|
|
Понятие и содержание административно-правового режима. Виды режимов. Правовой институт губернатора + задачаПЛАН Вопрос 1 ............................................................................ 3 Вопрос 2 ........................................................................... 23 Задача .............................................................................. 32 Библиография .................................................................... 35 1. Понятие и содержание административно-правового режима. Виды режимов. Понятие административно-правового режима Под режимом принято понимать распорядок дел, действий (например, режим экономики, режим отдыха). Правовой режим - это система норм права, которая регулирует деятельность, отношения между людьми по поводу определенных объектов. При этом можно различать юридическую сторону режима (систему правил) и фактическую сторону (реальное осуществление режимных норм). Правовой режим - очень широкое юридическое понятие. Он означает, что действия, отношения урегулированы правом. Для их существования, развития, охраны используется система юридических средств воздействия (стимулирование, лицензирование, контроль, принуждение и др.). Понятие правового режима почти совпадает с понятием системы права, если она рассматривается с точки зрения отношений граждан, организаций в связи с определенными объектами (режим собственности, режим природных объектов, режим службы плюс многие другие составляющие правового режима). Правовой режим в целом расширяется, правовое регулирование охватывает новые виды деятельности, отношения людей (космическое право, режим Антарктики, проверки конституционности законодательных актов и др.), более полным становится регулирование некоторых уже давно существующих отношений (семейных, предпринимательских, муниципальных). В настоящее время необходимо также распространить правовой режим на такую меру, как эвакуация людей при чрезвычайных ситуациях. Отношения между людьми, их совместная деятельность могут быть построены на власти, на договоре и одновременном сочетании этих методов. Соответственно можно различать правовые режимы властеотношений, договорные, смешанные. Учитывая совместное влияние таких важных признаков правового регулирования, как предмет, метод, правовые принципы, система субъектов и система источников, можно различать отраслевые режимы: административно-правовой, гражданско-правовой, финансово-правовой, гражданско-процессуальный и т.д. Чтобы лучше усвоить понятие правового режима, полезно сравнить его с понятием правового статуса. Статус - это совокупность прав и обязанностей определенного субъекта права относительно разных объектов, а значит, система правовых норм, регулирующих его правовое положение. Право в субъективном смысле - это совокупность статусов субъектов. А правовой режим - это система норм, регулирующих определенную деятельность разных субъектов, их отношения по поводу определенного объекта. К правотворчеству, правоприменению, к изучению права, то есть к юриспруденции, возможен статутный подход, подход с точки зрения субъекта. К юриспруденции полезен и режимный подход, систематизация норм по признаку объекта. Их взаимодействие - важное условие качества юридической деятельности. Очевидно, что правовые режимы определенных видов деятельности могут изменяться. Так, административное распределение продукции, снабжение предприятий сверху в России заменено гражданско-правовым режимом купли-продажи, обмена продукции. Визовый режим пересечения границы России и других государств может быть заменен безвизовым и наоборот. Точно так же может быть установлен и отменен таможенный режим перемещения товаров через границу. Административно-правовой режим сопровождает деятельность органов и должностных лиц государственной администрации при их взаимодействии с гражданами и организациями, а также между ее звеньями при реализации ими своих функциональных обязанностей, при регулировании ими различных социальных объектов и процессов. Он может быть обозначен как общий режим деятельности государственной администрации. Он рассчитан на повседневную административную деятельность, типичные социально-управленческие ситуации. В то же время, когда требуются специальные, особые меры исполнительной деятельности, применяемые на строго определенной территории, в отношении определенного объекта или предмета, устанавливаются специальные административно-правовые режимы. В рамках отраслевого режима можно выделить его составляющие. Так, элементами общего административного режима является режим законности деятельности государственной администрации, паспортный режим, режим государственной службы, а наряду с ними существуют специальные административно-правовые режимы (государственной тайны, чрезвычайного положения и др.). Понятие и признаки специальных административно-правовых режимов Специальные административно-правовые режимы (САПР) являются одной из разновидностью особых правовых режимов, действующих в сфере публичного права, и несут в связи с этим соответствующую функционально-целевую нагрузку. Их основное назначение состоит в следующем: обеспечение конституционной безопасности при возникновении внешних и внутренних угроз территориальной целостности и независимости государства - агрессии против Российской Федерации, вооруженных конфликтов, массовых беспорядков; обеспечение функционирования объектов, представляющих повышенную общественную опасность или имеющих важное государственное значение; определение порядка реализации прав и обязанностей, условий жизнедеятельности на территориях, где проводятся специальные природоохранные, санитарные, противопожарные и иные мероприятия, а также на территориях, являющихся специальными зонами государственно-правовой охраны; установление порядка пользования предметами, представляющими повышенную общественную опасность или содержащими сведения, составляющие государственную тайну; обеспечение прав граждан и организаций в условиях чрезвычайных ситуаций, нормализация обстановки, восстановление правопорядка; создание условий для эффективной деятельности органов исполнительной власти, результативного осуществления ими контрольных, надзорных, регламентационных полномочий. Основаниями для установления САПР выступают экстраординарные ситуации социального и природно-техногенного характера, создание объекта-носителя САПР (образование заповедника, создание пункта пропуска через государственную границу), возникновение иных факторов, требующих режимного регулирования. САПР могут быть рассмотрены как институт административного права. Их правовой основой выступают Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента и постановления Правительства России, акты федеральных органов исполнительной власти, а также законы и иные правовые акты субъектов Федерации. Среди них выделяются акты, специально посвященные одному виду САПР - о ветеринарии, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о чрезвычайном положении, об исключительной экономической зоне, о закрытом административно-территориальном образовании, о государственной границе, о лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Но большинство регулируются тематическими законодательными актами, отводящими САПР роль одного из элементов в системе организационно-правовых средств, используемых для упорядочения отдельных видов административной деятельности (Градостроительный, Уголовно-исполнительный, Таможенный кодексы Российской Федерации). Нельзя недооценивать роль конституционных норм. Во-первых, Конституция Российской Федерации осуществляет первичную легализацию таких САПР, как чрезвычайное и военное положение, режимов государственной границы, пограничных зон, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, особо охраняемых природных территорий (ст. 71, 72, 87, 88). Во-вторых, в Конституции закреплены основополагающие положения и принципы функционирования САПР - принцип неприкосновенности основных прав и свобод (ч. 3 ст. 56), основания ограничения прав и свобод (ч. 3 ст. 55), принцип официального установления (ч. 3 ст. 15, п. "б", "в" ст. 102), отнесение САПР к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации (п. "б", "з", "к" ст. 72). В законах определяются вид правового режима и его носитель, основания введения, субъект, осуществляющий режимное управление, режимные меры и правила деятельности. Поскольку САПР в основном связаны с ограничением, принуждением, ответственностью, их первичное юридическое закрепление производится законами, при этом удельный вес правительственных и ведомственных актов в регулировании должен быть сведен к минимуму. Тем не менее, без последующей конкретизации законов применительно к определенной ситуации, территории или объекту обойтись невозможно. Такую детализацию осуществляют Президент в отношении важнейших государственно-правовых режимов, Правительство в отношении режимов, имеющих общефедеральное значение, федеральные органы исполнительной власти - в отношении режимов, действующих на подведомственных им территориях или объектах. САПР устанавливается в том случае, когда иные меры административно-правового регулирования не могут обеспечить должный правовой порядок (безопасность, охрану, нормализовать обстановку), добиться необходимого правового состояния социального объекта. Это достигается при помощи следующих средств: дополнительные запреты и связывания, причем режим не просто ограничивает какое-либо поведение, а предусматривает превентивный контроль за исполнением этого требования; специальные административные меры, направленные на установление и поддержание режимных правил - государственная экспертиза, государственный мониторинг, государственная регистрация, лицензирование; разрешительный способ и тип реализации прав и свобод, выполнения хозяйственной деятельности, предполагающий предварительное обращение с просьбой предоставить возможность осуществить те или иные права. Такой порядок зачастую связан с должностным усмотрением лица, который может отказать в выдаче разрешения, если посчитает это нецелесообразным; система контроля и надзора за выполнением режимных требований физическими, юридическими лицами, а также должностными лицами. К ним относятся "сплошная" и выборочная проверка соблюдения правил, оперативно-розыскные мероприятия, пресекательные меры и меры ответственности; организационно-техническое обеспечение установленных режимных правил, позволяющее эффективно предупреждать, выявлять и пресекать их нарушения. К таким мерам можно отнести использование транспортных средств, связи, специального оборудования, предназначенного ДЛЯ досмотра, осмотра местности, и т.д. Многие правовые режимы законодатель определяет как комплексные, используя категории "особый правовой режим", "особый режим", "специальный режим охраны". Тем самым подчеркивается, что, во-первых, в конструировании этих режимов принимают участие нормы нескольких отраслей права - конституционного, административного, международного, муниципального, финансового права, а во-вторых, эти режимы затрагивают различные по характеру права и обязанности субъектов режимного регулирования. Это касается режима исключительной экономической зоны, закрытого административно-территориального образования, режима в зоне проведения контртеррористической операции. Однако включение в правовые режимы, обеспечивающие безопасность, охрану территорий, объектов, учреждений норм различной отраслевой принадлежности не изменяет природы основных регулятивных средств этих режимов - они, безусловно, являются административно-правовыми. Итак, к признакам САПР относятся: сфера их применения - они устанавливаются в сфере деятельности публичной администрации, в связи с выполнением органами государственной власти и местного самоуправления своих обязанностей обеспечить безопасность, охрану, защиту; предписания, образующие режимные правила, как правило, состоят из запрещающих и обязывающих административно-правовых норм, ограничивающих общую правосубъектность физических и юридических лиц; обязательными субъектами особых правовых режимов являются исполнительные органы публичной власти; при регулировании правоотношений, возникающих между населением и публичной администрацией по поводу соблюдения режимных правил, применяется административно-правовой метод воздействия; нарушение правил режима влечет за собой меры дисциплинарного и административного принуждения. Регулятивные свойства САПР проявляются в использовании специального административного инструментария, образующего режимные приемы регулирования. Во-первых, зонирование территории (объекта), означающее разграничение территории на определенные зоны, в которых действуют особые правила, но в целом они взаимосвязаны между собой. Во-вторых, создание специальных постоянных или временных органов, наделенных компетенцией по поддержанию режима. На них возлагаются обязанности по применению административных мер для обеспечения соблюдения режимных правил, контроля процесса реализации прав и обязанностей другими участниками и его "коррекции" в случае отклонения от установленных требований. В-третьих, особые режимные правила жизнедеятельности населения, пребывания и передвижения по режимной территории, пользования имуществом, земельными участками, пропускной режим; правила ведения хозяйственной деятельности, в том числе правила обращения с имуществом, запрещение отдельных видов предпринимательской деятельности, обязанности проведения охранных, защитных и спасательных мероприятий. В-четвертых, закрепление правового положения объекта (носителя режима) - особого статуса заповедника, ЗАТО, документа, содержащего сведения, составляющие государственную тайну. САПР, с одной стороны, предоставляют возможность органам власти эффективно действовать в различных социальных ситуациях, обеспечивая реальное выполнение ими своих функций, с другой - являются важнейшим правовым средством обеспечения правосубъектности граждан и организаций. Они делают "прозрачными" применяемые административные меры, заранее информируют участников о возможных санкциях, ограничивают административную импровизацию и расширяют свободное усмотрение должностных лиц при выборе средств принудительного воздействия. Виды специальных административно-правовых режимов Административно-правовые режимы широко распространены в сфере публичного управления и отражают многообразие выполняемых органами исполнительной власти задач и функций. Чем более развита система административно-правовых средств, чем больше разнообразных форм административной деятельности, тем важнее объединение и дифференциация их по определенным, имеющим юридическое значение признакам. Классификация САПР призвана помочь законодателю систематизировать имеющийся в распоряжении органов власти административно-правовой инструментарий, с тем чтобы своевременно реагировать на возникновение различных нетипичных ситуаций, осуществлять адекватное и комплексное регулирование территорий и объектов, имеющих особый социальный статус. В зависимости от подведомственности САПР могут быть разделены на три группы - федеральные режимы, устанавливаемые и регулируемые федеральными органами государственной власти; региональные режимы, устанавливаемые органами государственной власти субъектов Федерации; местные режимы, устанавливаемые органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Некоторые виды могут находиться во всех трех группах (режим чрезвычайной ситуации природно-техногенного характера, режимы особо охраняемых природных территорий). Если в качестве критерия разграничения выбрать объект-носитель режима, то выделяются: территориальные режимы - режим закрытого административно-территориального образования, военное положение, карантин, режимы исключительной экономической зоны, континентального шельфа, лечебно-оздоровительных местностей; объектные режимы - режим объекта атомной энергетики, режим водохранилища, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог, режимы ИВС, СИЗО, ИТУ; режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющие важное государственное значение - режимы оружия, наркотических веществ, ядов, документов, содержащих государственную тайну, паспортный режим; функционально-деятельностные режимы - режимы деятельности органов МЧС РФ, противопожарный режим, эвакуационный режим, режимы контртеррористической операции, таможенные режимы. САПР можно различать по предмету регулирования - природоохранные режимы (заповедников, национальных и природных парков, лечебно-оздоровительных местностей и курортов), режимы обеспечения государственной безопасности (государственной границы, защиты государственной тайны, военных объектов, порядка выезда из России и въезда в Россию, режимы охраны общественного порядка (чрезвычайное положение). По критерию юридических свойств режимы можно подразделить на ординарные и экстраординарные. Последние вводятся только в случае возникновения чрезвычайных ситуаций социального или природно-техногенного характера, вызванных агрессией против Российской Федерации, массовыми беспорядками, стихийными бедствиями и т.п. Экстраординарные режимы - это особые правовые режимы жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной и иной деятельности организациями, а также функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории, где возникла угроза безопасности и которая признана зоной чрезвычайной ситуации, зоной вооруженного конфликта, зоной военных действий. Отличительными особенностями экстраординарных режимов являются: использование мер, ограничивающих конституционные права и свободы граждан и организаций; введение дополнительных административно-правовых обязанностей и запретов; предоставление чрезвычайных полномочий органам власти для поддержания режима; введение форм особого управления территорией, на которой установлен экстраординарный режим, включая создание временных специальных органов, перераспределение компетенции, приостановление деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуправления. Экстраординарные режимы - это временные САПР, которые действуют только в период существования чрезвычайной ситуации. С одной стороны, в законодательстве установлены конкретные сроки, на которые могут вводиться эти режимы, а с другой, - уполномоченные органы обязаны отменить действие режимов, если отпали обстоятельства, послужившие основанием для их установления. Законодательство Российской Федерации предусматривает три типа экстраординарных режимов - чрезвычайное, военное и "особое" положение. Чрезвычайное положение Чрезвычайное положение - это особый правовой режим, предусматривающий ограничение установленных Конституцией Российской Федерации и законами прав граждан и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Этот режим объявляется в исключительных случаях, в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Создаваемый в результате введения чрезвычайного положения (ЧП) правовой порядок способствует устранению обстоятельств, являющихся факторами угрозы, восстановлению законности, правопорядка, нормализации чрезвычайной ситуации. Правовой основой института ЧП являются нормы ст. 56, 88, 102 Конституции РФ1, Закон РСФСР "О чрезвычайном положении" от 17 мая 1991 года2, нормы, содержащиеся в законах "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", "О безопасности", "О милиции", "О связи" и других законах. Законодательство о ЧП призвано помочь исполнительной власти устранить возникшую угрозу безопасности и в то же время не дать ей возможность восстанавливать правопорядок на основе должностной импровизации, любой ценой добиваться защиты конституционного строя. ЧП позволяет государственным органам применять чрезвычайные меры и одновременно не позволяет использовать неограниченный набор средств принуждения, перейти границу необходимых мер. С его помощью заранее определяется административный инструментарий, который способен эффективно противостоять экстремальной ситуации, адекватно реагировать на нее. В правовой регламентации ЧП одинаково заинтересованы как должностные лица, его обеспечивающие, так и население соответствующей территории. Первые - поскольку он дает возможность действовать обоснованно, оперативно, не боясь ответственности за принимаемые чрезвычайные меры, а вторые - поскольку режим гарантирует соответствие этих мер конституционным нормам о правах личности. Закон о ЧП реализовал концепцию единого правового режима для чрезвычайных ситуаций социального и природно-техногенного характера, хотя и с некоторыми различиями в характере применяемых мер и временных ограничений. Основанием для введения ЧП являются чрезвычайные ситуации (ЧС): социально-политического характера, выражающиеся в попытках насильственного изменения конституционного строя, межнациональных и региональных конфликтах, блокаде отдельных местностей, сопровождающиеся насилием, применением оружия; криминогенного характера, выражающиеся в массовых беспорядках, террористических актах; природного, техногенного, экологического характера, выражающиеся в стихийных бедствиях, катастрофах, эпидемиях, повлекших или могущих повлечь человеческие жертвы, значительный материальный ущерб, нарушение жизнедеятельности людей и требующие масштабных аварийно-спасательных работ. Реальное возникновение обстоятельств, перечисленных выше, еще не означает, что ЧП будет автоматически введено. Помимо фактических оснований введения ЧП закон определяет условия, при наличии которых этот режим объявляется. В результате проявления социальных и природно-техногенных факторов должна возникнуть такая ЧС, которая реально угрожает безопасности многих граждан или конституционному строю и устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер. В большинстве случаев возникновения ЧС достаточно неотложных административных мер или менее жестких и ограничивающих правовых режимов. Если они не способны нормализовать обстановку - ставится вопрос о введении ЧП. ЧП на всей территории Российской Федерации или в отдельных субъектах Федерации вводится указом Президента Российской Федерации. Конституции республик, в которых предусмотрено право главы исполнительной власти (президента или главы республики) вводить ЧП на территории республики, подлежат приведению в соответствие со ст. 56, 88 и ст. 102 Конституции РФ. Указ Президента о введении ЧП в течение 72 часов должен быть утвержден Советом Федерации, а в случае неутверждения утрачивает свою силу. В указе Президента Российской Федерации о введении ЧП должны быть определены: обстоятельства, послужившие основанием для введения ЧП и обоснование необходимости его введения; перечень и пределы чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан; государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление чрезвычайных мер и их компетенция; границы территории, на которой вводится ЧП, время вступления указа в силу, а также точный срок, на который вводится ЧП. Названные положения являются обязательными в содержании указа, но кроме них в нем могут быть и другие сведения - о силах и средствах, привлекаемых для обеспечения ЧП, о поручениях Правительству и федеральным органам исполнительной власти принять необходимые меры к исполнению указа. Срок действия ЧП, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях - 60 суток. По истечении этого срока ЧП считается прекращенным, если оно своевременно не продлевается указом Президента Российской Федерации. Президент вправе отменить свой указ о введении ЧП досрочно, если в период действия режима отпали обстоятельства, послужившие основанием для его введения. Поскольку в одном акте невозможно подробно урегулировать все перечисленные вопросы, вместе с указом о введении ЧП Президент издает иные правовые акты, закрепляющие компетенцию специальных временных органов управления, определяющие порядок осуществления отдельных чрезвычайных мер. Подобная регламентация законом указов о введении ЧП связана с тем, что, во-первых, они являются актами "вторичного нормотворчества", и в то же время выполняют правоприменительную функцию, конкретизируя нормы закона о ЧП в отношении определенной ЧС, а во-вторых, положения указов выступают критериями, по которым Совет Федерации судит о соответствии их законодательству. В качестве основного элемента режима ЧП выступает система чрезвычайных мер - совокупность норм и административно-организационных действий, осуществляемых органами власти в целях ограничения прав граждан и организаций, возложения на них дополнительных обязанностей. Закрепляя перечень прав и свобод, которые могут быть правомерно ограничены в условиях ЧП, законодатель исходит из следующего: это должно способствовать нейтрализации, устранению угрозы безопасности, и они должны быть соотносимыми с возможностью их реального ограничения. При этом ряд прав и свобод не подлежит ограничению согласно ст. 56 Конституции Российской Федерации и требованиям международно-правовых актов. Меры, осуществляемые в период действия ЧП, подразделяются на: 1. Совместные для режимов социального и природно-техногенного характера - особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено ЧП; усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок, ограничение движения транспортных средств и их досмотр; 2. Социально-политические и контркриминогенные - комендантский час; предварительная цензура; приостановление деятельности общественных объединений, препятствующих нормализации обстановки; "сплошная" проверка документов в местах скопления граждан; ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков, а также временное изъятие оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ; выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания либо за пределы территории, на которой введено ЧП, за их счет; 3. Природно-техногенные - временное выселение (эвакуация) граждан из районов, опасных для проживания; введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости; установление карантина и проведение других санитарно-противоэпидемических мероприятий; мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в ЧС продукции; отстранение от работы на период ЧП руководителей государственных организаций при ненадлежащем выполнении ими своих обязанностей и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей других лиц; в исключительных случаях допускается мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения неотложных аварийно-спасательных работ. Согласно ст. 25 Закона социально-политические и природно-техногенные меры могут применяться только в период действия режима ЧП. Однако законодательство и практика свидетельствуют о том, что многие из них осуществляются и в иных условиях, без введения ЧП (эвакуация, карантин, выдворение за пределы территории, мобилизация ресурсов государственных организаций). Желательно, чтобы такие меры, как предварительная цензура, особый режим въезда и выезда, приостановление деятельности политических партий не просто назывались в законе, а подробно регулировались, с определением их понятия, основания и порядка применения. В противном случае это будут делать временные органы, обеспечивающие поддержание ЧП, по своему усмотрению. В качестве составного элемента режима выступают формы особого государственного управления. Закон предусматривает следующие изменения в системе публичной администрации: 1) передача федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации полномочий по применению мер режима ЧП; 2) подчинение органов исполнительной власти субъекта Федерации, территориальных федеральных органов непосредственно Президенту Российской Федерации или назначенному им органу (должностному лицу); 3) создание специальных временных органов, с передачей им части или всех полномочий органов государственной власти территории, на которой введено ЧП, с приостановлением их деятельности или без такового. При выборе формы особого государственного управления оценивается состав сил, участвующих в социальном конфликте, возможность действующих органов государственной власти продолжать свою деятельность, масштабы территории, где предполагается установить режим. Если органы исполнительной власти территории, на которой возникла чрезвычайная ситуация, продолжают нормально функционировать, они могут быть наделены чрезвычайными полномочиями. Так, в период действия ЧП в Москве с 3 по 18 октября 1993 г. функции администрации района ЧП были возложены на Правительство Москвы. Отдельные меры было поручено осуществлять федеральным органам исполнительной власти3. В качестве временных специальных органов, создаваемых на период ЧП, выступают комендант территории ЧП и временная администрация территории ЧП. В период действия ЧП в Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республике с ноября 1992 по январь 1995 г. была образована Временная администрация, с подчинением ей всех органов исполнительной власти и местного самоуправления, действующих на территории, где введено ЧП4. Временная администрация являлась федеральным государственным органом, состоящим из главы Временной администрации, его заместителей, штаба Временной администрации и иных административных структур. В ее компетенцию входило руководство органами исполнительной власти на территории действия режима ЧП, обеспечение поддержания правопорядка и безопасности граждан, обеспечение населения продуктами питания и товарами первой необходимости, координация работ по оказанию помощи вынужденным переселенцам, их охране и обустройству. При введении ЧП в связи с попытками насильственного изменения конституционного строя, массовыми беспорядками, Президент Российской Федерации может назначить коменданта территории ЧП или поручить его назначение иным должностным лицам. Комендант территории ЧП: издает обязательные к исполнению на соответствующей территории акты по вопросам обеспечения режима ЧП; устанавливает срок действия комендантского часа, определяет места содержания нарушителей требований режима; назначает комендантов участков и руководит их деятельностью; определяет порядок деятельности контрольно-пропускных пунктов; организует применение таких мер, как выдворение нарушителей общественного порядка за пределы территории, изъятие оружия, взрывчатых, ядовитых, радиоактивных веществ и определяет места его хранения, досмотр транспортных средств, личный досмотр, проверка документов; привлекает к административной ответственности за нарушение требований режима ЧП. Военное и "особое" положение Законодательной основой военного положения являются Конституция Российской Федерации, федеральный конституционный закон о военном положении, федеральные законы "Об обороне", "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", иные нормативные правовые акты, в том числе указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации. Согласно ст. 87 Конституции Российской Федерации военное положение вводится Президентом в случае агрессии против России или угрозы такой агрессии, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Военное положение (ВП) представляет собой особый правовой режим, предусматривающий ограничения прав граждан, должностных лиц и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в целях обеспечения обороны страны и ликвидации агрессии против государства. Этот режим призван создать правовые, организационные, экономические условия, способствующие отражению агрессии или ее предотвращению. Помимо объявления ВП в распоряжении государства имеются также такие средства, как объявление состояния войны, мобилизация, гражданская и территориальная оборона. Они взаимосвязаны: одновременно с объявлением состояния войны проводится мобилизация и вводится ВП, но могут применяться и раздельно. Режим ВП должен решить следующие задачи: гарантировать сохранение общественного порядка, защиту основных прав личности, не подлежащих ограничению даже в военное время; мобилизовать силы и средства государственных и негосударственных организаций, а также граждан для отражения агрессии; реорганизовать систему государственной и муниципальной власти, переведя ее работу на принципы строгой централизации с непосредственным подчинением нижестоящих органов вышестоящим, реализации основных жизнеобеспечивающих функций, военной дисциплины; установить более высокий уровень защиты государственной и военной тайны. ВП обеспечивает особый порядок деятельности органов публичной власти в условиях военного времени; особый режим работы организаций транспорта, энергетики, связи, здравоохранения, торговли и питания; особую организацию деятельности предприятий, производящих продукцию для нужд военного времени; особый порядок деятельности правоохранительных органов, обеспечивающих общественный порядок и безопасность на территории, где введено ВП. Меры и временные ограничения, осуществляемые в период действия ВП, могут быть подразделены на: меры, применяемые в других чрезвычайных ситуациях, в том числе при введении ЧП - усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; эвакуация населения; комендантский час; введение особого порядка въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где введено ВП; приостановление деятельности общественных объединений; запрещение или ограничение проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий, забастовок; запрещение или ограничение продажи оружия, взрывчатых и ядовитых веществ; отстранение от должности на период ВП руководителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных организаций, расположенных на территории действия ВП, при ненадлежащем исполнении ими своих служебных обязанностей и назначение взамен их других лиц. Несмотря на схожесть в названии и существе правоограничений, порядок применения некоторых из перечисленных мер в период ЧП и ВП будет различным; меры и временные ограничения, применяемые только в период действия ВП - ограничение свободы выбора места пребывания и жительства; запрет на въезд в Россию иностранных граждан и выезд граждан и других лиц за границу; установление военно-квартирной и военно-транспортной обязанности, привлечение трудоспособного населения к выполнению работ оборонного характера; изъятие у граждан и организаций необходимого для нужд обороны имущества; военная цензура; запрещение иностранным гражданам передвижения по территории России, а также их интернирование в случае, если имеются данные об их противоправной деятельности. На территории, где введено ВП, создаются органы военной администрации. Это могут быть: временный федеральный государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента РФ как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ; действующий в сфере обороны федеральный орган исполнительной власти, его территориальные органы, а также органы исполнительной власти в субъектах Федерации могут образовать единый государственный орган - военную администрацию территории, где объявлено ВП; Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации на период ВП является органом оперативного управления ВС РФ, другими войсками и воинскими формированиями; в местностях, где ведутся или развертываются военные действия, осуществление отдельных полномочий государственной исполнительной власти, в том числе связанных с обеспечением правопорядка и безопасности, может быть передано территориальным органам военного управления. Согласно ст. 4 Федерального закона "Об обороне" Президент Российской Федерации вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени. Для поддержания режима ВП Президент привлекает соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск МВД РФ, других войск и воинских формирований. Они обеспечивают особый порядок въезда, выезда и передвижения по территории, охраняют объекты, обеспечивающие жизнедеятельность, участвуют в охране общественного порядка, реализуют такие меры, как комендантский час, военная цензура, пресечение нарушений режима ВП. Находясь в оперативном подчинении Генеральному штабу, названные части и соединения могут подчиняться органам, обеспечивающим военное государственное управление, военной администрации территории. Таким образом, отличие военного положения от чрезвычайного положения следует проводить по основаниям введения особого правового режима, по объему устанавливаемых правоограничений, по глубине изменений в системе органов публичной администрации, по характеру сил и средств, привлекаемых для поддержания режима. Помимо чрезвычайного и военного положения действующее законодательство и административная практика предусматривают возможность введения иных видов особых правовых режимов, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций криминогенного, природного, экологического и техногенного характера, которые получили условное название "особое положение". Эти режимы могут устанавливаться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Так, постановлением Правительства Российской Федерации о режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены особые режимы зоны отчуждения, зоны отселения, зоны проживания с правом на отселение. Согласно ст. 58, 59 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" Президент России при возникновении соответствующих обстоятельств вправе ввести на соответствующей территории режимы зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия5. В случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей Правительство Российской Федерации или органы исполнительной власти субъектов Федерации вправе ввести на отдельных территориях или в населенных пунктах особые условия хозяйствования и режимы жизнедеятельности населения6. Согласно Федеральному закону "О борьбе с терроризмом" особый правовой режим устанавливается и в зоне проведения контртеррористической операции, предусматривающий такие меры, как ограничение свободы передвижения, ограничение личной неприкосновенности и другие. Поддержание этого режима обеспечивает руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией. В последнее время широкое распространение получила практика введения органами исполнительной власти субъектов Федерации режимов чрезвычайной ситуации природно-техногенного характера. При этом они руководствуются Законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"7, постановлением Правительства Российской Федерации О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера8. Данные правовые акты не предусматривают возможность введения какого-либо особого режима, но устанавливают отдельные административные меры, в том числе носящие ограничивающий характер, которые могут быть использованы органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации (ЧС). К таким мерам относятся: проведение эвакуации; остановка деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС; проведение аварийно-спасательных и других неотложных мероприятий; ограничение доступа людей в зону ЧС; использование средств связи, транспорта и иного имущества организаций, находящихся в зоне ЧС; привлечение на добровольной основе населения к проведению аварийно-спасательных работ; усиление охраны общественного порядка в зоне ЧС. Для чего же объявлять "особый режим"? Он позволяет комплексно применять указанные средства, направляет их на достижение единой цели, не дает им затеряться в массе обычных административных функций. Режим помогает добиться реального исполнения вводимых запретов и ограничений, контролировать порядок реализации принятых предписаний, создать организационно-правовой механизм, адекватный остроте ЧС. Но без надлежащей правовой основы нельзя выработать общеобязательные режимные правила, а значит, обеспечить соответствующее поведение населения и привлечение к ответственности за их нарушение. Объявление особого режима без закрепления оснований, условий и официальной процедуры введения, при отсутствии исчерпывающего перечня возможных чрезвычайных мер, представляется неправомерным ограничением прав и свобод. Очевидно, необходимо принятие специального закона о режиме чрезвычайной ситуации природно-техногенного характера, который существенно отличается от чрезвычайного положения. Во-первых, это федерально-региональный режим, право устанавливать который должны иметь и органы государственной власти субъектов Федерации, и органы местного самоуправления. Во-вторых, этот режим не предусматривает ограничение конституционных прав личности, социально-политической активности. Ограничение свободы передвижения, свободы предпринимательской деятельности и некоторых других прав выступает как неизбежное последствие аварийно-спасательных, восстановительных, предупредительно-организационных, эвакуационных мероприятий. В-третьих, такой режим не предполагает изменение компетенции органов публичной администрации, перераспределение полномочий. В качестве органов, осуществляющих руководство деятельностью по обеспечению режима ЧС, выступают глава исполнительной власти субъекта Федерации, главные управления и управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий субъектов Федерации, комиссии по чрезвычайным ситуациям субъектов Федерации и органов местного самоуправления, региональные центры ГОЧС - территориальные органы МЧС РФ. Для поддержания режима ЧС привлекаются органы внутренних дел субъекта Федерации, силы и средства иных федеральных органов исполнительной власти, входящие в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Режим закрытого административно-территориального образования Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании"9 в территориальных образованиях, в пределах которых расположены промышленные предприятия, связанные с производством ядерного оружия; радиоактивных материалов, военные и иные объекты, требующие принятий специальных мер по обеспечению их безопасного функционирования и охраны государственной тайны, устанавливается особый правовой режим. Решение о создании или упразднении закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) принимается Президентом по представлению Правительства Российской Федерации. ЗАТО является административно-территориальной единицей, в которой действуют органы местного самоуправления, однако его территория может не совпадать с территорией субъектов Федерации и районов, входящих в их состав. Эта территория определяется исходя из необходимости надлежащего обеспечения особого режима, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов, входящих в состав ЗАТО или прилегающих к его территории. Функционирование ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам установления административной подчиненности и границы, полномочий органов государственной власти субъектов Федерации в отношении закрытого образования, обеспечения, действия особого режима, в том числе ограничений прав граждан и организаций. Особый режим ЗАТО устанавливается в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты сведений, составляющих государственную тайну, пресечения противоправных действий в отношении охраняемых предприятий и объектов, обеспечения безопасных условий для работы и проживания граждан, защиты окружающей среды. Особый режим ЗАТО включает в себя: режим запретной зоны и режим контролируемой зоны - границы запретной и контролируемой зон обозначаются хорошо видимыми знаками, надписями) оборудуются заграждениями и техническими средствами охраны; ограничения на въезд и постоянное проживание; ограничения на полеты летательных аппаратов над территорией закрытого образования; ограничения на ведение хозяйственной и предпринимательской деятельности, владение, пользование и распоряжение землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом. Положения о режимах конкретных ЗАТО утверждаются Правительством Российской Федерации10. Режим запретной зоны устанавливается внутри территории ЗАТО вокруг предприятия или объекта и предназначен для исключения доступа граждан на указанную территорию без производственной необходимости. Ответственность за организацию и обеспечение особого режима в запретной зоне возлагается на начальника предприятия или объекта. Режим контролируемой зоны устанавливается на всей территории ЗАТО (за исключением территории объекта) для ограничения доступа граждан на данную территорию. Для осуществления санкционированного доступа граждан и проезда транспортных средств оборудуются контрольно-пропускные пункты. Для постоянного проживания на территорию ЗАТО разрешается въезд гражданам, если они заключили трудовой договор с администрацией объекта или иными юридическими лицами, расположенными на его территории, военнослужащим и сотрудникам ОВД, проходящим службу на территории ЗАТО, а также членам семей указанных лиц. Кроме того, въезд разрешается лицам, постоянно проживающим в населенных пунктах, входящих в состав ЗАТО. Для временного пребывания на территорию контролируемой зоны разрешается въезд гражданам, которые являются родственниками лиц, постоянно проживающих на территории ЗАТО, заключили трудовой договор с юридическими лицами, расположенными на территории закрытого образования, имеют на территории ЗАТО недвижимое имущество. В случае производственной необходимости или для удовлетворения социально-культурных потребностей жителей закрытого образования может быть разрешен въезд и иных лиц. Граждане, утратившие трудовые отношения с организациями, находящимися на территории закрытого образования, могут быть переселены за пределы ЗАТО. Пропускной режим на территорию ЗАТО включает в себя порядок входа и выхода граждан и транспортных средств, порядок ввоза и вывоза грузов, документов и материальных ценностей, перечень должностных лиц, имеющих право на выдачу соответствующего вида пропусков, контроль за обоснованностью выдачи пропусков, своевременностью их изъятия и погашения. Особый режим ЗАТО обеспечивается совместными решениями руководителя органа местного самоуправления, начальника объекта, руководителя территориального органа ФСБ РФ, начальника ОВД, расположенных на территории закрытого образования. Представители названных органов власти создают комиссию, которая устанавливает виды и систему охраны территории, состав сил и средств, привлекаемых для поддержания режима, порядок функционирования контрольно-пропускных пунктов. Для поддержания особого режима привлекаются воинские подразделения, подразделения военизированной охраны объекта, а также подразделения органов внутренних дел, дислоцированные на территории закрытого образования. Режим охраны Государственной границы Российской Федерации Протяженность Государственной границы России на суше и по воде - 58 тысяч километров. Большая часть этой линии - бывшие границы СССР, но велика протяженность и новых границ - с бывшими союзными республиками. Понятие "государственная граница" включает в себя три критерия: фактический, юридический, технический. Прежде всего - это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории Российской Федерации, то есть пространственный предел действия ее государственного суверенитета. Юридическая граница России закрепляется международными договорами, законодательными актами Российской Федерации и бывшего СССР. 1 апреля 1993 г. был принят Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации"11. В п. 2 постановления о порядке введения этого закона в действие установлено: до заключения договоров о прохождении Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами - бывшими союзными республиками СССР - придать границе с этими государствами статус Государственной границы. Технический критерий - это обозначение соответствующей линии на местности, обустройство границы, организация ее охраны. Государственная граница выполняет две основные функции: обеспечивает безопасность страны и служит передовой линией контактов с другими странами, способствует установлению добрососедских отношений с ними. Охрана государственной границы - важное условие защиты политических, экономических интересов и безопасности России. Ее эффективность зависит от умелого использования юридического инструментария, закрепления надежного режима охраны, выделения для этого необходимого количества средств, создания специальных служб (пограничной, таможенной, карантинной и др.), успешно взаимодействующих между собой и другими государствами, муниципальными службами. Политическая охрана преследует цель не допустить незаконного пересечения границы людьми, транспортными средствами; задача экономической охраны - предотвращение незаконного перемещения через границу предметов, продукции духовного творчества, а санитарная охрана нужна, чтобы через границу ни в ту, ни в другую сторону не распространялись инфекции, опасные для людей, фауны и флоры. Режим охраны границы состоит из следующих элементов: режима границы; пограничного режима; режима в пунктах пропуска через границу; особых полномочий пограничных войск, войск ПВО и Военно-морского флота. Режим Государственной границы включает в себя правила: ее содержания, которыми регулируется порядок сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров, оборудования и содержания пограничных просек; пересечения границы лицами и транспортными средствами. На суше оно осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами или решениями Правительства Российской Федерации. Этими актами может определяться время пересечения границы, порядок следования от границы до пункта пропуска через нее и в обратном направлении. Мирный проход через территориальные воды Российской Федерации иностранных невоенных судов и военных кораблей разрешен по установленным морским коридорам; воздушные суда пересекают границу и следуют в глубь страны по специально выделенным воздушным коридорам пролета; пропуска лиц, транспортных средств, товаров, животных в специально установленных пунктах. Этими правилами предусматриваются проверки законности пересечения (пограничный, таможенный, санитарный контроль), а также выдача разрешений на пересечение; ведение хозяйственной, промысловой и иной деятельности, которая не должна создавать помехи содержанию границы; разрешения инцидентов, связанных с нарушением режима государственной границы. Лица, воздушные суда, невоенные морские, речные суда и военные корабли, другие транспортные средства, пересекшие границу в нарушение установленных правил, признаются нарушителями государственной границы. Иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие статуса лиц, проживающих или пребывающих на территории Российской Федерации, пересекающие границу с территории иностранного государства, при наличии в их действиях признаков преступления или административного правонарушения привлекаются к ответственности. В случаях, когда в отношении этих лиц отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях и они не пользуются правом получения политического убежища, пограничные войска в официальном порядке передают их властям государства, с территории которого они пересекли государственную границу. Прибывшие в пункты пропуска через государственную границу граждане Российской Федерации, утратившие документы на право въезда в Российскую Федерацию в период пребывания за границей, оставляются в пунктах пропуска через государственную границу на время, необходимое компетентным органам для установления их личности и уточнения обстоятельств утраты документов, но не более чем на 30 суток. Хотя в законе сказано, что лица "оставляются", на самом деле речь идет о превентивном задержании. Для разрешения вопросов соблюдения режима границы, урегулирования пограничных инцидентов на определенные участки государственной границы Правительством назначаются пограничные представители Российской Федерации (пограничные комиссары, пограничные уполномоченные и их заместители)12. Пограничный (приграничный) режим устанавливается в пограничной зоне, территориальных водах Российской Федерации и внутренних водах, имеющих выход к границе, с целью создания необходимых условий для ее охраны. Правила этого режима принимаются высшими и центральными федеральными органами, а также органами субъектов Федерации. Пограничный режим включает правила: определения пограничной зоны. В нее включается полоса местности шириной до 5 километров вдоль границы на суше, морского побережья, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов и острова на них. В пограничную зону могут не включаться территории населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки. Исходя из характера отношений России с сопредельным государством на отдельных участках границы пограничная зона может не устанавливаться; въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне. Такие действия осуществляются по документам, удостоверяющим личность, выдаваемым Пограничными войсками на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий, учреждений и общественных объединений. Правилами могут устанавливаться место, время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств; хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с использованием земель, лесов, недр, вод, проведением массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне. Конкретные работы, мероприятия проводятся с разрешения Пограничных войск; учета содержания и использования российских маломерных судов и средств передвижения по льду. Под пунктом пропуска через государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное, специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, товаров и животных13. Они устанавливаются Правительством России. Режим в пунктах пропуска регулируется транспортными ведомствами, актами, согласованными с Пограничными войсками и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. На основе ведомственного акта руководитель транспортного предприятия издает с учетом местных условий согласованный с соответствующими должностными лицами Пограничных войск, таможенного и других контрольных органов приказ (инструкцию), устанавливающий режим в данном пункте пропуска. Таким образом, режим в пунктах пропуска регулируется актами трех уровней: федеральным законом, актами центральных органов исполнительной власти Российской Федерации и начальников станций, портов, аэродромов. Рассматриваемый режим включает правила: устанавливающие порядок ввоза (вывоза) товаров и животных в пунктах пропуска. Такие действия осуществляются в специально выделенных для этих целей местах по пропускам, выдаваемым администрациями транспортных предприятий; регулирующие пребывание в пунктах пропуска через Государственную границу лиц и транспортных средств. Места и продолжительность стоянок в пунктах пропуска транспортных средств заграничного следования определяются администрацией транспортных предприятий. Доступ лиц к транспортным средствам и на транспортные средства заграничного следования в период осуществления пограничного и иных видов контроля ограничивается, а в случаях необходимости - запрещается. Посадка пассажиров в транспортные средства при убытии из Российской Федерации и высадка при прибытии в Российскую Федерацию, а также погрузка (выгрузка) багажа, почты и грузов производится с разрешения Пограничных войск и таможенных органов. Транспортные средства заграничного следования могут начинать движение для убытия с территории Российской Федерации или следования в глубь территории Российской Федерации, а равно менять место стоянки только с разрешения Пограничных войск и таможенных органов; устанавливающие правила захода, пребывания иностранных судов в портах (на рейдах) России, сообщения судов с берегом, схода членов экипажа на берег, посещения судов; устанавливающие дополнительные ограничения в помещениях, где осуществляется пограничный и иные виды контроля. Решающая роль в охране Государственной границы принадлежит Федеральной пограничной службе Российской Федерации, которой для этого предоставлены широкие полномочия. В частности, ее структурные подразделения: контролируют соблюдение режима и ведут необходимые для этого регистрацию лиц и учет фактических данных; обеспечивают военно-техническими мерами недопущение противоправного изменения государственной границы на местности; проводят пограничные поиски и операции, оперативно-розыскную, контрразведывательную и разведывательную деятельность, осуществляют профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию Пограничных войск; осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению, рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним. В пределах пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, территориальных вод Российской Федерации, где установлен пограничный режим, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также на территориях прилегающих к ним административных районов и городов пограничники вправе возводить необходимые инженерно-технические сооружения, сопровождать транспортные средства, проверять документы, временно ограничивать или запрещать движение транспорта, производить досмотр (осмотр) транспортных средств и перевозимых на них грузов, временно ограничивать или запрещать движение транспорта, производство различных работ. Пресекая нарушения режимных правил, пограничники вправе: доставлять граждан в соответствующие помещения, задерживать их, подвергать личному досмотру, а также досматривать и при необходимости изымать находящиеся при них вещи, другие вещи, находящиеся в их собственности или владении, и документы; осматривать невоенные суда, допустившие нарушения, и доставлять (конвоировать) их в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения; применять оружие, боевую технику, специальные средства, физическую силу и использовать служебных собак. Санитарная охрана границы состоит из медико-санитарной, ветеринарной и фило-санитарной. Соответствующие органы осуществляют досмотры, наблюдение за здоровьем людей, животных, растений, пересекающих границу, проводят бактериологические исследования. Они вправе вводить карантины, изолировать больных граждан, уничтожать нездоровых животных, больные или несущие на себе инфекцию растения. По инициативе санитарных служб решаются вопросы о временном ограничении или прекращении движения через границу. 2. На основе действующего законодательства охарактеризуйте правовой институт губернатора (главы субъекта Российской Федерации) в системе государственной власти России (правовая основа, компетенция, процедура назначения, ответственность и т.д.). В соответствии со ст. 77 Конституции РФ система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими "самостоятельно" в соответствии с основами конституционного строя России и Федеральным законом "Об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" (1999). Субъекты Федерации обязаны учитывать республиканскую форму правления (ст. 1 Конституции), единство системы государственной власти (п. 3 ст. 5), осуществление государственной власти органами государственной власти (п. 2 ст. 11), разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации (п. 3 ст. 11); разделение государственной власти и самостоятельность ее органов (ст. 10), а также то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12), а в пределах ведения Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в России. К общим принципам организации исполнительных органов государственной власти могут быть отнесены обязательное вхождение главы территории (главы республики, области, края) в систему исполнительной власти; обязательное наличие органа общей компетенции субъекта Федерации; подотчетность органов исполнительной власти законодательному и представительному органу по вопросам исполнения законов субъектов Федерации; организационно-правовая самостоятельность местных органов исполнительной власти общей компетенции и другие. Самостоятельность субъектов Российской Федерации в установлении своей системы исполнительной власти проявляется в том, что они: осуществляют собственное правовое регулирование организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации; устанавливают виды органов исполнительной власти, их наименование и правовое положение в системе государственной власти субъекта Российской Федерации; определяют территориальные пределы осуществления государственной исполнительной власти; определяют структуру органов исполнительной власти и подчиненность между различными органами; распределяют функции и компетенцию исполнительной власти субъекта Российской Федерации между различными видами органов. Системы исполнительной власти в субъектах Федерации достаточно разнообразны, как по видам органов, так и по структурно-функциональным взаимосвязям между ними. Большинство конституций и уставов субъектов Федерации не дают полного представления о действующих на их территориях системах исполнительной власти, уделяя внимание лишь отдельным элементам - статусу высшего должностного лица или полномочиям органа общей компетенции. Иногда вопрос о системе пытаются решить, используя категорию структуры исполнительной власти - например, закон Республики Карелия "О структуре исполнительной власти Республики Карелия", или категорию схемы управления краем, областью - глава 23 Устава Томской области называется "схема исполнительной власти Томской области". Под системой исполнительной власти субъекта Федерации .понимается совокупность органов субъекта Федерации, осуществляющих государственную исполнительную власть, их соподчиненность, средства их взаимодействия с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления. В единую систему исполнительной власти субъекта Российской Федерации включаются: а) глава исполнительной власти субъекта Федерации - президент республики, глава администрации, губернатор, и т. д.; б) исполнительный орган государственной власти общей компетенции (правительство или администрация); в) исполнительные органы государственной власти специальной компетенции (отраслевые и межотраслевые); г) территориальные органы государственной исполнительной власти общей компетенции, действующие в границах административно-территориальных образований (городов и районов республиканского или областного подчинения, и т. д.) или на территории административных (управленческих) округов; д) территориальные органы государственной исполнительной власти специальной компетенции, являющиеся структурными подразделениями органов общей компетенции или отраслевых (межотраслевых) органов субъекта Федерации. Приведенный перечень является собирательным, обобщающим все возможные варианты. Система исполнительной власти конкретного субъекта Федерации устанавливается им самостоятельно в конституции, уставе и законах о системе органов государственной власти, а также в актах главы исполнительной власти, закрепляющих структуру исполнительных органов. Так, например, согласно п. 2 ст. 1 Областного закона Свердловской области "О Правительстве Свердловской области", Правительство Свердловской области, областные и территориальные исполнительные органы государственной власти области образуют единую систему исполнительной власти, возглавляемую губернатором Свердловской области14. В соответствии со ст. 3 Закона Ставропольского края "О системе органов государственной власти Ставропольского края", администрация края, ее отделы, управления, комитеты, территориальные и другие создаваемые ею органы образуют единую систему органов исполнительной власти края. На территории каждого субъекта Федерации помимо собственной единой системы органов исполнительной власти действует система территориальных федеральных органов. Между этими видами систем существует организационно-управленческое и функционально-правовое взаимодействие, выражающееся в том, что, во-первых, многие территориальные органы действуют по вопросам совместного ведения и находятся в совместном (двойном) подчинении федерального органа и органа исполнительной власти субъекта Федерации; во-вторых, некоторые исполнительные органы специальной компетенции субъектов Федерации наделяются правами и функциями территориальных органов, но при этом остаются структурными подразделениями республиканской или областной администрации; в-третьих, территориальным федеральным органам, органами исполнительной власти субъектов Федерации могут быть делегированы отдельные полномочия, связанные с их административной деятельностью. В большинстве республик во главе исполнительной власти стоит президент, в Карелии - Председатель Правительства, всенародно избираемый и единоначально руководящий органами исполнительной власти, а в Республике Дагестан - Государственный Совет, являющийся коллегиальным органом и формируемый Конституционным Собранием Республики Дагестан. Статус главы исполнительной власти отличается значительным разнообразием. Выделяются следующие варианты определения правового положения президента республики: а) президент республики является главой республики и ее высшим должностным лицом (Республика Башкортостан, Республика Ингушетия). В конституциях этих республик не содержится указание на то, что президент входит в систему исполнительной власти или возглавляет исполнительную власть; б) президент республики является главой государства, высшим должностным лицом и возглавляет систему исполнительной власти республики, при этом деятельностью правительства руководит его председатель, назначаемый президентам (республики Якутия, Северная Осетия, Татарстан, Тыва); в) президент республики или глава республики является главой государства, высшим должностным лицом, возглавляет систему исполнительной власти и является председателем правительства республики (республики Бурятия, Коми). К полномочиям главы государства (главы республики), характеризующим данное лицо как главу исполнительной власти, относятся: полномочия по формированию правительства республики; полномочия по формированию иных, в том числе территориальных, органов исполнительной власти; полномочия по непосредственному руководству органами исполнительной власти; полномочия по отмене актов органов исполнительной власти и применению к руководителям мер дисциплинарного воздействия. По-разному решается вопрос о втором должностном лице в системе исполнительной власти республик, которое исполняет обязанности главы исполнительной власти в период, когда президент (глава республики) не в состоянии исполнять свои обязанности. Им может быть вице-президент (республики Ингушетия, Якутия, Татарстан, Тыва), председатель правительства (республики Башкирия, Северная Осетия), заместитель председателя правительства или заместитель главы республики (республики Карелия, Коми). Согласно ст. 78 Конституции Республики Бурятия временно полномочия главы исполнительной власти осуществляет Председатель Народного Хурала Республики Бурятия. Главой исполнительной власти в краях и областях является глава администрации или губернатор. Его правовой статус закрепляется в уставе субъекта Федерации, в законах о системе органов государственной власти или в специальных законах о главе исполнительной власти (например, Закон Саратовской области "О главе администрации (губернаторе) Саратовской области"). Глава администрации (губернатор) является высшим должностным лицом субъекта Федерации и руководит системой органов исполнительной власти области (края) на принципах единоначалия. Правовое положение главы администрации (губернатора) может быть дифференцированно по следующим критериям: а) глава исполнительной власти возглавляет систему органов исполнительной власти, а орган общей компетенции возглавляет другое, назначаемое губернатором должностное лицо (председатель правительства, вице-губернатор, первый заместитель главы администрации) - Свердловская область, Ярославская область, Московская область; б) глава исполнительной власти руководит системой органов исполнительной власти и возглавляет правительство области (края) - Саратовская область, Калининградская область, Ставропольский край. Глава исполнительной власти области (края): образует (совместно или по согласованию с законодательным органом) и в соответствии со схемой управления субъектом Федерации отраслевые и территориальные органы исполнительной власти, назначает на должность и освобождает от должности их руководителей; утверждает положения об отраслевых и территориальных органах исполнительной власти; образует, реорганизует и ликвидирует иные государственные организации, назначает их руководителей, утверждает их уставы и положения; вправе отменять акты подведомственных органов исполнительной власти субъекта Федерации; издает правовые акты (постановления и распоряжения), обязательные на всей территории субъекта Федерации. Правительство (администрация) субъекта Федерации является коллегиальным исполнительным и распорядительным органом государственной власти, подотчетным президенту республики (главе республики) и законодательному и представительному органу республики. Правительство может иметь статус высшего органа исполнительной власти. В краях и областях выделяется два вида организационно-правового статуса правительства: во-первых, правительство может являться самостоятельным исполнительным органом государственной власти, обладать собственной компетенцией, быть организационно обособленным от главы исполнительной власти (Свердловская область, Ярославская область); во-вторых, правительство может быть организационно включено в структуру администрации субъекта Федерации, и, не обладая функционально-правовой самостоятельностью, реализовывать часть компетенции администрации. В этом случае первый заместитель главы администрации (губернатора) возглавляет правительство, а другие члены правительства являются должностными лицами администрации (Краснодарский край, Мурманская область). Состав и структура правительства субъекта Федерации определяются конституциями, уставами субъекта Российской Федерации и законами о правительстве, а также указами и постановлениями президента и главы администрации (губернатора). В состав правительства входит председатель правительства, заместители председателя правительства и члены правительства. Заместители председателя правительства и члены правительства, как правило, являются руководителями соответствующих отраслевых министерств, госкомитетов, департаментов или территориальных органов исполнительной власти (в некоторых областях и городах федерального значения). Они назначаются главой исполнительной власти с участием законодательного и представительного органа государственной власти. В большинстве областей в качестве органа исполнительной власти общей компетенции действует администрация области (края). Деятельностью администрации руководит глава администрации на принципах единоначалия. Хотя в некоторых субъектах Федерации в составе администрации функционируют коллегиальные подразделения. Например, согласно ст. 7 Закона Алтайского края "Об Администрации Алтайского края" в структуре администрации создается совет администрации - коллегиальный орган, принимающий решения от имени администрации по важнейшим вопросам жизни края. Структура администрации области (края) утверждается главой исполнительной власти или по его предложению законодательным и представительным органом государственной власти субъекта Федерации. Выделяются следующие типичные элементы структуры администрации: а) руководители администрации - глава администрации (губернатор), первый заместитель (вице-губернатор или председатель правительства), заместители главы администрации; б) правительство области (края) - руководящий коллегиальный орган, создаваемый в некоторых субъектах Федерации для решения наиболее важных вопросов, отнесенных к компетенции администрации; в) коллегия - совещательный орган при главе администрации, создаваемый для коллективного рассмотрения определенных вопросов, связанных с подготовкой и реализацией проектов планов и программ развития региона; г) структурные подразделения, образующие аппарат администрации и не обладающие организационной самостоятельностью, - отделы, комитеты и управления; д) структурные подразделения специальной компетенции, обладающие организационной самостоятельностью и осуществляющие отраслевое и межотраслевое государственное управление - министерства, департаменты, комитеты, главные управления (управления); е) территориальные структурные подразделения, осуществляющие государственную исполнительную власть на территории городов, районов и иных административно-территориальных образований. Перечисленный состав элементов структуры администрации конкретизируется применительно к каждому субъекту Российской Федерации, где существует такой государственный орган. При этом первостепенное значение имеет установленная уставом или иным законодательным актом система органов исполнительной власти. Следует иметь в виду, что под администрацией в некоторых субъектах Федерации понимается не орган общей компетенции, а совокупность органов, образующих систему органов исполнительной власти. В соответствии с п. 3 ст. 29 Устава Московской области исполнительную власть в Московской области осуществляют органы исполнительной власти Московской области (Администрация Московской области), в структуру которой входят правительство Московской области, отраслевые органы исполнительной власти специальной компетенции, территориальные органы исполнительной власти Московской области. Функции и полномочия, которые закрепляются за органом исполнительной власти общей компетенции, могут быть подразделены на общие и специально-отраслевые. К первым относятся издание постановлений и распоряжений, обязательных для исполнения на территории республики; осуществление оперативного руководства нижестоящими органами исполнительной власти; образование подведомственных органов и учреждений и утверждение положений о них; отмена или приостановление актов нижестоящих органов исполнительной власти; назначение на должность и освобождение от должности руководителей органов исполнительной власти и иных государственных организаций. Специально-отраслевые функции и полномочия связаны с исполнительной деятельностью в различных сферах общественной жизни: экономической, социально-культурной, охраны окружающей природной среды, охраны правопорядка и общественной безопасности. В этих и других областях правительство (администрация) проводит государственную политику, составляет проекты планов и программ социально-экономического развития, осуществляет управление государственной собственностью, создает условия для деятельности государственных и негосударственных организаций, принимает меры по защите прав и законных интересов граждан и организаций и т. д. Органами исполнительной власти специальной компетенции в республиках являются министерства, государственные комитеты, комитеты, управления, а в областях (краях) - министерства, государственные комитеты, департаменты, управления и иные органы, входящие в структуру исполнительной власти. Они действуют на основании положений, которые утверждает глава исполнительной власти, правительство субъекта Федерации или соответствующий федеральный орган. Структура органов специальной компетенции предопределяется, во-первых, составом и структурой федеральных органов исполнительной власти и создаваемых ими территориальных органов, во-вторых, статусом субъекта Федерации, в-третьих, социально-экономическим развитием субъекта Федерации и его финансово-бюджетными возможностями. Выделяются несколько видов органов специальной компетенции: являющиеся самостоятельными органами исполнительной власти или структурными подразделениями правительства (администрации). Они являются юридическими лицами и выступают в правоотношениях от собственного имени. К ним относятся органы, осуществляющие исполнительную власть в сфере образования, здравоохранения, культуры, экономики, строительства и архитектуры, спорта и туризма и др. Руководители этих органов назначаются на должность и освобождаются от должности главой исполнительной власти или правительством. В большинстве положений об этих органах подчеркивается, что они строят свои взаимоотношения с соответствующими федеральными органами исполнительной власти на основе соглашений и выполнения методических рекомендаций; совместного подчинения, входящие в систему федеральных органов исполнительной власти и одновременно подчиняющиеся главе исполнительной власти (органы внутренних дел, финансов, юстиции, управления государственным имуществом, охраны окружающей природной среды, по земельным ресурсам и землеустройству, социальной защиты населения). Те из них, которые не являются территориальными федеральными органами, создаются главой исполнительной власти и включаются в структуру администрации (правительства). Некоторые из отраслевых (межотраслевых) органов специальной компетенции имеют свои территориальные органы в городах и районах. Они действуют на основании положений, утверждаемых руководителем соответствующего исполнительного органа субъекта Федерации, который также назначает руководителя территориального структурного подразделения. Система местных органов государственной исполнительной власти субъектов Федерации зависит от административно-территориального устройства субъекта Федерации и от территориальной основы местного самоуправления. Выделяются следующие системы организации территориальных исполнительных органов государственной власти. Во-первых, существуют субъекты Федерации, где не созданы местные исполнительные органы государственной власти общей компетенции, поскольку в городах и районах республиканского (областного) подчинения созданы муниципальные образования и действуют органы местного самоуправления. Государственную исполнительную власть в городах и районах осуществляют только территориальные органы специальной компетенции (Республика Карелия, Краснодарский край). Во-вторых, в качестве местных органов выступают администрации управленческих (административных) округов, префектур, осуществляющие исполнительную власть на территории нескольких административно-территориальных единиц (районов и городов, районов в городе) и являющиеся территориальными органами общей компетенции, непосредственно подчиняющиеся главе исполнительной власти и правительству субъекта Федерации (Свердловская область, Ленинградская область, г. Москва). Возглавляют такие территориальные органы назначаемые главой администрации (губернатором) префекты, управляющие, полномочные представители, входящие по должности в состав правительства субъекта Федерации. В-третьих, местными органами государственной исполнительной власти являются администрации районов, городов и иных административно-территориальных образований, в которых предусмотрено создание органов государственной власти. В одних субъектах Федерации местные администрации входят в структуру администрации области, а их глава назначается главой администрации (губернатором) области или края. В других районная и городская администрация - это самостоятельные органы государственной исполнительной власти общей компетенции, глава которых избирается населением. При этом следует учитывать, что Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 24 января 1997 г. по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" выработал правовую позицию, согласно которой субъекты Федерации не могут создавать исполнительные органы государственной власти на территориях, не имеющих статуса административно-территориальных единиц республиканского подчинения, непосредственно входящих в состав территории субъекта Российской Федерации согласно его административно-территориальному делению15. Если местная администрация является самостоятельным органом конкретной административно-территориальной единицы, а не структурным подразделением вышестоящего (республиканского) органа исполнительной власти, то ее глава и его заместители не могут назначаться вышестоящими органами государственной власти, поскольку такой порядок не соответствует установленным Конституцией принципам разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти различных уровней. То есть Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал положение о том, что местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительной власти непосредственно, как самостоятельные ее субъекты, строящие свои отношения с вышестоящей администрацией на таких же принципах, на каких строятся отношения последних с федеральными органами государственной власти. Тем не менее организация местной государственной исполнительной власти в республиках и областях не может быть однотипной, поскольку они имеют различную структуру административно-территориального устройства, различные по масштабам и объему задачи государственно-управленческого характера, разный уровень социально-экономического развития. Как правило, президент или губернатор утверждает примерную структуру местной администрации, а в ряде субъектов принимаются типовые положения о местной администрации, на основе которых разрабатываются и утверждаются положения об администрации конкретного административно-территориального образования. В структуре местной администрации выделяется аппарат, состоящий из руководства администрации (главы администрации и его заместителей), оперативных и функциональных отделов и служб, а также отделы, управления, комитеты, являющиеся самостоятельными структурными подразделениями и находящиеся в совместном подчинении главе местной администрации и руководителю органа специальной компетенции субъекта Федерации - отдел внутренних дел, культуры, образования, финансовый отдел, комитет по управлению государственным имуществом, комитет по физкультуре, спорту и туризму. В некоторых субъектах Федерации наблюдается неправомерное включение органов местного самоуправления в систему государственной исполнительной власти. Например, постановлением главы администрации Московской области от 14 ноября 1996 г. на территориях городов и районов, являющихся муниципальными образованиями, созданы территориальные исполнительные органы администрации Московской области, полномочия руководителей которых переданы главам муниципальных образований городов и районов. Определенные особенности присущи системе органов исполнительной власти городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга. Во-первых, многозвенность системы административного управления - мэрия, правительство, префектуры в Москве и администрация, правительство, территориальные управления в Санкт-Петербурге. Во-вторых, значительная централизация исполнительной вертикали, выражающаяся в обширных распорядительных полномочиях главы исполнительной власти - мэра и губернатора, начиная от назначения руководителей всех подведомственных городской администрации органов и заканчивая совмещением должностей главы администрации и главы правительства. В-третьих, отраслевая структура органов исполнительной власти учитывает особенности городской жизни и предполагает объединение и дифференциацию этих органов, в том числе по признаку их функционирования в системе городского хозяйства. В-четвертых, в структуре городской администрации функционируют органы специальной компетенции, находящиеся в совместном ведении трех видов органов исполнительной власти - города федерального значения, области и Российской Федерации; например, главное управление внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В-пятых, государственная исполнительная власть "опускается" на тот территориальный уровень, где в других субъектах Федерации осуществляется муниципальная власть, что отражается на характере взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления, начиная от порядка их формирования и заканчивая наделением отдельными государственно-властными полномочиями. ЗАДАЧА. В адрес начальника органа внутренних дел поступило заявление группы граждан. В заявлении граждане указывали, что недалеко от их дома действует молельный дом по отправлению неизвестной им религии. Этот дом находится рядом со школой, его посещают несовершеннолетние, слышится песнопение, периодически по прилегающей к молельному дому улице проводятся шествия. Считая деятельность молельного дома и исповедываемую религию незаконной, в том числе и потому, что молельный дом не зарегистрирован в органах власти и то, что он представляет опасность для общества, заявители просят принять меры к прекращению его деятельности и привлечению его руководителей к ответственности. Изучите ситуацию, выводы изложите в виде письменного ответа гражданам, обосновав в нем правомерность каждого требования в соответствии с действующим законодательством и правильное решение. Укажите правовую основу и сроки для разрешения данной жалобы. Письменный ответ на заявление группы граждан от "___"________200__ г. Уважаемые граждане! "___"________200__ г. от Вас на мое имя поступило заявление, в котором указывалось, что недалеко от Вашего дома действует молельный дом по отправлению неизвестной Вам религии, и приводилась просьба принять меры к прекращению его деятельности и привлечению его руководителей к ответственности. Довожу до Вашего сведения, что, согласно ст. 14 Федерального закона РФ от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозные организации могут быть ликвидированы: - по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации; - по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям). Основаниями для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются: - нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства; - действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; - создание вооруженных формирований; - пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества; - принуждение к разрушению семьи; - посягательство на личность, права и свободы граждан; - нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; - склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; - воспрепятствование получению обязательного образования; - принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; - воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; - побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий. Таким образом, если молельный дом является частью религиозного объединения, не зарегистрированного в установленном законом порядке (как было указано в Вашем заявлении), и (или) в его деятельности имеются вышеприведенные нарушения, он подлежит закрытию по установленной законодательством процедуре. На основании заявленных требований сотрудниками нашего отдела внутренних дел и участковым инспектором будет проведена проверка, о результатах которой Вы будете оповещены в письменной форме (в течение одного месяца со дня получения заявления). Начальник ОВД _____________________ ______________________ (звание) ____________________________ ФИО "___"________200__ г. БИБЛИОГРАФИЯ Конституция РФ Федеральный закон "Об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изменениями от 26 марта 2000 г.) Положение об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации // СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3180. ВВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594. САПП РФ. 1993. № 40. Ст. 3751. СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1861; 1995. № 21. Ст. 1971; 1995. № 35. Ст. 3503; 1996. № 39. Ст. 4563; 1997. № 5. Ст. 708; 1998. № 4. Ст. 485. Ведомости РСФСР. 1991. № 20. Ст. 641; 1991. № 22. Ст. 773. Ведомости РФ. 1992. № 10. Ст. 457; 1992. № 33. Ст. 1915; 1992. № 46. Ст. 1117. Областная газета. 1998. 9 сентября. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. - М. 1996. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник для вузов. - М.: Норма - Инфра-М, 2000. 1 Предусмотренный Конституцией РФ федеральный конституционный закон о чрезвычайном положении внесен Президентом в качестве законопроекта на рассмотрение Государственной Думы. 2 Ведомости РСФСР. 1991. № 22. Ст. 773. 3 САПП РФ. 1993. № 40. Ст. 3751. 4 Ведомости РФ. 1992. № 46. Ст. 1117. 5 Ведомости РФ. 1992. № 10. Ст. 457. 6 Ведомости РСФСР. 1991. № 20. Ст. 641. 7 СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3503. 8 СЗ РФ. 1996. № 39. Ст. 4563. 9 Ведомости РФ. 1992. № 33. Ст. 1915. 10 Положение об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации // СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3180. 11 ВВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594; СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1861. 12 СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1971. 13 СЗ РФ. 1998. № 4. Ст. 485. 14 Областная газета. 1998. 9 сентября. 15 СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 708. 2 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|