеспечении их методическими пособиями и юридической литературой, участвуют в их работе; поощряют в пределах своих полномочий членов отрядов, активно участвующих в охране правопорядка. Управление внутренних дел области и подчиненные ему органы и подразделения: - обеспечивают взаимодействие со студенческими отрядами охраны правопорядка, способствуют активному вовлечению их членов в мероприятия по обеспечению общественного порядка; - проводят инструктажи с членами студенческих отрядов охраны правопорядка, ознакомление их с оперативной обстановкой, обучают формам и методам борьбы с правонарушениями, установленным правилам применения физической силы, специальных и технических средств; - осуществляют непосредственное руководство работой членов студенческих отрядов охраны правопорядка на объектах и маршрутах патрулирования при проведении совместных мероприятий, оказывают им практическую помощь в планировании и учете их работы. Большую помощь органам государственной власти и местного самоуправления в обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности, в профилактике правонарушений и борьбе с преступностью оказывают органы общественной самодеятельности. Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Организационными формами органов общественной самодеятельности являются советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии. Компетенция органов общественной самодеятельности и других общественных формирований определяется Федеральным законом "Об общественных объединениях", Федеральным законом от 12 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими законами, соответствующими уставами об общественных формированиях. Функции по оказанию на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам по защите прав и законных интересов клиентов осуществляют лица (организации), занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью . Органы внутренних дел выдают лицензии (разрешения) на занятие этой деятельностью и осуществляют за ней контроль. Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе. Охранно-сыскные организации привлекаются прежде всего для поддержания правопорядка, в том числе на договорной основе. Охранно-сыскные организации привлекаются прежде всего для поддержания правопорядка на улицах и других общественных местах, а также используются при проведении массовых мероприятий. Важнейшим условием эффективности работы по охране правопорядка, предупреждению и пресечению правонарушений является организация взаимодействия органов внутренних дел и общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Взаимодействие предполагает согласование целей и объединение усилий органов внутренних дел и общественных формирований для совместного решения задач в сфере общественного порядка и общественной безопасности. Необходимость взаимодействия обусловлена множественностью организационных форм участия граждан в охране правопорядка, а также известной обособленностью общественных формирований. Поскольку на органы внутренних дел государство возложило функции по непосредственному обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности в стране, то им принадлежит ведущая роль в организации взаимодействия с общественностью, участвующей в охране правопорядка. Взаимодействие органов внутренних дел с общественными формированиями осуществляется на основе общих принципов государственного управления. Эти принципы и формы взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями по охране правопорядка закреплены в нормативных актах, регулирующих деятельность органов внутренних дел и общественных формирований, а также в иных актах. Наиболее широкое применение в правоохранительной практике имеют следующие формы взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями, участвующими в охране правопорядка: 1. Обмен информацией о состоянии общественного порядка и общественной безопасности. Эта информация необходима для определения актуальных задач по предупреждению и пресечению правонарушений, планирования работы, повышения ее эффективности и оценки конечных результатов. Объем и содержание информации, которой органы внутренних дел обеспечивают общественные формирования, определяются руководителями соответствующих органов внутренних дел. 2. Совместное планирование и проведение мероприятий по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности, по предупреждению и пресечению правонарушений. 3. Оказание органами внутренних дел содействия и поддержки общественным формированиям в выполнении возложенных на них задач в сфере правопорядка. 4. Обучение сотрудниками органов внутренних дел членов общественных формирований методам и формам предупреждения и пресечения правонарушений; проведение с ними работы по правовому обучению; оказание методической и иной помощи в планировании и учете их работы. 5. Направление органами внутренних дел материалов о правонарушениях в общественные формирования для рассмотрения и принятия соответствующих мер общественного воздействия к правонарушителям. 6. Сотрудничество граждан с органами внутренних дел в охране правопорядка на договорно-возмездной основе за счет средств органов внутренних дел17. Эффективность обеспечения правопорядка во многом зависит от непосредственной связи милиции с трудовыми коллективами, населением и средствами массовой информации. Правоохранительная практика показывает, что, опираясь на поддержку трудовых коллективов, населения и средства массовой информации, милиция более успешно решает задачи по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности. Сотрудники милиции проводят в трудовых коллективах и среди населения информационно-консультативную деятельность. Разъясняют законы и иные правовые акты по вопросам обеспечения правопорядка, личной и общественной безопасности, охраны собственности от противоправных посягательств. Они информируют население о состоянии правопорядка в городе или ином населенном пункте, т.е. на территории обслуживания. Взаимодействие с трудовыми коллективами (независимо от форм собственности) и населением поддерживают: подразделения патрульно-постовой службы милиции - в процессе охраны общественного порядка на улицах, в парках, садах и в других общественных местах, а также при проведении массовых мероприятий; подразделения ГИБДД - с трудовыми коллективами автотранспортных организаций в деле обеспечения безопасности дорожного движения; участковые инспектора милиции - с трудовыми коллективами предприятий, организаций и населением по вопросам профилактики правонарушений - на обслуживаемой ими территории; сотрудники лицензионно-разрешительной службы - с коллективами частных охранных объединений, а также предприятий, имеющих огнестрельное оружие и взрывчатые материалы, используемые в хозяйственной деятельности; подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел - с коллективами объектов, которые они охраняют; сотрудники криминальной милиции, дознаватели и следователи - с трудовыми коллективами и населением при проведении мероприятий по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений. Аналогичное сотрудничество с трудовыми коллективами и населением осуществляется и другими службами органов внутренних дел. Важное значение в организации рассматриваемого взаимодействия имеет укрепление связи с трудовыми коллективами и населением на закрепленной за органом внутренних дел территории. В этих целях организуются и проводятся профилактические мероприятия с привлечением граждан. Население информируется о состоянии общественного порядка, о пресеченных и раскрытых преступлениях. Руководители органов внутренних дел, участковые инспектора и иные сотрудники милиции отчитываются в трудовых коллективах, перед населением, проживающим на обслуживаемой территории, о работе органов внутренних дел. Органами внутренних дел практикуются письменные и устные (по радио, телевидению) обращения к населению города или района либо к конкретной категории граждан, которые несут ответственность за воспитание несовершеннолетних. Обращения могут содержать просьбы об оказании содействия сотрудникам милиции в наведении порядка на территории района, микрорайона, города и т.п. В обращениях вносятся предложения об образовании формирований из жильцов того или иного дома для охраны порядка в подъездах, дворах в дневное и вечернее время. Гражданам сотрудниками милиции сообщаются номера телефонов, по которым они могут круглосуточно передавать необходимую информацию о противоправных посягательствах на их права, свободы, имущество и иные законные интересы. Нередко милиция обращается к населению с просьбой о содействии ей в розыске преступников, обнаружении свидетелей, доказательств по делу, установлении личности по неопознанным трупам, розыске похищенных людей, а также в получении иной информации, полезной для борьбы с преступностью. Необходимым условием успешного выполнения задач и функций, возложенных на органы внутренних дел (милицию), является поддержание ими связи со средствами массовой информации. Контакты с журналистами и другими представителями средств массовой информации могут включать в себя оказание им помощи в получении и проверке информации (проведение интервью, ознакомление с материалами, привлечение представителей прессы для участия в рейдах, патрулировании и других мероприятиях). По наиболее актуальным и важным вопросам деятельности органов внутренних дел проводятся пресс-конференции, брифинги, приемы, встречи представителей прессы с руководством органов внутренних дел, руководителями служб и подразделений органов; для более объективного информирования представителей средств массовой информации готовятся пресс-релизы. Сотрудники органов внутренних дел выступают перед журналистами и представителями иных средств массовой информации на радио, телевидении, в прессе; консультируют редакции по готовящимся публикациям, радио- и телепередачам. Дефицит официальной информации приводит к возникновению психологических состояний, характеризующихся массовым страхом перед реальной или мнимой опасностью, паническими настроениями. Свою лепту в это вносит и часть средств массовой информации, сознательно распространяющих ложную информацию. Задача сотрудников правоохранительных органов в подобных ситуациях заключается в оперативном, гласном, достоверном, наступательном доведении до населения оперативной обстановки, состояния преступности, принимаемых органами власти мер по обеспечению общественного порядка и привлечению виновных лиц к установленной ответственности, воспитании у граждан уважения к нормам права и применяющим их органам власти, в том числе органам внутренних дел. Согласно статье 15 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" при проведении контртеррористической операции информирование общественности о террористической акции осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью. Не допускается распространение информации: 1) раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции; 2) способной затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны; 3) служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма; 4) о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции. Большое значение в работе органов внутренних дел по укреплению правопорядка имеют связи с депутатами, представителями политических партий, движений, религиозных объединений и др. К наиболее распространенным формам связи с представителями и лидерами указанных объединений, как показывает практика, относятся: поддержание с руководителями и лидерами национальных землячеств, религиозных объединений постоянных отношений, координация усилий по предотвращению межнациональных конфликтов среди населения, в том числе через средства массовой информации; участие представителей органов внутренних дел в съездах, конференциях, демонстрациях и других мероприятиях, проводимых общественными объединениями; обмен информацией с депутатами, лидерами общественных движений и религиозных конфессий; интервьюирование лидеров партий, движений, землячеств по вопросам обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в населенном пункте, обслуживаемом тем или иным органом внутренних дел, а также с целью выяснения общественного мнения о работе органов внутренних дел (милиции)18. Заключение. Эффективность предупреждения преступлений во многом зависит от уровня подготовленности сотрудников к действиям в сложных, конфликтных ситуациях, знания законодательства и умения максимально использовать его возможности в целях обеспечения правопорядка. Целями применения уголовного и административного законодательства в экстремальных ситуациях природного и социального характера являются: обеспечение охраны законных прав и интересов физических и юридических лиц, интересов общества и государства; стимулирование законопослушного поведения субъектов правоотношений, пресечение противоправного поведения, организация общей и индивидуальной профилактики; устранение причин и условий возникновения ситуации, вызванной действием (бездействием) физических лиц, в том числе использование превентивных возможностей закона; обеспечение неотвратимости ответственности и наказания за деяния, ставшие поводом, причиной либо результатом события; ликвидация последствий, локализация очагов возникновения, стабилизация ситуации, возникшей в результате события; обеспечение безопасности (сокращение риска) участников охраны правопорядка. В условиях необычности создавшихся ситуаций, спонтанности их развития и зачастую непредсказуемости последствий надо особо обратить внимание на то, что требование неукоснительного соблюдения законности применяемых мер включает как их строгую индивидуализацию, так и безусловность и решительность пресечения правонарушений. Неотложное, демонстративное, гласное, адекватное принятие правовых мер на стадиях зарождения и развития беспорядков способствует заметному снижению их тяжести, предотвращает перерастание групповых нарушений общественного порядка в массовые беспорядки. Неиспользование законных мер воздействия в отношении первоначальных преступных действий неизбежно приводит к их разрастанию в количественных и качественных показателях. Это, в свою очередь, в определенной мере усиливает напряженность между правоохранительными органами и гражданами, вызывает противодействие со стороны наиболее агрессивных представителей толпы, увеличивает социально-политические, экономические и иные негативные последствия события, сужает границы деятельности правоприменителя, оставляя в дальнейшем за ним лишь необходимость использования крайних, силовых мер воздействия19. Одним из условий эффективности предупреждения преступлений является комплексный подход к решению этой проблемы, заключающийся в единстве общего и специального предупреждения преступности. B конце XX столетия самой большой опасностью для его демократического и экономического развития стал терроризм. Борьба с ним может оказаться последней, долгой, позиционной, кровопролитной и разрушительной для человечества за свое цивилизованное выживание, существование и развитие. Для обеспечения необходимой эффективности борьбы с терроризмом требуется одновременное целенаправленное воздействие на социальные факторы и условия, которые детерминируют терроризм и благоприятствуют его распространению. В решении задач, предназначенных для осуществления социальной. криминологической и специальной профилактики, должен участвовать широкий круг государственных органов с привлечением общественности. Вступивший в силу 4 августа 1998 г. Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" впервые в истории нашей страны законодательно закрепил систему мер противодействия этой угрозе. Исполнительная власть, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации, независимо от форм собственности, их должностные лица должны оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом. В том случае, если органы внутренних дел не смогут найти должной поддержки со стороны населения в деле борьбы с преступностью, криминальная ситуация может стать еще более тяжелой, затрагивающей жизненно важные интересы все большего количестве граждан. Поэтому именно сейчас каждый орган местного самоуправления, каждый трудовой коллектив работающий на малом предприятии или промышленном гиганте, каждый человек должен сделать свой выбор в пользу объединения усилий общества против криминальной экспансии20. В целом же стратегия отпора терроризму должна включать в себя: - идеологическое, информационное, организационное противодействие формированию у граждан террористических намерений и настроений; - правовое, информационное, административное и оперативное противодействие возникновению террористических (экстремистских) групп и организаций; - недопущение приобретения оружия, боеприпасов и иных средств осуществления преступных действий лицами,вынашивающими террористические намерения: - предупреждение террористических действий на стадии их подготовки и покушения; - оперативное, боевое, уголовно-правовое пресечение террористических действии на стадии их реализации. Три первых направления входят в понятие общепредупредительной деятельности государства. И, по-видимому, организация ее станет одним из путей деятельности Федеральной антитеррористической комиссии. Но вызывает недоумение отсутствие в ее составе представителей крупнейших государственных средств массовой информации. Необходимость тесного сотрудничества с ними Федеральной антитеррористической комиссии сомнений не вызывает, так же как и с Министерством по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Важнейшим условием борьбы с терроризмом является решительность, непримиримость и жесткость ответных действий, наличие хорошо обученных, натренированных, технически хорошо оснащенных и экипированных специальных подразделений. Но этого мало. Нередко важнее бывает наличие политической воли и готовности высшего руководства страны к решительным действиям. В этой связи можно привести пример России, когда руководству страны не хватило политической воли для наказания террористов, виновных в бойне, унесшей жизни 150 мирных граждан Буденновска21. Библиография. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изм. и доп. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля 2000 г.) Закон РСФСР от 17 мая 1991 г. N 1253-1 "О чрезвычайном положении" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 30 мая 1991 г., N 22, ст. 773 Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 9 апреля 1992 г., N 15, ст. 769 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (с изм. и доп. от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г., N 33, ст. 3349 Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" с изм. от 7 августа 2000 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г., N 31, ст. 3808; от 14 августа 2000 г., N 33, ст. 3348 Указ Президента РФ от 16 апреля 1996 г. N 563 "О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе" // "Российская газета" от 24 апреля 1996 г. Постановление Правительства РФ от 5 апреля 1997 г. N 397 "О дополнительных мерах по укреплению общественного порядка и профилактике правонарушений в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации, 14 апреля 1997 г., N 15, ст. 1797 Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2000 г. N 324 "Об утверждении Положения о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания" // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 апреля 2000 г., N 16, ст. 1714 Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. N 1223 "О мерах по предотвращению проникновения на территорию Российской Федерации членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах Северокавказского района"// Собрание законодательства Российской Федерации от 8 ноября 1999 г., N 45, ст. 5439 Постановление Правительства РФ от 15 сентября 1999 г. N 1040 "О мерах по противодействию терроризму" // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 сентября 1999 г., N 38, ст. 4550 Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 270 "О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы" // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 марта 1999 г., N 12, ст. 1484 Протокол совещания Правительства РФ от 13 сентября 1999 г. N НА-П4-59пр "О неотложных мерах, направленных на усиление общественной безопасности, защиту населения от терроризма, обеспечение надежной охраны объектов особой важности крупных городов и других населенных пунктов Российской Федерации" // "Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ", ноябрь 1999 г., N 11 Постановление Правительства Саратовской области от 9 марта 1999г n 15-П "Об утверждении Плана мероприятий предупредительно-просветительского и информационно-пропагандистского характера по борьбе с терроризмом в Саратовской области на 1999-2000 годы" // "Собрание законодательства Саратовской области" n 3 март 1999г стр.413 Постановление Правительства Саратовской области от 28 октября 1998г n 83-П "Об организации работы студенческих отрядов охраны правопорядка в Саратовской области" // "Собрание законодательства Саратовской области" n 4 декабрь 1998г. Постановление мэра города Саратова от 18 ноября 1999г n 912 "О мерах по противодействию терроризму"Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая. Учебник. М.: МЮИ МВД России. Издательство "Щит-М", 1997Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. - М: Изд Академия МВД СССР, 1980 Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная. Учебник. М.: МЮИ МВД России. Издательство "Щит-М", 1997 Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Э. Эминова. - М.: Юристъ, 1997 Лутовинов В. Особенности национального терроризма. // "ОБЖ", октябрь 2000 г., Степашин С.В. Преступность в России как она есть. // Российская юстиция. 1999, № 6 11 сентября 2001 г. ____________ Щербин А.В. 1 Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная. Учебник. М.: МЮИ МВД России. Издательство "Щит-М", 1997. С. 296 2 Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 270 "О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы" // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 марта 1999 г., N 12, ст. 1484 3 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР, 1991, № 16. Ст. 503. 4 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 22. Ст. 773. 5 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 30 мая 1991 г., N 22, ст. 773 6 Собрание законодательства Российской Федерации, 14 апреля 1997 г., N 15, ст. 1797 7 Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г., N 31, ст. 3808; от 14 августа 2000 г., N 33, ст. 3348 8 Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г., N 33, ст. 3349 9 Собрание законодательства Российской Федерации от 17 апреля 2000 г., N 16, ст. 1714 10 Собрание законодательства Российской Федерации от 20 сентября 1999 г., N 38, ст. 4550 11 Собрание законодательства Российской Федерации от 22 марта 1999 г., N 12, ст. 1484 12 Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная. Учебник. М.: МЮИ МВД России. Издательство "Щит-М", 1997. С. 303 - 309 13 Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. - М: изд Академия МВД СССР, 1980 С. 459 14 "Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ", ноябрь 1999 г., N 11 15 "Российская газета" от 24 апреля 1996 г. 16 "Собрание законодательства Саратовской области" n 4 декабрь 1998г. 17 Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая. Учебник. М.: МЮИ МВД России. Издательство "Щит-М", 1997. С. 325 18 Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая. Учебник. М.: МЮИ МВД России. Издательство "Щит-М", 1997. С. 330 19 Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Э. Эминова. - М.: Юристъ, 1997 С. 192 20 Степашин С.В. Преступность в России как она есть. // Российская юстиция. 1999, № 6 21 Лутовинов В. Особенности национального терроризма. // "ОБЖ", октябрь 2000 г., С. 22 - 23 1 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|